История президентских выборов во Франции. Справка. Новым президентом франции стал эмманюэль макрон

Главой государства является Президент , избираемый на основе всеобщих прямых выборов при тайном голосовании (ст. 6 Конституции). После внесенных в 2000 г. изменений в Конституцию срок полномочий Президента составляет пять лет. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух сроков подряд.

Президентом страны может быть гражданин Франции, не лишенный избирательных прав и обладающий пассивным избирательным правом при выборах в центральные представительные органы власти. Кандидатом на пост Президента может быть гражданин Франции, достигший 35 лет, поскольку именно с этого возраста он обладает возможностью избираться во все центральные представительные органы власти. Для регистрации кандидатуры на пост Президента необходимо собрать подписи 500 государственных служащих (префектов, супрефектов и т.п.) в 30 департаментах. Кандидат должен внести избирательный залог, размер которого до введения евро составлял 10 тыс. франков.

Выборы Президента проводятся по смешанной мажоритарной системе в два тура. В первом туре используется мажоритарная система абсолютного большинства, во втором туре - относительного большинства, причем во втором туре участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Второй тур проводится через неделю после первого.

Вновь избранный Президент вступает в должность через две недели после выборов.

Детально расписана процедура вступления Президента в должность. Вновь избранный Президент отправляется на церемонию с прежнего места работы. При подъезде к Елисейскому дворцу к его автомобилю и машине сопровождения присоединяется эскорт мотоциклистов. Затем избранник народа пешком пересекает двор и поднимается по лестнице парадного подъезда. Наверху его встречает прежний хозяин.

Председатель Конституционного совета оглашает результаты выборов. Президент приносит присягу и выступает с краткой речью, приветствует национальный флаг, проводит смотр почетного караула республиканской гвардии. Затем Великий канцлер Почетного легиона вручает ему Большой крест и Большую цепь и объявляет Президента “великим мэтром национального ордена Почетного легиона”.

После этого Президент встречается со своим предшественником наедине, происходит передача власти и секретов использования ядерных сил страны. Далее следует 21 залп артиллерийских орудий, обед с председателями палат парламента, и завершает процедуру проезд в сопровождении эскорта по Елисейским полям, где нового Президента приветствует народ.

По случаю вступления в должность Президента традиционно объявляется амнистия по всем нарушениям, связанным с использованием автотранспорта.


Президентами Пятой республики были: Шарль де Голль (1959-1969 гг.); Жорж Помпиду (1969-1974 гг.); Валери Жискар д"Эстен (1974-1981 гг.); Франсуа Миттеран (1981-1995 гг.); Жак Ширак (1995-2007 гг.); Николя Саркози (с 2007 г.).

Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боска (или просто Сарко) стал 23-м Президентом за всю историю существования Франции и шестым Президентом Пятой республики.

Он, возможно, второй в истории Франции после Наполеона лидер нефранцузского происхождения. Родился Саркози в 1955 г. в Париже. Его отец Пал Саркози Надь-Боска происходил из дворянской семьи, которая в 1944 г. бежала на Запад из Венгрии после прихода туда Красной Армии. Мать - дочь француженки и принявшего католицизм еврея из Греции.

Согласно Конституции Президент Франции - гарант Конституции, обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5). Он является также гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения международных договоров.

Полномочия Президента Франции могут быть сведены в несколько групп.

1) Первую группу составляют полномочия в сфере законотворчества. Президент промульгирует законы, принимаемые парламентом (В литературных источниках нередко используется термин “промульгация ”. Промульгация означает, что глава государства своим актом вводит в действие соответствующий акт парламента. Президенту Франции предоставляется 15 дней, чтобы подписать и обнародовать закон. В течение этого срока Президент может вернуть закон на повторное обсуждение. В случае повторного принятия данного закона парламентом простым большинством голосов закон считается принятым и подлежит подписанию и опубликованию. Тем самым Президент не то чтобы отклоняет закон, а просто увеличивает продолжительность его рассмотрения в парламенте. Вето Президента носит еще и выборочный характер, т.е. Президент может отклонить не весь закон, а только его часть - отдельные статьи, которые вновь рассматриваются парламентом.

Президент вправе выступать на совместных заседаниях палат с изложением своей программы. Кроме того, он вправе выступать на заседаниях парламента, созванного в качестве Конгресса (ст. 18 Конституции).

Кроме того, непосредственно в сфере нормотворчества президент обладает и такими полномочиями, как издание указов, декретов. Он также подписывает ордонансы - специфические акты, принимаемые в форме делегированного законодательства Правительством. Сам Президент формально не обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется им через Правительство или депутатов своей партии.

2) Вторую группу полномочий составляют полномочия в сфере государственного строительства, т.е. связанные с формированием органов власти или назначением должностных лиц.

Президент может распустить Национальное собрание - нижнюю палату парламента после согласования этого вопроса с председателями палат и с Премьер-министром (ст. 12 Конституции).

Президент самостоятельно назначает Премьер-министра. Для такого назначения не требуется согласия парламента (как, например, в России), но суть системы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти во Франции состоит в том, что правительство должно пользоваться доверием парламента. Поэтому Президент назначает на пост Премьер-министра того человека, который пользуется поддержкой парламента, и проводит предварительные консультации с председателями палат и руководителями политических групп. После переговоров с ними Президент и назначает Премьер-министра.

Будучи назначенным на должность, Премьер-министр представляет Президенту кандидатуры министров для их назначения. Президент назначает на высшие гражданские и военные должности, аккредитует послов, выполняет иные полномочия в сфере исполнительной власти.

Помимо права формирования Правительства Президент обладает полномочием самостоятельного назначения ряда должностных лиц, включая государственных советников, послов, префектов и др. Однако в последнее время это полномочие Президента ограничено. Новая редакция Конституции предусматривает, что органический закон устанавливает, какие должностные лица с учетом значения для защиты основных свобод или экономических и социальных основ нации могут назначаться Президентом по совету членов соответствующих постоянных комитетов каждой из палат. Если не менее чем три пятых членов обоих комитетов возражают против назначения, оно не производится (абз. 5 ст. 13).

Президент Франции имеет также полномочия чрезвычайного характера. Как установлено Конституцией, “когда институты республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказывается под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных государственных властей прекращено, Президент Республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с Премьер-министром, председателями палат, а также с Конституционным советом” (ст. 16). Следует отметить, что эта достаточно “размытая” формулировка позволяет Президенту принимать довольно жесткие меры, не всегда диктуемые обстоятельствами. В то же время положение о необходимости согласования действий Президента с Конституционным советом представляет собой определенную гарантию конституционности.

В соответствии с внесенными в 2007 г . в Конституцию поправками Президент обладает неприкосновенностью, т.е. он в период исполнения полномочий Президента и еще в течение одного месяца после прекращения этих полномочий не может быть подвергнут никаким мерам процессуального характера, за исключением юрисдикционных полномочий Международного уголовного суда (ст. 53-2 Конституции) и оснований, предусмотренных ст. 68 Конституции. Согласно этой статье Президент может быть отрешен от должности в случае совершения им правонарушения, явно несовместимого с осуществлением функций Президента. Решение об отрешении от должности принимает парламент, действующий как Высокая палата правосудия. Решение принимается большинством в две трети голосов.

Следует отметить, что уже нарабатывается практика судебного иммунитета Президента .

Для обеспечения исполнения конституционных полномочий Президента при нем создается аппарат, представляющий собой две самостоятельные структуры - это военный дом и гражданский дом. В гражданском доме сосредоточены советники по иностранным делам, вопросам внутренней политики, торговле, промышленному развитию, энергетике и т.д. В состав военного дома входят высшие должностные лица и советники по вопросам обороны и национальной безопасности.

Важную роль в определении политики государства играет Совет обороны, в состав которого входят 15 членов: помимо Президента и Премьер-министра - министры обороны, иностранных дел, экономики и финансов, внутренних дел, начальник генштаба, руководители родов войск. Этот институт - самый засекреченный из всех структур власти в Пятой республике. По итогам заседаний Совета обороны сообщения, как правило, не публикуются.

Еще одно важное полномочие Президента - только он имеет право отдать приказ об использовании ядерной мощи Франции - таково положение декрета от 14 января 1964 г.

Президент Франции несет ответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей, только в случае государственной измены. Обвинение выдвигается обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решение абсолютным большинством голосов своих членов. Дело по обвинению рассматривается Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов, избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Палата на своем заседании избирает председателя. Порядок деятельности Высокой палаты правосудия определяется органическим законом (ст. 67 Конституции).

Резиденцией французского Президента является Елисейский дворец.

В 2007 г. парламент Франции принял решение о повышении более чем в три раза должностного оклада Президента Республики. Теперь Президент получает 228 тыс. евро в год.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.

Президент является основным гарантом национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров.

Выборы президента проводятся не позднее, чем за 20 и не ранее, чем за 35 дней до истечения полномочий действующего президента. Выборы проводятся по объявлению правительства.

На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии.
Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК). УИК образуются из должностных лиц коммуны и назначаемых ими лиц.

Избирательные участки открыты по всей Франции с 8 до 19 часов , некоторые муниципалитеты могут открыть избирательные участки раньше или закрыть позднее — в 20 часов.

Президент Республики избирается абсолютным большинством голосов . Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то через две недели проводится второй тур голосования, куда проходят два кандидата, набравшие максимальное количество голосов. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ПАРИЖ, 7 мая. /Корр. ТАСС Иван Батырев/. Миллионы французов идут в эти часы на избирательные участки, чтобы проголосовать во втором туре президентских выборов. От их решения зависит, кто из двух кандидатов - лидер движения "На марше" Эмманюэль Макрон или председатель "Национального фронта" Марин Ле Пен - одержит верх в борьбе за Елисейский дворец и станет 25-м по счету президентом Французской Республики.

Президентская пятилетка

Президент Франции избирается сроком на пять лет. Первоначально продолжительность президентских полномочий составляла семь лет с правом единожды переизбираться на второй срок, однако после общенационального референдума 2000 года он был сокращен до пяти лет.

Первым французским лидером, избранным на такой временной отрезок, в 2002 году стал Жак Ширак, для которого этот президентский срок стал вторым. Тогда же были синхронизированы сроки полномочий президента и парламента, которые теперь избираются практически одновременно, что фактически исключало до сегодняшнего дня повторение ситуации "сосуществования".

Нынешние выборы президента - одиннадцатые в истории Франции, и во многих отношениях эта кампания уже стала исторической. Так, впервые действующий президент - Франсуа Олланд - отказался от участия в борьбе за второй президентский мандат, приняв во внимание крайне низкий рейтинг по итогам пятилетнего правления. До него президентские выборы проходили без избранного главы государства лишь однажды - в 1974 году, после скоропостижной кончины тогдашнего президента Жоржа Помпиду. Еще дважды действующие главы государств проигрывали борьбу за возможность переизбрания - в 1981 году Валери Жискар-д"Эстен уступил Франсуа Миттерану, а в 2012 году Николя Саркози проиграл во втором туре Франсуа Олланду.

Кроме того, второй тур нынешних выборов уникален и тем, что участие в нем принимают сразу два "внесистемных кандидата". Представитель правящей Социалистической партии Бенуа Амон, завоевавший право участия в выборах по итогам внутрипартийных праймериз, в итоге сошел с дистанции еще в первом туре, заняв лишь пятое место с результатом 6,36%.

Франсуа Фийон, кандидат от правоцентристской партии "Республиканцы" - еще одной системообразующей политической силы во Франции - также не смог пробиться во второй тур, хотя и получил достаточно весомую поддержку избирателей, несмотря на скандалы, сопровождавшие его предвыборную кампанию. В упорной борьбе он в итоге занял третью строчку, набрав 20% голосов и уступив право участия во втором раунде Ле Пен, за которую проголосовали 21,3% избирателей. Таким образом, впервые в истории Франции второй тур президентских выборов проходит без участия кандидата от правоцентристов.

Глава государства

Широкие полномочия президента были прописаны во французской конституции в 1958 году, что стало точкой отсчета Пятой республики, учрежденной в стране в разгар Алжирского кризиса. Она пришла на смену Четвертой республике с парламентским устройством, установленной во Франции после освобождения во Второй мировой войне и отличавшейся хронической внутриполитической нестабильностью.

Прямые президентские выборы путем всеобщего голосования во Франции были введены по инициативе генерала Шарля де Голля по итогам референдума, состоявшегося в 1962 году. С тех пор Франция является одной из немногих западноевропейских стран со смешанной - президентско-парламентской - формой правления.

Согласно основному закону, президент назначает премьер-министра, поручая тому формирование правительства, председательствует на еженедельных заседаниях Совета министров, обнародует принятые парламентом законы, имеет право издавать собственные указы и созывать чрезвычайные сессии парламента. Он также является гарантом конституции и гарантом независимости судебной власти. Кроме того, глава французского государства, по исторической традиции, вместе с испанским епископом Урхельским является князем-соправителем Андорры.

Глава армии и дипломатии

Помимо весомой власти внутри страны французский президент имеет широкие полномочия в области внешней политики. Глава государства представляет Францию на международных встречах на высшем уровне и определяет внешнеполитический курс дипломатии.

Одновременно первое лицо республики является и верховным главнокомандующим вооруженными силами Франции. Именно президент отвечает за принятие решений о начале зарубежных военных операций французскими войсками, а также хранит одну из главных государственных тайн страны, являющейся одной из немногочисленных ядерных держав в мире, - коды доступа к системам запуска ракет сил ядерного сдерживания.

Выбор вектора развития французской внешней политики и вооруженных сил - одна из ключевых тем нынешней кампании, и ведущие кандидаты занимают по этим вопросам диаметрально противоположные точки зрения, в связи с чем от нынешнего выбора французов во многом будет зависеть и дальнейший ход европейской и мировой истории. Так, Ле Пен в качестве едва ли не основного предвыборного обещания выдвинула незамедлительное закрытие национальных границ Франции, де-факто означающее приостановку действия Шенгенских соглашений.

В случае победы она также намерена сразу начать переговоры с Брюсселем о пересмотре отношений между Францией и ЕС в пользу расширения государственного суверенитета, по итогам которых в стране должен состояться референдум о дальнейшем пребывании в союзе. Армии же Ле Пен пообещала существенное усиление материального довольствия и численного состава, а также подтвердила намерение построить для ВМС Франции новый атомный авианосец.

Ее соперник Макрон, считающийся фаворитом второго тура выборов, напротив, желает продолжать следовать евроатлантическим курсом, во многом ориентируясь на ЕС и США, с которыми Францию связывают исторические партнерские связи. В одном из последних выступлений перед выборами он, в частности, одобрительно отозвался об авиаударах американских ВВС по правительственным объектам в Сирии, добавив, что Франции следовало бы присоединиться к этим действиям заокеанских партнеров.

Вместе с тем политик обещает в случае избрания на высший государственный пост продолжить внешнеполитическую линию, заложенную в 1958 году первым президентом Пятой республики Шарлем де Голлем и продолженную первым президентом-социалистом Франсуа Миттераном, впервые избранным в 1981 году. "Это - независимость Франции, поэтому я хочу видеть Францию сильной, способной проводить свои реформы, заслуживающей доверия и имеющей сильные позиции в Европе", - заявил Макрон в ходе последних дебатов перед выборами.

Президент и парламент

Выборы нового президента Франции, имя которого станет известно уже вечером 7 мая, отнюдь не поставит точку, но, по всей вероятности, лишь станет началом процесса большой политической трансформации в республике. Сразу вслед за президентской кампанией в июне последуют выборы в Национальное собрание - нижнюю палату парламента. Именно по их итогам определится, какая политическая сила получит власть в стране на ближайшие пять лет вместе с правом формировать правительство.

Парламентские выборы во Франции проходят по мажоритарной системе в два тура, и эта особенность исторически лишала "малые партии" шансов на представительство в Нацсобрании. Более того, имеющий в последние годы широчайшую электоральную поддержку "Национальный фронт" на прошлых выборах смог провести в нижнюю палату лишь двух депутатов, поскольку кандидаты от этой партии, имеющей неоднозначную репутацию, неизменно проигрывали во втором туре в своих округах объединенным кандидатурам правых и левых. Таким образом, в случае победы Ле Пен на президентских выборах большой проблемой для нее будет заручиться прочным парламентским большинством для формирования правительства и проведения собственной политики.

В схожем положении оказывается и другой фаворит гонки Макрон. Его движение "На марше", созданное лишь год назад специально с прицелом на президентские выборы, представляет собой конгломерат разнородных общественно- политических организаций. Хотя поддержку ему уже открыто высказали многие влиятельные представители правящей Соцпартии, у многих наблюдателей вызывает сомнение способность Макрона создать устойчивую коалицию в парламенте для управления страной. Подтверждением этих опасений служит и недавний опыт самих социалистов, которые, получив в 2012 году большинство в обеих палатах парламента, а также одержав победу на президентских выборах, оказались в итоге заложниками собственных внутрипартийных разногласий, которые поставили партию на грань краха.

Таким образом, уже сейчас не исключается перспектива периода внутриполитической нестабильности во Франции на фоне неспособности ни одной из крупных партий сформировать большинство или прочную коалицию в парламенте. Возможно даже возвращение практики "сосуществования" представляющих разные партии президента и парламентского большинства. Такая ситуация в прошлом складывалась во Франции трижды, когда срок президентских полномочий составлял семь лет, а выборы в парламент, формирующийся на пятилетку, правящая партия проигрывала, оставляя президента наедине с оппозиционным правительством. Последний раз такое произошло в 1997 году, когда в правление правоцентриста Жака Ширака большинство в Национальном собрании сформировали социалисты во главе с Лионелем Жоспеном, ставшим премьер-министром.

Да, сюрпризов немало. И главный из них - историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное - безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь - традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии - коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен . За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна - более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу . Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза.

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля , а может получить нового Петена .

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст-ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.