К какой этнической принадлежности относятся русские. Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа

Преамбула
Прежде чем русские станут нацией им надо восстановить себя как народ

В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские - народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы , потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира. Импровизированным водоразделом разделяющим эти две группы людей является понятие "советский народ" из СССР, с привычной и присущей ему идеологией интернационализма .

Образно говоря, к мнению "русские - это нация" тяготеют люди скучающие по Советскому Союзу, а к мнению "русские - это народ" ближе люди, которые считают более значимыми в истории развития российской государственности периоды Русского Царства и Российской империи. По этому, прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: русские это народ или нация, необходимо дать определения этим двум терминам, а также кратко оценить их сущность.

О терминах

Народ - термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое.
То есть, народ - это явление социокультурное .

Нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности.
То есть, нация - это явление политическое .

Подытожим: понятие "народ" основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие "нация" тесно связано с влиянием государственного аппарата. Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация. Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.

Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию : в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.

К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное. Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано стем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.

Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:

  • Нация – аналог народа , который искусственно сформирован государством.
  • Народ – это люди, нация – это принцип , главенствующий над людьми, правящая идея.

Народ создает государство, а государство волевым образом формирует нацию

О русских проблемах

Подход к русскому вопросу был бы не полным, если не упомянуть о громадном внешнем и внутреннем давлении на русскую общность на протяжении многих веков, которая иногда принимала вид откровенного этнического и культурного террора . В истории России есть три наиболее значимых и ярких момента попыток слома и переформатирования русской идентичности:

  1. реформы Петра I , которые проявлялись всех сфер жизни русских, расслоение русского общества с последующим отрывом элиты от простого народа
  2. революция большевиков 1917 года , которая активно боролась с православной религией и культурой, проводила политику и белорусизации русских, использовала и искажения русского самосознания
  3. цветная революция 1991 года , характеризовалась особенно яростной диффамацией русских мировом медиа-пространстве, где все русское подавалось в исключительно уничижающем свете, также западными странами проводилась политика снижения рождаемости в отношении русских и подмена русской народной культуры на символы и понятий западной медиа-культуры

Можно утверждать, что в течении почти трех столетий, русские подвергались вполне осознанном давлению со стороны собственного государства. Цели преследовались разные, методы тоже соответствовали своему времени, но результатом воздействия всегда было ослабление русских и их общества. Добавьте сюда многочисленные войны, эпидемии и голод, умножьте это на истребление наиболее ярких русских представителей и картина сложится еще более удручающая.

Русские очень "исторически устали" и очень сильно "выхлыстаны": искажена этническая идентичность, народная культура не воспринимается в нужной мере, смертность превышает рождаемость формирования русского народа, привычки и мировоззрение запутаны и космополитизированы, разрушен институт семьи и внутренние связи народа. Российское государство активно и жестко пользовалось русскими, практически ничего не делая для поддержания их народных и .

Русские очень сильно "исторически устали"

И что же?

Если сейчас российское государство начнет формирование русской нации на основе русского народа в его нынешнем состоянии, то результат будет плачевным как для государства, так и для русского народа, который не смотря ни на что, пока еще осознает себя народом. Хотя, конечно, смотря какую нацию хочет сформировать государство...

Пример событий на Украине, четко показывает к чему приводят попытки формирования нации на основе народа с искаженной этнической идентичностью , отформатированной исторической памятью и навязанными государством архетипами и ориентирами.

Без должного и полного восстановления русского народа во всей его уникальности: этнической, культурной, религиозной, мировоззренческой, поведенческой и геополитической, невозможно создать надежного и цельного Русского Мира, а в конечном счете и русской нации. Русским надо какое-то время побыть чуточку консервативными в отношении самих себя...

Сколько же русских живет на Земле?
Нет - не россиян, не русскоговорящих, - а именно русских?
Представителей того самого народа, который и есть суть Великой Руси.

Народа, сплотившего вокруг себя великой державностью европейцев и азиатов, кавказцев и фино-угров, сообща победившего Третью германскую империю, открывшего секреты мирного использования атомной энергии и совершившего первые полеты в космос.

Народа, вольного менять своих правителей, вечно бунтующего, несогласного, но так любящего свою Родину.
Сколько еще русских осталось в России после десятилетий поругания бело-сине-красным демоном, алчным до наживы?

Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Издревле русские имели свое национальное государство - Русь. Которое позднее на византийский лад стали называть Россия. Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане.

Этнически русские принадлежат к индоевропейцам, а именно к восточным славянам. Ближайшими для русских народами являются белорусы и украинцы, но не только - по языку и культуре также близки словенцы и сербы. Русская нация не такая уж древняя. Самоназвание «русский» появилось лишь в 14 веке и означало «государев человек». Конечно, и до этого была Русь, но в ней жили новгородцы, суздальцы, черниговцы, полоняне и прочие славяне. Ни названия народа, ни единой русской нации не было. Если раньше инородцы и говорили «рус», то подразумевалось, что этот человек принадлежит русской княжеской дружине или войску, военной или торговой русской экспедиции. Население же древней Руси себя обобщенно называло «славяне» или конкретно «киевляне», «новгородцы», «смоляне» и т. д.

Русский - это покоритель пространств, вечно ищущий, рвущийся на природу, на волю. Только у русских «природа» и «воля» синонимы. «На волю! На простор! К новой, счастливой жизни!» Русскому нужны перемены. Отсутствие перемен для русского явный признак застоя. Кстати свобода и воля для русского тоже синонимы. Как таковая свобода русскому не нужна. И дело не в пресловутом тоталитарном сознании. Тоталитарное сознание - это всего лишь идеологема. Для русского этого сознания вообще не существует. А главное, чтобы просторно было душе и вольно. Без заборов, без ограничений - вот и вся свобода.

Русский человек не любит и боится государства. Для русского государство скорее зло, чем добро. Русский не кооперируется с государством. Попав во властные структуры русский делает либо все на зло, либо во свое спасение. Русский служит не государству, а служит своему народу или высшему начальству. Потеряв руководство русский готов к слому госаппарата, ибо он не представляет для него ценности.

Защиты русский ищет у Бога. Бог для русского это вовсе не любовь как завещали греки, а высшая справедливость. И хотя такое понимание Бога свойственно мусульманам, русские - православные. Общение с богом у русского происходит как с отцом. У него и прощения просим и помощи. Отец строг, но есть добрая мать - Богородица. Ей и особое почитание, и сердечная любовь.

Русский - коллективист поневоле. Он и не хочет таким быть, а вынужден. Оставшись один, вообразив себя индивидуумом, центром вселенной, он все равно говорит с собой как с народом. В коллективе русский ищет для себя оправдание. От коллектива он ждет своей доли, а не получив ее идет в разнос. Обездоленность и одиночество - синонимы краха русской души. Русский всегда ждет, что человек-народ или коллектив поймет и поддержит его, пусть не сейчас, но в будущем.

Труд для русского человека должен быть в радость. Иначе работа не спорится. Да и не работа это, а насилие. Если труд не приносит русскому эмоциональной радости, то выдающихся результатов не будет. Русский любит лихачество в труде. Для него труд почти как ратный подвиг. Оптимальная организация труда для русского - игра, лихая затея. Русский может долго упираться во что-то, но трудолюбив лишь когда увлечен идеей и в душе есть предожидание радости от результата. Сам результат не так уж и радует. Русский живет идеями, воплощенными в труде, а не продуктом труда.

Русский не сильно привязан к семье. Только собственные невзгоды или невзгоды близких заставляют его остаться в отчем доме. Каждый из русских видит свой путь и не ассоциирует его с семьей. Семейные и социальные ценности для русского всегда проигрывают перед ценностям группы, созданной под определенную цель. Например, быть мастером, соратником, первооткрывателем, в конце концов за грибами с подружками сходить, т. е. иметь свою долю в общем деле - всегда более интересно, чем быть главой семьи.

Конечно, это не полное описание топоса русского человека и русского общества, и вы можете добавить к нему что-то еще, но для самоиндефикации лично я предложил бы всего три вопроса:

Русский язык является вашим родным языком?
Вы причисляете себя к русскому народу?
Считаете ли вы историю России историей своего народа?

Если вы уверенно ответила «да» на все три вопроса - вы русский человек, пусть даже и арап.

Русский язык, конечно, является определяющим фактором национальной самоиндификации. При помощи русского языка осуществляется духовное общение и культурный обмен. Без овладения русским языком не возможна ассимиляция, как высший акт единения с русским народом. Однако одного русского языка недостаточно. Необходима еще и культура речи. Овладев русским языком (в основном достигается к 3 годам жизни) и культурой речи (в культурной среде достигается к 9 годам жизни), соприкоснувшись с русской духовной культурой, признав в своих предках русских людей, мы становимся русскими. Крещенными или нет, с русыми волосами или с темными, с кавказской горбинкой на носу или с раскосыми глазами, а все же русскими. Чтобы причислить себя к русскому народу остается ответить еще на один вопрос: сопереживаем ли мы историю России? МЫ - живущие в Симферополе, Нью-Йорке или Караганде. Является ли история России историей моего народа? Если русская история человеку безразлична или его больше занимает история Крымского ханства, то пусть трижды он себя назовет русским человеком, но русским он не станет.

В этом смысле нам очень повезло с СССР. Огромная свободная страна была. Она даже не имела государственного языка. Все языки признавались равными, а русский использовался лишь для межнационального общения. Когда смотришь хроники выступлений народных депутатов удивительно, что они говорят на русском, белорусском, казахском, украинском языках, часто одеты так, как принято у их народа. Многие без европейского галстука-удавки. Но самое главное - теперь их связывает общая история, общее историческое самосознание. Русские, живущие в Казахстане продолжают оставаться русскими. Украинский город Севастополь продолжает оставаться русским. Вот оно величие русского народа. Всех «…сплотила на веки Великая Русь!».

Обращаться народы могут друг к другу на любом языке, но для общения чаще используется русский язык. Имеет ли это отношение к русскому народу? Думаю да, ведь с распадом СССР немалая часть русского народа осталась там, за пределами русского государства. А ведь за счет этого расселения, за счет межнациональных контактов достигался рост русского народа. Но, как мы увидим позже, и в самой России в то время русское население также росло, в том числе и в русской глубинке. А пока немного порассуждаем о судьбе русского языка и роли образования.

Русский язык был признан ООН международным языком. На нем говорила четвертая по численности населения страна в мире. И сейчас среди европейцев больше всего людей говорящих на русском языке. Но со временем эти позиции будут потеряны. Это связано и с угасанием русской культуры, и с дряхлением русского государства. Для характеристики русского народа крайне интересно посмотреть какие именно русские слова нашли всемирное признание, были заимствованы из русского языка для всеобщего употребления. За этими словами стоят однозначные достижения русского духа, настолько поразившие весь остальной мир и настолько самобытные, что либо слов у инородцев не нашлось, либо впечатление от русскости данного слова было потрясающим. Всемирно принятыми к употреблению русскими словами являются:

царь,
водка,
дача,
погром,
спутник,
степь,
перестройка.

Вот он вклад русского народа в мировую культуру.

Все как на ладони.

Итак, чтобы стать русским нужно овладеть русским языком. Овладение русским языком дается через образование. А народное образование, по моему мнению, является основной функцией современного государства. Военная мощь, религиозная культура - все это рухнет без народного образования, как рухнули империи монголов, как рухнула Византия. И крайне важно чему будут учить наших детей - набору греческих архаизмов и словоблудию восточных мудрецов, или национальной гордости и сопричастию с историей своей страны. Славянский мир в средние века был огромен. Славяне понимали друг друга. Разобщение, привнесенное инструментами власти - государством, религией, законом, привело к потере братства, к невежеству и безграмотности. Тому причиной было и татаро-монгольское иго, и гибель Святой Руси, поруганной иосифлянами и крепостниками-помещиками. Показателен в этом смысле и крах имперской религии в 1918 году.

Религиозный официоз рухнул, но вера осталась! Народ, не имеющий достойных проповедников, а лишь ходоков по царским палатам да провокаторов, послушно побрел в светлое будущее, распрощавшись как с жирными кровососами, так и с лоботрясами всех мастей. Государство - это всегда насилие. Религия - это всегда неправда. Закон - это всегда выборочно, селективно. Объективно остается народ, его культура, его вера, хозяйство и наследственность. Если государственное устройство положительно влияет на количество народонаселения, если религия положительно влияет на культуру народа, а закон на преумножение его богатства - все это есть благо народа. В современной России же все переменилось: религия все больше влияет на народонаселение, государство - на культуру, а закон, что дышло… Было так оно и в царской России. Было так и при Советах. Разве что закон был построже, а порядку было побольше.

Владимир Лебедев

31.01.2012 - 16:27

Россия – страна 100 национальностей. Кого здесь только нет: и Татары, и Украинцы, и Азербайджанцы, и Чеченцы, и Мордва. И все нации – честь по чести отвечают на вопрос: «Кто? Что?». То есть, являются существительными. И только одна нация России – Русские – отвечает на вопрос «Какой? Какие?». То есть, являются прилагательным – частью речи, которая описывает признаки предмета или его принадлежность.

Скорее всего, слово «Русский» есть усеченная форма более широкого выражения «Русский народ» или «Русские люди». То есть люди, живущие на Руси (и, соответственно, принадлежащие к Руси). То есть, построено точно по такому же правилу, что и выражение «Советский народ», от которого уже стало образовываться понятие «Советский», аналогичное понятию «Русский».

Другими словами «Русский» – это столь же далекое от понятия национальности слово, как и «Советский», в основе которого, как это знает каждый, лежит слово «Совет». Причем, Совет как орган политической власти. В этом смысле Советских людей можно с таким же успехом назвать «Парламентским народом» или «Меджлисским народом», имея в виду всего лишь форму их государственного политического устройства.

А каким было политическое устройство в Древней Руси? Вечевым. Так почему же Русский народ не назвали «Вечевой», а назвали «Русский»? Да потому, что прилагательное «Русский» относит наш народ по факту принадлежности не к Вече, а к Руси, которая была не именем государственного органа власти, а самим Государством. Точнее: разновидностью Государства, которое собственно и составила тот признак отличительности, по которому наш народ получил имя «Русский».

Что это за Государство такое и где оно находилось? А называлось это государство, точнее, тип государства – «Русь», и находилось… А где, кстати, находилось государство по имени Русь?

Вы удивитесь, но историки до сих пор спорят о том, где находилась Русь: от крайнего севера Европы (Русь Норманнская) до крайнего юга Европы (Русь Хазарская). Причем, и в том и другом случае, историки не знают точно, от чего произошло имя «Русь», для чего придумывают самые разные топонимические объяснения, которые обычно сводятся к тому, что так называлась речка, возле которой Русские люди жили.

Вот такие мы "дешевые людюшки", что в отличие от других народов, гордо именуемых себя Чеченцы или Авары или даже Башкиры – взяли и назвались по имени какой-то реченьки, которая чуть ли не каждый год пересыхает, оставляя великий и могучий русский народ без станового топонимического хребта.

Вам кажется убедительным такое объяснение имени русского народа? Нам нет. Более того, мы твердо уверены, что Русский народ – это вообще не наше национальное имя, точно так же, как имя Советский народ никогда не был именем любого народа входящего в СССР, бывшего, как известно Мировой Империей. А империи – это столь огромные образования, что по необходимости всегда делятся на административные наделы. Типа Сатрапий в Персидской империи или Улусов в татаро-монгольской орде.

Вот и наша древняя империя была поделена на «Руси» или «Рейхи»: Великая Русь, Малая Русь, Киевская Русь, Литовская Русь. Оцените последнее название: Литва+Русь. Может ли слово «Русь» при очевидно национальном определителе «Литовский» означать национальность? Нет.

А что она может? Означать государственную форму деления: типа республики в СССР. А знаете, когда Империя стала называться Республикой? Римская империя (а речь везде идет только о ней) стала называться Республикой после того, как в Империи, в результате массового переселения сельских варваров в города, города превратились в Полисы – Города-Государства, что в первую очередь указывает на то, что Единая прежде Империя, управляемая Единым Императором развалилась на Части, то есть на Полисы. На те самые Полисы, от которых и образовались такие слова как «Улусы» (П+Олисы=П+Улусы), и «Прусы» и «Русы».

Вы спрашиваете, что означает само слово «Полис»?
Да то же самое, что и слово «Улус» или «Русь» – а именно: Резь или Резань или Рязань (вот еще одна Русь – Рязанская), что в современном языке звучит обычно как «Нарез» (кто имеет дачу знает, что это такое), хотя в русской исторической литературе их обычно называют феодальными «Наделами» (это такой большой земельный участок с Городом во главе, что отдается во владение Князю). Вот и слово «Полис» (от которого произошли все названия Нарезов или Наделов в мире, в том числе и немецкий Рейх, который есть русская «Резь») означает всего лишь Порез, или как раньше говорили – Полез (вспомните, что слово «Резь» раньше начиналось с буквы «Л», и пример «Лезвия» вместо «Резвия» – лучшее тому подтверждение).

В итоге мы видим, что слово «Русь», от которого произошло имя нашего народа, не означает ничего другого, кроме имени Полиса или Улуса, или Нареза, к которому мы были приписаны после развала Империи, рухнувшей под ударами Варваров Степи – тех же самых татаро-монголов или персо-арабов, которые собственно и поделили нашу Единую Римско-Египетскую Империю на свои улусы или сатрапии.

Мы сейчас не будет вникать в подробности этого процесса, а ограничимся лишь поставленным вопросом: Какой национальности были Русские? Киевской (если иметь в виду, что наша национальная история начинается с Киевской Руси)? Великой (если иметь в виду, что именно так называлась Великая Русь, в пределах которой жили Великороссы – нынешние Русские)? Московской (если иметь в виду, что Москва стала политическим центром, вокруг которого собрались все части разбитого имперского народа переселившегося со Средиземноморья на Север Европы в результате Исхода Славян). Нет таких национальностей и никогда не было (за исключением обидных национальных прозвищ типа «Москаль»).

Что же остается в остатке?

Только одно имя: Славяне, что появились в Европе (в том числе в Северной Европе) ровно тогда, когда подвергся нашествию варваров последний бастион Империи – Византия. Именно в это время – а речь идет о 5-6 вв. нашей эры – в Европе, откуда ни возьмись, появляется огромная переселенческое колонна Славян – таинственные Анты, состоявшие из 12 племенных союзов, а именно: Словен, Кривичей (кстати, именно так нас, Русских, до сих пор называют Прибалты), Северян, Древлян, Полян, Дреговичей, Уличей, Волынян, Радимичей, Дулебов, Вятичей, Хорват.

Спрашивается: кем являлись эти таинственные Анты? А Анты – это никто иные, как Ванты или Венеты или Венеды, известные в истории тем, что они являлись Выходцами из Рима (где они построили Венецию и все остальные римские города), а еще раньше – из Трои, которую после взятия ее варварами-данайцами они покинули под руководством Энея. А Троя – как нам это сейчас достоверно известно – это город в Египте, находившийся в Первом Мемфисском номе под именем Туров (с этимологией Троя – С+Троя – Строю или Ст+Рою, что по-египетски звучит как «Место у Выкопанной Горы», которую Строили, Роя Землю, – и в этом виде речь идет о Пирамиде Хеопса).

Другими словами, говоря о национальности Русских, мы, прежде всего, должны исходить из того, что Русские…это Египтяне.

Второе: Русские – это Римляне (точнее: коренное население Римской империи, частью которой был и Египет)

Третье: Русские – это не просто основное население империи, но и его туземный этнос, который был подвергнут ассимиляции Варварами Степей в результате так называемого Синойкизма, результатом которого собственно и стало Деградация и Падение Империи, превратившейся в плебейскую Республику с последующим делением ее на Полисы или Улусы или Руси.

Четвертое: Русские – это последовательно изгоняемые из Империи изначальные ее этносы, которые не хотели смешиваться с Варварами Степей и предпочитали Исход из каждого нового места проживания, если в нем преобладающим населением становились Варвары.

Так возникла формула Трех Римов: Первый Рим – это Троя, которую Русские покинули, когда в нем возобладали тюрки-арабы.

Вторым Римом стал Рим, который Русские покинули, когда Римскую империю завоевали варвары-турки вкупе с персами.

Третьим Римом стала Москва, которая стала последним Римом для Русских, поскольку за Москву отступать уже некуда.

По материалам журнала «Оппонент»

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Националист и имперец резко разошлись в фундаментальном вопросе о терминах.

mus.albus, от себя: полагаю, что изложенное внесет определенную ясность в "НОД".

Главное правило любой приличной дискуссии – в ее начале договориться о понятиях, чтобы обойтись без бузины в огороде, пока дядька отбыл в Киев. У русских националистов с этим настоящая беда: по крайней мере, в этом убежден директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин.

Верный соратник философа Александра Дугина и эксперт нашего портала в ходе круглого стола в Ростове призвал поборников русской идеи прежде всего «договориться на берегу» о главном, кто они есть такие.

«Сегодня в понятие «национализм» каждый вкладывает зачастую то, что считает нужным, и очень часто это совершенно вольные трактовки, вследствие чего происходит путаница. Как следствие, мы сталкиваемся с ситуацией, когда люди, дискутируя на тему национализма, начинают ругаться, потому что у них нет единого понятийного аппарата», – посетовал Коровин.

И предложил всем договориться о том, что нет такого понятия – «национальность». Говорить нужно конкретно об этносе (происхождении), народе (совокупности этносов) и политической нации (принадлежности к национальному государству). «Если мы будем правильно употреблять эти три категории, мы сможем избежать конфликтов во время дискуссий на тему национализма», – заключил он.

Предложение философа в беседе с обозревателем KM.RU раскритиковал известный общественно-политический деятель, председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев:

– Если договариваться о научных истинах большинством голосов, то, скорее всего, они будут растворены в досужих разговорах. По-моему, Валерий Коровин хочет как раз пойти по этому пути – заблуждения людей сделать научной истиной. Но это же, по сути, обман! Попытаться заставить людей говорить в таких терминах – «этнос», «политическая нация», «народ», – значит еще больше заморочить им головы.

Что такое национализм с научной точки зрения – известно и понятно. Да, понятно не всем из числа тех, кто называет себя националистами, потому что некоторые из них на самом деле могут быть расистами, ультралибералами, вообще коммунистами. Но это их ошибка, они просто чего-то недопоняли, не разобрались в терминах, и работа общественных политических деятелей должна состоять в том, чтобы разъяснять эти ошибки и помогать людям точнее самоопределяться. Все же нужно четко расставлять точки над «i»: мол, вот вы – национал-демократы; значит, вы на самом деле никакие не националисты, а либералы. Или объяснять национал-социалистам, что если уж они – социалисты, то ни в коем случае не могут быть правыми, так как таковыми являются именно националисты.

Так же и с терминологией, предлагаемой Коровиным. Термин «этнос» подходит для научных дискуссий, а не для пропаганды, не для реальной политической деятельности. Термин «народ» вообще многозначен: им в русском языке можно назвать и просто толпу на улице. Термин «нация» предельно ясен, как совершенно ясно и то, что никакой другой нации, кроме политической, не бывает, это политический термин. Также как «этнос» – термин научный, а «народ» – термин обыденного общения. И ставить их в один ряд, предлагая людям определиться с чем-то одним, нелепо.

В общем, нет надобности в лишних «уточнениях». Все уже давно разъяснено в серьезных публикациях, которые без труда могут найти все желающие. Другое дело, что сам уровень образования в обществе резко упал, и в движение националистов, к сожалению, все больше втягиваются люди с достаточно размытыми ориентирами и, более того, не желающие учиться и что-либо понимать. И им приходится постоянно и терпеливо разжевывать прописные истины, напоминать о значении слов и смысле тех или иных политических воззрений. Иначе невозможно, нужно ставить людям голову на место.

Если этим не заниматься и подыгрывать настроениям невежественной публики, тогда все рассыплется и никаких научных теорий уже невозможно будет построить в принципе, как и никаких здравых политических программ, потому что все просто смешается в одну кучу и уже буквально все что угодно можно будет со спокойной душой назвать национализмом.

В свою очередь сам Валерий Коровин разъяснил нашему порталу озвученную им на круглом столе позицию:

– Так уж сложилось еще со сталинского периода, что под понятием «национальность» в России было принято подразумевать еще и этничность, то есть происхождение. Таким образом, когда мы в советский период оперировали этим термином, мы подразумевали, что в нем уже заключено территориальное происхождение человека.

Но, например, «узбек» по сути является не национальностью, а этническим происхождением. Или взять определение принадлежности к большому или малому народу. Скажем, национальность «еврей» характеризовала и характеризует принадлежность к народу. А вот национальность «грузин» подразумевала принадлежность к грузинскому национальному государству, которое в советский период определялось понятием «республика», хотя под грузинами ведь понимались и осетины, и абхазы, и мегрелы, и кахетинцы, и аджарцы, и даже постоянно проживающие в Грузии армяне и азербайджанцы. И то, что мы наблюдаем сегодня, есть не что иное, как наследие советского, марксистского, абсолютно поверхностного отношения ко всем этим категориям, которые представляют собой совершенно многоуровневую, разноплановую модель устройства нашего общества.

Воспользуются ли нынешние националисты моим предложением – зависит от того, какие именно цели они преследуют. Если исключительно медийные, пиаровские, то тут, конечно, чем больше скандалов, криков, ругани, тем лучше. Таким действительно выгодно использовать понятие «национальность», чтобы все ругались, чтобы кавказцы визжали, чтобы русские зверели, и в такой среде такие деятели чувствуют себя очень комфортно, собирая для себя политический капитал. Ну а если целью националиста является восстановление идентичности большого русского народа и восстановление его субъектности, то он должен понимать, что на данный момент русские – это именно народ, а не политическая нация .

Для того, чтобы русским стать политической нацией, все пространство большой России должно быть гомогенизировано – размолото и унифицировано ровно по тому сценарию, который реализовывался в Европе на протяжении нескольких столетий. Но ведь это не что иное, как этноцид – уничтожение традиционных этносов и их жесткое, насильное вливание в атомизированное гражданское общество, на основе которого и будет постулирована политическая нация. На деле это будет означать лишь большую кровь и хаос.

Так что нужно четко отделять националистов-провокаторов от сторонников «большого национализма», который представляет собой стратегическое единство всего того этнического и культурного многообразия, которое сосуществует на нашем большом пространстве веками. Это общеевразийский национализм, как в свое время его определял князь Трубецкой. Такой национализм способен сохранить целостность нашей страны при сохранении идентичности каждой культурной этнической составляющей, из которых Россия и построена.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.