Повседневный быт и нравы средневековой руси. Быт жителей Киевской Руси

2. Объясните, чем и с какими соседними странами торговали на Руси.

Русские товары такие как меха, мёд, воск, льняные ткани, янтарь и рабы попадали через Волгу и Каспийское море в арабские страны, через Чёрное море в Византию, через Балтийское море и по сухопутным путям – в Западную Европу. В русских землях ценились иностранные ткани (особенно шёлковые), мечи, цветные и драгоценные металлы (месторождений которых в Древнерусском государстве не было) и пряности.

3. Расскажите о жилище и хозяйстве боярина, крестьянина, купца (по выбору). Используйте информацию учебника, доступные материалы краеведческого музея.

Крестьянин в одном из более северных районах жил в избе, то есть в срубе из положенных друг на друга брёвен. Такая изба поднималась над землёй на специальных подпорках, на которых оставляли не до конца обрубленные сучки, остриём вниз – всё, чтобы в жилище сложнее было забраться мышам. Именно из-за таких подпорок избы получалось высокое крыльцо. Внутри избы была всего одна комната с печкой, столом и лавками. На лавках сидели за столом, на них же спали взрослые, дети же и старики – на палатях на печке. Топили печку по-чёрному, то есть дым выходил в окно или дверь. Затягивали окно бычьим пузырём, через который не было видно, что происходит на улице, но свет проникал. Крыша обычно была из соломы.

Вокруг избы располагались разные хозяйственные постройки: в одних жили животные, в других хранился инвентарь. Все они были построены не так добротно, как изба. Отдельное место занимала баня. Это единственное строение, кроме избы, где была печка. Печку топили жарко, потому баня часто становилась причиной пожаров. Именно потому её ставили несколько в стороне, оставляя достаточно места между ней и другими постройками, чтобы огонь на них не перекинулся.

4*. Историческое путешествие. Составьте рассказ о поездке в древнерусский город (по выбору: Киев, Новгород, Смоленск, Псков или др.). Определите род занятий своего героя, цель его поездки, опишите его впечатления от увиденного.

В Новгород я приехал, чтобы продать зерно, которое купил под Полоцком. В Новгороде зерно всегда в цене, это не удивительно – город стоит на болоте. Настоящие топи подходят под самые стены крайних домов – в такую землю рожь не посадишь. Заехав в город, я добрался до торга – он расположен под самым кремлём. Внутри города дороги хорошие. Добирался до него, так почти каждые пару часов воз в грязи увязал, а в самом Новгороде на всех дорогах мостовые уложены половинками брёвен – получается ровная дорога, по которой удобно и приятно ехать.

Перед началом торга не мог я не зайти в Софию. Собор этот велик и прекрасен, без Божьей помощи нельзя было такого построить, тем более из камня. А по стенам его росписи, одна другой краше. Вот молишься там и кажется, что Господь прямо зримо сходит с небес.

Распродал я зерно быстро – ещё солнце не коснулось края крепостной стены, под которой мы расположились. Тихон (свояк мой из местных) прислал мне кусочек бересты, на котором нацарапал, что один варяг хорошие клинки по дешёвке продаёт. Вообще я мечами обычно не торгую, но тут очень уж выгодно получалось.

Потом мы с Тихоном выпили как следует за успех его и моего дела. Хороший город Новгород. Только холодный очень, промозглый, и ветер с озера сильный слишком дует.

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

2. Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения.

Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, осо-бенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.

В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много - пять или шесть - и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые - всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы - солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.

"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами - большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью - здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

«... Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином!

Они веселье в сердце лили,

Кипела пена по краям.

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям....», - так описывает А.С. Пушкин в поэме "Руслан и Людмила" картину тесного, замкнутого неторопливого быта Древней Руси.

Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины - точёные сосуды для напитков в виде шара - тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё - и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь -- здесь располагались дружинники, слуги.

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги часто украшенные инкрустацией.

Архитектура Киевской Руси

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру...

Искусство Киевской Руси

Язык - это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением - семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой - родом, племенем, нацией...

История древнерусской культуры

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции...

История русской культуры V–XVI вв

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы - рождается молодое сильное государство...

Культура древних русичей

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах...

Культура Киевской Руси

Крещение Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой...

Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации...

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь - раннефеодальное государство IX - первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве...

Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература...

Украинская культура: становление и развитие

Первое государство восточных славян - Киевская Русь, существовало в IX - XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины)...

После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019-- 1054), прозваний "Мудрым", который единовластно правил 18 лет. В большой мере он внедрял все лучше, чего достиг Владимир: расширял границы государства...

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить...

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Высокое развитие культуры Киевской Руси имело крепкую подпочву, созданную предшественниками: развитую письменность, образное виденье явлений, умения трансформировать в художественные обиды исторические события и персоналы"...

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка...

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX--XII ст. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии...

Невозможно понять эпоху без обращения к условиям повседневной жизни. Историк И. Е. Забелин писал, что домашний быт человека "есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех так называемых великих событий истории".

Повседневная жизнь человека сосредоточена в семье. В Древней Руси семьи обычно были большими. В одной семье жили дед, его сыновья с женами, внуки и т.д. Детство проходило в очень жестких условиях, что нашло отражение даже в терминах, прилагаемых к детям: отрок – "неговорящий", не имеющий права слова; хлопец – "холоп"; челядь – младшие члены рода. Основным методом воспитания считалась порка. Избиение в поучительных целях было нормой. Младенцев порой с голоду продавали в рабство свои же родители.

Впрочем, не стоит преувеличивать негативного влияния жестокого воспитания. Как верно отмечено В. В. Долговым, превентивная жестокость была единственным способом сохранить жизнь ребенку в ситуациях, когда родитель не мог контролировать свое дитя все 24 часа в сутки (в силу занятости на службе, работе и т.д.). Никаких яслей, детских садов и регулярных общеобразовательных школ тогда, конечно, не существовало. Богатые еще могли приставить к ребенку няньку, а бедные? Как сделать так, чтобы ребенок не лез, куда не надо, если он большую часть времени предоставлен сам себе? Ответ один: запугать, оградить его жизнь запретами и наказаниями, которые могут оказаться спасительными. Он не уйдет в лес с волками, не уплывет по реке, не подожжет дом и т.д. К тому же жестокость воспитания не отменяла родительской любви, пусть и в своеобразных формах.

Однако детство, даже столь суровое, длилось недолго, особенно у низших сословий.

"Социальным рубежом окончательного взросления на протяжении всего древнерусского периода считалось заключение брака. Другим, не менее важным показателем взрослости было обзаведение собственным хозяйством. По мнению В. В. Колесова, “детинами на Руси называли и пятидесятилетиях мужчин, живущих в доме отца, поскольку такой детина не начал жить самостоятельно”. Думается, что имущественный критерий был даже важнее, поскольку взрослость – это вообще самостоятельность, а оставаясь в родительском доме, дети не могли иметь права решающего голоса – вся полнота власти принадлежала главе семейства. Поэтому и в летописи случаи княжеских свадеб всегда отмечаются и описываются как весьма значимые события, но действующей политической фигурой князь становится только после того, как получает во владение волость...<...>

Все это привело к тому, что общество раннего русского Средневековья не знало четко определенного возраста, до которого человек мог, имел право и возможность оставаться ребенком. Не было возраста начала правоспособности, не было четко определенного периода, в течение которого следовало получать образование, все это появилось гораздо позже. Долгое время граница брачного возраста оставалась единственным институализированным рубежом, который существовал в официальной культуре".

Среди крестьянства встречались случаи женитьбы восьми- или девятилетних мальчиков на взрослых девицах. Это делалось для того, чтобы получить в семью лишнего работника. Представители знатных сословий женились и выходили замуж позже, но свадьбы в 12–15 лет были нормой. Взрослый глава семьи – муж – являлся полным государем среди своих домочадцев. Супруга считалась лишь приложением к "сильной половине", поэтому до нас почти не дошло собственных имен древнерусских женщин: их называли либо по отцу, либо по мужу (например, Ярославна, Глебовна и пр.).

Отношение к слабому полу иллюстрирует хорошо известная в Средневековье притча: "Не птица в птицах сыч, ни в зверях зверь ёж, ни рыба в рыбах рак, ни скот в скотах коза, ни холоп в холопах работает, [так] ни муж в мужах, кто жены слушает".

Без разрешения супруга жена не имела права выходить из дома и есть с ним за одним столом. Лишь в редких случаях женщины получали некоторые права. До выхода замуж дочь могла наследовать имущество отца. Рабыня, жившая с господином как жена, после его смерти обретала свободу. Всеми правами главы семейства и хозяйки обладали вдовы.

Однако и для мужей семейная жизнь не всегда была беззаботной. Из-за неравных браков и возрастных мезальянсов в средневековом обществе остро стояла проблема "злой жены". В законодательство даже была введена специальная статья: "Если жена мужа бьет, штраф 3 гривны" (как за кражу княжеского коня). Таким же штрафом наказывался случай, когда жена крадет у мужа имущество, пытается его отравить. Если женщина упорствовала в своем желании погубить супруга и неоднократно подсылала к нему наемного убийцу, с ней разрешалось развестись.

Людей Древней Руси звали в основном по именам, но часто они имели еще и различные прозвища. Отчества же употреблялись редко. Человек, которого величали по отчеству (с добавлением суффикса -вич, например Игоревич, Ольгович), являлся знатным; так называли князей, позже – крупных бояр. Лично свободные представители средних сословий пользовались "полуотчествами" (к их именованию добавляли суффиксы -ов, -ев, -ин, например "Иванов Петров сын", т.е. его отец носил имя Петр). У низших слоев общества отчества не было вообще, бытовали только имена. Также в Древней Руси не существовало фамилий. Они появляются только в XV–XVI вв., первоначально у феодалов.

Чтобы описать основные черты быта Древней Руси, начнем с жилища. В Средние века жилые помещения были небольшими, состояли из одной или нескольких комнат (у богатых). В домах основной мебелью были лавки и скамьи, на которых и сидели, и спали. У богатых имелись деревянные кровати, ковры, столы, стулья. Домашнее имущество хранили в сундуках или мешках, которые засовывали под лавки. В темное время помещения освещали горящей деревянной щепкой – лучиной или глиняными масляными светильниками, свечами.

Мы можем лишь частично восстановить облик древнерусских жилых построек по данным археологии. Основным типом была изба. Она представляла собой деревянный четырехугольный бревенчатый сруб, поставленный или прямо на землю, или на подставки (камни, бревна). Пол мог быть земляным или деревянным, из гладко отесанных досок. Обязательно имелась печь; собственно, слово изба и означает "жилье с печью" (от исьтба, истопка, истобка). Однако дымоходы и трубы встречались редко, печи топились "по-черному", т.е. весь дым шел в избу. Свет в дома проникал через небольшие окна, прорубленные в стенах. Как правило, они были "волоковые": узкая продолговатая щель в стене, которая закрывалась ("заволакивалась") доской.

Беднота жила в полуземлянках. В земле вырывали прямоугольную яму, стены укрепляли деревянным каркасом, который обмазывали глиной. Затем сверх}" строили дощатую или бревенчатую крышу, иногда поднимая ее над поверхностью на небольшом срубе. Поскольку в условиях русской зимы существовать без отопления невозможно, в полуземлянках также устанавливались топившиеся "по-черному" куполообразные глинобитные печи. В крестьянских домах вместе с семьей под одной крышей, за перегородками, могли держать домашнюю скотину.

Чем богаче был человек, тем более сложное строение представляло его жилище: к избе (теплому жилому помещению) пристраивались сени и холодная клеть, служившая кладовой. У зажиточных людей срубы-клети объединялись в целые галереи, которые порой на специальных опорных столбах надстраивали в несколько этажей. Подобный жилой комплекс назывался хоромами, а если он при этом украшался закругленными двускатными крышами, шести- или восьмигранными срубами, то его именовали теремом. В теремах жили князья, бояре, руководители городской администрации. Большинство построек были деревянными. Из камня строились некоторые церкви и гражданские сооружения (терема), но последние крайне немногочисленны. Кроме того, на дворе у зажиточных людей располагались различные хозяйственные постройки: погреба, бани, скотницы, амбары, кладовые и т.д.

Основной одеждой была рубаха-косоворотка из холста, у богатых – из тонкого льняного полотна. Она застегивалась на деревянные, костяные или металлические пуговицы и подпоясывалась узким кожаным ремнем или кушаком. Широкие штаны обычно заправляли в сапоги или заматывали в онучи. Основная масса населения в качестве обуви носила лапти или порши (нога заворачивалась в цельный кусок мягкой кожи и подвязывалась), зимой – валенки. Зимой носили шубы из овчины, теплую одежду из грубой шерсти.

Знать одевалась богаче. Аристократа можно было отличить по тому, что на плечах у него был корзно – плащ из дорогой ткани. Верхняя одежда украшалось вышивками, пушниной, золотом и драгоценными камнями у оплечья (выреза ворота), припола (полы одежды) и опястья (рукава у кистей рук). Платье шилось из дорогих тканей: аксамита (бархата), паволоки (шёлка). На ногах у князей и бояр были высокие сапоги из цветного сафьяна (популярными являлись красный, синий, желтый цвета). Головные уборы были круглыми, мягкими, отороченными мехом. Зимние шубы делались из меха соболя, бобра, куницы.

Продукты питания делали в основном из злаковых культур (ржи, овса, проса, реже – пшеницы) и овощей. Это были хлеб, различные каши, кисели, похлебки, отвары и т.д. Мяса ели мачо и чаще свинину, чем говядину и баранину. Зато широкой популярностью пользовалась речная рыба, что объяснялось как ее дешевизной, так и большим количеством православных постов. Пили хлебные квасы, меды, фруктовые отвары. Посуда употреблялась в основном деревянная, в богатых домах – железная, медная, серебряная.

Быт и нравы Древней Руси показывают нам средневековое общество, недавно принявшее христианство, с постепенно растущей социальной дифференциацией.

Русский быт складывался в течении многих сотен лет, подвергаясь при этом изменениям и дополняясь из века в век. При этом в различных социальных слоях быт мог коренным образом отличаться, и развитие его могло идти порою совершенно по разному.Вплоть до 19 века более 85% населения Руси составляли деревенские жители. Поэтому в сознании людей фраза «русский традиционный быт» тесно связана именно с тем, как был обустроен быт деревенских жителей.

Быт русского крестьянства был основан главным образом на традициях — неписанных правилах, которые затрагивали практически все аспекты жизни, в том числе и убранство дома. Деревенская изба представляла собой целый комплекс различных хозяйственных и жилых построек. Основным материалом служили деревянные бревна, основным строительным инструментом — топор. Такие дома принято называть «рубленными». Крыша изготавливалась из соломы, досок или дранки. Избу окружали различные хозяйственные постройки — птичники, загоны для скота, сараи, амбары. Чем зажиточнее и состоятельнее был человек, тем добротнее было у него жилище.


Традиционная изба русского крестьянина обычно состояла из одной комнаты. Мебель (лавки, полати) по большей части была «встроенной» и являлась непосредственной частью конструкции дома. Центральное место в каждом доме занимала русская печь. Она использовалась для обогрева помещения, приготовления пищи. С ее помощью сушились на зиму грибы и ягоды. Рядом с печью находилась посудная лавка. В каждом доме имелся так называемый «красный угол» — место где находились иконы и лампады. Для хранения посуды и другой домашней утвари в доме имелись специальные полки, которые назывались «полавочники». Для хранения одежды использовались сундуки и колышки, вбитые прямо в стены. В отделке внутренней части интерьера стен и потолка широко применялась резьба по дереву и роспись.



Основную часть рациона крестьянина в Древней Руси составляли хлебобулочные изделия из ржи или овса: хлеб, блины, пироги, калачи. Поэтому нет ничего удивительного, что слово «хлеб» стало обозначать нечто большее, чем просто еду. Он стал настоящим символом русских крестьян. Даже сейчас все помнят поговорку «Хлеб всему голова». В пищу также использовалось все, что выращивалось собственными силами: репа, капуста, свекла, бобовые культуры. Мясо употреблялось в основном по праздникам. Рыбу ели значительно чаще, в сушеном, вяленом и вареном виде. Летом в лесах собирали грибы и ягоды.

В целом быт крестьянства был тесно связан с верованиями древних славян, которые четко определяли время для разного вида работ, отдыха, женитьбы и т.д.

Возврат к списку

Архитектура Киевской Руси

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру…

Искусство Киевской Руси

Фольклор Киевской Руси

Язык — это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением — семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой — родом, племенем, нацией…

История древнерусской культуры

6. Живопись Киевской Руси.

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции…

История русской культуры V–XVI вв

3. Культура Киевской Руси

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство…

Культура древних русичей

Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах…

Культура Киевской Руси

8. Христианская ментальная революция в культуре Киевской Руси в XI веке

Крещение Руси князем Владимиром положило начало формированию специфической ценностно-тематической системы, которую будем называть христианской субкультурой…

Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

3. Культура Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации…

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

1.1 Культура Киевской Руси (IX — начало XII в.)

Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь — раннефеодальное государство IX — первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве…

Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси

2. Возникновение первых школ в Киевской Руси

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература…

Украинская культура: становление и развитие

2. Культура Киевской Руси

Первое государство восточных славян — Киевская Русь, существовало в IX — XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее — в пределах современной Украины)…

1. Ярослав Мудрый и культурное развитие Киевской Руси

После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019— 1054), прозваний "Мудрым", который единовластно правил 18 лет.

русский быт

В большой мере он внедрял все лучше, чего достиг Владимир: расширял границы государства…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

2. Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

3. Литературные достопримечательности Киевской Руси

Высокое развитие культуры Киевской Руси имело крепкую подпочву, созданную предшественниками: развитую письменность, образное виденье явлений, умения трансформировать в художественные обиды исторические события и персоналы"…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

4. Музыкальное искусство Киевской Руси

Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

5. Вклад Киевской Руси в развитие культуры

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX—XII ст. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии…

Вернуться назад на Древняя Русь

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Народы, расположенные по торговым путям, жили значительно лучше, чем жившие по дреговическим болотам и на территории Приуралья. Крестьяне жили в небольших домах. На юге это были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные.

В Киевской Руси северная изба — высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много пять или шесть и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы — солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.

"Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды.

Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины. Ковши были самых разнообразных форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер.

Ковшички для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины точёные сосуды для напитков в виде шара тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц, и миски, и, конечно, ложки. Из дерева делали всё — и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник. Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть свою большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно, поэтому прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

Горожане имели иные жилища. Почти не встречались полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги.

И одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники мужчины и женщины носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи.

Культура и быт Древней Руси

Зимой носили обыкновенные шубы. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество, конечно, было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом. Плащи застегивались на одном плече золотыми застежками. Зимние шубы шились из дорогих мехов. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.

Христианство
Дружины
Идентификация и фальсификация товаров
Организация проведения товарной экспертизы

Назад | | Вверх

©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

В разных районах Древнерусского государства существовал свой уникальный образ жизни людей. Кроме того, быт основного населения и феодальной верхушки, а также деревни и города имел множество отличий. Русский народ жил как в достаточно крупных городах, насчитывавших десятки тысяч человек, так и в небольших селах и деревнях в несколько десятков дворов.

Жилые области, через которые проходили торговые пути, имели более высокий уровень жизни. Крестьяне проживали, как правило, в небольших домах. На юге были распространены полуземянки, часто имевшие крыши, покрытые землей.

быт и нравы древней руси кратко

Северные избы на Руси были высокими, двухэтажными, с небольшими окнами, которых в доме могло быть более пяти. Сбоку от жилища были пристроены сени, кладовые и сараи – все находилось под одной крышей. Такой тип жилища был очень удобным для суровых студеных зим Севера. Многие элементы северных домов Древнерусского государства были украшены изящными геометрическими орнаментами.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
(С. Есенин. «Письмо матери»)

Годом написания этого известного стихотворения числится 1924-й. К этому времени шушун имел все основания быть ветхим и считаться старомодным.

Жизнь и быт древних славян

А когда-то носился повсеместно. Что же это за одежда?

Шушун – в письменности это слово впервые зафиксировано в 1585 году. Само слово считается родом из финского языка. Да и сам этот вид одежды пришелся «ко двору» изначально на Севере (Вологодчина и соседние районы). Затем шушун разошелся по стране – за Урал, в Сибирь, на юг, на запад. Правда, этим словом скоро стали обозначать совершенно разные виды одежды.

Итак, изначально шушун – теплая кофта, женская рубашка или короткополое платье, сарафан, телогрея, душегрейка. Часто шушун шился из сукна или холста и подбивался мехом («шушун лазорев да шушун кошечей женской», «шушуненко теплое заечшшое»). Поэтому очень скоро шушуном стали называть и шубейки. Таким образом, в разных областях России шушуном называли все-таки разные типы одежды, объединяло их общее – это была достаточно теплая верхняя одежда.

Родственным шушуну был шугай . В словарях часто используется как синоним шушуну. Это – тоже русская старинная национальная верхняя женская одежда. Кофта с приталенным силуэтом, длиной до бедер и меховым воротником. Часто шугай просто накидывали сверху (как мы это можем делать и сейчас с кофтами) или надевали в один рукав (левый).

Одежда под названием шушпан – из той же серии. Но в различных областях Российской империи шушпаном называлась разная одежда: это мог быть и мужской кафтан, и женская сорочка или сарафан. Но в основном – все же это была кофта из разряда душегрея.

Душегрея – общее название для легкой, но теплой женской одежды. Это была парадная одежда, часто шилась из бархата или парчи, расшивалась шелком, украшалась жемчугом. Такую душегрейку (еще одно название – кацавейку) крестьянские женщины надевали в праздничные дни.

Женская верхняя одежда на Руси была оригинального покроя и следовала одной простой цели: быть удобной и согреть. Практически всегда она шилась как распашная. Самой распространенной одеждой были, пожалуй, летники . Изначально это была и мужская, и женская одежда.

Огляделся он по сторонам – нет ли кого, поднял над головой и бросил оземь свой посох дорожный, потом взмахнул над ним рукавом – и вместо посоха поднялась с травы и стоит перед ним матушка Варварушка.
(Н. Телешов. «Крупеничка»).

В этой сказке известного российского писателя и организатора знаменитых «Телешовских сред» (проходящих в его доме на Чистопрудном бульваре), Николая Дмитриевича Телешова, описывается прием, который по сказкам я помню с детства. Взмахнуть рукавом – а дальше чудеса всякие посыплются. Что же за рукав такой необычный?

А это рукава-колокола летника. Если не держать руки согнутыми – могли и волочиться по земле, настолько были широки. Очень широкие и очень длинные рукава были у старинной (преимущественно) женской одежды под названием летник. В длину рукава были равны длине самого летника, в ширину – половине длины, вот какие рукава! От плеча до середины руки их сшивали, а нижнюю часть оставляли несшитой. И при старании и желании в таком рукаве можно было спрятать многое, не только чудеса.

Летники были легкой верхней одеждой, шились без подкладки, само название известно с I486 года. Называли их также и холодники – именно в силу того, что это была одежда легкая. У бояр и дворян был особый вид холодника – ферязь (само слово арабского происхождения). Ферязь, таким образом – также старинная русская одежда, мужская и женская (ферезея), весьма широкая, до трёх метров в подоле, а длиною почти до лодыжек, без воротника и с длинными рукавами, свисающими до земли. Именно благодаря ферязи появилось знакомые всем выражения «работать спустя рукава» и «работать засучив рукава» – очень непрост был сам процесс надевания одежды с такими рукавами.

Ферязь – праздничная одежда, ее полагалось надевать на самые большие праздники, причем имело значение и то, из чего ферязь сшита (бархатные, золотые, шелковые) – к каждому празднику свое. Это была и официальная торжественная одежда, в которой, по указу от 1680 года, обязаны были появляться ко двору бояре и прочие важные люди.

Разновидностей ферязи было множество («Жены моей платья ферязь холодник киндяк желт да ферязи другие теплые»). Для мужчин «благородного происхождения» особую ценность представляли ездовые ферязи.

К распашной одежде относились опашень и охабень . Это тоже старинная летняя одежда, мужская и женская. Охабень – плащ с откидными рукавами и капюшоном. Рукава могли закидывать за спину или завязывать на талии. Опашень – также летняя верхняя одежда, носился наопашь, то есть без пояса. Для опашня характерны широкие рукава, которые свисали вдоль тела, поскольку руки продевались в разрезы. Меха (соболь, горностай, бобр) – часть и украшение богатого наряда, известного со стародавних времен (само слово «опашень» – с 1359 года). Опашень (и женская опашница) практически вышли из употребления к XVII столетию.

Нельзя не упомянуть и епанчу . Этот «длинный и широкий старинный плащ» прикрывал от дождя. Носили епанчу тоже и мужчины, и женщины. В Россию епанча попала от арабов и впервые упоминается в «Домострое». К XVIII веку епанча стала форменной одеждой в армии. Сейчас и слово само забыто, а когда-то с ним было связано много симпатичных пословиц: «Это епанча на оба плеча», «Нашего сукна епанча», «Выбирай епанчу по плечу», «Не к роже рогожа, не к лицу епанча!», и другие.

А вот слово кафтан мы помним, хотя кафтаны уже давно никто не носит. Само слово – персидского происхождения, а вот одежда прижилась надолго. В кафтанах ходили и цари, и военные, и купцы. К кафтану сзади пристегивался «козырь» – высокий стоячий воротник. Этот козырь часто украшался жемчугом и золотым шитьем. С тех пор и пошло выражение «ходить козырем», а вовсе не с эпохи распространения карточных игр.

В коротком очерке невозможно передать все разнообразие верхней одежды, которую сейчас можно увидеть только в музеях. Как известно, Петр Первый одел всю знать в европейское платье. Старинная национальная одежда осталась только в деревнях. После революции 1917 года русский национальный костюм полностью вышел из употребления, за исключением телогреек, сарафанов и платков.

Характерной чертой русского быта средневековой Руси был консерватизм, присущий всем аграрно-патриархальным обществам, поэтому изменения в быту происходили очень медленно, а многие традиции семейного уклада и образа жизни сохранялись веками, передаваясь из поколения в поколение.

а) Жилище. Основная масса населения страны по-прежнему проживала в сельской местности - деревнях, селах или погостах, и лишь очень незначительная ее часть в различных по размерам городах. Городской посад того времени представлял собой комплекс деревянных дворовых усадеб, которые были различны по своим удобствам и размерам. В таких дворовых усадьбах, помимо самой курной избы или «хоромины», находились различные хозяйственные постройки - амбары, клети, ледники, скотные дворы и погреба.

Основная масса городских и сельских зданий, за очень редким исключением, была срубной, а в качестве самого ходового строительного материала использовали сосну и лишь изредка дуб. Светских каменных зданий практически не было, за исключением великокняжеских, а позднее царских дворцов, да палат самых знатных и богатых князей, бояр и купцов.

Практически все дома, независимо от социального положения их владельцев, топились по-черному, а каменные печи с дымоходом встречались только в «хоромах» очень богатых и знатных представителей бояро-княжеской аристократии. Такие «белые» хоромы или горницы обычно состояли из нескольких деревянных срубов, стоявших на высоких подклетях, соединенных между собой переходами на уровне второго этажа. Помимо самой горницы и традиционных хозяйственных построек, на территории боярской усадьбы располагались избы для дворовой челяди и так называемая «повалуша», или терем. Все постройки украшались затейливой липовой резьбой, а окна в таких хоромах закрывались не традиционным бычьим пузырем, а дорогой слюдой, которую в Европе даже называли мусковитом, и изящными резными ставнями. Такие горницы, окна которых пропускали много естественного света, по давней традиции называли «красными», или «светлицами».

В темное время суток или ненастную погоду для освещения избы, как правило, использовали либо лучину, которая вставлялась в печную расщелину или металлический ставец, либо сальные свечи, которые размещались на деревянных или металлических подсвечниках. В домах боярской знати изредка встречались серебряные «шандалы» или светильники с растительным маслом.

б) Одежда. Основная масса посадского и сельского населения страны по-прежнему носила домотканые или «власяные» длинные туникообразные рубахи, сарафаны и сорочки, порты или штаны и юбки, которые шились из сермяжного или льняного сукна. Что крайне интересно, долгое время сарафан был чисто мужской одеждой и стал исключительной принадлежностью женского гардероба только в середине XVII в.


Весной и осенью поверх рубах и сарафанов и мужчины, и женщины носили сначала плащи (XIV―XV вв.), а затем (XVI―XVII вв.) суконные однорядки - широкие распашные бесподкладочные платья с длинными откидными рукавами и разрезами для рук на уровне пройм. У женщин в моде были короткие безрукавные кофты - душегреи, а у мужчин - охабни, которые отличались от однорядки широким откидным воротником.

Самыми популярными образцами верхней уличной одежды были зипуны, которые надевались поверх рубахи, под кафтан. Сами же кафтаны, которые стали носить только в XV в., значительно различались и своей формой, и длиной, и покроем, а потому имели разные названия: русский, польский, турский, венгерский и т.д. Не меняя самого покроя домашней и уличной одежды, представители бояро-княжеской аристократии предпочитали шить свои наряды из дорогих заморских тканей: венецианского и «рытного» персидского бархата, фландрского сукна, восточной парчи, атласа или тафты.

Такая же разница наблюдалась и в верхней зимней одежде: простолюдины и основная масса «служилых людей» носили шубы, кожухи или опашни, пошитые из овечьего, медвежьего, заячьего или беличьего меха, а феодальная знать шила свои зимние наряды из соболя, куницы или горностая. Кроме того, боярские и княжеские шубы часто украшались «вошвами», т.е. золотым шитьем и драгоценными камнями.

Головные уборы (колпаки, мурмонки, наурузы, треухи, или малахаи) простолюдинов, как правило, шились из войлока, мухояра и недорогих заячьих и беличьих мехов, а головные уборы знати делались из изящного тонкого фетра, отороченного соболем или куницей, которые нередко украшались изумрудами, сапфирами, яхонтом и речным жемчугом. В среде боярской знати была устойчивая мода на восточные головные уборы - тюбетейки и тафьи.

Летняя и зимняя обувь, напротив, не отличалась большим разнообразием: бахилы, лапти, или лычаницы носили только в сельской местности, а посадский люд предпочитал щеголять в разноцветных кожаных сапогах, которые шились из сыромятной грубой кожи, причем одним фасоном и для левой, и для правой ноги. У представителей боярской знати сапоги шились из сафьяна и украшались золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями.

Парадной верхней одеждой русской знати были ферязь и горлатные шапки. Ферязь, которая шилась из заморской парчи или тафты и подбивалась собольим мехом, представляла собой длиннополое платье с откидными рукавами, которая украшалась затейливой вышивкой и драгоценными камнями. А горлатная шапка по старым обычаям шилась из меха бобра и была отличительной чертой членов Боярской думы или дьяков центральных государевых приказов.

Военное снаряжение, которое было только достоянием «служилого» поместного дворянства, тоже отличалось своим разнообразием. У рядового «служилого люда» это были стеганные тегиляи или куяки, с нашитыми на них кольчужными кольцами и стальными пластинами, а у феодальной знати в ряду военных доспехов были распространены кольчуги, байданы, панцири, бахтерцы, юшманы и зерцала. Головным убором основной массы ратных людей были стеганные паклей или ватой куячные матерчатые «шлемаки», а головы ратных воевод украшали изящные стальные шлемы-шишаки, к которым крепилась кольчужная сетка - бармица.

Боевое оружие тоже отличалось большим разнообразием. Делилось оно на холодное (боевые топоры, булавы, кистени, бердыши, «татарские» сабли, чеканы или клевцы, шестоперы или перначи), метательное (джириды и саадаки) и огнестрельное (пищали, фузеи и тюфяки).

в) Домашняя утварь и кухня. В традиционном обиходе у подавляющей части населения страны была глиняная или деревянная посуда (кадки, чумы, коши, ложки, черпаки, корчаги и т.д.), а в качестве парадной посуды выступали оловянные блюда, чарки и ставцы. В домах богатых бояр и князей оловянные блюда выполняли роль повседневной посуды, а парадная посуда была серебряной или золотой, которая нередко украшалась драгоценными камнями. Перечень столовой посуды различался большим разнообразием: это были всевозможные тарели, чаши, братины, ковши, ковчеги, потиры, ставцы и т.д.

Русская национальная кухня на протяжении многих веков практически оставалась традиционной и очень обильной. Из мясных блюд в основном ели баранину и значительно реже говядину и свинину. При этом у знати в особой чести было «верченое мясо», приготовленное на вертеле, а также жареные куропатки, лебеди, цесарки, гуси и тетерева. Особой любовью наших предков пользовалась различная рыбная снедь, приготовленная из сельди, белорыбицы, осетра, лосося, стерляди, судака, сига, окуня, леща и многих других рыб. Рыбу, как и мясо, солили, коптили, сушили и вялили впрок. Зернистую и паюсную икру красной и белой рыбы, а также ее ксеню, т.е. печень, которые считались деликатесом, готовили в специальном рассоле, хотя соль была сама дорогим продуктом.

Среди хлебных злаков в повседневном рационе преобладали ржаные оладьи, лепешки и блины, а из пшеницы пекли праздничные караваи, калачи, кулебяки, расстегаи и подовые пироги. Из зерна же делали и различные напитки, в том числе ржаной хлебный квас и ячменное пиво. В чести у наших предков были всевозможные морсы, медовухи и наливки, которые делались из клюквы, смородины, вишни, яблок, сливы, груш и меда.

Очень почитали наши предки различные овсяные, перловые, просяные и гречневые каши и кисели. Среди огородных культур в рационе преобладали репа, редька, огурцы, морковь, капуста, чеснок, лук и свекла. Выращивали также арбузы и дыни, которые на зиму солили или консервировали в патоке. С XVII в. на трапезных столах столичной знати стали появляться дорогущие восточные пряности (корица, перец, гвоздика), а также изюм, миндаль, лимон и даже кровяная колбаса, которую стали готовить с гречневой кашей.

Все это изобилие подавалось на стол только в скоромные и праздничные дни, а в период великих и малых постов, которые насчитывали 200 дней в году, из рациона исключались все мясные продукты, коровье масло и молоко и даже рыба.

г) Брачный обряд и семейный быт. В средневековой Руси все брачные узы, как и раньше, заключались по воле родителей жениха и невесты, которые перед свадьбой заключали меж собой «говорной договор» о времени и месте смотрин невесты и жениха. Смысл этой процедуры состоял в том, что перед смотринами родители невесты собирали сведенья о репутации будущего зятя, а родители жениха усердно изучали перечень того, что будущая невестка получит в приданое. Если результат этой кропотливой работы устраивал обе стороны, то наступал обряд смотрин невесты, в котором, опять-таки, вместо жениха по его поручению смотрельщиками выступали его мать и сестры, а также «закадычные дружки». Цель смотрин состояла в том, чтобы установить отсутствие умственных, физических и иных недостатков у будущей невесты. А положительный итог смотрин давал основание для заключения «рядной записи» или «свадебного договора», в котором оговаривались различные условия свадебных торжеств, в том числе и сумма неустойки, которую должна была заплатить виновная сторона за несостоявшийся по той или иной причине ранее «сговорный брак».

В день венчания невеста шествовала в церковь в плотной закрывающей ее лицо фате, и только во время свадебного пиршества молодой супруг мог хорошенько рассмотреть свою новоиспеченную супругу. Случались и забавные казусы, когда за свадебным столом обнаруживалось, что невеста слепа, глуха или слабоумна. Обманутый муж уже дела исправить не мог, поскольку митрополит, а затем и патриарх челобитные о разводе оставляли без внимания, руководствуясь традиционным неписаным правилом: «не проведав подлинно, не женися».

В таком случае муж мог добиться развода только путем ежедневных истязаний супруги, требуя от нее пострижения в монастырь. Если молодка упорно не желала надевать монашескую схиму и уходить на постоянное жительство в монастырскую келью, то ее родители «печаловались» патриарху на жестокость ее супруга. Если жалоба родителей доходила до ума и сердца патриарха, то женоненавистника и изверга посылали послушником в монастырь на год и полтора. А развод давали только в том случае, если возвратясь с монастырского покаяния, благоверный продолжал от души колошматить и дубасить свою суженую. За убийство собственной жены мужу тоже полагалось покаяние, а вот за убийство мужа жену ждала мучительная смерть: ее закапывали по горло в землю, оставляя до самой смерти без питья и еды.

Женились и выходили замуж довольно рано: обычным возрастом замужества было 12-14, а женитьбы 14-16 лет. Свадьба всегда сопровождалась брачным пиром, который назывался «кашей». Гуляли «свадебную кашу», как правило, в доме отца невесты в течение трех дней, а затем молодая супруга навсегда покидала родительский кров и перебиралась к мужу. Отсюда и проистекала знаменитая до сих пор поговорка «с тобой кашу не сваришь», т.е. не сыграешь свадьбу.

Семейный быт строился на основе безоговорочного подчинения главе семейства всех его домочадцев, включая жену и детей. За ослушание отцовской воли незамедлительно следовало тяжкое телесное наказание - битие кнутом или чем попало. Традиционная домостроевская обязанность беспрекословного подчинения воле родителей приобрела силу закона после принятия знаменитого Соборного уложения 1649 г., по которому все челобитчики на родителей подлежали наказанию кнутом.

В семье продолжало существовать издавна сложившееся разделение труда. На долю мужчин выпадали самые тяжелые сельскохозяйственные работы (пахота, боронование, посев и сенокос), а также заготовка дров, охота и рыболовство. В обязанности женщин входило участие в жатве, а также уходе за скотом, огородом и домом. На их же попечении находились и малолетние дети. Особенно тяжелым был труд невесток или снох, которые находились под присмотром и мужа, и свекра, и свекрови.

В обязанности супруга и отца входило поучение домашних, состоявшее в систематических побоях, которыми подвергались и благоверная супруга, и неразумные чада. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит и о своей душе не радеет», за что «будет погублен и в сем веке, и в будущем». Лишь в середине XVI в. само общество как-то попыталось защитить слабую половину человечества и ограничить произвол супруга. Знаменитый «Домострой» советовал ревнивцам и особо ретивым мужьям «бить жену не перед людьми, а наедине поучить», и при этом «ни по виденью не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотити, никаким железным или деревянным не бить». А кто «с сердца или кручины так бьет, много притчи от того бывает: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и перст, и главоболие, и зубная болезнь, а у беременных жен и детем повреждение бывает в утробе». Поэтому «Домострой» и давал очень ценный совет не бить жену «по всяку вину и токмо соймя рубашку плеткою вежливенько побить, за руки держа, поелику се разумно, и больно, и страшно, и здорово».

В средневековой домостроевской Руси женщина обладала целым рядом прав. Например, закон устанавливал высокие денежные штрафы за «пошибание» (изнасилование) и оскорбление женщины «срамными словесами». Однако настоящую свободу женщина обретала лишь после смерти мужа. Вдовы традиционно пользовались большим уважением в обществе, и к тому же становились полноправными хозяйками в доме, поскольку после кончины благоверного супруга к ним переходила роль главы семейства и распорядителя всего имущества.

д) Имена, фамилии и прозвища. В средневековой Руси различались канонические и неканонические имена. Каноническое (или истинное) имя, закрепленное традициями православной веры, подразделялось на крестильное (церковное), монашеское (иноческое) и схимническое.

а) Крестильное имя давалось человеку при крещении, в строгом соответствии с православными святцами, ангелом-хранителем которого был именно тот патрональный святой, в честь которого и был назван младенец. До середины XV в. основная масса населения страны предпочитала в обиходе обходиться некалендарными языческими именами.

б) Монашеское имя было вторым каноническим именем, которое получал человек при пострижении в монастырь. Обычно принимавший постриг получал имя того святого, память которого отмечалась в этот день, либо то календарное имя, которое начиналось на ту же букву, что и мирское имя монаха или монахини.

в) Схимническое имя давалось монаху или монахине при «третьем крещении», т.е. принятии большой схимы. Оно давалось также всем великим и удельным московским князьям и боярам, многие их которых, по издревле заведенной традиции, перед смертью и предстоящем восшествии в рай принимали схиму.

Неканоническое, или мирское имя человека не было связано с религиозными традициями и являлось вторым (необязательным) именем каждого светского человека: Емеля, Неждан, Елисей, Дядята, Омросия, Гостята и другие. Прозвище человека, в отличие от его имени, всегда отражало либо его этническую принадлежность, либо место его проживания, либо личные свойства и черты его характера и т.д. Среди средневековых прозвищ, носителями которых были и представители княжеско-боярской знати, встречались и такие непотребные и даже оскорбительные прозвища, как Дятел, Кобыла, Шевляга (Кляча), Возгривая (Сопливая) Рожа, Турутай и другие.

Важной уточняющей частью человеческого имени было его отчество, или патронимическое прозвище, которое употреблялось с его именем и происходило от имени его отца. Отчество прямо указывало на происхождение и родственные связи данного лица. Отчество указывало и на социальную принадлежность человека, поскольку считалось почетным наименованием. Если представители высшей феодальной знати именовались полным отчеством, оканчивавшимся на «вич», то остальные либо вовсе обходились без него, либо довольствовались полу-отчеством, которое оканчивалось на «ов», «ев» или «ин». Фамилии - наследуемые официальные наименования, которые указывали на принадлежность человека к определенной семье, появились только в XV в., и то первоначально у крупных феодалов из числа княжеско-боярской аристократии.

Литература

Абрамович Г.В. Князья Шуйские и российский трон. Л., 1991

Аверьянов К.А. Купли Ивана Калиты. М., 2001

Аверьянов К.А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. М., 2006

Адрианова-Перетц В.П. «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI-XIII веков. Л., 1968

Адрианова-Перетц В.П. Русская демократическая сатира XVII в. М., 1977

Алексеев Ю.Г. Под знаменем Москвы. М., 1992

Алексеев Ю.Г. У кормила российскою государства. Очерк развития аппарата управления XIV―XV вв. СПб., 1998

Алексеев Ю.Г. Судебник Ивана III. Традиция и реформа. СПб., 2001

Алпатов М.В. Андрей Рублев. М., 1972

Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988

Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М., 2006

Арсенев Б.В. Москва и Куликовская битва. 1380 год. М., 2005

Базилевич К.В. Внешняя политика русского централизованного государства. М., 2001

Богданов А.П. Царевна Софья и Петр. Драма Софьи. М., 2008

Богданов А.П. Опальные воеводы. М., 2008

Богданов А.П. Несостоявшийся император Федор Алексеевич. М., 2009

Богоявленский С.К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI-XVII веков. М., 2006

Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV-XV вв. М., 1986

Борисов Н.С. Церковные деятели средневековой Руси XIII―XVII вв. М., 1988

Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII - первая половина XIV вв. М., 1999

Борисов Н.С. Иван Калита. М., 2005

Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2009

Борисов Н.С. Возвышение Москвы. М., 2011

Борисов Н.С. Дмитрий Донской. М., 2014

Брюсова В.Г. Гурий Никитин. М., 1982

Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. М., 1984

Буганов В.И. Медный бунт. Московские «бунтари» 1662 года. М., 1968

Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII―XVIII в. М., 1976

Буганов В.И. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980

Буганов В.И. Куликовская битва. М., 1985

Будовниц К.У. Русская публицистика XVI в. М., 1947

Бусева-Давыдова И.Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997

Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия XVII столетия. М., 2008

Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., 1947

Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963

Виноградов А.В. Русско-крымские отношения 50-70-х гг. XVI в. М., 2007

Виппер Б.А. Архитектура русского барокко. М., 1970

Волков В.А. Войны и войска Московского государства: конец XV - первая половина XVII в. М., 1999

Воронин Н.Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII―XV вв. М., 1962

Вышегородцев В.И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон. М., 1996

Горская Н.А. Русская феодальная деревня в историографии XX века. М., 2006

Горский А.А. Москва и Орда. М., 2001

Горский А.А. От славянского расселения до Московского царства. М., 2004

Греков Б.Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до конца XVII в. М., 1954

Греков И.Б. Воссоединение Украины с Россией в 1654 г. М., 1954

Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды. М., 1975

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992

Данилова Л.В. Сельская община в средневековой Руси. М., 1994

Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987

Дмитриев М.В. Православие и Реформация. М., 1990

Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003

Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 г. М., 1961

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории русской литературы. М., 1987

Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. М., 1958

Зимин АЛ. Реформы Ивана Грозного. М., 1960

Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964

Зимин АЛ. Россия на рубеже XV―XVI столетий. М., 1982

Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России XV в. М., 1991

Ильин М.Л. Русское шатровое зодчество. М., 1980

Казакова Н.Л., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси в 14-

15 вв. М., 1955

Казакова Н.А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М., 1960

Казакова Н.Л. Очерки по истории русской общественной мысли. Первая треть XVI в. М„ 1970

Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. М., 1996

Каргапов В.В. Куликовская битва М., 1985

Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991

Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в. М., 1967

Кирпичников А.Н. Куликовская битва. М., 1980

Клибанов А.И. Реформационные движения в России в 14 ― первой половине 16 вв. М., 1960

Клосс Б.М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980

Кобзарева Е.И. Дипломатическая борьба за выход к Балтийскому морю в 1655-1661 гг. М., 1999

Кобрин В.Б. Власть и собственность средневековой России. М., 1985

Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1990

Кобрин В.Б. Материалы генеалогии княжеско-боярской аристократии XV-XVI веков. М., 1995

Кобрин В.Б. Социальный состав Опричного двора. М., 1999

Коваленская Л.М. История русского искусства XVII в. М., 1962

Козляков В.Н. Смута в России. XVII век. М., 2007

Козляков В.Н. Василий Шуйский. М., 2007

Козляков В.Н. Лжедмитрий I. М., 2009

Козляков В.Н. Борис Годунов. М., 2011

Козляков В.Н. Герои Смуты. М., 2012

Кожинов В.В. История Руси и русского слова. Современный взгляд. М., 1997

Комеч А.Н. Каменная летопись Пскова XII - начала XVI в. М., 1993

Комеч А.И. Русские монастыри. История и культура X-XVII столетия. М., 2001

Корецкий В.Н. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970

Корецкий В.Н. Формирование крепостного права и первая крестьянская война в России. М., 1975

Корецкий В.Н. История русского летописания второй половины XVI ― начала XVII в. М., 1986

Королюк А.С. Ливонская война. М., 1954

Костомаров Н.И. Смутное время в Московском государстве в начале XVII в. М., 1994

Кривошеев Ю.В. Русь и монголы. СПб., 2003

Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994

Кузьмин А.Г. Великие духовные пастыри России. М., 1999

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. М., 2003

Кузьмин А.Г. Мародеры на дорогах истории. М., 2005

Кусков В.В. Литература и культура Древней Руси. М., 1994

Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси X-XIV вв. М., 1984

Кучкин В.А. Договорные грамоты московских князей XIV века: внешнеполитические договоры. М., 2003

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966

Лазарев В.Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. М., 1973

Лазарев В.Н. Симеон Ушаков. М., 1977

Лаппо-Данилевский А.С. История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990

Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961

Лихачев Д.С. Истоки русской беллетристики. Л., 1970

ЛихачевД.С. Русское Предвозрождение в истории мировой культуры. М., 1974

Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Л., 1977

Лощиц Ю.М. Дмитрий Донской, князь благоверный. М., 2010

Лупов С.П. Книга в России в XVII в. Л., 1970

Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV―XV вв. Л., 1976

Лурье Я.С. Русские современники Возрождения. М., 1988

Маковский Д.В. Развитие товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве Русского государства в XVI в. С., 1963

Маковский Д.П. Первая крестьянская война в России. С., 1967

Малето Е.И. Хождения русских путешественников XII―XV вв. М., 2000

Маньков А. Г. Развитие крепостного права в России во второй половине XVII в. М., 1962

Маньков А.Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. Л., 1980

Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII в. СПб., 1998

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1995

Мнева Н.Е. Искусство Московской Руси: вторая половина XV-XVII вв. М., 1965

Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы. М., 2004

Морозова Л.Е. Россия на пути из Смуты: Избрание на царство Михаила Федоровича. М., 2005

Морозова Л.Е. История России: Смутное время: правда и вымысел, свидетельства современников. М., 2011

Муравьева Л.Л. Летописание Северо-Восточной Руси XIII-XV вв. М., 1983

Насонов А.Н. Монголы и Русь: история татарской политики на Руси. М., 1940

Немировский Е.Л. По следам первопечатника. М., 1983

Никитин Н.И. Сибирская эпопея XVII в. М., 1957

Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. М., 1969

Овчинникова Е.А. Портрет в русском искусстве XVII в. М., 1955

Павленко Н.И. Спорные вопросы генезиса капитализма в России. // ВИ, №11, 1966

Павленко Н.И. К истории Земских соборов XVI―XVII вв. // ВИ, № 5, 1968

Павленко Н.И. Переход от феодализма к капитализму в России. М., 1969

Павленко Н.И. К вопросу о генезисе абсолютизма в России. // И СССР, № 4, 1970

Павленко Н.И. К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах // ВИ, № 4, 1972

Панеях В.М. Холопство в XVI ― начале XVII в. Л., 1975

Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII века. Л., 1973

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984

Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000

Панченко А.М. История русской литературы XI―XVII вв. Л., 1985

Перевезенцее С.В. Русская религиозно-философская мысль Х-XVII вв. М., 1999

Почекаев Р.Ю. Ярлыки ханов Золотой Орды: историко-правовое исследование. СПб., 2006

Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010

Платонов С.Ф. Иван Грозный. Пг., 1923

Платонов С. Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. М., 1937

Преображенский А.А. Урал и Западная Сибирь в конце XVI ― начале XVIII века. М., 1972

Преображенский А.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980

Пресняков А.Е. Образование великорусского государства. М., 2012

Пушкарев Л.Н. Общественно-политическая мысль в России второй половины XVII в. М., 1982

Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986

Рогожин Н.М. Посольский приказ: колыбель российской дипломатии. М., 2003

Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948

Сахаров А.М. Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв. М., 1959

Сахаров А.М. Образование и развитие Российского государства в XIV―XVII вв. М., 1969

Сахаров А.Н. Русская деревня XVII в. По материалам патриаршего хозяйства. М., 1966

Сахаров А.Н. Степан Разин. М., 2010

Седов В.В. Псковская архитектура XIV-XV веков. М., 1992

Седов В.В. Псковская архитектура XVI века. М., 1996

Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2008

Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1978

Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 1981

Скрынников Р.Г. Россия накануне Смутного времени. М., 1985

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988

Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси XIV―XVI вв. М., 1991

Скрынников Р.Г. Царство террора. М., 1995

Скрынников Р.Г. Царь Бориc и Дмитрий Самозванец. М., 1997

Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский. М., 2007

Смирнов И.И. Восстание Болотникова. 1606―1607 гг. М., 1951

Смирнов И.И. Очерки политической истории Русского государства 30―50-х гг. XVI в. М., 1958

Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII в. Л., 1948

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. М., 1990

Станиславский А.Л. Труды по истории Государева двора в России XVI―XVII вв. М., 2004

Степанов И.В. Крестьянская война в России в 1670―1671 гг. Л., 1972

Таирова-Яковлева Т.Г. Гетьманщина в другiй половинi 50-х рокiв XVII столiття, причини i початок Руiни. К., 1998

Таирова-Яковлева Т.Г. Гетманы Украины. СПб., 2011

Талина Г.В. Выбор пути: русское самодержавие второй половины XVII - начала XVIII века. М., 2010

Талина Г.В. Наместники и наместничества в конце XVI- XVIII вв. М., 2012

Творогов О.В. Древнерусские хронографы. М., 1975

Тихомиров М.Н. Россия в XVI столетии. М., 1960

Тихомиров М.Н. Классовая борьба в России XVII в. М., 1969

Тихомиров М.Н. Российское государство XV-XVII веков. М., 1973

Тихонов Ю.А. Помещичьи крестьяне в России: феодальная рента в XVII ― начале XVIII в. М., 1974

Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. М., 1980

Тюменцев Л. О. Смута в России в начале XVII столетия: движение Лжедмитрия II. М., 2008

Филюшкин А.И. История одной мистификации: Иван Грозный и «Избранная рада». М., 1998

Филюшкин А.И. Андрей Курбский. М., 2008

Филюшкин А.И. Василий III. М., 2010

Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. СПб., 2013

Флоря Б.Н. Иван Грозный. М., 2000

Фроянов И.Я. Драма русской истории: на путях к опричнине. М., 2007

Цветаев Д.В. Избрание Михаила Федоровича на царство. М., 2013

Черепнин Л. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV вв. М., 1960

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства XVI―XVII вв. М., 1978

Чернов В.А. Вооруженные силы Русского государства XV-XVII вв. М., 1954

Чичерин Б.Н. Областные учреждения России в XVII в. М., 1856

Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII в. В., 1975

Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980

Шапиро А.Л. Русское крестьянство перед закрепощением XIV-XVI вв. Л., 1987

Шмидт С.О. Становление российского самодержавия. М., 1973

Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999

Юшков С.В. История государства и права СССР. М., 1940

Языкова Н.К. Богословие иконы. М., 1995

Яковенко Н.Н. Нарис iсторii Украiни з найдавнiших часiв до кiнця XVIII столiття. К., 2006

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге


На эту тему можно ознакомится с книгой филолога Истрина 1100 лет славянской азбуки /Истрин В.А. М.: Наука, 1988. (Глава 4. Какая азбука была разработана Кириллом (Константином) и откуда появилась вторая славянская азбука)


2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.