Шуберт полная биография. Франц Петер Шуберт – музыкальный гений XIX столетия. Новые знакомые Франца

Франц Шуберт вошел в историю музыки как первый из великих композиторов-романтиков. В ту «эпоху разочарования», которая последовала за Французской революцией, таким естественным казалось внимание к отдельному человеку с его страстями, горестями и радостями – и эта «песня человеческой души» получила блестящее воплощение в творениях Шуберта, остававшихся «песенными» даже в крупных формах.

Родина Франца Шуберта – Лихтенталь, пригород Вены – европейской музыкальной столицы. В многодетном семействе учителя приходской школы ценили музыку: отец владел виолончелью и скрипкой, а старший брат Франца – фортепиано, они и стали первыми наставниками талантливого мальчика. С семилетнего возраста он обучался игре на органе у церковного капельмейстера и пению у регента. Красивый голос позволил ему стать в одиннадцать лет учеником Конвикта – школы с пансионом, готовившей певчих для придворной капеллы. Здесь одним из его наставников был Антонио Сальери. Играя в школьном оркестре, где ему со временем стали доверять исполнение обязанностей дирижера, Шуберт познакомился со многими симфоническими шедеврами, в особенности потрясла его и симфонии .

В Конвикте Шуберт создал свои первые произведения, включая . Она посвящалась директору Конвикта, но юный композитор не испытывал особой симпатии ни к этому человеку, ни к возглавляемому им учебному заведению: Шуберта тяготила и строжайшая дисциплина, и иссушающая ум зубрежка, и далеко не лучшие отношения с наставниками – отдавая все силы музыке, он не уделял особого внимания иным учебным дисциплинам. Шуберт не был отчислен за неуспеваемость только потому, что вовремя покинул Конвикт самовольно.

Еще в пору учения у Шуберта возникали конфликты с отцом: недовольный успехами сына, Шуберт-старший запретил ему бывать дома по выходным (исключение было сделано только в день похорон матери). Еще более серьезный конфликт возник, когда встал вопрос о выборе жизненного пути: при всем своем интересе к музыке, отец Шуберта не считал профессию музыканта достойным занятием. Он хотел, чтобы сын избрал более уважаемую профессию учителя, гарантирующую заработок хоть небольшой, но надежный, к тому же, освобождала от службы в армии. Молодому человеку пришлось подчиниться. В школе он работал четыре года, но это не помешало ему создать немало музыки – оперы, симфонии, мессы, сонаты, множество песен. Но если оперы Шуберта ныне забыты, а в инструментальных произведениях тех лет достаточно сильно влияние венского классицизма, то в песнях индивидуальные черты творческого облика композитора проявились во всей своей красе. Среди произведений этих лет – такие шедевры, как « », «Розочка», « ».

Тогда же Шуберт перенес одно из самых значительных разочарований в своей жизни. Его возлюбленная Тереза Гроб была вынуждена подчиниться своей матери, не желавшей видеть своим зятем учителя с грошовым заработком. Со слезами на глазах девушка пошла под венец с другим и прожила долгую, благополучную жизнь жены состоятельного бюргера. Насколько она была счастлива, остается только догадываться, но Шуберт личного счастья в браке так и не обрел.

Скучные школьные обязанности, отвлекавшие от создания музыки, все более тяготили Шуберта, и в 1817 г. он бросает школу. Отец после этого и слышать не желал о сыне. В Вене композитор живет то у одного друга, то у другого – эти художники, поэты и музыканты были не намного богаче его самого. У Шуберта зачастую не было денег даже на нотную бумагу – свои музыкальные мысли он записывал на обрывках газет. Но бедность не сделала его угрюмым и мрачным – он всегда оставался жизнерадостным и общительным.

Композитору нелегко было проложить себе путь в музыкальном мире Вены – исполнителем-виртуозом он не был, к тому же, отличался чрезвычайной скромностью, сонаты и симфонии Шуберта при жизни автора популярности не приобрели, зато находили живое понимание у друзей. На дружеских встречах, душой которых был Шуберт (их даже называли «шубертиадами») велись дискуссии об искусстве, политике и философии, но неотъемлемой частью таких вечеров были танцы. Музыку для танцев импровизировал Шуберт, и наиболее удачные находки он записывал – так рождались шубертовские вальсы, лендлеры и экосезы. Один из участников «шубертиад» – Михаэль Фогль – нередко исполнял песни Шуберта на концертной эстраде, став пропагандистом его творчества.

Временем творческого расцвета становятся для композитора 1820-е гг. Тогда создал он две последние симфонии – и , сонаты, камерные ансамбли, а также музыкальные моменты и экспромты. В 1823 г. рождается одно из лучших его творений – вокальный цикл « », своеобразный «роман в песнях». Несмотря на трагическую развязку, цикл не оставляет ощущения безысходности.

Но все явственнее звучат в музыке Шуберта трагические мотивы. Их средоточием становится второй вокальный цикл « » (сам композитор назвал его «ужасным»). Он часто обращается к творчеству Генриха Гейне – наряду с песнями на стихи других поэтов произведения на его стихи были изданы посмертно в виде сборника « ».

В 1828 г. друзья композитора организовали концерт из его произведений, который принес Шуберту большую радость. К сожалению, первый концерт оказался последним, состоявшимся при его жизни: в том же году композитор скончался от болезни. На надгробии Шуберта начертаны слова: «Музыка похоронила здесь богатые сокровища, но еще более прекрасные надежды».

Все права защищены. Копирование запрещено

Франц Петер Шуберт - великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке. Он написал около 600 песен, девять симфоний (в том числе знаменитую «Неоконченную симфонию»), литургическую музыку, оперы, а также большое количество камерной и сольной фортепианной музыки.

Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (ныне Альзергрунд), небольшом пригороде Вены, в семье школьного учителя, по-любительски занимавшегося музицированием. Из пятнадцати детей в семье десятеро умерли в раннем возрасте. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а домочадцы научили его играть на скрипке и фортепиано.

В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения, изучал игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился преподавателем в школу. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения - оперу Des Teufels Lustschloss и мессу Фа мажор - он написал в 1814 г.

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь» («Erlk?nig»), написанная в 1816 г., принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец» («Der Wanderer»), «Похвала слезам» («Lob der Thr?nen»), «Зулейка» («Suleika») и др.

Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» («Die sch?ne M?llerin») и «Зимний путь» («Die Winterreise»), являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной» («An die Geliebte»). Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня» («Schwanengesang»), из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «St?ndchen», «Aufenthalt», «Das Fischerm?dchen», «Am Meere»). Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Его песнями наслаждался Бетховен в последние дни жизни. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии c-dur и f-moll, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете d-moll, квинтете c-dur, фортепьянном квартете «Форель» (Forellen Quartett), большой симфонии c-dur и неоконченной симфонии h-moll Шуберт является продолжателем Бетховена. В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около 20, но они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Der h?usliche Krieg oder die Verschworenen». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса es-dur. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 г. он сочинял непрестанно.

В высшем кругу, куда Шуберта приглашали для аккомпанемента его вокальных сочинений, он был чрезвычайно сдержан, не интересовался похвалами и даже избегал их; среди друзей, наоборот, он высоко ценил одобрение. Молва о невоздержанности Шуберта имеет некоторое основание: он часто пил лишнее и тогда становился вспыльчивым и неприятным для кружка друзей. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Вейгеля, «Медея» Керубини, «Иоанн Парижский» Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Россини прельщали его. Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался на 32 году. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию c-dur и мессу es-dur. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (6 месс, 7 симфоний, 15 опер и проч.).

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Франц Шуберт (31 января 1797 г. - 19 ноября 1828 г.), австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, автор девяти симфоний, около 600 вокальных композиций , большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Творчество каждого большого художника представляет собой загадку со многими неизвестными. Величие Шуберта, - а оно вне всяких сомнений, - также выдвигает перед искусствоведами большие вопросы. Уже одна поразительная продуктивность, позволившая Шуберту всего за 18 лет создать столько произведений, сколько не удавалось создать другим композиторам за гораздо более длительный срок, порождает интерес к условиям жизни композитора и к тем источникам, из которых гений черпал своё вдохновение. Ибо, несмотря на то, что перо композитора быстро скользило по нотной бумаге, глубоко ошибочно было бы рассматривать творчество Шуберта как некое стихийное явление.

Творчество художника, как бы ни импонировало оно нам уже одной своей плодовитостью, не протекает вне человеческого общества и независимо от него. Постоянно сталкиваясь с социальной действительностью, художник черпает из неё все новые и новые силы, и как бы ни были богаты специфические музыкальные данные Шуберта, как бы ни был неудержим его творческий порыв, пути его развития определялись отношением Шуберта человека к общественным условиям, царившим в ту эпоху в его стране.

Музыка его народа составляла для Шуберта не только почву, которая питала все его творчество. Утверждая ее в своих произведениях, Шуберт выступает тем самым в защиту интересов простого человека из народа, в защиту его естественных и жизненных демократических прав. Голос «простого» человека, звучащий в музыке Шуберта, был верным отражением реалистического отношения композитора к трудовому народу.

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер, истощённый физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три. В своей неудовлетворённости окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворённость и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.

Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына. Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в конвикт-школу подготовки церковных певчих.

Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижёра. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - Фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.

С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика. Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчёмной, иссушающей сердце и ум зубрёжке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради неё.

28 октября 1813 года он закончил свою первую симфонию ре мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал «Окончание и конец». Окончание симфонии и конец конвикту.

Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги, с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений. Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет.

Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни «Розочка», «Маргарита за прялкой», «Лесной царь». «Маргарита за прялкой» - монодрама, исповедь души.

«Лесной царь» - драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные. Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения. «Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора,- мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперёд по комнате, читал вслух «Лесного царя». Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова».

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надёжным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.

Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С первых же репетиций Шуберт приметил её. Светловолосая, с белёсыми, словно выцветшими на солнце бровями и веснушчатым, как у большинства неярких блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой. Скорее, напротив - на первый взгляд казалась дурнушкой. На круглом лице ее явственно проступали следы оспы. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось. Только что оно было потухшим и потому неживым. Теперь, озарённое внутренним светом, оно жило и лучилось.

Как ни привык Шуберт к чёрствости судьбы, но и он не предполагал, что она обойдётся с ним так жестоко. «Счастлив тот, кто находит истинного друга. Ещё счастливее тот, кто найдёт его в своей жене», - записал он в своём дневнике.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила её без отца. Отец её владел маленькой шёлкопрядильной фабрикой. Умерев, он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то, чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились. Естественно, что с замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И ещё более естественно, что Шуберт не устроил её.

Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя, у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживёшь. Покорная девушка из предместья, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Единственное, что она себе позволила, - слезы. Тихо проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец. Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную, серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда её свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.

В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочерёдно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора ещё по конвикту. Позже к ним присоединились разносторонне одарённый в области искусства Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.

Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Горячо спорили, обсуждая возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял.

Нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки. Насыщенные смелой, живой мыслью, поэзией, прекрасной музыкой, эти встречи представляли собою редкий контраст с пустыми и бессодержательными развлечениями светской молодёжи.

Неустроенность быта, весёлые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую»,- признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора.

Музыка посещала его и во сне. Пробуждаясь, он стремился скорее записать ее, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворён. Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен!

В этот период Шуберт пишет два своих замечательных произведения – «Неоконченную симфонию» и цикл песен «Прекрасная мельничиха».

«Неоконченная симфония» состоит не из четырёх частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Все прочее оказалось бы лишним, ненужным. А если классическая форма требует ещё двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал.

Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. А сделав это, пошёл дальше - насытил песенностью камерную музыку - квартеты, квинтеты, - а затем и симфоническую. Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим - дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, - лирико-романтическую симфонию.

Её мир - это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком. Песенный цикл «Прекрасная мельничиха» - яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. «Прекрасная мельничиха» - вдохновенное творение, озарённое нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств. Цикл состоит из двадцати отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, перипетией и развязкой, с одним лирическим героем – странствующим мельничным подмастерьем. Впрочем, герой в «Прекрасной мельничихе» не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живёт своей бурливой, напряжённо-изменчивой жизнью.

Произведения последнего десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть их так и осталась в рукописях. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения.

Песни, главное в творчестве Шуберта, считались тогда более пригодным для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. По сравнению с симфонией и оперой песни не причислялись к важным музыкальным жанрам. Ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того, ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта.

Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами были также немаловажной причиной постоянных материальных затруднений композитора. Но, несмотря на постоянное безденежье, нередко и голод, композитор не желал пойти ни в услужение к князю Эстергази, ни в придворные органисты, куда его приглашали.

Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента, но ни это, ни материальные трудности не мешали ему сочинять музыку. И все же венцы узнали и полюбили его музыку, которая сама пробила путь к их сердцам. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей. Это не были завсегдатаи блестящих придворных салонов, представители высшего сословия.

Как лесной ручеёк, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и её предместий. Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора.

Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощён. Примирение с отцом в последние годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить.

Прекратить сочинять музыку Шуберт не мог, в этом был смысл его жизни. Но творчество требовало огромной затраты сил, энергии, которых становилось с каждым днём все меньше.

В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь».

Такого с ним ещё не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки. «Зимний путь» - это хождение по мукам, и лирического героя, и автора.

Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей. Раскрыла их сердца потоку чувств, устремившихся из его сердца.

К теме романтических странствий композитор обращается не впервые, но воплощение ее ещё никогда не было столь драматично. В основе цикла - образ одинокого скитальца, в глубокой тоске бесцельно бредущего по унылой дороге. Все лучшее в его жизни - в прошлом. Путник терзает себя воспоминаниями, растравляя душу.

Кроме цикла «Зимний путь», из других сочинений 1827 года следует отметить популярные фортепианные экспромты и музыкальные моменты. Они являются родоначальниками новых жанров фортепианной музыки, впоследствии столь излюбленных композиторами (Лист , Шопен, Рахманинов).

Итак, Шуберт создаёт все новые и новые, неповторимо-замечательные произведения, и никакие трудные обстоятельства не могут остановить этот чудесный неиссякаемый поток.

Последний год жизни Шуберта – 1828 - по интенсивности творчества превосходит все предыдущие. Шубертовский талант достиг полного расцвета. Композитор ощущал прилив сил и энергии. В этом огромную роль сыграло событие, произошедшее в начале года. Стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять.

Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом. Но, несмотря на прогрессирующую болезнь, по-прежнему много сочинял. Кроме того, он изучает творчество Генделя , глубоко восхищаясь его музыкой, мастерством. Не внемля грозным симптомам болезни, он решает вновь начать учиться, считая своё творчество недостаточно совершенным технически.

Но ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Тело композитора было погребено в Беринге, неподалёку от могилы Бетховена.

Оставшееся имущество пошло за гроши. Друзья организовали сбор средств на надгробный памятник. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но и несметные надежды».

Шуберт прожил только тридцать один год. Он умер истощённый физически и душевно, измученный неудачами в жизни. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат - только три.

***

В своей неудовлетворённости окружающей жизнью Шуберт был не одинок. Эта неудовлетворённость и протест лучших людей общества нашли отражение в новом направлении в искусстве - в романтизме. Шуберт был одним из первых композиторов-романтиков.
Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Вскоре мальчик смог принимать участие в домашнем исполнении струнных квартетов, играя партию альта. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих. Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижёра. Репертуар оркестра был разнообразен. Шуберт познакомился с симфоническими произведениями различных жанров (симфониями, увертюрами), квартетами, вокальными сочинениями. Он признавался своим друзьям, что симфония Моцарта соль минор потрясла его. Высоким образцом для него стала музыка Бетховена.

Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.
С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Хорошо зная, как труден был путь музыкантов, даже всемирно известных, отец хотел уберечь своего сына от подобной участи. В наказание за чрезмерное увлечение музыкой он даже запретил ему в праздничные дни бывать дома. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.

Шуберт решился порвать с конвиктом. Забросить скучные и ненужные учебники, позабыть о никчемной, иссушающей сердце и ум зубрёжке и выйти на свободу. Целиком отдаться музыке, жить только ею и ради неё. 28 октября 1813 года он закончил свою первую симфонию ре-мажор. На последнем листе партитуры Шуберт написал: „Окончание и конец”. Окончание симфонии и конец конвикту.


Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится всё сильнее. Приходится лишь изумляться жизнестойкости его творческой натуры. Именно в эти годы школьной каторги с 1814 по 1817 год, когда, казалось, все было против него, им создано поразительное множество произведений.


Только за один 1815 год Шуберт написал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы, 2 фортепианные сонаты, струнный квартет. Посреди творений этого периода немало таких, что озарены немеркнущим пламенем гениальности. Это Трагическая и Пятая си-бемоль-мажорная симфонии, а также песни „Розочка”, „Маргарита за прялкой”, „Лесной царь”, ”Маргарита за прялкой” - монодрама, исповедь души.

„Лесной царь” - драма с несколькими действующими лицами. У них свои характеры, резко отличные друг от друга, свои поступки, совершенно несхожие, свои устремления, противоборствующие и враждебные, свои чувства, несовместимые и полярные.

Поразительна история создания этого шедевра. Он возник в порыве вдохновения”. Однажды, - вспоминает Шпаун, друг композитора, - мы зашли к Шуберту, жившему тогда у своего отца. Мы застали друга в величайшем возбуждении. С книгой в руке он, расхаживая взад и вперёд по комнате, читал вслух „Лесного царя”. Вдруг он сел за стол и принялся писать. Когда он встал, великолепная баллада была готова”.

Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надёжным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твёрдо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. Его не страшила ссора с отцом. Вся дальнейшая недолгая жизнь Шуберта представляет собой творческий подвиг. Испытывая большую материальную нужду и лишения, он неустанно творил, создавая одно произведение за другим.


Материальные невзгоды, к несчастью, помешали ему жениться на любимой девушке. Тереза Гроб пела в церковном хоре. С первых же репетиций Шуберт приметил её, хотя была она неприметна. Светловолосая, с белесыми, словно выцветшими на солнце бровями и крупитчатым, как у большинства неярких блондинок, лицом, она совсем не блистала красотой. Скорее, напротив - на первый взгляд казалась дурнушкой. На круглом лице её явственно проступали следы оспы. Но стоило прозвучать музыке, как бесцветное лицо преображалось. Только что оно было потухшим и потому неживым. Теперь, озарённое внутренним светом, оно жило и лучилось.

Как ни привык Шуберт к черствости судьбы, но и он не предполагал, что судьба обойдётся с ним так жестоко. „Счастлив тот, кто находит истинного друга. Ещё счастливее тот, кто найдёт его в своей жене” , - записал он в своем дневнике.

Однако мечты пошли прахом. Вмешалась мать Терезы, которая растила её без отца. Отец её владел маленькой шелкопрядильной фабрикой. Умерев, он оставил семье небольшое состояние, и вдова все заботы обратила на то, чтобы и без того мизерные капиталы не уменьшились.
Естественно, что с замужеством дочери она связывала надежды на лучшее будущее. И ещё более естественно, что Шуберт не устроил её. Кроме грошового жалованья помощника школьного учителя у него была музыка, а она, как известно, не капитал. Музыкой можно жить, но ею не проживёшь.
Покорная девушка из предместья, воспитанная в подчинении старшим, даже в мыслях не допускала ослушания. Единственное, что она себе позволила, - слёзы. Тихо проплакав до самой свадьбы, Тереза с опухшими глазами пошла под венец.
Она стала женою кондитера и прожила долгую, однообразно-благополучную серую жизнь, умерев на семьдесят восьмом году. К тому времени, когда её свезли на кладбище, прах Шуберта уже давно истлел в могиле.



В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора ещё по конвикту. Позже к ним присоединились разносторонне одарённый в области искусства Шобер, художник Швинд, поэт Майрхофер, певец Фогль и другие. Душой этого кружка был Шуберт.
Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Особенно хороши были его лучистые глаза, в которых, как в зеркале, отражались доброта, застенчивость и мягкость характера. А нежный, изменчивый цвет лица и вьющиеся каштановые волосы придавали его внешнему облику особую привлекательность.


Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Горячо спорили, обсуждая возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название „шубертиад”.
В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными. Не меньшее восхищение вызывали песни Шуберта, которые он часто сам исполнял. Нередко эти дружеские собрания превращались в загородные прогулки.

Насыщенные смелой, живой мыслью, поэзией, прекрасной музыкой, эти встречи представляли собою редкий контраст с пустыми и бессодержательными развлечениями светской молодёжи.
Неустроенность быта, весёлые развлечения не могли отвлечь Шуберта от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически, изо дня в день. „Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую” , - признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро.

В отдельные дни он создавал до десятка песен! Музыкальные мысли рождались непрерывно, композитор едва успевал заносить их на бумагу. А если её не было под рукой, писал на оборотной стороне меню, на обрывках и клочках. Нуждаясь в деньгах, он особенно страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали ею композитора. Музыка посещала его и во сне.
Пробуждаясь, он стремился скорее записать её, поэтому не расставался с очками даже ночью. А если произведение не выливалось сразу в совершенную и законченную форму, композитор продолжал работать над ним, пока не был полностью удовлетворён.


Так, на некоторые стихотворные тексты Шуберт написал до семи вариантов песен! В этот период Шуберт пишет два своих замечательных произведения - „Неоконченную симфонию” и цикл песен „Прекрасная мельничиха”. ”Неоконченная симфония” состоит не из четырёх частей, как принято, а из двух. И дело совсем не в том, что Шуберт не успел дописать остальные две части. Он принялся было за третью - менуэт, как требовала того классическая симфония, но оставил свою затею. Симфония так, как она прозвучала, была полностью завершена. Всё прочее оказалось бы лишним, ненужным.
А если классическая форма требует ещё двух частей, надо поступиться формой. Что он и сделал. Стихией Шуберта была песня. В ней он достиг небывалых высот. Жанр, ранее считавшийся незначительным, он возвёл в степень художественного совершенства. А сделав это, пошёл дальше - насытил песенностью камерную музыку - квартеты, квинтеты, - а затем и симфоническую.

Соединение того, что казалось несоединимым, - миниатюрного с масштабным, малого с крупным, песенного с симфоническим - дало новое, качественно отличное от всего, что было раньше, - лирико-романтическую симфонию. Её мир - это мир простых и интимных человеческих чувств, тончайших и глубоких психологических переживаний. Это исповедь души, выраженная не пером и не словом, а звуком.

Песенный цикл „Прекрасная мельничиха” яркое тому подтверждение. Шуберт написал его на стихи немецкого поэта Вильгельма Мюллера. „Прекрасная мельничиха” - вдохновенное творение, озарённое нежной поэтичностью, радостью, романтикой чистых и высоких чувств.
Цикл состоит из двадцати отдельных песен. А все вместе они образуют единую драматическую пьесу с завязкой, перипетией и развязкой, с одним лирическим героем - странствующим мельничным подмастерьем.
Впрочем, герой в „Прекрасной мельничихе” не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живёт своей бурливой, напряжённо-изменчивой жизнью.


Произведения последнего десятилетия жизни Шуберта очень разнообразны. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Но при жизни композитора его произведения исполнялись редко, а большая часть их так и осталась в рукописях.
Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения. Песни, главное в творчестве Шуберта, считались тогда более пригодным для домашнего музицирования, чем для открытых концертов. По сравнению с симфонией и оперой песни не причислялись к важным музыкальным жанрам.

Ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром. Мало того: ноты его лучших Восьмой и Девятой симфоний были найдены лишь много лет спустя после смерти композитора. А песни на слова Гёте, посланные ему Шубертом, так и не удостоились внимания поэта.
Робость, неумение устраивать свои дела, нежелание просить, унижаться перед влиятельными лицами были также немаловажной причиной постоянных материальных затруднений Шуберта. Но, несмотря на постоянное безденежье, нередко и голод, композитор не желал пойти ни в услужение к князю Эстергази, ни в придворные органисты, куда его приглашали. Временами Шуберт не имел даже фортепиано и сочинял без инструмента. Материальные трудности не мешали ему сочинять музыку.

И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта, которая сама пробила путь к их сердцам. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей. Это не были завсегдатаи блестящих придворных салонов, представители высшего сословия. Как лесной ручеек, музыка Шуберта нашла себе путь к сердцам простых жителей Вены и её предместий.
Большую роль сыграл здесь выдающийся певец того времени Иоганн Михаэль Фогль, исполнявший песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Необеспеченность, непрерывные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. Организм его был истощён. Примирение с отцом в последние годы жизни, более спокойная, уравновешенная домашняя жизнь уже не могли ничего изменить. Прекратить сочинять музыку Шуберт не мог, в этом был смысл его жизни.

Но творчество требовало огромной затраты сил, энергии, которых становилось с каждым днем всё меньше. В двадцать семь лет композитор писал своему другу Шоберу: «Я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете».
Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием „Зимний путь”.
Такого с ним ещё не бывало. Он писал о страдании и страдал. Он писал о безысходной тоске и безысходно тосковал. Он писал о мучительной боли души и испытывал душевные муки. ”Зимний путь” - это хождение по мукам и лирического героя, и автора.

Цикл, написанный кровью сердца, будоражит кровь и бередит сердца. Тонкая нить, сотканная художником, соединила незримой, но нерасторжимой связью душу одного человека с душой миллионов людей. Раскрыла их сердца потоку чувств, устремившихся из его сердца.

В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость. Его планы на будущее стали более радужными. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он продолжает сочинять. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом.
Ослабевший организм не выдержал тяжёлой болезни, и 19 ноября 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши. Многие сочинения пропали.

Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище:

Потрясающая, глубокая и,как мне кажется, таинственная мелодия. Грусть, вера, отречение.
Ф.Шуберт сочинил свою песню Аве Мария в 1825 году. Первоначально это произведение Ф.Шуберта имело мало отношения к Аве Марии. Название песни было «Третья песня Эллен», а текст, на который написана музыка, был взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта «Дева Озера», сделанного Адамом Сторком.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.