Вопросы по произведению первая любовь

Вариант 1

Целый вечер и следующее утро я провел в каком-то унылом онемении. Помнится, я попытался работать и взялся за Кайданова – но напрасно мелькали передо мною разгонистые строчки и страницы знаменитого учебника. Десять раз сряду прочел я слова: "Юлий Цезарь отличался воинской отвагой" – не понял ничего и бросил книгу. Перед обедом я опять напомадился и опять надел сюртучок и галстух.

– Это зачем? – спросила матушка. – Ты еще не студент, и бог знает, выдержишь ли ты экзамен. Да и давно ли тебе сшили куртку? Не бросать же ее!

– Гости будут, – прошептал я почти с отчаянием.

– Вот вздор! какие это гости!

Надо было покориться. Я заменил сюртучок курткой, но галстуха не снял. Княгиня с дочерью явилась за полчаса до обеда; старуха сверх зеленого, уже знакомого мне платья накинула желтую шаль и надела старомодный чепец с лентами огненного цвета. Она тотчас заговорила о своих векселях, вздыхала, жаловалась на свою бедность, "канючила", но нисколько не чинилась: так же шумно нюхала табак, так же свободно поворачивалась и ерзала на стуле. Ей как будто и в голову не входило, что она княгиня. Зато Зинаида держала себя очень строго, почти надменно, настоящей княжной. На лице ее появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал ее, не узнавал ее взглядов, ее улыбки, хотя и в этом новом виде она мне казалась прекрасной. На ней было легкое барежевое платье с бледно-синими разводами; волосы ее падали длинными локонами вдоль щек – на английский манер; эта прическа шла к холодному выражению ее лица. Отец мой сидел возле нее во время обеда и со свойственной ему изящной и спокойной вежливостью занимал свою соседку. Он изредка взглядывал на нее – и она изредка на него взглядывала, да так странно, почти враждебно. Разговор у них шел по-французски; меня, помнится, удивила чистота Зинаидина произношения. Княгиня, во время стола, по-прежнему ничем не стеснялась, много ела и хвалила кушанья. Матушка видимо ею тяготилась и отвечала ей с каким-то грустным пренебрежением; отец изредка чуть-чуть морщил брови. Зинаида также не понравилась матушке.

1) рассказ;

2) повесть;

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

4) является одним из этапов развития сюжета.

1) описание дома, где жил главный герой;

2) внешность Зинаиды;

3) состояние главного героя перед и во время прихода Зинаиды с матерью;

4) родители главного героя.

А 4. Что определило поведение Зинаиды во время обеда?

1) простота;

2) строгость, надменность;

3) желание угодить хозяевам;

4) забота о благополучии матери.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что главный герой ничего не понял из читаемой книги про Юлия Цезаря?

1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к книгам.

В 1. Укажите лексическое средство, которое характерно для разговорного стиля («канючила»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Она тотчас заговорила…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Надо было покориться…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что удивило главного героя.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Надо было покориться…», найдите слово, с помощью которого выражено отношение матушки к Зинаиде.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Как главный герой воспринимает приход Зинаиды с матерью в свой дом? Почему?

______________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Она до того была бледна, такая горькая печаль, такая глубокая усталость сказывалась в каждой ее черте, что сердце у меня сжалось, и я невольно пробормотал:

– Что с вами?

Зинаида протянула руку, сорвала какую-то травку, укусила ее и бросила ее прочь, подальше.

– Вы меня очень любите? – спросила она наконец. – Да? Я ничего не отвечал – да и зачем мне было отвечать?

– Да, – повторила она, по-прежнему глядя на меня. – Это так. Такие же глаза, – прибавила она, задумалась и закрыла лицо руками. – Все мне опротивело, – прошептала она, – ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!

–Отчего? – спросил я робко.

Зинаида мне не отвечала и только пожала плечами. Я продолжал стоять на коленях и с глубоким унынием глядел на нее. Каждое ее слово так и врезалось мне в сердце. В это мгновенье я, кажется, охотно бы отдал жизнь свою, лишь бы она не горевала. Я глядел на нее – и, все-таки не понимая, отчего ей было тяжело, живо воображал себе, как она вдруг, в припадке неудержимой печали, ушла в сад и упала на землю, как подкошенная. Кругом было и светло и зелено; ветер шелестел в листьях деревьев, изредка качая длинную ветку малины над головой Зинаиды. Где-то ворковали голуби – и пчелы жужжали, низко перелетывая по редкой траве. Сверху ласково синело небо – а мне было так грустно...

– Прочтите мне какие-нибудь стихи, – промолвила вполголоса Зинаида и оперлась на локоть. – Я люблю, когда вы стихи читаете. Вы поете, но это ничего, это молодо. Прочтите мне "На холмах Грузии". Только сядьте сперва.

Я сел и прочел "На холмах Грузии".

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.

1) рассказ;

2) повесть;

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного фрагмента является:

1) деревенская тишина;

2) состояние и чувства Зинаиды;

3) городская суета;

4) красота природы.

А 4. Что определило поведение главного героя в данном фрагменте?

1) желание избежать объяснения с Зинаидой;

2) стремление выделиться на фоне толпы;

3) любовь к Зинаиде;

4) забота об отце.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание поведения Зинаиды?

Все наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить: вот основной принцип морали.

Тургенев Иван Сергеевич появился на свет в 1818 году. Жизнь мальчика началась в старинной дворянской семье Тургеневых, матери Варвары Петровны и отца Сергея Николаевича, отставного кавалерийского офицера. Мать происходила из богатой, но не знатной семьи Лутовиновых. Тургенев все детство проводит в родительском имении Спаском - Лутовинове, около города Мценска Орловской губернии. Первые уроки Тургеневу преподал крепостной Федор Лобанов, секретарь его матери. Через некоторое время Тургенев с семьей переезжает в Москву, где дальше продолжает свое образование в частном пансионе, а затем юный Иван Сергеевич начинает заниматься науками под руководством московских педагогов Погорельска, Клюшникова и Дубенского. Тест Тургенев первая любовь К четырнадцати годам Тургенев уже очень хорошо говорит на нескольких иностранных языках, а так же успевает познакомиться с лучшими произведениями русской и европейской литературой. В 1833 году Тургенев поступает в Московский университет, но уже в 1834 году переводится в Петербургский, где и заканчивает философский факультет в 1837 году.

Еще со студенческих лет Тургенев любил писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы небольших поэм, драм и лирических стихотворений. Среди университетских профессоров выделялся только Плетнев, который был близким другом Пушкина. Несмотря на то, что Плетнев не имел специального образования, он отличался природной мудростью и интуицией. Ознакомившись с произведениями Ивана Тургенева, Плетнев назвал их «недозрелыми», хотя выбрал два более удачных стихотворения и опубликовал, дабы пробудить в ученике желание продолжать свои начинания.

Интересы Ивана Сергеевича не были сосредоточены только на литературном творчестве, и в 1838 году, весной, Тургенев уезжает за границу в Берлинский университет, считая, что он недостаточно получил знаний в университетском образовании. В Россию же он возвратился только в 1841 году.

Тургенев всю жизнь мечтал о преподавании философии, пытался сдать магистерские экзамены, дающие право на защиту диссертации и получения места на кафедре. В конце 1842 года Тургенев задумывается о службе в министерстве внутренних дел. Уже в 1843 году Тургенева зачислили в канцелярию министерства, где вскоре он разочаровался в своих ожиданиях и потерял интерес, а через пару лет подал в отставку.

Тургенев Иван Сергеевич писал повести о людях. Этой теме посвящены многие его произведения, такие как «Затишье», «Дневник лишенного человека», «Два приятеля», «Переписка» и «Яков Пасынков». Тест Тургенев первая любовь В 1867 году Тургенев заканчивает работу над романом «Дым».

В 1882 году, весной, Иван Сергеевич смертельно заболел, но, несмотря на страдания, писатель продолжает свою работу и за несколько месяцев до своей смерти успевает издать первую часть книги «Стихотворения в прозе». В своей последней книге он собрал все главные темы и мотивы своего творчества. Тест Тургенев первая любовь

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск

Открытый урок

И. С. Тургенев «Первая Любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Учитель: Федяева Л.

Саранск 2011

Иван Сергеевич Тургенев. Повесть «Первая любовь». Герои повести и их прототипы. Воспитание чувств.

Цели урока:

биография обзорно (история семейных отношений);

анализ эпизодов повести.

Оборудование урока:

портреты И.С. Тургенева, его отца и матери, рисунки учащихся, плакат с цитатами из произведений И.С. Тургенева о любви.

Мой друг, как ужасно, как сладко любить!..

    Слово учителя об изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь» учащимися 9-х классов. Обращение к эпиграфу, который отражает двойственное отношение Тургенева к проблеме любви.

    Обращаем внимание на цитаты Тургенева о любви, которые написаны на доске или на плакате:

«Чужое я внедрилось в твое... и твое я умерщвлено».

(И.С. Тургенев «Любовь».)

«Любовь даже вовсе не чувство - она болезнь... Обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка...» («Переписка», 1856)

«Любовь - цепь, и самая тяжелая... По крайней мере я дошел до этого убеждения... Купил это убеждение ценой жизни, потому что умираю рабом». («Переписка», 1856)

«Нет, в любви одно лицо - раб, а другое - властелин...»

(«Переписка», 1856)

Вывод учащихся, затем учителя.

Вывод по цитатам:

Любовь представлялась писателю так же, как природа, стихийной и

бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Любовь, по

Тургеневу, - сила смертоносная, превращающая человека в «надломленное дерево» и

обреченное на заведомую гибель. Любовь против воли человека захватывает его душу,

подчиняет его другому человеку, делая его слабым и превращая в раба.

Вы можете испугаться этого чувства, как тёмной и страшной силы, но любовь в тургеневском понимании имеет свою оборотную сторону - светлую. И такая её сторона представлена в «Первой любви», о которой пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

«Первая любовь» - «единственная вещь», доставлявшая удовольствие писателю, находящемуся в конце своего пути, одно из самых любимых его произведений. И это потому, что он этой повести не придумывал: «Я не придумывал этой повести; она дана мне была целиком самой жизнью», «Первая любовь - это пережито», - так напишет Тургенев в год своей смерти. Тем самым посылая привет своему отцу, которого бесконечно обожал, незаурядному, глубоко чувственному, тому, с кем всегда мечтал быть рядом...

Ученики, получившие индивидуальные задания, рассказывают об отце И. С. Тургенева и их семейных взаимоотношениях.

1 ученица: Ко времени знакомства с Варварой Петровной Лутовиновой за плечами двадцатилетнего кавалергарда поручика Сергея Николаевича Тургенева ничего не было, кроме 140 крепостных в деревеньке его отца, родословной, герба, знания языка и редкой красоты. Известен случай, когда уже после смерти мужа Варвара Петровна встретилась за границей с владетельной немецкой принцессой и та, увидев браслет с портретом Сергея Николаевича, сказала: «Вы - жена Тургенева, я его помню; после смерти императора

Александра 1 я не видела никого красивее вашего мужа».(Учитель обращает внимание учеников на портрет С.Н. Тургенева).

2 ученик: Отец И.С.Тургенева принадлежал к роду, в котором были стольники, воеводы, начальники приказов, капитаны - исправники, ревностно и верно стоящие на службе Отечеству. Сергей Николаевич участвовал в Бородинском сражении, «храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью». Волевой, с сильным характером, прекрасно образованный, аристократичный, он состоял в дружеских отношениях со многими известными людьми своей поры - писателями М.Н. Загоскиным и Ф.Н. Глинкой, поэтом И.И. Дмитриевым, драматургом А.А.Шаховским.

3 ученица. В 1816 году Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить лошадей со Спасского конного завода для полка. Встреча с хозяйкой, некрасивой, сутуловатой, старше его на 6 лет, могла даже не задержаться в сознании молодого красавца, если бы не хваткость Варвары Петровны. Очарованная нечаянным гостем, она вместе с тем понимала, что шансов на ответную симпатию у нее нет никаких. И тогда Варвара Петровна, уже будучи осведомленной о материальном положении поручика (Тургенево находилось в 18 верстах от Спасского), решила пустить в ход свой главный козырь -богатство. Прощаясь с Сергеем Николаевичем, она пригласила его вновь посетить Спасское. И почувствовав уклончивость в ответе молодого красавца, оставила в залог его портупею. Рассказывают, что старый Тургенев на коленях просил сына согласиться на брак с Лутовиновой. (Портрет на доске).

4 ученик. 14 января 1816 года в церкви Спасо - Преображенья, в селе Спасском -Лутовинове состоялось венчание Сергея Николаевича и Варвары Петровны. Выбором места венчания невеста дала понять, каковы будет распределение ролей в будущей семье. Она богата и потому имеет право претендовать на управление всеми хозяйственными делами и на распределение доходов. Тем более, что за женихом, кроме родословной и красоты, ничего не стояло. Женившись на Варваре Петровне по расчету, он никогда так и не смог полюбить ее. Она же любила мужа безгранично и тяжело переживала многочисленные романы своего мужа. Время спустя каждый из супругов стал жить собственной жизнью: он - покорствуя своему любвеобильному характеру, она - властной хозяйкой усадьбы.

5 ученица. Но сыновей Сергей Николаевич никогда не обходил вниманием. Особенно вдумчиво и взыскательно он относился к их образованию. Именно он решает отдать Ивана и Николая в пансион Вайденгаммера, в котором они находились до лета 1830 года. Уже тогда тяжело больной желчнокаменной болезнью и отправившийся весной 1829 года за границу на операцию, Сергей Николаевич осенью этого же года вернулся в Россию с единственной целью - решения дальнейшей судьбы мальчиков, их окончательного устройства.

6ученик: Отец писал письма своим мальчикам, «Строгие и участливые». Он внушал им высокие понятия благородства, порядочности, умение быть самим собой, не пытаться оригинальничать. Судя по поведению отца, он будто знал, что ему остается недолго пробыть с детьми. Поэтому Сергей Николаевич максимально стремился участвовать в их взрослении и одновременно «хоть отчасти увековечить себя в детях». Будучи глубоким, незаурядным человеком, он, вероятно, не довольствуется утвердившейся в отношении себя ролью «ловца женских сердец». А ведь об отце Тургенева зачастую мыслят именно в этом роде.

Учитель: Мы рассказали об отце Тургенева потому, что и о нем пойдет речь в повести «Первая любовь». Приступаем к анализу данной повести. - Назовите героев повести. Запись в тетради.

Герои Прототипы

Владимир " Иван Сергеевич Тургенев

Его отец Сергей Николаевич Тургенев

Его мать Варвара Петровна

Зинаида Поэтесса Екатерина Шаховская (В

замужестве Владимирова)

Предоставление портретов учителем

1)Счастъе:

- Предчувствие любви (чтение эпизода) Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

(В нем живут два чувства, грусть и радость, но он ждет радости и осознает, что они связаны с женщиной).

Встреча с девушкой (чтение эпизода)

(Любовь пришла, пришла и радость, и счастье, он радовался, как ребенок, и боялся, что это сон).

Прокомментируйте сцену - проснулся перед утром...

Завязка сюжета

Зинаида у окна (чтение эпизода). -Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

(Влюбленный Володя - юноша - рыцарь, обожествляющий свой идеал, видит перед собой женщину- ангела. Он как истинный рыцарь преклоняется к ее ногам, готовый поласкать каждую складочку ее платья и передника. Он опять счастлив, он испытывает прекрасное чувство, оно чистое, возвышенное, он боготворит девушку, по - рыцарски мечтая умереть у ее ног, весь облитый кровью спасая ее от рук неприятеля, вызволяя из темницы). «Жизнь отдать, лишь бы она не горевала ».

Первый поцелуй (прокомментировать) чтение. (Он по-рыцарски, соблюдая придворный этикет, по всем правилам целует даме руку: встает на одно колено (два) - поцелуй неловкий, но искренний и благородный - в итоге он опять счастлив - « Но я чувствовал себя...»).

Второй поцелуй (кульминация) - пик счастья - чтение эпизода. («Мне казалось...»)

Вывод : любовь дарит человеку счастье, радость, восторг, делает окружающий мир прекрасным, и природу, и людей и т.д.

2) Душевная боль.

- Но наш влюбленный герой как счастлив, так и несчастлив. По каким причинам?

Ревность (примеры цитат: «Мне вдруг стало очень грустно... Я силился не плакать... Я ревновал к гусару...».Холодность («Обращение Зинаиды со мной меня окончательно убило»).

    Ревность к тому, кого она полюбила.

- Как герой относится к своему отцу? (« Он казался мне образцом мужчины...»).

Какие советы давал отец сыну?

(«Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать- в этом шутка жизни». «Умей хотеть - и будешь свободным...». «Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы...»).

А что надобно Зинаиде?

Кого любит Зинаида?- чтение эпизода « Я услал Филиппа...»

Развязка.

Изменилось ли отношение к отцу?

Нет. («.. .я даже не роптал на отца...». «Напротив: он как будто вырос в моих глазах...».

(Опять перед нами благородный мальчик - рыцарь, с достоинством переживает боль

утраченной любви)).

К Зинаиде?

Нет («... я буду любить и обожать вас до конца дней моих ».

Об обоих вместе?- чтение.)

(За жертвенность собой, за смелость, « не побоялась погубить свою будущность»).

Автор любил своего отца и Зинаиду, преклонялся перед ними, уважал их любовь, считая ее идеалом большим, незнакомым, красивым, неизвестным чувством, которое могло сломить таких умных и сильных людей, заставляя их плакать, хотя они ждали его и готовы были бороться с ним и победить его, но... Чем сильнее люди, тем сильнее и беспощадней любовь, и люди в этом совсем не виноваты.

Первую любовь пережили и сын, и Зинаида, и отец (В 40 лет!).

Р.s. Зинаида - Е. Шаховская ровно через год после смерти Сергея Николаевича вышла замуж за некоего Владимирова, а через 9 месяцев и 11 дней умерла после родов. Похоронена на Волковом кладбище в г. Петербурге недалеко от могилы отца И.С. Тургенева. Надпись на надгробии стала эпиграфом к нашему уроку.

Выводы учащихся.

Д/з: Пейзажные зарисовки в повести И.С. Тургенева (найти и прочитать).

Чтобы состояться как личность,
Подвергнуться испытанию любовью,
Ибо именно в ней выявляется истинная
Сущность и ценность любого человека.
И.С.Тургенев

Дома вы познакомились с повестью И.С.Тургенева “Первая любовь”. Ваши впечатления?

Кстати, это произведение и современниками Ивана Сергеевича было воспринято неоднозначно.

В письме Луи Виардо к Тургеневу мы читаем резкую критику повести: “Мой друг, я хочу высказаться перед вами начистоту по поводу вашей “Первой любви”.

Откровенно говоря, если бы я был редактором, я тоже отказался бы от этого небольшого романа и по тем же причинам. Боюсь, что его, хотите вы этого или нет, следует отнести в разряд той литературы, которую справедливо именуют нездоровой…

Кого же среди своих обожателей выбирает эта новая Дама с камелиями? Человека женатого. Но почему бы по крайней мере не сделать его вдовцом? К чему эта печальная и бесполезная фигура его жены? И кто рассказывает всю эту скандальную историю? Его сын, о стыд! И ведь не в 16 лет он это делает, а в 40, когда у него самого уже серебрятся волосы; и он не находит ни единого слова порицания или сожаления по поводу жалкого положения своих родителей. Чему, после всего этого, служит талант, расходующий себя на подобный сюжет?” Луи Виардо

Однако друг Тургенева писатель Гюстав Флобер оценивает “Первую любовь” иначе. В марте 1863 г. он пишет Тургеневу: “…я особенно хорошо понял эту вещь потому, что это точь-в-точь история, которая произошла с одним из моих очень близких друзей. Все старые романтики… должны быть вам признательны за этот маленький рассказ, который так много говорит им об их юности! Какая зажигательная девушка эта Зиночка. Одно из ваших качеств - это умение создавать женщин. Они идеальны и реальны в одно и то же время. Они обладают притягательной силой и окружены сиянием. Но всю эту повесть и даже всю книгу осеняют следующие две строчки: “Против отца у меня не было никакого дурного чувства. Напротив: он как будто еще вырос в моих глазах”. Это, на мой взгляд, мысль поразительно глубокая. Будет ли это замечено? Не знаю. Но для меня это вершина”.

Для того чтобы разобраться, кто же прав в своей оценке повести, обратимся к ее анализу.

Как вы считаете, первую любовь испытывает каждый человек?

Тургенев в своем произведении говорит, что нет. В прологе автор изображает сцену ночного разговора хозяина с двумя задержавшимися в его доме гостями. Из разговора мужчин мы понимаем, что первая любовь обходит стороной пошлое и обыденное сознание. 1-ый гость, Сергей Николаевич, говорит: “У меня не было первой любви…я прямо начал со второй… Когда я в первый раз приволокнулся за одной весьма миленькой барышней…я ухаживал за ней так, как будто дело это было мне не внове…”

Какое слово в его речи настораживает?

“Приволокнулся”.

Этот человек не только опошляет само понятие любви; он пытается зачеркнуть принципиальное свойство первой любви - ее способность делать хорошо знакомый мир новым.

Будничной, приземленной, ритуализированной, неискренней, вынужденной выглядит история первой влюбленности хозяина дома: “нас сосватали, мы очень скоро полюбились друг другу и вступили в брак, не мешкая, словом, “все у нас шло как по маслу”.

А И. С. Тургенев считал, что любовь- это удар. Она забирает всего человека без остатка и требует преображения, поэтому ее потом и вспоминаешь всю жизнь.

Владимир Петрович, 2-ой гость, был одарен первой любовью, он знает, что она значит для человека в юности и для всей его последующей судьбы. Он отчетливо сознает, кто перед ним и что ему предстоит защищать само понятие “любовь”, поэтому он просит время, чтобы записать историю, до сих пор живущую в нем, ведь говорить о таком нельзя всуе…

Многих своих героев Тургенев испытывает любовью, потому что это чувство преображает человека, делает его лучше. Обратимся к образам главных персонажей повести, одаренных первой любовью.

Рассказ учащихся о героях произведения и выводы учителя.

Образ Вольдемара.

Рассказ ведется от лица главного героя Владимира Петровича, человека лет сорока. Он вспоминает историю, произошедшую с ним, 16-летним юношей. Прототипом молодого героя повести, по словам самого писателя, послужил он сам: “Этот мальчик- ваш покорный слуга…”

Сменяют друг друга длинные, светлые, теплые дни лета… Жизнь идет своей чередой… без гувернера… в прогулках с книгой в руке, вскачь на верховой лошадке. Мальчик представляет себя рыцарем на турнире. Дамы сердца у него пока еще нет, но вся его душа готова к встрече с ней.

Охарактеризуйте внутреннее состояние героя.

В нем живут два полярных чувства: грусти и радости. Грустит и плачет он от созерцания “красоты вечера” и чтения “ певучего стиха”. Но одновременно так радостно наблюдать ему вокруг себя красивый мир, что “сквозь слезы и сквозь грусть” неудержимо “проступало… чувство молодой, закипающей жизни”.

Тургенев называет предчувствие Володи “полусознанным, стыдливым”, так как оно связано с грезами юного сердца о “призраке женской любви”. Юношеское сознание сосредоточено на мечте о рыцарском служении Прекрасной Даме. И в этом он достойный сын своего отца.

Образ Петра Васильевича.

Прототип героя - отец писателя Сергей Николаевич, который женился на Варваре Петровне (матери Ивана Сергеевича) по расчету. В течение всей жизни он сохранит свою внутреннюю независимость и подчеркнутую холодность в супружеском союзе.

Почему именно после “воробьиной ночи” Тургенев рассказывает об отце Владимира?

“Воробьиная ночь” показала, что чувство, которое испытывает Владимир настоящее и очень серьезное, его счастливый сон на заре словно затишье перед той бурей страданий и страстей, которые обрушатся на юношу, и именно отец станет причиной этих страданий.

Сейчас о своем отце говорит 40- летний человек, но даже по прошествии двух десятков лет после его смерти он продолжает смотреть на него с обожанием и преклонением. “Я любил его, я любовался им, он казался мне образцом мужчины”. По- прежнему незабываемо лицо отца: умное, красивое, светлое, незабываемы те короткие минуты, когда он позволял мальчику находиться рядом с собой. Но от этого привязанность к отцу не делалась меньше.

Именно отец помогает сыну понять вековечный смысл любви: “ Чужое я внедрилось в твое: ты расширен - и ты нарушен… и твое я умерщвлено”.

В памяти Владимира Петровича отец остался человеком чести. Женившись по расчету на женщине “старше его десятью годами” и будучи зависим от нее материально, он терпит много лет недостойное себя положение. Единственное, что помогает ему в вынужденных жизненных обстоятельствах оставаться внутренне независимой личностью - это его строгость, холодность и отдаленность в отношениях с женой. Поэтому трудно представить ситуацию, в которой бы отец мог о чем-либо просить ее. Тем не менее дважды Петру Васильевичу придется встать на колени перед женой, заботясь о Зинаиде.

Когда их связь перестает быть тайной благодаря анонимному письму графа Малевского и в доме происходит ссора с жестокими словами и угрозами, он находит в себе душевные силы пойти к жене и “с нею наедине” долго говорить о чем-то. Стремясь оградить княжну от наветов, он соглашается, по-видимому, с условием жены оставить дачу и переселиться в город. Однако самой потрясающей является сцена, когда, по словам Владимира Петровича, за несколько дней до смерти отец получил письмо из Москвы и “ходил просить о чем-то матушку и, говорят, даже заплакал, он, мой отец”!

По- рыцарски ведет себя отец и в ситуации с автором анонимного письма его жене графом Малевским, отказав ему бывать в своем доме: “…имею честь вам доложить, что если вы еще раз пожалуете ко мне, то я вас выброшу в окошко. Мне ваш почерк не нравится”.

Красивый, глубокий, страстный человек, он оказал решающее воздействие на резвую, кокетливую шалунью- княжну.

Даже когда все обнаруживается, мальчик- рыцарь “не зарыдал, не предался отчаянию”, а главное, “не роптал на отца”. Рыцарское поведение отца в последующие дни не только не даст повода сыну для упреков, но еще более утвердит юношу в отцовском праве на любовь. Знаменательна в этом смысле сцена (после свидания отца с Зинаидой в городе), когда ему вдруг открывалось, “сколько нежности и сожаления могли выразить… строгие черты” его отца, истово любившего и одновременно скорбящего по невозможности своей любви.

Образ Зинаиды Александровны Засекиной.

Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская, она была соседкой по даче 15-летнего Тургенева.

Зинаида занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ей 21 год. Об этом свидетельствуют ее поступки, от которых веет ребячеством, необдуманностью (игра в фанты или приказ Вольдемару прыгнуть со стены). Любовь поклонников ее забавляет. К Вольдемару она тоже относится как к очередному поклоннику, вначале не понимая, что он еще никогда не влюблялся, что его жизненный опыт еще меньше, чем ее собственный.

Во второй сюжетной сцене появится сквозной и очень важный в решении образа Зинаиды мотив света. Свет сквозит в Зинаидиной “лукавой усмешке на чуть-чуть раскрытых губах”, светом озаряет брошенный на Владимира быстрый взгляд княжны. А “когда ее глаза, большею частию полуприщуренные, открывались во всю величину свою”, то свет как будто проливался по всему лицу девушки.

Почему свет сопровождает героиню Тургенева?

Ощущение исходящего света от взгляда, лица Зинаиды принадлежит влюбленному юноше-рыцарю, обожествляющему свой идеал, видевшему перед собой женщину- ангела. Но вместе с тем свет- знак особой чистоты, говорящий о внутренней чистоте Зинаиды, чистоте ее души, несмотря на всю противоречивость поведения княжны.

Мотив света достигает кульминации в портретном описании Зинаиды, сидящей на фоне окна. “ Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой, солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь”. Обволакиваемая оконным светом, сама излучающая свет, она как будто находилась в световом коконе, сквозь который “лицо ее казалось еще прелестнее: так все в нем было тонко, умно и мило”. Вот “веки тихо поднялись”, и в ласково засиявших глазах девушки словно отразилась душа.

C трудом и слезами входит Зинаида в мир взрослых. В ее характере – любить человека сильного, “кто бы сам меня сломил”. Она ждет именно такой любви, хочет подчиниться своему избраннику. Ее уже не устраивает флирт с поклонниками, ей “все опротивело”, и она готова к большому, сильному чувству. Вольдемар первым понимает, что она по- настоящему полюбила.

Почему произведение называется “Первая любовь”? Как вы понимаете название повести?

Это произведение о первой любви в жизни главных героев повести. В словосочетании “первая любовь” для Вольдемара ключевое слово “первая”, для отца –“любовь”, а для Зинаиды важны оба слова. Название повести многозначно. “Первая любовь”- это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя “первая любовь”.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.