А в свешников хоровой дирижер биография. Александр Васильевич Свешников: биография. Фетисов Александр Васильевич

Александр Свешников (Евг. Баранкин)

"Люди поющие всегда выглядят счастливее, они все делают с увлечением, они бодры, жизнерадостны, в них вы всегда найдете что-то привлекательное, красивое. Певческий голос - одно из чудес природы. Кто им одарен, тот может считать себя счастливым человеком".

В этих словах основателя и художественного руководителя Государственного академического русского хора Союза ССР, дирижера, композитора, педагога, крупнейшего музыкально-общественного деятеля Александра Васильевича Свешникова слышится та убежденная страстность, искренность, природное жизнелюбие, которые сопутствуют этому замечательному художнику на протяжении, всей его многообразной и многолетней творческой жизни в искусстве.

Признанный мастер советской музыкальной куль-туры, Свешников всегда находился и находится среди самых активных ее создателей, неустанно и последовательно отдавая свои творческие силы служению музыке, делая ее достоянием самых широких кругов слушателей.

Вся творческая биография Свешникова - это одна из тех связующих нитей между русской музыкальной историей и сегодняшним днем советского искусства, без которых нельзя себе представить ни преемственности артистических поколений, ни поступательного движения вперед. Когда сегодня в концертных залах встречаешься с вдохновенным искусством Свешникова - дирижера и хормейстера, трудно себе представить, что еще в начале века Сергей Иванович Танеев, один из учителей Александра Васильевича, поручал ему первые исполнения своих хоровых произведений, что личные дружеские отношения связывали его с Владимиром Галактионовичем Короленко...

Детство Александра Васильевича Свешникова прошло в небольшом русском городе Коломне. Город этот стоит на реке Оке с ее живописными берегами и известен своей старинной архитектурой. Вместе с тем Коломна - это и город фабрик, заводов, промышленных предприятий. Хоровое пение, связанное с народными истоками, с древней культурой русской земли, всегда было здесь неотъемлемой частью быта. На вопрос: "Кого Вы считаете своими учителями"? Александр Васильевич отвечает: "В смысле творческого воздействия - Сергея Танеева. В смысле становления музыкантом - жизнь. С восьми лет пел в церковном хоре, затем - филармоническое училище, народная консерватория. Работал на фабрике Морозова, преподавал в музыкальной школе. Горжусь тем, что моими учениками были машинисты, кочегары, ремонтные рабочие железнодорожной станции Москва-Сортировочная. Я никогда не забуду этот хор: перепачканные углем и мазутом люди сразу же после смены приходили на спевки. И как пели!.. Многие приносили в хор тексты и ноты революционных песен. С каким чувством исполняли мы их!" Юный Свешников поет сам, участвует во многих хорах, работает с любительским коллективом. Перед тем, как стать руководителем рабочего хора Морозовской фабрики, Александр Васильевич совершенствуется в хоровом искусстве, в пении, в овладении тайнами музыкального мастерства в Московской народной консерватории, где его учителями были профессор Б. Яворский, П. Власов, Э. Павловский. А затем филармоническое училище, занятия музыкой у известного композитора и педагога А. Корещенко.

С первых же дней Октябрьской революции хормейстер Свешников, несмотря на молодость оснащенный музыкант, активно включился в строительство новой музыкальной культуры, в напряженную жизнь революционной Москвы. Выполняя задания Хамовнического райкома партии, он вместе со своими товарищами добывает хлеб для тружеников Москвы, по поручению Наркомпроса и личному распоряжению А. В. Луначарского руководит эвакуацией и размещением на Украине пятнадцати тысяч детей-беспризорников. Не оставляет в эту бурную пору Свешников и музыкальную деятельность, совмещая педагогическую и воспитательную работу с организацией украинской советской оперы и руководством хоровой капеллой в Полтаве. Именно там и произошло знакомство Свешникова с замечательным русским писателем Владимиром Галактионовичем Короленко, которое переросло в искреннюю и теплую дружбу.

С 1923 года Свешников снова в Москве. Он назначается заведующим вокальной частью Первой студии Художественного театра. Общение с выдающимися режиссерами, с корифеями русской сцены, несомненно, оказывало влияние на Свешникова как на художника-интерпретатора, артиста и музыканта. Многие из его исполнительских принципов сформировались в скромном мхатовском вокальном ансамбле и нашли со временем свое самобытное развитие.

Массовое движение, революционный энтузиазм вызвали к жизни огромное количество произведений, написанных для хоров. Также стихийно возникали и хоры. Однако настоящих профессиональных хоровых коллективов еще не было и, естественно, появилась необходимость в их создании. У истоков рождения таких коллективов стоял Александр Васильевич Свешников. В 1928 году ему поручили руководство первым хоровым ансамблем Радиокомитета, который состоял всего из 12 певцов. Однако с распространением радиовещания ансамбль обрел громадную аудиторию, а с годами выросли и мастерство коллектива, и его численность. Ныне это один из лучших в стране хоровых коллективов и возглавляет его ученик Свешникова, народный артист СССР Клавдий Борисович Птица.

Творческий темперамент, незаурядные организаторские способности, великолепное профессиональное мастерство всегда помогали Свешникову даже за короткий срок добиваться значительных художественных результатов. Оставив работу в хоре Радио, который стал вскоре известен не только у нас в стране, но и за рубежом, Свешников принимает участие в создании Государственного хора СССР, становится во главе Ленинградской академической капеллы и, наконец, назначается художественным руководителем и главным дирижером Государственного хора Союза ССР. Это произошло весной 1941 года, а уже через несколько месяцев разразилась военная гроза, и Александр Васильевич Свешников вступил в народное ополчение. Однако в то трудное для страны время партия и правительство поручили Свешникову организацию хора русской песни, впоследствии переименованного в Государственный академический русский хор Союза ССР. Александр Васильевич вспоминает: "Когда в 1942 году мне предложили комплектовать хор, я подумал: до песен ли сейчас, когда враг у стен Сталинграда! Мне сказали: "Торопитесь, чтобы успеть подготовить к нашей победе программу. Нужно заранее подумать о зарубежных гастролях...". Примерно через год в Большом зале консерватории состоялось первое прослушивание...".

К концерту-дебюту Свешников собрал огромный песенный материал, обработанный им для хора. Песни старинные и современные, городские и крестьянские, фабричные, солдатские, революционные были исполнены с той степенью мастерства, искренностью самовыражения, благородством трактовки, по которым всегда можно узнать свешниковский хор.

Концерт начался "Песней о "Варяге", песней о русской доблести, славе, бессмертии подвига. Она открыла первую страницу в летописи хора, одного из лучших художественных коллективов страны. Искусство Свешникова - дирижера, хормейстера - восхищает не одно поколение советских слушателей. Любовь к русской песне, умение донести ее красоту, тонкость и душевность, внимание к поэтическому слову, все эти качества - неотъемлемая часть его личности музыканта-интерпретатора.

Вот что пишет о Свешникове народный артист СССР Владислав Геннадиевич Соколов: "Кто из нас не восхищался концертами Государственного русского хора, руководимого им? Поражает и радует художественное кредо Свешникова-дирижера - его реалистический стиль исполнения классических и советских хоровых произведений. Необычная красота звучания хора, его чудесная напевность, четкая выразительность подачи музыкальной формы. Интерпретация хором Свешникова русской песни является эталоном для работы многих хоровых коллективов нашей страны" .

Естественно, что репертуар хора составляют не только русские народные песни. Все многообразие мировой хоровой литературы отражено в программах коллектива. Бах и Россини, Верди и Моцарт, Рахманинов и Танеев, Сен-Сане и Брукнер, Бортнянский и Березовский, Римский-Корсаков и Мусоргский - один лишь перечень этих композиторских имен позволяет судить о репертуарном диапазоне свешниковцев. А сколько сочинений советских композиторов впервые прозвучало в концертах хора, сколько написано специально для него! Не боясь преувеличений, можно сказать, что все лучшие хоровые сочинения советских авторов в то или иное время украшали его программы: от хоров А. Давиденко. А. Крейна, А. Кастальского, Л. Книппера до партитур С. Прокофьева, Ю. Шапорина, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Г. Свиридова, Р. Щедрина и многих других выдающихся мастеров нашей музыки. Монументальные оратории и кантаты, концерты и мессы, сложные полифонические хоры подвластны дирижеру и исполнителям так же, как лирические миниатюры, песни, былины, народные попевки.

Деятельность Свешникова-дирижера неотъемлема от деятельности его как воспитателя. Его талант педагога начал проявляться еще в те далекие годы становления Советской власти, когда он работал в детских колониях на Украине, вел большую работу в качестве преподавателя пения в школах. С тех пор вся его жизнь так или иначе связана с педагогикой.

Александр Васильевич воспитал несколько поколений дирижеров хора. С именем Свешникова связана организация детских хоровых школ, и, в первую очередь, его "исконного детища" - Московского хорового училища, созданного в 1944 году и руководимого им в течение почти двадцати лет. Ежедневные занятия с выдающимся мастером, сплоченный коллектив известных педагогов, творческая атмосфера, внимание и уважение к воспитанникам в короткий срок создали училищу репутацию одного из самых интересных профессиональных учебных заведений в стране.

Основная цель хорового училища - подготовка дирижеров хора. Наиболее одаренные выпускники совершенствуются в высших учебных заведениях, как по приобретенной специальности, так и в других отраслях искусства. Из стен училища вышли такие мастера хорового дирижирования, как Александр Юрлов, Владимир Минин, Юрий Уланов, Юрий Петров, Федор Козлов и многие другие. Но не только своими питомцами-хоровиками гордится училище. Александр Васильевич сумел разглядеть, выявить и иные возможности своих воспитанников: некоторые из них нашли в дальнейшем призвание в композиторском творчестве. Среди выпускников училища Родион Щедрин, Александр Флярковский, Ростислав Бойко, Владислав Агафонников, Валерий Кикта, Валерий Григоренко и многие другие. Свои первые опусы они несли Александру Васильевичу, и он не только бережно относился к этим, еще, быть может, несовершенным произведениям, но зачастую давал услышать их в живом звучании хора, а надо ли говорить, какое это имеет громадное значение для начинающего композитора.

"Однажды я написал песню на стихи Е. Долматовского "Появился в отряде мальчишка" к 30-летию ВЛКСМ,- вспоминает Александр Флярковский.- С нашим солистом Вовой Леоновым показали Александру Васильевичу, и вдруг... "Будете эту песню исполнять в Большом театре". Это вселяло огромное желание еще писать. Появились пьесы для рояля, для скрипки, хора. И все обязательно слушал Александр Васильевич, исправлял, советовал, направлял". А затем, в стенах консерватории, выпускники училища всегда находились под пристальным вниманием Свешникова.

"Наверное, любой из многочисленных выпускников Московского хорового училища мог бы рассказать о своем первом учителе и воспитателе что-то очень индивидуальное и только ему известное и близкое,- пишет Родион Щедрин.- Тот, кто стал хоровым дирижером, может быть, поведал бы о секретах свешниковского умения спеть фальцетом партию первых сопрано. Тот, кто стал дирижером симфонического оркестра, смог бы рассказать о поразительной работоспособности и репетиционной неутомимости Свешникова. Тот, кто стал педагогом, наверняка упомянул бы легендарную точность Александра Васильевича. Но все, без сомнения, все сошлись бы в чувстве признательности, благодарности этому суровому, но очень доброму человеку, что именно он призвал их в армию солдат музыки - самого многотрудного, но самого благородного из искусств".

Богатая история многих советских музыкантов - выпускников Московской консерватории также связана с именем Свешникова - преподавателя, декана, заве-дующего кафедрой и, наконец, с 1948 года ректора этого прославленного учебного заведения. Свыше двадцати пяти лет находился Свешников на этом посту (случай, пожалуй, беспрецедентный!), никоим образом не прерывая своей дирижерской, исполнительской, творческой и педагогической деятельности.

Терпеливый и кропотливый педагогический труд в консерватории снискал Свешникову уважение многих поколений выпускников.

Хоровой класс Свешникова - это настоящая кузница мастеров хорового дирижирования. Многие из них ныне работают в разных уголках Совехского Союза. Пожалуй, нет оперного театра, филармонии, крупного хорового коллектива, в котором не трудились бы его воспитанники. Очевидно, что и общественно-музыкальная деятельность учителя служит достойным примером для его учеников: во главе двух крупнейших московских музыкальных учебных заведений - консерватории и Института имени Гнесиных сегодня стоят выпускники свешниковского хорового класса Б. Куликов и В. Минин . Безвременно ушедший из жизни А. Юрлов , чье имя теперь носит Республиканская академическая русская хоровая капелла, главный дирижер Казахской капеллы А. Молодов , художественный руководитель хора Белорусского телевидения и радио В. Ровдо , главный хормейстер Краснознаменного ансамбля Ю. Петров , руководитель Московского хора молодежи и студентов Б. Тевлин - этот перечень мастеров хорового искусства, вышедших из стен класса Свешникова, можно было бы множить и множить. Александр Васильевич сумел передать своим ученикам тот подлинный артистизм и вдохновение мастерства, ту высокую гражданственность, которые отличают его собственное творчество. В одном из интервью, данных Свешниковым, отвечая на вопрос "Что вы считаете главным в вашей педагогической деятельности?", он подчеркнул: "Воспитывать настоящих советских людей. Профессиональному мастерству в Московской консерватории испокон века учили хорошо. Для меня понятие советский музыкант всегда было значительно выше, значительно весомее, чем просто музыкант, какой бы высокой профессиональной школой он ни обладал".

Свешников видит смысл творчества в служении общественным интересам, интересам народа, видит в этом гражданский долг каждого, кто посвящает свою жизнь искусству. Для Свешникова профессиональная и общественная деятельность неотделимы друг от друга. И здесь нельзя не упомянуть о той громадной роли, которую он сыграл в организации и создании Всероссийского хорового общества. Став первым председателем правления общества, он сумел консолидировать творческие усилия многочисленных хоровых коллективов, помочь им в овладении богатством русской хоровой культуры, стать активным пропагандистом советской музыки. В хоровом пении, этом традиционном массовом искусстве нашего народа, таятся безграничные возможности. Их выявлению, популяризации хорового искусства посвятил Александр Васильевич долгие годы бескорыстного труда. Любовно и бережно собирая песни, находя незаслуженно забытые жемчужины, он вновь возвращает их к жизни, восстанавливает их заботливой рукой художника-реставратора. Поистине "второе дыхание" обрели такие песни, как "Вечерний звон", "Не слышно шума городского", "Плещут холодные волны", "Нелюдимо наше море" и многие другие, ставшие теперь неотъемлемой частью концертного репертуара.

Обработки песен, сделанные Свешниковым, а их десятки и сотни, всегда отличаются бережным отношением к мелодии, к поэтическому слову. В а"cappellном звучании всегда чувствуется ощущение емкости песни, ее естественность и простота. Неустанные поиски певческой красоты, слияния хоровых партий в единый голос-инструмент отличают его интерпретаторские и режиссерские замыслы. В своем хоре, этой лаборатории вокального и ансамблевого мастерства, он ищет звуковой и зрительный образ каждого произведения, без устали оттачивает его на репетициях, спевках, не оставляя этой кропотливой работы и после публичных исполнений. И может быть, поэтому многие, широко известные произведения из репертуара Свешникова зачастую звучат как бы по-новому, раскрывая еще неизвестные красоты. Этот упорный труд по выявлению основных образов драматургии произведения, по освоению всех тонкостей его музыкальной ткани приносит художественные результаты, доставляющие истинное наслаждение любителям хоровой музыки.

Хор Свешникова (а именно так его называют слушатели) поет удивительно ярко, осмысленно, с тем эмоциональным настроем, с той самоотдачей, без которых не мыслимо подлинное творчество. Высочайшее профессиональное мастерство коллектива, совершенство ансамбля, ровное во всех регистрах, красивое, слитное звучание, тембровое богатство, безупречность вокально-хоровой техники - во всем этом громадная заслуга бессменного руководителя Государственного академического русского хора СССР, который сегодня пользуется широкой популярностью не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.

Гастроли хора за рубежом - важная составная часть жизни коллектива. И неизменно они превращаются в яркую демонстрацию достижений русской хоровой культуры, блестящих традиций советского искусства и исполнительства. "Музыка - искусство самых широких, я бы даже сказал, неограниченных возможностей общения людей,- говорит А. В. Свешников .- Присущее ей волшебное умение затрагивать самые глубинные чувства, переживания, мысли и вместе с тем способность отражать передовые прогрессивные идеи эпохи говорят о ее могучей роли помощника в сближении, во взаимопонимании людей. Не случайно общепризнанно, что язык музыки - всеобщий, понятный в равной мере всем народам мира, но лишь тогда он могуч, когда несет передовые, гуманистические идеи эпохи, когда содействует воспитанию высоконравственных помыслов людей, объединяет их в стремлении к социальному прогрессу, укреплению мира".

"Посланцем мира" называли хор Свешникова зарубежные слушатели уже во время первых гастролей, проходивших сразу же после войны в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Румынии, ГДР и других стран. Эти поездки способствовали налаживанию и дальнейшему плодотворному развитию культурных отношений между народами, демонстрировали высокую музыкальную культуру Страны Советов.

"Выступления Вашего хора в Будапеште,- писал А. В. Свешникову К. Е. Ворошилов в декабре 1945 года,- произвели неизгладимое впечатление, и русская песня, так чудесно исполненная, будет долго отзываться "эхом" в сердцах не только наших замечательных воинов, но и в сердцах граждан Будапешта, которые с таким неистовством рукоплескали хору и его руководителю".

С тех пор коллектив гастролировал по всему земному шару, вновь и вновь приезжая в страны, где его с нетерпением ждали слушатели. В Швеции и Норвегии, Австрии и Финляндии, Италии, Бельгии, Японии горячие овации, многочисленные "бисы", великолепные отзывы прессы сопровождали гастроли русского хора. Достойную оценку за рубежом получило дирижерское мастерство Свешникова. Во многих странах к нему обращались коллеги-музыканты за творческой помощью, с просьбой рассказать о методах работы с хором, раскрыть "профессиональные тайны", секреты мастерства. Надо ли говорить, что Александр Васильевич всегда охотно шел навстречу всем просьбам и пожеланиям, а его выступления всегда выходили за рамки чисто профессионального общения, отличались присущей ему горячей публицистичностью.

Акико Сэки - лауреат международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами", руководитель движения "Поющие голоса Японии", так писала в "Правде" о гастролях хора в Японии: "Можно с уверенностью сказать, что своими выступлениями в Японии хор Свешникова еще раз подтвердил способность песни, музыки, искусства вообще быть чудодейственной нитью, связывающей и сближающей сердца народов". Триумфальным был успех хора в Италии, где он выступал на сцене знаменитого миланского театра "Ла Скала". Произведения Бортнянского, Глинки, Чайковского, Танеева, Рахманинова, Шостаковича, русские народные песни в обработке Свешникова звучали в этот вечер под гром аплодисментов переполненного зала. "Выступление академического хора еще раз подтвердило громкую известность и славу, которая его окружает... Руководит им специалист особо большого таланта",- писала итальянская газета "Коррьера делла сера".

А совсем недавно Александр Васильевич Свешников с присущим ему артистическим подъемом провел очередные гастроли хора в Японии, дирижируя концертами, встречаясь с давними поклонниками его искусства. Это ли не пример поистине неиссякаемого творческого долголетия!

Свешникова по-прежнему волнуют проблемы, связанные с массовой хоровой музыкальной культурой, с эстетическим воспитанием детей, повышением уровня художественного вкуса аудитории, он по-прежнему полон заботами о сохранении и приумножении народного песенного и хорового богатства. Его многочисленные выступления в печати, по радио, статьи, очерки, беседы со слушателями всегда пронизаны подлинной нетерпимостью к недостаткам, проникнуты гордостью за нашу страну, которая раскрывает перед каждым человеком богатые творческие возможности. Смысл и назначение творчества Свешников видит в верном служении народу, в гражданской активности художника-патриота.

Перечисление общественных обязанностей Свешникова заняло бы не одну страницу: депутат, председатель многочисленных жюри музыкальных соревнований, член правления Общества советско-чехословацкой дружбы, член Комитета по Государственным премиям РСФСР в области литературы и искусства, бессменный главный дирижер московских праздников песни - эти и многие другие обязанности выполняются с присущим Александру Васильевичу огромным чувством партийного и гражданского долга. Многогранная музыкальная и общественная деятельность Свешникова отмечена многими высокими званиями.

Когда видишь высокую худощавую, всегда подтянутую фигуру Свешникова, как-то невозможно поверить, что перед вами человек, перешагнувший теперь уже восьмидесятипятилетний рубеж. И совсем забываешь об этом, присутствуя на концертах хора, которыми он дирижирует.

А на традиционный журналистский вопрос: "Ваши творческие планы?"- Александр Васильевич по-прежнему решительно отвечает: "Работать, работать...".

Свешников Александр Васильевич, родился 12 сентября 1890 в Коломне. Герой Социалистического Труда (1970).

В 1913 окончил Московское филармоническое училище. С 1909 преподавал пение в школах Москвы, в 1921-1923 руководил хорами на Украине, в 1923-1928 заведовал вокальной частью Первой студии МХАТ. В 1928-1936 художественный руководитель организованного вокального ансамбля (хора) Всесоюзного радио. В 1936-1937 и в 1941 возглавлял Гос. хор СССР. В 1937-1941 художественный руководитель Ленинградской академической капеллы. С 1942 возглавляет организованный им Государственный академический русский хор. Организатор (1944) и директор Московского хорового училища. С 1946 профессор, в 1948-1974 ректор Московской консерватории. Автор песен и хоровых обработок русских народных песен. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Лауреат Государственной премии РСФСР (1967). Заслуженный артист РСФСР (1934). Народный артист РСФСР (1946). Заслуженный артист Узбекской ССР (1950). Народный артист СССР (1956).

Лит. соч.: Хоровое пение - искусство истинно народное. М., 1962.

Лит.: А. В. Свешников. (Сборник статей. Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы). М., 1970.

(1890, Коломна - 1980, Москва), хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Из рабочей семьи. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1923-28 заведовал вокальной частью 1-й Студии МХАТ. В 1928-36 художественный руководитель организованного им вокального ансамбля Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 художественный руководитель Государственного хора СССР, с 1941 возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позже - Государственный академический русский хор Союза ССР). В 1944 основал Московское хоровое училище (ныне - Хоровая академия), был его директором; в 1944-74 одновременно преподавал в Московской консерватории (с 1944 декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 профессор, в 1948-74 ректор). Учениками Свешникова были А.А. Юрлов, В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин. Свешников - организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества. Государственная премия СССР (1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Литература: А.В. Свешников. [Сборник статей], М., 1970.

  • - композитор, хормейстер, педагог, народный артист СССР, доктор искусствоведения, генерал-майор. Обучался в Петербургской, затем в Московской консерваториях...

    Москва (энциклопедия)

  • - Исследователь Сибири: географ, этнограф, археолог, натуралист; известный сиб. публицист и общ. деятель. Род. в слободе Белозерская Курганского окр. Тобольской губ., в семье священника...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - А. В. Александров вошел в историю советского музыкального искусства главным образом как автор прекрасных, неповторимо-оригинальных песен и как создатель единственного в своем роде Краснознаменного ансамбля...

    Музыкальный словарь

  • - Директор Уральского научно-практического центра радиационной медицины с 1990 г.; родился 4 сентября 1958 г. в Челябинске...
  • Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1 апр. 1883 в с. Плахино Рязанской губ., ум. 8 июля 1946 в Берлине во время гастролей. Композитор, педагог и дирижер. Нар. арт. СССР. Доктор искусствоведения. Генерал-майор. В 1900-1902 учился в Петерб...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, майор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор; гравировал резцом и пунктиром: 1. "Вид Новоспасскаго Монастыря. | Vue du novospasskoy Monastère. | De: уфра: Кампорезие; - граве: Алекса: Свешников" . Большой лист в длину*. 2. "Вид Андроньева Монастыря: | Vue d"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда. Нар. артист СССР. В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - иркутский почетный гражданин...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Адрианов, Александр Васильевич, сибирский исследователь и публицист, сын священника Тобольской губернии. Окончил Петербургский университет...

    Биографический словарь

  • - русский советский композитор и хоровой дирижёр, народный артист СССР, генерал-майор, доктор искусствоведения. Член КПСС с 1939...
  • - советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1950. Учился в Народной консерватории в Москве. В 1913 окончил Московское синодальное училище...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский композитор и хоровой дирижер, народный артист СССР, генерал-майор. Организатор и художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской Армии. Автор песни "Священная война" ...
  • - российский хоровой дирижер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда...

    Большой энциклопедический словарь

  • - полководец Без добродетели нет ни славы, ни чести. Будь чистосердечен с друзьями твоими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках. В бою смены нет, есть только поддержка...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Свешников Александр Васильевич" в книгах

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК

Из книги Самые знаменитые путешественники России автора Лубченкова Татьяна Юрьевна

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ КОЛЧАК Александр Васильевич Колчак был из породы тех людей, которые могут в труднейшую минуту для своего Отечества взять на себя всю полноту ответственности. Его имя и сегодня остается для нас символом чести моряка, капитана гибнущего корабля,

Александр Васильевич Косарев

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Александр Васильевич Косарев Родился 1(14) ноября 1903 года в Москве в семье рабочего. С десяти лет Саша Косарев работает на заводе, четырнадцатилетним подростком участвует в забастовке в дни февральской революции, в Октябрьских боях, вступает в социалистический союз

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ

Из книги Моя небесная жизнь: Воспоминания летчика-испытателя автора Меницкий Валерий Евгеньевич

1. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ФЕДОТОВ Галерею портретов лётчиков-испытателей, с которыми меня связало небо, по праву должен открыть человек, оказавший на мою жизнь, пожалуй, самое большое влияние, - Александр Васильевич Федотов, шеф-пилот ОКБ им. А. И. Микояна. Его имя, как вы,

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

Из книги 50 знаменитых чудаков автора Скляренко Валентина Марковна

СУВОРОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (род. в 1729 г. – ум. в 1800 г.) В стенах Александро-Невской лавры, в церкви Благовещения покоятся земные останки выдающегося русского полководца, генералиссимуса, графа Рымникского, князя Италийского, генерала-фельдмаршала австрийской армии, а

КОСАРЕВ Александр Васильевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КОСАРЕВ Александр Васильевич (01.11.1903 - 23.02.1939). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 10.02.1934 г. по 22.03.1939 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. по 10.02.1934 г. Член ЦК ВКП(б) в 1934 - 1939 гг. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1930 - 1934 гг. Член ЦКК ВКП(б) в 1927 - 1930 гг. Член КПСС с 1919 г.Родился в Москве. Из

Колчак Александр Васильевич

Из книги Белые полководцы автора Копылов Николай Александрович

Колчак Александр Васильевич Сражения и победыВоенный и политический деятель, вождь Белого движения в России - Верховный правитель России, адмирал (1918 г.), русский ученый-океанограф, один из крупнейших полярных исследователей конца XIX - начала XX веков, действительный

Владимиров Александр Васильевич

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

ОБУХОВ Александр Васильевич

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОБУХОВ Александр Васильевич Александр Васильевич Обухов родился в 1911 году в деревне Тамаевке Арзамасского района Горьковской области в крестьянской семье. Русский. В 1939 году приехал в Челябинск. Работал бригадиром плотников на строительстве жилых домов

Бабушкин Александр Васильевич

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Бабушкин Александр Васильевич Родился в 1920 году в селе Красиво-Убережное Лаптевского (ныне Ясногорского) района Тульской области в семье крестьянина. Окончив среднюю школу, поступил в Мелитопольское авиационное училище. В Великой Отечественной войне участвовал с

Фетисов Александр Васильевич

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Фетисов Александр Васильевич В армию меня призвали осенью 1978 года. Я попал в танковую учебку, где готовили механиков-водителей танков Т-62. На тот момент я уже был кандидатом в мастера спорта по самбо, поэтому сразу был распределен в спортивную роту при танковом полку,

Александр Васильевич Суворов

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Александр Васильевич Суворов (1730–1800) российский полководец... Возьми себе в образец героя древних времен, наблюдай его, иди за ним вслед, поровняйся, обгони – слава тебе! ... Гляжу на предметы только в целом. ... За ученого трех неученых дают. ... И в нижнем звании бывают

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 3. С-Я автора Фокин Павел Евгеньевич

ШЕВЧЕНКО Александр Васильевич 24.5(5.6).1883 – 28.8.1948Живописец, график, педагог. Учился у К. Коровина, М. Врубеля, В. Серова. Член объединения «Ослиный хвост». Автор работ «Музыканты» (1913), «Женщина у зеркала» (1913), «Пейзаж с домом» (1910-е).«Про Александра Васильевича Шевченко

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ

Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ЧАЯНОВ Родился 17 (29) января 1888 года в Москве.Детские годы провел в бывшей Огородной слободе.Прекрасное домашнее воспитание, знание основных европейских языков.В частном реальном училище К. П. Воскресенского – на Мясницкой – начал писать, по крайней

34. Александр Васильевич Колчак

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

34. Александр Васильевич Колчак …Вечный покой сердце вряд ли обрадует, Вечный покой - для седых пирамид, А для звезды, что сорвалась и падает, Есть только миг, ослепительный миг… Помните эту песню из "Земли Санникова"? Я не зря вставил ее в качестве эпиграфа. Потому что на

Свешников Александр Васильевич

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Александр Васильевич Свешников

Свешников Александр Васильевич [р. 30.8(11.9). 1890, Коломна], советский хоровой дирижёр и музыкальный деятель, нар. арт. СССР (1956), Герой Социалистического Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. Учился в Нар. консерватории в Москве (в т. ч. по классу теории музыки у Б. Л. Яворского). В 1913 окончил Моск. синодальное уч-ще. В 1928-36 организатор и руководитель вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радио, в 1937-41 художеств. руководитель Ленингр. академической капеллы, с 1942 - Гос. хора рус. песни СССР. Организатор (1944) и художеств, руководитель Моск. хорового уч-ща. С 1944 преподаватель, с 1946 проф. Моск. консерватории (в 1948-75 её ректор). Организатор и пред. Всеросс. хорового об-ва (до 1964). С.- видный деятель сов. хорового иск-ва, ему принадлежат многие обработки нар. песен. Гастролировал за рубежом. Гос. пр. СССР (1946) и РСФСР им. Глинки (1967) за концертно-исполнительскую деятельность. Награждён 3 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Свешников Александр Васильевич (1890–1980), русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический русский хор) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах.

Использованы материалы сайта http://www.numerov.ru/stranica412.html

Свешников Александр Васильевич род. 12 сент. 1890 в Коломне Моск. губ., ум. 3 янв. 1980 в Москве. Муз. деятель. Герой Социалистического Труда (1970). Нар. артист СССР (1956). В 1913 окончил Муз.-драм. училище Моск. филармонич. об-ва, занимался по муз.-теоретич. предметам у А. Н. Корещенко, а также у Б. Л. Яворского в моск. Нар. конс. С 1909 преподавал хоровое пение в школах Москвы. В 1921-1923 организатор дет. хор. самодеятельности на Украине, рук. хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 зав. вок. частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 худ. рук. организованного им вок. ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-1941-Ленингр. акад. капеллы. С 1941 возглавлял организованный им Гос. хор рус. песни (позднее - Гос. акад. рус. хор СССР). Организатор (1944) и худ. рук. Моск. хор. уч-ща. В 1944-1974 преподавал в Моск. конс. (в 1944-1948 декан дирижерско-хор. ф-та, с 1946 проф., в 1948-1974 ректор). Гл. дирижер ряда Моск. праздников песни. Организатор и пред. Всероссийского хор. об-ва (до 1964), чл. жюри Международного конкурса им. П. И. Чайковского по разделу вок. искусства (1966, 1970, 1974). Гос. премия СССР (1946), Гос. премия РСФСР им. М. И. Глинки (1967). Автор мн. статей о муз. искусстве. Обработки для хора - рус. и укр. нар. песни, "Сборник песен народов СССР" (М., 1936), Сборник песен советских композиторов" (Л., 1938), "Русские народные песни" (М., 1943), "26 русских народных песен" (М., 1948), "Песни друзей" (М., 1952), "Шуман "Грезы" (М., 1955-1958), "Югославские народные песни" (М., 1956), "Сборник русских народных песен" (М., 1956), "Сборник итальянских песен" (М., 1956). Свешников, Александр Васильевич Род. 1890, ум. 1980. Хоровой дирижер. Создатель вокального ансамбля Всесоюзного радио. Был художественным руководителем Государственного русского хора СССР (1936-37, 1941), Ленинградской капеллы (1937-41). Создал и возглавил Московское хоровое училище (с 1944 г.). Профессор (с 1946) и ректор (1948-74) Московской консерватории. Лауреат Государственной премии СССР (1946). Народный артист СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1970).

Использованы материалы сайта http://www.biografija.ru/

Примечания ХРОНОСа:

Если по юлианскому календарю А.В.Свешников родился 30 августа в XIX веке, то для определения этой даты по григорианскому календарю следует прибавлять 12 дней, а не 13, как сделал составитель этой биографической справки. И тогда должно получиться не 12-е, а 11-е сентября (разрыв в календарях тогда составлял 12 дней, а не 13). В День рождения А.В. Свешникова 30 августа 1890 года в странах Западной Европы на календарях было 11 сентября. И мы, русские, после 1918 года, то есть после перехода на григорианский календарь, должны праздновать День рождения хормейстера именно 11 сентября.

Литература:

Т е в л и н Б., Мастер хорового искусства, "Музыкальная жизнь", 1962, № 5;

Птица К., Большой русский талант, "Советская музыка", 1965, № 10.

Далее читайте:

Хор имени А.В.Свешникова выступит в Московской консерватории . (Информационное сообщение).

Родился 12 сентября (30 августа по старому стилю) 1890 г., Коломна Московской губернии, умер 3 января 1980, Москва.

Хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1970).
Ректор Московской консерватории (1948-74).

В 1909 окончил Московскую народную консервавторию (теорией музыки занимался у Б. Л. Яворского, пением у С. Г. Власова). В 1909-13гг. учился в Музыкально-драматическом училище МФО у А. Н. Корещенко (композиция) и Д. А. Шмукловского (контрабас). С 1909 г. преподавал хоровое пение в школах Москвы, руководил рабочими хорами. В 1921-23 гг. организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, создатель и дирижер Украинской хоровой капеллы. В1923-28 гг. заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-36 гг. — художественный руководитель организованного им ансамбля (позднее хора) Всесоюзного радиокомитета, в 1936-37 гг. — Государственного хора СССР, в 1937-41 гг. — Ленинградской академической капеллы им. М. И. Глинки. С 1941 г. возглавлял созданный им Государственный хор русской песни (позднее — Государственный академический руссский хор СССР). Организатор и директор Московского хорового училища (1944); после смерти Свешникова его имя присвоено Московскому хоровому училищу (ныне — в составе Академии хорового искусства имени В. С. Попова).

Крупнейший представитель русской хоровой культуры, выдающийся интерпретатор и тонкий знаток русской и зарубежной классики, в том числе сочинений М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Ю. А. Шапорина, В. Я. Шебалина, Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина и др. Концертный репертуар Свешникова включал сочинения Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г.Ф. Генделя, В. А. Моцарта (Реквием и др.), Л. ван Бетховена, Дж. Россини, А. Онеггера, Б. Бриттена. Гастролировал с хором во многих городах СССР и за рубежом. Автор многочисленных обработок русских, украинских и других песен, а также множества статей о музыкальном искусстве.

С 1944 преподавал в Московской консерватории хоровое дирижирование. В 1944-48 гг. — декан дирижерско-хорового факультета, в 1949-50 гг. — заведующий кафедрой хорового дирижирования, в 1948-74 гг. — ректор. Среди учеников — В. Минин, А. Юрлов.

Вел большую музыкально-просветительскую и организационную работу. Главный дирижер ряда московских Праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964), член жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского по разделу вокального исква (1966, 1970, 1974). Сталинская премия (1946). Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967). Почетный член Королевской академии музыки (Великобритания).

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.