Виды игровой мебели в детский сад, основные требования. Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении

Организация адекватной психическим и физическим возможностям ребенка предметно-игровой среды в детском саду и семье является важнейшим условием становления и развития игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Проблема поиска новых подходов к подбору игрового окружения дошкольников изучалась и продолжает изучаться учеными различных областей: педагогами, психологами, медиками, дизайнерами и т.д.

В научной литературе выделяется довольно широкий спектр требований, которым должна отвечать предметно-игровая среда на современном этапе. Среди них такие, как гибкость, трансформируемость, многофункциональность, транспортируемость. Однако, несмотря на многочисленность и различие мнений, большинство исследователей единодушны в главном принципиальном вопросе, касающемся основной функции и значения игрового пространства для своевременного и полноценного развития ребенка-дошкольника.

Игровая среда как в детском саду, так и в семье должна быть развивающей, т.е., выражаясь языком психологов, создавать для детей зону ближайшего развития, подготавливать их к жизни в условиях постоянно усложняющегося предметного мира. Предметно-игровое окружение должно стать для ребенка познавательно-эвристической моделью, позволяющей осуществлять самостоятельную исследовательско-поисковую деятельность. Этим требованиям в полной мере отвечает модульная игровая среда.

Идея создания модулей принадлежит кандидату архитектуры, профессору А. А. Овчинникову и относится к началу 70-х годов прошлого столетия.

Свое название модульная среда получила от слова “модуль”- это заимствованная из архитектуры и строительства единица, которая используется для координации размеров постройки и приведения в гармоническое соотнесение частей и целого. Входящие в состав игрового материала модули - это легкие, мягкие, устойчивые, геометрические формы: призма, цилиндр, куб, параллелепипед, выполненные из пенополиуретана и обтянутые кожей ярких цветов.

Все объемные элементы модульной среды ориентированы на размеры игрушек средней и крупной величины и соразмерны росту ребенка. Сторона основного куба равна 250-500 мм; высота граней параллелепипеда равна 250-750 мм; основание призмы - 350-700 мм; радиус основания цилиндра - 150-300 мм. Вес деталей - от 1,5 до 3-4 кг. Они соразмерны по своим габаритам. К примеру, большой параллелепипед может быть выполнен из двух более мелких по размеру кубов или еще более мелких четырех параллелепипедов. Таким образом, каждая геометрическая форма модульного оборудования представлена различными размерами: большим, средним и малым.

Сомасштабность и конструктивные особенности модульных форм обеспечивают многовариантность их сборки и разборки в процессе игры, также удобство их хранения. Храниться они могут на стеллажах или на полу, являясь частью интерьера групповой комнаты и одновременно игровым оборудованием.

Говоря об игровом использовании модулей детьми, надо сказать, что с одной стороны, они (по функциональным свойствам) являются крупным строительным материалом, при помощи которого ребенок может самостоятельно моделировать необходимое ему игровое пространство. То есть в данной ситуации модули используются в качестве предметного тона игры. Например, дошкольник может построить дом для кукол, выполнив стены, окна, входную дверь, балкон и т.д. (так как размеры модулей соответствуют росту ребенка, в таком доме он может “жить” и сам).

С другой стороны, из модулей дети могут соорудить разнообразную мебель, как для кукол, так и для себя. Это могут быть стол, стул, кровать, газовая плита, холодильник, телевизор, пианино и др.

Кроме того, модули - это еще и крупные предметы-заместители. Они сами по себе, без создания из них каких-либо построек, могут выполнять функцию игрушки или предмета с легко меняющимся назначением в зависимости от сюжета игры. Так, крупный куб может быть столом, стулом, телевизором и т.п. Как видим, возможности игрового использования модульного материала довольно обширны. Главное его достоинство в том, что входящие в его состав модули служат одновременно и элементами предметно-игровой среды, и мебелью, используемой с разными целями, и игрушкой с изменяющимся назначением, и пособием для физкультуры. Составляющие формы модульного оборудования, их количество могут варьироваться в разных возрастных группах. Так, детям второго и третьего года жизни достаточно 1-2 десятков единиц, т.к. игровой опыт малышей невелик, сюжет неразвит и поэтому достаточно такого количества для того, чтобы выполнить единичные постройки игры: автобус, поезд, машину, мебель для кукол, гараж и т.д.

Дошкольникам более старшего возраста, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности, для игр необходимо большее количество модульных форм (30-50). Это позволит им развернуть интересные коллективные игры, объединяющие сразу несколько сюжетов: “Семья” + “Автобус” + “Аптека”; “Автобус” + “Детский сад” + “Магазин” + “Семья” и т.д. Достаточное количество модульного материала позволит избежать возникающих между детьми разногласий по поводу принятия на себя главных ролей. Если оба ребенка пожелают быть водителями, каждый из них может построить свою машину, воплотив свой игровой замысел.

В практике детских садов модульный игровой материал может широко использоваться во всех возрастных группах для индивидуальных и коллективных форм игры. Однако серийный выпуск такого оборудования в нашей республике еще не налажен, хотя оно широко используется в работе дошкольных учреждений России, Прибалтики, Украины. Но инициативный воспитатель может решить эту проблему собственными силами. Например, в качестве модульных форм можно использовать ненужные картонные коробки разных размеров, обтянутые тканью или клеенкой. Можно также сшить модульные геометрические формы из клеенки, дермантина, кожи и наполнить их обрезками паралона, меха, ткани или любыми другими легкими отходами. А если воспитатель будет выполнять такой материал на глазах у детей при их непосредственном участии, то интерес к нему будет двойной. Этот материал, безусловно, привлечет внимание детей, будет способствовать развертыванию интересных сюжетов игр.

Каковы же особенности руководства играми дошкольников с модулями?

Воспитатель детского сада может опираться на хорошо известный арсенал приемов и методов формирования игры у детей дошкольного возраста, среди этих приемов важное место занимают: создание игровой обстановки, организация подсказывающих сюжетных ситуаций, внесение дополнительных игрушек и атрибутов или их изготовление совместно с воспитанниками.

Хорошо организовать для детей подсказывающую игровую ситуацию, т.е. построить из модулей несколько построек в контексте определенного сюжета до их прихода в детский сад (стол, стул, кукла, посуда; кровать с постельными принадлежностями, кукла; кукла в ванной, кубик-мыло, полотенце и т.п.). В данном случае взрослый как бы демонстрирует детям готовые варианты организации игровой среды из модулей. Малыши обычно, придя в группу, радуются постройкам и быстро включаются в предложенные им ситуации. Постепенно они усваивают опыт создания различных предметов из модульного материала. Чтобы проверить, насколько хорошо дети запомнили правильное расположение частей какого-либо строения, воспитатель может воспользоваться приемом его “случайного разрушения”, под каким-нибудь предлогом, подойти к играющим, “нечаянно” задеть сооружение модулей, затем извиниться и попросить ребят “починить” постройку.

Если дошкольники безошибочно справятся с задачей, то для последующих игр можно предложить полуготовые постройки.

Также до прихода детей в группу построить знакомые предметы, но при этом не построить у них некоторые части. Ими должны быть второстепенные детали, отсутствие которых не помешало бы восприятию и узнаванию объекта. Если это постройка машины, то кабина должна быть четко обозначена, а вот у кузова может не хватать 1-2 деталей, вместо 4 колес, воспитатель может построить 2, остальные ребята достраивают самостоятельно. При постройке дома можно оставить незавершенной часть стены, дверь, окно. В большинстве случаев дети сразу замечают недостатки и приступают к устранению, как в ситуации, когда воспитатель “случайно” разрушал постройки. Затем начинают играть.

Если дошкольник довольствуется любой формой строения и не выполняет никаких действий по его достраиванию, необходимо дать ему понять, что с неготовой постройкой играть нельзя, а для этого попытаться включить ребёнка в активизирующее общение: “Что-то ваша машина плохо едет, трясётся, стучит? Может она неисправна?”

Если косвенную формулировку игровой задачи ребёнок не принимает, воспитатель может применить прямые приемы руководства: “Водитель, ваша машина неисправна, у неё нет колес, надо её починить.” Так постепенно дети усваивают необходимые конструктивные навыки, вначале, достраивая полуготовые постройки, а в дальнейшем, создавая свои.

Когда дети освоят игру с единичными, отдельными постройками из модулей, воспитатель подводит их к использованию нескольких построек в рамках одной игры. Для этого он вначале сам или совместно с кем-то из детей возводит постройки в логической последовательности - “Гараж”, на некотором расстоянии - “Бензоколонка”. Дополнительно можно построить “Медпункт”, “Столовую”, “Пункт автосервиса”, “Магазин”.

При этом важно найти способ обозначения построек для узнавания их детьми. Это могут быть сюжетные картинки, схематические изображения, в старших группах - вывеска (пост ГАИ). Дополнительный материал в данном случае обеспечивает смысловой оттенок игры с предметами-модулями.

Чем младше ребёнок, тем в большей степени ему необходимо дополнение к модулям.

Им могут быть сюжетные игрушки, различный строительный материал, природный и бросовый материал, а также обычное физкультурное оборудование, выступающее в роли крупных предметов-заместителей. Так, дети охотно превращают дугу для подлезания во входную дверь, туннель или подземный переход в зависимости от игрового замысла, Обруч может быть зеркалом, висящим на стене или стоящим на полу, а может превратиться в лужу после дождя, которую надо обойти или перепрыгнуть, чтобы “не замочить ноги”. Стойки для прыжков в высоту с натянутой посредине скакалкой приобретают вид сушки для белья, и с успехом используются ребятами в игре, тем самым, делая ее более разнообразной и увлекательной.

Положительное влияние на игровую активность дошкольников оказывает обеспечение новизны модульного игрового оборудования в группе, внесение разных по размеру и форме модулей, перемещение их в разные места, внесение дополнительных атрибутов для игры и т.д. Это оживляет детскую игру.

В значительной степени активная деятельность дошкольников с предметами-модулями зависит от уровня сформированности у них игровых навыков и умений, т.е. от уровня развития самой творческой игры. Если игровая деятельность ребёнка носит неразвитый характер, он не умеет самостоятельно выбрать тему игры, развить сюжет, развернуть игровое действие, найти средства для его реализации - такая деятельность будет мало содержательной и с модульными формами.

Предлагая детям игровые модули, важно точно знать, каков у них уровень развития игры, для того чтобы грамотно подойти к выбору приемов и методов формирующего педагогического воздействия (непосредственное и опосредованное).

Самостоятельные творческие игры с модульным материалом также невозможны без овладения дошкольниками конструктивными умениями и навыками. Чем выше уровень их развития у ребенка, тем богаче, разнообразнее и содержательнее будет его игровая деятельность с крупными, полифункциональными, средообразующими предметами-модулями.

Мы попытались раскрыть лишь некоторые аспекты игровой деятельности дошкольников в условиях модульной игровой среды. Надеемся, что данная проблема заинтересует практических работников, направит их по пути творческого поиска вариантов организации предметно-игровой среды в детском саду.

«Умная гусеничка»

(для детей 5-7 лет)

Пояснительная записка:

Дидактическая игра «Умная гусеничка» предназначена для обучения детей 5-7лет.

Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование: является игровым методом и формой обучения в различных видах непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста и самостоятельной игровой деятельности.

Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению двум государственным языкам Республики Татарстан.

Максат: Татарстан Республикасының ике дәүләт теленә мәктепкәчә яшьтәге балаларны өйрәтүэшенең сыйфатын камилләштерү һәмнәтиҗәлеген үстерү.

Задачи:

  • Воспитание у детей чувства патриотизма, интереса к народному творчеству, умения видеть красоту.
  • Способствовать запоминанию татарских слов, формировать потребность общаться со сверстниками на двух государственных языках.
  • Формировать личность с высоким уровнем национального самосознания и духовной культуры.
  • Развивать познавательный интерес к языковой культуре татарского народа.

Оборудование: «Умная гусеничка» сделана из разного количества разноцветных дисков, майонезных крышек оклеенных самоклейкой. Она состоит из головы и отдельных звеньев туловища (количество звеньев можно регулировать в зависимости от поставленных целей). На звенья туловища наклеены прозрачные кармашки, в которые будут вставляться картинки по темам. У одной гусенички сзади на звеньях приклеена липучая лента для крепления на доску. У другой гусенички звенья соединяются между собой разноцветными ленточками.

В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных игр.

(на различные лексические темы).

Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия, называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам (овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.) на татарском языке.

Развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким лексическим темам по количеству кружков у каждой гусеницы.

Краткое описание: Педагог предлагает помочь гусеницам вырасти. Для этого требуется разделиться на две команды (или приглашаются двое детей). Одна команда собирает гусеницу с названиями овощей, другая – фруктов. Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты по-татарски.

Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений, а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся на разные звуки.

Краткое описание: Педагог знакомит детей с гусеницами, объясняя, что одну гусеницу зовут Асия, другую – Уля. Только они перепутали свою одежду и никак не могут разобраться. Нужно помочь Асие подобрать картинки, начинающиеся на звук [к], а Уле – на звук [п], кто быстрее. Например, кулмэк – платье, колфак.

Играть можно как с одной, так и с двумя гусеницами, в зависимости от возраста детей и их возможностей. Ребёнок, подбирая картинки, называет их по – татарски и объясняет свой выбор.


Цель: Учить детей решать примеры на сложение, вычитание; упражнять в счёте по-татарски; развивать внимание и мышление.

Краткое описание:

Ребёнок называет цифру на татарском языке и кладёт её в кармашек.

Ребёнок выкладывает пример на сложение или вычитание картинками в кармашки, считает, решает и ищет правильный ответ.

Цель: Формировать интерес к татарскому языку. Обогащать словарный запас.

Краткое описание : На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить покаждой картинке предложение на татарском языке из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? (Играют 4-5 детей). Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе по-татарски. Молодцы! Справились с заданием.

Эти игры можно использовать в разных возрастных группах, адаптируя лексический материал УМК «Говорим по-татарски», ставя задачи, соответственно возрасту и способностям детей. С пособием «Умная гусеница» можно придумать огромное количество разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое. Всё в Ваших руках!

Перечень комплекта игрового модуля.

1. Игровое поле “Лесная полянка” 1шт.

2. Гусеничка 2шт.

3. Диски 10шт.

4. Крышки 15шт.

5. Коробочки с карточками 11шт.

Литература:

1. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». Москва: Просвещение, 1989.

2. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду». Москва: Просвещение, 1982.

3. Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольников со звучащим словом».Москва: Просвещение, 1991.

4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва: Просвещение, 1983.

Фотографии выполнены Денисовой М.Г., Николаевой Н.В.


Изготовлен Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной кожей (винилискожей). Мягкие модули изготовлены из поролона, обтянуты искусственной кожей (винилискожей). Благодаря использованию высококачественных материалов изделия хорошо выдерживают нагрузку, быстро восстанавливают свою первоначальную форму и не требуют сложного гигиенического ухода. Благодаря использованию высококачественных материалов изделия хорошо выдерживают нагрузку, быстро восстанавливают свою первоначальную форму и не требуют сложного гигиенического ухода. Применяемые материалы безопасны для здоровья, не содержат вредных химических соединений, аллергенов и тяжелых металлов. Применяемые материалы безопасны для здоровья, не содержат вредных химических соединений, аллергенов и тяжелых металлов. Универсален, привлекает своей многофункциональностью, травмобезопасностью, легкостью, прочностью и гигиеничностью. Универсален, привлекает своей многофункциональностью, травмобезопасностью, легкостью, прочностью и гигиеничностью.


Задачи: Для развития двигательной активности Для развития двигательной активности Для конструктивной и познавательной деятельности Для конструктивной и познавательной деятельности Для развития социально- эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр: Для развития социально- эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр:


I. Для развития двигательной активности Развитие общей подвижности Развитие общей подвижности Тренировка силовой выносливости всех групп мышц Тренировка силовой выносливости всех групп мышц Развитие координации и ловкости Развитие координации и ловкости Развитие равновесия Развитие равновесия Совершенствование в управлении своими движениями Совершенствование в управлении своими движениями Закрепление основных движений Закрепление основных движений Создание положительного эмоционального фона занятий Создание положительного эмоционального фона занятий


II. Для конструктивной и познавательной деятельности Формирование представлений о цвете, форме, размерах предметов Формирование представлений о цвете, форме, размерах предметов Формирование математических представлений для закреплений количественного порядкого счета, знания цифр и чисел Формирование математических представлений для закреплений количественного порядкого счета, знания цифр и чисел Умение складывать целое из частей и находить части в целом Умение складывать целое из частей и находить части в целом Расширение представлений об окружающем мире Расширение представлений об окружающем мире Развитие конструктивных способностей и логического мышления Развитие конструктивных способностей и логического мышления Развитие самостоятельности в решении конструкторских задач Развитие самостоятельности в решении конструкторских задач


III. Для развития социально-эмоциональной сферы в организации сюжетно-ролевых игр Оформление интерьера Оформление интерьера Создание тематического пространства в соответствии с содержанием игр Создание тематического пространства в соответствии с содержанием игр Организация совместных игр Организация совместных игр




В играх по математике: 1.На закрепление количественного и порядкого счета, знания цифр и чисел. 2. На закрепление умения различать цвета: красны, зеленый, синий, желтый. Используются все элементы 1 вариант: дети должны подобрать фигуры указанного цвета независимо от формы. Выигрывает тот, кто больше соберет фигур. 2 вариант: детям предлагается посчитать фигуры определенного цвета, и названное число обозначить цифрой. Используются таблетки Фигуры расположить по порядку слева направо. Задать вопросы: «Какая по счету таблетка красного цвета?», «Какого цвета первая таблетка?», «Поставь на четвертую фигуру кубик» и т.д.


На занятиях по физической культуре: 1.На закрепление основных движений: -ходьба -бег «змейкой» -соблюдение равновесия -прыжки с высоты Игры и игровые упражнения: «Не задень» Ходьба и бег «змейкой» между таблетками. «Прокати» Дети друг за другом прокатывают мячи «змейкой» между таблетками. «С кочки на кочку» Используются таблетки, которые ставятся в одну линию. Дети друг за другом встают на фигуру и спрыгивают с нее.


2. В подвижных играх «Через болото» Разложены все элементы в шахматном порядке. Дети идут, наступая перелезая фигуры, через «болото». «Найди свой домик» 1 вариант. Фигуры расположены по всему залу. Дети выбирают одну из них. По сигналу «На прогулку!» дети разбегаются в разных направлениях. На второй сигнал «Найди свой домик!»-бегут к своим фигурам. 2 вариант. Фигуры по одной убираются. Дети должны занять как можно быстрее любую фигуру. Выигрывает от, кто занял домик. 3 вариант. Фигуры расположены по всему залу. у каждого ребенка кубик. Под музыку дети разбегаются по залу. С остановкой музыки- бегут к фигурам соответствующим цвету кубика. «Преодолей полосу препятствий» Из элементов мягких модулей создается полоса препятствий, которую дети должны выполнить: подлезание, ходьбу на равновесие, прыжки в высоту и с высоты. Эстафеты «Чья команда быстрее выполнит задание» 1. Построить дом. Выигрывает та команда которая быстрее выполнит задание. 2. Перепрыгнуть через брусок. Переползи передвигаясь по пластунски.



Мещенская С.Н., воспитатель, г. Канск, МДОУ №15 «Сибирячок», I квалификационная категория.

Тема выступления: «Применение модулей для создания игрового развивающего пространства для детей дошкольного возраста».

Проектирование современной образовательной среды дошкольного учреждения как многомерного пространства (адекватного актуальным потребностям детей дошкольного возраста и соответствующего тенденциям развития современной культуры, экономики, производства) отвечает гуманистическим позициям образования . В детском саду ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Возможности получения такого опыта расширяются при условии создания предметно-развивающей среды. Такие факторы создания ситуации успеха и эмоционального благополучия как дизайн и эргономика в образовательном пространстве дошкольного учреждения благотворно влияют на воспитание, образование и на здоровье детей, поэтому выбранную тему считаю актуальной на современном этапе дошкольной педагогики.

В «Концепции по дошкольному воспитанию» сформулированы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: принцип дистанции, позиции при взаимодействии, принцип активности, самостоятельности, творчества, принцип стабильности – динамичности развивающей среды, принцип комплексирования и гибкого зонирования, принцип открытости-закрытости, принцип учета половых и возрастных различий детей, принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Два последних принципа очень тесно взаимосвязаны между собой и являются неотъемлемыми частями развивающей системы образовательной среды. Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. В соответствии с современными санитарно-техническим и эстетическим требованиям предметно-развивающая среда планомерно реконструируется, модернизируется.

Личностно-ориентированная образовательная среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Здесь существует противоречие: с одной стороны – необходимость пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений детского сада.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Помещение нашей группы новое, функционирует она 2 года, материально-техническая база только формируется, большое внимание уделяю функциональности развивающей среды и имеющегося игрового материала. Считаю, что ребенок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного окружения, в соответствии с принципом активности построения развивающей среды в ДОУ.

Поэтому я поставила перед собой цель : создание условий для личностного развития ребенка через организацию предметно-пространственной развивающей среды.

Сформулировала задачи:

  1. Создавать условия для оптимального использования пространства группы, разнообразных видов деятельности и отдыха детей.
  2. Развивать логическое и творческое мышление, воображение детей, сенсорную активность, коммуникативность.
  3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к использованию имеющегося оборудования группы.

Игровое пространство организовываю таким образом, чтобы оно имело свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям, что позволяет реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания. Приобщаю детей к преобразованию развивающей среды группы. Это стало возможным благодаря использованию современного игрового оборудования . Оно позволяет придерживаться принципов организации развивающей среды в рамках личностно-ориентированной модели образования.

В процессе индивидуальной игры и игры со сверстниками у ребенка развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, творческая активность, целеустремленность, чувство коллективизма, ответственности за результат, взаимопомощи.

В своей работе создаю игровое пространство с использованием разных деталей и мягких модулей , которые появились в практике работы сравнительно недавно, в этом заключается новизна и оригинальность данной работы. Мягкие модули – это изделия различного назначения, изготовленные из поролона, обтянутые искусственной кожей.

Использую их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей, тем самым побуждаю детей к творчеству и активным действиям, создаю условия для их полноценной релаксации.

Яркие и интересные игрушки очень популярны среди детей. С ними мы просто играем, сидим, кладем под голову, строим множество интересных конструкций. Так же использую их в подвижных играх: ходим по ним, перешагиваем, перепрыгиваем, в результате чего развиваю двигательную активность и координацию несложных движений.

Совершая действия с мелкими деталями модулей, развиваю у ребенка внимание, наблюдательность, логическое мышление, усидчивость, закрепляю полученные элементарные математические представления. Знакомлю детей с основными цветами через называние цветов модулей.

Действия с модулями помогают укрепить руки малыша, развивают согласованные движения руки и пальцев, сенсорные координации в системе «глаз-рука», в результате чего повышается работоспособность ребенка, его внимание и умственная активность, происходит стимуляция интеллектуальной и творческой деятельности.

При помощи модулей создаю предметно-игровую среду – из модулей дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, автобус, поезд, пароход, бассейн.

В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность ее изменения согласно принципу стабильности динамичности развивающей среды. В интерьере должны выделяться многофункциональные легко трансформируемые элементы. Возможность трансформации пространства появляется у воспитателя и детей (что особенно важно): модулями совместно с детьми разделяем помещение группы на игровые зоны для различных видов игровой деятельности: для отдыха и активной деятельности, тем самым создаются условия для продуктивного развития ребенка.

Разделяем пространство игровой комнаты с учетом принципа половых и возрастных различий детей – отделяем зоны для мальчиков (для игры с автомобилями, конструирования по собственному замыслу) и девочек (дом, парикмахерская). Это позволяет проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе понятиями о мужественности и женственности.

Предлагаю опыт практического использования модулей для создания развивающего игрового пространства ребенка.

«Придумай, как оживить мяч»

Предлагаю ребенку большой набивной мяч, круги, треугольники, овалы, полоски и косички на двухстороннем скотче и прошу его «оживить мяч», ориентируясь на собственное воображение. Дети с удовольствием делают из предложенных деталей части лица – нос, глаза и рот – вот уже и готов смешной человечек, причем его настроение можно менять, переклеивая отдельные части «лица». Из трех круглых модулей разного размера получится снеговик или гусеница. Мир фантазии безграничен!

Некоторое время спустя из прямоугольного или цилиндрического модулей, сооружаем друга для человечка – собаку или кота, приделав модулям нос, глаза, пирамидки из обычного конструктора заменяют им уши и хвост и лапки. Из них же приклеиваем «иголки» ежу, сделанному из модуля. Игру предлагаю, ориентируясь на возраст ребенка. В младшем и среднем возрасте предлагаю данный вид деятельности индивидуально. В дальнейшем детям старшего и подготовительного дошкольного возраста планирую предлагать групповую работу, когда с одним модулем работает несколько человек.

На подобном принципе строится игра «Придумаем вместе».

Усаживаю детей полукругом вокруг модуля. Одному ребенку даю задание «превратить» модуль в определенное животное, приклеивая к нему соответствующие детали, например мышку. Другие дети не должны знать о задании. Они угадывают животное после каждой приклеенной ребенком детали. Чем раньше дети угадают животное, тем успешнее ребенок выполнил задание.

Через математические игры формирую у детей представление о количественных отношениях, представления о времени, величине. Ориентирую на совместную деятельность взрослого с ребенком.

«Математический модуль» сооружаю из модуля-круга или прямоугольника. К модулю креплю карман со вложенными деталями: шары-бусины, круги и другие геометрические фигуры разных цветов, шнуры и полоски различных цветов и длины, счетный материал.

Возможные варианты упражнений.

«Сколько шариков?» - договариваемся, какого цвета шарики будут у вас и вашего ребенка, откладываем вправо сколько-нибудь шариков и сравниваем, у кого шариков больше, меньше или поровну.

«Где цветочков больше?» - предлагаю детям считать на полянке цветочки. Они «срывают» по несколько цветочков, а затем сравнивают, кто больше сорвал цветов, меньше, поровну, где цветочков больше, на полянке или в руках у детей. Для того чтобы дать правильный ответ, дети используют способ приложения или наложения.

«Холодно-тепло» сектор Градусники» - с помощью натурального комнатного градусника объясняю детям, что в зависимости от температуры воздуха столбик градусника опускается или поднимается. Ребята указывают температуру на каждом градуснике, сравнивают расположение полос и определяют, где температура выше.

«Посчитаем» - предлагаю детям «посадить» на поле цветочки столько, сколько они услышат хлопков.

«Найди тропинку» - задание состоит в том, чтобы, шагая по модулям «выйти из леса». Условие такое: шагать можно только по прямоугольникам/кругам, либо по фигурам красного/желтого цвета, по большим/маленьким фигурам.

«Построй мост» - ребенку сообщаю ситуацию – нужно перейти через волшебную реку. Но мост нужно строить только из деталей, расположенных в определенной последовательности, например: прямоугольник, круг, квадрат.

«Строим дом» - каждому ребенку в команде даю один модуль. Задание – выстроить дом из модулей. Какая команда детей быстрее справится с заданием, та и является победителем.

«Построй башню» - делю детей на 2 команды, ставлю в 2 колонны. Модули сложены между колоннами вперемешку. Задание – выстроить пирамиду/башню из прямоугольников – первой команде, из квадратов/модулей-таблеток – второй команде. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок справится с заданием.

«Слушай внимательно!» - из модулей прямоугольной формы - кирпичиков выкладываем «дорожку». Расстояние между модулями чуть больше ступни ребенка. Воспитатель говорит слово вперед/назад и делает столько хлопков, сколько кирпичиков нужно переступить.

«Построй фигуру» - из предложенных модулей строим геометрическую фигуру. Квадраты – прямоугольник, треугольники – квадрат, из модулей-таблеток – цилиндр, из прямоугольника – трапецию.

«Художник» - на модуле-мате «рисуем» любую картину, используя плоские предметы: цветы, бабочки, фрукты, геометрические фигуры. «Картину» оформляем из деталей конструктора при помощи двухстороннего скотча и мелких пластмассовых игрушек. Рисуем по заданию или по собственному замыслу ребенка.

«Дизайнер» - из модулей сооружаем мебель для кукольного уголка и декорируем ее деталями: геометрическими фигурами, сделав из них узор или забавные мордашки.

«Какое время года?» - по заданию ребенок строит из модулей предмет для игры в определенное время года. Дети должны отгадать, какое именно время года загадано. Например: песочницу, горку, ворота с мячом, кораблик, каток, бассейн.

«Поезд» - ставлю модуль-поезд и говорю, что пассажирам нужно самим подготовить себе вагон для путешествия. Это может быть модуль определенного цвета или формы, размера. Усложняю задачу – каждый вагон должен состоять из 2 модулей, нужно поставить их так, чтобы ехать было удобно и надежно. В данной игре хорошо развивается логическое мышление. Главное помнить, что вагоны должны стоять друг за другом и ваш поезд готов к путешествию. Можно спросить из каких деталей состоит вагон ребенка и куда бы он хотел отправиться на этом поезде.

В программе «Развитие» Л.А. Венгера на занятиях часто используются фланелеграфы для работы с заместителями. Их с успехом заменяет модуль-мат и геометрические фигуры на скотче.

Развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка. В своей работе способствую этому, развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук – представители речевых центров мозга, повышая их умелость и ловкость, напрямую активизирую речевые функции у ребенка.

Игры и задания с применением мягких модулей всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребенка.

Результатом стало повышение уровня активности участия и повышение достижений детей в сюжетно-ролевой игре.

Уровень

2008-2009

2009-2010

Низкий

Средний

Высокий

В 70% игр, которые проводятся в течение дня, (организуемых воспитателем или самими детьми) используются мягкие модули. Это является показателем заинтересованности детей в самом процессе игры и желании разнообразить ее, используя свое творчество и фантазию.

Используя мягкие модули в своей работе, я убедилась, что это универсальный материал для создания игровой развивающей среды в ДОУ.


Настоящим сокровищем для детворы является игровая мебель для детского сада, где ребенок может реализовать свои самые яркие мечты. Организация игровой зоны – очень важный процесс, помогающий в дальнейшем воспитанникам групп оттачивать в форме игры важные социальные навыки.

Дизайнеры предлагают для игровой «профессионально ориентированную» мебель, комплексы из нескольких модулей, выполненные в соответствии с возрастными особенностями детей, способствующие мотивации к игровой деятельности – принятию ролей, выполнению алгоритмов:

  • для девочек можно найти кухни, парикмахерские, гардеробные, врачебные кабинеты, прилавки магазинов;
  • для мальчиков в детскую комнату игровая мебель для детских садов выпускается в виде модулей трансформеров, из которых дети могут совместно собирать машину, стены крепости – активно с ней взаимодействовать.

Вся мебель в детском саду, для улицы или внутренних помещений должна соответствовать целому перечню санитарно-гигиенических требований, быть безопасной для воспитанников.

Выбор детской игровой мебели для детских садов при планировке зоны происходит в соответствие с требованиями ФГОС, на основании возраста воспитанников, количества детей в группах. Немаловажную роль в процессе обустройства играет мнение, инициатива родителей – часть обстановки может быть выполнена своими руками при условии соблюдения всех нормативов.

Детская игрушечная мебель предполагает обустройство уголков для сюжетно-ролевых игр. Здесь неотъемлемой частью становятся игрушечные домики, в которых дети могут в игровой форме постигать социально-значимые навыки. При этом играть в домиках могут не только девочки, но и мальчики – последним часто отводится роль гостей, приходящих на чаепитие. «Домик» мальчиков может быть стилизован под гараж, капитанский мостик.

Можно разделить игровую мебель для детского сада на следующие категории:

  • уличная - домики, модули с качелями, горками, песочницы;
  • для внутренних помещений - домики из пластика, палатки, сюжетно-ролевые модули, модули трансформеры.

В первом случае конструкции статичные. Выполнены из ударопрочных, влагостойких материалов – дерева, пластика металлические конструкции. Материалы прокрашиваются в массе или с использованием специальных пропиток, красок по дереву или металлу.

В случае, когда детская мебель предназначена для использования в группе, она может быть выполнена:

  • с жестким, статичным каркасом;
  • в виде разборных модулей;
  • детская мягкая игровая мебель, из которой воспитанники могут сооружать диванчики, машины, лодки, другие предметы обстановки.

Предметы мебели также учитывают возможность хранить детские игрушки.



Для улицы

Для детских садов детская игровая мебель уличного применения предназначена в первую очередь для удовлетворения потребности детей не только в общении и взаимодействии, но и физической активности. Производители предлагают целые комплексы, выполненные в соответствие с требованиями СанПин, экологической безопасности и особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста. Если за организацию игровых городков берутся родители, желая обустроить детскую площадку своими руками, нужно заручиться поддержкой специалиста, осведомленного о нормах и требованиях безопасности. Это значит, что игровая мебель как на фото должна обладать следующими качествами:

  • устойчивостью, надежной фиксацией на земле. Детский темперамент – это активность, подвижность, желание экспериментировать, расшатывать конструкцию. Будь то горка, качели или секция с баскетбольным кольцом – модуль должен оставаться неподвижным, препятствовать падению конструкции;
  • отсутствие острых углов еще один важный фактор предотвращения травматизма;
  • используемый материал ударопрочный, гарантировано выдерживающий заявленную нагрузку по весу;
  • конструкция должна иметь удобные нескользкие ступени и перила, надежные ограждения;
  • декоративные, подвижные элементы надежно закреплены. Сочленения, шарниры, подшипники – закрыты во избежание защемления одежды, кожи ребенка, пальцев;
  • поверхности легко моются при необходимости, устойчивы к санитарной обработке.

Уличная игровая мебель для детей станет настоящим полем чудес, если грамотно подойти к ее выбору и установке. Устанавливая качели, домики, горки, взрослые должны помнить, что, несмотря на заверения производителей о безопасности изделий, играть на улице дети должны под присмотром воспитателей.



Для помещения

Мебель для детской игровой комнаты по рекомендациям ФГОС должна обладать полифункциональностью, возможностью видоизменять окружающую обстановку и способствовать развитию пространственного восприятия, моторики, воображения. Выполняя функцию игрушки мебель должна оставаться надежным и безопасным предметом обстановки:

  • столы трансформеры, стулья, стеллажи для игрушек, модули «парикмахерские» и «врачебные кабинеты» для девочек, гаражи и корабли, домики для мальчиков производители изготавливают из качественных, сертифицированных материалов – натурального бука, ЛДСП, гнутоклееной фанеры;
  • металлический каркас покрывается полимерно-порошковой краской;
  • в качестве покрытия предпочтителен лак на водной основе;
  • изделия из древесных плит или пластика должны быть без запаха, без каких-либо вредных веществ, которые могут спровоцировать недомогание детей, находящихся в помещении или вызвать аллергию;
  • противопоказаны острые углы - очертания деталей должны иметь закругленные выступающие части;
  • детская мебель может содержать выдвижные ящики, секции для игрушек, при этом все детали надежно фиксируются, а крепежные элементы надежно закрываются заглушками. Никаких торчащих гвоздей или шурупов.

Детская мягкая игровая мебель представляет собой модульные элементы, с помощью которых ребенок может построить домик, машинку или сконструировать другой предмет. Разнообразные конструкции и формы таких модулей позволяют детям найти замену для игрушек и получать самый разноплановый опыт.

Мягкая мебель для детских садов, используемая в качестве игровой, может быть 3 типов:

  • каркасная - в основе изделия каркас из металла или дерева с наполнителем из поролона, который поверх обшит тканью. Для этих целей часто используют флок – он устойчив к истиранию, за ним легко ухаживать;
  • бескаркасная или засыпного типа - схожа с известным креслом мешком. Пеноплекс в качестве наполнителя позволяет придавать такому модулю мешку абсолютно любую форму. Детям такое изделие обеспечивает настоящий простор для фантазии и экспериментов. Этот вариант прост в изготовлении и родители могут сделать такие модули своими руками;
  • мягконабивная - здесь, кроме поролона используют винилискожу. Материал легок в уходе, не растягивается, экономичен по стоимости.

Встречаются модификации оснащенные колесами для возможности перемещения. Это может быть мебель в форме животных, на которой ребенок может покататься, сев верхом. При этом упругая обивка в случае падения надежно смягчит удар.


Игровые зоны

Обустройство игрового пространства в детском саду должно предусматривать следующие моменты:

  • возможность для подвижных игр – должно оставаться достаточно места для активности детей;
  • мебель для сюжетно-ролевых игр. Сюда относятся домики, комплексы типа «кухня», где есть кухонный инвентарь, наборы посуды и продуктов, игрушечный медкабинет, парикмахерская, магазин – или красочный стеллаж с окошком, который может стать и аптекой, и почтовым отделением;
  • стеллажи и контейнеры для игрушек. Ведь одной из важных функций игровой зоны является приучение детей к порядку;
  • специальные доски или участки стены с моющимся покрытием, на котором воспитанники могут рисовать.

При организации пространства следует учитывать, что мальчики могут быть более активными, чем девочки. Дети не должны мешать друг другу в процессе игры.

Домики для игры

Производители игровой мебели предлагают большой выбор домиков для детей разных возрастов. Это могут быть «домашние» и уличные конструкции. Большинство из них легко собираются, так что с устройством справятся даже девушки. Это важно, ведь именно они часто составляют персонал детского сада:

  • для младшего возраста рекомендуются надувные модели. Здесь нет острых углов, пол выполняет функцию батута. Дети с удовольствием будут бегать и резвиться внутри такого домика. Еще один вариант – домик палатка в виде индейского вигвама или сказочного шатра. Минусом таких вариантов является их легкость и неустойчивость. При высокой активности дети могут его перевернуть;
  • домики из картона - подходят уже подросшим дошкольникам. Эти конструкции можно раскрашивать, придавая домику вид по собственному усмотрению;
  • пластиковые конструкции - для использования в помещениях довольно компактные по габаритам; уличные варианты более крупные, могут иметь 2 этажа, пристройки в виде горок, канатов, лесенок или качелей;
  • деревянные домики - используются на улице, могут стать уменьшенной копией сруба или теремка.

Отдавая предпочтение модели домика, обязательно учитывайте условия его эксплуатации, возраст воспитанников, их потребности. Будет ли это компактная модель или просторный вариант с местом для игрушек. Для смешанных групп лучше выбирать универсальный дизайн, который подойдет для игр мальчиков и девочек.

Материалы изготовления

Для производства игровой мебели, предназначенной для детского сада, используют широкий спектр материалов. При этом независимо от типа, основа должна быть экологичной, безопасной и износостойкой для обеспечения качественной эксплуатации изделий.

Тип материала Назначение Примеры использования Достоинства Недостатки
Дерево Уличные конструкции/ мебель для игровых зон. Игровые домики, качели, песочницы. Стеллажи, модули. Экологичный, в случае домика хорошо вентилируется, долговечный. Требует регулярной покраски, обработки пропитками при применении на улице.
Пластик Уличные конструкции, для помещения. Игровые домики, качели, песочницы, горки, модули. Экологичный, не требует особого ухода, ударопрочный, Можно легко собрать и разобрать. При низких температурах (-18 о С) может наступить деформация.
ПВХ Улица/ помещение. Игровые домики батуты, горки, тоннели. Легкие, упругие, нет острых углов, яркие, нравятся детям. Подходят для младшего возраста. При низком качестве материала может быть неприятный запах, выделение аллергенов.
ДСП, МДФ, ЛДСП Для помещений. Стеллажи, модули, каркасы. Экономичный, крепкий материал, износостойкий. Возможность изготовить самые сложные конструкции. Может выделять вредные вещества при нарушении технологии производства.
Поролон, пенополистерол Внутренние помещения. Наполнители мягкой игровой мебели. Обеспечивают качественную обивку каркаса, поддерживают форму. Имеют определенный эксплуатационный срок. После подлежат замене.

Производство мебели для детских дошкольных учреждений строго регламентируется. Производители обязуются следовать установленным нормативам ГОСТ и иметь на руках документы, подтверждающие качество и безопасность используемых материалов.

Требования к детской мебели

Детская мебель, используемая для оснащения игровой зоны в дошкольном учреждении должна отвечать установленным ГОСТ стандартам, быть экологически безопасной и соответствовать рекомендациям СанПин. При приобретении на изделия должны прилагаться все необходимые сопроводительные документы и сертификаты:

  • поверхности предметов не должны иметь заусенцев, острых углов, выступающих крепежных элементов;
  • все крепежные детали надежно фиксированы и скрыты манжетами и заглушками;
  • краска покрытия приятных оттенков, никакого запаха или следов на одежде или коже при соприкосновении;
  • все кромки тщательно обработаны;
  • мебель должна быть многофункциональной, в идеале помогать экономить пространство, что актуально в небольших помещениях;
  • конструкции должны учитывать возрастные особенности детей.

Немаловажным является дизайн мебели. Он должен быть привлекательным для детей, мотивировать их к игровому процессу, манипулированию предметами модулей.



2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.