Верховный совет ссср. высший представительный и законодательный орган государственной власти

В НАШЕЙ СТРАНЕ все шире развертывается избирательная кампания по выборам нового состава высшего органа государственной власти. В связи с этим важным событием в редакцию поступают письма с просьбой рассказать о работе Верховного Совета СССР. Ответить на вопросы читателей наш корреспондент попросил Председателя Совета Национальностей Верховного Совета СССР В. П. РУБЕНА.

КОРР: Виталий Петрович! В буржуазной прессе участились нападки наших идейных противников на советские органы власти. Пишут, например, что у Верховного Совета СССР, за исключением нескольких дней в году, сплошные "парламентские каникулы", о том, что его депутатам не хватает "профессиональной квалификации", поскольку в Совете они работают-де эпизодически.

РУБЕН: О какой работе и каком профессионализме идет речь? Да, по постоянной своей специальности депутаты Верховного Совета СССР - это рабочие и колхозники (их свыше 50 процентов). Это инженеры, врачи, педагоги, деятели культуры, хозяйственные и политические руководители, - словом, представители всех специальностей во всех сферах жизни. Что же тут плохого? Ведь именно поэтому любой вопрос в Верховном Совете рассматривается в присутствии и при живом участии людей, чьи знания, авторитет, опыт в той или иной области пользуются всенародным признанием. Нашим депутатам - представителям трудового народа - дорого все, чем живет страна. Они кровно заинтересованы в том, чтобы каждому советскому человеку жилось лучше. С этих позиций они и подходят к решению своих депутатских обязанностей. Для сравнения вспомним, что в конгрессе США нет ни одного рабочего, рядового фермера. А высшую палату парламента - сенат - американцы сами называют "клубом миллионеров". Таким представителям, естественно, дела нет до забот простого человека.

Что же касается "эпизодичности", то и тут "критики" не в ладах с действительностью.

Да, сессии нашего высшего органа власти собираются дважды в год. На них рассматриваются и утверждаются государственные планы экономического и социального развития, Государственный бюджет СССР, принимаются законы. Однако и между сессиями кремлевские залы не пустуют. Здесь работает Президиум Верховного Совета СССР, являющийся его постоянно действующим органом. Президиум регулярно собирается на свои заседания (обычно 6 - 7 раз в год).

Непрерывность в работе Верховного Совета СССР обеспечивается также избираемыми из числа депутатов постоянными комиссиями Совета Союза и Совета Национальностей. В соответствии с Конституцией СССР они создаются для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета СССР, а также для содействия проведению в жизнь законов СССР и иных решений Верховного Совета СССР и его Президиума, контроля за деятельностью государственных органов и организаций. В отличие от подобных комиссий в буржуазных парламентах, которые собираются от случая к случаю, комиссии Верховного Совета СССР работают регулярно. Растет число комиссий и количество депутатов в них. Так, если во всех комиссиях Верховного Совета СССР первого созыва было 89 депутатов, то сейчас в палатах Верховного Совета СССР созданы 34 постоянные комиссии, в которых работают 1210 депутатов.

Большую работу по предварительному рассмотрению государственных планов развития народного хозяйства страны и бюджета, по подготовке заключений по ним проводят по поручению Президиума Верховного Совета СССР, например, планово-бюджетные и другие постоянные комиссии палат Верховного Совета СССР. Так, для рассмотрения Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1981 - 1985 годы, Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1982 год было образовано 17 подготовительных комиссий, в которых работало свыше 230 депутатов и 200 специалистов от министерств и ведомств. Результаты работы подготовительных комиссий были рассмотрены на пленарных заседаниях планово-бюджетных и других комиссий, в работе которых участвовали 1000 депутатов.

Это лишь один из многих примеров, так что упрекать Верховный Совет СССР в бездеятельности нет никаких оснований.

КОРР: Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе Верховного Совета СССР десятого созыва.

РУБЕН: Минувший период после избрания нынешнего состава высшего органа власти (4 марта 1979 г.), как это было отмечено XXVI съездом КПСС, характеризуется возрастанием роли Советов народных депутатов в осуществлении государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, усилением их контроля за проведением в жизнь законов, за работой подотчетных органов.

В современных условиях, как указал товарищ Ю. В. Андропов, возрастает роль представительных органов в осуществлении главнейшей хозяйственно- организаторской функции социалистического государства. Верховный Совет СССР десятого созыва рассматривал и утверждал государственные планы экономического и социального развития на одиннадцатую пятилетку и годовые планы, госбюджет СССР, заслушал отчеты Правительства СССР, отчеты о выполнении государственных планов и исполнении бюджета. В Верховном Совете СССР, его Президиуме, постоянных комиссиях палат был обсужден ряд важных, узловых проблем народного хозяйства, в том числе вопросы концентрации капитальных вложений на пусковых и важнейших стройках, выполнения государственных планов, заданий по внедрению в производство достижений науки и техники, о выполнении государственных плановых заданий по подготовке кадров квалифицированных рабочих для сельскохозяйственного производства и их закреплению на селе, а также ряд других проблем.

Задачи огромной исторической важности были поставлены перед Советами народных депутатов решениями майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего Продовольственную программу на период до 1990 года. В этой связи Президиум Верховного Совета СССР изучил опыт создания районных агропромышленных объединений в Грузинской ССР и Латвийской ССР, рассмотрел вопрос о работе Советов Белорусской ССР по реализации Продовольственной программы.

Сегодня в практической деятельности Советов первостепенное значение приобретают хорошо поставленное планирование работы, умелая организация труда и управления, четко организованный контроль за подчиненными им государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Именно в этом аспекте Президиум Верховного Совета СССР анализировал работу Советов народных депутатов Украинской ССР по контролю за деятельностью подотчетных органов, Советов Азербайджанской ССР - по выполнению требований законодательства об укреплении трудовой дисциплины и обеспечении рационального использования трудовых ресурсов.

В центре внимания Верховного Совета СССР постоянно находятся вопросы повышения благосостояния советских людей, улучшения условий труда, быта, отдыха, медицинского обслуживания и охраны здоровья трудящихся.

Расширяются масштабы строительства детских дошкольных лечебно- профилактических и оздоровительных учреждений. Совершенствуются сфера обслуживания и торговля, служба быта. Дальнейшее развитие получили народное образование, подготовка квалифицированных кадров.

Верховный Совет СССР сосредоточивает внимание на улучшении жилищных условий советских людей, справедливом распределении жилья под общественным контролем, обеспечении сохранности жилищного фонда, принимает решения по другим важным для страны вопросам.

Осуществляя контроль за использованием законов, Президиум Верховного Совета СССР обсуждал на своих заседаниях деятельность Советов народных депутатов Молдавской ССР, Туркменской ССР, Новосибирской области по соблюдению требований жилищного законодательства, осуществлению планов жилищного строительства.

Особое место в деятельности Верховного Совета СССР занимали проблемы, связанные с улучшением условий труда и быта женщин, заботой о детях, молодежи. По этим вопросам принято постановление о работе Советов народных депутатов Литовской ССР, Узбекской ССР, Башкирской АССР и Омской области.

Важное значение имеют принятые по инициативе ЦК КПСС Указы Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которыми заметно улучшилось пенсионное обеспечение и социальное страхование трудящихся. Введена надбавка к пенсии за работу после достижения пенсионного возраста. С 10 до 20 проц. увеличен размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии, в учреждении, организации.

Улучшено пенсионное обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте, повышены пенсии инвалидам войны I, II и III групп.

Значительно расширена государственная помощь семьям, имеющим детей. Увеличены размер и продолжительность выплаты пособий одиноким матерям.

КОРР: В последние годы было принято немало законодательных актов. Расскажите, пожалуйста, о наиболее важных из них.

РУБЕН: Как известно, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1977 года утвержден "План организации работы по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР", рассчитанный на 1978 - 1982 годы.

Большинство намечаемых планом заданий по разработке новых законодательных актов и внесению изменений и дополнений в действующее законодательство выполнено. Во исполнение плана принято 20 новых законодательных актов, в том числе 10 законов, прямо названных в Конституции СССР (Закон о выборах в Верховный Совет, Регламент Верховного Совета СССР, Закон о Совете Министров СССР, Закон о прокуратуре СССР, Закон о государственном арбитраже и др.).

Более чем 30 действующих законодательных актов приведено в соответствие с Конституцией СССР. Издается Свод законов СССР.

Законодательный процесс в СССР гарантирует воплощение в законах подлинной воли советского народа. В период десятого созыва ряд законопроектов передавался на обсуждение общественности.

Пример тому - Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик. Проект Основ был опубликован в центральной, республиканской печати для обсуждения общественностью. По проекту поступило более 20 тысяч предложений и замечаний. Все предложения были обобщены и тщательно рассмотрены в постоянных комиссиях палат, а многие из них учтены и вошли в принятый закон.

В период деятельности Верховного Совета СССР десятого созыва на всенародное обсуждение передавались также и другие законопроекты, например, Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. В целом по проекту поступило почти 130 тысяч предложений и замечаний.

КОРР: А какова деятельность Верховного Совета СССР в вопросах внешней политики?

РУБЕН: Международным проблемам высший орган государственной власти уделяет большое и постоянное внимание.

В Обращении Верховного Совета СССР к парламентам и народам мира, принятом па пятой сессии, в Обращении к парламентам, правительствам, политическим партиям и народам мира, принятом на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, посвященном 60-летию образования СССР твердо, ясно и последовательно звучал на весь мир голос нашей партии и государства, с новой силой подтвердивший, что наш идеал, наша неизменная цель и постоянная забота - это всеобщий мир, дружба и сотрудничество между народами.

В постановлении "О международном положении и внешней политике Советского Союза", принятом по докладу члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя Председателя Совета Министров СССР, министра иностранных дел СССР товарища Громыко А. А. на восьмой сессии Верховного Совета СССР содержатся новые конструктивные предложения СССР, направленные на сокращение гонки вооружений, обеспечение мира на нашей планете.

Текст постановления был официально направлен руководителям парламентов стран, с которыми СССР имеет дипломатические отношения, председателям Комиссий по иностранным делам парламентов.

На девятой сессии Верховного Совета СССР десятого созыва в декабре 1983 года в принятом постановлении "О международном положении и внешней политике Советского государства" Верховный Совет СССР постановил: целиком и полностью одобрить Заявления Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Ю. В. Андропова от 28 сентября и 24 ноября 1983 года, в которых дана глубокая и всесторонняя оценка причин, вызвавших нынешнее осложнение международного положения, подтверждена неизменная линия Советского Союза на сохранение и упрочение мира, обуздание гонки вооружений, расширение и углубление сотрудничества между государствами.

Несмотря на непрекращающиеся попытки противников разрядки помешать развитию парламентских связей с Советским Союзом, география парламентских контактов расширилась.

Всего в 1979 - 1983 гг. делегации высшего органа государственной власти СССР посетили 49 зарубежных государств. Пребывание советских парламентариев за рубежом активно использовалось для распространения правдивой информации о Советском Союзе, разъяснения его миролюбивой внешней политики, новых практических шагов и инициатив, направленных на сохранение всеобщего мира, предотвращение ядерной катастрофы.

За этот же период 54 делегации зарубежных парламентов посетили СССР с официальными визитами.

Таков лишь краткий перечень дел, которыми постоянно заняты Верховный Совет СССР, его Президиум, разные комиссии. Но и сказанного достаточно, чтобы убедиться в предвзятости и лживости буржуазных пропагандистов, пытающихся по своим меркам судить о деятельности высшего органа государственной власти СССР.

Конституции, являлся главным законодательным органом страны. Он призван был в лице депутатов представлять интересы народа. Но насколько это удавалось делать в реалиях советского времени? Давайте рассмотрим историю образования и дальнейшего развития Верховного Совета СССР, а также подробно разберем его основные задачи и функции.

До образования Верховного Совета наивысшим органом законодательной власти в государстве считался Съезд Советов СССР, состоящий из депутатов, которые избирались на местных съездах. Данный орган выбирал ЦИК, который, в свою очередь, отвечал за формирование исполнительных ветвей власти. Съезд Советов был учрежден сразу же после образования СССР в 1922 году и упразднен в 1936-м, когда ему на смену пришел Верховный Совет СССР. До провозглашения Советского Союза схожие функции исполняли Съезды Советов конкретных республик: Всероссийский, Всеукраинский, Всебелорусский, Всекавказкий. Всего с 1922 по 1936 год было проведено восемь Всесоюзных съездов Советов.

В 1936 году в Советском Союзе была принята очередная Конституция, согласно которой полномочия Верховного Совета и ЦИК СССР передавались новому институту - Верховному Совету. В отличие от своего предшественника, данный коллегиальный орган предполагал прямое избрание всем населением страны, имеющим право голоса. Считалось, что таким образом народ будет иметь больше рычагов для формирования властных структур, чем при косвенных выборах. Это преподносилось как следующий шаг на пути демократизации общества, с чем и было связано образование Верховного Совета СССР. Так власть пыталась сделать вид близости к народу.

Выборы в Верховный Совет СССР прошли в декабре 1937 года, а к своим непосредственным обязанностям он приступил с начала следующего года.

Верховный Совет СССР формировался из двух палат, имеющих равные права: Совета Союза и Совета национальностей. Первый из них избирался пропорционально количеству населения на каждом участке. Второй - представлял каждую республику или автономную единицу, причем для каждой административно-территориальной формы было предусмотрено определенное количество депутатов, невзирая на численность жителей на данной территории. Так, каждая республика в Совете национальностей была представлена 32 депутатами, автономная республика - 11, автономная область - 5, автономный округ - 1.

Президиум

Органом, который управлял работой данной парламентской структуры, являлся Президиум Верховного Совета СССР. Избирался он непосредственно после начала деятельности Совета конкретного созыва. Состоял изначально из тридцати восьми депутатов, хотя в дальнейшем численность корректировалась. Руководил его работой Председатель Верховного Совета СССР.

Члены Президиума, в отличие от остальных депутатов, работали на постоянной основе, а не собирались от сессии к сессии.

Первым Председателем Верховного Совета стал Михаил Иванович Калинин. В данной должности он находился почти до самой смерти в 1946 году, а до этого являлся главой ЦИК Советского Союза от РСФСР. Возглавляя Президиум Верховного Совета СССР, Калинин М. И. приобрел прозвище «всесоюзного старосты».

При нем, в 1940 году, вследствие того, что территория СССР значительно расширилась, в том числе путем включения в его состав новых республик и автономных образований, как результат проведения в жизнь пакта Молотова-Риббентропа, было решено увеличить число членов президиума на 5 человек. Впрочем, в день отставки Калинина данное количество было уменьшено на единицу. Самый известный Указ Верховного Совета СССР того времени был издан в июле 1941 года и назывался «О военном положении». Он означал собой тот факт, что Советский Союз принял вызов, брошенный ему нацисткой Германией.

После войны Михаил Иванович Калинин недолго пребывал на своем высоком посту. Из-за плохого состояния здоровья ему пришлось уйти с поста главы Верховного Совета в марте 1946 года, хотя и оставался членом Президиума до самой своей смерти от рака в июне этого же года.

После отставки Калинина Верховный Совет СССР возглавил Николай Михайлович Шверник. Конечно, он не обладал таким большим авторитетом, как его предшественник, чтобы вносить хоть какие-то коррективы в сталинскую политику. Собственно, после кончины Сталина в 1953 году Шверник был сменен известным ещё по Гражданской войне военачальником, популярным в народе маршалом Климентом Ефремовичем Ворошиловым. Впрочем, он был больше военным, а не политиком, так что у него тоже не получилось выработать собственную независимую линию, несмотря на начало «оттепели» при Хрущеве.

В 1960 году главой Верховного Совета стаёт Леонид Ильич Брежнев. После смещения Хрущева в 1964 году он оставил данную должность, став Генеральным секретарем единственной в государстве партии. Главой Верховного Совета был назначен Анастас Иванович Микоян, но уже через год его сменил Николай Викторович Подгорный, так как предыдущий Председатель в некоторых вопросах пытался проводить независимую политику.

Впрочем, в 1977 году Брежнев снова занял пост главы Президиума Верховного Совета, на котором находился до самой своей смерти осенью 1982 года. Таким образом, впервые в истории должность партийного главы (фактического руководителя Советского Союза) и формально самый высокий пост в стране были сосредоточены в руках одного человека. Съезды Верховного Совета СССР тех лет носили чисто технический характер, а все основные решения принимало исключительно Политбюро. Это была эпоха «застоя».

Новая Конституция

В 1978 году вступила в действие новая Конституция, согласно которой депутаты Верховного Совета СССР переизбирались раз в 5 лет, вместо четырех, как было до того. Численность Президиума вместе с главой достигла 39 человек.

Эта Конституция подтверждала, что Верховный Совет СССР является коллегиальным главой Советского Союза. Кроме того, за Президиумом было закреплено исключительное право ратификации и денонсации международных соглашений, введения военного положения и объявления войны. Среди других полномочий данного органа следует отметить прерогативу присвоения гражданства, учреждения и награждения орденами и медалями, проведения референдумов. Впрочем, это далеко не полный перечень.

От Брежнева до Горбачева

После смерти Брежнева в 1982 году традиция совмещения высших партийных и государственных должностей начатая им, была продолжена. Исполняющим обязанности председателя Верховного Совета до избрания нового Генсека был назначен Василий Васильевич Кузнецов. После назначения Юрия Владимировича Андропова Генеральным секретарем ЦК КПСС он же был выбран на пост Председателя Президиума. Впрочем, занимал эти посты он недолго, так как уже в феврале 1984 года скончался.

Снова Кузнецов был поставлен и. о. главы советского парламента, и опять его сменил после избрания на пост новый Генеральный секретарь - Константин Устинович Черненко. Впрочем, и он прожил недолго, так как через год его жизненный путь оборвался. Опять к временным полномочиям приступил бессменный исполняющий обязанности главы Президиума В. В, Кузнецов. Но на этом данная тенденция была оборвана. Наступило время глобальных перемен.

Председательство А. А. Громыко

После прихода к власти в 1985 году в качестве Генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева, была нарушена традиция, начавшаяся со времен Брежнева, когда высший партийный деятель одновременно возглавлял Верховный Совет. На этот раз Председателем Президиума был назначен Андрей Андреевич Громыко, до того бывший Министром иностранных дел. На этой должности он пробыл до 1988 года, когда попросился в отставку по состоянию здоровья. Менее чем через год Андрей Андреевич умер. Это был, пожалуй, первый после «всесоюзного старосты» Калинина глава Верховного Совета, который был способен проводить политику, не полностью совпадавшую с линией Генсека.

В это время в стране под руководством Генерального секретаря М. С. Горбачева проводился курс на демократизацию общества, которому была дано название "перестройка". Именно он занял кресло председателя Верховного Совета после отставки Громыко.

Как раз с 1988 года началась активная фаза перестройки. Не могла она не коснуться и деятельности собственно Верховного Совета. Состав Президиума был значительно расширен. Теперь его членами автоматически становились главы комитетов и палат Верховного Совета. Но что более важно, с 1989 года Верховный Совет перестал быть коллективным главой государства, так как его единолично возглавил Председатель.

С этого же года существенно поменялся и сам формат заседаний. Если раньше депутаты собирались исключительно на сессии Верховного Совета СССР, то с этого момента их работа началась вестись на постоянной основе, как до того функционировал Президиум.

В первой половине марта 1990 года была учреждена новая должность - Президент СССР. Именно он теперь стал считаться официальным главой Советского Союза. В связи с этим Михаил Горбачев, вступивший на данную должность, отказался от полномочий Председателя Верховного Совета, передав их Анатолию Ивановичу Лукьянову.

Расформирование

Именно при Лукьянове завершил функционирование Верховный Совет СССР. 1991 год стал той точкой, после которой советское государство уже не могло существовать в прежнем виде.

Переломным моментом стал августовский путч, который потерпел поражение и тем самым констатировал невозможность законсервировать старые порядки. Кстати, одним из деятельных членов переворота был глава парламента Анатолий Лукьянов, который, правда, непосредственно в состав ГКЧП не входил. После провала путча он, по разрешению Верховного Совета, находился в следственном изоляторе, откуда был отпущен на волю только в 1992 году, то есть уже после окончательного распада Советского Союза.

В сентябре 1991 года был издан закон о существенном изменении режима функционирования Верховного Совета. Согласно ему, закреплялась самостоятельность Совета Союза и Совета Республик. В первую палату входили депутаты, кандидатуры которых были согласованы с руководством конкретной республики. Во вторую палату избиралось по двадцать депутатов из каждой республики Советского Союза. Это было последнее изменение, которое претерпел парламент СССР.

Тем временем, после неудавшейся попытки государственного переворота, все больше бывших советских республик объявляли о государственном суверенитете и выходе из состава СССР. В начале последнего месяца 1991 года крест на существовании Советского Союза фактически был поставлен в Беловежской Пуще, на съезде лидеров России, Украины и Беларуси. 25 декабря президент Горбачев сложил свои полномочия. А на следующий день на сессии Верховного Совета было принято решение о его самороспуске и ликвидации СССР как государства.

Верховный Совет СССР формально считался большую часть времени своего существования коллективным главой государства, наделенным очень широкими функциями, но на самом деле реальное положение вещей было далеко не таким. Все основные решения, касающиеся государственного развития, принимались на заседаниях Центрального Комитета партии или Политбюро, а в определенный период времени и единолично Генеральным Секретарем. Так что деятельность Верховного Совета была ширмой, прикрывающей людей, которые реально руководили страной. Хотя большевики и пришли к власти, используя лозунг: «Вся власть Советам!», но на деле он никогда не был претворен в жизнь. Только в последних годах декларируемые функции данной парламентской структуры начали хоть частично соответствовать реальным.

Вместе с тем нельзя не отметить, что именно законы и указы Верховного Совета являлись своеобразным оповещением народа и мирового сообщества о тех решениях, которые принимала правящая верхушка. Таким образом, определенные функции у этого института все-таки имелись, хотя они и значительно отличались от декларативных его прав и прерогатив, закрепленных в советской Конституции.

В Верховный Совет СССР девятого созыва 16 июня 1974 года избрано 1517 депутатов, из них в Совет Союза - 767 и в Совет Национальностей - 750 депутатов. В Верховный Совет СССР избрано впервые 846 депутатов что составляет 55,8 проц. от общего числа депутатов. Среди депутатов 475 женщин (234 - в Совете Союза, 241-в Совете Национальностей). Членами и кандидатами в члены КПСС являются 1096 депутатов, 421 депутат - беспартийные, в том числе 174 депутата -члены ВЛКСМ. В Верховном Совете СССР 769 рабочих и колхозников, или 50,7 проц. общего состава депутатов; 142 работника науки культуры, литературы и искусства, просвещения и здраво охранения, или 9,3 проц.; 241 депутат - партийные, 17 - профсоюзные и комсомольские работники; 215 - работник государственных, советских органов; 77 - руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, инженер и другие специалисты; 56 депутатов - военнослужащие. Состав депутатов Верховного Совета СССР по возраст следующий: до 30 лет - 279 депутатов, или 18,4 проц.; от 3 до 40 лет - 280, или 18,5 проц.; от 41 до 50 лет - 426, ил 28,1 проц.; от 51 до 60 лет - 331, или 21,8 проц.; старше 60 лет - 201 депутат, или 13,2 процента. Депутаты Верховного Совета СССР имеют образование: высшее - 764, или 50,4 проц., незаконченное высшее - 39, или 2,6 проц., среднее - 513, или 33,8 проц., неполное среднее-185, или 12,2 процента депутатов. В числе депутатов 55 лауреатов Ленинской и 89 лауреатов Государственной премий, 31 Герой Советского Союза и 277 Героев Социалистического Труда; 1412 депутатов награждены орденами и медалями СССР. В Верховный Совет СССР избраны депутаты 61 национальности. Заседание второе Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 15 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Национальностей Рубен В.П., заместители Председателя Совета Национальностей Жаксыбеков С.Ш., Зайченко Н.М., Ташпулатова Д., Тихонов Н.С. В ложах - товарищи Косыгин А. Н., Пельше А.Я., Полянский Д.С., Шелепин А.Н., Машеров П.М., Пономарев Б.Н., Рашидов Ш.Р., Устинов Д.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Национальностей Рубен В.П. Председатель. Уважаемые товарищи депутаты! Заседание Совета Национальностей объявляется открытым. Нам необходимо заслушать доклад Мандатной комиссии о результатах проверки полномочий депутатов, избранных в Совет Национальностей Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Национальностей депутату Шеварднадзе. Шеварднадзе Э.А. (Тбилисский - Ленинский избирательный округ, Грузинская ССР).

ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ

Товарищи депутаты! Выборы в Верховный Совет Союза ССР, которые состоялись 16 июня 1974 года, прошли в обстановке большого политического и трудового подъема. Они продемонстрировали несокрушимое идейное и социально-политическое единство советского общества, дружбу и братство всех наций и народностей нашей великой Родины. Высокая активность трудящихся в избирательной кампании, единодушное избрание кандидатов блока коммунистов и беспартийных убедительно свидетельствуют о полной поддержке и горячем одобрении советскими людьми внутренней и внешней политики Коммунистической партии, целеустремленной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза товарища Л.И. Брежнева. С огромным удовлетворением воспринял советский народ предвыборную платформу Коммунистической партии, изложенную в Обращении Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, в яркой речи на встрече с избирателями товарища Л.И. Брежнева, в выступлениях других руководителей партии и государства. Советских людей не могут не радовать успехи, достигнутые после XXIV съезда КПСС во всех областях хозяйственного, социально-культурного строительства, намеченные партией вдохновляющие перспективы дальнейшего продвижения страны к коммунизму. За годы, прошедшие со времени прошлых выборов, значительно увеличился объем промышленного и сельскохозяйственного производства, возросло благосостояние советских людей, укрепилось оборонное могущество нашего государства. Проводимая Коммунистической партией и Советским государством активная миролюбивая внешняя политика является важным фактором разрядки международной напряженности, утверждения принципов мирного сосуществования государств с различным социальным строем, укрепления мира во всем мире. Решение задач хозяйственного и культурного строительства неразрывно связано с дальнейшим развитием социалистической демократии. Наш государственный строй на деле обеспечивает активное участие трудящихся масс в управлении делами общества и государства. “На практике, в жизни, - говорил в речи на встрече с избирателями товарищ Л.И. Брежнев,- наше государство сверху донизу управляется при повседневном участии масс. И в этом - важный источник динамизма нашего общества, устойчивости политической системы социализма”. На выборах в Верховный Совет СССР проявились высокая гражданская зрелость, политическая сознательность советских людей. Участие в голосовании приняли 161.689.612 человек, или 99,98 проц. всех избирателей, внесенных в списки. При выборах в Совет Национальностей за кандидатов в депутаты от союзных республик проголосовали 99,85 проц. избирателей, от автономных республик - 99,68 проц., от автономных областей и национальных округов - 99,72 проц. избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса кандидатам нерушимого блока коммунистов и беспартийных. Товарищи депутаты! Советский Союз - многонациональное государство. Народы нашей страны широко отметили 50-летие образования Союза ССР, ознаменовавшее торжество ленинской национальной политики. Союзный характер нашего государства отражен в структуре Верховного Совета СССР, в равноправии его палат, в порядке формирования Совета Национальностей. В соответствии со статьей 35 Конституции СССР в Совет Национальностей избрано по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой из автономных республик, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Всего в нашу палату избрано 750 депутатов. В Совет Национальностей избраны представители 57 национальностей. Среди депутатов - русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы, абхазцы, башкиры, буряты, аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, табасаранцы, кабардинцы, балкарцы, калмыки, каракалпаки, карелы, коми, марийцы, мордва, осетины, татары, тувинцы, удмурты, чеченцы, ингуши, чуваши, якуты, адыгейцы, алтайцы, евреи, карачаевцы, хакасы, коми-пермяки, ненцы, долганы, эвенки, манси, эвены, коряки, чукчи, поляки, немцы, финны. (Аплодисменты). А всего в Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик, учитывая национальный состав Совета Союза, избраны депутаты 61 национальности. Все вместе они являются представителями единого советского народа - новой исторической общности людей. (Аплодисменты). Товарищи депутаты! Мандатная комиссия с большим удовлетворением отмечает, что депутатами Совета Национальностей избраны члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК, секретари ЦК КПСС, видные партийные и государственные деятели страны, многие передовики производства. Достойное место среди депутатов занимают представители славного рабочего класса, являющегося ведущей силой нашего общества. Рабочих в палату избрано 238 человек. Это знатные металлурги и машиностроители, горняки и нефтяники, химики, строители, опытные мастера по изготовлению автоматических приборов и электронно-вычислительных машин, работники транспорта и связи, текстильной и пищевой промышленности, передовики совхозов. В составе депутатов Совета Национальностей широко представлено колхозное крестьянство. Среди 150 колхозников, избранных в палату, - лучшие полеводы, животноводы, механизаторы. Все они самоотверженно трудятся над осуществлением намеченной партией грандиозной программы по дальнейшему развитию сельского хозяйства. Вместе рабочих и колхозников в Совете Национальностей 51,7 проц. всех депутатов, то есть более половины состава нашей палаты. В Совет Национальностей избраны видные представители советской интеллигенции. В их числе 25 научных работников Академии наук СССР, отраслевых академий и академий наук союзных республик, ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 26 учителей и врачей, работники печати, писатели, артисты, художники, композиторы. Среди депутатов руководители предприятий, хозяйственных организаций, специалисты различных отраслей народного хозяйства. Депутатами Совета Национальностей избрано 117 советских работников, 108 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 22 военнослужащих. Более 85 проц., или 638 депутатов Совета Национальностей, имеют высшее и среднее образование, что свидетельствует о широких и разносторонних знаниях депутатов. В состав палаты избрана 241 женщина, или 32,1 проц. от общего числа депутатов. Это говорит о том, что советские женщины активно участвуют в государственных делах, в решении задач хозяйственного и культурного строительства страны. Совет Национальностей по своему составу хорошо отражает единство и преемственность поколений нашего общества. Здесь люди, умудренные жизненным опытом, и представители молодежи, нашего славного комсомола. В числе депутатов Совета Национальностей 141 человек, или 18,8 проц. депутатов, моложе 30 лет; 348 человек, или 46,4 проц., имеют возраст от 31 до 50 лет; 154, или 20,5 проц., - от 51 до 60 лет; 107 депутатов, или 14,3 проц., - старше 60 лет. Состав палаты наглядно отражает единство блока коммунистов и беспартийных. 534 депутата являются членами и кандидатами в члены КПСС, 216 депутатов - беспартийные, из них 89 человек - члены ВЛКСМ. Нынешний состав Совета Национальностей значительно обновился. 461 депутат палаты, или 61,5 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Таким образом, в каждом созыве Верховного Совета проходят большую школу управления делами государства все новые и новые представители трудящихся масс. Следует отметить, что 691 депутат Совета Национальностей награжден орденами и медалями СССР, 15 депутатов удостоены звания Героя Советского Союза и 116 - Героя Социалистического Труда. 71 депутат является лауреатом Ленинской и Государственной премий. Такой состав Совета Национальностей дает возможность успешно рассматривать и успешно решать вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, последовательно претворять в жизнь политику Коммунистической партии, как этого требуют Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, высокое доверие нашего народа. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия каждого избранного в Совет Национальностей депутата. Рассмотрев протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, заявления кандидатов в депутаты об их согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие материалы, представленные Центральной избирательной комиссией, Мандатная комиссия установила, что выборы депутатов в Совет Национальностей во всех избирательных округах проведены правильно, на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение результаты выборов кого-либо из депутатов, в Мандатную комиссию не поступало. Оснований для кассирования выборов по какому-либо избирательному округу не имеется. В связи с этим Мандатная комиссия вносит предложение о признании полномочий всех 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва. Мандатная комиссия представляет на утверждение Совета Национальностей следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Национальностей постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 750 депутатов Совета Национальностей, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. Заседание второе

Заседание происходит в Кремле, в зале заседаний палат Верховного Совета СССР. 25 июля 1974 года, вечернее заседание. 17 часов. За столом председателя занимают места Председатель Совета Союза Шитиков А.П., заместители Председателя Совета Союза Алиев Г.А., Давидчик А.Л., Джумаев А., Патон Б.Е. В ложах - товарищи Андропов Ю.В., Гречко А.А., Гришин В.В., Кулаков Ф.Д., Мазуров К.Т., Подгорный Н.В., Суслов М.А., Щербицкий В.В., Демичев П.Н., Романов Г.В., Соломенцев М.С., Долгих В.И., Капитонов И.В., Катушев К.Ф. Депутаты и гости встречают их продолжительными аплодисментами. Председательствует Председатель Совета Союза Шитиков А.П. Председатель. Товарищи депутаты! Заседание Совета Союза объявляется открытым. Мандатная комиссия закончила работу по проверке полномочий депутатов Совета Союза. Слово для доклада предоставляется Председателю Мандатной комиссии Совета Союза депутату Месяцу. Месяц В.К. (Карагандинский - Ленинский избирательный округ, Карагандинская область).


ДОКЛАД МАНДАТНОЙ КОМИССИИ СОВЕТА СОЮЗА


Товарищи депутаты! Состоявшиеся 16 июня 1974 года выборы в Верховный Совет СССР девятого созыва явились важнейшим событием в общественно-политической жизни страны. Они вылились в убедительную демонстрацию монолитной сплоченности советского народа вокруг Коммунистической партии и ее Центрального Комитета. Подготовка и проведение выборов повсеместно проходили под знаком всенародной борьбы за успешное претворение в жизнь исторических решений XXIV съезда КПСС, досрочное выполнение заданий четвертого, определяющего года пятилетки. Выборы способствовали дальнейшему развитию советской демократии, широкому вовлечению трудящихся в управление государственными и общественными делами. Огромное влияние на весь ход избирательной кампании оказали Обращение Центрального Комитета КПСС ко всем избирателям, вдохновляющая речь Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева на встрече с избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы. В этих важных документах, в предвыборных выступлениях других руководителей партии и государства дан глубокий марксистско-ленинский анализ современной обстановки, подведены итоги работы по выполнению планов экономического и социального развития советского общества, претворению в жизнь Программы мира, намечены перспективы на будущее. За четыре года со времени прошлых выборов наша страна сделала новый крупный шаг вперед. Высокими темпами развиваются социалистическая индустрия и сельское хозяйство. Достигнуты значительные успехи в подъеме народного благосостояния. Новым проявлением дальнейшего упрочения единства советского общества, торжества ленинской национальной политики, крепнущей дружбы социалистических наций и народностей стало празднование 50-летия образования СССР. Эти годы отмечены важными внешнеполитическими сдвигами, дальнейшим ростом международного авторитета нашей партии и государства. Итоги выборов в Верховный Совет СССР явились ярким выражением горячего одобрения советским народом внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства, многогранной и плодотворной деятельности Центрального Комитета, его Политбюро, Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л.И. Брежнева. (Аплодисменты). В голосовании участвовали 161.689.612 человек, или 99,98 проц. общего числа избирателей. За кандидатов в депутаты Совета Союза отдали свои голоса 161.355.959 человек, или 99,79 проц. избирателей. Это убедительная победа нерушимого блока коммунистов и беспартийных, свидетельство того, что советские люди доверяют своей партии, а партия делает все, чтобы быть достойной этого доверия. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия Совета Союза на основании статьи 50 Конституции СССР проверила полномочия всех депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года, и докладывает о результатах своей работы. Для проведения выборов в Совет Союза Президиум Верховного Совета СССР образовал 767 избирательных округов. По всем этим округам Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР девятого созыва представила Мандатной комиссии Совета Союза протоколы окружных избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты, их заявления о согласии баллотироваться по соответствующим округам, протоколы голосования окружных избирательных комиссий, а также другие документы. Рассмотрев эти материалы, Мандатная комиссия установила, что выборы по всем избирательным округам проведены в полном соответствии с Конституцией СССР и Положением о выборах в Верховный Совет СССР. Все баллотировавшиеся кандидаты получили абсолютное большинство голосов и избраны депутатами. Никаких жалоб и заявлений, ставящих под сомнение выборы депутатов по какому-либо округу, в Мандатную комиссию Совета Союза не поступило. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия сегодня с большим удовлетворением отмечает, что в высший орган государственной власти единодушно избраны Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л.И. Брежнев (аплодисменты), члены и кандидаты в члены Политбюро, секретари ЦК КПСС (аплодисменты). Своей плодотворной деятельностью они завоевали высокий авторитет, безграничное доверие и сердечную признательность всего нашего народа. (Аплодисменты). Депутатами в Совет Союза избраны лучшие представители рабочего класса, колхозного крестьянства, советской интеллигенции, воинов армии и флота. В нашей палате широко представлены рабочие ведущих отраслей народного хозяйства: металлургической и угольной, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и приборостроения, энергетики и электрификации, строительства и промышленности строительных материалов, рабочие совхозов и аграрно-промышленных объединений. Всего в Совете Союза рабочих 260 человек, или 33,9 проц. состава палаты. Депутатами избраны лучшие труженики колхозного производства. Среди них работники полеводческих бригад, животноводческих ферм, бригадиры, звеньевые, механизаторы, председатели колхозов. В Совете Союза 121 колхозник, или 15,8 проц. всего состава палаты. Таким образом, половина состава палаты - это рабочие и колхозники, люди труда, чьими руками непосредственно создаются материальные ценности нашего общества. Достойный вклад в коммунистическое строительство вносит советская интеллигенция. Она пользуется уважением и доверием народа. В Верховный Совет избраны видные деятели науки и культуры, литературы и искусства, работники просвещения и здравоохранения, руководители предприятий и специалисты различных отраслей народного хозяйства. Среди депутатов Совета Союза 22 научных работника Академии наук СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий, 7 ректоров и заведующих кафедрами высших учебных заведений, 12 учителей и врачей, 15 писателей и других творческих работников. Депутатами Совета Союза избраны 98 работников советских органов, 150 партийных, профсоюзных и комсомольских работников, 34 военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота. Из года в год растет общественно - политическая и производственная активность советских женщин. Нет у нас такой отрасли народного хозяйства, науки и культуры, где бы наши женщины не вносили свой труд в общее дело строительства коммунизма. В числе депутатов палаты 234 женщины, что составляет 30,5 процента. В Совете Союза 562 члена и кандидата в члены КПСС и 205 беспартийных. В этом наглядно отражается жизненность блока коммунистов и беспартийных, нерушимое единство партии и народа. Постоянной заботой, поистине всенародным вниманием окружены у нас молодое поколение, наш Ленинский комсомол. Партия стремится развивать активность молодежи, шире привлекать ее к участию в управлении государственными и общественными делами. Среди депутатов Совета Союза 138 человек, или 18 проц., в возрасте до 30 лет, из них 85 - комсомольцы. Депутатов в возрасте от 31 до 50 лет - 46,7 проц., от 51 до 60 лет - 23,1 проц. и старше 60 лет - 12,2 процента. Уровень образования депутатов характеризуется следующими данными: 417 депутатов, или 54,4 проц., имеют высшее и незаконченное высшее образование, 345 депутатов, или 45 проц.,- среднее и неполное среднее образование. В Совет Союза избраны депутаты 41 национальности. Среди них: русские, украинцы, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, молдаване, латыши, киргизы, таджики, армяне, туркмены, эстонцы. Многонациональный состав депутатов Совета Союза является замечательным свидетельством торжества ленинской национальной политики, подлинного равноправия наций и народностей, населяющих нашу страну. О том, что в Верховный Совет избраны лучшие люди нашего государства, которые своим трудом заслужили столь высокую честь, свидетельствуют такие факты: более 720 депутатов Совета Союза награждены орденами и медалями СССР, 16 - удостоены высокого звания Героя Советского Союза и 161 - Героя Социалистического Труда. 73 депутата являются лауреатами Ленинской и Государственной премий. Следует отметить, что состав депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР девятого созыва значительно обновился. 407 человек, или 53,1 проц., не были депутатами Верховного Совета СССР прошлого созыва. Приведенные данные о депутатах Совета Союза наглядно отражают социальный и национальный состав нашего общества, ведущую роль в нем рабочего класса, нерушимый союз рабочих и крестьян, политическое и идейное единство советского народа. Как видно из приведенных данных, указанный состав депутатов позволяет Совету Союза со знанием дела решать вопросы государственного строительства, развития экономики и культуры страны, последовательно, как к этому обязывают доверие народа, Советская Конституция, Закон о статусе депутатов, претворять в жизнь политику Коммунистической партии. Товарищи депутаты! Мандатная комиссия, проверив представленные Центральной избирательной комиссией документы и материалы по выборам в Совет Союза в отдельности на каждого депутата, предлагает признать полномочия всех 767 депутатов, избранных 16 июня 1974 года и зарегистрированных Центральной избирательной комиссией. Мандатная комиссия вносит на рассмотрение Совета Союза следующий проект Постановления: “Заслушав доклад Мандатной комиссии, Совет Союза постановляет: На основании статьи 50 Конституции СССР, в соответствии с представлением Мандатной комиссии, признать полномочия 767 депутатов Совета Союза, избранных 16 июня 1974 года по всем избирательным округам”. (Аплодисменты). Председатель. Товарищи депутаты! Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить по докладу Мандатной комиссии? Нет желающих.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы.; Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс"; ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс"; ООО "НПП "Гарант-Сервис".

- (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета… … Википедия

Верховный Совет СССР (ВС СССР), с 1936 года высший орган государственной власти и единственный законодательный орган СССР, правомочный решать все вопросы, отнесённые Конституцией СССР к ведению Союза ССР. Состоял из двух равноправных палат Совета … Википедия

Высший орган гос. власти СССР, созданный в соответствии с Конституцией СССР 1936; состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. В. С. СССР высший представительный орган Сов. гос ва. Его депутаты избираются непосредственно… … Советская историческая энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - – высший орган государственной власти Союза Советских Социалистических Республик, представительный орган советского народа, избираемый гражданами СССР сроком на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном… … Советский юридический словарь

Высший орган государственной власти СССР и единственный законодательный орган СССР. Осуществляет все принадлежащие Союзу ССР права, поскольку они не входят, в силу Конституции СССР, в компетенцию подотчётных ВС СССР органов Президиума ВС… … Большая советская энциклопедия

ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР - высший представительный орган государственной власти Союза ССР, учрежденный Конституцией СССР 1936 г. Заменил Съезд Советов СССР и Центральный Исполнительный Комитет СССР (последний состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей, что было… … Энциклопедический словарь конституционного права

Верховный Совет СССР - ВЕРХÓВНЫЙ СОВÉТ СССР, по Конституции СССР 1936 – высший орган гос. власти СССР (избран в 1937, 1 й созыв). До нач. войны состоялось 8 сессий ВС СССР 1 го созыва. 18 июня 1942 в Москве состоялась 9 я сессия ВС СССравни на к рой был… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Верховный Совет СССР - … Орфографический словарь русского языка

- ← 1979 1989 (СНД) → Выборы депутатов Верховного Совета СССР … Википедия

Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия

Книги

  • Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Сборник статей. Вып. 2 , . В 2009 г. в Иосифо-Волоцком монастыре состоялась очередная научно-практическая конференция по теме "Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель" . На этот раз работа конференции была связана с…
  • Великий и оболганный Советский Союз. 22 антимифа о Советской цивилизации , Сергей Кремлев. Советский Союз – это потерянный рай. Сейчас завеса лжи скрывает правду об СССР от русских людей, опутывая ее многочисленными мифами. Сергей Кремлёв заявляет, что было семь Советских Союзов,…
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.