Аукцион сколько. Каковы правила проведения электронных торгов и аукционов? Расчет сроков: калькулятор

Согласно п. 4 ст. 24, п. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ под электронным аукционом (аукционом в электронной форме) следует понимать способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором торги проводятся на специальном сайте (электронной площадке), а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта. В этой статье рассмотрим основные этапы проведения аукциона в электронной форме.

Общие положения

Проводить аукцион в электронной форме заказчик обязан в том случае, когда производится закупка товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N 2019-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ.

Однако заказчик вправе производить закупки путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные перечни (п. 3 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).

Воспользоваться данным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) целесообразно в том случае, когда заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а осуществлять закупку товаров (работ, услуг) у единственного поставщика или путем запроса котировок законом не допускается.

В то же время существуют ограничения по проведению закупок товаров (работ, услуг) путем проведения аукциона в электронной форме. В том случае, когда заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика, электронный аукцион не проводится (п. 2 ст. 84 Федерального закона N 44-ФЗ).

Поскольку Федеральным законом N 44-ФЗ других ограничений на использование электронного аукциона для определения поставщика не предусмотрено, при отсутствии необходимости использовать закрытые способы вопрос о проведении электронного аукциона должен решаться заказчиком самостоятельно с учетом преимуществ и недостатков данного способа.

Процедура проведения заказчиком электронного аукциона

Процедуру проведения заказчиком аукциона в электронной форме на закупку товаров (работ, услуг) можно разделить на следующие этапы:
- подготовку к проведению электронного аукциона;
- оформление документов для проведения электронного аукциона;
- размещение информации о проведении электронного аукциона;
- выявление участников электронного аукциона;
- определение победителя электронного аукциона;
- заключение контракта с победителем электронного аукциона.

Рассмотрим основные моменты проведения этих этапов.

Подготовка к проведению электронного аукциона . Во избежание организационных сбоев и нарушений при проведении аукциона заказчик должен спланировать свои действия, определить сроки и распределить функции между подразделениями и ответственными исполнителями.

При отсутствии у заказчика аукционной (единой) комиссии необходимо принять решение о ее создании до начала проведения закупки, а также определить состав комиссии, порядок ее работы и назначить председателя комиссии (п. 2 ст. 39 Федерального закона N 44-ФЗ).

В состав аукционной или единой комиссии должно входить не менее пяти человек: это должны быть преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, обладающие специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Состав созданной аукционной (единой) комиссии необходимо утвердить приказом. Кроме того, следует разработать и утвердить положение об аукционной (единой) комиссии.
В то же время для организации процедуры электронного аукциона заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика, в том числе для разработки документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (п. 1 ст. 40 Федерального закона N 44-ФЗ).

Специализированная организация осуществляет указанные выше функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления данных функций возникают у заказчика.

При привлечении специализированной организации для проведения электронного аукциона такие функции, как создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, документации об аукционе и подписание контракта, исполняются заказчиком.

Оформление документов для проведения электронного аукциона . Для проведения электронного аукциона заказчик должен разработать документацию о нем и разместить ее в ЕИС (на официальном сайте) (п. 1 ст. 59 Федерального закона N 44-ФЗ).

Статьей 63 Федерального закона N 44-ФЗ установлены сроки разработки и утверждения документации об аукционе:
- если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн. руб. - документация размещается в единой информационной системе не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (п. 2);
- если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб. - не позднее чем за 15 календарных дней (п. 3).
Документация об электронном аукционе должна содержать информацию, поименованную в п. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ.

Размещение информации о проведении электронного аукциона . Одновременно с размещением в единой информационной системе документации о проведении электронного аукциона заказчику следует разместить извещение о проведении такого аукциона (п. 1 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ в извещении должны быть указаны:
- сведения о заказчике (уполномоченном органе, контрактной службе, контрактном управляющем, лицах, ответственных за заключение контракта). К ним относятся наименование организации, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, информация об ответственном должностном лице (п. 1 ст. 42, п. 5 ст. 63);
- информация об условиях контракта, а именно наименование и описание объекта закупки, сведения о количестве и месте доставки товара, месте выполнения работы или оказания услуги, сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование, источник финансирования закупки (уровень бюджета, за счет средств которого осуществляется закупка, коды бюджетной классификации) (п. 2 ст. 42);
- сведения об ограничениях на участие в электронном аукционе. Указывается информация о том, кто может являться участником закупки, и обоснование ограничения (п. 4 ст. 42);
- способ определения поставщика - электронный аукцион (п. 5 ст. 42);
- срок, место и порядок подачи заявок участников закупки (п. 6 ст. 42);
- размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (п. 7 ст. 42);
- размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления этого обеспечения, требования к данному обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта (п. 8 ст. 42).

В извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42, прописываются:
- адрес электронной площадки в Интернете;
- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе в соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ;
- дата проведения аукциона согласно п. 3 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ. Если дата проведения аукциона приходится на нерабочий день, день проведения аукциона переносится на следующий за ним рабочий день;
- реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников такого аукциона и размер обеспечения данных заявок;
- преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28-30 Федерального закона N 44-ФЗ;
- предъявляемые участникам данного аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона согласно пп. 1, 2 п. 1 и п. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ (при наличии названных требований);
- условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В то же время в силу п. 3 ст. 65 Федерального закона N 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об этом аукционе. Причем участник аукциона вправе направить не более трех запросов о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления названного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил запрос, при условии, что поименованный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
При поступлении запроса позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок отвечать на него заказчик не должен.

Выявление участников электронного аукциона . Заявка на участие в электронном аукционе может подаваться только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке. Заявка должна состоять из двух частей. Первая часть заявки заполняется в соответствии с требованиями к ее содержанию и инструкцией по ее заполнению, которые приведены в документации об электронном аукционе. Требования к содержанию первой части заявки установлены нормами п. 3 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, определенные п. 5 ст. 66 Федерального закона N 44-ФЗ. В этом законе сказано, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных п. 3 и 5 ст. 66 документов и информации, не допускается.

Заявку на участие в электронном аукционе участник вправе подать в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Участник должен направить заявку оператору электронной площадки в виде двух электронных документов, содержащих две части заявки.

При проверке аукционной комиссией первых частей заявок на участие в электронном аукционе выявляется соответствие информации, указанной в ней, требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семи дней с даты окончания срока их подачи.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку, к участию в аукционе и признании этого участника закупки участником данного аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 67 Федерального закона N 44-ФЗ.

Свое решение аукционная комиссия оформляет протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, подписываемым всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. В протоколе должна содержаться информация:
- о порядковых номерах заявок на участие в аукционе;
- о допуске участника закупки к участию в аукционе и о его признании участником аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации об электронном аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
- о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника электронного аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе данный протокол должен быть направлен заказчиком оператору электронной площадки и размещен в единой информационной системе.
В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем (или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем), уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок.

При принятии аукционной комиссией решения об отказе в допуске к участию в электронном аукционе его участника уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации об аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в названной заявке, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, нарушение которых послужило основанием для принятия решения об отказе.

Определение победителя электронного аукциона . Электронный аукцион проводится на электронной площадке в обозначенный в извещении день, которым является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.
Время начала проведения аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.
Суть проведения электронного аукциона заключается в снижении начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно п. 6 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (шага аукциона) составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта.

В ходе проведения электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах шага аукциона.
Федеральным законом N 44-ФЗ установлено, что от начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта.

Оператор электронной площадки во время проведения электронного аукциона обязан отклонить предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям, предусмотренным ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ.
В течение тридцати минут после окончания электронного аукциона на электронной площадке оператором размещает протокол его проведения. В нем публикуются:
- адрес электронной площадки;
- дата, время начала и окончания аукциона;
- начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками аукциона "и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, с указанием времени поступления данных предложений.
Оператор электронной площадки обязан в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола направить заказчику названный протокол и вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании получили первые десять порядковых номеров. Если в таком аукционе принимали участие менее десяти участников, оператор электронной площадки направляет вторые части заявок на участие в аукционе, поданных его участниками, и документы этих участников, приведенные в пп. 2-6 и 8 п. 2 ст. 61 Федерального закона N 44-ФЗ. Кроме того, в течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить соответствующие уведомления названным участникам.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе. На основании результатов их рассмотрения принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям, установленным документацией об аукционе (п. 1 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ).
Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов аукциона. Протокол подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении заявок членами аукционной комиссии не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, результаты размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

В протоколе должна содержаться информация о порядковых номерах пяти заявок на участие в электронном аукционе, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе. Если на основании рассмотрения вторых частей заявок, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки, но менее пяти заявок, также указывается информация об их порядковых номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок требованиям, установленным документацией об аукционе, с обоснованием этого решения и с указанием положений Федерального закона N 44-ФЗ, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки.

Из пункта 10 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что победителем электронного аукциона является участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.

Заключение контракта с победителем электронного аукциона . Согласно п. 1 ст. 70 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с его победителем, а в случаях, предусмотренных указанной статьей, - с иным его участником, заявка которого на участие в таком аукционе признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.

Заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе. Для этого заказчику отводится пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

В свою очередь, победитель электронного аукциона в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя данного аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью названного лица.

Контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе, размещается заказчиком в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта.

Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

1. В электронном аукционе могут участвовать только аккредитованные в соответствии с настоящим параграфом и допущенные к участию в таком аукционе его участники.

2. Электронный аукцион проводится на электронной площадке в указанный в извещении о его проведении и определенный с учетом части 3 настоящей статьи день. Время начала проведения такого аукциона устанавливается оператором электронной площадки в соответствии со временем часовой зоны, в которой расположен заказчик.

3. Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе.

4. Электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

5. Если в документации об электронном аукционе указана общая начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, оборудованию либо в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, начальная (максимальная) цена единицы товара, работы или услуги, такой аукцион проводится путем снижения указанных общей начальной (максимальной) цены и начальной (максимальной) цены в порядке, установленном настоящей статьей.

6. Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

7. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона".

8. При проведении электронного аукциона любой его участник также вправе подать предложение о цене контракта независимо от "шага аукциона" при условии соблюдения требований, предусмотренных частью 9 настоящей статьи .

9. При проведении электронного аукциона его участники подают предложения о цене контракта с учетом следующих требований:

1) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное ранее поданному этим участником предложению о цене контракта или большее чем оно, а также предложение о цене контракта, равное нулю;

2) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта, сниженное в пределах "шага аукциона";

3) участник такого аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, которое ниже, чем текущее минимальное предложение о цене контракта в случае, если оно подано таким участником электронного аукциона.

10. От начала проведения электронного аукциона на электронной площадке до истечения срока подачи предложений о цене контракта должны быть указаны в обязательном порядке все предложения о цене контракта и время их поступления, а также время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта в соответствии с частью 11 настоящей статьи .

11. При проведении электронного аукциона устанавливается время приема предложений участников такого аукциона о цене контракта, составляющее десять минут от начала проведения такого аукциона до истечения срока подачи предложений о цене контракта, а также десять минут после поступления последнего предложения о цене контракта. Время, оставшееся до истечения срока подачи предложений о цене контракта, обновляется автоматически с помощью программных и технических средств, обеспечивающих проведение такого аукциона, после снижения начальной (максимальной) цены контракта или поступления последнего предложения о цене контракта. Если в течение указанного времени ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило, такой аукцион автоматически с помощью программных и технических средств, обеспечивающих его проведение, завершается.

12. В течение десяти минут с момента завершения в соответствии с частью 11 настоящей статьи электронного аукциона любой его участник вправе подать предложение о цене контракта, которое не ниже, чем последнее предложение о минимальной цене контракта независимо от "шага аукциона", с учетом требований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 9 настоящей статьи .

13. Оператор электронной площадки обязан обеспечивать при проведении электронного аукциона конфиденциальность информации о его участниках.

14. Во время проведения электронного аукциона оператор электронной площадки обязан отклонить предложения о цене контракта, не соответствующие требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

15. Отклонение оператором электронной площадки предложений о цене контракта по основаниям, не предусмотренным частью 14 настоящей статьи , не допускается.

16. В случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.

17. В случае проведения в соответствии с частью 5 настоящей статьи электронного аукциона его участником, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее наиболее низкую общую цену запасных частей к технике, оборудованию и наиболее низкую цену единицы работы и (или) услуги по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, наиболее низкую цену единицы услуги.

18. Протокол проведения электронного аукциона размещается на электронной площадке ее оператором в течение тридцати минут после окончания такого аукциона. В этом протоколе указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта, все минимальные предложения о цене контракта, сделанные участниками такого аукциона и ранжированные по мере убывания с указанием порядковых номеров, присвоенных заявкам на участие в таком аукционе, которые поданы его участниками, сделавшими соответствующие предложения о цене контракта, и с указанием времени поступления данных предложений.

19. В течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи , оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - и 8 части 2 статьи 61 настоящего Федерального закона и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.

20. В случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с частью 7 настоящей статьи , такой аукцион признается несостоявшимся. В течение тридцати минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на ней протокол о признании такого аукциона несостоявшимся, в котором указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта.

21. Любой участник электронного аукциона после размещения на электронной площадке и в единой информационной системе указанного в части 18 настоящей статьи протокола вправе направить оператору электронной площадки запрос о даче разъяснений результатов такого аукциона. Оператор электронной площадки в течение двух рабочих дней с даты поступления данного запроса обязан предоставить этому участнику соответствующие разъяснения.

22. Оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения электронного аукциона, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для его проведения, равный доступ его участников к участию в нем, а также выполнение действий, предусмотренных настоящей статьей, независимо от времени окончания такого аукциона.

23. В случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений настоящего Федерального закона о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:

1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;

2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

  • Регламентируется положениями статьи 68 закона № 44-ФЗ.

Проведение открытого аукциона в электронной форме.

Электронный аукцион проводится на ЭТП в день, указанный в извещении о его проведении.

Определение даты проведения аукциона.

  • День проведения аукциона - это день, следующий после истечения 2 дней с даты окончания срока рассмотрения 1-х частей заявок на участие в этом аукционе.
  • Время начала проведения электронного аукциона: устанавливается оператором ЭТП, с учетом часовой зоны, в которой располагается Заказчик.

Снижение цены электронного аукциона.

  • Начальная (максимальная) цена установлена Заказчиком, обоснована в аукционной документации.
Снижение цены происходит в рамках шага электронного аукциона.
  • Шаг аукциона - от 0,5% до 5% начальной цены.
Предложение "вне шага аукциона" подается с соблюдение следующих правил.
  • Нельзя подавать предложение с ценой, равной или превышающей ранее поданные другими участниками аукциона ценовые предложения.
  • Нельзя подавать нулевое ценовое предложение.
  • Нельзя подавать ценовое предложение, которое ниже, чем текущее минимальное ценовое предложение, поданное в пределах "шага аукциона".
  • Нельзя понижать свое же ценовое предложение.
На ЭТП во время торгов должны указываться все поданные ценовые предложения, в т.ч. время их подачи.
  • На ЭТП в процессе торгов должно указываться время, которое осталось до истечения конечного срока подачи ценовых предложений.
Время приема ценовых предложений равно 10 минутам.
  • Если в течении 10 минут новых предложений на понижение не поступало, "основное время" аукциона (определение победителя) завершается.
Дополнительное время.
  • После определения победителя в течении 10 минут, можно подавать предложения для понижения 2-го, 3-го и т. д. места.
Если 2 и более УРЗ предложили одинаковые цены, то лучшим предложением считается предложение, поданное раньше аналогичных.

Протокол проведения электронного аукциона.

  • Размещается на ЭТП через полчаса после завершения электронного аукциона.
В протоколе проведения электронного аукциона содержится.
  • Адрес ЭТП
  • Дата и время начала аукциона.
  • Дата и время окончания аукциона.
  • Начальная цена контракта
  • Все предложения о цене контракта (минимальные), сделанные участниками аукциона.
    • Предложения ранжируются в порядке убывания с указанием номеров заявок, которые поданы участниками, сделавшими эти ценовые предложения.
    • Указывается время поступления этих предложений.
Если в течение первых 10 минут не было подано ни одного ценового предложения, то этот аукцион признается несостоявшимся.

Аукцион на повышение.

  • Если цена контракта в ходе торгов снижена до 0,5% от начальной цены контракта, начинается игра на повышение.
Особенности.
  • Такие аукционы проводятся до достижении цены контракта не более ста миллионов рублей.
  • Ограничение в соответствии с решением об одобрении крупной сделки, не более суммы, которая указана в этом решении.

Для продажи разного имущества, переходящего в собственность государства, банков или других учреждений, проводятся по всем правилам аукционы. Торги необходимы при поиске заказчика для реализации разных услуг или работ на основании государственных контрактов. Наиболее часто для этого используются электронные торги, позволяющие привлечь к процессу многих участников, которые могут находиться в разных регионах страны. При этом должен соблюдаться правильный порядок проведения аукциона, а иначе его результаты могут быть оспорены в суде.

Понятие электронных аукционов

Данная процедура регулируется положениями ФЗ № 44. Аукцион, проводимый в электронной форме, представлен торгами, где участники могут приобретать разные предметы путем поднятия цены или претендовать на подписание контракта с помощью снижения цены. Порядок проведения электронного аукциона предполагает учет следующих нюансов:

  • информация о закупке размещается в ЕИС неограниченному или ограниченному количеству потенциальных участников;
  • в свободном доступе располагаются документы, имеющие отношение к таким торгам;
  • ко всем участникам предъявляются одинаковые требования;
  • выполняется процедура на специальной электронной площадке с помощью ее оператора;
  • победителем признается участник, предложивший наиболее высокую цену за продаваемый предмет или самую низкую цену за государственный контракт.

Торги могут проводиться не только государственными органами, но и частными компаниями. Они могут быть закрытыми или открытыми. Нередко и вовсе проводятся совместные торги, где по одному лоту предлагается возможность заключить контракт с несколькими заказчиками.

Где выполняется процесс?

Порядок проведения конкурсов и аукционов предусматривает необходимость грамотного выбора электронной площадки для этих целей. Данная площадка представлена сайтом в интернете, где непосредственно выполняются электронные торги. Если процесс проводится для государства, то выбираются для этого только заранее отобранные и проверенные площадки.

Существует 6 электронных площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ».
  • ООО «РТС-тендер».
  • АО «Единая электронная торговая площадка».
  • Национальная электронная площадка.
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  • Всероссийская универсальная торговая площадка (РАД).

Они используются для закупок государственными органами. Для участия в торгах требуется наличие у участников электронной подписи и аккредитации на конкретной площадке.

Когда требуются электронные аукционы?

Существуют определенные ситуации, при которых заказчику в обязательном порядке требуется проводить электронные торги. Все они указаны в законодательстве. Порядок проведения электронного аукциона указывает, что проводить такие торги можно только при учете следующих условий:

  • имеется возможность сформировать точное описание конкретного объекта закупок;
  • победитель определяется на основании количественного или денежного критерия.

Коммерческие компании могут пользоваться торгами для продажи разных объектов или закупок. К ним предъявляются менее жесткие требования.

Как происходит аккредитация?

Порядок проведения открытого аукциона заключается в необходимости аккредитации на выбранной площадке всех участников. Для этого подготавливаются документы, перечисляющиеся в ФЗ № 44. К ним относятся регистрационные бумаги компании, доверенность, оформленная на представителя, а также разные лицензии и разрешения на конкретную деятельность.

В течение 5 дней после передачи данной документации оператор торговой площадки выполняет аккредитацию участника. Может быть получен отказ в этом процессе, поэтому заявитель получает соответствующее уведомление.

Когда может быть получен отказ в аккредитации?

Порядок проведения аукциона в электронной форме заключается в необходимости прохождения аккредитации всеми участниками. Нередко они получают отказ в этом процессе. Он может быть обусловлен разными причинами:

  • не были переданы оператору необходимые документы для аккредитации;
  • предоставляется ложная информация о потенциальном участнике;
  • передаются документы, не соответствующие требованиям законодательства;
  • в качестве участника планирует выступать офшорная организация.

Если аккредитация выполняется, то срок ее действия составляет три года. После этого участнику достаточно только подавать заявки на участие в разных торгах. За три месяца до окончания срока действия аккредитации оператор направляет участнику уведомление. Участник может повторно пройти аккредитацию, но не ранее, чем за полгода до окончания срока действия текущего разрешения.

Порядок организации проведения аукционов

В качестве объекта таких торгов могут использоваться разные предметы. Наиболее часто выполняются с помощью аукционов государственные закупки или предоставляется в аренду и продается земля, недвижимость или иные ценности, принадлежащие государству. Хотя объект может быть любым, используется идентичный порядок проведения аукциона. Для этого заказчиком выполняются последовательные действия:

  • осуществляется подготовка к торгам, для чего планируются закупки или продажи, формируется комиссия, разрабатывается положение о комиссии, а также при необходимости привлекается посредник, выполняющий функцию комиссии;
  • подготавливаются документы для торгов, к которым относятся общие положения, информационная карточка, форма, по которой делаются заявки участниками, обоснование НМЦХ, техзадание и проект;
  • размещаются сведения об электронных торгах в ЕИС;
  • определяются все участники, для чего изучаются имеющиеся заявки;
  • составляется протокол рассмотрения заявок;
  • проводятся непосредственные торги, где участники поднимают ставки или снижают стоимость контракта;
  • определяется победитель, для чего составляется протокол подведения итогов;
  • с победителем заключается контракт, после чего исполнителем вносится обеспечение или используется банковская гарантия.

Если разобраться в том, каков порядок проведения земельных аукционов или торгов для исполнения контракта, то никаких сложностей с нахождением покупателя, арендатора или исполнителя работ не составит труда.

Какие действия выполняются участниками?

Правильный порядок проведения совместных конкурсов и аукционов предполагает необходимость выполнения определенных действий всеми участниками торгов. Они заключаются в следующем:

  • первоначально участник должен получить электронную подпись, без которой невозможно участвовать в аукционе;
  • осуществляется аккредитация на выбранной площадке;
  • оценивается информация о конкретных торгах, для чего используется база данных ЕИС;
  • скачивается документация, позволяющая изучить правила участия;
  • анализируются полученные данные о контракте или продаваемом предмете;
  • принимается решение об участии;
  • внесение денежных средств на счет электронной площадки, что выступает обеспечением участия в аукционе;
  • после перечисления средств появляется возможность отправить заявку на участие;
  • подготавливается и отправляется заявка, состоящая из двух частей, а также к ней прикрепляются документы, перечисленные в аукционной документации;
  • непосредственное участие в торгах, для чего подаются заявки на основании первоначальной цены;
  • если конкретный участник выигрывает торги, то им подписывается контракт с заказчиком;
  • подготавливается обеспечение исполнения соглашения, представленное банковской гарантией или платежным поручением;
  • если проводился аукцион по продаже какого-либо имущества, то подготавливаются средства, перечисляющиеся заказчику.

Порядок проведения земельных аукционов предполагает, что только после заключения контракта имеется возможность зарегистрировать право на купленную землю в Росреестре. В этом случае договор купли-продажи выступает правоустанавливающим документом.

Нюансы аукциона по покупке земли или недвижимости

Если граждане или компании желают приобрести у государства разное имущество, представленное землей или объектом недвижимости, то обязательно для этого проводится аукцион. Не требуются торги, если отсутствуют другие потенциальные покупатели.

Порядок проведения аукциона земельных участков или недвижимости предполагает использование электронных площадок. Победителем становится участник, предложивший наиболее высокую цену за объект. Проводятся торги как для покупки земли, так и для оформления ее в аренду. В качестве заказчика выступает представитель муниципальной власти конкретного региона. Порядок проведения аукциона земельных участков аналогичен торгам на исполнение разных контрактов.

Нюансы закрытого аукциона

Некоторые контракты предоставляются на основании закрытых аукционов, в которых могут участвовать только строго определенные участники. Порядок проведения закрытого аукциона предполагает, что информация о торгах не размещается в открытых источниках. Только ограниченное количество потенциальных участников информируется о процессе.

Остальные действия являются идентичными. Участники, подавшие заявку, получают информацию о целях и предмете торгов. Вносятся ими обеспечительные платежи, после чего проводятся торги. С участником, выигравшим аукцион, подписывается контракт.

Правила совместных торгов

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается положениями ФЗ № 44. К особенностям таких торгов относится следующее:

  • во время проведения аукциона одновременно проводится закупка несколькими заказчиками;
  • право объединения нескольких тендеров предоставляется исключительно при покупке однородных товаров или услуг;
  • с победителем торгов заключаются контракты всеми фирмами-заказчиками;
  • процедура проведения аукциона является стандартной, но для этого между заказчиками составляется специальное соглашение, где разграничиваются их права и обязанности;
  • определяется орган, проводящий закупку, а также формируется и утверждается комиссия;
  • конкурсная документация разрабатывается и согласовывается совместно несколькими заказчиками;
  • рассчитывается начальная цена с учетом пожеланий каждого предприятия;
  • определяются полномочия, которыми наделяются должностные лица, а также указываются их обязанности и ответственность;
  • разграничиваются расходы на проведение аукциона между всеми заказчиками;
  • определяется дата проведения торгов.

Обязательно соглашение между всеми заказчиками составляется в письменном виде. Дополнительно определяются принципы, на основании которых будут урегулироваться спорные моменты. Если не соблюдается порядок проведения совместного аукциона хотя бы одним заказчиком, то это приводит к сложностям проведения торгов.

Сроки процесса

Срок, в течение которого реализуются электронные торги, зависит от разных факторов, к которым относится сумма контракта или продаваемого предмета, количество участников, форма аукциона и другие параметры. На основании порядка проведения аукциона по ФЗ 44 разбивается процедура на несколько этапов:

  • аккредитация участника - 5 дней;
  • размещение информации о проведении аукциона - за 7 дней до процесса или за 15 дней, если начальная сумма превышает 3 млн руб.;
  • размещение аукционной информации в системе - в течение 2 дней после получения запроса от оператора выбранной электронной площадки;
  • проводится аукцион в строго определенный день;
  • на подачу заявки на изменение цены дается 10 минут;
  • в течение 30 минут после окончания торгов размещается информация о победителе в ЕИС.

Срок зависит от количества заявок и начальной цены. Поэтому время проведения аукциона может значительно отличаться в разных ситуациях.

Требования к участникам

Чтобы порядок проведения аукциона был правильным и соответствующим законодательству, к участникам предъявляются определенные требования. К ним относится:

  • участником может выступать гражданин или компания;
  • физлица могут быть зарегистрированы в качестве ИП;
  • к фирмам не предъявляются специфические требования, поэтому не имеет значения, какова их форма собственности, организационная форма и место регистрации;
  • в зависимости от предмета аукциона могут значительно отличаться требования к разным лицензиям, разрешениям, допускам СРО или другим факторам, позволяющим справляться с разными работами.

Все эти требования приводятся в аукционной документации, выкладываемой в свободный доступ. После изучения данной информации каждый потенциальный участник сможет понять, может ли он участвовать в торгах.

Правила подачи заявки

Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков или по подписанию контракта на выполнение какой-либо работы предполагает необходимость подачи участниками правильной заявки. Она состоит из двух частей:

  • первая часть зависит от предмета аукциона, представленного товаром, работой или услугой;
  • вторая часть включает документацию участника, поэтому с помощью представленных бумаг заказчик может понять, каково наименование компании или Ф. И. О. гражданина, адрес нахождения, контактные данные и иные сведения, подтверждающие соответствие требованиям торгов.

Заказчики не могут требовать от участников больше документов, чем те, которые перечисляются в ФЗ № 44. Подача заявки разрешается в любое время с момента размещения информации о дате и месте проведения аукциона. Подается она в виде двух частей оператору конкретной электронной площадки. В течение одного часа ей присваивается индивидуальный номер, после чего участник получает подтверждение принятия документа.

Нюансы проведения торгов

В назначенный день и время проводится непосредственный аукцион, обладающий следующими нюансами:

  • участники могут повышать или понижать цену в зависимости от предмета торгов;
  • изменение может быть нулевым, больше прежнего предложения или равным ему;
  • учитывается во время торгов установленный шаг аукциона;
  • все предложения, подающиеся участниками, фиксируются оператором электронной площадки;
  • на изменение дается только 10 минут после последнего изменения цены;
  • если в установленный период времени не будет другого актуального предложения, то автоматически происходит завершение аукциона, для чего используются специальные технические средства и программы;
  • в течение 30 минут после окончания торгов оператором размещается протокол торгов, содержащий информацию о победителе.

Процедура выполняется каждым участником с помощью специальных компьютерных программ, что позволяет легко справляться с правильной подачей заявок и установкой цены.

Что содержится в протоколе?

Порядок проведения аукциона предполагает, что по окончании торгов обязательно формируется протокол. В него включаются сведения:

  • наименование электронной площадки, на которой проводились торги;
  • дата и время проведения аукциона;
  • НМЦК;
  • перечисляются все предложения по цене, сделанные участниками торгов, причем они ранжируются по убыванию.

Первоначально такой протокол публикуется на сайте электронной площадки, после чего в течение одного часа отправляется заказчику и участникам.

Операторы всех площадок должны обеспечивать непрерывность реализации электронного аукциона. Они должны следить за надежностью и исправностью работы разных программ и технических средств.

Когда аукцион признается несостоявшимся?

Существуют определенные условия, при которых электронные торги признаются несостоявшимися. К ним относится:

  • не было подано ни одной заявки;
  • имеется только одна заявка к моменту окончания торгов;
  • принимается решение комиссией о невозможности допуска к аукциону всех участников;
  • в течение 10 минут отсутствовало предложение о повышении или понижении цены;
  • в установленные сроки участник, выигравший торги, не передал заказчику нужную документацию, не перечислил средства за объект или не обеспечил исполнение контракта.

Информация о том, что торги являются несостоявшимися, обязательно публикуется на сайте площадки.

Правила заключения контракта

С выигравшим торги участником обязательно заключается контракт в течение 10 дней с того момента, как составляется протокол окончания аукциона. Если у участников возникают разные разногласия по договору, то составляется и размещается в ЕИС протокол разногласий, подписанный ЭЦП.

В течение 3 дней после размещения такого протокола рассматривается документ заказчиком и предоставляется доработанный контракт.

Заключение

Электронные аукционы являются обязательными для нахождения исполнителей государственных контрактов или продажи разных государственных ценностей, к которым относятся объекты недвижимости, земельные участки или другие элементы. Участники должны обладать ЭЦП и аккредитацией на выбранной электронной площадке.

Электронный аукцион осуществляется в правильной последовательности действий, для чего учитывается предмет торгов и другие особенности процесса. Процедура предполагает использование компьютерных программ и специальных технических средств, принадлежащих оператору выбранной площадки.

Электронные аукционы являются востребованным способом решения разных вопросов относительно государственных закупок или приобретения товаров или услуг различными компаниями. Процедура считается простой и оперативной, а также не требующей вложения значительного количества средств. Аукцион в электронной форме позволяет принимать в нем участие многочисленным исполнителям и производителям, что обеспечивает свободу конкуренции в стране. Регулируется процесс проведения торгов ФЗ №44.

Понятие электронных аукционов

Данная процедура заключается в проведении торгов с использованием специальных торговых площадок, называемых сокращенно ЭТП. Этот способ выбора производителя или исполнителя считается выгодным для каждой компании и всего государства.

К особенностям процесса относится:

  • о проведении онлайн-аукциона предварительно оповещаются все поставщики, которые могут предоставить нужные товары или оказать услуги;
  • информация о данном процессе публикуется в Единой информационной системе;
  • участвовать в таком аукционе может любое заинтересованное лицо, соответствующее требованиям заказчика, представленного инициатором торгов.

Для участия в этих торгах требуется только грамотно подать соответствующую заявку на выбранной заранее площадке. Выбор победителя основывается только на предложенной цене, поэтому выигрывает торги исключительно компания или частное лицо, предложившее самую низкую стоимость за свои услуги или товары.

Виды аукционов

Существует несколько разновидностей таких в электронной форме может быть представлен следующими типами:

  • Базовый или простой. Он проводится только после того, как будут изучены все имеющиеся заявки от исполнителей или производителей. Для участия в таких торгах все участники должны подать заявки, к которым прикладываются их документы. В документации должны содержаться сведения о том, что исполнители соответствуют требованиям заказчика. Обязательно здесь указывается описание предмета закупки, представленного услугой, товаром или работой. Дополнительно имеются сведения о самом исполнителе, поэтому передаются копии учредительных документов, разрешений и других бумаг. Как только выбираются все исполнители, подходящие под имеющиеся условия, то принимается решение о том, кто допускается к торгам. Публикуется заказчиком специальный протокол после подведения итогов, в котором прописываются положения о закупке. В назначенный день проводятся торги. Победителем становится тот участник, который предлагает самую низкую0 цену. ФЗ №233 указывает, что допускается снижать стоимость до нуля, после чего идти на повышение.
  • Сложный аукцион, по которому подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется в два этапа. Он считается специфическим, но более прозрачным, поэтому отличается высокой эффективностью использования. Такие торги проводятся на основании положений ФЗ №94. Суть проведения открытых аукционов в электронной форме при таких условиях сводится к тому, что подают все участники заявку в двух частях. Содержание каждой части определяется непосредственным заказчиком. Проводятся такие торги исключительно в электронном виде, так как только такие условия гарантируют анонимность участников. После принятия решения проводятся торги. Участвуют все компании в аукционе в электронной форме под определенными номерами, поэтому невозможно узнать их название. Победитель выбирается по самой низкой предложенной цене. Далее рассматриваются вторые части заявок, где имеются сведения об участниках, представленные их уставами, разрешениями, сертификатами и другими бумагами. Некоторые участники могут отклоняться на этом этапе. Победителем становится компания, допущенная к участию по обеим частям и предложившая самую низкую цену.

Таким образом, каждый обладает своими правилами и особенностями. Наиболее часто используются простые торги, но крупные государственные компании предпочитают пользоваться прозрачными и эффективными усложненными аукционами.

Какой устанавливается шаг аукциона?

При составлении положений о закупке обязательно заказчик должен указать, каков будет шаг аукциона. Он может быть представлен в нескольких вариантах:

  • фиксированный, предполагающий установку примерно 5% от минимальной изначальной цены;
  • плавающий, при котором устанавливаются определенные процентные рамки;
  • с уменьшением шага, если нет никаких подходящих предложений, например, если устанавливается ставка в размере 5%, то при отсутствии предложений снижается она на несколько процентов;
  • произвольное число предполагает возможность снижать цену даже на 1 копейку, но такой вариант используется крайне редко, так как это часто приводит к искусственному затягиванию торгов.

Открытый аукцион в электронной форме наиболее часто проводится с плавающим шагом, так как такое решение считается эффективным. Ограничение в этом случае может быть не только в процентах, но и даже в сумме.

Время проведения торгов

Заказчик самостоятельно решает, в течение какого времени будут проводиться торги. Для проведения торгового аукциона можно выбрать два варианта:

  • устанавливается фиксированное время, в течение которого будут вестись торги, например, начинается процедура в 10:00 и заканчивается в 15:00, но такой вариант считается не слишком эффективным, так как не всегда к концу процесса удается получить нужный результат;
  • аукцион с продлением до того момента, пока не будет получена последняя ставка, например, начинается процесс в 10:00, а заканчивается тогда, когда будет подана последняя ставка.

Выбранный вариант обязательно указывается в положениях к закупке. Дополнительно указывается, будет ли аукцион обычным или электронным.

Открытый или закрытый?

Аукцион в электронной форме может быть открытым или закрытым. Каждый вариант обладает своими нюансами. В первом случае публикуется информация о торгах на официальном сайте предприятия, а также на выбранной электронной площадке, где будут проводиться торги. При таких условиях каждая компания может подать заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Если отсутствует публикация о торгах в открытых источниках и на официальном сайте заказчика, то может компания выбирать проведение закрытого аукциона. При таких условиях не включается в торги план закупок, а также участниками выступают только лица, которые специально приглашаются закупщиком.

Даже при использовании открытого аукциона не допускается публиковать в разных источниках информацию, являющуюся государственной тайной или входящую в сведения о закупках, по которым было принято решение Правительством. Все эти сведения перечисляются в ФЗ №223

Дополнительно у каждого заказчика имеется право не публиковать сведения о закупках, если по ним тратится не больше 500 тыс. руб.

Плюсы открытых аукционов

Организация аукциона в электронной форме обладает многими неоспоримыми преимуществами. К плюсам открытых торгов относится:

  • участвовать в торгах могут даже организации, располагающиеся на значительном расстоянии от места расположения заказчика;
  • допускается привлечение даже зарубежных компаний для участия;
  • обеспечивается хороший уровень конкуренции;
  • уменьшается возможность коррупции;
  • проведение аукциона на основании электронных площадок не требует тратить много времени или средств на размещение заявки или на оформление торгов;
  • даже небольшие компании могут выигрывать крупные государственные заказы;
  • предотвращается возможность использования неценовых способов конкуренции;
  • все процедуры проводятся за небольшой промежуток времени;
  • процессы являются открытыми и прозрачными;
  • все заявки конфиденциальны, а также обеспечивается высокая безопасность проведения аукциона;
  • все участники обладают равными правами.

Для многих предприятий по-прежнему такой способ участия в аукционе считается непривычным. Поэтому некоторые фирмы с опаской относятся к электронной форме участия в аукционе. Но обычно руководители предприятий осознают удобство и привлекательность данного процесса.

Когда проводится?

Все нюансы проведения данного аукциона должны ориентироваться на требования законодательства. По ФЗ №44, электронный аукцион проводится заказчиком, если ему требуются разные работы, услуги или товары, а при этом не имеет значения, какой классификатор продукции устанавливается. Но при этом учитываются ограничения данного закона.

Имеются некоторые ситуации, когда непременно требуется пользоваться площадками электронных аукционов для закупки. К ним относится:

  • закупка сельскохозяйственных товаров;
  • оказание услуг, связанных с с/х;
  • выполнение работ, имеющих отношение к горнодобывающей сфере;
  • приобретение продуктов питания или напитков;
  • закупка бумаги или оборудования для компьютеров;
  • выполнение строительных работ;
  • покупка лекарственных препаратов.

В каждом регионе может устанавливаться собственный перечень закупок или работ, для которых обязательно требуется проводить электронные торги. Даже в вышеуказанном перечне, по ФЗ №44, электронный аукцион проводится не всегда. Например, не требуется его проведение, если планируется выполнение строительных работ при сложных или специфических условиях. Дополнительно сюда включается закупка продуктов питания для разных образовательных заведений, так как руководство таких учреждений может принимать решение о проведении торгов, в которых будет участвовать ограниченное количество компаний.

Согласно ФЗ №44 (статья 59), аукцион в электронной форме может предусматривать возможность применения разных послаблений по отношению к обязательствам проведения торгов. Например, если изначально устанавливается цена, не превышающая 500 тыс. руб., то заказчик может проводить запрос котировок даже в случае, если не попадает проводимый аукцион в обязательный список.

Нюансы проведения торгов по госзаказу

Государство эффективно пользуется разными торгами для предоставления компаниям государственных заказов. Такая деятельность считается эффективной и выгодной для компаний, причем она приравнивается даже к разным льготам или субсидиям, предлагаемым бизнесу.

По закону заказчики, представленные государством или муниципалитетами, обязаны до 20% поставок предоставлять малому предпринимательству. Это обусловлено тем, что небольшие фирмы могут концентрироваться на специализированных и узких товарах и предложениях, поэтому могут поставлять действительно высококачественные товары.

Государственные заказы могут размещаться разными методами, к которым относятся:

  • проведение торгов, представленных электронными аукционами;
  • запрос котировок;
  • приобретение товаров у единственного поставщика или выполнение работ одним подрядчиком.

Редко применяется запрос котировок, так как в этом случае стоимость самого лота не должна превышать 500 тыс. руб. Для государственных заказов такая цена считается слишком маленькой. Конкурсы проводятся при наличии специфических закупок, для которых требуется проводить оценку не только по стоимости, но и по другим значимым факторам.

Поэтому наиболее часто используются доступные и простые в использовании электронные аукционы. Они не только позволяют сэкономить много времени и средств, но и являются эффективным методом борьбы с коррупционными схемами. За счет их использования гарантируется высокая прозрачность заключаемых сделок.

Процесс проведения аукциона

Процедура делится на несколько этапов, причем каждый из них обладает своими нюансами и особенностями.

Сами компании должны знать, как выполнить процесс, чтобы заполучить выгодный контракт.

Поиск аукциона

Первоначально фирмы должны найти оптимальные варианты для подачи заявки. Для этого надо зайти на Официальный Общероссийский сайт, где за неделю или за 20 дней до начала торгов можно будет подать заявки.

Выбирается аукцион с учетом специфики деятельности компании, а также учитывается начальная максимальная цена участия. В России действует 5 электронных площадок: Сбербанк АСТ, «РТС-тендер», ОАО ММВБ «Госзакупки», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан».

Каждая площадка обладает своим списком аукционов и возможностью поиска подходящих торгов.

Оформление ЭЦП

Для участия в электронных торгах у компании должна иметься электронная цифровая подпись. Она приобретается в удостоверяющих центрах, обладающих аккредитацией на конкретной электронной площадке, где планируется участвовать в аукционе.

Оформление ЭЦП считается не слишком сложным процессом, но при этом занимает он около трех дней. Именно на основании такой подписи каждому электронному документу может присваиваться юридический статус. За счет этого у каждого участника появляется материальная ответственность за все решения, принимаемые в процессе проведения аукциона.

Аккредитация

Следующий этап предполагает аккредитацию на выбранной площадке. Для этого заполняется соответствующая форма на сайте площадки.

К заявлению прикладываются учредительные документы компании, протокол решения и другие бумаги. Предварительно оцениваются все требования организации. Дополнительно правильно настраивается браузер.

Рассмотрение заявки на электронный аукцион осуществляется в течение пяти дней, после чего подтверждается доступ к участию в торгах. Если имеется отрицательное решение, то оно должно быть обусловлено вескими основаниями, поэтому обязательно перечисляются препятствия и ошибки. Отсутствуют ограничения в количестве попыток прохождения аккредитации.

После аккредитации предоставляется доступ в личный кабинет пользователя, с помощью которого осуществляется подача заявок на участие в торгах.

Перевод денег

Для участия в торгах требуется наличие нужного количества денег на счету.

Если участвуют представители малого предпринимательства, то требуется перевести примерно 2 % от начальной цены заказа. В остальных ситуациях платеж составляет 5 % от этого значения. Только при наличии нужного количества средств можно отправить заявку.

Формирование заявки

Для участия в аукционе важно грамотно сформировать заявку. Для этого предварительно изучаются все официальные документы на сайте. Состоит заявка из двух частей:

  • первая анонимная часть включает согласие фирмы на поставку товаров или оказание услуг, а также приводятся их характеристики;
  • вторая часть включает информацию о самом участнике, поэтому к ней прикладываются документы, подтверждающие соответствие компании требованиям закупщика.

Как только заканчивается срок подачи заявок, создается протокол электронного аукциона, в котором содержатся сведения о том, кто допущен до участия.

Непосредственное проведение аукциона

Участники в процессе торгов должны учитывать, сколько времени осталось до окончания аукциона, а также каков его шаг. У каждого участника имеется только 10 минут, чтобы принять решение о понижении цены.

Торги будут завершены, если через 10 минут не будет иметься более выгодного предложения от других компаний. Далее автоматически составляется протокол, содержащий данные о лучших ставках. Все участники представлены номерами, поэтому невозможно понять, какая именно фирма выиграла.

В конце аукциона заказчики получают информацию об исполнителе, для чего раскрывается содержание второй части заявок. Победителю пересылается контракт. При этом предоставляется обеспечение, равное до 30% от начальной максимальной стоимости.

Таким образом, электронные аукционы считаются выгодным, эффективным и надежным способом выбора исполнителя по разным заказам. Они проводятся только на ограниченном количестве площадок. Для участия в торгах требуется аккредитация на площадке. Процесс участия в аукционе предполагает выполнение нескольких последовательных этапов. За счет участия в торгах обеспечивается честная и свободная конкуренция между разными компаниями.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.