Голландская живопись. Золотой век голландской живописи. Картины голландских художников. Голландская живопись Голландская живопись, в изобразительном искусстве

Голландская живопись, в изобразительном искусстве

Около половины XVI стол. в среде нидерландских живописцев возникает стремление отделаться от недостатков отечественного искусства - его готической угловатости и сухости - изучением итальянских художников эпохи Возрождения и соединением их манеры с лучшими традициями собственной школы. Это стремление проглядывает уже в работах вышеупомянутого Мостарта; но главным распространителем нового движения должен считаться Ян Схорель (1495-1562), долго живший в Италии и основавший потом в Утрехте школу, из которой вышел целый ряд художников, зараженных желанием сделаться голландскими Рафаэлями и Микеланджело . По его следам Мартен ван Вэн, прозванный Гэмскерком (1498-1574), Генрик Гольциус (1558-1616), Питер Монтфорд, прозв. Блокгорстом (1532-83), Корнелис в. Гарлем (1562-1638) и другие, принадлежащие уже к следующему периоду Г. школы, каковы, напр., Абрагам Блумарт (1564-1651), Герард Гонтгорст (1592-1662), отправлялись за Альпы проникаться совершенствами корифеев итальянской живописи, но подпадали, по большей части, под влияние представителей начинавшегося в ту пору упадка этой живописи и возвращались на родину маньеристами, воображающими, что вся суть искусства заключается в утрировке мускулатуры, в вычурности ракурсов и щегольстве условными красками. Однако увлечение итальянцами, нередко простиравшееся в переходную эпоху Г. живописи до крайности, принесло своего рода пользу, так как внесло в эту живопись лучший, более ученый рисунок и уменье более свободно и смело распоряжаться композицией. Вместе со старонидерландским преданием и беспредельной любовью к природе итальянизм сделался одним из элементов, из которых сложилось оригинальное, высокоразвитое искусство цветущей эпохи. Наступление этой эпохи, как мы уже сказали, должно быть приурочено к началу XVII ст., когда Голландия, завоевав себе независимость, зажила новою жизнью. Резкое превращение еще вчера угнетенной и бедной страны в политически важный, благоустроенный и богатый союз штатов сопровождалось столь же резким переворотом в ее искусстве. Со всех сторон, почти разом, возникают в несчетном количестве замечательные художники, вызываемые к деятельности подъемом национального духа и развившеюся в обществе потребностью на их труд. К первоначальным художественным центрам, Гарлему и Лейдену , прибавляются новые - Дельфт, Утрехта, Дортрехт, Гаага , Амстердам и др. Повсюду старые задачи живописи разрабатываются по-новому под влиянием изменившихся требований и взглядов, и пышно расцветают ее новые отрасли, зачатки которых были едва приметны в предшествовавшую пору. Реформация изгнала из церквей религиозные картины; не было надобности украшать дворцы и вельможеские палаты изображениями античных богов и героев, а потому историческая живопись , удовлетворяя вкусам разбогатевшей буржуазии, отбросила идеализм и обратилась к точному воспроизведению действительности: давно прошедшие события она стала трактовать, как события дня, происходившие в Голландии, и в особенности занялась портретом, увековечивая в нем черты людей того времени, то в одиночных фигурах, то в обширных, многофигурных композициях, изображающих стрелковые общества (schutterstuke), которые играли столь видную роль в борьбе за освобождение страны, - управителей ее благотворительных заведений (regentenstuke), цеховых старшин и членов различных корпораций. Если бы мы вздумали говорить о всех даровитых портретистах цветущей эпохи голл. искусства, то одно перечисление их имен с указанием на лучшие их работы заняло бы много строк; поэтому ограничиваемся упоминанием лишь о тех художниках, которые особенно выдаются из общего ряда. Таковы: Михиль Миревельт (1567-1641), его ученик Паулюс Морэльсе (1571-1638), Томас де Кейзер (1596-1667) Ян ван Равестейн (1572? - 1657), предшественники трех величайших портретистов Голландии - чародея светотени Рембрандта ван Рейна (1606-69), бесподобного рисовальщика, обладавшего удивительным искусством моделировать фигуры в свету, но несколько холодного по характеру и колориту Бартоломеюса ван дер Гельста (1611 или 1612-70) и поражающего фугою своей кисти Франса Гольса Старшего (1581-1666). Из них особенно ярко сияет в истории имя Рембрандта, сначала пользовавшегося почетом у своих современников, потом ими забытого, мало оцененного потомством и только в текущем столетии возведенного по всей справедливости на степень мирового гения. В его характерной художественной личности сосредоточиваются, как в фокусе, все лучшие качества Г. живописи и его влияние отразилось во всех ее родах - в портрете, исторических картинах, бытовых сценах и пейзаже . Между учениками и последователями Рембрандта приобрели наибольшую известность: Фердинанд Боль (1616-80), Говерт Флинк (1615-60), Гербранд ван ден Экгоут (1621-74), Николас Мас (1632-93), Арт де Гельдер (1645-1727), Якоб Бакер (1608 или 1609-51), Ян Викторс (1621-74), Карель Фабрициус (ок. 1620-54), Саломон и Филипс Конинги (1609-56, 1619-88), Питер де Греббер, Виллем де Портер († позже 1645), Герард Доу (1613-75) и Самюель ван Гогстратен (1626-78). Кроме этих художников, следует для полноты списка лучших портретистов и исторических живописцев рассматриваемого периода назвать Яна Ливенса (1607-30), товарища Рембрандта по ученью у П. Ластмана, Абрагама ван Темпеля (1622-72) и Питера Назона (1612-91), работавших, по-видимому, под влиянием в. д. Гельста, подражателя Гальсу Иоганнеса Верспронка (1597-1662), Яна и Якоба де Браев († 1664, † 1697), Корнелиса ван Цейлена (1594-1664) и Николаса де Гельта-Стокаде (1614-69). Бытовая живопись, первые опыты которой явились еще в старой нидерландской школе, нашла себе в XVII в. особенно благодарную почву в протестантской, свободной, буржуазной, довольной собою Голландии. Небольшие картинки, бесхитростно представляющие нравы и быт разных классов местного общества, казались достаточным людям более занимательными, чем крупные произведения серьезной живописи, и наравне с пейзажами - более сподручными для украшения уютных частных жилищ. Целое полчище художников удовлетворяет требованию на такие картинки, не задумываясь долго над выбором для них тем, но добросовестно воспроизводя все, что ни встречается в действительности, проявляя при этом то любовь к своему, родному, то добродушный юмор, точно характеризуя изображаемые положения и лица и изощряясь в мастерстве техники. Тогда как одних занимают простонародная жизнь, сцены крестьянского счастья и горя, попойки в кабачках и харчевнях, сборища перед придорожными гостиницами, сельские праздники, игры и катанье на коньках по льду замерзших рек и каналов и т. д., другие берут содержание для своих произведений из более элегантного круга - пишут изящных дам в их интимной обстановке, ухаживание за ними щеголей-кавалеров, домовитых хозяек, отдающих приказания служанкам, салонные упражнения в музыке и пении, кутежи золотой молодежи в увеселительных домах и пр. В длинном ряду художников первой категории первенствуют Адриан и Изак в. Остаде (1610-85, 1621-49), Адриан Броувер (1605 или 1606-38), Ян Стэн (около 1626-79), Корнелис Бега (1620-64), Рихарт Бракенбюрг (1650-1702), П. в. Лар, прозванный в Италии Бамбоччьо (1590-1658), Корнелис Дюзарт (1660-1704) Эгберт ван дер Пуль (1621-64), Корнелис Дрохслот (1586-1666), Эгберт в. Гэмскерк (1610-80), Генрик Рокес, прозванный Зоргом (1621-82), Клас Моленар (раньше 1630-76), Ян Минсе-Моленар (около 1610-68), Корнелис Сафтлевен (1606-81) и нек. др. Из не менее значительного числа живописцев, воспроизводивших быт среднего и высшего, вообще достаточного, сословия, пользуются известностью Герард Терборх (1617-81), Герард Доу (1613-75), Габриель Метсю (1630-67), Питер де Гог (1630-66), Каспар Нетшер (1639-84), Франс в. Мирис Старший (1635-81), Эглон ван дер Нэр (1643-1703), Готфрид Схалькен (1643-1706), Ян ван дер Мэр Дельфтский (1632-73), Иоганнес Верколье (1650-93), Квиринг Брекеленкамп (†1668). Якоб Охтервельт († 1670), Дирк Гальс (1589-1656), Антони и Паламедес Паламедесы (1601-73, 1607-38) и др. К разряду жанристов можно причислить художников, писавших сцены военного быта, безделье солдат в караульнях, лагерные стоянки, кавалерийские стычки и целые битвы, манежную выездку лошадей, а также сродные с баталическими сюжетами сцены соколиной и псовой охоты. Главный представитель этой отрасли живописи - знаменитый и необычайно плодовитый Филипс Воуверман (1619-68). Кроме него, отлично разрабатывали ее брат этого мастера, Питер (1623-82), Ян Асселейн (1610-52), которого мы вскоре встретим в ряду пейзажистов, вышеупомянутые Паламедесы, Якоб Ледюк (1600 - позже 1660), Генрик Версхюринг (1627-90), Дирк Стоп (1610-80), Дирк Мас (1656-1717) и др. У многих из названных художников пейзаж играет такую же важную роль, как и человеческие фигуры; но параллельно с ними трудится масса живописцев, ставящих его себе главною или исключительною задачей. Вообще голландцам принадлежит неотъемлемое право гордиться тем, что их отечество - родина не только новейшего жанра, но и пейзажа в том смысле, как понимается он в наши дни. На самом деле, в других странах, напр. в Италии и Франции , искусство мало интересовалось неодушевленной природой, не находило в ней ни своеобразной жизни, ни особенной красоты: живописец вводил в свои картины пейзаж только как побочный элемент, как декорацию, среди которой разыгрываются эпизоды человеческой драмы или комедии, а потому подчинял его условиям сцены, придумывая выгодные для нее живописные линии и пятна, но не копируя природы, не проникаясь внушаемым ею впечатлением. Таким же образом "сочинял" он природу и в тех редких случаях, когда пытался писать чисто пейзажную картину. Голландцы первые постигли, что даже в неодушевленной природе все дышит жизнью, все привлекательно, все способно вызывать мысль и возбуждать движение сердца. И это было вполне естественно, потому что голландцы, так сказать, создали окружающую их природу своими руками, дорожили и любовались ею, как отец дорожит и любуется собственным детищем. К тому же эта природа, несмотря на скромность своих форм и красок, представляла таким колористам, какими были голландцы, обильный материал для разработки мотивов освещения и воздушной перспективы благодаря климатическим условиям страны - ее пропитанному парами воздуху, смягчающему очертания предметов, производящему градацию тонов на различных планах и заволакивающему даль дымкою серебристого или золотистого тумана, равно как и переменчивости вида местностей, обусловливаемой временем года, часом дня и состоянием погоды. Среди пейзажистов цветущего периода голл. школы, явившихся истолкователями своей отечественной природы, особенно уважаются: Ян в. Гойен (1595-1656), который, вместе с Эзаиасом ван де Вельде (ок. 1590-1630) и Питером Молейном Старш. (1595-1661), считается основателем голл. ландшафта; затем ученик этого мастера, Саломон в. Рюисдаль († 1623), Симон де Влигер (1601-59), Ян Вейнантс (ок. 1600 - позже 1679), любитель эффектов лучшего освещения Арт в. д. Нэр (1603-77), поэтичный Якоб в. Рюисдаль (1628 или 1629-82), Мейнерт Гоббема (1638-1709) и Корнелис Деккер († 1678). Среди голландцев было также немало пейзажистов, пускавшихся в путешествия и воспроизводивших мотивы чужестранной природы, что, однако, не мешало им сохранять в своей живописи национальный характер. Альберт в. Эвердинген (1621-75) изображал виды Норвегии; Ян Бот (1610-52), Дирк в. Берген († позже 1690) и Ян Лингельбах (1623-74) - Италии; Ян в. д. Мэр Младший (1656-1705), Герман Сафтлевен (1610-85) и Ян Гриффир (1656-1720) - Рейна; Ян Гаккарт (1629-99 ?) - Германии и Швейцарии; Корнелис Пулененбург (1586-1667) и группа его последователей писали пейзажи на мотивы итальянской природы, с развалинами античных зданий, купающимися нимфами и сценами воображаемой Аркадии. В особый разряд можно выделить мастеров, которые в своих картинах соединяли пейзаж с изображением животных, давая преимущество то первому, то второму или же трактуя обе части с одинаковым вниманием. Знаменитейший в ряду таких живописцев сельской идиллии - Паулюс Поттер (1625-54); кроме него, должны быть причислены сюда Адриан в. д. Вельде (1635 или 1636-72), Альберт Кейп (1620-91), Абрагам Гондиюс († 1692) и многочисленные художники, обращавшиеся за темами предпочтительно или исключительно к Италии, каковы: Виллем Ромейн († позже 1693), Адам Пейнакер (1622-73), Ян-Баптист Вэникс (1621-60), Ян Асселейн, Клас Берхем (1620-83), Карель Дюжарден (1622-78), Томас Вейк (1616?-77) Фредерик де Мушерон (1633 или 1634-86) и др. К пейзажу близко примыкает живопись архитектурных видов, которою голландские художники стали заниматься как самостоятельною отраслью искусства только в половине XVII ст. Одни из трудившихся с тех пор по этой части изощрялись в изображении городских улиц и площадей с их зданиями; таковы, между прочими, менее значительными, Иоганнес Бэрестратен (1622-66), Иоб и Геррит Верк-Гейде (1630-93, 1638-98), Ян в. д. Гейден (1647-1712) и Якоб в. д. Юльфт (1627-88). Другие, среди которых наиболее выдаются Питер Санредан († 1666), Дирк в. Делен (1605-71), Эммануель де Витте (1616 или 1617-92), писали внутренние виды церквей и дворцов. Море имело столь важное значение в жизни Голландии, что ее искусство не могло относиться к нему иначе, как с величайшим вниманием. Многие из ее художников, занимавшихся пейзажем, жанром и даже портретом, отрываясь на время от своих обычных сюжетов, делались маринистами, и если бы мы вздумали перечислять всех живописцев голландск. школы, изображавших спокойное или бушующее море, качающиеся на нем корабли, загроможденные судами гавани, морские сражения и т. п., то получился бы очень длинный список, в который бы вошли имена Я. в. Гойена, С. де Влигера, С. и Я. Рюисдалей, А. Кейпа и других, уже упомянутых в предыдущих строках. Ограничиваясь же указанием на тех, для которых живопись морских видов составляла специальность, мы должны назвать Виллема в. де Вельде Старшего (1611 или 1612-93), его знаменитого сына В. в. де Вельде Младшего (1633-1707), Людольфа Бакгейзена (1631-1708), Яна в. де Каппелле († 1679) и Юлиюса Парцеллиса († позже 1634). Наконец, реалистичное направление голландской школы было причиною того, что в ней образовался и развился род живописи, который в других школах до той поры не культивировался как особая, самостоятельная отрасль, а именно живопись цветов, плодов, овощей, живности, кухонных принадлежностей, столовой посуды и т. п. - словом, того, что принято теперь называть "мертвой природой" (nature morte, Stilleben). В этой области между голл. художниками цветущей эпохи приобрели наибольшую известность Ян-Давидс де Гэм (1606-83), его сын Корнелис (1631-95), Абрагам Миньон (1640-79), Мельхиор де Гондекутер (1636-95), Мария Остервейк (1630-93), Виллем в. Альст (1626-83), Виллем Геда (1594 -позже 1678), Виллем Кальф (1621 или 1622-93) и Ян Вэникс (1640-1719).

Блестящий период голландской живописи тянулся недолго - лишь одно столетие. С началом XVIII в. наступает ее упадок, не потому что побережья Зейдерзе перестают производить врожденные таланты, но потому что в голл. обществе все более и более слабеет национальное самосознание, испаряется национальный дух и водворяются французские вкусы и воззрения напыщенной эпохи Людовика XIV. В искусстве этот культурный поворот выражается забвением со стороны художников тех основных начал, от которых зависела оригинальность живописцев предшествовавших поколений, и обращением к эстетическим принципам, занесенным из соседней страны. Вместо прямого отношения к природе, любви к отечественному и искренности водворяется господство предвзятых теорий, условность, подражание Пуссену, Лебрену, Кл. Лоррену и др. корифеям французской школы. Главным распространителем этого прискорбного направления был поселившийся в Амстердаме фламандец Герард де Лересс (1641-1711), художник весьма способный и по своему времени образованный, оказавший на современников и ближайшее потомство огромное влияние как своими манерными псевдоисторическими картинами, так и произведениями своего пера, между которыми одно - "Великая книга живописца" ("t groot schilderboec) - в течение пятидесяти лет служила кодексом для молодых артистов. Упадку школы способствовал также знаменитый Адриан в. де Верфф (1659-1722), прилизанная живопись которого с холодными, как бы вырезанными из слоновой кости фигурами, с тусклым, бессильным колоритом казалась некогда верхом совершенства. Между последователями этого художника пользовались известностью в качестве исторических живописцев Генрик в. Лимборг (1680-1758) и Филипп в.-Дейк (1669-1729), прозванный "Маленьким в.-Дейком". Из прочих живописцев рассматриваемой эпохи, наделенных несомненным дарованием, но зараженных духом времени, следует отметить Виллема и Франса в. Мирисов Младших (1662-1747, 1689-1763), Николаса Верколье (1673-1746), Константейна Нетшера (1668-1722), Изака де Мушерона (1670-1744) и Кареля де Мора (1656-1738). Некоторый блеск умирающей школе придали Корнелис Трост (1697-1750), преимущественно карикатурист , прозванный голланд. Гогартом, портретист Ян Квинкгард (1688-1772), декоративно-исторический живописец Якоб де Вит (1695-1754) и живописцы мертвой природы Ян в. Гейзюм (1682-1749) и Рахиль Рейсх (1664-1750).

Чужеземное влияние тяготело над голландскою живописью до двадцатых годов XIX столетия, успев более или менее отразить в ней те видоизменения, какие принимало искусство во Франции, начиная с париковства времен Короля-солнца и кончая псевдоклассицизмом Давида. Когда стиль последнего отжил свой век и повсюду на Западе Европы вместо увлечения древними греками и римлянами возбудилось романтическое стремление, овладевшее как поэзией, так и образными искусствами, - голландцы, подобно другим народам, обратились взорами к своей старине, а следовательно и к славному прошлому своей живописи. Желание сообщить ей снова тот блеск, каким сияла она в XVII столетии, стало одушевлять новейших художников и возвратило их к принципам старинных национальных мастеров - к строгому наблюдению природы и бесхитростному, искреннему отношению к предлежащим задачам. При этом они не старались совершенно устраниться от иностранного влияния, но, отправляясь учиться в Париж или Дюссельдорф и другие художественные центры Германии, вывозили оттуда домой только знакомство с успехами современной техники. Благодаря всему этому возрожденная голландская школа получила опять оригинальную, симпатичную физиономию и движется в наши дни по пути, ведущему к дальнейшему прогрессу. Многих из своих новейших деятелей она может смело противопоставить лучшим живописцам XIX века в других странах. Историческая живопись в тесном значении слова культивируется в ней, как и в старину, очень умеренно и не имеет выдающихся представителей; зато по части исторического жанра Голландия может гордиться несколькими значительными новейшими мастерами, каковы: Якоб Экгоут (1793-1861), Ари Ламме (р. 1812), Питер в. Схендель (1806-70), Давид Блес (род. 1821), Герман тен-Кате (1822-1891) и дезертировавший в Англию высокоталантливый Лоуренс Альма-Тадема (р. 1836). По бытовому жанру , входившему также в круг деятельности этих художников (за исключением Альмы-Тадемы), можно указать на целый ряд прекрасных живописцев, во главе которых должны быть поставлены Иозеф Израельс (р. 1824) и Христоффель Биссхоп (р. 1828); кроме них, достойны быть названными Михиль Версэг (1756-1843), Эльханон Вервэр (р. 1826), Тереза Шварце (р. 1852) и Валли Мус (р. 1857). Особенно богата новейшая голл. живопись пейзажистами, трудившимися и трудящимися в разнообразном роде, то с тщательною оконченностью, то с широкою техникою импрессионистов, но верными и поэтическими истолкователями своей родной природы. К их числу принадлежат Андреас Схельфгоут (1787-1870), Барент Куккук (1803-62), Иоганнес Вильдерс (1811-90), Виллем Рулофс (р. 1822), Гендрих в. де Санде-Бокгейзен (р. 1826), Антон Мауве (1838-88), Якоб Марис (р. 1837), Лодевейк Аполь (р. 1850) и мн. др. Прямыми наследниками Я. в. д. Гейдена и Э. де Витте явились живописцы перспективных видов Ян Вергейден (1778-1846), Бартоломеюс в. Гове (1790-1888), Саломон Вервэр (1813-76), Корнелис Спрингер (1817-91), Иоганнес Босбом (1817-91), Иоганнес Вейссенбрух (1822-1880) и др. Между новейшими маринистами Голландии пальма первенства принадлежит Иог. Схотелю (1787-1838), Ари Плейзиру (р. 1809), Герману Куккуку (1815-82) и Генрику Месдагу (р. 1831). Наконец, в живописи животных выказали большое искусство Воутерс Версхур (1812-74) и Иоган Гас (р. 1832).

Ср. Van Eyden u. van der Willigen, "Geschiedenis der vaderlandische schilderkunst, sedert de helft des 18-de eeuw" (4 тома, 1866) A. Woltman u. K. Woermann, "Geschichte der Malerei" (2-й и 3-й томы, 1882-1883); Waagen, "Handbuch der deutschen und niderländischen Malerschulen" (1862); Bode, "Studien zur Geschichte der holländischen Malerei" (1883); Havard, "La peinture hollandaise" (1880); E. Fromentin, "Les maîtres d"autrefois. Belgique, Hollande" (1876); A. Bredius, "Die Meisterwerke des Rijksmuseum zu Amsterdam" (1890); П. П. Семенов, "Этюды по истории нидерландской живописи на основании ее образцов, находящихся в СПб." (особое приложение к журналу "Вестн. изящн. искусств", 1885-90).

Спустя почти двести лет, в 1820 г. в этом здании была размещена Королевская художественная галерея - одно из лучших в мире собраний голландской живописи XV-XVII вв.

XVII в. называют "золотым веком" голландской живописи (не путать с фламандским "золотым веком", под которым подразумевается творчество художников Фландрии XV столетия - так называемых "фламандских примитивистов").

Все жанры этой эпохи голландского изобразительного искусства полно и разнообразно представлены в галерее: великолепные образцы портрета, пейзажи, натюрморты, исторические полотна, наконец, главное открытие голландских мастеров - жанровые сцены, или сцены повседневной жизни.

Кажется, нет ни одного сколько-нибудь значительного художника Нидерландов, чье творчество не было бы представлено в гаагском музее. Здесь и портретисты Антон ван Дейк и Якоб ван Кампен, и мастера натюрморта Виллем ван Эльст и Бальтазар ван дер Аст, знаменитые пейзажисты: Хендрик Аверкамп с его известным "Зимним пейзажем", Ян ван Гойен и Саломон ван Рюисдел, и, разумеется, блистательные мастера жанровой сцены Герард тер Борх, Питер де Хоох, Герард Доу и другие.

Среди множества славных имен выделяются четыре наиболее важных для голландского искусства. Это Ян Стен, Франс Хальс и два величайших голландских гения Рембрандт ван Рейн и Иоганн Вермеер.
В ту эпоху голландский художник нередко посвящал свое искусство какому-либо одному излюбленному жанру. Таковы Стен и Хальс. Всю жизнь эти художники работали каждый в своей области: Стен разрабатывал жанровую сцену, Хальс достиг высшего мастерства в портрете.

Ныне творчество этих мастеров рассматривается как классическое в своем жанре. В музее можно видеть "Смеющегося мальчика" Франса Хальса и "Старик поет - молодые подпевают" Яна Стена.
Ни Рембрандт, ни Вермеер не связывали свое творчество с каким-либо одним жанром. Оба они, хотя и с разной интенсивностью, работали в самых различных областях, от портрета до пейзажа, и везде достигли недосягаемых вершин, решительно вырвав голландскую живопись из узких жанровых рамок.

Рембрандт щедро представлен в музеях своей родины. Разнообразие его наследия отражает и гаагская экспозиция. В музее выставлены три картины художника: "Симеон, восхваляющий Христа", "Урок анатомии доктора Тульпа" и один из последних автопортретов великого мастера.
Вермеер, напротив, оставил чрезвычайно мало картин. Музеи, владеющие одной или двумя картинами этого загадочного живописца можно пересчитать по пальцам.

На родине художника осталось лишь шесть его шедевров. Четыре из них - самое большое собрание Вермеера в мире - хранятся в Риксмузее в Амстердаме. Двумя другими по праву гордится Гаага. Это знаменитый "Вид Делфта" - родного города Вермеера и, возможно, самая знаменитая его картина, ставшая "визитной карточкой" музея - "Девушка с жемчужной сере""жкой".
Коллекция живописи Нидерландов XVII века - главное богатство музея. Однако ею экспозиция не ограничивается: гаагская галерея гордится творениями художников еще одного "золотого века" - фламандского. Здесь хранятся произведения мастеров XV столетия: "Оплакивание Христа" Рогира ван дер Вейдена и "Мужской портрет" Ганса Мемлинга.
Собрание Морицхаус дополняет Картинная галерея принца Виллема V. Это хронологически первый художественный музей Голландии. Экспозиция его, собранная некогда самим принцем и отражающая его вкус, посвящена живописи XVIII в.

Морицхаус открыт со вторника по субботу с 10 до 17 часов. В воскресенье и выходные дни - с 11 до 17 часов. Выходной - понедельник. Стоимость билета 12.50 NLG. Дети с 7 до 18 лет - 6.50 NLG.

Галерея Виллема V открыта ежедневно с 11 до 16 часов. Выходной - понедельник. Стоимость билета 2.50 NLG. Дети с 7 до 18 лет - 1.50 NLG. По предъявлении билета в Морицхаус вход в Галерею Виллема V свободный.


Введение

1. Малые голландцы

Голландская школа живописи

Жанровая живопись

4. Символика. Натюрморт

Рембрандт ван Рейн

Вермеер Делфтский Ян

Заключение


Введение


Цель контрольной работы заключается:

·В развитии творческого потенциала;

·Формированию интереса к искусству;

·Закрепление и пополнение знаний.

В XVII веке зародилось голландское искусство. Это искусство считается самостоятельным и независимым, оно обладает определенными формами и особенностями.

До XVII века Голландия не имела своих значимых художников в искусстве, т.к. входила в государство Фландрии. Однако нескольких художников отмечают в данный период времени. Это художник и гравер Лука Лейденский(1494-1533), живописец Дирк Боутс(1415-1475), художник Скореле (1495-1562).

Постепенно смешивались разные школы и мастера теряли отличительные черты своих школ, а оставшиеся художники Голландии перестают иметь дух национального творчества. Появляется много различных и новых стилей. Художники пытаются писать картины во всех жанрах, ища индивидуальный стиль. Жанровые методы стирались: историчность не так обязательна, как ранее. Создается новый жанр - групповые портеры.

В начале XVII века, когда решалась судьба Голландии - Филипп IIIдоговорился о перемирии между Испанией и Нидерландами. Нужна была революция, политическая или военная ситуация. Борьба за независимость объединила народ. Война укрепила национальный дух. Подписанные договора с Испанией, дали Голландии свободу. Это подтолкнуло к созданию собственного и особенного искусства, выражавшее сущность голландцев.

Особенность голландских художников заключалось в создании реального образа до мельчайших подробностей - проявление чувств и мыслей. Это основа голландской школы. Она становится реалистическим искусством, а к середине XVII века достигает вершин во всех областях.

Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров - Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые - из крестьянской жизни - Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи - сцены из быта учёных и врачей - Геррит Доу (1613-1675); пейзажисты - Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653), изобразители лесных уголков - Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера - Питер Янсенс (1623-1682). Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Например, гарлемские живописцы натюрморта к так называемым «завтракам» - Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).

Художники показывают нравы и обычаи, этические и моральные нормы поведения человека. Часто изображают семейные события. Пейзажисты и мастера натюрморта передают свет под открытым небом, в закрытых помещениях мастерски изображают фактуру предметов. Бытовая живопись находится на вершине, благодаря Яну Стену (1626-1679), Герхарду Терборх (1617-1681), Питеру де Хоху (1629-1624).


1. Малые голландцы


Малые голландцы - группа художников XVII века, в которую «объединяются» живописцы пейзажной и бытовой жанровой картины маленького размера (отсюда и название). Такие картины предназначались для скромного интерьера жилых домов. Их приобретали горожане и крестьяне. Для таких картин характерно ощущение уюта на картине, тонкость деталей, близость человека и интерьера.

П. де Хох, Я. ван Гойен (1596-1656), Я. и С. ван Рёйсдал (1628-1682) и (1602 - 1670), Э. де Витте (1617-1692), П. Клас, В. Хеда, В. Калф (1619-1693), Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен (1626-1679), А. Кёйп (1620-1691) и др. Каждый специализировался, как правило, в одном каком-то жанре. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, утверждавшие, что искусство должно не только приносить удовольствие, но и напоминать о ценностях.

Творчество художников можно разделись на 3 группы:

1630-е гг. - утверждение реализма в национальной живописи (ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Хальса);

1640-1660-е гг. - расцвет художественной школы (центр искусства перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта <#"justify">2. Голландская школа живописи


Три четверти века продолжался подъем искусства на севере Нидерландов, в республике Соединенных провинций, называвшейся Голландией. В 1609 г. эта республика получила статус государства. Здесь сложилось буржуазное государство.

Значительную роль на живопись эпохи возрождения оказал итальянский художник Караваджо (1571-1610). Он писал свои картины очень реалистичными, а предметы и фигуры имели высокую технику светотени.

Художников было много, и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой, но Амстердам играл самую важную роль в развитии голландского искусства.


3. Жанровая живопись


В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина - морской пейзаж, городской пейзаж - ведута, изображение животных - анималистическая живопись. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля(1525-1529). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. В искусстве этого времени завершилось формирование системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи - жанровая живопись. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. В жанровых картинах изображали быт частного человека: пирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.

Работы Гарарда Доу пользовались тогда большой популярностью. Он пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Часто изображает пожилых женщин, сидящих за прялкой или читающих. Явная тенденция Доу - выписывание в своих небольших картинках поверхности предметов - узоры тканей, морщины старческих лиц, чешую рыбы и т. д. (приложение; рис.

Но жанровая живопись потерпела эволюцию. В период становления ее заново, были распространены сюжеты на темы отдыха, развлечений, сцены из жизни офицеров. Такие картины назывались «завтраки», «банкеты», «общества», «концерты». Эта живопись отличалась пестротой цвета и радостными тонами. Оригинальным стал жанр - «завтраков». Это вид натюрморта, в котором через изображение посуды, разнообразных блюд передавался характер их владельцев.

Бытовой жанр - самое отличительное и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства повседневность жизни частного человека.

В жанровой теме искусства писал и Ян Стен. Он с чувством юмора подмечал подробности быта и взаимоотношения людей. В картине «Гуляки» на зрителя весело и лукаво смотрит сам художник, сидящий рядом с женой, уснувшей после веселого застолья. А в картине через мимику и жесты персонажей Ян Стен умело раскрывает сюжет мнимой болезни.

К началу 30-х годов произошло завершение формирования голландской жанровой картины. Делили жанровую живопись по социальному признаку: сюжеты на темы из жизни буржуазии, и сцены из жизни крестьян и городской бедноты.

Одним из известных художников, писавшем в «крестьянском жанре», был Адриан ван Остад. В ранний период творчества, изображение крестьян отличалось комичностью. Так, в картине, освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света создают на их лицах маски со злобными эмоциям.

Позже, художник пишет картины с более спокойными сюжетами, изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха. Например, интерьерная картина «Деревенские музыканты». Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана - Иcаак ван Остаде. Он изображал жизнь сельской Голландии. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня.

В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.

Голландские жанристы пытались отразить в работах внутренний мир человека. В регулярно происходящих ситуациях они смогли показать мир переживаний. Так, Герард Терборх в картине «Бокал лимонада» изобразил едва уловимый язык жестов, прикосновений рук, встреч взглядами раскрывает целую гамму чувств и взаимоотношений персонажей.

Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с неприметной и будничной красотой. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Голландцы его называли «stilleven». В это понимание мастера видели в неодушевленных предметах скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцы создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу - всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.

Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас1 и Виллем Хед. Любимая тема их натюрмортов - так называемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение; рис. 16) предметы самой различной формы и материала - кофейник, бокал, лимон, серебряная тарелка. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов - композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Натюрморты Класса и Хеды похожи между собой - это настроение интимности и уюта, спокойствие в жизни бюргерского дома, где есть достаток. Натюрморт можно рассматривать как одну из важных тем голландского искусства - темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила в жанровой картине.


Символика. Натюрморт


Все предметы в голландском натюрморте символичны. Сборники, издававшиеся на протяжении XVIII <#"justify">oосыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности;

oувядший цветок - намек на исчезновение чувства;

oирисы - знак Богородицы;

oкрасные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

oбелая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

oгвоздика - символ пролитой крови Христа;

oбелый тюльпан - ложная любовь.

oгранат - символ воскресения, символ целомудрия;

oяблоки, персики, апельсины напоминали о грехопадении;

oвино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа;

oоливка - символ мира;

oгнилые фрукты - символ старения;

oколосья пшеницы, плюща - символ возрождения и круговорота жизни.

oстекло - символ хрупкости;

oфарфор - чистота;

oбутылка - символ греха и пьянства;

oразбитая посуда - символ смерти;

oперевернутый или пустой бокал обозначает пустоту;

oнож - символ предательства;

oсеребряные сосуды - олицетворение богатства.

oпесочные часы - напоминание о быстротечности жизни;

oчереп - напоминание о неизбежности смерти;

oколосья пшеницы - символы возрождения и круговорота жизни;

oхлеб - символ тела Господа;

oоружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;

oключи - символизируют власть;

oкурительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;

oкарнавальная маска - является знаком отсутствия человека; безответственного удовольствия;

oзеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности.

Основы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении вначале XVII века. Художники изображали, полюбившуюся им природу с дюнами и каналами, домиками и селениями. Они старались изобразить национальность пейзажа, атмосферу воздуха и характерность времени года. Мастера все чаще подчиняли все компоненты картины единому тону. Они тонко чувствовали цвета, умело владели передачей переходов из света в тень, из тона в тон.

Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596-1656). Он работал в Лейдене и Гааге. Художник любил изображать долины и водную гладь рек на небольших по размеру полотнах. Много места Гойен оставлял небу с облаками. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена», выдержанная в тонкой коричнево-серой гамме красок.

Позднее, характерная сущность пейзажей меняется. Она становится немного шире, более эмоциональной. Специфика остается той же- сдержанной, но тона приобретают глубину.

Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Изображая объемными деревья и кусты, создавалось ощущение, что они выдвигаются на передний план и становятся мощнее. Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Рейсдаль любил и руины, как декоративные детали, говорящие о разрушении, бренности земного существования. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема.


Портретная живопись. Франс Хальс


Одним из великих голландских художников был Франс Хальс (около 1580-1666). Он родился в XVII веке в Антверпене. Совсем юным художником попал в Харлем, где вырос и сформировался в манере школы Карела Ван Мандера. Харлем гордился своим художником, и приводили к нему в мастерскую именитых гостей - Рубенса и Ван Дейка.

Хальс был почти исключительно портретистом, но его искусство много значило не только для портретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи.

В 1616 году Хальс пишет картину «Банкет офицеров роты стрелкового полка Святого Георгия», в которой полностью порывает с традиционной схемой группового портера. Создавая очень живое произведение, объединяя персонажи в группы и придавая им различные позы, он как бы срастил воедино портрет с жанровой живописью. Произведение имело успех, а художник был завален заказами.

Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно, их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса - это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету - «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе».

Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, чуждые его персонажам портрет Виллема Хейтхейсена, а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека.

Настали переломные моменты в живописи Хальса. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса - мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Композиция портрета - поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, чувствуется значительность личности. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. В то же время в взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, таится сожаление о прошлом - о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.

Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Художник прожил долгую жизнь, и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества, исчезновения его демократического духа. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.

За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых.

В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В регентах нет жизненной силы, как на ранних групповых портретах Хальса. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Черные тона с красновато-розовыми пятнами создает трагическую атмосферу.

В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них живет глубокая подавленность, чувство бессилия и отчаяния перед лицом надвигающейся смерти.

До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило проникновенность и силу.


6. Рембрандт ван Рейн


Рембранд (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в Лейдене в 1606 году. Для получения художественного образования, художник переезжает в Амстердам и поступает в мастерскую Питера Ластмана, а затем возвращается в Лейден, где в 1625 году начинает самостоятельную творческую жизнь. В 1631 г Рембрандт окончательно переезжает в Амстердам, и вся остальная жизнь мастера связана с этим городом.

Творчество Рембрандта, проникнуто к философскому постижению жизни и внутреннего мира человека. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице.

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества мужских и женских этюдов . В них он исследует своеобразие каждой модели, ее мимику. Эти небольшие произведения, впоследствии стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После продажи дома и имущества художник переехал на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т.к. его изображения наиболее многочисленны. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. «Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг , 1652; Герард де Лересс , 1665; Йеремиас де Деккер , 1666), солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов . В лице апостола угадываются черты самого художника.


7. Вермеер Делфтский Ян

голландский искусство живопись натюрморт

Вермеер Делфтский Ян (1632-1675) - голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Работал Вермеер в Делфте. Как художник сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада Карела Фабрициуса.

Ранние картины Вермеера имеют возвышенность образов (Христос у Марфы и Марии). Сильное влияние на творчество Вермеера оказало творчество мастера жанровой живописи Питера де Хооха. Стиль этого живописца в дальнейшем находит развитие в картинах Вермеера.

Со второй половины 50-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в серебристом свете интерьера дома (Девушка с письмом, Служанка с кувшином молока). В конце 50-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: проникновенную картину Улочка с сияющими, свежими, чистыми, красками и картину Вид города Делфта. В 60-е годы творчество Вермеера становится более изысканным, а живопись - холодной. (Девушка с жемчужной сережкой).

В конце 60-х годов художник часто изображал богато обставленные комнаты, где дамы и кавалеры музицируют и ведут галантные беседы.

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Вероятно, это ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло - острое заболевание, или депрессия в связи с финансами, но похоронили Вермеера в 1675 году в семейном склепе в Делфте.

Индивидуальное искусство Вермеера после смерти не было оценено современниками. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики.


Заключение


Обращение к реальной действительности помогло расширить художественные возможности искусства Голландии, обогащало его жанровую тему. Если до XVII века в европейском изобразительном искусстве большое значение имела библейско-мифологическая тематика, а другие жанры были слабо развиты, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние формы воплощения и трактуются теперь как бытовые картины.

При всех достижениях голландское искусство несло в себе и некоторые специфические черты ограниченности - узкий круг сюжетов и мотивов. Другой минус: только некоторые мастера стремились найти в явлениях их глубокую основу.

Но во многих композиционных картинах, портретах образы носят глубочайший характер, а пейзажи показывают истинную и реальную природу. Это стало отличительной особенностью голландского искусства. Таким образом, живописцы сделали большой прорыв в искусстве, овладев трудным и сложным умением писать изображения внутреннего мира человека и переживания.

Контрольная работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических знаний, глубже узнать о голландских художниках и их работах.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Голландская живопись зародилась в первые годы 17 века. Голландская школа живописи являлась независимой, великой, самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.
Голландия до 17 века не выделялась обилием национальных художников. Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения.
Во Фландрии творили выдающиеся живописцы Ван Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден, подобных которым не было в Голландии. Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале 16 века, это художник и гравер Лука Лейденский, который является последователем брюггской школы. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте, Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну.
К концу 16 века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться и формироваться другие художники. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Появляются прямые предшественники Рембрандта – его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Становятся более свободными и жанровые методы – историчность не так обязательна, как ранее. Создается особый, глубоко национальный и почти исторический жанр - групповые портреты, предназначенные для общественных мест – городских ратуш, корпораций, цехов и общин.
Это только начало, самой школы еще нет. Есть много талантливых художников, среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев: Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ванн Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен – все они родились еще в конце 16 века.
В развитии голландской живописи это был критический момент. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Во Фландрии, где наблюдалось похожее пробуждение, наоборот, уже чувствовалась уверенность и стабильность, которой пока не было в Голландии. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому.
Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Были серьезные причины, для того чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Для этого не хватало двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы.
В 1609 году, решилась судьба Голландии, после договора о перемирии (между Испанией и Нидерландами) и официального признания Соединенных провинций сразу наступило затишье. Поразительно, как неожиданно, и за какой короткий срок – не больше тридцати лет - на маленьком пространстве, на неблагодарной пустынной почве, в суровых условиях жизни появилась чудесная плеяда живописцев, и притом великих живописцев.
Они появились сразу и повсюду: в Амстердаме, Дордрехте, Лейдене, Делфте, Утрехте, Роттердаме, Харлеме, даже за границей – как бы из семян, упавших за пределы поля. Самые ранние – Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся нарубеже столетий. И далее, в интервале от начала века до конца его первой трети – Кейп, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль. Далее Питер де Хох, Хоббема. Последние из великих – ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде – в 1636 и 1637 годах. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы. Необходимо было создать искусство для нации.
Голландская живопись , была и могла быть лишь выражением внешнего облика, верным, точным, похожим портретом Голландии. Основными элементами голландской школы живописи были портрет, пейзаж, бытовые сцены. Голландская школа растет и работает в течение целого столетия.
Живописцы Голландии находили сюжеты и краски для удовлетворения любых человеческих склонностей и привязанностей. Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает совершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердой руки, глубокой сосредоточенности.
Именно голландская живопись даёт наиболее ясное представление об этом скрытом и вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму.
Для более полного представления о голландской живописи следовало бы рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характер палитры. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже отличать эту школу от других и проследить за ее истоками.
Выразительным образом, иллюстрирующим голландскую живопись , является картина Адриана ван Остаде из амстердамского музея «Ателье художника». Этот сюжет был одним из любимых для голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немного сгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями и прозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рука осторожна.
Только, пожалуй, эти живописцы были более смелы и умели более беззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить из сохранившихся изображений.
Основу для голландской школы живописи заложили Ян ван Гойен и Ян ван Вейнантс в начале 17 века, установив некоторые законы живописи.

Временем рождения голландской школы считаются первые годы XVII века. Эта школа относится к великим школам живописи и является независимой и самостоятельной школой, обладающей уникальными и неповторимыми особенностями и самобытностью.

Это имеет во многом историческое объяснение - новое течение в искусстве и новое государство на карте Европы возникли одновременно.

Голландия до XVII века не выделялась обилием национальных художников. Может быть, поэтому в дальнейшем в этой стране можно насчитать столь большое количество художников, причем именно голландских художников. Пока эта страна была одним государством с Фландрией, в основном во Фландрии интенсивно создавались и развивались самобытные живописные течения. Во Фландрии творили выдающиеся живописцы Ван Эйк, Мемлинг, Рогир ван дер Вейден, подобных которым не было в Голландии. Только отдельные всплески гениальности в живописи можно отметить в начале XVI века, это художник и гравер Лука Лейденский, который является последователем брюггской школы. Но Лука Лейденский не создавал никакой школы. То же самое можно сказать о живописце Дирке Боутсе из Харлема, творения которого почти не выделяются на фоне стиля и манеры истоков фламандской школы, о художниках Мостарте, Скореле и Хемскерке, которые, несмотря на все их значение, не являются индивидуальными талантами, своим своеобразием характеризующими страну.

Тогда итальянское влияние распространилось на всех, кто творил с помощью кисти - от Антверпена до Харлема. Это было одной из причин того, что границы стирались, школы смешивались, художники теряли свое национальное лицо. Не осталось в живых даже ни одного ученика Яна Скореля. Последний, самый знаменитый, величайший портретист, который вместе с Рембрандтом составляет гордость Голландии, художник, одаренный мощным талантом, прекрасно образованный, разнообразный по стилю, мужественный и гибкий по натуре, космополит, утративший все следы своего происхождения и даже свое имя, - Антонис Моро, (он был официальным живописцем испанского короля) умер после 1588 года.

Оставшиеся в живых живописцы почти перестали быть по духу своего творчества голландцами, им не хватало организованности и способностей для обновления национальной школы. Это были представители голландского маньеризма: гравер Хендрик Гольциус, Корнелис Харлемский, подражавший Микеланджело, Абрахам Блумарт, последователь Корреджо, Михиль Миревельт, хороший художник-портретист, искусный, точный, лаконичный, немного холодный, современный для своего времени, но не являющийся национальным. Интересно, что только он один не поддался итальянскому влиянию, подчинившему себе большинство проявлений в живописи Голландии того времени.

К концу XVI века, когда портретисты уже создали школу, стали появляться и формироваться другие художники. Во второй половине годы XVI века родилось большое число живописцев, которые стали явлением в живописи, это уже почти пробуждение голландской национальной школы. Большое разнообразие талантов приводит к множеству различных направлений и путей развития живописи. Художники испытывают себя во всех жанрах, в различных цветовых гаммах: одни работают в светлой манере, другие - в темной (здесь сказалось влияние итальянского художника Караваджо). Светлой - привержены рисовальщики, темной - колористы. Начинаются поиски живописной манеры, разрабатываются правила изображения светотени. Палитра становится более раскованной и свободной, линии и пластика изображенного - тоже. Появляются прямые предшественники Рембрандта - его учителя Ян Пейс и Питер Ластман. Становятся более свободными и жанровые методы - историчность не так обязательна, как ранее. Создается особый, глубоко национальный и почти исторический жанр - групповые портреты, предназначенные для общественных мест - городских ратуш, корпораций, цехов и общин. На этом событии, наиболее совершенном по форме, заканчивается XVI и начинается XVII век.

Это только начало, зародыш школы, самой школы еще нет. Есть много талантливых художников. Среди них есть искусные мастера, несколько больших живописцев. Морельсе, Ян Равестейн, Ластман, Франс Хальс, Пуленбург, ван Схотен, ван де Венне, Томас де Кейсер, Хонтхорст, Кейп Старший, наконец, Эсайяс ван де Вельде и ван Гойен - все они родились еще в конце XVI века. В этом перечне есть и художники, имена которых сохранила история и те, кто представлял только отдельные попытки достичь мастерства и те, кто стали учителями и предшественниками будущих мастеров.

В развитии голландской живописи это был критический момент. При неустойчивом политическом равновесии все зависело только от случая. Во Фландрии, где наблюдалось похожее пробуждение, наоборот, уже чувствовалась уверенность и стабильность, которой пока не было в Голландии. Во Фландрии уже были художники, которые сформировались или были близки к этому. Политические и социально-исторические условия в этой стране были более благоприятными. Там было более гибкое и терпимое правительство, традиции и общество. Потребность в роскоши порождала настойчивую потребность в искусстве. В общем, были серьезные причины, чтобы Фландрия вторично стала великим очагом искусства. Для этого не хватало только двух вещей: нескольких лет мира и мастера, который был бы создателем школы.

В 1609 году, когда решалась судьба Голландии - Филипп III договорился о перемирии между Испанией и Нидерландами - как раз и появляется Рубенс.

Все зависело от политической или военной случайности. Побежденная и покоренная, Голландия должна была бы окончательно потерять самостоятельность. Тогда, конечно, не могло бы существовать две самостоятельных школы - в Голландии и во Фландрии. В стране, зависимой от итальяно-фламандского влияния, такая школа и талантливые самобытные художники не могли бы развиваться.

Для того, чтобы родился на свет голландский народ, и чтобы голландское искусство увидело свет вместе с ним, нужна была революция, глубокая и победоносная. Особенно важно было то, чтобы революция опиралась на справедливость, разум, необходимость, чтобы народ заслужил то, чего он хотел достичь, чтобы он был решителен, убежден в своей правоте, трудолюбив, терпелив, сдержан, героичен, мудр. Все эти исторические черты получили свое отражение в последующем при формировании голландской школы живописи.

Ситуация сложилась так, что война не разорила голландцев, а обогатила, борьба за независимость не истощила силы, а укрепила и воодушевила. В победе над захватчиками народ проявил то же мужество, что и в борьбе со стихиями, над морем, над затоплением земель, над климатом. То, что должно было уничтожить народ, послужило ему на пользу. Договора, подписанные с Испанией, дали Голландии свободу и укрепили ее положение. Все это и привело к созданию собственного искусства, которое прославило, одухотворило и выразило внутреннюю сущность голландского народа.

После договора 1609 года и официального признания Соединенных провинций сразу наступило затишье. Как будто благотворное, теплое веяние коснулось человеческих душ, оживило почву, нашло и пробудило ростки, уже готовые распуститься. Поразительно, как неожиданно, и за какой короткий срок - не больше тридцати лет - на маленьком пространстве, на неблагодарной пустынной почве, в суровых условиях жизни появилась чудесная плеяда живописцев, и притом великих живописцев.

Они появились сразу и повсюду: в Амстердаме, Дордрехте, Лейдене, Делфте, Утрехте, Роттердаме, Харлеме, даже за границей - как бы из семян, упавших за пределы поля. Самые ранние - Ян ван Гойен и Вейнантс, родившиеся на рубеже столетий. И далее, в интервале от начала века до конца его первой трети - Кейп, Терборх, Брауэр, Рембрандт, Адриан ван Остаде, Фердинанд Боль, Герард Дау, Метсю, Веникс, Вауэрман, Берхем, Поттер, Ян Стен, Якоб Рейсдаль.

Но на этом творческие соки не истощились. Далее родились Питер де Хох, Хоббема. Последние из великих - ван дер Хейден и Адриан ван де Вельде - родились в 1636 и 1637 годах. В это время Рембрандту было тридцать лет. Примерно эти годы можно считать временем первого расцвета голландской школы.

Рассматривая исторические события того времени, можно представить, каковы должны быть устремления, характер и судьба новой живописной школы. Что же могли в такой стране, как Голландия, написать эти художники.

Революция, давшая голландскому народу свободу и богатство, одновременно лишила его того, что повсюду составляет жизненную основу великих школ. Она изменила верования, изменила привычки, упразднила изображения как античных, так и евангельских сцен, остановила создание больших произведений - церковных и декоративных картин. Фактически перед каждым художником была альтернатива - быть оригинальным или не быть совсем.

Необходимо было создать искусство для нации бюргеров, которое им понравилось бы, изображало их и соответствовало им. Это были практичные, не склонные к мечтательности, деловые люди, с нарушенными традициями и настроенные антиитальянски. Можно сказать, что для голландского народа стояла простая и смелая задача - создать свой собственный портрет.

Голландская живопись, была и могла быть лишь выражением внешнего облика, верным, точным, похожим портретом Голландии. Это был портрет людей и местности, бюргерских нравов, площадей, улиц, полей, моря и неба. Основными элементами голландской школы были портрет, пейзаж, бытовые сцены. Такой была эта живопись с начала ее существования до упадка.

Может показаться, что нет ничего более простого, чем открытие этого обычного искусства. На самом деле, нельзя представить себе ничего равного ему по шири и новизне.

Сразу все изменилось в манере понимать, видеть и передавать: точка зрения, художественный идеал, выбор натуры, стиль и метод. Итальянская и фламандская живопись в лучших своих проявлениях еще понятны нам, потому что ими еще наслаждаются, но это уже мертвые языки, и пользоваться ими больше никто не будет.

В свое время существовала привычка мыслить возвышенно, обобщенно, существовало искусство, заключавшееся в умелом отборе предметов. В их украшении, исправлении. Оно любило показывать природу такой, какая она не бывает в действительности. Все изображаемое в большей или меньшей степени согласовывалось с личностью человека, зависело от нее и было ее подобием. В результате возникло искусство, для которого в центре находится человек, а все остальные образы вселенной воплощались либо тоже в человеческих формах, либо смутно отображались как вторичное окружение человека. Творчество развивалось по определенным схемам. Каждый предмет должен был заимствовать свою пластическую форму у одного и того же идеала. Человек должен был быть изображен чаще обнаженным, чем одетым, хорошо сложенным и красивым, чтобы он мог с соответствующим величием играть возложенную на него роль.

Теперь же задача живописи упростилась. Надо было дать каждой вещи или явлению её истинное значение, человека поставить на подобающее место, а в случае необходимости вообще обойтись без него.

Пришло время меньше размышлять, внимательно посмотреть на то, что поближе, наблюдать лучше и писать иначе. Теперь это живопись толпы, гражданина, человека труда. Нужно было стать скромным для всего скромного, малым для малого, неприметным для неприметного, принимать все, ничего не отвергая и не презирая, проникать в скрытую жизнь вещей, любовно сливаясь с их существованием, нужно было стать внимательным, любознательным и терпеливым. Гениальность теперь состоит в том, чтобы не иметь никаких предрассудков. Ничего не надо ни приукрашивать, ни облагораживать, ни обличать: все это ложь и бесполезный труд.

Голландские живописцы, творя в каком-нибудь уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, смогли отразить целую вселенную в миниатюре. Маленькая страна, добросовестно изученная согласно вкусам и инстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу, изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце. Голландская школа растет и работает так в течение целого столетия.

Живописцы Голландии находили сюжеты и краски для удовлетворения любых человеческих склонностей и привязанностей, для натур грубых и деликатных, пылких и меланхоличных, мечтательных и веселых. Пасмурные дни сменяются веселыми солнечными днями, море то спокойно и сверкает серебром, то бурно и мрачно. Много пастбищ с фермами и много кораблей, теснящихся у берегов. И почти всегда ощущается движение воздуха над просторами и сильные ветры с Северного моря, которые громоздят облака, гнут деревья, верят крылья мельниц и гонят свет и тени. К этому надо добавить города, домашнюю и уличную жизнь, гулянья на ярмарках, изображение различных нравов, нужду бедных, ужасы зимы, безделье в тавернах с их табачным дымом и кружками пива. С другой стороны - обеспеченный образ жизни, добросовестный труд, кавалькады, послеобеденный отдых, охоты. Кроме этого - общественная жизнь, гражданские церемонии, банкеты. Получилось новое искусство, но со старыми, как мир, сюжетами.

Таким образом, возникло гармоническое единство духа школы и самое поразительное разнообразие, когда-либо возникавшее в пределах одного направления искусства.

В целом голландскую школу называют жанровой. Если же разложить ее на составляющие элементы, то можно различить в ней пейзажистов, мастеров группового портрета, маринистов, анималистов, художников, писавших групповые портреты или натюрморты. Если посмотреть более детально, то можно различить множество и жанровых разновидностей - от любителей живописности до идеологов, от копиистов натуры до ее интерпретаторов, от консервативных домоседов до путешественников, от тех, кто любит и чувствует юмор до художников, избегающих комедии. Вспомним картины юмор Остаде и серьезность Рейсдаля, невозмутимость Поттера и насмешливость Яна Стена, остроумие ван де Вельде и угрюмую мечтательность великого Рембрандта.

Если не считать Рембрандта, которого надо считать исключительным явлением, как для своей страны, так и для всех времен, то для всех остальных голландских художников характерны определенный стиль и метод. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этих художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют.

Началом для этого искреннего стиля и первый результат этого честного подхода - совершенный рисунок. Среди голландских живописцев у Поттера - проявление гениальности в точных выверенных измерениях и умении проследить движение каждой линии.

В Голландии небо занимает часто половину, а иногда и всю картину. Поэтому надо чтобы небо на картине двигалось, притягивало, увлекало нас за собой. Чтобы чувствовалось различие дня, вечера и ночи, чтобы ощущалась жара и холод, чтобы зритель и зяб, и наслаждался, и чувствовал необходимость сосредоточиться. Хотя, наверное, трудно назвать такой рисунок самым благородным из всех, но попробуйте найти в мире художников, которые писали бы небо, как Рейсдаль и ван дер Нер и сказали бы своим творчеством так много и так блестяще. Везде у голландцев тот же рисунок - сдержанный, лаконичный, точный, естественный и наивный, искусный, а не искусственный.

Палитра голландцев вполне достойна их рисунка, отсюда и вытекает совершенное единство их живописного метода. Любую голландскую картину легко узнать по внешнему виду. Она небольшого размера и отличается своими мощными строгими красками. Это требует от художника большой аккуратности, твердой руки, глубокой сосредоточенности, чтобы добиться концентрированного воздействия на зрителя. Художник должен углубиться в себя, чтобы вынашивать свой замысел, зритель - в себя, чтобы постичь замысел живописца. Именно голландские картины дают наиболее ясное представление об этом скрытом и вечном процессе: почувствовать, обдумать и выразить. Нет на свете картины, более насыщенной, так как именно голландцы включают столь большое содержание в столь маленькое пространство. Вот почему все принимает здесь точную, сжатую и уплотненную форму.

Всякая голландская картина является вогнутой, она состоит из кривых, описанных вокруг одной точки, являющейся воплощением замысла картины и теней, расположенных вокруг главного светового пятна. Прочная основа, убегающий верх и округлённые углы, стремящиеся к центру, - всё это вырисовывается, окрашивается и освещается по кругу. В результате картина приобретает глубину, а изображенные на ней предметы отдаляются от глаза зрителя. Зрителя как бы ведут от первого плана к последнему, от рамы - к горизонту. Мы как бы обитаем в картине, движемся, заглядываем вглубь, поднимаем голову, чтобы измерить глубину неба. Строгость воздушной перспективы, совершенное соответствие цвета и оттенков с местом в пространстве, которое занимает предмет.

Для более полного представления о голландской живописи следовало бы рассмотреть детально элементы этого течения, особенности методов, характер палитры, понять, почему она так бедна, почти одноцветна и так богата по результатам. Но все эти вопросы, как и многие другие, всегда были предметом догадок многих искусствоведов, но никогда не были достаточно изучены и выяснены. Описание основных черт голландского искусства позволяет уже отличать эту школу от других и проследить за ее истоками. Выразительным образом, иллюстрирующим эту школу, является картина Адриана ван Остаде из амстердамского музея «Ателье художника». Этот сюжет был одним из любимых для голландских живописцев. Мы видим внимательного человека, немного сгорбившегося, с подготовленной палитрой, тонкими, чистыми кистями и прозрачным маслом. Он пишет в полумраке. Лицо его сосредоточено, рука осторожна. Только, пожалуй, эти живописцы были более смепы и умели более беззаботно смеяться и радоваться жизни, чем можно заключить из сохранившихся изображений. Иначе как бы проявился их гений в атмосфере профессиональных традиций?

Основу для голландской школы заложили ван Гойен и Вейнантс в начале XVII века, установив некоторые законы живописи. Законы эти предавались от учителей к ученикам, и в течение целого века голландские живописцы жили ими, не отклоняясь в сторону.

голландская живопись маньеризм

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.