Политическая мысль древней греции. Политические учения в древней греции

Политическая мысль Древней Греции

1. Краткая политическая история Древней Греции

Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв - всё это благоприятствовало формированию мелких независимых государств. политический мысль древний греция

Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э. Примерно в это время на острове Крит складывается так называемая Минойская цивилизация. Уже в XXI веке до н. э. на Крите начинается строительство дворцов, которые являлись политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами.

На территории материковой Греции в начале 2-го тыс. до н.э. под влиянием минойской культуры возникли свои государства, центрами которых стали Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. Политическая история этого времени известна мало, крупнейшим событием была Троянская война рубежа XIII- XII веков до н.э.

XI-IX вв. до нашей эры в Греции историки называют «темными веками». В этот период греческие земли были захвачены племенами дорийцев, которые находились ещё на стадии разложения первобытного общества. В целом в этот период развитие Греции временно затормозилось, одно именно в это время сложились предпосылки дальнейшего социально-политического расцвета греческих земель.

В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом (от греч. народ) и аристократией. С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия.

Кризис древнегреческих полисов относится к социально-политической сфере и связан с активным развитием экономики. Рост товарно-денежных отношений способствовал возрастанию роли неграждан в жизни городов-государств, возрастанию роли денег, разрушению традиционной коллективистской полисной морали, обострению социальной борьбы в полисах, постоянным конфликтам между ними. Всё это ослабило Грецию, она была завоёвана македонскими царями, затем разделена на множество независимых государств и оказалась во власти Римской империи.

Все эти процессы нашли отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции.

Влияние религиозного фактора на терроризм (историко-политологический аспект)

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости...

Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы...

Древняя Русь в X-XI веках

Для характеристики общественно-политического строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как свод законов «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря (944 г.), Святослава (971 г...

Древняя Русь в X-XII вв.

Образование государств происходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности...

Западно-тюрский каганат

Образование тюркского каганата. После падения могущества усуней Жетысу превратился в постоянную арену войн. Появившиеся здесь в V в. отряды жужаней вынудили усуней перенести свои кочевья из степной части на Тянь-Шань...

История астрологии

В период античности многие древнегреческие ученые имели широкую известность. Они пропагандировали учение "о влиянии планет на нашу Землю" как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, мало сохранились. Так, например...

История развития буровых работ в России в XIX в.

На основании археологических находок и исследований установлено, что первобытный человек около 25 тыс. лет назад при изготовлении различных инструментов сверлил в них отверстия для прикрепления рукояток...

Кризис политической системы СССР в период 1985-1991гг.

События 1985-1991 годов нельзя рассматривать, не зная предыстории, поэтому в этой главе мы вкратце изложим, что лежало у истоков этого государства и что привело его к перестройке. Этап 1985-1991 годов связывают, прежде всего, с именем Горбачева...

Политические представления древних греков

Война…. Одно слово, но сколько смысла заключено в этом слове. Цветущие города, полные людского счастья, великолепные архитектурные ансамбли, личности, человеческие отношения, как зерно в жерновах перемалываются в этой страшной мельнице...

Проблемы истории архаической Греции в советской историографии

Хотя уже в 1920-е гг. появились работы, в которых была попытка приложить марксистскую теорию к истории древности, однако, как отмечает С.Б. Крих...

Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. Суриков И...

Система физического воспитания Древней Греции

Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя...

Система физического воспитания Древней Греции

Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта...

Тибетское государство

Типы и виды календарей

Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе...

Вступление

Идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания эпохи античности. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем многие из этих идей имеют непреходящее значение. Они в своей совокупности образуют тот фундамент, на который опираются мыслители последующих эпох, когда строят здание новой политической теории. Поэтому изучение истории политической мысли облегчает понимание современных политических проблем.

Политическое знание в античности существовало в философско-этической форме. Политические представления древнегреческих мыслителей являются составной частью их космоцентрического мировоззрения, в котором господствует идея о целостности мира, о взаимосвязи природы, общества и человека, о подобии их структур, об общих основаниях всех уровней жизни. В них нет ещё дифференциации общества и политики, политика выступает выражением целостных свойств социума. Реальной основой для построения первых политических концепций мыслителей античности является полис -город-государство, в котором не было четкого разграничения функций и элементов государства и общества. Каждый гражданин полиса выступает одновременно и как частное лицо, входящее в городскую общину, и как субъект государственно-публичной жизни, участвующий в процессе управления. Слово «политика» буквально означало «участие в управлении полисом».

Целью настоящей работы будет изучение политических воззрений древнегреческих мыслителей. В задачи входит рассмотрение трёх основных периодов развития политической мысли: раннего (IX-VI вв. до н.э), периода расцвета политической мысли(V- первая половина IV в. до н.э.) , эллинистического периода (вторая половина IV- IIв. до н.э.)

Краткая политическая история Древней Греции

Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек, преобладание каменистых почв - всё это благоприятствовало формированию мелких независимых государств. политический мысль древний греция

Первые города на территории Греции возникли на островах Эгейского моря в 3-м тыс. до н.э. Примерно в это время на острове Крит складывается так называемая Минойская цивилизация. Уже в XXI веке до н. э. на Крите начинается строительство дворцов, которые являлись политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами.

На территории материковой Греции в начале 2-го тыс. до н.э. под влиянием минойской культуры возникли свои государства, центрами которых стали Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы. Политическая история этого времени известна мало, крупнейшим событием была Троянская война рубежа XIII- XII веков до н.э.

XI-IX вв. до нашей эры в Греции историки называют «темными веками». В этот период греческие земли были захвачены племенами дорийцев, которые находились ещё на стадии разложения первобытного общества. В целом в этот период развитие Греции временно затормозилось, одно именно в это время сложились предпосылки дальнейшего социально-политического расцвета греческих земель.

В VIII- VI вв. до н. э. происходит становление греческих полисов. Полис представлял собой соединение частных землевладельцев, а так же граждан, занимающихся различными промыслами и ремёслами, которые будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Жители полисов делились на граждан полиса, рабов и представителей свободного населения, не имеющих гражданских прав. Для большинства полисов на первом этапе характерна борьба между демосом (от греч. народ) и аристократией. С конца VVII века до н.э. во многих полисах для нормализации обстановки устанавливается особая форма государственной власти - тирания, то есть единоличное правление. К концу VI века в большинстве полисов тирания была упразднена и сложились два основных типа полисного устройства: демократия и олигархия.

Кризис древнегреческих полисов относится к социально-политической сфере и связан с активным развитием экономики. Рост товарно-денежных отношений способствовал возрастанию роли неграждан в жизни городов-государств, возрастанию роли денег, разрушению традиционной коллективистской полисной морали, обострению социальной борьбы в полисах, постоянным конфликтам между ними. Всё это ослабило Грецию, она была завоёвана македонскими царями, затем разделена на множество независимых государств и оказалась во власти Римской империи.

Все эти процессы нашли отражение и теоретическое осмысление в политических учениях Древней Греции.

Формированию государственности в Греции поспособствовало расположение государства на территории с благоприятными для жизни условиями.

На этих землях находились природные ископаемые, незамерзающее побережье моря, множество островов. Какой была внешняя и внутренняя политика Древней Греции? Какие цели преследовались? Обо всем этом вы узнаете, прочитав статью.

Возникновение городов и внутренняя политика

На греческих островах первые города стали появляться еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Приблизительно тогда же на Крите зародилась Минойская цивилизация.

Возводились дворцы, которые в дальнейшем стали политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами Греции. На материке постепенно стали формироваться самостоятельные государства.

Мало что известно о политике Древней Греции в то время. До наших времен дошли только сведения о событиях Троянской войны. Даже выдающиеся греческие историки называли эти времена «веками темными».

Далее истории известен факт, что территорию Греции захватили первобытные племена дорийцев. Развитие страны затормозилось. Но созданные предпосылки дали дальнейший политический и экономический толчок развитию. Государство вступило в эпоху расцвета, в том числе и социального. К шестому веку до нашей эры начинается довольно бурное развитие

Города назывались полисами, в них проживали люди, владеющие землей, просто граждане, промышленники и ремесленники. Они обладали собственностью и, как следствие, гражданством.

Проживающие в городах разделялись на свободных и рабов, поэтому в полисах происходила борьба между разными слоями населения. Простые граждане постоянно боролись с аристократией. Со временем обстановка нормализовалась, и установилось государственное правление - тирания, что в переводе означает «правление единоличное».

Подобные изменения поспособствовали развитию экономики. Появились товары и первые деньги, повысилась роль граждан без имущества. Возросла роль денег, стали меняться традиции и нормы морали, принятые в городах. Обострились социальные конфликты между разными слоями населения, проживавшего в городах. Это ослабило страну, поэтому в скором времени Грецию завоевал царь из Македонии.

Греция распалась. Появилось много самостоятельных объединений, которые попали под иго римлян. Философы будущего в своих трактатах долго осмысливали, как такое могло случиться.

Формы правления

Испокон веков известно, что начало мировой демократии было положено в Древней Греции. Но были в этой стране формы правления, резко отличающиеся от демократии.

Великий Аристотель назвал демократию «политией», предполагая, что правление может быть и аристократическим, и монархическим. Формы государственного устройства он делил на три типа, при которых все делается ради общего блага. Соответственно выделял он и три отклонения правления, называя их извращенными. При таком положении правящая верхушка руководствовалась исключительно эгоистическими интересами. Как называлась форма правления в этот период, так и называли правителя страны (тирания - тиран). Всё зависело от режима, который господствовал в данный момент.

Довольно широко мир политики Греции известен в крито-микенский период. Для него характерен монархический строй правления, который называли ванака, что в переводе означает «хозяин, владыка, царь». Властью заправляли басилевсы. Они были главными и в военных делах.

Правители

Только благодаря произведениям Гомера, до современников дошли имена многих правителей Древней Греции и просто известных личностей. Мы знаем Одиссея, Диомеда, Нестора, Ахилла, династии Атридов, Лабдакидов, Нелеидов. Считалось, что они потомки богов, но, несмотря на это, династии монархов в Греции не прижились.

В 7-6 веках до нашей эры в стране стали править тираны. Несмотря на их безжалостность, именно они внесли наибольший вклад в развитие страны, которую мы сейчас знаем.

Вспомним Периандра, Писистрата, Кипсела и многих других, о которых нам поведали древнегреческие историки и писатели. Их нахождение у власти оказалось быстротечным, чего не скажешь о правлении Дионисия, тирана и правителя Сиракузов. Его избрали стратегом-автократом на время ведения войны. Война закончилась, а он так и правил до конца своей жизни, который настиг его прямо на троне.

Управление городами осуществляла магистратура, которую возглавляли так называемые архонты (вожди). Но данный орган присутствовал только во времена демократических периодов правления.

Правитель Древней Греции назывался тагом. Одним из таких тагов был и Ясон Ферский, который внес большой вклад в формирование Греции.

Большинство полисов Древней Греции были демократическими или олигархическими. При демократии все свободные граждане имели право голосовать, при олигархии - только те, кто был богат. Перикл - это наглядный пример вождя-демократа. Благодаря его большому влиянию на народ, его довольно часто называли демагогом, то есть «властвующим над народом».

При Александре Македонском его стратеги и воины высшего эшелона Деметрий и Антигон уже назвали себя царями. Прошло время и монархов стали возводить до уровня богов. Каждый из правителей считал, что он царь и потому может передать власть по наследству.

Внешняя политика

Внешняя политика Древней Греции носила оккупационный характер. Правители стремились завоевать как можно больше земель и народов. Греки подчиняли себе близлежащие города и страны в результате победоносных войн или же путем подписания договора о добровольном присоединении.

Герои

В Древней Греции считалось, что герои могли рождаться только от смертного человека и бога с Олимпа. Рожденные таким образом дети обладали необычными возможностями и огромной силой, но были смертными. Нахождение полубогов на земле являлось результатом выполнения воли их родителей. Они должны были следить, чтобы в мире людей царили справедливость и порядок. Героев почитали, сказания о них и их поступках передавались от одного поколения к другому.

Героический поступок — это не обязательно воинский подвиг. Героем Древней Греции мог быть воин, врач, путешественник, муж какой-нибудь богини, родоначальник или пророк. Все они были смертны, но их жизнь после смерти удивительна. Окончив свой земной путь, они продолжали жить на островах для блаженных или на о. Левка, а некоторые, самые выдающиеся герои, - на Олимпе.

Которые погибали в битвах, хоронили в земле. Места захоронения одновременно были и местами поклонения, которые именовались героонами. Случались казусы, когда один и тот же персонаж имел несколько святилищ.

Ни для кого не секрет, что древнегреческие сказания и мифы имеют такое количество героев, что запомнить их совсем непросто. Вот лишь самые известные:

  • основатель Кадмеи был победителем драконов;
  • Персей отрубил Горгоне и победил страшное чудище — Кита;
  • Тесей убил Минотавра, который поедал людей;
  • Ясон привез в Грецию золотое руно;
  • Дедал покорил небо.

Античных героев можно перечислять бесконечно. Все они совершили какие-то подвиги или поступки, которые принесли пользу людям. Но сумели они это сделать только благодаря поддержке своих небесных родственников.

Есть в этих мифах и герои, о которых знают практически все. Например, сын Зевса — Геракл. Он находился на службе у недостойного царя в течение двадцати лет и именно по желанию этого правителя совершил свои двенадцать подвигов, о которых знает весь мир. Это и убитая им Гидра с постоянно вырастающими головами, и победа над драконом, и прорытый Гибралтарский пролив, и поверженный трехглавый пёс Цербер. Подвиги Геракла вызывают восхищение. В конечном итоге он принял участие в войне олимпийцев с младшими богами, которые подняли мятеж. Следует заметить, что Геракл был простым человеком, который помогал небожителям.

Один из его последних подвигов — это освобождение указал герою путь к Гесперидам, а тот в благодарность убил стрелой огромного орла, ежедневного прилетавшего клевать печень титана.

Семь мудрецов

Это очень почитаемые в древнегреческой политике мыслители и общественные деятели. Мудрость их состояла в том, что они давали чисто житейские советы, которые могли пригодиться любому человеку. Это не наука и не философия. Это сознание на чисто бытовом уровне. Пословицы, поговорки, обладающие очень глубоким и поучительным смыслом.

О мудрости семи мудрецов писали Карл Маркс, Гегель и многие другие выдающиеся люди. Их имена были обнародованы при архонте Дамасии в Афинах (582-581 гг. до н. э.). Историки приводят различные комбинации имен в соответствии с древними источниками, однако неизменными остаются четыре: Фалес Милетский, Биант Приенский, Солон Афинский, Питтак Митиленский. Причем математик и философ из Милета всегда стоит на первом месте.

Самый ранний список семи мудрецов был приведен Платоном в «Протагоре», где также впервые излагается предание о них. Помимо упомянутых лиц, в него включены Хилон из Спарты, Клеобул из Линда и Мисон из Хены.

Диоген Лаэрций включал в список Анаксагора, Аристодерма, Лина, Писистрата, Памфила, Орфея и др.

Илоты и их восстание

В третьем веке до нашей эры произошло восстание илотов. Они вторглись на Пелопонесс. Захватчиками были заняты самые плодородные земли. Местные жители покидали насиженные места, а оставшиеся люди оказались в зависимом от чужеземцев положении. Это представили как восстановление справедливости и законной власти на территориях потомков Геракла.

Захватчики сделали Спарту главным городом. Здесь обосновались и правители, и царские войска. Царских династий стало две. Правили они вместе, а основой правления стали гражданское единство и равенство. Здесь регламентировалось жизненное устройство общества. Рабы были государственными и прикреплялись к участкам земли, которые принадлежали семьям из правящих династий. Илоты отдавали хозяевам только часть из собранного ими урожая, которая был строго фиксирована. Основы этого государства заложил царь Ликург, который являлся почти легендой.

Принадлежащие к верхушке власти обучались военному делу и занимались спортом. Мужское население было физически крепким, организованным, знающим военное ремесло и науки, очень дисциплинированным. Всему, что не соответствовало таким принципам и понятиям, давался отпор. Таким образом, верхушка власти и близкие к ней сословия стали необычайно сильными и сплоченными.

Одни из илотов имели некоторые привилегии, другие были совсем бесправны. Из их рядов набирали солдат для пополнения войск. Им разрешали жениться на вдовах погибших. В этом случае они могли претендовать на то, чтобы стать полноправными гражданами.

В пятом веке до нашей эры в Спарте случилось сильное землетрясение. Разрушения были катастрофическими. Многие жители того периода считали, что причиной этому стало осквернение храма Посейдона. Традиции предписывали, что преступивший закон, успевший укрыться в стенах храма, был неприкосновенным, но местные власти не последовали традициям, они схватили, арестовали и казнили виновных. Эта религиозная истерия и послужила причиной восстания илотов. Бунт был преподнесен как воля богов, которые хотят, чтобы илоты обрели свободу.

Мятеж охватил Лаконику и Мессину. Лаконское восстание было неорганизованным и стихийно распространилось на спартанские поместья. Мессинцы за это время успели разгромить гарнизоны спартанцев, отобрали у них оружие, организовали войска и пошли к Спарте. По дороге к ним стали присоединяться отряды других взбунтовавшихся.

Спарта не пала после штурма. Дала о себе знать спартанская организованная, вымуштрованная и закаленная армия. Она сумела отстоять город, невзирая на большие разрушения от землетрясения. Илоты приняли решение отступить и взяли крепость на горе Итома. На помощь спартанцам пришли многие города, но это не помогло. Такая ситуация продолжалась долгих десять лет. Все закончилось заключением мира. Крепость освободили, война прекратилась. Илотам дали возможность свободного выхода из крепости на территорию Афин.

Илоты не имели оружия и опыта проведения военных действий, но сумели организованно восстать против правящей верхушки и армии, одержать победу, пусть и частичную. В результате они обрели свободу. История илотского восстания очень показательна: революция может быть успешной, если ее двигающей силой являются такие идеи и принципы, ради которых можно и умереть.

Коринфский конгресс

В конце зимы 338 года до нашей эры в Коринфе состоялась учредительная сессия конгресса. На нее приехали посланцы от всех государств, кроме Спарты, которая на обращение не обратила внимания. Проще говоря, она проигнорировала его.

О чем будет идти речь на конгрессе, было изложено македонским царем Филиппом II в документе, который был разослан всем приглашенным заранее. Главной целью конгресса было установление мира во всей Элладе. Для стран-участниц устанавливались порядки, которые становились незыблемыми. Каждое из государств должно было дать присягу, что будет свято чтить власть Филиппа II и не посягать даже на его потомков. В целом это были довольно приемлемые для любого государства обязательства. Но нужно было учесть и то, хотели ли они присягать на верность данному правителю. Так ли уж нравилось им то, что именно Филипп II хотел сохранить престол для себя и своих потомков. В документе говорилось о гражданском и политическом мире. Если же кто-либо его нарушал, остальные государства, подписавшие этот договор, должны были вместе дать отпор нарушителю.

Было предложено освободить греков от всяких видов налогов, устанавливалась квота на поставку в рамках союза военной силы и военных кораблей. Предложили создать высший политический орган — синедрион, куда должны были войти представители всех союзных государств. Царь Македонии в союз не входил, он олицетворял собой высшую власть, являлся полноправным господином всех этих государств.

Объединение было названо панэллинским союзом. Данное мероприятие по факту завершило процесс подчинения македонскому царю балканской части Греции.

Антиперсидские настроения

Мечтой персов было завоевать Грецию. Это было необходимо им для установления господства в Эгейском море. Установив его, они получили бы возможность контролировать торговлю в этом регионе. Македонцы уже подчинились персидской власти, но когда флот персов подходил к Халкиду, произошел страшный шторм, и затонула большая часть кораблей. Фракийцы нанесли сухопутным войскам большой урон.

К концу четырехсотых годов антиперсидская демократическая партия в Афинах победила на выборах. Фемистокл стал архоном.

Он был очень популярен в народе, поскольку являлся непримиримым врагом персов. Это имело огромное значение, так как персы угрожали набегами, вероятность которых была действительно очень высока. Фемистокл начал укреплять Пирею. Затем воплотил в жизнь важнейшую из реформ. Согласно его распоряжению, должность архона стала выборной. Правителя стали выбирать по жребию, а круг кандидатов значительно расширился.

Перикл и его реформы

Значительную роль в развитии городов Древней Греции сыграли реформы Перикла. Он являлся представителем одной из самых знатных семей страны и длительное время не хотел принимать никакого участия в политической деятельности. Но из-за наступления трудных времен в его родном городе Периклу пришлось изменить своё решение. На тот период шла серьёзная борьба между демократической партией и олигархической, Перикл принял решение поддержать демократов.

Во главе Афин стоял Буле (государственный совет), в состав которого входило 500 взрослых представителей мужского пола, обладающих полноценным гражданством. Кроме того, верховным органом власти считался ареопаг, представителями которого являлись 9 архонтов, выбрать которых можно было с помощью голосования. После первой реформы Перикла было отменено голосование, теперь выбор архонтов выполнялся с помощью жребия.

Изменения в мире политики коснулись и народа. Теперь гражданами Афин являлись те люди, родители которых были афинянами. Для того чтобы люди из нижних слоев могли занимать высокие должности, Перикл установил, что они должны быть платными. Внеся определённую сумму денег, можно было ее без труда занять.

Политики

Самые выдающиеся политики Древней Греции:

  • Аристен. За свою политическую деятельность он трижды занимал должность стратега Ахейского союза. Поспособствовал разрыву союза между ахейцами и Македонией и их переходу под римское покровительство.
  • Архон. Три раза назначался стратегом Ахейского союза. Причислен к рядам умеренной партии Ликорта, которая выступала за независимость и суверенитет Ахейского союза.
  • Тимоксен. Трижды находился на должности стратега Ахейского союза. Стал участником Клеоменовой войны.

Кроме того, широко известными были ещё и такие древнегреческие политики, как Арат Сикионский, Диэй, Лидиад, Филопемен и другие.

Греко-персидские войны

Персидская монархия образовалась на Востоке в середине шестого столетия. Её основателем был Кир старший. Именно при его правлении были обложены данью греческие города.

В 499 году Аристогор призвал города Греции восстать против персов. Греки сожгли центр персидского управления в Малой Азии - Сарды. К сожалению, Спарта, от которой они ждали помощи, им не помогла. На призыв откликнулись только афиняне. Восстание подавили, и греки были жестоко наказаны. Результатом стало увеличение дани с городов. Персидский царь получил возможность развязать новые войны против греков, мотивируя это их непокорностью.

Надо добавить, что много значил и патриотизм греческого народа, который не желал находиться под игом варваров. Именно так относились греки к персам. Такие отношения между греками и персами продолжались в течение долгих столетий.

Военные баталии

Между Грецией и Персией постоянно происходили морские баталии. Была поставлена цель: освободиться от персов в полисах Древней Греции.

Греческий флот освобождал города от персов один за другим. И они сразу же начинали вступать в Союз, чтобы присоединиться к грекам и бороться с общим врагом. Но, как и всегда, не обошлось без разногласий. Афины призывали продолжать войну до победного конца, а Спарта протестовала против такого решения, так как не была заинтересована продолжать военные действия. Отношения стали напряженными.

Как же такое могло случиться, чтобы страны, которые объединились против общего врага, вдруг начали ссориться? Произошло следующее. Греки установили вокруг своих городов сооружения и высокие стены для обороны. Такие действия Спарта восприняла как выпад в свою сторону. Конфликт удалось кое-как затушить. После того как Спарта вышла из Союза, вся тяжесть военного бремени грузом опустилась на плечи Афин. Афины стали создавать союзы с другими городами, которые боялись персидского нашествия. Таким образом продолжалась борьба против персов.

Противостояние с персами закончилось поражением Афин. в Средиземноморье изменилась. Но морской союз придавал Афинам силы. Полководец и политический деятель Кимон организовывает экспедицию, чтобы поддержать повстанцев в египетских городах, которые осаждают персы. Военные действия переместились на Кипр. Кимону удалось все же нанести вражескому флоту поражение и освободить некоторые города. Все эти склоки разрушили существующие договора и, как следствие, сам союз.

Остров, называющийся Делосом, как и оговаривалось в договоре, долгое время оставался главным центром и хранилищем общей казны Союза. Отсюда и происходит название.

Сильнейшими из всех входящих в Союз являлись Афины. Флот афинян был основой вооруженных сил объединения. Другие его участники пополняли флот имеющимися у них кораблями и снабжали его деньгами. Афины были освобождены от всех видов взносов. Они были только военной силой. Со временем Афины стали набирать все большую и большую силу. В определенный момент казна союзного государства была перенесена в Акрополь афинян. Так было нарушено соглашение о равноправии его членов. Военные действия с Персией продолжались, освобождались все новые города, которые и вступали в объединение. Делосский союз приобрел исключительную важность на десятилетия вперед.

Государственность в Древней Греции возникла в начале I тысячелетия до н.э. в форме самостоятельных и независимых полисов - отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией и прилегающие сельские поселения.

Переход от первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу и политической форме организации общественной жизни сопровождался все более углублявшимся процессом классовой дифференциации населения, усилением социально-политических антагонизмов. В этих условиях в древнегреческих полисах повсеместно развертывалась ожесточенная борьба за власть, которая находила свое выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления - аристократии (власти старой или новой знати, привилегированных, "лучших"), олигархия (власти богатых и имущих) или демократии (власти народа, т.е. всех взрослых свободных уроженцев данного полиса).

Борьба разных слоев общества за власть, за установление соответствующих норм и форм социально-политической жизни нашла свое отражение в борьбе различных течений философской и политической мысли Древней Греции.

В истории возникновения и развития древнегреческих политических воззрений более или менее отчетливо выделяются три периода. Ранний период (9-6 вв. до н.э.) связан со временем становления древнегреческой государственности. В нем наблюдается заметная рационализация политических представлений (в творчестве Гомера, Гесиода и особенно знаменитых "семи мудрецов" - Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилонана) и формируется философский подход к проблемам государства (Пифагор, Гераклит). Второй период (5 в. - I пол.4 в. до н.э.) - время расцвета древнегреческой философской и политической мысля, выразившейся в учениях Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Третий (2 пол.4 в. - 2 в. до н.э.) - период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности и попадания греческих полисов под власть сначала Македонии, а затем Рима. Воззрения этого периода представлены в учениях Эпикуре, стоиков и Полибия.

политическая мысль политология древний

Большое значение древнегреческие философы придавали законам и их соблюдению, считая наилучшим государственным устройством такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

Знаменитый афинский реформатор и государственный деятель Солон издал законы (594 г. до и. э,), которые изучаются до сих пор. Введенная Солоном умеренная цензовая демократия была пронизана идеей компромисса знати и демоса, богатых и бедных. Государство, по его мнению, нуждается впрежде всего в законном порядке: беззаконие и междоусобица - наибольшее зло, порядок и закон - самое большое благо для полиса.

С идеей необходимости преобразования общественных и политических порядков на философских основах выступили Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и Гераклит (530-470 гг, до н.э.). Идеалом пифагорейцев являлось государство, в котором господствовали бы справедливые законы, в котором господствовали бы справедливые законы, наихудшим злом они считали анархию (безвластие). Эти же идея подчеркивал Гераклит, который говорил о том, что народ должен сражаться за закон как за свои стены. Своеволие же следует гасить скорее, чём пожар.

Эти же идеи развивал в 5 в. до н.э. Демокрит, который считал "лучшими" тех, кто обладал высокими умственными и нравственней качествами. В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его наилучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства Демокрит требовал единомыслия граждан, их единения между собой, взаимного сочувствия, взаимопомощи и братства.

Огромное значение законности и справедливости придавал Сократ (470-399 гг. до н.э.). В плане практической политики сократовский идеал означает обоснование принципа компетентности в государственном управлении, а в плане теоретическом - попытку сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства. Сократ пришел к выводу о тождестве справедливого и законного: законное и справедливое есть одно и то же. Отстаивая идею о добродетели как знании, он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Никто не делает зла по своей воле, а лишь по неведению.

Сократовский политический идеал правления знающих расходился с принципами как демократки, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особенно резко Сократ отзывался о тирании.

Влияние Сократа сказалось на таких высших достижениях греческой политической мыли, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

Платон (427-347 гг. до н.э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политических учений.

Обоснованию политических взглядов Платона служат его психология и этика, согласно которой человеческая душа обладает способностями: умственной, волевой и аффективной (эмоциональной). Трем способностям человеческой души соответствуют три добродетели: мудрость, мужество, благоразумие. Согласно этим добродетелям свободные эллины должны быть разделены на три сословия: философов, воинов и трудящихся. Власть Платон вручает философам, ибо лишь они способны при осуществлении власти руководствоваться разумно понятыми общими интересами общества.

Второй привилегированный слой в обществе - воины, на которых возлагается проведение в жизнь решений философов и охрана установленного порядка.

Все вопросы регламентации жизни третьего сословия Платон оставлял на усмотрение двух первых сословий.

Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384-322 гг., до н.э.). Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Под политикой Аристотель понимал управление обществом через государство (особый аппарат), а не управление самим государством.

Государство - продукт естественного развития, считает Аристотель. Это высшая форма общения, объединяющая собой все остальные общения. Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается генезис этой политической природы человека. Политическая власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и от господской власти над рабами.

Аристотель различал правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители стремятся к общей пользе, в неправильном - только к своему личному благу. Тремя правильными формами государства являются: монархическое правление (царская власть), аристократия и полития; неправильными - тирания, олигархия и демократия. Аристотель называет и седьмую - это деспотия, т.е. перманентная тирания. В деспотии Аристотель увидел нечеловеческую форму политики. Каждая форма государства имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Учения Платона и Аристотеля оказали заметное влияние и на воззрения Полибия (210-128 гг. до н.э.) - видного греческого историка и политического деятеля, автора 40 книг по истории Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран. Историю возникновения государственности и последующей смены государственных реформ Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по "закону природы". Всего, согласно Полибию, имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство (царская власть), тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она представляет собой лишь какое-то одно начало, которому неизбежно суждено вырождение в свою противоположность. Так, царству сопутствует тирания, а демократии - необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает, что совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм, поименованных выше, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий, испытывавший влияние соответствующих идей Аристотеля, видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, которая может предотвратить переход к извращенным формам правления.

Представления Полибия о смешанной форме правления широко использовались в различных проектах наилучшего государственного устройства и в дальнейшем легли в основу ряда положений разработанной в новое время теории разделения властей.

Мыслители Древней Греции внесли весьма существенный вклад в развитие политических воззрений, теоретическую разработку проблем государств, что не потеряло своего значения и сегодня.

Донецкий национальный университет

Кафедра политологии

Реферат

Тема: Развитие политической мысли в Древней Греции

Подготовил

Студент 1 курса

Исторического факультета

Специальности « Политология»

Шевченко Алексей Сергеевич

Преподаватель: Посредников Д.

Донецк-2009

Введение

    Ранний период политической мысли Древней Греции

    Период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции

    Период эллинизма политической мысли Древней Греции

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.

Одну из главенствующих ролей в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. 1, стр. 8

Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и объяснения.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:

    ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;

    период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

    период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Остановимся подробнее на каждом из этих периодов.

1 . Ранний период политической мысли Древней Греции

На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.

Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации. Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке, борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс) сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём порядке, формах и правилах земной общественной жизни.

Характерные для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом, нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные и светские по своему духу этические и политические сентенции. Мудрецы настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так, наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся закона в той же мере, в какой боялись бы тирана.

С идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления “лучших” - умственной и нравственной элиты.

Определяющую роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой ценностью.

Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию.

Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан.

Мнения противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление, согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет людей на мудрых и неразумных, лучших и худших.

Принципиально общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального критерия для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п. 3, стр. 42

Социально-политическое неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании: главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму), понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим.

3. Период расцвета политико-правовой мысли Древней Греции

Развитию политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и права. 3, стр. 43

В учениях Демокртита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

В государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство.

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны.

В условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права.

Софисты не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские, политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). 3, стр. 45

Сократ являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело.

Сократ занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования в данной области.

Сократ различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных, политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве разумного, справедливого и законного.

В плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е. обоснование принципа компетентного правления, а в теоретическом плане - попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.

Учеником и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе.

В своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

«Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом», - писал Платон. 4, стр.6

Определяя полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение этих потребностей требует разделения труда между гражданами государства.

Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. 3, стр. 53

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности, знание этики.

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа “геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). 3, стр.58-59

Результатом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость.

Аристотель в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни». 4, стр. 26

Человек по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие этой политической природы человека.

4. Период эллинизма политической мысли Древней Греции

Кризис древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. 3, стр. 64

Учения Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовая мысль этого периода.

По своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам, без участия богов.

Этика - связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями. Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его ответственность за разумный выбор своего образа жизни.

Главная цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру, состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей пользе - взаимной безопасности. 3, стр. 64

Основателем стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно “разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то же время божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно, выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное, договорное образование.

Отталкиваясь от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что человек - гражданин вселенной.

Учение стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического деятеля.

Для него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех человеческих отношениях.

Полибий пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».4, стр. 50

Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”. Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Обычаи и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их государственной жизни.

Заключение

Мы видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории, которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в разнообразных сферах теории и практики.

Каждое время, обращаясь к творческому наследию древних греков, по-своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности.

Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвящения. 2, стр. 62

Далеко за пределы античности вышло влияние политико-правовых идей Аристотеля.

Широкое распространение в последующей политической мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан ради общего блага.

В политическую идеологию Средневековья и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном устройстве. 2, стр. 62

Античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам.

В прошлом и ныне представители различных теоретических и идейно-политических направлений, школ и движений постоянно черпали и продолжают черпать из истории древнегреческой философской и политико-правовой мысли разнообразные сведения, знания и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес своих противников. 1, стр. 258.

Список используемой литературы

    Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М.: Наука, 1979.

    История политических и правовых учений. Учебник под ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 1999.

    История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996.

    политического развития и состоянием культуры государств... С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим...

  1. Развитие политических учений с античных времен до нашего времени

    Реферат >> Политология

    Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции . Она... восстания. Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 ... период - поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. ...

  2. Этапы развития политической мысли

    Реферат >> Политология

    Связь. Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной... Новое и Новейшее время. Политическая мысль в эпоху просвещения Дальнейшее развитие политическая мысль получила в эпоху Просвещения...

  3. Политическая мысль древнего мира Платон. Аристотель

    Закон >> Политология

    Расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме. Видное место в истории политической мысли античности занимают... , государственного деятеля и монарха. Значительную роль в развитии политической мысли сыграло "Слово Даниила Заточника" /начало...

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.