Куда пойти учиться после музыкальной школы. Вузы дадут дополнительные баллы за музыкальные школы и спортивные успехи

В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.

Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?

При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время - никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.

Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу - освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.

Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение . Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.

Подписка


    МФТИ

    Надо понимать, что это технический вуз с очень высоким проходным баллом. Для того чтобы у тебя приняли заявление, по русскому языку надо набрать на ЕГЭ не меньше 50 баллов, по математике, физике, химии, информатике не меньше 65.

    Физтех, как и все вузы, будет учитывать Всероссийскую олимпиаду школьников и некоторые другие состязания. Например, турнир городов, олимпиаду "Ломоносов", Московскую олимпиаду школьников, Открытую олимпиаду по программированию, новую олимпиаду, которая появилась в списке минобрнауки только в этом году, - "ТехноКубок" и другие.

    За аттестат или диплом с отличием, золотую, серебряную медали Физтех добавит 2 балла. Столько же баллов получите, если окончили музыкальную или художественную школу. Вуз будет учитывать не только золотой значок ГТО, но и спортивные разряды, пояса по единоборствам, звания "мастер спорта" или "кандидат в мастера спорта" (2 балла).

    МГИМО

    Чтобы участвовать в конкурсе, надо набрать на ЕГЭ по русскому и иностранным языкам не менее 70 баллов. Исключение сделано только для некоторых направлений (это в числе прочих "Торговое дело", "Менеджмент"), где достаточно и 60 баллов.

    Кого в МГИМО зачислят вне конкурса? Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, и некоторых других олимпиадников. Льготное поступление гарантировано победителям и призерам телевизионной олимпиады "Умницы и Умники", олимпиады МГИМО МИД России, которая проводится в партнерстве с редакцией "Российской газеты", олимпиады "Ломоносов" по географии, а также некоторых других.

    СПбГУ

    В Санкт-Петербургском госуниверситете дополнительные баллы в портфолио начислят не только победителям и призерам Олимпийских игр, но и членам сборных команд России. Если это олимпийские виды спорта, то к ЕГЭ прибавят 10 баллов, если не олимпийские - 5 баллов. Победители региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут рассчитывать на 4 балла, призеры - на 3.

    В Вышке, как и во многих других престижных вузах, повышенный порог минимальных баллов. На "математике" это 75 баллов на профильном предмете, на "физике" надо принести не меньше 70 баллов и по физике, и по математике. В ВШЭ за сочинение, которое тут всегда проверяется, можно получить до 10 баллов, за аттестат с золотой или серебряной медалью - 3 балла.

    Если ты мастер спорта, то к ЕГЭ получишь дополнительно 3 балла, если кандидат в мастера спорта, то 2 балла. Вышка учитывает олимпиады первого и второго уровня, но есть несколько олимпиад третьего уровня, за которые вуз тоже может дать лишние баллы. Это, допустим, олимпиада по дискретной математике.

    Топ-10 вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ (бюджет)

  • МГИМО - 95,4%
  • МФТИ - 93,8%
  • ВШЭ (Москва) - 92,2%
  • СПбГУ - 90%
  • ВАВТ - 89,9%
  • МГУ - 87,8%
  • МИФИ - 87,8%
  • ВШЭ (Санкт-Петербург) - 87,1%
  • Университет ИТМО - 86,9%
Важно знать
  • Результаты ЕГЭ и олимпиад действительны в течение четырех лет после года получения, иными словами, пять лет.
  • Заверенные копии в приемные комиссии вузов сдавать не нужно.
  • Заметно вырос конкурс в ведущие вузы. Теперь сложно поступить даже на платные отделения. Самый высокий средний балл обычно в МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Университете ИТМО.
  • Самое дорогое обучение в МГИМО (478 тысяч рублей в год), МГУ (339 тысяч рублей), ВШЭ (338 тыс. руб.), Финансовом университете при правительстве (316 тыс. руб.) и Всероссийской академии внешней торговли (295 тыс. руб.).

В советские годы дети поголовно шли в бесплатные кружки, секции и музыкальные школы. Сейчас обучение ребенка музыке отнимает у родителей и время, и нервы, и деньги. Одни родители воплощают в детях несбывшуюся музыкальную мечту, другие заботятся о широком кругозоре, но и тем и другим приходится мучиться вместе с детьми за тетрадями по сольфеджио и над нотами новой пьески. Мы спросили у тех, кто все-таки получил диплом музыкальной школы лет 10, 20 и даже 30 назад, пригодилось ли им музыкальное образование в жизни.

«Пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово!»

Сергей Завт риков, 21 год. Окончил музыкальную гимназию 6 лет назад; сейчас студент БГМУ:

- Гимназия была рядом с домом, музыкальная, обязательно надо было выбрать еще и инструмент какой-нибудь. В ладошки прохлопал, пропел, ритм повторил - поступил без проблем. Я пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово. Баян - и ладно. Папе просто нравился баян. Заниматься меня не заставляли, самому нравилось играть. В школе я был неплохой баянист, даже в конкурсе участвовал, правда, ничего не занял, но участвовал! Сейчас инструмент на даче пылится, в руки так и не брал со школы. В целом музыкальное образование очень пригодилось, особенно развитое чувство ритма: мне на военке сейчас маршировать легко, барабан слышу. Еще я сам учился играть на гитаре, думаю, без музыкального образования было бы тяжелее. К классической музыке отношусь положительно. Конкретно чего-то любимого нет, но могу послушать, да и вообще люблю живую музыку. Своих детей я отдал бы в музыкальную школу, в любом случае лишним не будет.

«Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься»

Наталья Гусева, 45 лет. Окончила школу по классу фортепиано 25 лет назад; работает зубным техником:

Первые лет десять после школы я еще садилась за инструмент, играла, например, «Лунную сонату», что-нибудь «брынькала» для души. Мама когда-то хотела заниматься музыкой, но это было после войны, а бабушка не могла ей купить инструмент. Поэтому свою мечту мама в дочках воплотила, чтобы мы были музыкальные. Тогда, в 80-е годы, это было модно. Старшая сестра, отличница во всем, тоже закончила школу по классу фортепиано, но сказала, что своих дочерей в музыкальную не отдаст. Мне в детстве нравилось, как она играла, и я к ней все лезла. Инструмент у нас был дорогой, хороший. Тогда мама решила меня тоже в музыкальную школу отправить. Спустя пару лет я просилась на рисование или на волейбол, а мама: «Нет, музыкальная школа у тебя». Я закончила и забыла, сказала себе, что мой ребенок за пианино не сядет! Моему сыну нравится на картинках пианино, но я понимаю, что это огромный труд. Если нет дара, то лучше не мучить дите. У тех, у кого есть дар, это как-то легче получается. Мои же занятия были из-под палки, сольфеджио приходилось заучивать. Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься. Если у ребенка есть талант, это видно с трех-четырех лет: тянется к музыке, ему хочется стучать ритм везде, петь. А так уж скалолазание полезнее будет. Классику я могу послушать, если случайно где-то услышу. Хотя мне под 50 лет, но я слушаю современную музыку, зарубежную в основном. Специально идти на концерт или в оперу - нет. Разве что оперетта или балет, что-то такое грандиозное.

«В воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент»

Екатерина Гичко, 26 лет. Окончила хоровой класс и фортепиано 10 лет назад; работает помощником директора в частной компании:

- Мама работала в музыкальной школе концертмейстером, брала с собой на работу. Я, наслушавшись флейты, хотела на флейту, а записали меня на фортепиано. От мамы, наверное, был талант: я быстро справлялась со всем. Было время, когда хотелось бросить, но мама не позволила. Я была ужасно ленивым ребенком, но насилия никакого не было. Мама, наоборот, мне помогала. Как дети с немузыкальных семей справляются, я не знаю, у меня всегда была помощь. Мне нравилось петь в хоре, а заниматься на фортепиано не нравилось: в воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент. Но рада, что закончила. Это полезно, большой багаж знаний. Как он мне пригодился…

Я иногда хожу играть в «Мозгобойню», там есть вопросы про музыку, помогает. Классическую музыку я слушаю с большим удовольствием, хожу на концерты, в театр. Еще у меня есть правило: в любом новом городе, когда путешествую, стараюсь сходить в оперный. Своих детей я бы отдала учиться музыке. Думаю, люди музыкально безграмотные многое теряют в жизни. Музыка - это часть изящных искусств, которые когда-то давно были обязательными для всех, только вот 7 лет учиться тяжеловато.

«Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня»

Александр Кожемяченко, 48 лет. Окончил отделение ударных инструментов 30 лет назад; работает врачом в кожно-венерологическом диспансере:

Родители отправили учиться музыке, чтобы не бил окна футбольным мячом. Слуха особо не было, поэтому распределили на ударные. Пять лет учился, закончил с трудом. Мама требовала, чтобы ходил на занятия и не бегал по улицам без дела, а папа работал, ему до этой школы не было дела. Любовь к музыке привила учительница музыкальной литературы. Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня. А вот литература была самым любимым предметом, не пропускал: там очень красивая учительница была и музыка хорошая. В жизни это мне пригодилось. В школе, в старших классах, играл на ударной установке. У нас с одноклассниками был музыкальный ансамбль, мы были звездами школьных вечеров. Девочки, мне кажется, в то время больше футболистов любили, но и музыканты им нравились. Классическую музыку слушаю, но на концерты хожу только с женой. Она тоже с музыкальным образованием, меня с собой берет. Моцарта на слух угадаю: надо быть медведем, чтобы его музыку не угадать. Дети наши тоже в музыкальной школе, оба сами попросились и хорошо справляются.


Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.