Какие бывают ударные. Виды музыкальных инструментов. Пластинчатые ударные инструменты

Введение

Ударные музыкальные инструменты

Уда́рные музыка́льные инструме́нты - группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Классификация ударных инструментов

Многообразие разновидностей и форм ударных музыкальных инструментов сформировало несколько вариантов их классификации. Один и тот же инструмент может принадлежать к нескольким группам.

По звуковысотности ударные инструменты делятся на

  • Ударные инструменты с определённой высотой звучания , которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других;
  • Ударные инструменты с неопределённой высотой звучания , которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов - большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие.

По звукообразованию ударные инструменты делятся на

Пример мембранофона - армянский дхол

  • Мембранофоны - инструменты, в которых звучащим телом является натянутая мембрана из кожи или пластика. К ним относятся литавры, барабаны, бубен, бонго, дхол, том-томы и др.
  • Идиофоны - инструменты, в которых звучащим телом является весь инструмент (гонг, там-там), либо состоящие из целиком звучащих тел (треугольник, ксилофон, маримба, вибрафон, колокольчики)

Идиофоны по материалу дополнительно делятся на

  • Металлические идиофоны , звучащие элементы которых сделаны из металла - треугольник, вибрафон, колокольчики;
  • Деревянные идиофоны , звучащие элементы которых сделаны из дерева - деревянная коробочка, корейские колокола (temple blocks), ксилофон.

Особую группу ударных инструментов составляют струнные ударные инструменты, в которых звучащим телом являются струны. К таким инструментам относится фортепиано, а также народные инструменты рода цимбал.
2. Перкуссия

Ряд ударных инструментов, не входящих в состав классической ударной установки. К ним относятся табла, дарбука, тамбурин, бубен, маракас, ковбелл, колокольчики, шейкеры, конго, бонго, треугольник, трещотка, деревянная коробочка, кастаньеты и десятки других этнических ударных инструментов. Употребляются, в разном наборе, во всех видах музыкальных оркестров и ансамблей. Существуют также и группы (Малайзия, Африка, Индия, Южная Америка, Северные народности), состоящие из исполнителей, играющих только на ударных инструментах. Такие группы, как правило, исполняют ритуальную музыку и сопровождают обрядовые праздники. Распространены в основном в племенах. Также выступают на большой сцене, как ритмическое сопровождение экзотических вокально-танцевальных групп. Среди музыки композиторов академической направленности есть произведения, написанные только для ударных инструментов. Обычно это довольно крупный и пёстрый по инструментарию состав. Нередко используются кроме традиционных инструментов и ударной установки различные этнические ударные инструменты. В России (СССР) стимулом для написания музыки для ансамбля ударных инструментов стало создание такого ансамбля Марком Пекарским, который успешно выступает и поныне. Также, вероятно, используется и в переносном смысле (человек-перкуссия), что означает приблизительно то же что и иерихонская труба или человек, привлекающий много внимания.

В современной музыкальной культуре, особенно в сфере оркестрово-ансамблевого исполнительства, наблюдается заметное усиление роли ударных инструментов. Богатство темброво-колористических красок, огромные художественно-выразительные возможности, мелодико-ритмический потенциал, широкий спектр динамико-штрихового разнообразия - вот далеко не полный перечень достоинств этой инструментальной группы.

Музыкальные инструменты. Ударные инструменты

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.

Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Целый ансамбль из шести инструментов, возраст которых 20 000 лет. Конечно же, просто ударить камнем о камень человек догадался ещё раньше.

Название этой группы произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже или металлическим пластинкам, деревянным брускам и т. д. Но внимательно присмотритесь, и вы увидите, что во всём остальном ударные различаются: и формой, и величиной, и материалом, и характером звучания.

Кроме того, ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это - литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию, и звуки их на равных правах с голосами других инструментов могут войти в оркестровый аккорд или мелодию.

А звук барабана, например, содержит так много неупорядоченных частот, что мы не можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано, не может определить, настроен ли барабан на соль, ми или си. С точки зрения физики, барабан издаёт шум, а не музыкальный звук. То же самое можно сказать о бубне, тарелках, кастаньетах. Но, несмотря на такую, вроде бы, немузыкальность, эти инструменты очень нужны - одни для ритма, другие - для разных эффектов и нюансов. Это инструменты второй группы, не имеющие определённой высоты звука.

Обратили ли вы внимание на то, что барабан и литавры, очень похожие друг на друга, попали в разные группы. Но существует ещё одна система деления ударных инструментов - на мембранные (у которых звучит натянутая кожа - мембрана) и самозвучащие. Тут барабан и литавры попадут в одну группу, так как звучащий элемент у них одинаков - мембрана. А тарелки, которые из-за неопределённой высоты звука были в одной группе с барабаном, теперь попадут в другую, так как звук у них образуется самим корпусом инструмента. Для нас с вами важно то, что они играют в музыке очень большую роль.

Барабан - один из самых распространённых ударных инструментов. Две разновидности барабана - большой и малый - уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров.

Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» - одной линейке, на которой обозначен только ритм.

Слушание: Большой барабан, звучание инструмента.

Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце. Их делают из пробки или войлока.

Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Например, в Шестой симфонии Л. Бетховен с его помощью передал звук грома. А в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает выстрелы пушки.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза».

Слушание: Малый барабан, звучание инструмента.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук. Его дробь хорошо подчёркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя: палочками.

Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется «Болеро» Равеля, малый барабан выдвигают вперёд и ставят рядом с дирижёрским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно нарастает экспрессия, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика так и тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое. Видите, какое искусство требуется от музыканта, играющего на таком простом в нашем понимании инструменте. Д. Шостакович ввёл в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.

У барабана были когда-то и зловещие функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли сквозь строй солдат. А сейчас под звуки барабана и трубы строем идут на парад. Африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное в барабанном бое сообщение, другой принимал и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана.

Слушание: М. Равель. «Болеро» (фрагмент).

Слушание: Звучание ударной установки.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый. А вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает ещё до семи тамтамов. Это тоже барабаны, корпус у них похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания: у них иной. В ударную установку входят также и бонги - два небольших барабана, один чуть больше другого. Их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги - их корпус сужается: книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Слушание: Литавры. Звучание инструмента.

Литавры - тоже обязательный участник симфонического оркестра. Это очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. Их роль так важна, что некоторые дирижёры на гастроли возят с собой своего литавриста.

У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания: раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Устроены они сложнее, чем барабан. У них металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определённые, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Поэтому композитор может писать для литавр ноты. Корпус бывает разного размера, а значит, и звук разной высоты. И если в оркестре три литавры, значит, уже три ноты. Но инструмент этот можно перестраивать и на несколько звуков. Тогда получается даже небольшой звукоряд.

Раньше перестройка литавры занимала некоторое время. И каждый композитор знал: если требуется звук другой высоты, надо дать литавристу время, чтобы подкрутить винты и перестроить инструмент. В середине XIX в. музыкальные мастера оснастили литавры специальным механизмом, который перестраивает литавры простым нажатием педали. Теперь у литавристов появилось новое качество - им стали доступны небольшие мелодии.

В давние времена любая война буквально не мыслилась без барабанов, литавр, труб. Один англичанин говорил: «Обычно пытаются сделать армию бессильной, отрезав её от продовольствия; я же советую, если у нас когда-нибудь будет война с французами, прорвать им как можно больше барабанов».
Литавристы и барабанщики пользовались огромным авторитетом. Они должны были быть очень смелыми, ведь шли во главе войска. Главным трофеем в любой битве было, конечно, знамя. Но и литавры были также своего рода символом. Поэтому музыкант был готов умереть, но не сдаться с литаврами.

Слушание: Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент).

Слушание: Ксилофон, диапазон инструмента.

Слово ксилофон можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Оно удивительно подходит к музыкальному инструменту, состоящему из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

Что бы получить привычный звукоряд из дерева, его специально обрабатывают. Из клёна, ели, ореха или палисандра выпиливают бруски разного размера, причём подбирают размер так, чтобы каждый брусок при ударе издавал звук строго определённой высоты. Их располагают в таком же порядке, как клавиши у фортепиано, и скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга.

Слушание: Моцарт. «Серенада» (ксилофон).

Слушание: Маримба, диапазон инструмента.

Маримба. Разновидность ксилофона - маримба .

Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими трубками - резонаторами. Это делает звучание маримбы более мягким, не таким щелкающим как у ксилофона.

Маримба родом из Африки, где бытует и сейчас. Но африканская маримба имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.

Слушание: Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты» в исп. Т. Черемухиной (маримба).

Слушание: Вибрафон, диапазон инструмента.

Интересно устройство ещё одного ударного инструмента - вибрафона . Как ясно из названия, он даёт вибрирующий звук. Звучащие элементы у него делаются не из дерева, а из металла. Под каждой металлической пластинкой располагается резонаторная трубка, как у маримбы. Верхние же отверстия трубок прикрываются крышечками, которые могут вращаться, то открывая, то закрывая отверстие. Частое перемещение крышечек даёт эффект вибрации звука. Чем больше скорость вращения крышек, тем чаще вибрация. Сейчас на вибрафонах устанавливают электрические двигатели. Ксилофон и маримба пришли к нам из глубины веков, а вибрафон - инструмент очень молодой. Он создан в Америке в двадцатые годы ХХ в.

Слушание: Челеста, диапазон инструмента.

Челеста . На полвека старше вибрафона челеста, изобретённая в 1886 году во Франции. Внешне челеста - небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, такая же молоточковая система. Только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки-резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный. Не случайно ей дали такое название: челеста по-латыни – «Небесная».

Слушание: И. Бах. Шутка (челеста).

Эти инструменты - ксилофон, маримба, вибрафон и челеста - многозвучные, на них можно играть мелодию.

В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда её исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с косой в руках. Композитор добился такого эффекта использованием ксилофона.

Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно. Давайте просто перечислим некоторые другие ударные...

Слушание: Колокола, звучание инструмента.

Колокола - набор металлических трубок разной длины, подвешенных в специальной раме.

Слушание: Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента.

Колокольчики - очень похожие на игрушечный металлофон, только в нём больше пластин и сами пластины благозвучнее.

Слушание: Тарелки, звучание инструмента.

Всем хорошо знакомые тарелки .

Слушание: Гонг, звучание инструмента.

Гонг - большой массивный диск с загнутыми краями, который как никто другой умеет создавать впечатление таинственности, мрака, ужаса;

Слушание: Там-там, звучание инструмента.

Разновидность гонга, имеющего определённую высоту звука, - там-там , не настраиваемый точно.

Слушание: Треугольник, звучание инструмента.

Треугольник – стальной прутик, изогнутый треугольником, при ударе по нему металлическим стержнем издающий прозрачный, нежный приятный звук. Список ударных инструментов можно и продолжать.

Вопросы и задания:

  1. Какой из ударных инструментов является самым древним, а какой самым молодым?
  2. Перечислите как можно больше ударных инструментов.
  3. Что такое мембрана?
  4. На какие группы и по какому принципу делятся ударные инструменты?
  5. Назовите ударные инструменты, имеющие определённую высоту звучания.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Большой барабан, звучание инструмента, mp3;
Малый барабан, звучание инструмента, mp3;
Звучание ударной установки, mp3;
Литавры, звучание инструмента, mp3;
Ксилофон, диапазон инструмента, mp3;
Маримба, диапазон инструмента, mp3;
Вибрафон, диапазон инструмента, mp3;
Челеста, диапазон инструмента, mp3;
Колокола, звучание инструмента, mp3;
Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента, mp3;
Тарелки, звучание инструмента, mp3;
Гонг, звучание инструмента, mp3;
Там-там, звучание инструмента, mp3;
Треугольник, звучание инструмента, mp3;
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза», mp3;
Равель. «Болеро» (фрагмент), mp3;
Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент), mp3;
Моцарт. «Серенада» (ксилофон), mp3;
Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты», в исп. Т. Черемухиной (маримба), mp3;
Бах. Шутка (челеста), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

Классификация музыкальных инструментов.

Ввиду того, что музыкальные инструменты имеют очень разное происхождение и природу, они классифицируются в соответствии с принципами звукообразования согласно принятой в 1914 г. Куртом Заксом и Эрихом Мориц фон Хорибостелем классификации (Systematik der Musikinstrumente : ein Versuch Zeitschrift f űr Ethnologie ) ставшей классической.

Ударные инструменты.

Следуя системе, предложенной названными музыковедами, среди ударных инструментов выделяются так называемые идиофоны и мембранофоны. Идиофоны (от греч. Idios - свой, собственный и «фон» — звук) - семейство инструментов, воспроизводящих звук, благодаря колебанию и излучению после удара, как в случае колоколов, кимвалов или тарелок, бубенцов, кастаньет, погремушек или подобных им. Это муз. инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). Идиофоны обычно целиком состоят из звучащего материала — металла, дерева, стекла, камня; иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука идиофоны разделяются на щипковые — варганы, сансы; фрикционные — гвоздевая гармоника и стеклянная гармоника; ударные — ксилофон, металлофон, гонг, тарелки, колокола, треугольник, кастаньеты, трещотки и т.п.

Кастаньеты

Колокола

Трещотки

Ксилофон

Треугольник

Среди ударных инструментов также фигурируют мембранофоны, которым для воспроизведения звука необходима мембрана, натянутая на резервуар, действующий наподобие резонансного ящика. Мембрану ударяют молоточками или деревянными палочками, как в случае барабана или литавр, либо трут палочкой поперек барабанной кожи. Так происходит с самбомбой (род барабана), который является «потомком» роммельпота Фландрии, использующегося там во время карнавальных празднеств уже XIV в. Роммельпот — музыкальный инструмент, нечто вроде примитивной волынки: обтянутый бычьим пузырем горшок с воткнутой в него тростинкой. Роммельпот — простой фрикционный барабан, популярный прежде во многих европейских странах. Обычно его изготовляли, привязывая мочевой пузырь животного на домашний горшок; на нем, протыкая пузырь палочкой, чаще всего играли дети в Мартынов день и на Рождество.

Европейские фрикционные барабаны. Барабаны, сделанные из глиняных горшков, — из Богемии (1) и Неаполя (2). Из русского фрикционного барабана (3) звук извлекается при помощи конского волоса. Норвежский барабан-наперсток (4), английский барабан из банки из-под горчицы (5) и французский барабан-петушок (6) были изготовлены в качестве игрушек.

Два способа звукоизвлечения на фрикционных барабанах: протягивание палочки вверх и вниз (а) или вращение ее между ладонями (b).

Ударные инструменты, в особенности идиофоны, являются самыми древними и составляют наследство всех культур. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были самыми первыми музыкальными инструментами: удары палками, костяными скребками, камнями и т.д., всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, образовали первый инструментальный состав. Так, в Египте применяли разновидность досок, на которых играли одной рукой при отправлении культа древнеегипетской богини музыки Хатхор. В Греции был привычен кроталон, или погремушка, предшественник кастаньет, распространившийся по всему Средиземноморью и в латинском мире, получивший название crotalum или crusma , ассоциирующийся с танцами и вакхическими празднествами. Зато египетский систр, представляющий собой металлическую раму в форме подковы, перегороженный рядом скользких спиц с изгибами по краям, предназначался для погребальных обрядов и сопровождения молитв против бедствий и напасти саранчи, которая губила урожай.

Также имели широкое применение различного рода погремушки. Они в настоящее время очень распространены, особенно, в Африке и Латинской Америке, для сопровождения различных народных танцев. Многие идиофоны, прежде всего металлические, — такие как колокола, кимвалы, тарелки и маленькие колокольчики - нашли свое место, начиная с XVII века благодаря моде на музыку «а-ля турка». Они были введены в состав оркестра французскими маэстро, среди которых Жан Баттист Люлли (1632 — 1687) и Жан Фери Ребель (1666 — 1747). Некоторые идеофоны, относительно недавнего изобретения, такие как трубообразные колокола, были введены в современные оркестры.

Мембранные барабаны распространились из древней месопотамской цивилизации на Запад и Восток пять тысяч лет назад. С древних времен они применялись в военной музыке и для подачи сигналов.

Греки использовали барабан наподобие бубна, называемого тимпаном.

Тимпан — ударный музыкальный инструмент, напоминающий небольшой плоский с широким ободом барабан. Кожа на тимпане, как и на барабан, натягивалась с двух сторон (у распространенного в то время тамбурина кожа натягивалась с одной стороны). На тимпане обычно играли женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой.

В то время как в Риме самым популярным был мембранофон, похожий на современные литавры, называемый симфония. Особенно пышными были празднества в честь богини Кибелы - владычицы гор, лесов и зверей, регулирующей неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме был введен 204 г. до н. э.

Празднества сопровождались музыкой, в которой основная роль была отведена именно барабанам. В Средние века и эпоху Возрождения ударные (особенно, барабан) использовались для сопровождения рыцарских турниров и танцев.

Велико значение ударных и в народной музыке.

Постепенно барабаны стали входить в состав профессиональных оркестров начиная с XVII в. Одним из первых композиторов, включивших барабаны в свою Berenice vendicativa (1680), был Джованни Доменико Фрески (ок. 1630 — 1710). Позднее такие композиторы, как Христоф Виллибальд Глюк (в Le cadidupl ,1761) и Вольфганг Амадей Моцарт (в «Похищении из сераля», 1782), отвели барабанам не последнюю роль. Эту традицию продолжили композиторы XIX и XX в.в., такие как Густав Малер и Игорь Федорович Стравинский. Джон Кэйдж (1912 — 1992) и Мортон Фельдман (1926 - 1987) даже написали целые партитуры исключительно для барабанов.

M.Равель — М.Бежар. 1977 Большой театр. Майя Плисецкая.

В Болеро Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм. В этом есть и нечто воинственное. Барабаны - это всегда тревога, это некая угроза. Барабаны - глашатаи войны. Наш выдающийся поэт Николай Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Грозный тон равелевского “Болеро” производит невероятно сильное впечатление - тревожащее и подымающее. Полагаю, что эпизод “Нашествие” в первой части Седьмой симфонии Шостаковича был его отзвуком не только в каком-то формальном смысле - этот “священный танец боя” в симфонии Шостаковича завораживает. И она также останется навеки знаком духовного напряжения человека-творца. Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо - поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.

В отличие от барабана литавры имеют полусферический корпус и способны издавать звуки различной высоты благодаря тому, что их мембрана натягивалась с помощью нескольких ручек, которые в настоящее время приводятся в действие педалью. Это важнейшее качество способствовало быстрому росту использования литавр в инструментальных ансамблях. В настоящее время литавры являются самым важным ударным инструментом оркестра. Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в XIX веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Марш из 8 пьес для литавр. (Исп. Эллиот Картер)

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года".

Начало Концерта для фортепиано Э.Грига. Дирижер — Юрий Темирканов. С олист — Николай Луганский. Большой Зал Петербургской Филармонии, 10 ноября 2010

Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории "Времена года".

Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Conducted by Gergiev,
Performed by PMF Orchestra 2004.

Уже в 1650 г. Николаус Хассе (ок. 1617 — 1672) применил литавры в Aufzuge f ür 2 Clarinde und Heerpauken , а Люлли - в «Тезее (1675). Литавры использовали Генри Перселл в «Королеве фей» (1692), Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, а Франческо Барзанти (1690 — 1772) ввел литавры в «Кочерто гроссо» (1743). Закрепленные в классическом оркестре Ф.Й.Гайдном, В.А.Моцартом, Л.ван Бетховеном, литавры приобрели во время эпохи романтизма решающую роль в группе ударных инструментов (Гектор Берлиоз включил восемь пар литавр в свой монументальный «Реквием», 1837). И в наши дни литавры являются фундаментальной частью этой группы в оркестре и даже берут на себя главенствующую роль в некоторых музыкальных фрагментах, таких как glissandi в Адажио из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (1936) венгерского композитора Бе лы Бартока.

Нефтеюганское районное муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа»

Методическая разработка

«Ударные инструменты. Особенности и характеристика»

По классу ударных инструментов)

Преподаватель ударных инструментов Каюмов А.М.

гп. Пойковский

2017 г.

Ударные инструменты. Особенности и характеристика.

История возникновения и развития ударных инструментов уходит в глубокую древность, так как они родились раньше всех музыкальных инструментов.

Первоначально, ударные инструменты использовались как сигнальные или культовые. Культовые инструменты также считались священными инструментами. С древних времен литавры, барабаны применялись во время военных походов и торжественных церемоний, были непрерывными атрибутами всевозможных народных празднеств, шествий, сопровождали танец и песню.

С возникновением симфонической музыки ударные инструменты постепенно входили в состав оперно-симфонических оркестров, играя роль сопровождающих инструментов. Они либо подчеркивали сильную долю такта или ритмическую фигуру, либо усиливали звучание тутти оркестра.

Развитие ударных инструментов протекало в тесной связи с развитием других инструментов и групп оркестра, а также основных выразительных средств музыки: мелодии, гармонии, ритма. В настоящее время инструментарий ударной группы оркестра очень расширился, а роль группы ударных инструментов в целом необычайно возросла. В оркестре ударные инструменты выполняют чаще всего ритмическую функцию, поддерживая четкость и остроту движения. Они также придают пышность и совершенно особый колорит оркестровому звучанию, обогащая красочную палитру современного оркестра.

Несмотря на то, что мелодические средства ударных инструментов весьма ограничены, нередко композиторы умело используя своеобразие звучания ударных инструментов, поручают им ответственейшие партии. Ударные инструменты принимают порой самое активное участие в раскрытии темы произведения, удерживая внимание слушателей на протяжении произведения крупной формы или большого его фрагмента. Так, например, в «Болеро» М. Равеля один из основных художественных элементов музыки – острая остинатная ритмическая фигура малого барабана. Также Д. Шостакович в центральном эпизоде первой части седьмой симфонии воспользовался звучанием инструментов, изображая картину вражеского нашествия.

Между собой ударные инструменты разделяются на инструменты с определенной высотой звука, такие, например, как литавры, колокольчики, лира, трубчатые колокола, вибрафон, тубафон, маримба и т.д. и инструменты с неопределенной высотой звука, например, треугольник, кастаньеты, бич-хлопушка, маракасы, тамбурин, бразильская пандейра, трещотка, деревянная коробочка, малый барабан.

Ударные инструменты с определенной высотой звука

Лира - разновидность колокольчиков, которыми пользуются в духовых оркестрах. Лира представляет собой набор металлических пластинок, укрепленных на лирообразной раме в один или два ряда. Хроматически заполненный диапазон лиры колеблется от одной до двух октав.

При однорядном расположении пластинки крепятся горизонтально на двух рейках, которые проходят посередине рамы. Диапазон современной однорядной лиры -1,5 октавы, от соль 1-й октавы до до 3-й октавы. При двухрядном расположении, аналогичном клавиатуре ударных колокольчиков, пластинки крепятся горизонтально на четырех рейках, которые проходят посередине рамы.

Диапазон двухрядной лиры – 2 октавы, отля1-й октавы до ля 3-й. Нотируется лира в скрипичном ключе и звучит октавой выше.

Играют на лире ударяя по пластинкам деревянными палочками с шариками на концах. При игре в походе лиру держат левой рукой за верхнюю часть рукоятки, а нижний конец рукоятки вставляется в гнездо кожаного ремня, который надевается на шею. В правой руке держат молоточек, которым ударяют по пластинкам. Звук у лиры такой же, как и у оркестровых колокольчиков. Однако технические возможности её намного меньше. Лира служит главным образом для исполнения простых маршевых мелодий. При игре на лире в стационарных условиях её устанавливают на специальную подставку, и тогда возможно исполнение двумя руками, как на обыкновенных колокольчиках.

С конца XIX века в оркестре применяются трубчатые колокола , которые постепенно вытеснили свои дорогостоящие и массивные прототипы.

Трубчатые колокола представляют собой медные или стальные длинные трубы диаметром 40-50 мм, подвешенные на специальной раме. Они точно настроены на определенный звук в хроматически заполненном диапазоне от до 1-й октавы до фа 2-й октавы.

Нотируются колокола обычно в скрипичном ключе и звучат октавой ниже. Звук извлекается кдаром деревянного молотка с бочонкообразной головкой, обтянутой кожей или резиной. Звучат колокола довольно чисто и прозрачно, больше напоминая звучание курантов, и хорошо сочетаются с оркестровой массой. Чтобы заглушить их звучание, применяется педальный демпфер.

На колоколах, помимо отдельных звуков, исполняют небольшие и несложные мелодические последовательности. Возможно воспроизведение двойных нот и аккордов, в последнем случае желательно наличие двух исполнителей.

Тремоло можно получить на одном звуке и в интервале; на трубчатых колоколах возможен также своеобразный эффект – долгозвучащее глиссандо.

Кроме трубчатых колоколов нередко используют пластинчатые или полусферические колокола, которые также настроены на определенную высоту.

Вибрафон состоит из двух рядов металлических пластинок, настроенных так, что они образуют хроматический звукоряд. Пластинки подвешены при помощи шнура на передвижном стенде-столике. Под пластинками расположены трубчатые резонаторы, в которые вмонтированы лопасти, соединенные общим металлическим валом. Специальный электрический мотор вращает вал, соединенный с лопастями, открывающими и закрывающими резонаторы, что создает динамическую вибрацию (эффект периодического усиления и ослабления звуков). Под пластинками расположена демпферная планка, соединенная с педалью, при нажатии которой демпферная планка прижимается к пластинкам, мягко прекращая их колебания.

Звук у вибрафона долгий, вибрирующий, постепенно затухающий. Играют на вибрафоне двумя, тремя и даже четырьмя гибкими камышовыми палочками, на концах которых – мягкие шарики, обтянутые фальцем или войлочной тканью. Чтобы получить мягкий звук, играют палочками обтянутыми фальцем. Для более четкого удара применяют палочки более жесткие, а когда играют без вибрации, отключая мотор, то используют палочки с деревянными головками, обтянутыми шерстяной ниткой; звук при этом получается непродолжительный, приближающийся к звуку металлофона.

Мелодическую линию с вибрацией, а также отдельные звуки и интервалы исполняют двумя палочками. Вибрация, естественно, исключает исполнение виртуозных пассадей в быстром движении, так как отдельные звуки при этом сливаются. При исполнении такого рода пассажей добиваются короткого звучания без вибрации, нажимая педаль.

Существует две разновидности вибрафона – концертный и оркестровый. Диапазоны их одинаковы по объему (три октавы, но различаются высотой; у концертного от фа большой октавы до фа 2-й октавы, а у оркестрового от до малой октавы до до 3-й октавы).

Нотируется вибрафон в скрипичном и басовом ключах в реальном звучании.

В тубафоне – инструменте, появившемся почти одновременно с вибрафоном – металлические пластинки заменены металлическими трубками разной величины. Расположены в четыре ряда, они настроены таким образом, что образуют полный хроматический звукоряд. В средних двух рядах содержатся только звуки соль-мажорной гаммы, в двух крайних – все остальные. Для удобства исполнителя звуки фа и до-диез во всех октавах дублируются.

Трубочки, связанные между собой шнуром или жилкой, раскладываются на соломенных валиках. Играют на тубафоне палочками для ксилофона; звук его ровный, не слишком резкий, напоминает маленькие колокола. По сравнению с обычными колоколами тубафон звучит несколько мягче и глуше. Звуки тубафона совершенно не сливаются благодаря быстрому затуханию.

В техническом отношении тубафон очень подвижен и приближается в этом смысле к ксилофону. Приемы игры на тубафоне и ксилофоне совпадают.

Нотируется инструмент в скрипичном ключе в реальном звучании.

Тубафон встречается в музыкальной литературе редко, и возможности его использованы до настоящего времени слабо. Причина, возможно, заключается в недостаточной динамической амплитуде инструмента, что затрудняет нюансировку, и в несколько глуховатом тембре. А. Хачатурян очень точно воспользовался тубафоном в «Танце девушек» из балета «Гаянэ».

Маримба – деревянный ударный инструмент. Это разновидность ксилофона с пластинами из палисандрового или амарантового дерева, только больших размеров и с резонаторами.

Родина маримбы – Африка и Южная Америка, где она и по сей день широко распространена среди местных жителей.

Современная маримба состоит из двух рядов деревянных пластин, настроенных по хроматическому звукоряду и расположенных на деревянной раме-основе. Рама прикреплена к четырехколесному стенду (столику). Под пластинами расположены металлические трубчатые резонаторы. Деревянные пластины маримбы немного больше пластин обыкновенного ксилофона (ширина 5 см, толщина 2,5 см).

Играют на маримбе двумя, тремя и четырьмя палочками с пластмассовыми шариками различной плотности на конце. Существует несколько разновидностей маримб, отличающихся высотой звучания.

Приемы игры те же, что и на ксилофоне.

Ударные инструменты с неопределенной высотой звука

Треугольник – ударный инструмент высокой тесситуры. Происхождение треугольника неизвестно. Треугольник появился сначала в военных оркестрах, а затем, в конце 17- и начале 19 века, - в оперных. Позднее он вошел в симфонический оркестр, где прочно утвердился. В настоящее время треугольником пользуются в оркестрах любого состава.

Треугольник представляет собой стальной прут (сечением 8-10 мм), согнутый в виде равностороннего треугольника, концы которого не замкнуты. Треугольники бывают разных размеров, но наиболее распространены инструменты следующих стандартов: большой, с основанием 25 см, средний с основанием 29 см, малый, с основанием 15 см. Малые треугольники звучат высоко, большие – низко.

Треугольник подвешивается на жильной струне или просто на жилке, но не на веревке и не на ремне, так как последние глушат звучание инструмента.

Играют на треугольнике металлической палочкой длиной 22 см. Без рукоятки, так как она тоже несколько приглушает звучание инструмента. Палочки применяют разные. Для исполнения пианиссимо берут тоненькую палочку диаметром 2,5 мм. Для исполнения меццо-пиано пользуются палочками диаметром 4 мм, а для исполнения фортиссимо берут палочки 6 мм.

Звук у треугольника чистый, прозрачный. В оркестре он слышен всегда, прорезая своим звучанием даже мощное тутти. Играя на треугольнике, его держат в левой руке за жилку; в правой руке держат металлическую палочку, которой ударяют посредине основания треугольника. При более быстром чередовании ударов треугольник подвешивают при помощи крючка на перекладину пульта или специальную подставку и играют двуми палочками. При коротких ударах звук треугольника заглушается пальцами рук.

На треугольнике хорошо получаются несложные ритмические фигуры и тремоло. Исполняется тремоло одной рукой в верхнем углу треугольника. Нюансировка на треугольнике очень гибкая; на нем возможны все оттенки и переходы между ними.

Кастаньеты – популярный народный ударный инструмент, широко распространенный в Испании и в южной Италии. Кастаньеты изготавливаются из плотного дерева. Они представляют собой две деревянные раковинообразные дольки. Обе дольки соединены между собой шнурком, пропущенным через дырочки в верхней части кастаньет. Из того же шнура делается петля, в которую пропускается большой палец правой или левой руки, а остальными пальцами ударяют по выпуклой стороне дольки. Этот вид кастаньет предназначен в основном для танцоров.

Существуют также односторонние оркестровые кастаньеты, состоящие из небольшой рукоятки. К верхней части рукоятки, имеющей раковинообразную форму, прикрепляются с двух сторон две чашечки при пмощи шнура.

Односторонние кастаньеты не обладают большой силой звука. Поэтому для усиления звучности применяют двухсторонние кастаньеты. С обоих концов рукоятки прикрепляют по две чашечки кастаньет.

Оркестровые кастаньеты держат в правой руке за рукоятку и, встряхивая их, заставляют чашечки ударяться друг о друга.

Чаще всего кастаньеты применяются для воспроизведения характерных, так называемых «испанских» ритмов (М. Глинка «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»).

На кастаньетах возможно исполнение отдельных ударов и тремоло.

В нюансировке кастаньеты – инструмент мало гибкий; им предписывают в основном динамические оттенки форте и меццо-форте. Совсем редко поручают отдельные удары или несложные ритмические фигуры.

Более сложные ритмические фигуры на кастаньетах играют палочками от малого барабана или молоточком для колокольчиков. Для этого кастаньеты раскладываются на мягком основании, и по ним ударяют палочками или молоточками.

Бич – хлопушка . Этот простой инструмент возник в глубокой древности. Им пользовались музыканты-певцы вместо хлопанья в ладоши. В симфонической музыке бич-хлопушка, как правило, используется в целях звукоподражания.

Бич-хлопушка представляет собой две длинные дощечки шириной 6-8 см и длиной 50-60 см. С внешней стороны дощечек находятся рукоятки. С одного конца дощечки соединены между собой при помощи петель или кожаного ремня так, чтобы их противоположные конца могли свободно расходиться.

Играя на инструменте, исполнитель держит обе дощечки за рукоятки. Разведя свободные концы дощечек в стороны, он резким движением ударяет их друг о друга. Получается сухой и резкий хлопок, очень похожий на щелканье бича.

Этот пронзительный резкий хлопок в оркестре звучит всегда неожиданно и как оркестровая краска очень впечатляет.

Маракасы – латиноамериканский инструмент индейского происхождения. В европейскую музыку маракас пришел из кубинских танцевальных оркестров, где он применяется довольно часто как инструмент, подчеркивающий острый синкопированный ритм.

Оригинальные кубинские маракасы изготавливаются из высушенного полого кокосового ореха, внутрь которого засыпаются мелкие камешки и зерна оливы. Снизу прикреплена рукоятка.

Современные фирменные маракасы делают из тонкостенных деревянных, пластмассовых или металлических пустых шаров, засыпанных горохом и дробью.

Для игры употребляются обычно два маракаса; держат их за рукоятки в обеих руках. При встряхивании инструмента получается глуховатый шипящий звук.

Пандейра - это своеобразная упрощенная форма бубна – тамбурина без кожи. Пандейра используется в оркестре, когда хотят подчеркнуть характерность метрической стороны современных танцев.

Пандейра – это четырехугольная деревянная рама, в середине которой проходит длинная рейка, переходящая в рукоятку. Между боковыми сторонами рамы и рейки вытавлены четыре-восемь пар латунных тарелочек, насаженных на металлические стержни.

Держат пандейру в правой руке, наклонив под углом в 45 градусов так, чтобы все тарелочки улеглись на одну сторону. Для воспроизведения звука ударяют по ладони левой руки у основания большого пальца. Тарелочки, встряхиваясь и ударяясь друг о друга, производят эффект быстро прекращающегося позвякивания, так как, падая друг на друга, они заглушаются.

В джазе и в эстрадных оркестрах пандейра применяется наряду с маракасами как инструмент, подчеркивающий ритм.

Тамбурин – один из древнейших инструментов, известный более двух тысячелетий. Тамбурин (бубен) применялся для сопровождения песен, плясок, шествий народами Дальнего и Ближнего Востока, Южной Европы (Франции, Италии, Испании), кочующими цыганами, скоморохами из Руси.

В симфонический оркестр тамбурин пришел в первой половине 19 века. Его применяли преимущественно в эпизодах народно-танцевального характера. Современный оркестровый тамбурин состоит из низкого деревянного обода шириной 5-6 см, обтянутого с одной стороны кожей. Кожа натягивается при помощи тонкого обруча и стяжных винтов. Тамбурины изготавливаются разной величины: маленькие, высокого звучания (диаметром 22-25 см); большие, низкого звучания (диаметром 36 см).

В стенке обода имеется несколько продолговатых овальных вырезов в которые вставлено по паре маленьких тарелочек, насаженных на металлические стерженьки.

При игре на тамбурине тарелочки ударяются друг о друга, производя ритмические позвякивания. Бубен, который получил преимущественное распространение на Руси, отличается от тамбурина тем, что внутри обода протянута крест-накрест проволока, на которой подвешены маленькие колокольчики, звенящие при встряхивании или при ударе.

Существенного отличия в звучании между бубном и тамбурином нет. В симфоническом оркестре чаще применяют тамбурин, а в оркестрах народных инструментов бубен. Играя на тамбурине, исполнитель держит его за обод в девой руке, слегка наклонив так, чтобы тарелочки улеглись вдоль обода, а кистью или большим пальцем правой руки ударяют по коже, исполняя всевозможные ритмические рисунки и тремоло

Коробочка . Один из древнейших священных инструментов, которым пользовались еще до нашей эры. Особенно широко применялись деревянные коробочки у народов Дальнего Востока, Африки и Южной Америки.

Этот музыкальный инструмент встречается под многочисленными названиями и в большом количестве разновидностей. Наиболее распространенной и вместе с тем простейшей разновидностью является китайская коробочка.

Она имеет форму кирпича, представляющего собой деревянный брусок из звонких сортов хорошо высушенного дерева. Размеры коробочек различны. Верхняя поверхность коробочек слегка закруглена. Сбоку, в верхней части бруска, на расстоянии не более 1 см от поверхности почти во всю длину выдолблена глубокая щель шириной в 1 см.

Играют на коробочке разными деревянными палочками, ударяя по поверхности. Получается довольно сильный, щелкающий звук.

В симфонической литературе деревянная коробочка очень робко завоевывала себе место, тогда как в джазе она привилась очень быстро. В настоящее время деревянные коробочки широко применяются во всех оркестрах.

Трещотка – древний инструмент, распространенный в Северной Африке, Юго-Восточной Азии и у народов, населявших берега Средиземного моря. Применялась она при обрядовых церемониях. С ее помощью отгоняли злых духов.

В симфоническом оркестре трещотка применяется с конца 18 века. Существует много разновидностей трещоток, но принципиальное устройство их заключается в следующем: деревянное зубчатое колесо насажено на деревянный или металлический стержень, который заканчивается с одной стороны рукояткой. Колесо со стержнем помещено в деревянный футляр, в котором при помощи рукоятки оно свободно вращается. При этом зубчатое колесо задевает конец тонкой деревянной или металлической пластинки, укрепленной в углублении на стенке футляра. Соскакивая с зубцов, пластинка производит сухой треск.

Сила звука трещотки зависит от величины зубцов, упругости пластинки, силы давления пластинки на зубцы и от скорости вращения зубчатого колеса. Для усиления звука делают двойные трещотки, т.е. трещотки с двумя пластинками, звучащими последовательно.

Трещотки находят применение в симфонической, джазовой и эстрадной музыке, музыке к театральным постановкам.

Малый барабан . Малый барабан, вошедший в оперно-симфонический оркестр в 18 веке, ведет свое происхождение от армейских сигнальных барабанов со струнами. Его роль в оркестре сводилась к острому подчеркиванию ритма. Однако, постепенно малый барабан завоевывает прочное место в симфоническом оркестре и как инструмент, обладающий особой выразительностью.

В настоящее время малый барабан используется очень широко в оркестрах любых составов и в самой разнохарактерной музыке.

Малый барабан состоит из металлического или деревянного цилиндра-корпуса, покрытого сверху и снизу натянутой на подобручники хорошо выделанной телячьей кожей или пластиковой пленкой. Сверху с обеих сторон накладываются металлические обручи, которые при помощи стяжных винтов создают натяжение поверхности кожи или пластика. С рабочей стороны барабана, то есть с той стороны, на которой играют, кожа или пластик должны быть умеренной толщины, а с другой стороны, называемой подструнником, кожа или пластик должны быть более тонким, что делает их более чувствительными к передаче колебаний при ударе по рабочей стороне. Поверх кожи или пластика с наружной стороны подструнника натягиваются либо жильные струны, либо тонкие металлические проволочки, завитые в спирали. Именно они придают звучанию малого барабана специфический трескучий оттенок.

Играют на малом барабане двумя деревянными палочками. Основные приемы игры – одиночные удары, из которых складываются разнообразные ритмические рисунки и дродь. Вся техника игры представляет собой, по сути дела, комбинацию этих двух основных приемов, благодаря чему на малом барабане получаются самые сложные ритмические фигуры.

Заключение.

На протяжении последних лет качественно изменилось отношение к группе ударных инструментов – из самой незначительной она превратилась в концертирующую и равноправную наряду с другими оркестровыми группами. Если раньше ударные инструменты использовались в общей оркестровой массе (особенно в моменты нарастаний и подчеркивания кульминаций). то сейчас они чаще применяются самостоятельно и таким образом, чтобы их тембр не смешивался с тембрами остальных инструментов. Ударные теперь сравнительно редко дублируют другие оркестровые голоса, и композиторы предпочитают их чистые тембры.

сейчас на первое место в группе ударных вышли многие металлические инструменты с определенной высотой звука (Vibrafono, Campane, Crotali), а также ряд новых для традиционного оркестра металлических ударных с неопределенной высотой звука (Gong, Tam-tam, Cow-bells). Большинство современных композиторов относится до сих пор довольно сдержанно к колокольчикам. Причина этого, вероятно, в том, что Колокольчики уступают по качеству звука античным тарелочкам (хотя и имеют больший диапазон), не говоря уже о колоколах и вибрафоне. Значительно выросла в современном оркестре и роль деревянных ударных инструментов. Известный ранее ксилофон практически исчез из современного оркестра, уступив место маримбафону, имеющему намного более широкий диапазон и превосходящему ксилофон в разнообразии тембра

В начале ХХ века колористические рамки симфонического оркеcтpa стали значительно раздвигаться, и введение новых ударных инструментов сразу дало композиторам средства для расширения тембрового диапазона оркестра. Одни из новых инструментов довольно быстро исчерпали свои возможности, другие же прочно и надолго заняли свое место в оркестре, доказав, что они могут не только солировать, но и быть прекрасными участниками ансамблей.

В XX веке композиторы впервые по-настоящему почувствовали выразительные возможности тембра. Это совершенно не означает того, что выразительность тембра была недоступна для композиторов

XIX века - вспомним хотя бы характеристику Графини в «Пиковой даме» или начальные такты Шестой симфонии П. Чайковского, - но тембровая выразительность всегда сочеталась с выразительностью интонационной, в то время как в XX веке композиторы часто применяют краску, несущую в себе большую выразительность вне прямой свя зи с интонацией.

Тенденция к расширению тембрового диапазона инструментов привела к тому, что композиторы стали точно указывать способы звукоизвлечения на ударных. Действительно, ударные инструменты (по крайней мере, большинство из них) способны менять свой тембр в зависимости от того, чем и где был извлечен из них звук. Например, удары по тарелке литавровой палочкой, палочкой из твердого фильца, из мягкого фильца, из губки, из дерева или из металла вызывают совершенно различные звуковые спектры. Меняется тембр тарелки и в зависимости от места удара - по краю, в средней части или по куполу. Композитор, внимательный к оркестровой краске, всегда указывает это. Вибрафон, например, становится совсем другим по звучности и вспыхивает новыми яркими красками, когда вибрафонные палочки заменяются жесткими. Весь характер звучания этого инструмента изменяется с отключением мотора

Вопрос экономии тембров имеет большое значение в новой музыке, особенно если тембровая логика является ведущей. Получив в свои руки огромное тембровое богатство современного оркестра, многие композиторы слишком щедро разбрасывают краски. Это увлекает слушателя, но скоро пресыщает его. В то время как сбереженная и вовремя примененная краска может дать сильный эффект. Вспомним хотя бы, какое ошеломляющее впечатление производят первое вступление клавишных колокольчиков в «Волшебной флейте» Моцарта

Проблема экономии тембра особенно касается группы ударных инструментов, ибо способ звукоизвлечения и превалирование тембра над остальными компонентами не дают им возможности проявить ту интонационную гибкость, которой достигли сейчас струнные и деревян-ные духовые инструменты.

Все сказанное выше никак не является попыткой умалить роль ударных инструментов, но их специфика такова, что требует осторожности и точности в обращении. Разумное применение ударных может сильно обогатить партитуру, неразумное - ее разрушить. Даже такие ударные инструменты, как вибрафон, обладают свойством быстро надоедать и утомлять слушателя.

Еще в большей степени это относится к ударным с неопределенной высотой звука. Но группа ударных в целом - это яркое и обладающее большими возможностями выразительное средство в руках талантливого и опытного композитора.

Список литературы:

1. Денисов Э.В., «Ударные инструменты в современном оркестре», изд. «Советский композитор», М., 1982.

2. Купинский К.М., «Школа игры на ударных инструментах», изд. «Музыка», М., 1982.

3. Панайотов А.Н., "Ударные инструменты в современных оркестрах", изд. «Советский композитор», М., 1973.


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.