Библейские главы мастер и маргарита. Cочинение «Библейские сюжеты в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита. драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий

Библейские» страницы романа М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Тип урока: урок-семинар с использованием ИКТ.

Цели урока:

    Приобщение учащихся к чтению литературы философского содержания.

    Работа по развитию культуры речи, памяти и кругозора учащихся.

    Развивать у учащихся навыки работы в коллективе.

Задачи урока:

    Познакомить учащихся с отдельными главами романа М.А.Булгакова.

    Выявить стержневую идею, проблематику романа через анализ текста.

    Научить учащихся размышлять, логически мыслить, доказывать свою точку зрения.

    Проанализировать образ писателя, проникнуться его мыслями и чувствами через просмотр фильма, слайдов.

Оборудование урока:

« Он гений»

«Мастера и Маргариты»

Ход урока.

Слово учителя:

На предыдущем уроке мы начали знакомство с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита» и познакомились с первой главой этого произведения.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».

Тема нашего сегодняшнего урока - «Библейские страницы» в романе М.А. Булгакова.

(Начинаем просмотр слайдов)

Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Ведь во времена сталинских репрессий, господства социологической критики нельзя было ждать чуда. Поэтому Булгаков, как и его герой – Мастер - не верил в возможность увидеть свой роман напечатанным. Но в наше время это один из самых читаемых и любимых произведений.

Как мы уже отмечали, это многоплановый по жанру роман: сатирический, философский, фантастический, любовно - лирический, бытовой, РОМАН - МИФ - так определяют жанр этого произведения критики.

Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках. 1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2) «Библейский мир». И 3) Вечность (потусторонний мир).

Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны. Знакомимся с страницами романа, где раскрывается философская сторона произведения и главная идея романа. Именно философские вопросы, поднятые Булгаковым в этом произведении, стягивают все сюжетные линии книги. И первый вопрос:

    « Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»- спрашивает Воланд. Как отвечает на этот вопрос Иван Бездомный?

    Какие доводы, опровергающие это, приводит Воланд?

А если жизнь человека действительно вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее? Что же является истиной в этом хаотическом мире? - Эти вопросы ставит автор в «евангельских» главах романа – своеобразном идейном центре романа.

3. Итак, что за человек Понтий Пилат? (читаем по слайду энциклопедическую справку, рассказываем гл. 2)

4. Кого имеет в виду Булгаков под именем Иешуа Га-Ноцри?

(слайд: энциклопедическая справка об Иисусе, рассказ об Иешуа из 2 гл. романа)

    Попытаемся сравнить истинные библейские страницы и «евангельские» у Булгакова по схеме:

Имя, - кто предал его,

Возраст, - какую казнь принял,

Ученики Христа (Иешуа), - после казни?

Происхождение,

    В чём сходство и различие? Что достигает автор, меняя историю Иисуса?

5. Философия Иешуа? (просмотр отрывка из фильма В. Бортко «Мастер и Маргарита» Сцена допроса Иешуа римским прокуратором.)

6. Поведение Понтия Пилата на допросе.

7. Какой философский вопрос задаёт он Иешуа? (Что есть ИСТИНА?) Как на него отвечает бродячий философ?

8. Почему Понтий Пилат всё-таки утверждает смертный приговор?

Гл. 25 - 26

    Что беспокоит Понтия Пилата в часы казни?

10. Зачем введён в повествование сон Пилата?

Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мёртв душою. Лишь во сне он может и готов погубить свою карьеру прокуратора Иудеи, готов спасти от казни ни в чём не виновного «безумного мечтателя и врача». А наяву прокуратор непреклонен, и для него «нет более великой власти, чем власть императора Тиверия.»

11. Как свою трусость оправдывает прокуратор Иудеи?

12. Почему Булгаков именно трусость считает главным пороком человечества?

13. История Иуды из Кириафа?

14. Каким образом хочет загладить свою вину перед Иешуа Понтий Пилат?

Гл. 32

15. В конце романа мы узнаём об участи римского прокуратора. Какова она? (Как заканчивает Мастер свой роман? Почему?)

16. Так кто всё-таки главный герой в романе Мастера ? Почему?

17. Попытаемся найти своеобразных двойников героям ершалаимских страниц среди героев, живущих в Москве 30 - х годов, и героев потустороннего мира. (Иешуа – Мастер, Иуда – Алоизий, Понтий Пилат – Воланд). Объяснить эти соответствия.

Итак, «библейские» страницы романа М. Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа : человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. И роман Булгакова именно об ответственности человека за всё добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или рабству, предательству и бесчеловечности. Вот за эти философские выводы М.Булгаков получил высокую оценку А. Ахматовой: «Он Гений»

А теперь посмотрим, насколько вы были внимательны на уроке. Попробуйте ответить на вопросы небольшого теста по «ершалаимским» страницам романа. И позже отгадать кроссворд. (работа с ИКТ)

Домашнее задание : «Сатирическое изображение Москвы

30 -ых годов» (гл. 7, 9, 12, 14, 17, 18, 28)

Преподаватель русского языка и литературы
Уссурийского суворовского военного училища
Маркина Ольга Николаевна.

Урок по теме: «Философско-библейские главы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учебные цели: проанализировать философско-библейские главы романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» в единстве формы и содержания, донести до суворовцев нравственные уроки Булгакова, главные, в его представлении, ценности; помочь понять замысел писателя, написавшего «роман в романе», и осмыслить временную перекличку линий произведения.

Развивающие цели: формировать умение логически рассуждать и чётко излагать свои мысли; развивать эмоциональные качества и чувства суворовцев; развивать творческие способности обучаемых, их познавательную активность.

Воспитательные цели: содействовать формированию общечеловеческих нравственно-мировоззренческих идей; способствовать духовному взрослению суворовцев.

Материальное обеспечение урока: портрет М.Булгакова, наглядно-иллюстративный материал к «Евангельским главам» романа «Мастер и Маргарита», тексты романа, фильм М.Гибсона «Страсти Христовы», аудиокассеты «Духовные беседы в Московском суворовском училище» и «Беседа с другом о смысле жизни».

Ход урока:

1. Объявление темы и целей урока.

2. Аудиозапись (фрагмент лекции по библейской истории и о смысле жизни).

3. Вступительное слово преподавателя:

Вселенная…планета Земля…и маленький человек - венец творения Господа, как учит православное христианство. Зачем дана человеку жизнь? Каков её смысл?

«Рукописи не горят»,- пророчески произносит один из персонажей о романе Мастера, но эти слова по праву можно отнести ко всему роману в целом.

Как известно, главная книга жизни писателя увидела свет в полной редакции лишь в 70-е годы, через 30 с лишним лет после её написания. Она[ книга] не могла « сгореть», потому что честное, талантливое, несущее людям великое понимание жизни, рано или поздно должно быть прочитано теми, ради кого писалось. В этом, мне кажется, заключается вечный закон справедливости.

4. Работа с текстом. Анализ I главы:

  • Композиция «Мастера и Маргариты", как нам известно, своеобразная.
  • В чём заключается это своеобразие? («Роман в романе»: повествование о быте московского народонаселения 20 - 30 годов, о жизни Мастера и судьбе созданного им романа о Понтии Пилате).
  • Откроем роман и найдём ответ на вопрос: чему так изумился непрошеный собеседник, подсев к Берлиозу и Ивану Бездомному?
  • Ответ литераторов вызвал логически оправданный второй вопрос Воланда. Какой?
  • Что услышал Воланд в ответ?
  • Но дальнейшее развитие событий опровергает этот тезис. Что же случилось на Патриарших?
  • Значит, человек не может управлять своей жизнью в полной уверенности. Тогда возникает другой логически оправданный вопрос: какие же силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения?

5. Работа учащихся с листком обратной связи:

Что лежит в основе человеческого поведения:

  • стечение обстоятельств;
  • ряд случайностей;
  • следование избранным идеалам;
  • нравственный ориентир;
  • жажда власти;
  • страх смерти.

6. Слово-обобщение учителя:

Вот эти вопросы и ставятся Булгаковым в «Евангельских главах». «Зачем ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?» - грозно допрашивал Понтий Пилат Иешуа.

(На доске: Истина - то, что соответствует действительности, правде.)

Голова грозного прокуратора раскалывалась от боли, и вдруг он слышит слова, которые вряд ли рассчитывал услышать.

Что же это за слова? (Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…). Как всё просто и вместе с тем сложно. Как догадался оборванец? Может он врач? Вот так в роман входит философская тема поиска истины, и от того, откроешь ли ты её для себя, зависит твой человеческий облик.

7. Работа с текстом. Анализ «Евангельских глав».

Вы обратили внимание, что Иешуа представлен в романе как бродяга?

  • У него есть родители?
  • Ученики?
  • Описываются ли в «Евангельских главах» проповеди Иешуа, его знаменитые чудеса-исцеления?

Выполнение тестового задания № 1. (Приложение № 1).

Булгакову нужна была яркая, как солнечный луч, и короткая, как вспышка молнии, жизнь праведника, обыкновенного, казалось бы, человека; М.Булгакову важно было показать внутренний, духовный мир Иешуа, стойкость духа.

  • Какую же истину открывает Иешуа П. Пилату? Главное убеждение Иешуа? (Злых людей нет на свете, все люди добрые…..)
  • Что думает Пилат о виновности Иешуа после его признания? (Что Иешуа невиновен. Это и есть истина).
  • Но вот прокуратору подают другой кусок пергамента. И это уже серьёзно…В чем обвиняется Иешуа?
  • Перед каким нравственным выбором встаёт Понтий Пилат? (Спасти бродячего философа и лишиться власти, положения, карьеры, возможно, жизни или сохранить своё положение, казнив невиновного и поступив против совести; отступив от истины, Пилат выбирает второе).
  • Однако Пилат пытается подсказать путь спасения. Вчитаемся в ремарки, сопровождающие диалог.
  • Почему Иешуа отказывается от компромисса, который мог бы спасти ему жизнь? (Истина для него дороже жизни).
  • Следование истине, внутреннему убеждению, голосу совести требует мужества, стойкости духа, и во имя её [ истины ] Иешуа принимает мучительную смерть на кресте.

На доске христианская молитва «Символ Веры». (читает подготовленный суворовец).

Фрагмент фильма М.Гибсона «Страсти Христовы».

В чём вы увидели несоответствие между изображенным в фильме и в романе? Чем объяснить? (Призыв к Отцу - подчеркивается небесное происхождение. Копьём в сердце - Понтий Пилат посылает Иешуа лёгкую смерть, чувствуя свою вину…)

И вот тут открывается ещё одна тема, связанная с «Евангельскими главами», - тема греха и покаяния.

Грех - это ощущение вины человека перед Богом. П.Пилат совершил грех, он и в историю вошел как человек, подписавший смертный приговор Иисусу Христу.

Какой человеческий порок Иешуа считает самым главным? (Трусость).

Выполнение тестового задания № 2. (Приложение № 2).

Искупить грех можно только покаянием, т.е. признанием своей вины, искренним раскаянием и добрыми делами.

Учёные утверждают, что мир сновидений это больше, чем отражение наших мыслей; именно во сне мы оказываемся наедине с отражением наших скрытых страхов, желаний, тревоги.

Выразительное чтение учащимся отрывка из главы 26 «Сон Пилата».

М. Булгаков даёт свою версию ощущения греха Понтием Пилатом, его раскаяние в содеянном и его наказание. Одна из попыток загладить свою вину - убийство Иуды.

Реализация индивидуального творческого задания.(Задание: сравнить участь Иуды по книге французского исследователя Э. Ренана «Жизнь Иисуса» и участь Иуды в романе М.Булгакова).

Другая попытка загладить (искупить) свою вину - устроить судьбу Левия Матвея.

Реализация творческого задания (сочинение-миниатюра «Каким я увидел П.Пилата в эпизоде «П.Пилат и Левий Матвей»).

Если человек, уверен Булгаков, искренне раскаялся в совершенном грехе, он будет помилован Богом. Как был наказан П. Пилат за своё малодушие, трусость?

Чем завершается история Пилата?

Сколько лет разницы между описанными событиями в «Евангельских главах» и событиями, происходящими в Москве? (приблизительно 1900 лет).

Исследователи творчества Булгакова установили, что события в обоих случаях происходят на Страстной неделе. Появляется Воланд со своей свитой в Москве в среду, а в ночь с субботы на воскресенье покидает её, покидают Москву Мастер и Маргарита. Именно в это время они встречаются с Пилатом, и становится очевидным, что прощён Пилат в самый светлый христианский праздник. Какой? (Светлое Христово Воскресение - Пасха).

И эта временная перекличка обеих линий повествования не случайна. Культура человеческих отношений не может существовать только в прошлом. Как и 2000 лет назад человек живёт не только заботой о бренном теле, более всего он живёт правдой и совестью - жизнью духа.

Иудея с центром в Иерусалиме находилась под властью Римской империи, а Россия Булгакова? (под властью диктатуры Сталина).

Мастер, написавший роман о Понтии Пилате, рискнувший рассказать людям историческую правду, живёт в тоталитарном государстве. И этому государству не по нутру произведение, затрагивающее проблему ответственности человека, наделённого властью вершить людские судьбы.

Разговор о судьбе Мастера у нас впереди, скажу лишь, что его судьба - это судьба многих художников России, вынужденных замолчать в эпоху тоталитаризма, это судьба и самого Булгакова (с его представлениями об истине и свободе выбора жизненного пути, о его вере во всепобеждающую силу любви).

8. Фрагмент аудиозаписи духовной беседы в Московском суворовском училище «Беседа с другом о смысле жизни».

9. Задание на самоподготовку («домашнее» задание):Подготовить к анализу главы 5,7,9,12,18,24,28. Устно ответить на вопрос: Изменились ли горожане внутренне?

Приложение № 1.

Тест № 1.

Почему в романе Иешуа представлен как бродяга?

  1. соответствие ;
  2. автор подчёркивает внутреннюю свободу героя;
  3. автор стремится показать Иешуа бедняком.

Приложение № 2.

Тест № 2.

Почему для Иешуа один из самых страшных пороков - трусость?

  1. трусость ведёт к предательству;
  2. трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла;
  3. трусость - малодушие, недостаток душевной силы.

роль библейских глав в романе мастер и маргарита??? и получил лучший ответ

Ответ от GERA[гуру]
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав - пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды.. .Пропал Ершалаим - великий город, как будто не существовал на свете» . Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию. Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним - незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа - великий врач, потом - что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение - нарушение «закона об оскорблении величества» . И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно» . Пилат же знает, что поступить «по правде» - отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была» . Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе. История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека какдревняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва.

МБОУ лицей № 10 Библейские главы в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова Работу выполнила Грановская Людмила Ученица 11 «А» класса

Роман Булгакова в значительной степени основан на осмыслении и переосмыслении евангельских и библейских идей и сюжетов. В период написания романа Булгаков изучил не только текст Евангелий, но и многочисленные исторические источники об Иудее начала эры, иврит, неканонические толкования. Автор сознательно отступает от евангельского сюжета, предлагая свое видение библейских мотивов.

Самый спорный с библейской точки зрения образ – это образ Иешуа. С ним связаны центральные мотивы романа: мотив свободы, страданий и смерти, казни, прощения, милосердия. Эти мотивы получают в романе новое, булгаковское воплощение, порой очень далекое от традиционной библейской традиции. Первое серьезное различие между библейским мотивом Спасителя и булгаковской трактовкой - это то, что Иешуа в романе не заявляет о своем мессианском предназначении, и никак не определяет своей божественной сущности, в то время как библейский Иисус говорит: « Я Сын Божий», "Я и Отец – одно"

В романе встречается только один эпизод, напоминающий о совершаемых Иисусом евангельских чудесах. "Что такое истина?" - спрашивает Понтий Пилат у Иешуа. Этот вопрос в другом немного звучании встречается и в Евангелии. Иешуа на этот вопрос отвечает: "Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет.»Исцеление Понтия Пилата – единственное исцеление и единственное чудо, совершенное Иешуа. Следовательно, булгаковский Иешуа – не богочеловек, а человек, временами слабый, даже жалкий, чрезвычайно одинокий, но великий своим духом и всепобеждающей добротой. Он проповедует не все христианские догматы, а лишь идеи добра, значительные для христианства, но не составляющие всего христианского учения. От него нельзя услышать о будущем Царствии Божием, о Спасении грешников, о загробном воздаянии праведным и грешным. Булгаковский Спаситель земной, и ищет добро здесь, на грешной земле. В отличие от евангельского Иисуса, у Иешуа только один ученик, Левий Матвей, поскольку Булгаков полагает, что и одного человека в поколении, воспринявшего некую идею, достаточно, чтобы идея эта жила в веках. Библейские мотивы в образе Иешуа претерпели серьезное преломление.

Воссоздание евангельских событий - одна из важнейших традиций мировой и русской литературы. В чем же своеобразие трактовки евангельских событий в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? Прежде всего, М. Булгаков обращается к этим событиям в такие времена, когда вера в Бога не просто ставится под сомнение, но массовое безверие становится законом жизни государства Вопрос Ответ

Возвращая все эти события и говоря о них как о несомненной реальности, писатель идет наперекор своему времени и прекрасно знает, чем это чревато. Но библейские главы романа жизненно необходимы как напоминание о первой, изначальной ошибке - не узнавании Истины и Добра. Библейские главы можно отнести к жанру романа-притчи. Объективно и бесстрастно излагаются события. Совершенно отсутствуют прямые обращения автора к читателю Отсутствует выражение авторской оценки поведения героев Правда, отсутствует мораль, но она, по-видимому, и не нужна, потому что моральные акценты в этих главах расставлены очень четко.

В романе мастера три главных героя Иешуа Понтий Пилат Иуда. Иешуа является носителем нравственной истины, недоступной людям. У М. Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, - не ученик и не последователь Иешуа.

Понтий Пилат - центральная фигура в ершалаимском пласте. Мастер говорит, что пишет роман о Пилате. Пилат сразу же почувствовал человеческую незаурядность Иешуа, однако традиции и нравы императорского Рима в конечном счете побеждают, и он, в соответствии с евангельским каноном, посылает Иешуа на крест. Но М. Булгаков отказывается от канонического понимания этой ситуации, у него Пилат лицо трагическое, разорванное между личностными устремлениями и политической необходимостью, между человечностью и властью. М. Булгаков ясно показывает ощущение трагической безысходности, ужаса от содеянного, наполняющих душу Пилата. С этого момента подлинной жизнью Пилата становится сон: прокуратор идет по лунной дорожке с Иешуа, беседуя, и казнь - чистое недоразумение, и бесконечен их диалог. Но в реальности казнь не отменена, и так же неотменимы муки Пилата.

Роман «Мастер и Маргарита» - сложное произведение. И хотя о романе уже много написано и сказано, но каждому его читателю суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, таящиеся в его глубинах. Мука Пилата кончается только после заверения Иешуа о том, что казни не было. Иешуа дарует прощение Пилату и покой мастеру, написавшему роман о Пилате. Таков исход трагедии, но наступает он не во времени, а в вечности.

Роман «Мастер и Маргарита» долго воспринимался читателями как произведение, состоящее из двух неравноценных частей, и даже многие критики и литературоведы не сразу оценили и увидели глубокую взаимосвязь «московских» и «ершалаимских» глав. Булгаков внимательно изучил традиции европейской литературы, использовавшей библейские ассоциации и образы, особенно изображение дьявола. Но Ершалаим Булгакова древнее и точнее, чем все предпринимавшиеся до тех пор попытки пересказать новозаветную историю. Писатель изучал древнееврейские источники - Каббалу, Ветхий Завет, Талмуд, о чем свидетельствуют черновики романа и записи Булгакова. Он обращался к исторической и археологической литературе. Поэтому так живо и ярко изображен древний город, люди, живущие в нем, атмосфера шумного, многоязычного праздника, проходящего в городе, которым правит человек, представляющий власть, чуждую по языку, культуре, религии, мировоззрению и традициям коренному населению.

Историю, знакомую всем по Евангелию, Булгаков сумел увидеть совершенно по-новому. И новизна не в том, что он отступает в чем-то от канонического сюжета. В его книге Иешуа, Понтий Пилат, Левий Матвей, Воланд - живые. Это не только символы, не только оболочка религиозных догм, облеченных в форму доступной притчи. Это характеры, личности, судьбы. Не зря Иешуа поражает Пилата не чудесами, а странной философией. Символично, хотя и похоже на чудо, исцеление прокуратора от головной боли. Пилат спрашивает Га-Ноцри: «Признайся, ты великий врач». Но выздоровление не связано с какими-то сверхъестественными способностями подсудимого, это не чудо. И в то же время оно символично, хотя современная психология и медицина объясняют такие случаи без привлечения магии. Дело в том, что мигрени прокуратора - плата за душевный разлад, за ненависть к чужому городу, которым он должен управлять, да так, чтобы был доволен Рим и чтобы не нарушить равновесие между оккупационными властями, интересами Рима и местной властью, которая может помочь, но может и спровоцировать жителей на проявление недовольства. И Понтий Пилат, измученный необходимостью соблюдать, как мы бы сейчас сказали, баланс сил, «уходит» в боль, которая дает ему законную передышку, возможность не думать. А странный подсудимый, которого современные психологи назвали бы ярко выраженной харизматической личностью, приносит прокуратору то, чего он многие годы не знал: мир, душевный покой, согласие с самим собой.

Иешуа, созданный Булгаковым, в ершалаимских главах лишен всяких атрибутов божественности. Это нищий бродячий проповедник. Сразу же намечено противоречие между евангельскими историями и «подлинной» историей. Он не приехал в город на ослике, его не встречала восторженная толпа почитателей. Иешуа - это сын Божий, прошедший испытание в пустыне и отвергший искушения Сатаны. Он не будет творить чудеса, чтобы убедить народ в правильности той философии, которую он проповедует, не возьмет земную власть, потому что к истине не приходят из-под палки, по приказу и за компанию. Постижение истины - дело личное, и все, что делает Иешуа, - это говорит с людьми, обращаясь к тому, что считает важнейшим началом в каждом человеке. Его единственный принцип, его кредо - нет злых людей, есть люди несчастливые. Он хочет обратиться к доброму началу в каждом человеке. Но реализм ситуации в том, что кроме ученика, который в романе только один, да и тот все «записывает неправильно», Иешу никто не слышит, а те, что услышали, поняли его речь как призы к свержению власти римлян. И «сдали» безобидного и беззаЩ ного проповедника властям.

Заканчивается библейская история прощением. Прокуратор свободен, Иешуа ждет его. И, как замечает Воланд, может быть, они До чего-нибудь договорятся. А что же другой персонаж, попавший в эту историю благодаря своему странному, не понятому никем Роману? Мастер тоже свободен. Наградой ему стал покой и погасая память, в которой не осталось никаких следов от мучений, пережитых им. С ним навсегда будет та, которая любила и страда ла, потому что «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит». Но почему же мастера не взяли «туда, в свет»? Левий Матвей, посланник, отвечает так: «Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Мастер сдался, он сломан, и даже чудо уже не может ничего исправить».

Библейские главы романа «Мастер и Маргарита» часто называют «романом в романе». Но это не так. Это не вставка, а гениальное изображение связи времен и сюжетов. Всегда будут повторяться истории о предательстве и верности, о непонятых учителях и преданных, но бездарных учениках. Не зря, когда Левий Матвей называет себя учеником Иешуа, Воланд отвечает: «Нет, ты раб. Ты только рабски повторяешь, причем не будучи в состоянии понять суть учения, а только следуя его букве». Наверное, всегда, и это понимаем мы после прочтения романа. Наказание определяет себе сам человек, когда совершает или не совершает поступки.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.