Конспект нод в средней группе по декоративному рисованию на зимнюю тему. Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

«Рисование слона» - Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Не отчаивайтесь! Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Мы нарисовали слона!

«Курсы рисования» - Часть 3. О курсе подробнее … Занятие 10. Лена рисунок после занятия 19.05.09. Воспоминание о мае. Результаты мне понравились. Занятие 9. Примеры работ студентов после 3-го занятия. Отражения солнца. Рисование лица в 3/4. Понятие гештальта. Особенности восприятия очертаний в л-режиме и п-режиме Практическая часть.

«Рисование человека» - Из истории техники «Гризайль». Пейзаж. При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? В технике «Гризайль» можно нарисовать: Работа с цветом. После гризайли художник приступал к работе с масляными красками. Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? Рисование с натуры.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Работа в рудниках. Вазописец. Торговля в Древней Греции. Древняя Греция. Храм Аполлона. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Практическая работа. Виды вазописи. Храм Посейдона. Храм Цецеры. Роль декоративного искусства в обществе. Древнегреческая школа. Древнегреческие сосуды.

«Русское декоративное искусство» - Ваза. Новая форма мебели, столов, комодов. Чаша. Рамки для зеркал. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Конец XIX - начало XX века. Е.А. Прахова. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Рисование животных» - Формирование навыков изображения животных на основе аналогий с геометрическими фигурами. Рисование от общих масс Рисование с помощью осей. Рисование с помощью шаблонов. Методы достижения точности рисунка. Изобразительное искусство. Внимательно посмотри на несколько набросков кошки. Перспектива. Изображение животных на основе аналогий с геометрическими фигурами.

Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего типа

детский сад

с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок»

Открытое занятие

в средней группе по формированию навыков успешного социального взаимодействия:

«Филимоновские игрушки»

декоративное рисование

по мотивам филимоновской росписи

Конспект разработала

Воспитатель: Иванова М.К.

Ноябрь 2010г.

Программные задачи: Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые линии. Закреплять умения детей украшать силуэт элементами декоративной росписи (точками, прямыми линиями и штрихами) .

Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций.

Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству, самостоятельность, аккуратность.

Предварительная работа: Знакомство с филимоновскими игрушками, их происхождением, рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских изделий. Прорисовывание всех элементов филимоновской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Дидактические игры «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

Материалы, инструменты, оборудование: силуэты уточек,гусей, петушков; краски, кисти пони № 3, салфетки, стаканчики с водой,

Демонстрационный материал : Филимоновские игрушки.

Словарная работа : Филимоновские игрушки, музей

Ход занятия.

Воспитатель: Я приглашаю вас в музей народной игрушки. Здесь мы увидим различные игрушки, изготовленные руками умельцев. А сейчас, чтобы проверить ваши знания, мы поиграем.

Д/и «Выбери филимоновскую игрушку» (из предложенных–городецкой, дымковской, филимоновской игрушек,– выбрать последнюю и обосновать выбор)

Вам знакомы эти игрушки? Назовите их? (дети рассматривают и называют знакомые игрушки)

Молодцы! С заданием вы справились. А сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.

Чтобы войти в нее, надо ответить на вопросы.

Из чего делают филимоновские игрушки?

Какие элементы филимоновской росписи вы знаете?

Какие нужны инструменты для росписи игрушек?

Чтобы разделиться на группы я вам предлагаю взять карточки и по элементам росписи найти друг друга. Выберите посыльного для получения задания. Посыльные выбирают силуэт.

Дети входят, и садятся на рабочие места.

Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Проверьте, все ли готово к работе?

Осталось разогреть наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, подсказывает приемы

Физкультминутка

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
А зубами постучим
И немножко помолчим.
(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём.
(Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками).
Итог занятия

Воспитатель: Посмотрим, как наши мастера справились с работой.

Все ли уточки ладные?

Чья работа больше нравится? Почему?

Какая игрушка самая аккуратная?

А кто украсил своим узором?

Воспитатель: Кто трудился от души- веселись теперь, пляши!

Дети пляшут под русскую народную музыку, веселятся, радуются.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Вагайская средняя общеобразовательная школа

Провела: Ковалишина Ю.А
Воспитатель группы кратковременного пребывания
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская игрушка».
Цель: Знакомить детей с предметами декоративно – прикладного искусства « Дымковская игрушка».
Задачи:Учить использовать полученные знания в своём творчестве, украшая вырезанные из бумаги формы, элементами дымковской росписи;
Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета интерес к народному творчеству.
Воспитывать интерес к народному искусству. знакомить детей с дымковской росписью;
Учить составлять узоры на вырезанных из бумаги формах, используя для украшения полоски, точки, кольца
Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.
Оборудование: посылка, дымковские игрушки, кисточки, ватные палочки, краски, силуэты барышень для росписи, магнитафон.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня утром нам принесли посылку. Хотите узнать от кого она и что же в этой посылке?
-Так! Так! Здесь написано «Для детей средней группы от русских мастеров»
- А теперь садитесь по удобней, сейчас посмотрим, что же нам прислали мастера. (Воспитатель достает из посылки народные игрушки и ставит на стол) называю и показываю, курочка, конь, индюк, барыня. Всё это дымковские игрушки. Нравятся они вам? Эти игрушки сделали из глины народные мастера. Мастера были разные: у каждого было своё дело, одни лепили игрушки, другие их расписывали. А еще в посылке лежит письмо, давайте прочитаем его. Мастера пишут, что есть в России город под названием Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Барыня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.
Ребята, давайте рассмотрим игрушки и скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). «Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!
С лентами да бантами
Мы гуляем с франтами.
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся!
У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?
Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты. (Дети занимают места за столами)
Давайте вспомним пословицы о труде:
Дети: Поспешишь – людей насмешишь.
Хорошая работа два века живет.
Дело мастера боится.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Воспитатель: Молодцы.
Мы знаем все элементы дымковской росписи. Пофантазируйте и придумайте свой узор. Постарайтесь его сделать ярким и нарядным. Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, если линиями – всем ворсом кисточки, точки – горошины будем наносить ватной палочкой способом примакивания (на доске – технологическая карта с изображением элементов дымковской росписи)

Пальчиковая гимнастика
Прежде, чем рисовать
Предлагаю пальчики размять.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья,
За работу вам пора.
(Воспитатель включает аудиозапись с русскими народными наигрышами. Дети приступают к работе, воспитатель сопровождает речью их действия, помогает наводящими вопросами и уточнениями) Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель: Славно потрудились! Замечательные из вас получились подмастерья. Мы оставим наши работы на столах, пусть подсохнут, и немного отдохнём
(Звучит музыка, дети танцуют…..)
Подведение итогов, рефлексия деятельности детей
Воспитатель:
Ребята, молодцы! Танцуете вы также хорошо, как и работаете.
Прошу вас занять свои места. Наши работы высохли, полюбуйтесь ими, какие они красивые, интересные, замечательные и нашей барышне уже не скучно теперь у нее много друзей. Молодцы!
Давайте вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? Если вам понравилось, все удалось, предлагаю свою игрушку наклеить на жёлтую полянку (на доске «полянка» из двух листов картона формата А 3 жёлтого и зелёного цветов), если вы испытывали трудности – на зелёную


Приложенные файлы

Конспект занятия по

Декоративному рисованию

(дымковская роспись).

« Курочка Ряба».

(средняя группа).

Котова Марианна Валерьевна

воспитатель МОУ начальная школа – детский сад с. Иня,

Охотского района. Хабаровского края

Программные задачи: Закрепить с детьми знания полученные ранее о дымковской росписи; умение расписывать основными элементами дымковской росписи объемные игрушки; упражнять в составлении узора и подборе цветов, соответствующих колориту росписи; развивать у детей интерес к русскому народному творчеству и эстетический вкус.

Подготовительная работа: Рассматривание альбома « Дымковская игрушка», дымковских игрушек

(промышленного производства) , знакомство детей с историей возникновения дымковской игрушки, выставка детских работ.

Материал к занятию: Краски, образцы основных элементов росписи, большие объемные игрушки из бумаги, кассета с записью сказки « Курочка Ряба».

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям послушать сказку « Курочка Ряба» в грамзаписи.

Воспитатель: Вы узнали что это за сказка? А вы всех персонажей сказки знаете? А что с ними приключилось?

Вдруг раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто – то пришел наверное к нам в гости. Заходите, пожалуйста! Странно, стучат, а не заходят. Давайте просмотрим, кто же это к нам пришел?!

Воспитатель вместе с детьми открывает дверь, за дверью стоят большие объемные игрушки из бумаги (белого цвета)

Воспитатель: Странно, как они здесь оказались?! Кто их здесь оставил?! Посмотрите ребята какие они грустные и не веселые, наверное им очень плохо. Как вы думаете почему игрушкам может быть плохо? (ответы детей). Знаете, а мне эти игрушки кого – то напоминают. А вам? Правильно. Это персонажи нашей любимой русской народной сказки « Курочка Ряба». А грустные они наверное от того, что они не нарядные. Давайте мы им поможем! Распишем их самой веселой росписью - дымковской, которой на Руси игрушки расписывают. Посмотрите на нашу выставку. (Дети называют основные элементы дымковской росписи).

Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетную игру « Мастерская маленьких художников». Вспомнить с детьми порядок создания узора; художник сначала придумывают узор, а только потом начинают рисовать. Дети по желанию, выбирают понравившийся им персонаж и начинают рисовать.(По 2 ребенка на одну игрушку).Воспитатель напоминает детям, что во время работы разговаривать нужно вполголоса, чтобы не мешать друг другу, расписывать игрушки аккуратно, не торопиться и договариваться между собой. Воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком, помогает в выборе элементов росписи если дети затрудняются и расположении узора на игрушке.

Воспитатель: Ну вот, все игрушки у нас расписаны. Посмотрите какие они стали нарядные, красивые. Молодцы. Славно потрудились!

Стук в дверь.

Воспитатель: Опять к нам кто – то стучится. Входите пожалуйста!

В группу заходит бабушка Маланья.

Бабушка Маланья: Ой, ребятушки – касатушки, здравствуйте! Вы тут случайно мои игрушки не встречали? На одну только минуточку отлучилась, хотела в мастерскую к умельцам отнести, а они куда – то пропали.

Воспитатель: Бабушка Маланья! А это случайно не твои игрушки?
Бабушка Маланья: (рассматривает игрушки) Нет, не мои. Мои были белые, скучные, а эти вона какие веселые аж глаз радуется.

Воспитатель: Значит это были все таки твои игрушки. Они стояли у нас под дверью и плакали, а мы их разукрасили, нарядили и развеселили.

Бабушка Маланья: Знать и в правду это мои игрушки! Молодцы, ребятушки! Настоящие умельцы – художники! За такую работу надо обязательно отблагодарить. (бабушка Маланья раздаёт детям угощение)

Воспитатель: Спасибо за угощение, а теперь сказка!

Дети инсценируют сказку « Курочка Ряба».

Бабушка Маланья: Молодцы, ребятушки, порадовали бабушку. Мне очень понравилось как вы расписали мои игрушки и им тоже у вас понравилось. Поэтому я решила вам их подарить. А сейчас мне пора, внучата дома ждут. До свидания!

Бабушка Маланья прощается с детьми, они приглашают её ещё к ним в гости.


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.