Конспект экскурсии в музей «Русская изба. Конспект ноод "экскурсия в краеведческий музей"

Разработала: воспитатель Е.А. Александрина

Программное содержание:

1.Углублять знание детей о жанре живописи - портрете. Продолжать учить детей описывать пейзаж и портрет, придерживаясь определенной последовательности. Развивать речь детей.

2.Развивать актерские способности детей. Мимику, жесты использовать предметы при выражении своих чувств.


3.Закреплять знания жанров живописи портрета, натюрморта, пейзажа. Упражнять в составлении их из частей.

4.Закрепить знания детей о работниках музея.

5.Вызвать эмоциональный отклик у детей. Подвести к мысли, что взрослым человека называют не потому, что он большого роста, а потому, что он много знает и может рассказать другим.

Предварительная работа:

Занятия, беседы о музеях и картинах.

Посещение Выставочного зала с детьми.

Этюды, нацеленные на развития актерских данных.

Оборудование:
репродукции картин, «Живая рамка», дидактическая игра «Художник».

Ход занятия:

1 часть.

Воспитатель. Ребята нас пригласили в музей. А что такое музей?
Ответы детей.
Сегодня мы отправимся в музей Изобразительных искусств.
Дети «идут» в музей.

Воспитатель. Посмотрите, на двери висит замок, а ключи какие странные. Да, это вовсе не ключи, а задание. Если мы с ним справимся, то замок отроется.
Слушайте внимательно.
-Что такое изобразительные искусства?
- Кто такой экскурсовод?
- Какая известная картинная галерея находиться в Москве?

Ответы детей.


Воспитатель. Замок открылся, и мы можем войти. Что-то никого не видно. Смотрите записка для нас.
Читает записку: «Дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной».
Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

Ребенок. Эту картину написал художник Виктор Михайлович Васнецов. Она называется «Три богатыря». Находиться в Третьяковской галерее в Москве. НА картине изображены богатыри. Они сидят на своих богатырских конях и охраняют Русскую землю.
На переднем плане картины изображены богатыри. Илья Муромец. Он с копьем. У него на руке богатырской висит булава. А другой он держит щит. Илья Муромец сильный, мудрый, отважный. Конь у богатыря черный такой же сильный, как хозяин.
Рядом Добрыня Никитич на белом коне. Он быстрый, отважный, благородный. Добрыня вооружен мечом, который он вытащил из ножен.
С другой стороны самый молодой богатырь Алеша Попович. Хитрый, отважный, добрый и смелый. Петь умеет и воевать.
За спинами богатырей на заднем плане, видны просторы огромной русской земли; леса поля, степи.
Художник использовал темные цвета, которые вызывают тревогу, настороженность.
Мне нравиться это картина, потому что на ней изображены защитники Родины....

Воспитатель. А вам понравилась картина?
Отзывы детей.

Ребенок. Картина называется « Волшебница зима». Написал ее художник Юон.
Это зимний пейзаж. Зима самое любимое время года художника. На переднем плане картины изображена деревня, речка, по берегам - деревья. Зима украсила все вокруг. Взмахнула рукавом, и полетели на землю серебристые снежинки. Взмахнула другим и заморозила реки.
На льду видно мальчишек они катаются на коньках. Им очень весело, они рады, что наступила зима. Взрослые заняты своими делами, но видно, что они тоже ждали зиму.
На заднем плане видны дома, лес, церковь. Зима украсила и их.
Художник использовал светлые краски. Юон показал красоту снега он серебристый, мягкий, пушистый, добрый, сказочный.
Мне нравиться это картина, потому что она волшебная. И зима мое любимое время года.

2 часть.
Воспитатель. Посмотрите и скажите, что необычного в этом зале? В этом зале находятся одни портреты. А, что такое портрет?

Ответы детей.


Портрет это изображение не придуманного человека, а того кто действительно живет или жил на земле. Какой бывает портрет в зависимости оттого человек какого пола на нем изображен? Правильно, мужской, женский, детский.

Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой. Давайте посмотрим, какие портреты выставляются в этом зале.

Рассказы детей:
- Это детский, одиночный портрет. На нем изображена девочка. Она одета в розовое платье. У нее темные волосы. Девочка лежит на подушке. У нее грустные глаза. Она болеет.

Это мужской, одиночный портрет. На нем изображен мужчина в одежде, которую носили давно. У него хитрое выражение лица, немного улыбается, смелый, гордый.

Это парный портрет. На нем изображена мама с малышом. Она одета в длинное, широкое платье. Лицо ее задумчивое, ласковое, нежное, доброе. Она думает о малыше. Малыш держит в одной руке яблоко, в другой хлеб. Ему очень тепло, уютно рядом с мамой. Ребенок любопытный, спокойный.

Это женский, одиночный портрет девушки-мордовочки. Она одета в белую кофту и пестрый, разноцветный платок и фартук. Она сидит. На коленях лежат бусы. У девушки веселое, праздничное настроение.

Воспитатель. Вы очень хорошо рассказали о портретах. А я хочу обратить ваше внимание на фон позади героев картин, т.е. на задний план. Оказывается, если мы посмотрим внимательно, то увидим, что в портретах художники используют небольшие элементы, кусочки, фрагменты пейзажа и натюрморта. В портрете мадонны с младенцем на заднем плане изображена яблоня. А мы знаем, что природу изображают на пейзажах. Значит, в этой картине использован элемент пейзажа. А на картине «Девушка» на коленях у девушки лежат бусы. А их использует в написании натюрморта. Оказывается, все жанры живописи дружат, они взаимосвязаны друг с другом. Портрет, натюрморт, пейзаж дополняют друг друга и помогают художнику более ярко, красиво написать картину. Например, бусы у девушки создают более радостное настроение, подчеркивают состояние праздника.

Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Художник».

Мария Абрашина
Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия «Экскурсия в музей »

Старший дошкольный возраст

Задачи :

* Обучающая : учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение; упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.

* Развивающая : развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей , выставка) . Развивать творческие способности, музыкальный слух; развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

* Воспитывающая : воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Цель :

Ознакомление детей с историей и культурой русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства;

Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» ;

Получить радость от совместного творчества, танца;

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом; дать представление о других народных промыслах (хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ;

Учить создавать композицию, развивать творческое воображение, чувство ритма;

Упражнять в чтении стихотворений, развивать силу голоса, тембр речи, постановку ударений;

Развивать музыкальный слух.

Материал для занятия :

Силуэты деревянных изделий;

Образцы узоров;

Фрагменты городецкой росписи;

Дидактическая игра «Собери картинку» ;

Демонстрационный материал народно-прикладного искусства;

Деревянные расписные изделия;

Игра «Весёлый – грустный»

Предварительная работа : экскурсия на выставку , знакомство с историей народных промыслов; сбор информации о промыслах; разучивание стихотворений по теме; показ детям иллюстраций, репродукций, связанные с темой; показ образцов народного прикладного искусства, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию» . Самостоятельное изготовление заготовок для коллективной работы. Анкетирование родителей.

Итоговый предварительный результат : Дети знают историю и культуру русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства; знают характерные особенности и различия народных промыслов (городец, хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ; Знают стихотворения по теме; получают радость от совместного творчества;

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

Ф. И. О. ребёнка___

1. Сколько детей воспитывается в семье?___

2. Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?___

3. Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?___

4. Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети___

5. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня___

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ___

7. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?___

8. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?___

Ход занятия

Слава русской стороне!

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня в зал!

А давайте проверим у кого какое настроение? Помогут нам вот эти кружки, берите кто какой хочет. Проводится игра «Весёлый-грустный» .

Давайте посмотрим какие цвета вы выбрали (рассматривают и подытоживают обсуждения)

Так что же такое комплимент?

А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Правильно, в музее .

Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела что! (показываем большой конверт) . На нем написан адрес нашего садика и указано : «Детям старшей группы № 1 » от директора музея . Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? Кто может его прочесть?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея . Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий».

Воспитатель : но для… (ответы детей : экспозиции) не хватает… (ответы детей : экспонатов) . Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».

Дети : да!

Игра «Собери картинку» .

Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись? (Ответы детей : Городецкая роспись.)

По каким элементам вы догадались?

Но мы ещё знаем стихотворения об этом народном промысле : чтение стихотворения «Городец» .

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на сенсорной решетке.

1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон) .

2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка) .

3. Словно чудо тут и там распускается … (розан) .

4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка) .

Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Ну а теперь мы вместе с родителями составим композицию по мотивам Городецкой росписи. В зале на полу, под музыку выкладывают коллективную композицию по образцу.

Ребенок :

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Воспитатель :

Все работы хороши,

А мы спляшем от души!

Танец «Самовар»

Воспитатель : Но не только Городецкой росписью славится наша Россия. В музее есть ещё один зал и о нём мы сейчас расскажем :

(Ребенок показывает дымковскую игрушку или трафарет и читает стихотворение)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил!

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил!

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока! (Филимоновская игрушка)

Синяя сказка - глазам загляденье

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая гжель!

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица

Золотая хохлома!

Посуда наша – для щей, для каши

Не бьётся, не ломается,

Порчи никакой не подвергается! (хохлома)

Воспитатель : Украшением русского стола был самовар.

Сверху пар, снизу пар –

Кипит русский самовар!

С чая лиха не бывает!-

Так в народе говорят.

Чай здоровье, всякий знает,

Пей, хоть пять часов подряд!

Тары-бары, тары-бары-

Выпьем чай из самовара!

Слышится кашель, входит Лесовечок

Здравствуйте ребята! (кашляет)

Воспитатель : Лесовичок, что ты заболел?

Лесовичок : да вот простудился, а весна всё не приходит. Услышал, что у вас тут чай из самовара наливают, решил зайти погреться.

Воспитатель : Пей, грейся!

Лесовичок : ох хорошо, и кашель прошёл. Чай – здоровье, каждый знает. А может вы мне, ребята, и весну поможете позвать!

Дети : Да!

Солнышко! Солнышко!

Красное ведрышко!

Выгляни из-за горы

Да до весенней поры!

Жаворонки! Прилетите!

Холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите!

Выходит ребёнок – солнышко :

Видело я, солнышко, красную весну!

Видело я, ясное, свою сестру!

Воспитатель : и правда теплее стало!

Лесовичок : ой спасибо, согрели меня. А за это я вам тоже подарочки сделаю, да вот беда слова волшебные забыл.

Воспитатель : а мы тебе Лесовичок поможем

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня!

Обогрей, освети

И ребят угости.

Лесовичок : Верно, а теперь в печку загляну, да угощение найду. Достаю печенье, да необычное – «жаворонки» оно называется. В старину , как придёт Весна, запоют птицы, пекли «жаворонки» детям, а они подбрасывали его к небу, да просили, чтобы Весну принесли! Угощайтесь! А мне в лес пора.

Тема: Экскурсия в Макеевский краеведческий музей.

Цель :

· закрепить понятия «музей», «исторические источники»; сформировать представление о краеведческом музее, художественном музее; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного города;

· развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

· воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-экскурсия

Оборудование: иллюстрации, рабочая тетрадь, цветные карандаши, ручка

Ход урока

I . Организационный момент

— Здравствуйте, садитесь.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

— Здравствуйте, дети, меня зовут Кристина Николаевна и сегодня урок гражданственности проведу с вами я.

II. Сообщение темы и целей урока

— Ребята, сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение и угадать, о чем же пойдет речь на уроке.

Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в … (музей).

— Ребята, а как вы считаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

— Молодцы! Сегодня мы отправимся в виртуальное путешествие в наш Макеевский краеведческий музей.

III. Работа над темой урока

1. Беседа.

— Ребята, кто из вас был в музее?

— Что означает слово «музей»?

— Музей – это научно-исследовательское учреждение, которое хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Музеи бывают разные. Это зависит от того, какие экспонаты хранятся в музее.

— Музеи бывают разной классификации, но самыми распространенными в нашем регионе считаются краеведческие и художественные.

— Краеведческие музеи — это музеи комплексного профиля собирают, сохраняют, изучают и экспонируют материалы, рассказывающие о природе, экономике, истории и культуре определенного предела (области, района, города, села). Краеведческий музей — хранитель подлинных памятников, материальной и духовной культуры нашего города;

Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства. (демонстрируются примеры картин)

— Давайте приведем примеры, что может храниться в каждом из этих музеев?

— Молодцы!

Физминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

2. Рассказ о Макеевском Краеведческом музее

Макеевский художественно-краеведческий музей был основан приблизительно 60 лет тому назад.

— В Макеевском краеведческом музее есть несколько секций. Сейчас мы немножко узнаем о каждой.

— Зал природы. Экспозиция зала природы рассказывает о физико — географическое положение города Макеевки, его климате растительном и животном мире, рельефе, почве, полезных ископаемых. В этом зале можно увидеть чучела животных, коллекции насекомых, птиц, гербарии растений.

— Зал археологии. Археологические памятники иллюстрируют рассказ о том, кто и как жил на территории современного города Макеевки в Древнем Мире и эпоху раннего средневековья.

— Зал этнографии. Гордостью музея является этнографическая коллекция, в состав которой входят народная земледельческая техника, орудия труда и изделия местных ремесленников, мебель, посуда, народная одежда, украшенная вышивкой и аппликацией, орнаментированные рушники и ковры.

— Экспозиционный зал, посвященный памяти Василия Джарты. Ребята, Василий Джарты- это бывший мэра города Макеевки и бывший премьер Автономной республики Крым.

— Надеюсь, в скором времени вы посетите наш Макеевский художественно-краеведческий музей и увидите все в живую.

Физкультминутка

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

3. Работа с тетрадью

— А сейчас давайте откроем с вами тетради на станице 34 и посмотрим на задание 6

— В этом задание вам нужно отметить знаком + экспонаты, которые хранятся в краеведческом музее.

— Переходим к заданию № 8.

— Сейчас приступаем к заданию под номером 9.

— Теперь давайте перевернем страничку и посмотрим на задание под номером 10.

— Молодцы.

IV .Итоги урока

— Ребята, наш урок подошел к концу, но прежде чем мы закончим, скажите где же мы сегодня побывали?

— Что же такое музей?

— Что хранится в музее?

Задачи экскурсии в музей краеведения:


Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Добро пожаловать в музей!»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Кипко-Кулага С.Г.

г. Покачи 2015 г.

«Добро пожаловать в музей!»

(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель:

  • познакомить детей с историей родного города.
  • познакомить детей с жизнью коренных народов, населяющих наш город.

Задачи:

Сформировать представление о краеведческом музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Предварительная работа:

Рассматривание альбома «Край, в котором мы живем»

Предварительная беседа в группе

Воспитатель :- Ребята, как называется город, в котором мы живем? Как называется каком округе? Какой главный город в округе?

(Ответы детей)

  • В нашем округе много городов – это Нефтеюганск, Сургут,

Пыть –Ях, Лангепас, Покачи и другие.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, познакомимся с его историей, узнаем, как он возник. С этой целью мы отправимся в Краеведческий музей.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?

Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.


- Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего города.

Рассказ об истории музея.

Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом году краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.

Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, которые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.

Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:

Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.

Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.

Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображающие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.

Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.

Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?

Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:

Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.

Кто такие птицы?

Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.

Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).

Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?

А самую маленькую?

Отгадайте загадки.

а) Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,

Бойко семечки клюет,

А еще перед весною

Звонко песенку поет.

(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?

Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.

- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?

А какие птицы остаются с нами зимовать?

Чем питаются зимующие птицы?

Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.

А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.

Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)

У всех ли животных есть своё жилище?

Медведь – … в берлоге.

Лиса – … в норе.

Заяц – … под кустом.

Белка – … в дупле.

А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле у ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.

Кто в лесу глухом живет,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мед,

А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,

Живет в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост –

Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверек пугается,

Под кустом спасается,

Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)

Экскурсовод:

Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.

Как раньше жили ханты?

Какую одежду носят ханты?

Чем любят заниматься ханты? На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.

В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)

Кто водил нас в музее? (экскурсовод)

О чём рассказывал экскурсовод?

Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).

Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?


КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми старшей группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Воронежа;

Формировать "образ музея", приобщать детей к народной культуре, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция.

Разработка воспитателем маршрута. Беседа о правилах поведения на дороге, прогулке и в общественных местах, беседа о музее.

Условия : время проведения- ноябрь.

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. Что такое музей? (ответы детей.) Верно. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена.

Вы бывали в музеях? В каких? Что видели? (ответы детей).

Сегодня мы побываем в Воронежском краеведческом музее и посмотрим выставку экспонатов. А, кто знает, что такое выставка и экспонаты? (ответы детей – когда нам что-то показывают)

Да , выставка – это показ предметов, выставленных для публичного обозрения, а экспонаты – это те предметы, которые выставлены для обозрения.

А кто водит посетителей по залам музея и рассказывает о коллекциях музея? (Ответы детей: экскурсовод).

Молодцы, а теперь давайте вспомним, как надо вести себя в музее и других общественных местах. (ответы детей - В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея.

Воронежский губернский музей, родоначальник Воронежского областного краеведческого музея, был открыт осенью 1894 года. С первых дней своего существования в 1894 году и до наших дней этот музей был и остается одним из крупнейших центров историко-культурного наследия Центрального Черноземья. Более 3000 экспонатов, отражают различные аспекты истории, культуры и природы родного края, вызывают неподдельное восхищение и уважение к удивительно колоритной истории и культуре Воронежской земли.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году в здание находился военный госпиталь.

Гражданская война и Великая Отечественная война 1941–45 годов нанесли колоссальный ущерб городу, не пощадив и музеи. Работниками музея была развернута активная деятельность по спасению гибнущих исторических и художественных ценностей. Но во время Великой Отечественной войны только незначительная часть фондов была эвакуирована в Казахстан и Сибирь, а оставшиеся коллекции в основном погибли. В 1943 году музей возобновил свою деятельность. В 1948 году музею было возвращено принадлежавшее ему ранее здание, в котором был также размещен Музей изобразительных искусств. Спустя несколько лет музею было выделено отдельное здание по улице Плехановской, в котором он размещается и в наше время. . В отделе истории представлены материалы по истории Воронежского края по темам: археология, основание Воронежа, эпоха Петра I, Воронеж в ХVIII-ХIХ веков, Воронеж в конце ХIХ - начале ХХ веков, современная промышленность Воронежа и многие другие. Здесь же открыты два выставочных зала для постоянно меняющихся тематических экспозиций.

«Сегодня музей насчитывает около 170 тыс. экспонатов. В нем 18 залов, несколько выставок « История Воронежского края», « Оружие восьми веков Х II - ХХ вв», « Царство животных», « Крылатое чудо» В коллекции музея есть предметы с археологических раскопок «Частых курганов» и «Хозарского городища.

Остановка 1: Археология.

Все начинается с древних времен, первый небольшой зал – Археология 1.

Эпоха позднего палеолита. Мезолит. В нем размещается схема палеолитических памятников.

Так же в этом зале стоят бюсты, изображающие примерный внешний вид древних людей, проживающих на территории современной Воронежской области.

На отдельном стенде лежат кости древних животных, в основном мамонтов, но есть череп шерстистого носорога и рог тура.

Остановка 2: Археология 2

Этот зал тоже посвящен древним временам –Неолит. Энеолит. Эпоха бронзы.

На стендах в этом зале лежат найденная посуда и инструменты тех времен. Отдельно находятся остатки керамики эпохи бронзы III-II век до нашей эры.

Отдельно хочется сказать слово о древних рыболовах. Счастливые это были люди! Судя по крючкам, которые представлены в экспозиции музея, наши предки были весьма амбициозными добытчиками пищи. Природа позволяла им выуживать не ту мелочёвку, что таскают нынешние любители рыбалки, а трофеи, которыми можно было питаться не один день. Это можно удвидеть и по фотографиям самих рыб, и по крючкам, которые представлены на стендах.

Останова 3: Археология 3

Этот зал посвящен Кочевым народам раннего железного века. Древним славянам.

Здесь длинный стенд, отображающий находки разных времен, начиная от предскифского периода IX-VII до нашей эры до периода, когда на территории Воронежской области начали жить древние славяне VII-X века нашей эры.

Отдельно на целую стену весит изображение реконструкции Маяцкой крепости IX-X веков.

Остановка 4 Основание Воронежа.

Четвертый зал, посвящен основанию Воронежа. Официально год основания 1586, в этот год была построена крепость. Хотя до крепости здесь уже было поселение.

В этом зале есть карта Русского государства и Крымского ханства первой половины XVI века. Монеты, доспехи, документы и прочие вещи того времени.

Остановка 5: Петровские времена

Пятый зал связан со временем, которым, видимо, особенно гордятся воронежцы. А именно – с периодом кораблестроения в Воронеже. Это время, когда по указанию Боярской думы и Петра I начал строиться военно-морской флот.

В зале есть макет первого российского линейного корабля Гото Предестинация, его воссозданная копия стоит у Адмиралтейской площади и является кораблем-музеем.

Также есть пример того, как выглядели Воронежские верфи того времени. Они работали 1696 по 1711 год, пока река Воронеж не обмелела. После этого была построена новая верфь ниже по течению в селе Таврово .

Остановка 6: Кораблестроение в Воронеже.

Шестой зал тоже связан с кораблестроением в Воронеже. При переходе к нему проходишь небольшую комнату. В ней находятся якорь, пушка, схемы, картины и другие вещи, связанные с военно-морским флотом того времени.

В самом зале представлено оружие. Схема восстания на Дону 1707-1708 годов. Копия посмертной бронзовой маски Петра I рядом с его портретом.

В зале с маской Петра Великого и маской его руки очень много портретов других деятелей того времени с описанием их жизни и тем, как они относятся к Воронежу.

Казалось бы, где Петр I - и где Воронеж? Однако монарх не коротал все свои дни в центре России или в строящемся Петербурге. Он заботился не только о флоте на Балтике, но и на Черном море.

20 октября 1696 года Боярская Дума постановила начать строительство первого в истории России государственного военно-морского флота. По указу Петра I в Воронеже было создано Воронежское адмиралтейство, к которому были приписаны города на реках Воронеж и Дон. К весне 1699 года были спущены на воду 10 кораблей, 2 галеры, 2 небольших судна и 4 парусные лодки...

Остановка 7: Воронежский край в начале XIX века.

В этом зале находится небольшая экспозиция, изображающая одну из комнат дворян того времени, а напротив неё весит крестьянская одежда.

Здесь стоят вазы, посуда, вещи, связанные с православием. Оружие, в том числе, комплект для дуэли.

Остановка 8: Жизнь Воронежской губернии в XIX – начале XX века.

Тут находится инсталляция крестьянской избы. Отдельно стоят вещи, представляющие быт того времени. В конце зала стоит макет паровоза и вещей, связанных с железными дорогами.

Остановка 9: Гражданская война 1917-1922 годов.

Стены здесь красные, видимо, под цвет флага большевиков. На стенах висят листовки, плакаты и фотографии революционного времени. Есть пулемет и аппарат из подпольной типографии, медали, оружие, сабли, мортиры!

Вот и легендарная тачанка, на которых по воронежским степям гоняли разные разбойные банды и доуничтожали белых. Надо сказать, во время Гражданской войны город дважды занимался войсками белых, первый раз в сентябре 1919 года Донским корпусом К. К. Мамонтова и в октябре 1919 года отрядами А. Г. Шкуро. Однако оба раза быстро освобождался.

Первая мировая отличилась и карикатурами. Забавное было у наших предков чувство юмора! На открытке, которую прислал с фронта в родной Воронеж солдат российской армии, изображены доблестно отступающие войска противника.

Вообще, в Воронеже, как в не самом отдаленном от фронтов Первой мировой, располагались госпитали и было очень активно общество Красного креста.

Удаленность от центра - города Москвы и Петербурга не повлияла на события 1917 года. В Воронеже тоже все было весьма жестоко и кроваво. 30 октября 1917 года после восстания 5-го пулеметного полка, расположенного в Воронеже, власть перешла к большевистскому военно-революционному комитету во главе с А. С. Моисеевым.

Остановка 10: денежные знаки России XIX – ХХвв.

В зале представлены первые царские деньги,много денег Временного правительства, затем идут учетные билеты, билеты казначейства и всякие «деньгозаменители» времен Гражданской войны.

Представлены несколько копилок. Возле них - монеты, которые в таких копилках держали. И, кстати, закапывали прямо в этих жестяных баночках. Клады в Воронежской земле нередки, потому что история здесь была весьма бурной, и, как водится, люди предпочитали хранить деньги отнюдь не в сберегательных кассах.

Остановка 11: Воронеж космический.

Воронеж оказывается тесно связан с отечественной космонавтикой. Вот информация из википедии:

В конце 1950-х годов на воронежском предприятии КБХА был разработан кислородно-керосиновый жидкостный ракетный двигатель РД-0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна», который позволил в 1959 году впервые в мире достичь второй космической скорости. На основе двигателя РД-0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя космического корабля «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту.

В этом зале находятся экспонаты космической отрасли и, в том числе, макет двигателя РД-0109.

Остановка 12: Выставка “Оружие восьми веков (XIII-XX века)”.

В зале за стеклом располагаются различные военные доспехи и форма, сабли и ружья, а также другое холодное и огнестрельное оружие.

Остановка 13: Выставка « Крылатое чудо»

В этом зале вы увидитесь с миром бабочек и интересными образцами членистоногих животных мировой фауны и частных собраний ряда Воронежских коллекционеров.

Эта выставка знакомит с необычайно ярким и многообразным миром насекомых нашей планеты. Выставлено более 3500 наиболее интересных и знаменитых представителей бабочек, жуков, стрекоз и некоторых других насекомых. Представлены также пауки-птицееды и скорпионы. Удивительная экспозиция заинтересует не только детей, но и взрослых.

Остановка 14: « Царство животных»

На этой выставке можно познакомиться с фауной Воронежской области, рассмотреть вблизи чучела зверей, птиц, рыб и пресмыкающихся, а также увидеть археологические находки - фрагменты скелетов доисторических животных: кости мамонтов и тригонтерий, зубы акул и др.

В конце нашей экскурсии я хочу сказать следующее

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.