Детские техники рисования. Ознакомление дошкольников с картинами художников: воспитываем в детях чувство прекрасного

Классификация методов и приемов:

    Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; обследование (организует взрослый и учит этому детей, оно эффективнее с проговариванием) привлечение, а заканчиваем обследование так чтобы дети поняли как приступить к работе.. обследуя учим планировать свою деятельность; показ способа действия, он должен быть полным или частичным, показ осуществляется тем же материалом что и у детей. Осущ ребенком со ср гр.; объяснение, рассказ, анализ детских работ, проводиться дифференцированно в зависимости от возраста детей.

1.Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Упражнения следует выполнять… малыш многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

2.Исследовательский и Эвристический – методы используются в единстве. Они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

2.метод проблемного обучения и изложения. В отдельную группу выделяются игровые приемы – они используються во всех возрастных группах, внутри разных методов,

4 Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для всесторон­него воспитания и развития ребенка - дошкольника.

Задачи всестороннего развития

Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.

Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая - не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.

Так по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить яблоко, ягоду, орешек, неваляшку или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы), нужно раскатывать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность и самостоятельность. Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания.

В процессе выполнения лепки, рисунка, аппликации ребенок вспоминает те явления и события, которые хочет выразить, вновь испытывает те чувства, которые были ими вызваны. Часто ребенок дает определение, характеристику тому предмету, который лепит или рисует, выражает свою оценку, свое отношение.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то рассказал, чтобы изображенное им узнали. Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их рисункам, лепке. Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога. Похвала ребенка радует (о том, что его работа отмечена педагогом, ребенок рассказывает всем), а отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание нужно вдумчиво, осторожно: если все время хвалить ребенка, у него может сформироваться самоуверенность, зазнайство; и наоборот: если постоянно говорить ребенку, что он плохо нарисовал, вылепил или наклеил, можно выработать прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.

Коллективные просмотры работ приучают детей быть внимательными к рисунку, лепке товарищей, справедливо и благожелательно их оценивать, радоваться не только своей, но и общей удаче. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.

У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Формированию трудолюбия, трудовых навыков способствует также участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них. В практике работы часто вся подготовка к занятию возлагается на дежурных. Это неверно. В школе каждый ребенок должен сам готовить свое рабочее место, и важно, чтобы он к этому был приучен. Нужно уже в детском саду развивать у каждого трудовые навыки, приучать начинать работу лишь тогда, когда все приготовил.

Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (формы, строения, величины, цвета, расположения в пространстве), способствует развитию у

детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства. Знакомство с предметом, который будет затем изображен, должно иметь особый характер. После целостного восприятия следует подвести детей к вычленению отдельных свойств, которые могут найти отражение в изобразительной деятельности. Однако очень важно закончить восприятие целостным охватом предмета в совокупности всех основных свойств и дать оценку его облику, его выразительным качествам. Для развития эстетического восприятия очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчеркивать его красоту, использовать образное сравнение.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус. В рисунках, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В рисунок, лепку и аппликацию ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие-то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, явления природы и общественной жизни, но и красивые, вызывающие радость, удивление, восхищение ребенка). Важно также, чтобы воспитатель сумел объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно прежде всего обратить внимание на красоту предмета или явления, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление. Красота и выразительность рисунка зависят и от того, как дети овладели формообразующими движениями и умеют передавать в рисунке, лепке, аппликации форму предметов. Отчетливо изображенная форма вызывает у ребенка удовольствие, положительные эмоции.

Эстетические эмоции вызывает и удачная композиция работы. Если рисунок, аппликация хорошо расположены на листе с учетом формы и пропорций предмета, изображенного не слишком крупно (чтобы части изображения не упирались в края листа) и не слишком мелко (нет неоправданно пустых мест, изображение не смещается в сторону), это также радует ребенка.

Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа - большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту.

Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.

Рисование, лепка, аппликация и конструирование как продуктивные деятельности имеют неоценимое значение для подготовки детей к школе. В этих видах деятельности у детей формируются те качества всесторонне развитой личности, которые необходимы для последующего обучения в школе. Но этим не ограничивается значение изобразительной деятельности и конструирования для подготовки к школе. На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования, лепки, аппликации и конструирования, дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства и труда в школе.

Для готовности к школьному обучению важное значение имеет формирование элементов учебной деятельности: умение слушать и выполнять указания педагога, понимать и выполнять поставленную задачу. Чтобы сделать постройку, создать изображение, ребенок должен применить определенные действия, необходимые для решения данной изобразительной задачи. Значит, из всех действий, которыми владеет малыш, ему нужно выбрать такие, которые позволят создать изображение.

Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все условия, является оценка результата. Дети получают изображение в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, которое может оцениваться с точки зрения поставленной изобразительной задачи. Важна также выработка психологической готовности ребенка к школе: желания учиться, стремления узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности осуществляются различные стороны воспитания: сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное и трудовое. Основное значение эта деятельность имеет для эстетического воспитания; важна она и для подготовки детей к школе.

Следует подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника можно лишь в том случае, если внимание педагога будет направлено на решение этой задачи, если будет выполняться программа обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и разнообразная методика.

    Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и навыки, необходимые для изображения предмета.

Принцип научности

Принцип систематичности и последовательности

сначала лепим - объем

делаем аппликацию - контур

затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

А) передача формы: сначала круг и квадрат, затем круг и овал. Младшие дошкольники передают форму приблизительно, первые изображения упрощены – обобщены, сначала одна честь, потом большее количество частей.

Б) величина предмета и их частей: передача величенных отношений. Самой сложное это передача пропорциональных соотношений.

В) передача строения: малыши учаться выделятиьб части предмета и передавать их, сначала части простые (облака), затем предлогают изображать цветы, деревьев – они СИММЕТРИЧНЫ.

Г) передача цвета. Цвет – признак предмета, множество предметов не имеет определенной окраски, 1 –я мл 4 основных + белый, черный фон; 2-ая мл + серый, голубой, розовый; ср - + оранжевый, фиолетовый, коричневый; ст – спектр + 3 оттенк одного цвета.

    Программа обучения изобразительной деятельности. Знания, умения и кавыки, необходимые для передачи сюжета .

Принцип систематичности и последовательности

сначала лепим - объем

делаем аппликацию - контур

затем рисуем - объем + контур

Принцип наглядности

ребенок должен увидеть правильное действие воспитателя. Вариантность и образец должен быть качественным

Принцип индивидуального подхода

выявить способности (что ребенок умеет)

А) расположение в пространстве – вылепленные изделия располагаются на столе, а на бумаге это сделать трудно, программа предусматривает требования к рисунку, в ср гр изображение распологают в ряд, в ст плановое расположение.

Б) относительная величина и положение предметов: малыш рисует цветок дерево и девочку одной величины (дети не выделяю величину предметов), имеются сложности при передачи движения – идет, бежит, самое трудное – боковое положение.

Цели:

Образовательная:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.
  • Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
  • Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Коррекционные :

  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
  • учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать слова – эпитеты;

Воспитательные :

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;
  • воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Репродукции картин:

  • В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”;
  • В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”;
  • В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, “Портрет художника И.С.Остроухова”, “Портрет художника В.И.Сурикова, “Портрет Николая II ”, “Портрет Мики Морозова”;
  • Н.Н.Ге “Портрет Александра Герцена”, “Портрет Николая Ге внука художника”,
  • И.П.Аргунова “Портрет Екатерины II”, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,
  • И. Н. Крамского “Портрет Павла Михайловича Третьякова, “Портрет Веры Николаевны Третьяковой”, “Портрет художника И.И. Шишкина, “Портрет певицы Е.А.Лавровской на эстраде”, “Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”, “Женский портрет”, “Портрет художника Дьяконова”,
  • К.П. Брюллова “Портрет писателя Н.В.Кукольника”,
  • А. П. Антропова “Портрет Шувалова”.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии “Мир человека” на тему: “Части тела”.
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра “Назови ласково”, “Назови части головы”, “Назови чего у человека по 2” и т.д.

У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, который определяется целой системой образов, представлений, идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или совсем ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представление, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре.

Очень важно, чтобы демонстрируемые дома и в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.

Портрет - жанр живописи, в основе которого лежит изображение конкретного человека с ярко выраженной индивидуальностью.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве.

Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом дети имеют возможность почувствовать себя то маленькими детьми, играющими с барашком (В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”), то ребенком с любимой игрушкой (В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”), то детьми, любующимися морем (В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”).

Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. У детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, мышление.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, о профессиях, быте и облике людей разного времени.

В.А.Серов
“Портрет композитора Александра Герцена”

Н.Н.Ге
“Портрет Н.А.Римского-Корсакова”

В.А.Серов
“Портрет художника И. С.Остроухова”

В.А.Серов
“Портрет художника В.И.Сурикова”

В.А.Серов
“Портрет Николая II

И.П.Аргунов
“Портрет Екатерины II”

Н.Н.Крамской
“Деревенский староста”

И.П.Аргунов
“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Некоторые принципы отбора портретов:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние).

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).

Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Картины И. Н. Крамского

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет.

И.Н.Крамской
“Женский портрет”

И.Н.Крамской
“Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”

Также необходимо рассмотреть разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

  • Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность. Например, в группу вошла Катя, у неё новая прическа. Она в хорошем настроении, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: “Ах, какая Катя сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И прическа у нее красивая!” Или обращает внимание детей на Аню: “Посмотрите на Аню, она чем-то недовольна. Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое грустное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к ней и спросим, чем мы можем ей помочь!”

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя.

Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова “нельзя” можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки (“Ну и ну!”). “Иди сюда!” - пригласить рукой. “Помолчи!” - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: “Когда нам весело, когда - грустно”, “Что значит?“испуганный”, “удивленный”?”, “Угадай, что я говорю” (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике.

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры “Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем”, “Расскажите без слов”, “Угадай, кто что делает”.

Познакомив детей с отдельными портретами, желательно организовать в группе выставку с уже известными для детей работами художников, а затем пойти с ними в музей.

Слово “музей” в Древней Греции означало дом, посвященный богиням, покровительницам поэзии, искусства и наук. И сегодня “музей” - тоже дом, где хранятся выдающиеся произведения творческого гения художников, скульпторов – памятники истории и культуры.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности.

Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к экскурсии в музей – настоящему празднику для ребенка и взрослого. От взрослого во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников. Разумеется, обращать на это внимание нужно – с должным уважением и восхищением. Ребенок постепенно научится вспоминать и узнавать. Но главным для него останется ощущение прекрасного, удивление и радости.

Почему-то говоря о раннем развитии ребенка, многие имеют в виду только умственное, а не творческое развитие детей. Но ведь развитие творческого аспекта личности вашего чада лишь послужит дополнительным толчком к развитию его интеллектуальных способностей. Для этого нужно с ранних лет прививать ребенку интерес к искусству, в частности, к живописи, но не поздно начать это знакомство и в старшем возрасте. Узнайте далее, какие мы рекомендуем взять на ознакомление картины для детей разного возраста.

Что показать детям от 3 до 6 лет

Даже в 3 года большинство современных детей уже знает, что такое фотографии, поэтому им не должно быть сложно провести аналогию с картинами. Просто объясните ребенку: когда раньше люди не могли пользоваться фотоаппаратами и камерами телефонов, им приходилось рисовать, чтобы запечатлеть чей-то портрет, пейзаж, предмет или сценку из жизни. Это занимало гораздо больше времени, чем щелчок по кнопке фотоаппарата, но и результат был уникальным.

В таком возрасте картины для детей не представляют художественной ценности, их не особо интересует автор полотна, его биография или предыстория создания этой картины. Поэтому пока в эти «дебри» можно не углубляться, а просто приучать ребенка к внимательности, научить рассматривать картины и подмечать детали. Чем позже начнется творческое развитие детей, тем сложнее вашему чаду будет анализировать искусство, будучи подростком, а затем взрослым.

Какие именно картины для детей будут самыми интересными и выигрышными для первого знакомства с живописью? Тут можно вспомнить, на какие вещи ребятишки обращают внимание в первую очередь, заходя в магазин с игрушками – как правило, на все яркое, большое, разноцветное, а также реалистичное, как домик для барби с мебелью и посудой, или детализированная армия солдатиков. Такими же должны быть и детские картины: красочные пейзажи, натюрморты с крупными предметами, большие красивые портреты.

В этом возрасте подходящая живопись для детей – это полотна Клода Моне, который работал в стиле импрессионизм. Его картины наполнены яркими красками, мягким светом и интересными сюжетами, на которых ребенок сам заострит внимание.

Например, покажите ему картину художника «Терасса в Сент-Адресс»:

Обязательно обсудите картину с малышом. Поначалу подробного отзыва вы от него не услышите, поэтому задавайте наводящие вопросы, например: «Что изображено на картине?», «Чем заняты люди?», «Что тебе больше всего понравилось?», «Какие цвета ты видишь?» и т. п.

Замечательные картины, которые стоит показать детям, писал и русский художник Виктор Васнецов. Мы рекомендуем показать одно из самых известных его полотен, которое особенно может заинтересовать детей – «Богатыри»:

Будет здорово, если при просмотре картины вы сможете рассказать детям какие-нибудь былины про этих трех богатырей. А возможно, дети уже видели мультфильм про этих героев, и смогут сами пересказать вам его сюжет. И конечно, не обойтись без вопросов по картине: «Где находятся богатыри?», «Видят ли они врага или просто осматривают местность?», «Случится ли что-нибудь дальше?», и обязательно укажите на детали: оружие персонажей, их взгляды и т.п.

Покажите ребенку и «Натюрморт с фруктами» Поля Гогена. Далеко не все картины этого художника подходят для детей дошкольного возраста, но данный натюрморт выглядит достаточно привлекательно, крупно и красочно. Спросите чадо: «Любишь ли ты кушать яблоки?», «Какого они цвета на картине?», «Какое из них ты бы съел?».

В конце просмотра картин для детей, не забывайте делиться с крохами и своим собственным мнением по поду живописи.

  • Если вы хотите познакомить ребенка с живописью дома, показав ему картины из Интернета или печатной энциклопедии, то у вас есть возможность самостоятельно контролировать контент в процессе. Но если это будет, к примеру, посещение музея или художественной галереи, то советуем вам заранее продумать маршрут, чтобы не наткнуться на классические полотна с изображением исторических сцен насилия, либо картины с обнаженной натурой, которые дошкольнику еще видеть рановато.

Живопись для детей от 7 до 9 лет

Творческое развитие детей следует продолжать и при поступлении в школу. И хотя школьникам младшего возраста по-прежнему нравятся яркие детские картины, где есть за что зацепиться глазу, но теперь их гораздо меньше интересуют статичные сюжеты вроде натюрмортов и пейзажей. Дети все еще познают мир, но в нем уже не все вокруг новое, вот и смотреть на природу и разложенные на столе предметы становится не так интересно.

Они начинают реже смотреть мультики, и чаще проявляют любопытство по поводу фильмов – поэтому лучше всего для детей от 7 лет подойдут полотна с изображением различных действий, исторических сюжетов, либо детализированные портреты. Сюда можно внести и картины для детей с изображением мифологии, культуры разных народов, людей из древних эпох. Кстати, творческое развитие детей-школьников предполагает, что они уже должны знать понятия «портрет», «натюрморт», «пейзаж» и т. п., и знать хотя бы имена художников рассматриваемых полотен.

Стоит ли избегать в таком возрасте картин с влюбленными парами, сценами войны и т. п. – решать вам, просто будьте готовы ответить на любые расспросы со стороны ребенка и объяснить разницу между «хорошо» и «плохо».

Интересная живопись для детей младшего школьного возраста есть у итальянского мастера Джованни Баттиста Тьеполо, например, «Брачное соглашение», «Меркурий и Эней», а особенно – «Пир Клеопатры»:

На картины изображена трапеза Клеопатры с приближенными – сможет ли ребенок сказать то же самое? Спросите, что он видит на картине, какие детали ему особенно запомнились. Можете рассказать ему историю этой царицы – понравится ли она ребенку, что скажет о полотне теперь?

Хороший вариант знакомства с живописью для детей от семи лет – известное полотно Ивана Шишкина «В сосновом лесу»:

Дети, как главные любители сладостей, могут знать его по оберткам знаменитых еще со времен СССР шоколадных конфеток «Мишка косолапый». Хороша она тем, что сочетает в себе и пейзаж, и элементы анималистической сюжетности – детям будет явно интересно посмотреть на симпатичных пушистых медвежат. Узнайте у них: чем занимаются медвежата? Какое впечатление на них производит лес – молодая опушка или густая чаща? Почему так кажется? Придумайте и свои вопросы.

Что смотреть детям от 10 лет и старше

Начиная с десяти лет, детям полезно знакомиться непосредственно и с биографиями художников, развитием их творческой деятельности. Самостоятельно школьники с такой информацией знакомятся очень неохотно, поэтому им нужен рассказчик: тут уж либо вы хорошо подготовьтесь, либо найдите подходящее видео.

Кроме того, нельзя забывать, что теперь школьники вступают в пубертатный возраст, поэтому круг их интересов существенно меняется и расширяется. Их интересуют эмоции и переживания, любовь и дружба, громкие события, харизматичные люди, тайны и загадки. Поэтому и детские картины для ознакомления следует подбирать с соответствующими сюжетами.

Почву для размышлений и интересной беседы даст картина Василия Пукирева «Неравный брак», на котором изображен процесс венчания пожилого жениха и юной невесты:

Не раскрывая названия картины, узнайте у ребенка мысли по поводу данной работы, заметит ли он изображенный на полотне контраст? Расскажите ему о том, какими бывали браки в те времена, укажите, как мастерски художник передал обреченность девушки и разнообразные эмоции окружающих гостей.

Покажите детям картины Ильи Репина: «Запорожцы», «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван».

Интересной для подростка будет и второй вариант картины «Не ждали», на которой изображено, как домой совершенно неожиданно возвращается политический ссыльный. Попросите, чтобы ребенок описал, какими он видит эмоции персонажей картины, увидевших вернувшегося мужчину: радость, недоверие, потрясение, удивление.

Со старшими детьми также можно обсуждать уже и способы передачи изобразительно-выразительных средств, которые живописцы используют в работе, сравнивать творчество разных художников и вместе искать интересные факты о создании того или иного полотна.

жанна панзина
Проект «В гостях у картин» (Беседа о жанрах живописи)

Паспорт мини-проекта .

Наименование проекта : «В гостях у картин » (Беседа о жанрах живописи ) .

Цель : Познакомить детей с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический) используя картины Левитана , Васнецова и научить различать их.

.Задачи :

живописи жанра .

картина художником .

«Создание натюрморта» жанром . Промежуточные результаты : В результате однодневного проекта дети подготовительной группы знакомятся с жанрами живописи : портрет, пейзаж, натюрморт. Дети умеют вести беседу , обосновывая свои ответы, правильно отвечать на вопросы, создавать композиции из предложенного материала, вести игру-драматизацию. Имеют навыки в рисования : владеют техникой работы с кистью и акварелью. Исходя из данного проекта и запланированных мероприятий, которые направлены на художественно-эстетическое развитие ребёнка можно сделать следующие выводы :

У детей увеличился словарный запас.

Развивается навык вести беседу .

Повышается интеллектуальное развитие.

Развивается опыт сотрудничества.

Воспитывается интерес и любовь к искусству.

Мини-проект : однодневный.

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель высшей квалификационной категории Панзина Жанна Евгеньевна. Актуальность : В ходе целенаправленной работы по разделам программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, М. А. Васильевой художественно-эстетическое воспитание детей развивается интерес и потребность к искусству.

Гипотеза : согласно которой использование репродукций великих художников, атрибутов, игровых ситуаций, методов наглядности и словесности способствуют всестороннему развитию ребёнка и созданию положительного эмоционального настроения.

Проблема : Помочь детям через репродукции, музыку, игры, художественное слово развивать интерес к искусству.

Игровая ситуация : Посещение художественной выставки.

Цель

Задачи :

Формировать умение различать жанры живописи из общей массы картин . -Закреплять у детей представление о живописи , как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра .

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником .

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.

Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта» . – Знакомство с анималистическим жанром .

Предшествующая работа : Рассматривание репродукций великих русских художников Шишкина, Левитана, Васнецова. Рисование пейзажей «Осень наступила» , «Поздняя осень» , «Зимний лес» и т. д. Портретов мамы, папы, бабушки, дедушки. Натюрмортов : «Ваза с фруктами» , «Овощи» и т. д.

Материал : Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров , а так же проведении игры «Найди лишний жанр » .Проведение игры «Создание натюрморта» с большим количеством пособий : чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы. Атрибуты к игре-драматизации по стихотворению С. Я. Маршака «Перчатки» . – шапочки котят и кошки, перчатки. Словарная работа : Пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр .

Срок проведения : февраль

Презентация мини-проекта

Предполагаемый результат : Дети научатся называть и различать жанры живописи , и рисовать их. Создавать натюрморты.

Этапы проекта :

Постановка цели.

Поиск формы реализации проекта .

Разработка всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта .

Коллективная реализация и презентация проекта .

Постановка новой проблемы.

Ход проекта:

1. Введение в игровую ситуацию.

Посещение художественной выставки. (Определение жанра живописи ) .

2. проблемы Уточнение

Игра «Создай натюрморт» (бытовой и природный) .

Игра «Найди лишний жанр » .

3. Организация проекта :

Игра – драматизация «Перчатки» .

Творческая работа.

4. Постановка проблемы :

Подведение итогов. Дети представляют свои творческие работы.

5. Постановка новой проблемы

Знакомство с анималистическим жанром .

Конспект

Цель : Показать знания и умения детей в изобразительной деятельности полученные в процессе обучения.

Задачи :

Формировать умение различать жанры живописи из общей массы картин . -Закреплять у детей представление о живописи , как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра .

Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником .

Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т. е., что понравилось.

Воспитывать умение работать в коллективе во время игры «Создание натюрморта» . – Знакомство с анималистическим жанром

Помещение музыкального зала разделено на зоны : возле экрана расставлены стулья по количеству детей, в рабочей зоне стоят столы на которых приготовлен материал для рисования, по краю помещения столы, где разложены атрибуты для игры «Создай натюрморт» .

Воспитатель приглашает детей в музыкальный зал.

Воспитатель : Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин . А где можно увидеть картины ? (ответы детей) . Для этого мы отправимся на художественную выставку. Проходите и присаживайтесь на стулья.

Но, чтобы увидеть картины вам нужно ответить на вопрос : «Что такое жанр живописи (ответы детей) .

Вы молодцы,понимаете что такое жанр живописи .

Послушайте точное определение, которым пользуются художники.

Жанр живописи - это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на экране будет показан фрагмент на тот или иной жанр : натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или морс в большом графине, или розу в хрустале

Или бронзовую вазу, или торт,

Или все предметы сразу, знай, что это…натюрморт.

(На экране показывает репродукции известных художников Хруцкий «Цветы и плоды» ).

Воспитатель напоминает о том, что натюрморт делиться на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На экране в процессе беседы показываются репродукции натюрмортов.

После рассмотрения натюрмортов, воспитатель предлагает детям закрепить знания о бытовом и природном натюрмортах с помощью игры «Создание натюрморта» . Дети делятся на три команды для того чтобы собрать натюрморты : бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты для данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. На проведение игры уделяется 5-7 минут. После проведения игры, воспитатель рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах живописи продолжается , детям предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине , нарисована река

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется… пейзаж .

На экране показывают репродукции известных художников Левитан «Март» , Шишкин «Поваленное дерево» .

В дополнении к этому, в процессе беседы , воспитатель предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный : в простом пейзаже-один или два плана, а в сложном от трёх до шести.

Если видишь, что с картины смотрит кто-нибуть из нас,

Или принц в плаще старинном, или даже верхолаз,

Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется… портрет .

На экране показывают репродукции портретов известных художников. Воспитатель рассматривает с детьми три вида портрета : фас- вид прямо, поворот 3\4, профиль- вид сбоку.

Воспитатель предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были рассмотрены детьми ранее, на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель задаёт наводящие вопросы.

На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр , давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

На экране показываются работы художника Васнецова , «Богатыри» , «Алёнушка» .

На картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван царевич на сером волке» огромные стволы деревьев темного непроходимого леса похожи на фантастических великанов. Сквозь переплетённые ветки деревьев-чудищ едва пробивается тревожный свет утренней зари. Таит опасность топкое болото с кувшинками. Атмосфера тревоги и печали окружает героев : беглецов ждут несчастье и разлука. А на первом плане- чудесно расцветшее яблоневое дерево –символ всепобеждающей любви, способной творить чудеса, знак счастливого конца сказки. А эта картина былинно-сказочного жанра «Богатыри» . Художник над ней трудился больше 20 лет. На картине изображены три богатыря Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович (показывает) . Примечают богатыри русские в поле нет ли где ворога, не обижают ли где кого.

Таким образом, любимые герои русских былин предстают в картине как защитники своего народа.

Посмотрите на картину «Алёнушка» , она относится к серии сказок про Алёнушку и братца Иванушку. Художник писал картину с крестьянской девочки. Цвет на картине густой , насыщенный, усиливает царящее на картине настроение грусти , задумчивости, тишины, таинственности.

Затем воспитатель знакомит детей с новым жанром -анималистическим и в процессе рассказа показывает на экране фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму «Маугли» . Анимал- это животное , т. е. художники рисовали животных в человеческом обличии, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т. д.

Анималистический жанр- это сложная работа , так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна зрителю, ведь художник передавая характер персонажей-животных подразумевает людей : добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т. д.

Детям предлагается взять атрибуты к игре.

Дети проводят игру-драматизацию по стихотворению Маршака «Перчатки» .

Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть и закрепить свои знания о жанрах живописи , поиграть в игру «Найди лишний жанр » .

На фрагменте четвёртый жанр лишний . На эту игру отводится 5 минут.

После проведения игры ребятам предлагается пройти в мастерскую и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой Чайковского «Времена года» . На творческую работу отводится 10 минут. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки.

Анализ занятия : Дети сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр , в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а так же названия их картин . Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этом наше занятие закончено.

Знакомя дошкольников с жанром натюрморта, нужно постараться вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин. Для этого целесообразно рассказать им, что натюрморт – это изображение разных предметов. Доступными средствами детей следует подвести к пониманию единства содержания изображения и языка живописи.

На первом этапе следует научить старших дошкольников внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразные формы, связей предметов друг с другом и с окружающей средой.

На втором этапе следует обратить внимание на цвет как средство передачи художником настроения – состояния радости, грусти, печали, тревоги или загадочности, торжественности.

На третьем этапе можно поговорить с детьми о композиции натюрморта: расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с более сложными натюрмортами, изображающими не только цветы, фрукты, овощи, но и предметы быта, орудия труда. Рассматривают также натюрморты смешанного характера – цветы и плоды, грибы и овощи.

Можно соблюсти следующие этапы работы с картиной. Сначала детям рассказывают о труде художника (что рисует художник). Затем проводится познавательная беседа о натюрморте как особом жанре живописи. Внимание детей следует особо обратить на некоторые средства выразительности живописного натюрморта:

Цвет, цветовые сочетания как способ ознакомления эмоционального воздействия;

Композиция как средство построения картины и выделения главного в ней;

Рисунок, передающий форму, характер предмета.

Предваряющая непосредственность рассматривание картин подготовительная работа должна быть направлена на обогащение эмоционального опыта детей, их знаний об объектах, которые они увидят на картине. Дети могут принимать участие в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры («Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»). На прогулках, экскурсиях полезно использовать стихи и загадки об окружающих предметах.

Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:

1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.

2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.

3. Проведение художественно-развивающих игр.

4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.

5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.

6. Анализ цветовой гаммы картины.

7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.

8. Анализ заднего плана (фона) картины.

9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.

Так, например, при восприятии картины В.М. Васнецова "Аленушка", следует вызывать у детей интерес к сказочной живописи и получать эмоциональный отклик на художественный образ и настроение Аленушки. Развивать эстетическое восприятие и видение, наблюдательность и воображение, образное мышление и способность получать удовольствие от художественной картины и мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного.

Через анализ содержания и средств выразительности подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины (горе и отчаяние одинокой девочки перед грозящей ей злой судьбой). Рассматривать роль рисунка в передаче состояния героини - обратить внимание детей на позу Аленушки (она сидит, пригорюнившись), на положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении Аленушки, тем самым как бы подчеркивается, что природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками.

Построение картины - вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки - открытое пространство, за спиной - темно-зеленая стена леса, перед ней - темно-коричневая вода лесного озера, - все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.

Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, - это вестники перемен и надежды.

Важно на примере данной картины дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором, средствах ее выразительности; формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки; обогащать речь детей образными словами, выражениями: "сиротинушка горемычная», «тоска-печаль», «пригорюнилась" и другими. Развить полихудожественное восприятие и ведение художественного образа, созданного языком разных искусств: фольклора, графики, живописи.

За несколько дней до занятия детям рассказывается сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; проводится беседа, направленная на выяснение сути сказки, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней. Проводятся художественно-развивающие игры: "Подбери краски к настроению изображенных героев", "Угадай настроение по лицу человека".

Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как пейзаж.

Эстетически оценивая явления природы, ребенок вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т.е. связывает восприятие внешних качеств, природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств, природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах.

По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.

Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй. За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3-4 картины.

Желательно, чтобы рассматривание не только расширяло знания детей о различных событиях и явлениях жизни, знакомило их с произведениями искусства, но и во многих случаях было связано с собственной творческой работой детей. Связь эта может быть по содержанию - дети сами рисуют на темы сказок или различные цветы, предметы. Но особенно важно, что дети видят различные возможности изображения знакомых им событий, явлений природы, понимают, как красиво и разнообразно их можно нарисовать.

В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени следует устраивать выставки репродукций с картин, иллюстраций в книгах. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины и скульптуры, которые больше понравились, заинтересовали их.

После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-нибудь времени года. Интересно проходят занятия на темы: "Осень золотая", "Поздняя осень", "Снежная зима", "Ранняя весна", "Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве". Личные впечатления детей о природе в то или иное время года соединяются с впечатлениями, полученными от произведений искусства.

Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж), а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например: начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино. Можно познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи - колорите, композиции, рисунке.

В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажа, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым "секретам" использования художниками живописного языка пейзажа. Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога - определить эти возможности.

Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой.

Способность поставить себя на место другого, испытывать его радость, удивление или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Проживая "чужие жизни", ребенок учится сочувствовать и сопереживать. Познавая другого, дошкольник глубже познает и себя, опытом ощущений и отношений других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботу.

Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи. Сначала дети рассматривают изображения лиц с ярко выраженной экспрессией (смеется, сердится), затем это может быть портрет, где, наряду с мимикой, выразительны жесты, позы человека.

Дети 5-6 лет знакомятся с костюмированным, семейным портретом, автопортретом. Здесь особое внимание обращается на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета.

В подготовительной группе 6-7 лет дети знакомятся с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач); осваивают особенности таких типов портрета, как парадный, интимный, исторический.

Обращается внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа.

Каждое занятие по восприятию портретной живописи предусматривает привлечение произведений других искусств, способствует полихудожественному развитию детей, создает творческую атмосферу и помогает детям осознать собственные эмоции, усиливая их.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как об эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях человека с обществом и о выражении этого отношения в речи, в мимике, жестах - так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое направление - это формирование представлений о человеке, его чувствах, эмоциях, нравственном отношении к явлениям жизни, внутреннем и внешнем проявлении этого отношения. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Работа по первому направлению будет проходить на различных занятиях, в играх, в повседневной деятельности, по второму направлению - на специальных занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, видение эмоциональных проявлений товарищей (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: "Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!" Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: "Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее подойдем к нему, пожалеем его и утешем!"

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят на эмоциональное состояние и взрослых. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешние - в интонациях, в мимике, жестах, позах, движениях. Следует учить детей понимать язык жестов, мимику. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей обращать внимание на реакцию взрослых, на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова "нельзя" можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки: "Ну-и-ну!". "Помолчи!" - поднести палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты.

Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда - грустно", "Что значит: испуганный, удивленный", "Угадай, что говорю я" (использование мимики и пантомимы). Цель таких занятий: поведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешних выражений. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на настроение, чувство, выраженное в музыкальных и литературных произведениях.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты мишка косолапый.

Здесь можно помочь: просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации: как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры: "Кто смеется, кто плачет" или "Кому весело, кому грустно", "Убери лишнюю" (дети сравнивают ярко изображенные на карточках эмоциональные состояния людей и группируют их по общности).

В заключение хочется добавить, что, рассматривая с дошкольниками картины разных жанров, необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности того или иного живописного произведения, но и общие черты, свойственные определенному жанру.

Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых пейзажистов, портретистов, мастеров натюрморта и сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.