Современные итальянские танцы. Итальянские танцы: история и их разновидности

Искусство Италии является жемчужиной мирового искусства, и итальянские танцы входят в него как неотъемлемая часть. Их истоки берут начало в 15-ом веке. Первые известные итальянские учителя — Доменико делла Пьяченца из Марокко и еврейский хореограф Гуглиелмо Эбрео, которые обработали итальянские танцы и создали стилизованную форму. Часть фигур были придуманы ими, часть взяты из танцевальных традиций других народов.

Первоначально танцы исполнялись на одном уровне без прыжков, но затем они появились и стали называться балли, или балло. Их характерной особенностью является легкость и быстрый темп.

На итальянские танцы достаточно серьезное влияние оказала философия Возрождения. Согласно мировоззрению людей того времени человек должен был танцевать для Бога, и поэтому в движения закладывался сакральный смысл. Например, если танцор опускается на всю стопу, то он черпает силу из Земли для своего совершенствования, а если поднимается на носки – стремится своими помыслами к Богу.

Общие характеристики итальянского танца: быстрота движения; переходы с полной стопы на носок; переход от беспрыжковых па к легким балли.

Классификация танцев

  1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
  2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназначались для определенных празднеств.
  3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.

Известные танцы

  1. Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии. Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение – «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

  1. Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Тарантелла – это итальянский фольклорный танец. Его название произошло от Таранто (город в Италии) и паука тарантула, который как бы заставлял всех танцевать под свою дудку. Тарантелла на Итальянском языке (tarantella) - это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).

В каждом регионе Италии у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.

Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.

Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.

  1. Пиццика (pizzica)

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона.

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас это встречается гораздо реже.

Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

  1. Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare — прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ.

Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии».

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

  1. Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI - нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана – испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латинского pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Основные элементы костюмов

Мужской костюм

Нижней одеждой итальянцев была рубашка - «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» - узкой куртке без рукавов или с рукавами.

На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом, с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.

Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.

Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.

Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом - «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.

Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.

В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода - кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.

Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.

Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.

В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.

Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.

Мужчины носили чулки и штаны до колен.

Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал - «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.

Женский костюм

Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.

Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.

В XV в. итальянки носили платье - «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.

Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).

Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.

Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.

Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.

В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева - рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.

В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего - короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.

В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу - отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.

Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер - вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.

Обувь

В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. У некоторых модниц подошва туфель была настолько толстой (иной раз до 30 сантиметров), что они не могли передвигаться без поддержки.

Украшения

Мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.
Тарантелла — визитная карточка Юга Италии.

Коллективы и личности

Заслуга культуры Италии также выражается в развитии искусства балета. Он зародился при дворах итальянских князей в эпоху Возрождения. Слово «балет» происходит от латинского слова «ballo», что в переводе означает «танцую», Под ним в конце 16 века в Италии понимали танцевальный эпизод в опере, который использовался для передачи определенное настроение. Позже балет перешел в самостоятельный вид искусства.

Итальянское танцевальное искусство произвело впечатление на французский двор, и в 17 веке балет переехал туда, а потом стал популярным во всей Европе. В наше время уровень балетного искусство Италии не менее высок чем раньше.

«Италия по-русски » - крупнейший информационный портал об Италии

Быстрота движения, простота, чувство ритма и партнера, - вот основные особенности итальянского танца, чья история насчитывает несколько веков. Однако было бы неправильно утверждать, что речь идет о народных танцах, поскольку, как правило, для каждого региона есть свой уникальный танец, которым он славится до сих пор.

История танца в Италии

Принято считать, что танцевальные традиции в Италии зародились в XV веке, так как ранее это были все же более простые движения, в которых не было четкой закономерности и кодифицированности. В становлении танцевального искусства не обошлось и без «заморских» учителей: известно, что в свое время знатные особы приглашали марокканца Доменико делла Пьяченца и еврейского хореографа Гуглиелмо Эбрео, который был танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте. Именно знаменитые на весь мир Gelosia, Belfiore, La vita cholina появились благодаря Доменико. Общие характеристики итальянского танца сложились уже в Средневековье:
1. быстрота движения;
2. переходы с полной стопы на носок;
3. переход от беспрыжковых па к легким балли.
Эпоха Возрождения также отложила отпечаток на концепции танца того времени: он предназначался для Бога, а значит, все движения должны быть грациозны, легки и по внешнему облику походить на волны Мирового океана. Однако эта необычайная изящность сохранилась в итальянских танцевальных традициях до сих пор.
Упоминания о танцах встречаются и в народных сказках. Так, например, в «Дары феи Кренского озера» содержится следующая фраза.«Между тем дубинка кончила тарантеллу и принялась отплясывать весёлый крестьянский танец трескон»

Танцы эпохи Возрождения. Фото salvatoreloleggio.blogspot.com

Классификация танцев сложилась еще в Средневековье:

1. Мориски. Вообще, морисками называют крещеных арабов. Отношение к ним в целом было не очень хорошим, однако все без исключения со времена Средневековья любили смотреть на их танцы. В экранизации «Ромео и Джульетты» знатные особы исполняли как раз мориску.
2. Постановочные. Они создавались хореографами и предназанчались для определенных празднеств.
3. Танцы на мотив кватенария, пиве и сальтарелло. Как правило, под одну и ту же музыкальную композицию можно было исполнять разные композиции.
Далее представляем вашему вниманию ряд танцев.

Гальярда (gagliarda)

Гальярда (итал. gagliarda, «веселая», «бодрая») считается одним из древнейших итальянских танцев. Первые упоминания о нем приходятся на XV век. В дальнейшем он получил широкое распространение в Англии, Франции и Германии.
Гальярда считается веселым танцем, в котором большое количество прыжков и скачков. Он парный, однако, его можно исполнять и соло. В нем есть одно основное движение - «пять шагов». Следует также отметить, что в дальнейшем гальярда приобрела более медленный темп. Гальярда по праву считалась придворным танцем.

Гальярда - утонченный придворный танец. Фото it.wikipedia.org

Тарантелла (Tarantella) и ее разновидности

Этот танец распространен на Юге Италии, в Калабрии и на Сицилии. Согласно одной из легенд, если человека укусил паук тарантул, то избежать заражения можно, лишь танцуя тарантеллу в течение нескольких часов. Жители в Средневековье верили, что именно это насекомое способно заразить безумием. Пытаясь избавиться от него, народ на улицах исполнял это зажигательный танец. Сама болезнь называлась тарантизмом. Однако позже ученым удалось выяснить, что укус паука вовсе не вызывает помутнение рассудка. Музыку для этого танца играют на гитаре или тамбурине, его можно танцевать в паре или соло. Люди образуют круг, сначала двигаются ритмично в одну сторону, а затем должны резко поменять направление. Сейчас его также можно увидеть на свадьбах, однако ранее этот танец чуть ли не запрещали: дело в том, что его танцевали люди из низших слоев, и его называли даже похотливым. При кардинале Барберини ситуация изменилась: тарантелла иполнялась при дворе. Несмотря на то, что тарантелла получила широкое распространение на всем юге Италии, классикой все же считается неаполитанская тарантелла. Посмотреть на исполнение этого экспрессивного танца можно во время фестиваля Notte della Taranta в городе Мелпигнано в провинции Лечче. Одно остается неизменным: тарантелла буквально завораживает, а танцевать ее можно часами.

Тарантелла - визитная карточка Юга Италии. Фото viverecalabria. blogspot.com

Пиццика (pizzica)
Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. ХХ века. Он характерен также для южных регионов: Апулии и Базиликаты. Первые упоминания о пиццике относятся к концу XVIII века, когда знатная особа из Таранто пригласила на танец короля Фердинанда IV Бурбона. Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола. В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах, сейчас подобный «дресс-код» встречается гораздо реже. Широко известна также пиццика с мечами (pizzica-scherma, danza delle spade). Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Пиццика - танец эмоций. Фото informatissimo.net

Бергамаска
Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Традиции танца Бергамаска сильны до сих пор. Фото baghetband.it

Итак, подведем итоги. Тарантеллу сегодня в различных вариациях представляют: -сардинский «балло тондо»;
-салтарелла (классическую версию исполняют во Фрозиноне);
-тресконе (в области Романья);
-«цветочный танец» (Карния);
-«танец с саблями» (Пьемонт и юг Италии);
-’ндреццата (на острове Искья этот танец исполняли мужчины с деревянными саблями и пиками).

Сальтарелла (saltarella)

Еще в литературе встречается название сальтарелло (saltarellо). Этот танец (итал. saltare - прыгать) характерен для Абруццо, Молизе, а также для некоторых областей Лацио. Его популярность пришлась на 60-е гг. прошлого века, когда устраивались пышные свадьбы, праздники по случаю завершения полевых работ. Сальтарелла считается парным танцем, исполняется в размере 6/8. Мелодии этого народного танца нередко используются в сюитах и увертюрах. Так, например, Г. Берлиоз использовал сальтареллу в увертюре «Римский карнавал». В свою очередь Мельденсон использовал мелодии сальтарелл в финале «Итальянской симфонии». Ранние образцы музыки к сальтатрелло (приблизительно XIV век) хранятся в Лондоне. Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Павана (Pavana)

Павана считается медленным танцем, который исполняли в Европе в XVI — нач. XVII вв. Ряд исследователей утверждает, что павана - испанский танец, однако в большинстве источников указано, что он именно итальянский. По одной из версий, танец берет начало в городе Падуя (в некоторых диалектах название этого города произносилось как «пава»). Кроме того, нельзя не заменить лексического родства слова «павана» и латин. pavo (павлин). Павана считалась также торжественным танцем, который исполнялся высшими знатными особами на торжественных церемониях. Обязательным условием была одежда из бархата и парчи. У женщин были шлейфы, которые они держали во время танца. В свою очередь у кавалеров была шпага и богатый плащ.

Танцы на Сардинии (ballo sardo, ballu sardu)

Под этим термином понимается совокупность танцев, характерных для острова Сардиния. О происхождении танцев данного региона известно не все, есть невыясненные моменты: как правило, крестьяне их исполняли в честь хорошего урожая, удачной охоты или в честь религиозных торжеств. Ряд исследователей отмечает, что обязательным атрибутом ранее был костер, около которого и происходило исполнение танца. Также участвовавшие брали друг друга за руки («a manu tenta»), ведь таким образом происходило единение человека не только с музыкой, но и с коллективом. Также остается не очень понятным, было ли изачально музыкальное сопровождение, поскольку сегодня многие танцы исполняются под аккомпанемент голосов. Существуют несколько разновидностей танца на Сардинии:
-серпентина (serpentina): танцующие образуют своеобразную очередь;
- ballu tzivile: некая разновидность танца, которая по своей внешней форме похожа на мазурку и польку;
- ballu antigu: танец исполнялся на площади в честь региональных праздников. Музыкальные иснструменты при этом не использовались, только голос одного тенора;
-ballu tundu. Собственно, от него и берет начало предыдущий танец. Для него характерны простые, но веселые движения. Исполнялся также по случаю большого праздника.

Островные танцы полны неизведанного. it.wikipedia.org

Танцы на острове Искья

’Ндреццата ("ndrezzata)
’Ндреццата как нельзя лучше выражает характер искитанцев. 16-18 мужчин с палками и в народных костюмах исполняют его на главной площади города. Если у вас есть желание увидеть этот старинный танец, то приезжайте на сельскую площадь в Буонопане 24 июня (там проходят торжества в честь святого покровителя) или в пасхальный понедельник. Стоит отметить, что ’ндреццата исполняется под определенный текст. Далее приводим отрывок на стандартном итальянском:
Sul monte San Nicola con piacere
si reca gente da tutto il mondo:
chi con la chitarra, chi con il mandolino
vanno a vedere l"alba.
Che bellezza sul monte San Nicola
e quando spunta il sole c"è da restare senza fiato!
Перевод:
На гору Святого Николая с радостью
Оправляются люди со всего мира:
Кто с гитарой, кто с мандолиной -
Все идут встречать рассвет.
Какая красота на горе Святого Николая,
И когда восходит солнце, захватывает дыхание!

"Ндреццата - танец характера. Фото it.wikipedia.org.

Маскарата (Mascarata)
Известно, что этот танец в начале ХХ в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых. Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного. Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой - палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет

Именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Но, несмотря на это, бель паэзе до сих пор славится соими танцорами как прошлого, так и современности. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции, чему способствовали реформы балетмейстера Жан Жоржа Новера.

Родина балета - Италия. Фото layousparks.com

Италия - одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет - в простоте, легкости и искренности движений.

У многих из нас Италия ассоциируется с черно-белыми фильмами, где играли незабвенные Софи Лорен и Марчелло Мастроянни: зажигательный итальянский темперамент, отчаянная мимика, оживленная жестикуляция, смех сквозь слезы, кипящие страсти, песни и… танцы. Вот именно о танцах и пойдет сегодня речь. Причем у каждого региона Италии есть свой танец.

Танец в Италии всегда считался обязательным компонентом сбора народа по какому-либо случаю: праздника, ярмарки, свадьбы, карнавала, празднования урожая винограда… Танцующие получали удовольствие от процесса, а в сторонке остальные просто наслаждались кружащимися в вальсе парами. До сих пор в итальянских городках - особенно летом - организовывают праздники, где каждый желающий может потанцевать: только, к сожалению, вальсирует или лихо отбивает чечетку в основном пожилая публика, да весело прыгает рядом детвора!

Зимой танцы организовывали в закрытых помещениях, зато летом наступало раздолье: танцевали на свежем воздухе, на городских площадях, на природе и даже … на угольных складах! Очень по-итальянски, не правда ли? Ну, и как всегда в Италии, у каждого региона есть свой типичный танец или, если хотите, манера танцевать. На севере Аппенинского полуострова танцы похожи на многие танцы северной Европы, более современные, с варьирующимся темпом.

На юге страны пляшут по-простому, незатейливо и памятуя о традиционных танцевальных движениях. В центре Bel Paese особенно популярны народный saltarello (от итальянского "прыгать") и самозабвенная tarantella. А вот происхождение архаичных плясок родом с Сардинии до сих пор неизвестно. Подавляющее большинство народных итальянских танцев восходит к XVI веку, когда буржуа начинают "удаляться" от народа, обосабливаться, танцевать по-европейски в отличие от народных совсем незамысловатых традиционных плясок, что танцуют крестьяне и ремесленники.

За пределами Италии, наверное, больше прочих известны тарантелла и сальтарелло. Тарантелла, распространенная в южной части страны, была поначалу танцем-ухаживанием. С историей тарантеллы связано много легенд: своим именем этот танец обязан южноитальянскому городу Таранто, а также виду паука, тарантулу, от укуса которого, как считалось, и помогал этот танец. По Италии XVI века странствовали специальные оркестры, под игру которых и плясали укушенные пауком - больные тарантизмом! Музыка тарантеллы, зачастую импровизированная, характеризовалась чрезвычайно живым ритмом с резкими переходами и бесконечными повторениями, оказывающими чуть ли не "гипнотическое", излечивающее действие по выводу яда из организма, как верили в народе.

Итальянский танец pizzica-pizzica (от слова "щипать"), хоть и более раннего происхождения, очень похож на тарантеллу и тоже родом из Саленто. Обязательный элемент этого танца-ухаживания - это платок, который женщина дарит мужчине. Сальтарелло - типичный римский танец, возникший в XVI веке, но очень популярный в центральной Италии и поныне. Есть и региональные вариации этого танца, например, сальтарелло из Болоньи или области Эмилья-Романья. Это один из самых старинных народных танцев, исполняемый парами или группами шаркающими движениями. Как и в случае с тарантеллой, ритм здесь задает тамбурин.

- 76.61 Кб

Итальянские народные танцы

Как и многие другие народы, народ, проживающий на территории Италии, создавал свою культуру с самого начала своего существования. Но более-менее оформляться такие ветви культурного наследия, как музыка и танцы, начали в пятнадцатом веке.

В это время свободные учителя танцев, философы своего дела начли разрабатывать некую систему движений, некоторые из которых были буквально придуманы заново.

Характерная особенность итальянских танцев – быстрота движения. Но, несмотря на скорость, танцевальные па довольно просты. Называются танцевальные па в танцевальном наследии Италии - балли.

Вторая характерная особенность итальянских танцев – частые переходы с полной стопы на носок. Переходы эти символичны, и обозначают они связь земного (когда танцор опускается на полную стопу) и божественного (когда поднимается на носок).

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (старинного музыкального барабана цилиндрической формы) и кастаньет (ударного музыкального инструмента, представляющего собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком), музыкальный размер танца - 6 / 8 , ³/ 8 .

С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с 15 в. в течение 2 столетий тарантелла считалась единственным средством излечения « тарантизма» - безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука, так же как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто). В связи с этим в 16 в. по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура в ранних образцах - и в двудольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью - самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Гальярда - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Европе в конце 15-17 вв., а также музыка к этому танцу.

По своему происхождению гальярда - народный танец, однако в конце 15 века её стали танцевать и при дворе. В 16-17 веках гальярда была одним из самых распространённых танцев в Англии, Франции, Испании, Германии, Италии.

Гальярда - весёлый танец с прыжками и скачками, его танцевали соло или парами. Основное па гальярды - «пять шагов». Состоит из четырёх шагов и прыжка («каденции»), за которым следует позировка. Шаги, прыжок и позировка занимают как раз два полных такта по 3/4. Основное па выполняется попеременно то с левой, то с правой ноги. Если после прыжка свободная нога остаётся приподнятой назад, положение называется «руада» («правая руада», если это правая нога, и «левая руада», если левая). Шаг гальярды, когда ставят вперёд правую ногу и одновременно выносят вперёд и сгибают левую ногу, называется журавлиный шаг. Если нога поднята не вперёд, не назад, а вбок, движение называется ляганье коровы. Ещё одно движение гальярды - «переступ» (правый или левый). При правом переступе делается небольшой шаг правой ногой вперёд, левая нога быстро подводится к правой, а правая тут же поднимается в воздух.

Павана - торжественный медленный танец, распространённый в Европе в 16 в., музыка к этому танцу.

Павана пришла на смену популярному в 15 веке бас-дансу («низкому» танцу, то есть танцу без прыжков). Считается, что она появилась в начале 16 века и быстро стала одним из самых популярных придворных танцев.

Были известны испанская, итальянская, французская и немецкая паваны, различающиеся характером танца.

Торжественный характер паваны позволял придворному обществу блистать изяществом и грацией своих манер и движений, демонстрируя обществу свою величавость и богатство костюмов. Народ и буржуазия этот танец не танцевали. Исполнялась павана строго по рангам. Начинали танец король и королева, затем в него вступал дофин со знатной дамой, потом принцы и т.д. Кавалеры исполняли павану в плаще и при шпаге. Дамы были в парадных платьях с тяжелыми длинными тренами, которыми нужно было искусно владеть во время движений, не поднимая их с пола. За королевой приближенные дамы несли шлейф. Перед началом танца полагалось обходить зал. Во время танца у дамы были опущены глаза; только время от времени она смотрела на своего кавалера. В конце пары с поклонами и реверансами снова обходили зал.

В каждой стране характер движений и манера исполнения паваны имели свои особенности: во Франции - шаги плавные, медленные, грациозные, скользящие, в Италии - более оживленные, беспокойные, чередующиеся с маленькими прыжками. Вероятнее всего, свое название павана получила от слова «павлин». И действительно, танцующие павану как бы подражают паве, важно шествующей с красиво распущенным хвостом. Также существует паванилья – танец популярный в Италии в 1-й половине 17 века и родственный паване. Отличался более оживленным характером и темпом.

Сальтаре́лло , реже сальтаре́лла - жанр итальянской танцевальной и инструментальной музыки, распространённый в 14 и 16 веках; начиная с конца 18 века возродился как народный танец (существует и поныне).

Сальтарелла с 18 века и поныне (на римском карнавале; также популярен в провинциях центральной Италии) - парный народный танец, который пишется в размере 6/8 или 2/4 с триолями из восьмых на каждую четверть, в двухколенном складе, с повторениями.

Сальтарелла исполняется под звуки цимбал и особенного устройства мандолины (calascione). Музыка этого танца жива, грациозна и вполне согласуется со всеми его движениями.

Сальтарелло представляет собой чередование двойных шагов с поклонами, переходящими на кадансы. С точки зрения исполнения у этого танца есть много общего с гальярдой.

Пиццика считается разновидностью тарантеллы. Пик этого танца приходится на 70-е гг. 20 века..

Пиццика считается парным танцем, однако его принято исполнять на семейных праздниках, соответственно пару могут образовать родственники одного пола.

В технической составляющей также есть много общих моментов с тарантеллой: это танец в кругу, который сопровождают жесты руками и кистями, а также выразительные повороты. Раньше было принято при исполнении танца иметь платок на плечах.

Широко известна также пиццика с мечами. Здесь уже есть место и некой инсценировке, а именно развертыванию сцены баталий или дуэли. Вообще, следует отметить, что в Италии есть несколько региональных танцев, где незаменимым атрибутом является меч или палка.

Бергамаска считается танцем крестьян из Бергамо. По своей манере исполнения, размерами и своей живостью он очень похож на тарантеллу. Несмотря на то, что его танцевали отнюдь не богатые люди, он получил известность и за пределами Италии.

Маскарата - известно, что этот танец в начале 20 в. эмигрировал вместе с частью итальянцев в США. За океаном этот танец считается одним из самых узнаваемых.

Для его исполнения требовался национальный костюм, который по внешнему виду был похож на форму рыбаков 17 века, позже он был вытеснен нарядом испанского придворного.

Маскарата является ярким представителем танца с саблями. В одной руке у танцующих как раз шпага (она должна быть синего цвета), а в другой – палка. Среди участвующих есть также главный исполнитель традиционной для маскарата песни.

Балет - именно Италия подарила всему миру искусство балета. Однако следует признать тот факт, что не эту страну ассоциируют с его зарождением, а Францией. Дело в том, что именно там балет окреп и стал популярным. Балет возник при итальянских придворных дворах в Эпоху Возрождения. Изначально этот термин обозначал танцевальный эпизод в опере, который передавал настроение произведения. Как самостоятельный вид искусства балет оформился как раз во Франции.

Италия – одна из немногих стран, удавшейся сохранить региональные танцы в старом, нетронутом виде, которые до сих пор с удовольствием исполняются итальянцами по случаю празднеств. Островные считаются настоящим предметом для изучения. Кроме того, популярность многих не могла не отразиться на танцевальных привычках и вкусах остальных стран Старого Света. Что же, Италия была и будет законодательницей в этой сфере, а ее секрет – в простоте, легкости и искренности движений.

РЕФЕРАТ

на тему: «Итальянские танцы»


Краткое описание

Итальянский народный танец стоит на шести «китах» - чувствах ритма и размера, осознания пространства и партнера, памяти танцора и на манере исполнения.

Главная роль в итальянских танцах отводится женщине. А женщины-итальянки исполняют его превосходно!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.