Массовая культура и её социальные функции. Контрольная работа: Массовая культура

Массовая культура, как полагают некоторые специалисты, родилась как восполнение другой, утраченной естественной жизненной среды - тради­ционного общества и его фольклора. Источник у них один и тот же - ши­рокие народные массы, правда, взятые в разные исторические эпохи и пользующиеся разными техническими средствами для выражения своего творческого «Я». Домбра и гусли отражают эпоху ручного ремесла и фольк­лора, а магнитофон и музыкальный центр - эпоху автоматизированного производства и безотходных технологий.

Хотя источник, а лучше сказать - аудитория, у этих форм искусства одна и та же, роль народных масс в их возникновении разная. В народной куль­туре народ являлся автором всех или большинства произведений, в массо­вой культуре он выступает скорее или преимущественно потребителем той продукции, которую сочиняют вполне профессиональные авторы на ком­мерческой основе.

Время появления массовой культуры - середина XX в., когда средства мас­совой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех со­циальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и нацио-

нальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образова­ния, но она не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной цен­ностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая ауди­тория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, уста­ревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культу­ры подобного не происходит. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая куль­тура - культура низов. Одни и те же виды искусства могут принадлежать высокой и массовой культуре: классическая музыка - высокой, а популяр­ная музыка - массовой, фильмы Феллини - высокой, абоевики - массовой, картины Пикассо - высокой, а лубок - массовой. Однако существуют такие жанры литературы, в частности фантастика, детективы и комиксы, которые всегда относят к популярной или массовой культуре, но никогда - к высо­кой. То же самое происходит с конкретными произведениями искусства.

Органная месса Баха относится к высокой культуре, но если она исполь­зуется в качестве музыкального сопровождения в соревнованиях по фигур­ному катанию, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности высокой культуре. Многочислен­ные оркестровки произведений Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции, висящей в служебном офисе.



В табл. 2 собраны основные формы культуры и даны их характерные черты.

Таблица 2 Основные формы культуры

Различие между высокой и народной культурой примерно такое же, как между национальной и этнической. Высокая культура, как и национальная, может быть только письменной, а этническая и народная - любой. Высо­кая (элитарная) культура создается образованным слоем общества, а народ­ная и этническая - преимущественно необразованными. Малая по своим размерам и исторически более древняя этническая культура, как только множество народов сливаются и образуют единую национальную культуру, превращается в народную культуру. «Творцами и потребителями письмен­ной культуры являются те, кто умеют читать и писать, т.е. образованные слои

общества, которые на начальной фазе ее становления представляют собой явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Это образо­ванное меньшинство и становится носителем национальной культуры» 50 .

Высокая и национальная культура создается не этносом или народом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный, или авангардный характер. В ней пробуют­ся те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно по­няты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специали­сты называют иногда точные сроки - 50 лет. С таким запозданием образцы

высшей художественности опережают свое время.

Когда большевики пришли в 1917 г. к власти, первым делом они постара­лись сократить культурное запаздыва­ние, призвав всех художников не увле­каться формотворчеством, а говорить на понятном простому народу языке. Они выдвинули лозунг «Искусство должно быть понятно народу», припи­сав его выдающемуся немецкому марксисту Розе Люксембург. Но как по­том оказалось, Р. Люксембург на самом деле говорила другое: «Искусство должно быть понято народом». Первая формула предполагает, что худож­ник, творец высокой культуры, должен опуститься до уровня самого при­митивного сознания, вторая - требует от неграмотного, полуобразованно­го крестьянства подняться до уровня восприятия мировых шедевров, посто­янно учиться и совершенствоваться.

Какое-то время высокая культура не только может, но должна оставать­ся чуждой народу. Подобно хорошему вину, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. За 50 лет любое авангардное и нео­бычное произведение успевает превратиться в ретроградное, консерватив­ное. С каждым десятилетием дистанция между высокой и народной куль­турой снижается. Сегодня авангард, особенно в массовой культуре, стано­вится модой чуть ли не на следующий день.

Понятия высокой и массовой культуры исторически релевантны, т.е. зависят от интересов и оценки, какую давали произведению искусства в разное время. Так, например, пьесы Шекспира или опера, которые сегодня мы относим к высокому искусству, первоначально, в момент своего рожде­ния, являлись формами массовой культуры. Само понятие эстетического, согласно социологическому взгляду, является социальным конструктом.

Согласно мнению некоторых социологов, высокое искусство, в отличие от массовой культуры, требует специальных знаний, позволяющих правильно его оценить. Само его восприятие и оценка являются серьезным интеллекту­альным и эстетическим опытом, тогда как массовая культура носит чисто развлекательный характер. Другие авторы полагают, что разделение искусст­ва на «высокое» и «популярное» укоренено в исторический и социальный

50 Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специ­альностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. М., 1995. С. 40.

контекст и институциализировано правящими группами с целью укрепления собственного статуса посредством утверждения, что «их» формы искусства «лучше» тех, которые создаются и используются остальными людьми 51 .

В последнее время границы между высокой и массовой культурой стано­вятся более расплывчатыми, что, в частности, проявляется в таком феномене как high-pop - адаптации высокого искусства к массовой культуре, популя­ризации того, что раньше считалось доступным лишь более высоким слоям общества (например, «раскрутка» оперных певцов как поп-звезд, или цикл передач на центральном канале телевидения, подробно представляющих французскую кухню, с которой ранее могли ознакомиться лишь очень не­многие - представители высших слоев - в дорогих ресторанах 52).

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Тула 2010


Введение 3

1. Массовая культура 4

2. Кризис чтения 10

3. Элементы массовой культуры 11

4. Комиксы 12

1. Введение .

Предметом культурологи выступает понятие культуры. Объектом культурологи являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой - совокупность результатов их деятельности.

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определённую сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвлённым аппаратом чиновников, средние специалисты и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодёжи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью - отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишённых культуры.

2. Массовая культура. .

К массовой культуре относится только те элементы культуры, которые транслируются благодаря массмедиа, или каналам массовой коммуникации - это радио, телевидение, кино, пресса. С их изобретением сначала стёрлись границы между городом и деревней, а затем между странами. По мнению И. Ламонда, указанные три критерия - телевидение, радио и пресса - отличают массовую культуру от народной. Массмедиа являются формой того, содержанием чего выступает массовая культура.

Хотя корни массовой и популярной культуры, по мнению Лео Ловенталя, уходят в Европу XVI века, в строгом смысле слова их надо считать порождением современного общества. Особенно это касается массовой культуры.

Появление современных средств массовой информации позволило тиражировать один продукт культуры в тысячах и миллионах экземпляров, а стало быть, снижать стоимость каждого и делать его доступным широким слоями населения. Индустриальное и особенно постиндустриальное общество связывают с двумя важными процессами - распространением массового производства и появлением массового досуга .

Переход к массовому производству произошёл в США в 30-е годы, а к массовому досугу - там же в 50-е годы, посему родиной того и другого считаются США. Отсюда массовое производство и массовый досуг распространились в другие страны мира, пржде всего в Западную Европу. На базе массового производства и массового досуга сформировалась массовая культура. Почему три явления - массовое производство, массовый досуг и массовая культура - тесно связаны друг с другом, и их необходимо рассматривать в тесном единстве?

Массовое производство, распространившееся после появления конвейеров и системы Форда, не только стандартизировало трудовой процесс, облегчило труд, наполнило рынок ширпотребом, но оно ещё позволило значительно снизить цену на товары. Массовое производство послужило причиной нового явления - массового потребления и массового потребителя, а его чаще всего идентифицируют со средним классом, то есть не очень богатыми, но уже не бедными слоями общества.

В середине 50-х годов в США наблюдался быстрый экономический рост и подъём материального благополучия населения, увеличение производительности труда и соответствующее ему сокращение рабочей недели, переориентация среднего американца с ценностей труда на ценности досуга, широкое употребление бытовой техники, повышение уровня грамотности и облегчение досуга населения к институтам культуры, в том числе школам и университетам, библиотекам и театрам, кино и телевидению. Социологи стали говорить о культурной революции досуга, происходящей в период перехода развитых стран от индустриального к постиндустриальному обществу.

В середине столетия в США формировалось общество среднего класса, в котором основной акцент ставился на восходящую мобильность и индивидуальные трудовые усилия. Именно средний класс впоследствии сыграл главную роль в формировании массовой культуры и общества досуга . Характерное тяготение американцев к плодам технической цивилизации, изобретательский пафос и стремление технизировать всё и вся помогли в короткие сроки создать материальные носители массовой культуры - радио, телевидение, транснациональные газетные империи. Наконец, третий фактор - страсть американцев всё, до чего они касаются, превращать в выгодный бизнес, - способствовал коммерциализации досуга среднего и молодого поколения Америки в 50 - 60-е годы.

В конце 60-х годов массовая культура появляется также и в СССР. Но она мало зависит от рынка, массового производства и массового потребления. Главным фактором выступало государство. Массовая культура финансировалась и курировалась государством через масс-медиа, она включала пропаганду и официальную культуру - от фотографии до кино всё было нацелено на пропаганду социалистического образа жизни. Официальная пропаганда стала массовой благодаря внедрению в повседневный быт советских людей магнитофонов, радиоприёмников, телевизоров и, конечно, прессы.

Массовая культура вытеснила на периферию народную культуру, которая постепенно стала забываться. Если бы не фольклорные экспедиции филологов, записывавшие уходящие в прошлое легенды, песни и обряды, то народная (фольклорная) культура не сохранилась бы вовсе. Правда, правительство поощряло проведение фестивалей, конкурсов и смотров народных ансамблей.

Распространение массовой культуры породило научные исследования. В США, а затем и в других странах сформировалась социология массовой культуры.

Феномен массового производства не так уж и безобиден для общества. С одной стороны, оно делает доступным для широких слоёв то, чем в прежние времена пользовалась только элита. Оно улучшает условия труда и быта людей. С другой стороны, оно упрощает наши потребности и вкусы. Общедоступные товары продаются по невысокой цене и выпускаются с невысоким качеством. Репродукции картин Рембрандта или Ван Гога из магазина не передают всей гаммы сильных чувств, которые испытывает человек, созерцающий оригиналы. Но далеко не каждый житель, скажем, России способен приехать в Москву или выехать в Европу для общения с великими подлинниками.

По мнению А.Я. Флиера, массовая культура выполняет важную трансляцию. Язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен широким слоям, поэтому обществу понадобились некие переводчики (трансляторы). Важным шагом стало введение всеобщего и обязательного образования населения, а затем - развитие средств массовой информации (СМИ). Поскольку профессиональные знания постоянно расширяются и углубляются, человеку на протяжении всей жизни требуется присутствие тех, кто растолковывает и адаптирует к его уровню сложную информацию. Наилучшим транслятором является массовая культура, использующая и печать, и телевидение. Многочисленные комментаторы, журналисты, политические обозреватели, шоумены, телезвёзды и др. не только интерпретируют, но и манипулируют нашим сознанием, вбивая в наши головы избитые стереотипы и формулировки.

Массовая культура - это культура на дому. Она всегда с нами. Мы приобщаемся к ней тогда, когда это выгодно и удобно нам, а не авторам или исполнителям.

Но подобное уже случалось в истории человечества. В древности фараоны, султаны, короли приглашали профессиональных артистов к себе домой, и лишь много позже они начали выезжать в «свет», занимая почётную ложу в театре. Салонная культура XVIII - XIX веков - это также домашняя культура. Правда, домашнее музицирование и домашние любительские спектакли являлись привилегией тонкого слоя интеллигенции. Начиная с середины XIX века общение с искусством становится доступным практически всем слоям и происходит в специализированных учреждениях - в музеях, картинных галереях, театрах, консерваториях, концертных залах. Оно доступно широким массам.

Во второй половине XX века искусство вновь возвращается в дом благодаря телевидению, радио, звуко- и видеотехнике, репродукциям, слайдам. Искусство стало домашним, но перестало быть уделом узкого круга избранных.

Из великой тройки масс-медиа - прессы, радио и телевидения - пресса возникла раньше других, став уже в XIX веке носителем формирующейся массовой и популярной культуры. Тиражи газет увеличились по мере роста городского населения. С увеличением числа подписчиков появлялась возможность сделать газету более привлекательной и более дешёвой, сохраняя при этом высокий уровень доходов за счёт увеличения оборота. Газету можно иметь с собой повсюду - на улице и дома. Раньше, чтобы купить её, нужно было идти в киоск. Доставка газеты на дом повышает комфортность и притягательность многотиражной прессы.

Отныне стало возможным консервировать не только фрукты и овощи, но и информацию и развлечения на записывающей технике. Понравившуюся мелодию можно включить в любое врем и в любом месте, слушать её столько раз, сколько захочется. Разумеется, ничего похожего нет в традиционной культуре, основанной на изустной передаче информации и живом источнике. Вторая отличительная черта - несравнимо более широкий диапазон и разнообразие передаваемой информации. В Москве можно увидеть или услышать то, что творится в данный момент в Нью-Йорке или Токио.

Масс-медиа неизмеримо расширяют круг любителей искусства. Первый концерт П.Чайковского в 1891 году, проходивший в Карнеги-холл в Нью-Йорке, слушали 2000 человек. Первое в США выступление группы «Битлз» в том же Карнеги-холл в 1964 году благодаря телевидению смотрели и слушали 73 млн человек.

Не менее важная особенность массовой культуры - гибридизация СМИ, то есть соединение в целое самых разных технических достижений. Именно так возникли кино, радио и телевидение. Телевидение, функцией которого является обучение, информирование и развлечение, соединило в себе почти все прежние формы информации - школу, кино, радио. В свою очередь, радио ещё до появления телевидения аккумулировало в себе газету (выписки новостей), книгу (радиопостановки), театр и концертный зал (радио-спектакли, трансляции концертов), стадион (спортивные репортажи), эстраду (проигрывание грамзаписей). Что касается кино, то оно приблизило к нам различные аспекты визуальной сферы - от фотографии до театра, цирка и эстрады.

Традиционная театральная культура оказалась широкодоступной. Коммерческие зрелищные предприятия, ставшие со второй половины XIX века характерной чертой городской культуры, столкнулись с конкуренцией. Теперь актёры играли не на сцене, а перед микрофоном и кинокамерой; люди могли выбирать, ходить ли им в театры и концертные залы или слушать радио и смотреть телевизор. Оперные певцы, музыканты и журналисты стали работать на радио. Кино - самая молодая из всех форм развлечений - поначалу процветало, используя опыт радио и популярность кинозвёзд, до тех пор, пока не пришло телевидение. Традиционные формы культуры и досуга меняли свой статус и переживали финансовый кризис. С приходом радиовещания и телевидения лишились своей аудитории театр и кино.

Сегодня появилось выражение «культура на скорую руку». Радио, телевидение и пресса удовлетворяют основному условию массовой культуры: сиюминутной реакции на происходящее и, следовательно, отсутствию какой-либо избирательности. С появлением спутников связи новости стали распространяться по миру почти мгновенно. В одно и то же время огромная аудитория получает одну и ту же культуру.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было. Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

Однако «зрительная цивилизация», пришедшая на смену речевой и письменной, имеет не только позитивные, но и негативные стороны. Некоторые специалисты считают, что зрительная информация ведёт к раннему взрослению детей и инфантилизму взрослых. Она вызывает одинаковую реакцию у людей независимо от уровня образования, воздействуя на низшие уровни психики (эмоции и чувства) в ущерб разуму.

Специалисты считают, что школярские методы обучения отбили у детей интерес к серьёзным книгам.

3. Кризис чтения.

Кризис чтения проявляет себя в двух формах: а) пассивной грамотности, когда взрослые и дети просто не любят читать, и б) активной неграмотности, или функциональной неграмотности (этот термин применим к любому лицу, в значительной мере утратившему навыки чтения и письма и неспособного к восприятию короткого и несложного текста, имеющего отношение к повседневной жизни), при которой люди любят, но не умеют читать.

Масштабы того и другого явления в развитых странах впечатляющие: в высококультурной Франции количество взрослых, никогда не открывавших книгу, составляет от 50 до 55%; от 23 до 30 млн американцев полностью неграмотны, то есть фактически не могут читать или писать, от 35 до 54 млн полуграмотны - их читательские навыки и умение писать гораздо ниже, чем это необходимо для полноценной жизни в обществе. В Канаде среди лиц в возрасте 18 лет и старше 24% неграмотных или функционально неграмотных. В Польше и Германии у 40% детей школьного возраста понимание простейших литературных текстов вызывает затруднение. До 30% учащихся средних школ Франции читают из рук вон плохо и вскоре пополнят ряды нечитающей публики, чьи интеллектуальные запросы ограничиваются комиксами и развлекательными фильмами. Исследователи выявили настоящие культурные пустыни, особенно в сельской области, расположенные всего в нескольких километрах от Парижа. Удивительно, но во Франции существуют, с одной стороны, культурная элита, закормленная всевозможной книжной продукцией и претендующая на роль носителя истинной культуры, а с другой стороны - широкие массы, испытывающие книжный голод и отвергающие предлагаемую им культуру.

Функционально неграмотные люди в той или иной степени культурно ограничены и оторваны от социального и интеллектуального общения. Их можно охарактеризовать следующим образом: слабая учёба в школе, негативное отношение к учреждениям культуры из-за неумения пользоваться ими и страха быть осуждёнными знатоками и т.д. Для этой категории читателей мир культуры находится за пределом их жизненных интересов: в библиотеки и книжные магазины они не ходят, а полученное в школе образование вызвало у них скорее отторжение от литературы, нежели стимулировало глубокий интерес к чтению и навыкам самообразования.

4. Элементы массовой культуры.

К элементам, видам и средствам выражения массовой культуры специалисты причисляют очень широкий круг явлений. Так, например, А.Я. Флиер называет следующие: СМИ, школьное и вузовское образование, идеологию и пропаганду, индустрию развлекательного досуга, включая массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и проч.), индустрию оздоровительного досуга (курорты, физкультура, культуризм и аэробика, спортивный туризм, медицинские, фармацевтические, косметические услуги), индустрию интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, научно-просветительские учреждения, интеллектуальные игры и др.), игровые автоматы и компьютерные игры, всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, Интернет, щоу-бизнес, кино и др.

Но мы выделим только два наиболее типичных для массовой культуры жанра, распространённых во всём мире, - комиксы и кино.

4.1. Комиксы.

К ним относятся устные рассказы или диалоги, сопровождаемые рисунками. При этом выделяют несколько их разновидностей: 1) журнальные и газетные вставки в виде блока смешных рисунков; 2) книжные комиксы, изданные отдельной брошюрой; 3) комиксы-фильмы; 4) комиксы-карикатуры. В стороне стоит особый жанр комиксов, появившихся в конце 60-х годов в андеграундной прессе хиппи и представляющих элемент контркультуры.

Первые газетные комиксы в США появились в 1892 году. В 1946 году в стране каждый месяц подросткам в возрасте до 18 лет продавалось по 60 млн. комиксов. Пик пришёлся на 1954 год, когда в месяц 650 различных книг с комиксами расходились тиражом в 100 млн. В 1928 году появились знаменитые мульткомиксы с Микки Маусом.

Со временем комиксы превратились в мощную индустрию и стали своеобразным культовым символом для многих поколений американцев. К примеру, сериал про звёздные войны занимал воображение подростков более 20 лет. Специалисты полагают, что роль комиксов в США сродни функциям крупного культурного института, выполняющего важную задачу для масс поклонников. Комиксам покорны все возрасты, мужчины и женщины, бедные и богатые почти в равной мере.

Специалисты говорят о возникновении социологии комиксов, которая в качестве субдисциплины имеет свой предмет и объект, эмпирические данные и теоретические наработки, методологию и объяснительные концепции. Научная литература о комиксах насчитывает многие сотни статей и монографий. Учёные анализируют публикации в журналах для тинейджеров, интервьюируют читателей комиксов, проводят кросс - культурные и исторические исследования.

Выяснилось, что комиксы служат не средством убеждать от острых проблем действительности в выдуманный мир, как считалось прежде, а разорвать монотонный ритм будней. Кроме того, высмеивая политических лидеров и кинозвёзд, комиксы служат средством демократического воспитания молодёжи. Контркультурные комиксы пользуются популярностью не у тех, кому от 10 до 18, а у тех, кому за 20. студенты колледжей и университетов находят в самиздатовских газетах и листовках ответы на острые социальные и политические проблемы. Их аудитория - студенчество, испытавшее усталость от норм официальной культуры и ищущее своё место в современно обществе. Чаще всего это род протестной литературы. Сегодня комиксы стали неотъемлемым атрибутом воспитательных и образовательных программ в США.

Культурное значение мультипликационных комиксов можно видеть в том, что их герои давно превратились в дополнительных агентов социализации молодого поколения, выросшего на них. Они учат подростков бороться с трудностями, е бояться опасностей, верить в свои силы и надеяться на успех при любом повороте событий.

Вместе с тем социологи отмечают, что нравственная нацеленность героев комиксов на борьбу со злом почти полностью уравновешивается пропагандой насилия, которым перенасыщены страницы подобной литературы. Иначе карикатурист поступить не может: комиксы одновременно упрощают способы решения реальных проблем, предлагая порой очень примитивные и вульгарные методы: убить, применить насилие, ограбить. Даже если они исходят от злодеев, подростковое сознание всё равно легитимизирует их как правильные и возможные, поскольку они исходят от любимых мультиков.

В целом культурный мир комиксов неоднороден, в нём есть несомненные шедевры, воспитывающие людей в духе уважения моральных идеалов, а есть откровенный ширпотреб, созданный на злобу дня. Вот почему в американской литературе мнения специалистов разделились: сторонники переоценивают прогрессивную культурную роль комиксов, а противники преувеличивают наносимый ими социальный вред. Одни социологи подчёркивают катастрофическую роль комиксов, позволяющих подросткам выпустить накопившуюся энергию и агрессию, а другие указывают на то, что комиксы чаще читают делинквентные подростки, нежели законопослушная молодёжь. Применение специальных тестов, отслеживающих школьные успехи и интеллектуальный уровень подростков на протяжении нескольких десятилетий, свидетельствует о том, что происходит некоторое ухудшение мотивации и достижений в учёбе. Воспитанное на комиксах поколение американцев стало хуже думать и учиться.

4.2. Кино.

Кино появилось первым проводником популярной культуры. Кинематограф зарождался как форма досуга рабочего класса. В конце XIX века в США немое кино, в отличие от театра и журналистов, являлось самой доступной формой развлечения для эмигрантов из Восточной и Южной Европы, которые не понимали английского языка. Эмигрантами были и первые продюсеры кино. Они понимали потребности своей аудитории, создавая комедии, фантастические фильмы и боевики. Ранний кинематограф был крайне незатейлив, лишён внутренней интриги и являл собой набор простейших сценок: садовник разбрызгивает воду из шланга, охотники загоняют зверя.

Когда в 1903 году изобрели кинокамеру, и появилась профессия оператора, фильмы стали более сложными по сюжету. С экрана предстали герои, обладавшие собственным характером и драматургической судьбой. В 1927 - 1928 гг., когда в жизнь вошло звуковое кино, наступил пик кинематографа. Тогда в Америке появились гигантские кинотеатры (на 3 - 6 тыс. зрителей), которые ежедневно посещали от 7 до 10 млн. человек. Звук расширил возможности кино, появились новые жанры, неизвестные немому кинематографу, построенному на пантомиме, в частности, мюзикл, «ужастики», социальное кино.

С 1990 - 1911 годов начинается история величайшей киноиндустрии мира - Голливуда, которую называют ещё мировой «фабрикой грёз». К 1918 году он производил до 97% мирового кинематографа: 841 фильм ежегодно, которые показывались в 21 000 кинотеатров. Шесть гигантов Голливуда - Warner Brothers, Universal, Twentieth Century Fox, Paramount, United Artists и Columbia - зарабатывают ныне по нескольку миллиардов долларов в год, создавая продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. В 70-е годы Голливуд, начав создавать также и телефильмы, превратился в мировую столицу телепродукции.

В 1933 году появились первые кинотеатры с площадкой для автомобилей, а в конце 40-х они стали уже массовым явлением. В начале 80-х каждый четвёртый кинотеатр был для автомобилистов. Хотя кинематограф делал всё, чтобы завоевать успех у американского зрителя, его время, как казалось, неумолимо подходило к концу. После войны интерес к кинематографу падал, а интерес к телевидению, напротив, рос. В середине 70-х в неделю посещали кинотеатры по 20 млн. зрителей (для сравнения: в 20-е годы 100 млн. каждую неделю). По мере заката кинематографа набирало популярность телевидение .

5. Заключение.

Массовое общество противоречиво. С одной стороны, оно сделало книги общедоступными, а вместе с ними сделало общедоступным всеобщую грамотность и научные знания. С другой стороны, именно массовое общество отбивает у людей интерес к глубокому и заинтересованному чтению. Кризис чтения на Западе представляет одну из разновидностей кризиса культуры.

Массовая культура, как более мобильная и технически оснащённая, стала теснить традиционные виды искусства. Сначала кино переманило почти всех посетителей театра, а затем само было вытеснено телевидением. Борьба за аудиторию, конкуренция - новое явление в области культуры, которого раньше не было.

Вытеснение или потеснение традиционных видов искусства объясняется большей доступностью массовой культуры, приближённостью к аудитории и более высоким уровнем комфортности. В то же время технических достижений прекрасного помощника. Классические произведения литературы и драматургии, народные песни и танцы теперь могли увидеть не десятки, а сотни тысяч человек. Техника кинематографа увеличила эффект воздействия классики на зрителя.

Конкурируя за возврат аудитории, театр и кино вынуждены были искать новые формы, стиль, язык выражения, что плодотворно сказалось на их дальнейшем развитии.

1 . Кравченко А.И. ; Культурология: Учебное пособие для вузов. - М. Академический Проект, 2000. - 736 с.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Она подразумевает поверхностное понимание, не требующее специфических знаний и поэтому доступна для большинства.

Стереотипность - основная черта восприятия продуктов этой культуры.

Ее элементы опираются на эмоциональное бессознательное восприятие.

Она оперирует средними языковыми семиотическими нормами.

Имеет занимательную направленность и проявляется, в большей мере в развлекательной форме.

Массовая культура имеет свои особые черты: простой характер, скупая тематика, обращение к подсознанию людей. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом является то, что она находится близко и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда - все это доходит до нас благодаря массовой культуре.Сегодня ценность продукта зависит от спроса на него. Главный закон экономики, спрос рождает предложение. Чем выше спрос, тем больше предложении, то есть больше ценность товара. Таким образом, массовая культура становится двигателем потребления, и добивается этих успехов c помощью рекламы.

Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это набор информации, и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию.

Наша молодежь - это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков.

Способом самоутверждением молодого человека стал престиж. Для его обозначения используются особые символы. Основной фактор престижа - это одежда, по ней легко можно определить к какому социальному рангу относится человек.

Изменилось и отношения науки к массовой культуре, в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма, была пересмотрена концепция, лишившая противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла.

Основные особенности массовой культуры.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Монотонная, изнуряющая работа на промышленном предприятии усиливали потребность в интенсивном отдыхе, быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации.

В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Чарли Чаплин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, танцовщик Фред Астер, всемирно известные певцы Марио Ланца, Эдит Пи-аф, композиторы Ф. Лоу (автор мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссеры Г. Александров, И. Пырьев и др.

Занимательность. Она обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, насилие, ужасы. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а действуют.

Серийность, тиражируемость. Эта черта проявляется в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей.

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для своего восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

Коммерческий характер. Продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, - это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, т. е. подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые фундаментальные человеческие эмоции.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов - профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. На запросы широкого круга потребителя ориентируются профессиональные создатели продукции массовой культуры.

вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: – рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; – стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и – распространяемых средствами массовой информации

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА

термин, используемый в современной культурологии для обозначения специфической разновидности духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. Появление М.К. принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наемных рабочих. Происходившая одновременно ломка традиционной социальной структуры феодального общества также способствовала возникновению массы людей, оторванных от привычных форм деятельности и связанных с ними духовных традиций. М.К. возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием в интересах господствующих политических и экономических структур. М.К. стремится утолить естественную человеческую тоску по идеалу при помощи набора устойчивых мировоззренческих клише, формирующих неявный кодекс миропонимания и модели поведения. М.К. оперирует, как правило, базисными архетипическими представлениями и чувствами (желание любви, страх перед неведомым, стремление к успеху, надежда на чудо и т.п.), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию потребителя, аналогичную детскому непосредственному восприятию реальности. М.К. создает современную мифологию, конструируя собственный мир, который нередко воспринимается ее потребителями как более реальный, чем их собственное обыденное существование. Существенной стороной М.К. является точный выбор адресата-потребителя (возрастной, социальной и национальной групп), что определяет выбор соответствующих художественных и технических приемов и, в случае успеха, приносит значительный доход. М.К. традиционно противопоставляется элитарной культуре, способной создавать уникальные по художественной ценности продукты, требующие для своего восприятия определенных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа. Элемент новаторства в М.К. незначителен, поскольку ее творцы занимаются в основном созданием упрощенных, адаптированных для массового сознания версий достижений "высокой" культуры. В то же время неправомерно считать М.К. заповедником пошлости и дурного вкуса, не имеющим ничего общего с подлинным искусством. В действительности М.К. служит своеобразным посредником между общепринятыми ценностями элитарной культуры, авангардистским "подпольем" и традиционной народной культурой. Превращая эзотерические откровения и маргинальные художественные эксперименты в часть "наивного" сознания, М.К. способствует его обогащению и развитию. В то же время фиксируя существующие в обществе массовые умонастроения и ориентации, М.К. оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции. Динамика М.К. способна дать достаточно точную картину эволюции социальных идеалов и мировоззренческих моделей, основных тенденций духовной жизни общества. М.К. представляет собой естественное порождение современной цивилизации. Наиболее яркие феномены М.К. (комикс, "черный" криминальный роман, семейная сага) нередко рассматриваются как разновидности урбанистического фольклора. Поэтому значимость конкретного продукта М.К. определяется не его общечеловеческой ценностью, а способностью выразить иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени.

М.Р. Жбанков

Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.

Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная нагруженность отошла на второй план. Именно это приводит к приоритетному развитию развлекательных, а не идеологических или аналитических программ, к превращению шоу-бизнеса в один из наиболее доходных видов бизнеса. В 90-е гг. развернулась борьба крупнейших ТНК за сегменты рынка культурной продукции. Развитие глобальных сетей придало этой борьбе глобальный характер. Шесть крупнейших в мире ТНК доминируют ныне на рынке культурной индустрии, и каждая из них проводит свою культурную политику. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.

Отличное определение

Неполное определение ↓

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.