Финно угорская раса. Особенности национальной кухни. Современные финно-угорские национальные автономии

), мор-дов-ская (морд-ва - эр-зя и мок-ша ), ма-рий-ская (ма-рий-цы ), перм-ская (уд-мур-ты , ко-ми , ко-ми-пер-мя-ки ), угор-ская (уг-ры - венг-ры , хан-ты и ман-си ). Чис-лен-ность ок. 24 млн. чел. (2016, оцен-ка).

Пра-ро-ди-на Ф.-у., по-ви-ди-мо-му, на-хо-ди-лась в зо-не ле-сов Зап. Си-би-ри, Ура-ла и Пре-ду-ра-лья (от Средней Оби до Ниж-ней Ка-мы) в 4-м - сер. 3-го тыс. до н. э. Их древ-ней-ши-ми за-ня-тия-ми бы-ли охо-та, реч-ное ры-бо-лов-ст-во и со-би-ра-тель-ст-во. По дан-ным лин-гвис-ти-ки, Ф.-у. име-ли кон-так-ты на вос-то-ке с са-мо-дий-ски-ми на-ро-да-ми и тун-гу-со-мань-чжур-ски-ми на-ро-да-ми, на юге как ми-ни-мум с нач. 3-го тыс. - с ин-до-иран. на-ро-да-ми (ария-ми ), на за-па-де - с па-лео-ев-ро-пей-ца-ми (от их язы-ков ос-та-лись суб-страт-ные сле-ды в зап. фин-но-угор-ских язы-ках), со 2-й пол. 3-го тыс. - с на-ро-да-ми, близ-ки-ми к пред-кам гер-ман-цев , бал-тов и сла-вян (пред-ста-ви-те-ля-ми шну-ро-вой ке-ра-ми-ки куль-тур-но-ис-то-ри-че-ской общ-но-сти ). С 1-й пол. 2-го тыс. в хо-де кон-так-тов с ария-ми на юге и с центр.-ев-роп. ин-до-ев-ро-пей-ца-ми на за-па-де Ф.-у. зна-ко-мят-ся со ско-то-вод-ст-вом и за-тем с зем-ле-де-ли-ем. Во 2-1-м тыс. про-ис-хо-ди-ло рас-про-стра-не-ние фин-но-угор-ских язы-ков на за-пад - до Сев.-Вост. При-бал-ти-ки, Сев. и Центр. Скан-ди-на-вии (см. Сет-ча-той ке-ра-ми-ки куль-ту-ра , Анань-ин-ская куль-ту-ра ) и вы-де-ле-ние при-бал-тий-ско-фин-ских язы-ков и са-ам-ских язы-ков . Со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. в Си-би-ри и со 2-й пол. 1-го тыс. н. э. в Вол-го-Ура-лье на-чи-на-ют-ся кон-так-ты с тюр-ка-ми . К древ-ней-шим письм. упо-ми-на-ни-ям Ф.-у. от-но-сят Fenni в «Гер-ма-нии» Та-ци-та (98 н. э.). С кон. 1-го тыс. на раз-ви-тие ря-да фин-но-угор-ских на-ро-дов ока-за-ло су-ще-ст-вен-ное влия-ние их вклю-че-ние в со-став ср.-век. го-су-дарств (Бул-га-рия Волж-ско-Кам-ская , Древ-няя Русь, Шве-ция). Со-глас-но дан-ным ср.-век. письм. ис-точ-ни-ков и то-по-ни-мии, Ф.-у. ещё в нач. 2-го тыс. н. э. со-став-ля-ли осн. на-се-ле-ние се-ве-ра лес-ной и тун-д-ро-вой зо-ны Вост. Ев-ро-пы и Скан-ди-на-вии, но бы-ли за-тем в зна-чит. ме-ре ас-си-ми-ли-ро-ва-ны гер-ман-ца-ми, сла-вя-на-ми (пре-ж-де все-го ме-ря ; воз-мож-но, му-ро-ма , ме-ще-ра , за-во-лоч-ская и др.) и тюр-ка-ми.

Для ду-хов-ной куль-ту-ры Ф.-у. бы-ли ха-рак-тер-ны куль-ты ду-хов-хо-зя-ев при-ро-ды. Воз-мож-но, офор-ми-лись пред-став-ле-ния о выс-шем не-бес-ном бо-же-ст-ве. Во-прос о на-ли-чии эле-мен-тов ша-ма-низ-ма дис-кус-сио-нен. С нач. 2-го тыс. на-чи-на-ет-ся об-ра-ще-ние Ф.-у. Ев-ро-пы в хри-сти-ан-ст-во (венг-ры в 1001, ка-ре-лы и фин-ны в 12-14 вв., ко-ми в кон. 14 в.) и раз-ви-тие пись-мен-но-стей на фин-но-угор-ских язы-ках. При этом ряд фин-но-угор-ских групп (осо-бен-но сре-ди ма-рий-цев и уд-мур-тов Баш-ки-рии и Та-тар-ста-на) до 21 в. со-хра-ня-ет свою об-щин-ную ре-ли-гию, хо-тя и под-верг-шую-ся хри-сти-ан-ско-му влия-нию. При-ня-тие ис-ла-ма Ф.-у. в По-вол-жье и Си-би-ри бы-ст-ро при-во-ди-ло к их ас-си-ми-ля-ции та-та-ра-ми, по-это-му му-сульм. об-щин сре-ди Ф.-у. прак-ти-че-ски нет.

В 19 в. фор-ми-ру-ет-ся ме-ж-ду-нар. фин-но-угор-ское дви-же-ние, в ко-то-ром про-яв-ля-ют-ся чер-ты пан-фин-но-уг-риз-ма.

Лит.: Ос-но-вы фин-но-угор-ско-го язы-ко-зна-ния: Во-про-сы про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия фин-но-угор-ских язы-ков. М., 1974; Хай-ду П. Ураль-ские язы-ки и на-ро-ды. М., 1985; На-поль-ских В. В. Вве-де-ние в ис-то-ри-че-скую ура-ли-сти-ку. Ижевск, 1997.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фи́нно-уго́рские наро́ды (фи́нно-у́гры ) — языковая общность народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Численность и ареал

Всего: 25 000 000 человек
9 416 000
4 849 000
3 146 000—3 712 000
1 888 000
1 433 000
930 000
520 500
345 500
315 500
293 300
156 600
40 000
250—400

Археологическая культура

Ананьинская культура, Дьяковская культура, Саргатская культура, Черкаскульская культура

Язык

финно-угорские языки

Религия

Большинство учёных считают, что прародина народов уральской языковой семьи находилась на южном Урале. Прошли столетия, и сегодня финно-угорские и самодийские этносы расселены на других континентах: в Европе и Азии. Краткая характеристика расселения (включая сведения об этносах-соседях и основных этнических подразделениях каждого этноса) и природно-климатических условий этнической территории поможет составить представление об общих и особенных чертах культуры финно-угорских этносов.

Прибалтийско-финские этносы расселены наиболее компактно из финно-угорских этносов. Регион их расселения - бассейны Балтийского и Белого морей, Скандинавский п-ов, северо-запад Восточно-Европейской равнины.

Удмурты, марийцы, мордва, вепсы, водь, ижора, саамы. 25 млн.

Фино-угорская языковая группа, входящая в уральскую языковую семью состоит из следующих народов: эстонцы-карелы, вепсы-саамы-коми, коми-пермяки, удмурты, марийцы, мордовы

В конце 3 тыс. произошло отделение финов от угров.

Эстонский язык относился к западной или прибалтской ветви финских языков угоро-финской группы уральской семьи. В сельской местности у эстонцев распространены деревни и поселения типа хуторов

В Эстонии существовали жилые РИГИ - высокие срубленные постройки с соломенной крышей и печью, которая топилась по чёрному.

Коми и коми-пермяки формировались на территории Верхнего Прикамья.

Марийцы формировались на правобережье Волги, расселялись в восточном направлении вплоть до р.Вятки. Марийцы делятся на горных, луговых и восточных.

В материальной культе северных народов много общих черт. Гнездовой тип расселения - вокруг главного поселения располагались выселки.

Любопытно, что письменности долго не было, до 14 века. Основной язык - финский.

Финны

Большая их часть проживает на территории Финляндии (85% всех финнов) и соседних Швеции и Российской Федерации. Финны по вероисповеданию - лютеране. С 1917 Финляндия - независимое государство (столица - Хельсинки). Этнические соседи финнов - шведы, карелы, русские, саами и норвежцы. В народной культуре проявляются различия м.западными и восточными финнами Финляндии.

Значительная часть этнической территории финнов омывается водами Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Рельеф Финляндии - равнинный с грядами холмов. В стране насчитывается ок.60 тыс. озёр, занимающих 8% её территории. Более 60% территории покрыто лесами, преимущественно таёжными. Климат умеренный, на юго-западе - переходный от морского к континентальному, на северо-востоке - континентальный.

Эстонцы

Эстония - приморская страна (она находится на побережье Финского и Рижского заливов Балтийского моря), включает свыше 1,5 тыс. островов. Основной вид рельефа - равнинный, с грядами холмов. В Эстонии более 1 тыс.озёр (крупнейшее - Чудско-Псковское). Более 30% территории страны покрыто лиственными и хвойными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Карелы

Большинство представителей этого народа живет в Российской Федерации, расселены они также в Финляндии. В Российской Федерации ок.60% карел проживает в Карелии и более 20% - в Тверской области (тверские карелы), куда они переселились в XVII в.. Республика Карелия - государство в составе Российской Федерации (столица - Петрозаводск). Этнические соседи - финны, русские, вепсы, саами. Среди карел выделяются этнографические группы - носители ливвиковского (Приладожье) и людиковского (Прионежье) диалектов, близких к вепсскому языку, а также тверские (верхневолжские) карелы. По вероисповеданию большинство карел - православные. Территория Карелии на севере выходит к Белому морю, на юге - к Ладожскому и Онежскому озерам. Преобладает равнинно-холмистый рельеф. В Карелии очень много рек (наиболее протяженные - Кемь, Выг, Суна) и озёр. Более половины территории республики покрыто хвойными и смешанными лесами. Климат - переходный от морского к континентальному.

Вепсы (весь). Прибалтийско-финское (финно-угорское) племя в Приладожье и Белозерье (в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях в России). С IX в. - в составе Киевской Руси. Самоназвания - вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад; до 1917 вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание "вепся" в XX в. почти не фиксируется. Предками вепсов являются средневековые финно-язычные племена веси, значительные группы которой сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. Этноним "вепсы" распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия "чухари", "кайваны" (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок). Поселения и могильники веси почти не изучены за исключением ряда курганов IX-XIII вв. в восточном Приладожье. Потомки веси - вепсы и, предположительно, карелы-людики. Славяне весью так же назвали небольшое сельское поселение.

Ливы

Потомки этого довольно многочисленного в прошлом народа живут в Латвии, всего в нескольких посёлках на берегу Рижского залива Балтийского моря, в соседстве с латышами. В настоящее время на ливском языке говорят не более 150 человек. По вероисповеданию - лютеране.

Водь и ижора. Прибалтийско-финское племя, жившее южнее Финского залива, в северо-восточной части Новгородской земли. Населяли так же Водскую пятину Новгородской земли. Упоминается с XI в. Процесс славянизации води завершился в XIX в. Водь, так же как ливы и ижора - маленький этнос (численность каждого - менее 500 человек). В настоящее время водь живёт на побережье Финского залива Балтийского моря, в Ленинградской области Российской Федерации. Относятся к беломорско-балтийской расе большой европеоидной расы. Водский язык, относящийся к прибалтийско-финской группе финно-угорских языков, имеет два диалекта: западный и восточный. Водь ("вожане") - древнейшее население Ингрии (Ингерманландии, Ижорской земли) начинает упоминаться в летописях с XI в Традиционные занятия - пашенное земледелие, рыболовство, лесные промыслы.

Саами

Этот небольшой, самый северный из финно-угорских, народ занимает обширную территорию на севере Скандинавии и Кольском п-ове. Саами - прямые потомки древнейшего коренного населения Северной Европы. Язык саами ближе всего к прибалтийско-финским, но отличается большим своеобразием - в нём сохранились многие слова, не находящие параллелей ни в одном из известных языков. Проживают представители этого народа на территории Норвегии (60% всех саами), Швеции (ок.30%), Финляндии и Мурманской области Российской Федерации. Этнические соседи - норвежцы, шведы, финны, карелы, русские. "Разбросанность" малочисленных саами по огромной территории породила различия в культуре (в т.ч. диалектные) этнографических групп этого этноса. По вероисповеданию скандинавские саами - лютеране, кольские - православные. Саами живут на побережье Норвежского, Баренцева и Белого морей, в зоне гористой тундры. Климат этой территории - в основном субарктический.

Марийцы

Они проживают в Республике Марий Эл (ок.50% всех марийцев), а также в Татарии, Удмуртии, Башкирии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях Российской Федерации. Республика Марий Эл - государство в составе Российской Федерации (столица - Йошкар-Ола). Народ подразделяется на этнические группы: горные марийцы (правобережье Волги), луговые (междуречье Ветлуги и Вятки) и восточные (в основном в Башкирии, куда они переселились в XVI-XVIII вв.). Существенные различия м.группами выразились, в частности, в том, что у марийцев - два литературных языка (горно-марийский и лугово-восточный). Этнические соседи: русские, башкиры, татары. По вероисповеданию марийцы - в основном православные.



Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

  • прибалтийско-финская,
  • волжско-финская,
  • пермская.

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

  • мордва (843 тысячи человек),
  • удмурты (почти 637 тысяч),
  • марийцы (604 тысячи),
  • коми-зыряне (293 тысячи),
  • коми-пермяки (125 тысяч),
  • карелы (93 тысячи).

Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь – только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два – национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране. На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты. Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки – в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов.

Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре. Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы – уральской, являющейся «промежуточной» между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными «уральскими» чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, «курносый» нос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному.

Так, мордвины-эрзя – рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша — напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные «монгольские» глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза – эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза – голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. «Монгольская складка» встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Религия и язык

Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири – шаманизм.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях – предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. Основу первой , прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы – народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету – небольшая группа эстонцев – расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России – карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы – маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

Вторая – саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы – волжско-финскую – входят марийцы и мордва. Марийцы – основная часть населения республики Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва – автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа – две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает коми, коми-пермяков, а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России – евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой , угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры – существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой . Это — ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки. Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль рек Онеги и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин – с мокшанином, а удмурт – с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания. Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира.

Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям – как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы – открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает.

В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Финно-угры - одна из самых крупных этноязыковых общностей в Европе. В одной только России живет 17 народов финно-угорского происхождения. Финская "Калевала" вдохновляла Толкиена, а ижорские сказки - Александра Пушкина.

Кто такие финно-угры?

Финно-угры - одна из самых крупных этно-языковых общностей на территории Европы. К ней относятся 24 народа, 17 из которых проживает в России. Саамы, ингерманландские финны и сето живут как в России, так и за ее пределами.
Финно-угры делятся на две группы: финскую и угорскую. Общая их численность на сегодня оценивается в 25 миллионов человек. Из них венгоров около 19 миллионов, 5 миллионов финнов, около миллиона эстонцев, 843 тысячи мордвы, 647 тысяч удмуртов и 604 тысячи марийцев.

Где живут финно-угры в России?

Учитывая нынешнюю трудовую миграцию, можно сказать, что везде, однако самые многочисленные финно-угорские народы имеют в России свои республики. Это такие народы как мордва, удмурты, карелы и марийцы. Есть также автономные округа ханты, манси и ненцев.

Коми-Пермяцкий автономный округ, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У финно-угров вепсов в Карелии есть своя национальная волость. Ингерманландские финны, ижора и селькупы автономной территории не имеют.

Москва - финно-угорское название?

По одной из гипотез, ойконим Москва имеет финно-угорское происхождение. С языка коми «моск», «моска» переводится на русский как «корова, телка», а «ва» переводится как «вода», «река». Москва в таком случае переводится как «коровья река». Популярность этой гипотезе принесла её поддержка Ключевским.

Русский историк XIX-XX века Стефан Кузнецов также считал, что слово «Москва» финно-угорского происхождения, но предполагал, что оно происходит от мерянских слов «маска» (медведь) и «ава» (мать, самка). По этой версии слово «Москва» переводится как «медведица».
Сегодня эти версии, впрочем, опровергаются, так как в них не учитывается древнейшая форма ойконима «Москъвь». Стефан Кузнецов же использовал данные эрзянского и марийского языков, в марийском языке же слово «маска» оказалось только в XIV-XV веках.

Такие разные финно-угры

Финно-угры далеко не однородны ни в языковом отношении, ни в антропологическом. По языковому признаку они разделяются на несколько подгрупп. В Пермско-финскую подгруппу входят коми, удмурты и бесермяне. Волжско-финская группа - это мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы. К прибалто-финнам относятся: финны, финны-ингерманландцы, эстонцы, сету, квены в Норвегии, водь, ижорцы, карелы, вепсы и потомки мери. Также к отдельной угорской группе принадлежат ханты, манси и венгры. Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

Народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует.

О чем говорят гаплогруппы

Генетические исследования показывают, что каждая вторая русская Y-хромосома относится к гаплогруппе R1a. Она свойственна всем балтийским и славянским народам (кроме южных славян и северных русских).

Однако у жителей Севера России ярко представлена характерная для финской группы народов гаплогруппа N3. На самом севере России ее процент доходит до 35 (у финнов в среднем 40 процентов), но чем южнее, тем этот процент ниже. В Западной Сибири также распространена родственная N3 гаплогруппа N2. Это говорит о том, что на Русском Севере происходило не смешение народов, а переход местного финно-угорского населения на русский язык и православную культуру.

Какие сказки нам читали

Знаменитая Арина Родионовна, няня Пушкина, как известно, оказала сильное влияние на поэта. Примечателельно, что она была финно-угорского происхождения. Она родилась в деревне Лампово в Ингерманландии.
Это многое объясняет в понимании сказок Пушкина. Мы знаем их с детства и считаем, что они исконно-русские, однако их анализ говорит о том, что сюжетные линии некоторых пушкинских сказок восходят к финно-угорскому фольклору. Так, например, в основе "Сказки о царе Салтане" - сказка "Чудесные дети" из вепсской традиции (вепсы - малочисленные финно-угорский народ).

Первое большое произведение Пушкина, поэма "Руслан и Людмила". Одним из главных его героев является старец Финн, волшебник и чародей. Имя, что называется, говорящее. Филолог Татьяна Тихменева, составитель книги "Финский альбом" также отмечала, что связь финнов с колдовстом и ясновидением признавалась всеми народами. Самими финнами способность к магии признавалась выше силы и мужества и почиталась как мудрость. Неслучайно поэтому главный герой «Калевалы» Вяйнемейнен не воин, а пророк и поэт.

Наина, еще один персонаж поэмы, также несет в себе следы финно-угорского влияния. По-фински женщина - "nainen".
Ещё один небезынтересный факт. Пушкин в письме Дельвигу в 1828 году писал: «Къ новому году, вѣроятно, вернусь къ вамъ въ Чухляндию». Так Пушкин назвал Петербург, очевидно признавая исконность на этой земле финно-угорских народностей.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Финно-угры , их место в истории русской нации и государства Российского – это вопрос академический. Однако, в последние двадцать лет на уровне жёлтой прессы вопрос с финнами и уграми взялись обсуждать делитанты. Я не отношу себя к специалистам в части антропологии, однако в состоянии определить основные проблемные стыковые точки, которые не позволяют украинцам и россиянам найти общий язык и придерживаться нити дискуссии.

Основными проблемами в вопросе с историей финно-угров, стоящими на пути к взаимопониманию, есть следующие

Низкий уровень образования в эпоху интернета . К сожалению, основная масса людей не стремятся к познанию академической (научной ) части вопроса славян (включая их внешность, украшения, мифы, сказки, религию и культуру ) в истории России. Увы, но читать академическую литературу сложно из-за способа изложения материала. И это так! Читать же жёлтую прессу на тему " славян " (или подобную) с громкими антиукраинскими фразами и крайними высказываниями очень просто и, что самое главное, запоминается легко и быстро! К сожалению! Более того, наличие доступа к интернет не помогает решить вопрос, а даже наоборот – усложняет. Захватывающие перспективы "заткнуть" рот оппоненту на форуме и перемешать всё в одну кучу перевешивает здравый смысл и – понеслась собственная мифология и зомбирование по поводу финно-угров…

Нежелание власти идти навстречу людям. Властям России такая позиция российских граждан крайне выгодня: никаких трат со стороны России на издание и агитацию академической литературы; жёлтую прессу издают не за счет государства , естественно, и она распространяется молниеносно. Множество такой литературы по теме финно-угров (и не только) было издано еще в прошлом-позапрошлом веке и сегодня новомодные умники ничего нового по этому вопросу не придумали, а ретранслируют те старые источники, даже не удосуживаясь их пересмотреть на предмет наличия опровержений. К тому же, управлять тупыми и озлобленными намного проще – покажи пальцем и скажи: "Фас!".

В итоге выплывает следующая проблема: ищет себя и не может найти (либо боится). Однако, Россию в своё время уже "нашёл" Карамзин . С тех пор та история Карамзина повлияла в некоторой степени на другого российского историка – Ключевского. Так и повелось с тех пор – перетекают основные выгодные положения истории Российского государства Карамзина из одного учебника в другой, забыв о населении и прировняв его к государству, что крайне неверно! По сути, история Карамзина стала первой заказной политической версией истории России , после чего история перешла из плоскости науки в плоскость политики. Возможно, что в России историей как наукой вообще никто до Карамзина не занимался. В противном случае Карамзину не пришлось бы писать её под заказ Царя.

Что может помочь в решении вопроса о финно-угорских народах?

Разделить вопросы языка и ДНК. Так получается, что по ДНК (корни, род) население России действительно состояло по большей части из финно-угров (читаем ниже ). Однако, кто сказал, что финно-угры не могут освоить славянский язык и, будучи по сути финно-уграми, говорить по-руссски и бить себя кулаком в грудь?

Начитавшись об украинцах всякой всячины времен царя Гороха, россияне, почему-то, обвиняют украинцев в нелюбви к угро-финнам. Мы (украинцы) не проявляем к финно-уграм нелюбовь . Мы выступаем против того, что сами россияне проявляют к финно-уграм нелюбовь, пытаясь откреститься от родства с ними. В результате, россияне пытаются отректись от большой части самих себя , а эту часть заполнить , к которой не имеют отношения. Я не говорю, что россияне не имеют ничего общего с , но ведь россияне ставят вопрос таким образом , что мы (украинцы) остаёмся не у дел. В итоге, сами россияне своим поведением и необразованностью вызывают негатив со стороны украинцев, обзывая . Ребята, украинцы не могут по определению! Вопрос в том, почему россияне открещиваются от своей части финно-угорского наследия???

Отсутствие информации порождает слухи и выдумки . В вопросе с финно-угорским наследием на территории России дело обстоит аналогично. активно противится заполнению белых пятен в своей финно-угорской истории и это "вынуждает" украинцев (даёт все основания и повод) заполнять эти белые пятна за россиян, излагая при этом, естественно, своё видение вопроса . Но за это всю ответственность несут сами россияне – не молчите! Сами активно анализируйте (а не выдумывайте) и тем самым вы лишите своих оппонентов агрументов. Кто мешает?

Дополнительно по теме финно-угров …

По удачному сравнению академика Ореста Борисовича Ткаченко, всемирно известного меряниста (дисциплина в финно-угроведении, занимающаяся изучение народа мери): "У русского народа, по материнской линии связанного со славянской прародиной, отцом был финн. По отцовской линии русские восходят к финно-уграм " . Это объяснение делает понятными множество культурных фактов в жизни и развитии русской нации. В конце концов и Московская Русь, и Новгород развивались именно на землях заселенных финно-угорскими племенами чуди, мери и мещеры, а также на мордовских, вепсских, водьско-ижорских, карельских и пермских территориях.

Славяне не ассимилировали финские племен а. Это финно-угры адаптировались под новый язык и приняли часть византийской духовной культуры. Поэтому, у русских есть возможность выбора. Осознать свою укорененность на этой земле, разглядеть в предках не только и не столько славян, ощутить, что культура российского народа базируется на финно-угорской основе .

Кто такие финно-угры (литература по теме)

Финно-угры – этно-языковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях . Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана – исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

В языковом отношении финно-угры делятся на несколько подгрупп. Пермско-финскую подгруппу составляют коми , удмурты и бесермяне . Волжско-финскую группу: мордва (эрзяне и мокшане) и марийцы . К прибалто-финнам относятся: финны , финны-ингерманландцы , эстонцы , сету , квены в Норвегии, загадочная водь , ижорцы , карелы , вепсы и потомки мери . К отдельной угорской группе принадлежат ханты , манси и венгры . Потомки средневековой мещеры и муромы, скорее всего, относятся к волжским финнам.

В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Некоторые ученые выделяют особую уральскую расу, переходную между европеоидами и монголоидами . Всем народам финно-угорской группы присущи как европеоидные, так и монголоидные признаки. Обские угры (ханты и манси), часть марийцев, мордвы обладают более выраженными монголоидными чертами. У остальных, этих черт либо поровну, либо европеоидная составляющая доминирует. Но это не свидетельствует в пользу индоевропейского происхождения финно-угров, следует отличать индоевропейские антропологические черты от языковой индоевропейской общности.

Финно-угров по всему свету объединяет общая материальная и духовная культура. Все настоящие финно-угры живут в гармонии с природой, с окружающим их миром и с соседними народами. Только финно-угорские народы и в начале третьего тысячелетия сохранили в Европе в наиболее полном объеме традиционную культуру, в том числе, как это не парадоксально и русскую. Впрочем, этот парадокс объясним. В отличии от многих народов, финно-угорские стараются сохранить в своей культуре как можно больше обычаев и традиций, включая и (возможно в России этим и объясняется довольно большое количество сохранившихся древних традиций и элементов времён Руси ).

Карело-финский эпос "Калевала" сохранили для истории беломорские карелы, а не урбанизированные финны; почти все русские древнейшие сказки, былины и легенды (эпический фольклор – самый древний из всех форм устной народной культуры) были записаны этнографами в конце 19 века в районах проживания карел, вепсов и потомков финно-угорских народов в Архангельской губернии. Большинство памятников древнерусского деревянного зодчества достались нам в наследство из финно-угорских земель. Несколько лет назад записан и восстановлен эпос эрзянского народа "Масторава", что само по себе уникально.

Духовная жизнь финно-угра невозможна без народных верований. Даже давно крещенные народы сохранили у себя огромный пласт культуры, связанный с дохристианскими верованиями. А некоторые, как марийцы, до сих пор придерживаются, в основном, традиционной веры. Не надо путать эти верования с язычеством. Марийцы, эрзяне, часть удмуртов, обские угры имеют национальные религии.

Финно-угорский вопрос – это без сомнения и русский вопрос. Вопрос этнической идентификации великорусского этноса. На всех территориях Русской равнины, где теперь проживают русские, раньше проживали финно-угры. Большая проблема, каков был характер славянской колонизации. Ведь русские сохраняют одну и ту же материальную и духовную традиционную культуру именно с финно-угорскими народами, а не с южными славянами или тюрками. Психологические особенности населения, его национальный характер, особенно на севере, северо-западе и северо-востоке Европейской части России (самой коренной части России) у русских и финно-угров тоже общие.

Надеюсь, что изложенная выше информация по теме финно-угров и России поможет найти проблемные места в истории России и понять в каком направлении следует строить саму историю России, отложив в сторону политику.

Также по теме:

  • Криза національної та етнічної ідентичності як діагноз
  • Басни о правильных и неправильных нациях. Рождение наций.
  • Національність: як визначити національність людини (дитини) в наш час
  • Переламні моменти формування української нації: традиції, Іван Франко
  • Лист до молоді Івана Франка "Одвертий лист до галицької української молоді"
  • Життя нації. Використання топонімів Русь, Московія, Україна, Росія
  • Російська та українська історіографії. Політика та історія як наука - як відрізнити?
  • Право наций на самоопределение. Башкирский опыт в Российской Федерации
  • В Украине сформировалась настоящая государствообразующая нация и в ней нет места избирателям Крыма и Донбасса
  • Стратегия развития Украины - почему в Украине отсутствует стратегия государственного развития?
  • Российская дружба и её долговечность как некий коммерческий проект
  • Финно-угорский народ и русская культура. Финно-угры в крови россиян
  • Россия переписывает историю соседних народов и государств - почему?
  • Наслідки Бірюлєво - гастарбайтер в Росії – опора Росії
  • В Сочі робітникам не платять зарплату по три місяці - досвід Романа Кузнецова
  • Беспорядки в Бирюлево - передел рынка земли и политическое рейдерство против овощной базы
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.