Возможное заключение к направлению смелость и трусость. Смелость и трусость в повседневной жизни

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Люди бывают смелыми и трусливыми и на войне, и в повседневной жизни. Обратимся к примерам из художественной литературы.

«Один из самых главных человеческих пороков – это трусость», — это слова одного из героев произведения М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В библейских главах романа рассказывается о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который «умыл руки», не взял на себя смелость вынести оправдательный приговор бродячему философу Иешуа. Пилат боялся погубить карьеру, поэтому пошёл против совести. Нет морального оправдания его трусости, за которую он жестоко наказан: две тысячи лет муки совести терзают прокуратора.

Библейские главы перекликаются с остальными главами романа, в которых рассказывается о Москве 30-х годов. Сталинское время, политические репрессии – всё это скрыто в подтексте произведения. В основе приспособленчества, малодушия, подлости многих героев романа лежит трусость. Автор хочет сказать, что именно она привела к тому, что в сталинских лагерях и застенках погибли миллионы людей. «Трусость – главная причина подлостей на земле» — с этими словами писателя нельзя не согласиться.

Воспитывать в себе смелость и изживать трусость человек должен учиться с детства. Об этом говорит и писатель Владимир Железников в своей повести «Чучело». Героиня этого произведения Ленка Бессольцева взяла на себя чужую вину. Наверное, в её возрасте это тоже смелый поступок. Ведь она ещё подросток, и это первое серьёзное испытание в её жизни. За свою смелость Ленка переносит многое: бойкот одноклассников, преследование – её «гоняют» по городу – и даже казнь: чучело в её платье сжигают на костре. А тот, чью вину она взяла на себя, — трус. Ленкин одноклассник Сомов, красивый и успешный мальчик, боится выбиться из «стаи» себе подобных, спасти Ленку, признаться в не такой уж большой своей вине. Трусость приводит к первой подлости в жизни. Но ведь первая подлость самая трудная. Переступи эту черту – и дальше с каждым разом переступать её будет легче. Повесть Железникова учит и детей, и взрослых задуматься о себе, о своих человеческих качествах, о смелости и трусости.

У Эдуарда Асадова есть стихотворение «Трусиха». Прост его сюжет. Два героя, «парень со спортивною фигурой и девчонка – хрупкий стебелёк», сталкиваются вечером с двумя «плечистыми тёмными силуэтами». Автор рассказывает, как парень, только что говоривший о своих подвигах, о том, как он в бурю переплывал морской залив, «стал, спеша, отстёгивать часы». А девчонка, «воробьиная душа», как огнём, обожгла своими словами грабителей, назвала их фашистами, подонками, показала своим поведением, что нисколько их не боится. Смелая девушка сумела защитить и себя, и своего парня. «Воробьиная душа» оказалась храброй, а её спутник – трусом. Стихотворение Асадова рассказывает об обычных молодых людях и заставляет задуматься о том, как бы поступил в такой ситуации каждый из нас.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заинтересовала меня, ведь смелость и трусость играют большую роль в нашей жизни, поэтому так важно воспитывать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Как только ребёнок начинает понимать и оценивать своё место в коллективе, он овладевает понятиями смелость и трусость. И уже в раннем возрасте мы понимаем, что быть смелым – это хорошо, а трусливым – это плохо, что смелость – это способность к решительным действиям в сложной ситуации, а трусость – уход от этих действий, бегство. Всегда ли человек смелый прав в своих действиях, как отличить смелость подлинную от показной бравады?

В отечественной литературе есть достаточно примеров смелых поступков героев, и наоборот, поступков нелепой бравады, от которой нет никому пользы. В романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова в истории про княжну Мери одним из героев является молодой юнкер Грушницкий. В описании Печорина Грушницкий предстаёт, как человек, наглядно демонстрирующий смелость какую-то не нашу: «Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!» С одной стороны, у Грушницкого Георгиевский крест, а с другой стороны, по мнению Печорина, он трус. Так ли это? Достаточно вспомнить сцену ссоры Грушницкого и Печорина, когда бывший юнкер оклеветал княжну, с целью отомстить, а Печорин, потребовал извинений. Он предпочёл солгать, нежели при всех признать, что он на самом деле оговорил девушку. Потому что боялся осуждения и кого? Гнусного водяного общества, готового оклеветать любого, лишь бы выглядеть в глазах других героем. Драгунского капитана, который являлся предводителем этого общества. Даже перед лицом смерти Грушницкий «кутается в пышные фразы», провозглашая несуразицу: «Нам на земле вдвоём нет места…» Пышно и броско, но зачем? Чтобы выглядеть! Истинная смелость заключалась бы в том, чтобы признать своё малодушие, страх показаться жалким перед пышным обществом, провозглашающим ложные ценности. Но Грушницкий на это не способен.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов считает себя смелым человеком. И это так. Да, в первом бою под Шенграбеном он испугался приближающихся французов и вместо того, чтобы открыть стрельбу, бросил пистолет и бросился бежать наутёк, как заяц. Толстой пишет об этом, без прикрас. Потому что это был первый бой. Храбрость формируется со временем, впоследствии Ростов станет настоящим офицером, не только в бою, но и в жизни. Когда он проиграл баснословную сумму Долохову, он сознался себе в том преступлении, которое совершил, поклялся никогда не садиться за карточный стол и восполнить весь проигрыш семье. А когда судьба свела его с княжной Болконской, он смог быстро навести порядок среди мятежных крепостных крестьян, поставив их на место.

Смелость – это качество, которое формируется со временем, человек делает выводы из неприглядных поступков, совершённых под действием обстоятельств и больше никогда не повторяет их. В этом и есть настоящая смелость.

Перед каждым человеком рано или поздно жизнь ставит проблему выбора: сохранить себя, свою физическую жизнь, свое удобное и мягкое гнездышко, где ты пребываешь в полной безопасности, или разорвать путы страха .

Совершить неординарный Поступок (это слово может звучать только с большой буквы): спасти человеческую жизнь, помочь вдове, пойти наперекор более сильному, отстаивая справедливость . Предлагаем небольшое сочинение «Смелость и трусость», посвященное данной теме.

Вконтакте

Значение понятий

Цитата из «Песни о соколе» Максима Горького как нельзя лучше характеризует отношение к смелым людям. Ими восхищаются, их поступки воспевают . Наверняка все мы, слушая рассказ о чьем-то подвиге, мысленно примериваем ситуацию на себя: «А я смог бы так же? А мне хватило бы мужества?» Для начала давайте разберемся, что это значит быть смелым .

Какого человека можно назвать смелым? По Ожегову – это «не знающий страха, решительный». «Отважный, неустрашимый» — таково определение другого великого знатока В.И. Даля.

Немного рассуждений

Получается, что такое смелость? Из многих можно сделать вывод, что это особое качество , позволяющее человеку не бояться ничего, из того что угрожает жизни, здоровью, положению в обществе, личной безопасности.

Что значит быть храбрым и смелым? Идти навстречу враждебным обстоятельствам, не обращая внимания на любые риски?

Отчасти так, но это понятие все-таки стоит рассмотреть более широко и полно. Попробуем написать сочинение –рассуждение на эту тему, чтобы «отделить зерна от плевел».

Сочинение «Смелость и трусость» начнем со вступления , где попробуем дать определение этим двум понятиям.

Можно ли назвать смелостью отсутствие страха, желание бросаться «очертя голову» навстречу опасностям? Конечно нельзя. А вот уметь преодолевать собственные страхи , сомнения и поступать всегда так, как диктует совесть, вне зависимости от того, как поступок повлияет на дальнейшую жизнь — это значит быть смелым .

Синонимы

Когда вы начнете писать о том, что такое смелость, сочинение будет неполным, если не предпринять попытку подобрать к данному понятию , точно отражающие суть разбираемого понятия:

  • храбрость,
  • мужество ,
  • бесстрашие.

В чем проявляются такие качества, как смелость и храбрость? Прежде всего – в умении дать отпор не врагу и обстоятельствам, а самому себе : собственным колебаниям, неуверенности, желанию избежать опасности и трудностей.

Поэтому повесть о смелом поступке не всегда повествует о широкомасштабном подвиге. Иногда это скромное произведение о том, как герою удалось помочь испуганному предстоящим полетом на самолете малышу. При этом он сам боялся летать настолько, что при взлете сердце «уходило в пятки» от ужаса. А сам летать не боишься – это уже не смелость , а просто проявление доброты к ребенку.

Внимание! Хотите стать смелым человеком – преодолевайте свой страх, помогая другим.

Сущность антитезы

Два противоположных понятия неотделимы друг от друга. Наиболее ярко храбрый поступок одного человека иллюстрирует трусость, проявленная другим. При этом трус приводит разные аргументы, позволяющие ему оправдать себя в собственных глазах и перед окружающими. Почему не помог первокласснику, у которого двое старших ребят отобрали планшет? Да разве мог я это сделать, ответит испугавшийся, когда:

  • их было двое, а я один;
  • они все равно сильнее;
  • следом шел учитель физкультуры – вот он и должен был вмешаться, потому что он взрослый.

Личное мужество проявляется по-разному. Что значит быть настоящим героем:

  • броситься в драку и защитить слабого, хотя сам никогда не занимался борьбой;
  • вывести старушку из горящего дома;
  • возразить начальнику, который несправедливо лишил премии грамотного специалиста из-за личной неприязни.

Итоговое сочинение про храбрость не должно быть о таких поступках , как прыжок из окна с третьего этажа или перебегание дороги на красный свет. То будет рассказ не про мужество, а про глупость и безрассудство .

Такая псевдохрабрость никому не интересна: не приносит пользы людям , от нее только хуже как самому «герою», так и его близким.

О чем мы говорим, когда рассуждаем о смелости? Не только о преодолении собственных страхов , но и о том, что наш поступок обязательно должен принести пользу тому, кто, действительно, нуждается в помощи.

Точка зрения классиков

Примеры смелости часто встречаются в художественных произведениях. Незабвенные классики и более современные авторы рассказывают о смелых поступках . Истории эти запоминаются надолго, ведь эта тема затрагивает каждого, вне зависимости от конкретных обстоятельств.

Самые известные примеры смелых поступков в литературе:

  • героизм девушек из повести «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева;
  • стойкость неизвестного солдата из книги того же автора «В списках не значился», защищавшего Брестскую крепость почти в буквальном смысле слова до последней капли крови;
  • мужество «слабака» Пьера Безухова из « » Льва Толстого, бросившегося спасать девочку из горящего дома и защитившего от мародеров-французов юную армянку;
  • смелые действия учительницы из «Уроков французского» Распутина, не побоявшейся увольнения в трудные, голодные времена из-за попытки помочь маленькому мальчику.

Очень много существует книг, герои которых по-настоящему храбрые люди. А как в жизни, что значит быть бесстрашным смелым человеком в реальных условиях ?

План-кластер для написания сочинения по теме «Смелость и трусость».

Жизненные примеры

Чаще всего приходится сталкиваться с необходимостью рисковать собой ради спасения других представителям таких профессий, как:

  • пожарный,
  • летчик,
  • военный,
  • спасатель.

Но какого человека мы назовем мужественным? Только ли спасателя или борца с огнем? В жизни все гораздо сложнее.

К примерам смелости, которые мы можем наблюдать в жизни, относится дуэль 1837 года Александра Сергеевича Пушкина и его мужественное поведение в последние дни перед смертью. Он бросил вызов обществу , не только врагам, но и друзьям, не понимавшим его, защищая себя и свою ни в чем не повинную супругу. Только после его смерти близкие поэта осознали, что ему пришлось пережить . Многие до конца дней обвиняли себя в бездействии, что оставили его одного бороться с целым светом.

По-настоящему смелые люди – Евгения Гинзбург и ее супруг, встреченный ею в сталинских лагерях конца 30-х гг. прошлого века. Он помогал другим , отдавая себя целиком и не думая о необходимости выжить самому . В страшных условиях он остался Человеком с большой буквы.

Из последнего – история жизни Елизаветы Петровны Глинки, которую все с любовью звали доктор Лиза. Основавшая благотворительный фонд, эта женщина всегда шла на помощь туда, где это было необходимо, свистели пули и лилась кровь. Она думала не о себе , а только о тех, кому ее поддержка могла сохранить жизнь или сделать ее последние дни и часы хоть немного более счастливыми.

Смелость и трусость. Направление итогового сочинения

Как подготовиться к итоговому сочинению

Заключение

У каждого находятся свои аргументы, подкрепляющие понятия «смелость и трусость. Готовя итоговое сочинение на эту тему, любой школьник волен привести собственную точку зрения .

Но, каким бы ни были слова, главный судья в данном случаесовесть . Именно она подсказывает, какой поступок следует назвать смелым, а какого стыдиться, как проявления малодушия . Давайте будем прислушиваться к ней и собственному сердцу.

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Смелость и трусость».





Что значит быть храбрым?

Для чего человеку нужна смелость?

К чему приводит трусость?

На какие поступки толкает человека трусость?

Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

В каких жизненных ситуациях лучше всего проявляется смелость?

Нужна ли смелость в любви?

Нужно ли иметь смелость, чтобы признать свои ошибки?

Смелость - начало победы

Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?

Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?

Как вы понимаете слова Конфуция: «Трусость - в том, чтобы знать, что должно делать, и не делать этого»?

Как Вы понимаете высказывание: «Боязливая собака больше лает, чем кусает»?

Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?

Какие поступки можно назвать смелыми?

В чем разница между наглостью и смелостью?

Кого можно назвать трусом?

Можно ли воспитать в себе смелость?

Как Вы понимаете высказывание М. Твена: «Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие»

Согласны ли Вы с утверждением Л. Берне: «Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего»?

Каковы причины возникновения страха?

Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?

Трусливость –это приговор?

Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви - значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?

Можно ли любить того, кого боишься?

Может ли смелый человек бояться чего-либо?

Можно ли утверждать, что человек страшится только того, чего не знает?

Согласны ли Вы с утверждением Д. Дидро: «Мы считаем трусом того, кто допустил, чтобы в его присутствии оскорбительно отзывались о его друге. Д. Дидро»

Как Вы понимаете выражение Ф. Купера: «Страх делает умных глупыми и сильных слабыми»?

Чем отличается истинная смелость от ложной?

Всегда ли смелость выражается в поступках?

Как Вы понимаете выражение: «Дело мастера боится»?

Стыдно ли испытывать страх?

Как экстремальные условия влияют на смелость?

Как Вы понимаете высказывание У. Шекспира: «Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые
умирают только один раз»?

Можно ли утверждать, что смелость и трусость-две стороны одной медали?

Почему важно быть смелым в жизни?

Согласны ли Вы с утверждением Ж.Ж. Руссо: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет
ничего более несходного и по своему источнику, и по результату»?

Согласны ли Вы с утверждением Г.С. Криспа: «В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена»?

Что значит быть смелым в повседневной жизни?

Какая разница между смелостью и рискованностью?

Чем отличается страх от трусости?

Согласны ли Вы с утверждением Вольтера: «Успехи науки - дело времени и смелости ума»?

Как сила воли связана со смелостью?

Нужно ли иметь смелость, чтобы сказать «нет»?

Почему важно иметь смелость в отстаивании своих идеалов?

Почему важно иметь смелость при принятии решений?

Нужна ли смелость, чтобы принять что-то новое?

Как Вы понимаете высказывание Гельвеция: «Чтобы быть совершенно лишенными смелости, нужно быть
совершенно лишенными желаний»?

Может ли трусость тормозить развитие личности?

Согласны ли Вы с утверждением У. Черчилля: «Смелость не зря считается высшей добродетелью - ведь в смелости залог остальных положительных качеств»?

Как влияет смелость на формирование личности?

Подтвердите или опровергните утверждение Фукидида: «Невежество делает людей смелыми, а размышление - нерешительными».

Как влияет трусость на формирование личности?

Чем отличается трус от смельчака?

Согласны ли Вы с П. Гольбахом: «Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха»?

Почему люди боятся высказать свое мнение?

Как проявляется смелость на войне?

Согласны ли Вы с утверждением Г.Ю. Цезаря: «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль»?

Какие качества человек проявляет на войне?

Согласны ли Вы с высказыванием Г. Ибсена: «Трусость в своем расцвете обращается в жестокость»?

Почему творчество требует смелости?

Почему люди на войне проявляют трусость?

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Геройство - понятие искусственное, ведь смелость относительна»?

Согласны ли Вы с утверждением С. Лагерлёф: «При бегстве всегда гибнет больше солдат, чем в сражении»?

Как мнительность связана с трусостью?

Нужна ли смелость в любви?

Может ли трус быть счастливым?

Согласны ли Вы со словами Плутарха: «Смелость - начало победы»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Смелость и трусость".

В.К. Железников «Чучело»
В.М. Гаршин «Трус»
М.А. Булгаков « и », «Белая гвардия»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Б.Л. Васильев «Завтра была война», «А зори здесь тихие»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В.В. Быков «Сотников»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Э. Ремарк «Три товарища», «На Западном фронте без перемен»
А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера»
Е. Ильина «Четвертая высота»
Дж. Лондон «Белый Клык», « »
В. Набоков «Приглашение на казнь»
С. Коллинз «Голодные игры»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Р. Гальего «Белое на черном»
Ф.М. Достоевский «Идиот»
В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
Дж. Оруэлл «1984»
В. Рот «Дивергент»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Нахаленок»
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»
Н.В. Гоголь « », «Шинель»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Как отважные и нерешительные персонажи помогут получить «зачет»?

Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: кадр из мультфильма «Премудрый пескарь», 1979

До итогового сочинения остаются считаные дни, а мы продолжаем разбирать основные направления, на этот раз поговорим о «Смелости и трусости». Легко ли быть смелым в повседневной жизни? Как связаны страх и предательство? Может ли трус быть счастливым? Найти ответы на эти непростые вопросы выпускникам предстоит в литературных произведениях.

Комментарий ФИПИ:

В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.

Словарная работа

По толковому словарю Д. Н. Ушакова:
СМЕЛОСТЬ – отвага, решимость, смелое поведение.
ТРУСОСТЬ – свойственная трусу боязливость, робость.

Синонимы
Смелость – отвага, бесстрашие, мужество, доблесть, неустрашимость, решимость, храбрость.
Трусость – малодушие, нерешительность.

В каких ситуациях человек проявляет смелость или трусость?

  • В экстремальных ситуациях (на войне, во время стихийных бедствий и катастроф)
  • В мирной жизни (в отношениях с другими людьми, в отстаивании взглядов, идеалов, в любви)

Довольно часто мы сталкиваемся с примерами смелости, проявляемой в экстремальных ситуациях: на войне, во время катастроф, стихийных бедствий, в критической ситуации, когда кому-то нужна помощь и защита. Тогда человек, не задумываясь о собственной жизни, бросается спасать того, кто попал в беду.

Однако быть смелым или струсить можно не только в такие моменты, в повседневной жизни тоже есть место таким понятиям, как смелость и трусость.

В чем же будет проявляться смелость в повседневной жизни? Нужно ли быть смелым изо дня в день? На что толкает человека страх? Как связаны страх и предательство? Можно ли списать на «время» то, что человек совершает трусливый и подлый поступок? Над этими вопросами заставляет задуматься своего читателя Ю. Трифонов в повести «Дом на набережной» .

Глебов, главный герой повести, вырос в небогатой семье, всю жизнь он стремился выбиться в люди, изжить комплекс неполноценности, сформировавшийся еще в детстве, проведенном по соседству со знаменитым «Домом на набережной», рядом с детьми советской элиты: партийных работников и профессоров. Главный герой превыше всего ставит свое благополучие, поэтому, когда судьба его ставит перед выбором: на собрании выступить в защиту будущего тестя, профессора Ганчука, или же оговорить, поддержав кампанию, развернутую против него, Глебов не знает, что ему делать. С одной стороны, его держат родственные связи и совестливость: он будущий зять Ганчука и видел только хорошее от этой семьи, сам профессор неоднократно оказывал помощь Глебову, и предать своего научного руководителя герой не может. С другой же - на кону стоит обещанная ему стипендия Грибоедова, открывающая все двери, дающая перспективы карьерного роста.

Отец Глебова был осторожным, пуганым человеком, видевшим какие-то скрытые опасности даже в безобидной дружбе сына с детьми из партийных семей. Осторожность сама по себе не является трусостью, но принцип, внушаемый с детства в виде шутки: «Дети мои, следуйте трамвайному правилу - не высовывайтесь!» - дает свои плоды во взрослой жизни Глебова. В критический момент, когда Ганчуку требуется помощь, Глебов уходит в тень. Одни от него требуют поддержать профессора, другие - обличить его. Друзья Ганчука взывают к совести, благородству Глебова, говорят, что честный человек поступить иначе просто не может, не имеет права, в учебной части же герою сулят стипендию Грибоедова и продвижение по карьерной лестнице.

От Глебова требуется только одно - решение, с кем он, и как раз решить он не может: «Глебов относился к особой породе богатырей: готов был топтаться на распутье до последней возможности, до той конечной секундочки, когда падают замертво от изнеможения. Богатырь-выжидатель, богатырь - тянульщик резины. Из тех, кто сам ни на что не решается, а предоставляет решать коню».

Почему же герой не может принять, казалось бы, очевидное для честного человека решение? Дело не столько в нежелании упускать потенциальные возможности, считает Ю. Трифонов, сколько в страхе: «Чего было бояться в ту пору глупоглазой юности? Невозможно понять, нельзя объяснить. Через тридцать лет ни до чего не дорыться. Но проступает скелет… Они катили бочку на Ганчука. И ничего больше. Абсолютно ничего! И был страх - совершенно ничтожный, слепой, бесформенный, как существо, рожденное в темном подполье, - страх неизвестно чего, поступить вопреки, встать наперекор» . Глебов безотчетно следует все тому же отцовскому принципу «не высовываться». Он хочет «прийти и отмолчаться», чтобы по возможности сохранить отношения с Ганчуками и не перекрыть себе путь «вперед и вверх».

«Почему вы молчите, Дима?» — главный вопрос, задаваемый Глебову.

«Богатырь-выжидатель» всеми силами хочет оттянуть момент принятия решения, он ждет, что ситуация как-то сама собой разрешится, мечтает о сердечном приступе или потере сознания, которые бы избавили его от необходимости выступать, принимать решение и нести ответственность за свой выбор. От необходимости присутствовать на собрании Глебова избавляет смерть бабушки, однако, несмотря на то, что он не выступил с обличением Ганчука, его малодушие и трусливое молчание - предательство и соучастие в преступлении. «Да если на ваших глазах <…> нападают на человека и грабят посреди улицы, а у вас, прохожего, просят платочек, чтоб заткнуть жертве рот… <…> Кто вы такой, спрашивается? Случайный свидетель или соучастник?» - обличает Глебова накануне собрания Куно Иванович, друг семьи Ганчуков.

Трусость и малодушие толкают Глебова на предательство. «Иногда и молчание собственное казнит», - говорит Куно Иванович перед собранием. Глебову предстоит мучиться воспоминаниями о своем трусливом поступке, предательстве учителя, на протяжении всей жизни. Напоминанием о нем станет повторяющийся сон о крестах, медалях и орденах, «тридцать сребреников» Глебова, которые он, стараясь не греметь, перебирает в коробочке из-под монпансье.

Глебов хочет снять с себя ответственность за то, что не нашел в себе сил встать перед всеми и сказать правду, за то, что струсил, поэтому успокаивает себя фразой: «Не Глебов виноват и не люди, а времена». Однако, по мнению автора, ответственность полностью лежит на человеке. Ведь, оказавшись в точно такой же ситуации, как Глебов, профессор Ганчук ведет себя иначе: защищает коллегу, своего ученика Астурга, хоть в профессиональном отношении во многом с ним не согласен. «Когда людей незаслуженно унижают, он не может стоять в сторонке и молчать», - пишет о профессоре Ганчуке автор. «За других будет сражаться, как лев, куда угодно пойдет, с кем угодно схватится. Так бился за этого ничтожного Астурга» , - говорит о нем Куно Иванович. Важно и то, что именно активной защитой ученика профессор Ганчук и навлек на себя беду. Значит, делает вывод Ю. Трифонов, дело все-таки не во «временах», а выборе, который каждый делает сам.

Нельзя сказать, что Глебов совершает предательство только потому, что он холодный прагматик, расчетливый и беспринципный человек, как о нем говорит Юлия Михайловна, жена Ганчука («…умный человек, но ум его ледяной, никому не нужный, бесчеловечный, это ум для себя»), ведь предательство ему дается нелегко, он мучается от осознания содеянного еще долгие годы. Глебов - трус и конформист, не нашедший в себе сил «поступить вопреки, встать наперекор».

Даже в повседневной жизни порой человек сталкивается с ситуациями, в которых от него требуется бесстрашие, например, смелость подать голос, пойти против всех, защитить слабого. Это бытовое, повседневное мужество не менее важно, чем отвага на поле боя. Именно оно позволяет человеку оставаться человеком, уважать самого себя и вызывать уважение других.


Афоризмы и высказывания известных людей

  • Когда боишься - действуй смело, и ты избегнешь худших бед. (Г. Сакс)
  • В сражении те больше всего подвергаются опасности, которые больше других одержимы страхом; смелость - все равно что стена. (Саллюстий)
  • Смелость - это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)
  • Испуган - наполовину побежден. (А. В. Суворов)
  • Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх. (В. Г. Белинский)
  • Трус опаснее всякого другого человека, его надо бояться более всего. (Л. Берне)
  • Нет ничего страшнее самого страха. (Ф. Бэкон)
  • Трусы много раз умирают до наступления смерти, храбрые умирают только один раз. (У. Шекспир)
  • Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий. (Р. Декарт)
  • Трусость в своем расцвете обращается в жестокость. (Г. Ибсен)
  • Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха. (П. Гольбах)
  • Нельзя любить ни того, кого ты боишься, ни того, кто боится тебя. (Цицерон)
  • Бояться любви - значит бояться жизни, а бояться жизни - значит быть на две трети мертвым. (Б. Рассел)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Что значит быть смелым в повседневной жизни?
  • На что толкает человека трусость?
  • Как страх связан с бесчестием?
  • Какие поступки можно назвать смелыми?
  • В чем разница между наглостью и смелостью?
  • Кого можно назвать трусом?
  • Можно ли воспитать в себе смелость?
  • Каковы причины возникновения страха?
  • Может ли смелый человек бояться чего-либо?
  • Чем отличается страх от трусости?
  • Почему важно иметь смелость при принятии решений?
  • Почему люди боятся высказать свое мнение?
  • Почему творчество требует смелости?
  • Нужна ли смелость в любви?
  • Может ли трус быть счастливым?
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.