Гончаров биография краткая интересные факты. Пять интересных фактов из жизни гончарова

Гончаров Иван Александрович (6.06.1812г. – 15.09.1891г.) – русский писатель, а также член-корреспондент Академии наук.

Биография

Родился Иван Гончаров 6.06.1812г. в Симбирске в семье, принадлежащей купеческому сословию. Отец умер, когда Ивану было семь лет. Важную роль в судьбе Ивана Гончарова сыграл его крестный, Трегубов Николай Николаевич, бывший отставным моряком, который вложил немало сил в воспитание мальчика, а также в его образование.

Начальное свое образование Иван получал дома, под началом крестного, а потом в частном пансионе. В десять лет Иван Гончаров поступил (по настоянию матери) в Московское коммерческое училище, где проучился восемь лет, однако вспоминал он впоследствии проведенные в училище годы как трудные и малоинтересные. Учеба в коммерческом училище Гончарова не увлекала, зато истинным наставником его стала отечественная литература. Достигнув восемнадцати лет, Гончаров сумел убедить мать добиться его отчисления из училища в 1830 году. Год спустя, в 1831 он поступил на словесный факультет Московского университета, сдав успешно экзамены.

В 1834г. Иван Гончаров окончил университет, но в Симбирск возвращаться после этого он не хотел. Однако, получив заманчивое предложение от симбирского губернатора занять место его секретаря, Гончаров согласился. Служба оказалась скучной, и, проведя долгих и неинтересных одиннадцать месяцев в Симбирске, Гончаров все же уехал в Петербург, где устроился переводчиком иностранной переписки в министерстве финансов.

В Петербурге произошло сближение Гончарова с семьей Майковых, чей дом был одним из культурных очагов Петербурга.

Постепенно Гончаров занялся серьезным литературным творчеством. Сороковые годы стали началом расцвета его творчества. В это время Гончаров написал первый свой роман, получивший название «Обыкновенная история». Это произведение Гончаров первым из своих литературных трудов признал достойным печати. Вначале писатель читал его в салоне Майковых и кружке Белинского, затем «Обыкновенная история» напечатана была в 1847 году на страницах журналах «Современник», а в 1848 она вышла уже отдельным изданием.

В 1852г. Гончаров, который служил переводчиком в министерстве финансов (во внешнеторговом департаменте) назначен был секретарем адмирала Путянина, с которым отправился на фрегате «Паллада» к берегам Японии для ведения мирных переговоров. С самого начала этого своего путешествия Иван Гончаров начал вести путевой журнал. Материалы данного журнала легли впоследствии в основу книги «Фрегат «Паллада». Длилась данная экспедиция два с половиной года, за это время Ивану Гончарову удалость побывать в Китае, Индонезии, Японии, В Южной Африке, Англии, на Филиппинах, а также на множестве океанских островов. По окончании экспедиции, высадившись на побережье Охотского моря, Гончаров сухим путем проехал через всю территории России, возвратившись в Петербург в феврале 1855г.

Уже в апреле 1855 опубликован был первым очерк о проделанном путешествии в «Отечественных записках», а последующие фрагменты – в «Морском сборнике». В 1858 сочинение это вышло уже отдельным изданием, став крупным литературным событием.

После завершения путешествия Иван Гончаров возвратился ненадолго в департамент министерства финансов, а вскоре получил место цензора. Должность эта была связана уже непосредственно с литературой, хотя и являлась трудной и хлопотной. Вскоре должностью цензора Гончаров начал тяготиться и вышел в 1860 году в отставку.

В 1859г. вышел роман «Обломов», после чего впервые прозвучал термин «обломовщина». Гончаров через судьбу главного героя романа «Обломов» показал целое социальное явление. Многие читатели в образе «Обломова» также увидели философское осмысление национального русского характера, а также намек на возможность иного, особого нравственного пути, в противовес суете всепоглощающего «прогресса» В романе «Обломов» Гончаров совершил художественное открытие, создав произведение гигантской обобщающей силы.

Слава одного из наиболее выдающихся русских литераторов пришла к Гончарову именно после выхода в свет и огромного успеха у читателей романа «Обломов». Вскоре после этого фурора Гончаров начал работу над романом «Обрыв». Одновременно, вынужденный зарабатывать на жизнь, Гончаров занял должность редактора газеты «Северная почта», а годом позже он назначен был членом совета по делам печати, вновь перейдя к цензорской деятельности. В 1867 году Гончаров вышел в отставку по собственному прошению.

Над последним романом «Обрыв» Иван Гончаров трудился около двадцати лет. Периодически он впадал в апатию, полагая, что закончить это произведение у него не хватит сил. Однако, превозмогая нравственные и физические недуги, ценой огромных усилий, Гончаров закончил такие роман «Обрыв», ставший завершающей частью трилогии и последним крупным литературным произведением Гончарова. После его завершения писатель, бывший одиноким и больным, часто стал поддаваться душевной депрессии. При этом он не оставлял литературную деятельность, написав ряд очерков. Помимо этого, Гончаров переписывался и общался с другими литераторами.

Оставшись в полном одиночестве, в сентябре 1891г. Гончаров простудился и спустя несколько дней умер на восьмидесятом году жизни от воспаления легких.

Литературное наследие Гончарова

  • Иван Гончаров создал масштабную литературную трилогию, состоящую из романов, каждый из которых отражает определенный период исторического развития России. В произведениях «Обыкновенная история», «Обломов», а также «Обрыв» Гончаров создал литературные образы, характерные для каждого из этих этапов развития и являющиеся составными элементами общей картины угасающей эпохи крепостничества.

Важные даты биографии Гончарова

  • 6.06.1812г. – родился в городе Симбирске.
  • 1822 год – отправлен в Москву на учебу в коммерческом училище.
  • 1830 год – оставил учебу в училище.
  • 1831 год – поступил в Московский университет, на словесный факультет.
  • 1834 год – окончание университета. Переезд в Санкт-Петербург, работа переводчиком иностранной переписки.
  • 1847 год – «Обыкновенная история» печатается в журнале «Современник.
  • 1848 год – выход «Обыкновенной истории» отдельным тиражом.
  • 1852-1855 – путешествие на фрегате «Паллада».
  • 1855 – публикация в журналах глав из «Фрегата «Паллада».
  • 1858 – выход «Фрегата «Паллада» отдельным изданием.
  • 1959 – выход романа «Обломов».
  • 1960 – Гончаров уходит в отставку с занимаемой им должности цензора.
  • 1867 – окончательный уход Гончарова со службы в цензурном департаменте.
  • 1868 – выход заключительного романа «Обрыв».
  • 15.091891г. – смерть Гончарова после внезапно развившейся болезни.
  • Обучаясь в московском коммерческом училище, юный Иван Гончаров взахлеб читал, открыв для себя русскую литературу. Иван зачитывался Карамзиным, ставшим его наставником в нравственной сфере, но настоящим открытием для юноши стал «Евгений Онегин» Пушкина, который выходил в то время отдельными главами. Интересно, что это молитвенное почти отношение к имени Пушкина и к его творчеству Иван Гончаров сохранил на протяжении всей жизни.

На Никольское кладбище писателя провожала большая процессия, ко гробу возложили около тридцати венков: от студентов Санкт-Петербургского университета и других учебных заведений, от редакций газет и журналов, от русского музыкального общества. За гробом шла большая процессия.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) умер не забытым. И это при том, что опубликовал всего три крупных романа, причем последний – более, чем за 20 лет до смерти. В статье "Лучше поздно, чем никогда" он объяснял, почему не отличается плодовитостью: "Не могу, не умею! То есть не могу и не умею ничего писать иначе, как образами, картинами, и притом большими, следовательно писать долго, медленно и трудно. То, что не выросло и не созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу! У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, – и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней прирастало".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку любопытных фактов о жизни и творчестве литератора.

1. Заглавия трёх главных романов Гончарова начинаются на "Об": "Обыкновенная история" (1847), "Обломов" (1859), "Обрыв" (1869). "Все они тесно и последовательно связаны между собою, как связаны отразившиеся в них, как в капле воды, периоды русской жизни. Я вижу не три романа, а один", – писал он. Роман "Обрыв" Гончаров писал в общей сложности 20 лет. "Обрыв" - это дитя моего сердца; я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил", – писал Гончаров Афанасию Фету .

2. Гончаров учился в Московском университете на словесном факультете (1831-1834). Его однокурсником был Михаил Лермонтов. Писатель вспоминал о нём: «смуглый, одутловатый юноша с чертами лица как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним».

3. В 1847 году Гончаров опубликовал в "Современнике" свой первый роман "Обыкновенная история", а в мае 1848 года узнал, что в "Отечественных записках" собираются опубликовать книгу английской писательницы Елизаветы Инчбольд-Симпсон с тем же названием - "Simply story". Роман вышел в 1791 году, за полвека его успели прочесть в России в оригинале. Гончаров написал редактору "Отечественных записок" Краевскому, что при выходе его повести многие «основываясь только на сходстве заглавий, говорили, что я перевёл свое сочинение с английского» и умолял издать роман под заглавием "Простая история".

4. У Гончарова были непростые отношения с Тургеневым . Как-то Иван Александрович доверчиво рассказал своему другу и тёзке план будущего романа "Обломов", а в 1855 году прочёл ему отрывок из романа "Обрыв" (до выхода его в свет оставалось четырнадцать лет). Через год Гончаров услышал, как Тургенев читает вслух рукопись "Дворянского гнезда" и пришёл к мысли, что тургеневская повесть – не что иное, как плагиат романа "Обрыв". Тургенев не стал отпираться и даже согласился вырезать из романа сцену, похожую на одну из сцен «Обрыва». Это лишь укрепило подозрения Гончарова. Когда в 1860-м году вышел тургеневский роман "Накануне", Гончаров "опознал" в нем мотивы из еще не опубликованного "Обрыва". Он открыто обвинил Тургенева в плагиате, а Тургенев в свою очередь пригрозил ему дуэлью. 29 марта 1860 год состоялся третейский суд. Гончарову не удалось доказать справедливости своих претензий. Тургенев объявил, что всякие дружеские отношения между ним и Гончаровым прекращены и удалился. Впоследствии они помирились и даже возобновили переписку, но былая доверительность между ними была уже утрачена. Гончаров обвинял Тургенева еще и в том, что якобы с первой части "Обыкновенной истории" списан сюжет "Вешних вод" (только действие перенесено во Франкфурт). Тургеневу удался его якобы плагиат, потому что он развил, прописал тех героев и те детали "Обыкновенной истории", которые у Гончарова остались в тени, и тем добился внешней непохожести произведений. С годами мнительность Гончарова возрастала: даже в ряде произведений западноевропейских писателей (например, у Флобера в "Госпоже Бовари" и "Воспитании чувств") он стал усматривать преломление идей, образов и сюжетных мотивов "Обрыва". Гончаров считал, что этот материал западным литераторам передал не кто иной, как Тургенев.

5. Гончаров очень сердился, когда о романе "Обломов" судили только по его первой части, где Илья Ильич представлен помещиком-лежебокой (до встречи с Ольгой Ильинской). Он писал Льву Толстому в 1858 году: "Не читайте первой части "Обломова", а если удосужитесь, то почитайте вторую часть и третью: они писаны после, а та в 1849 году и не годится".

Иван Гончаров прожил долгую жизнь. И выпустил в свет всего лишь три произведения. Но какие это произведения! В сентябре 2013 года исполнилось 122 года со дня смерти этого выдающего русского прозаика. Когда Гончарова хоронили на Никольском кладбище, почитатели его таланта принесли около тридцати венков.

Среди них были венки от многих редакций журналов и газет, от русского музыкального общества, от студентов разных учебных заведений, в том числе и Санкт-Петербургского университета. За гробом писателя шла очень большая траурная процессия.

Вот несколько интересных фактов из биографии писателя:

1. Названия всех трёх романов писателя начинаются на «Об». «Обыкновенная история» был издан в 1847 году. В 1859 году вышел в свет роман «Обломов». Итоговый роман «Обрыв» написан в 1869 году. Произведения неразрывно связаны между собой. Сам писатель говорил, что это словно один роман, отражающий разные периоды жизни русского общества.

Последний роман Гончаров писал около 20 лет. «"Обрыв" - это дитя моего сердца; я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил», – писал Иван Гончаров в письме к Афанасию Фету.

2. Писатель в 1834 году окончил Московский университет, факультет словесности. С ним на курсе учился Михаил Лермонтов. «Смуглый, одутловатый юноша с чертами лица как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним» – вспоминал о Лермонтове Гончаров.

3. Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Гончаров выпустил в журнале «Современник». Через некоторое время писатель узнает, что «Отечественные записки» готовят к публикации книгу английской писательницы Елизаветы Инчбольд-Симпсон с похожим названием «Simply story».

Впервые изданное в 1791 году, это произведение и в России уже прочли в оригинале. Гончаров писал письмо Краевскому, редактору «Отечественных записок» с просьбой поменять заглавие на «Простую историю». Он говорил, что при выходе в свет его произведения читатели «основываясь только на сходстве заглавий, говорили, что я перевёл свое сочинение с английского».

4. Отношения Гончарова и Тургенева были непростые. Как-то Гончаров поведал тёзке, которого считал другом, план своего «Обломова». Затем, в 1855 году, прочел ему отрывок из «Обрыва». Гончаров опубликовал свой роман спустя четырнадцать лет после этого случая. И вдруг Гончаров слышит, как Тургенев читает рукопись своего «Дворянского гнезда», и улавливает там необычайное сходство со своим «Обрывом».

Поскольку Тургенев не имел возражений на высказанные претензии, подозрения Гончарова в плагиате еще более укрепились. Тургенев обещал убрать из своего романа сцену, совпадающую с «Обрывом». В 1860 году Тургенев издал роман «Накануне».

Гончаров распознал там откровенный плагиат на его неопубликованный еще роман «Обрыв» и выступил с обвинениями против такого тургеневского поступка. В ответ Иван Тургенев заявил, что вызовет Гончарова на дуэль.

В марте 1860 года на третейском суде Гончаров не смог доказать обоснованность своих претензий к Тургеневу. Тургенев поначалу разорвал дружбу с Гончаровым, затем писатели примирились и даже переписывались некоторое время. Однако былое доверие между ними так и возобновилось.

Претензии Гончарова касались также произведения Тургенева «Вешние воды». Писатель утверждал, что, несмотря на то, что город, где развиваются у Тургенева события, изменен на Франкфурт, схожесть сюжетной линии свидетельствует о плагиате с его «Обыкновенной истории».

С течением времени Гончаров не оставил своих подозрений. Напротив, они только усилились. Он усматривал плагиат даже в произведениях Флобера «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Гончарову казалось, что многие идеи и детали списаны с его «Обрыва». А возник этот плагиат, якобы, по вине Тургенева, который снабдил западных литераторов необходимым материалом.

5. Очень расстраивался Гончаров, если читатели, прочтя первую часть его романа «Обломов», делали выводы обо всем произведении в целом. Илья Ильич в первой части, до своей встречи с Ольгой Ильинской, предстает этаким помещиком-ленивцем.

В 1858 году Гончаров Льву Толстому: "Не читайте первой части "Обломова", а если удосужитесь, то почитайте вторую часть и третью: они писаны после, а та в 1849 году и не годится".

Иван Гончаров прожил долгую жизнь. И выпустил в свет всего лишь три произведения. Но какие это произведения! В сентябре 2013 года исполнилось 122 года со дня смерти этого выдающего русского прозаика. Когда Гончарова хоронили на Никольском кладбище, почитатели его таланта принесли около тридцати венков.

Среди них были венки от многих редакций журналов и газет, от русского музыкального общества, от студентов разных учебных заведений, в том числе и Санкт-Петербургского университета. За гробом писателя шла очень большая траурная процессия.

Вот несколько интересных фактов из биографии писателя:

1. Названия всех трёх романов писателя начинаются на «Об». «Обыкновенная история» был издан в 1847 году. В 1859 году вышел в свет роман «Обломов». Итоговый роман «Обрыв» написан в 1869 году. Произведения неразрывно связаны между собой. Сам писатель говорил, что это словно один роман, отражающий разные периоды жизни русского общества.

Последний роман Гончаров писал около 20 лет. «"Обрыв" - это дитя моего сердца; я слишком долго носил его под ложечкой, оттого он и вышел большой и неуклюжий. Я его переносил», – писал Иван Гончаров в письме к Афанасию Фету.

2. Писатель в 1834 году окончил Московский университет, факультет словесности. С ним на курсе учился Михаил Лермонтов. «Смуглый, одутловатый юноша с чертами лица как будто восточного происхождения, с чёрными выразительными глазами. Он казался мне апатичным, говорил мало и сидел всегда в ленивой позе, полулежа, опершись на локоть. Он не долго пробыл в университете. С первого курса он вышел и уехал в Петербург. Я не успел познакомиться с ним» – вспоминал о Лермонтове Гончаров.

3. Свой первый роман «Обыкновенная история» Иван Гончаров выпустил в журнале «Современник». Через некоторое время писатель узнает, что «Отечественные записки» готовят к публикации книгу английской писательницы Елизаветы Инчбольд-Симпсон с похожим названием «Simply story».

Впервые изданное в 1791 году, это произведение и в России уже прочли в оригинале. Гончаров писал письмо Краевскому, редактору «Отечественных записок» с просьбой поменять заглавие на «Простую историю». Он говорил, что при выходе в свет его произведения читатели «основываясь только на сходстве заглавий, говорили, что я перевёл свое сочинение с английского».

4. Отношения Гончарова и Тургенева были непростые. Как-то Гончаров поведал тёзке, которого считал другом, план своего «Обломова». Затем, в 1855 году, прочел ему отрывок из «Обрыва». Гончаров опубликовал свой роман спустя четырнадцать лет после этого случая. И вдруг Гончаров слышит, как Тургенев читает рукопись своего «Дворянского гнезда», и улавливает там необычайное сходство со своим «Обрывом».

Поскольку Тургенев не имел возражений на высказанные претензии, подозрения Гончарова в плагиате еще более укрепились. Тургенев обещал убрать из своего романа сцену, совпадающую с «Обрывом». В 1860 году Тургенев издал роман «Накануне».

Гончаров распознал там откровенный плагиат на его неопубликованный еще роман «Обрыв» и выступил с обвинениями против такого тургеневского поступка. В ответ Иван Тургенев заявил, что вызовет Гончарова на дуэль.

В марте 1860 года на третейском суде Гончаров не смог доказать обоснованность своих претензий к Тургеневу. Тургенев поначалу разорвал дружбу с Гончаровым, затем писатели примирились и даже переписывались некоторое время. Однако былое доверие между ними так и возобновилось.

Претензии Гончарова касались также произведения Тургенева «Вешние воды». Писатель утверждал, что, несмотря на то, что город, где развиваются у Тургенева события, изменен на Франкфурт, схожесть сюжетной линии свидетельствует о плагиате с его «Обыкновенной истории».

С течением времени Гончаров не оставил своих подозрений. Напротив, они только усилились. Он усматривал плагиат даже в произведениях Флобера «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств». Гончарову казалось, что многие идеи и детали списаны с его «Обрыва». А возник этот плагиат, якобы, по вине Тургенева, который снабдил западных литераторов необходимым материалом.

5. Очень расстраивался Гончаров, если читатели, прочтя первую часть его романа «Обломов», делали выводы обо всем произведении в целом. Илья Ильич в первой части, до своей встречи с Ольгой Ильинской, предстает этаким помещиком-ленивцем.

В 1858 году Гончаров Льву Толстому: "Не читайте первой части "Обломова", а если удосужитесь, то почитайте вторую часть и третью: они писаны после, а та в 1849 году и не годится".

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

ГОНЧАРОВ Иван Александрович , русский писатель.

"Чтение было моей школой..."

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - "невообразимую смесь... почти выученную наизусть". В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало "страсть к чтению" и "формировало перо". Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале "Телескоп" две главы из романа Э. Сю "Атар-Гюль" (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: "кипами исписанной бумаги... топил печки". В 1842 он написал очерк "Иван Савич Поджабрин", напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому "для прочтения и решения, годится ли он". Этот роман - "Обыкновенная история" - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в "Современнике" в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин, справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник "бьет обе эти крайности", признавался: "Я ничего не знаю умнее этого романа". Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую "обыкновенную историю" охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат "Паллада"

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате "Паллада". Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции "явилась охота писать", и Гончаров "набил целый портфель путевыми записками". Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием "Фрегат "Паллада". У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. "Параллель между своим и чужим", острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все "прикидывать" "на свой аршин" обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью "блестящего, увлекательного рассказчика".

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в "предмет негодования либералов" (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с "юношескими утопиями в социальном духе" и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы ("Записки охотника" И. С. Тургенева, "Тысяча душ" А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету "Северная почта", что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, "нервозный", упрямо удалялся от литературного мира. "Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей" составили его житейский идеал: "Это впоследствии называли во мне обломовщиной".

"Я был счастлив успехом "Обломова"

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава "Сон Обломова" - "увертюра всего романа". Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста "Обломова" (1859), сразу завоевавшего огромный успех: "Обломов и обломовщина... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи" (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова "Что такое обломовщина" (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, "совершенно инертным" и "апатичным" барином, символом косности крепостнической России. Эстетическая критика, напротив, видела в герое "самостоятельную и чистую", "нежную и любящую натуру", далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение "артистического идеала" самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал "Обломова" "совершеннейшим созданием" писателя.

Последний роман

"Обрыв" (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе "нигилиста" Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в "Обрыве". Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После "Обрыва" имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется "критический этюд" "Мильон терзаний" (1872), посвященный постановке "Горя от ума" А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы "Горя от ума", что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.