Смерть нади рушевой. Воланд без лица, человеческий лис и вечно юная надя. Школа и рисование

Надежда (Надя ) Николаевна Рушева (31 января 1952, Улан-Батор - 6 марта 1969, Москва) - советский художник-график.

Биография

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева(1918-1975). Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (1926-2015). Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Выставки

В мае 1964 года состоялась первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве,Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.

В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Смерть

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Память о Наде Рушевой

  • Похоронена в Москве, на Покровском кладбище (на первом участке). На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
  • Также рисунок Нади «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения „Кентавр“», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.
  • Её именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей её жизни и творчества.
  • 21 октября 1982 года крымский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади - Rusheva.
  • На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Творчество

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», - говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. СаровНижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Циклы и работы

  • Автопортреты
  • Балет
  • Война и Мир
  • Западная классика
  • Маленький принц
  • Мастер и Маргарита
  • Мир животных
  • Пушкиниана
  • Русские сказки
  • Современность
  • Тува и Монголия
  • Эллада
  • Байрон Абидосская невеста

Помню, я была в гостях у Полины, сидела в её комнате на ковре, напротив книжного шкафа и листала книги. Одна из них оказалась тоненьким художественным альбомом. «Графика Нади Рушевой» — так он назывался. С одной страницы на меня взглянули прекрасно-нездешние глаза светловолосого мальчика. Почему-то я сразу узнала в нём Маленького принца. Со следующего рисунка смотрело скорбное лицо Лиса (он был изображён в виде человека), тонкие руки, не хотящие отпускать, в последний раз обнимающие Маленького принца, который сейчас уйдёт навсегда…

И я почему-то заплакала. Впервые за всю мою 18-летнюю жизнь, я плакала при виде рисунков — обычных графических рисунков.

На одних — плавные линии причудливо переплетались, распускаясь, как цветы; на других – были отрывистыми, разорванными, нервными. И только одно их объединяло – они были предельно простыми. Рука художника не вырисовывала, не выверяла их старательно и долго, не стирала ластиком, не перечерчивала. А линии выходили удивительно законченными, чёткими…

…Балерина на рисунке настолько усталая, что физически ощущалась дрожь от напряжения в её опущенных руках. Маленькая Наташа Ростова, только что ворвавшаяся в комнату – на лист альбома, заразительно громко смеется. В красавице с томно опущенными глазами сразу можно узнать Наталью Гончарову. Даже если ты не читал «Мастера и Маргариту», по иллюстрациям становится понятно, что худой, длинноносый тип на скамейке – хитер, изворотлив, и мерзок. А рядом — красивая молодая женщина, добропорядочная москвичка, напряжённо сжавшая сумочку в руках. Азазелло и Маргарита в Александровском саду.

Колючие глаза, черный мужчина в плаще беспощаден и страшен. Воланд.

Тонкая, прозрачная, с разлитой по лицу тихой грустью – девушка в реке под водой. Офелия.

Задумавшийся мальчик покусывает перо для письма. Саша Пушкин!

Татьяна Ларина с письмом Онегина, обиженный малыш-кентаврёнок, веснушчатый Серёжа Есенин с травинкой…

Мне все знакомы, я узнаю всех. Только одно для меня неясно, только одна загадка меня мучает — как удалось передать это всё в нескольких изогнутых линиях? Как это смогла вывести рука обычной московской школьницы? Как можно сказать ТАК много через несколько беглых взмахов карандашом или ручкой?

Я с трудом отложила книгу, умылась, и, шмыгая носом, пояснила подруге, что ничего более проникновенного и прекрасного, чем рисунки Рушевой, я не видела.

— Мне тоже нравится. Мой папа бывал на её выставках. Талантливая девочка. Только умерла она очень рано – в 17 лет.

— Как умерла?! В 17?

По-монгольски имя Надежда – Найдан — означает «вечно живущая».

Долгожданный ребёнок – девочка Надя родилась 31 января 1952 года в Монголии, в Улан-Баторе. Ее отец – Николай Константинович работал художником – инструктором театра и педагогом в художественном училище, а мать – Наталья Дойдаловна (известная балерина Тувы) – балетмейстером.

Надя начала рисовать с пяти лет. В семилетнем возрасте она набросала в альбомчике 36 занятных иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Это она сделала за один раз, пока отец не спеша и с выражением читал ей любимую сказку.

Затем Надя с родителями переехала в Москву. Она пела в хоре, участвовала в групповых танцах, любила стихи и сказки. Мама показывала ей несложные балетные упражнения, дедушка немного научил игре на фортепиано. А вот рисовать ее никто не учил, девочка стала этим заниматься сама, без помощи взрослых.

Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые образы.

… «Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. А-а-а, это точка. А вот Емелька две подушки положил и ушел…» Это была радостная игра в рисование, простор воображения маленькой девочки. Придя из школы домой и сделав уроки, она с удовольствием принималась за полюбившееся фантазирование, благо под рукой у нее всегда были маленькие альбомчики или обрезки бумаги разного формата и цвета. Сначала она уделяла этой забаве не более получаса в день. А потом это стало ежедневной Надиной потребностью на всю жизнь.

Прожив неполных 17 лет, Надя оставила после себя огромное богатство – свыше 10 000 рисунков. Окончательное число их никогда не будет подсчитано – значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница раздарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Выполняя свои композиции в основном чернилами и тушью, Надя почти в совершенстве овладела техникой линейной графики. Надя создала иллюстрации к произведениям 50 авторов, среди которых Шекспир, Рабле, Байрон, Диккенс, Гюго, Марк Твен, Гоголь, Лермонтов, Булгаков, Лермонтов и бесконечно любимый ею Пушкин.

Рисуя «по воображению», она создала помимо этого, массу сказок собственного сочинения, раскадровок никем еще в те годы не поставленных балетов, фантазийных сцен. Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Уже после смерти художницы этот спектакль-балет действительно был поставлен, и главную роль в нем играла Майя Плисецкая.

В четырнадцать лет Надя начала работу над серией рисунков к роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В этих композициях художница применила уже другую технику рисования, используя акварель. Надя никогда не пользовалась ластиком. Ее рисунки рождались без эскизов, враз, набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — признавалась Надя. Она много читала и все ее впечатления от прочитанного выплескивались на бумагу.

«Пушкиниана» Нади – это не только иллюстрации к творчеству, но еще и вся жизнь поэта, его друзья, близкие. «Похожесть» импровизаций Нади на рисунки самого Пушкина навели старейшего пушкиниста А.И.Гессена на мысль предложить художнице проиллюстрировать его книгу «Жизнь поэта». Таким образом, появилось огромное количество работ, посвященных Пушкину.

Число персональных выставок Нади со временем превысило 160. Рисунки московской школьницы полюбили в Артеке, Ленинграде,Польше, Чехословакии, Румынии, Индии, Японии, Монголии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В связи с этим в 1969 г. на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь…», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади.

С 1996 года основным хранителем Надиного творчества стал Государственный музей им. Пушкина.

По окончании школы она собиралась поступать во ВГИК: мечтала стать мультипликатором. Жизнь Нади оборвалась на взлете – 6 марта 1969, она как обычно, собралась в школу, наклонилась, чтобы застегнуть сапожки и упала, потеряв сознание… Вызвали «скорую помощь», Надю увезли в Первую Градскую больницу.

Спасти её не смогли… Врачи называли чудом то, что девочка дожила до 17 лет с тяжелой врождённой патологий — аневризмой сосудов головного мозга. Дети с таким дефектом (а выявить его при жизни тогда было невозможно) доживают, как правило, лет до 7.

…Я прочитала короткую Надину биографию, ещё раз пересмотрела рисунки в альбоме и попросила его на пару дней у Полины – отксерокопировать. С тех пор я бережно хранила отксерокопированные листочки с рисунками Нади. И мечтала, что когда-нибудь узнаю о ней побольше. Помог всемогущий Яндекс – ровно через 6 лет я оказалась в школе № 470 на м. «Кантемировская», которая теперь носит её имя. В школе, где училась гениальная девочка создан мемориальный музей Нади Рушевой.

Мы беседуем с руководителем музея – Натальей Владимировной Усенко.

– Расскажите, пожалуйста, как давно существует музей, кто был инициатором создания, как всё началось?

– Музей существует с 1971 года. Папа Нади — Николай Константинович пришел в школу с этой идеей, передал несколько подлинных рисунков в музей. Вместе с Ниной Георгиевной (сейчас она директор школы) — они вдвоем и начинали. Первый музей был вообще в спальне для группы продленного дня. Там стояли кроватки, на них спали детишки, а вокруг висели Надины рисунки. И даже был какой-то поэт, который пришел в этот музей, и после этого написал стихотворение — как дети спят и видят сны, навеянные Надиными рисунками. А через некоторое время музей получил отдельное помещение. Николай Константинович проводил сам первые экскурсии, первый музейный актив созданный из детишек, он обучал сам. Тогда информации было значительно больше, всё это было из первых рук, потому что Николай Константинович, как говорят, мог рассказывать о каждом рисунке очень-очень долго, все подробности, как создавался, по поводу чего и так далее.

– А как Вы открыли для себя творчество Нади?

– Надю Рушеву я для себя открыла тоже случайно. Пришла в музей Булгакова «Нехорошая квартира» лет десять назад. В музее продавался альбом Нади. Он меня потряс. Я тогда еще в институте училась, об этой школе даже не знала. А потом я случайно попала в эту школу. Нужно было подготовить какой-то праздник в день рождения Нади, меня попросили помочь, я написала сценарий, и с этого дня как-то всё пошло. Спектакль о Наде мы сделали, он называется — «Немного о счастье» – об артековских днях Нади. И я решила здесь остаться.

– Может быть, вспомните какие-то ощущения от впервые увиденных ее рисунков? Чем они поразили?

Я не искусствовед, не художник, могу оценить на уровне «нравится – не нравится». А Надя не только рисунками, наверное, поражает. Лично меня в первую очередь не рисунками, не талантом, не своей знаменитой линией, а меня она поражает больше всего как человек, и мне очень нравится, как она передаёт момент, чувство… Мои любимые Надины рисунки – это серия «Современность». Она схватывает какие-то черты характера, настроения, и буквально в нескольких линиях их передает. Есть, например, рисунок «На детской площадке». Там просто детская площадка, на ней мамочки сидят, и детишки в песочнице. И видно, какая мама — какого ребенка, потому что там описано выражение лиц, поведение. Одна мама сидит и ругается, и у нее слюна брызжет, капельки нарисованы. И ребенок её такой же — драчун, замахивается лопаткой на другого. То есть, она вот этими мелочами передает настроение. А знаменитые «Модники на Калиниском проспекте» — так тонко написано, с иронией. У нас есть рисунок в музее, он на обратной стороне тетради по арифметике Рушевой Надежды, то есть, видимо, во время урока, тоже несколькими штрихами. Там три фигуры, я бы даже не сказала, что это люди, очень схематично. И солнце. И опять-таки видно: у этих трех фигур абсолютно разные характеры. Можно смотреть на этот рисунок и придумывать целую историю. И если несколько человек будут писать эту историю, будут разные истории.

Ее рисунки заставляют фантазировать, мыслить. Для меня прелесть в этом. Я могу детей водить по музею, сколько они выдержат, потому что мы можем около каждого рисунка останавливаться и рассуждать. Я им не буду рассказывать о технике, им это особо не интересно, а вот порассуждать, что хорошо, что плохо, какой характер у того героя, какой у этого – можно. Когда смотришь на картины известных художников – да, красота, интересно — тени наложены, такая краска, другая краска, но вот не рассуждается. А здесь именно мысли очень выпуклыми получаются.

Ещё известны и такие интересные факты – Надя как-то изобразила булгаковского Мастера с перстнем на пальце. В романе о перстне – ни слова. А Михаил Афанасьевич Булгаков, как выяснилось, всегда носил его дома, когда писал «Мастера и Маргариту». Надя мечтала встретиться с Еленой Сегеевной Булгаковой – уже встреча была назначена, но Надя не успела… И Елена Сергеевна рассказывала, что Надина «Маргарита преображённая» очень похожа на неё, на Елену Сергеевну, хотя Надя никогда её не видела…

А талант Нади для Вас в чём заключается?

Надя была очень цельным человеком, у нее поступки, действия, мысли, рисунки – они настолько все едины. Она была достаточно свободомыслящей, как ни странно, в то время, не зашоренной. На самом деле, она гораздо больше всего понимала, судя по ее рисункам. Например, у Нади есть серия, которая для меня остается пока непонятной, — «Мать и дитя». Ребенок в 14, 15, 16, 17 лет – она рисовала вот эти рисунки. По идее девчонки еще об этом не задумываются. Почему у нее эта серия? В основном, это счастливые матери, видимо, как у нее в семье было. Но где-то есть и трагедия, когда нарисовано военное время. Вот эта тема – «Матери» это не свойственно детям, они не ценят того, что делают для них мамы. Только в каком-то взрослом состоянии, может быть, они это оценят по-настоящему. А Надя именно это понимала. Есть у неё рисунок «Опять летят бомбы». И вот там матери пытаются руками защитить своих детей от бомб. Именно это ощущение матери, предназначение матери она почувствовала и передала. Есть рисунок «Жирафиха и маленький жирафенок», где мама-жирафиха, изгибает шею к этому маленькому жирафику, чтобы его приласкать, и видно, что ей неудобно, просто видно, но, тем не менее, она это делает.

Есть рисунок «Мать Гамлета». Совершенно простой, там линии посчитать можно. Но у этой матери такие пустые глаза! Видно, что у этого человека в душе вообще ничего не осталось. Это надо же в таком возрасте это всё прочувствовать! И вот такого у нее много. Елена Сергеевна Булгакова, например, отмечала, что есть рисунок из серии «Мастер и Маргарита», когда Маргарита склоняется над спящим мальчиком. По-моему, это тоже не очень четко описано в романе, но опять-таки, Елену Сергеевну поразило то, как Надя именно это материнское чувство, материнскую ласку сумела передать. Есть у нее рисунки, посвященные библейским мотивам – «Мученица и ангелы», Богоматерь.

– Удивительно – во время расцвета социализма – и вдруг – Богоматерь…

Да, я спрашивала специально — нет, в семье Нади не пропагандировался коммунизм, но и религиозных традиций тоже не соблюдалось. Она, видимо, сама об этом читала, сама об этом думала. И у Николая Константиновича – он же тоже художник – нет таких мотивов рисунков, по крайней мере, из того, что я видела. Хотя они очень много ходили по монастырям, отец Нади любил монастырскую архитектуру. У Нади есть один-единственный рисунок маслом – они с папой рисовали в Коломенском, стоя рядом. Два одинаковых рисунка – один папин, другой Надин. У нас они одно время висели, когда была выставка Николая Константиновича, и все посетители угадывали, какой папин, какой Надин. Они не подписаны, различает их только Наталья Дойдаловна по силе мазка.

– На Ваш взгляд, что современных детей больше всего привлекает в Наде, в ее рисунках?

Знаете, дети начинают ей сотворчествовать. Я — учитель русского и литературы и после экскурсий по музею мы долго с ними рассуждаем, думаем. Ребята начинают писать стихи… Потому что, в принципе, сама Надя очень много читала. Отец Нади в своей книге «Последний год Надежды», приводит выдержки из её дневника – Надя вела дневник, где записывала, что она за месяц прочитала, увидела – она много бывала в кино, в театрах, на выставках. Наталья Дойдаловна вспоминает, что в Ленинграде она никак не могла увести маленькую дочку из Эрмитажа. Ещё Надина мама любит вспоминать, что когда дочка была маленькой, она ее могла оставить дома одну. Ставила перед ней стопку книг и уходила. «Где дочку посадишь – там и найдёшь, в книгах.»

Мне, взрослому человеку, трети не сделать того, что Надя успевала, потому что ею было прочитано невероятное количество книг. Она успевала очень много. При этом она была ребенком очень живым, совершенно не «ботаничным», как дети говорят, не замкнутым, не зашоренным. Она очень любила танцевать, погулять с девчонками, поиграть. Как-то ей удавалось всё. Такое ощущение, как будто Надя знала, что ей недолго жить и стремилась побольше успеть… Хотя вот этой вот печати судьбы, скажем так, не было — как видится из её писем и рисунков… Взять, например, ту же Нику Турбину, видно, — что девочка с непростым мировосприятием, с трагичным. У Нади этого не было. Ника – темная, с надрывом, а Надя очень светлая. Она исключительности своей не ощущала, очень просто всегда держалась. И, мне кажется, — детей поражает именно это. Они не способны, как взрослые, воспринять линию, им просто нравится, как Надя изображает тех же кентаврят. Они обожают Надин рисунок морской свинки – любимый, вообще, рисунок всей школы.

Детям повзрослее – нравится мистицизм Булгакова, их это больше всего интересует. Мальчишки ко мне всё время забегают, я открываю музей во время экскурсии, и на переменках и вот они все заглядывают, им интересно. Один 12-летний мальчик, недавно Наде такое послание написал: «Надя, я очень люблю твои рисунки, я тебя очень люблю, целую».

–Я знаю, что несколько учеников помогают Вам в музее…

– Мои главные активисты, к сожалению, сейчас уже ушли, они закончили в прошлом году 11 класс. Сейчас одна заканчивает 11 класс, в этом году. Она у нас играет Надю в спектакле на протяжении уже многих лет.

Сейчас дети, в основном, для себя всё делают, и как-то привлечь их к тому, что им невыгодно, очень сложно. А вот здесь как раз оседают те, которые живут не только для себя. У Нади есть знаменитая фраза, — из письма к её артековскому другу Алику Сафаралиеву: «если хочешь, чтобы они немного потлели, гори до тла сам, это страшно трудно, но нужно, нельзя только для себя». Эта фраза становится девизом для некоторых детей.

– Наталья Дойдаловна рассказывала о своем любимом рисунке дочери?

Она любит почему-то «Тонущую Офелию». Этот рисунок сейчас в Музее Рериха. Любит «Тувинскую мать» и «Маленького Принца». У нее мечта сделать настенный календарь с Маленьким Принцем, с этой серией рисунков.

— Теперь известно, что у Нади была врождённая патология сосудов головного мозга, что и послужило причиной её смерти. Но приходилось слышать и такое мнение — поскольку девочка была гениальной, все всё время поощряли в ней развитие ее таланта. Ей постоянно повторяли, что надо трудиться, нужно совершенствоваться, свой талант развивать, и, в конце концов, Надя не выдержала.

– Это абсолютно не так. Я опять проведу параллель с Никой Турбиной. У нее есть надлом, это сломанный ребенок. Надя абсолютно такого впечатления не производит. У нее нет в рисунках какой-то вынужденности. Для нее рисование было формой жизни, она рисовала всегда. Она даже не выходила из дома без блокнотика. Надя стояла в автобусе и рисовала, если ей что-то в голову пришло. Если взять ее подлинники, там и на папином рисунке, на обороте нарисовано, и на тетрадке, и на промокашке, и на шпаргалке, и чуть ли не на обоях. Согласитесь, если бы ее понуждали к творчеству, то, наверное, это было бы сделано хотя бы на А4, обычном белом листе, или где-нибудь так, чтобы это можно было выставить, показать. А тут рисунки именно собраны, где-то помяты. Она рисовала, выбрасывала, а папа ходил, подбирал.Он не понуждал ее к творчеству, он поддерживал ее талант. Её никто рисовать не учил, потому что Ватагин Василий Алексеевич, известный скульптор и друг семьи сказал как-то: «Надю учить не надо. Это только испортит ее талант, его первозданность. Она сама по себе. Ей, вообще, даже лучше эту академичность не приобретать», то есть не идти в художественный вуз в дальнейшем, потому что тогда может потеряться первозданность ее таланта.

Я тоже в Интернете читала, что некоторые люди считают, что Надю просто, грубо говоря, хорошо «пропиарили»… Одна дама написала так: «Я тоже хорошо рисовала, ничем не хуже, чем Надя, но мой папа сказал, что не даст испортить ребёнку детство. И не стал моих выставок устраивать. А тут решили на ребенке сделать себе славу». Это ведь абсолютно не так! Потому, что, во-первых, помимо славы у Нади были и какие-то негативные отзывы, безусловно. Например, если взять выставку в музее Толстого, которая состоялась, когда Наде было 16 лет. На этой выставке должно было состояться обсуждение с участием знаменитых толстоведов, многие из которых громили Надю в пух и прах, говоря о том, что неспособна девочка в 16 лет понять великого Толстого. Были, конечно, и положительные отзывы, но были и такие. И тогда Николай Константинович пишет в своём дневнике: «Я очень испугался за Надю, как она сейчас на это среагирует». А Надя встала и спокойно сказала: «Да, возможно, я не понимаю всей глубины Толстого, но я рисовала для себя и для своих ровесников так, как понимаю это сейчас я». Для нее эта слава роли не играла. Признают ее рисунки или не признают – она, конечно, волновалась, как любой бы человек волновался, но трагедии для нее не было, она рисовала не для этого. Она рисовала действительно для себя, не ожидая никаких похвал, никакого признания.

Я смотрела фильм, где Надя прутиком на снегу рисовала профиль Пушкина, слушала её тихий, звенящий голос Я долго рассматривала детские фотографии художницы.Нади. Круглолицая смеющаяся девочка с бантом на голове, сидящая в высокой траве. Вот Надя в чёрных косах гладит козочку на даче Ватагина.И повзрослевшая художница – высокая, тоненькая девочка-тростинка с трогательной улыбкой. Такая живая, такая близкая, легкая птица Найдан, улетающая, как когда-то Маленький Принц, сумевшая передать в своих рисунках нечто неуловимое, мимолётное и очень важное.

Пока я не разгадала Надин талант… И не знаю – возможно ли это вообще?

Надежда Рушева родилась в городе Улан-Батор в семье советского художника Николая Константиновича Рушева. Её мать - первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева. Летом 1952 года семья переехала в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она, за один вечер, нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух.

Выставки

В мае 1964 года - первая выставка её рисунков, организованная журналом «Юность» (Надя училась в пятом классе). После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации её рисунков, когда ей было всего 12 лет. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. В 1965 году в № 3 журнала «Юность» были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению - к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».. Впереди были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. В 1967 году была в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым.

Фильм

В 1969 году на «Ленфильме» был снят фильм «Тебя, как первую любовь...», посвящённый Наде Рушевой. Фильм не окончен.

Смерть

Скончалась 6 марта 1969 года в больнице из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг.

Память о Наде Рушевой

  • Похоронена на Покровском кладбище на первом участке. На её могиле поставлен памятник, где воспроизведён её рисунок «Кентаврёнок».
  • Также рисунок Нади «Кентаврёнок» стал логотипом Автономной некоммерческой организации "Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.
  • Её именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей её жизни и творчества.
  • На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.

Творчество

Среди её работ - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов.

Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая.

Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», - говорила Надя.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городской художественной галерее г. Саров Нижегородской обл. и ГМИИ им. Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.

Циклы и работы

  • Автопортреты
  • Балет
  • Война и Мир
  • Западная классика
  • Маленький принц
  • Мастер и Маргарита
  • Мир животных
  • Пушкиниана
  • Русские сказки
  • Современность
  • Тува и Монголия
  • Эллада

Эта девочка прожила короткую, но яркую жизнь, и оставила после себя более 12 тысяч работ, выполненных тушью и чернилами. Гениальная юная художница, обладающая уникальным даром, всегда жила жизнью тех, кого рисовала. Никогда не делавшая набросков, она погружалась в свой мир, где чувствовала себя абсолютно свободной. Сейчас об известной в СССР девочке редко говорят, и хочется вспомнить самые любопытные моменты ее жизни и подробно остановиться на вызывающем интерес творчестве.

Биография юного гения

31 января 1952 года в Улан-Баторе на свет появилась девочка с печальными глазами. Ей дали имя Найдан (Надежда), которое переводится как "Бессмертная", и, как оказалось, родители словно предвидели судьбу своей малышки. Ее отец был известным театральным художником, а мать - талантливой балериной. Через полгода семья поменяла место жительства и переехала из столицы Монголии в Москву.

Уже в возрасте четырех лет Надя Рушева проявляла свои недюжинные таланты живописца. Именно отец сыграл огромную роль в ее судьбе. Заметив уникальный дар, он старался сделать все, чтобы дочь развивала его. Профессиональный живописец читал девочке сказки, а она рисовала на бумаге любимых героев и делала это по собственной инициативе, поскольку никто не учил ее этому искусству. После того как она взяла в руки карандаш и бумагу, больше девочка с ними не расставалась. В ее работах - целый мир, созданный перьевой ручкой. "Я их вижу, они проступают на бумаге словно водяные знаки, и все, что мне остается - только их обвести", - так говорила Надя о своих рисунках.

У юной художницы было настоящее чутье: удивительным образом она передавала характер героев, точно изображала костюмы прошлых эпох и никогда не ошибалась, хотя делала это интуитивно. На бумаге сохранились впечатления девочки от услышанных волшебных историй и наблюдений за окружающими.

Более 30 прекрасных рисунков к одной из самых своих любимых сказок сделала юная Надя Рушева. "Маленький принц" Экзюпери очаровал девочку, и она была готова слушать философскую историю снова и снова.

Любимый автор

Однако самым любимым автором маленького гения являлся Пушкин, и когда отец читал ей "Сказку о царе Салтане", девочка тут же принималась рисовать. Она создала множество удивительных работ и никогда не пользовалась ластиком. Казалось, что ее рука обводит невидимые чужому взору линии, уже нанесенные на бумагу. Каждое лаконичное изображение точно раскрывало характер героев, и такие иллюстрации к сказке создавались один раз и навсегда. Юная Надя Рушева никогда ничего не меняла в своих работах. Ее шедевры - это чистая импровизация, вдохновленная реальностью.

Пушкиниана Нади Рушевой

Пушкин стал для юного гения целым миром, именно он разбудил в ней спящий инстинкт творить. Работая над образом поэта, она старалась прочувствовать атмосферу прошлой эпохи. Она ощущала ее, представляла окружающих людей, их обстановку, и все рисунки из этого цикла специально сделаны остро зачиненными гусиными перьями.

Исследователи, сравнившие рисунки Рушевой и Пушкина, сделали вывод о том, что их манера письма очень похожа. Надя рисует так же непринужденно, изящно, но в ее работах виден индивидуальный стиль. Она остается сама собой и легко импровизирует.

Надя Рушева, биография и творчество которой не перестает волновать самых преданных ее поклонников, стремилась понять внутренний мир великого поэта и постоянно углублялась в тему. Она изображала Пушкина-лицеиста, его товарищей по учебе, поднявших бунт против доносчика Пилецкого, обращала внимание на любовные линии, создавала портреты любимых женщин, рисовала поэта с семьей.

Особый интерес представляют работы, повествующие о последних часах жизни Александра Сергеевича, и творчество маленького гения невозможно втиснуть в рамки обычной одаренности. Ее рисунки указывают на особый талант, которым обладала девочка: она явно видела то, что не дано другим, и переносилась в прошлые эпохи, становясь участницей далеких событий. И столь точное изображение XIX века не объяснялось только богатым детским воображением.

Перед тем как приступить к работе, Надя бродила по значимым местам, обращалась к творчеству гения и впитывала атмосферу XIX века. Кстати, множество ее работ находится в Государственном музее А. С. Пушкина, и живые рисунки можно увидеть в открытом доступе.

Серия, посвященная Древней Греции

Даже в самых ранних рисунках видна рука настоящего художника с его безошибочным чувством отбора прекрасного и изящным языком. Надя улавливала самые драматические моменты и изображала их на бумаге.

Роман, оказавший большое влияние на девочку

Еще одна серия удивительных рисунков, сделанных гениальной девочкой, посвящена событиям, происходившим в романе Булгакова. Последовав совету своего отца, школьница прочла на одном дыхании полуопальную книгу и загорелась желанием изобразить на бумаге персонажей сложного произведения. "Подходя к чистому листу, я уже точно знаю, какими будут мои герои", - признавалась Надя Рушева.

"Мастер и Маргарита" - это литературный шедевр, который вдохновил ее на творчество, и перед тем как приступить к работе, она прошлась по местам, описанным в романе.

Странные совпадения

Любопытен такой факт: уже после смерти девочки Елена Сергеевна Булгакова, мечтающая о полном издании книги, озаботилась проблемой иллюстраций высокого качества. Она зашла в гости к Рушевым, и отец Нади показал безупречные рисунки дочери. Пожилая дама потеряла дар речи от того, что обнаружила невероятное сходство изображенной Маргариты с собой, хотя художница не была знакома с женой писателя.

А на руке Мастера красовался перстень - копия фамильного украшения, которое носил сам Булгаков. Неизвестно, какие силы подтолкнули юного гения нарисовать именно это. Как считают исследователи творчества Рушевой, она была настоящей провидицей, способной заглянуть в прошлое и будущее.

Известность в СССР и за рубежом

Уже в 12 лет состоялась выставка работ юного художника, тонко воспринимающего происходящее. Это был настоящий триумф! О девочке узнал весь Советский Союз.

Ее работы выставлялись за рубежом, и о юной художнице с восторгом писала иностранная пресса. Такие хвалебные отзывы многим не нравились, и некоторые открыто выражали мнение, что талант девочки не так уж и велик, как его преподносят, и нельзя обычную школьницу так сильно превозносить. Однако известность не испортила девочку, ведь она всегда была лишенным зазнайства человеком, везде искавшим скрытый смысл. Дисциплинированная Надя Рушева отличалась сильным характером, доставшимся ей по наследству от матери-балерины, и в то же время была очень мягким человеком, разбиравшимся в оттенках добра и зла.

Многообразие таланта

Исследователи восхищались ее уникальным талантом и отмечали, что подобного примера в истории искусства больше нет. Столь ранние творческие взрывы отмечались у музыкантов, поэтов, но у художников это первый случай, ведь все детство и юношество должно уходить на освоение мастерства. А гениальная девочка творила с малых лет.

Многообразие ее таланта просто поражает! Она интересовалась всем и безошибочно отбирала из безграничного культурного богатства самое важное. Все линии завершены в единственном движении пера. Она работала тушью, которая не терпит исправлений, изредка раскрашивая произведения акварелью. Художница Надя Рушева всегда верно выбирала тот единственный изгиб, плавность, толщину, которые необходимы в конкретном варианте. И такая уверенность руки непостижима. Кажется, что мало нарисовано, но так много сказано, и в каждом рисунке, который может называться картиной, царит особая атмосфера.

Ее дарование невозможно измерить обычными категориями, и столь раннее созревание ума говорит лишь о ее гениальности. Талант Нади безграничен, и автор без страха обращается к самым разным темам и жизненным явлениям. Она глотает книги, и каждая рождает жажду воплотить на бумаге образы, родившиеся в ее воображении. Рушева создала иллюстрации к произведениям Чуковского, Кассиля, Гайдара, Шекспира, Бажова, Родари, Блока, Носова, Верна, Гюго и многих других писателей и поэтов.

Лаконичность, трогающая душу

Удивляет малость средств, при помощи которых достигается прекрасный результат. Например, работа "Непокоренная" вызывает трепет и сострадание. Надя не рисует бараки и проволоку концлагеря "Освенцим", на бумаге изображено лицо - изможденное, настрадавшееся, на котором живут только угольки глаз. Здесь нет деталей, которые бы рассказывали о зверствах фашистов, но в этой работе зритель все понимает и без них. Изумляет, как девочка смогла выразить глубокие образы нашего века и прошлых эпох в столь юном возрасте.

Одиночество гения

Самыми дорогими людьми для талантливой девочки были родители. В силу уникального дара она не имела близких подруг, и только с матерью и отцом делилась всем, что ее волнует. Много времени она проводила на различных выставках и в музеях, с большим интересом читала серьезные литературные шедевры. Например, "Войне и миру" Толстого Надя Рушева посвятила более 400 иллюстраций.

Мудрая не по годам школьница с врожденной культурой как-то обмолвилась: "Нельзя жить для себя. Надо гореть. Это очень трудно, но надо". Она тратила душевные богатства, отдавая себя людям без остатка. И это основной признак истинного таланта.

Документальный фильм

Юной художнице посвятили документальный фильм, который называется "Тебя, как первую любовь". В начале 1969 года девушка много времени провела на киностудии "Ленфильм", гуляла по красивейшему городу, знакомилась с его богатой историей и архитектурными памятниками. Она вспоминала, что это было самое прекрасное время в ее жизни.

Навсегда 17-летняя

Накануне трагедии Надя вернулась в Москву. Рано утром шестого марта полная новых идей художница собиралась в школу, но неожиданно потеряла сознание. В семье не было телефона, и отец помчался в больницу. Не приходя в сознание, в возрасте 17 лет девочка умерла, а ее смерть вызвала шок у всех людей, и многие отказывались верить в ее кончину. Надя Рушева, причина смерти которой указана в медицинском заключении, страдала аневризмой сосудов головного мозга, и в то время такая болезнь не поддавалась лечению. Никто не знал, что у девочки есть заболевание, с которым люди живут не более девяти лет, а ей судьба отмерила целых семнадцать.

Память

Она собиралась поступать во ВГИК, чтобы учиться на художника-мультипликатора, однако судьба распорядилась по-своему. Надя, которая обрела бессмертие после жизни, похоронена на Покровском кладбище, а на гранитном памятнике изображен ее рисунок - симпатичный кентавренок.

Имя поставившей в тупик маститых искусствоведов художницы не было забыто. В ее честь назвали новую планету, открытую в 1982 году, в Москве есть школа имени Нади Рушевой № 1466, в которой она училась. В ней находится замечательный музей, где можно увидеть подлинники работ девушки, ее вещи, услышать рассказы о жизни и творчестве волшебницы, создавшей более 12 тысяч произведений.

О талантливой девочке помнят в Тыве, ведь ее мама являлась одной из первых балерин республики, и в 1993 году был открыт музей Нади Рушевой в городе Кызыле. Здесь можно познакомиться с рисунками, переданными родителями девочки, и в очередной раз восхититься ее бессмертным талантом.

Московский конкурс

Сегодня творчество художника, к сожалению, почти забыто. До сих пор нет единого центра, однако московские власти попытались привлечь внимание юных талантов и организовали в 2003 году городской конкурс рисунков Нади Рушевой. За все время проведения в нем приняли участие более 30 тысяч школьников, накоплен богатейший фонд детских работ, представляющих художественную ценность. Конкурс проводится как настоящий праздник искусства, который дает уникальную возможность обмениваться опытом.

Загадка гения

Наш материал хочется закончить словами академика Лихачева, писавшего, что именно такое искусство и требуется народу. Гениальная девочка проникала в область человеческого духа и стремилась показать как можно больше. Никто не знает, откуда у Нади в столь юном возрасте было удивительное знание эпох и людей. И этот вопрос навсегда останется без ответа…

Надя Рушева никогда не училась ни рисунку, ни графике. Она просто брала бумагу и начинала набрасывать какие-то контуры. Никогда не делала эскизов — рисовала сразу «набело». И не пользовалась стиральной резинкой — если художнице что-то не нравилось, она выбрасывала лист и начинала заново — уже другой рисунок. «Я их заранее вижу. Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила художница.

Таких рисунков — быстрых, выверенных, чётких — она оставила двенадцать тысяч. Это в шесть раз больше, чем всё творческое наследие Клода Моне . Хотя жизнь самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз короче. Юная художница даже не успела закончить школу — в 17 она умерла от разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния.

Маленькая художница

До семи лет родители не учили девочку ни читать, ни писать, ни рисовать — как говорила её мама, не хотели торопить ребёнка. Но по вечерам папа, художник Николай Рушев , часто читал дочери вслух сказки. А Надя, пока слушала, делала какие-то наброски. Как-то раз, пока папа читал «Пушкинскую сказку о царе Салтане», девочка успела нарисовать 36 иллюстраций.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана». Перо. 1966 год. Репродукция. Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

Однажды Николай Рушев показал рисунки дочери коллегам по работе. Те подтвердили: у девочки талант. А в 1964-м прошла первая выставка Нади — ей тогда было 12. Не все воспринимали девочку всерьёз — какой жизненный опыт может быть у пятиклассницы? Да и художественного образования она не получила. А Рушева просто продолжала вести свой привычный образ жизни — ходила в школу, как и любой нормальный советский ребёнок, волновалась за отметки, читала книги и много рисовала.

Выставка «Пушкиниана Нади Рушевой», посвящённая 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Мама художницы Наталья Рушева на открытии выставки, 1999 год. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

В течение ближайших пяти лет по всему миру проходит 15 персональных выставок Нади Рушевой: в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Надю интересуют и мифы Древней Греции, и пушкинские произведения — в 13 она создаёт серию рисунков к «Евгению Онегину». Несмотря на то, что Надины иллюстрации очень простые — часто это просто какие-то линии и контуры без тонировки или штрихов, — в них много динамики и жизни. Как говорил скульптор Василий Ватагин: «Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира». Сама же Надя всегда мечтала стать мультипликатором.

«Провидение Нади»

Как-то друзья дали Наде почитать «Мастера и Маргариту». Как писал в дневнике отец художницы: «Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать всё, что можно, о Булгакове и как-то сразу и упоённо стала создавать свою лебединую песню „Мастер и Маргарита“». Спустя годы вдова Михаила Булгакова увидит Надины иллюстрации и назовёт их лучшими — но художницы к тому времени уже не будет в живых.

После смерти Рушевой Елена Сергеевна пригласила в гости её отца. Тот принёс с собой две папки рисунков Нади. Взяв в руки первый же лист, вдова Булгакова минуту молчала. А все присутствующие с удивлением переводили взгляд с рушевской героини на Елену Сергеевну и обратно.

РИА Новости / Владимир Вдовин

Тогда ещё отец художницы не знал, что жена писателя — и есть та самая Маргарита. Знать этого не могла и Надя. Однако её Маргарита оказалась практически копией Елены Булгаковой. А у Мастера на пальце красовался массивный перстень с камнем — такой же был и у самого писателя.

Репродукция рисунка Нади Рушевой к последней сцене романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1968 год. 16 лет). Фото: РИА Новости / Владимир Вдовин

«Хорошо, что Надя и свечу нарисовала… Михаил Афанасьевич любил работать при свечах…» — говорила Елена Булгакова, листая рисунки. А когда дошла до портрета Мастера и Маргариты в профиль, надолго замолчала. «Вспухший рот… Характерно для Михаила Афанасьевича… Будто вздохнул… Это провидение Нади».

Рушева стала первым иллюстратором «Мастера и Маргариты». Ей в то время было 15.

Сбывшееся и несбывшееся

В немецких искусствоведческих учебниках линейную графику Рушевой принимают практически за эталон. На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передавала эмоции — часто всего несколькими линиями.

При этом рушевские иллюстрации — по-детски непосредственные. Так, рядом с «серьёзными» рисунками Геракла или Аполлона с Дафной можно увидеть забавную серию «Сиренки». Надины сирены совсем не страшные — скорее, весёлые и игривые. А её кентаврицы больше похожи на балерин — на некоторых картинках они даже вальсируют.

Кстати, балет художницу тоже интересовал. Как-то она изобразила балет «Анна Каренина», но увидеть его не успела. Надя умерла за несколько лет до того, как композитор Родион Щедрин написал «Анну Каренину», а Майя Плисецкая исполнила там главную роль.

Никто не мог предположить, что в 17 лет художница уйдёт из жизни. Собираясь утром в школу, она просто потеряла сознание. Врачи пять часов боролись за её жизнь, но в сознание она уже так и не пришла.

Могила Нади Рушевой и её отца Николая Константиновича на Покровском кладбище. Фото: Commons.wikimedia.org / Mitrius

По-тувински имя «Найдан» (а Надя наполовину тувинка) означает «вечно живущая». И память о художнице-самоучке, которая так и не стала мультипликатором, до сих пор жива — всего в мире прошло уже около 160 её выставок. А с могильного памятника Нади Рушевой на этот мир смотрит кентаврёнок — необычный ребёнок с очень серьёзным взглядом.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.