Надежда рушева картины. Девочка улетела и оставила нам загадку. О жизни самой юной художницы Нади Рушевой

Рисовать Надя начала в возрасте трёх лет - несмотря на то, что её отец был художником, рисованию её никто не обучал. Однажды Николай Константинович читал вслух "Сказку о царе Салтане", а когда закончил, Надя показала ему 36 иллюстраций, которые успела сделать за это время. Так и повелось – девочка слушала или читала интересные истории и моментально зарисовывала свои впечатления, создавая целые миры с помощью перьевых ручек, фломастеров и цветных мелков. Рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком. "Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести", - говорила Надя.

В 1963 году её рисунки были напечатаны в "Пионерской правде", а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала "Юность" и в "Клубе искусств" МГУ. Наставником девочки стал скульптор - анималист Василий Ватагин. В последующие годы состоялось ещё 15 персональных выставок Рушевой в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. "Браво, Надя, браво!", - написал на одной из её работ итальянский поэт и сказочник . "Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства", - писал о ней доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Широкую известность получили Надины иллюстрации к "Войне и миру", "Мастеру и Маргарите", произведениям Пушкина и мифам Древней Греции. Ей прочили судьбу книжного графика, хотя сама художница мечтала стать художником-мультипликатором - по окончании школы она собиралась поступать во ВГИК. 5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу, но внезапно потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, но спасти не смогли – 6 марта её не стало. Врачи говорили, что это чудо – дожить до 17 лет с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Обычно дети с таким заболеванием живут недолго… После себя Надя оставила более 10 тысяч рисунков, однако точное их количество с трудом поддаётся подсчёту – многие из них были раздарены ей при жизни.

"Тебя, как первую любовь..." (документальный фильм, 1969)

Академик РАН Дмитрий Лихачёв писал о ней: "Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки такое знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку известных рисунков Нади Рушевой .

Артек. Дети загорают на пляже (1967)

Отдыхающая балерина (1967)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Благовещенский монастырь, г. Горький

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Автопортрет

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Кентаврёнок с венком

Этот рисунок стал логотипом Автономной некоммерческой организации "Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения "Кентавр", который занимается подготовкой и проведением кинофестиваля "Послание к Человеку". В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино был открыт памятник Кентаврёнку.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Пушкин и Анна Керн (из серии "Пушкиниана")

Пушкину, которого Надя называла "самым родным поэтом", художница посвятила около 300 рисунков.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Наташа и Петя Ростовы помогают раненым (из цикла "Война и Мир")

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Траур Наташи (из цикла "Война и Мир")

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра


Бела (из цикла "Герой нашего времени")

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

В 1968 году Надя прочитала полуопальный роман "Мастер и Маргарита" и вскоре буквально завалила свой стол рисунками с портретами героев и сценами из романа. После того, как её не стало, цикл показали вдове Елене Сергеевне и та была потрясена. Оказалось, что перстень на пальце Мастера - точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича, но знать об этом девочка никак не могла. Впрочем, как и о том, какой была в молодости Елена Сергеевна, ставшая прообразом Маргариты.

Иван Бездомный (1968)

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

Мастер задумался (1968)

Жила-была девочка. В Монголии. А потом в Москве. Любила рисовать. Рисовать ее никто не учил - а получалось меж тем хорошо и... необычно по-взрослому. В основном, ее рисунки - иллюстрации к русской классике. Самые известные работы посвящены Пушкину и Булгакову. В 12 лет - первая публикация ее рисунков. А потом талант стал известен по всему Союзу: девочка-вундеркинд. Как это у нее получается - в несколько штрихов, интуитивных и, кажется, стихийных линий уложить весь характер персонажа и... толику собственной души, воздушной и юной? Поразительно, невероятно и волшебно! ...А в 17 лет Надя Рушева скончалась, от внезапной болезни.

Княжна Мери

У меня очередной крах иллюзий. Я была абсолютно уверена, что Надю Рушеву знают все. Что ее знают все, кто знает Пушкина и Булгакова и кто знает хотя бы одного русского художника. Что это такая какая-то незыблемая часть русской культуры и... что-то такое основополагающее. Или знаете, то, что в школе, может, не проходят, но все знают - типа Высоцкого. Не больше, не меньше. Для меня она вообще - один из символов 1960-х, той эпохи, в которой я сама бы хотела оказаться, если бы предложили выбирать (не, наша тоже ничего, но если бы можно было путешествовать во времени...).

Сегодня решила зачем-то взять в руки карандаш и почиркать им. Я когда-то умела. В смысле, училась и немного умела. Пока чиркала, вспомнила почему-то рисунки Нади Рушевой и полезла их смотреть. Очередной раз. Ну, во-первых, карандаш, конечно, сразу пришлось отложить. :) Стыдно. :) Во-вторых, выяснилось, что Гугл выдает на запрос около 80 000 результатов (всего-то?). В-третьих, в случайном разговоре выяснилось, что мой (очень уважаемый и образованный) собеседник не знает, о ком идет речь (как? как такое может быть?). Пара других, не менее уважаемых и образованных, тоже оказались не в теме. Опрос в контакте в целом тенденцию подтвердил.
Возможно, дело в моей с детства еще тянущейся беззаветной любви к этим рисункам, но почему-то я посчитала, что Надя Рушева и ее творчество принадлежат к области общеизвестных фактов (к вопросу о, кстати; кажется мы с psevdonem обсуждали; я убеждена, что таковые все-таки существуют - Пушкина и вправду знают все - но вот про некоторые можно спорить), а это очевидно не так. Но поскольку пережить я этого не смогу, сейчас я вам о ней и рассказываю. Необычная, душевная и очень талантливая... Эх, дурацкая формулировка: говорить, что она талантлива, все равно что говорить, что Иосиф Бродский талантлив (все и так знают это, и никто не сомневается). Короче, просто смотрите рисунки: она потрясающая.


Хотела выбрать самые любимые. Самые-самые. И все равно получилось много картинок. Я не знаю, как вы - я могу смотреть на них снова и снова и каждый раз тепло до бесконечности.

Автопортрет

Сестры Ларины

Офелия

Пушкин с сестрой

Мастер

Леди Гамильтон

Наталья Николаевна Гончарова

Еще одна Наталья Николаевна

Наташа Ростова в окне

«Умирающий лебедь»

Двое

Набросок

Смятение

Автопортрет

P.S. Кстати, Надю Рушеву очень любят в Туве. Она наполовину тувинка, поэтому ее считают национальным художником. Я даже общалась с подругой ее мамы. Впрочем, в Туве все друг друга знают, и это неудивительно. В Кызыле есть музей Нади Рушевой, правда, когда я там была он был, к сожалению, закрыт. Также я не смогла найти ни одной книжки про нее или альбома с рисунками. А с удовольствием бы приобрела. Или репродукции рисунков - с удовольствием повесила бы в комнате.
P.P.S. Вспомнила, откуда я ее, возможно, знаю. У нас в школе в одном из кабинетов литературы, кажется, ее рисунки висели. Ну, и мама рассказывала тоже.
P.P.P.S. Кажется, меня скоро надо будет начать убивать - за длинные посты. Простите, краткость не моя сестра. :(

Школьная перьевая авторучка, фломастер, цветные мелки пастели, тушь. Вот и все орудия труда. Ими Надя запечатлела целые миры. Только представить себе, что ребенок, которому самой природой определена непоседливость, движение, игра, вдруг сосредоточенно и терпеливо погружается в рисование «с головой»! Или это было уже потребностью, удовлетворением все возрастающей страсти творить?

Рисовать Надя начала еще с дошкольных лет. Родители читали ей сказки, истории об античных героях и их подвигах. А девочка тут же придумывала картинки к услышанному. Год за годом собрание Надиных работ увеличивалось. Число папок, в которых они хранились, перевалило за сотню. Двухкомнатная «хрущоба» семьи Рушевых оказалась хранилищем свыше десяти тысяч рисунков. И все же потрясающая продуктивность — лишь одна сторона загадки Нади Рушевой.

«Я живу жизнью тех, кого рисую», — как-то обронила Надя. Быть может, в этом признании и есть самое ценное для понимания художнического гения Рушевой? С отважностью первопроходца и детской непосредственностью входила она в золотоносные пласты мировой культуры. Волшебная палочка воображения помогала ей быть то Медеей, то Жанной д’Арк. Надя видела себя Наташей Ростовой и Анной Карениной, Натальей Гончаровой и булгаковской Маргаритой... Превращений этих было много больше, чем рисунков в ее творческом наследии. И в том, что феномен Рушевой состоялся, едва ли не решающую роль сыграла особая, творческая обстановка в семье начинающей художницы.

Надя была единственной дочерью Николая Константиновича Рушева и Натальи Дойдаловны Ажикмаа. Она родилась в Улан-Баторе в 1952 году, где московский театральный художник и тувинская балерина находились в творческой командировке. Вскоре семья Рушевых вернулась в Москву. Родители Нади — люди искусства — не могли не заметить художественной одаренности дочери.

К счастью, они удержались от понятного соблазна научить девочку рисовать «правильно», позволили Надиному таланту развиваться естественным образом. В этом решении их укрепили педагоги Н.К. Рушева, а затем и ставший добрым наставником художницы знаменитый скульптор-анималист Василий Алексеевич Ватагин.

Он высказался веско: «Не будем мешать ее саморазвитию, оно и так бурлит. Не надо ее учить — ее надо лишь воспитывать». По совету мастера Надя продолжала заниматься в обычной школе, а по субботам посещала изостудию Московского дворца пионеров и школьников.

Участие в выставках студийцев привлекло к ее рисункам внимание. Журналисты самой массовой тогда «Пионерской правды» предложили Наде проиллюстрировать сказочную научно-фантастическую повесть польского писателя Тадеуша Ункевича «Эльмис профессора Рембовского». Из пятнадцати ее рисунков было отобрано девять. Они и появились в четырех декабрьских номерах газеты за 1963 год.

Там же были напечатаны и еще шесть оригинальных эскизов костюмов для школьного новогоднего карнавала. Одним из первых на этот Надин дебют откликнулся академик Ватагин: «Поздравляю милую Наденьку с первой удачной публикацией рисунков в печати в 11 лет! Великий рисовальщик Франции — Гюстав Доре начал печататься с 12 лет».

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, в следующем, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в «Клубе искусств» МГУ и в редакции журнала «Юность» состоялись первые персональные выставки школьницы. Что же было на этих вернисажах? Тематика показанных рисунков говорит о многообразии интересов, стремительно расширяющемся кругозоре юной художницы. Кажется, Надя хочет объять необъятное. На выставках того года она представила листы серий «Русский балет», «Мир животных», «Космос и наука», «Сказки и фантазии», «Моды вчера и сегодня», «Эллины и рабы», «Мир детей», «Силы и грация»... На этих и на последующих двенадцати персональных выставках Рушевой ни одна из работ не повторялась.

Восторженные отзывы посетителей ее вернисажей, киносъемки, статьи в газетах и журналах — будто и не замечались Надей. Это подметил и точно описал Лев Кассиль, которого познакомили с «худенькой, чернобровой девочкой, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшей все, о чем восторженно толковали писатели, журналисты, художники».

Соседи Рушевых по многоквартирной пятиэтажке рассказывали, что только после внезапного ухода Нади им стало известно, как много она рисовала, что оставила людям. Припомнили, как еще малышкой на берегу окрестных Царицынских прудов Надя сосредоточенно чертила что-то прутиком на песке, пока другие дети лепили куличики. Спустя годы она рисует на лицейском снегу в Царском Селе пушкинский абрис, лихого гусара, девичий профиль. Случайным прутиком. И эти хрупкие импровизации запечатлят на пленку кинодокументалисты, как свидетельство окружающему миру — не рисовать Надя не могла!..

Рушева была обычной ученицей окраинной московской школы. Пока не брала в руки ручку или фломастер. Тогда происходило чудо — под пером художницы в считанные секунды возникал законченный совершенный рисунок. Иногда на простой промокашке умещалось несколько десятков лиц...

Одноклассники не воспринимали Рушеву как художницу. Учителя тоже не делали ей каких-либо поблажек. Девочке приходилось особенно в старших классах корпеть над многочисленными домашними заданиями. В первую очередь по точным наукам. Физика, химия давались ей нелегко.

Зато в свободное время можно было кататься на лыжах, плавать, читать, слушать любимую музыку от Рахманинова до песен Таривердиева и Высоцкого, танцевать под ритмы «Битлз», ухаживать за морской свинкой и кактусами... И рисовать: что угодно и сколько угодно.

1967 год принес Наде событие, которое разделило для нее многое на «до» и «после». После восьмого класса она стала делегатом III Всесоюзного пионерского слета в Артеке. Там она обрела друзей, с которыми переписывалась, мнением которых дорожила. Потом в письмах к Алику из Баку и к Ольге из Павлодара, ставшей ее самой задушевной подругой, Надя не раз вспомнит золотое время в Крыму, заметит, что чем тяжелее приходится, «тем сильнее сияют дни Артека».

Многие часы проводила Надя за книгами и альбомами по истории культуры, в музеях и картинных галереях. Особенно любила художников Возрождения — Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

У великих предшественников она училась умению извлекать и запечатлевать красоту. И когда обнаружилось, что ее одноклассники равнодушны к искусству, она брала на себя обязанность полпреда прекрасного: проводила беседы, выпускала едкую стенгазету, делала рисунки для школьных вечеров, «вытаскивала» учеников в Музей изобразительных искусств. Приобщала сверстников к классике как могла.

Зачем ей нужно было еще и это — общественная работа, внеклассная нагрузка, морока с ребятами, лишенными широких интересов? Самой Наде каждая возможность такого просветительства не казалась обременительной. Она искренне удивлялась чудакам-одноклассникам, которые живут в Москве и не пользуются ее художественными богатствами. Чтобы расшевелить инертных, помочь им почувствовать высокое предназначение человека, она, в сущности, и трудилась в искусстве не покладая рук. Афористически выразив свое отношение к ленивым и равнодушным душой: «Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори до тла сам... Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя».

Последний год жизни Рушевой совпал не только с выпускным школьным. Ее «Пушкиниана» пополнилась замечательными композициями. Античная серия завершилась графическим шедевром на тему мифа об Аполлоне и Дафне.

Кажется невероятным, что шестнадцатилетней художнице удалось стать первым иллюстратором знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но именно Надя Рушева создала «для себя» более ста виртуозных по мастерству иллюстраций. Они по сей день поражают всякого, кто открывает через ее рисунок облик Ивана Бездомного, Фриды, Иешуа и Понтия Пилата.

Непокоренная

Те, кто побывал в доме Рушевых в начале 70-х, навсегда запомнили домашние вернисажи, которые устраивал Николай Константинович в память о дочери. После разговоров о выставках, новостях культуры, публикациях и традиционного чаепития он извлекал из шкафа какую-нибудь папку с рисунками. Диван у стены превращался в подобие стенда. Один лист, другой, пятый... Кто-нибудь из присутствующих просил сделать паузу, чтобы рассмотреть тот или иной рисунок — ими хотелось любоваться! Такова магия ее графических миниатюр...

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности», — написал Ираклий Андронников на одном из листов Надиной «Пушкинианы».

Но, может быть, проникновенней других природу, глубинную сущность творчества Нади Рушевой мог бы определить... древний философ Плотин: красота заключена не столько в симметрии, сколько в освещающем ее сиянии. Не для сознания ли того, что есть красота, и явлено человечеству искусство гениев?

В середине ХХ столетия в мир пришла художница, равной которой не было в искусстве. К концу века становится очевидно, какое безмерное богатство оставила она людям. Как нерачительны мы с этим наследием, как не умеем распорядиться им. И слабым утешением остается факт «космического признания» необыкновенного дара Нади Рушевой. В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Еще несколько лет спустя одна из малых планет Солнечной системы получила имя Нади Рушевой. Но, может быть, самым удивительным оказалось открытие энергетики ее рисунков. Парапсихологи и экстрасенсы обратили внимание на то, что среди работ художницы есть листы, излучающие энергию.

Концентрация ли это духа, квинтэссенция эмоций, чувств? Или волшебство красоты? Как бы то ни было, эта девочка своими легкими, парящими линиями словно зовет нас в полет к красоте и совершенству. К неведомой планете, имя которой — Надежда. И пусть в полет к бесконечной тайне ее дара отправляются новые и новые души, взыскующие прекрасное. Их ждут открытия и откровения гениальной художницы, ставшей «самой великой из молодых и самой молодой из великих».

Х удожница Надя Рушева прожила всего 17 лет. Когда ей было 12, в МГУ состоялась ее первая выставка, а журнал «Юность» опубликовал о ней статью. За свою недолгую жизнь она создала около 12 тысяч рисунков, в СССР и за рубежом прошло 15 персональных выставок ее работ. Большая их часть сейчас хранится в Государственном музее А.С. Пушкина. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем иллюстрации юной художницы Нади Рушевой.

Раскадровка к «Сказке о царе Салтане»

Надя Рушева. Фотография: chtoby-pomnili.com

Надя Рушева. Иллюстрация к «Сказка о царе Салтане» Александра Пушкина

Надя Рушева в Эрмитаже

Рисовать Надя Рушева начала в пять лет - отец читал ей сказки, а она в это время переносила на бумагу возникавшие в воображении образы. Первыми ее героями стали персонажи сказок Пушкина . К «Сказке о царе Салтане» она нарисовала целую раскадровку - как к фильму или анимации. Когда Надя научилась читать сама, она сделала рисунки к «Медному всаднику» , «Повестям Белкина», «Евгению Онегину» . Книги были ее страстью - уже к 15 годам она прочла все трагедии Шекспира.

Минималистичная Татьяна

Надя Рушева. Гости Лариных. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Надя Рушева. Татьяна Ларина. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Надя Рушева. Татьяна на балу. Иллюстрация к роману Александра Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина стала одной из любимых героинь Рушевой. К ее образу художница возвращалась часто: она рисовала Татьяну ребенком; девушкой, которая пишет письмо возлюбленному; женщиной, блистающей на балу. Исследователи творчества Нади Рушевой считают, что рисунки к роману «Евгений Онегин» выполнены с оглядкой на графику Пушкина: им также свойственны легкость и минимализм.

Сто рисунков с Гераклом

Надя Рушева. Аполлон и Дафна

Надя Рушева. Вальс кентавриц

Надя Рушева. Геракл и Деянира

Еще одной любимой темой юной художницы были герои мифов и искусство Древней Греции. Когда Наде было восемь лет, она создала первую серию о подвигах Геракла в ста рисунках. Одна из ее последних работ - «Аполлон и Дафна» - также создана на мифологический сюжет. Хранитель коллекции Рушевой Лидия Карнаухова рассказывала: «Эллада была живым и светлым источником ее творчества, чистым и ясным. Пожалуй, именно в искусстве Древней Греции она усвоила легкость певучей линии, гармонию пропорций человека и животных» .

Лис в человечьем облике

Надя Рушева. Принц. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Надя Рушева. Лис. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Надя Рушева. Иллюстрация к повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

В библиотеке Нади Рушевой была книга «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ей очень нравилась сама сказка, однако не нравилось то, как изобразил своих героев Экзюпери. Лис Наде Рушевой казался некрасивым, а глаза Принца - маленькими «невидящими колечками». Художница рисовала героев сказки такими, какими видела их сама. Главный персонаж у нее получился хрупким, большеглазым, с проникновенным взглядом. А Лис впервые предстал перед читателями в человеческом облике. Всего Надя Рушева создала около 30 рисунков по «Маленькому принцу».

Встреча Мастера и его Маргариты

Надя Рушева. Маргарита. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева. Встреча Мастера и Маргариты. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева. Мастер. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова был впервые напечатан в журнале «Москва» в 1966–1967 годах. Надя Рушева прочитала его на одном дыхании и тут же начала рисовать. Отцу казалось, что 15-летняя девочка слишком рано взялась за такую серьезную тему, он говорил, что дочь «вдруг преобразилась и повзрослела». А художница просила его найти всю возможную информацию об авторе и работала над рисунками с упоением, забыв все другие сюжеты. Создав 200 листов, Рушева стала первым художником-иллюстратором книги. Ее любимой сценой стала встреча Мастера и Маргариты, художница рисовала ее множество раз.

Именем Нади Рушевой названа малая планета и перевал на Кавказе, а ее рисунки хранятся во многих российских музеях. Надя рисовала иллюстрации к Пушкину и Булгакову, Экзюпери и Толстому, греческим мифам и русским сказкам. Тонко, без черновиков, по-взрослому. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — поясняла юная художница.

Надя была классическим советским вундеркиндом — ее хвалили за необыкновенные способности, интуицию, чувство истории, психологизм и хрупкую чистоту. Выставки девочки проходили в Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и других странах — всего более 160 экспозиций. Но несмотря на популярность при жизни, в художнице не было ни снобизма, ни звездной болезни, ни любви к публичности.

«Я работаю для будущих людей»

«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…», — говорил о Наде академик Дмитрий Лихачев.

Надя (ее настоящее имя Найдан) родилась в Улан-Баторе в 1952-м. Почти сразу после рождения девочки ее родители — художник Николай Рушев и первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева — переехали в Москву.

Надя начала рисовать с пяти лет — сама, никто с ней не занимался.

Кроме того, родители не учили девочку ни читать, ни писать до семи лет — считали, что нельзя торопить ребенка. Зато в семье всегда много читали. Так, отец художницы вспоминал, как за один вечер, пока он читал дочери «Сказку о царе Салтане Пушкина», она нарисовала 36 иллюстраций.

Позднее Надя не по-детски осознанно скажет: «Я работаю для будущих людей... В своих образах я отражаю то, что представляю во время чтения... Мне кажется, что юному художнику надо рисовать так, как это делали импрессионисты — по впечатлению».

«Маленькие принц» и другие книги

В мае 1964 года прошла первая выставка Надиных рисунков — экспозицию московской пятиклассницы организовал журнал «Юность». В том же году рисунки впервые были опубликованы. А за следующие пять лет 15 выставок Рушиной были показаны в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, а также в Чехословакии, Румынии и Индии.

Надя, между тем, мечтала стать мультипликатором и поступить во ВГИК или Полиграфический институт.

«Впервые Надя прочитала роман летом 1965 года, когда ей было 13 лет, и все симпатии и сопереживания отдала Наташе и Пете Ростовым и их близким. Теперь, три года спустя, в ее папках лежали свыше 400 рисунков и композиций. Среди них и четыре натурные зарисовки памятных мест на Бородинском поле, где мы были прошлой осенью. Неизгладимы ее впечатления от Зала Отечественной войны 1812 года в Историческом музее на Красной площади, от «Галереи 1812 года» в Эрмитаже, от Бородинской панорамы и Кутузовской избы в Филях, от зала «Война и мир» — в Музее Льва Толстого на Кропоткинской улице. Недавно она увидела три серии из четырех грандиозного широкоформатного фильма Сергея Бондарчука (не все понравилось) и двухсерийный цветной итало-американский фильм «Война и мир» (была под обаянием актеров: Одри Хепберн, Генри Фонда, Мела Ферера). Вчера в Большом театре была на опере Сергея Прокофьева. И вот март-апрель — «Война и мир» в 9-м классе» (из дневников Николая Рушева ).

«Надюша вдруг преобразилась и повзрослела!.. Она отложила все другие мечты и серии рисунков, засыпала меня просьбами достать все, что можно о Булгакове, и как-то сразу и упоенно стала создавать свою лебединую песню «Мастер и Маргарита». ...Ее замысел мне казался грандиозным, и я сомневался в том, что она его может исполнить. Он казался мне непосильным для нее и преждевременным. Ведь ей было в это время 15 лет... И хотя в письмах к друзьям Надя писала, что «рисовать совсем некогда»... она трудилась много и вдохновенно. Четырехслойность романа подсказала ей и четыре графических приема: перо на цветных фонах, акварельные заливки, фломастер, пастель и монотипия. Цельность решения при этом сохранялась. Готовилась она к этой работе тщательно. Прочитала и принесенный мною из библиотеки сборник Михаила Булгакова» (из дневников Николая Рушева ).

После смерти девочки вдова Булгакова — Елена Сергеевна — пригласила в гости ее родителей и внимательно посмотрела рисунки Нади к «Мастеру и Маргарите».

«Только неделю назад я узнал, что Елена Сергеевна Булгакова и есть «Маргарита», и вот мы у нее, и рисунки лежат на столе. И мы, и присутствующая тут же Чудакова - все понимали, что сейчас наступил решающий момент в судьбе рисунков Нади, — вспоминал отец Нади. — Волею судьбы первым лежал большой вертикальный портрет, рисунок фломастером на розовой бумаге,образ Маргариты во время первой встречи ее с мастером: «Вам не нравятся желтые цветы?». Минута затаенного молчания… Все поглядывают на Елену Сергеевну и с удивлением убеждаются, что ясновидящая Надя интуитивно передала полное сходство с нею. Медленно и тихо Елена Сергеевна произнесла: «Это изумительно!».

«К ней с первых ее рисунков было приковано внимание: старик Гессен, в прошлом кадет-публицист, заказал ей иллюстрации к своим пушкинистским штудиям, и был могучий символ в том, что книги девяностолетнего писателя иллюстрирует двенадцатилетняя девочка. Озорство и романтизм ее работ были удивительно ко времени. И при этом Надя Рушева была тихим очкариком — тем разительнее было торжество ее дара: невысокая, худая, темноволосая, ничем не привлекающая внимания в толпе одноклассников. Иное дело, если вглядеться… ...Никогда никого уже не будем мы любить так, как любили Надю Рушеву», — написал позднее в одной из своих статей писатель Дмитрий Быков.

Мальчиш-Кибальчиш и космос

«31 января — день рождения Нади Рушевой. Я помнил об этом в полете. И отметил этот день на календарном графике буквой «М» — Мальчиш. И вот наступило время сеанса связи с землей. Я показал «Мальчиша», в нескольких словах рассказал о Наде. Этот репортаж с орбитальной станции вышел в программе «Время», которую смотрела вся страна. Увидели «Мальчиша» и за рубежом. Говорили, что это — первый в истории космический вернисаж, — вспоминал космонавт Георгий Гречко в своей книге «От лучины до космоса». — А мне было важно, что мы, космонавты, всколыхнули в людях память о талантливом человеке.

Весь месяц в полете они (рисунок и фотография) были нашими спутниками.

Я считаю большой удачей, что мне пришла в голову идея взять в полет рисунок Нади Рушевой. В широко открытых глазах Мальчиша есть человечность, хрупкость, но есть и сила, стойкость. Он живой. Рисунок не просто помогал нам работать в космосе, он жил рядом с нами. Мальчиш-Кибальчиш разделил с нами высоту полета, он разделил и трудности. Посадка выдалась тяжелая. Пока мы метались по целине, отстегивая парашют, рисунок помялся».

Школьный мемориальный музей Нади Рушевой

5 марта 1969-го Надя вернулась из поездки в Ленинград, переполненная впечатлениями и планами. Она мечтала рисовать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина и Шекспира.

«Утром 6 марта, одевая школьную форму, Наденька внезапно потеряла сознание... 5 часов врачи делали ей уколы и увезли в больницу... Там, не приходя в сознание, от кровоизлияния в мозг она скончалась…» (из дневников Николая Рушева).

У художницы обнаружился врожденный дефект сосуда головного мозга — врачи не смогли ей помочь. Надя Рушева ушла из жизни в 17 лет, навсегда оставшись в 60-х.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.