Презентация к уроку (2 класс) на тему: Интересные факты о кунсткамере. Выставка не для слабонервных, или откуда берутся двухголовые дети

Говорят, что идея создать, музей где будут собраны всевозможные диковинные вещи, пришла Петру Великому во время прогулки. Как-то раз, гуляя по городу, император увидел дерево, ветви которого причудливо срослись в необычное кольцо.

Царь дал приказ срубить сосну и выстроить на этом месте музей. Экспонатами кабинета должны были стать самые необычные вещи со всего света. Вот почему музей назвали Кунсткамера. С немецкого это слово переводится как «кабинет редкостей».

Изначально все лоты хранили в комнатах Летнего дворца, но со временем коллекция стала пополняться, и возникла необходимость возведения отдельного здания. Начали строить Кунсткамеру в 1718 году, а закончили стройку спустя 16 лет. К тому моменту со дня смерти Петра Великого прошло уже девять лет.

На время строительства редкости были размещены в особняке А. В. Кикина. Он был первым начальником Петербургского адмиралтейства, но был обвинен в заговоре против государя и казнен. Стоит сказать, что в музей люди шли не очень охотно.

Поэтому Петр повелел угощать всех посетителей чашечкой кофе или стопкой водки. Такой способ привлечения людей оказался весьма действенным. На угощение из царской казны выделялось 400 рублей ежегодно. Тогда это была очень большая сумма.

На что стоит посмотреть в Кунсткамере

Губернаторам наказали привозить в Петербург людей, пернатых и животных с различными патологиями. Именно их потом выставляли в Кунсткамере. А сам Петр в 1717 году приобрел у патологоанатома Фредерика Рюйша 2 тысячи экспонатов для музея.


Одним из лотов Кунсткамеры является скелет слуги Петра – Николя Буржуа. Попал он туда из-за своего размера. Рост Буржуа составлял 226 см.

Еще в стенах музея хранится копия самого большого глобуса. Его создателем был Адам Олеария. Глобус-оригинал весил 3,5 тонны, а его размер в диаметре равнялся трем метрам.
В 1713 году его подарили Петру Алексеевичу.

Везли его в Россию три года. Однако судьба этого гиганта оказалась печальной: он сгорел при пожаре, который произошел в здании в 1747 году.

Одной из архитектурных доминант центра Санкт-Петербурга является башня Кунсткамеры, увенчанная армиллярной сферой - символом познания вселенной.

Как и многое в этом городе, первый общедоступный музей был создан благодаря Петру I, неугомонному реформатору, жаждущему превратить Россию в передовую, процветающую страну. Без развития науки и образования осуществить задуманное было невозможно.

ДЕЛО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Создание музея – дворца науки и знания стало делом государственной важности.

«Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государству чрез искусства и науки», - говорил когда-то Петр I .

Начало музейному собранию положили коллекции самого Императора. Он понимал, что коллекционирование является не только одним из способов изучения окружающего мира, но и способом сохранения и передачи знаний.

Задачей, поставленной Петром, было просвещение людей, вне зависимости от их званий, чинов и статусов. Он считал, что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетители «водимы были с услужливостью суббиблиотекарем или другими знающими служителями по всем комнатам и все редкости показываемы им были с кратким объяснением». Их могли угостить «кофием, цукербродом, венгерским вином или другими напитками и закусками» в благодарность за проявленный интерес.

Что же они видели?

Слово «кунсткамера» в переводе с немецкого языка – «комната искусств». Здесь были представлены картины, статуи, костюмы, оружие, лодки, приборы и инструменты, модели и медали - то, что искусством своих рук создал человек. Было и то, что создала природа: анатомические коллекции, гербарии растений, камни и минералы, чучела животных – мир во всем его многообразии. Посетители приобщались и к достижениям науки того времени. С 1724 г. музей официально становится подразделением Академии наук. Проводятся публичные лекции, демонстрации опытов. Большой вклад в пополнение коллекций внесли академические экспедиции.

В 30-е годы XIX в. на основе преумножившихся коллекций Кунсткамеры было создано несколько самостоятельных академических музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический и Кабинет Петра I. По-другому и не могло быть, Кунсткамера Петра Великого была задумана и создана им и его сподвижниками как научный музей, а, следовательно, была живым организмом, была частью постоянно развивающейся научного знания. Значительная часть коллекций, в том числе, нумизматическая, египетская, научных приборов и инструментов, живописи, мемориальная коллекция Петра Великого в разные годы были переданы в Эрмитаж.

Этнографический и Анатомический музеи продолжали находиться в здании Кунсткамеры. В 1879 г. их объединили в Музей антропологии и этнографии. В дни празднования 200-летнего юбилея Санкт-Петербурга в 1903 г. музей получил имя основателя Кунсткамеры – Петра Великого.

Таким образом, Музей антропологии и этнографии в Петербурге стал не только одним из старейших этнографических музеев мира, но и получил в наследство от Петербургской Кунсткамеры бесценные и старейшие анатомические и этнографические коллекции, многим из которых нет аналогов в музеях Европы и Америки.

Одним из уникальных экспонатов музея является Большой Готторпский глобус. Он поражает, прежде всего, своими размерами (его диаметр равен 3,11 м, весит он 3,5 т) и тем, что в него можно было войти и как в планетарии наблюдать за движением звёзд и созвездий. Более, чем 300-летняя история глобуса полна испытаний и приключений. Сейчас он размещён на пятом этаже башни здания Кунсткамеры.

Популярность музея как туристического объекта не гаснет, а очереди, особенно в летний сезон, частенько протягиваются до самого Дворцового моста.

Для того чтобы пробежаться по всему музею, потребуется не меньше 1,5 часов, а уж если останавливаться и внимательнее рассматривать экспонаты, знакомиться с содержанием этикеток и пояснительных текстов, то не хватит и дня.

В преддверии Дня Знаний НЕВСКИЕ НОВОСТИ решили выяснить, что предлагает Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук современным школьникам.

Оказалось, что в музее имеется целый ряд увлекательных экскурсий и занятий для ребят разных возрастов.

Зенько Светлана Викторовна – старший специалист по работе с дошкольными и школьными группами экскурсионно-образовательного отдела:

«Несмотря на то, что Музей антропологии и этнографии академический, серьёзный дети к нам приходят. Как индивидуально с родителями, так и организованными группами. По данным статистики за прошлый год из 578 789 человек, посетивших наш музей, 87 441 – школьники, причём это не только петербуржцы. В каникулы, праздничные дни в музее много гостей города из разных уголков России и других стран мира. Специально для детей и подростков была создана и продолжает развиваться программа экскурсий и занятий «Моя Кунсткамера».»

БОГАТАЯ ПРОГРАММА

Все экскурсии представлены на официальном сайте музея. Просто и доступно. Сделать выбор учитель, воспитатель или родитель может самостоятельно. Для первого знакомства с музеем лучше всего подойдут обзорные экскурсии.

«Зная психологические особенности детей этого возраста, мы стараемся использовать различные педагогические приёмы так, чтобы первая встреча с музеем стала содержательной, яркой и радостной» - говорит Светлана .

Оказалось, что у местных экскурсоводов есть свой помощник по имени Глоболок. Он одновременно напоминает колобка и глобус. Эта кукла с доброжелательной улыбкой, с ней можно поздороваться за руку. Глоболок очень рад встрече с ребятами, он любит загадывать загадки, играть, рассказывать сказки. С ним легко отправляться в путь, ведь у него всегда с собой карта всего мира и он поможет разобраться, откуда прибыл в музей тот или иной занимательный предмет.

«Ещё одно очень важное предназначение Глоболка – снять эмоциональное напряжение у тех детей, которые ждут от музея чего-то ужасного и уже заранее боятся его. Эти ожидания могут быть вызваны пугающим внешним обликом экспоната на лестнице в вестибюле – фигура Ракшаса. В этом случае рассказ экскурсовода помогает понять, что таким непривлекательным видом эту фигуру наделили люди, чтобы отпугивать зло. Ракшас – хранитель входа. Но чаще всего эти ожидания обусловлены тем, что взрослые, из добрых побуждений, желая подготовить ребёнка к встрече с коллекциями нашего музея, начинают рассказывать о монстрах, «чудиках в банках» и т. п., навязывая свои личные негативные впечатления от соответствующих экспонатов или транслируя отрицательные эмоции, воспринятые от других.

Уважаемые взрослые! Детей дошкольного и младшего школьного возраста мы не водим в зал с естественнонаучными коллекциями, за исключением тех случаев, когда Вы сами упорно настаиваете на необходимости посещения этой экспозиции Вашим ребёнком. Всему своё время!», - отмечает Светлана Викторовна.

Такой помощник сопровождает ребят практически на всех игровых занятиях на этнографических экспозициях. С ним можно поиграть в индейцев или в эскимосов Северной Америки, отправиться на Японские острова вместе с Иссумбоси (японским мальчиком с пальчик) или побывать в Индии, в стране, где живут павлины и познакомиться с Ганешей – победителем .

На занятие "Ларец мудрости " древние китайские притчи и музейные экспонаты помогут учащимся 3-4 классов поразмышлять о том, что такое мудрость и как её добыть. Узнать, почему в Индии змей почитали как небожителей, как змеи помогали богам обрести бессмертие и зачем мифическим змеям множество голов ребята смогут на занятии "Почему в Индии не боятся змей ".

"Тем, кто постарше, учащимся средних и старших классов предлагаем начать знакомство с музеем с экскурсии «Чудес палата». В прежние времена Кунсткамеру называли «Палатой редкостей» или «Палатой чудес». Людям того времени многие экспонаты, которые показывал музей, казались диковинными, удивительными. А удивление – это первый шаг к знаниям и новой информации. На этой экскурсии мы хотим, и я надеюсь, у нас это получается, доказать тем, кто придет к нам в гости, что и сейчас в музее есть экспонаты, которые могут удивить даже человека 21 века. Идя по залам, мы вместе с посетителями ищем такие примеры, причём неожиданным может оказаться не только назначение, внешний вид предмета, материал, из которого он изготовлен, или уникальная технология использованная мастером, но и история того, как этот экспонат попал в музей. В эту экскурсию входит и посещение зала с естественнонаучными коллекциями, там диковинного тоже достаточно. Порой посетители чучело панголина – древнего животного, сохранившегося до наших дней – принимают за гигантскую шишку.

Большой популярностью уже многие годы пользуются экскурсии программы из раздела "История науки ", адресованные учащимся средних и старших классов.

В экскурсии «Музей, который придумал Петр» - акцент сделан на истории создания первого публичного музея. У посетителей есть возможность представить, какой была Кунсткамера XVIII века. Экскурсия включает посещение всех исторических экспозиций. В совместном обсуждении, в режиме диалога мы выясняем, для чего был создан этот музей.

Познакомиться с историей Большого Готторпского глобуса,узнать, как в XVIII веке проводились астрономические наблюдения, работали службы времени и картографии могут участники экскурсии "Первая астрономическая обсерватория и Большой Готторпский глобус "

Экскурсия "Мифы звёздного неба. От астрологии к астрономии " знакомит с традиционными представлениями разных народов о космосе, с историей астрономических наблюдений и становлением научного знания о мире.

Экскурсия "Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры" для тех, кто интересуется биологией, медициной и хочет подробнее познакомиться с уникальными коллекциями голландских исследователей XVIII века – А. Себы, Ф. Рюйша, М-С. Мериан, а также узнать, как в академическом музее осуществлялось изучение аномалий развития организмов.

Созданию и деятельности Петербургской Академия наук, жизни и научным достижениям российского учёного-энциклопедиста М.В. Ломоносова посвящена экскурсия "М.В. Ломоносов и Академия наук XVIII века ".

На экскурсии "Первобытное общество глазами этнографа "ребята узнают, как этнография помогает в изучении истории и культуры первобытного общества

Ещё один раздел программы "Моя Кунсткамера" – "По странам и континентам " включает интерактивные экскурсии для учащихся средней школы. Они призваны дополнить, развить темы включённые в школьную программу по истории и географии.

"Сотрудник музея старается организовать взаимодействие юного посетителя с экспозицией, таким образом, чтобы он стал активным соучастником происходящего, получил информацию не только от экскурсовода, но и попытался найти ответы на интересующие его вопросы самостоятельно. В этом случае добытые сведенья станут его личным открытием и надолго запомнятся".

На экскурсии " Страна между Гималаями и океаном " участие в ролевой игре позволит ребятам лучше представить жизнь крестьянской общины в Индии и способы взаимодействия разных каст.

Полюбоваться на изделия индийских мастеров из дерева, слоновой кости, металла, узнать о секретах их изготовления можно на экскурсии "Страна сказочных богатств ".

Экскурсия «Китай. Страницы прошлого » посвящена становлению государства и сословий в Китае, развитию письменности, книгопечатанья и традиционных ремёсел.

Важнейшим изобретениям китайской цивилизации посвящена экскурсия "Китайский секрет ".

С повседневными заботами, обрядами, верованиями и правовыми нормами народов тропической Африки познакомит экскурсия "Континент коротких теней".

Увидеть самобытную культуру Страны восходящего солнца глазами европейцев XIX века позволит экскурсия "Открытие Японии европейцами ".

"Не так давно сотрудники экскурсионно-образовательного отдела приступили к созданию экскурсий о путешественниках и исследователях: "Русская Америка ", "Первое российское кругосветное плавание ", "Путешествие цесаревича Николая Александровича на Восток ". Они также адресованы учащимся средних и старших классов и вошли в раздел "Ветер странствий " ."

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Для индивидуальных посетителей в музее ежегодно создаются и проводятся разнообразные программы выходного дня.

"Это отдельное серьёзное направление деятельности экскурсионно-образовательного одела. В двух словах о нём не расскажешь. С архивом этих мероприятий можно ознакомиться на сайте музея. Хочу пригласить на то, что планируется на ближайшее время. 10 сентября в рамках празднования Дня рождения Василеостровского района в музее пройдёт акция "Впервые слышу!". Музей антропологии и этнографии как истинный наследник Кунсткамеры,"Палаты чудес", берёт на себя смелость вас удивить подборкой историй, связанных с музейными экспонатами и предлагает проголосовать за самую удивительную. "Карманный гид" с историями сможет взять на контроле каждый желающий старше 12 лет. Голосование будет происходить в стенах музея. Для детей младше 12 лет предлагаем интерактивный путеводитель. Его задания помогут найти удивительные вещицы в залах музея и узнать о них самое интересное. Этот путеводитель доступен посетителям и в другие дни работы музея – его можно взять на контроле или распечатать с сайта".

Светлана Викторовна уже 13 лет занимается работой с дошкольниками и школьниками.

За 13 лет поменялось ли как-то детское поколение? Что их интересует в большей или меньшей степени?

Безусловно, изменения происходят. Дети стали более информированными, и благодаря интернету, и благодаря тому что сами много путешествуют. Поэтому и коллекции воспринимают иначе. Это не просто экзотика, а возможность сравнить то, что в музей попало давно с тем, что они сами недавно встречали, видели; возможность поразмышлять о том, что происходит опираясь не только на музейную информацию, но и а свой личный опыт.

В современном мире школьники стали уделять огромное значение различным гаджетам: компьютерам, телефонам. Модернизирует ли как-то музей свою работу?

В 2007 году в музее появился мультимедийный гид. Он включает путеводитель по залам, энциклопедию "Страны и народы" и раздел "Музей для детей" с викторинами и тематическими играми. Сенсорные киоски с гидом установлены на всех экспозициях, а в ряде залов имеются и большие экраны для просмотра видеопрограмм.

В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Потанина началась реализация проекта «Кунсткамера III тысячелетия: от базы знаний к диалогу знаний». Ставка делается на интернет-ресурсы и на удаленный доступ к музею. Создаётся виртуальный музей позволяющий познакомиться с предметами из фондов музея, многие из которых, может быть, никогда не появятся на музейной экспозиции. Будет обновлён сайт, посетители получат возможность общаться он-лайн с научными сотрудниками, исследователями в области этнографии, этнологии и антропологии, задавать им вопросы и получать ответы. Проект обеспечит качественную трансформацию музейной коммуникации. Он предполагает создание экспериментальной диалоговой медиа среды, которая доступна для понимания, но «академична» по своей сути. Она позволит пользователю быть на связи с музеем повсеместно и при помощи любых гаджетов, а Музею - оставаться востребованным для изучения и понимания современного мультикультурного общества.

У Глоболка в ВКонтакте есть своя страничка, так, что с ним тоже можно установить онлайн общение.

* Благотворительный фонд Владимира Патанина - один из первых частных фондов в современной России. Он был создан в 1999 году предпринимателем Владимиром Потаниным для реализации масштабных программ в сфере образования и культуры. Миссия Фонда - содействие развитию благотворительности в России, формирование общественной среды, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. Фонд поддерживает одаренных и интеллектуальных людей, тех, кто способен меняться и готов помогать другим

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

(«Дню Знаний 2011» посвящается)

Что слышится нам в слове «Кунсткамера»? Конечно, заспиртованные уроды в банках, которых Пётр I туда утрамбовывает. От уродов волосы встают дыбом, а к горлу подкатывает всё то, что Вы съели на завтрак. У меня, к сожалению или к счастью,подобные эмоции уже утрачены. Это следствие годовой работы в студенческие годы внештатным экскурсоводом Кунсткамеры.


Вообще-то, слово Кунсткамера в переводе с немецкого означает всего лишь «Комната диковин». И во времена Петра Великого ходить сюда никто не желал. Поэтому император издал указ, согласно которому вход был бесплатным; на выходе мужчинам давали рюмку водки, а дамам - чашку кофе. Пирожное на закуску предлагали без различия пола. Сейчас, к сожалению, вход платный и напитков не дают.

Вряд ли Пётр Великий предполагал, что его собрание диковин станет любимым музеем для… школьников. Многие родители сейчас скажут «Фи! Мой ребёнок такие ужасы смотреть не пойдёт». И будут правы, потому что с точки зрения взрослого человека Кунсткамера является весьма мерзким музеем.Однако я уверен, что детей с 1 по 7 класс сводить сюда просто необходимо. Однако надо знать, как это делать правильно.

Алгоритм посещения Кунсткамеры со школьником

2. Вы приезжаете к зданию Кунсткамеры. На машине лучше запарковаться в Биржевом проезде. Если едете на общественном транспорте - до метро «Невский проспект», выход- на «Канал Грибоедова», оттуда- на автобусе № 7, троллейбусах № 1, 10 до самой Кунсткамеры. Помните, вход - с Таможенного переулка, а не с набережной.


3. Вы покупаете билет, пока ребёнок разглядывает огромные изображения вьетнамского бога войны и демона-раджаса со Шри-Ланки, стоящие у лестницы.

4. Вы поднимаетесь по лестнице и через экспозицию Китая и Индии идёте к самому интересному - постоянной выставке «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры», в просторечии – «к уродам». Не вздумайте попытаться подробно разобраться в этих двух экспозициях. Ваш ребёнок сюда пришёл не за этим. Если что-то заинтересует, посмотрите на обратном пути. Можно правда обратить внимание на китайский гроб, который считался лучшим подарком отцу на юбилей. Интересно остановиться у модели юрты, заглянув в которую, вы увидите изображения Ленина на стене, всё-таки Монголия входила в соцлагерь.

5. Вы попадаете на экспозицию «Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры». Ребёнок сначала стоит, немного оторопев. Вокруг те самые заспиртованные дети с разными отклонениями в развитии. Чтобы не пугать наследника окончательно, заметьте, что дети мертворождённые. Позвольте ребёнку подробно разглядеть все экспонаты, почитайте вместе с ним этикетки. Оставайтесь в зале столько, сколько ребёнок захочет, и даже немного больше. Теперь главный аккорд, ради которого Вы сюда пришли. Спросите ребёнка: «Как ты думаешь, почему эти дети получились такими страшными?» И здесь расскажите поучительную историю о том, что такие дети рождаются у родителей, которые курят, пьют и потребляют наркотики. Тем более, что отчасти это правда. Говорить о том, что появление более половины случаев уродств современная наука объяснить просто не в состоянии, не нужно. Поверьте мне, когда Вашему ребёнку товарищи предложат сигарету или не дай бог шприц, первое, что он вспомнит - это посещение Кунсткамеры.

6. Теперь пора слегка снизить эмоциональное напряжение. Покажите ребёнку собственную одежду Петра Первого, зубы, которые он вырвал лично, сердце его великана - телохранителя.

7. Теперь покидайте зал и поднимайтесь на третий этаж, в музей Ломоносова. Не знали, что он здесь есть? Для посетителей Кунсткамеры он бесплатный, почему бы не напомнить ребёнку о личности первого русского академика. Только не надо затягивать это посещение. Поднялись - обошли кругом - спустились.

8. Теперь что касается прочих коллекций. Это этнографические коллекции - костюмы и бытовые предметы разных народов мира. Возможно, ваш ребёнок интересуется Японией или индейцами - тогда Вам нужно сразу идти на эти экспозиции. Если же особых предпочтений нет, просто пройдите спокойно по всем оставшимся залам. На экспозиции Индии (через неё Вы опять пройдёте) обратите внимание на модель индийской деревни. Увидев весьма скромный быт индийского простонародья, ребёнок будет меньше беспокоиться об отсутствии у него ай-фона. На втором этаже справа от лестницы - экспозиция Японии. Какого ребёнка не заинтересуют настоящие костюмы самураев? За японской - экспозиция, посвящённая народам Африки.

9.На мой взгляд, самая интересная выставка посвящена индейцам и эскимосам. Покажите ребёнку костюм из крыльев кондора, деревянные доспехи тлинкитов, ведро из позвонка кита и носочки из травы. Заметьте, что всё западное побережье Америки в начале XIXвека принадлежало России и лишь потом было продано США и Великобритании. Это вызовет нешуточный прилив патриотизма, который нынче в моде.


10. Не затягивайте посещение музея. В идеале Вы должны здесь провести около часа. Бессмысленно доказывать ребёнку, что здесь ещё много интересного. Никаких педагогических целей с уставшим ребёнком Вы не достигнете.

Вы сходили в Кунсткамеру с ребёнком. Что Вы получили на выходе?

  1. Проведена эффективная антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда. Ребёнок трижды подумает, прежде чем взять в руки сигарету.
  2. Ребёнок посетил первый музей в истории России
  3. У ребёнка возникла устойчивая ассоциация «музей-родители-интересно». Не удивляйтесь, если на следующих выходных он сам попросится в Эрмитаж.

Кунсткамера — это первый музей, открытый на всеобщее обозрение. Создан он был по приказу Петра I в Санкт-Петербурге в начале 18 столетия с целью собрать и исследовать рожденные как природой, так и деятельностью человека раритеты.

Как появилась Кунсткамера?

Кунсткамеры появились в европейских странах еще в 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда стал расти интерес людей к новым научным знаниям и уникальному прошлому. Здесь собирали коллекции редких и неординарных находок, привезенных экспедициями, а также интересные древние инструменты, бытовые предметы, оригинальные произведения декоративного искусства. Все эти коллекции собирались с целью удивить и поразить посетителей. Чаще всего такие кунсткамеры были организованы при княжеских домах, чтобы демонстрировать гостям «ученость» владельцев.

По легенде, однажды, прогуливаясь по берегу Невы, Петр Первый увидел не совсем обычную сосну, ветвь которой вросла в ствол. Это происшествие и подтолкнула царя к идее создания коллекции («собрание диковинок» — пер. с нем.), причем музей (Кунсткамера) должен был строиться именно на месте этой сосны (которую сохранили в виде экспоната), на Стрелке Васильевского острова.

Создание первой коллекции

Петр I приказал приносить любые выявленные подтверждения анатомического уродства в аптеку Роберта Арескина в Москве. И вот со всех окраин России стали привозить различные находки, так было положено начало коллекции. Примечательно, что за них даже платили деньги из государственной казны, а несообщение о наличии интересного раритета каралось штрафом.

Цель государя России отличалась от побуждений владельцев европейских коллекций — он приобретал и собирал экспонаты для просвещения своих сограждан. Первые диковинки были им приобретены еще в 1697 г. в Голландии: чучела птиц и рыб, засушенные насекомые и заспиртованные уродцы. Тогда же Петр I приобрел и уникальный рецепт, помогающий с помощью бальзамирования сохранять для истории трупы.

Кунсткамера: история создания

В 1714 году коллекция раритетов государя была перевезена из столицы в Летний дворец в Петербурге и получила название на немецкий мотив — Куншткамера. Этот год и считается официальной датой основания музея. Первая кунсткамера была насыщена живыми экспонатами — монстрами, а также карликами и великанами, которые были вынуждены жить при музее. Первые смотрители музея — Р. Арескин и И. Шумахер.

Спустя 4 года экспонаты были перевезены в Кикины палаты, так как во дворце уже не оставалось места. После переезда музея коллекция стала открытой для всех желающих, а Петр I даже иногда самолично проводил в ней экскурсии для иностранных послов и русских вельмож.

Здание музея строилось с 1718 г. по проектам нескольких сменяющих друг друга архитекторов, достраивал его уже после смерти Петр I М. Земцов, а украшением строения служили 12 деревянных скульптур мастера Коха, которые олицетворяли науки.

В 1735 г. музей Кунсткамера был перенесен в это здание вместе со всеми экспонатами. Вход был бесплатным, а в качестве угощения предлагалось «искушать кофе да цукерброды».

Первые «кабинеты» кунсткамеры, создание музеев

К началу 40-х годов 18 века музей (Кунсткамера) состоял из 4 «кабинетов»:

  1. «Натур-камера», где находились раритеты по естествознанию.
  2. «Мюнцкамера» содержала коллекцию старинных монет.
  3. Непосредственно «Кунсткамера» представляла редкости прикладного искусства и особенностей быта различных народов.
  4. «Кабинет Петра Великого», где находились вещи, принадлежащие лично самому государю.

В 1747 г. в здании случился огромный пожар, и часть коллекции погибла. Восстановить потерянные экспонаты удалось только к 1766 году. Позднее неоднократно проводились дополнительные надстройки и усовершенствования здания музея. Спустя 200 лет была наверху пристроена армиллярная сфера, символизирующая модель Солнечной системы (арх. Р. Каплан-Ингель).

В конце 18 — начале 19 вв. коллекция музея обогатилась находками не только русских ученых, но и иностранных. Это были экспонаты, привезенные из научных экспедиций капитана Кука (Полинезия) и Миклухо-Маклая (Новая Гвинея), материалы экспедиций по Сибири и Камчатке, антарктических путешествий и другие.

В 1830-х годах Кунсткамера (Санкт-Петербург) была разделена на несколько отдельных музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический, Египетский и Азиатский, а также «Кабинет Петра Первого». Они размещались в двух зданиях.

В 1878 г. два музея объединили в один, а в 1903 г. ему присвоили имя его основателя. Так он теперь и называется — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, который содержит все собранные научные экспонаты о происхождении человека и различных видах культур.

Современные залы Кунсткамеры

Современная Кунсткамера — это музей, коллекция которого сильно отличается от первой, созданной самим Петром I 300 лет назад, хотя некоторые экспонаты сохранились и до наших дней. Побывав в музее, турист узнает о происхождении и развитии человека, о зарождении и разнообразии рас на Земле. В нем представлены одни из самых богатых коллекций всего мира, которые отражают быт и традиции народов разных уголков:

  • Северной Америки — раздел посвящен быту алеутов и эскимосов. Представлены различные композиции их ритуальных танцев: вызов дождя, солнца, урожая, лечение больных шаманом и многие другие.
  • Океании, Индии и Индонезии — представлены экспонаты, привезенные с этих континентов: резное дерево, театр марионеток, давние театральные костюмы и разнообразные маски; в Индонезийском зале можно увидеть кинжалы-крисы.
  • Китая, Монголии и Японии — здесь выставлены предметы прикладного искусства этих стран (курильницы, статуэтки, предметы одежды и обуви, заводные игрушки, этнографический манекен и др.).
  • Австралии.

Музей М. В. Ломоносова

Еще один музей Кунсткамеры, расположенный в башне здания, посвящен гениальному русскому ученому-естествоиспытателю и поэту Ломоносову, который работал в этом учреждении в середине 18 века (с 1741 по 1765 г.). Сегодня здесь можно найти его личные вещи, научные приборы, которыми он пользовался во время своих экспериментов, карты, а также различные литературные произведения и труды.

Интересны будут собранные ученым старинные книги, произведения живописи и скульптуры, предметы мебели и декоративно-прикладного искусства.

Готторпский глобус

Расположен наверху здания. Его история очень примечательна: изготовлен он был в 17 в. механиками и граверами из Гольштейнского герцогства, а затем преподнесен Петру Первому в виде дипломатического подарка. Государь привез его в Петербург, и в 1726 г. его установили на 3 этаже здания Кунсткамеры. Это был огромный шар диаметром 3,1 м, снаружи размещалась карта Земли, а внутри — звездное небо. Чтобы попасть туда, нужно было пройти через специальный люк.

После ужасного пожара глобус-планетарий сильно пострадал, практически остался один каркас и детали из металла. К счастью, в 1750-х годах удалось сделать вполне удачную его копию. Во время войны глобус, как большую ценность, даже вывозили на период блокады Ленинграда, чтобы сохранить для музея. Сегодня этот удивительный экспонат можно найти на 5-м этаже музея.

Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:

  1. Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
  2. Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
  3. Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
  4. Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
  5. Анатомическая коллекция Рюйшаколлекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.

Заключение

Кунсткамера — это поистине удивительный музей. Некоторые его экспонаты поражают, другие пугают своей уродливостью. Здесь можно найти заспиртованных младенцев, людей с разнообразными аномалиями и животных (например, лисицу с двумя головами). О Кунсткамере и ее экспонатах ходит очень много легенд. Этот музей — место, которое действительно стоит посетить.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.