Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель. Разное, раздел файлов, для игр



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Основные даты жизни и деятельности
  • 3 Чины и награды Российской империи
  • 4 История Симбирской чувашской школы
  • 5 Семья И. Я. Яковлева
    • 5.1 Супруга
    • 5.2 Дети
    • 5.3 Внуки
    • 5.4 Правнуки
  • 6 И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель
  • 7 Память
  • 8 Фотогалерея
  • Литература

Введение

Иван Яковлевич Яковлев - чувашский просветитель конца XIX - начала XX веков.


1. Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки - Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский р-он Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей русского крестьянина Пахомова, однодеревенца. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крестного отца Ивана Яковлева.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И. Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. По окончании его, как лучший ученик, в 1860 году был принят в уездное училище в г. Симбирске. В конце этого же года с группой учеников 1 класса И. Яковлев был переведен в только что открывшиеся при Симбирской мужской гимназии землемеро-таксаторские классы, где проучился до 1863 года. По окончании учёбы он был направлен на службу в Симбирскую удельную контору и около четырёх лет проработал сельским мерщиком.

Часто разъезжая по Симбирской, Казанской и Самарским губерниям, И.Яковлев знакомился с культурой, жизнью и бытом русского, татарского, чувашского, мордовского населения. Под влиянием либеральных идей 60-х гг. XIX столетия он приходит к мысли о необходимости попытаться облегчить жизнь родного чувашского народа не с помощью разорительных революций, а прежде всего путем его просвещения, приобщения к грамоте и к русской культуре. Постепенно И. Яковлев вынашивает планы воссоздания чувашской культуры. Но он чувствует, что для этого требуется дополнительное образование.

В конце 1866 года Яковлев с большим трудом добился освобождения от службы в удельном ведомстве (по закону, как сирота, обучавшийся за счёт государства, он должен был отработать там не менее 10 лет) и осенью 1867 года поступает в V класс Симбирской мужской гимназии.

Обучаясь там, Яковлев вызывает к себе в Симбирск односельчанина А. В. Рекеева, а затем других чувашских мальчиков и начинает учить, содержа их на средства, добываемые репетиторством. Организованная таким образом частная школа затем, при активной поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова, постепенно расширяется.

В 1870 году Иван Яковлев с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет. Заботу о чувашской школе в годы его студенчества взял на себя И. Н. Ульянов, с которым Яковлев активно переписывался, получал от него учебники, литературу, а нередко и - материальную поддержку.

В университете Яковлев знакомится с известным ученым-ориенталистом профессором Н. И. Ильминским, консультируется у него по «инородческому» (национальному) вопросу. При активном содействии Ильминского к концу 1871 года И.Яковлев составляет на основе русской графики первый вариант нового чувашского алфавита, поскольку старый, созданный на основе древнебулгарского (тюркского) языка в начале текущего тысячелетия, был основательно забыт.

В дальнейшем яковлевский алфавит совершенствуется. В 1872 году на нём был издан букварь, ставший подлинно народной книгой. Первые два выпуска букваря Яковлев, сам испытывая материальные затруднения, издает на свои средства. Тогдашними консерваторами букварь был встречен в штыки: «Пылкость молодой натуры, с которой он (Яковлев - ред.) принялся за дело, была причиной того, что он встал на неправильный путь в инородческом деле. Г-н Яковлев в деле образования чуваш задался мыслью чувашский язык сделать книжным…»

В 1875 году Иван Яковлев успешно окончил историко-филологический факультет Казанского университета и был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, куда входили учебные заведения Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерний с центром пребывания в г. Симбирске. С этого времени развернулась полная забот, тревог и порой драматической борьбы, напряженная педагогическая и просветительская деятельность Ивана Яковлевича Яковлева, ставшая делом его жизни. Опираясь на помощь и содействие русских прогрессивно настроенных общественных деятелей и коллег, он осуществлял административное и педагогическое руководство Симбирской чувашской школой, превратившейся со временем в кузницу учительских кадров для чувашских и других школ Поволжья, преподавал в ней, открывал и инспектировал школы в местностях с чувашским населением, разрабатывал педагогические и методические принципы обучения в национальной школе. Он составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы.

И.Яковлев вел активную переписку с академиками С. Платоновым, В. Радловым, А. Кони, В. Имшенецким, музыкальными деятелями М. Балакиревым, С. Смоленским, художником-академиком Н. Кошелевым и многими другими. В числе его корреспондентов были: известный немецкий издатель, основатель «Universal Bibliothek» в Лейпциге А. Реклам, французские учёные Л. Сиклер, А. Пинар, венгерские - Г. Балинт, Д. Месарош, редактор «Revue Oriental» академик Б. Мункачи и другие. За 50 лет своей деятельности Яковлев написал около 2 тысяч писем. Основная их тема - просвещение и национальный подъем родного народа, приобщение его к русской культуре. За 50 лет яковлевская чувашская Симбирская школа выпустила тысячи учителей и учительниц, в последние годы число воспитанников доходило до 350 человек обоего пола. Она стала центром создания новой чувашской письменности, переводов и издания книг на чувашском языке, распространения их в десятках тысяч экземпляров среди сельского населения.

Многие выпускники школы, окончив с успехом разные высшие учебные заведения, отметили свой жизненный путь выдающимися достижениями «на поприщах науки, искусств, ремесел, сельского хозяйства и т. п.», - с гордостью писал И.Яковлев.

То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, - писал И. Яковлев, - было всячески содейсттвовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта. Для этого должны были служить следующие меры: 1) приобщение чуваш к христианской культуре, признаваемой народными массами (И. Яковлев организовал перевод и перевел на чувашский язык часть Библии: Новый Завет и Псалтирь. В настоящее время Библия целиком переведена и издана на чувашском языке); 2) создание чувашского литературного языка и письменности, притом с алфавитом, имеющим общее с алфавитом русским; 3) ознакомление русского народа с жизнью и бытом чуваш, равно как и ознакомление чувашского народа с историческим прошлым, настоящим Матери-России».

Осенью 1919 года И. Я. Яковлев по болезни вышел на пенсию. В 1922 году он переехал жить в Москву к сыну. Скончался Иван Яковлевич Яковлев в 1930 году.

Наследие И. Яковлева в свете последних исторических перемен ещё подлежит переосмыслению. Это - дело будущего. В годы коммунистического режима многое из жизни и деятельности этого выдающегося человека замалчивалось по идеологическим основаниям, а полуправда, как показывает жизнь, опаснее лжи. Истинный масштаб сделанного выдающимся сыном чувашского народа, воспитанного в русской семье, станет ясен после изучения и введения в научный оборот документов, к которым до недавнего времени у многих исследователей просто не было доступа.


2. Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 гг. - Учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 г. - май 1863 г. - Учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 г. - декабрь 1866 г. - Служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 г. - поступление в V класс Симбирской мужской гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 г. - Основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 г. - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 гг.- создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 г. - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 г. - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 г. - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 г. - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 г. - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 г. - Преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 г. - Открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 г. - Преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 г. - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 г. - переезд в Москву
  • октябрь 1928 г. - Празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы.
  • 23 октября 1930 смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

3. Чины и награды Российской империи

Орден Св. Станислава 3 ст. 26.12.1878 г.
Орден Св. Станислава 2 ст. 27.12.1887 г.
Орден Св. Анны 3 ст. 15.05.1889 г.
Орден Св. Анны 2 ст. 26.12.1892 г.
Серебряная медаль в память Александра III 25.04.1896 г.
Тёмно-бронзовая медаль «За труды по I всеобщей переписи населения 1897 г.» 30.01.1897 г.
Орден Св. Владимира 4 ст. 9.03.1900 г.
Действительный статский советник 1904 г.
Медаль в память Отечественной войны 1812 г.
Медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых.


4. История Симбирской чувашской школы

В конце 60-х годов XIX века в Симбирской губернии было 305 чувашских селений, насчитывающих более 100 тыс. жителей и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И. Яковлева и размещалась на частных квартирах. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, И. Н. Яковлев занялся дальнейшим её развитием. Для школы было приобретено на набережной Свияги каменное двухэтажное здание с находящимися при нём строениями и землей. После капитального ремонта, в сентябре 1877 г., была переведена с собственный постоянный дом. В нём разместились учебные классы, спальни воспитанников, кухня, столовая, пекарня и учительская квартира.

В числе построек, вместе с каменным домом, находился одноэтажный деревянный флигель, отведенный под женское отделение школы, которым заведывала жена И. Я. Яковлева - Екатерина Алексеевна, приемная дочь Н. И. Ильминского. Первоначально там разместилась квартира инспектора Яковлева - до 1885 года.

Построеные в 1878 году мастерские школы, по ходатайству И. Я. Яковлева были перестроены в домовую церковь. 20 января 1885 года храм был освящен во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Позже. в 1897-1898 гг. здание было надстроено вторым этажом, пристроен алтарь. В здании разместились школьная библиотека и классы женского отделения. В настоящее время здание передано Ульяновской епархии, и в нём располагается храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Для мастерских было отстроено новое двухэтажное каменное здание, где производилось обучение столярно-токарному, переплетному и ручному труду. Вся классная и школьная мебель изготавливалсь в мастерских, кроме этого мастерские выполняли заказы города, в том числе для кадетского корпуса, гимназии, лютеранской кирхи и вообще изделий на продажу, что являлось важной статьей дохода школы. Мастерские давали школе до 3,5 тыс. рублей дохода в год, а накопленный капитал школы к 1917 году составил 100 тыс. рублей

В 1906 году при Симбирской чувашской школе было открыто мужское двухклассное приходское училище, в 1910 году переведенное в собственное трехэтажное здание, пожертвованное сибирским меценатом Н. Я Шатровым.

Наиболее значительным зданием школы было построенное в 1885 году трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместилась квартира И. Я. Яковлева и женское отделение, которым заведывала его жена - Екатерина Алексеевна. Квартира семьи Яковлевых, в которой они прожили до 1922 года, состояла из 6 комнат - кабинета, столовой, гостинной, спален Ивана Яковлевича и Екатерины Александровны и детской.
К 1917 году чувашская учительская семинария представляла собой комплекс состоящий из учительской школы, мужского и женского начальных училищ, женских педагогических курсов, сельскохозяйственной школы 1 разряда. В школу принимались крещеные и некрещеные чуваши, а также русские и крещеные татары в возрасте от 11 до 18 лет. К 1918 году в чувашской народной школе было подготовлено около 1200 человек.

В 1919 году в соответствии с реформой образования РСФСР, было принято решение о закрытии Симбирской чувашской семинарии и открытии на её базе учительского института, без учета сложившегося чувашского направления. От чувашской семинарии оставались только трехгодичные чувашские курсы при институте. Все имущество семинарии предавалось институту. Иван Яковлевич остался не у дел. Он всеми силами и средствами старается сохранить свое детище. 23 ноября 1919 г. в газете «Заря» - органе Симбирского губкома РКП(б) и губисполкома, появилась заметка: «Яковлев и чуваши», в которой говорилось, что «деятельность Яковлева имела огромное значение среди чувашского населения, но тем не менее в данный революционный момент приходится от Яковлева, безусловно, отказаться. Как он сам, так и его взгляды устарели для нашей эпохи, для нашего времени» . 25 ноября коллегия Симбирского губоно постановила: «Считая, что пребывание Яковлева в стенах семинарии вредно отражается на деятельности семинарии, по предложению Наркомпроса уволить Яковлева в отставку с сохранением за ним пенсии».
Лишь весной 1920 года при вмешательстве В. И. Ленина, лично знакомого с семьей Яковлевых по Симбирску, была назначена пенсия И. Я. Яковлеву и его жене, а 1 сентября 1920 года в зданиях бывшей чувашской семинарии открылся Чувашский институт народного образования, позднее - Ульяновский чувашский педагогический техникум. 23 сентября 1928 г. техникуму было присвоено имя И. Я. Яковлева. С 1937 года техникум стал педагогическим училищем им. И. Я. Яковлева, которое просуществовало в Ульяновске до 1956 г.


5. Семья И. Я. Яковлева

«В семейной жизни я был счастлив и в жене, и в детях моих»

5.1. Супруга

В 1870 г., будучи студентом Казанского университета, Иван Яковлевич познакомился с Н. И. Ильминским и его семьей, в которой воспитывалась их приемная дочь Екатерина Алексеевна Бобровникова (р. 2 октября 1861 г.). Через семь лет состоялась свадьба 16-летней Екатерины, выпускницы казанской женской гимназии, и 29-летнего инспектора чувашских школ Ивана Яковлева.

В жизни Екатерины Алексеевны были не только домашние обязанности. В 1878 году при Симбирской чувашской школе было открыто женское отделение, которое она позднее возглавила и работала преподавателем и воспитателем бок о бок со своим мужем.


5.2. Дети

28 декабря 1878 года в семье Яковлевых родился первый ребёнок, которого в память деда назвали Алексеем. Позднее родились Наталия, Лидия, Николай и Александр. Из них Наташа и Саша умерли в раннем возрасте.

  • Алексей Иванович Яковлев (1878-1951) - известный историк, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР;
  • Николай Иванович (1883-1949) - горный инженер, военный конструктор, музыковед;
  • Лидия Ивановна (1881-1942) - филолог и переводчик.

5.3. Внуки

Достойные продолжатели рода - внучка О. А. Яковлева, кандидат исторических наук, внук И. А. Яковлев стал доктором физико-математических наук. Ещё две внучки: Е. А. Некрасова - доктор искусствоведения, А. А. Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

5.4. Правнуки

А. Б. Покровская - народная артистка Российской Федерации, А. Б. Покровский - концертмейстер Московской консерватории, В. В. Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Е. В. Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), праправнук М. О. Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Л. Д. Некрасова - москвовед, искусствовед. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа.


6. И. Я. Яковлев как писатель, переводчик и издатель

Знакомство с ученым-ориенталистом Н. И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание И. Я. Яковлева в создании чувашской азбуки, букваря и издании книг для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе. Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию первой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Была составлена азбука и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И. Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

В первую очередь И. Я. Яковлев занялся переводом на чувашский язык Евангелия, который в целом был завершен только к 1911 году. Над переводом Библии он работал до 1922 года, когда неизданные материалы И. Я. Яковлев передал в архив Британского библейского общества. Кроме религиозной литературы им были изданы литературный сборник «Сказки и предания чуваш» и «Образцы мотивов чувашских народных песен и тексты к ним» в двух томах, переводы на чувашский язык произведений русских классиков: «Полтавы» Пушкина, «Песни про купца Калашникова» Лермонтова, рассказов Толстого и др

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 г.).
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . Чебоксары, 1968.
  • Письма . Чебоксары, 1985. - 366 с.
  • Верьте в Россию и любите её . Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

7. Память

Для развития и сохранения наследия И. Я. Яковлева в Чебоксарах создан Институт И. Я. Яковлева при Чувашском государственном университете им. И. Н. Ульянова


Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 13 (25) апреля 1848 года в деревне Кошки-Новотимбаево Бюргановского приказа Жуковского прихода Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Тетюшский район Республики Татарстан).

Родители Яковлева были коренными жителями деревни, которую издавна окружали мордовские, татарские и русские поселения. «Моя мать, Настасья Васильевна Макарова, скончалась спустя три дня после моего рождения, я был виновником ее смерти», - писал в автобиографии гимназист Иван Яковлев, к сожалению, не оставивший воспоминаний о своем отце.

Ивана усыновил удельный крестьянин той же деревни Пахом Кириллов, который в 1837 потерял сразу двух своих сыновей, умерших от холеры.

В доме, где жил Яковлев, было две семьи: самого Пахома, и его сына Андрея. Среди этих людей Иван не был чужим: «…меня не обижали, относились как к родному ребенку... Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только... когда я уже учился в гимназии... я узнал, что это не родная моя семья».

До поступления в школу Яковлев был подпаском у татарина Хакима, учился у него татарскому языку, игре на флейте, искусству плести лапти. Беззаботное детство продолжалось недолго: в 1856 году Ивана забрали в удельное училище. Для крестьян запись детей на учебу была равносильна рекрутскому набору, к тому же обучение очень дорого обходилось родителям - нужно было платить за квартиру, обеспечивать приличной одеждой и обувью. Многие из более состоятельных откупались. Летом 1856 г. священнику Баратынскому удалось записать только Ивана Яковлева, которого доставили прямо с поля. Крестьяне, собравшиеся на сход, были довольны: священник оставит их детей в покое, а Ивану, мол, все равно, он сирота.

Без согласия опекунов мальчика взяли в удельное училище в с.Бурундуки. Для Кирилловых это было большим ударом: семья лишалась верного помощника в хозяйстве, да еще и поводыря для слепого Пахома. Тот, очень любивший парнишку, пробовал было подкупить священника Баратынского фунтом цветочного чая, чтобы он отпустил Ваню домой, но, видно, сумма взятки была незначительна, и Яковлев остался в учениках.

Обучение в удельном училище велось на русском языке, и поэтому было тягостным для нерусских детей. Программа занятий включала Закон Божий, краткий катехизис и священную историю, чтение по книгам церковной и гражданской печати и рукописей, чистописание, четыре правила арифметики. Устав училища допускал применение телесных наказаний. Позднее Яковлев с горечью рассказывал: «Находились там малолетние воспитанники, отданные на полный произвол безнравственных, некультурных старших... Священник Баратынский появлялся в училище официально лишь в известные часы... и то ненадолго».

В годы учения в Бурундуках Иван Яковлев дважды тяжело болел. А весной 1859 года его жизнь висела на волоске: ночью он упал с полатей и расшибся так, что его посчитали мертвым. К счастью, догадались послать за фельдшером. Оправился он только в июле. На третий год обучения в школе Яковлев уже был первым учеником. Он хотел учиться дальше, но не было средств. Но все-таки в начале сентября продолжил учебу, живя уже в семье Мушкеевых - русских крестьян, которые приняли живое участие в его судьбе и отнеслись, как к родному.

Летом 1860 года Яковлев блестяще окончил удельное училище, но впоследствии вспоминал: «При выходе из Бурундукского училища я плохо усвоил русский язык, будучи в состоянии вести по-русски лишь самый простой, несложный разговор. Книги же я стал читать свободно по-русски позднее, лишь в 1864 году». 5 сентября 1860 года Симбирская удельная контора препроводила в уездное училище отношение, в котором просила проэкзаменовать 18 мальчиков, собранных со всей губернии. В ведомости под номером 8 стояла фамилия «...Бюргановского приказа д. Кошки-Новотимбаево Ивана Яковлева (из чуваш), 11 1/2 лет» со следующими оценками: священная история 4, катехизис 4, арифметика 2, счетоводство 2, чтение гражданской печати 4, чтение славянской печати 4, чистописание 3, письмо под диктовку 2. «Средний бал + 3, принять». (2 - означало посредственную оценку). Принятые должны были стать учителями сельских начальных училищ. Но той же осенью был недобор при организации землемерно-таксаторских классов при Симбирской гимназии, и дирекция решила пополнить их набранными мальчиками 1 класса уездного училища. Так, неожиданно для себя, Яковлев оказался в землемерно-таксаторских классах, где готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся изучали топографию, нивелировку, черчение, планиметрию, естественные науки и межевые законы. Обстановка здесь была лучше, хотя преподавание также велось только на русском языке. В это время Яковлев случайно знакомится с семьей Раевских. Отставной полковник С.Д. Раевский проявил большой интерес к одаренному чувашскому мальчику и позднее не раз поддерживал его материально. Об этой дружбе Яковлев вспоминал с большой теплотой. В документах и отчетах в Казанский учебный округ, в Министерство народного просвещения он сообщал о себе: «Я происхожу из удельных крестьян Симбирской губернии, чувашенин по происхождению, но воспитан в русской семье, прошел русскую школу», несомненно, имея в виду семью Мушкеевых и Раевских.

В апреле 1864 года Яковлев успешно окончил учебу и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. В течение двух лет он должен был пройти стажировку, но практиковался лишь несколько месяцев и, как самый способный, 16 мая 1864 года был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань.

Жалоб на Яковлева за время его службы не было. Воспитанный с детства в труде, он привык все делать честно, четко и обстоятельно, несмотря на обилие ежемесячных отчетов, необходимость заполнения журналов и ведомостей. Не раз получал за хорошую службу денежное вознаграждение.

Яковлев уже свободно читал и изъяснялся по-русски. Его очень тянуло к книгам и журналам, но денег на их покупку было мало, и он стал брать частные заказы. Ежегодно с ранней весны до поздней осени молодой мерщик ездил по уездам, подолгу жил среди чувашей, русских, мордвы.

Монотонная служба его тяготила. Воспользовавшись давней болезнью (вывих ноги, последствия остались на всю жизнь), он просит о переводе в Симбирск. Здесь Яковлев возобновил свои посещения дома Раевских и стал думать о дальнейшем продолжении учебы уже в гимназии. И в начале марта 1866 года обращается в Симбирскую удельную контору с просьбой уволить его со службы. После многомесячной переписки по инстанциям, ходатайств Раевского и Баратынского в декабре 1866 года на имя управляющего Симбирской удельной конторой поступил ответ от генерала Ананьева: «...сельского мерщика, вверенного Вашему высокородию Ивана Яковлева уволить от службы согласно представлениям Вашим...» И Яковлев уволился, причем без всякого выкупа - по законам удельного ведомства он должен был прослужить 10 лет.

Стремясь к образованию, Яковлев задумывался и о судьбе родного народа, он понял необходимость духовного слияния и культурного сближения чувашей с русскими, а средством приобщения должны были стать, по его мнению, родной язык и национальная письменность. Идея Яковлева нашла поддержку у либерально настроенного поляка, помещика О.Л. Косинского, в чьем доме он бывал. Косинские пробудили в нем чувство национального самосознания.

Яковлев готовился поступить в пятый класс гимназии, необходимо было сдать вступительные экзамены, в том числе и по иностранным языкам, которыми не владел. 31 марта 1867 года он представил директору гимназии прошение с просьбой о дозволении держать экзамен в 5-й класс и об избавлении от платы за учение.

Директор гимназии И.В. Вишневский в официальном письме к попечителю Казанского учебного округа писал, что Яковлев «имеет в настоящее время от роду 19 лет... родом из чуваш... истинно желает учиться... может иметь большое влияние на однородцев своих и тем, может быть, подвигнул бы их к образованию, которого они до сего времени чуждаются...»

Попечитель учебного округа П.Д.Шестаков сообщил: «Я разрешаю принять по экзамену в пятый класс вверенной Вам гимназии крестьянина-собственника Ивана Яковлева, о чем и представляю Вам сделать должное распоряжение».

Яковлев был ознакомлен с содержанием письма, его ждали 17 экзаменов. Заболев тифом, он слабо подготовился, но его все-таки зачислили условно, и так он оказался в стенах Симбирской мужской гимназии, о чем давно мечтал. В годы учений, которые совпали с освободительным движением в России, Яковлев выступал со статьями по вопросам просвещения чувашей, с рецензиями на учебники и учебные пособия. Учась в гимназии, он жил у Раевских, это помогало ему оплачивать частные уроки, а также приобретать форменную одежду. Яковлев не забывает о своих сородичах, родных и близких, посылая, небольшие суммы денег, чтобы мальчик (Петр Андреев), с которым он вместе воспитывался, был отдан в училище. Но его все чаще стала волновать идея обучения нерусских детей.

В июне 1868 года Яковлев выезжает в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников. Но удалось уговорить лишь одного - Алексея Рекеева. Так, обучаясь в гимназии, он становится одновременно и учителем. На второй год учебы Яковлев считал себя вполне подготовленным для организации частной школы. Он много и основательно читает Толстого и Белинского, Писарева, Руссо, Гейне и Добролюбова, не совсем всё понимая, как сам признавался. Но учился прекрасно, за что был освобожден от платы за учение и награжден Похвальным листом и книгой.

После неожиданной смерти С.Д. Раевского в начале ноября 1868 года Яковлев вынужден часто менять квартиры. Осенью 1869 он переходит в последний класс - ему уже ясно, что он обязательно будет учиться дальше. В Симбирске тем временем росло детище Яковлева - частная школа. К этому времени учебный округ знал, что Яковлев содержит на свои средства нескольких чувашских мальчиков и готовит их к учительской деятельности.

Яковлев окончил гимназию в июне 1870 года первым учеником. 25 июня состоялось вручение аттестатов и медалей; золотой медалью был награжден «Яковлев - сын крестьянина из чуваш».

Предстояло поступить в университет, и И.Я.Яковлев поехал в Казань. Условия приема были просты: без экзаменов, с оплатой обучения. В своем заявлении директору гимназии И.В. Вишневскому он просит ходатайствовать за него о зачислении на филологический факультет и освобождении от платы за обучение. Вишневский исполнил просьбу Яковлева. По письму попечителя округа П.Д. Шестакова – «считаю рекомендовать Совету университета чувашенина Яковлева» - молодой человек стал студентом Казанского университета. Здесь были некоторые льготы для нерусских студентов-мусульман, около 50 казенных стипендий. Но высокая плата за обучение мешала поступлению в университет других «инородцев». На Яковлева бесплатное обучение не распространялось, т.к. он был «инородец»-христианин. Смутило его и обилие предметов, о которых он имел весьма смутное представление, и стал хлопотать о переводе на математический факультет. По ходатайству декана физико-математического факультета профессора И.А. Больцани (ученика выдающегося математика Н.И.Лобачевского), Яковлева до конца обучения в университете освободили от платы за обучение. А с декабря 1870 года по письму попечителя П.Д. Шестакова министр просвещения Д.А. Толстой назначил студенту И.Я.Яковлеву «стипендию по 200 рублей в год из суммы министерства...» Яковлев учился и одновременно занимался делами своей школы. Во время каникул он начал сбор материалов устного народного творчества для букваря. Все это совершенно исключало возможность сочетать изучение физико-математических наук с филологическими исследованиями. Испытывая неловкость, Яковлев все же решил вернуться на филологический факультет. В начале 1871/72 учебного года он начал хлопотать о переводе, представив все необходимые документы. Положительно вопрос был решен лишь в октябре.

Яковлев занимался упорно, догнал своих товарищей в изучении греческого языка, давал частные уроки, работал самостоятельно. Его курсовая работа «Несколько памятников устной чувашской словесности» была предложена как основа для написания кандидатской диссертации. В мае 1875 года студент Яковлев успешно сдает выпускные экзамены. 26 мая совет университета разрешил Яковлеву представить работу по теме его курсового сочинения на получение степени кандидата. 17 июля 1875 года он получил временное свидетельство об окончании университета и сразу вернулся в Симбирск. В его школе уже обучалось 52 человека. Забот было много, и он никак не мог вернуться к кандидатской диссертации. Вот почему в университете Яковлеву пришлось учиться 5 лет вместо 4-х, пожертвовав один год историческому делу - созданию нового алфавита, букваря и национальной школы.

Студенческие годы И.Я.Яковлева закончились. 28 августа 1875 года его назначили инспектором чувашских школ Казанского учебного округа. Яковлев уже считался знатоком чувашской культуры и истории. Он был первым из чувашей, который помогал государству в распространении русско-православного просвещения среди своих сородичей. С января 1871 года Министерство просвещения признало его школу и приняло на свой бюджет, а в 1872 г. одобрило создание нового алфавита, а изданные на его основе учебники рекомендовало использовать в школах. Дальнейшая судьба письменности зависела уже от самого народа.

Став инспектором чувашских школ, Яковлев по-прежнему оставался руководителем и чувашской школы в Симбирске. Ее учебная программа постоянно обновляется, включаются новые предметы, большое место отводится практическим занятиям учащихся. Школа продолжает идейно руководить всеми чувашскими училищами, снабжать их учебниками и пособиями, но не имеет права присваивать своим воспитанникам звание учителя. Лишь в 1877 году постановлением министерства ей было разрешено готовить учителей для чувашских школ Казанского учебного округа. С 1877 года школа называлась Симбирской центральной, а с 1890 года - учительской. Здесь будущие учителя изучали Закон Божий, языки, историю, географию и математику, ремесла. Серьезное внимание уделялось хоровому пению на родном и русском языках. Очень популярен был оригинальный хор мальчиков, которым руководил выпускник Казанской инородческой учительской школы А.П. Петров (Туринге).

В 1878 году Яковлев поднял вопрос об организации при Симбирской чувашской школе женского отделения с курсами двухклассного училища. Министерство не дало согласия из-за отсутствия средств, но Яковлев все равно начал набирать девушек в будушее женское училище, заведовать которым он поручил своей жене Екатерине Алексеевне Бобровниковой - приемной дочери Н.И. Ильминского. Она была наставницей, воспитательницей и первые 10 лет существования училища - единственной учительницей, бесплатно несшей бескорыстную службу.

В том же 1878 году Яковлев организовал при Симбирской центральной чувашской школе мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Школы, женская и мужская, уже действовали, но царское правительство поддерживать их не спешило.

При Симбирской чувашской школе имелись также мастерские, собственные сады, огороды и ферма. Все это укрепляло ее материальную базу. В программу образования входило более 20 предметов, школа занимала одно из первых мест в Казанском учебном округе по прилежанию, успеваемости, обучению учащихся производительному труду. К 1917 году из стен Симбирской чувашской школы вышло более 1000 учителей. Среди ее воспитанников - классики чувашской литературы К.В.Иванов, Н.В.Шубоссинни, известные математики П.М.Миронов, Н.М.Охотников, выдающийся марийский педагог-ученый Г.Я.Яковлев, первая казахская женщина-учительница А.Д.Оразбаева, русский писатель В.И.Маненков.

В 1920 году на базе школы возник институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа. В одном из его зданий ныне находится Государственный музей И.Я.Яковлева и его школы.

За годы руководства Чувашской учительской школой в Симбирске (1868-1919) и будучи инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (1875-1903) Яковлев открыл и преобразовал множество сельских школ, создал 14 приходов. Он выпустил также более 100 учебников, пособий и книг по разным отраслям знаний, вместе со своими учениками издал первые художественные произведения чувашской литературы, а также Новый Завет на чувашском языке, организовал школьный театр, духовой и симфонический оркестры. Деятельность И.Я. Яковлева и его школа способствовали интеллектуально-культурному развитию чувашского народа, зарождению и развитию художественной литературы, музыкального, театрального и изобразительного искусства. Заветной мечтой просветителя были подъем чувашей до уровня русского народа, равноправие и дружба народов России.

И.Я.Яковлев был крупным общественным деятелем, почетным членом Британского и иностранного библейского обществ в Лондоне, организатором благотворительных обществ, инициатором перевода и издания Священного писания. Он также поддерживал творческие связи с учеными многих зарубежных стран. "...ЗА ОТЛИЧНО-УСЕРДНУЮ СЛУЖБУ И ОСОБЫЕ ТРУДЫ..." НЕОДНОКРАТНО получал награду и заслужил всемирную известность.

И в наши дни не потеряло своего значения его «Завещание чувашскому народу» - своего рода кодекс нравственных правил.

Скончался Иван Яковлевич Яковлев в Москве 23 октября 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Великий просветитель оставил талантливейшее потомство. Вот некоторые имена. Старший сын Алексей Иванович Яковлев - профессор, член-корреспондент АН СССР. Средний сын Николай Иванович Яковлев - инженер, музыковед. Достойные продолжатели рода - внучка Ольга Алексеевна Яковлева, кандидат исторических наук, внук Иван Алексеевич Яковлев стал доктором физико-математических наук. Еще две внучки: Екатерина Некрасова - доктор искусствоведения, Анна Некрасова - профессор Государственного института театрального искусства.

Есть известные имена и среди правнуков И.Я. Яковлева. Алла Покровская - народная артистка Российской Федерации, Александр Покровский - концертмейстер Московской консерватории, Владимир Павлов - заслуженный артист Российской Федерации, Екатерина Павлова - кандидат искусствоведения, Франсуаза Варе - профессор медицины (Франция), Михаил Ефремов - заслуженный артист Российской Федерации. Это уже шестое поколение замечательного сына чувашского народа. Именем И.Я. Яковлева названы Чувашский государственный педагогический университет в Чебоксарах, 5 улиц в городах и районах Чувашии. Ему установлен памятник перед зданием Национальной библиотеки в столице республики*.

________________________________________

* Очерк подготовлен на основе книги Н.Г. Краснова «Иван Яковлев и его потомки». Чебоксары, 1998.

Чувашский просветитель Иван Яковлев родился 25 апреля 1848 года в неприметной деревушке Кошки-Новотимбаево, в Он был сыном небогатого крестьянина и в совсем раннем возрасте остался без родителей. Осиротевшего ребенка усыновила чувашская семья Пахомовых из той же деревни.

Ранние годы

Мальчику повезло получить образование, которое в будущем позволило ему не только начать карьеру, но и заняться просвещением поволжского населения. В 1856 году мальчик отправился на учебу в училище, в соседнее село Буинского уезда.

Иван Яковлев попал туда благодаря предписанию, которое издало удельное ведомство, отвечавшее за образование крестьян-сирот. Сельское училище было окончено в 1860 году. В нем Иван Яковлев стал лучшим учеником. Природные способности и таланты позволили ему попасть в уездное училище губернского города Симбирска, а потом и в местную гимназию.

Знакомство с чувашской культурой

Яковлев попал в класс землемеров. Окончив учебу в гимназии, он четыре года проработал по своей специальности в Симбирской удельной конторе. Будучи сельским мерщиком, молодой Иван Яковлев объездил не только родную, но и соседние Казанскую и Самарскую губернии. Путешествия не проходили даром. Посещая села и знакомясь с местными жителями, землемер лучше узнавал жизнь, культуру и быт поволжского населения, среди которого были русские, татары, чуваши и мордва.

В то же время на мировоззрение молодого Яковлева сильное влияние оказывали либеральные идеи 60-х гг. XIX века. Следуя этим заветам, он пришел к выводу, что родной чувашский народ нуждался в просвещении, приобщении к русской культуре, а также обучении грамоте. В поволжской провинции уровень ее распространения был крайне низок по сравнению со столицей. Иван Яковлев верил, что, для того чтобы улучшить жизнь чувашей, вовсе не обязательно было прибегать к кровопролитным революциям и социальным потрясениям. Достаточно просветить народ и воссоздать его культуру.

Педагог

Для осуществления своего замысла Яковлев стал подрабатывать репетиторством. Впрочем, эта работа не была его основным занятием. Деньги от уроков начинающий преподаватель стал тратить на организацию и содержание собственной частной школы для чувашских детей.

На этом первом этапе главным товарищем и соратником просветителя был его односельчанин Алексей Рекеев. Он разделял идеи и надежды, которые испытывал Иван Яковлевич Яковлев. Биография педагогов показала, что их стремление обучать детей из глубинки не было просто сиюминутным увлечением юности - они действительно посвятили этой цели свои жизни.

Сторонники

Серьезную поддержку Яковлеву оказал Илья Ульянов - инспектор народных училищ Симбирской губернии и отец Владимира Ленина. Его помощь способствовала расширению школы молодого педагога. В 1870 году Иван Яковлев окончил обучение в гимназии, получив золотую медаль. После этого он отправился продолжать образование в Казанский университет. Во время его отсутствия о чувашской школе заботился Инспектор народных училищ отправлял студенту книги, необходимую литературу и даже деньги, для того чтобы он мог беспрепятственно получить специальность.

В университете Яковлев познакомился с профессором и знатоком фольклора Николаем Ильминским. Его детальные консультации позволили составить новый чувашский алфавит, созданный на основе славянской графики. Уже давно назрела необходимость его обновления. Дело было в том, что прежний алфавит, использовавший в качестве основы тюркский древнебулгарский язык, устарел, а использовался он только небольшой частью населения.

Издание букваря

Появление нового чувашского букваря не заставило себя долго ждать. Книга была издана в 1872 году. Этот букварь и написанные позже рассказы Ивана Яковлевича Яковлева стали важной вехой для развития национальной культуры поволжского народа. Книги просветителя быстро обрели популярность и стали поистине народными. При этом первые два тиража букваря издавались на собственные средства педагога. Самоотверженное решение просветителя не было удивительным для тех, кто хорошо его знал.

Много сил, времени и других ресурсов на просвещение народных масс тратил Иван Яковлевич Яковлев. Биография этого человека удивительна и ярка, ведь до него никто не прикладывал столько усилий для того, чтобы помочь развитию чувашской культуры. В 70-е Яковлеву помогала его молодость и юношеский задор, с которым он брался за любое дело.

Инспектор чувашских школ

В 1875 году студент окончил Казанский университет, получив диплом историко-филологического факультета. Теперь перед ним открылись совершенно новые возможности. Молодой человек стал инспектором, следившим за состоянием чувашских школ в поволжских губерниях. Местом его постоянного пребывания стал Симбирск, где находился центр учебного округа.

Именно тогда филолог и историк во всю силу принялся за просветительскую и педагогическую деятельность. Она была полна тревогами, заботами и драматическими противостояниями с местными чиновниками. Но в то же время каждый публичный рассказ Ивана Яковлева о деле всей его жизни привлекал к нему множество сторонников. Это были не просто симпатизирующие люди. Большую их часть представляли губернские дворяне, обладавшие деньгами и влиянием. Во многом благодаря им просветителю удалось встать во главе Симбирской чувашской школы. Это учебное заведение быстро превратилось в локальный феномен. В школе получали специальность будущие педагоги, которые потом начинали работать в местных небольших школах, помогая чувашским детям избавляться от безграмотности. За пятьдесят лет работы Симбирская школа выпустила несколько тысяч учителей. Это образовательное учреждение стало важным центром чувашской культуры и письменности.

Литературная деятельность

Что конкретно делал Иван Яковлев? Биография педагога представляет пример постоянно пишущего человека. Просветитель регулярно издавал новые учебные пособия, учебники, переводил на чувашский язык художественную, медицинскую, сельскохозяйственную и другую литературу. Особенной популярностью пользовались рассказы Ивана Яковлевича Яковлева для детей. Они издавались в виде сборников и хрестоматий, моментально распространявшихся среди народных масс. В каждом чувашском доме, где воспитывали малышей, эти книги стали настольными.

Отдельное место занимает эпистолярное наследие Яковлева. Просветитель переписывался с академиками, учеными, музыкантами, художниками, журналистами и издателями. За пятьдесят лет он написал около двух тысяч больших писем. Теперь все они представляют историческую и культурную ценность. Благодаря им можно восстановить картину поволжской провинции конца XIX - начала XX в. Письма и сказки Ивана Яковлева не раз переиздавались как в советскую, так и в современную эпоху.

Чувашский просветитель

Важнейшим принципом просветителя была его идея о том, что чувашская культура должна интегрироваться с русской и ни в коем случае не вступать с ней в конфликт. Яковлев считал, что интересы народов огромной империи, а потом и социалистического государства не могут быть противопоставлены. Наоборот, все нации, вне зависимости от их этнических и культурных отличий, должны встать на путь объединения и укрепления связей между собой.

Этот принцип лучше всего отражался на деятельности педагога, связанной с просвещением чувашей. Яковлев полагал, что этот народ должен приобщиться к христианству, так как именно религия могла стать важным связующим звеном между разными этносами. Для этого он сам перевел на чувашский язык некоторые библейские сочинения, в том числе Псалтырь и Новый завет. Для этого же Иван Яковлевич в свое время создал новый алфавит, основанный на кириллице. Кроме того, он считал, что необходимо знакомить русское население с чувашскими реалиями - бытом, традициями и обычаями. Просветитель продолжал преподавать и писать книги до глубокой старости.

Он скончался 23 октября 1930 года. Сегодня память об Иване Яковлеве чтится на территории всего Поволжья, и особенно среди чувашского населения.






Рождение гения В черновике автобиографии гимназист Иван Яковлев 26 августа 1868 г. пишет: «Я родился 13 апреля 1848 г., день моего рождения... считается самым счастливейшим. Это был третий день пасхи в том году. По другим известиям моих родичей, я родился 18 апреля... Но это, мне кажется, положительно неправда. Я тут полагаюсь на показания моих родных …»


Кирилловы После смерти родной матери Яковлева усыновил удельный крестьянин той же деревни Кошки-Новотимбаево Пахом Кириллов. В 1837 г. от холеры умерли его сыновья Ефрем и Александр. Иван Яковлев стал третьим сыном в этой семье после Андрея и Филиппа. В доме, где воспитывался Иван Яковлев, жили две семьи: Пахома Кириллова и его сына Андрея. У последнего в 1856 г. родился сын Петр, о воспитании и образовании которого позднее проявил большую заботу гимназист Яковлев. В доме Кирилловых маленький Иван не был чужим. Его окружали дружелюбие и ласка. Членов большой семьи сплачивал коллективный труд. О жизни в этой семье Яковлев писал: «Меня не обижали, относились как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что Пахомовы мне чужие, хотя кое по каким признакам догадывался об этом. Пахомовы мне о моем происхождении не говорили. Только когда мне исполнилось лет 17, т. е. когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья».


Путь к знаниям Летом 1856 г. заведующий Бурундукским удельным училищем священник А. Баратынский приехал в деревню Кошки-Новотимбаево для набора учеников на новый учебный год. Старосте деревни Питнову он приказал набрать восемь мальчиков, хотя столько и не требовалось, для чего был составлен список кандидатов. Однако их родителям удалось откупиться. Священник записал лишь одного, по имени Иван Яковлев, который по требованию Баратынского был доставлен прямо с поля. Без согласия на то опекунов Иван Яковлев был взят в удельное училище. Для семьи Кирилловых это был большой удар, особенно для слепого Пахома, которому Иван служил поводырем, верным помощником в хозяйстве. Несколько раз Кирилловы пытались освободить своего приемного сына, но безуспешно.


Первые успехи Летом 1860 г. Яковлев блестяще окончил удельное училище. Вообще сильные ученики программу курса проходили за 4 года, а слабые за 510 лет. О таких учениках журнал «Русская школа» писал: «На экзаменах ревизоры удивлялись памяти чувашских мальчиков, которые оказывались в состоянии заучить несколько учебников без всякого понимания».


Учеба В 1860 г. Иван Яковлев, окончив училище в числе лучших, был послан в г. Симбирск для продолжения учебы в уездном училище. Среди принятых, кроме Яковлева, оказалось еще три чувашских мальчика из удельных крестьян: Афанасий Тихонов, Степан Федоров, Константин Андриянов. Самым молодым из них был Иван Яковлев. По его окончании все они должны были стать учителями. Однако в конце декабря того же года Иван вместе со всем классом был переведен в только что открытые землемерно-таксаторские классы.


Стремление к знаниям В апреле 1864 г. Яковлев успешно окончил землемерно- таксаторские классы и получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора. По успеваемости и прилежанию он был в числе лучших. 16 мая 1864 г. он был утвержден Департаментом уделов сельским мерщиком с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань. Сюда он прибыл 5 июня 1864 г. вместе со своим другом, мордвином Григорием Александровым, и поступил в распоряжение местной удельной конторы. С большим трудом он добился освобождения от службы в удельном ведомтсве, в 1867 г. поступил в V класс Симбирской мужской классической гимназии.


Первые шаги к просвещению Яковлев зажегся идеей учить нерусских детей. Толчком ее к практическому осуществлению стала опубликованная 11 мая 1868 г. в «Симбирских губернских ведомостях» заметка о марийских мальчиках, изъявивших желание по окончании сельского училища продолжить образование в городе. Газета сообщала, что в Уфу привезли 10 мальчиков из миссионерских училищ, на содержание их выделено 200 руб. В июне 1868 г. Яковлев выехал в Симбирский и Буинский уезды, чтобы набрать учеников


Я родился в среде этих мирных, добрых людей, рано испытавши их горькую участь, но не мог оставаться хладнокровным в их судьбе и к их будущности…И настоящее безотрадное положение рано заставило меня задуматься над положением моих сородичей. И.Я.Яковлев Богатырский дух был у этого человека. Пятьдесят лет тянул к свету свой народ, и в каких условиях. В.И.Ленин


Становление и развитие чувашской национальной школы Началась школа Яковлева со съемной квартирной школы гимназиста (1868) и переводческой комиссии (1970). А. В. Рекеев, первый ученик И. Я. Яковлева, переводчик, на свои средства открывший несколько сельских школ










С 1890 года- Симбирская чувашская учительская школа. Преподаватели Симбирской чувашской учительской школы, сподвижники И. Я. Яковлева в переводе и издании книг. Стоят (слева направо): В.А.Афанасьев, Н. М. Охотников, В. Н. Никифоров; сидят: П. В. Васильев, А. П. Петров, В. И. Скворцов. Симбирск,.


За заслуги был награжден грамотами ВЫВОД ВЫВОД И.Я.Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в темное глухое время. В течение одного человеческого века он создал литературный чувашский язык. Он был великим возрожденцем чувашского народа. Иван Яковлевич вышел из простой крестьянской земли, но сумел достичь невероятных результатов на своем педагогическом поприще благодаря упорному труду и силе духа.

И заведующий Симбирской чувашской учительской школой

Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года , Кошки-Новотимбаево , Буинский уезд , Симбирская губерния - 23 октября 1930 года , Москва) - чувашский просветитель , православный миссионер , педагог, организатор народных школ, создатель нового чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Энциклопедичный YouTube

Биография

Иван Яковлевич Яковлев родился 25 апреля 1848 года в семье удельного («государственного») крестьянина в деревне Кошки́-Новотимба́ево Буинского уезда Симбирской губернии (ныне - Тетюшский район Республики Татарстан). Рано оставшись без родителей, он был усыновлен семьей чувашского крестьянина Пахомова, односельчанина. Имя и фамилию будущий педагог получил по имени и фамилии своего крёстного отца Ивана Яковлева.

Основные даты жизни и деятельности

  • 1856-1860 - учёба в Бурундукском удельном училище
  • Декабрь 1860 - май 1863 г. - учёба в землемерно-таксаторских классах при Симбирской гимназии
  • Май 1864 - декабрь 1866 г. - служба в удельном ведомстве
  • 1(13) сентября 1868 - поступление в V класс Симбирской мужской классической гимназии
  • 28 октября (9 ноября) 1868 - основание Симбирской чувашской школы
  • 25 июня (7 июля) 1870 - получение золотой медали об окончании гимназии
  • 12 (24) августа 1870 - поступление в Казанский университет
  • 1871-1873 - создание чувашской письменности, издание букваря и учебника для чувашских школ
  • 17 (29) июня 1875 - получение свидетельства об окончании Казанского университета
  • 28 августа (9 сентября) 1875 - назначение инспектором чувашских школ Казанского учебного округа
  • 1877 - преобразование Симбирской чувашской школы в центральную
  • 26 сентября (8 октября) 1877 - вступление в брак с Е. А. Бобровниковой
  • 1878 - открытие женского класса при центральной школе
  • 1890 - преобразование Симбирской центральной школы в учительскую
  • 1901 - открытие женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе
  • октябрь 1917 - преобразование Симбирской чувашской учительской школы в учительскую семинарию
  • октябрь 1922 - переезд к сыну в Петроград
  • лето 1923 - переезд в Москву
  • октябрь 1928 - празднование 80-летия со дня рождения и 60-летия со дня основания первой чувашской школы
  • 23 октября 1930 - смерть в Москве и похороны на Ваганьковском кладбище

Чины и награды Российской империи

За всю жизнь Яковлев издал более 100 книг и брошюр на чувашском языке.

Некоторые сочинения И. Я. Яковлева:

  • Букварь для чуваш . Казань, 1872 (издавался до 1919 года);
  • О школьном образовании чуваш . «Городской и сельский учитель», 1897, в. 5;
  • Краткий очерк Симбирской учительской школы . - Симбирск, 1908;
  • Детские рассказы . - Чебоксары, 1968;
  • Письма . - Чебоксары, 1985. - 366 с.;
  • Верьте в Россию и любите её . - Чебоксары.: Чувашский госуниверситет, 2002. - 308 с.

Оценка деятельности Яковлева

В стихотворении «Письмо чувашского народа Великому Сталину » дана отрицательная оценка действиям И. Я. Яковлева в ходе усмирения восставших чувашских крестьян с. Чемеево зимой 1907 года

Министр-вешатель-Столыпин
Подписал указ проворно:
«Привести народ чувашский
Срочно в полную покорность».
Яковлев, йанра́л чувашский,
Разъезжал на тройке барской,
Как Столыпина посланник,
Манифест читая царский.
Но его мы отвергали…

И. Г. Максимов отмечает большую разницу в оценке деятельности И. Я. Яковлева в сравнении с оценками деятельности другого соратника Н. И. Ильминского - В. Т. Тимофеева , сделавшего практически то же самое для татар , что И. Я. Яковлев для чуваш.

По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В. Т. Тимофеева и И. Я. Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен , а второй - чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И. Я. Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И. Я. Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н. И. Ильминского и В. Т. Тимофеева, ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещёно-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.

Память

Музеи

  • Музей Ивана Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево республика Татарстан, Тетюшский район
  • Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственный университете им. И. Н. Ульянова
  • Музей Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете (1968)
  • Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева»

Памятники

  • Памятник и бюст И. Я. Яковлеву в городе Чебоксары
  • Памятник И. Я. Яковлеву в селе Кошки-Новотимбаево
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.