Три богатыря и их жены имена. «Богатыри»: описание картины. Три богатыря Васнецова – герои былинного эпоса

В. Васнецов. «Богатыри». 1898 год

А БЫЛ ЛИ МУРОМЕЦ?

Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами.
Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки Но существовал ли такой человек в действительности?
А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? Журнал "Фома" обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Ккево-Печерской лавре.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

КОД ВАСНЕЦОВА.

История мировой живописи знает не так уж много картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни.
И к числу таких картин принадлежат «Богатыри» («Три богатыря») Виктора Михайловича Васнецова. Мало кто знает, что богатыри, изображённые на картине, являются не только героями русского народного фольклора, но и реально жившими людьми! А если к этому прибавить множество загадок и странностей, на первый взгляд не бросающихся в глаза, то получается, что шедевр Васнецова мало чем уступает по загадочности «Моне Лизе» Леонардо да Винчи...

С сайта: http://tainy.info/history/tri-bogatyrya-%e2%80%93-potomki-velikanov/

Три богатыря – потомки великанов.

Чем отличается былина от сказки? Тем, что она имеет реальную историческую основу, а сказка – просто вымысел. Но раз так, выходит, описанные в былинах персонажи – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – когда-то действительно существовали? Так давайте попробуем разыскать их следы в истории.

Илья Муромец

Ученые доказали, что эти мощи – останки богатыряОстанки прототипа самого знаменитого из былинных героев – Ильи Муромца – и сейчас можно увидеть в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. По преданию, при жизни это был могучий воин по прозвищу Чоботок, родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение, Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя – Илья. В 1643 году Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илия Муромец.
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоится именно этот богатырь, в 1988 году мощи исследовала Межведомственная комиссия Минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого для Средневековья роста – 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходится с былинными описаниями, ведь, как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи, пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежит воину. Обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны, возможно в бою, но впоследствии зажили.
Участник научного исследования мощей профессор Борис Михайличенко считает, что человек, чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре, погиб во время битвы:
– У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждение кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием – плоско-колющим предметом.
По мнению специалистов, смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году, во время взятия Киева князем Рюриком Ростиславичем. Правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть где-то между 1150 и 1165 годами.
Множество споров вызывает вопрос, откуда родом Илья Муромец.
Конечно же, первенство оставляет за собой город Муром, ведь многие былины начинаются словами: «Из того из города из Мурома, из того ли из села из Карачарова…» Но в других текстах Илью часто называют Муравленином или Муровлином. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя, родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Моровийск Черниговского княжества. В Черниговской области и поныне существует село Моровск.
В доказательство ученый приводит слова былин, где говорится, как Илья слушает заутреню в родном городе, а вечерню – в Киеве. От Мурома до Киева – около полутора тысяч километров, тогда как от Моровска – всего около 90. Есть также мнение, что прозвище «Муромец» Илья мог получить потому, что происходил из финно-угорского племени мурома, жившего у впадения Оки в Волгу и постепенно ассимилированного восточными славянами.

Добрыня Никитич

На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» (более известной в народе как «Три богатыря») этот персонаж изображен суровым бородатым дядькой. Есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте. Это вполне вероятно – уж больно похож богатырь на художника. В былинах же Добрыня Никитич предстает добрым молодцем. Он борется со Змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например с Ильей Муромцем. Чаще всего этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе.
Если обратиться к летописям, в дружине князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня. Более того, он приходился князю родным дядей (брат матери Малуши). Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал историческим прототипом былинного богатыря. Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь, Добрыня посоветовал новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника. Так те и поступили – в 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород.
В 978 году, опять же поддерживаемый дядей, молодой князь отправился в поход на Киев и, после убийства своего брата Ярополка, стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня при этом был назначен новгородским посадником. В 985 году войска Владимира – при участии дяди, конечно – совершили набег на земли булгар, а после победы по совету вездесущего родственника князь заключил с ними мир. Как гласит «Повесть временных лет», Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах – такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников. После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», – такой поговоркой еще долго вспоминали новгородцы эти события. Согласно Иоакимовской летописи, не желая принимать крещение, язычники подняли в городе бунт. Добрыня же перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки – археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, и на месте сожженных домов были выстроены новые. О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича, никаких сведений не сохранилось.
Известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.

Алеша Попович

Алеша Попович весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином АлександромВ былинах сей богатырь выделяется не столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью. В этом Алеша весьма схож со своим возможным прототипом – ростовским боярином Александром (Олешей) Поповичем. Подвиги воина Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу. В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси – Липецкой битве, где решалась судьба наследства Всеволода Большое Гнездо. Причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира – князя Мстислава Удатного.
При этом Олеша не просто не признал свою ошибку, а еще и отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку. Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего два года. После смерти князя Александр Попович отправился в Киев, на службу к Мстиславу Старому. В 1223 году, когда на Русь вторглись монголо-татары, состоялась битва на реке Калке. Именно там и сложил голову исторический прототип былинного богатыря Алеши Поповича.

Горыня, Дубыня и Усыня

Все описанные воины вполне подходят на роль воспетых народом богатырей. Но есть одна нестыковка: в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом, тогда как их прототипы жили в разное время. Воевода Добрыня – при Владимире, преподобный Илия погиб в 1204-м, а Александр Попович почти 20 годами позже. Скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица – Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями: сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки.
Подобные качества отчасти присущи и богатырям. К тому же сказки о трех великанах во многом перекликаются с былинами. При этом исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древней, и их происхождение восходит к хтонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествлялась с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев – Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (похожие существа встречаются во многих мифологиях).
С приходом же на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей – защитников православной веры. И более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев (например, Змея Горыныча). То есть, фактически они сражались сами с собой – со своими более ранними воплощениями.

Олег ГОРОСОВ
Неизвестное об известном

В начало


Название картины: «Богатыри»

Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Богатыри»
Картина написана: 1881-1898 г.
Холст, масло.
Размер: 295,3 × 446 см

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

Исторические источники «расселили» великую троицу по разным векам. Имена трех богатырей стали символами детства для многих поколений ребят.

В былинах и легендах три богатыря - Илья Муромец , Добрыня Никитич и Алеша Попович часто совершают различные подвиги вместе. Спасают родную землю от полчищ врагов, выходят на бой с диковинными злодеями, выручают попавших в беду пригожих девиц.

Их деяния нашли отражения не только в славянском эпосе, но и в историях, которые веками передавали из уст в уста финны, алтайцы, германцы, скандинавы. Кем же были на самом деле эти три витязя и встречались ли они друг с другом?

Илья Муромец

В 1188 году в Киево-Печерской обители отошел ко Господу преподобный старец Илия , память которого православные христиане отмечают 1 января. Всенародный герой, увенчанный славой и израненный в боях, принял иноческий постриг в глубокой старости. По другой версии, инок Илья Печерский погиб в бою, когда в 1204 году князь Рюрик привел половцев в Киев и разорил лавру.

Мощи его покоятся в Ближних пещерах лавры. В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава Украинской ССР провела экспертизу останков.

Исследование показало, что в гробнице покоится мужчина по меркам XII века преклонного возраста, перенесший множество травм и ранений и умерший от поражающего удара, нанесенного в область сердца. Округлое орудие, возможно, копье, пронзило его левую руку и вошло в грудь. Правая рука его осталась навеки сложенной для крестного знамения. Медики также выявили дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей.

Так стало ясно, что Церковь хранит память о былинном герое, образ которого в многочисленных пересказах за многие века сделался расплывчатым и неопределенным.

Историкам известно несколько вариантов происхождения Ильи. Так, например, тем самым богатырем мог быть Илья Чоботок . Это прозвище он заслужил, когда, за неимением оружия, отбился от врагов чоботом, то есть сапогом. Во владимирском селе Карачарове не только считают Илью Муромца своим земляком, но и родичем. Мужчинам из семейства Гущиных , обладавших необыкновенной силой, аж до XIX века запрещалось участвовать в потешных кулачных боях.

По другой версии Илья пришел на службу к киевскому князю Владимиру из селения Карачев близ города Моровийска на Черниговщине. А германские эпические поэмы, не вдаваясь в подробности, именуют его просто - Ильей Русским .

Этот богатырь является главным действующим лицом в 15 сюжетах героических былин, по которым можно проследить его биографию. Если исходить из них, то в юности Илья был парализован, а впоследствии - исцелен каликами перехожими (по некоторым версиям - Христом и двумя апостолами). Он учился воинскому искусству у Святогора , а поступив на службу к киевскому князю, зарекомендовал себя победой над Соловьем-разбойником . Известно также, что у Ильи Муромца были непростые отношения с князем Владимиром, а его сына Сокольничка постигла трагическая судьба.

Добрыня Никитич

Место рождения этого богатыря точно не известно. Некоторые исследователи полагают, что он родился во второй половине X века где-то в районе Владимира-Волынского. Вполне возможно, Никитич – вовсе не его отчество, а искаженное прозвище, данное по названию села Низкиничи.

Именно воевода Добрыня, полагают историки, помог Владимиру взойти на княжеский престол в обход старшего брата Ярополка . К слову, Добрыня вполне мог подучить Владимира добиться силой Рогнеды , дочери половецкого правителя, которая стала невестой Ярополка.

Владимир с войском пришел в Полоцк, захватил Рогнеду и публично изнасиловал. Сам князь, как описывают легенды, был весьма женолюбив и держал в Киеве целый гарем. Охотиться за единственной женщиной (пусть она и отказалась выходить замуж за него, назвав сыном рабыни), чтобы потом унизить ее, - не в его характере. А Добрыню весьма раздражали напоминания о том, что его сестра Малуша при князе Святославе была рабыней, ключницей.

В былинах Добрыня Никитич бьется со Змеем и выручает из беды целую череду красавиц, включая собственную жену, Настасью Микулишну . В реальности, будучи поставлен князем Владимиром наместником в Новгороде, он сначала устанавливает в городе языческих идолов, а затем, после крещения племянника, обращает свой удел в христианство.

Несмотря на религиозные шатания, богатырь был грамотным и умелым правителем, при нем Новгород расцвел. Многим стратегическим государственным решениям князь Владимир также обязан своему дяде и воспитателю. Сын Добрыни Никитича, Константин , стал одним из видных сподвижников Ярослава Мудрого . Прямым потомком героя был святой Варлаам Печерский , первый игумен Киево-Печерской лавры.

Алеша Попович

В былинах Добрыня Никитич бился с Ильей Муромцем прежде чем они подружились. А Алеша Попович сватался к жене Добрыни, когда тот был в походе. На самом деле Добрыня Никитич жил в X веке и служил Владимиру Красно Солнышко, Илья Муромец два века спустя подвизался на службе у Владимира Мономаха .

А ростовский храбрец Александр (Олеша) Попович , который стал прообразом былинного Алеши Поповича, в молодости воевал за Всеволода Большое Гнездо , а сложил голову в битве при Калке в 1223 году в дружине Мстислава Старого , то есть в XIII веке. И неразлучной троицы богатырей, очевидно, никогда не существовало.

"Некто от ростовских, житель Александр , глаголемый Попович, и слуга бе у него именем Тороп ; служаше бо той Александр великому князю Всеволоду Юрьевичу", - говорится в летописях начала XIII века.

Богатырь оказался втянут в политическое противостояние двоих сыновей князя Всеволода, Константина и Юрия , и лично убил несколько лучших воинов последнего. Чтобы избежать мести, он уехал в Киев в дружину князя Мстислава Старого.

Воин из боярского рода, отцом которого был священник, в былинах изображается не силачом, а хитрецом. Он хвастлив, коварен и ловок. Летописи же перечисляют многочисленные битвы, в которых Александр Попович принимал участие и побил немало врагов. Один из них, половецкий хан Тугоркан , вошел в былины под именем Тугарина .

Князь Мстислав был счастлив, когда к нему на службу поступил такой прославленный воин, который, к тому же, привел с собой несколько опытных товарищей. Киевский правитель полагал, что теперь сможет справиться с любым неприятелем. Однако в битве при Калке, где русские полки вместе с половцами выступили против татар, Мстислава ждали поражение и смерть.

По некоторым данным, Алеша Попович был сыном святителя Леонтия , епископа Ростовского и Суздальского.

Его хояйкой является Любава. Утонченная девушка назвала своего ослика именем пророка. Моисей - ослик Любавы, который носит имя пророка. Моисей дружит с конем Алеши Поповича, Юлием. Моисей, как настоящий конь, сопровождает Алеши Поповича во всех его походах. Несмотря на небольшие размеры Моисей умудрился победить в бою Тугарина Змея. Разглагольствовать не любит и говорит всегда по делу, не всегда отвечает, но всегда высшуает мужа своей хозяйки, и если уж очень надо, поможет советом. А советы у рассудительного ослика Моисея на редкость полезные и правильные. Добрый, благородный и смелый, умеющий дружить (весь в хозяйку), готовый прийти на помощь.

С самого раннего возраста воспитанием юного богатыря занимался его дядя Тихон. Он и мечом его владеть учил и храбрым быть и смелым. Отважный Тихон старался присматривать за Алешей и очень переживал, когда тот что-то делал не правильно. И, конечно же, не захотел оставлять племянничка один на один со злобной ордой, поэтому и увязался за ним, решив снарядить его настоящим мечом. Однако, дядя был человеком недалеким, вот и выменял у цыган подозрительного коня на меч. Хотя все что не делается, то к лучшему. На пути к тугарам Тихон заботился и оберегал Алешу как мог, помогал ему и словом и делом. Все-таки повезло русскому богатырю с таким веселым и неунывающим родственником.

Если есть на свете первые красавицы, то она краше всех. Любава самая любимая и единственная внучка у своей бабули. А влюблена Любава, в своего друга детства, она за ним хоть в лес, хоть в гору, а имя ему – Алеша Поповичь. Конечно, он тоже ее любит, ну как устоять перед первой девушкой в своей деревне. Любава всем чем может помогает Алеше, умеет дружить и любить, поддерживает в трудную минуту. Несмотря на то, что ее балует Бабуля, ради Алеши готова на все, и постоянно это доказывает в фильме. При том, что она с головой кидается в Алешины проблемы, Любава очень нежная и ранимая девушка, робкая и застенчивая, но когда дело доходит до беды, в которую попал Алеша, Любава превращается в настоящую русскую женщину.

Конь Юлий

Юлий родом из Новгорода. Этот до ужаса болтливый конь своей веселостью и любовью к красноречию похож на ослика из мультфильма «Шрек». Однако этим схожесть и заканчивается, Юлий в отличие от своего американского героя изворотливый и очень хитрый. Чтобы спасти свою шкуру он готов пойти на всяческие ухищрения. Хотя, в определенные моменты предстает перед зрителями в роли настоящего бесстрашного богатырского коня. Гай Юлий имеет способности к чтению, и как он сам утверждает, до того как его похитили цыгане успел прочесть много книг. Не смотря на то, что он постоянно бежит от неприятностей, они находят его сами. Так, например, желая избежать опасности быть убитым на поле брани с тугарами, он проигрывает свою шкуру подозрительному говорящему дереву в надежде выиграть два полцарства.

Богатыри. (Три богатыря) - Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3x446



Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины - 295х446 см.

Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.