Где проживают саамы. Жизнь саамов. Традиционные занятия, блюда, наряды


Саамы - малочисленный северный народ. Их численность по разным подсчетам колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Представителей этой народности можно встретить на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России. Согласно данным Всероссийской переписи населения, предоставленным в 2010 году, на территории РФ насчитывается около 1800 саамов. Несмотря на малочисленность, саамы стремятся сохранять самобытность, соблюдать древние обычаи и свои особенности быта.


Лапландинцы, лопари, саамы

Столь малочисленный народ несколько раз за историю своего существования менял название. Традиционно саамов относят к фино-уграм, но многие ученые склоняются к тому, что прямыми их предками были представители более древней народности - псковской чуди.


Русские и скандинавы ввели свои названия саамов «лопари», «лопь», «лапняне». Чуть позже их нарекли «лапландинцами», а территорию, на которой они обитали - Лапландией. Впоследствии самоназвание саамы стало наиболее распространенным и закрепилось в сознании современников.


Перемены в их размеренную жизнь внесла вторгшаяся цивилизация, особенно сильно на традиционной культуре саамов отразились Великая Октябрьская революция и советские колхозы. Им пришлось ломать свои устои и осваивать новый образ жизни. Но сейчас многие саамы объединяются в группы, чтобы сохранить оставшиеся самобытные традиции и возродить утраченные.

Особенности саамов

Ученые и путешественники, которым довелось встречаться с саамами, описывают их по-разному. Судя по их наблюдениям, саамы имеют небольшой рост, худощавы и жилисты. Среди них сложно встретить упитанных людей, это связано с особенностями питания. Крупный череп, большие голубые глаза, покатый лоб, плоский нос, темные волосы - именно таким является обобщенный портрет представителей этой народности. Они ловкие, быстрые и выносливые, что обусловлено их полукочевым образом жизни.


Саамы осторожны, недоверчивы и подозрительны ко всему незнакомому - их замкнутость и среда обитания накладывают определенный отпечаток на психическое и эмоциональное развитие. Они хитры, порой бывают жадными и эгоистичными. В то же время, исследователи отмечают их верность и преданность партнеру, честность, гостеприимство. Обладают саамы и развитыми умственными способностями. Это подтверждает тот факт, что они сами полностью обеспечивают себя всем необходимым.


Традиционные занятия, блюда, наряды

Вплоть до XVII века единственными занятиями саамов были ловля рыбы и охота. А позже произошло активное развитие оленеводства, которое для многих стало основным промыслом. Саамы, живущие на побережьях, занимаются ловлей ценных видов рыбы. Также распространен пушной промысел.

Традиционная еда саамов - блюда из оленины, рыбные продукты. Большинство с удовольствием пьют оленье молоко и употребляют продукты, созданные на его основе.


Национальной одеждой мужчин и женщин является юпа (куфт) - суконная или холщовая рубаха прямого кроя. Мужчины подвязывали его кожаным поясом, на котором традиционно висели нож, огниво, кошелек и амулеты. Они также носили рубахи из яркого ситца в комплекте с суконными или кожаными штанами. Женщины наряжались в рубахи или сарафаны из сатина, дополнялся комплект передником. Зимой основой гардероба становилась одежда из шкур оленей и утепленные суконные шапки. Летом же голову замужней женщины украшает похожая на кокошник шамшура, а девушки носят повязку в виде цилиндра. В качестве обуви выступают каньги, основу которой составляют мех или замша из оленей шкуры. В холода используют яры - высокие меховые сапоги.

Религия саамов отличается в зависимости от их места проживания. В Скандинавских странах основная масса верующих исповедует лютеранство, в России - православие.

Жизнь современных саамов в Финляндии и в России

В последнее время в России уделяется немало внимания проблемам и сложностям существования и развития малых народов. Но тем не менее, саамы в Финляндии проживают в чуть более лучших условиях. Там существует культурная автономия, которая защищает права саамов как старейших жителей Финляндии. Их образ жизни, культурные и религиозные обычаи, национальные традиции защищены законом.


Российские саамы тоже стремятся к изучению своих корней. Молодые представители этой народности все активнее проявляют интерес к изучению родного языка, исторических фактов, культурных обычаев.

Необычные факты о саамах


Для возрождения и популяризации родного языка при поддержке зарубежных саамов в России было создано саамское радио. Его работа основана на энтузиазме активных представителей этого малого народа и позволяет привлечь общественность к проблеме исчезновения исторических диалектов.

У финских саамов существовала очень популярная единица измерения - поронкусема. Она обозначала расстояние, которое олень способен пройти без остановки до опорожнения, и равнялась приблизительно 7,5 км. В настоящее время это слово используется для обозначения заранее неизвестного расстояния.


Саамы имеют свою футбольную сборную, которая в 2006 году одержала победу на чемпионате мира по футболу среди непризнанных сборных.

Саамы, как и представители других северных народов, в древности кастрировали оленей зубами. Такой способ делал животных более послушными, но в отличие от полного удаления ножом, не влиял на выработку тестостерона, который помогает оленям набирать необходимую мышечную массу. Да и во времена неразвитой ветеринарии этот способ был более стерильным, чем оставление открытых ран.


Один из трагических эпизодов в истории саамов отражен в полнометражном фильме. Он был снят в 2008 году и носит название «Восстание в Каутокейно».

Кажется невероятной история о том, как .

Саамы — это немногочисленный народ, который проживает на землях Северной Европы и Кольском полуострове. Второе название — финно-угорская народность. Себя они называют кильдами, а еще к неофициальным названиям относят — лапландцев и лопарей.

Численность

Всего в мире насчитывается примерное количество саамов от 60 до 80 тыс. человек. Больше всего их проживает в Норвегии — 38 тыс. Также саамы встречаются в Швеции — 20 тыс. и в Финляндии — 6 тыс. человек. В России проживает примерно 1,8 тыс. саамов, больше всего в Мурманской области.

Языковая группа

Саамы разговаривают на родном саамском языке, а также на одном или нескольких языках прилежащих территорий. Территорию саамов называют Лапландией, но она никогда не была самостоятельным государством, а лишь разделена между такими странами:

  • Россия (Кольский полуостров);
  • Финляндия;
  • Швеция;
  • Норвегия.

Помимо этого, существует 11 разновидностей саамского языка. Только один из них считается мертвым языком, а 6 — имеет даже свою письменность. Все они входят в группу финно-угорских языков уральской семьи, но имеют особенность, потому как отличаются от других составляющих группы. Диалекты саамов:

  • западный (умеоский (ууме) и питеоский (пите));
  • северный (лулеоский (лууле));
  • южный;
  • восточный (торнеоский, кемский (кемми)), кильдинский, йокаганьгский (терско-саамский), нотозерский (колта), бабинский (аккала — вымерший язык), инари.

Письменность на основе латиницы была в саамов изначально введена, но в наше время пользуются кириллицей. Саамский язык требует поддержки в сохранении со стороны государств, в которых проживают народности, иначе они также будут на пороге исчезновения.

Происхождeниe народа

Научные исследования показывают, что саамы имеют сходство с басками и берберами, а также с сибирскими народностями. Саамы для историков остаются загадкой, потому как происхождение в саамов одно, а язык относиться совершенно к другим группам, которые не свойственны первым. Предположений и гипотез очень много, но единственное точное утверждение, что этот народ возник только в процессе слияния многих народностей, племен и общин на протяжении длительного времени, то есть веков.


Религия

Выбор религии зависит от страны проживания, традиций общин и духовного наследования. И так, в саамов встречается христианство таких форм:

  • православие;
  • лютеранство;
  • лестадианство (скандинавская разновидность лютеранства).

Также отдельное место занимает шаманство.

Быт, культура и традиции

Так как этот народ проживает на северной части Земли и здесь постоянные холода, то и занятия были соответствующими: охота, рыболовля, разведение оленей. Это полукочевой народ в прошлом.

Очень красивая традиционная одежда в ярком красно-синем тоне. Но костюмы отличаются, в зависимости от места проживания. Так в финнов и норвежцев в летнее время — гакти, а в зимнее — печок, в россиян — юпа и торк.

Жилье имело различные формы:

  • амбары;
  • избы;
  • вежа;
  • погосты;
  • тупа;
  • кувакса;

В питании саамы отдают предпочтение оленине и рыбе, пьют чай. Из сосновой коры делают муку и пекут лепешки.

В быту делятся обязанности на мужские и женские, а также по возрастным категориям. Своих детей женили и выдавали замуж только в своем погосте, разрешался брак кузенов. Обычно выбор невесты происходил на семейных сборах по праздникам, без мнения будущей жены.

Очень суеверны, существует множество поверий, которых придерживаются или опасаются. К примеру, женщина не может ввойти через ту дверь, в которую ввошел охотник, иначе быть беде. Верят также в духов, загробную жизнь и привидений.

Саамы — самый загадочный народ нашего времени. И самое важное, что имея разные национальности на одной ”Большой Саамской земли” в разных странах, не имея своего государства, саамы стараются поддерживать связь друг с другом. Они создают общины разные, чтобы сохранить и пронести культуру, быт и традиции через многие годы. Все для того, чтобы их потомки смогли увидеть кто они. Возможно, что когда-то придуманная страна Лапландия станет реальной.

Саамы, живущие в сказочной, но такой далекой и холодной Лапландии, не верят в Санта-Клауса, ведь у них свой «Дед Мороз». Коренной народ севера, выживший на недружелюбной арктической территории, очаровывает самобытностью, бережным отношением к природе и духам предков.

Название

Раньше народы, занимавшие территории современной Лапландии и Ладожского озера, называли «лопарями», или «лапландцами», в древнерусской Новгородской летописи 1216 года встречается имя «лопь». Похожи по звучанию и финские экзонимы lappi, или lappalainen: так называли не только саамов, но и всех представителей диких племен. Есть версия, что к ним относится наименование finn, встречающееся во многих Средневековых источниках.

Исследователи считают, что это выражение принесли викинги, обитавшие в Скандинавии и районе Ладожского озера в начале второго тысячелетия нашей эры. От них слово lapp переместилось в шведский язык, закрепилось в письменных источниках и до XX века употреблялось в отношении лапландцев. Определение нельзя назвать корректным, поскольку оно относится ко всем жителям региона Лапландия, который населяют представители разных народностей.
Самоназвание нации абсолютно другое - sami, «саами», «сами», а также «саммъ» и «саммьленч» для саамов Кольского полуострова. Основная версия происхождения относит к корням ẑeme, sabme, zemas балтийского типа, которые означают «земля», «низменный», «низкий». Еще одна версия отсылает к уральским этнонимам с корнем sa(a)m, значащим «речной», «водный».

Где живут

Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы.
К ним относятся Россия, Норвегия, Швеция и Финляндия, где саамы имеют статус коренного народа. Незначительная часть народности живет на Украине и в Северной Америке: к числу последних относятся потомки мигрировавших на Аляску. Можно выделить 4 этнографические группы саамов, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:

  1. Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
  2. Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют оленеводство. Образ жизни - полукочевой.
  3. Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска, а летом и осенью ведется добыча семги.
  4. Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России. В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали. Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.

В последние годы саамы остро чувствуют свою национальную принадлежность, называют свою страну Sápmi, или Сапми, имеют национальный гимн и флаг, в исторических странах проживания есть выборный парламент, играющий представительские функции. С 1992 года 6 февраля отмечается День саамского народа.

Численность

По оценкам, число саамов колеблется от 60 до 80 тысяч человек. Численность саамов по странам составляет:

  • Норвегия: 40-60 тысяч.
  • Швеция: 17-20 тысяч.
  • Финляндия: 6-8 тысяч.
  • Россия: 2 тысячи.

Меньше всего саамов живет в России, подавляющее большинство из них ведет оседлый образ жизни в поселках Мурманской области. Самым «саамским» считается район сельского поселения Ловозеро, где постоянно проживают 860 представителей народности. Примерно одинаковые показатели у села Ревда - 144 человека, и города Мурманска - 137 человек.
Число саамов в России на протяжении последнего столетия держится на уровне двух тысяч человек. Так, в 1897 году их численность составляла 1812 человек, а в 2010 ненамного меньше - 1771 человек.

Язык

Группу саамских языков относят к уральской языковой семье, ее финно-угорской ветви. Он занимает обособленное место, поскольку треть слов не входит в эту категорию. Происхождение лексики не удалось установить до сих пор.
Считается, что она пришла в саамский из языка древнейшего европейского населения, которое позднее было ассимилировано саамами или угро-финнами. Существует и более интересная версия, которая говорит, что саамы и были тем самым коренным населением, жившим на территории Лапландии и чуть южнее уже в четвертом тысячелетии до нашей эры.


  1. Восточная - на нем разговаривают саамы Финляндии и России.
  2. Западная - язык саамов Швеции, Норвегии и части Финляндии.

Конечно, общие элементы сохранились, однако глобальные различия настолько значимы, что исследователи выделяют их как разные языки, а представители народности разных стран с трудом понимают друг друга.
В Норвегии и Швеции саамский язык носит статус государственного, наряду с другими национальными. В России официальный статус ему не присвоен, а изучение его в школах ведется лишь в начальных классах в местах проживания народности. Первый алфавит, схожий с латинским, был создан в 1920 году, после, вплоть до 1934 года, несколько раз модернизировался. Уже к 1937 году был создан кириллический алфавит, однако издание книг на нем практически не велось. Окончательную форму нормы письменности у российских саамов приняли лишь к 1970 году.

История

Саамов можно считать одним из наиболее аутентичных коренных народов севера, на протяжении веков сохранившим национальную принадлежность. Считается, что их предки пришли из Западной Европы еще 10-11 тысяч лет назад, заняв земли, так называемой, Фенноскандии. Это обширная северо-европейская территория, площадью чуть менее 2 миллионов км2, в которую входят Финляндия, Норвегия, Швеция, запад Архангельской губернии и Олонецких островов.
Здесь они ассимилировались с местным населением. Около 7 тысяч лет назад в их формировании приняли участие арктические народы: схожие гаплогруппы нашли, например, с якутами. В этот и последующий период происходит смешение с другими племенами финно-угорской группы.


О саамах было известно еще древним римским и греческим авторам. В том числе под названием finoi о них упоминает Пифей в 325 году до нашей эры. В этот период саамы занимались охотой, рыболовством и собирательством, вели полукочевой образ жизни.
В VII - X веках начинается давление славянских и финно-угорских племен, которое заставляет народ мигрировать все дальше на север, спасаясь от угнетения и налогов. В IX-XI веках они все же попадают в зависимость от Новгородского царства, а затем Московского царства на Кольском полуострове, а также от Дании в регионах Скандинавии.
Из-за неразберихи с принадлежностью северных территорий часто к саамам одновременно приходили сборщики податей от двух, а то и от трех правителей. В XIII-XIV веках ситуация стала более определенной, во многом благодаря походам и политическим решениям Александра Невского.
Русские князья заставляли саамов платить дань пушниной, рыбой, а позже и оленьими шкурами. Именно это привело к изменениям в традиционном укладе их жизни: оленеводство стало стратегически важной отраслью, поскольку позволяло в срок отдавать налоги. С отменой крепостного права дань отменили, однако пришла новая проблема: купцы, зная о слабости всех северных народов до водки, откровенно спаивали саамов, за бесценок выкупая у них промысловые товары.
С приходом советской власти традиционные промыслы и уклад жизни саамов был разрушен. Практика коллективизма, создание колхозов, принуждение к оседлости заставили народность утратить свои знания и навыки. Еще один негативный фактор - разрушение традиционного семейного уклада. Мужчины теперь уезжали на промысел в одиночестве, а жены оставались с детьми в поселках. Это приводило к утрате традиционной передачи знаний от отца к сыну с раннего детства, еще больше погружало мужчин в пьянство.

Внешность

Антропологи относят саамов к уральскому типу, выделяя в нем особую лапоноидную группу. Ее можно определить как переходную от уральской к большой европеоидной. Некоторые исследователи считают, что это промежуточный вариант, сформировавшийся от контактов европеоидов с монголоидами. Третья группа ученых приходит к мнению, что саамы сохранили в себе множество черт древнейшего населения Восточной Европы.


Генетики привносят к портрету собственные черты. По женской линии обнаружены общие гены с басками и берберами - верхнепалеолитического европейского населения. Гаплогруппы V и U5b четко указывают на связь с переселенцами из Восточной Европы, пришедшими в регион сразу после ледникового периода. У мужчин распространена гаплогруппа N, связывающая народность с финнами, якутами, бурятами и удмуртами.
К отличительным чертам внешности саамов можно отнести:

  • низкий рост;
  • чуть согнутые колени;
  • руки, несоразмерно длинные по отношению к телу;
  • светлая кожа и светлые яркие глаза;
  • низкое лицо с большим лбом и малой нижней частью;
  • широко посаженные глаза;
  • иногда встречается эпикантус;


Одежда

Мужская и женская одежда саамов была практически идентичной, у женщин более яркой и украшенной. Нательная одежда состояла из просторной рубахи, сшитой из покупных хлопчатобумажных тканей. Нательные штаны из белой ткани носили в основном мужчины. Летом сверху надевали шерстяные штаны, а зимой все носили стикаки - глухие штаны из замши или оленьих шкур, крепившиеся с помощью шнурка на поясе.


Летом поверх рубахи надевали суконный кафтан с высоким воротником-стойкой, длинными рукавами и разрезом на груди. В Норвегии и Финляндии носили гакти - кафтан черного или синего цвета с вышивками и отделкой в виде лоскутков тканей. На Кольском полуострове ее заменяла суконная прямая рубаха юпа из цельного отреза. У мужчин она была серого цвета, у женщин белого. Манжеты, верхний проем и рукава украшали бисером, цветными лоскутами синего, желтого, зеленого или красного цветов, подол оторачивали меховой тесьмой.
Древняя зимняя одежда саамов - торк, длинная куртка, сшитая из овечьих или оленьих шкур мехом внутрь. Позже сверху или отдельно начали надевать печок: длинную прямую шубу с высоким воротником, сшитую из шкур мехом наружу.

Семейный уклад

Саамы жили поселениями-погостами, в которые входило порядка 80-150 человек, объединенных родовыми связями. Община имела выборного старейшину, вела общее хозяйство, вместе охотилась, летом выходила на промысел, а к зиме возвращалась на прежнее место.
Жили малыми двухпоколенными семьями, число детей доходило до 10-12. Старшие братья уходили из родительского дома и жили собственными семьями, младший оставался с родителями.
Брачный возраст у девушек и юношей был примерно одинаковым: 20-25 лет. Свадьбы проводились по сговору, но мнение невесты учитывалось, и насильно замуж никого не выдавали. Выбор пары происходил на общих праздниках, проходивших несколько раз в год. Затем сваты без жениха направлялись к дому выбранной невесты, куда привозили подарки и обсуждали условия будущего союза.
После невеста с родственниками совершала ответный визит. На этом этапе в дело вступал жених: он должен был подойти к девушке и поцеловать ее в губы, прижавшись носом: без этого поцелуй у саамов считался «ненастоящим».


Если невеста отвечала согласием на предложение, договаривались о дате свадьбы. К ней жених готовил выкуп, обычно состоявший из оленей, невеста тоже приходила в новую семью с собственным стадом. По традиции, на рождение ребенку дарили оленей - сколько позволяло материальное положение. Поэтому к совершеннолетию у девушки могло быть большое стадо.
В большинстве общин был патриархальный уклад, но женщина чувствовала себя в доме свободно. Из-за кочевой жизни семьи проводили значительную часть времени наедине, были друг для друга помощниками и партнерами. Обязанности часто могли взаимозаменяться, однако традиционно мужчина занимался промыслами и торговлей, а женщина готовила пищу, обустраивала быт, воспитывала детей. Ремеслами занимались вместе: мужчины изготовляли кухонную утварь из дерева, а женщины делали ее из бересты.
У саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, часто у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами - их называли нойды.

Жилище

Традиционно саамы жили в деревянных домах из досок, а затем и из бревен. Пол и стены покрывали оленьими шкурами, в потолке организовывали окошко для выхода дыма, в центре устраивали очаг из камня. Постройки были прямоугольной или квадратной формы, входная дверь всегда была обращена на юг. В ряде селений дома устанавливали на одном или четырех шестах.


В летнее время, в период кочевания, строили куваксу: это конусообразная постройка наподобие чума. Число опорных боковых шестов различалось в зависимости от требуемого размера жилища. Покрывали его оленьими шкурами, затем более современными материалами наподобие брезента. Часто строили обычные шалаши на земле между деревьев, которые покрывали ветками, травой и мхом. В XX веке многие саамы переселились в традиционные русские избы, скандинавские дома, использовали технологии строительства ненецких чумов.

Жизнь

Традиционные занятия саамов - охота и рыболовство, с XVI столетия важную роль стало играть оленеводство. Оленей пасли небольшими стадами до 50 голов, при этом использовали технологию вольного выпаса. Она заключалась в том, что олени сами выбирали маршрут перемещения на новое пастбище: в жестких арктических условиях природное чутье животных спасало лучше, чем догадки человека. Олени круглый год были на подножном корме, при длительных стоянках им строили загоны, кормили, лечили, помогали в родах.


Охота издревле была основным способом пропитания: ей занимались все, независимо от места проживания. В основном добывали дичь, птицу, мелких пушных зверей, особенно ценились дикие олени и лоси.
Неоднозначно относились к охоте на медведя. В одних племенах его считали нечистым и после убийства сдирали шкуру, а мясо оставляли в лесу. Другие же, наоборот, практиковали традиционный для северных народов медвежий праздник. На нем были ритуальные песни и танцы, шаманы проводили обряды, задабривая духов. Прежде чем нести тушу убитого медведя в поселок, ему в рот вставляли кусок рыбы, приговаривая, не возвращаться из леса ненакормленным, и наказывая передать товарищам, что и их накормят, если те придут.
Основной сезон рыбной ловли приходился на лето. Озерные саамы добывали щуку, налима, окуня, морские - треску, камбалу, скумбрию и, конечно, семгу. Эта рыба, наряду с оленьими шкурами, была основным предметом торговли.

Культура

Фольклор саамов, в основном, представлен индивидуальными вокальными напевами. Из музыкальных инструментов использовался шаманский бубен, колокольчики, надевавшиеся на шею оленю-вожаку, флейты свисткового типа.


Еще один важный пласт фольклора - легенды и сказания. Они передают религиозные и мифологические предания, рассказы о славных богатырях и нашествиях врагов, значительную часть занимают бытовые истории.

Интересна легенда об олене Мяндаш. Он был сыном шамана и оленихи, способной принимать женский облик, сам мог при желании обращаться в человека. Он нашел жену из саамок, но она не смогла исполнять его заветы, поэтому ему пришлось уйти в лес к стаду. Видя, как она голодает, он рассказал ей об искусстве охоты, дав лишь один наказ: не убивать беременных самок. Саамы так и делают: причем важенок не только не убивают, но и приводят в стойбища, чтобы те не замерзли в лесу.

Религия

Саамы с древних времен были язычниками, верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3 основных направления духовной культуры:

  1. Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу - хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
  2. Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
  3. Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды - священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.

Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.

Известные саамы

Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер. К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную внешность, сделавшую ее знаменитой.


Саамы сумели пронести свою аутентичность, верования, мифологию и отношение к жизни сквозь века. Рост национального самосознания позволит даже в век технологий сохранить уникальную культуру коренного северного народа.

Видео

Саамы - один из наиболее своеобразных и даже загадочных уральских народов. По языку они довольно близки (хотя не до степени взаимопонимания) к прибалтийско-финским народам, однако по своим историческим судьбам, традиционной культуре, антропологическому типу и, наконец, происхождению саамы резко отличаются от них и, в общем-то, стоят особняком среди уральских народов вообще.Самоназвание саамов (в зависимости от диалекта) - саамие, сапме/сабме, саамм и т.п., родственно названию одной из группы финнов, хяме , а слово finn изначально означало именно саамов. Этим совпадениям не следует удивляться: история прибалтийско-финских народов тесно переплетена. Ещё тысячу лет назад саамы жиле на юге нынешней Финляндии, и именно проникновение туда с юга новых насельников - суоми и хяме - стало виной заметного отступления саамского ареала к северу.Впервые саамы упоминаются, очевидно, у Тацита (I век н.э.), под именем Fenni - народ, живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни - видимо, именно по этой причине и возник этноним finn-, от германского корня со значением ‘находить, искать’ (гот. fin?an, швед. finna, нем. finden). Затем этот этноним встречается в VI веке у Прокопия Кесарийского (Skrithifinoi), у Равеннского географа (Sirdifenni и др.), у Иордана (Finni, Screrefennae) и в VIII веке у Павла Диакона (Scritofini) - эти формы отражают, видимо, германское (скандинавское) словосложение с первым компонентом от древнескандинавского skrida ‘ходить на лыжах’; речь в этих источниках также идёт о предках саамов.В сочинении Саксона Грамматика «О деяниях данов» (ок. 1100 г.) и в скандинавских сагах по крайней мере с рубежа XII-XIII веков появляется другое название саамов: др.-норв. Lappir (множ.ч.) - и их страны: лат. Lappia, используемое и сегодня в большинстве европейских языков (шв., англ. lapp ‘саам’, ф., кар. lappi ‘тж’ и т.д.). Происхождение этого имени нельзя считать окончательно выясненным, но представляется вполне приемлемой гипотеза Эркки Итконена, по которой lapp представляет собой перевод на древнешведский язык старого (ныне исчезнувшего) племенного самоназвания саамов, зафиксированного ещё в «Grammatica Lapponica» (1743) Хенрика Ганандера, wu?wi?sh :, которое являлось, видимо, производным от саамского слова со значением ‘клин, вставка в одежде’ - ср. шв. lapp ‘лоскут ткани, кожи’ (откуда семантически - ‘клин, вставка (в одежде, обуви)’. не очень ясно, о каком именно клине идёт речь, но обращает на себя внимание то, что с лову с таким же значением ‘клин’ возможно возводить и самоназвание води, и др.-рус. этноним Чудь. Финско-карельское название саамов lappi было заимствовано из скандинавских языков, и, очевидно, перешло в др.-рус. язык в форме Лопь (в источниках - по крайней мере с середины XIII века), отсюда рус. лопари - старое название саамов.Важно, что уже самые ранние источники говорят о саамах как о народе, не знающем земледелия, охотничьем, ведущем подвижный образ жизни. Это согласуется с данными этнографии, однозначно свидетельствующими о длительном сохранении у саамов не только охотничье-рыболовческого в своей основе хозяйства, но и соответствующих ему архаичных форм социальной организации, материальной и духовной культуры: системы территориально-хозяйственных объединений-сийд с общими поселениями в виде так называемых «зимних деревень» и сезонным обитанием малых групп на промысловых угодьях; связанных с этой системой форм жилища (стационарная полуземлянка, так называемая веж’ и переносное жилище типа чума, кувакса ); особых саней, сохраняющих форму лодки (так называемая «саамская кережка»; своеобразного, очень хорошо приспособленного к условиям Субарктики национального костюма; института шаманов-нойдов; культ священных камней-сейдов. Саамы, таким образом, резко отличаются в культурном отношении от своих соседей - прибалтийских финнов, скандинавов, русских.Не менее своеобразен и антропологический (расовый) тип саамов - они принадлежат к так называемой лапоноидной расе, которая характеризуется низким ростом, сочетающимся с большой длиной туловища относительно ног, относительно слабо (на европеоидном фоне) развитым третичным волосяным покровом, относительно более тёмной, чем у их соседей - прибалтийских финнов и скандинавов - окраской волос и глаз (при этом саамы безусловно принадлежат к светлоокрашенным популяциям, они более светловолосы и светлоглазы, чем монголоиды и южные европеоиды), особенностями строения черепа: брахи- или мезокранией, очень низким уплощённым (на европеоидном фоне) лицом с широким лбом и относительно маленькими размерами глазниц, слабо выступающими носовыми костями, низкой переносицей и вогнутой формой спинки носа.Сочетание в этом типе европеоидных и монголоидных черт раньше было принято объяснять результатом древнего смешения северных светло-окрашенных европеоидов и сибирских монголоидов в лесной зоне Восточной Европы, однако исследования последних десятилетий позволяют отказаться от этой точки зрения и принять гипотезу, высказанную уже полвека назад Виктором Валериановичем Бунаком - о сохранении в антропологическом типе саамов расовых черт древнейшего населения севера Евразии, обитавшего в верхнем палеолите в предледниковой зоне и представлявшего собой особый неспециализированный расовый тип, в котором не развились до конца ни европеоидные, ни монголоидные особенности. По-видимому, лапоноидный тип следует рассматривать как западный вариант более широкого древнего комплекса, представленного сегодня также так называемыми сублапоноидным, субуральским и уральским типами, распространёнными в лесной и субарктической зоне Евразии от Фенноскандии до Енисея преимущественно у народов, говорящих на языках уральской языковой семьи (от саамов до селькупов), и их соседей. Для всех этих типов характерно противоречивое сочетание монголоидных (прежде всего - уплощённое лицо, низкий рост, слабое развитие третичного волосяного покрова, относительно слабое выступание носа, в большинстве случаев - вогнутая или прямая форма спинки носа) и европеоидных (прежде всего - светлая пигментация, низкое по монголоидным масштабам и - опять-таки по монголоидным масштабам - относительно профилированное лицо) признаков, восходящее, по-видимому, к древнейшему неспециализированному типу населения севера Евразии, который можно называть древнеуральской расой. Следует полагать, что ещё с неолитического времени происходила постепенная метисация носителей древнеуральского типа с северными европеоидами на западе, в Прибалтике и на территории Европейской России, и с континентальными (в основном - байкальскими) монголоидами на востоке, в Средней и Западной Сибири и на Урале. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на западе у саамов (лапоноидная раса), а на востоке у манси (уральская раса). Очевидно, сохранение столь архаичного антропологического типа на севере Фенноскандии связано с тем, что местное население развивалось в условиях относительной изоляции, что находит себе подтверждение и в данных палеобиогеографии и археологии.По всей видимости, саамы являются прямыми потомками древнейшего (по крайней мере - неолитического) населения Северной Европы. Не исключено, что население это первоначально говорило не на финно-угорском, а на так называемом палеоевропейском языке неизвестной генетической принадлежности: в саамском языке обнаруживается достаточно мощный пласт слов (в том числе и относящихся к т.н. базовой лексике: , например ‘вода’, ‘земля’, ‘дерево’, ‘камень’, ‘ветер’ и др.), не имеющих надёжных параллелей в уральских языках, да и в языках каких-либо других семей. Возможно, что переход живших в Фенноскандии палеоевропейских предков саамов на финно-угорский язык, близкий раннему прибалтийско-финскому происходил в течение I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. вследствие усиливающегося влияния с востока (в эпоху поздней бронзы и раннего железа), и завершился окончательно лишь в позднем средневековье, в эпоху сложения современной этнической территории саамов и связанных с ней внутрисаамских миграций и контактов.Следует полагать, что ещё в конце I тысячелетия н.э. территория современных Финляндии, Карелии и значительная часть Русского Севера были заняты относительно редким населением, говорившем на (древне-)саамских диалектах (Микко Корхонен считал даже возможным говорить о "южно-саамской" группе диалектов, противопоставляемой "северно-саамской" - той, с которой мы имеем дело сегодня).Это население постепенно было частично вытеснено на север, частично ассимилировано продвигавшимися с юга финнами, карелами и русскими. Первоначально (в XIII-XVI веках) это продвижение на территории современной Финляндии носило характер торговой экспансии, связанной с основанием факторий, сбором более или менее систематических податей мехами с охотничьего саамского населения. О масштабах этой экспансии и степени влияния южных торговцев на образ жизни саамского населения центральной Финляндии свидетельствует происходивший в это время процесс образования больших саамских зимних деревень в этом регионе, явно обусловленный развитием торговли. Постепенно складывается так называемая ‘лопарская система налогообложения’ - система зависимости определённых групп саамов от определённых торговцев, которая в XVI веке приобрела уже вполне официальные формы. Начиная со второй половины XVI века (на Русском Севере - ещё раньше) саамские земли начинают систематически осваиваться приходящими с юга земледельцами, практиковавшими подсеку, площадь лесных угодий резко сокращается и саамское население, лишённое возможности ведения традиционного хозяйства, ассимилируется или уходит на север.Очевидно, в период, когда охотничье-рыболовческое саамское население нынешних Карелии и Финляндии начало испытывать всё усиливающееся давление с юга, на северо-западе саамской территории, в горной тундре Северной Норвегии саамы переходят к крупномасштабному оленеводству (не ранее XIII века): хотя содержание прирученных ездовых оленей и оленей-манщиков для охоты на диких северных оленей было известно предкам саамов, видимо, издревле (в источниках олени у саамов упоминаются с конца IX века), широкое распространение крупного выпасного оленеводства и специализированного кочевого образа жизни у саамов имело место лишь в XVI-XVIII веках (первые письменные свидетельства - с середины XVI века), что позволило саамам широко расселиться в горной тундре Скандинавии, проникнув довольно далеко на юг во внутренних районах Норвегии и Швеции. Вероятно, эти процессы были связаны с экономическим и этносоциальным кризисом лесных саамов в Финляндии и Карелии в условиях постепенного освоения их земель южными соседями, а также - с истреблением диких северных оленей в силу интенсификации промысловой охоты на них вследствие втягивания саамов в систему северноевропейской торговли (ср. аналогичные и почти одновременные процессы у тундровых ненцев).Так, к XVIII-XIX векам сформировалась в основном сегодняшняя этническая территория саамов, и на базе древнего саамского «лесного» (охотничье-рыболовческого) уклада сложилось в общих чертах оленеводческое хозяйство с соответствующими ему формами материальной и духовной культуры и социальной организации, характерное сегодня прежде всего для саамов внутренних (горно-тундровых) районов Швеции и Норвегии, финских саамов районов Утсйоки, Муонио, к западу и северу от оз. Инари, в значительной мере - и для некоторых групп саамов Кольского полуострова. В то же время некоторые саамские группы сохраняют более архаичный экономический уклад с меньшей долей оленеводства (или почти полным его отсутствием), базирующийся на озёрном и речном рыболовстве и охоте (саамы Инари, речные саамы на севере Норвегии, лесные саамы лесной зоны Шведской и Финской Лапландии, отчасти - кольские саамы, доля оленеводства у которых сократилась в силу конкуренции с оленеводами коми-ижемцами, переселившимися на Кольский п-ов во второй половине XIX века). У другой части саамов, издревле населявшей морское побережье Норвегии и представляющей собою, возможно, потомков создателей ещё мезолитических прибрежных культур Фосна и Комса, крупное оленеводство не получило распространения, и сохранился хозяйственный уклад, базирующийся на морском рыболовстве - это так называемые ‘морские’ или ‘береговые саамы’ Норвегии, составляющие сегодня самую крупную (более 15 тыс. человек) культурно-хозяйственную группу в составе саамов.Таким образом, на протяжении последних тысячелетий саамы находились в непрерывном контакте с прибалтийскими финнами и со скандинавами, что отражено в наличии значительного слоя прибалтийско-финских и древнескандинавских (затем - норвежских и шведских) заимствований в саамском языке. Контакты с русскими были более поздними, русские заимствования проникли в основном в кольско-саамские диалекты. Ряд ненецких слов, обозначающих специфические ненецкие реалии (например - названия таких видов одежды как малица, совик, пимы) попали в кольско-саамские диалекты вместе с этими реалиями от ненцев, переселившихся в конце XIX века на Кольский п-ов вместе с коми-ижемцами. Кроме того необходимо отметить, что саамы могли иметь какие-то более ранние контакты с ненцами, скорее всего - через Канин и Кольский полуострова: канинских ненцев местные русские до сих пор называют лопарями .Вместе с тем, следует сказать, что предполагавшаяся ранее некоторыми исследователями особая близость лексики саамского и самодийских языков, на основании чего даже выдвигалась гипотеза о самоедоязычности протосаамов до их перехода на финно-угорскую речь, не выдерживает критики: объём сепаратных саамско-самодийских лексических параллелей не столь значительно превышает объём сепаратных схождений между любыми другими произвольно взятыми группами уральских языков, чтобы можно было говорить об особых отношениях. Лучшее сохранение части прауральской лексики в саамских и самодийских языках, занимающих северную периферию уральского ареала и функционировавших в близких природных условиях вполне естественно.Примерно с XIII века саамы Карелии и Кольского полуострова (по крайней мере - его южного, Терского берега) попадают в зависимость от Новгорода. Примерно с этого же времени южные группы скандинавских саамов становятся данниками Швеции и Норвегии. Однако систематический интерес к нынешним саамским землям проявляется, и их реальное включение в состав этих государств происходит позднее - в XVI-XVII веках. В это же время начинается обращение саамов в христианство (лютеранство на западе, православие - на востоке), с чем связаны, в частности, первые опыты создания саамской письменности в Скандинавии (книги печатаются по-саамски в Швеции с начала XVII, в Норвегии - с XVIII века). В обращении русских (кольских) саамов в православие большую роль сыграл Печенгский монастырь (1550–1764 гг.). В настоящее время саамы Норвегии, Швеции и Финляндии - лютеране, саамы Кольского п-ва и небольшая группа саамов-сколтов, переселённых после выхода Финляндии из второй мировой войны и утери ею территории Печенги (ф. Petsamo) в район оз. Инари, - православные.В конце 1980-х годов общая численность саамов была около 50 тысяч, из них - в Норвегии 30 тыс. человек, в Швеции 15 тысяч, в Финляндии 3 тысячи и в России 1,8 тыс. человек. Последние десятилетия отмечены подъёмом национального самосознания саамов, ростом влияния национальных организаций как внутри соответствующих гоударств, так и на международном уровне.

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров - от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова . Саамы живут в Норвегии , России , Финляндии , Швеции , а также в Северной Америке и, в небольшом количестве, на Украине . Сами саамы называют свою страну Sápmi (Сапми).

Общая численность саамов - от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии - около 75 тысяч человек ), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции - от 17 до 20 тысяч , в Финляндии - от 6 до 8 тысяч, в России - две тысячи человек .

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро . Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные; действует Саамский национальный культурный центр.

Численность саамов в некоторых населённых пунктах Мурманской области (2002) :

  • сельское поселение Ловозеро - 860,
    • в том числе село Ловозеро - 724,
  • город Мурманск - 137.

Этнонимы

Самоназвание народа - «са́ми», «саа́ми» (sami ) - согласно одной из версий восходит к балтийскому слову *ẑeme («земля»). [ ]

Распространено устаревшее название саамов - «лапландцы», которое на самом деле несколько шире по смыслу, поскольку может означать жителей области Лапландия в целом. Его распространение в Европе связывают с викингами , которые в начале II тысячелетия находились в районе Ладожского озера , [ ] и от которых, вероятно, это название (lapp ) появляется в шведском языке в XII веке . [ ] Одним из первых письменных источников, которое фиксирует название lapp , является «Описание северных народов» Олафа Магнуса (1555). Этимологию названия lapp исследователи традиционно сводят к финскому (есть и в других родственных языках) слову lappalainen , которым финны называли не только саамов, но и всех диких лесных жителей, дикарей . Именно это название в несколько изменённом виде («лопь») с XIII века встречается в русских летописях для именования саамов.

Существует гипотеза, что первым экзонимом саамов было слово finn [ ] - именно так назывался народ, близкий, по мнению некоторых учёных, к саамам, [ ] описание которого было дано в некоторых хрониках раннего Средневековья . Кроме того, в современных Швеции и Норвегии прозвища саамов lapp и finn остались тождественны, причем lapp носит более пренебрежительный оттенок. При этом жители Северной Норвегии собственно финнов называют «квены» (kvæn, kven )

Саамские языки

Саамские языки образуют особую подгруппу финно-угорских языков уральской языковой семьи , занимая в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках. [ ] В связи с этим некоторые учёные [кто? ] выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими [ ] [ ] .

Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов, объединяемых в две группы: западную (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточную (Россия, часть Финляндии), - различия между которыми настолько велики, что взаимопонимание сильно затруднено, и финские языковеды считают их отдельными языками. Всего выделяется девять живых языков, у шести из них имеются собственные литературные формы.

В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский) , кильдинский , нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала) , из них последний можно считать вымершим, а остальные близки к исчезновению. [ ]

В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык получил статус официального в 1992 году , в Швеции позже - в 1999 году . [ ] В России саамские языки официального статуса не имеют.

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы . [когда? ] Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:

Aa Bʙ Cc Çç Ꞓꞓ Dd D̦d̦ Ʒʒ Зз Ee Əə Ff Gg Ģģ Hh Ii Ьь Jj Kk K̦k̦ Ll L̦l̦ Mm M̦m̦ Nn N̦n̦ Ŋŋ Oo Pp Rr R̦r̦ Ss Șș Ꞩꞩ Tt Țț Uu Vv V̦v̦ Zz Z̦z̦ Ƶƶ

А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ

/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d/ /je/ /jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/

И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ

/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/

Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц

/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/

Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я

/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e/ /ju/ /ja/

Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».

Распространение саамских языков

  • Западносаамская группа
    • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
    • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
    • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
    • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
    • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
  • Восточносаамская группа
    • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
    • кеми-саамский язык † - саамы центральной финской Лапландии
    • инари-саамский язык - Финляндия
    • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
    • кильдинский саамский язык - Россия
    • колтта-саамский язык - Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России)

Исторические сведения

Современные популяции саамов имеют четкие гаплотипические отличия от всех ДНК доисторических охотников-собирателей Европы, а гаплогруппа U5b1b1, к которой принадлежат саами, распространилась с юга после последнего ледникового периода, что и создало заблуждение о родстве саамов и басков. Предки саамов частично пришли в Фенноскандию из Западной Европы (10 000-11 000 лет назад), кроме того наличие генов U5b1 и V у саамов в Фенноскандии говорит о их частичном происхождении от общих предков с народами Русской Арктики (наибольшая генетическая близость с якутами и другими народами Восточной Сибири) около 7500 лет назад. Генеалогическое древо саамов имеет «эффект бутылочного горлышка», что говорит о сильно сокращавшемся в прошлом количестве прародителей саамов и их репродуктивной изоляции из-за сложных условий жизни в субарктической тундре .

Древнее саамское население жило на существенно более обширной территории по сравнению с нынешней территорией их обитания, южная граница страны саамов находилась в районе Ладожского озера . Саамы были известны ещё древнегреческим (под названием finoi упоминание об этом народе встречается в 325 году до нашей эры у историка Пифея) и древнеримским авторам (под названием fenni ).

Традиционные промыслы саамов - домашнее оленеводство , охота и рыболовство , однако постепенно, по мере проникновения в Лапландию переселенцев, а также по мере промышленного освоения этой территории, всё меньшее число саамов занимались традиционными промыслами.

Некоторые положительные моменты, связанные с существованием саамов как самобытного народа со своей особой культурой, наблюдаются и в России: статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области , в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио , работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов .

Культура и особенности хозяйствования

Хозяйство

Основными занятиями саамов в зависимости от территории обитания той или иной группы и природных условий являлись оленеводство, рыболовство, морская и сухопутная охота.

В XIX - начале XX вв. саамы вели полукочевой образ жизни, совершая небольшие по протяжённости сезонные перекочёвки.

У западных кольских саамов (нотозерских, бабинских, екоостровских) ведущую роль играло озёрно-речное рыболовство, у северо-западных (пазрецких, печенгских, мотовских) - морское рыболовство. В конце XVIII - начале XX вв. около 70 % взрослого саамского населения занималось промыслом трески. У восточных саамов значительную роль играло оленеводство, дополняемое промыслом сёмги. В XIX в. каменские саамы охотились на дикого оленя. Все саамы охотились на крупных (лось, волк) и мелких животных, птиц.

С начала 1990-х гг. многие промысловые участки сдаются саамами в аренду приезжим.

Особенностью саамского оленеводства являлся вольный выпас животных летом. Размер стада составлял несколько десятков голов. Круглый год олени находились на подножном корме.

В конце XIX - начале XX вв. саамы заимствовали отдельные черты от коми-ижемцев и ненцев: тип нарт с копыльями и упряжь.

Для передвижения и перевозки груза на оленях саамы используют особый тип вьючного седла (ташке), до 1930-х гг. бытовала нарта-сани (керёжа) в форме лодки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда саамов приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. Наиболее известные виды традиционной одежды: гакти - традиционная верхняя наплечная одежда у саамов, живущих в Норвегии и Финляндии; юпа - традиционная верхняя суконная одежда у саамов, живущих на Кольском полуострове ; печок - верхняя зимняя глухая одежда со стоячим воротником, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу; торк - зимняя одежда, сшитая мехом внутрь .

Традиционные поселения и жилища

Поселениями саамов до начала ХХ в. являлись погосты . С декабря по март-апрель саамы жили в зимних погостах, где находились богатые ягелем угодья, а в другой период года расходились по промысловым участкам группами родственных семей (западные группы) или перекочёвывали к летним погостам всей общиной (восточные группы).

Зимние погосты располагались во внутренних районах Кольского полуострова, на границе тундры и леса, на берегу водоёма. Через 20-30 лет, после истощения пастбищ и охотничьих угодий, место погоста переносилось.

Традиционное зимнее саамское жилище вежа представляло собой бревенчатую постройку в форме четырёх- или шестигранной усечённой пирамиды высотой 2,5 м и площадью 3×3 м с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами или плотной тканью, а сверху клали кору, хворост, дёрн. В центре жилища устраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Вход был обращён к югу.

С XIX в. вежу начинает вытеснять тупа (пырт) - срубная постройка площадью 12-13 кв. м, высотой 2 м, с одним-двумя небольшими окнами и плоской, покрытой землёй и дёрном, крышей. В углу у входной двери устраивался очаг - камелёк из обмазанных глиной камней. Появляется простейшая мебель.

Во время перекочёвок использовалась переносное жилище - кувакса. Оно имело конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, из бересты или из парусины. В центре куваксы раскладывался костёр.

В жилище обычно обитали одна или две семьи. Напротив входа находилось наиболее почётное, так называемое чистое место.

К началу ХХ в. многие саамы вместо традиционных жилищ стали использовать русскую избу и ненецкий чум.

Пища

Зимой основной пищей саамов было оленье мясо. Для предохранения от цинги употребляли мороженое мясо и свежую оленью кровь. Чаще мясо жарили, вялили, варили, добавляя в похлёбку муку, ягоды. Первое жидкое блюдо варили из куропаток. Долгое время ритуальной пищей считалось медвежье мясо.

Летом основу пищевого рациона составляла рыба, прежде всего озёрная (щука, сиг, налим, окунь и др.). Её варили, жарили, вялили. От русских саамы научились запекать рыбу в тесте.

Меньшее значение имела растительная пища. Заготавливали внутренний слой сосновой коры, который после сушки и толчения добавляли в похлебку. Из муки (покупной) пекли лепёшки.

Из напитков наибольшее распространение получил чай. Доение важенок (самок оленя) у кольских саамов не практиковалось.

Социальная организация

Главной хозяйственной и социально-экономической единицей саамов была территориальная община - сийт (сыйт) (siida (сев.-саам.) syjjt (колтта-саам.) ). Она состояла из отдельных семей. Её объединяли общность территории, где находились промысловые угодья, единая хозяйственная деятельность, взаимопомощь и религиозные культы. Сыйт насчитывал от 70 до 300 человек. Хозяйственные и некоторые административные вопросы решались на собраниях глав семей. Родовая организация у саамов не зафиксирована.

Община контролировала семейно-брачные отношения. В XIX в. преобладала малая семья. До конца XIX в. предпочитались однонациональные браки. До 60 % браков заключалось в своих погостах, остальные - преимущественно с жителями соседних погостов. Были распространены браки с сыном или дочерью кузена, а также такие союзы, при которых братья или сестры из одной семьи становились мужьями или женами для сестёр или братьев из другой семьи. На рубеже XIX-ХХ вв. обычный брачный возраст девушек был 17-20 лет, а юношей - 21-25 лет. Мнение девушки не учитывалось.

Большие встречи саамов происходили обычно только несколько раз в год, по особенным праздникам. Выборы невест происходили именно на таких встречах .

Существовало половозрастное разделение труда. Мужчины занимались промысловой деятельностью, перевозками, женщины вели домашнее хозяйство, воспитывали детей, а иногда вместе с подростками помогали ловить рыбу и охотиться на куропаток.

Религия саамов

Традиционные верования саамов, как у многих других народов северной Евразии, представляли собой прежде всего промысловый культ - почитание различных духов, являющихся хозяевами различных традиционных промыслов или явлений природы. Одно из отличий верований саамов от верований большинства сибирских народов - существование культа предков .

Религия современных саамов - большей частью лютеранство (в том числе лестадианство); среди части саамского населения распространено православие .

Саамская литература

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями; включает сказки («майнс»): для детей, о Тале (глупом людоеде), о равках (вурдалаках), о чаклях (карликах). Распространены сказки-легенды о явлениях и объектах природы, мифы («ловта»), например об олене-человеке Мяндаше . Исторические предания («сакки») повествуют о войнах, о примечательных горах, водных объектах. Известны также бывальщины («бойса») и импровизации («муштоллы»).

Известные российские саамские поэты и писатели - колтта-саами Аскольд Бажанов , тер-саами Октябрина Воронова и кильдин-саами Александра Антонова .

Фильмы о саамах

  • «Проводник » (Ofelaš , другие переводы - «Следопыт», «Первопроходец») - норвежский фильм 1987 года . В 1988 году фильм был номинирован на Оскар . В фильме главные роли исполняют норвежские актёры, говорящие на саамском языке.
  • «Восстание в Каутокейно » (Kautokeino-opprøret ) - норвежский фильм 2008 года , основанный на реальных событиях. Рассказывает о борьбе оленеводов-саамов (1850-е годы) с алкогольным бизнесом, спаивающим людей и забирающим у них имущество за долги. В одной из главных женских ролей - финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .
  • «Кукушка » - российский фильм 2002 года . Главная героиня фильма - саами; её сыграла финская саамская актриса Анни-Кристина Юусо .

Саамы в художественной литературе

В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033 . В 2011 году вышел роман-продолжение - «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии - «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.

Современное положение саамов

Правовое положение саамов

В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии , России , Финляндии и Швеции . В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры . В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры . В России статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области .

Национальные символы саамов

Основные национальные символы саамов - флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) - цвета гакти , традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.

Национальный гимн саамов - положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875-1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli .

Международный день саамов

Международный день саамов отмечается 6 февраля . Именно в этот день в г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.

Решение о праздновании было принято в г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Примечания

  1. Sami in Norway
  2. Саамы в Швеции: Древний народ, чей дом - Арктика (неопр.) . на сайте Sweden.se (Ноябрь 2011). Проверено 30 июля 2014. Архивировано 30 июля 2014 года.
  3. Население Финляндии
  4. Национальный состав населения Российской Федерации // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Проверено 22 декабря 2011)
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык (Проверено 16 октября 2011)
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. Лопари - от финского loppu («конец», «край»), то есть «жители окраинной земли». [ ]
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.