Сценарий внеурочного мероприятия " знакомство со школьным музеем". Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска Как познакомить ребенка с русским музеем

Вот уже четвёртый год в МБДОУ Центр развития ребенка №89 “Парус” г. Якутска Республики Саха (Якутия) мы работаем по экспериментальной программе “Истоки”. Логотип программы – “источник” - означает, что ребёнок вместе с взрослым черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры знания, развиваясь и обогащая друг друга.

Раздел “Эстетическое развитие” предполагает ввести ребёнка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социо- культурной среды музея.

Понимая всю важность данного направления в деле воспитания детей, его целесообразность, мы начали поэтапную подготовку к ней.

Первым делом, в начале учебного года мы заключили договор с Национальным художественным музеем изобразительного искусства г. Якутска о еженедельном посещении детей старшей группы. Со старшим воспитателем и работником музея были обговорены условия, основные задачи и формы работы.

Занятия с детьми мы разделили на три этапа:

  • Подготовка детей в детском саду к посещению музея (проводится воспитателем).
  • Работа с детьми на экскурсиях в музее (проводится музейным педагогом – искусствоведом).
  • Работа с детьми по закреплению музейных впечатлений (проводится воспитателем и музейным педагогом – искусствоведом).

На первом этапе знакомства с художественным музеем особое значение имеет внутренняя готовность ребёнка к восприятию художественных коллекций, его эмоциональный настрой. Поэтому первые занятия по приобщению детей к миру музея мы начали ещё в группе: были проведены занятия о правилах поведения в музее, рассматривали с детьми репродукции картин, портреты художников, открытки, иллюстрации из книг, изделия мастеров декоративно-прикладного искусства, скульптуру малых форм.

Если до этого многие дети не знали, что такое музей, то уже после первых бесед, мы заметили возникший интерес: они с удовольствием самостоятельно вне занятий рассматривают репродукции, интересуются тем, кто его нарисовал и т.п. Отрадным моментом было то, что когда дети пришли первый раз в музей, то они сразу узнали и назвали картину И. К. Айвазовского, про которую мы на одном из занятий рассказывали.

В настоящее время, посещение детьми музея стало для наших дошкольников настоящим праздником. С большим интересом дети рассматривают картины разных жанров, учатся понимать, различать способы изображения (масляная живопись, гуашь, мелки, уголь, и т.п.)

В музее с детьми работала специалист – искусствовед Сизых Ольга Васильевна. Педагог по образованию, она в увлекательной форме “игр-путешествий”, рассказывает об экспонатах, художниках, самом музее, обращая особое внимание на архитектуру здания, интерьеры залов.

Опираясь на знания, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, дети узнавали и называли дымковские игрушки, знакомились с каргопольскими игрушками. Рассматривая, эти два вида они сравнивали отличия и сходство росписи, формы этих фигур, что немаловажную роль играет в развитии познавательной деятельности, умении анализировать и способствует развитию связной речи.

Так же дети посетили выставочный зал Комдрагмета. Там мы познакомились с работами нашей якутской художницы – Лены Гоголевой. Дети впервые воочию увидели эскизы костюмов и сами костюмы со спектаклей “Ромео и Джульетта”, “КыысДьэбилийэ” (костюмы богатырей Верхнего и Нижнего мира, костюм и маска чёрта), увидели карнавальные костюмы и костюмы к сказкам А. С. Пушкина. Впечатления от увиденного было потрясающими: я увидела в глазах детей и интерес, и страх, и радость. Думаю, что всё это ещё сильнее побудило интерес к дальнейшим посещениям музея. В следующее посещение дети познакомились с новой экспозицией, на этот раз нас ожидали работы скульптора Ксенофонта Николаевича Пшенникова. Здесь они познакомились с новым для них видом искусства – скульптурой. Интересно была подана беседа о том, как можно передавать через искусство скульптуры настроение, желание, чувство человека. Узнали, что скульптуры бывают разные: портреты-бюсты, жанровые композиции, дети опять вспомнили о скульптуре малых форм. Рассматривая и непосредственно трогая скульптурные работы, ощущая их руками, дети узнали, что делают их из разных материалов. Если из металла или камня – то они холодные, если из дерева, гипса или глины – то они тёплые. Занятие проводилось в игровой форме, дети с большим удовольствием играли: показывали мимикой настроение изображаемого в скульптуре человека, превращались в “живую скульптуру”, изображая различные жанры. Они могли “ рассыпаться” и “ упасть”, потому что были из песка, ходили тяжело – значит из металла и камня. Здесь мы ещё раз отметили для себя качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик, что такого эмоционального раскрытия ребёнка можно добиться только при зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства.

По системе поэтапной работы с детьми, мы проводим занятия по закреплению музейных впечатлений. Эта своеобразная рефлексия ребёнка. Наша практика работы подтвердила её целесообразность. Эти занятия мы проводим иногда в детской художественной студии при музее, в некоторых случаях в изостудии при детском саде. Занятия ведём совместно с музейным педагогом. На этих занятиях дети раскрывают свои творческие способности: рисуют, лепят из глины, теста свои впечатления от увиденного, вступают в диалог об увиденном. По результатам знаний можно судить об изменениях в эстетическом и познавательном развитии ребёнка. Темы занятий:

“Моя любимая игрушка”, “Игрушка-свистулька”, “Натюрморт моего настроения”, “Что мне понравилось больше всего?”, “Мы украшаем”, “Мой пейзаж”, “Моя любимая картина” и т.д. После каждого занятия дети получают домашнее задание – нарисовать или слепить любимую картину, скульптуру и рассказать своим родителям. Мы посетили выставки “Декоративно-прикладное искусство Якутии”, “Старый город” и провели семейный просмотр скульптур города.

В условиях группового помещения открыли мини-музей детских работ, “Уголок русской горницы”, где с детьми провожу в форме посиделок занятия по РНК, интегрированные занятия, в уголке дети с удовольствием играют в самостоятельные игры.

Вся работа ведётся, руководствуясь методической литературой из серии программы “Истоки” (авторы Л.В.Пантелеева “Музей и дети”, Т.Н.Карачунская “Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ”).

Итак, работая по указанной системе, подведя итоги проведённой работы уже сейчас можно сделать следующие выводы:

Непосредственное знакомство с коллекциями музея – подлинными историческими экспонатами, а так же с архитектурой зданий, интерьерами залов оказывают огромное эмоциональное воздействие на детей, а это, безусловно, неоценимо в формировании личности и духовно-интеллектуального потенциала общества в целом. В зрительном (визуальном) контакте ребёнка с подлинным произведением искусства – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик.

Необходимо создать специальную системную программу занятий, по схеме: - до музея – в музее – после музея.

Наблюдения, беседы и анализ детских работ показали, что у детей сформировался “образ музея”, развивается зрительная память, художественное мышление и воображения, заметен прогресс общего культурного уровня и обогащение изобразительной деятельности. Наши дети неоднократно принимали участие в различных конкурсах детского рисунка, где занимали призовые места.

Тяга к рисованию, к кистям и краскам сохраняется не у всех детей, но пристрастие к посещению художественных музеев, интерес к людям и предметам, чувствам и событиям, временам и странам не только обогатит душу и разум будущих инженеров, фермеров, политиков и предпринимателей, но и сделает их более полезными для своей Родины.

Более подробно о проведённом эксперименте можно прочитать в моей статье, вышедшей в журнале № 3 2006г. “Чомчуук Саас”. г. Якутск Республика Саха (Якутия).

За последние 5 лет работа по направлению РНК в мини-музее “Русская горница” ЦРР "Парус" ведётся в третьем поколении детей разного возраста.

За эти годы приобретено и создано многочисленное количество материала, пособий, игрушек, сувениров. Накоплено множество литературы, как методической, так и детской для чтения, рассматривания иллюстраций, демонстративный материал.

Созданы выставки детской литературы “Русские народные сказки” по разным возрастным категориям. Собраны видео материалы для просмотра не только сказок, но и разделов устного народного творчества по возрасту детей. Открыты театральные уголки для самостоятельных инсценировок Русских народных сказок.

Проведено множество занятий, утренников, посиделок, развлечений по РНК. С одним из занятий со старшими детьми хотелось бы познакомить подробней.

Открытое занятие по теме “Павловопосадский платок”

Цель:

  • Познакомить детей с павлово-посадскими платками и шалями. Научить детей, чем отличаются платки от шалей. Продолжать знакомство с народными традициями русского народа.
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Вызвать желание больше узнать о народных традициях и ремёслах русского народа.
  • Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.

Оборудование: Павлово-посадские платки и шали, слайды.

Ход занятия

I ч. Педагог: Перед вами большие, красочные шерстяные платки. Называются они Павловопосадскими, потому, что их изготавливают в городе Павловский Посад. Посмотрите, даже на гербе города изображён край платка. Этот город находится недалеко от Москвы. Уже более 100 лет мастера Павловского Посада делают такие платки. Вот самый первый камвольный комбинат, где стали их изготавливать в больших количествах.

Сначала, очень давно, платки в Павловском Посаде делали полностью вручную. Основу ткали на ткацком станке. Ткачество – традиционное занятие русских женщин. Разрисовывали такие платки тоже вручную.

А вот таким стал камвольный комбинат в наше время. Ткацкие станки стали более совершенными. Над платками трудятся разные мастера. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона. Краски наносят под управлением компьютера, перемешивание готовой краски – выполняется без участия человека. Художники составляют узоры, печать осуществляется на печатных станках. Самые ответственные операции осуществляются вручную.

А знаете ли вы, что в старину на Руси кусок материи называли “Плать”? Отсюда и появилось слово “платок”. А вот другие изделия Павловопосадских мастеров – шали (показывает детям шаль).

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются шаль и платок? Платок меньше по размеру, чем шаль; шаль украшена кистями, а платок нет). У кого из вас есть дома Павловскопосадские платки или шали? Кто их носит? (мама, бабушка, тётя). (Обращается к нескольким девочкам): Можете набросить себе на плечи платок или шаль. Почувствуйте, как вам тепло и уютно.

Физминутка. Музыкальная игра “Гори, гори ясно...”.

II ч. А известно ли вам, как можно ещё использовать шали и платки? Оказывается, их можно стелить как скатерть, набросить для красоты на спинку кресла или дивана, украсить стену в деревенском доме или на даче.

Все Павловопосадские платки разные. Каждый имеет свой фон и свой рисунок, орнамент. Фон – это основной цвет платка, на котором располагаются элементы узора. А какого цвета фон у этого платка? А у этого? Какими узорами украшены платки? (листьями, цветами). А какого цвета цветы? Обратите внимание, весь узор расположен по краям и углам.

III ч. А сейчас мы с вами будем мастерами из Павлова Посада и для наших гостей оформим узорами основы платков. Для начала рассмотрите и выберите образцы. Аппликация. Работа детей.

Вопросы к детям: Как называются платки, которые вы изготовили? А почему вы думаете, что это платки, а не шали? Для чего нужны платки и шали? Как раньше изготавливали платки? А в наше время? Какими узорами украшали Павловопосадские платки и шали? (по окончании работы дети дарят свои платки гостям).

Павловопосадские платки и шали такие красивые и тёплые, что их с удовольствием носят жительницы разных городов России и других стран.

Экскурсия в школьный историко-краеведческий музей «ПАМЯТИ НАЧАЛО».
Тема: Знакомство с музеем.
Экскурсию проводит: руководитель музея, учитель истории и обществознания Ходыкин А.В. и члены кружка «Юный историк».
Цели и задачи:
Знакомство учащихся со школьным музеем.
Развитие у ребят исследовательского начала.
Приобщение уч-ся к культуре своего края.
Материалы к занятию:
1. Экспозиции школьного историко-краеведческого музея:
- «Село родное».
- «Наша школа вчера и сегодня».
- «Эхо войны».
2. Иллюстрации для игры– «Что должен делать ученик?»
3. Песни.
Подготовка к мероприятию:
1. Создать три группы экскурсоводов.
2. Подготовить исполнение отрывка песни «Гляжу в озера синие…».
3. Подготовить пословицы о Родине.
Ход мероприятия.
Орг. момент: Руководитель музея:
- Ребята, сегодня вы первый раз пришли в школьный историко-краеведческий музей. Я и мои помощники проведём необычную экскурсию, но очень важную для каждого из нас. Послушайте наших экскурсоводов, и в конце мероприятия скажите, о чём вы сегодня узнали.
I. 1-я группа экскурсоводов:
- Первая школа в селе Талы была открыта 1861 году. В селе существовала и воскресная школа. В ней учились 65 девочек и 19 мальчиков в возрасте 12-17 лет. Занятия велись 32 дня в год двумя учителями и одним законоучителем. Учащиеся делились на четыре группы: 1 - неграмотные, 2- учившиеся одну зиму, выбывшие почему-то среди года, 3 - учившиеся 2-3 зимы, 4 - учившиеся 5 зим в школе.

В шестидесятые годы Таловская средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа с производственным обучением проводит сельскохозяйственные опыты на площади 95 гектаров и имеет свою утиную ферму. В 1963 году, за выращивание 50 тысяч уток, награждена дипломом второй степени Комитета Совета ВДНХ СССР. Восьмидесятые годы прошлого столетия… Жизнь школы насыщенная и интересная. Пионерские сборы, комсомольские собрания, торжественные линейки, посвященные памятным датам, спортивные соревнования. Весной и летом походы по местам боевой славы, задорные песни у костра, сбор макулатуры и металлолома. Работа производственной бригады на полях и току колхоза «Победа», и конечно, на приусадебном участке. Именно там, ребята постигали азы кролиководства и выращивания рассады.
- На каникулах поездки в города-герои и столицы союзных республик. Где только не побывали ученики нашей школы: Москва, Ленинград, Волгоград, Баку, Киев, Минск, Кишинев, Рига, Одесса.

Школа! Для нас и наших преемников ты была, есть и будешь храмом науки. В твоих стенах получили путевку в жизнь ученые и механизаторы, старшие офицеры и животноводы, учителя и летчики, дипломаты и строители, геологи и врачи. Они своим ратным подвигом и самоотверженным трудом защитили, восстановили и прославили свою Родину!

Как же сложилась судьба выпускников нашей школы? Разбросала их судьба по всей великой стране. Забыли ли они родную школу? Нет! В позапрошлом году на встречу собрались выпускники 1956 года.

В 1972 построено нынешнее здание школы.
- Поднимите руки, у кого учились в нашей школе папы и мамы, дедушки и бабушки.

Игра-разминка (с использованием картинок) «Каким должен быть ученик?»
(экскурсоводы первой группы показывают ребятам картинки, на которых показано, как и что, обязан делать ученик, и что он не должен делать, задают вопросы)
II . 2-я группа экскурсоводов: (может заменить руководитель музея)
- Руководитель музея:
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей...
- Каждый год, 9 мая, гремит салют Победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Что это за праздник, кто мне скажет? Этот праздник встречают в каждой семье, в каждом доме. В этот день мы с благодарностью кланяемся героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины. Советский народ, разгромив фашистских захватчиков, отстоял мир на Земле.
И летом 1942 году немцы заняли село Талы.
Всего полгода находилось село Талы в оккупации, но, сколько горя и разлуки оно принесло односельчанам. 19 декабря 1942 года наше село было освобождено после тяжелого боя. В боях за Талы и Бугаевку, пало несколько сот советских воинов 267-й стрелковой дивизии, имена 20 офицеров и 221 солдата и сержанта известны. Все они покоятся в братских могилах, находящиеся в центре села Талы, на ул. Степной, ул. Луговой, в селе Бугаевка и Чехуровка. На могилах установлены памятники и стелы. Местные жители заботливо ухаживают за могилами. Каждый год 9-го мая жители сёл приходят к этим могилам и чтят память павших солдат, офицеров, сержантов. Не забывают и тех, кто остался жив.
Ветераны 267-й стрелковой дивизии благодарны жителям сёл Талы, Бугаевка, Чехуровка за добрую память о войнах-освободителях. Оставшиеся в живых, ветераны не раз бывали на братских могилах своих павших друзей. Очень часто приезжали и родственники погибших.
В годы войны на фронт ушло почти всё взрослое мужское население. С полей сражений не вернулось 309 мужчин. Уроженцем села является генерал – лейтенант А.М. Городнянский (1896 – 1942), командующий 6-й армией Юго-Западного фронта. Погиб под Харьковом в 1942 году, там и похоронен.
III .3-я группа экскурсоводов:

Наше село Талы основали казаки Острогожской сотни на юге Воронежской губернии на левом берегу реки Богучарки. Название села Талы происходит от речного растения тальник. По одной из легенд, река Богучарка, впадающая в Дон, получила своё название благодаря Петру I. Однажды император плыл по реке Дон, и узнал о том, что его собираются отравить, поднеся ему чашку отравленного вина. Когда ему подали чашу с вином, он вылил его в реку и сказал: «Богу чарка!».
Интересные названия имели улицы в Талах имели названия – Губернаторка, Проезжая, Шаповалова. Вдоль берега реки протянулась Довгалаевская улица. Возле залива – Браташёва улица, получившая своё название по фамилии жившего на ней богатого казака, здесь же были дворы двух таловских попов. На самом высоком месте стояла Николаевская церковь.
Слобода, как полагалось в те далёкие времена, для безопасности была обнесена «палисадом», ворота которого ночью запирались и охранялись нарядом караульщиков. За палисадом и рекою простирались луга, леса и пахотные земли слобожан. Основным занятием было земледелие, скотоводство и извоз.

Перед собой вы видите вещи, которыми пользовались наши предки. Значение каких вещей вы знаете?
- Смотря на вещи, которыми пользовались ваши прапрабабушки, прапрадедушки, прабабушки, прадедушки, дедушки и бабушки, да и сейчас некоторыми из них пользуются родители, как вы думаете, чем они занимались? Как проводили свободное время?
(уч-ся перечисляют) (Прослушивание отрывка песни на патефоне «За окном черемуха душистая»)
3-я группа экскурсоводов:
- Да, наши предки занимались в основном земледелием и скотоводством. А теперь давайте вспомним пословицы о Родине (маме, хлебе, и т.д.)
3-я группа экскурсоводов:
Пословицы о Родине:
Жить – Родине служить.
Нет в мире краше Родины нашей.
За Родину – мать не страшно умирать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли – умри, не сходи.
Своя земля и в горсти мила.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
- А какие пословицы о Родине вы знаете? (Высказывания детей)
3-я группа экскурсоводов:
- Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Село, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя. Любовь человека к Родине русский народ выразил в своих пословицах и поговорках. Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Руководитель музея: Россия. Какое красивое слово - и роса,
и сила, и синее что-то...
С. Есенин
IV. Звучит песня «Гляжу в озера синие..»
V. Заключительное слово руководителя музея.

Приобщение детей 4-6 лет к миру прекрасного и музейной этике. Подготовка к первому походу в музей - советы педагога-искусствоведа.

Педагог-искусствовед Н.Л. Кульчинская на основе своих наблюдений и общения с детьми и родителями предлагает несколько своих размышлений об эстетическом . Теоретическая работа подкрепляется разнообразными играми, доступными в наших условиях. Все это поможет психологически подготовить ребенка для такого культурного мероприятия, как поход в музей.

Первое посещение музея в детстве запоминается на всю жизнь, оно связано с ощущением тяжелой двери, с трудом подающейся навстречу, с необычным, каким-то загадочным запахом...

Мама-москвичка решила повести своего четырехлетнего сына в Третьяковскую галерею. Решено было начать с зала, где висели ее любимые картины художника И. Айвазовского. Однако по пути в зал ребенок отвлекался - ему было интересно буквально все, он задавал вопросы, тянул маму то в одну, то в другую сторону, и когда они дошли до нужного зала, оказалось, что малыш устал и эмоционального отклика на любимые мамины произведения, которого от него ожидали, не произошло.

Причин неудачи несколько, и все они связаны с тем, что два мира - мир детства и мир искусства - пришли в соприкосновение, имея свои собственные законы, особенности и язык.

Задумывались ли вы над тем, что существующие музеи сформировались как "взрослые" учреждения? Специфика среды музея с его исторически сложившейся этикой поведения построена на ряде запретов и ограничений - не говорить громко, не трогать руками экспонаты, не двигаться быстро - создает наиболее комфортные условия для взрослого зрителя и вступает в противоречие с особенностями детского восприятия. Ведь дети 4-6 лет еще не зрители. Им только предстоит зрителями стать. Так что же, ждать, пока ребенок вырастет?

Отнюдь нет. Музейная этика легко усваивается детьми во время непосредственного пребывания в музее; отсутствие же этого опыта в зрелом возрасте приводит к тому, что человек реализует, как правило, детскую схему поведения, т. е. стремится в наиболее короткий срок увидеть как можно больше, даже не приступая к углубленному восприятию.

Родители еще не знают, кем будет ребенок, когда станет взрослым, но им хочется развить его творческие способности, воспитать отзывчивость ко всем проявлениям красивого в жизни, привить любовь к искусству. И, конечно, они совершенно оправданно в первую очередь обращаются к опыту музея.

Но тут сразу возникают вопросы: возможно ли развивать и обучать ребенка тому, в чем ты, родитель, не являешься специалистом. И еще: как быть, если семья живет не в большом городе, где есть музеи и парки со скульптурой, а в деревне или маленьком поселке? Наконец, не принесет ли больше вреда, чем пользы, первая неудавшаяся попытка привести ребенка в музей?

Многолетний опыт показывает, что главный залог успеха - готовность отправиться в путь постижения прекрасного, мира искусства вместе с ребенком, относясь к нему как к равному, полноценному и интересному партнеру. Учиться вместе с ним, обогащая его собственным жизненным опытом, часто учась у него свежести восприятия, нестереотипности мышления, образности сравнений и наблюдений. Важно также знать, что прежде чем вы отправились с ребенком в музей, нужно научиться видеть красивое в окружающей вас среде, в природе.

На этом первом этапе сельские жители оказываются в более выгодном положении, чем городские. Природа в разное время года дает замечательную возможность для наблюдений, внимательного вглядывания, близких и дальних путешествий, во время которых можно выполнять задания по развитию эстетического и художественного восприятия, используя предложенные нами и придумывая свои собственные игры (см. сс. 68-71).

Введение маленького человека в мир прекрасного желательно начать в привычных условиях, делая акцент на занятия - беседы, наблюдения, творческие задания и экскурсии на природе, дома, а затем в залах краеведческого или биологического музея.

Путешествие первое. Форма

Наблюдая за детьми 4-6 лет, можно заметить, что они полны интереса к окружающему миру и желания экспериментировать в нем. В это время в ребенке обнаруживается ярко выраженная связь, "родство" с окружающим миром - растением, животным, персонажем сказки. Способность к одухотворению окружающего делает его чувствительным к различным видам искусства и ко всем проявлениям красивого в жизни.

Красота простейших природных форм. Поиск-игра. Занятия на природе начните с вопроса ребенку: может ли он привести пример красивого из того, что он видит вокруг себя? Услышав ответ (например, бабочка, цветок, листик), вместе внимательно рассмотрите цветок, полюбуйтесь его яркой окраской, нежной линией изогнутого стебля.

Предложите, закрыв глаза, понюхать цветок, пощупать глянцевую поверхность листьев и ощутить пушистость стебля, посмотреть на просвет лепестки цветка с тонкими прожилками. Сравните цветок с бабочкой и заметьте, что крылышки бабочки похожи на лепестки цветка и расходятся от спинки так же, как у цветка лепестки идут от его сердцевины.

Любоваться красотой природы - закатом солнца, окраской листьев и цветов, расцветкой насекомых, радужными тенями на снегу - в разное время дня можно бесконечно. Однако нужно запастись терпением, чтобы ребенок сам начал замечать красивое. Чтобы это произошло, взрослым необходимо как можно чаще обращать внимание на красоту природы, поощрять самостоятельные открытия, разделять радость от увиденного. Во время прогулок можно рассматривать очертания высыхающих после дождя пятен на асфальте, бегущие по небу облака, меняющийся рисунок пены на поверхности воды, морозные узоры на стекле, прожилки камня или трещины на кафеле. В их контурах спрятаны самые причудливые образы - герои сказок, фантастические и реальные животные и птицы, портреты и силуэты людей и многое, многое другое.

Внимательное рассматривание раковин на берегу моря, любование камнями увлекают детей и взрослых. В лесу причудливо переплетенные сучья и корни, деревья, покрытые снегом, также могут стать толчком к развитию фантазии и воображения. Развитию восприятия и образного мышления помогают вопросы и творческие задания, с которыми взрослые обращаются к ребенку: "Скажи, на что похоже? Что тебе это напоминает? Сравни, найди общее, скажи, чем отличается, угадай, объясни, придумай и т. д.".

При первом знакомстве ребенка с кисточкой и красками необходимо показать, как ими правильно пользоваться, как смешивать цвета на палитре для получения новых, например, зеленых (синий + желтый), оранжевых (красный + желтый), сиреневых (синий + красный), а также как обращаться с белилами для получения мягких и нежных оттенков.

А это тебе знакомо? Знакомство с формами природы, их своеобразием и выразительностью можно продолжить, рассматривая вместе альбомы, слайды, фотографии, гербарии и коллекции бабочек, минералов, ракушек, марок с изображением рыб, животных, растений и птиц. Эти наблюдения доставляют детям большое удовольствие. Во время таких совместных занятий не обязательно выстраивать подробный диалог, но один вопрос задать необходимо: скажи, что тебе особенно понравилось из всего, что мы увидели?

У нас все получается . Разумеется, занятия предполагают создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо создавать и поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу, приветливое и уважительное отношение к ребенку независимо от его успехов. Дети тонко чувствуют и поддерживают юмор. В группе необходимо отказаться от выдвижения и поддержки лидера. Своим, даже неосознанно выраженным, предпочтением одного можно тормозить развитие других.

Развитие эмоций . Развитие в ребенке эмпатических эмоций: сочувствия, сопереживания, содействия, воспитание в нем добрых, гуманных чувств к окружающему поможет оценить "красивое", выявить общность живого и неживого, человека и вещей, им созданных, почувствовать себя частью окружающего мира.

В дальнейшем, вне специальных занятий, необходимо обращать внимание ребенка на страдание или боль животных, вызывая в нем сочувствие, желание прийти на помощь.

Путешествие второе. Цвет

Цвет везде вокруг нас. Умеем ли мы различать оттенки в освещенном по-разному небе - ясном, пасмурном, во время заката, перед грозой? Замечали ли вы, сколько оттенков зеленого цвета на одной лишь небольшой лесной поляне?

Цветные тени . Зима - это снег, и взяв на прогулку с собой яблоко, апельсин или простую варежку, бросьте их на снег - вот когда можно увидеть цветные тени. Рассмотрите их вместе с ребенком. При хорошем освещении достаточно поднести к шее яркую материю или книгу в яркой, однотонной обложке и подойти к зеркалу. Вы увидите цветную тень на подбородке. Такие простые эксперименты запоминаются детям в их первом знакомстве с цветом. Как правило, подобные занятия дают толчок детскому воображению, которое начинает работать в этом направлении, придумывая свои собственные игры.

Восприятие цвета . Знакомство с цветом для маленьких детей - это не столько узнавание и понимание, сколько восприятие. Как дети воспринимают цвет? Различается ли восприятие цвета у детей и взрослых? Да, конечно, они различны. Сегодня мы знаем, что восприятие у взрослых людей очень индивидуально, зависит от настроения, различается у мужчин и женщин. Что же важно знать, занимаясь с ребенком?

Прежде всего надо помнить, что у малышей, находящихся в самом начале своего жизненного пути, оценки психологического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. Так для ребенка-дошкольника красный, желтый, розовый, голубой и оранжевый - это радостные, яркие, веселые и добрые цвета. А вот коричневый, черный, темно-синий, белый, темно-зеленый - грустные, серьезные, скучные, злые, некрасивые цвета.

Из 70 опрошенных нами детей 68 предпочли пять цветов: красный, голубой, розовый, желтый, оранжевый. И только 2 - фиолетовый и черный. Известно, что человек, нуждающийся в физическом отдыхе, эмоциональном покое инстинктивно выбирает темные тона. Если же организм нуждается в отдаче энергии путем направленной вовне активности или интеллектуального творчества, то выбор падает на теплые, яркие тона.

Еще одной особенностью восприятия цвета у маленьких детей является его конкретность: "зеленая трава", "голубое небо", "синее море". В самих этих сочетаниях угадываются "штампы", или "сенсорные эталоны", выработанные данной культурой. Ребенок, проходя путь освоения окружающего мира, должен постепенно овладеть этими "сенсорными эталонами". С их помощью позже он сможет систематизировать то, что видит, и то, с чем действует.

Очевидно, что чем уже и определеннее набор эталонов (в данном случае речь идет о цветовой культуре и цветовых эталонах), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах "детского восприятия", то есть ориентироваться на 4-6 основных цветов. И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше аналитические способности восприятия.

Замечательным свойством детского восприятия является его целостность. Зрение, восприятие звука, тактильные ощущения, обоняние, моторика - все это пути и способы исследования окружающего мира.

Цвет и звук . Дошкольный возраст - это самое подходящее время, чтобы дать ребенку почувствовать, как близки понятия звука и цвета. Задумывались ли вы о том, как звучат цвета, или, если так можно выразиться, какого звука каждый цвет? Согласны ли вы с такими наблюдениями:

  • "Желтое есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить. Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.
  • Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее даст элемент покоя. Опущенное до пределов черного, оно получает призвук человеческой печали.
  • В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее - виолончели. Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа..."

Этот небольшой фрагмент из статьи Василия Кандинского "О духовном в искусстве" приоткрывает нам еще один путь знакомства со свойствами цвета. Можно ли ввести в этот чудесный мир ребенка? Как это сделать? Играем в "Лоскутки и колокольчики" (см. с. 69).

Занятия-игры по развитию восприятия цвета и формы у детей 4-6 лет являются хорошей подготовкой к посещению музеев, знакомству с произведениями искусства.

Путешествие третье. Музей

Мы знаем, что маленькому ребенку при знакомстве с новым объектом необходимо входить в контакт с ним.

Лицом к музею . Наше первое знакомство с музеем начинается еще на улице, перед фасадом здания. Если здание музея дворцового типа, особняк или деревянный дом с красиво выполненным декором, необходимо обратить внимание на все детали оформления. Можно задать несколько вопросов: знает ли ребенок, что такое музей, что в нем находится, хочет ли он посмотреть, что там, как выглядят скульптуры и картины? Такой прием в музейной педагогике называется актуализацией. Конечно, на все вопросы вы ответите сами, но вы наверняка возбудите в ребенке интерес - основную движущую силу познания нового. Путешествие детей в чудесную страну - музей, где все красиво и необычно, будет продолжаться и в залах. Дошкольники постепенно познакомятся с убранством комнат - росписями стен и потолков, полами, выложенными паркетом или мрамором, торжественными дверями, украшенными бронзой, дверными ручками... Детям предлагается игра-поиск красивого в музее, во время которого они вспоминают, сравнивают: на что похоже, что напоминает, и обживают новое пространство со знаком "плюс".

В каждом музее, устроенном с любовью, можно найти "красивое" - резные наличники окон, гладкую поверхность отполированного дерева, цвет стен; даже поскрипывающие ступеньки лестницы могут дать возможность пристального вглядывания, вслушивания и любования, то есть всего того, что создает неповторимость именно этого места.

В первый раз можно познакомить детей с убранством музея в целом (особенно если музей небольшой) и дать возможность, придя домой, порисовать. Хотя желание у ребенка может прийти и позже.

Можно избрать и другой путь - полюбоваться убранством одного зала и перейти в другой с картинками или скульптурой на тему древнегреческих мифов, с сюжетами сказок.

Ожившая статуя . Наблюдая за детьми в залах музея в тот момент, когда они рассматривают незнакомый рельеф, скульптуру, можно заметить, что они спонтанно пробуют принять позу статуи.

Ребенку недостаточно зрительного восприятия и рассказа взрослого, он использует моторное движение как способ постижения нового. Спонтанное пластическое уподобление - своего рода "ожившая" скульптура или картина.

Антракт . Дети 4-6 лет быстро утомляются, поэтому после первых 10-15 минут лучше сесть на банкетку и рассказать или почитать ребенку миф (заранее подготовьтесь), а затем найти произведение, в котором он передан.

Путешествуя с ребенком по музею, вы в течение 20-30 минут осуществили игру-поиск, почитали, поиграли в ожившую скульптуру, порисовали и, таким образом, использовали еще один педагогический прием - смену разных видов деятельности. Переключение снимает усталость, однако, впечатлений так много, что лучше не перегружать малыша и, уходя из музея, обязательно дать ему перекусить заранее приготовленными яблоком или бутербродом.

За 20-30 минут первого знакомства с музеем ребенок должен почувствовать главное - в музее много нового, интересного, здесь можно заниматься любимыми вещами - играть, слушать сказки, рисовать. Если у вашего чада появится устойчивое желание прийти сюда еще раз, значит ваши усилия не пропали даром.

Про живопись . В следующий раз можно продолжить знакомство с музеем в залах живописи.

В возрасте 4-6 лет дети легко усваивают понятие жанров - портрет, пейзаж, натюрморт. Но важно знать, что они воспринимают картину не в целом, как взрослые, а через детали. Если вы попросите рассказать ребенка, что изображено на картине, он очень скупо будет перечислять то, что видит, радуясь, узнавая знакомые предметы. Часто дети обращают внимание на второстепенные для произведения, но эмоционально значимые для них детали, так как они являются толчком для ассоциаций, связанных с их личным опытом.

Так, например, в картине французского художника XVII века Клода Лоррена "Похищение Европы" дети отмечают девушек, плетущих венки, корабль и камень на переднем плане, который огибает струя воды, образуя бурунчики. Дети сразу вспоминают о лете, рассказывают, где и с кем его проводили и "тоже видели камень и как вокруг него маленькие волны..."

Воспоминания о лете, как правило, самые приятные для детей. Часто сюжет картины, давая толчок к этим воспоминаниям, провоцирует еще одну особенность детского восприятия, которую можно назвать самопроекцией. Так, у картины Клода Моне "Стог сена в Ниверии" дети как бы помещают себя в картину, они говорят о том, что им нравится - стог сена, потому что в нем можно прятаться или съезжать сверху; они воображают себя персонажами картины, и это помогает им на эмоциональном уровне почувствовать художественный образ - летний день, длинные тени от деревьев, трава и цветы - все это манит ребенка "войти" в художественное пространство, стать ее частью.

Другие музеи . Не менее интересными для детей могут быть походы в естественно-научные музеи. Каждый музей обладает своей спецификой, говорит с нами своим особенным языком. Естественно-научные музеи - Биологический, Зоологический, Палеонтологический с заложенной в них идеей развития всего живого на Земле учат нас логике и обобщению, тогда как художественные обращаются в первую очередь к нашим чувствам и эмоциям.

Возвращаясь к вопросам, поставленным в начале статьи, мы думаем, что теперь вы сами сможете ответить на них.

Н.Л. Кульчинская, кандидат пед. наук, искусствовед
А.А. Кульчинская, художник-педагог
Статья из журнала "Человечек"

Как и к любому путешествию, к визиту в музей желательно готовиться заранее. Попробуйте для начала посетить небольшую выставку, рассчитанную на детское восприятие. Это можно сделать, когда ребенку исполнится 2 года. Но имейте в виду, что даже ученики младшей школы не способны выдержать 10-минутной экскурсии, если они в ней активно не участвуют. Первый поход в музей неплохо предварить кратким анонсом - куда вы идете и что хотите увидеть. Создайте у маленького экскурсанта особое настроение. Поставьте ему интересную задачу: «Сегодня мы должны выяснить, сколько ножек у сороконожки». Не забудьте рассказать ребенку о правилах поведения в музее и объяснить, почему там нельзя громко разговаривать, бегать и шуметь. Возможно, для первого посещения вы выберете такие площадки, где посетителям разрешается трогать экспонаты руками. Идеальный вариант, если сотрудники музея проводят с малышами игровые занятия. Если такой возможности нет, покажите своему ребенку наиболее яркие экспонаты музея или посвятите свой визит какой-то одной теме. Позаботьтесь и о том, чтобы не нарушить привычный для ребенка режим дня: утомленный малыш будет хныкать и капризничать, и осмотр экспозиции не принесет ему удовольствия.

В какой музей пойти с ребенком?

Какой же музей выбрать? Если вы уже побывали в зоопарке, то интересно будет посетить естественно-научный музей, где ребенок сможет узнать о происхождении животных, увидеть останки древних млекопитающих и ископаемые окаменелости. Экспозиция государственного Дарвиновского музея в Москве рассчитана на посещение детей разных возрастов, в том числе и дошкольников. В залах, посвященных разным формам жизни на Земле, представлены древние обитатели разных частей света. Наверняка огромное впечатление на ребят произведет история жизни динозавров. Малышей завораживает, когда динозавры начинают двигаться… Знает ли ваш ребенок о животных, которые обитают сегодня на территории Московской области? Вы откроете даже для себя много нового, осмотрев витрины о фауне этого региона. Свето-видеомузыкальная программа «Живая планета» расскажет о происхождении жизни на Земле.

Музейщики придумали немало забавных затей. К примеру, какой малыш не захочет взвеситься на «живых весах и узнать, сколько он «потянет» в медведях, слонах или мышах. На память об экскурсии не забудьте купить тематические путеводители, буклеты-раскраски. Немаловажно для посетителей с малышами наличие в музее детского уголка и буфета. Любознательный ребенок не будет скучать и в московском Палеонтологическом музее. Еще бы - там можно увидеть скелет мамонта и останки животных, которые миллионы лет назад населяли нашу планету. Юные экскурсанты могут принять участие в конкурсе детского рисунка. Музей расположен в чудесном парке бывшей дворянской усадьбы Узкое, где вы можете погулять. Хотите превратить поход в музей с ребенком в семейное приключение? Тогда отправляйтесь в московский Биологический музей им. К.А. Тимирязева. В «комнате открытий» ваш ребенок получит возможность рассмотреть музейные экспонаты и потрогать их. Где же еще представится возможность подержать в руках бивни мамонта и прикоснуться к морской звезде! Или надеть на себя череп гигантской черепахи и даже поползать, надев его на себя? Кроха узнает, как устроены листья растений и крылья бабочки, рассмотрев их под микроскопом. Дети и родители с удовольствием участвуют в игре «Семейный лабиринт». Выполняя несложные задания, маленький почемучка сможет расширить свой кругозор. В Санкт-Петербурге посетите Этнографический музей. Осмотр его коллекций даст вашему ребенку возможность узнать поразительные подробности о быте, традициях и обычаях народов нашей страны. Где и как живут оленеводы? Как обрабатывали землю в средней полосе России в прошлом? Как делали ткань и одежду древние славяне? Обо всем этом рассказывают богатые экспозиции. В музее проводят экскурсии, на которых ребят знакомят с устройством русской избы, разновидностями народного костюма и многим другим.

В детском клубе «Крошка-этнограф» можно увлекательно провести время всей семьей. Строгие музейные правила здесь не действуют: трогать руками и исследовать экспонаты можно! При музее работает «Школа ремесел», где каждый может вылепить горшок из глины на гончарном круге или сплести корзину из прутьев.

«Богатырские» забавы

В Омском государственном историко-краеведческом музее, помимо экспозиции, рассказывающей о природе и истории Западной Сибири, работает интерактивная выставка «Старая крепость». Маленькому посетителю есть где разгуляться! В игровой форме дети изучают историю родного города: чистят чугунную пушку, звонят в колокол, поднимаются на крепостную стену, предаются «богатырским» забавам. Есть в музее и рабочая зона, где малыши рисуют. Рисунки вы заберете с собой либо можете подарить их музею. Посещая клуб «Юный этнограф», дети не только узнают о многообразии народов, населявших Сибирь, и особенностях их культуры, но и самостоятельно проводят небольшое этнографическое исследование. Можно также принять участие в создании и оформлении собственной выставки.

Практически в каждом городе есть краеведческий музей, который хранит немало редкостей. Сходите в этот музей с ребенком , и вы расширите не только его кругозор, но и ваш собственный. Ведь в таких центрах, посвященных истории конкретного района или местности, собраны уникальные коллекции минералов, богатейшие гербарии и исторические предметы, которые характеризуют быт и ремесла наших предков.
Излишне говорить, что именно такие сведения делают то место, где человек родился, особенно дорогим для него.

Презентация "Я поведу тебя в музей". Знакомство с Художественным музеем Брянска.

Я поведу тебя музей

ЦЕЛЬ:

Ознакомление дошкольников с понятием «музей» .

Знакомство с художественным музеем города.

Что такое «музей» ?

Это место, помещение, где собирают и берегут вещи: посуду, одежду, картины, заботятся о них, показывают людям. Эти вещи называют экспонаты. Заботятся о них сотрудники музея. Они следят за порядком, чистотой. Помогают посетителям ориентироваться в музеях, на выставках.

А специалисты, которые показывают нам музей, рассказывают об экспонатах, называют экскурсоводами.

А кто – нибудь из вас знает, какие музеи есть в нашем городе?

Не так давно я побывала в 3 музеях нашего города:

Художественом

Краеведческом

Парке-музее им А.Толстого.

Сегодня я вам об этом расскажу и пока один из них.

И первый музей, который мы с вами посетим, будет «Художественный музей» .

При входе в музей нас встречает афиша. Мы сразу узнаем, какие выставки проходят сейчас в музее. Кроме постоянных экспозиций, можно посетить выставку живописи «Старый Брянск» , выставку работ молодых брянских художников и экспонаты Дятьковского музея хрусталя.

Мы попали в холл музея. Здесь находиться касса, в которой приобретаются билеты для входа.

В холле мы видим больших стеклянных витринах, где видим первые экспонаты – это игрушки, поделки.

Посмотрите внимательно на эти и поделки? Кто из вас назовет эти игрушки, как они называются?

Мы входим в первый зал «Художественного музея» - в котором выставлены старинные иконы

Под стеклянными витринами лежат старинные книги.

Рассмотрев, иконы старинные книги мы попадаем в следующий зал

Здесь мы видим, картины художников и рояль

Это необычный зал. Стоят стулья как в концертном зале. Это зал, в котором проводятся тематические мероприятия, с прослушиванием произведений известных композиторов. Такие мероприятия, называются музыкальными гостиными.

Здесь же мы можем увидеть скульптуры

Музей состоит из нескольких залов, в каждом зале представлены картины разных художников.

Здесь мы видим картины разных жанров: портреты, натюрморты, пейзажи.

Вы обратили внимание, что в залах тоже стоят стулья,

На стулья можно присесть и сидя любоваться произведениями искусства. Портретами, пейзажами и натюрмортами.

Переходя из зала в зал, мы рассматриваем картины разных художников. Картины имеют разные размеры

Заходим в зал, в нем представлена выставка «Старый Брянск» . В разное время художники изображали улицы нашего города. А здесь мы можем увидеть, какими они были в разное время.

Вот такой была Набережная, когда не было еще концертного зала «Дружба»

А это наша лестница ведущая на Набережную

Это улица Калинина, изображена такой, какой она была в прошлом веке.

В этом зале мы тоже можем не только посмотреть картины, но и просмотреть видеофильмы на тему выставки.

В этом зале представлены картины молодых брянских художников.

Картины выполнены в разной технике…

…на разные темы.

Следующий зал, который мы посетим это выставка экспонатов Дятьковского музея хрусталя.

Здесь за стеклянными витринами представлена продукция Дятьковского хрустального завода сделанная в разное время разными мастерами, уникальные, интересные, неповторимые, которые можно считать произведениями искусства

Мы можем рассмотреть вазы из белого, прозрачного, цветного стекла.

Настоящие произведения искусства

Стеклянными витринами экспонаты защищены от неаккуратных и очень любопытных посетителей.

В этом просторном красивом зале, среди экспонатов Дятьковского хрустального завода, мы и закончим нашу экскурсию.

На этом просмотр экспонатов закончен.

И мы выходим их музея.

ВОПРОСЫ:

Где мы с вами побывали?

Как называется музей?

Что можно увидеть в музее?

Что вам понравилось?

Захотелось ли вам сходить в Художественный музей?

Подготовила, провела и самолично сфотографировала залы музея и экспонаты

воспитатель

НДОУ «Детский сад №68 ОАО «РДЖ» Орешкова Наталья Николаевна.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.