Писатель ю н куранов публикации. Литпортреты от Владимира Клевцова. Юрий Куранов. И в блеске глаз, и в знании высоком —

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.

Куранов Юрий Николаевич (5 февраля 1931, Ленинград – 11 июня 2001, Светлогорск) – русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт, больше известный как автор лирических миниатюр, мастер пейзажа.

(скан из журнала Май)

По убеждению Юрия Куранова, красота всегда одна - это внутренняя гармония жизни. И есть только один путь сделать жизнь понятней для любого человека - раскрыть внутреннюю красоту во внешнем ее проявлении. Осветить то, что доступно каждому из нас и чего мы в упор в суете не замечаем.
(Владимир Стеценко)

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников: отец – живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать – искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.

Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Когда Куранову было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.

Среднюю школу Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. – на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским, который определил его судьбу: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца».

Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга – самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания – Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В. Бондареву: «Куранов – писатель своеобразный тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишённого экспрессивной нарочитости. Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета 1959. 27 августа).

С 1959 по 1981 г. постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. – в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений. Вышедшие в 60-70-х годах книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала». М., 1973) закрепили за Курановым репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа русского Севера живёт своей одухотворённой жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С. Тургенева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, даже японской писательницы 10 века Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги плавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.

Увлечённая художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Курановым мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковать новеллы-главы документального романтического исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где впервые в художественной литературе речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально героя, другие сетовали на снижение художественного уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить творческие замыслы борьбе за её спасение. Оставив осуществление давних планов – романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным. Куранов, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа – председатель колхоза Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые ты как руководитель проповедуешь.

В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова – «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова – о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.

Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранову пришлось переселиться в г. Светлогорск Калининградской области. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликована частично в журнале «Октябрь»).

Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубликованная, предварившая проблематику романа В. Белова «Всё впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное – это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн – так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь…» («…Не буду брать учительскую роль…» // Писатель и время. М., 1991).

В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 1996 Куранов завершает новое произведение – «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом. Книги Куранова переведены на 19 языков зарубежных стран.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии. В 1999 им создана в Калининградской области новая организация – «Амфитеатр свободных писателей «Отрадный берег».

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю.Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, США и других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

С 1962 г. – член Союза писателей СССР.

Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске.

Уже после кончины писателя в журнале «Балтика» появились такие строки, написанные им в далёком 1957 году:

«Я с ними был. Я падал под мечом.

Я от стрельбы клубился сердцем полым

И раненый склонялся над ключом

И цепенел, заслышав топот в поле…

Мои державы рушились в веках,

В мои дворцы врывались савроматы,

Моих гетер в хохочущих руках

Тащили скифы скопищем косматым;

В моих конюшнях варвар ликовал

И скалил зубы, и звенел уздою

И сокрушал железом наповал

Моих богов над вечною рекою.

Да, мой народ бродил на пустырях,

Гудела смерть в державии пустынном,

И на моих на царственных костях

Мой враг мои впивал из кубка вина.

Но царь был — я! Поверженный, но царь!

И в блеске глаз, и в знании высоком —

И предо мной властительный дикарь

Копьё вздымал, но никнул мутным оком.»

Мне не заткать полнеба серебром,

Не заметелить белые дороги

И над тесовым, рубленым двором

Мне не повесить месяц тонкорогий…

Мне не собрать за гумнами следы.

Где танцевали зайцы от мороза,

Покуда с неба в голые кусты,

Как снегири, садились тихо звезды…

Заколдовать ли эти реки мне,

Всю их красу и робость голубую,

Как до рассвета стужа на окне

Густым сияньем запросто колдует…

Но мне дано идти, смотреть и ждать

В глуши лесов восторженно и смело,

Как за морозом в скованную гать

Из облаков густое солнце село.

Как заметает ветер белый луг,

Как золотеют избы на закате,

Юрий Николаевич Куранов родился в Ленинграде в семье художников.

Отец, закончив Академию художеств, работал в Эрмитаже заведующим реставрационными мастерскими, мать (ученица Филонова) - в Русском музее. Квартира родителей находилась в Русском музее. Очевидно, от них Юра и унаследовал художественные способности, хотя мысли стать художником у него не было. Он хотел стать писателем.
Когда Юрию было 6 лет, отца, обвинив в троцкизме, сослали на Соловки, затем направили работать на Норильский металлургический комбинат. А всех родных со стороны отца отправили на поселение в Омскую область. Юрий отправился с дедом и бабкой в ссылку. Через некоторое время он уезжает в Норильск, где отец уже был на свободном поселении. Во время войны работал в колхозе, на лесозаготовках. В Норильске Юрий окончил среднюю школу, а затем в Москве поступил на искусствоведческий факультет МГУ. Через три года перешел во ВГИК на сценарный факультет и начал писать свои первые произведения.

Первыми учителями были Э.Казакевич и В.Каверин . В 1959 году рассказы Ю.Н.куранова напечатаны в журнале "Новый мир". Первая книга рассказов и миниатюр «Лето на Севере», ранее появившаяся на страницах журнала «Новый мир», обратила на себя внимание К.Паустовского и А.Твардовского, которые приняли горячее участие в судьбе молодого автора. С этого времени началось его признание, как самобытного литератора.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.

Долгое время жил в с.Пыщуг Костромской области.

В конце 60-х годов Юрий Куранов переезжает в Псков. Прозе автора свойственна лиричность, точный, образный язык. Его по праву можно назвать одним из лучших писателей-пейзажистов во всей русской литературе и поставить в один ряд с С.Аксаковым, М.Пришвиным, К.Паустовским.

В Пскове Ю.Куранов, кроме коротких рассказов и новелл, начинает писать романы и повести, действия которых разворачиваются, как правило, в любимых писателем местах - в Пушкиногорье, Изборске, Пскове и селе Глубоком Опочецкого района. Все эти произведения вошли в золотой фонд литературы о Псковском крае.

Основные произведения: «Лето на Севере», «Белки на дороге», «Колыбельные реки», «Глубокое на Глубоком» и др.

Всего же было издано 26 книг. Последняя книга "Дело генерала Раевского" вышла в 1997 году.

В период с 1973 по 1975 год начал рисовать. Удивителная природа Псковщины стала его вдохновителем. За 2 года Юрий Николаевич создал около 90 работ в своей оригинальной технике. При жизни его акварели не выставлялись.

В последние годы свои духовные стихи Ю.Н.Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.

На доме, где жил Юрий Николаевич Куранов в Светлогорске, 5 февраля 2005г. установлена памятная доска.

Юрий Николаевич Куранов по своей биографии и писательскому складу принадлежит к той литературной генерации, которая целиком сформировалась в 50-е годы. Он много путешествовал по Кавказу, Крыму, Украине, был в Заполярье, на Саянах, в Туве и Казахстане. Куранов рассказывает о том, как в «темной тишине лесов замирают и чему-то прислушиваются не уснувшие на ночь цветы», он описывает те места России, где бытовой склад жизни еще сохраняет в своей повседневности исконно национальные привычки и навыки.

Изобразительные средства Куранова внешне скромны. Он умело использует исторические реминисценции, возникающие у него главным образом из пейзажа. Это придает лирической пейзажной живописи неожиданную объемность и глубину. В свои лирические миниатюры он нередко вводит конкретные и деловые, граждански страстные рассуждения о трудных и нерешенных проблемах деревни.

Ю.Н.Куранов - мастер законченного точного рисунка, емкой детали. Благодаря точным сравнениям, за которыми нередко прячется не только разгадка маленькой тайны природы, но и тайны человеческого характера, в таких миниатюрах подчас олицетворяются явления действительности, означающие нечто большее, нежели июльский ливень или майская гроза. Возведение частного факта в символ способствует превращению пейзажных зарисовок в психологические, что позволяет читателю сквозь незатейливую ткань короткого повествования разглядеть глубинные течения жизни.

В лучших новеллах лирический герой Ю.Н.Куранова - творец и хозяин. Он знает цену будничного труда, в результатах которого видит залог грядущего. Например, в рассказе «Ветер в еловых стенах» писатель с большим знанием дела, чем плотник-профессионал, сообщает о свойствах «темного» дерева. Попутно он объясняет случаи делового применения ели, а заодно и планировку домов, построенных из еловых бревен, рассказывает, как ель отзывается на различные звуки. Подано это поэтично, с доверительной задушевностью. Читатель представляет и далекое прошлое народа, когда он в глубоких лесах рубил еловые дома, и характер русского человека, которого и трудно разозлить, но неожиданно легко обидеть каким-нибудь случайным взглядом или словом.

В «Колыбельных руках», в повестях из цикла «Звучность леса» писатель бережно и сочувственно касался сокровенной жизни человеческой души. Ю.Н.Куранов верит, что пространство родной земли, полет облаков, падение снега, гул ветра способны многое и непредвиденное внушить человеку, очаровать его и опечалить, вырвать из суеты.

В повести «Облачный ветер» ощутимо влияние А.Платонова. Оно благотворно сказалось не только на стиле, но и на самих принципах изображения народной жизни.

Изданная в 1977 году книга Ю.Куранова «Среди ключей» посвящена Псковщине. С присущими ему лиризмом и своеобразной изобразительностью автор пишет о жизни древнего края, соединяя настоящее с прошлым. В предисловии к книге он заметил: «Писать о землях древних, о землях, с которыми связаны кровью и делом, бедами и надеждами своими судьбы народов или целых государств, - дело не только увлекательное, но и поучительное. На таких землях старина украшена величием, а молодость - неповторимостью. Такова Псковщина со своим славным и гордым городом на реке Великой... Ключи нашего сердца, чистые струи нашего

прошлого и нашей будущей жизни не только там, где нам на них укажут, но повсюду, где мы сами увидим их, услышим, и где припадем к ним благодарными и верными устами».

Своеобразие взгляда Ю.Н.Куранова на жизнь и душу города, о котором он пишет, заключено в его умении чувствовать и воссоздавать историю. И это не только «25 лет назад прошедшая по этим краям Великая Отечественная война», солдатам которой в книге Куранова посвящены, может быть, лучшие страницы. Ассоциативное видение писателя словно лучом пронзает века, высвечивая предания и легенды о древнем Пскове, озвучивая фрагменты летописи.

Эпиграфом к очерку «Город и рассвет» служит цитата из книги И.Д.Вундерера, побывавшего в Пскове в 1592 году: «Псков по величине, как полагают некоторые, равен Риму, почти также могуществен и населен». Проецируя это высказывание на современную жизнь города, Куранов создает своеобразную структуру повествования, в которой он использует смещение временных пластов. «Придешь в город среди начала зимы и под высокой снежной тишиной остановишься, замрешь... Стоишь оглушенный гулом десяти веков неспокойного дыхания этого города. Поется оттуда, когда впервые кривичи поставили деревянное поселение над скалой, вокруг которой плескалась спокойная красавица Великая и город когда еще только получил имя свое Плесков. Поется оттуда, когда трансильванский князь, избранный королем, вышел к стенам Пскова и замер со всей своей армией, пораженный величием и блеском богатого города. С каменными объемистыми башнями под высокими тесовыми шатрами, с лебедиными стаями звонниц, с куполами поливной черепицы, луженого железа, с теремами и звоном колоколов.

Любуемся Псковом. Господи,

какой большой город! Точно

Париж! Помоги нам, Боже,

с ним справиться... Город

чрезвычайно большой,

какого нет во всей Польше.

Ксендз Пиотровский,

секретарь Стефана Батория.

Не солжешь, если скажешь, что для всей земли Русской псковичи были знаменем честности и смелости неистовой. Псковский полк сражался на поле Куликовом в труднейший для Родины час. В тяжкое, смутное для Руси время подошел под стены шведский король Густав-Адольф, искусный полководец, взявший уже Новгород, Тихвин, Порхов, Старую Руссу, Гдов... Два страшных штурма выдержали стены. И шведы отступили.

Они в защите своих

городов не думают о жизни...

хладнокровно становятся на

место убитых или взорванных

действием подкопа, загромождая

проломы грудью; умирают от голода,

но не сдаются,

сами жены мужествуют с ними, или

гася огонь, или с высоты стен

опуская бревна и камни на неприятеля.

Стефан Баторий.

Придешь в город ранней осенью. Когда уже осыпались клены вдоль Октябрьского проспекта, когда в садах алеют яблоки, когда стоит ясная пора и неглубокая Пскова ребрится по камням под стенами Крома...

Подходишь к Солодяжне. Могучие ступени крыльца, приземистые каменные столбы. А в окнах сушатся нарезанные пластинами яблоки, нанизанные на нитку и суховато- ароматные. На подоконнике девочка...»

Из частных примет, окружающих реалий Ю.Н.Куранов выстраивает ассоциативные ряды, ведущие в глубь веков: «Это солдатом пахнет осень. И серебро ковша так и студит губы. Губы. Серебро. Это серебряный ветер стелится с Великой». Великая, люди вдоль стен Довмонтова города создают следующий ассоциативный ряд: «Я пошел бы к Довмонту, я хотел бы заглянуть ему в очи...». Этот прием подготавливает исторический экскурс.

Псковская земля питала творчество Ю.Н.Куранова, и это проявилось в изображении «души» полюбившегося края. История, архитектура Пушкиногорья становятся объектом внимания и любви писателя. Но самые проникновенные и поэтические слова сказаны им о людях, которые родились на Псковщине, чьим трудом стоит она: «Я буду тебя приветствовать и тебе завидовать, потому что ты родился здесь», - написал Ю.Н.Куранов о псковиче. Очерк «Когда ты станешь ветром» посвящен семье Масленниковых, учительствовавших на Псковщине. В необычной форме выражает свою любовь к этим людям писатель: «Сегодня я хочу тебе сказать, что ты должен сделать, когда станешь ветром. Когда ты станешь ветром, то почувствуешь, какое легкое у тебя дыхание, какие просторные крылья несут тебя по свету...

Ты должен подняться до рассвета, пролететь над холмистой озерной равниной, над ее лесами и деревнями, и там, где лежит глубокое озеро между взгористых берегов под соснами и елями, тебе надо снизиться...

Не нужно лететь в глубину парка, где раскинулись величественные лиственницы, нужно свернуть южнее, снизиться над каменной трехэтажной школой, подкрасться к деревянному дому на окраине поселка...

Здесь под окнами цветут розы, красные и белые розы с их юным и ароматным дыханием. Вот это дыхание надо подхватить и унести в раскрытые окна вместе с утренней чистотой и прохладой. Там, за раскрытым окном, в тишине деревянного дома, спит старая женщина с добрым и красивым лицом... Пока она спит, ты должен дышать ей в лицо этими розами, их таинственной глубиной лепестков.

Пусть ей не вспоминается, не видится во сне то горькое, что выпало за восемь десяткой лет ее жизни...».

Ю.Н.Куранов повествует о трудовой жизни Масленниковых в годы разрухи, о немецком концлагере под Локней, куда попала учительница Татьяна Александровна, о единственном выжившем ее сыне Володе, который в атаке под Ригой нарвался на мину: «Чуть пришел в себя - весь в крови. Левая нога вроде есть, и вроде ее нет... висит на коже. Развязал походный мешок, достал нож и несколькими ударами отрезал ногу. Как все это случилось, до сих пор не помнит. Только потрясенные бойцы рассказали ему, что все это он сделал сам...»

Выжил Володя, закончил институт в Ленинграде, учил детей в селе Глубоком, построил школу в три этажа, преподавал литературу, историю, физику и более всего - высокую нравственность человека. И в дождь, и в снег шел читать лекции для односельчан, возглавлял движение «Никто не забыт, ничто не забыто». И зовет писатель ветер: «Спустись у того небольшого дома с яблоневым садом, с кустами красной смородины и опусти на деревянное крыльцо этого дома ворох осенних листьев».

Ю.Н.Куранов в очерке «Обещание» писал о своем желании «петь Псковскую землю». И сегодня мы можем сказать, что значительная часть его лучших произведений создавалась именно в период жизни на Псковщине, которая стала его второй родиной.

Михайлова М.Р.

Юрий Николаевич Куранов / М.Р.Михайлова // Псковский край в литературе. - Псков,2003. - С. 643-649

Юрий Куранов

Внешне Куранов совсем не напоминал лирического писателя: коренастый, с небольшой головой, с быстрым цепким взглядом и такой же подвижной, ловкой фигурой, словно бы готовой к действию, он скорее походил на борца, вышедшего на помост. Был решителен и быстр в поступках, как борец. Чтобы придать себе «лирич­ности», для первой книги сфотографировался, с задумчиво склоненной набок головой. Врожденными или приобретенными в детстве, были эти качества? Он неохотно говорил о своем детстве. Родился в Ленинграде, в семье художников, искусствове­дов, вырос в Сибири с бабушкой и дедушкой, когда началась война, ему исполнилось десять лет. В этом возрасте пережил одиночество, драки с местными ребятами, а потом еще долгие годы вел борьбу «за место под солнцем».
Отец, заместитель директора Эрмитажа, был репрессирован. С отцом, после Соловков жившим на свободном поселении в Норильске, он увидится еще школьником. С мамой, вышедшей замуж за ученого, встретится много позже, когда уже поступипит в Московский университет.
— Не хотел появляться перед ней босяком, — объяснял он.
Все-таки странно, что Куранов не пришел к матери раньше.
Странной, скупой на чувства была их встреча (пишу со слов Юрия Николаевича, возможно, все происходило иначе). Они обнялись на кухне, потом мать подтолкнула сына к двери: «Иди в комнату, я сейчас обед принесу. Только ничему там не удивляйся».
— Захожу в комнату, — посмеивался Куранов, — сидит на шкафу свесив ноги, старичок, глаза озорные, хитрые, |ловит на себе «зеленых человечков» и сбрасывает вниз.
— Ты Юра?
— Юра.
— Тогда давай помогай, мне одному не управиться.
А когда мама принесла обед, и это особенно веселило Куранова, мамин муж ловко соскочил со шкафа и, как ни в чем ни бывало, уселся за стол, потянулся к графинчику.
— Он не пил всю жизнь, — восхищался Юрий Николаевич, — а к старости расслабился, стал зашибать. Его мучило, что он не выпил своей нормы. Все выпили — а он нет. Так и говорил: вот выполню норму быстрыми темпами за два года, и завяжу. И через два года, день в день, завязал. Удивительный характер.
Студентом он писал стихи, носил по редакциям газет и журналов, томился в редакционных коридорах с такими же начинающими, и иногда был в числе счастливцев, стоявших здесь же за получением гонорара. Московский университет он не закончил. Поступил во ВГИК, но и сценаристом не стал, пребывая в столичной богемной среде, ночуя по общежитиям и у случайных знакомых,| встречая дни в чужих домах. В Москве он прожил в общей сложности лет шесть-семь, понял, что это не его и уехал в поисках своего в деревню, в село Пыщуг Костромской области.
Почти все писавшие о Куранове, начинали его биографию с Пыщуга. Это и понятно. Здесь он обрел себя как писателя, однажды написав мелким, летящим своим почерком начало первого рассказа: «Полет от железнодорожной станции Шарья до районного села Пыщуг похож на прыжок кузнечика. Самолет разбежался, оттолкнулся, пролетел двадцать километров над лесами, густо обступившие золотые от солнца поляны, пролетел вдоль Ветлуги и мягко ткнулся в широкий луг сельского аэродрома».
Дальше последовал «Ласточник взгляд», маленькие рассказы и миниатюры, собранные в цикл «Лето на севере», который с восторгом прочитал Паустовский и одобрил Твардовский, напечатав в своем «Новом мире». Превращение его в писателя было почти мгновенно, и успеха он добился сразу. Произошло то редкое совпадение, когда первая крупная публикация, первая книга, сразу же завоевывает читателя и критиков, и с этой первой книгой, потом будут сравнивать все последующие.
На фотографии Куранов даже тридцатилетним выглядел очень молодо. Но теперь уже нично не напоминало в кем сомневающегося юношу, беспокойно бегающего по московским редакциям, он уже оконча­тельно поверил в свои возможности. Об этом можно судить по тому, что когда Твардовский предложил убрать несколько слабых по его мнению рассказов, Куранов отказался. Сказал: или все печатайте, или ничего. Сколько бы молодых писателей рискнуло из-за такой «малости» отказаться от публикации, и где — в популярнейшем «Новом мире», само появление в котором делало автора заметным. Он и позже не позволял себя сокращать и править, тем более, что, при такой изобразительности, сделать это было почти невозможно. Писатель Владимир Крупин, в молодости редактировавший одну из книг Куранова, говорил через пятнадцать лет:
— Ваш Куранов пишет так, что можно голову сломать. Никак не мог выбраться из его длинных предложений. Но хорошо пишет, сегодня в России такого образного языка ни у кого нет.
«Длинные предложения», это уже зрелый Куранов. В молодости он писал проще, яснее, прозрачнее. В Пыщуге он женился на пыщуганке Зое, Зое Алексеевне, племяннице художника Алексея Козлова, по северному белолицей и русоволосой, в маленьких веснушках, которые, казалось, прыгали по лицу от каждой её улыбки. Их там было трое друзей — Алексей Козлов, Куранов и артист художественной самодеятельности, сельский культработник Саша Худяков. Потом они разъедутся. Козлов вернется в Москву, где жил в выходившей окнами на Кремль комнате, заставленной картинами в четыре ряда и, болея, будет все реже и реже навещать родину Пыщуг, Куранов переедет в Псков, Худяков последует за ним.
В Пскове Куранов появился в конце шестидесятых годов. Молодой критик Валентин Курбатов, встречая его на вокзале, слегка дура­чась, но искренне воскликнул: «Я читаю только двух современных писателей — Юрия Казакова и Юрия Куранова. Позвольте, Юрий Николаевич, донести вас до дома на руках».
Куранов приехал с намерением писать новое. Он не раз говорил, что устал от лирических рассказов и миниатюр, боялся начать повторяться. Но, приехав, привычно написал о Пскове несколько циклов миниатюр, маленькую повесть о Пушкиногорье «Звучность леса»», которую жена Зоя Алексеевна называла «Юриной лебединой песней».
К тому времени в селе Глубокое у него появилась «творческая дача» — дом, точнее, хозяйственная постройка из усадьбы графа Гейдена. Самой графской усадьбы, конечно, не было, но постройка сохранилась и имела вид внушительный — двухэтажное здание на берегу озера Глубокое, сложенное из огромного гранитного булыжника.
В Глубокое, особенно летом, к нему наезжали гости из Пскова, Москвы, Я тоже часто бывал, жил порой по неделе. Тогда Куранов выделял мне комнату, говорил: «Пиши, не сиди без дела». Но вокруг было слишком много интересного, чтобы заниматься писаниями. Помню, в первый приезд, он повел меня в лес, а оттуда мы направились к Валентину Курбатову, жившему со своей супругой в старой, вросшей в землю баньке, замшелостью похожей на медвежью, что когда в дверях показался согнувшийся Валентин Яковлевич, раздетый по пояс, белотелый и худощавый, меня постигло разочаро­вание, что он не похож на медведя.
В псковской квартире Куранов писал за большим столом, стоявшим у окна, в Глубоком — в кабинете на втором этаже, тоже у окна, только распахнутом на озеро. Написав страничку, спускался с крыльца отдохнуть, выгибая занемевшую спину, поводя плечами, шел к озеру, до которого было рукой подать. В Глубоком он особенно много работал: рисовал акварелью на картоне окресные пейзажи, леса и холмы, восходы и закаты, ночное озеро, звездное небо – все тонкое, прозрачное, словно бы зависшее в воздухе.
Здесь он начал писать новое, вызвавшее у многих недоумение — социальные, проблемные романы из колхозной жизни. Эта «социаль­ность» особенно и смущала. Но он своей работой гордился, все время был оживлен, весел, добродушен, озорничая, часте вспоминал Льва Малякова, тоже писавшего о сельских жителям,
— У меня будет другое, я пишу не только ради денег. А Льва выведу у себя отрицательным героем, этаким душителем новых идей.
Именно в то время у него вошло в привычку писать, поставив на проигрыватель пластинку с музыкой Вивальди, это настраивает на внутренний ритм, говорил он, и все в доме знали, когда Юрий Николаевич работает, а когда нет. Но вот что мне тогда нравилось, а сейчас вызывает сомнение, даже неприятие, так это еще одно «озорничание» Куранова: имена и фамилии для персонажей своего первого романа он находил на местном кладбище — ходил между могилок и выбирал понравившиеся. Фамилию для прототипа Льва Ивановича Малякова выбрал там же.
Все, что окружало Куранова в Глубоком, казалось изысканным, может быть, даже чрезмерно, словно он неосознанно подчинял свою жизнь своим же рассказам. Особенный дом, похожий на средневековый замок или крепостную башню, особенное своей глубиной в семьдесят метров озеро, вечерние звуки музыки Вивальди, далеко разносящиеся над водной гладью, хорошо слышимые в селе, где уже устало ложатся спать. А над всем этим — высоченная трансляционная вышка, отражав­шаяся ночами в озере малиновыми огоньками, как что-то чужеродное, наподобие космического корабля пришельцев-инопланетян. Сколько раз он упоминал эту вышку в прозе, как часто изображал на акварелях и однажды сказал: «Представляешь, что случилось бы с Александром Македонским, увидеть он перед собой такую громадину в огнях? Наверное, умер бы от ужаса».
Но сам жил в простоте. В доме, помнится, почти не было мебели, кроме лежаков, топчанов и столов, сколоченных из досок местными плотниками. И если отсутствовала рядом Зоя Алексеевна, питался чем придется, не очень заботясь о вкусе. Однажды осенью мы оказались в Глубоком одни, жена уехала в Псков, все, что оставила нам, мы поели в первые дни. В магазин Куранов не пошел, привычно уверяя, что продукты там страшно вредны для здоровья, и дальше мы питались грибами подосиновиками, из которых варили похлебку, черпая это варево ложками прямо с черным бульоном, причем Куранов повторял, что это настоящая, полезная еда.

*****
Я не застал Юрия Николаевича выпивающим, познакомился с ним вскоре после школы, примерно через год, когда он в один день, разом кончил выпивать, совершив то, что когда-то совершил мамин муж-ученый, так восхищавший его своим поступком. Он вообще часто восхищался людьми, чем-то его поразившими, не похожими на других. Помню его рассказ о молодом прозаике Олеге Калкине, работавшим тогда учителем в сельской школе
— Осень, летят листья по ветру, деревянная школа на холме, дети идут на уроки. Представляю, как Калкин идет вслед за ними сквозь листву с портфелем. Вечером — ранние сумерки, он сидит у себя в комнате, проверяет тетради, поглядывает за окно, а там уже загораются в домах огни, мальчишки подпалили в полях картофельную ботву, дымом пахнет. Хорошо.
Восхищался и Курбатовым:
— Все думают, что он несерьезный, разгильдяй. А он-то как раз и не разгильдяй. Работает над собой каждый день, читает беспрерывно, знания огромны. Быстрее всех добьется успеха.
Я, например, многое уже забываю, а он все прочитанное заносит на карточки, у него целая картотека, очень помогает в работе.
Однажды я рассказал, единственно с целью произвести впечат­ление, выделится, как меня водил, путал по лесу «нечистый». Шел за ним с полчаса по чащобе, по холмам и низинам, пока не уловил краем сознания неладное. И как только уловил, тот, кто водил меня, виделся впереди неясной фигурой, вдруг засмеялся и исчез, а я бросился обратно, почему-то через минуту уже опять очутился на дороге, с которой начал путь, и с облегчением увидел сквозь кусты огни деревни.
Юрий Николаевич был счастлив.
— Зоя, Зоя! — закричал он жене. — Зайди, послушай, что рассказывает Володя. Володя, расскажи. А что, так, наверное, и было. Даже уверен, что так и было.
В пылу воспоминаний он порой и сам удивлял слушателя, как правило историями из недавнего прошлого.
— Выпивали однажды с поэтом Цыбиным. В магазине водки не было, одно сухое вино, Помялись, взяли вина, потом, рисуясь друг перед другом, вылили все в ведро, сидим на кроватях, черпаем кружками — ни в одном глазу. Снова взяли, снова вылили и вычерпали — опять ничего. Два ведра — и ничего. С тех пор я сухое не люблю. А водки мог выпить за день семь бутылок. – И смотрел на слушателя с веселым вызовом, проверяя, верят ему или нет. Обычно не верили. — Серьезно в течении дня и с закуской — семь бутылок.
Он не был ханжой, какими обычно становятся закончившие пить и осуждающие прежних своих собутыльников, если вдруг посреди разговоров затевалось застолье, вставал с понимающей улыбкой и, бросив на стол какой-то прощальный, сожалеющий взгляд, замечал: «Вы пообщайтесь без меня, дело хорошее, а я пошел».
Не раз убеждал меня почаще бывать в Москве, говорил, что хорошо бы поступить куда-нибудь учиться, хоть не надолго.
— Так я бываю.
— Бывать мало, нужно общение,
И как-то летом, наверное с целью «общения», взял меня с собой в Боровичи на съемки документального фильма по своему сценарию о местном поэте-пастухе. Фамилию поэта я сегодня забыл, но две строки из его стихотворения помню» «… как гусенком краснолапым, по деревне бродит листопад». «Строки, достойные Есенина» — заявлял Куранов, и эти строки, возможно, подвигли его к написанию сценария.
Ехал я взволнованным, ожидая встречи с новым, незнакомым. Вышли мы из вагона на рассвете, город еще спал, голосили петухи по сараям, завидев хозяек с подойниками, мычали коровы, казалось, что плывущий по улицам туман, скопился от парного коровьего молока.
Московская съемочная группа находилась уже на месте, ждала Куранова в гостинице. Юрий Николаевич благодушествовал все утро, пока не увиделся с москвичами. Помню, как был удивлен несоответст­вием своего представления о людях кино и тем, что сказал после встречи о режиссере Куранов:
— Типичный хлюст, водка и бабы, ничего его больше не интересует. Боюсь, завалит фильм.
Режиссер разозлил Куранова, губы его, от природы тонкие, были сжаты в нитку. А когда на следущий день начались съемки, он, удивляя еще больше, все взял в свои руки, распоряжасясь за режиссера, покорно ходившего по пятам, сам выбирал натуру, указывал место, где встать оператору, куда пойти и откуда выйти герою фильма, поэту-пастуху, оказавшемуся, к великому сожалению Куранова, к тому времени уже не пастухом, а пенсионером. И так подавил съемочную группу — своей решимостью, властным поведе­нием. — что молодые вообще-то ребята, смотрели на него, включая шофера, с почтительным испугом.
Жили мы в одном номере, в первый день, вспомнив о своей любви к натуральной, здоровой пище, он потребовал:
— В столовку ходить не будем, там вся еда отравленная, особенно котлеты.
После этого каждое утро отправлялся на местный рынок, покупал сетку помидор, огурцов, зелени, которые саморучно крошил в огромное блюдо, заправляя растительным маслом… Терпел я недолго. Тем же вечером, под видом прогулки по городу, прямиком направился в столовую и до отвала наелся отравленных котлет, повторяя прогулки целую неделю.

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.

(Ю. Н. Куранов)

Эти строки принадлежат человеку, о котором смело можно сказать - «талантлив во всем» - Юрий Николаевич Куранов - тончайшей лирики поэт, мастер прозаических миниатюр и самобытный художник. Он родился 5 февраля 1931 года в Ленинграде в семье художников, и всю свою жизнь следовал убеждению, что «красота всегда одна - это внутренняя гармония жизни, и есть только один путь сделать жизнь понятней для любого человека - раскрыть внутреннюю красоту во внешнем ее проявлении» .

Его отец был живописцем , заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать – искусствоведом , работала и жила в Русском музее, где и родился будущий писатель. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.

«Их квартира находилась в здании Русского музея. В великолепных залах с произведениями великих мастеров, маленький Юра мог получать уроки радужного осязания великолепия мира. Эти впечатления, наряду с другими светлыми детские впечатлениями, были каплями благодатной росы для его восприимчивого сердца – так что последующие суровые испытания не смогли иссушить и очерствить его» , - пишет о нем Людмила Поликарпова.

Безмятежное детство было оборвано арестом отца, который вместе с другими музейными работниками пытался препятствовать разграблению музеев большевистскими правителями. Уже в детстве Юрий Куранов познал тяжесть бытия политических ссыльных, голод и сибирские морозы, гнёт и унижения... И в то же время вокруг были люди высокого интеллектуального уровня, люди высокой культуры, и от них он перенял бесценный опыт.

Когда отца арестовали, шестилетний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.

В «Воспоминании о детстве» писатель сказал: «...среди самых дорогих моему сердцу ощущений… я вспоминал одно. В шестилетнем возрасте я оказался в ссылке… И вот впервые попал я в настоящий цветущий лес. И какая-то деревенская девочка показала мне в глубине лесной ароматно расцветший огромный цветок. Я поражён был этим цветком… склонился над ним и долго смотрел в него, чувствуя, как он светит мне в лицо, я дышал его благоуханием». Это удивительное чувство детской восторженности окружающим миром он пронес через всю жизнь.

Среднюю школу Юрий Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета , в 1954-1956 гг. – на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК).

В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским , который определил его судьбу: «Я был ошеломлен и обрадован, когда впервые раскрыл страницы книги К. Паустовского, - вспоминал впоследствии Юрий Куранов. - С тех пор неотступно помогал он, как родной и несказанно близкий человек, искать и любить простые и на первый взгляд непритязательные мгновения, события, предметы, из которых складывается добро человеческой жизни. Как писатель, он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности, под которой крыты глубинные движения человеческого сердца. Он учил тщательно лелеять опыт накопленного литературой мастерства, неповторимые богатства земной культуры; он убедил, что писатель, если он хочет быть писателем настоящим, не имеет права не быть мастером. Для многих и многих писателей моего поколения «Золотая роза» служила настольным учебником и порукой».

Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга – самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания – Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей.

Затем были книги «Белки на дороге» (1962), «Увалы Пыщуганья» (1964), «Дни сентября» (1969), «Перевал» (1973) - первые опыты, которые закрепили за Ю. Н. Курановым репутацию певца северной русской деревни, виртуозного мастера пейзажа, самоцветной миниатюры и короткого лирического рассказа. Его ставили вровень с русскими классиками И. С. Тургеневым, И. А. Буниным, М. М. Пришвиным, К. Г. Паустовским , отмечая своеобразие писательского мировосприятия и особый склад его души, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия.

В 1962 году писатель был принят с Союз писателей СССР. В период с 1959 по 1981 г. Юрий Николаевич постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. – в псковском селе Глубокое.

Наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова - это лирическая повесть о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы – «Озарение радугой» , композиционно представляющая собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.

В 1987 вышла его книга новелл о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага» . Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпустил сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992) .

В 1991 г. он был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России. В 1996 Куранов завершил новое произведение – «Дело генерала Раевского» (Москва, 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом.

«На Псковщине обрел самое значимое...»

Долгие годы писатель жил и работал в Пскове, где кроме коротких рассказов и новелл, писал романы и повести, действия которых разворачиваются, как правило, в любимых писателем местах - в Пушкиногорье, Изборске, Пскове и селе Глубоком Опочецкого района. Природа Псковского края вдохновила его и он начал рисовать, в период с 1973 по 1975 год им создано около 90 работ в своей оригинальной технике.

Он переехал в Псков в 1969 году и жил в основном в его окрестностях. Излюбленным местом является Михайловское, а позже и село Глубокое Опочецкого района. Творчество псковского периода дышит молодостью, подпитываясь растворённой в пространстве неиссякаемой энергией пушкинской «болдинской осени».

Куранов неутомим: кроме миниатюр и стихов, пишет романтические повести «Звучность леса» и «Дом над Румбой» ; завершает уникальную по художественному исполнению, по тематической и смысловой насыщенности повесть «Озарение радугой» ; работает над повестью «Глубокое на Глубоком».

Живя на лоне природы, Юрий Николаевич открывает в себе талант художника ; пишет удивительные « по смелости и свежести акварели, в которых реальность будет тесна ему, и цвет и рисунок будут широки и свободны… Он чувствовал живопись не умом, а как чувствуют дети – самим составом крови и божьего зрения» (В. Курбатов).

На Псковщине произошло самое значимое, по собственным словам Юрия Куранова, событие его жизни: чудо божественного исцеления и обретение веры в Бога: «Теперь я знаю, кого благодарило моё сердце, когда я шагал по земле. Я благодарил Того, Кто всё это создал и дал мне безвозмездно всё это вместе с моею собственной жизнью».

В сердце, в храме твоём богоносном,
Разлилась безначальная тишь,
Под молитвы свечением росным
Ты, как робкий младенец, стоишь.
Несказанным вниманием Божьим,
Ты, как радостный цвет, изумлён,
И душа твоя благостно множит
Сердца стройный молитвенный звон.

Чистая радость, детская восторженность, слёзы умиления, и мудрые, порой пророческие мысли изливаются в духовной лирике и «Размышлениях после крещения» (дневниковых записях 1978 – 1980 гг.) Религиозное чувство Куранова возвышенно и, в то же время, исполнено детской свежести и сердечной простоты: «С тех пор, как я сознательно стал верить в Бога, каждый день превратился для меня в праздник. Это – праздник жизни, праздник дыхания, сияния, стремления, борения и страдания моей души. Но теперь страдание … для меня осмысленно, возвышенно, и я стремлюсь к нему, я его со страхом и трепетом ожидаю. Но этот страх не животного происхождения, он возвышает и делает меня лучше».


Писатель умер 11 июня 2001 г. в Светлогорске , где прожил последние годы жизни, оставив после себя богатейшее литературное и художественное наследие, которое сегодня мы можем именовать единым словом - Красота, истинная, Божественная, та самая, о которой Ф. М. Достоевский когда-то сказал, что она спасет мир.

Явленье в жизни красоты
Не Духа ль Святого дыханье,
В миру людском благоуханье
Надмирной райской чистоты.

И еще - Вера - в то, что

...Из мирского ничтожья,
Через крестные муки, как встарь,
Русь воздвигнет по милости Божьей
Свой в сердцах сбережённый Алтарь.

Любовь к прекрасному деревенскому укладу, к псковским городам и весям, Россия и ее судьба, история родной Псковщины, память о семейном очаге, ответственность за данный Свыше поэтический Дар, вечные, философские вопросы бытия (жизнь и смерть, любовь и боль), христианские мотивы, философское осмысление религии и веры: темы его творчества, они очень близки псковскому менталитету, в основе которого исконно заложена православная мудрость.

Его творчество сравнивают с радугой, настолько оно яркое и вдохновляющее: «Куранов писатель своеобразный, с тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишенного экспрессивной нарочитости, - взволнованно отзывался о нем Юрий Бондарев в «Литературной газете» в статье «Душа художника» - Куранов чувствует свежее слово, но мастерство его проявляется и в раскрытом внутреннем «я», близком современникам душевном освещении, и нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее и помогает им познать нашу русскую природу, с ее лесами, с острым блеском Ориона в осенние ночи на плесах, с далекими шевелящимися огнями сел на косогорах».

У Слова есть не только будний смысл,
Но есть и горний зов Святого Духа,
Его лишь целомудрствующим слухом
Вкушает целомудренная мысль.

(Ю. Н. Куранов)

Умение владеть словом, чувствовать его - это дар: «Слово - это живой прекрасный организм. Это живое существо, совершенное, только буквами мы ему придаем зрительную форму, - говорил Куранов, - На самом деле словно имеет звук, имеет запах, внутреннюю энергию. У него есть сердце, душа. И вот только тогда, когда ты слово не выливаешь куда попало, а когда ты обращаешься с ним как с прекрасным существом, живым и разумным, может, более разумным, чем ты сам, и когда вот так уважительно бережно, с любовью истинной ты обращаешься к слову и пытаешься найти только то место, где в единственном варианте оно может стоять, только в том сочетании, только с той окраской, вот тогда слово не погибнет...» .

Сегодня «Слово», как олицетворение творческого наследия, этого талантливейшего человека не забыто: его книги переведены на 19 языков зарубежных стран, его имя включено в российские литературные энциклопедии и словари, и многие произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

Литература:

  1. "Петь Псковскую землю..." / Киселева Елена Григорьевна; Панчишина Марина Игоревна; Куранов Юрий Николаевич: к 85-летию со дня рождения Ю. Н. Куранова: биобиблиографический указатель литературы / ГБУК "Псков. обл. универс. науч. б-ка; [сост. Е. Г. Киселева, М. И. Панчишина; гл. ред. В. И. Павлова]. - Псков: Псковская областная универсальная научная библиотека, 2016. - 47 с. ЧИТАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
  2. Юрий Николаевич Куранов, Ю. Н. / М.Р.Михайлова // Псковский край в литературе. - Псков, 2003. - С. 643-649
  3. Куранов Юрий Николаевич. Белки на дороге / Куранов Юрий Николаевич, 1962.
  4. Куранов Юрий Николаевич. Дни сентября / Куранов Юрий Николаевич, 1969.
  5. Куранов Юрий Николаевич. Дорога над озером / Куранов Юрий Николаевич, 1977.
  6. Куранов Юрий Николаевич. Облачный ветер / Куранов Юрий Николаевич, 1969.
  7. Куранов Юрий Николаевич. Озарение радугой / Куранов Юрий Николаевич, 1984.
  8. Куранов Юрий Николаевич. Перевала / Куранов Юрий Николаевич / Вступ. ст. Е. Осетрова; Худож. В. Алексеев. - М. : Современник, 1973. - 352 с.: ил., портр.
  9. Куранов Юрий Николаевич. Увалы Пыщуганья: Новеллы / Куранов Юрий Николаевич / Худож. Л. Сергеева. - Кострома: Костром. кн.
  10. Куранов Юрий Николаевич. Тепло родного очага: Лир. повесть о семье / Куранов Юрий Николаевич - М. : Госкомиздат, 1987. - 64 с.
  11. Куранов Юрий Николаевич. Размышления после крещения: [эссе] / Куранов Юрий Николаевич / Юрий Куранов. - Калининград: [б. и.], 2012. - 105 с. -ISBN 978-5-904895-19-8
  12. Куранов Юрий Николаевич. Голос ветра: рассказы и миниатюры / Куранов Юрий Николаевич / Куранов Юрий; [ил.Т. Юфа]. - Москва: Советская Россия, 1976. - 157, с.
  13. Куранов Юрий Николаевич. Мороз и солнце: Лирич. миниатюры и повести / Куранов Юрий Николаевич - М. : Детская литература, 1981. - 96 с.
  14. Куранов Юрий Николаевич. Пир на заре: Миниатюры и стихотворения в прозе / Куранов Юрий Николаевич / Предисл.В.Курбатова; Худож.П.Багин. - М. : Советская Россия, 1982. - 158с.,ил.
  15. Куранов Юрий Николаевич. Сердце ключей: Корот.рассказы,эссе,миниатюры / Куранов Юрий Николаевич - М. : Советский писатель, 1977. - 326с.,1л.портр.
  16. Куранов Юрий Николаевич. Заозёрные звоны: Роман / Куранов Юрий Николаевич - М. : Советский писатель, 1980. - 400с.,1л.портр.
  17. Куранов Юрий Николаевич Глубокое на Глубоком: роман / Куранов Юрий Николаевич - М. : Современник, 1982. - 336 c.
  18. Куранов Юрий Николаевич. Вот моя музыка: стихи, поэмы, гимны / Куранов Юрий Николаевич / Ю. Куранов; [сост. и ред.: Зоя Куприянова, Герман Бич] ; Город. обществ. орг. "Калинингр. ансамбль Песня-спутница" Зои Куприяновой, "Калинингр. регион. обществ. писател. орг. Союз свобод. писателей. - Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2005. - 165 с. - С автогр. вдовы авт. -ISBN 5-88874-652-5

Интернет-ресурсы:

  1. Юрий Николаевич Куранов. Библиография // [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib39.ru/kray/literature/writers/kuranov.php#01 (Дата обращения: 04.02.2018)
  2. Юрий Куранов // [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://center-dialogue.ru/?page_id=3556 (Дата обращения: 04.02.2018)
  3. Живые уроки мастера о Юрии Куранове// [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.proza.ru/2009/10/13/91 (Дата обращения: 04.02.2018)
  4. Писатели об Опочке. Юрий Николаевич Куранов. // Литературная карта Опоческого района - [Сайт] - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://litkarta.opochka.ru/куранов-юрий-николаевич (Дата обращения: 04.02.2018)

Материал подготовила Голубева А.

Куранов Юрий Николаевич (5 февраля 1931, Ленинград - 11 июня 2001, Светлогорск) - русский писатель второй половины XX века, прозаик, поэт, больше известный как автор лирических миниатюр, мастер пейзажа.

Биография.

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников: отец - живописец, заведовал в Эрмитаже Золотой кладовой и реставрационными мастерскими, мать - искусствовед, работала и жила в Русском музее, где родился Куранов. Раннее детство прошло среди постоянно обновляющихся экспозиций, в кругу талантливых мастеров кисти и пера.

Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Когда Куранову было 3 года, мать оставила семью. Отца, пламенного коммуниста, вскоре арестовали, и 6-летний мальчик вместе с дедом, бабкой и дядей, тоже революционерами из рабочих, был отправлен в ссылку на Иртыш. Красота сибирской земли стала глубоким жизненным впечатлением, с тех пор для писателя слились воедино любовь к искусству, городской культуре и тяга к природе, деревне, глубоким и цельным людям.

Среднюю школу Куранов закончил в г. Норильске, разыскав там отца и подрабатывая в странствиях по Сибири разрисовкой модных тогда в народе ярких клеенчатых ковриков мифологическими сюжетами. В 1950-1053 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. - на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). В эти годы Ю.Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. в коллективном сборнике «Первое знакомство». Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К.Г. Паустовским, который определил его судьбу: «Он одним из первых учил меня ценить живое дыхание слова, пение красок, мудрую простоту повседневности под которой скрыты глубинные движения человеческого сердца».

Поворотным моментом в жизни Куранова оказалась поездка в 1957 в костромские края, после которой он решил постоянно жить в деревне. Сначала костромское село Пыщуг, где обрёл друга - самобытного живописца А. Козлова, а затем и семью. Здесь был создан цикл коротких рассказов «Лето на севере» (опубликованы в 1959 в «Правде», «Литературной газете», «Новом мире»; отдельные издания - Кострома, 1961), привлекший внимание критики и читателей. Один из первых отзывов принадлежал Ю.В. Бондареву: «Куранов - писатель своеобразный тонкой чистотой красок, со своей манерой, со своей труднейшей краткостью, требующей слова алмазно отточенного, верного и в то же время лишённого экспрессивной нарочитости. Нам дорог этот свет авторской доброты, что делает людей целомудреннее» (Бондарев Ю. Душа художника // Литературная газета 1959. 27 августа).

С 1959 по 1981 г. постоянно живёт в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. - в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений. Вышедшие в 60-70-х годах книги «Белки на дороге» (М., 1962), «Увалы Пыщуганья» (Кострома, 1964), «Дни сентября» (М., 1969), «Перевала». М., 1973) закрепили за Курановым репутацию мастера короткого лирического рассказа и миниатюры, в произведениях которого не только люди, но и сама природа русского Севера живёт своей одухотворённой жизнью. Критика, усматривая в его прозе влияния и традиции И.С. Тургенева, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, даже японской писательницы 10 века Сэй Сёнагон, отмечала своеобразие писательского мировосприятия и особый склад души Куранова, постоянно находящейся в состоянии первооткрытия, а также умение автора в пределах одной книги плавить произведения различных жанров в единое, пронизанное поэзией целое.

Увлечённая художественным даром автора, критика замалчивала острую социальную проблематику воссозданного Курановым мира повседневной жизни крестьянства. Когда в 1975 в журнале «Октябрь» и центральных газетах стали регулярно публиковать новеллы-главы документального романтического исследования Куранова «Глубокое на Глубоком» (М., 1982), где впервые в художественной литературе речь шла о трагической гибели «неперспективных» деревень, мнения критики разошлись. Одни приветствовали обращение писателя к злободневной тематике и поискам социально героя, другие сетовали на снижение художественного уровня и утверждали, что «деловая проза» вне его возможностей. Однако Куранов, обеспокоенный судьбой деревни, решил жестко подчинить творческие замыслы борьбе за её спасение. Оставив осуществление давних планов - романа о юности Пушкина и концептуально важного для него произведения из эпохи Лжедмитрия, Куранов обращается к публицистической деятельности и одновременно работает над романом «Заозерные звоны» (М., 1980), лирическим и остросюжетным. Куранов, поставив своей целью создать образ положительного героя, не идеализируя его, но суммировав в его характере лучшее, что он увидел в людях деревни. В центре романа - председатель колхоза Кадымов, осознавший, что для возрождения Нечерноземья необходимо строительство не столько экономическое, сколько духовное, нужен нравственный подвиг начать который следует с того, чтобы бескомпромиссно спрашивать с себя за каждое отклонение от принципов, которые ты как руководитель проповедуешь.

В 1982 увидело свет наиболее совершенное в художественном отношении произведение Куранова - «Озарение радугой». Эта лирическая повесть по мотивам жизни костромского художника Алексея Козлова - о тайне творчества, о взаимоотношении искусства и литературы. Композиционно она представляет собой ряд картин, вбирающих в себя множество человеческих судеб. Писатель на широком историко-культурном фоне смело сопрягает различные художественные явления и понятия, находя в слове точные соответствия живописи, архитектуре, музыке. Тема ответственности художника перед согражданами роднит повесть с «Золотой розой» Паустовского.

Попытка писателя вмешаться в решение социально-экономических проблем вызвала недовольство его руководства, и в 1982 Куранову пришлось переселиться в г. Светлогорск Калининградской области. Здесь он пишет художественно-документальную повесть «Путешествие за птицей», внутренне созвучную роману «Глубокое на Глубоком» и рассказывающую о налаживании нормальной человеческой жизни в литовской деревне (опубликована частично в журнале «Октябрь»).

Вынужденное изгнание обернулось для писателя сложными духовными поисками, обращением к религии. Куранов отказывается от продолжения задуманного цикла произведений (повесть «Облачный ветер», 1969; «Порой невдалеке», неопубликованная, предварившая проблематику романа В. Белова «Всё впереди»), объединенных судьбой современного правдоискателя Кадымова, объясняя это причиной «чисто религиозной»: «Я убедился, что творчество художественное, литературное - это тупиковая дорога, дорога в никуда. Прелесть, соблазн - так это называется на богословском языке. Осознав, я не хочу дальше этим заниматься, множить правдоподобную ложь…» («…Не буду брать учительскую роль…» // Писатель и время. М., 1991).

В 1987 выходит книга новелл Куранова о христианских праведниках, о нравственности, о семье «Тепло родного очага». Под псевдонимом Георгий Гурей Куранов самиздатно в нескольких экземплярах выпускает сборники духовных стихов «Нерукотворная лампада» (1988), «Восьмистишия» (1991), «Четверостишия» (1992).

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю.Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 1996 Куранов завершает новое произведение - «Дело генерала Раевского» (М., 1997). В этом романе-диспуте он отвергает многие устоявшиеся представления не только о событиях и действующих лицах эпохи Отечественной войны 1812, но и о российской истории в целом. Книги Куранова переведены на 19 языков зарубежных стран.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии. В 1999 им создана в Калининградской области новая организация - «Амфитеатр свободных писателей «Отрадный берег».

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю.Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, США и других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.


День памяти Ю.Куранова, 2013 год, председатель клуба почитателей творчества Ю.Куранова Юрий Пиманихин читает стихи

День памяти Ю.Куранова, Дом сказочника, Светлогорск



День памяти Ю.Куранова, Светлогорск, 2013 год


День рождения Ю.Куранова, Калининград


День рождения Ю.Куранова, Музей Германа Брахерта, п. Отрадное


Дом сказочника, клуб почитателей творчества Ю.Куранова


Зоя Алексеевна Куприянова, первая сподвижница Ю.Куранова


Презентация книги Под вдохновением любви, Светлогорск, 22 октября 2011 года_на снимке Адель Киселева и Юрий Пиманихин


Юбилей Куранова, Калининград, Художественная галерея

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.