Жорж Санд: биография писательницы. Романы и личная жизнь Авроры Дюпен

В 30-40-е годы во Франции продолжает развиваться собственно романтическая литература. Кроме романтических драм Виктора Гюго, большая часть которых приходится именно на 30-е годы, в этот период во французскую литературу приходят такие крупные писатели-романтики, как Ж. де Нерваль и А. Мюссе. В русле романтического мироощущения начинает в эти годы свой творческий путь Теофиль Готье.

Одним из наиболее значительных явлений этого этапа развития французского романтизма было творчество Жорж Санд. Можно сказать, что с именем этой женщины связана целая эпоха в развитии французской литературы и вообще духовной жизни Франции, тем более что слава ее еще при жизни далеко перешагнула пределы этой страны. Сам круг знакомств Ж. Санд говорит за себя: ее близкими друзьями были самые блистательные умы Франции - Бальзак, Флобер, Готье; ее любили А Мюссе и Ф. Шопен; в ее доме на улице Пигаль частыми гостями бывали Генрих Гейне, Ференц Лист; Адам Мицкевич читал там свои стихи; там часто сидел за мольбертом Эжен Делакруа, пела Полина Виардо, чья судьба послужила во многом основой для образа знаменитой героини Ж. Санд - Консуэло; ее другом был Тургенев, ею восхищались Белинский и Герцен. Она была поистине властительницей дум образованной Европы середины прошлого века.

Биография Жорж Санд

Настоящее имя писательницы - Аврора Дюпен . Она родилась и 1804 г. в дворянской семье в имении Ноан во французской провинции Берри. До 1817 г. она воспитывалась у бабушки, старой аристократки, враждебно относившейся к революции и установленным после нее порядкам. Последующее воспитание в монастырском пансионе влияло на будущую писательницу в том же направлении - девушек воспитывали там в почтении к "королю-мученику" и к "вандейским святым". Казалось бы, все способствовало тому, чтобы Аврора Дюпен стала убежденной монархисткой, противницей революции.

Но, помимо этих влияний, в ее жизни оказались достаточно сильными и другие впечатления. Детство и юность Аврора Дюпен провела в деревне, играла с крестьянскими детьми, глубоко и искренне переживала очарование деревенской природы. Даже те монархические и религиозные настроения, которые воспитывали в ней и религиозная бабка, и монастырский пансион, оказались направленными не столько против революции, сколько против буржуазной действительности, против буржуазного торгашества и расчетливого практицизма. Будучи уже сознательным человеком, она начала читать произведения Руссо, и ей, выросшей на лоне патриархальной деревенской природы, руссоистская критика буржуазной цивилизации представилась подлинным откровением. Произведения Руссо укрепили в ней любовь к патриархальной природе, неприязнь к буржуазии и попутно заронили в ее душу мечту о равенстве и братстве всех людей.

Следующим решающим впечатлением было чтение романтических писателей - Шатобриана, Байрона. При этом Байрон как бы нейтрализовал у нее Шатобриана - у последнего она взяла не его апологию католицизма и монархии, а романтическую грусть, тоску по утраченному нецивилизованному детству человека. Чтение Байрона рождало в восприимчивой душе девушки тоску по яркой и сильной, активной, действующей личности. Наконец, последующее знакомство с идеями утопического социализма - с деятельностью Сен-Симона, Фурье, мечты о женском равноправии - довершило "воспитание чувств" будущей писательницы, и Аврора Дюпен стала тою Жорж Санд, перед которой преклонялись самые гениальные и прогрессивные умы того времени.

Брак Жорж Санд

Впрочем, первый непосредственный толчок к писательскому творчеству ей дали события сугубо частной жизни. В 1822 г. 18-летняя Аврора Дюпен была выдана за соседа семейства Дюпен по имению Казимира Дюдевана. Дюдеван был аристократ по происхождению, но буржуа по складу характера. Точнее, это был дворянин, прочно приспособившийся к новым буржуазным порядкам, умевший извлекать для себя из них выгоду. Человек очень ограниченный и практичный, он сначала со снисходительным пренебрежением, а потом с открытой неприязнью стал относиться к литературным стремлениям молодой супруги. Для него эти мечтания были причудой, с которой он как супруг не намерен был считаться. Поэтому очень впечатлительная и страстная Аврора почувствовала себя чужой в Дюдевановском поместье. И она решилась на шаг необычный и возмутительный для господствующих моральных понятий того времени - она просто бросила своего мужа, уехала в Париж, завела себе любовника - писателя Жюля Сандо - и начала писать романы. Романы эти сначала выходили под мужским псевдонимом Жорж Санд. И они сразу же оказались в центре внимания читающей публики и стали предметом ожесточенных споров. Псевдоним писательницы был очень скоро раскрыт, и интерес к романам Жорж Санд еще более возрос - еще бы, эти романы, в которых жены бунтуют против мужей и с полным сознанием своей правоты разрывают священные узы брака, эти романы написаны женщиной, которая сама порвала с мужем и не побоялась далее открыто защищать свое право на толкование брачной и любовной морали.

В 1836 г. Париж был взбудоражен бракоразводным процессом мадам Авроры Дюдеван, писательницы Жорж Санд. Оскорбленный супруг утверждал, что тот, кто написал столько безнравственных сочинений, как его жена, не достоин воспитывать своих детей. Он обвинял ее в том, что она "посвящена в самые позорные тайны разврата", а адвокат Ж. Санд читал отрывки из ее романов, доказывая гениальность писательницы.

Первые романы

Бракоразводный процесс как бы подвел итог не только неудачному супружеству Ж. Санд, но и ее раннему творчеству. Первые романы Ж. Санд появились в промежутке между ее разрывом с мужем и этим процессом - в 1831-1834 гг. Все они варьируют в художественной форме первый житейский опыт писательницы - "Индиана" (1831), "Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834).

На первый взгляд может показаться, что эти романы настолько камерны и интимны, что непонятно, почему демократические силы Франции того периода сразу и безоговорочно зачислили молодую писательницу в свои ряды. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на этом камерном материале Жорж Санд решает проблемы чрезвычайно важные для развития демократического мировоззрения во французском обществе той поры.

В центре этих романов формально стоит проблема любви и брака. Это истории неудавшихся супружеств и распавшихся любовных связей. Но за этим формальным сюжетом скрывается пламенная защита духовной свободы человека, свободы чувств, прежде всего женского чувства. Едва ли когда прежде в литературе женщина выступала с таким суверенным сознанием своего права на любовь и на свободу в выборе объекта своего чувства.

Творчество второй половины 30-х годов

В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия.

Альтруистическое морализаторское начало в творчестве Жорж Санд получает особый стимул с середины 30-х годов, когда писательница начинает активно осваивать социально-реформаторскую идеологию своего времени. "Социализм" Жорж Санд, особенно на этом этапе, далек от классовой определенности, это сочувствие к бедным и угнетенным вообще, мечта о единении всех людей и сословий как противовес индивидуализму и эгоизму; оттого она откликается прежде всего на социализм христианский (Ламенне) и утопический (сен-симонизм). Проблематика сословного и классового неравенства ее еще пугает своей взрывчатостью (“Андре”, 1835), и она поначалу предпочитает ограничиваться сферой чувства, обращаясь прежде всего к теме любви, разрушающей сословные перегородки. Здесь единение, даже вопреки всем препонам, наиболее представимо для ее чувствительного сердца, ибо даже если умирают любящие (как в "Валентине"), не умирает их любовь, она остается неопровергнутым заветом. Обращение же к идее людского единения в более широком плане порождает пока расплывчатые и художественно неубедительные мистико-спиритуалистические видения в духе христианского социализма Ламенне ("Спиридион", 1839).

Отход от романтического эгоцентризма

Вообще спекулятивное мышление не было сильной стороной Жорж Санд - "Лелия" и "Спиридион" остались своего рода монументальными памятниками неплодотворному увлечению романтической и христианско-спиритуалистической философией. Но зато моральный аспект философских и идеологических учений - ту точку, где слова могут воплотиться в дела, где отвлеченная идея соприкасается с реальной жизненной практикой, - Жорж Санд чувствовала очень остро. Поэтому-то она и отошла очень скоро от романтического эгоцентризма.

В ее "Письмах путешественника" (1834-1837) и романах второй половины 30-х и 40-х годов индивидуализм предстает как роковой изъян души, губительный не только для других, но и для самого пораженного им человека ("Мопра"; "Орас", 1842; "Лукреция Флориани", 1847). Писательница переделывает роман "Лелия", и во втором его издании (1839) эгоцентрическая позиция также подвергается сомнению. Судьбы героев Жорж Санд все более приводятся в связь с общественными движениями прогрессивно-освободительного характера; такова роль карбонарской темы в романе "Симон" (1836), американского эпизода в жизни героя романа “Мопра”. И все большую весомость приобретает в романах писательницы тема народа.

Тема народа

Народ предстает прежде всего как источник и залог морального обновления, как "самая здоровая сила в каждой нации" Таков образ мудрого крестьянина-философа Пасьянса в романе "Мойра", народные персонажи и романах "Симон", "Странствующий подмастерье" (1840), "Мельник из Анжибо" (1845), "Грех господина Антуана" (1845). Как правило, сюжеты в таких романах строятся на том, что мудрость людей из народа помогает героям - выходцам из более высоких классов - не только устроить свою личную судьбу, но и определить свое место в жизни вообще, привести свое существование в соответствие с возвышенными принципами гуманности и альтруизма. Даже самая кровная для романтиков тема - тема искусства - решительно соединяется с народной темой. Народ - основа и почва всякого подлинного искусства ("Мозаичисты", 1837), и высший долг художника - сохранять эту связь с народными истоками ("Консуэло", 1843).

"Консуэло"

Дилогия "Консуэло" и ее продолжение - роман "Графиня Рудольштадт" - занимают особое место в творчестве писательницы. Это, пожалуй, наиболее яркое проявление ее гения. Главная героиня, певица Консуэло, обладает чудесным голосом и учится музыке у маэстро Порпора, а среди других персонажей также присутствует композитор Иосиф Гайдн. Атмосфера романа во многом напоминает "Крейслериану" Э.Т.А. Гофмана, однако история любви Консуэло развивается на подвижном авантюрном фоне: судьба забрасывает ее то в старинный замок в Богемии, где действует тайное братство "Невидимых", то ко двору прусской императрицы Марии-Терезии, а в конце Консуэло выбирает долю цыганки и странствует по дорогам Европы. Ее возлюбленный, вещий безумец граф Альберт Рудольштадт, проповедует утопические и мистические идеи Яна Гуса; прототипом для его образа послужил, согласно некоторым интерпретациям, поэт Адам Мицкевич. Деятельность "Невидимых" воссоздана на основе описаний масонских обществ XVIII века, однако в эпилоге, когда Жорж Санд вкладывает в уста своих героев философские рассуждения о социальной справедливости, эта утопия оформляется в аллегорическом ключе как тайна, открытая для всех: "Они удаляются по усыпанной золотистым песком тропинке, по лесной тропинке, принадлежащей всем".

Роль просветительских элементов в творчестве Жорж Санд

Существенная роль просветительских элементов в мировоззрении и творчестве Жорж Санд, как и у Гюго, выражается не только в общих идеях просвещения народа и общества, в дидактическо-воспитательной установке, но и в самой художественной структуре произведений. Если в отвлеченных рассуждениях писательницы и ее героев могут очень остро и проницательно ставиться вопросы социальных отношений, то в самих сюжетах романов, в их образной системе эти отношения, как правило, приподняты над реальным положенном дел, идеализированы в просветительско-утопическом духе.

Например, народные персонажи у Жорж Санд не только обладают естественным и безошибочным нравственным чувством, способностью глубоко любить и страдать, но и обнаруживают уже благоприобретенную в процессе самообразования, весьма высокую эстетическую и мыслительную культуру. Галерея таких образов была начата уже в "Валентине" (Бенедикт) и продолжена в образе Пасьянса, знающего Гомера, Данте, Тассо и Оссиана (“Мопра”), в образе Пьера Гюгенена в "Странствующем подмастерье". В то же время, изображая блудных сынов и дочерей аристократии и буржуазии, Жорж Санд заставляет их мучительно тяготиться своим высоким положением, жаждать "опрощения", возвращения к патриархальному бытию; эта идейная тенденция лежит и в основе постоянной жорж-сандовской темы любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным сословиям. Тема "проклятия богатства", имеющая высокий нравственный и объективно резкий антибуржуазный смысл (как в "Грехе господина Антуана"), иной раз предстает уж совсем иллюзорно-наивной в своей утрированности, как в романе “Мельник из Анжибо", героиня которого считает себя вправе ответить на любовь неимущего человека лишь после того, как разорилась сама.

В других романах критика общества становится подчас весьма конкретной, как в социологических рассуждениях героев в романе "Грех господина Антуана". В предисловии к собранию сочинений 1842 г.. полемизируя с "доводами консерваторов, что не следует говорить о болезни, если вы не нашли от нее лекарства", Жорж Санд, по сути, прибегает к художественной логике реализма с ее акцентом на "диагностике" болезной современного общества.

Но в основе своей творчество Жорж Санд остается, конечно, романтическим: во всяком случае, она сама охотней и чаще осознавала его таковым, ставя перед искусством задачу "поиска идеальной правды"; она вполне признавала за своими современниками-реалистами - Бальзаком, Флобером - право изображать людей "такими, какие они есть", но за собой решительно оставляла право изображать людей "такими, какими они должны быть".

Естественен для Жорж Санд именно тон, взятый в “Индиане”, "Валентине", "Консуэло", "Жаке""; знание жизни сердца, сочувствие к гонимым и страждущим, будь то в сугубо личном или социальном смысле, всеобъемлющая и ничем не смущаемая отзывчивость, активная мечта об идеальном человеке и человечестве - вот то, что подняло эту писательницу - при всей поспешности и случайности многих из бесчисленных написанных ею вещей - к вершинам духовной культуры века, сделало властительницей дум и заставляло даже самые скептические умы приносить ей - порой как бы и невольную - дань уважения и восхищения.

Богатая баронесса, рожденная, чтобы хранить вековые традиции, но презревшая мнение общества и всю свою жизнь открыто бунтовавшая против его устоев, - вот кем была Амандина Аврора Люсиль Дюпен, твердой поступью вошедшая в мировую историю под скромным псевдонимом Жорж Санд.

Предпосылки для такой жизненной позиции сложились еще задолго до рождения Авроры и усугубились событиями, произошедшими в ее раннем детстве.

Знатные предки

Так уж повелось, что нравы XVIII века предписывали представителям знати заключать браки исключительно с достойными в глазах света партиями, а потом завязывать бесчисленные любовные связи на стороне. Впоследствии некоторых из внебрачных отпрысков удостаивали законного признания. На одной из ветвей столь неоднозначного генеалогического древа и расцвел свежий побег юной Амандины Авроры - таким было настоящее имя Жорж Санд, данное ей при рождении.

В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.

Родители

К огромному неудовольствию матери, жизнь свою Морис Дюпен связал с женщиной мещанского происхождения. Софи-Виктория Делаборд раньше была танцовщицей и имела скверную репутацию. Долгое время Мария-Аврора отказывалась признавать этот брак и даже не хотела видеть своих внуков. Софи-Виктория родила Морису двоих детей - Аврору и Огюста. Но мальчик умер от болезни еще в младенчестве.

Скоропостижная смерть Мориса вследствие несчастного случая заставила непреклонную Марию-Аврору пересмотреть свое отношение к маленькой внучке, так похожей на ее сына. Госпожа Дюпен решила воспитать девочку как настоящую леди и предъявила невестке ультиматум - либо она уезжает из имения, предоставив опекунство свекрови, либо Аврора остается без наследства.

Софи-Виктория выбрала первое и отправилась в Париж устраивать свою Этот разрыв стал травмой для маленькой девочки. Ей было всего четыре года, когда она потеряла отца, а теперь ее разлучали еще и с матерью, которую она горячо любила. И хотя они продолжали изредка видеться, Софи-Виктория так и не стала для своей дочери ни другом, ни защитницей, ни советчицей. Так что с юных лет Авроре пришлось научиться надеяться на себя и принимать собственные решения.

Юность

Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.

А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.

Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.

Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.

Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцать лет, уже после смерти бабушки, Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. Построить счастливый брак ей не удалось - слишком разные интересы были у нее с мужем. Она родила ему сына, однако через какое-то время стала заводить себе любовников.

В 1831 году Аврора переезжает за очередной пассией, Жюлем Сандо, в Париж. Именно он и станет ответственным за ее псевдоним - Жорж Санд. Чтобы обеспечивать себя в Париже, дама решает начать серьезную литературную деятельность.

Первые романы - «Комиссионер» и «Роз и Бланш» были написаны в соавторстве с Жюлем Сандо и подписаны его именем, так как знатные родственники не желали видеть фамилию Дюдеван на обложке книги. Произведения имели успех, и Аврора решила попробовать свои силы в самостоятельной работе. Так на свет появился роман «Индиана».

Сандо отказался принимать незаслуженные лавры. А издатели, напротив, настаивали на том, что книга должна продаваться только с подписью полюбившегося публике автора. И тогда Аврора решила убрать одну букву из фамилии и добавить мужское имя. Так появился столь узнаваемый сегодня псевдоним Авроры Дюпен - Жорж Санд.

Экстравагантные привычки

Переехав в Париж, молодая писательница поначалу была несколько стеснена в средствах. Возможно, именно этим первоначально объяснялась ее манера носить мужское платье. Оно было более теплое, удобное и подходило к разным случаям жизни. Однако позднее, уже будучи знаменитой и богатой, Аврора так и не отказалась от подобных нарядов.

К тому же вскоре она и в личных беседах стала отдавать предпочтение псевдониму Жорж, вместо женского имени Аврора. Это породило множество сплетен о ее сексуальной ориентации.

Литературное признание

Начиная с произведения «Индиана» и вплоть до последней написанной строчки, романы Жорж Санд неизменно вызывали неоднозначную реакцию читателей. Одно можно сказать с уверенностью - равнодушными они не оставляли никого. Многие восхищались ими, еще больше - критиковали.

Писательница поднимала на страницах своих книг животрепещущие темы. Она писала об угнетении женщин, скованных устаревшими общественными нормами. Она призывала бороться и побеждать, что не могло не найти отклика в обществе, взбудораженном революционными идеями...

Звездный роман

У популярной писательницы было много любовников. Однако самым известным оказался молодой талантливый пианист. Фредерик Шопен и Жорж Санд прожили вместе более девяти лет. Однако эту связь трудно назвать счастливой. Постоянно больной и погруженный в свою работу Фредерик нуждался скорее в медсестре, чем в любовнице. И вскоре Санд стала играть для него роль заботливой матери, а не спутницы жизни.

С таким раскладом эти отношения были обречены. Однако, по признанию критиков, свои лучшие произведения и Шопен, и Санд написали именно в период совместной жизни.

Литературное наследие

Вклад трудолюбивой писательницы в литературу трудно переоценить. За несколько десятилетий своей творческой деятельности она написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Кроме того, сохранилось более 18 тысяч личных писем Жорж Санд. Книги, написанные ею, популярны до сих пор.

Однако дело не только в количестве. В самом начале своей карьеры Санд самостоятельно разработала совершенно новый литературный жанр - романтический психологический роман. Он характерен тем, что сводит к минимуму количество действующих лиц и событий, а сосредотачивается на переживаниях героев.

Яркими примерами этого жанра являются «Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Она и он».

Эпилог жизни

Последние 25 лет жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Она продолжает писать, однако романы, вышедшие из-под ее пера в этот период, уже не блещут той задорностью и стремлением к борьбе, которые характеризовали произведения 1830-х годов. Возраст и оторванность от светской жизни дают о себе знать.

Теперь Санд больше пишет о прелести сельской жизни, о тихой пасторальной любви на лоне природы. Она оставляет в стороне столь любимые ею прежде сложные социальные проблемы и сосредотачивается на маленьком внутреннем мире своих героев.

Жорж Санд умерла в 1876 году в возрасте 72 лет. К этому времени ее литературная слава уже прочно укрепилась не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Наравне с Виктором Гюго и Чарльзом Диккенсом Жорж Санд называют величайшим гуманистом своей эпохи. И недаром, ведь она смогла сквозь все свои произведения пронести идеи милосердия и сострадания.

Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, по мужу — Дюдеван) родилась 1.7.1804, Париж, французская писательница.

Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман «Роз и Бланш». Формирование Санд - писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830.

Её первый самостоятельный роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый «женский вопрос» перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили Санд в ряды демократических романтиков.

С середины 30-х гг. Жорж увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру, взглядами левых республиканцев. Санд сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе «Мопра» (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в «Орасе» (1841—42) — развенчание индивидуализма. Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман Санд — «Консуэло» (1842—43).

40-е гг. — время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности Жорж Санд, она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. Она активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В романах 40-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен — «Мельник из Анжибо», Кардонне — «Грех господина Антуана»).

Санд принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала «Бюллетень де ла репюблик» («Bulletins de la republique»). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: «Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и др., многотомную «Историю моей жизни» (1854—55).

С 40-х гг. 19 века Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека.

Избранное:

"Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу."

"Жизнь чаще похожа на роман, чем наши романы на жизнь."

"Не говори ничего дурного о ком-либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?"

(George Sand, настоящее имя — Амандин Люси Аврора Дюпен, в замужестве — Дюдеван) родилась 1 июля 1804 года в Париже (Франция).

Ее отец, Морис Дюпен, принадлежал к знатному аристократическому роду , происходящему от герцога Саксонского. Мать была из простой семьи. Во время Революции 1789 года Морис Дюпен вступил в ряды революционной армии, участвовал в нескольких Наполеоновских походах и умер молодым.

Большую часть детства Аврора Дюпен провела в доме бабушки в Ноане (провинция Берри).

Юная Аврора училась в английском католическом институте-монастыре в Париже. После получения образования девушка вернулась в Ноан, в 18 лет вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. В этом браке родилось двое детей, но брак не сложился, и супруги расстались через восемь лет семейной жизни. В 1831 году после развода Аврора Дюдеван поселилась в Париже. Чтобы прокормить себя и детей, она занялась живописью по фарфору и довольно успешно продавала свои работы, затем занялась литературным творчеством.

Литературная деятельность Авроры Дюдеван началась с совместной работы с писателем Жюлем Сандо. Их роман "Роза и Бланш" вышел в свет в 1831 году под псевдонимом Жюль Санд и имел успех. В 1832 году вышел первый самостоятельный роман Авроры Дюдеван "Индиана", подписанный псевдонимом Жорж Санд. Роман поднимал тему равноправия женщин, которое она трактовала как проблему свободы человека. Затем последовали романы "Валентина" (1832), "Лелия", (1833), "Андре", (1835), "Симон" (1836), "Жак" (1834) и т.д. С 1832 года и до конца жизни Санд, писала ежегодно по роману, а иногда по два-три, не считая повестей, рассказов и статей.

С середины 1830-х годов Жорж Санд увлекалась идеями сенсимонистов (течение социального утопизма), взглядами левых республиканцев.

Доминирующей нотой ее романов стала идея о несправедливости социального неравенства. Центральными фигурами ее романов стали крестьяне и труженики города ("Орас", 1842; "Товарищ круговых путешествий по Франции", 1840; "Грех господина Антуана", 1847; "Жанна", 1844; "Мельник из Анжибо", 1845-1846).

В романах "Чертова лужа" (1846), "Франсуа-найденыш" (1847-1848), "Маленькая Фадетта" (1848-1849) Жорж Санд идеализировала патриархальные деревенские нравы.

Ее наиболее заметным произведением тех лет стал роман "Консуэло" (1842-1843).

Жорж Санд принимала участие в февральской революции 1848 года, была близка к радикальным кругам левых республиканцев, редактировала "Бюллетень де ла репюблик" (Bulletins de la republique). После подавления революционного восстания в июне 1848 года Санд отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений "Снеговик" (1858), "Жан де ля Рош" (1859) и др.

В этот же период жизни Жорж Санд увлеклась драматическим искусством и написала целый ряд пьес, из которых наибольший успех имели "Франсуа-Найденыш" (1849; по роману того же имени), "Клавдия" (1851), "Свадьба Викторины" (1851) и "Маркиз де Вильмер" (1867).

С 1840-х годов Жорж Санд была популярна в России. Ею восхищались Иван Тургенев, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Александр Герцен.

В 1854-1858 годах вышла в свет ее многотомная "История моей жизни", которая вызвала большой интерес у читателей. Ее последние значительные произведения — "Сказки бабушки" (1873), серия "Воспоминаний и впечатлений" (1873).

Последние годы жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Скончалась 8 июня 1876 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия

Санд Жорж

Санд (Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804, Париж, - 8.6.1876, Ноан, департамент Эндр), французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман «Роз и Бланш». Формирование С.-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый самостоятельный роман «Индиана», подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый «женский вопрос» перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы «Валентина» (1832), «Лелия» (1833), «Жак» (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили С. в ряды демократических романтиков.

С середины 30-х гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру , взглядами левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе «Мопра» (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в «Орасе» (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положительных героев С. находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен («Странствующий подмастерье», 1840), мельник Луи («Мельник из Анжибо», 1845), плотник Жаплу («Грех господина Антуана», 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман С. - «Консуэло» (1842-43). С. сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении .

40-е гг. - время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности С., она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. С. активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В романах 40-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - «Мельник из Анжибо», Кардонне - «Грех господина Антуана»). С. идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: «Чёртова лужа» (1846), «Франсуа-найдёныш» (1847-48), «Маленькая Фадетта» (1848-49).

С. принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала «Бюллетень де ла репюблик» («Bulletins de la republique»). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: «Снеговик» (1858), «Жан де ля Рош» (1859) и др., многотомную «Историю моей жизни» (1854-55).

С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека.

Соч.: ?uvres, nouv. ed., t. 1-16, P., 1848-49; ?uvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1-10, P., ; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1-2, М., 1950; Собр. соч. т. 1-9, Л., 1971-74.

Лит.: Белинский В. Г., Полное собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916; Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand revolutionnaire. P., ; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; «Europe», 1954, № 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., ; Salomon P., G. Sand, P., ; Edwards S., G. Sand, N. Y., .

И. А. Лилеева.

Ж. Санд. «Консуэло». Илл. В. Бехтеева. 1936.

источник: Большая Советская Энциклопедия

1849 руб


Вашему вниманию предлагается подарочный комплект в кожаном переплете с золотым и блинтовым тиснением, трехсторонним художественно окрашенным обрезом и шелковым ляссе.

В данный комплект вошли книги:
- Том 1. Аалто - Медуза.
- Том 2. Медуза сцифоидная - Ящур.

30790 руб


Ежегодник БЭС 1978 года освещает политическую, экономическую и культурную жизнь СССР и зарубежных стран. Книга содержит статьи о последних достижениях науки и техники, сведения о международных организациях, ряд обзорных, биографических и других статей. Сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1977 года. В книге около 1500 справочно-информационных материалов, более 200 фотографий, карт, рисунков и схем.

286 руб


Новая Российская энциклопедия (НРЭ) - фундаментальное универсальное справочно-информационное издание, представляющее читателям картину мира, отражающую современное состояние научного знания.
Алфавитную часть энциклопедии открывает второй том. Всего в энциклопедии будет опубликовано свыше 60 тысяч статей, в т.ч. около 30 тысячи биографий, более 10 тысячи иллюстраций, карт, диаграмм, схем и таблиц.

Новая Российская энциклопедия ориентирована на широкие круги читателей: от школьников и студентов до специалистов по различным отраслям знаний, деятелей культуры, политиков, предпринимателей.

3069 руб


Ежегодник 1973 года - семнадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи таким образом летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1973 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях; обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1973 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1972 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, были изменены, т. к. они уточнялись. Данные за 1972 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, общества "Австрия - СССР", Английского общества по культурным связям с СССР, обществ "Бельгия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Швеция - СССР", Японской ассоциации культурных связей с зарубежными странами, а также отдельных организаций и лиц из Аргентины, Сенегала, редакции Энциклопедии "Британика" в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

529 руб


Ежегодник 1976 года - двадцатый выпуск в серии Ежегодников Большой Советской Энциклопедии. Как и предшествующие ему выпуски, он посвящен событиям истекшего года: изменениям в политике и экономике всех стран мира, культурной жизни, последним достижениям науки и техники и т. д. Будучи таким образом летописью года, Ежегодник может служить своеобразным путеводителем в быстро меняющемся современном мире.

В Ежегоднике 1976 года сохранены все разделы, ставшие постоянными в этой книге: о Советском Союзе, союзных и автономных советских республиках; о зарубежных странах; о международных организациях, обзоры экономики социалистических стран и стран капиталистического мира; обзор массового движения трудящихся капиталистических стран; раздел о развитии связей между коммунистическими и рабочими партиями; разделы о науке и технике; информация о международной культурной и спортивной жизни; биографические справки и др.

Сообщаемые в Ежегоднике 1976 года сведения ограничены, как правило, хронологическими рамками 1975 года. Некоторые цифры, опубликованные в предыдущих выпусках, изменены, так как они уточнялись. Данные за 1975 год в ряде случаев предварительные. В основу экономических показателей для СССР и союзных республик положены материалы Центральных статистических управлений при Совете Министров СССР и Советах Министров союзных республик, для зарубежных стран - официальные национальные статистические и другие справочные издания, а также публикации ООН. Сведения о здравоохранении, народном образовании, печати и транспорте в союзных советских республиках помещены в соответствующих разделах статьи "СССР".

Как и ранее, благодаря содействию организаций ряда социалистических стран, обществ "Австрия - СССР", "Италия - СССР", "Нидерланды - СССР", "Финляндия - СССР", "Швеция - СССР", Института культурных связей "Бразилия - СССР", а также отдельных организаций и лиц из зарубежных стран в Ежегоднике помещены статьи, знакомящие с культурной жизнью соответствующих стран.

474 руб



Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира.
Том 1 (А - Алтай).

279 руб


Переиздание данного Энциклопедического словаря имеет большое значение и, несомненно, принесет пользу. Изданный в конце прошлого века известными издательскими фирмами Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона словарь давно стал библиографической редкостью и пользуется заслуженной популярностью среди широкого круга читателей. Он содержит сведения из различных областей общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, литературы и искусства, как зарубежных стран, так и России; в нем помещены основные географические, исторические, экономические справки о России, о странах мира. Опубликованы биографии и генеалогия государственных деятелей, ученых, деятелей культуры всех времен и народов. Не являясь иллюстративным изданием, словарь, тем не менее, содержит географические карты и рисунки, находящиеся в полутомах. Они являются полезным приложением к тексту.
Актуальность издания Энциклопедического словаря не вызывает сомнений, так как этот всемирно признанный труд представляет настольную книгу, в которой отражены все явления окружающего мира. Сведения, сообщаемые в Ежегоднике 1959 года, ограничены, как правило, хронологическими рамками 1958 года. Будучи продолжением предыдущих Ежегодников, Ежегодник 1959 года является в то же время совершенно самостоятельным изданием. В основу сообщаемых в Ежегоднике экономических данных для СССР и союзных советских республик положены материалы Центрального Статистического Управления при Совете Министров СССР, для зарубежных стран - официальные статистические и другие справочные издания, а также издания ООН.

619 руб


Только факты. Всегда под рукой

679 руб

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.