Характер чацкого горе от ума. Характеристика чацкого в "горе от ума" грибоедова

Анализ текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Беляковой Анны,
Москва, 2009
Цели и задачи работы
Работа поможет ученикам в усвоении программного материала по литературе.

«Расследование», посвящённое спорному моменту в тексте литературного произведения, должно вызвать интерес школьников к комедии «Горе от ума».

Изучение биографии Чацкого и Софьи связано с упоминаниями о реалиях той эпохи и может оказаться полезным для понимания текста, созданного А.С.Грибоедовым.

Тезисы работы
По репликам героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» можно судить о том, что Чацкий – ровесник главной героини.

Если внимательно изучить текст произведения, то можно доказать, что Чацкий был как минимум на пять лет старше Софии.

Однако и для человека двадцати пяти лет от роду биография героя комедии Грибоедова оказывается перенасыщенной различными событиями, что подтверждает: среди прототипов Чацкого можно назвать и самого автора, разносторонне образованного, деятельного, талантливого, - учёного, военного, озорника, дуэлиста, писателя и дипломата.

В 1822 году были написаны два первых акта комедии «Горе от ума», и к этому же году принято относить время действия произведения

После Отечественной войны и пожара Москвы 1812 года прошло десять лет. Москва успела «похорошеть»: «…дороги, тротуары, / Дома и всё на новый лад»

За это время…

Скалозуба, получившего орден Анны «за третье августа» (видимо, за оборону Смоленска), «поводили» два года «за полком»;

Чацкий на три года уезжал («Скитался сколько лет»).

В 1822 году…

Когда Чацкий приехал в Москву, побывав в чужих краях, Софье исполнилось семнадцать лет. «В семнадцать лет вы расцвели прелестно…» (Чацкий). Сколько же лет Чацкому?

На первый взгляд, герой должен быть ровесником Софьи…

Вот и доказательства – цитаты:

Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли…

Где время то? Где возраст тот невинный,

Когда, бывало, в вечер длинный

Мы с вами явимся, исчезнем тут и там,

Играем и шумим по стульям и столам.

На бале, помните, открыли мы вдвоём…

Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы

Как с ранних лет привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Хлёстова

Я помню, ты дитёй с ним часто танцевала,

Я за уши его дирала, только мало…

Значит, Чацкому в 1822 году было 17 – 18 лет…

Почему же герой «на равных» общается с пожилым Павлом Афанасьевичем Фамусовым?

На вопрос отца Софьи: «Скажи, тебе понравилась она? / …не хочешь ли жениться?» - Александр Андреич отвечает: «А вам на что?»

Кроме того…

Вряд ли и современный молодой человек отважится на такую грубость по отношению к отцу любимой девушки, что уж говорить о поведении юноши в те времена, которые воспринимаются нами как «век покорности и страха».

Почему вообще Фамусов заводит с Чацким разговор о женитьбе?

Девушка в семнадцать лет уже невеста, но семнадцатилетний юноша ещё далеко не жених. В девятнадцатом веке не приветствовались браки между ровесниками. Женщина должна быть моложе, чтобы с возрастом не потерять уважения к мужу, чтобы муж, добившийся положения в обществе, сделавший карьеру, мог прокормить обычно большую, многодетную семью.

Вот перевод фрагмента французского текста письма А.С.Пушкина Наталии Ивановне Гончаровой, матери его жены, от 26 июня 1831 года:

«Жена не может, сохраняя приличие, выслушивать, что её муж – презренный человек, и обязанность моей жены подчиняться тому, что я себе позволяю. Не женщине в 18 лет управлять мужчиною 32 лет».

В книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» Татьяна Берс о родной сестре, жене Льва Николаевича Толстого, вспоминает:

«По молодости лет своих или по своему характеру, Соня, насколько я помню, смотрела на всё глазами мужа. Она даже боялась иметь свои желания, своё суждение».

Татьяна Берс о нравах, господствовавших в дворянских семьях в девятнадцатом веке, писала:

«В те времена, если между женихом и невестой было менее 8 лет разницы, считалось неблагополучно».

Так неужели Чацкому 17 – 18 лет?

Фамусов советует ему «не блажить», имением «не управлять оплошно», «послужить», позже в разговоре со Скалозубом вспомнит, что «…если наберётся / Душ тысячки две родовых, - / Тот и жених», - но ничего не говорит о возрасте Александра Андреича, не сомневаясь, что его предполагаемое желание жениться на Софье вполне законно.

Приведём комментарий Ю.М.Лотмана к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«16 -17 лет дворянский юноша заканчивал учение, чтобы вступить в службу и пуститься в свет. <…> Однако год-два, уже выезжая в свет, молодой человек всё ещё вёл жизнь полуребёнка, живя в родительском доме и не располагая собственными денежными средствами. Около 18 лет он полностью переходил на положение самостоятельного человека, получая от родителей выделенную ему сумму собственного годового бюджета».

Таким образом…

18 лет должно было исполниться Чацкому до того, как он отправился путешествовать

Молчалин
Татьяна Юрьевна рассказывала что-то,
Из Петербурга воротясь,
С министрами про вашу связь,
Потом разрыв…

Если Чацкий – ровесник Софьи, то три года назад, когда он уехал в Петербург, ему было 14 лет. Конечно, невозможно себе представить, что министры стали бы «связываться» с четырнадцатилетним ребёнком.

А ещё Александр Андреевич должен был получить достаточное для работы в министерстве образование.

А.С.Грибоедов родился в 1790 (по другим сведениям – в 1794 (95)) году в Москве.

Первоначальное образование будущий дипломат и писатель получил дома, в 1803 году поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1806 году стал студентом Московского университета.

Через четыре года в 1810 году в возрасте 20 (или 15 лет, что мало похоже на правду) он закончил философский факультет со степенью кандидата прав, но продолжил обучение до 1812 года на математическом отделении. Учёбу прервала война.

Но раньше многих своих сверстников сумел успешно завершить образование.

Так быстро пройти все ступени обучения мог только человек с незаурядными способностями.

В тот же Московский университетский благородный пансион М.Ю.Лермонтов был зачислен сразу в четвёртый класс в 1828 году (14 лет), а в 1830 году (16 лет, что ближе к современной норме) поступил в Московский университет, где проучился до 1832 года (18 лет), но был отчислен в связи со студенческими волнениями и поступил в Петербурге в школу гвардейских прапорщиков, которую и закончил в 1834 году (20 лет). Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в Симбирске, в 1822 - 1830 годах учился в Московском коммерческом училище (с 10 до 18 лет). В 1831 году (19 лет) поступил на Словесный факультет Московского университета, а в 1835 году Гончаров закончил курс в университете (и было ему 23 года). О чем говорят эти биографические данные? О том, что примерно таков был путь молодого дворянина к высшему образованию: домашнее и (или) пансионное воспитание, а затем Лицей (как у Пушкина), или университет (как у Грибоедова, Лермонтова, Гончарова и многих других), или другое высшее учебное заведение. Обучение в университете длилось от двух (для особо одарённых) до четырёх (а то и пяти) лет.

Из всего, что сказано выше, становится понятным:

Чацкий уехал из Москвы не раньше, чем ему исполнилось 18 лет, однако к этому времени он уже мог получить образование, достаточное для поступления на службу. Принадлежность к знатной фамилии открывала юноше двери министерских кабинетов.

София говорит о нескольких этапах в её взаимоотношениях с Чацким…

И редко посещал наш дом;

Но слова Софьи косвенно свидетельствуют о том, что Чацкому 18 лет исполнилось раньше, чем он уехал странствовать.

«Съехал» в 18 лет.

«Редко посещал», «потом опять прикинулся влюблённым» - должен пройти как минимум год после восемнадцатилетия Чацкого.

Значит, герой – ровесник XIX века.

В 1822 году ему исполнилось 22 года. Чацкий мог быть и старше. Но это трудно доказать.

Александр Андреич воспитывался в доме Павла Афанасьевича Фамусова, друга покойного Андрея Ильича Чацкого.

Мальчику даже «устраивали протекцию»: водили на поклон к «Нестору негодяев знатных».

Софья и Чацкий дружили, вместе играли и учились.

Затем Чацкий стал старше, «съехал», скорее всего, лет в восемнадцать (вспомним комментарий Ю.М.Лотмана), до этого времени Фамусов, очевидно, был опекуном молодого человека.

Александр Андреич начал жить самостоятельно, редко навещал Фамусовых (весьма возможно, что частым встречам мешала напряжённая учёба).

Потом Чацкий стал приезжать в гости чаще…

Затем вообще уехал из Москвы на три долгих года:

Три года не писал двух слов!

Скитался сколько лет!

Обрыскал свет…

Хотел объехать целый свет

И не объехал сотой доли.

Где же был в течение трёх лет Чацкий?

В 1819 -1820 году герой уехал в Санкт-Петербург, затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Почему Чацкий лечился на Кавказе, а не за границей?

В полку тебя я знал?

Встреча Чацкого с Горичем «в полку» в 1820 - 1821 году – косвенное свидетельство того, что события происходили на территории России, не мог же целый полк российской армии в мирное время «обосноваться» в каком-то курортном месте Европы.

Чацкому в 1822 г. не меньше 22 лет…

Платон Михайлович

На флейте я твержу дуэт

А-мольный

Что твердил назад тому пять лет?

Семнадцатилетний Чацкий уже был знаком с Платоном Михайловичем Горичем, профессиональным военным. В 1821-22 году Горич женился и в связи с этим подал в отставку.

Если бы в 1822 году Чацкому исполнилось 17 лет, то в 1817 году ему было бы всего лишь тринадцать.

Очевидно, герой успел побывать и за границей…

На ком жениться мне?

Графиня-внучка

В чужих краях на ком?

Чацкий старше Софьи не меньше, чем на пять лет

Это не семнадцатилетний юноша, а молодой мужчина, получивший хорошее образование и ответственный за слова и принятые решения. Поведение Чацкого в доме Фамусова не проявление подросткового максимализма и не может быть вызвано недостатком воспитания.

Как Фамусов относится к своему воспитаннику?

Павел Афанасьевич называет героя не только

«карбонари» («карбонарий» – для реакционных дворян – бунтовщик, неблагонадёжный человек), но и

«франт-приятель» (то есть «денди», «модник», «пижон»), и

«хват» (пронырливый, хитрый человек).

Фамусов недоволен Чацким:

Отъявлен мотом, сорванцом…

Опасный человек!

Вот рыскают по свету, бьют баклуши, Воротятся, от них порядка жди.

Мнение Павла Афанасьевича выражено чётко и неоднозначно:

Александр Андреич Чацкий – человек неблагонадёжный, и при этом умный, хитрый, образованный, однако таланты свои применяет не для продвижения по карьерной лестнице, не для устройства своих дел, но и не для службы Отечеству.

Этот модно одетый сорванец легко тратит деньги, бездельничает, ни от кого не зависит, путешествует…

А Софья…

Ей было 14 лет, когда девятнадцатилетний Чацкий уехал странствовать.

Отвечает ли она за свою детскую влюблённость?

Молчалин осуждает героиню: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его».

Чацкий старше Софьи минимум на пять лет, но, благодаря таланту автора, читатель не замечает несоответствия между настойчиво повторяющимися воспоминаниями Чацкого о детских годах, проведённых вместе с дочерью Фамусова (ей пять лет – ему 10, ей десять лет – ему 15) и «взрослым» поведением Чацкого, обилием событий в жизни героя (учёба, дружба с военными, работа в министерстве, три года путешествий), не «умещающихся» в биографии семнадцатилетнего юноши.

Можно предложить два варианта биографии Чацкого.

Родился в 1796 – 1797 году, в 16 лет в 1812 году поступил добровольцем в армию. В 1814 году (18 лет) поступил в Московский университет, который окончил в 1818 году в возрасте 22 лет («И славно пишет, переводит» (Фамусов)). В 1819 году уехал в Петербург (может быть, даже получил назначение на службу в один из департаментов). Затем, порвав с министрами-ретроградами, отправился поправлять здоровье на Кавказ.

Лечился, говорят, на кислых он водах…

Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал?

После посещения источников минеральных вод герой отправляется за границу.

Три года не писал двух слов!

(Фамусов)

Скитался сколько лет!

(Фамусов)

Неужли так меня три года изменили?

Бедняжка будто знал, что года через три…

Обрыскал свет…

(Фамусов)

Хотел объехать целый свет

И не объехал сотой доли.

На ком жениться мне?

В чужих краях на ком?

(Графиня-внучка)

Родился в 1798 – 1799 году, в 16 лет в 1814 году поступил в Московский университет, во время учёбы в котором водил дружбу с военными (Горич). После завершения образования в 1818 году (20 лет) уехал в Петербург, затем «на кислые воды», затем за границу.

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

Связала детскою нас дружбой; но потом

Он съехал, уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом;

Потом опять прикинулся влюблённым…

Эта цитата фиксирует наличие нескольких этапов в отношениях между Чацким и Софией, «дробит» время пребывания Чацкого в доме Фамусова. Сын Андрея Ильича, покойного друга Фамусова, воспитывался в доме Павла Афанасьевича. Маленького Чацкого даже водили на поклон к «Нестору негодяев знатных». Софья и Чацкий дружили, вместе играли. Затем Чацкий стал старше, «съехал» скорее всего, лет в восемнадцать (вспомним комментарий Ю.М.Лотмана), до этого времени Фамусов, очевидно, был опекуном молодого человека. Александр Андреич начал жить самостоятельно, редко навещал Фамусовых (весьма возможно, что частым встречам мешала напряжённая учёба). Потом Чацкий стал приезжать в гости чаще… Затем вообще уехал из Москвы на три долгих года.

Таким образом, когда Софии исполнилось 17 лет, Чацкому было 24 года или даже 27 лет, он старше героини на 7 – 10 лет, поэтому годится ей в женихи и может, как равный, разговаривать с Фамусовым, её отцом.

Но возникает проблема иного рода.

Как же прыжки с Софией по стульям и столам, обучение у одного ментора? Да, один педагог мог учить детей разных возрастов, но вряд ли разумно было проводить занятия одновременно с девочкой девяти лет и юношей 15 – 19 лет! Тут можно предположить, что София была гениальна, а Чацкий несколько отставал в развитии… Впрочем, дело не в этом. Герой действительно соответствует своему возрасту, об этом свидетельствует и речь Чацкого, и смелость в разговоре с пожилыми людьми, и уверенность в своей правоте, в знании истины, а вот героиню автор сознательно делает моложе… Во-первых, интерес к старой деве уже невелик, и ничего нет удивительного, что засидевшаяся в невестах одинокая девушка готова коротать вечера хоть с Молчалиным. Во-вторых, героиня должна быть молода и прекрасна, иначе непонятна пылкость героя и его влюблённость. Кроме того, если три года назад Софии исполнилось только 14 лет, то что значат тогда слова Молчалина: «Любила Чацкого когда-то, / Меня разлюбит, как его»? Значит, девочка 12-14 лет уже отвечает за свои чувства, как взрослая женщина? Не слишком ли строго судят окружающие вчерашнего ребёнка? А можно ли представить себе прыжки по стульям восьмилетней малышки и шестнадцати - восемнадцатилетнего молодого человека? Значит, «прыгали» и «прятались» Чацкий и Софья раньше, когда герой был гораздо моложе, когда ему можно было «дирать» уши за шалости.

Конечно, София ровесница Чацкого, но не ему семнадцать, а ей 24 года или 27 лет. Признать это, по тем временам, было невозможно - героиня теряла бы в глазах читателей и зрителей значительную часть своего обаяния, а в её характере наивность ранней юности превратилась бы в застарелую и неисправимую глупость, и этого автор не мог допустить.

Кроме того, снова возникла бы проблема несоответствия в возрасте жениха и невесты. Мы уже знаем, что брак между ровесниками не приветствовался в те времена, и Фамусову не было бы необходимости говорить Чацкому, что нужно сделать, чтобы претендовать на роль жениха Софии. Достаточно было бы сказать, что молодые по возрасту не подходят друг другу. Или уже можно было бы закрыть глаза на любые проблемы ради того, чтобы сбыть с рук засидевшуюся невесту. Читатель не замечает несоответствия. Мы принимаем за чистую монету и утверждения, что София невероятно юна, и повторяющиеся воспоминания Чацкого о проведённых с нею вместе детских годах, и «взрослое» поведение главного героя, и обилие фактов его биографии, не «умещающихся» в короткие 17 – 18 лет. Всё сделано мастерски, и мы верим обману, поскольку психологически он выглядит правдоподобнее истины.

Итак, Чацкий уже не семнадцатилетний подросток, а молодой мужчина с высшим образованием, самостоятельный, ответственный и за слова, и за принятые решения.

Фамусов же называет его не только «карбонари» («карбонарий», то есть, для реакционных дворян, бунтовщик, неблагонадёжный человек), но и «франт-приятель» (то же, что «денди»), и «хват» (пронырливый, хитрый человек); он говорит о Чацком:

Отъявлен мотом, сорванцом…

Опасный человек!

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой…

Мнение Павла Афанасьевича выражено чётко и неоднозначно: Александр Андреич Чацкий – человек неблагонадёжный, и при этом умный, хитрый, образованный, однако таланты свой применяет не для продвижения по службе, не для устройства своих дел, но и не для верной службы отечеству. Этот сорванец легко тратит деньги, бездельничает, путешествует…

Так ли уж не прав Фамусов?

Владимир Набоков в статье «Николай Гоголь» повествует о «причудливой» поездке начинающего писателя в северную Германию в августе – сентябре 1829 года. Для этой поездки Гоголю пришлось истратить деньги, которые следовало вовремя внести в Опекунский совет «на уплату процентов» за залог имения. Заработать молодой литератор ничем ещё пока не мог, он бестолково «искал место» (т.е. работу) в Петербурге, попытался опубликовать два лирических произведения, но средств на поездку взять было неоткуда.

Чацкий не служит из принципиальных соображений. Чем же он живёт? Откуда деньги на путешествия, лечение на «кислых водах»? Значит, он тратит деньги, которые поступают ему от доходов с имения. Поместье Репетилова заложено в Опекунский совет, о поместье Чацкого такие слухи не распространяются, зато Фамусов и Хлёстова очень задорно спорят, сколько душ крепостных у Чацкого, триста или четыреста. Но триста человек – это десять классов одной школы. И вся эта толпа – взрослые мужчины призывного возраста; остальных, то есть детей и женщин, просто не упоминали при подсчёте крепостных. Это значит, что наш герой не беден, хотя и не настолько богат, чтобы соответствовать требованиям Павла Афанасьевича, предъявляемым к потенциальному жениху Софии. И наш герой живёт доходами с имения, при этом живёт весьма неплохо: он франт (значит, хорошо и модно одет), не стал бы Фамусов бедно одетого человека называть «франтом», герой позволяет себе длинные переезды, легко тратит деньги («мот»).

Чтобы «подобрать» дочери подходящего жениха, Фамусов «исследует» кредитоспособность всех молодых людей - знакомых Софии. Павел Афанасьевич знает, в порядке ли имение Чацкого, и видит, что имением Александр Андреич управляет «оплошно». Значит ли это, что герой барщину, скажем, заменил оброком? Вряд ли. Если изменения в деревне имели прогрессивный характер, это бы в лучшую сторону сказалось и на благосостоянии Чацкого. Но, видимо, находясь в разъездах и ничего не вкладывая в развитие хозяйства, наш герой так и не успел заглянуть в собственное поместье, однако денег требовал на наряды, путешествия и дорогую жизнь в столицах (Петербург, Москва). Поэтому Фамусов и считает Чацкого сорванцом и мотом.

«Положителен» ли Чацкий, противопоставленный всему обществу? Если да, то, скорее всего, из-за бескорыстной приверженности к идее «в чистом виде», из-за знания того, «как должно быть», из-за неуёмного желания исправить весь род людской и недовольства как мелкими людскими страстишками, так и серьёзными преступлениями заведомых грешников. Служат ради карьеры! Честно говоря, и сама «Табель о рангах» была придумана, чтобы стимулировать желание дворян служить и получать всё более высокие чины за это. Любят развлечения! Наряжаются! Следят за модой! Не спорят со старшими! Родного языка как следует не знают, а уже взялись за изучение иностранного, и ни на том, ни на другом хорошо говорить не умеют! Преклоняются перед всем иностранным! Прислуживаются перед начальством! Всё это не менее страшно, чем продажа детей крепостных крестьян отдельно от родителей. Почему? Да потому что «здесь всё на старый образец», здесь нет единомышленников, а, самое страшное, - здесь люди довольны собой и не хотят никаких перемен. Они счастливы в своей отсталости, глупости, в своих жалких и мелких пристрастиях! Их надо разбудить, им надо доказать, что следует жить иначе… Но вот и Репетилов тоже недоволен и собой, и окружающим его миром, тем не менее ему Чацкий не верит, поскольку понимает: такие любители клубных собраний делают развлечение из того, в чём Александр Андреич видит нечто сокровенное, «религия» превращается в фарс, «служение» выхолащивается, заурядные люди пытаются судить о том, что доступно лишь уму избранных…

Список литературы

Грибоедов А.С., «Горе от ума».- М.: «Детская литература», 1967. – 190 с./- М.: Дрофа, 2005. – 222 с.

История русской литературы XIX века: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / под ред. А.И.Журавлёвой. – М.: Изд-во Моск. Ун-та; «ЧеРо», 2006. – 688 с.

Азарова Н.М., «Текст» (в 2-х тт.). – М.: Изд-во МПГУ «Прометей», 1995. – 504 с.

Лотман Ю.М., «Пушкин». – СПБ.: Искусство – СПБ, 205. – 847 с.

Федосюк Ю.А., Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – 5-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2002. – 264 с., илл.

Коровин В.И., «А.С.Грибоедов в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – 3-е изд.-М.: «ТИД» «Русское слово-РС», 2003. – 64с.: фотоил.

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов. Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А. Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам .

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом;
  • во всех его чувствах и действиях.

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий - сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова , возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке - чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя , а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом , используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

По его мнению , общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Противоречия в характере героя

  • когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
  • при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним - дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он - не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы - противники свободной жизни , склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим. Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов , и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять. Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».

Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:

  • Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»;
  • Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»;
  • Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».

А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».

Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» - это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.

Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще»; он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.

Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, - критика «прошлого века».

Чацкий - непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.

Создание образа Чацкого - это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.

Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.

По словам И. А. Гончарова, роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», - обозначил писатель.

А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" изображено общество дворян, воплощающее в себе черты отсталой, цепляющейся за минувшие порядки России. Этому фамусовскому обществу минувшего века противопоставлен молодой дворянин Чацкий Александр Андреич. Чацкий - яркий представитель молодого поколения России, одержавшей победу в Отечественной войне 1812 года.

Этот послевоенный период стал переломным для страны: незыблемые каноны самодержавия вдруг пошатнулись. Повеял свежий ветер перемен и принес в умы русского народа понимание никчемности правительства и всего общественного строя России. На этом общественно-политическом фоне свободомыслящие граждане страны объединяются в тайные кружки и общества. Появляются декабристы.

Молодой энергичный Чацкий и закоснелое фамусовское общество олицетворяют борьбу старой и новой России, молодого и старого поколения, отживающего общественно-политического строя и новых реформаторских веяний, вольнодумства. Чацкий - олицетворение человека нового времени, отличающегося от представителей уходящей эпохи трезвым складом ума и декабристскими взглядами.

Поскольку покойный отец Чацкого был другом Фамусова, Чацкий рос и воспитывался в семье Фамусова вместе с его дочерью Софьей. В пьесе отсутствует подробное описание взросления, учебы и странствований Чацкого. Из монологов Чацкого и других персонажей произведения можно сделать вывод, что он получил хорошее образование, славно пишет и переводит, занимаясь литературной деятельностью, побывал за границей и служил в русской армии. Трехлетнее пребывание за границей дало возможность Чацкому расширить свой кругозор, по-новому взглянуть на мир, приобрести новые знания. Однако Чацкий нисколько не кичится тем, что он побывал в других странах, не преклоняется перед всем заграничным, как большинство из фамусовского общества. Молодой дворянин остается патриотом своей родины, он истинно любит Россию и свой народ. Чацкий осуждает и высмеивает бестолковые порядки окружающей его действительности, он благороден и честен в своих суждениях.

Чацкий возвращается в дом Фамусова с надеждой встретить Софью и увидеть обновленную Москву. Однако его ждет разочарование. Его любимая забыла о нем, а Москва предстала перед ним наполненная пошлостью и ложью, лестью и глупостью, безнравственностью и ограниченностью. Чацкий находит, что Москва нисколько не изменилась, здесь царит тот же дух никчемности, угодничества и подавления личности, как и до 1812 года.

Глубокое разочарование Чацкого приводит его к неизбежному столкновению с фамусовским обществом. Восторженный в начале пьесы Чацкий, к концу ее все более ожесточается, не в силах смириться с закоснелыми и устоявшимися порядками московского дворянства. Нарастающее противоречие между Чацким и московским дворянским обществом усугубляется еще и тем фактом, что сам Чацкий имеет дворянское происхождение. И в этом уже прослеживается борьба внутри самого дворянства, борьба взглядов и убеждений.

1. Эта борьба убеждений двух поколений отображена между Фамусовым - представителем и поборником старых порядков, и Чацким - новым человеком, революционером-декабристом. Монолог Чацкого «А судьи кто?» обличает и развенчивает всю низость и пошлость общества екатерининской эпохи, называя ее эпохой покорности и страха, лести и спеси. В отличии от Фамусова, идеалом которого служит Максим Петрович, льстивый и подлый вельможа, Чацкий считает своим идеалом человека свободомыслящего, не раболепствующего и умного.

2. Если Фамусов и ему подобные служат ради выгоды и возможности угодить важной персоне, то Чацкий желает служить на благо и процветание отчизны. Именно из-за необходимости услуживать и угождать начальству Чацкий оставляет свою службу. Он рад служить, но прислуживаться Чацкому тошно. Он стремится принести пользу своей державе занимаясь наукой, литературой и искусством. Однако, цепляющееся за старину общество, не понимает важности этой сферы деятельности, и всех, кто причастен к науке и культуре тотчас подвергает гонениям и объявляет мечтателем опасным. Таким опасным мечтателем слывет в фамусовском обществе Чацкий. Радует то, что у него есть и единомышленники в лице племянника княгини Тугоуховской и двоюродного брата Скалозуба.

3. В то время как фамусовское общество заискивая перед Западом, в частности перед Францией, преклоняется перед всем иностранным и предпочитает французский язык русскому, Чацкий, как истинный патриот, всячески отстаивает национальную культуру, невзирая на то, что длительное время ему пришлось побывать на Западе. Он высоко ценит русский народ, его ум и смекалку, верит в него и стремится улучшить его жизнь.

4. В противоположность фамусовскому обществу, оценивающего человека по его достатку, родству и количеству крепостных, Чацкий ценит личные качества человека, его ум, достоинство и талант.

5. Фамусов и ему подобные зависимы от чужих суждений, они боятся в открытую высказатьсвое мнение и поступают не так, как им этого хотелось бы, а так, чтобы не вызвать негодования княгини Марьи Алексевны. Свободолюбивый Чацкий в разговоре с Молчалиным удивляется святости чужого мнения для московских обывателей. Сам он ценит собственное мнение каждого человека и признает право отстаивать его.

6. Чацкий едко высмеивает и осуждает произвол и деспотизм, лесть и лицемерие, пустоту и никчемность жизненных интересов консервативных слоев дворянства.

Более полно образ Чацкого передает его речь, интонация, манера общения. Чацкий - умный высокообразованный человек. Его грамотная речь характеризуется богатым словарным запасом. Он использует как народные выражения, так и иностранные слова. В его речи встречаются и старинные русские слова такие как давеча, впрямь, пуще, чай. Иностранными словами он попусту не щеголяет, а пользуется ими только в крайнем случае, если подходящее русское слово отсутствует. Чацкий много читает и использует в своей речи цитаты из литературных произведений. Для более яркого восприятия сказанного им, Чацкий использует много метких афоризмов.

Речь Чацкого достаточно эмоциональна, она наполнена восклицательными и вопросительными предложениями, она полностью передает его чувства, будь то гнев, любовь, презрение, или насмешка. Чацкий с точностью может дать характеристику любому человеку.

От душевного состояния Чацкого зависит и тон его речи. В общении с Софьей он волнуется как всякий влюбленный, поэтому он говорлив и оживлен. Слова, обращенные к девушке, овеяны лирическими нотками. Общаясь в начале пьесы с Фамусовым он открыт и добродушен. Однако, по мере пребывания в лживом фамусовском обществе, Чацкий все больше раздражается и его речь достигает высшего накала негодования и едкой насмешки в самом конце произведения.

Александр Чацкий – первый персонаж в русской литературе, осмелившийся в открытую конфликтовать с высшим обществом. Примечательно, что это единственный положительный герой пьесы «Горе от ума». Для создания образа автор позаимствовал амплуа «злого умника» у своего литературного кумира .

История создания

вошла в программу школьного образования не зря – писатель создал произведение с новыми веяниями в литературе. В стихотворной пьесе вместе с традиционными чертами классицизма поселились романтизм и реализм, и эта смесь подарила творению славу новаторской комедии.

К тому же автор нещадно избавился от идеи трех единств, оставив только единство места и времени, наделив творение двумя сюжетами: линия любви соседствует с конфликтом с обществом. Плюс ко всему, произошла небывалая вещь – в конце произведения нравственные ценности не побеждают над пороками.

Работа над пьесой стартовала, когда писатель жил в Тифлисе – на дворе стоял 1820 год. Здесь родились первые два акта, основанные на воспоминаниях Жени Греховой, подруги детства Грибоедова. А за образец автор взял комедию Мольера «Мизантроп», в которой главный герой так же, как и Чацкий, обличает несовершенства общества. Спустя три года писатель с головой погрузился в светскую жизни Москвы, чтобы лучше узнать, прочувствовать изнутри современные нравы дворянского общества.


Произведение трижды переименовывалось. Сначала Александр Сергеевич нарек его «Горе уму», затем «Горе не от ума», и только перед самым окончанием работы пьеса обрела название «Горе от ума». В 1825 году комедия была готова, но цензура ее не пощадила, вырвав часть эпизодов. Впрочем, до театра литературный труд тоже не дошел.

Пьеса Грибоедова разошлась в виде копий среди читающей публики еще годом ранее, «без купюр» ее с восторгом приняли в кругах декабристов. Впервые официально увидела свет после смерти писателя, а без цензуры печатать «Горе от ума» разрешил только в 1862 году.

Биография и сюжет

Рано осиротевший Александр Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича Фамусова, друга отца. Опекун дал мальчику прекрасное образование, но так и не сумел привить собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший юноша поселился отдельно, продолжая, впрочем, часто бывать в гостях у Фамусовых – между Чацким и дочерью Павла Афанасьевича Софьей еще в детстве вспыхнули пылкие чувства.


Главный герой мечтал предложить возлюбленной руку и сердце, но однажды ему вдруг наскучила столичная жизнь, и он отправился в путешествие по миру. Причем не удосужился оповестить о планах любимую девушку, пропав на три года. По возвращении на родину Чацкого ждало разочарование – Софья завела нового возлюбленного в лице отцовского секретаря Молчалина. Молодой человек сначала об этом даже не догадывался, но на первой же светской встрече в особняке Фамусовых узнал правду и посчитал поступок предательством.


Персонаж произносит пространные монологи, в которых обличает пороки московского общества, задевая почти всех действующих лиц пьесы. Язвительная критика поведения хозяев дома и гостей из уст Чацкого раздражает Софью, и девушка пустила слух о том, что он не в своем уме. Все действо произведения занимает один вечер, во время которого Софья также узнает, что Молчалин просто пользуется ее вниманием, чтобы остаться в доме и получить путевку в богатую жизнь – о любви нет и речи.


Александр горько посмеялся над возлюбленной, над своей слепотой, над теми, кто объединен с Фамусовым мировоззрением. И, признав, что в этом обществе трудно не лишиться рассудка, покинул дом опекуна.

Образ

Благородный, гордый, верный своему мнению и слову – такова характеристика главного героя грибоедовской пьесы. Александр Чацкий поражает прямолинейностью, и в то же время покоряет презрительным отношением к жестокости дворян и крепостному праву. Вооружен умом и знаниями, которые позволяют видеть проблемы в управлении страной, а также в русской культуре, ведь насаждение ценностей других государств приведет к катастрофе. Молодой человек самозабвенно борется с несправедливостью и устаревшими порядками, которые царят в обществе. Персонаж – лишний человек в жизни высшего света, где процветают ложь и подлость.


Автор комедии «Горе от ума» сохранил в ней принципы классицизма – использовал говорящие фамилии. Значение имени главного героя красноречиво передает его характер и роль в пьесе. Александр означает защитник людей, а Чацким молодой человек стал от слова «чадит» – пугает окружающих непонятными взглядами, нарушает привычный уклад жизни, а заодно пребывает в чаду собственных разочарований и эмоций.


Ученикам, изучающим «Горе от ума» на школьных уроках литературы, обязательно приходится искать ответ на тему: кто же Чацкий – победитель или побежденный? Вопрос непростой, ведь герой отказался доказывать свою правоту и покинул авансцену. Грибоедов сделал персонаж, конечно же, победителем, которому удалось противостоять соблазну уподобиться алчным, высокомерным, завистливым людям. Герой остался самим собой.

Дебютировала пьеса «Горе от ума» в Петербургском театре в начале 1831 года. В дальнейшем произведение пережило множество постановок как на родине, так и за рубежом. В российском кино Александра Чацкого сыграли такие известные актеры, как Михаил Царев, .


В архивах Москвы хранятся около 300 списков (копий) пьесы Александра Грибоедова. И до сих пор исследователи собирают их для того, чтобы полностью восстановить картину нетленного произведения, ведь копии не были оригиналами творения – писатель раздавал размноженные рукописи по мере работы над произведением.

Первым, кто познакомился с пьесой, стал . Грибоедов лично читал труд баснописцу, и в конце тот изрек:

«Нет. Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила».

Под псевдонимом Александр Чацкий прячется молодой начинающий поэт Саша Васев. Недавно написанное стихотворение «Удачная охота» гуляет по просторам интернета и собирает кучу положительных отзывов.

Цитаты

«Горе от ума» вошло в список самых цитируемых русских произведений. , прочитав пьесу, предрек:

«Половина стихов должна войти в пословицу».

Как в воду глядел. Например, цитату Чацкого:

«Карету мне, карету!»

знает каждый россиянин. И уж тем более фразу:

«Дым Отечества нам сладок и приятен!»

Впрочем, персонаж Грибоедова подарил стране еще много крылатых выражений.

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«Свежо предание, а верится с трудом».
«И все-таки я вас без памяти люблю».
«Велите ж мне в огонь: пойду как на обед».
«Дома новы, но предрассудки стары».
«Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног».

Комедия "Горе от ума" - знаменитое произведение А. С. Грибоедова. Сочинив его, автор мгновенно встал в один ряд с ведущими поэтами своего времени. Появление этой пьесы вызвало живой отклик в литературных кругах. Многие спешили высказать свое мнение по поводу достоинств и недостатков произведения. Особенно горячие споры вызвал образ Чацкого - главного героя комедии. Описанию этого персонажа будет посвящена данная статья.

Прототипы Чацкого

Современники А. С. Грибоедова находили, что образ Чацкого напоминает им П. Я. Чаадаева. На это указывал Пушкин в своем письме к П. А. Вяземскому в 1823 году. Косвенное подтверждение этой версии некоторые исследователи усматривают в том, что первоначально главный герой комедии носил фамилию Чадский. Однако многие опровергают это мнение. Согласно другой теории, образ Чацкого - отражение биографии и характера В. К. Кюхельбекера. Опальный, неудачливый, только что вернувшийся из заграницы человек вполне мог стать прототипом главного героя "Горя от ума".

О сходстве автора с Чацким

Совершенно очевидно, что главный герой пьесы в своих монологах выразил мысли и воззрения, которых придерживался сам Грибоедов. "Горе от ума" - комедия, которая стала личным манифестом автора против нравственных и социальных пороков русского аристократического общества. Да и многие черты характера Чацкого словно списаны с самого автора. По отзывам современников, Александр Сергеевич был порывистым и горячим, подчас независимым и резким. Взгляды Чацкого на подражание иноземцам, бесчеловечность крепостного права, бюрократию - подлинные мысли Грибоедова. Он не раз высказывал их в обществе. Литератора даже однажды действительно обозвали сумасшедшим, когда на светском рауте он горячо и нелицеприятно отозвался о раболепном отношении русских ко всему иностранному.

Авторская характеристика героя

В ответ на критические замечания своего соавтора и давнего друга П. А. Катенина о том, что характер главного героя "сбивчив", то есть весьма непоследователен, Грибоедов пишет: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека". Образ Чацкого для автора - это портрет умного и образованного юноши, попавшего в непростую ситуацию. С одной стороны, он находится в "противуречии с обществом", так как "немножко повыше прочих", сознает свое превосходство и не пытается его скрыть. С другой стороны, Александр Андреевич не может добиться былого расположения любимой девушки, подозревает наличие соперника, да еще неожиданно попадает в разряд сумасшедших, о чем узнает последним. Излишнюю горячность своего героя Грибоедов объясняет сильным разочарованием в любви. Поэтому в "Горе от ума" образ Чацкого получился столь непоследовательным и сбивчивым. Он всем "наплевал в глаза и был таков".

Чацкий в трактовке Пушкина

Поэт раскритиковал главного героя комедии. В то же время Пушкин оценил Грибоедова: ему понравилась комедия "Горе от ума". в интерпретации великого поэта весьма нелицеприятна. Он называет Александра Андреевича обычным героем-резонером, рупором идей единственного умного человека в пьесе - самого Грибоедова. Он считает, что главный герой - "добрый малый", который набрался незаурядных мыслей и острот от другого человека и начал "метать бисера" перед Репетиловым и другими представителями фамусовской гвардии. По мнению Пушкина, такое поведение непростительно. Он считает, что противоречивый и непоследовательный характер Чацкого - это отражение его собственной глупости, ставящей героя в трагикомическое положение.

Характер Чацкого, по мнению Белинского

Известный критик в 1840 году, так же как и Пушкин, отказал главному герою пьесы в практическом уме. Он истолковал образ Чацкого как фигуру абсолютно нелепую, наивную и мечтательную и окрестил его "новым Дон-Кихотом". Со временем Белинский несколько изменил свою точку зрения. Характеристика комедии "Горе от ума" в его интерпретации стала весьма позитивной. Он назвал ее протестом против "гнусной расейской действительности" и счел "благороднейшим, гуманистическим произведением". Подлинную сложность образа Чацкого критик так и не увидел.

Образ Чацкого: толкование в 1860-х годах

Публицисты и критики 1860-х годов стали приписывать поведению Чацкого только социально-значимые и общественно-политические мотивы. Например, увидел в главном герое пьесы отражение "задней мысли" Грибоедова. Он считает образ Чацкого портретом декабриста-революционера. Критик видит в Александре Андреевиче человека, борющегося с пороками современного ему общества. Для него - это персонажи не "высокой" комедии, а "высокой" трагедии. В подобных трактовках облик Чацкого предельно обобщен и толкуется весьма однобоко.

Облик Чацкого у Гончарова

Иван Александрович в своем критическом этюде "Мильон терзаний" представил наиболее проницательный и точный разбор пьесы "Горе от ума". Характеристика Чацкого, по мнению Гончарова, должна быть сделана с учетом его душевного состояния. Несчастная любовь к Софье делает главного героя комедии желчным и почти неадекватным, заставляет произносить длинные монологи перед равнодушными к его пламенным речам людьми. Таким образом, не учитывая любовную интригу, невозможно понять комическую и одновременно трагическую природу образа Чацкого.

Проблематика пьесы

Герои "Горя от ума" сталкиваются Грибоедовым в двух сюжетообразующих конфликтах: любовном (Чацкий и София) и общественно-идеологическом и главный герой). Безусловно, на первый план выходит именно социальная проблематика произведения, но и любовная линия в пьесе очень важна. Ведь Чацкий спешил в Москву исключительно для встречи с Софией. Поэтому оба конфликта - общественно-идеологический и любовный - усиливают и дополняют друг друга. Они развиваются параллельно и одинаково необходимы для понимания мировоззрения, характера, психологии и взаимоотношения героев комедии.

Главный герой. Конфликт любовный

В системе персонажей пьесы Чацкий находится на главном месте. Он связывает две сюжетные линии в единое целое. Для Александра Андреевича имеет главное значение именно любовный конфликт. Он прекрасно понимает, в общество каких людей попал, и вовсе не собирается заниматься просветительской деятельностью. Причина его бурного красноречия не политическая, а психологическая. "Нетерпение сердца" молодого человека ощущается на протяжении действия всей пьесы.

Сначала "говорливость" Чацкого вызвана радостью от встречи с Софией. Когда герой понимает, что от прежних чувств к нему у девушки не осталось и следа, то начинает делать непоследовательные и дерзкие поступки. Он остается в доме Фамусова с единственной целью: узнать, кто стал новым возлюбленным Софии. При этом у него совершенно очевидно "ум с сердцем не в ладу".

После того как Чацкий узнает об отношениях Молчалина и Софии, он впадает в иную крайность. Вместо любовных чувств его охватывают озлобление и бешенство. Он обвиняет девушку в том, что она его "надеждой завлекла", гордо заявляет ей о разрыве отношений, клянется, что "отрезвился... сполна", но при этом собирается излить на мир "всю желчь и всю досаду".

Главный герой. Конфликт общественно-политический

Любовные переживания увеличивают идейное противостояние Александра Андреевича и фамусовского общества. Сначала Чацкий относится к московской аристократии с ироничным спокойствием: "...я в чудаках иному чуду/ Раз посмеюсь, потом забуду..." Однако, по мере того как он убеждается в равнодушии Софии, его речь становится все более дерзкой и несдержанной. Все в Москве начинает его раздражать. Чацкий затрагивает в своих монологах многие актуальные проблемы современной ему эпохи: вопросы о национальной самобытности, крепостном праве, образовании и просвещении, настоящей службе и так далее. Он говорит о серьезных вещах, но при этом от возбуждения впадает, по словам И. А. Гончарова, в "преувеличения, в почти нетрезвость речи".

Мировоззрение главного героя

Образ Чацкого - это портрет человека со сложившейся системой мировоззрением и моралью. Он считает главным критерием оценки личности стремление к знаниям, к прекрасным и высоким материям. Александр Андреевич не против работы на благо государства. Но постоянно подчеркивает разницу между "служить" и "прислуживаться", которой придает принципиальное значение. Чацкий не боится общественного мнения, не признает авторитетов, бережет свою независимость, чем вызывает страх у московских аристократов. Они готовы признать в Александре Андреевиче опасного бунтовщика, посягающего на самые святые ценности. С точки зрения фамусовского общества, поведение Чацкого нетипично, а стало быть - предосудительно. Он "с министрами знаком", но никак не пользуется своими связями. На предложение Фамусова жить "как все" отвечает презрительным отказом.

Во многом соглашается со своим героем Грибоедов. Образ Чацкого - это тип просвещенного человека, свободно выражающего свое мнение. Но в его высказываниях нет радикальных и революционных идей. Просто в консервативном фамусовском обществе любое отклонение от привычной нормы кажется возмутительным и опасным. Недаром в конце концов Александра Андреевича признали безумцем. Герои "Горя от ума" только так могли объяснить для себя независимый характер суждений Чацкого.

Заключение

В современной жизни остается как никогда актуальной пьеса "Горе от ума". Образ Чацкого в комедии - центральная фигура, которая помогает автору на весь мир заявить о своих мыслях и воззрениях. Волей Александра Сергеевича главный герой произведения поставлен в трагикомические условия. Его порывистые обвинительные речи вызваны разочарованием в любви. Однако проблемы, которые поднимаются в его монологах, - темы вечные. Именно благодаря им комедия вошла в список самых известных произведений мировой литературы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.