Роль пейзажной зарисовки в повести И.Тургенева `Ася`. Картины природы в повести И. С. Тургенева «Ася

И литературы МАОУ лицей № 8 г. Томска

Швейцарский философ Анри Алигель не без основания считал, что пейзаж в искусстве представляет собой, прежде всего, состояние души художника. Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного классика, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности писателя, звучат его любимые мысли, его восприятие обстоятельств и героев в них.

И. С.Тургенев был убеждён в том, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он сын её». Об этом он позже скажет в рецензии на «Записки ружейного охотника» С. Т.Аксакова, но это убеждение возникает в самом начале поэтической деятельности - приобщение к жизни природы связывалось у него со стремлением к душевному равновесию. Писатель ратовал за «настоящие, тёплые и живые описания», в которых мельчайшие оттенки пейзажа подчинялись бы общему тону изображения, поэтому Тургенева привлекает природа уравновешенная, умиротворённая, кроткая, а не её стихийные, хаотические проявления, но, сколько скрытого драматизма содержат его пейзажные зарисовки - средство раскрытия характера персонажа. Повесть «Ася» стала таким произведением, в котором «история души человеческой», история любви дана через призму пейзажа. Являясь частью сюжетного строения, пейзаж играет здесь важную роль и в описании обстоятельств, происходящих в повести, кроме того, как и в поэзии, помогает понять внутренний мир Аси и господина Н. Н., выполняет функцию психологического параллелизма, и именно через описание пейзажа Тургенев передаст душевное и эмоциональное состояние главных героев.

Если у Ф. М.Достоевского пейзаж - это фон, на котором разворачиваются события, дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц, то у Тургенева это, наряду с Асей и господином Н. Н., один из героев повести, другое «я» автора, помогающее понять и охарактеризовать внутренний мир, развитие души, характер персонажа. Писатель справедливо отмечал: «… везде видишь автора вместо природы; а человек только и силён тогда, когда он на неё опирается». Это замечание Тургенева - художника принципиально: не замещать природу собою, не уподоблять себе, а на неё опираться в поисках и обретении творческих сил.

В «Асе» формируется такого рода воззрение на природу, которое было бы «согласно с её истинным смыслом», а для этого нужно - «отделиться от самого себя и вдуматься в явления природы». Безусловно «живое наблюдение природы» - труднейший путь постижения её законов и единственно возможный для художника слова.

В начале повествования господин Н. Н. отделяет мир природы от мира людей, для него гораздо понятнее многообразие лиц: «… лица живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог», а вот природа для него непонятна, и на её красоту или таинственность он не может откликнуться, не может быть гармоничным ей. Примечательно и то, что герой не воспринимает окружающую красоту природы как единое целое, он не видит себя в ней – это красноречивая характеристика внутреннего содержания господина Н. Н., он явно не романтик, скорее, прагматичное и рациональное ему ближе.

Несмотря на скромность и непритязательность рейнского пейзажа, он величав и таинственен именно в своей простоте, хотя в толковании природы у Тургенева, множество отголосков народного понимания стихийных сил её, в которых нет «ничего ухищрённого и мудрёного». Пока только луна одиноко освещает и город, и господина Н. Н. Именно её свет в ночном небе отражается в спокойных водах Рейна. Не являясь частью природного мира, главный герой, тем не менее, любит смотреть на великую реку, а в будущем – в водной глади отразятся все перипетии его судьбы и любви. Не случайно упоминание о бумажном кораблике, который запускают местные ребятишки в большое плавание. Это символ любви господина Н. Н. и Аси, о которой пока ещё не говорится ничего, но предчувствие чего-то огромного и настоящего уже витает совсем близко.

Следующее утро молодого рассказчика, где господствует море солнечного света, шумного коммерша в саду и на улицах городка, наполненное весёлым шумом людей, «невинным кокетничаньем молодости» - всё это готовит появление той, чьим именем названа повесть.

Анна – Ася – «благодатная», «подарок бога», «рождённая заново» - значение имён не случайно. В дальнейшем автор всегда миловидную и грациозную Анну будет называть Асей, возможно, скоро её новое рождение, но какое: счастливое или… Смысл названий и имён у Тургенева всегда значителен. Не любящий русских за границей господин Н. Н. знакомится и сходится близко именно с русскими: «Мы живём за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике , в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите». Лейтмотив виноградника, впервые возникающий в этом контексте, а дальше сопутствующая ему узкая крутая тропинка – олицетворение отдалённости от всех, одиночества, жизненных испытаний главной героини, которые вскоре коснутся и господина Н. Н. Впоследствии этот лейтмотив станет главным и будет проходить через всё повествование.

Живописный контраст «алого тонкого света на зелёной лозе» зримо выделяет пока «холодное» сердце молодого рассказчика и буйную, живую, непосредственную в своей дикости Асю, получившую внешнюю атрибутику дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, показное почтение слуг). Однако если говорить о психологии развития её души, то здесь девушка не была обделена. Мир природных сил и её чувств, эмоций всегда будут тесно соприкасаться. Ищущая, открытая для всего искреннего Ася найдёт отклик во всём окружающем её мире: «Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. (…) Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий он перекатывался волнами…» Господин Н. Н. словно вновь открывает для себя всё, что вокруг него, но «прозрачность», сияние, чистота и глубина уже есть в Асе, в её будущем чувстве, и перекаты волн – это подвижность и изменчивость мятущейся героини, это те характерные черты натуры, которые поначалу будут тайной для молодого рассказчика, а разгадка окажется очень простой.

Вновь свет луны, освещающий и Рейн, и молодых людей, и жизненный путь, который для обоих не будет лёгким, свет, являющийся пророческим в судьбе Аси: «Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! – закричала мне Ася».

Эта интересная и известная метафора, говорящая о будущей трагедии, о разбитой жизни и любви, является началом того «золотого моста через всю реку», который откроет душу и сердце господина Н. Н. для «пахучего воздуха», «свежести росы», « песен жаворонков», для всего того, чего раньше он не замечал. Пересечение героем реки – это предупреждение автора, наделённого богатым жизненным опытом, сам господин Н. Н., в силу возраста, ещё всего не понимает. Природа, живущая в унисон с Асей, теперь будет плавно вторгаться и в жизнь молодого рассказчика, мало того, но их общность осуществится и на уровне авторском, в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору.

Дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является; показателен и символ любви – ветка гераниума, брошенная из окна, словно возвращает нас в рыцарские времена; яркая, сочная сила чувства, которая со временем высохнет в буквальном смысле, но останется горьким напоминанием о той любви, которая встречается «раз в тысячу лет». Авторский взгляд оказывается гораздо глубже, герой-рассказчик выйдет к пониманию метафорической стороны событий только к финалу повести. Именно эта любовь всколыхнула душу господина Н. Н., и тот вдруг почувствовал «степной запах родины», увидел «грядку конопли» - и сразу возникла буря эмоций и мыслей в этом доселе весьма уравновешенном человеке: «Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». И сразу же рождается риторический вопрос: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?» - ответ на него нам понятен благодаря Асе, кроме того, это отправная точка его любви к героине. А ведь это и мысли самого И. С.Тургенева. Время создания повести – 1857 год, готовится реформа 1861 года, время непростых споров, мнений, тревог. Писатель не может оставаться в стороне и вводит в повесть биографию Аси, дочери крепостной, и всё это на фоне великолепной реки, воздуха, пропитанного лунным сиянием, звуками вальса, любовью. Повесть наполнена психологическими деталями, которые точны и кратки по форме, но содержат глубинную характеристику героев, а потому для автора есть возможность такого повествования о них, которое Н. Г.Чернышевский назовёт «тайной психологией», примечательно и то, что лучшие пейзажи повести связаны с душевными переживаниями и движениями героев, наполнены их внутренней жизнью: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края» или «Вдали по Рейну бежал пароход. Мы принялись глядеть на него. (…) – Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг,- продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» Продолжение этих мыслей встретим у И. А.Бунина в «Чистом понедельнике».

Десятая глава – своеобразный Рубикон для молодого рассказчика, он открыт для любви, он желает её появления, и это чувство «всеобъемлющих желаний» вновь подчёркивают спокойные воды Рейна, звёздное небо, «шёпот ветра», и герой наблюдает за рекой, а уже плывёт в лодке вниз по течению, плывёт к чему-то долгожданному и, наверное, трагическому: «… тревога росла во мне самом».

Связь законов равновесия в природе с законами равновесия в произведении удивительна. Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так они есть и в повести: переправа через Рейн, и первое и последнее любовное свидание закончилось традиционно – господин Н. Н. посчитал женитьбу на семнадцатилетней девочке, «с её нравом», глупостью, а «уж свататься в такую пору» (имеется в виду поздний вечер) – прямое нарушение светских условностей; « нужно дождаться следующего дня». Но следующий день не стал днём счастья, о котором, казалось, пел накануне соловей. Теперь уже любящий господин Н. Н. потерял свою любовь навсегда, открыв простую истину: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Сразу же после публикации повесть стала центром внимания критиков. Н. Г.Чернышевский причислил Н. Н. к «лишним людям», обвинив в нравственной и общественной несостоятельности, П. А. Анненков, наоборот, увидел в подобном «слабом человеке» носителя основ нравственности и гуманности. Однако, оба критика заметили в тургеневском герое некоторую человеческую неполноту, слабость, безволие, не позволившие ему удержать любовь и стать счастливым.

Предпринятый анализ повести, рассматривающий роль пейзажа в раскрытии характера героя, позволяет глубоко понять структуру, а через неё и смысл произведения. Наше современное отношение к природе дополнено опытом сложных размышлений и творческих постижений И. С.Тургенева, одним из первых проникшего в диалектику трагедии и гармонии взаимосвязей человека и природы.

Литература:

Тургенев И. С. «Ася», Москва, «Детская литература» 1980. Куприн А. И. «Гранатовый браслет», Новосибирск, «Западно-сибирское книжное издательство», 1985. Чернышевский Н. Г. «Русский человек на rendez-vouz. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

Анненков П. В. «О литературном типе слабого человека (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРА ГЕРОЯ ПО ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА «АСЯ»

Луканина Марина Юрьевна

учитель русского языка и литературы МАОУ лицей № 8 г.Томска

Швейцарский философ Анри Алигель не без основания считал, что пейзаж в искусстве представляет собой, прежде всего, состояние души художника. Бывают произведения, подчас даже не самые масштабные в наследии того или иного классика, в которых, однако, раскрываются многие идейные и творческие особенности писателя, звучат его любимые мысли, его восприятие обстоятельств и героев в них.

И.С.Тургенев был убеждён в том, что человек связан с природой «тысячью неразрывных нитей: он сын её». Об этом он позже скажет в рецензии на «Записки ружейного охотника» С.Т.Аксакова, но это убеждение возникает в самом начале поэтической деятельности - приобщение к жизни природы связывалось у него со стремлением к душевному равновесию. Писатель ратовал за «настоящие, тёплые и живые описания», в которых мельчайшие оттенки пейзажа подчинялись бы общему тону изображения, поэтому Тургенева привлекает природа уравновешенная, умиротворённая, кроткая, а не её стихийные, хаотические проявления, но, сколько скрытого драматизма содержат его пейзажные зарисовки - средство раскрытия характера персонажа. Повесть «Ася» стала таким произведением, в котором «история души человеческой», история любви дана через призму пейзажа. Являясь частью сюжетного строения, пейзаж играет здесь важную роль и в описании обстоятельств, происходящих в повести, кроме того, как и в поэзии, помогает понять внутренний мир Аси и господина Н.Н., выполняет функцию психологического параллелизма, и именно через описание пейзажа Тургенев передаст душевное и эмоциональное состояние главных героев.

Если у Ф.М.Достоевского пейзаж - это фон, на котором разворачиваются события, дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц, то у Тургенева это, наряду с Асей и господином Н.Н., один из героев повести, другое «я» автора, помогающее понять и охарактеризовать внутренний мир, развитие души, характер персонажа. Писатель справедливо отмечал: «… везде видишь автора вместо природы; а человек только и силён тогда, когда он на неё опирается». Это замечание Тургенева - художника принципиально: не замещать природу собою, не уподоблять себе, а на неё опираться в поисках и обретении творческих сил.

В «Асе» формируется такого рода воззрение на природу, которое было бы «согласно с её истинным смыслом», а для этого нужно - «отделиться от самого себя и вдуматься в явления природы». Безусловно «живое наблюдение природы» - труднейший путь постижения её законов и единственно возможный для художника слова.

В начале повествования господин Н.Н. отделяет мир природы от мира людей, для него гораздо понятнее многообразие лиц: «… лица живые, человеческие лица – речи людей, их движения, смех – вот без чего я обойтись не мог», а вот природа для него непонятна, и на её красоту или таинственность он не может откликнуться, не может быть гармоничным ей. Примечательно и то, что герой не воспринимает окружающую красоту природы как единое целое, он не видит себя в ней – это красноречивая характеристика внутреннего содержания господина Н.Н., он явно не романтик, скорее, прагматичное и рациональное ему ближе.

Несмотря на скромность и непритязательность рейнского пейзажа, он величав и таинственен именно в своей простоте, хотя в толковании природы у Тургенева, множество отголосков народного понимания стихийных сил её, в которых нет «ничего ухищрённого и мудрёного». Пока только луна одиноко освещает и город, и господина Н.Н. Именно её свет в ночном небе отражается в спокойных водах Рейна. Не являясь частью природного мира, главный герой, тем не менее, любит смотреть на великую реку, а в будущем – в водной глади отразятся все перипетии его судьбы и любви. Не случайно упоминание о бумажном кораблике, который запускают местные ребятишки в большое плавание. Это символ любви господина Н.Н. и Аси, о которой пока ещё не говорится ничего, но предчувствие чего-то огромного и настоящего уже витает совсем близко.

Следующее утро молодого рассказчика, где господствует море солнечного света, шумного коммерша в саду и на улицах городка, наполненное весёлым шумом людей, «невинным кокетничаньем молодости» - всё это готовит появление той, чьим именем названа повесть.

Анна – Ася – «благодатная», «подарок бога», «рождённая заново» - значение имён не случайно. В дальнейшем автор всегда миловидную и грациозную Анну будет называть Асей, возможно, скоро её новое рождение, но какое: счастливое или… Смысл названий и имён у Тургенева всегда значителен. Не любящий русских за границей господин Н.Н. знакомится и сходится близко именно с русскими: «Мы живём за городом, - продолжал Гагин, - в винограднике, в одиноком домишке, высоко. У нас славно, посмотрите». Лейтмотив виноградника, впервые возникающий в этом контексте, а дальше сопутствующая ему узкая крутая тропинка – олицетворение отдалённости от всех, одиночества, жизненных испытаний главной героини, которые вскоре коснутся и господина Н.Н. Впоследствии этот лейтмотив станет главным и будет проходить через всё повествование.

Живописный контраст «алого тонкого света на зелёной лозе» зримо выделяет пока «холодное» сердце молодого рассказчика и буйную, живую, непосредственную в своей дикости Асю, получившую внешнюю атрибутику дворянки (шёлковое платье, проживание в господском доме, показное почтение слуг). Однако если говорить о психологии развития её души, то здесь девушка не была обделена. Мир природных сил и её чувств, эмоций всегда будут тесно соприкасаться. Ищущая, открытая для всего искреннего Ася найдёт отклик во всём окружающем её мире: «Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелёными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката. (…) Внизу было хорошо, но наверху ещё лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха. Свежий и лёгкий он перекатывался волнами…» Господин Н.Н. словно вновь открывает для себя всё, что вокруг него, но «прозрачность», сияние, чистота и глубина уже есть в Асе, в её будущем чувстве, и перекаты волн – это подвижность и изменчивость мятущейся героини, это те характерные черты натуры, которые поначалу будут тайной для молодого рассказчика, а разгадка окажется очень простой.

Вновь свет луны, освещающий и Рейн, и молодых людей, и жизненный путь, который для обоих не будет лёгким, свет, являющийся пророческим в судьбе Аси: «Я прыгнул в лодку и простился с новыми моими друзьями. Гагин обещал навестить меня на следующий день; я пожал его руку и протянул свою Асе; но она только посмотрела на меня и покачала головой. Лодка отчалила и понеслась по быстрой реке. Перевозчик, бодрый старик, с напряжением погружал вёсла в тёмную воду.

Вы в лунный столб въехали, вы его разбили! – закричала мне Ася».

Эта интересная и известная метафора, говорящая о будущей трагедии, о разбитой жизни и любви, является началом того «золотого моста через всю реку», который откроет душу и сердце господина Н.Н. для «пахучего воздуха», «свежести росы», « песен жаворонков», для всего того, чего раньше он не замечал. Пересечение героем реки – это предупреждение автора, наделённого богатым жизненным опытом, сам господин Н.Н., в силу возраста, ещё всего не понимает. Природа, живущая в унисон с Асей, теперь будет плавно вторгаться и в жизнь молодого рассказчика, мало того, но их общность осуществится и на уровне авторском, в том слое повествования, который равным образом принадлежит и рассказчику, и автору.

Дикая яблоня, крапива, акация – вот мир, окружающий Асю, понятный ей, частью которого она является; показателен и символ любви – ветка гераниума, брошенная из окна, словно возвращает нас в рыцарские времена; яркая, сочная сила чувства, которая со временем высохнет в буквальном смысле, но останется горьким напоминанием о той любви, которая встречается «раз в тысячу лет». Авторский взгляд оказывается гораздо глубже, герой-рассказчик выйдет к пониманию метафорической стороны событий только к финалу повести. Именно эта любовь всколыхнула душу господина Н.Н., и тот вдруг почувствовал «степной запах родины», увидел «грядку конопли» - и сразу возникла буря эмоций и мыслей в этом доселе весьма уравновешенном человеке: «Её степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле». И сразу же рождается риторический вопрос: «Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стороне, между чужими?» - ответ на него нам понятен благодаря Асе, кроме того, это отправная точка его любви к героине. А ведь это и мысли самого И.С.Тургенева. Время создания повести – 1857 год, готовится реформа 1861 года, время непростых споров, мнений, тревог. Писатель не может оставаться в стороне и вводит в повесть биографию Аси, дочери крепостной, и всё это на фоне великолепной реки, воздуха, пропитанного лунным сиянием, звуками вальса, любовью. Повесть наполнена психологическими деталями, которые точны и кратки по форме, но содержат глубинную характеристику героев, а потому для автора есть возможность такого повествования о них, которое Н.Г.Чернышевский назовёт «тайной психологией», примечательно и то, что лучшие пейзажи повести связаны с душевными переживаниями и движениями героев, наполнены их внутренней жизнью: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края» или «Вдали по Рейну бежал пароход. Мы принялись глядеть на него. (…) – Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг,- продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдёт, а что мы сделали?» Продолжение этих мыслей встретим у И.А.Бунина в «Чистом понедельнике».

Десятая глава – своеобразный Рубикон для молодого рассказчика, он открыт для любви, он желает её появления, и это чувство «всеобъемлющих желаний» вновь подчёркивают спокойные воды Рейна, звёздное небо, «шёпот ветра», и герой наблюдает за рекой, а уже плывёт в лодке вниз по течению, плывёт к чему-то долгожданному и, наверное, трагическому: «… тревога росла во мне самом».

Связь законов равновесия в природе с законами равновесия в произведении удивительна. Как есть свои изгибы, изломы, неожиданности, свои «вдруг» в природе, так они есть и в повести: переправа через Рейн, и первое и последнее любовное свидание закончилось традиционно – господин Н.Н. посчитал женитьбу на семнадцатилетней девочке, «с её нравом», глупостью, а «уж свататься в такую пору» (имеется в виду поздний вечер) – прямое нарушение светских условностей; « нужно дождаться следующего дня». Но следующий день не стал днём счастья, о котором, казалось, пел накануне соловей. Теперь уже любящий господин Н.Н. потерял свою любовь навсегда, открыв простую истину: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье».

Сразу же после публикации повесть стала центром внимания критиков. Н.Г.Чернышевский причислил Н.Н. к «лишним людям», обвинив в нравственной и общественной несостоятельности, П.А. Анненков, наоборот, увидел в подобном «слабом человеке» носителя основ нравственности и гуманности. Однако, оба критика заметили в тургеневском герое некоторую человеческую неполноту, слабость, безволие, не позволившие ему удержать любовь и стать счастливым.

Предпринятый анализ повести, рассматривающий роль пейзажа в раскрытии характера героя, позволяет глубоко понять структуру, а через неё и смысл произведения. Наше современное отношение к природе дополнено опытом сложных размышлений и творческих постижений И.С.Тургенева, одним из первых проникшего в диалектику трагедии и гармонии взаимосвязей человека и природы.

Литература:

  1. Тургенев И.С. «Ася», Москва, «Детская литература» 1980.
  2. Куприн А.И. «Гранатовый браслет», Новосибирск, «Западно-сибирское книжное издательство», 1985.
  3. Чернышевский Н.Г. «Русский человек на rendez-vouz. Размышления по прочтении повести Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.

Анненков П.В. «О литературном типе слабого человека (По поводу рассказа г-на Тургенева «Ася». «Атеней» 1858.


Цели урока:

  • способствовать развитию мышления, предлагая проанализировать художественный текст;
  • повторить признаки однородных членов предложения;
  • закрепить умения постановки знаков препинания при однородных членах.

Задачи:

  • организовать поисково-исследовательскую работу учащихся по лингвистическому анализу литературного произведения;
  • активизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
  • совершенствовать навыки общения, вовлечь в активную деятельность, формировать культурно-эстетические навыки, воспитывать внимательных читателей, чутких к художественному слову, любящих и понимающих природу.

Оборудование:

  1. Таблица “Функции пейзажа в литературном произведении”.
  2. Репродукции картин русских художников.
  3. Карточки-задания с примерами описания природы из повести “Ася”.

Эпиграф:

Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!

И.С.Тургенев.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

И.С. Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой – “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время.

Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.

Надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам в этом.

Сообщение учащегося. С самого начала своего творчества, начиная с “Записок охотника”, И.С. Тургенев прославился как мастер пейзажа. Его пейзажные зарисовки не просто высоко художественны, натуралистически верны и подробны, но и всегда “не случайны” в тексте произведения. Кисть мастера - художника слова - удивительно талантлива. Разнообразны и неповторимы все комбинации изобразительно-выразительных средств языка, используемые писателем в пейзажных зарисовках. Пейзаж в его произведениях всегда играет совершенно определенную роль. Он то лирический, то социальный, то романтический, то психологический, когда внутренний мир героев воссоздается не прямо, а через отношение к природе. Вечна Жизнь и вечна Любовь, и вечна Природа, которая сильнее смерти

Для И.С. Тургенева два слова: “Писать” и “Любить” останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с 40-летним мужем французом Виардо приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, “всеобщее опьянение восторга”. Замечательно, что более чем через тридцать лет после первых встреч с Виардо, Тургенев начал одно из своих чудных стихотворений в прозе строками стихотворения поэта Метлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее бархатным изумительным голосом.

Прежде чем мы начнём работу с текстом, послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева “ Как хороши, как свежи были розы…”.

Чтение стихотворения “Как хороши, как свежи были розы…” - Скажите, что вы увидели или услышали? О чём это стихотворение? - Сегодня на уроке мы поговорим о том, какую роль играет пейзаж в повести И.С.Тургенева “Ася”. Анализируя эти отрывки, мы повторим признаки однородных членов предложения и сделаем вывод об использовании однородных членов предложения в художественном тексте.

Вопросы к учащимся:

1) Что такое пейзаж? (Пейзаж - описание природы в художественном произведении.)

2) Какова роль пейзажа в художественном произведении? (Фон, на котором развиваются события; помогает передать состояние героя.)

3) С какой целью Тургенев вводит в повесть пейзаж? (Пейзаж в произведении является не просто фоном, на котором происходит развитие событий; природа помогает писателю передать внутреннее состояние героя; его переживания.)

4) Как вы думаете, почему И.С. Тургенева называют мастером в создании пейзажа? (У Тургенева пейзаж психологический: с помощью описания природы писатель передаёт внутренний мир героя.)

Работа с текстом. Задание.

Найдите во 2 главе описание природы. Прочитайте первый отрывок, соблюдая правильную интонацию. Выпишите предложение с однородными членами и проанализируйте его по следующей схеме:

а) подчеркните однородные члены;

6) определите смысловые отношения между однородными членами;

в) объясните постановку знаков препинания;

г) составьте схему предложения.

Первый отрывок.

1) С обеих сторон, на уступах, рос виноград; солнце только что село, и алый топкий свет лежал на зеленых лозах, на высоких тычинках, па сухой земле, усеянной сплошь крупным и мелким плитняком, и на белой стене небольшого домика, с косыми черными перекладинами и четырьмя светлыми окошками, стоявшего на самом верху горы, по которой мы взбирались.

Второй отрывок.

Вид был точно чудесный. Рейн лежал перед нами весь серебряный, между зелеными берегами; в одном месте он горел багряным золотом заката.

2) Приютившийся к берегу городок показывал все свои дома и улицы; широко разбегались холмы и поля.

3) Внизу было хорошо, но наверху еще лучше: меня особенно поразила чистота и глубина неба, сияющая прозрачность воздуха.

4) Свежий и легкий, он тихо колыхался и перекатывался волнами, словно и ему было раздольнее на высоте.

Третий отрывок.

5) День давно погас, и вечер, сперва весь огнистый, потом, ясный и алый, потом бледный и смутный, тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша все продолжалась, мирная и кроткая, как воздух, окружавший нас.

Гагин велел принести бутылку рейнвейна; мы её роспили не спеша. Музыка по-прежнему долетала до нас, звуки ее казались слаще и нежнее; огни зажглись в городе и над рекою. Ася вдруг опустила голову, так что кудри ей на глаза упали, замолкла и вздохнула, а потом сказала нам, что хочет спать, и ушла в дом; я, однако, видел, как она, не зажигая свечи, долго стояла за нераскрытым окном.

6) Наконец луна встала и заиграла по Рейну; всё осветилось, потемнело, изменилось, даже вино в наших граненых стаканах заблестело таинственным блеском.

7) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным, душистым теплом, повеяло от земли.

Зачитайте другие картины природы. Что изобразил писатель?

Какие изобразительно-выразительные средства использует Тургенев для описания природы?

Что можно сказать об использовании в описании однородных членов?

Работа с таблицей “Функции пейзажа в литературном произведении”.

Функции пейзажа в литературном произведении.

1) способствует созданию образа лирического героя;

2) служит одним из средств создания местного колорита;

3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия;

4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей;

5) является источником философских рассуждений писателя;

6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;

7) служит средством характеристики социальных условий жизни;

8) может приобретать символическое значение.

Какие из данных функций выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Задание для проверочной работы.

Учащиеся получают карточки с заданием по русскому языку:

  • вставить пропущенные знаки препинания,
  • подчеркнуть основы предложений и однородные члены предложения.
  • составить схемы предложений.

Примеры предложений из текста для проверочной работы:

1. Я спал дурно и на другое утро встал рано привязал походную котомочку за спину и объявив своей хозяйке чтобы она не ждала меня к ночи отправился пешком в горы, вверх по течению реки, на которой лежит городок 3.

2. Я прошёл мимо куста где пел соловей я остановился и долго слушал: мне казалось, он пел мою любовь и моё счастье.

3. Впрочем, я старался о них не думать; бродил не спеша по горам и долинам засиживался в деревенских харчевнях мирно беседуя с хозяевами и гостями или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака, благо погода стояла удивительная.

4. Шепот ветра в моих ушах тихое журчанье воды за кормою меня раздражали и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков.

5. Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел то на реку то на небо то на виноградники.

6. Гагин добрался до знакомой уже мне долины присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб…

7. Природа действовала на меня чрезвычайно но я не любил так называемых её красот необыкновенных гор утёсов водопадов…

Лодка причалила. Я вышел и оглянулся. Никого уж не было видно на противоположном берегу. Лунный столб опять тянулся золотым мостом через всю реку. Словно на прощание примчались звуки старинного ланнеровского вальса. Гагин был прав: я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы. Я отправился домой через потемневшие поля, медленно вдыхая пахучий воздух, и пришел в свою комнатку весь разнеженный сладостным томлением беспредметных и бесконечных ожиданий. Я чувствовал себя счастливым... Но отчего я был счастлив? Я ничего не желал, я ни о чем не думал...

Я был счастлив.

Чуть не смеясь от избытка приятных и игривых чувств, я нырнул в постель и уже закрыл было глаза, как вдруг мне пришло на ум, что в течение вечера я ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице... “Что же это значит? - спросил я самого себя. – Разве я не влюблен?” Но, задав себе этот вопрос, я, кажется, немедленно заснул, как дитя в колыбели.

Вопросы:

Как заканчивается 2 глава?

Какие чувства испытывает герой?

Как описание природы помогает передать состояние героя?

Какие функции выполняет пейзаж в повести “Ася”?

Итоги. Каково значение пейзажа в литературном произведении? В чём своеобразие тургеневского пейзажа? (Своеобразие пейзажных картин Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.)

3) Как понимаете слова рассказчика “Что за хамелеон эта девушка!”?

Домашнее задание:

Итак, Ася как будто освещает все вокруг, с ней мир оживает, человек становится счастливее.

(приглашает полюбоваться природой)

(Он счастлив. И забыл о “жестокой красавице”)

– Послушайте стихотворения в прозе Тургенева, созданные им в конце жизни.

12) Зачем приходит к герою Гагин в 3 главе?

2) выписать реплики – характеристики Аси, данные Гагиным, сделать вывод о нраве и характере героини;

– Что объединяет эти стихотворения повестью “Ася”?

Похожи ли два это городка? Докажите текстом.

1) знакомство с основными направлениями творчества Тургенева; с героями повести “Ася”;

9) Докажите, что у Тургенева портрет в первую очередь психологический.

Что изменило его настроение?

Но в этой главе нет описания природы! Почему? Когда герой начинает восхищаться природой?

10) Тургенев рисует Асю романтической девушкой, тонко чувствующей красоту и поэзию окружающего мира. В эпизоде прощания Аси и Гагарина после первой встречи (конец П главы) есть много символов. Величественная река – символ жизненного пути; лунная дорожка – небесный путь, освящение свыше. И Ася отмечает: “Вы в лунный столб въехали. Вы его разбили!” Голос судьбы прозвучал, но герой его не услыхал. Почему?

Что значит “жил без оглядки”?

(Не похожи. В городке Л. жизнь бьет ключом. Здесь “праздник жизни”. Звучит музыка).

(по имени главной героини)

Этим – неповторимостью, грациозностью, обаянием – будут отличаться все “тургеневские девушки”.

Учитель: Природа и музыка – вечные спутники влюбленности. Своих героев автор наделяет тем, что умел сам: чувствовать и понимать окружающий мир.

Прочтите портрет Гагина. Определите для него ключевое слово (”мягкий).

Одна из особенностей тургеневского портрета – ключевое слово, которое играет свою роль в повествовании.

(Ася, природа, музыка)

(настроение, лирическое, грустное, нежное, и тема – любовь, тоска без тоски, сочетание прекрасного и печального).

Цели урока:

3) От чьего имени ведется повествование?

Красива ли она? (нет, но обаятельна, мила).

5) Обратим внимание, какую роль играет пейзаж в раскрытии человеческого характера. Каково отношение героя к природе?

3) развитие умения толковать литературный текст.

Почему Н. Н оказался в городке 3?

1) Почему повесть называется “Ася”

Каково ключевое слово для Аси? (”что-то особенное”).

1. Учитель зачитывает слова И. С.Тургенева – отклик на смерть Н. В.Гоголя, чью комедию “Ревизор” только что читали и обсуждали (слова есть в начале статьи “Поборник идей доброты и гуманности” в учебнике Г. И.Беленького); говорит о том, что одно из добрых чувств, воспеваемых Тургеневым, – любовь, благородство в отношении к женщине.

Как зовут героя? Почему Тургенев оказывает ему в имени? Что вы можете сказать о нем, каковы его занятия, увлечения?

Что важно в портрете Тургеневу? (грация, обаяние, человеческая неповторимость).

(В классе начинает звучать вальс Штрауса).

Прочитаем портрет Аси (из 2-ой главы).

7) Здесь происходит знакомство Н. Н. с Асей, одной из ряда “тургеневских девушек”.

(ответы с цитатами из 1 главы повести)

4) Главный герой повести Тургенева, от лица которого ведется повествование, – двадцатипятилетний богач, путешествующий, говоря его собственными словами, “без всякой цели, без плана”. Юноше незнакомы мучительные раздумья о смысле существования. Единственное, что руководит героем в жизни, – это его собственное хотение. “Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы не успели завестись – я жил без оглядки, делал что хотел, процветал, одним словом”, – признается рассказчик. Заострим внимание учащихся на словах “…я жил без оглядки…”, ибо в них выражено жизненное credo центрального персонажа повести. “Без оглядки” – показатель степени его социальной раскрепощенности, которая определяется не только и не столько необремененностью всякого рода житейскими хлопотами и отсутствием раздумий о дне завтрашнем, сколько известной свободой в плане морально-этическом. “Без оглядки” – значит “не задумываясь о последствиях своих поступков”, “не возлагая на себя ответственности за судьбу ближнего”. “Без оглядки” подразумевает, таким образом, абсолютную свободу хотений и действий без каких бы то ни было нравственных обязательств со своей стороны. Но Н. Н. отнюдь не утратил способности отличать добро от зла, свобода воли не переходит у него в неограниченный индивидуализм. Это славный, добрый юноша, далекий от пошлости и снобизма.

Тема: Гуманность творчества Тургенева. Знакомство с героями повести “Ася”. Роль пейзажа в произведении.

Анна в переводе означает “грация, миловидность”, а Анастасия – рожденная заново. Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно величает Асей? Когда же происходит рождение заново? Вернемся к этому вопросу позже, а пока запомним, что у Тургенева название произведения всегда значимо.

6) Куда переносится действие?

2) углубления знаний о роли пейзажа в произведении;

2) Каково ее настоящее имя? (Анна)

(пережил несчастную любовь)

(когда появляется Ася).

(Мы не столько видим, сколько узнаем героя. Главное здесь – не точное воспроизведение внешности, а то, какое впечатление производит человек).

Ход урока

(в городок Л, на другой стороне Рейна)

(Герой “не любил так называемых красот” природы, “не любил, чтобы она навязывалась”, “мешала” сосредоточить внимание на человеке. Городок З. Привлекает его простотой, своей умиротворенностью).

(от лица Н. Н.)

11) В каком состоянии герой расстался с Асей после 1 встречи?

2. Учитель говорит об истории создания повести “Ася”, читает об этом материал из учебника, рассказывает историю незаконнорожденной дочери Тургенева.

4) Индивидуальное задание двум сильным учащимся: показать зарождение и эволюцию любовного чувства в герое.

Обращаем внимание на деталь в пейзаже Тургенева: лунный свет “безмятежный”, лучи – “неподвижные”, свисток звучит “сонно”, собака ворчит “вполголоса”. В то же время все “живет” и “дышит”, покой лишь видимость, статика таит в себе пульс идущей чередом жизни. Герою городок близок по ритму Н. Н., здесь чувствует себя комфортно. Итак, пейзаж помогает понять внутреннее состояние человека, его характер.

Посмотрим, какими словами говорит Тургенев о чувствах героя, какое отношение сквозит в словах: “поражен в сердце”, “жестоко меня уязвила”, “краснощекий лейтенант” и т. д. (ирония).

На фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола. Июнь.” звучат в исполнении заранее подготовленных учащихся стихотворения “Я шел среди высоких гор…” и “Роза”.

3. Анализ повести “Ася” (1-3 главы)

Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна.

В раскрытие глубин духовного состояний любящего человека Тургеневу помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души» .

Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. О молодом человеке, любящем прогулки, особенно ночные и вечерние, всматривающемся в чистое небо с неподвижной луной, льющей безмятежный и волнующий свет, наблюдающее за малейшими изменениями в окружающем мире, можно сказать: романтик, с глубокими, возвышенными чувствами.

Это подтверждается дальше тем, что он сразу почувствовал симпатию к новым знакомым Гагиным, хот до этого не любил встречаться с русскими за границей. Душевная близость этих молодых людей также выявляется с помощью пейзажа: жилище Гагиных располагалось в чудесном месте, приглянувшемся в первую очередь Асе.

Девушка сразу привлекает внимание рассказчика, ее присутствие как бы освещает все вокруг: ? «огнистый» , потом ясный и алый; вино «заблестело таинственным блеском» , освещенные деревья имеют «праздничный и фантастический вид» и, наконец, «лунный столб» через реку, который разбивает герой.

«Вы в лунный столб въехали, вы его разбили» , – засвигала мне Ася. Эта деталь у Тургенева становится символом, ведь разбитый лунный столб можно сравнить с разбитой Асиной жизнью, разбитыми мечтами девушки о герое, любви, полете.

Продолжающиеся знакомство с Ганиными обострило чувства рассказчика: его влечет к себе девушка, он ее находит странной, непонятной и удивительной. Ревнивое подозрение, что Гагины не брат и сестра заставляет героя искать успокоения в природе: «Настроение моих мыслей приходилось как раз под стать спокойной природе того края. Я отдал себя всего тихой игре случайности, набегавшим впечатлениям…» . Далее следует описание того, что видел молодой человек в эти три дня: «скромный уголок германской земли, с незатейливым и довольством, с повсеместными следами примененных рук, терпеливой, хотя неспешной работы…» . Но самым главным здесь является замечание о том, что герой «отдал себя всего тихой игре случайностей…» . Этой фразой дается объяснение созерцательной натуре рассказчика, его привычке душевно не напрягаться, а плыть по течению, как это изображается в Х главе, где герой на самом деле плывет в лодке домой, возвращаясь после взволновавшего его разговора с Асей, приоткрывшей ему свою душу.

Именно в этот момент слияние с природой во внутреннем мире героя совершается новый скачок: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: «Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо» . Все дальше происходит стремительно: волнение Аси, осознание ей бесперспективности своей любви к молодому аристократу («крылья у меня выросли, да лететь некуда») , нелегкий разговор с Гагиным, драматическое свидание героев показавшее полную «бескрылость» рассказчика, поспешное бегство Аси, внезапный отъезд брата и сестры.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.