Гмии им. пушкина. история создания одного из лучших музеев мира. Музей изящных искусств

  • Вторая по величине экспозиция зарубежного искусства в России, включая древние памятники, картины Рембрандта, Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо .
  • Уникальная коллекция гипсовых слепков с основных скульптурных памятников от античности до Возрождения.
  • Крупнейшая выставочная площадка, периодически предлагающая выставки мирового уровня.
  • Музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера » проходит в музее, объединяя музыкальные концерты с тематикой художественных выставок.
  • В окрестностях музея можно прогуляться по соседним улицам и полюбоваться архитектурными шедеврами в стиле русского модерна, посетить другие музеи.
  • Вся важная информация переведена на английский язык, есть аудиогиды, возможно попасть на экскурсию с гидом.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – одно из интереснейших мест столицы. Здесь можно увидеть первую по объему в Москве и вторую в России (после Эрмитажа) коллекцию зарубежного искусства. Однако Пушкинский музей — не только собрание памятников Древнего Египта или место, где можно увидеть подлинные картины классиков Рембрандта, Пуссена, Каналетто и знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов Клода Моне, Дега, Ван Гога, Пикассо. Особенность этого музея — здесь представлены гипсовые слепки в натуральную величину со всех основных скульптурных памятников античности, Средних веков и Возрождения. Тем самым музей дает возможность разом получить наглядное представление о скульптурных шедеврах, оригиналы которых разбросаны по галереям разных стран. Жемчужиной этого направления музея является Итальянский дворик — точная копия дворика флорентийского дворца Барджелло. Кроме того, Пушкинский музей – одна из самых активных площадок города, на которой проводятся временные выставки мирового уровня. Среди недавних событий можно назвать, например, персональные выставки Пикассо, Тернера, Караваджо, Тициана и Рафаэля.

Перечислим разделы экспозиции Главного здания музея: Искусство Древнего Египта; Искусство Ближнего Востока (оригиналы и слепки-копии); Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана («клад Приама»); Античное искусство (оригиналы и слепки-копии); Византийское искусство; Искусство Средних веков (слепки-копии); Искусство эпохи Возрождения (слепки-копии); Искусство Германии и Нидерландов XV ‒ XVI веков; искусство Фландрии и Голландии XVII века; XVII ‒ XVIII веков; искусство Франции XVII ‒ нач XIX вв.

В музее проводятся экскурсии, лекции, мастер-классы. Давнюю традицию имеет музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», придуманный в 1981 году пианистом вместе с многолетним директором музея Ириной Антоновой. Фестиваль объединяет тематику художественных выставок с музыкальными концертами. Филиалами Пушкинского музея являются расположенные рядом и Отдел личных коллекций.

Пушкинский музей расположен в самом сердце Москвы, между и храмом Христа Спасителя. В районе улицы Волхонки хорошо сохранилась историческая застройка XIX в. Отсюда расходятся две знаменитые московские улицы ‒ Остоженка и Пречистенка, на которых сохранилось много архитектурных шедевров в стиле русского модерна. В этом же районе расположены многочисленные художественные и литературные музеи.

История музея

История создания музея тесно связана с личностью (1847 ‒ 1913). Он был видным историком, филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, имел высокий чин тайного советника. Изначально Цветаев собирал слепки для университетского Кабинета изящных искусств и древностей. Позже этот проект перерос в план организации учебного музея для студентов, изучающих архитектуру и скульптуру.

В 1896 г. были опубликованы условия Конкурса на разработку проекта для здания музея. В итоге был утвержден проект Р. Клейна. Работа по строительству здания велась с помощью известных инженеров И. Рерберга и В. Шухова. Изначально в музее не предполагалось электрическое освещение: свет должен был попадать в залы через потолок. Форма здания напоминает античный храм на подиуме с колоннадой. Ионическая колоннада здания музея имеет прототип ‒ знаменитый портик кариатид Эрехтейона в Афинах. Фриз за колоннадой фасада – копия фриза Парфенона, а на аттике высечен рельеф с изображением Олимпийских игр. Интерьеры залов декорированы в соответствии с тематикой разделов. Один из ярчайших и запоминающихся примеров этого решения – египетский зал, в оформлении которого использованы формы египетских колонн, а в росписях отражены мотивы древнеегипетской живописи.

В 1898 г. для организации музея был создан специальный «Комитет по устройству музея». Его председателем стал великий князь Сергей Александрович. Почти 80% бюджета внес Ю. Нечаев-Мальцов, крупный меценат и дипломат. В 1912 г. состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III. На церемонии присутствовал император Николай II и Мария Федоровна (вдова императора Александра III).

В советское время коллекции музея значительно расширились, в том числе за счет национализации частных собраний, и музей вывели из частного ведения Московского университета. В годовщину столетия гибели великого русского поэта (1937 год) музею было присвоено имя . Специфический эпизод в истории музея произошел в 1949 ‒ 1953 годах, когда основную часть залов отвели под выставку подарков . Практически сразу после смерти вождя была восстановлена и открыта знакомая нам постоянная экспозиция.

К 100-летнему юбилею Пушкинского музея в 2012 г. была начата работа по созданию так называемого «Музейного городка»: комплекса зданий для расширения площади экспозиции и общего функционала. К 2019 г. проект планируется завершить. В настоящее время Основное здание и Галерея работают в обычном режиме, а в Отделе личных коллекций до завершения работ проводятся только временные выставки.

Коллекция музея

Коллекция Пушкинского музея насчитывает свыше 670 тысяч экспонатов, а выставочная площадь музея составляет 2600 кв.метров. В состав музея входят несколько корпусов. В Главном здании (ул. Волхонка, д. 12) хранятся коллекции слепков и оригинальных произведений искусства с древнейших времен до XVIII в. Новое искусство экспонируется в соседнем здании Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв. (ул. Волхонка, д.14). С противоположной стороны от Главного здания находится Отдел личных коллекций (ул. Волхонка, д. 10) и Мусейон (Колымажный пер., д. 6, стр. 2) – уникальный музей, экспозиция в котором классифицирована не по привычному хронологическому порядку, а по коллекциям, в составе которых работы попали в музей. Личностям коллекционеров-собирателей здесь уделено особое внимание.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» был открыт в 2006 г., здесь проходят занятия в детских группах, действует Клуб юных искусствоведов, проводятся выставки учеников Мусейона.

Как уже упоминалось, первым этапом в становлении музея стала коллекция слепков с шедевров скульптуры, которая помогала бы студентам в учебе. Для изготовления гипсовых копий использовались формы, сделанные с оригинальных памятников. Они соответствуют их реальному размеру, который очень сложно определить по фотографиям. Затем в фонды музея начали поступать от благотворителей или приобретаться отдельные коллекции оригинальных произведений искусства. Одной из первых стала коллекция В. Голенищева. Этот выдающийся ученый-востоковед собрал прекрасную коллекцию памятников Древнего Египта, которая была приобретена государством и передана в музей в 1909 ‒ 1911 гг. Экспонаты в ней датируются начиная с 4-го тысячелетия до н.э. до IV века до н.э. Среди них — настоящие археологические артефакты, например, бюст фараона Аменемхета III, созданный в XIX веке до н.э., и косметическая ложечка эпохи Нового царства.

Другим ранним поступлением является коллекция итальянской живописи XIII ‒ XIV вв., переданная в дар дипломатом М. Щекиным. После

Введение

Музейное дело -- специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом. Музей как явление социальной и культурной жизни стал необходимой составной частью культуры человеческого общества наряду со школой, высшим учебным заведением, кинематографом, библиотекой. Первоначально музей ограничивался хранением, исследованием и представлением интересных с точки зрения культуры и науки вещей природного и искусственного происхождения. Постепенно он приобрел более широкие социальные функции. В России огромное количество музеев. Самые известные из них находятся в Москве и Санкт-Петербурге. К их числу относится Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина -- одно из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. В современной экспозиции представлены обширная учебная коллекция тонированных гипсовых слепков с произведений античности, средних веков и эпохи Возрождения, а также собрание подлинных произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства.

История создания музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Датой основания Музея считается 17 (29 н.ст.) августа 1898 года. В этот день состоялась закладка здания нового московского музея, созданного на общественные средства, - Музея изящных искусств имени императора Александра III при императорском Московском университете.

Этому событию предшествовали годы напряженного труда его создателя Ивана Владимировича Цветаева (1847-1913), а также группы московских и петербургских ученых. Мысль об учреждении в древней столице музея классического искусства зародилась еще в XVIII веке. В начале следующего столетия профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин выступили с проектом создания Эстетического музея при университете, «чтоб изящные искусства вошли бы в круг общественного воспитания и образовывали бы в народе чувство эстетическое». Проект, однако, не был осуществлен.

Между тем в университете во второй половине XVIII века стали складываться коллекции монет и медалей. В начале XIX века появился Кабинет древностей, затем, в 1816 году, - Мюнц-кабинет, стали поступать отдельные памятники и археологические находки. В середине XIX века были заказаны первые гипсовые слепки с античных скульптур. В 1863 году была основана университетская кафедра теории и искусств. А за двадцать лет до этого, в 1843 году, в Москве возникло Училище живописи, ваяния и зодчества. Общедоступный художественный музей становился все более необходимым. Открытие в 1862 году в здании бывшего Пашкова дома, построенного Баженовым, Московского Публичного и Румянцевского музеев, где были представлены произведения зарубежных и русских художников, не решало проблемы: его собрания были неполными и отрывочными.

Лишь в конце XIX идея художественного музея, обладающего систематической коллекцией, стала осуществляться. И.В. Цветаев, филолог-классик и историк искусств, профессор Московского университета и директор Румянцевского музея, приложив немалые усилия, пробудил интерес общества к созданию образовательного художественного музея. Был организован сбор общественных средств. Определяющую роль в финансировании задуманного предприятия сыграл владелец хрустальных заводов, гофмейстер двора и меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов (1834-1913), пожертвовавший в фонд музея около 2 миллионов рублей.

Строительство здания для музея возглавил известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1924). Он специально изучил музейную архитектуру и классические памятники зодчества Древней Греции, Италии, Франции и Германии, с тем чтобы создать не только впечатляющее сооружение, но и определить архитектурный облик отдельных залов, придав им вид, характерный для зодчества той или иной эпохи.

Музей был задуман в первую очередь как университетский учебный центр, доступный широкой публике. Предполагалось, что его основу составят гипсовые воспроизведения (слепки) скульптурных оригиналов классического искусства - Древнего мира, а также Средних веков и Возрождения. Отбирать экспонаты для будущего музея И.В. Цветаеву помогали русские и зарубежные ученые. Гипсовые отливки изготовлялись крупнейшими фирмами, многие делались специально по заказу И.В. Цветаева. Спустя четырнадцать лет, в мае 1912 года, музей был открыт под звуки торжественной кантаты, специально написанной к этому событию композитором М.М. Ипполитовым-Ивановым.

Но, как бы ни было велико образовательное значение обширной и систематической коллекции слепков, истинное величие искусства постигается лишь при созерцании оригинала. Поэтому с самогоначала создатели музея мечтали о том, чтобы дополнить свое собрание подлинными произведениями. Они приложили немалые усилия для передачи музею купленной государством в 1909 году коллекции древнеегипетских памятников (около 6000 предметов), которую собрал во время путешествий по Египту петербургский востоковед В.С.Голенищев. Коллекция открывала экспозицию нового музея, положив основу будущему собранию подлинников, в котором первоначально преобладали дары частных коллекционеров и отдельные преобретения; среди них наибольшую ценность имели произведения итальянских художников XII-XIV веков из собрания русского консула в Триесте М.С. Щекина.

Однако значительная коллекция подлинников образовалась в музее гораздо позже - на протяжении 1920-х и 1930-х годов, когда после перераспределения музейных фондов страны здесь возникла картинная галерея. Она объединила работы зарубежных художников, хранившиеся в бывшем Румяецевском музее, в собраниях С.М. Третьякова, Юсуповых, Шуваловых, Г.А. Брокара, Д.И.Щукина и других коллекционеров. Это были картины нидерландских и немецких, фламандских и испанских жипописцев XVII века, итальянских мастеров XIII-XVII столетий, французских художников XIX века. Решающее значение для формирования московской галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа. Оттуда попали в музей работы крупнейших европейских живописцев - Боттичелли, Рембрандта, ванн Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто. В 1923 году Музей изящных искусств получил самостоятельный статус, отделившись от Московского университета, в 1932 году он был переименован в Музей изобразительных искусств, а в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина.

Облик картинной галереи окончательно определился в 1948 году, когда она пополнилась 286 произведениями художников, главным образом французских, конца XIX - начала XX века из собрания бывшего Музея нового западного искусства в Москве. Это были картины Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, К. Писсарро, А. Сислея, П. Сезанна, В. Ванн Гога, П. Гогена, А. Матисса, А. Марке, Ж. Руо, П.Пикассо и других, принадлежавшие в свое время русским собирателям С.И. Щукину и И.А. Морозову. В рамках картинной галереи возникла значительная коллекция подлинной западноевропейской скульптуры и прикладного искусства.

Одновременно с формированием картинной галереи создавались новые отделы музея, расширялись старые. В 1924 году из Румянцевского музея поступила обширная коллекция графических произведений, включавшая работы выдающихся мастеров. В ее составе были рисунки и гравюры, собранные прославленными русскими русскими коллекционерами К.ИП. Рюминым, Д.А. Ровинским, Н.С. Мосоловым. Эта коллекция стала основой Отдела гравюры и рисунка, который регулярно пополняется произведениями современной графики. Сейчас в собрании музея более 370 тысяч рисунков, гравюр и офортов европейских и дальневосточных мастеров, художников России и республик бывшего Советского Союза, начиная с XV века и кончая современностью. Здесь хранятся отдельные листы и серии гравюр крупнейших мировых графиков - А. Дюрера, Ж. Калло, Рембрандта, Ф.э Гойи, Утамаро и Хокусая. Русская школа представлена народными картинками, гравюрами и рисунками художников XVIII - начала XX века. Среди работ мастеров XX столетия достаточно назвать имена Ф. Бренгвина, К. Кёльвиц, М. Шагала, П. Пикассо, А.П. Остроумовой-Лебедевой, В.Д. Фалилеева, В.А. Фаворского, Д.И. Митрохина, Н.Н. Купреянова.

Основу нумизматического собрания музея составил Мюнц-кабинет Московского университета. Он значительно расширил свои коллекции и в настоящее время хранит свыше 250 тысяч монет, медалей, плакет, орденских и денежных знаков древних и современных государств.

Менее обширно в музее собрание декоративно-прикладного искусства, однако и здесь имеются уникальные образцы средневековых ювелирных изделий и косторезного мастерства, европейского ковроткачества, керамики, мебели. Со второй половины 1940-х годов расширили свои собрания разделы искусства Древнего Востока и античного мира. Важным источником их пополнения стали археологические раскопки в Крыму и в Армении, которые с 1927 года вели отечественные ученые.

Музей и поныне пополняет свои собрания, приобретая художественные произведения как внутри страны, так и за рубежом. Во второй половине XX века к работам европейских мастеров добавились творения скульпторов, живописцев и графиков американского континента. В разное время в дар музею передавали свои произведения крупнейшие мастера прошлого столетия - А. Матисс, Р. Гуттузо, Р. Кент, Д. Ривера, художники Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии, Германии, а также зарубежные и отечественные коллекционеры, друзья и почитатели музея.

В 1985 году в музее был основан новый раздел - Отдел личных коллекций. Инициатором его создания стал видный искусствовед, литератор и страстный коллекционер И.С. Зильберштейн (1905-1988), передавший в дар музею свое собрание, которое насчитывало более 2 тысяч живописных и графических произведений русских и зарубежных художников. К этой коллекции присоединились еще 22 собрания и несколько отдельных даров, в том числе коллекции С.В. Соловьева, А.Н. Рамма, Е.Я. Степанова, М.И. Чуванова, С.В. Папкова, Т.А. Мавриной, А.М. Родченко, Д.П. Штеренберга, А.Г. Тышлера и ряда других; внесли свой вклад и зарубежные коллекционеры - Лобановы-Ростовские, Т.Я Шапшал. Разнообразные по своему составу, эти коллекции целостно демострируются с 2005 года в отдельном здании.

В 1997 году был открыт еще один отдел музея - Учебный художественный музей имени И.В Цветаева в Российском государственном гуманитарном университете, где представлено значительное собрание слепков (около 1000 экспонатов), не вошедших в основную экспозицию. Тем самым была возрождена первоначальная идея И.В. Цветаева о создании учебного университетского художественного музея.

В экспозиции основного здания в настоящее время представлены произведения искусства, начиная с глубокой древности и кончая работами художников начала XIX века. Произведения художников XIX-XX веков с 2006 года демонстрируются в отдельном здании Галереи искусства стран Европы и Америки. Здесь можно видеть картины К. Коро, Г. Курбе, мастеров Барбизонской школы, прославленные полотна французских художников-импрессионистов, В. Ванн Гога, П. Сезанна, П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо, Р. Гуттузо и Р. Кента.

За время своего существования музей увеличил фонды, по сравнению с первоначальными, более чем в семьдесят раз и стал крупнейшим художественным собранием России.

(1961–2013)

Лошак Марина Девовна (2013–н.вр.)

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев (1912)

Предистория .

Кабинет изящных искусств Московского университета

(Первый университетский Музей античной скульптуры в гипсовых слепках был основан в 1820 г. в Бонне проф. Ф. Велькером)

Первую коллекцию из нескольких тысяч золотых, серебряных, оловянных, медных и свинцовых монет Московский университет получил в дар от промышленника П.Г.Демидова в 1806 г.

В 1831 г. в издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» (№11) был опубликован проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были княгиня З.А. Волконская и профессор Московского университета С.П. Шевырёв . В соответствии с планами основателей музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.

З.А. Волконская писала: «Желая разделить со своими соотечественниками впечатления прекрасной родины искусства, я принимаю на себя обязанность надзирать за приготовлением оных слепков и моделей. Будучи знакома с известными европейскими художниками, … с лучшими знатоками искусства, с артистами русскими, при общем их руководстве, я надеюсь, что копии будут отличаться желанной точностью, а слепки живо представлять оригиналы. Знакомства же мои в Риме дают мне возможность иметь все за такую цену, какая берется только с самих художников, а не с частных лиц».

Предполагая, что Московский университет не имеет возможности отвести для этой цели отдельного здания, княгиня предлагает «положиться на щедрость вельмож, известных своей любовью к искусству».

К сожалению, Cовет Московского университета дал решительный отказ на представление княгини. Проект осуществлён не был.

В 1848 г. университет вернулся к этой идее, но средств не хватило. Проект не был воплощён в жизнь.

Но трудами профессоров университета, благодаря частным пожертвованиям, коллекции пополнялись. Музей сначала составлялся по образцу немецких университетских музеев, – собирались произведения только греческого и римского искусства.

В 1850-х гг . проф. П.М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Дианы Версальской, Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима.

В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного литературоведа В.П. Боткина, и в 1882 г. проф. К.К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы, которые он собирал на небольшие средства университета.

Таким образом, к приходу И.В. Цветаева в университетском Кабинете изящных искусств накопилось несколько десятков гипсовых отливов с памятников скульптуры греческого и римского производства, значительное собрание монет и небольшое число греческих расписных ваз и мелких древностей. Находились коллекции с 1826 г. в двух комнатах старого больничного корпуса на Большой Никитской.

И вот такой кабинет И.В. Цветаев решил превратить в настоящий музей, построив для него отдельное здание на общественные средства. Он обратился в Совет историко-филологического факультета назначить «комиссию для осуществления плана систематического пополнения» этого кабинета.

В 1893 г. он писал: «Музей предлагается составить из:

I Отделения архитектуры;

II Отделения скульптуры;

III Отделения живописи;

IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей;

V Библиотеки по всем отраслям искусства;

VI Аудиторий для лекций по истории искусства».

Совершенно новое направление это дело получило в 1895 г., когда некая В.А. Алексеева, выделила в своём завещании на обустройство музея 150 тыс. рублей, и выразила желание о присвоении ему «августейшего имени за месяц перед сим почившего императора Александра III». На совещании у великого князя Сергея Александровича решено было расширить программу музея, с одной стороны, введя произведения Древнего Египта и Халдео-Ассирии и с другой, – искусство христианское, хотя бы сначала в отделе одной только скульптуры.

Соответственно этому пришлось переработать и план нового здания музея. Вместо Музея античного искусства приняли решение обустраивать общий Музей изящных искусств, не ограничивая себя лишь Элладой и Римом. Таким образом, появились в плане Музея новые залы, в т.ч. залы для начальной поры христианства, для Средних веков и для эпохи Возрождения наук и искусств в Западной Европе.

« По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры. Я бы приготовил несколько запасных зал, где после могут найти себе место и произведения искусств, которые вы теперь напрасно от себя отстраняете».

(Великий князь Сергей Александрович )

«В день открытия Музея изящных искусств - памятниками скульптуры восточной, мира классического и христианского были заняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика - количество, до сих пор небывалое в России»

(И.В. Цветаев )

Pro et Contra

«Наш Музей обязан Павлу Михайловичу Третьякову половиной скульптур, приобретенных в Риме. В 1893 г. я просил о помощи нашему предприятию и он тогда, в форме простой, милой, без ломания и нравоучений сделал этот дар, сказавши что много дать он не может, имея нравственные обязательства перед другими художественными учреждениями»

(И.В. Цветаев)

«Получил письмо от сына Г.А. Захарьина, он и мать охотно исполнят просьбу относительно приношения музею всех скульптур Парфенона. Этот дар будет стоить 6000 рублей и заполнит собою целый зал. Мать и старшая дочь А.Г. Подгорецкая стали просить принять стоимость скульптур эпохи Возрождения с Микеланджело в центре. На эти средства были приобретены копии Луки и Андреа дела Робиа, Донателло, Микеланджело».

(И.В. Цветаев)

Монтаж экспоната ("Фарнезский бык")

«Чтобы получить целый угол Парфенона, крыльцо храма Эрехтейона и памятник Лисикрата из Ecole des Beaux Arts в Париже, кроме денег понадобилось дипломатическое посредничество нашего посла во Франции, недавно скончавшегося А.И. Нелидова, который, будучи сам увлеченным археологом-коллекционером, к намерению комитета приобрести эти памятники, до тех пор не имевшие себе парных экземпляров нигде, отнесся с живейшим участием и повел немедленно официальную переписку. Царство ему небесное за эту любовь им к нашему делу искренно проявленную!»

(И.В. Цветаев)

«Славнейшему из ваятелей всего мира Фидию и его школе у нас посвящен особый, обширный зал, так называемый зал Парфенона (VI). Это помещение, вызывающее своими размерами, археологическим убранством и выставленными здесь памятниками громко выражаемое одобрение также и со стороны ученых иностранцев, наши работы посещавших, особенно дорого для нас тем, что сооружено оно на средства их императорских высочеств, великих князей Сергей Александровича и Павла Александровича. Наполнение его памятниками, собранными в Англии, Франции и Германии, принадлежит безвременно скончавшемуся сыну покойного профессора Г.А. Захарьина, Сергею Григорьевичу, и многолетнему, исключительно щедрому пособнику нашего музея Ю.С. Нечаеву-Мальцеву».

(И.В. Цветаев)

«Через небольшой переход (XV) мы вступаем в век блистательного и жизнерадостного итальянского Возрождения XV в. с его корифеями в скульптурном искусстве Якоппо делла-Квеоча Гиберти, Донателло, Лукою и Андреем делла-Роббиа, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фиезоле, Росселлино. Этот зал вышел у нас особенно богатым по количеству и свойству памятников искусства указанной эпохи. Денежные средства, доставленные комитету его действительным членом А.Г. Подгорецкой, рожденной Захарьиной, и продолжительное пребывание во Флоренции и Тоскане дали нам возможность получить для музея длинный ряд скульптур, приобретение которых для университетских музеев Западной Европы представляет лишь мечту и до последнего времен. В этих словах мы просим не видеть какого либо преувеличения».

(И.В. Цветаев)

«Действие обширных Равеннских мозаик на посетителей музея началось раньше, чем наш музей окончен и открыт для всеобщего пользования. Мне приятно ныне засвидетельствовать, что в прошлом месяце один носитель имени старинного московского княжеского рода, человек не только богато одаренный художественным чувством, но и сам художник палитры, не мог оторваться от наших мозаических картин Равенны, пока не получил обещания администрации Музея помочь ему приобрести в Равенне такие же копии двух знаменитых картин «Торжественного выхода в церковь императора Юстиниана и императрицы Феодоры» для украшения его жилища. Этот факт я решился отметить как начало благотворного влияния нового Музея на Москву и московское образованное общество. Это случилось в области мозаики. Что же касается скульптуры, главным образом, и наполняющей новый Музей, то это влияние на Москву началось гораздо раньше. Так, одному нашему посетителю понадобились копии статуи Афины, приписываемой самому Фидию, и знаменитый бюст Нерона Луврского музея. Другого посетителя пленила св. Цецилия работы Донателло, третьего увлекли цветные фаянсы Луки и Андреа Делла-Роббиа. Уже и теперь пока еще редкие и случайные посетители высказывают желание, чтобы при новом Музее учреждена была мастерская опытных лепщиков для изготовления бюстов, рельефных картин и статуй, на которых может и должен быть особенный спрос в наших средних учебных заведениях всех категорий. Так, находят желательным распространение, через посредство наших коллекций, по школам портретных бюстов государственной жизни, или из сферы наук, литературы и искусств».

(И.В. Цветаев)

«В стороне искания денежных средств для Музея нас ожидали многие разочарования… Отказала Мария Фёдоровна Морозова,… сославшись, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич - только богатые мужики и поэтому им незачем устраивать какой-то музей. Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи; из них некоторые прошли также Московский университет. Отказала Варвара Алексеевна Морозова и ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи Морозовы».

(И.В. Цветаев)

«Эти и другие неудачи, однако, не обескураживали … при всяком отказе я вспоминал совет, данный мне покойным Анатолием Петровичем Богдановым, творцом Политехнического музея в Москве… никогда не падать духом, встречая отказы, равнодушие и даже противодействие: “Не дают, идите к соседу”».

(И.В. Цветаев )

«Народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи».

(С.Ю. Витте, министр финансов Российской империи в 1892–1903 гг., который дал, однако, 200 тыс. рублей)

«Одни отказывают по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения. Странно было бы сетовать на Павла Михайловича Третьякова, на Семёна Васильевича Лепёшкина, человека очень богатого, но зато создавшего студенческое общежитие, на Бахрушиных, Боевых, Ю.И. Базанову, питательницу студентов и дарительницу целой клиники, четвертые отказывают в поддержке Музею по политическим соображениям. Музей изящных искусств и политика? К.Т. Солдатенков лишил своего участливого отношения наш музей с тех пор как по просьбе душеприказчиков В.А. Алексеевой ему присвоено было имя Александра III, государя-де не либерального… и с тех пор как подошел близко к делу музея великий князь Сергей Александрович, с которым у него, а равно и у других членов совета Училища живописи, ваяния и зодчества, вышло принципиальнее несогласие».

(И.В. Цветаев )

«Высоко ценя Ваши искания и неустанные заботы о пополнении и расширении созидаемого Вами музея, не могу не отнестись с сочувствием к устройству особого отдела образцов французской скульптуры XIX в. Но, несмотря на все мое сочувствие Вашему делу, я не могу прийти Вам на помощь своими материальными средствами, так как сам занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием г. Москвы».

(С.И. Щукин)

Многие православные ортодоксы видели в статуях языческую угрозу, считали их сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру «истуканами». Заподозрить в этом сына, внука, правнука священников, из рода которых происходил И.В. Цветаев, казалось бы, невозможно. И, однако, существуют на этот счёт полные негодования письменные свидетельства.

Собственно история Музея изящных искусств

Сведениям об истории создания Музея изящных искусств, во многом, мы обязаны дневнику И.В. Цветаева, который он вел в 1898–1900 гг. Деятельность по устройству музея усиленно развивалась и в Москве и в Санкт-Петербурге, в скалах Финляндии и на горах Урала, в Лондоне и Афинах, в Берлине и Риме, во Флоренции и Равенне.

В 1894 г. в Москве состоялся I Съезд русских художников и любителей художеств, созванный в связи с дарованием городу П.М. Третьяковым картинной галереи. На съезде выступил и профессор И.В. Цветаев с речью «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея, который по просьбе университета проводила Санкт-Петербургская академия художеств. В нем участвовали 19 архитекторов из разных городов России. Одним из знаменитейших архитекторов того времени был Ф.О. Шехтель, но из-за загруженности заказами он не успел к сроку закончить работу. Однако он оставался постоянным консультантом И.В. Цветаева в спорных вопросах архитектурного оформления здания и активным сторонником всего предприятия.

Проекты рассматривались Советом историко-филологического факультета, Правлением Московского университета, Министерством народного просвещения, Академией художеств. Из 15 проектов семь были удостоены наград. Правление Московского университета выбрало проект Р.И. Клейна.

Декабрь 1894 г. - будущему музею присвоено имя Александра III по завещанию первой крупной жертвовательницы Варвары Андреевны Алексеевой (150 тыс. рублей).

28 апреля 1898 г. - создан комитет по устройству Музея изящных искусств у великого князя Сергея Александровича - московского генерал-губернатора и дяди царя. Он же стал и председателем комитета. От университета были приглашены ректор Н.А. Зверев , декан историко-филологического факультета М.М. Троицкий и профессор В.Ф. Миллер . В состав членов-учредителей вошли представители университета, его видные питомцы, художники, капиталисты и знатоки музейной практики в Москве. Из дам - графиня П.С. Уварова, княжна З.Н. Юсупова, А.Г. Подгорецкая, дочь профессора медицинского факультета Г.А. Захарьина . (Интересно, что в 1919 г. последняя была арестована и сослана в Рязанскую губернию, но по коллективной просьбе крестьян деревни Куркино, где была больница, созданная ее отцом, опекаемая А.Г. Подгорецкой, ей разрешили вернуться в Москву). По приглашению попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова и проф. И.В. Цветаева в члены комитета вступил Ю.С. Нечаев-Мальцев и стал заместителем председателя. Сам И.В. Цветаев выполнял обязанности бессменного секретаря комитета.

Комитет координировал взаимодействие руководства Московского университета и представителей городских властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты и оказывавшими важную помощь в работе комитета.

«Особое затруднение представлял вопрос о мере участия историко-филологического факультета в деятельности созидаемого Комитета. Как учреждение, служащее пользе университета, Комитет должен был бы иметь своими членами и всех профессоров нашего факультета… но практической пользы для дела возникновения музея это вступление 17–20 человек только в силу их служебного, официального положения принести нисколько не могло… чем большим числом коллегия, тем она инертнее, ленивее, бездеятельнее… поэтому и решил ограничиться введением в него только лишь безусловно полезных, каковы профессор В.Ф. Миллер, знаток Востока и профессор П.Г. Виноградов, доказывающий симпатии музею своими хлопотами в Думе о земле для здания».

(И.В. Цветаев)

3 июля 1​898 г. - Городская дума постановила отдать Московскому университету всю площадь Колымажного двора под музей без всяких ограничений. Колымажный двор - пустырь в центре Москвы, где когда-то находились конюшни, сараи для царских экипажей, потом плац для верховой езды, а затем пересыльная тюрьма - предшественница Бутырской.

(И.В. Цветаев)

31 июля 1898 г. - проект Р.И. Клейна был утвержден строительным управлением Московского губернского управления.

17 августа 1898 г. - в присутствии императора Николая II и особ царствующей фамилии прошла торжественная закладка здания Музея изящных искусств.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Главное пожертвование на строительство музея было сделано Ю.С. Нечаевым-Мальцевым.

1904 г. - пожар в музее уничтожил ряд ценных экспонатов.

1905–1906 гг. - угроза консервации строительства музея из-за нехватки денег и передача его в ведение Министерства народного просвещения. Положение спасает Ю.С. Нечаев-Мальцев.

10 мая 19​09 г. - музею дарованы права государственного учреждения. Назначен штат из средств государственного казначейства (50 тыс. рублей плюс 2500 рублей ежегодного пособия на наём квартир для служителей). Установлена сумма в 10 тыс. рублей на ежегодное приобретение научных и художественных предметов: эта статья закона составляет большое преимущество, которого, не имел, например, за все время полувековой и несомненно полезной деятельности в Москве Румянцевский музей. Сумма в 10 тыс. рублей на новые приобретения до сих пор назначалась, в виде только временной меры, императорскому Историческому музею в Москве. За проведение этой постоянной бюджетной статьи музей приносит глубокую благодарность бывшим министрам народного просвещения профессорам Г.Э. Зенгеру и А.Н. Шварцу, генералу В.Г. Глазову. При их участии в самом штате благополучно проведены такие пункты, по которым все годичные остатки от казенных ассигнований на личный состав обращаются в специальные средства музея для приобретения книг и предметов искусства. Денежные остатки от хозяйственных статей идут, с разрешения министра народного просвещения, на мебель и другие экономические нужды музея, а не отбираются в казну обратно, как это делалось бы обыкновенно. Из этих средств Комитет оплачивал ряд ценных в научном отношении приобретений в Западной Европе и, кроме того, завёл в музее свою мастерскую для изготовления нужной ему мебели.

1909 г. - в музей передана Египетская коллекция В.С. Голенищева.

«Это собрание, заключающее в себе свыше 6000 предметов, приобрело себе почетную известность в среде европейских и американских музеев, как единственная частная коллекция этого рода, созданная со специальным знанием дела, с затратою больших материальных средств богатым человеком - путем его 30-летних исканий на неистощимой почве Древнего Египта, где русский египтолог Голенищев уже давно приобрел себе известность одного из авторитетных знатоков восточных языков и древностей, истории египетских письмен и памятников египетского искусства и быта. И музей, будучи предназначен вначале только для скромной цели, для собирания и хранения лишь возможно точных копий европейского искусства, теперь, с поступлением Голенищевского собрания, получает себе известность среди европейских музеев этими многочисленными, интересным и важными подлинниками».

(И.В. Цветаев)

31 мая 1912 г. - открытие «Музея изящных искусств им. императора Александра III» в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Событие приурочено к 300-летию дома Романовых и 100-летию войны 1812 года. На следующий день крупные газеты Москвы («Московские ведомости», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Колокол») повторяли: «Садик музея был красиво убран живыми цветами. Перед музеем устроена красиво декорированная арка. Вся окрестность музея задрапирована флагами и зеленью. Против музея расположился соединенный хор учащихся московских учебных заведение под руководством Ипполитова-Иванова».

Спустя десятилетия этот день был воссоздан в очерке Марины Цветаевой «Музей Александра III».

В летние месяцы музей был открыт 4 раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. С 1 сентября музей открыл свои двери для широкой публики. До 1 декабря его посетили 59 тысяч 549 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. С осени в залах музея его директор И.В. Цветаев и старший хранитель проф. В.К. Мальмберг читали лекции студентам университета и слушательницам курсов, здесь же велись практические занятия.

31 мая 19​23 г. - на заседании президиума коллегии музейного отдела Главнауки утверждён проект соглашения о передаче 1-м Государственным московским университетом Музея изящных искусств в ведение музейного отдела Главнауки НКП.

В проекте соглашения указано: «В целях развертывания в Музее изящных искусств коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, Музей изящных искусств передается в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него Положения. Указанное Положение вырабатывается музейным отделом совместно с 1-м МГУ и утверждается НКП».

Передача музея происходила на общем фоне национализации крупнейших частных собраний. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

3–16 ноября 1923 г. - заседание комиссии по передаче Музея изящных искусств Московским университетом в ведение музейного отдела Главнауки НКП. Определен порядок передачи: 5 ноября - передача здания, 8–10 ноября - приём коллекций. Представителями МГУ выступали помощник ректора, профессора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов . В состав музея в это время входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в т. ч. 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет).

Комис​сия утвердила акт передачи 16 ноября 1923 г. С этого момента Музей изящных искусств перешел в введение музейного отдела Главнауки НКП.

О Музее изящных искусств Московского университета

«Колоссальный старший брат»

(И.В. Цветаев)

«Наше собрание будет весьма значительно по разнообразию и количеству предметов… Как рады будут гимназисты и гимназистки встретить в нашем музее рыболовные снасти и письменные принадлежности римлян, а студенты-медики будут удивлены, найдя у нас набор медицинских и хирургических инструментов. Военных займут образцы вооружения древних, любители чаепития встретят прообраз тульского самовара в геркуланумском экземпляре…».

(И.В. Цветаев)

«Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3-го класса, за искание себе приюта в гостиницах совсем бесклассных, с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1-й класс и на другой день ходил бок о бок со мной по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

(И.В. Цветаев)

«Музей этот, необыкновенно густо посещаемый, как говорят его теперешние “отчеты”, и являющийся прямо учебным заведением по искусству, - собирается стать таким же любимцем Москвы и России, как Третьяковская галерея. И даже проезжие через Москву неизменно осматривают: 1) царь-колокол, 2) царь-пушку, 3) храм Спасителя, 4) Третьяковскую галерею, 5) Музей изящных искусств».

(В.В. Розанов. 1913 )

«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор. Я искренне и сердечно желаю, чтобы в музее - Вашем детище - никогда не умирал этот жизненный дух, присущий его отцу».

(Н.И. Романов)

Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева, В.И. Ильченко

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

  • Главное здание
  • Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.
  • Отдел личных коллекций
  • Музей-квартира Святослава Рихтера
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон»
  • Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева
  • Дом графики

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

  • Взрослые – 400 рублей
  • Льготные категории – 200 рублей
  • Дети до 16 лет – бесплатно

Здание построено в начале XX века на месте Колымажного двора специально для Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете.

Идея создания художественно-образовательного и общедоступного музея принадлежала профессору Московского университета и директору Румянцевского музея И.В. Цветаеву. Новый музей должен был представлять собой наглядное пособие для изучения архитектуры, скульптуры и прочих искусств Европы и Востока.

В 1896 г. был назначен конкурс на здание музея. По условиям конкурса, здание должно было быть построено в стиле античного храма или дома эпохи Возрождения. Заказ на строительство получил молодой архитектор .

Музей строился по последнему слову инженерной мысли. Стеклянная крыша обеспечивала достаточно освещения в залах второго этажа. Здание было оборудовано электричеством и системой вентиляции.

Внутренняя структура Музея полностью отвечала задачам, которые возлагали на него создатели. Анфилада второго этажа демонстрировала древнегреческую скульптуру, развитие античного искусства. Остальные залы были отданы экспонатам Древнего Египта, Ассирии, эпохи Итальянского и Северного Возрождения. В Музее действовала библиотека, для лекций была предусмотрена аудитория с отдельным входом из Колымажного переулка.

В Музее были собраны копии и слепки, выполненные в лучших мастерских Европы с известных оригиналов, полностью сохраняя их масштаб. Жемчужиной музейного собрания стала коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства В.С. Голенищева.

К строительству и оформлению Музея были привлечены выдающиеся художники и дизайнеры начала XX в.: П.В. Жуковский, А.Я. Головин, И.И. Нивинский, К.П. Степанов. За строительством наблюдал инженер .

Музей строился на личные пожертвования меценатов. Среди них члены царской фамилии, Морозовы, Юсуповы, Поляковы, Солдатенковы и др. Экспонаты также приобретались на деньги жертвователей. Однако главным дарителем на протяжении всех лет строительства был крупный промышленник и благотворитель Ю. Нечаев-Мальцев.

Музей был открыт в 1912 г. Его директором стал И.В. Цветаев. С первых дней работы Музея была развернута экскурсионная и лекционная программы. Эта традиция сохраняется и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. имя императора Александра III убрали из названия. В 1923 г. сюда было решено поместить коллекции западной живописи из Румянцевского музея и частных коллекций. Музей был перепланирован, с сохранением внутренней структуры помещений и части постоянной экспозиции, собранной Цветаевым.

В 1937 году музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

Сейчас это главное здание комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.