Советская станция мир конструкция. Орбитальная станция «Мир

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. 15 лет назад, 23 марта 2001 г., была сведена с орбиты и затоплена в Тихом океане российская орбитальная космическая станция "Мир". Впервые был осуществлен управляемый безопасный сход с орбиты такого крупногабаритного космического объекта (масса станции составляла 140 т) и затопление его в заданном районе акватории Мирового океана.

"YouTube/ТАСС"

"Мир" - советская (впоследствии российская) пилотируемая орбитальная станция. Первая в мире космическая станция модульного типа и восьмая, построенная в СССР и выведенная на околоземную орбиту. Ранее были запущены "Салют-1" (находилась на орбите в 1971 г.), "Салют-2" (1973; из-за разгерметизации не эксплуатировалась в пилотируемом режиме), "Салют-3" (1974-1975), "Салют-4" (1974-1977), "Салют-5" (1976-1977), "Салют-6" (1977-1982) и "Салют-7" (1982-1991).

История проекта

Работы по орбитальному комплексу "Мир" (первоначальное название: "Салют-8") были начаты в середине 1970-х гг. НПО "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева; г. Королев Московской обл.) в 1976 г. выпустило технические предложения по усовершенствованным долговременным орбитальным станциям.

В 1978 г. был готов эскизный проект, с февраля 1979 г. начал создаваться базовый блок станции. Головным разработчиком и изготовителем базового блока и других модулей "Мира" стало НПО "Энергия". Также в их разработке участвовал Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева (Москва): специалистами предприятия были созданы и изготовлены конструкции и системы, обеспечивающие автономный полет модулей станции. Всего в проекте было задействовано 280 предприятий и организаций.

Конфигурация станции и характеристики

Первый модуль станции (базовый блок) был запущен 20 февраля 1986 г. (в 00:28 по московскому времени) с космодрома Байконур ракетой-носителем "Протон-К". Он являлся основным звеном "Мира" и объединял остальные модули в единый комплекс. В базовом блоке находилось оборудование управления системами по обеспечению жизнедеятельности экипажа и научной аппаратурой, а также места для отдыха космонавтов.

После запуска базового блока станция собиралась на орбите в течение десяти лет. Модуль "Квант" был запущен в 1987 г. "Квант-2" - в 1989 г., с него совершались выходы членов экипажа в открытый космос. Четвертый модуль, получивший название "Кристалл", выведен на орбиту в 1990 г., он обеспечивал стыковки с кораблями типа "Союз" и "Прогресс". "Спектр" в 1995 г. дооснастил станцию двумя дополнительными солнечными батареями.

В том же году в состав орбитального комплекса вошел стыковочный отсек для обеспечения причаливания американских многоразовых кораблей типа Space Shuttle ("Спейс шаттл" или шаттл), был доставлен на орбиту шаттлом Atlantis ("Атлантис") и пристыкован к "Кристаллу". С выводом на орбиту в апреле 1996 г. модуля "Природа" строительство станции было завершено. На всех модулях станции размещалась научная аппаратура, в том числе иностранная - из 27 стран мира. "Мир" имел шесть стыковочных узлов.

Станция "Мир" имела длину около 30 м и весила более 140 т (с двумя пристыкованными кораблями), из них 11,5 т приходилось на научную аппаратуру. Суммарный объем герметичных отсеков составлял около 400 куб. м, площадь солнечных батарей - 76 кв. м. Рабочая орбита находилась на высоте 320-420 км.

Доставка основных экипажей и снабжение станции осуществлялась пилотируемыми кораблями Союз Т", "Союз ТМ" и автоматическими грузовыми "Прогресс", "Прогресс М", "Прогресс М1".

Эксплуатация

Первая экспедиция в составе командира Леонида Кизима и бортинженера Владимира Соловьева прибыла на станцию 15 марта 1986 г. на корабле "Союз Т-15", космонавты проработали на орбите четыре с лишним месяца (125 суток).

Всего на "Мире" отработало 28 длительных основных экспедиций. С 1987 г. реализовывались международные программы в рамках экспедиций посещения с участием представителей других государств.

За все время эксплуатации станции на ней побывали 104 космонавта и астронавта (из них 11 женщин), в том числе 62 иностранца - представители Европейского космического агентства и 11 стран (Австрия, Афганистан, Болгария, Великобритания, Германия, Канада, Сирия, Словакия, США, Франция, Япония). Талгат Мусабаев выполнял работы на станции по программам России и Казахстана (1994, 1998).

В 1995-1998 г. совместно с США проводились работы по программам "Мир - Шаттл" и "Мир - НАСА", в рамках которых было осуществлено девять стыковок шаттлов с "Миром" (всего на станции побывали 44 американских астронавта).

С борта орбитального комплекса было совершено 78 выходов в открытый космос общей продолжительностью 359 часов 12 минут (с учетом трех выходов в разгерметизированный модуль "Спектр").

За время работы "Мира" к нему было совершено 105 полетов космических кораблей: 31 пилотируемого и 64 грузовых (СССР, РФ), а также 10 американских шаттлов (9 стыковок и один облет станции).

Было проведено 31,2 тыс. сеансов экспериментов в различных областях науки и техники (по астрофизике, биотехнологии, геофизике, медицине и биотехнологии и др.), в том числе 7,6 тыс. - по международным программам.

На станции "Мир" российскими космонавтами были установлены два мировых рекорда, которые не побиты до сих пор. Валерией Поляков осуществил самый продолжительный полет - 437 суток 17 часов 58 минут 17 секунд (с января 1994 г. по март 1995 г.). Анатолию Соловьеву принадлежит рекорд по наибольшему количеству выходов в открытый космос - 16 (78 часов 48 минут), которые он совершил во время экспедиций на "Мир".

Затопление

Изначально предполагалось, что станция проработает на орбите пять лет. Однако нехватка средств привела к тому, что создание "замены" станции затянулось. На "Мире" регулярно проводились работы по продлению ее жизни. За время существования орбитального комплекса было зарегистрировано около 1,5 тыс. неполадок. Самая серьезная авария произошла 25 июня 1997 г.: при перестыковке грузовой корабль "Прогресс М-34" (был запущен 6 апреля того же года) врезался в модуль "Спектр", что привело разгерметизации модуля. Трое находящихся в то время на "Мире" космонавтов не пострадали, успев вовремя задраить переходной люк.

Летом 1998 г. был поднят вопрос о завершении эксплуатации "Мира", впоследствии срок затопления комплекса переносился трижды. 16 июня 2000 г. экипаж 28-й экспедиции законсервировал и покинул станцию, она была переведена в беспилотный автоматический режим полета. Окончательное решение о затоплении станции было принято в декабре 2000 г.

23 марта 2001 г. российская космическая станция "Мир" была затоплена в Тихом океане - в несудоходной южной его части, близ острова Рождества. Операция по затоплению проходила полностью в автоматическом режиме и заняла около семи часов. Большая часть конструкции комплекса сгорела в плотных слоях атмосферы, оставшиеся фрагменты упали в океан.

Общее время полета "Мира" составило 15 лет, один месяц и четыре дня (5510 суток 8 часов 32 минуты). Станция совершила более 86 тыс. витков вокруг Земли и пролетела расстояние примерно 3,7 млрд км.

Вклад в создание МКС

Опыт строительства модульного орбитального комплекса и эксплуатации "Мира" был использован для создания Международной космической станции, которая с 1998 г. по настоящее время находится на околоземной орбите.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

У этого термина существуют и другие значения, см. Мир. Мир Эмблема Информация о полёте … Википедия

Обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория,… … Энциклопедия Кольера

космическая станция Мир-2 - планировалась до 1993 года в качестве следующего шага на пути развития российской национальной космической программы, а затем была поглощена Международной Космической Станцией, как и американская станция Фридом. Представляла собой дальнейшее… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Запрос «МКС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная космическая станция … Википедия

Международная космическая станция - Пилотируемый орбитальный многоцелевой космический исследовательский комплекс Международная космическая станция (МКС), созданная для проведения научных исследований в космосе. Строительство было начато в 1998 году и ведется при сотрудничестве… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Орбитальная станция (ОС) космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околоземной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и… … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

- «Мир 2» проект советской, а позже российской орбитальной станции четвёртого поколения. Исходное название «Салют 9». Был разработан в конце 1980 х начале 1990 х годов для замены станции «Мир» с частичной передачей с неё некоторых … Википедия

Книги

  • , <не указано>. Издание включает в себя разделы: - Десять важнейших терминов - Атмосфера Земли - Важнейшие даты освоения космоса - Добраться до Луны - Первый человек в космосе - Первый человек на…
  • Освоение космоса. Самая наглядная детская энциклопедия , Чупина Т. (ред.). Самая наглядная детская энциклопедия + 30 наклеек и викторина. . Десять важнейших терминов. Атмосфера Земли. Важнейшие даты освоения космоса. Добраться до Луны. Первый человек в космосе.…

Международная космическая станция - результат совместной работы специалистов целого ряда областей из шестнадцати стран мира (Россия, США, Канада, Япония, государства, входящие в Европейское содружество). Грандиозный проект, который в 2013 году отметил пятнадцатилетие начала своей реализации, воплощает в себе все достижения технической мысли современности. Внушительной частью материала о ближнем и дальнем космосе и некоторых земных явлениях и процессах ученых обеспечивает именно международная космическая станция. МКС, однако, строилась не за один день, ее созданию предшествовала почти тридцатилетняя история космонавтики.

Как все начиналось

Предшественниками МКС были Неоспоримое первенство в деле их создания занимали советские техники и инженеры. Работа над проектом «Алмаз» началась еще в конце 1964 года. Ученые трудились над пилотируемой орбитальной станцией, на которой могли бы находиться 2-3 космонавта. Предполагалось, что «Алмаз» прослужит в течение двух лет и все это время будет использоваться для исследований. По проекту, основной частью комплекса была ОПС - орбитальная пилотируемая станция. В ней размещались рабочие зоны членов экипажа, а также бытовой отсек. ОПС была оснащена двумя люками для выхода в открытый космос и сброса на Землю специальных капсул с информацией, а также пассивным узлом стыковки.

Эффективность работы станции во многом определяется ее энергетическими запасами. Разработчики «Алмаза» нашли способ многократно увеличить их. Доставкой космонавтов и различного груза на станцию занимались транспортные корабли снабжения (ТКС). Они, кроме всего прочего, были оснащены активной системой стыковки, мощным энергетическим ресурсом, великолепной системой регулирования движения. ТКС был способен на протяжении длительного времени снабжать станцию энергией, а также управлять всем комплексом. Все последующие аналогичные проекты, в том числе и международная космическая станция, создавались с применением такого же способа экономии ресурсов ОПС.

Первая

Соперничество с США заставляло советских ученых и инженеров работать как можно быстрее, поэтому в кратчайшие сроки была создана другая орбитальная станция - «Салют». Ее доставили в космос в апреле 1971 года. Основу станции составляет так называемый рабочий отсек, включающий два цилиндра, малый и большой. Внутри меньшего по диаметру располагался пункт управления, спальные места и зоны отдыха, хранения и принятия пищи. Больший цилиндр - вместилище научного оборудования, тренажеров, без которых не обходится ни один подобный полет, а также там располагалась душевая кабина и изолированный от остального помещения туалет.

Каждый следующий «Салют» чем-то отличался от предыдущего: оснащался новейшим оборудованием, имел конструктивные особенности, соответствовавшие развитию техники и знаний того времени. Эти орбитальные станции положили начало новой эры исследования космических и земных процессов. «Салюты» были базой, на которой проводились в большом количестве исследования в области медицины, физики, промышленности и сельского хозяйства. Трудно переоценить и опыт использования орбитальной станции, который был с успехом применен в процессе эксплуатации следующего пилотируемого комплекса.

«Мир»

Длительным был процесс накапливания опыта и знаний, результатом которого стала международная космическая станция. «Мир» - модульный пилотируемый комплекс - следующий его этап. На нем был опробован так называемый блочный принцип создания станции, когда в течение некоторого времени основная часть ее наращивает свою техническую и исследовательскую мощь за счет присоединяемых новых модулей. Его впоследствии «позаимствует» международная космическая станция. «Мир» стал образцом технического и инженерного мастерства нашей страны и фактически обеспечил ей одну из ведущих ролей в создании МКС.

Работы над сооружением станции начались в 1979 году, а на орбиту она была доставлена 20 февраля 1986-го. В течение всего времени существования «Мира» на нем проводились различные исследования. Необходимое оборудование доставлялось в составе дополнительных модулей. Станция «Мир» позволила ученым, инженерам и исследователям приобрести неоценимый опыт по использованию подобного масштаба. Кроме того, она стала местом мирного международного взаимодействия: в 1992 году между Россией и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в космосе. Реализовываться оно фактически начало в 1995 году, когда к станции «Мир» отправился американский «Шаттл».

Завершение полета

Станция «Мир» стала местом самых разных исследований. Здесь подвергались анализу, уточнялись и открывались данные в области биологии и астрофизики, космической техники и медицины, геофизики и биотехнологии.

Свое существование станция закончила в 2001 году. Причиной решения затопить ее стала выработка энергетического ресурса, а также некоторые аварии. Выдвигались различные версии спасения объекта, однако они не были приняты, и в марте 2001 года станция «Мир» была погружена в воды Тихого океана.

Создание международной космической станции: подготовительный этап

Идея создания МКС возникла еще в то время, когда мысли затопить «Мир» еще никому в голову не приходили. Косвенной причиной возникновения станции стал политический и финансовый кризис в нашей стране и экономические проблемы в США. Обе державы осознали свою неспособность в одиночку справится с задачей создания орбитальной станции. В начале девяностых было подписано соглашение о сотрудничестве, одним из пунктов которого являлась международная космическая станция. МКС как проект объединила не только Россию и США, но и, как уже отмечалось, еще четырнадцать стран. Одновременно с определением участников состоялось утверждение проекта МКС: станция будет состоять из двух интегрированных блоков, американского и российского, и укомплектовываться на орбите модульным способом аналогично «Миру».

«Заря»

Первая международная космическая станция начала свое существование на орбите в 1998 году. 20 ноября при помощи ракеты «Протон» был запущен функционально-грузовой блок российского производства «Заря». Он стал первым сегментом МКС. Конструктивно он был похож на некоторые из модулей станции «Мир». Интересно, что американская сторона предлагала строить МКС непосредственно на орбите, и только опыт российских коллег и пример «Мира» склонил их в сторону модульного метода.

Внутри «Заря» оснащена различными приборами и аппаратурой, стыковки, энергоснабжения, управления. Внушительная часть оборудования, в том числе топливные баки, радиаторы, камеры и панели солнечных батарей, размещаются на внешней части модуля. Все наружные элементы защищены от метеоритов специальными экранами.

Модуль за модулем

5 декабря 1998 года к «Заре» направился шаттл «Индевор» с американским стыковочным модулем «Юнити». Спустя два дня «Юнити» был пристыкован к «Заре». Далее международная космическая станция «обзавелась» служебным модулем «Звезда», изготовлением которого занимались также в России. «Звезда» представляла собой модернизированный базовый блок станции «Мир».

Стыковка нового модуля произошла 26 июля 2000 года. С этого момента «Звезда» взяла на себя управление МКС, а также всеми системами жизнеобеспечения, стало возможным постоянное пребывание команды космонавтов на станции.

Переход на пилотируемый режим

Первый экипаж международной космической станции был доставлен кораблем «Союз ТМ-31» 2 ноября 2000 года. В его состав вошли В. Шеперд - командир экспедиции, Ю. Гидзенко - пилот, - бортинженер. С этого момента начался новый этап эксплуатации станции: она перешла в пилотируемый режим.

Состав второй экспедиции: Джеймс Восс и Сьюзан Хэлмс. Она сменила первый экипаж в начале марта 2001 года.

и земных явлений

Международная космическая станция - место проведения разнообразных Задача каждого экипажа заключается в том числе и в сборе данных о некоторых космических процессах, изучении свойств определенных веществ в условиях невесомости и так далее. Научные исследования, которые проводятся на МКС, можно представить в виде обобщенного списка:

  • наблюдение за различными удаленными объектами космоса;
  • исследование космических лучей;
  • наблюдение за Землей, в том числе изучение атмосферных явлений;
  • исследование особенностей физических и биопроцессов в условиях невесомости;
  • испытания новых материалов и технологий в условиях открытого космоса;
  • медицинские исследования, в том числе создание новых лекарств, опробование диагностических методов в условиях невесомости;
  • производство полупроводниковых материалов.

Будущее

Как и любой другой объект, подвергающийся столь большой нагрузке и столь интенсивно эксплуатируемый, МКС рано или поздно перестанет функционировать на необходимом уровне. Первоначально предполагалось, что ее «срок годности» закончится в 2016 году, то есть станции отводилось всего 15 лет. Однако уже с первых месяцев ее эксплуатации стали звучать предположения, что срок этот несколько преуменьшен. Сегодня высказываются надежды, что международная космическая станция будет работать до 2020 года. Затем, вероятно, ее ждет та же участь, что и станцию «Мир»: МКС затопят в водах Тихого океана.

Сегодня же международная космическая станция, фото которой представлены в статье, с успехом продолжает кружить по орбите вокруг нашей планеты. Периодически в СМИ можно встретить упоминания о новых исследованиях, проделанных на борту станции. МКС является и единственным объектом космического туризма: только на конец 2012 года ее посетили восемь космонавтов-любителей.

Можно предположить, что подобный вид развлечений будет только набирать силу, поскольку Земля из космоса - вид завораживающий. И никакая фотография не идет в сравнение с возможностью лицезреть подобную красоту из иллюминатора международной космической станции.

20 февраля 1986 года был выведен на орбиту первый модуль станции Мир, ставшей на долгие годы символом советского, а затем и российского освоения Космоса. Уже более десяти лет ее не существует, но память о ней останется в истории. И сегодня мы расскажем про самые знаменательные факты и события, касающиеся орбитальной станции «Мир».

Базовый блок

Базовый блок ББ - первый компонент космической станции «Мир». Был собран в апреле 1985 года, с 12 мая 1985 года подвергался многочисленным испытаниям на монтажном стенде. В результате блок был существенно доработан, особенно его бортовая кабельная система.
На смену еще летавшей ОКС “Салют-7” был выведен на орбиту ракетой-носителем “Протон” ББ десятой ОКС “Мир” (ДОС-7) 20 февраля 1986 г. Этот "фундамент" станции по габаритам и облику подобен орбитальным станциям серии "Салют", так как основан на базе проектов Салют-6 и Салют-7. В то же время, имелось немало кардинальных отличий, к которым относились более мощные солнечные батареи и передовые, на тот момент, компьютеры.
Основу составлял герметичный рабочий отсек с центральным постом управления и средствами связи. Комфорт для экипажа обеспечивался двумя индивидуальными каютами и общей кают-компанией с рабочим столом, устройствами для подогрева воды и пищи. Рядом размещалась беговая дорожка и велоэргометр. В стенку корпуса вмонтировалась портативная шлюзовая камера. На наружной поверхности рабочего отсека размещались 2 поворотные панели солнечных батарей и неподвижная третья, смонтированная космонавтами в ходе полета. Перед рабочим отсеком - герметичный переходный отсек, способный служить шлюзом для выхода в открытый космос. Он имел пять стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями. За рабочим отсеком - негерметичный агрегатный отсек. В нем - двигательная установка с топливными баками. Посередине отсека - герметичная переходная камера, оканчивающаяся стыковочным узлом, к которому в ходе полета был подсоединен модуль "Квант".
Базовый модуль имел два двигателя, расположенных в кормовой части, которые были разработаны специально для орбитальных маневров. Каждый двигатель был способен к толчку 300 кг. Однако, после прибытия на станцию модуля Квант-1, оба двигателя не могли полноценно функционировать, так как кормовой порт был занят. Снаружи агрегатного отсека на поворотной штанге находилась остронаправленная антенна, обеспечивающая связь через спутник-ретранслятор, находящийся на геостационарной орбите.
Главной целью Базового модуля было обеспечение условий для жизнедеятельности космонавтов на борту станции. Космонавты могли просматривать кинофильмы, которые доставлялись на станцию, читать книги - на станции была обширная библиотека

"Квант-1"

Весной 1987 года на орбиту был выведен модуль "Квант-1". Он стал своего рода космическим вокзалом «Мира». Стыковка с «Квантом» стала для «Мира» одной из первых внештатных ситуаций. Для того, чтобы надежно прикрепить «Квант» к комплексу, космонавтам пришлось совершить незапланированный выход в открытый космос. Конструктивно модуль представлял собой единый гермоотсек с двумя люками, один из которых является рабочим портом для приема транспортных кораблей. Вокруг него распологался комплекс астрофизических приборов, преимущественно для исследования недоступных наблюдениям с Земли рентгеновских источников. На наружной поверхности космонавты смонтировалы два узла крепления поворотных многоразовых солнечных батарей, а также рабочая площадка, на которой веделся монтаж крупногабаритных ферм. На конце одной из них размещалась выносная двигательная установка (ВДУ).

Основные параметры модуля Квант таковы:
Масса, кг 11050
Длина, м 5.8
Максимальный диаметр, м 4.15
Объем, находящийся под атмосферным давлением, куб. м 40
Площадь солнечных батарей, кв. м 1
Выходная мощность, кВт 6

Модуль Квант-1 разделялся на два отдела: лабораторию, заполненную воздухом, и оборудование, помещeнное в негерметичном безвоздушном пространстве. Лабораторное помещение, в свою очередь, делилось на отсек для приборов и на жилой отсек, которые разделены внутренней перегородкой. Лабораторный отсек соединялся с помещениями станции через шлюзовую камеру. В отделе, не запоненном воздухом, распологались стабилизаторы напряжения. Космонавт может контролировать наблюдения из помещения внутри модуля, заполненного воздухом при атмосферном давлении. Этот 11-тонный модуль содержал астрофизические инструменты, систему поддержания жизнеобеспечения и оборудование контроля за высотой. Квант также позволял проводить биотехнологические эксперименты в области ативирусных препаратов и фракций.

Комплекс научной аппаратуры обсерватории "Рентген" управлялся командами с Земли, однако режим работы научных приборов определялся особенностями функционирования станции "Мир". Околоземная орбита станции являлась низкоапогейной (высота над земной поверхностью около 400 км) и практически круговой, с периодом обращения 92 минуты. Плоскость орбиты наклонена к экватору примерно на 52°, поэтому дважды за период станция проходила через радиационные пояса - высокоширотные области, где магнитным полем Земли удерживаются заряженные частицы с энергиями, достаточными для регистрации чувствительными детекторами приборов обсерватории. Из-за создаваемого ими высокого фона во время прохождения радиационных поясов комплекс научных приборов всегда отключался.

Другой особенностью являлось жесткое соединение модуля "Квант" с остальными блоками комплекса "Мир" (астрофизические приборы модуля направлены в сторону оси -Y). Поэтому наведение научных приборов на источники космического излучения осуществлялось путем разворота всей станции, как правило, с помощью электромеханических гиродинов (гироскопов). Однако сама станция должна быть определенным образом ориентирована по отношению к Солнцу (обычно поддерживается положение осью -X в сторону Солнца, иногда - осью +X), иначе снизится выработка энергии солнечными батареями. Кроме того, развороты станции на большие углы приводили к нерациональному расходу рабочего тела, особенно в последние годы, когда пристыкованные к станции модули придали ей значительные моменты инерции из-за 10-метровой длины при кресто-образной конфигурации.

В марте 1988 г. вышел из строя звездный датчик телескопа ТТМ, в результате чего перестала поступать информация о наведении астрофизических приборов во время наблюдений. Однако на работу обсерватории эта поломка существенно не повлияла, так как проблему с наведением удалось решить без замены датчика. Поскольку все четыре прибора жестко связаны между собой, то эффективность спектрометров ГЕКСЕ, ПУЛЬСАР Х-1 и ГСПС стали вычислять по расположению источника в поле зрения телескопа ТТМ. Математическое обеспечение для построения изображения и спектров этого прибора подготовили молодые ученые, ныне доктора физ.-мат. наук М.Р.Гильфанрв и Е.М.Чуразов. После запуска спутника "Гранат" в декабре 1989 года эстафету успешной работы с прибором ТТМ приняли К.Н. Бороздин (ныне - канд. физ.-мат. наук) и его группа. Совместная работа "Граната" и "Кванта" позволила существенно повысить эффективность астрофизических исследований, поскольку научные задачи обеих миссий определялись отделом Астрофизики высоких энергий.
В ноябре 1989 г. работа модуля "Квант" была временно прервана на период изменения конфигурации станции "Мир", когда к ней с интервалом в полгода были последовательно подстыкованы два дополнительных модуля: "Квант-2" и "Кристалл". С конца 1990 г. регулярные наблюдения обсерватории "Рентген" были возобновлены, однако ввиду увеличения объема работ на станции и более жестких ограничений на ее ориентацию среднегодовое количество сеансов после 1990 г. значительно сократилось и более 2 сеансов подряд не проводилось, тогда как в 1988 - 1989 годах за сутки иногда организовывалось до 8-10 сеансов.
3-й модуль (дооснащения, “Квант-2”) был выведен на орбиту РН “Протон” 26 ноября 1989 г. 13:01:41 (UTC) с космодрома Байконур, со стартового комплекса №200Л. Этот блок называют также модулем дооснащения, в нем сосредоточено значительное количество оборудования, необходимого для систем жизнеобеспечения станции и создания дополнительного комфорта ее обитателям. Шлюзовой отсек используется как хранилище скафандров и в качестве ангара для автономного средства перемещения космонавта.

КА выведен на орбиту с параметрами:

период обращения - 89,3 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 221 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 339 км.

6 декабря был пристыкован к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока, затем с помощью манипулятора модуль был переведен на боковой стыковочный агрегат переходного отсека.
Предназначался для для дооснащения станции "Мир" системами жизнеобеспечения космонавтов и повышения энерговооруженности орбитального комплекса. На модуле были установлены системы управления движением с использованием силовых гироскопов, системы электропитания, новые установки для получения кислорода и регенерации воды, приборы бытового назначения, дооснащения станции научной аппаратурой, оборудованием и обеспечения выходов экипажа в открытый космос, а также для проведения разнообразных научных исследований и экспериментов. Модуль состоял из трёх герметичных отсеков: приборно-грузового, приборно-научного и шлюзового специального с открываемым наружу выходным люком диаметром 1000 мм.
Модуль имел один активный стыковочный агрегат, установленный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Модуль "Квант-2" и все последующие модули осуществляли стыковку к осевому стыковочному агрегату переходного отсека базового блока (ось -X), затем с помощью манипулятора модуль переводился на боковой стыковочный агрегат переходного отсека. Штатное положение модуля "Квант-2" в составе станции "Мир" - ось Y.

:
Регистрационный номер 1989-093A / 20335
Дата и время старта (всемирное время) 13ч.01м.41с. 26.11.1989
Ракета-носитель Протон-К Масса корабля (кг) 19050
Модуль также предназначен для проведения биологических исследований.

Источник:

Модуль “Кристалл”

4-й модуль (стыковочно-технологический, “Кристалл”) был запущен 31 мая 1990 года в 10:33:20 (UTC) с космодрома Байконур, стартовый комплекс №200Л, ракетой-носителем "Протон 8К82К" с разгонным блоком "ДМ2". В модуле размещалось преимущественно научное и технологическое оборудование для исследования процессов получения новых материалов в условиях невесомости (микрогравитации). Кроме того, установлены два узла андрогинно-периферийного типа, один их которых соединен со стыковочным отсеком, а другой - свободен. На наружной поверхности - две поворотные солнечные многоразовые батареи (обе будут перенесены на модуль "Квант").
КА типа "ЦМ-Т 77КСТ", сер. №17201 выведен на орбиту с параметрами:
наклонение орбиты - 51,6 град.;
период обращения - 92,4 мин.;
минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 388 км;
максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 397 км
10 июня 1990 года со второй попытки "Кристалл" был состыкован с "Миром" (первая попытка не удалась из-за отказа одного из двигателей ориентации модуля). Стыковка, как и ранее, была проведена к осевому узлу переходного отсека, после чего собственным манипулятором модуль был переведен на один из боковых узлов.
В ходе работ по программе "Мир - Шаттл" данный модуль, имеющий периферийный агрегат стыковки типа АПАС, снова с помощью манипулятора перемещался на осевой узел, а с его корпуса снимались панели солнечных батарей.
К "Кристаллу" должны были стыковаться советские космические челноки семейства "Буран", но работы над ними к тому времени уже были практически свернуты.
Модуль "Кристалл" предназначался для отработки новых технологий, получения в условиях невесомости конструкционных материалов, полупроводников и биопрепаратов с улучшенными свойствами. Андрогинный стыковочный узел на модуле "Кристалл" предназначался для стыковки с многоразовыми кораблями типа "Буран" и "Шаттл", оснащёнными андрогинно-периферийными стыковочными агрегатами. В июне 1995 года он был использован для стыковки с американским кораблем "Атлантис". Стыковочно-технологический модуль "Кристалл" представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, панели батарей с автономной ориентацией на солнце, а также различные антенны и датчики. Модуль также использовался в качестве грузового корабля снабжения для доставки на орбиту топлива, расходных материалов и оборудования.
Модуль состоял из двух герметичных отсеков: приборно-грузового и переходно-стыковочного. Модуль имел три стыковочных агрегата: осевой активный - на приборно-грузовом отсеке и два андрогинно-периферийного типа - на переходно-стыковочном отсеке (осевой и боковой). Модуль "Кристалл" до 27.05.1995 находился на боковом стыковочном агрегате, предназначенном для модуля "Спектр" (ось -Y). Затем он был переведён на осевой стыковочный агрегат (ось -X) и 30.05.1995 переставлен на своё штатное место (ось -Z). 10.06.1995 вновь переведён на осевой агрегат (ось -X) для обеспечения стыковки с американским кораблём "Атлантис" STS-71, 17.07.1995 возвращён на штатное место (ось -Z).

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1990-048A / 20635
Дата и время старта (всемирное время) 10ч.33м.20с. 31.05.1990
Место старта Байконур, площадка 200Л
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 18720

Модуль “Спектр”

5-й модуль (геофизический, “Спектр”) был запущен 20 мая 1995 года. Аппаратура модуля позволяла вести экологический мониторинг атмосферы, океана, земной поверхности, медико-биологические исследования и др. Для вынесения экспериментальных образцов на наружную поверхность была запланирована установка копирующего манипулятора "Пеликан", работающего совместно со шлюзовой камерой. На поверхности модуля были установлены 4 поворотные солнечные батареи.
"СПЕКТР", исследовательский модуль, представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, четыре панели батерей с автономной ориентацией на солнце, антенны и датчики.
Изготовление модуля, начатое в 1987 году, было практически закончено (без установки аппаратуры, предназначенной для программ Министерства Обороны) к концу 1991 года. Однако, с марта 1992 года из-за начавшегося кризиса в экономике модуль оказался "законсервированным".
Для окончания работ по "Спектру" в середине 1993 года ГКНПЦ имени М.В. Хруничева и РКК "Энергия" имени С.П. Королева вышли с предложением о переоснащении модуля и обратились для этого к своим зарубежным партнерам. В результате переговоров с NASA быстро было принято решение об установке на модуль американского медицинского оборудования, используемого в программе "Мир-Шаттл", а также его дооснащении второй парой солнечных батарей. При этом, по условиям контракта доработка, подготовка и запуск "Спектра" должны были быть выполнены до первой стыковки "Мира" и "Шаттла" летом 1995 года.
Жесткие сроки потребовали от специалистов ГКНПЦ имени М.В.Хруничева напряженной работы по коррекции конструкторской документации, изготовлению батарей и проставки для их размещения, проведению необходимых прочностных испытаний, монтажу аппаратуры США и повторению комплексных проверок модуля. Параллельно специалисты РКК "Энергия" готовили на Байконуре новое рабочее место в МИКе орбитального корабля "Буран" на площадке 254.
26 мая с первой попытки он был состыкован с "Миром", а затем, аналогично "предшественникам", переведен с осевого на боковой узел, освобожденный для него "Кристаллом".
Модуль "Спектр" предназначался для проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований по совместным российско-американским программам "Мир-Шаттл" и "Мир-НАСА", для оснащения станции дополнительными источниками электроэнергии.
Дополнительно к перечисленным задачам модуль "Спектр" был использован в качестве грузового корабля снабжения и доставил на орбитальный комплекс "Мир" запасы топлива, расходуемые материалы и дополнительное оборудование. Модуль состоял из двух отсеков: герметичного приборно-грузового и негерметичного, на котором были установлены две основные и две дополнительные солнечные батареи и приборы научной аппаратуры. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси на приборно-грузовом отсеке. Штатное положение модуля "Спектр" в составе станции "Мир" - ось -Y. 25 июня 1997 года в результате столкновения с грузовым кораблем "Прогресс М-34" модуль "Спектр" был разгерметизирован и, практически, "выключен" из работы комплекса. Беспилотный корабль "Прогресс" сбился с курса и врезался в модуль "Спектр". Станция потеряла герметичность, были частично разрушены солнечные батареи "Спектра". Команде удалось герметизировать "Спектр", закрыв ведущий в него люк до того, как давление на станции снизилось до критически низкого. Внутренний объем модуля был изолирован от жилого отсека.

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1995-024A / 23579
Дата и время старта (всемирное время) 03ч.33м.22с. 20.05.1995
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 17840

Стыковочный модуль

6-й модуль (стыковочный) был пристыкован 15 ноября 1995 г. Этот сравнительно небольшой модуль создан специально для стыковки корабля "Атлантис", и доставлен на "Мир" американским "Спейс шаттлом".
Стыковочный отсек (СО) (316ГК) - предназначался для обеспечения стыковки МТКС серии «Шаттл» с ОК «Мир». СО представлял собой цилиндрическую конструкцию диаметром около 2.9 м и длиной около 5 м и был оснащен системами, которые позволяли обеспечивать работы экипажа и контролировать его состояние, в частности: системами обеспечения температурного режима, телевидения, телеметрии, автоматики, освещения. Пространство внутри СО позволяло работать экипажу и размещать оборудование в процессе доставки СО на ОК «Мир». На поверхности СО были закреплены дополнительные солнечные батареи, которые после стыковки его с ОК «Мир» были перенесены экипажем на модуль «Квант», средства захвата СО манипулятором МТКС серии «Шаттл», средства обеспечения стыковки. СО был доставлен на орбиту МТКС «Атлантис» (STS-74) и с помощью собственного манипулятора и осевого андрогинно периферийного агрегата стыковки (АПАС-2) был подстыкован к стыковочному агрегату на шлюзовой камере МТКС «Атлантис», а затем, последний, вместе со СО пристыковывался к стыковочному агрегату модуля «Кристалл» (ось «-Z») с помощью андрогинного периферийного агрегата стыковки (АПАС-1). СО 316ГК как бы удлинял модуль «Кристалл», что позволяло стыковаться американским МТКС серии с ОК «Мир» без перестыковки модуля «Кристалл» на осевой стыковочный агрегат базового блока (ось «-Х»). электропитание всех систем СО обеспечивалось от ОК «Мир» через разъемы в узле АПАС-1.

Модуль “Природа”

7-й модуль (научный, “Природа”) был выведен на орбиту 23 апреля 1996 г. и пристыкован 26 апреля 1996 г. В этом блоке сконцентрированы приборы высокоточного наблюдения за земной поверхностью в различных диапазонах спектра. В состав модуля было включено также около тонны американского оборудования для изучения поведения человека в длительном космическом полете.
Запуск модуля "Природа" завершил сборку ОК "Мир".
Модуль "Природа" предназначался для проведение научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и верхних слоях земной атмосферы.
Модуль состоял из одного герметичного приборно-грузового отсека. Модуль имел один активный стыковочный агрегат, расположенный по его продольной оси. Штатное положение модуля "Природа" в составе станции "Мир" - ось Z.
На борту модуля "Природа" было установлено оборудование для исследований Земли из космоса и экспериментов в области материаловедения. Главное его отличие от других "кубиков", из которых строили "Мир" - в том, что "Природа" не была оборудована собственными солнечными батареями. Исследовательский модуль "Природа" представлял собой единый герметичный отсек большого объема с оборудованием. На его внешней поверхности размещались агрегаты ДУ, топливные баки, антенны и датчики. Он не имел солнечных батарей и использовалт 168 литиевых источников тока, установленных внутри.
В ходе своего создания модуль "Природа" также претерпел значительные изменения, особенно в оснащении. На него установили приборы ряда зарубежных стран, что по условиям ряда заключенных контрактов достаточно жестко ограничило сроки его подготовки и запуска.
В начале 1996 года модуль "Природа" поступил на площадку 254 космодрома Байконур. Его интенсивная четырехмесячная предстартовая подготовка проходила не просто. Особенно сложной была работа по поиску и устранению негерметичности одной из литиевых батарей модуля, способной выделять очень вредные газы (сернистый ангидрид и хлористый водород). Был также и ряд других замечаний. Все их устранили и 23 апреля 1996 года с помощью "Протона-К" модуль был успешно выведен на орбиту.
Перед стыковкой с комплексом "Мир" в системе энергопитания модуля произошел отказ, лишивший его половины запаса электроэнергии. Невозможность подзарядки бортовых батарей из-за отсутствия солнечных панелей существенно осложнила стыковку, дав на ее выполнение только один шанс. Тем не менее, 26 апреля 1996 года с первой попытки модуль был успешно состыкован с комплексом и после перестыковки занял последний свободный боковой узел на переходном отсеке базового блока.
После пристыковки модуля "Природа" орбитальный комплекс "Мир" обрел полную конфигурацию. Его формирование, конечно, двигалось медленнее, чем хотелось (запуски базового блока и пятого модуля разделяет почти 10 лет). Но все это время на борту шла интенсивная работа в пилотируемом режиме, а сам "Мир" планомерно "дооснащался" более "мелкими" элементами - фермами, дополнительными батареями, выносными ДУ и различными научными приборами, доставку которых успешно обеспечивали грузовые корабли типа "Прогресс".

Краткие характеристики модуля
Регистрационный номер 1996-023A / 23848
Дата и время старта (всемирное время) 11ч.48м.50с. 23.04.1996
Место старта Байконур, площадка 81Л
Ракета-носитель Протон-К
Масса корабля (кг) 18630

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.