Русская лаковая миниатюра. Холуйская живопись

Русские народные промыслы. Холуйская миниатюра. June 19th, 2018

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Шемогодскую резьбу: а сегодня немного поговорим о Холуйской миниатюре. Это народный промысел, развившийся в селе Холуй Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
В документах за 1613 г. слобода Холуй уже упоминалась как известный центр иконописи, и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. Название «Холуй» произошло от промысла на реки Тезе, недалеко от впадения её в Клязьму. Для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев, называемые «холуи», «холуйники» - так объясняет русский толковый словарь В.И. Даля значение этих слов.

Холуян в округе довольно зло называли «фараонами». Кличка пристала давно и толком никто не помнит её происхождения. Одни говорят, это оттого, что в селе стояло 28 часовен. Другие вспоминают, что так называлась рыболовная сеть. Третьи же утверждают, что в Холуе не принято было самим пахать и сеять. Делали это крестьяне соседних деревень. Вне зависимости от того, какая версия верна, «фараонов» не любили. Считали их богатеями: мол, ни пашут и не сеют, а деньгу большую никчёмной «малёвкой» зашибают.
Но это все зависть:-))

Отличительные особенности миниатюры Холуя отличить не всегда просто. Часто путают с Мстерой и о которой мы с Вами поговорим в следующий раз, и Палехом. Но у холуян более крупный, чем в Мстёре, приближенный к зрителю пейзаж; более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев, фигуры. Пропорции их удлинённые, и в этом ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объёмнее. Декоративная живопись холуйских мастеров во многом близка Палеху, но при этом она отличается своеобразным художественным языком. По сравнению с рисунком палешан, рисунок холуйских миниатюр проще, они не так детально проработаны, а золотая графика применяется скупее, без филигранного заполнения каждой формы.

Холуйская миниатюра так же, как и палехская, плотно связана со шкатулкой, коробочкой, игольницей или другой вещью, но она более реалистична по характеру изображения. В ней много образов и сюжетов, взятых из повседневной жизни, а композиции лаконичны и ясны.
Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на чёрном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных тёмно-красных, тёмно-зеленых, тёмно-коричневых, тёмно-синих цветов, также характерны неожиданные контрастные сочетания тёплых и холодных тонов.

Золото в живописи используется только там, где оно оправдано: купола церквей и храмов, шлемы, кольчуги, парчовые одежды, солнце и луна, звёзды на ночном небе. Это также отличает Холуй от других центров лаковой миниатюрной живописи.
Миниатюра располагается на вещи в качестве живописного клейма геометрической формы и окаймляется золотым или серебряным орнаментом. Фон предмета обычно чёрный. Характерно только для мастеров Холуя создание небольших по размеру ларцев, где миниатюра заполняет всю поверхность формы многофигурными, тонко написанными композициями.

Лаковым миниатюрам Холуя свойственна живописная «картинность»: их колорит чист и ярок, а золотой орнамент служит естественным переходом от живописи к плоскости предмета.
Изготовление шкатулки рукотворно на всех этапах её производства. Всё начинается с изготовления трубок из папье-маше, которые служат телом шкатулки. Картон наматывают слоями, прессуют и варят в льняном масле. Это длительный и трудоёмкий процесс, который в дальнейшем гарантирует долгие годы жизни произведению лаковой миниатюры. После этого готовые трубки шлифуют, нарезают по высоте будущего произведения, полученные полуфабрикаты соединяют с помощью клея на натуральной основе. Затем окончательно шлифуют каждую грань.
Грунтуют шкатулки смесью льняного масла, сажи и глины. И отдают шкатулки в покраску, где их по несколько раз лакируют чёрным снаружи и красным внутри. Причём каждый слой лака должен сохнуть минимум сутки.

Сам же рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошёл из глубины веков. Темпера была основным материалом для самостоятельной живописи ещё V- VII вв. назад, а история использования этих красок насчитывает более трёх тысяч лет. Темперными красками были выполнены росписи саркофагов египетских фараонов, так же их широко использовали византийские художники и русские мастера (вплоть до конца XVII в.). Темпера используется и в монументальной живописи, т.к. она водостойкая, а многообразие приёмов и фактурность позволяют мастерам работать в различной технике, будь то письмо тонким слоем или густое пастозное письмо. Такими красками работали и мастера древней Руси, в том числе и древнего Холуя, создавая свою знаменитую иконопись. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры. Краски художник делает и подбирает индивидуально. Основа краски - минеральный порошок, который растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом.


Орнамент выполняется специально приготовленным сусальным золотом с добавлением вишнёвой смолы, что придаёт холуйской лаковой миниатюре неповторимость и уникальность. Холуйский художник работает тончайшими беличьими кистями.
Сусальное золото же полируют особо. И после этого - опять лакировка, не менее пяти раз, и полировка. И всё это вручную, женскими, можно сказать, девичьими руками.
После революции иконописцы остались без работы. В конце 1920-х гг. мастера начали прибиваться к Мстёре. Там была артель, где делали «коврики»: маслом писали на холсте копии известных произведений. Вскоре в Холуе открылся её филиал. Но настоящего художника «коврики» удовлетворить не могли. Поэтому в 1932 г. холуяне решили попробовать силы в миниатюре. В 1934 г. холуйские художники С.А. Мокин, К.В. Костерин, Д.М. Добрынин и В.Д. Пузанов-Молёв организовали артель и стали искать свой собственный стиль в лаковой миниатюре. Холуй стал одним из четырёх центров лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Холуйские художники с 1937 г. участвовали во Всемирной выставке в Париже, где им были присуждены бронзовые медали, а в 1939 г. их работы демонстрировались на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

В 1943 г. по постановлению Совнаркома РСФСР в Холуе открывается художественная профессионально-техническая школа. В школу направляется выпускник Ленинградской Академии художеств У.А. Кукулиев.
Первые послевоенные выпускники школы Н. Бабурин, А. Костерин, Б. Тихонравов во главе с В.А. Беловым, учеником С.А. Мокина, а также талантливая молодежь из последующих выпусков - Н. Денисов, Б. Киселёв, В. Фомин, Н. Стариков и многие другие - по существу заложили холуйские художественные традиции лаковой миниатюры. С этого времени о Холуе заговорили как о признанном центре лаковой миниатюры, его изделия стали приобретать музеи, картинные галереи, российские организации, торгующие произведениями искусства. В 1959 г. в Холуе на общественных началах был создан Музей Холуйского искусства, который ныне имеет статус Государственного музея Холуйского искусства.

С 1961 г. холуйская миниатюрная живопись выходит на международный рынок.
Наряду с миниатюрами начинают создаваться декоративные лаковые панно. Вместе с традиционным чёрным фоном, всё чаще начинают использовать насыщенный красный, зелёный и вишнёвый цвета. Спектр сюжетов необычайно широк: былинные и сказочные сюжеты, темы из русского фольклора, эпические, исторические и литературные, батальные, жанровые и песенные, пейзажные, архитектурные и даже сатирические сюжеты, образы деятелей русской культуры. Всё это - в характерной холуйской манере, одновременно и декоративной, и реалистической, с тонкими индивидуальными различиями мастеров, но без утраты стилевого единства, и создало славу Холую как мировому центру лаковой миниатюрной живописи.

В 1989 г. Холуйское художественная профтехшкола преобразовывается в Холуйское художественное училище миниатюрной живописи, которое с 2000 г. носит имя Н.Н. Харламова и до сих пор готовит молодых художников для народных художественных промыслов. При этом молодежь обучается традициям лаковой миниатюры, художественной вышивки и иконописи, искусство которой возрождается в современном Холуе. И слава Богу:-)
Приятного времени суток.

Холуйская миниатюра - одна из разновидностей традиционной русской лаковой миниатюры. Народный промысел, развившийся на базе иконописного искусства в поселке Холуй Ивановской области. Изображения выполняются темперой на шкатулках, ларцах, кубышках и т.д., изготовленных из папье-маше.

История холуйской миниатюры

Первоначально мастера пос. Холуй писали иконы. Это были в основном недорогие произведения, предназначенные для сельского населения. Также выполнялись работы и для Троице-Сергиевской лавры. Миниатюры начали создавать в поселке только после Октябрьской революции. Следовательно, этот промысел можно считать самым молодым из всех подобных. К примеру, палехская миниатюра возникла гораздо раньше - в XVII веке. Первые холуйские произведения были выполнены не на шкатулках или ларцах. По предложению А.В. Бакушинского в целях экономии было решено рисовать миниатюры просто на листах картона. В результате изображения начали напоминать обычные произведения станковой живописи. Поэтому постепенно холуйские мастера все-таки перешли на декоративное оформление предметов бытового назначения, выполненных из папье-маше. Художественная артель по лаковой живописи была создана в 1934 году.

Признание холуйской миниатюры пришло далеко не сразу. Однако художники артели, такие как К. Костерин, С. Мокин, Д. Добрынин, В. Пузанов-Молев приложили максимум усилий для выработки собственного неповторимого стиля. Проведенная ими колоссальная работа дала свой положительный результат. В 1937 г. холуйская миниатюра получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже. Выставляется на знаменитых мировых выставках она и в последующие годы.

После Великой Отечественной войны сюжеты и темы холуйских миниатюр становятся гораздо разнообразнее. В это время начинают проявляться черты нового, абсолютно оригинального и своеобразного направления русского лакового промысла, отличного от произведений Палеха, Федоскина и Мстеры. Холуйская миниатюра широко экспортируется за рубеж - в США, Канаду, Италию, Испанию, Англию и другие страны.

На сегодняшний день эта разновидность лакового промысла претерпела значительные изменения. За годы существования холуйской миниатюры художники мастерской полностью преодолели некоторые недостатки и ограниченность изображений. Современная холуйская миниатюра несет в себе четко прослеживающиеся индивидуальные черты и имеет своеобразный облик. В наши дни на территории поселка Холуй действует ООО «Холуйская миниатюра». Декоративную продукцию этой мастерской можно приобрести и в интернете.

Отличительные особенности холуйской миниатюры

От лаковых миниатюр Палеха и Мстеры произведения мастеров Холуя отличаются, прежде всего, цветовой гаммой. При выполнении изображений по большей мере используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. Холуйская миниатюра проработана не так детально, как палехская. Золотая краска используется в ней гораздо скупее. Кроме того, имеются значительные отличия и в выборе самих тем. Очень часто используются реалистичные сюжеты. К основным отличительным особенностям лаковых изделий поселка Холуй можно отнести также:

Наличие орнамента;
. смешение временных сюжетов. Подобный прием был характерен для древнерусской иконописи. Темы холуйских миниатюр часто несут повествовательный характер;
. декоративная выразительность сюжетов;
. использование былинных и исторических тем.

Круг сюжетов необыкновенно широк. Помимо былинной и исторической, используются сказочная и литературная тематика. Часто на холуйских изделиях можно видеть живописные пейзажи. Примечателен также и интерес к изображению архитектурных объектов. Необыкновенно красивы городские пейзажи с детально проработанными зданиями Петербурга, Суздаля, Кижей и других русских городов. При этом плотные изображения архитектуры чередуются с ажурной зеленью. На черном фоне все это смотрится необыкновенно эффектно.

Пейзаж часто вводится в самые разные темы изображений. По стилю он несколько напоминает мстерский. Отличие - в большей графичности. Холуйская миниатюра не загромождена большим количеством мелких деталей. На коробочках, шкатулках и ларцах, декорированных в начале прошлого века, часто можно видеть темы Гражданской и Отечественной войны, революционных событий 1917 года. Также в XX веке мастера Холуя иногда отдавали предпочтение актуальным сюжетам из тогдашней советской жизни. К примеру, некоторые предметы украшены изображениями на тему освоения космоса.

Экспонаты холуйской лаковой миниатюры представлены во многих крупных музеях в Москве, Санкт-Петербурге, Иваново и т.д. Открыта экспозиция и в самом поселке. Музей поселка Холуй был основан в 1959 г. по инициативе группы художников - А. В. Крюкова, К. В. Костерина, Б. В. Тихонова и других.

Холуйская миниатюра, рожденная в Ивановской области, является разновидностью традиционной русской лаковой миниатюры. Будучи самой молодой среди аналогичных промыслов Палеха, Мстеры и Федоскина, она занимает достойное место в их ряду и высоко ценится как в стране, так и за рубежом.

Иконописцы села Холуй

Первое документальное упоминание села датируется XVI веком. Грамота свидетельствует о принадлежности данных земель Троице-Сергиеву монастырю, куда холуяне поставляли добываемую здесь соль. Это было в 1546 году. Но уже через полвека, в 1613 году, село было пожаловано Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы от поляков, и характеризовалось оно, как «иконописное место».

Лаковая миниатюра всех четырех поселений рождалась на базе иконописи. По утверждению специалистов Холуй занимал приоритетное место в этом виде живописи. Возможно, первыми иконописцами были монахи местного монастыря, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре, они могли обучить этому искусству и местных жителей. Позднее здесь было налажено обучение детей «острых к понятию и иконописному художеству», а также учеников из соседних сел Шуи и Мстеры.

Холуй в конце XVII века становится носителем традиции иконописи Троице-Сергиевой лавры, а в связи с ростом потребностей в иконах, развивается очень быстро. Местные иконописцы получали заказы из северных районов России, Сибири, Болгарии и Сербии.

Переход к лаковому производству

После революции и запрещения иконописного ремесла холуяне остались без работы. В отличие от своих соседей, совмещавших художественный промысел с крестьянским трудом, они зарабатывали себе на жизнь только написанием икон. Многие в поисках заработка покинули село, а оставшиеся искали применение своим силам.

Созданная артель занималась росписью «ковриков», так называли копии известных картин. Но мастера стремились к реализации своих творческих идей, и в 1934 году они решили попробовать роспись лаковой миниатюры.

Мало, кто верил, что Холуй сможет предложить что-то свое, отличное от уже известных к тому времени палехского и мстерского стилей. Но художников поддержал профессор Бакушинский, сформулировавший цель, к которой следует идти. Так родилась холуйская лаковая миниатюра.

Особенности лаковой живописи Холуя

Бакушинский предложил выбрать для холуйских работ более реалистичный стиль, чем у соседей, но в то же время более декоративный. Основы были заложены тремя старейшими мастерами промысла С. А. Мокиным, К. В. Костериным и В. Д. Пузановым. Эти три художника, имея одну и ту же школу письма, отличались индивидуальной художественной манерой. Но первые шаги делались с большим трудом, и признание к мастерам пришло не сразу.

Последователи холуйских мастеров стремятся к конкретизации изображаемого объекта, приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям. Основы цветовой гаммы холуйской миниатюры составляют два ключа: теплого, песочно-оранжевого тона и холодного, сине-зеленого. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. Чтобы оценить ее по достоинству, нужно иметь возможность рассмотреть все детали рисунка, начиная с самого сюжета и кончая орнаментальным узором.

Развитие миниатюры в Холуе

Артель впоследствии стала градообразующим предприятием и воспитала много талантов. Первая выставка, которая оценила холуйские миниатюры бронзовыми медалями, состоялась в 1937 году в Париже. В последующие годы художники участвовали во всех международных выставках.

Со временем расширилась тематика рисунка. Чаще стали появляться фрагменты русских сказок, пейзаж уже мог быть самостоятельным рисунком, а не фоном основной композиции. Фигуры в движении стали передаваться убедительнее, уделялось большое внимание выражению лиц героев. Впервые стали появляться архитектурные объекты, что только украсило рисунок и расширило тематику.

Выход на международный рынок

В 1961 году поступили первые международные заказы на холуйскую миниатюру. Англия, США, Германия и другие европейские страны хотели видеть у себя произведения мастеров из Холуя. Увеличивался выпуск продукции, рос коллектив художников.

Сегодня в селе работает «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры», которая поддерживает многолетние традиции живописи на папье-маше, не забывая богатейший опыт местных иконописцев.

Технология изготовления папье-маше

За годы существования промысла технология не претерпела существенных изменений. Большинство этапов работы выполняется вручную, когда мастер передает свое тепло, свою энергетику изделию. Поэтому вещи, изготовленные в селе Холуй, с годами становятся только ценнее и привлекательнее.

Первый, черновой этап работы - создание навива. Это трубка из нескольких слоев прессованного картона, пропитанная льняным маслом и высушенная в печи. Навивы могут быть разных форм и размеров в зависимости от задуманных изделий.

Из затвердевшего навива мастер делает заготовку изделия, грунтует его, шлифует и красит красным и черным лаком. Такой полуфабрикат переходит в руки художника.

Роспись изделия

Рецепт изготовления красок каждая фабрика держит в секрете, так как он пришел к ним от предков-иконописцев. Принцип одинаков: минеральный порошок смешивается с яичным желтком, водой и уксусом, но далее следуют добавки, о которых мало кто знает. Правильности приготовления красок уделяется большое внимание, так как это очень важная составляющая в успешном создании миниатюры. Работают художники Холуя только беличьими кистями.

В сусальное золото для прорисовки орнамента добавляется вишневая смола, это одна из особенностей процесса производства изделия на холуйской фабрике лаковой миниатюры. Затем нанесенное золото полируют волчьим зубом.

Готовую работу покрывают несколькими слоями лака и полируют его до тех пор, пока не пропадут мельчайшие царапины. Этот заключительный процесс придает изделию глубину и яркость.

Музей в Холуе

Каждый из четырех центров лаковой миниатюры в России имеет свой музей, в котором хранятся работы старейших мастеров, начинавших трудное дело освоения промысла, и современных художников. Именно здесь можно понять динамику развития миниатюры в крае, сохранения традиции, передачи опыта старших поколений.

Холуйский музей лаковой миниатюры был создан местными жителями на общественных началах и открыт в 1959 году. Население села много лет собирало готовые изделия у себя в домах, а потом не жалея отдавало ценные вещи в сельский музей. Сюда несли миниатюры, эскизы рисунков, иконы, книги, альбомы, а также такие бытовые вещи, как старые денежные знаки, портреты и глобусы.

К изучению и описи дарений были привлечены известные ученые, которые оказали неоценимую помощь в создании коллекций. Самая значительная из них - иконы холуйского письма. Это основа музея, участвующая в выездных выставках, учебных занятиях, семинарах. Богата коллекция вышивки, в собрание входят работы рукодельниц от XIX века до наших дней. Холуйские вышивальщицы изготовили занавес для Кремля, что говорит об их высоком профессионализме.

Лаковую миниатюру, хранящуюся в музее, нельзя отнести к разряду рядовых произведений. Это высококачественные работы холуйских художников, каждое из которых уникально. Фонд музея невелик, не более пяти тысяч предметов, но туристы с удовольствием посещают его, чтобы восхититься работой русских мастеров.

С 2005 года по просьбе гостей при музее работает художественный салон, который позволяет увезти в память об этих местах не только фото холуйской миниатюры, но и само уникальное, художественное произведение.

Издавна существует на этой земле русское декоративное искусство.
В залесной стороне, на северо-востоке от Москвы, раскинулся край ранее называемый суздальским, а в последствии разделившийся на области - Владимирскую, Ивановскую, Московскую и другие.
Именно здесь создавалась самобытная русская культура, складывались богатые художественные традиции.


Снегири

Поселок Холуй - уголок Ивановской области, воплощение прелести среднерусской природы.
Холуй упоминается в исторических источниках как вотчина Троице-Сергиевой лавры и Спасо-Ефимиева монастыря и с XVI был приспособлен к иконописному делу.

Жар-птица. Холуй.Кожемякина

Сегодня поселок Холуй известен как один из центров миниатюрной лаковой живописи на папье-маше. Традиции, заложенные в иконах, перешли на лаковую миниатюру и получили свою новую жизнь. Отличие современной Холуйской лаковой миниатюры заключается в реалистичности изображения, теплоте и доброте души человека, которая передается от автора к зрителю. Цвета не яркие, сдержанные, каждая линия композиции несет в себе глубокий смысл. Вдохновение для творчества художников идет от окружающей природы.


Летучий Корабль Холуй (Шишанов)

Холуйские произведения посвящены мудрым сказкам, былинам, любовной лирике, истории. Особое место занимает неповторимый архитектурный пейзаж. При изображении сюжета шкатулка оформляется не плоскостно, а в качестве предмета, живопись дополняется затейливым золотым орнаментом. Золото также используется в росписи по живописи. выполненной красками.


Снегурочка Холуй

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен и включает в себя около 1000 сюжетов и видов изделий. Это шкатулки, пудреницы, ларцы, панно, складни, броши, кулоны и иконы.

Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно -прикладном искусстве.

Брошь Холуй


Иван Царевич Холуй

В XVIII-XIX вв. предметы из папье-маше, украшенные лаковой миниатюрой, - шкатулки, чайницы, табакерки, сигаретницы - пользовались большой популярностью в различных слоях русского общества - от аристократии до простого горожанина. Их декоративное убранство и живописные сюжеты раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Массовое производство этих изделий началось в 1795 г., когда московский купец П.И. Коробов в подмосковном селе Данилково (ныне Федоскино) основал фабрику по производству лаковых козырьков для головных уборов обмундирования русской армии. Он вывез несколько мастеров из немецкого города Брауншвейга со знаменитой лаковой фабрики И. Штобвассера и с их помощью наладил у себя производство лаковых табакерок и прочих изделий из папье-маше.



Жар-птица Холуй


Каменный Цветок Холуй (Путилова И.)

Это были коробочки, украшенные незатейливым орнаментом и табакерки, на крышки которых наклеивались бумажные картинки-гравюрки, покрытые сверху светлым лаком. На картинках обычно изображались события недавней истории- эпизоды войны 1812 года, военных действий против турок.


В лесу Холуй (Кособрюхова)


Тройка Холуй

В 1817 г. фабрика П.Коробова перешла к его зятю П.В. Лукутину, который значительно расширил производство, открыл художественную школу для мастеров, лично занимался подбором оригиналов для живописи, что позволило на протяжении многих лет фабрике Лукутиных занимать первое место среди отечественных лаковых заведений. Через три года, в 1831 г. на художественно-промышленной выставке в Москве за представленные изделия П.В. Лукутин был награжден золотой медалью на Анненской ленте, а в 1839г. на выставке в Петербурге- золотой медалью на Владимирской ленте.


Конек-Горбунок Холуй


Гуси-лебеди Холуй (Чернова)

Его сын, Александр Лукутин, был самым почитаемым владельцем фабрики. При нем сохраняется высокий профессионализм мастеров, совершенствуются технологии, изделия приобретают мировую славу. Применяются два способа лаковой многослойной росписи - "по-плотному" и "по-сквозному". При первом, который выполнялся корпусными непрозрачными красками, обеспечивались плотность и прочность красочного слоя под лаком, создавался значительный простор для развития цветовой гаммы. Способ "по сквозному" состоял в использовании лессировочных (прозрачных) красок. Обычно лукутинские мастера сочетали оба способа, чередуя глубокие насыщенные тона с мягкими нежными, а плотные - с прозрачными.


Лесная сказка Холуй

Развивается наиболее сложный и трудоемкий жанр миниатюрной живописи -портрет. С удивительной виртуозностью и мастерством живописцы раскрывали внутренний мир человека, будь то знаменитость или обыкновенный крестьянин.

На вторую половину 19 в. приходится период расцвета жанра. В жанровых сценах лукутинских миниатюр предстают образы России, раскрываются многие стороны жизни общества того времени. Русское искусство обращается к своим национальным корням, появляется интерес к историческому прошлому, культуре народа. Народная тема раскрывается в типажах уличных торговцев, многократных вариациях излюбленных сюжетов - таких, как "бабушкины сказки", "крестьянское семейство", "русская пляска", знаменитые тройки, чаепития.


Морозко Холуй

В 1904г., лукутинская фабрика была закрыта, мастера распущены по домам.

Однако, уже в 1910 г. десять мастеров, получив под залог имущества ссуду, открыли в соседней деревне Семенищево трудовую артель объединившую многих лукутинских художников-живописцев. Революционные годы оказались очень тяжелыми в жизни промысла. Не было сырья и материалов, готовые изделия не находили сбыта. Положение изменилось только в 1923 году, когда на Всесоюзной выставке в Москве федоскинским изделиям был присужден диплом 1 степени за высокую художественную технику. Изделия артели стали экспортироваться за границу, участвовать в международных выставках.



Нарциссы Художник: Лащенко А.


За околицей Художник: Шубин

В 1931 году, после более чем тридцатилетнего перерыва, по просьбе старых мастеров в Федоскино открылась профессионально- техническая школа, где обучали мастерству письма и изготовления полуфабриката.

В 1960-х годах появляются новые подходы к декоративным решениям федоскинских изделий. Происходит возрождение промысла, появляются авторские произведения, несущие новое понимание миниатюрной живописи на папье-маше, пробуется применение ранее не используемых материалов, реконструируются утраченные технологии. Особое внимание уделяется форме и назначению предметов, введению сюжетов с камерным звучанием.


Холуй Художник: Жуков А.
Екатерининский дворец Художник: Архипов

Снегурочка Художник: Девяткин С.
В Палехе зима Художник: Жуков А.

К концу 1980-х годов, в связи с политическими изменениями российского общества, появился рынок для уникальных и дорогих изделий. Современные авторы значительно расширили возможности лаковой миниатюры, приумножили богатство декоративных приемов, уделяя особое внимание форме изделия. Мастера Федоскино, основываясь на вековых традициях, продолжают славную историю промысла, создают новые, замечательные произведения искусства.



Иван Царевич и Серый Волк Художник: А. Морозов




Царское село Художник: Дмитриев С.

Ростов Великий Художник: Девяткин С.


Лето Художник: Блинов В.К


Суздаль Художник: Елкин В. А.


Русалочка Художник: Блинов В. К.


Художник: Жуков А.


Лебединое озеро Художник: Дмитриев С.


Сказка о Молодильных яблоках Художник: А. Морозов

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.