Развитие украинской культуры в 16 веке. Культура украины - развитие и история. Вопросы для самостоятельной работы

1. Гуманистические идеи Ренессанса в малорусской (украинской) культуре.

2. Образование. Книгопечатание.

3. Развитие художественной культуры в Украине в XIV-XVI вв.

Развитие малорусской (украинской) культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация опреде­лялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси - малорусские (украинские) земли вошли в состав Литовско-Польского государства. После Кревской унии (1385 г.) Польша повела то­тальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции малорусского (украинского) на­рода. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества.

С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориен­тацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы. В XIV-XVI вв. строятся города, растет цеховое производство, развиваются различные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляют­ся, международные, в том числе творческие контакты. С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета вы­зывало обострение социально-политического и духовно-просветительского противоборства народа. Защитником веры, традиций становится казаче­ство, период становление которого выпадает на середину XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распространением идей гуманизма Возрождения. Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей малорусской (украинской) интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и сделали оп­ределенный вклад в развитие западноевропейской культуры.

Получив надлежащее образование в европейских университетах, вы­ходцы с территории Малороссии становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками.

Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак, 1450-1494) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по ма­тематике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд малоросса природоисследователя - "Прогностическая оценка текущего 1483 года".

Лукаш из Нового Града (умер прибл. в 1542 г.) был магистром и препо­давателем Краковского университета. В этом университете в XV в. работали 13 профессоров - малороссов.

Павел Русин из Кросна (ок. 1470-1517), читал в Кракове универси­тетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым гуманистическим поэтом Малороссии и также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан (1513-1566) свой многогранный та­лант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в За­падной Европе его называли "рутенский (русский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной спра­ведливости. Они оказали положительное влияние па образование и литерату­ру, стали идейными вдохновителями ренессаисного искусства.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру население Малороссии, вызвало распространение идей, созвучных идеологии Реформации.

Система научных знаний в украинской культуре того времени состояла, из богословских дисциплин, грамматики, поэтики, арифметики, этики, истории, права, медицины, музыки. Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа", "Космография" и др. Несомнен­ный интерес представляет медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой Эпо­хе, осуществлялись в кон. XVI-нач. XVII вв. украинскими книжниками, ко­торые объединялись вокруг культурно-просветительских центров, создавае­мых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры.

Таким культурным центром в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский. Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. В ней препо­давали лучшие украинские и иностранные ученые.

Острожская школа объединила вокруг себя известных в то время дея­телей культуры. Писатель Герасим Смотрицки й (первая пол. XVI в. - 1594 г.) стал ее ректором. Он редактировал и написал предисловие к известной Ост­ровской Библии - первого полного издания Библии на славянском языке, осуществленного в 1581 г. Иваном Федоровым. Одним из яр­ких образцов полемической литературы является работа Г. Смотрицкого "Ключ царства небесного" (1587 г.).

Многие иностранные ученые сотрудничали с Острожской академией: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятощ, грек Кирилл Лукарис, ставший в дальнейшем патриархом Констан­тинопольским и др.

В последней четверти XVI - нач. XVII вв. в городах создаются братства - организации, которые в условиях усиления влияния католицизма стали идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа.

Первым из них было Львовское братство, возникшее еще в 1439 г. На его средства содержались школа, госпиталь, типография, библиотека.

В начале XVII в. братства появились во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства, организованная в 1586 г. Обучение в ней регламентировалось уставом - "Порядком школьным".

Обучение в братских школа» начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяли знания, призывали народ к отпору польско-католического влияния.

Большое значение в становлении новой культуры сыграла светская литература , связанная с традициями летописания, развития русского (укра­инского) права: "Судебник" Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 ГГ.), литовско-русские летописи и краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в. Как знаки своей эпохи они отразили историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа.

В 1574 г. во Львове вышла первая на Украине книга Ивана Федорова "Апостол", несколько позже - "Букварь". После переезда в Острог, он на средства К.Острожского основал вторую типографию, в которой издал ряд книг, в том числе, уже упоминавшуюся Острожскую Библию. Она получила распространение в Украине и за ее пределами, поступила в библиотеку Окс­фордского университета, в королевский двор Швеции.

ХV-ХVI - период расцвета народной культуры.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы, баллады, исторические песни. Глубо­кая образность дум восхищала Т.Шевченко, который ставил их выше гомеровских "Илиады" и "Одиссеи". Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный
литературный жанр. .

Цикл дум "Маруся Богуславка", "Самійло Кішка" и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой по­этикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного", "Три брата самарских". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "Козак Голота", "Атаман Матяш", "Івась Коновченко". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свобо­де, широкую натуру, благородство.

В архитектуре и изобразительном искусстве формируются особенности украинского стиля. Они проявляются, прежде всего, в каменном строительстве Западной Украины, где ренессансный стиль органически слил­ся с украинским народным стилем, перенесенным с деревянного зодчества на каменные сооружения церквей, замков, городских построек.

В то время ведется широкое строительство замков-крепостей и зам­ков-дворцов, перепланировываются и расширяются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды.

Возникли две архитектурно-строительные школы:

- галицкая , для которой характерна каменная кладка с крепкими стенами и несколькими башнями (замки в Хотине, Кременце, Белгороде-Днестровском и др.);

- волынская , представители которой использовали для строительства крупногабаритный кирпич. Кирпичные башни этой школы имеют вид ци­линдров, которые играли в системе укреплений особенно важную роль.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Ря­дом с сооружениями старого типа возводились более торжественные по­стройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Иоанна Предте­чи, Косьмы и Домияна, во Львове - церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропав­ловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции вархитектуре принадлежали Львову, ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в исто­рии украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская цер­ковь, башня Корнякта и часовня Трех Святителей составляют уникальный архитектурный ансамбль кон. XVI - нач. XVII вв.

На фасадах, порталах, в интерьерах ренессансных домов, дворцов, церквей, в иконостасах появляются скульптурные рельефы и богатая резь­ба по дереву. С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет, получивший распространение в виде надгробных памятников: па­мятники киевскому воеводе А.Киселю, К. Острожскому и др.

Мастера украинского монументального фрескового искусства , были известны далеко за пределами Украины. Но в отличие от фре­сковой живописи XIII в., в которой доминировали настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радост­ные мотивы: доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в Украине почти не сохранилась эти фресковые шедевры.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительно­сти, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра. Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев: "Владыка", "Яков", "Матвей" и др.

Наиболее распространенными образами были: Юрий (Георгий) Змеебо­рец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами: Распятие Иисуса, Тайная Ве­черя, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминают простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретают определенные индивидуальные черты. Ярким образцом живо­писи кон. XIII - нач. XIV вв. является икона "Волынской Богоматери", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В кон. XVI - нач. XVII вв. широкое развитие получает портретная жи­вопись. Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов Яна Гебургта, польского короля Стефана Батория, князя Констан­тина Острожского и др., выполненных такими мастерами известной Львов­ской школы, как художник В.Стефанович.

Плодотворно работали в Украине художники-графики. Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, а затем печатные. Уникальным в этом отношения является оформление Киевского псалтыря (1397 г.), содер­жащего более 200 миниатюр.

В XIV - XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и раньше, объеди­нялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др. Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА

Во второй половине XVI века в Украине активизировалась национально-освободительная борьба против владычества польских феодалов (в результате Люблинской унии 1509 года в Украине и Белоруссии установилось господство Речи Посполитой; в 1696 году Брестский собор провозгласил унию - слияние православной и католической церквей под эгидой Папы римского).

Борьба украинского и белоруского народов против католизации и полонизации, борьба за социально-национальное раскрепощение вызвала подъем культурно-просветительного движения, что способствовало развитию культуры.

На Украине культурная жизнь концентрируется в таких городах, как Львов, Острог, Киев. Возникают школы, например, школа князя Константина Острожского, возникшая в 70-х годах XVI века в городе Остроге (на Волыни). Ректором Острожской школы был известный писатель Герасим Смотрицкий, учителями - Христофор Филалет, автор известного полемического произведения "Апокрисис", и другие. Не случайно из стен школы вышли такие прогрессивные деятели, как писатель Мелетий Смотрицкий (сын Герасима Смотрицкого) и запорожский гетман Сагайдачный. Школы были созданы во Львове, Киеве. Наряду с монастырскими школами они сыграли большую роль в образовании украинского населения.

Особая роль в общественной и культурной жизни древней Украины принадлежала Киево-Могилянскому коллегиуму, созданному в 1632 году на основе Киевской братской и Лаврской монастырской школ. Его основатель Петр Могила создал по сути высшее учебное заведение, он добивался превращения коллегиума в академию, но это было сделано только в начале XVIII века. В XVII-XVIII веках из стен учебного заведения вышли такие деятели, как Симеон Полоцкий, Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович и другие.

Развитию литературы этого времени способствовало появление книгопечатания и создание научно-филологических работ. Начало книгопечатания связано с именем русского первопечатника Ивана Федорова, который бежал из Москвы, в 1572 году обосновался во Львове, где и оборудовал типографию. По просьбе князя Константина Острожского Иван Федоров организовал типографию в Остроге, где издал знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) и другие произведения. Широкую книгоиздательскую деятельность развернула Лаврская типография.

ЛИТЕРАТУРА

Украинская литература в этот период достигла больших успехов. В ней продолжают развиваться такие жанры прозы, как проповеди, летописи, полемическая литература и другие.

Среди писателей этого периода наиболее видное место занимает Иван Вышенский, первый среди украинских и один из выдающихся мастеров полемического слова тогдашней мировой литературы. Биографические сведения об Иване Вышенском скудны. Родился он в середине XVI века в местечке Судовая Вишня, возле Перемышля; жил в Галиции, Волыни, Подолии. Рано постригся в монахи и в 70-е годы переселился в Грецию, на Афон (один из крупнейших центров православного монашества). После некоторого пребывания в монастырях Вышенский поселился в пещере - стал затворником. С Афона на родину он направлял свои пламенные обличительные послания и письма, даже приезжал на два года на Украину, но потом снова вернулся на Афон в свою пещеру, где и умер в 20-х годах XVII века.

Убежденный аскет, он искренне верил в силу и правду право- славно-христианского учения, ратовал за духовную и социальную свободу народа, восхищался поэтичностью и глубиной народного творчества, которое использовал в своих страстных посланиях и песнях.

Иван Вышенский, несмотря на свои противоречия, последовательно проводил идею социально-национального освобождения народа. Творчество выдающегося деятеля украинской культуры было глубоко гуманным, он явился предшественником Т. Г. Шевченко.

Во второй половине XVI - первой половине XVII века происходит становление украинской поэзии и драматургии, которые имели школьно-схоластический характер. Наиболее известными образцами украинской поэзии являются панегирические вирши Герасима Смотрицкого - приложение к "Острожской библии" (1581 г.), "Хронология" Андрея Рымши (1581 г.) и другие.

В этот же период получают распространение рождественские и пасхальные "комедии": диалоги, сценки-декламации и т. п.

Братств. Военную и материальную поддержку оказывало украинское . Принадлежность к европейской государства Речи Посполитой позволяла украинских учиться в университетах Европы, то есть знать много языков, пользоваться достижениями мировой , воспринимать идеи , Реформации и распространять их в Украине.

Наблюдая пренебрежение образования и культуры родного народа, немногочисленная украинская начала задумываться над подъемом национального просвещения. Центрами развития образования города Острог, Львов, Киев.

Древнерусский город Острог в 70-х pp. XVI в. было значительным центром украинской культуры, « Афинами». Его обладатель Константин Острожский стал ревностным защитником и украинской культуры. Занимая киевского воеводы, он служил и участвовал в подавлении казацко-крестьянского движения. Однако, оставаясь православным, К. Острожский стал на защиту веры и языка украинского. В 1576 г. он основал Греко-славянскую школу, просуществовавшую до 1640 В ней изучались старославянский, греческий, латинский языки, а также «свободные науки»: арифметика, грамматика, логика, риторика, музыка и т.д. Вскоре школа получила статус Острожской и заняла достойное место среди современных ей европейских университетов. Должность первого ректора занял известный педагог и писатель . Преподавали в ней Василий Суражский - выпускник европейских университетов, Демьян , Клирик Острожский. Школа способствовала распространению образования в Украине, выпустила много образованных людей. Среди них - гетман запорожских казаков и сын ректора, впоследствии известный ученый, писатель и церковный деятель Мелетий . Его перу принадлежит много полемических произведений, a также издана в 1618 г. книга «Грамматика словенская», много лет, вплоть до конца XVIII века, использовалась как пособие старославянского языка и неоднократно переиздавалась.

В конце XVI в. выдающуюся роль в деле организации украинских школ начали братства, а Острожская школа способствовала открытию братских школ во , Луцке, Львове. Количество школ увеличивалась, а значит росла и количество образованных людей. Распространение же образованности способствовало не только развитию культуры, но и освободительного движения.

Первой и самой крупной в Украине стала основана 1586 Львовская братская школа. В нее, в соответствии с уставом, набирали детей разных сословий. Ученики обучались понятном им тогдашней украинской книжной языке. Они изучали старославянский, греческий и латинский языки, риторику (литературу), богословие и музыку. Школа выпускала высокообразованных людей, через которых оказывала большое влияние на школьное образование не только Украины, но и Беларуси, Молдовы, других стран.

Еще большего признания заслужила основана в 1615 г. Киевская братская школа. Одним из ее организаторов и первым ректором стал , который прежде был ректором Львовской братской школы. Позаимствовав основные уставные и просветительские идеи из Львовской школы, Руководители Киевской братской школы значительно расширили круг предметов, изучавшихся и углубили их содержание. Школа завоевала признание общественности. Помогать ей частные лица, в том числе и гетман .

Учениками братской школы были выходцы из казацкого и среды. В 1632 г. по инициативе Петра - Киевская братская школа объединилась со школой Киево-Печерской Лавры и была реорганизована в высшее учебное заведение - Киево-Могилянский коллегиум.

Печатное дело распространилась в Украине во второй половине XVI - начале XVII в. В это время появились типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове и других городах, где ими занимались те же братства. Особенно развилось печатания по прибытии во Львов высланного из Москвы опытного печатника, выпускника Краковского университета . Приехав во Львов, изложил свои образовательные задачи в таких словах: «Я должен по миру рассеивать и всем раздавать духовный полезно. В 1573 г. I. открыл во Львове типографию, a 1574 p. выпустил в свет полным изданием книгу « », в которой рассказывается о деяниях учеников Иисуса Христа. Это была первая печатная в Украине книга с высокохудожественным оформлением миниатюрами, гербом Львова и личным знаком печатника. Здесь же вышел «Букварь» Ивана .

Переехав через материальные лишения в имение К. Острожского в Острог, Федоров основал там Острожскую типографию и издал в ней в 1580 году уникальную теперь «Острожской Библии». Это было первое полное издание Библии на старославянском языке, долгие годы служило православным в борьбе с наступлением в Украине . Печатник выпустил и букварь под названием «Азбука с грамматикой», который стал важным пособием для распространения просвещения.

Известной в Украине была типография, основанная в 1615 г. архимандритом Елисеем Плетенецким при Киево-Печерской Лавре. Это было уже достаточно развито предприятие, выдавало значительное количество литературы. Публиковались в ней главным образом произведения религиозного содержания: рассказы о деяниях Христа, служителей православной . Первой отпечатанной в 1616 году книгой этого предприятия стал «Часослов» - сборник молитв. Отдельные экземпляры книги сохранились до наших дней. А наиболее известной книгой этого издательства был также сохранен до нашего времени, «Киево-Печерский Патерик». Эта драгоценная сборник пронизанных религиозной фантастикой рассказов о Киево-Печерскую Лавру впитала в себя оригинальные произведения, начиная со времен Руси и до XV в. Патерик прославляет ведущих деятелей Руси-Украины и Печорского монастыря, строителей, художников. В нем описаны жизнь и быт князей, служителей церкви и отношение к ним и к монастырю разных слоев населения.

3 конца XVI в. писатели, преподаватели, печатники все чаще начинают обращаться к живой разговорной речи украинского народа. Эта «простой язык» постепенно становилась языком деловых бумаг и художественных произведений, а сама она стала набирать новые черты «книжной», или литературной, языка. Осуществлялись и переводы с церковнославянского языка на язык украинского простонародья. В 1561 p. в городке Пересопница на сын протопопа Михаил Васильевич и архимандрит местного монастыря Григорий перевели с церковнославянского на «простой» язык Евангелие. Написанное на пергаменте, оно имеет много украшений, орнаментов, миниатюр, заставок. А фонетика, грамматика, лексика имеют отчетливые признаки живого разговорного украинского языка. Сегодня на «Пересопницкое Евангелие» присягу на верность народу Президент Украины.

Украинские ученые большое внимание обращали на изучение языка. Еще до в 1596 p. во Львове Лаврентий Зизаний издал «Грамматику словенский», содержащий основы и будущей украинской грамматики. A 1627 p. Памво Беринда напечатал в Киеве первый украинского-старославянский словарь - «Лексикон словенороський. В нем около семи тысяч объяснений церковнославянских слов на украинском языке.

В XVI в. в Украине появляется собственная, разнообразна и многожанровый литература. События в Берестти вызвали целую слива полемической (дискуссионной) литературы между католиками, униатами и православными. Талантливые писатели-мыслители направляли свои произведения на обоснование правильности или ошибочности решений Брестского и правомерности распространения униатства и католицизма. В ответ на выступление с книгой «В защиту Брестской унии», в которой оправдывалось покорения православия Рима, появилось много полемических произведений. Со стороны униатов выступал Ипатий Потий.

В защиту православия одним из первых откликнулся ректор Острожской школы Герасим Смотрицкий. Его поддержал книгой «Предостережение» . Большое произведение «Полинодия, или Книга обороны» написал архимандрит Киево-Печерской Лавры Захария Копыстенский. Он призвал к единству славян и к единению всех православных. И наибольший вклад в полемическую литературу сделал талантливый украинский писатель Иван Вышенский родом из Судебной Вишни в . По словам И. , он был «одним из родителей и создателей народного юго-русской литературы». Пламенный патриот Украины, гуманист, он, используя религиозную полемику, выступал против социальной несправедливости. Проведя 40 лет в Афонском монастыре в Греции, И. Вишенский резко критиковал Рим, Брестскую унию и чиновных униатов. Особенно острую полемику он вел в произведениях: «Краткословний отвит Петру жалобе», «Воспоминание философам латинским», «Послание к Сбежав от православной веры . Во всех произведениях (к нам их пришло 17) Иван Вышенский разоблачал сребролюбия церковных и светских всех трех церквей, их стремление окончательно поработить Украину и ее несчастной населения.

В большом количестве распространялись религиозные произведения - переводы сюжета Библии, размышления над заповедями и церковные поучения. Их авторами были священнослужители - Елисей Плетенецкий, Мелетий и Герасим Смотрицкий, Захария Копыстенский. Большое внимание в своем творчестве они уделяли воспитанию нравственности, братолюбия, покорности и уважения.

Продолжалось и , отбило прошлое нашего народа. Наиболее известными среди тогдашних летописей стали Киевский (852-1500), Густынский (от Руси до 1598 г.) и Литовско-Руский (1515-1543). Их авторы прославляли борьбу народа с иноземными захватчиками и призвали славянские народы к единству в этой борьбе.

Зарождалась поэзия, первые произведения которого были близкими по смыслу и форме к народным песням. стихи дополнялись юмористическими и сатирическими панегирики, баснями, эпиграммами. С развитием литературы совершенствовалась украинская речь. К речи входило все богатство народной речи, она поднималась до уровня литературного.

Совершенно новым явлением стало создание школьных театров. Сначала они возникли в острожской и львовской школах, а позже - и в киевской, луцкой и других. Учителя писали стихи, декламации-панегирики, крики (стенания), диалоги. Актерами становились подготовленные для этого ученики, a зрелища проводились на школьных и церковных дворах.

Созданию школьного театра способствовали произведения из поэтики и риторики, большинство которых до нас, к сожалению, не дошло. Среди сохранившихся уникальных драматических изданий того времени можно назвать «Трагедию русскую» неизвестного автора. ее содержание состоит из пролога, трех действий и эпилога. Действующие лица вели диалог украинском языке. Комедия бурлескного (шутливого) стиля по содержанию напоминала украинское народное творчество.

Сначала в школьных театрах ставили пьесы на религиозно-церковные темы (мистерии. Но впоследствии распространились комедии на бытовые темы. В антрактах между действиями основных постановок выполнялись миниатюрные комические произведения - интермедии и интерлюдии. До нас дошли в отрывках драмы и интермедии Якова Гаватовича, написанные в начале XVII в.

И особой любовью народа пользовался передвижной кукольный театр - вертеп. Это был довольно большой деревянный ящик на два этажа, где наверху ставили религиозные драмы, а внизу - сценки на разные темы. Актерами в нем студенты - студенты, которые ходили с вертепом от города к городу, зарабатывая таким образом на жизнь. Говоря за от имени кукол, студенты в юмористической и сатирической форме разоблачали алчность, нечестность, несправедливость и другие человеческие пороки.

Значительное развитие получил народный эпос. Одна за другой появлялись многочисленные исторические песни и думы, оплакивали потерпання народа от нападений, гнета и татарских грабежей. В устном народном творчестве родились такие талантливые памятника украинского эпоса, как «Дума о , Павлюка и », «Побег трех братьев из Азова», «Маруся », «Самойло Кошка», «Затужила Украина», посвященные героической борьбе украинского народа за свободу и независимость. А также героико-эпические песни о беспримерные отважные подвиги украинских казаков - защитников народа: «Ой у воскресеньице рано пораненько», «За рекой огни горят». Одна из украинских народных песен - «Дунаю, Дунаю, почему грустном течеш» попала даже к содержанию чешской грамматики XVI в.

Тяжелая казака-нетяги талантливо воспетая в народной думе о «Феська Ганджу Андыбере, гетмана запорожского. В ней сказано: «Козак-нетяга в город Черкасс прибывает на казаку-нетязи три семирязи, опатина рогозовая, поясина хмельовая. На казаку бедному нетязи сафьянцы - видные пяти и пальцы ».

Уже в XVI в. песни и думы выполняли странствующие певцы - кобзари и бандуристы. 3 поколения в поколение передавали они мастерство и знания. Кобзарей называют украинскими Гомера за те замечательные произведения, они составляли и выполняли. Украинские народные думы и доныне остались неповторимыми, совершенными художественной формой и музыкальным насыщением.

По традициям прошлого развивалось музыкальное и танцевальное . Профессиональная музыка в основном обслуживала церковную службу. Обрядовые песни, колядки набирали все более светский характер. Распространялись бытовые, лирические песни и танцы - гопаки, казачки, метели. Кобзари рядом с кобзой и лирой использовали скрипки, бубны, . Путешествующие музыки объединялись, создавая своеобразные ансамбли, чаще всего «троистые музыки». Они обслуживали праздники, свадьбы, различные обряды. В городах увеличилось количество музыкальных цехов, появились казачьи военные оркестры. Вдосконалилося искусство исполнения религиозных хоровых и сольных пения псалмов и кантов, создателями и исполнителями которых были, как правило, учителя и ученики братских школ.

Богатой и разнообразной предстает перед нами оригинальная и неповторимая архитектура разных регионов украинских земель. Это деревянные постройки жителей Карпат, каменные храмы и дома Галиции и Приднепровья. Немногочисленные архитектурные достопримечательности Украины той эпохи сохранились до нашего времени. Это и церкви, отдельные частные дома. Несмотря на возраст, культовые сооружения и ныне очаровывают изящными архитектурными формами, белыми стенами, великолепным лепным орнаментом, разноцветными крышами, позолоченными куполами и богатством внутреннего убранства.

В Киеве на Подоле создан торговый центр, в комплексе которого главенствующее место заняли ратуша и дом киевского братства. После пожара 1527 г. в камне збудувався центр Львова. Здесь многочисленные каменные купцов и мещан объединяли монументальность с эстетическим оформлением фасадов. Образцом гражданской застройки является построенный 1580 дом купца Корнякта на площади Рынок.

В начале XVII в. в строительстве заметными стали причудливые формы заимствованного в Европе стиля барокко. Строения украшались как на фасаде, так и в интерьере скульптурами, росписями, декоративными украшениями. В стиле барокко выполнили и установили в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры надгробие князя Константина Острожского.

Высокого уровня достигло и изобразительное искусство Украины, в частности, живопись - портретный и настенные, роспись, иконопись и графика. Школы маляров и граверов существовали по всей Украине. В них обучали талантливых юношей рисовать иконы и портреты знати. В искусстве появляется образ живого человека, стремление мастера отойти от канонических византийских иконописных образцов. В нем больше земного, человеческого, жизненного. Это заметно на портретах князя К. Острожского, купца К. Корнякта, митрополита , .Донас дошли имена художников - Николая Петрахновича, Федора Сеньковича, Себастьяна Корункы.

Определенных успехов достигли авторы миниатюр в рукописных книгах и гравюр в печатных. Ярким примером высокохудожественного и богатого оформления цветными миниатюрами является «Пересопницкое Евангелие». Первые гравюры на светскую тематику появились в 1622 г. Это иллюстрации к «Стихотворений на жалобный погреб гетмана Петра », что написал ректор Киевской братской школы Сакович.

В истории Украины, как и во всемирной истории, XVI в. стало важным рубежом, которым закончилась эпоха средневековья и начались новые времена цивилизации. Великие географические открытия мало повлияли на украинские земли, где продолжало развиваться аграрное общество. Но и в нем чувствовались изменения. Первый Литовский Статут и «Устава на волоки» законодательное закрепили подневольное положение , а на межгосударственном уровне передала украинские земли в состав Польши.

Знаменательным страницей исторического бытия украинского народа XV в. стало образование свободного и его славной - оплота борьбы с польско-литовскими угнетателями и татарскими грабителями.

В условиях иноземного владычества, при отсутствии государственности, основным выразителем национальной обособленности украинского была православная церковь. Непосредственным следствием Люблинской унии Польши и Литвы стала 1596 Она заострила к краю национально-религиозный вопрос в Украине.

3 конца XVI и по 30-е pp. XVII в. по Приднепровской Украине прокатились , направленные против социального и национально-религиозного гнета. Несмотря на тяжелые условия жизни, украинский все же развивал собственную науку, образование, различные области искусства и культуры.


История Украины, 8 класс

Тема: Культура Украины в XVI веке.

Цель: определить условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке, охарактеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства; развивать у учащихся умение самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства, делать выводы и обобщения, формировать у учащихся умения работать с ИКТ; воспитать национально-патриотические и эстетические чувства.

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся смогут:


  • определять условия и состояние развития культуры в Украине в XVI веке;

  • характеризовать влияние данных условий на развитие образования, книгопечатания и искусства;

  • называть имена выдающихся деятелей культуры и искусства;

  • оценивать их деятельность;

  • распознавать и описывать выдающиеся культурные памятники;

  • самостоятельно работать с разными источниками информации и на их основе определять характерные признаки развития украинского искусства;

  • Работать с ИКТ.
Форма урока: защита проекта.

Ход урока
Учащиеся разделены на 3 группы.

1 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие образования в XVI веке»

2 группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

3группа получила опережающее задание подготовить мини-проект «Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке».

Каждая из групп подготовила презентацию по заданной теме.

І. Актуализация опорных знаний.

Мозговой штурм.

Проблемный вопрос: определить условия развития культуры в Украине в XVI веке.


  1. Имела ли Украина в данный период собственное государство?

  2. В состав каких государств входила Украина?

  3. Какую политику проводили данные государства в отношении украинского народа?

  4. Какую роль в жизни украинского народа играла православная церковь?

  5. Что такое культура?

  6. Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие украинской культуры?

  7. Мог ли данный этап в истории Украины стать периодом общенационального культурного возрождения?
Учащиеся работают с историческим документом, заполняя при этом следующую таблицу:

«Условия развития культуры в Украине в XVI веке»


Позитивные факторы

Негативные факторы

Документ №1

«Неоднозначні процеси були притаманні у цей час культурному розвитку України. Дестабілізуючими культурний процес чинниками стали падіння візантійської імперії. Що позбавило християнську православну релігію зовнішньої підтримки, докорінно переорієнтувало торгівлю, вплинуло на культуру господарювання в українських землях; відсутність власної держави; зростаюча загроза ополячення й окатоличення після укладення Люблінської унії; татарська агресія. Піднесенню української культури сприяли технічний та технологічний прогрес; виникнення та розвиток власного друкарства; поява козацтва. Взаємодіючи, ці чинники докорінно змінили культурне обличчя українських земель.» (Бойко О.Д. Історія України)

Проверка таблиц учащихся

Вывод: На данном этапе исторического развития украинские земли не имели собственного государства и находились в составе других государств, что и обусловило своеобразное развитие их культуры.

ІІ. Развитие образования.

Мини –проект 1 группы .

Вопросы для закрепления:


  1. Чему и как обучали в братских школах?

  2. Какие требования выдвигали к преподавателям таких школ?

  3. Как Вы думаете, какими были воспитанники таких школ?

  4. Какое место занимали учебные заведения в национально-культурном развитии?
Метод «Пресс»

Как, на Ваш взгляд, социально- экономическое и политическое положение украинских земель влияло на развитие образования в изучаемый период?

III. «Развитие литературы и книгопечатания в XVI веке »

Мини –проект 2 группы

Вопросы для закрепления:


  1. Что Вам известно о деятельности Швайпольта Фиоля? Какое значение для культурной жизни Украины имело появление его печатных книг?

  2. Какое значение имела деятельность Ивана Федоровича? Какие книги были изданы?

  3. Какую роль играли летописи?
Метод «Ранжированный ряд»

Составьте в группах поданной теме ранжированный ряд.

Да, это так…

Да, это так, но…

Нет, это не так…

Нет, это не так, но…

IV. Особенности развития архитектуры, скульптуры, живописи в XVI веке.

Мини –проект 3 группы

Учащиеся получают творческое задание: на основании мини-проекта группы, составить блок-схемы:
1. Основные направления в развитии архитектуры .

2. Основные направления в развитии скульптуры.

3. Основные направления в развитии живописи.
V. Обобщение и систематизация.

Метод «Микрофон»

1.Сегодня на уроке мы изучили тему…

2.В ходе урока мы узнали…

3. Основными характерными особенностями развития культуры Украины в изучаемый период являются …

4. Мы познакомились сегодня с такими деятелями культуры, как …

5. Мы познакомились сегодня с такими памятниками культуры, как …

6. Мы узнали такие характерные признаки развития искусства, как…

Метод «Дискуссия»

Переживали ли в XVI веке украинская культура период возрождения?

Подведение итогов.

Домашнее задание: подготовка к контрольному тестированию, подготовить дополнительное сообщение на тему:

«Культура нашего края в изучаемый период»


Основные направления в развитии скульптуры




1. Гуманистические идеи Ренессанса в украинской культуре.

2. Наука, образование и литература в Украине в XIV-XVI вв.

3. Художественная культура этого периода.

Основные понятия: украинский Ренессанс, братства, полемическая литература, думы, партесное пение.

1.Р азвитие украинской культуры в XIV-XVI вв. происходило в сложных условиях. Социально-политическая ситуация определялась окончательной потерей остатков государственности и самоуправления Киевской Руси ― украинские земли вошли в состав Литовско-Польского государства . После Кревской унии (договора 1385 г.) Польша повела тотальное наступление на культуру, веру, обычаи, традиции украинского народа. На протяжении XV-XVI вв. все еще продолжалась начавшаяся еще в XIII ст. неравная борьба с татарской ордой, которая опустошала край, забирая людей в неволю, разоряя и разрушая русские города.

Изменилась духовная, культурная жизнь общества. С одной стороны, эти изменения определялись решительной переориентацией на взаимодействие с культурными достижениями Западной Европы ― в XIV-XVI вв. продолжают строиться города, развиваются цеховое производство, ремесла, торговля, оживляются международные, в том числе творческие контакты, переживают подъем различные виды художественного творчества.

С другой стороны, экспансия католицизма, усиление социального и национального гнета провоцировали обострение социально-политической ситуации и, как следствие, ― национально-освободительное и духовно-просветительское противоборство народа. Защитником веры, традиций выступило казачество , период становления которого выпадает на сер. XVI в.

Пробуждение национального самосознания дополнялось распростра-нением идей гуманизма Возрождения . Усиливавшийся интерес к природе и человеку закладывал почву для появления в кругу европейских культур плеяды представителей украинской интеллектуальной элиты, которые не только овладели гуманистическими идеями своего времени, но и внесли определенный вклад в развитие западноевропейской культуры. Они по праву считаются основателями гуманистической украинской культуры .

Получив надлежащее образование в европейских университетах, выходцы с Украины становились известными учеными, педагогами, медиками, художниками. Юрий Дрогобыч (Юрий Котермак) стал доктором философии и медицины в Болонском университете, читал там лекции по математике, занимал должность ректора факультета медицины. В Риме увидел свет первый в нашей истории печатный труд украинского исследователя природы ― "Прогностическая оценка текущего 1483 года ".

В XV в. в Краковском университете работали 13 профессоров-украинцев! Лукаш из Нового Града, долгое время был магистром и преподавателем этого университета.



Павел Русин из Кросна, который в своих работах подчеркивал свое украинское происхождение, читал в Кракове университетский курс римской литературы, писал стихи, преподавал также в Венгрии. Он является первым украинским поэтом-гуманистом, а также одним из основателей польской гуманистической поэзии.

Станислав Ореховский-Роксолан свой многогранный талант оратора, публициста, философа, историка реализовал во многих трудах, которые читали в Италии, Испании, Франции, Германии. Не случайно в Западной Европе его называли "рутенский (русский, украинский) Демосфен", "современный Цицерон".

Творчество ранних украинских гуманистов характеризуется глубоким знанием античной философии, вниманием к проблемам изучения природы, утверждением достоинства личности, ее свободы, идеалов социальной справедливости. Они оказали положительное влияние на образование и литературу, стали идейными вдохновителями искусства своей эпохи.

Резкое обострение в XVI в. религиозных конфликтов, связанных с попытками обратить в католическую веру украинское население, вызвало распространение идей, созвучных идеологии западноевропейской Реформации . Писатели-полемисты - Герасим и Мелетий Смотрицкие , Иван Вышенский, Василий Суражский остро критиковали высшее православное духовенство за его корыстолюбие, моральный упадок, предательство интересов украинского народа, отстаивали его право на свою веру, обычаи, язык. Одновременно в полемической литературе большое внимание уделялось вопросам развития образования и книгопечатания. Одним из ярких образцов полемической литературы является работа Г.Смотрицкого "Ключ царства небесного " (1587 г.).

2.С истема научных знаний в украинской культуре того времени состояла из богословских дисциплин , грамматики , поэтики , арифметики , этики , истории , права , медицины , музыки . Распространялись переводные работы по проблемам метафизики, логики, астрологии, астрономии: "Логика Авиасафа ", "Космография " и др. Большим интересом пользовался медицинский справочник "Аристотелевы врата или Тайная Тайных ".

Теоретическое осмысление и разработка идей, созвучных новой эпохе, осуществлялись в конце XVI - начале XVII вв. украинскими "книжниками ", которые объединялись вокруг культурно-просветительских центров , создаваемых магнатами-меценатами или представителями городского населения для сохранения отечественной культуры. Одним из таких культурных центров в кон. XVI в. стала Острожская славяно-греко-латинская академия (коллегиум ), которую открыл в 1576 г. в г. Остроге (ныне - в Ровенской обл.) князь Константин Острожский .

Со временем эта школа поднялась до уровня европейских учебных заведений. Острожский коллегиум объединил вокруг себя известных в то время деятелей культуры, в нем преподавали не только русские и украинские, но и иностранные ученые: доктор философии и медицины, профессор Краковского университета Ян Лятош , грек Кирилл Лукарис , ставший в дальнейшем патриархом Константинопольским и др.

В последней четв. XVI - нач. XVII вв. в городах повсеместно начали создаваться братства - общественные объединения, ставшие в условиях усиления влияния католицизма идейными центрами по защите веры, языка, культуры и др. духовных ценностей украинского народа . На их средства содержались школы, госпитали, типографии, библиотеки.

Первым из них было Львовское братство , возникшее еще в 1439 г.

К началу XVII в. братства действовали уже во многих городах Украины. При каждом из них была открыта школа. Ведущей среди них стала школа Львовского Успенского братства (национально-религиозной общественной организации православных мещан Львова, осуществлявшей свою деятельность на протяжении 200 лет!).

Обучение в братских школах начиналось с изучения славянской грамматики, овладения навыками чтения и письма, изучения греческого языка и латыни, знание которых давало возможность ученикам знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. В программу братских школ входили также поэтика, риторика, музыка.

Выпускники школ путешествовали по Украине, распространяя знания и призывая народ к отпору польско-католическому влиянию.

Большое значение в становлении новой культуры играла литература.

Книгопечатник Иван Федоров (Федорович ) в 1574 г. издал во Львове первую на Руси (в Украине) печатную книгу "Апостол ", а несколько позже - "Букварь ". После переезда в Острог на средства К.Острожского он основал вторую типографию, в которой выпустил знаменитую Острожскую Библию (1581 г.) ― первое полное издание Библии на славянском языке . Писатель Герасим Смотрицкий. ректор Острожской академии, отредактировал Острожскую Библиюи написал к ней предисловие. Это издание получило широкое распространение в Украине и за ее пределами, поступило в библиотеку Оксфордского университета, в королевский двор Швеции.

светская литература , связанная с традициями летописания и развитием русского (украинского) права, отразила историческое наступление литовской государственности в ее взаимодействии с культурной традицией украинского народа: "Судебник " Казимира (1468 г.), Литовский Устав (1529, 1566 гг.), краткая Киевская летопись XIV - нач. XVI в.

Особое место в литературе того времени занимает украинский эпос - думы , баллады , исторические песни .

Глубокая образность дум восхищала Т.Шевченко , который ставил их выше гомеровских "Илиады " и "Одиссеи ". Герои дум воплощали лучшие черты украинского народа, его неукротимое стремление к жизни, свободе, широкую натуру, благородство. Этнограф М.Максимович обратил внимание на органическую связь дум с историей народа, он выделил их в отдельный литературный жанр .

Цикл дум "Маруся Богуславка ", "Самійло Кішка " и др. проникнуты освободительными настроениями, верностью православной вере. Высокой поэтикой, эмоциональностью, духовной силой непобедимости пронизаны думы о смерти казака в степи: "Смерть Федора Безродного ", "Три брата самарских ". Отдельную группу составляет эпос, прославляющий героизм казачества: "дума про козака Голоту ", и др.

От героя-мученика к герою-победителю шла украинская культура, подтверждая тот факт, что она не осталась в стороне от общеевропейского процесса Возрождения.

3.В XV-XVI вв. переживает подъем народная культура. Вопреки иноземному влиянию, сохраняются и развиваются украинские традиции и обычаи, песни и танцы, народные промыслы.

Вархитектуре и изобразительном искусстве этого периода формируются особенности украинского стиля . Они проявляются, прежде всего, в каменном зодчестве Западной Украины , где влияние ренессансного стиля органически сочеталось с украинскими народными традициями, перенесенными с деревянного зодчества на каменные культовые сооружения и городские постройки.

В XV-XVI вв. активно расширяются и перепланировываются города Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Перемышль, Броды, ведется широкое строительство мощных замков-крепостей и замков-дворцов.

В храмовом строительстве также наблюдаются новые тенденции. Рядом с сооружениями старого древнерусского типа возводились более торжественные постройки: в Холмах была построена башнеподобная церковь Ивана Предтечи, Кузьмы и Демьяна , во Львове ― церковь Св. Онуфрия (XV в.), в которой сохранились фрагменты (одни из немногих) фресок того времени, Петропавловская церковь на Подоле в Киеве (XVI в.).

Передовые позиции в архитектуре принадлежали Львову , ренессансные сооружения которого занимают выдающееся место не только в истории украинского, но и западноевропейского искусства. Так, Успенская церковь , башня Корнякта, часовня Трех Святителей вместе составляют уникальный архитектурный ансамбль конца XVI - начала XVII вв.

Фасады, порталы, интерьеры ренессансных домов, дворцов, церквей, иконостасы украшаются скульптурными рельефами и богатой резьбой по дереву . С традициями Возрождения тесно связан и скульптурный портрет , получивший распространение в виде великолепных надгробных памятников : памятники киевскому воеводе А.Киселю, князю К.Острожскому (в Киево-Печерской лавре) и др.

Украинская живопись XIV-XVI вв. развивалась под животворным влиянием иконописи Киевской Руси. Мастера стремились к выразительности, лаконичности, простоте. Центрами живописи были Киево-Печерская Лавра, Львов, Перемышль.

Проявлением гуманистических ренессансных идей стало появление на картинах и иконах подписей живописцев : "Владыка", "Яков", "Матвей" и т.п. (Вспомним, что одной из черт культуры Средневековья была анонимность).

Мастера украинского монументального фрескового искусства были известны далеко за пределами своей страны. В польских городах Люблине, Кракове, Вислице украинские умельцы украшали костелы и часовни. В отличие от фресковой живописи XIII в., в которой доминировали типичные для средневекового искусства настроения аскетизма, отречения от мирского, в XV в. преобладают лирические, светлые, радостные мотивы ― доброта, самопожертвование, героизм, любовь. К сожалению, в самой Украине почти не сохранились эти фресковые шедевры.

Наиболее распространенными иконописными образами были: Юрий (Георгий) Змееборец, Богородица, Архангел Михаил; сюжетами ― Распятие Иисуса, Тайная Вечеря, Рождество, Страшный Суд, Изгнание из рая. Святые на иконах все больше напоминали простых людей, крестьян, а не аскетов-мучеников, приобретали индивидуальные черты. Ярким образцом такой живописи является икона "Волынская Богоматерь ", величественный силуэт которой производит глубокое впечатление и передает характерное для той эпохи понимание женской красоты.

В конце XVI - начале XVII вв. широкое развитие получает портретная живопись . Под влиянием идей гуманизма художники стали обращать особое внимание на лицо человека, стремились передать характер личности, его ум, силу воли, чувство собственного достоинства. Эти черты характерны для портретов польского короля Стефана Батория, князя К.Острожского , выполненных такими мастерами львовской школы, как художник В.Стефанович .

Плодотворно работали в Украине художники-графики . Они мастерски оформляли книги - сначала рукописные, затем печатные. Уникальным в этом отношении является оформление Киевской псалтири (1397 г.), содержащей более 200 оригинальных миниатюр на самые разные темы.

В XIV-XVI вв. развивались музыкальная культура и театральное искусство . Музыканты, певцы, танцоры, как и прежде, объединялись вокруг монастырей и епископских кафедр.

В инструментальной музыке использовались такие инструменты, как гудок, гусли, бубен, волынка и др.

Казачество отдавало предпочтение трубе, литаврам, бандуре, кобзе, лире.

Самобытным вокально-инструментальным жанром того времени были исторические песни и думы с вольным построением поэтических и музыкальных фраз, исполняемых кобзарями .

Важную роль играло музыкальное образование в братских школах . Именно тогда возникает так называемое партесное пение [от лат. partеs ― часть, голоса] - многоголосное пение по партиям (по голосам), которое со временем достигло высокого профессионального уровня.

Развитие театрального искусства было, в первую очередь, связано с выступлениями скоморохов ― народных певцов, музыкантов, клоунов, акробатов. Они были не только исполнителями, но и безымянными творцами фольклора.

В конце XVI в. расширяется сфера театрального искусства. Возникает странствующийкукольный театр , а одновременно с братскими школами ― школьный театр , в котором играли и ученики, и преподаватели. Вначале он имел только учебно-воспитательное значение, но с конца века активно использовался в борьбе против католицизма.

Достижения культуры украинского народа в XIV-XVI вв. позволяют сделать вывод о ее ярком самобытном характере, с одной стороны, и тесной связи с гуманистическими ренессансными идеями, с другой.

Перед нами постепенно раскрываются немеркнущие культурные ценности, созданные в тот период анонимными, в большинстве своем, авторами. На землях, где господствовали поработители, в условиях чужеземной культурной экспансии вся духовная энергия украинского народа направлялась на то, чтобы доказать свою жизнестойкость, национальное достоинство и приверженность традициям национальной культуры.

Процесс становления культуры украинского народа в рассматриваемый период одновременно отражал формирование украинского этноса, завершившееся в XVI в. Помимо мещан и казачества, основная масса населения (крестьянство) выступила, подобно "национальной берегине ", на защиту высших духовных ценностей - языка, поэзии, песни, народных обрядов, неповторимой украинской самобытности.

1. Охарактеризуйте исторические условия развития украинской культуры в XIV-XVI вв.

2. Раскройте сущность гуманистических процессов в украинской культуре того времени.

3. На примере творчества писателей-полемистов проанализируйте сущность реформационных идей в Украине.

4. Как развивались наука, образование, книжное дело в Украине?

5. Какой моральный идеал воспет в исторических думах и народных песнях?

6. Какие черты были присущи архитектуре Украины в XIV-XVI вв?

7. Охарактеризуйте национальные особенности изобразительного искусства в Украине XIV-XVI вв.

V.4. КУЛЬТУРА УКРАИНЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII-XVIII вв.)

1. Особенности культурной ситуации в Украине в XVII веке.

2. Образование и интеллектуальная жизнь в Украине в XVII ― первой половине XVIII вв.

3. Противоречия развития украинской культуры в эпоху Просвещения.

4. Художественная культура и искусство Украины в эпоху Нового Времени.

Основные понятия : "сгущение", "мандривни" дьяки, академические диспуты, казацкие летописи, украинское (казацкое) барокко, школьная драма, вертеп.

1.У краинская культура в первой пол. XVII в. развивалась в условиях вооруженной борьбы как с внешними врагами ― Крымским ханством, Турцией, так и с внутренним врагом - польско-шляхетским государством, под властью которого находилась Украина. Но внутреннюю борьбу против социального, национального и культурного угнетения народным массам приходилось вести и против собственной помещичье-крепостнической верхушки.

обострилась в это время и борьба между католичеством и православием . На клубок казацко-шляхетских социальных противоречий наматывались православно-католические противоречия, связанные с нежеланием польской элиты признавать православную традицию на исконных русских землях. Заключение в 1596 г. Брестской унии, объединившей на территории Речи Посполитой католическую и православную Церкви, подчинив последнюю папе Римскому, вызвало серьезное недовольство украинского населения. Однако со временем Греко-католическая (Униатская ) Церковь все же утвердилась на территориях Западной Украины.

Полонизация и окатоличивание украинской элиты привела к тому, что казачеству пришлось взять на себя социальную роль, которую в других странах выполняло дворянство . казачество становится главным защитником православной веры, как единое целое, восстав за права единоверцев.

Казак стал ключевой фигурой не только украинской истории, но и культуры, национального сознания, как ковбой в американской культуре или викинг в скандинавской.

Возрастание роли казачества сопровождалось мощным обновлением религиозной и культурной жизни в Украине. Гетман Петр Сагайдачный обосновал идею союза между казачеством и украинской культурно-религиозной элитой. Формой для такого союза были избраны братства . В 1620 г. П.Сагайдачный, вместе со всем запорожским казачеством, вступил в Киевское братство, продемонстрировав намерение запорожцев отныне стоять на страже культурно-религиозных интересов украинского народа.

Отстаивание позиций православия способствовало ослаблению процесса полонизации и способствовало социально-политическому и национально-культурному пробуждению украинского народа . Результатом этого сталобеспрецедентное по размаху восстание - казацкая освободительная война под предводительством Богдана Хмельницкого , завершившаяся заключением в 1654 г. исторического военно-политического союза Гетманщины и Московского государства.

Исследуя особенности взаимодействия Украины с окружающим ее культурным миром, ученые отмечают, что в XVI-XVII вв. Украина интенсивно компенсировала свое относительное культурное отставание в предыдущие эпохи, жадно впитывая все значительное и прогрессивное. В этот период наблюдается смешение разных стилей, относящихся к различным периодам европейской культуры . Такое явление в культурологии принято называть "сгущением ".

Таким образом, XVII столетие в жизни украинского народа ознаменован интенсивным развитием национальной культуры, национального самосознания, лучших черт национального характера , таких, как стремление к свободе и социальной справедливости. В то же время, феномен "сгущения " подчеркивает своеобразие культуры Украины, ориентированной на идеи Ренессанса и Реформации и формировавшейся под влиянием эстетики барокко.

2.В ажнейшим показателем украинской культуры в XVII в. был высокий уровень грамотности и образованности различных слоев населения. Об этом говорят многие документальные свидетельства. Так, сирийский араб-христианин Павел Алеппский , проезжая через Украину, свидетельствовал, что даже украинские крестьяне были грамотными, а сельские священники, обучая детей-сирот, спасали их от бродяжничества.

При каждой церкви были школы, в которых обучали дьяки . Для украинской культуры этого периода дьяк ― фигура весьма популярная. Чаще всего это ― молодой человек, получивший либо завершающий богословское образование, но еще не имеющий сана священника. Основным их занятием было учительствование в православных школах.

Особый колорит просветительской культуре того времени придавали "мандривни "дьяки [укр.мандрівні ― бродячие, путешествующие], которые бродили по Украине в одиночку либо группами. Главным источником существования этой образованной, но весьма неорганизованной группы людей был интеллектуальный труд. Их нанимали для написания писем, составления жалоб, сочинения рифмованной оды или постановки ими же написанной пьесы, перевода с латыни и греческого.

Под влиянием западноевропейских гуманистических и реформаторских идей в украинском образовании в XVII в. происходят значительные изменения. Создаются качественно новые учебные заведения, базирующиеся на национальных традициях, соединяющих в себе передовой отечественный и европейский опыт . К ним относится, в первую очередь, организованный по образцу европейских университетовКиево-Могилянский коллегиум , получивший впоследствии статус академии . Он был основан в 1632 г. по инициативе выдающегося украинского религиозного и государственного деятеля, одного из образованнейших и наиболее передовых людей эпохи ― киевского митрополита Петра Могилы .

В коллегиуме изучались четыре языка: славянский, латинский, греческий и польский. Помимо грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки, метафизики и др. наук, в старших классах изучалась также философия . Весь курс обучения продолжался 12 лет. Окончание коллегиума давало возможность продолжить образование в любом университете Европы.

Большой заслугой коллегиума являлось то, что здесь формировалась украинская образованная элита, готовились полемисты для защиты веры, разрабатывалась концепция высшего образования Украины .

Из стен Киево-Могилянской академии вышло много известных деятелей науки и культуры: Феофан Прокопович , Григорий Сковорода , Михайло Ломоносов и др. Они выполняли просветительскую и культурную миссию среди народа, пополняли органы управления войска Запорожского, работали в государственных учреждениях. Выпускники академии были первыми профессорами и преподавателями Московского и Санкт-Петербургского университетов, а Ф.Прокопович и М.Ломоносов стали одними из основателей Российской академии наук.

В это время часто проводились страстные полемики по проблемам национальной и религиозной независимости украинского народа, способствовавшие расцвету публицистики и ораторского искусства полемистов. Академические диспуты ― яркий феномен украинской культурной жизни XVII - начала XVIII вв. Исследователи считают жаркие диспуты, представлявшие собой настоящий синтез искусств, моделью украинской культуры эпохи барокко .

Во второй пол. XVII в. активизируется деятельность литературных студий . Кроме сложившихся ранее литературных жанров, начинает развиваться мемуаристика (мемуары ― автобиографические записки, воспоминания).

Историко-мемуарная проза представлена казацкими летописями . Одной из наиболее ранних казацких летописей считается "Летопись самовидца ". Имя автора неизвестно, но он, как свидетельствует текст летописи, был непосредственным участником освободительной войны украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого .

Наиболее фундаментальным историческим трудом является четырехтомная летопись Самийла Величко "Сказание о войне казацкой с поляками через Зиновия Богдана Хмельницкого " (1720 г.). Эта летопись по жанру относится к художественно-литературному исследованию.

3.Р азвитие культурной жизни в Украине в эпоху Просвещения во многом обусловлено экономическими и политическими обстоятельствами того времени.

В первой пол. XVIII в. в культурной жизни украинского народа наблюдается некоторое оживление, особенно во времена "гетманщины". Однако Российская империя постепенно ограничивает, а затем уничтожает политическую самостоятельность Малороссии , как называли тогда Украину, упразднив в 1764 г. гетманство и ликвидировав в 1775 г. Запорожскую Сечь. И уже к концу столетия Украина становится провинциальной во всех ее регионах и во всех сферах жизни ― общественной, хозяйственной, культурной, религиозной, утратив свое значение культурного проводника между Западной Европой и Россией , которым она была в XVII в.

В этот период меняется социальная структура украинского общества . Происходит постепенное закрепощение украинских крестьян по русскому образцу и расслоение казацкой старшины на мещанство и крестьянство.

Украинская Православная церковь перестает существовать как единое целое. С одной стороны, ― подчинение западных епархий папе Римскому, приведшее к формированию отдельной Униатской Церкви. С другой, Московская православная церковь, выступая в роли защитницы всех православных, по сути дела "поглотила " восточные епархии ― к концу XVIII в. церковные земли были переданы государству, церковь стала полностью материально зависимой от правительства.

Многие деятели российского духовенства с подозрением относились к украинцам, считая их "зараженными " латинскими ересями. Под предлогом искоренения еретических отклонений, Синод вынуждал украинцев печатать книги, писать иконы, строить церкви по общероссийским образцам. постепенно украинская православная церковь утрачивала свои отличительные черты, прозападную ориентацию, становясь еще одним средством распространения имперской культуры.

В сфере образования в Украине также произошли принципиальные изменения. К концу XVIII в. ведущие учебные заведения находились уже не в Украине, а в России . Киево-Могилянская академия преобразуется в обыкновенную духовную семинарию. Украинцы, желавшие приобщиться к новейшим знаниям, теперь вынуждены были поступать в высшие учебные заведения России.

Во второй половине XVIII в. украинская книжность, придавленная цензурой и общим обнищанием культурной жизни, превращается во "второсортную". Труды украинских писателей издаются только на великорусском языке. В высшем обществе постепенно формируется пренебрежительное отношение к народному языку. Даже "просвещенным " украинцам он представляется провинциальным, не имеющим будущего, интересным, но вымирающим явлением.

В то же время, многие передовые деятели украинской культуры своими произведениями формировали чувство украинского патриотизма среди просве-щенной части населения страны. Так, Семен Дивович в поэме "Разговор Великороссии с Малороссией " протестует против имперской политики России, а Василий Капнист написал "Оду на рабство ", в которой говорится об Украине, стонущей "під ігом тяжкія держави".

Особое место в истории украинской культуры XVIII в. принадлежит творчеству выдающегося украинского философа, писателя Григория Сковороды (1722-1794). Сын бедного казака с Полтавщины, он получил образование в Киевской академии, работал преподавателем в Переяславском и Харьковском коллегиумах, был "мандривным" философом (к этому его вынудили церковные власти, враждебно относившиеся к его прогрессивным взглядам и педагогическим методам) (см. раздел. I.2).

Г.Сковороду называют "украинским Сократом ". Встречаясь с разными людьми, мыслитель вступал с ними в полемику. Больше всего его занимал вопрос о человеческом счастье . Творческое наследие Г.Сковороды разно-образно: стихи, басни, учебники по этике, поэтике, философские трактаты.

Следует отметить, что у поэтов-украинцев очень сильны были чувства скорби по утраченным правам, потере автономии. Хотя подчас стремление к карьере и сословному благосостоянию преодолевало "умоначертания прежних времен ". Романтические мечты не мешали некоторым украинским культурным деятелям поддерживать политику империи.

Таким образом, в связи со сложившимися в XVIII веке историческими условиями, в Украине не возникли ни социальные, ни культурные предпосылки для широкого развития Просвещения . В официальной культуре, ориентирован-ной на российскую государственность, складывался стереотип второсортности всего украинского. Народная же культура, бережно хранившая национальные традиции, не смогла подняться до уровня высших идеалов Просвещения, тем более, отстоять их.

4.З начительным культурным явлением XVII-XVIII вв. является украинское или казацкое барокко . Этому универсальному стилю, который проявился во всех областях культуры, видах и жанрах искусства, присущи радостное мировосприятие, любовь к жизни, щедрость души, гармония с

природой, близость к традициям украинского народного творчества.

Новизне в искусстве стиль барокко (см. раздел IV.2.) предпочитал синтез, что и предопределило его привлекательность для украинцев. Украинское барокко не способствовало возникновению новых идей - скорее, оно предложило новые для украинского искусства приемы: парадокс, аллегорию, контраст. Ибо само промежуточное положение между православной восточной и латинизированной западной культурами склоняло украинский народ к синтетическому мышлению и требовало синтетического стиля :

· на Галичине барокко максимально сохраняло классические западно-европейские традиции ― ансамбль собора Св. Юра во Львове (XVIII в);

· целый ряд памятников в барочном стиле были созданы российскими мастерами, либо под сильным влиянием великорусского официального искусства. Таковы, например, архитектурные шедевры мирового значения ― Андреевская церковь и Мариинский дворец , построенные в сер. XVIII в. в Киеве знаменитым русским зодчим Ф.Растрелли ;

· однако поистине украинским явлением стали сооружения, созданные под влиянием европейского барокко на базе традиций культового украинского искусства периода Киевской Руси и народного деревянного зодчества.

Самобытные украинские архитекторы не копировали западно-европейские образцы, их сооружения, как правило, менее декоративны, формы их более спокойные, для них характерны величавость пропорций, богатые лепнина и росписи, в которых явственно звучали народные мотивы, яркая цветовая гамма. С учетом этих своеобразных и оригинальных черт этот стиль и получил название украинского или казацкого барокко (см. раздел IV.2).

Среди шедевров этого стиля ― и недавно восстановленный Михайловский Златоверхий собор в Киеве, и большинство строений Киево-Печерской Лавры .

Самые значительные достижения украинской барочной живописи связаны с жовкивским художественным центром . В это объединение входили живописцы, имевшие европейскую славу: И.Рудкевич, Ю.Шимонович, В.Петракович .

Особое место в украинском барочном изобразительном искусстве занимает скульптура , имеющая, как самостоятельное, так и прикладное значение ― в качестве скульптурного декора. работы самого известного львовского скульптора Ивана Пинзеля украшают, к примеру, фасады собора Св. Юра. Творчество талантливого мастера балансирует на грани барокко и рококо. Однако нешуточные страсти, которые переживают его персонажи, не оставляют сомнения в их принадлежности к экспансивному миру барокко.

Особенностью украинской барочной пластики является ее приверженность традиционному на Руси материалу ― дереву , утратившему в европейском искусстве популярность еще со времен Средневековья. "Різьблення " [укр. резьба по дереву] оставалось равноправной разновидностью скульптурного декора наряду с использованием мрамора, бронзы и др. материалов. Поэтому многие работы Ивана Пинзеля, пластичные, динамичные, колоритные, выполнены из раскрашенного и позолоченного дерева.

Идеи барокко проявились во всех видах и жанрах украинского искусства того времени, придав им новую глубину, оригинальность и динамику.

Для барочного музыкального искусства характерно стремление познать суть человека, показать глубину его душевных переживаний, пронизанных борьбой с человеческими страстями.

Особенно ярко эти черты проявились в духовной (церковной) музыке. Ведущим жанром в ней был партесный концерт [итал. a cappella ], которое называли еще"киевским пением ".Выдающимися представителями украинской духовной музыки были композиторы: Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский .

Наряду с духовной в XVIII в. появляется светская музыка: романсы (камерные вокальные произведения, преимущественно сентиментального характера), опера, симфоническая музыка.

Продолжает развиваться украинское театральное искусство . В начале XVII в. особенно популярной остается школьная драма , в которой играли преподаватели и ученики братских школ. А во второй пол. XVII в. возникает вертеп [ст.слав. пещера (в которой, как тогда считали, родился Иисус)] - странствующий театр , в котором ставились постановки на библейские рождественские сюжеты. Были разные виды вертепов ― в одних случаях это был кукольный театр , в других играли ряженые актеры.

В целом, период XVII-XVIII вв. ― парадоксальная эпоха в истории украинской культуры. С одной стороны, она стала свидетельством замечательного расцвета национальной культуры с ее причудливо-витиеватым барочным стилем и просветительскими идеями, с другой, украинская культура, начав приспосабливаться к западноевропейским либо российским имперским образцам, лишается многих своих самобытных черт и достижений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

1. В каких исторических условиях развивалась украинская культура в XVII в.?

2. Как развивалось образование в Украине XVII-ХVIII вв.? Какова история становления и развития Киево-Могилянской академии?

3. Что Вам известно об украинской литературе XVII-ХVIII вв.? О каких явлениях в культурной жизни Украины свидетельствует появление казацких летописей?

4. Охарактеризуйте культуру Украины в эпоху Просвещения.

5. Почему Г.Сковороду называют "украинским Сократом "?

6. В чем сущность и особенности украинского (казацкого) барокко?

7. Расскажите о развитии украинского искусства в XVIII в.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.