Почему в самолетах не предусмотрены парашюты для каждого пассажира на случай катастрофы, подобной той, что случилась над Францией? Почему не выдают парашюты в гражданских самолетах

39 ответов

Ответ партнёра TheQuestion

Не соглашусь с летным директором.

Технически спастись можно, воспользовавшись парашютом. И даже не надо ничего уметь для этого. И даже с высоты 10 тыс. метров. При условии если парашют на человеке, тот в воздухе и кольцо все же дернули.

Но как пассажиры окажутся с парашютами и в воздухе?

Кто это будет обеспечивать и контролировать. И все это в условиях стресса, давки и страха. Если даже в спокойной состоянии, когда полет завершен пассажиры не могут выйти нормально из самолета - ломятся к выходу, создают заторы.

В идее с парашютами на борту пассажирского самолета кроется очень много нерешаемых технических и организационных вопросов. Кроме того, экономически крайне невыгодных. Но если даже их решить гипотетически, то польза все равно сомнительная, например, в случаях полета над водой.

А при какой "аварии" надо покидать ВС на 10 тысячах метров? Не очень ясно, что за ситуация. Как ее определить. И такое покидание будет небезопасным. Т.е. шансы выжить есть, а также есть шансы погибнуть. Надо будет мудрить с дыханием. С покиданием аппарата на такой скорости.

Ответить

Прокомментировать

Военно-транспортный Ил-76 сбрасывает 126 десантников с принудительным раскрытием парашютов за две минуты. Это можно организовать и с боковых проходов, и с хвостовой аппарели. Поэтому систему принудительной выброски пассажиров на гражданском воздушном судне по команде КВСа организовать не сложно: хвостовая аппарель; принудительный рельсовый сход кресел; парашютная система каждого кресла. В итоге за пару тройку минут весь салон сброшен.

1. Самолет потеряет не одну тонну на организацию этой системы спасения, что повлечет значительное удорожание перевозки (сокращение полезной нагрузки).

2. Пассажиры не желают быть пристегнутыми в момент перелета. И в момент экстренной эвакуации их просто выбросит из кресла, что сделает систему спасения кресла бесполезной.

3. Крейсерская скорость Airbus A320 порядка 840км/ч. Десантирование допускается на скоростях не более 400км/ч и на высотах не более 4000м. Иначе десантируемый травмируется из-за перегрузок и резкого изменения давления.

4. И основное: большинство катастроф происходит на малых и сверхмалых высотах. При взлетах, посадках, в горных условиях и в моменты плохой видимости. То есть там, где время реакции минимально. В этот момент может спасти только катапультное кресло.

И то не во всех случаях.

Катастрофы происходят на малых высотах, что полностью убивает аргументы большинства тут, что на 10ккм дышать нечем не катит. Пилот в необходимое время может снизить скорость и на нужной высоте выкинуть пассажиров.
- Пассажиры не пристегнуты даже при приближении к земле? (мы же рассматриваем ситуации с низким полетом)

т.е. технически возможно выбросить всех пассажиров в коротки промежуток времени, но рыночная экономика и капитализм не позволят согнать риски гибели к относительному нулю?

Ответить

Не забывайте, что самолёт падает. Может быть попросту неуправляемым. Могут быть выведены из строя оба двигателя, или система элестроснабжения, а у тех же закрылков электропривод. Пилот не сможет в нужное время снизить скорость до 300-400 км/ч, держать её, вектор и высоту целых несколько минут.

Разговор про то, что все рыночные стратегии можно отправлять в тартарары, если речь идёт о человеческих жизнях - вполне правомерен. Если бы не было всяческих невозможностей с технической точки зрения - малые высоты, неуправляемый самолёт и т д

Ответить

Вывод такой, что систему спасения пассажиров сделать можно, пусть она и не обеспечивала бы 100% гарантии, но она повысила бы шансы на выживание. А не делают её не из-за технической невозможности, а из-за того, что владельцы авиакомпаний ставят свою прибыль выше ценности жизни пассажиров.

Ответить

Прокомментировать

Сама система жизнеобеспечения гражданского самолета не предполагает возможности покинуть его в воздухе. Через что вы будете попадать наружу? Двери выбросить в воздухе невозможно: из-за разницы давления они закрыты так, что никакой силы не хватит, чтобы их открыть (после приземления это делают с помощью специальных приспособлений, которые сначала разгерметизируют самолет). Но предположим, что у падающего самолета в воздухе произошла разгерметизация (что вполне похоже на правду в случае с рейсом, упавшим сейчас во Франции). Также предположим, что там образовалась дыра, через которую люди могли бы выпрыгнуть из лайнер. Но чем бы они стали дышать на высоте 10 000 метров? Чтобы прыгать с парашютом без кислородной маски высота должна быть не больше 4 километров. Самолет "Дюссельдорф-Барселона" разбился на высоте около 2000 метров. Успели бы 150 пассажиров спрыгнуть за то время, что самолет падет 2 километра? Нет, не успели бы. Не говоря уже о том, что парашютом надо уметь пользоваться, и научить этому за короткий инструктаж, который проводит перед полетом стюардесса, невозможно. Десантники к самостоятельным прыжкам готовятся по полгода.

Если безопасность весит много - надо делать двигатели мощнее и экономичнее. Если невозможно открыть дверь при взлете - надо делать открывающую крышу чтоб катапультироваться и в масках. Не хотел кто-то пристегнуться - пускай только тот и сдохнет. И курсы на парашютиста проводить перед этим. Но надо делать реальный БЕЗОПАСНЫЙ САМОЛЕТ! А сейчас какая безопасность? Та безопасность-ералаш где указано где выйти в случае пожара и при этом невозможно открыть дверь на высоте? Я К ГАРАНТИРОВАННОЙ СМЕРТИ НЕ ПОЙДУ!

Ответить

Можно предусмотреть в самолёте спасательный люк.
- Можно предусмотреть в самолёте систему выравнивания давления.
- Можно предусмотреть кислородные маски для каждого пассажира.
- Можно предусмотреть автоматическое срабатывание парашюта.
- Можно предусмотреть автоматическое катапультирование кресел.

Я в первый раз прыгнул с парашютом после короткого инструктажа, никаких полгода не готовился. Даже дня не готовился.

Ответить

Прокомментировать

Потому что они будут бесполезны. С высоты, на которой летают самолеты, выпрыгнув, вряд ли выживешь - на 10км нет ни кислорода ни давления, и температура экстремально низкая - либо вырубишься и не раскроешь парашют (в случае затяжного прыжка с раскрытием на последнем километре) либо раскрыв сразу не дотянешь до "комфортной" высоты - дышать нечем и -45 градусов сделают свое дело.

На скорости, на которой летают самолеты, порядка восьми сотен км/час выпрыгнув, вряд ли выживешь - встречный поток воздуха будет очень мощный, раскромсает об фюзеляж и хвостовое оперение и парашют и человека. Насколько мне известно (если ошибаюсь - поправят) , скорость самолета при выброске обычно ограничивают тремя сотнями км/час.

Уменьшив высоту, мы увеличим скорость (вспоминаем школу,как потенциальная энергия переходит в кинетическую) и если самолет неисправен, не так то и много шансов эту скорость погасить. Если самолет уже падает, то скорость уменьшить точно не получится.

К тому же система принудительного раскрытия имеет еще более жесткие требования максимальной скорости. А без нее, и без тренировок, да еще и с такой высоты где ни давления ни кислорода, скорее всего пассажиры потеряют сознание после прыжка и так и не раскроют. В авариях при взлете или посадке, которые наиболее распространены, тоже не поможет. В плохую погоду тоже. В общем, в 99% парашюты будут бесполезны, а займут место, вес, а так же к ним необходимо будет менять конструкцию дверей, перед открытием выравнивать давление, и ставить систему принудительного раскрытия.

А если выдавать еще и серьезный герметичный скафандр с кислородным баллоном - то его надо еще успеть надеть. И весить это будет очень много, что непомерно поднимет стоимость полетов. И даже с ним, не забываем, что на 800+ км/час не прыгают.

Если самолет терпит бедствие находясь на достаточной высоте для прыжка с парашютом, то для него еще не все потеряно и более менее безопасная посадка очень вероятна. Поэтому для пассажиров будет безопасней оставаться в салоне.

Если же самолет уже оказался в ситуации, когда спасти его невозможно и крушение неминуемо, то неуправляемая скорость и высота не позволят прыгать.

И наконец для прыжков с парашютом нужны подходящие условия и подходящие люди. Например даже если пассажиры (среди которых могут быть старики, дети, ивалиды, беременные женщины) и сообразят как управляться с парашютом в воздухе, приземление будет очень травматичным. особенно если придется падать в океан, на склон горы или густой лес.

так что не выдавать парашюты безопаснее по всем параметрам

На этот вопрос очень хорошо отвечает фрагмент статьи с Лурка про авиакатастрофы. Мат, как обычно, присутствует.

15-20 квадратных метров тряпки с верёвками для рук способны снизить скорость падения от «разъебался в мясо» до «лежу я на спине загипсованный», но не торопитесь укладывать в ручную кладь параshit и оформлять его как любимую простынку - единственный реальный шанс десантироваться есть только при разрушении в воздухе, что само по себе уже экзотика, и вдобавок ещё наверняка свежий встречный ветерок или размажет тебя о конструкцию раньше, чем ты от неё отдалишься, или просто помнёт так, что про свою тряпку ты забудешь по причине отсутствия сознания, или закрутит стропы. Выпрыгнуть с борта, даже самого аварийного и явно обречённого, ты не сможешь просто в силу ряда объективных причин и барометрических реле, которыми оснащены двери. Пока давление внутри и снаружи не сравняется - хер откроешь.

На Ваш вопрос есть ответ в Википедии, поэтому, надеюсь, Вы не обидитесь, если я скопирую его оттуда:

"В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели. Покидание борта самолёта одновременно сотней парашютистов является нетривиальной задачей даже для подготовленных парашютистов, прыгающих с нормально управляемого десантного самолёта. Покидание самолёта на скорости 360-400 км/ч является прыжком повышенной сложности, покидание на больших скоростях осуществляется только при катапультировании, со специальными механизмами защиты пилота от травм, которые может нанести набегающий поток воздуха. Покидание аварийного самолёта, летящего на заведомо большой скорости, десятками людей, в основном не готовыми ни физически, ни психологически к совершению прыжка, в числе которых есть старики и дети, требует как минимум большого запаса времени и специального устройства десантирования. В случае, если существует достаточный запас высоты и самолёт управляем, в большинстве случаев он может совершить аварийную посадку с планирования, которая и является наиболее безопасным способом спасения. Если запаса высоты нет, то нет и времени на покидание самолёта. Если самолёт совершает неуправляемые эволюции, например сорвался в штопор, то покинуть его зачастую не сможет даже тренированный человек.

Для спасения же самолётов малой авиации такие системы разработаны и с успехом применяются (парашют 100 кв.м. и весом 13 кг, раскрываемый пиропатронами; спасено ок. 200 пилотов)."

Дело даже не в том, чтобы успеть отправить через заднюю дверь аэробуса ок 140 человек с промежутками в три секунды (20 человек в минуту, 7 минут всего) и оборудовать все самолеты возможностью принудительного открытия парашюта (потому что не каждый человек в состоянии шока сможет в правильное время и оценив свое положение в воздухе, открыть парашют) . Даже не принимая во внимание высоту, температуру за бортом, и прочие факторы - как все эти люди, оказавшиеся в воздухе, будут приземляться? Они не умеют уйти от препятствия, будь то лес или гора или здание. Они не умеют управлять парашютом. Они не знают, как держать ноги так, чтобы при касании с землей не получить перелом бедра. Они даже купол не смогут погасить. И это даже в чистом ровном поле без ветерка. А с ветром и на сложной местности... Проще использовать один большой аварийный парашют для самолета, как когда то пытались сделать.

Всё-таки лучше получить перелом бедра, чем прекратить существование. Если бы компании хотели спасти этот мизерный процент, если бы жизни людей ценилась выше прибыли, всё бы давно было сделано. Но это дорого. Это для родственников погибших, такая авария - трагедия, я для компании это запланированный убыток. Для остальных же - обыденность или повод потрындеть на тему, почему не имеет никакого смысла спасть жизни гибнущих в авариях.

Как-то давно в одном из специализированных западных журналов видел довольно проработанный проект спасения пассажиров для средних и крупных самолетов (проект рассматривался какой-то европейской авиастроительной компанией). В фюзеляже самолета предполагалось располагать отсеки-салоны объединенные в состав аналогично вагонам поезда. Каждый снабженный парашютной системой отсек-салон при аварии автоматически должен был герметизироваться и выбрасывался по рельсовым направляющим через заднюю аппарель самолета. Приземление со скоростью снижения в районе 20-25 км/ч смягчалось надувными амортизирующими подушками-поплавками.

Военная авиация сбрасывает тяжелые танки на парашютах уже лет 60 как. А уж с применением современных материалов такой потянуть проект может любая авиакомпания.

Ответить

Прокомментировать

Представить себе, как безопасно эвакуировать пассажиров с парашютами, довольно сложно. Допустим, происходит разгерметизация салона на большой высоте. Перед лицами пассажиров повисают кислородные маски. Образуется опасная возможность выбора - надеть маску и пристегнуться или вытащить из-под кресла парашют и побежать к двери? Другая ситуация - случилось нечто внештатное и командир по громкой связи просит соблюдать спокойствие. Тут же найдутся люди, которые попробуют спастись с помощью парашюта вопреки приказам команды, что скорее всего приведет к панике и повреждению самолета. Даже в идеальной ситуации, когда самолет не падает и высота достаточно мала, покинуть его будет непросто - давка в дверях сведет на нет пользу от парашютов. К тому же, конструкция пассажирских лайнеров просто не приспособлена для парашютирования, и безопасно покинуть их через боковые двери вряд ли возможно.

Причина проста: "спрыгнуть" с пассажирского авиалайнера на высоте 10 000 м, температуре -50 по Цельсию и скорости 850 км/ч, и при этом выжить - крайне сложно. Для этого к парашюту должны прилагаться 1) индивидуальный кислородный аппарат 2) защитный костюм 3) устройство аварийного выброса (катапульта).

Иначе совокупность физического удара, температуры, и, главное, низкого парциального давления кислорода за бортом убьет вас почти мгновенно.

Все это оборудование, будучи предоставленным каждому пассажиру, увеличивает массу самолета и сложность его конструкции настолько, что делает воздушное судно непригодным к эксплуатации по назначению (оно просто не сможет взлететь).

А вот для 1-2 человек сделать это вполне реально, что и имеет место, например, в военной авиации.

Парашюты в современных пассажирских самолетах не выдают потому, что сами по себе они не могут явиться средством спасения в разреженной атмосфере на высоте 10 000 м, скорости 850 км/ч и температуре около минус 50 по Цельсию. А весят прилично и места занимают тоже предостаточно.

Большинство катастроф случается на взлёте или посадке, где парашют бесполезен. А на огромной скорости, с которой летает современный лайнер, не так-то легко выпрыгнуть, так как сразу прижмёт потоком к фюзеляжу. Вероятность того, что самолёт упадёт очень мала, а возможность применить средства спасения очень ограничена - возить дополнительную тонну ненужного груза в течение миллионов рейсов никто не будет.

Они там не нужны. В аварийной ситуации, когда самолёт трясёт, невозможно произвести эвакуацию, да и как вы будете прыгать, если самолёт падает с огромной скоростью. Плюс на большой высоте кислорода практически нет, вы приземлитесь мертвым от удушения, если не разобьетесь об что-нибудь, при этом при открытии люка случится разгерметизация салона, также 99% людей ни когда не прыгали с парашютом. Причин масса.

Во-первых, парашют сам по себе вряд ли многих пассажиров спасет в случае аварии. Подавляющее большинство их случается или во время взлета и набора высоты, или во время посадки. И в том и в другом случае парашюты попросту бесполезны, поскольку просто не успеют раскрыться вовремя даже если человек с ним выпрыгнет. В таких ситуациях гораздо надежнее оставаться внутри и дождаться момента удара в своем кресле, пристегнутым и в рекомендуемой безопасной позе. Аварий на высоте, безопасной для прыжка, исчезающе мало, но даже в этом случае человеку помимо самого парашюта для успешного спасения потребуется довольно нехилая прыжковая подготовка (лайнеры летают заметно выше обычных парашютных прыжков, на которые пускают новичков после получасового инструктажа и тренировки на земле), которой у 99.9% летающих просто нет.

Во-вторых, таскать с собой парашюты, которые с вероятностью 99.99999% (см. п.1) просто не пригодятся даже в случае аварии (которые сами по себе явление нечастое) - лишний (причем весьма значительный, если учесть вес одного парашютного рюкзака и умножить на пару-тройку сотен пассажиров среднего лайнера) груз, перевозка которого стоит топлива, а следовательно денег. Следовательно, пришлось бы (довольно заметно, как я уже сказал) поднимать стоимость билетов, что в условиях плотной конкуренции на рынке крайне неудачный и рискованный шаг.

Потому что это совершенно бессмысленно.

Если проанализировать авиакатастрофы, окажется, что ситуаций, когда пассажиры теоретически могли бы воспользоваться парашютами, по сути, не было. Наибольшее число катастроф приходится на взлёт, заход на посадку, саму посадку и пробег ВС по полосе. В полёте на эшелоне приходится всего 6% катастроф. Как правило, они сопровождаются аварийной разгерметизацией, при которой пассажиры либо гибнут от перепада давления, либо теряют сознание от гипоксии.

Но даже если представить, что происходит техническая неисправность, и экипаж понимает, что самолёт упадёт, но есть время на эвакуацию - для пользования парашютом нужно быть в хорошей физической форме, пройти обучение (перворазники и "по купонам" прыгают в тандеме с инструктором, после инструктажа), учитывая панику и суматоху, реально воспользоваться смогут немногие. Ккроме того, пассажирский самолёт просто не приспособлен для десантирования (которое еще и не на всех высотах вообще возможно, условно говоря - относительно безопасно это будет от 3000 до 1000 м) Установка рампы для десантирования "съест" до трети полезного объема салона, парашюты займут - значительное место, а вероятность необходимости и возможности - доли процента. При этом цена билетов вырастет вдвое только из-за сокращения места в салоне + разработка систем, НИОКР, внедрение, обучение экипажа и т.д.

Пользуюсь случаем напомню, что авиакатастрофы - чрезвычайно редкое явление. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится в среднем 21 000 лет чтобы погибнуть.

Крушение самолета не происходит на крейсерской скорости и при штатном потолке. Скорее всего между причиной аварии и пониманием экипажем и пассажирами что произошла авария, самолет сбросит скорость и высоту. Так что защитный костюм и кислородный баллон точно не понадобятся. Основная проблема - как покинуть салон. Если у пилотов до падения будет время стабилизировать самолет и занять хотя бы 3-4 км высоту и лететь в таком режиме минут 20 - можно и спасти основную часть пассажиров с парашютами, при условии что парашюты снабжены автоматическим раскрыванием и высотомером. Потому что многие пассажиры будут просто в полуобморочном состоянии и состоянии аффекта. Шансы спастись, при соблюдении спокойствия и выдержки - высокие(если самолет стабилизирован и есть время на эвакуацию). Если же авария развалила самолет на части в воздухе или падение не контролируемое, самолет в штопоре и на борту паника - шансы нулевые. Скажем, малазийский борт, ударившийся в скалу пару лет назад - мог эвакуировать большую часть людей если бы были парашюты. Касательно взлетного веса самолета - у каждой модели он конкретный и его значение не секрет. Вес груза который борт берет в рейс зависит от расстояния и веса топлива для этого расстояния, которые в совокупности не превышают взлетный вес машины. Каждый самолет имеет к тому же запас как по взлетному весу, так и прочности. Предусмотреть вес 300-сот парашютов не проблема. Проблема в том, что самолет будет брать в рейс меньше груза или топлива. Прыжок с парашютом тоже требует навыков и знания техники. В том числе и безопасности в воздухе. Скорее всего какой то процент пассажиров не сомгут воспользоваться парашютом после прыжка. Но какой то процент выживет исключительно благодаря парашюту. Если можно спасти хотя бы одну жизнь во время авиакатастрофы - уже стоит брать на борт парашюты.

Пожалуйста, напишите в строке поиска сайта (справа сверху значок с лупой) слово "парашют" (именно так это слово пишется, прочитайте уже написанные на эту тему ответы, и постарайтесь, прежде чем писать вопрос, воспользоваться поиском.

Потому что даже профессиональные парашютисты при нештатной ситуации не могут безопасно покинуть хорошо знакомый им медленно летящий самолёт, предназначенный для прыжков, и частично погибают.

Обычные же пассажиры, летящие не предназначенным для прыжков самолётом, не смогут ни воспользоваться парашютом, ни даже безопасно открыть двери во время полёта.

Потому что, во-первых, выпрыгнуть с парашютом из самолета непросто само по себе. Даже в идеальном случае, небольшого малоскоростного самолета, специально предназначенного для выброски парашютистов, с самым простым парашютом с принудительным открытием, типа Д5, предварительно проводят инструктаж и тренировки новичков. И все существенно усложняется для самолетов, для выпрыгивания в принципе не приспособленного.

Откуда, по вашему, должны будут выпрыгнуть триста неподготовленных пассажиров? И за какое время?

Во-вторых, даже если теоретически первую проблему мы решили, каждый парашют это килограмм 15-20 дополнительного веса на каждого пассажира, вне зависимости от того, используется он, или нет. Это означает удорожание билетов, так как самолет "с парашютами" возьмет меньше багажа, и меньше пассажиров.

Наконец, в третьих, основные аварии в случае пассажирских самолетов случаются при взлете и посадке, когда никакого время "для парашюта" просто нет. Надеюсь мне не придется рассматривать случай переделки кресел пассажиров в катапультируемые?

Парашют вас не спасёт, как уже было сказано выше, а вот капсула, которая плавно спустится на парашютах очень даже... Мы уже давно научились сбрасывать с грузовых самолётов: грузовики, БТРы, танки и т.д, Танк Т-90 весит 46 тонн, а Боинг 737 - 66 тонн (пустой), выкиньте двигатели, топливо, багаж и прочую ерунду, прибавьте массу пассажиров (150 чел*70 кг = 10,5 тонн) и вы поймёте, что всё очень даже really!

Но бэзнэсмэны не ценят человеческую жизнь, потому им дешевле заплатить страховые выплаты, чем делать дорогостоящую реконструкцию, нести убытки, в свою очередь это поднимет цены на билеты в разы, а следовательно повлечёт потерю клиентов

Как вы себе это представляете? Лайнер теряет высоту, время идет на секунды, и экипаж вместо того что бы пытаться спасти борт будет разгерметизировать корпус и пытаться вытолкнуть туда пассажира с парашютом? Кроме того, от перепада давления люди как минимум сознание теряют, а то и вообще Богу душу отдают. Есть проект который предусматривает в случае авиакатастрофы целой капсулой на парашютах спасать пассажиров. Кстати, украинец придумал. Думаю, у идеи есть потенциал.

P/S. На секунду представил-падает лайнер на гигантской скорости под неизвесным углом, пролетая над непонятно чем, и бортпроводники одевают какого то ошалевшего человека, говорят с Богом, и за борт. А потом так, бац, и вдруг заглохший двигатель начинает с перебоями но работать, лайнер выравнивается и набирает высоту. А борт проводники так, переглянулись и говорят-"Упс, ошибочка вышла..."

Во-первых, это достаточно увеличит объём и массу кресла, и вместимость пассажиров будет меньше. Во-вторых, это дорого - в каждое кресло встраивать катапульту и перерабатывать механизмы потолка. Билеты будут стоить много дороже из-за этого. В-третьих, катастрофы, в которых пришлось бы катапультироваться, случаются настолько редко, что нет необходимости предпринимать столь высокие меры безопасности. Да и, допустим, если катастрофа случится на воде - у пассажира не будет возможности надеть спасательный жилет, а плавать умеют не все. Вероятность погибнуть в таком случае будет даже выше, полагаю.

Дополню предыдущие ответы: предположим что самолет начал падать летя на обычной крейсерской высоте, сколько времени может пройти до его соприкосновения с землей? Минута максимум. Предположим что в самолете 200 пассажиров. За минуту они не успеют покинуть салон и выпрыгнуть через единственную (на сколько я понимаю) дверь, более того, начнется паника, толкучка, ну а дальше сами все понимаете. Поэтому в данной ситуации будет безопаснее пристегнуться к креслу и надеяться на лучшее. :)

Нет. Причина проста как три рубля - пассажир не сумеет им воспользоватся. Для парашютирования нужен не только парашют, но и навыки и опыт его использования, плюс нужна возможность им воспользоватся, т.е. приемлемая высота и возможность выхода из салона. Подавляющее число катастроф происходит при взлете/посадке, а значит парашют бесполезен в этой ситуации.

Потому что для прыжка с парашютом требуется минимальная подготовка - это раз (даже чтобы просто нацепить этот ранец). Потому что конструкция лайнера не предусматривает возможности покинуть его с парашютом - это два. В принципе, этого уже достаточно, и бессмысленно даже пытаться оснащать пассажирские лайнеры парашютами.

Это сильно утяжелит вес самолета с пассажирами и багажом, что повлияет на цену билета. Плюс шансов на спасение не сильно прибавит, т.к. экстренно покинуть борт всем быстро не получится в любом случае....а для не экстренных случаев парашюты не нужны..

В современных пассажирских лайнерах парашютов нет ни у экипажа, ни у пассажиров. Причина не в умении ими пользоваться, как писали выше, и не в малой высоте (типа не успеешь открыть). Причина в атмосферном давлении и конструкции самолёта. При взлёте двери\люки самолёта автоматически блокируются барометрическим замком , т.е. безумный пассажир, дёрнув ручку двери, не сможет выйти на облачко. Что касается давления, на высоте 10км сила, которая давит на дверь равна примерно 4т. А иллюминаторы окон имеют несколько прочных слоев. В общем, парашюты бесполезны, т.к. после взлёта вам не покинуть самолёт. Просто наслаждайтесь полётом. Экипаж профессионален и позаботится о вас в любой ситуации.

Если вы в правом верхнем углу нажмете на значок "лупы" и введете слово "парашют", то найдете множество ответов на подобный заданному вами вопросу, дававшиеся раньше. Все возможные варианты ответов там уже перечислены, пользуйтесь.

Ко всему вышесказанному могу добавить, попытайтесь представить себе процесс эвакуации с парашютом из падающего самолета... вы встали с места и потихоньку, не создавая давку, приближаетесь к эвакуационному выходу, при условии того, что открытые люки создали колоссальную разницу в давлении и весь воздух изнутри устремился наружу с огромной скоростью. Я лично, понимаю, что экстренной ситуации любое массовое перемещение пассажиров создаст весовой дисбаланс, а открытый люк нарушит аэродинамику и создаст колоссальные трудности для пилота, которому и так в этот момент не сладко и он ничуть не меньше нашего хочет посадить самолет и остаться в живых. Так что, для меня очевидно, что садясь в самолет я, кроме как на пилота, больше ни на что рассчитывать не могу.

39 ответов

Ответ партнёра TheQuestion

Не соглашусь с летным директором.

Технически спастись можно, воспользовавшись парашютом. И даже не надо ничего уметь для этого. И даже с высоты 10 тыс. метров. При условии если парашют на человеке, тот в воздухе и кольцо все же дернули.

Но как пассажиры окажутся с парашютами и в воздухе?

Кто это будет обеспечивать и контролировать. И все это в условиях стресса, давки и страха. Если даже в спокойной состоянии, когда полет завершен пассажиры не могут выйти нормально из самолета - ломятся к выходу, создают заторы.

В идее с парашютами на борту пассажирского самолета кроется очень много нерешаемых технических и организационных вопросов. Кроме того, экономически крайне невыгодных. Но если даже их решить гипотетически, то польза все равно сомнительная, например, в случаях полета над водой.

А при какой "аварии" надо покидать ВС на 10 тысячах метров? Не очень ясно, что за ситуация. Как ее определить. И такое покидание будет небезопасным. Т.е. шансы выжить есть, а также есть шансы погибнуть. Надо будет мудрить с дыханием. С покиданием аппарата на такой скорости.

Ответить

Прокомментировать

Военно-транспортный Ил-76 сбрасывает 126 десантников с принудительным раскрытием парашютов за две минуты. Это можно организовать и с боковых проходов, и с хвостовой аппарели. Поэтому систему принудительной выброски пассажиров на гражданском воздушном судне по команде КВСа организовать не сложно: хвостовая аппарель; принудительный рельсовый сход кресел; парашютная система каждого кресла. В итоге за пару тройку минут весь салон сброшен.

1. Самолет потеряет не одну тонну на организацию этой системы спасения, что повлечет значительное удорожание перевозки (сокращение полезной нагрузки).

2. Пассажиры не желают быть пристегнутыми в момент перелета. И в момент экстренной эвакуации их просто выбросит из кресла, что сделает систему спасения кресла бесполезной.

3. Крейсерская скорость Airbus A320 порядка 840км/ч. Десантирование допускается на скоростях не более 400км/ч и на высотах не более 4000м. Иначе десантируемый травмируется из-за перегрузок и резкого изменения давления.

4. И основное: большинство катастроф происходит на малых и сверхмалых высотах. При взлетах, посадках, в горных условиях и в моменты плохой видимости. То есть там, где время реакции минимально. В этот момент может спасти только катапультное кресло.

И то не во всех случаях.

Катастрофы происходят на малых высотах, что полностью убивает аргументы большинства тут, что на 10ккм дышать нечем не катит. Пилот в необходимое время может снизить скорость и на нужной высоте выкинуть пассажиров.
- Пассажиры не пристегнуты даже при приближении к земле? (мы же рассматриваем ситуации с низким полетом)

т.е. технически возможно выбросить всех пассажиров в коротки промежуток времени, но рыночная экономика и капитализм не позволят согнать риски гибели к относительному нулю?

Ответить

Не забывайте, что самолёт падает. Может быть попросту неуправляемым. Могут быть выведены из строя оба двигателя, или система элестроснабжения, а у тех же закрылков электропривод. Пилот не сможет в нужное время снизить скорость до 300-400 км/ч, держать её, вектор и высоту целых несколько минут.

Разговор про то, что все рыночные стратегии можно отправлять в тартарары, если речь идёт о человеческих жизнях - вполне правомерен. Если бы не было всяческих невозможностей с технической точки зрения - малые высоты, неуправляемый самолёт и т д

Ответить

Вывод такой, что систему спасения пассажиров сделать можно, пусть она и не обеспечивала бы 100% гарантии, но она повысила бы шансы на выживание. А не делают её не из-за технической невозможности, а из-за того, что владельцы авиакомпаний ставят свою прибыль выше ценности жизни пассажиров.

Ответить

Прокомментировать

Сама система жизнеобеспечения гражданского самолета не предполагает возможности покинуть его в воздухе. Через что вы будете попадать наружу? Двери выбросить в воздухе невозможно: из-за разницы давления они закрыты так, что никакой силы не хватит, чтобы их открыть (после приземления это делают с помощью специальных приспособлений, которые сначала разгерметизируют самолет). Но предположим, что у падающего самолета в воздухе произошла разгерметизация (что вполне похоже на правду в случае с рейсом, упавшим сейчас во Франции). Также предположим, что там образовалась дыра, через которую люди могли бы выпрыгнуть из лайнер. Но чем бы они стали дышать на высоте 10 000 метров? Чтобы прыгать с парашютом без кислородной маски высота должна быть не больше 4 километров. Самолет "Дюссельдорф-Барселона" разбился на высоте около 2000 метров. Успели бы 150 пассажиров спрыгнуть за то время, что самолет падет 2 километра? Нет, не успели бы. Не говоря уже о том, что парашютом надо уметь пользоваться, и научить этому за короткий инструктаж, который проводит перед полетом стюардесса, невозможно. Десантники к самостоятельным прыжкам готовятся по полгода.

Если безопасность весит много - надо делать двигатели мощнее и экономичнее. Если невозможно открыть дверь при взлете - надо делать открывающую крышу чтоб катапультироваться и в масках. Не хотел кто-то пристегнуться - пускай только тот и сдохнет. И курсы на парашютиста проводить перед этим. Но надо делать реальный БЕЗОПАСНЫЙ САМОЛЕТ! А сейчас какая безопасность? Та безопасность-ералаш где указано где выйти в случае пожара и при этом невозможно открыть дверь на высоте? Я К ГАРАНТИРОВАННОЙ СМЕРТИ НЕ ПОЙДУ!

Ответить

Можно предусмотреть в самолёте спасательный люк.
- Можно предусмотреть в самолёте систему выравнивания давления.
- Можно предусмотреть кислородные маски для каждого пассажира.
- Можно предусмотреть автоматическое срабатывание парашюта.
- Можно предусмотреть автоматическое катапультирование кресел.

Я в первый раз прыгнул с парашютом после короткого инструктажа, никаких полгода не готовился. Даже дня не готовился.

Ответить

Прокомментировать

Потому что они будут бесполезны. С высоты, на которой летают самолеты, выпрыгнув, вряд ли выживешь - на 10км нет ни кислорода ни давления, и температура экстремально низкая - либо вырубишься и не раскроешь парашют (в случае затяжного прыжка с раскрытием на последнем километре) либо раскрыв сразу не дотянешь до "комфортной" высоты - дышать нечем и -45 градусов сделают свое дело.

На скорости, на которой летают самолеты, порядка восьми сотен км/час выпрыгнув, вряд ли выживешь - встречный поток воздуха будет очень мощный, раскромсает об фюзеляж и хвостовое оперение и парашют и человека. Насколько мне известно (если ошибаюсь - поправят) , скорость самолета при выброске обычно ограничивают тремя сотнями км/час.

Уменьшив высоту, мы увеличим скорость (вспоминаем школу,как потенциальная энергия переходит в кинетическую) и если самолет неисправен, не так то и много шансов эту скорость погасить. Если самолет уже падает, то скорость уменьшить точно не получится.

К тому же система принудительного раскрытия имеет еще более жесткие требования максимальной скорости. А без нее, и без тренировок, да еще и с такой высоты где ни давления ни кислорода, скорее всего пассажиры потеряют сознание после прыжка и так и не раскроют. В авариях при взлете или посадке, которые наиболее распространены, тоже не поможет. В плохую погоду тоже. В общем, в 99% парашюты будут бесполезны, а займут место, вес, а так же к ним необходимо будет менять конструкцию дверей, перед открытием выравнивать давление, и ставить систему принудительного раскрытия.

А если выдавать еще и серьезный герметичный скафандр с кислородным баллоном - то его надо еще успеть надеть. И весить это будет очень много, что непомерно поднимет стоимость полетов. И даже с ним, не забываем, что на 800+ км/час не прыгают.

Если самолет терпит бедствие находясь на достаточной высоте для прыжка с парашютом, то для него еще не все потеряно и более менее безопасная посадка очень вероятна. Поэтому для пассажиров будет безопасней оставаться в салоне.

Если же самолет уже оказался в ситуации, когда спасти его невозможно и крушение неминуемо, то неуправляемая скорость и высота не позволят прыгать.

И наконец для прыжков с парашютом нужны подходящие условия и подходящие люди. Например даже если пассажиры (среди которых могут быть старики, дети, ивалиды, беременные женщины) и сообразят как управляться с парашютом в воздухе, приземление будет очень травматичным. особенно если придется падать в океан, на склон горы или густой лес.

так что не выдавать парашюты безопаснее по всем параметрам

На этот вопрос очень хорошо отвечает фрагмент статьи с Лурка про авиакатастрофы. Мат, как обычно, присутствует.

15-20 квадратных метров тряпки с верёвками для рук способны снизить скорость падения от «разъебался в мясо» до «лежу я на спине загипсованный», но не торопитесь укладывать в ручную кладь параshit и оформлять его как любимую простынку - единственный реальный шанс десантироваться есть только при разрушении в воздухе, что само по себе уже экзотика, и вдобавок ещё наверняка свежий встречный ветерок или размажет тебя о конструкцию раньше, чем ты от неё отдалишься, или просто помнёт так, что про свою тряпку ты забудешь по причине отсутствия сознания, или закрутит стропы. Выпрыгнуть с борта, даже самого аварийного и явно обречённого, ты не сможешь просто в силу ряда объективных причин и барометрических реле, которыми оснащены двери. Пока давление внутри и снаружи не сравняется - хер откроешь.

На Ваш вопрос есть ответ в Википедии, поэтому, надеюсь, Вы не обидитесь, если я скопирую его оттуда:

"В пассажирской авиации парашютные системы для спасения жизни пассажиров не используются по причине их полной бесполезности для этой цели. Покидание борта самолёта одновременно сотней парашютистов является нетривиальной задачей даже для подготовленных парашютистов, прыгающих с нормально управляемого десантного самолёта. Покидание самолёта на скорости 360-400 км/ч является прыжком повышенной сложности, покидание на больших скоростях осуществляется только при катапультировании, со специальными механизмами защиты пилота от травм, которые может нанести набегающий поток воздуха. Покидание аварийного самолёта, летящего на заведомо большой скорости, десятками людей, в основном не готовыми ни физически, ни психологически к совершению прыжка, в числе которых есть старики и дети, требует как минимум большого запаса времени и специального устройства десантирования. В случае, если существует достаточный запас высоты и самолёт управляем, в большинстве случаев он может совершить аварийную посадку с планирования, которая и является наиболее безопасным способом спасения. Если запаса высоты нет, то нет и времени на покидание самолёта. Если самолёт совершает неуправляемые эволюции, например сорвался в штопор, то покинуть его зачастую не сможет даже тренированный человек.

Для спасения же самолётов малой авиации такие системы разработаны и с успехом применяются (парашют 100 кв.м. и весом 13 кг, раскрываемый пиропатронами; спасено ок. 200 пилотов)."

Дело даже не в том, чтобы успеть отправить через заднюю дверь аэробуса ок 140 человек с промежутками в три секунды (20 человек в минуту, 7 минут всего) и оборудовать все самолеты возможностью принудительного открытия парашюта (потому что не каждый человек в состоянии шока сможет в правильное время и оценив свое положение в воздухе, открыть парашют) . Даже не принимая во внимание высоту, температуру за бортом, и прочие факторы - как все эти люди, оказавшиеся в воздухе, будут приземляться? Они не умеют уйти от препятствия, будь то лес или гора или здание. Они не умеют управлять парашютом. Они не знают, как держать ноги так, чтобы при касании с землей не получить перелом бедра. Они даже купол не смогут погасить. И это даже в чистом ровном поле без ветерка. А с ветром и на сложной местности... Проще использовать один большой аварийный парашют для самолета, как когда то пытались сделать.

Всё-таки лучше получить перелом бедра, чем прекратить существование. Если бы компании хотели спасти этот мизерный процент, если бы жизни людей ценилась выше прибыли, всё бы давно было сделано. Но это дорого. Это для родственников погибших, такая авария - трагедия, я для компании это запланированный убыток. Для остальных же - обыденность или повод потрындеть на тему, почему не имеет никакого смысла спасть жизни гибнущих в авариях.

Как-то давно в одном из специализированных западных журналов видел довольно проработанный проект спасения пассажиров для средних и крупных самолетов (проект рассматривался какой-то европейской авиастроительной компанией). В фюзеляже самолета предполагалось располагать отсеки-салоны объединенные в состав аналогично вагонам поезда. Каждый снабженный парашютной системой отсек-салон при аварии автоматически должен был герметизироваться и выбрасывался по рельсовым направляющим через заднюю аппарель самолета. Приземление со скоростью снижения в районе 20-25 км/ч смягчалось надувными амортизирующими подушками-поплавками.

Военная авиация сбрасывает тяжелые танки на парашютах уже лет 60 как. А уж с применением современных материалов такой потянуть проект может любая авиакомпания.

Ответить

Прокомментировать

Представить себе, как безопасно эвакуировать пассажиров с парашютами, довольно сложно. Допустим, происходит разгерметизация салона на большой высоте. Перед лицами пассажиров повисают кислородные маски. Образуется опасная возможность выбора - надеть маску и пристегнуться или вытащить из-под кресла парашют и побежать к двери? Другая ситуация - случилось нечто внештатное и командир по громкой связи просит соблюдать спокойствие. Тут же найдутся люди, которые попробуют спастись с помощью парашюта вопреки приказам команды, что скорее всего приведет к панике и повреждению самолета. Даже в идеальной ситуации, когда самолет не падает и высота достаточно мала, покинуть его будет непросто - давка в дверях сведет на нет пользу от парашютов. К тому же, конструкция пассажирских лайнеров просто не приспособлена для парашютирования, и безопасно покинуть их через боковые двери вряд ли возможно.

Причина проста: "спрыгнуть" с пассажирского авиалайнера на высоте 10 000 м, температуре -50 по Цельсию и скорости 850 км/ч, и при этом выжить - крайне сложно. Для этого к парашюту должны прилагаться 1) индивидуальный кислородный аппарат 2) защитный костюм 3) устройство аварийного выброса (катапульта).

Иначе совокупность физического удара, температуры, и, главное, низкого парциального давления кислорода за бортом убьет вас почти мгновенно.

Все это оборудование, будучи предоставленным каждому пассажиру, увеличивает массу самолета и сложность его конструкции настолько, что делает воздушное судно непригодным к эксплуатации по назначению (оно просто не сможет взлететь).

А вот для 1-2 человек сделать это вполне реально, что и имеет место, например, в военной авиации.

Парашюты в современных пассажирских самолетах не выдают потому, что сами по себе они не могут явиться средством спасения в разреженной атмосфере на высоте 10 000 м, скорости 850 км/ч и температуре около минус 50 по Цельсию. А весят прилично и места занимают тоже предостаточно.

Большинство катастроф случается на взлёте или посадке, где парашют бесполезен. А на огромной скорости, с которой летает современный лайнер, не так-то легко выпрыгнуть, так как сразу прижмёт потоком к фюзеляжу. Вероятность того, что самолёт упадёт очень мала, а возможность применить средства спасения очень ограничена - возить дополнительную тонну ненужного груза в течение миллионов рейсов никто не будет.

Они там не нужны. В аварийной ситуации, когда самолёт трясёт, невозможно произвести эвакуацию, да и как вы будете прыгать, если самолёт падает с огромной скоростью. Плюс на большой высоте кислорода практически нет, вы приземлитесь мертвым от удушения, если не разобьетесь об что-нибудь, при этом при открытии люка случится разгерметизация салона, также 99% людей ни когда не прыгали с парашютом. Причин масса.

Во-первых, парашют сам по себе вряд ли многих пассажиров спасет в случае аварии. Подавляющее большинство их случается или во время взлета и набора высоты, или во время посадки. И в том и в другом случае парашюты попросту бесполезны, поскольку просто не успеют раскрыться вовремя даже если человек с ним выпрыгнет. В таких ситуациях гораздо надежнее оставаться внутри и дождаться момента удара в своем кресле, пристегнутым и в рекомендуемой безопасной позе. Аварий на высоте, безопасной для прыжка, исчезающе мало, но даже в этом случае человеку помимо самого парашюта для успешного спасения потребуется довольно нехилая прыжковая подготовка (лайнеры летают заметно выше обычных парашютных прыжков, на которые пускают новичков после получасового инструктажа и тренировки на земле), которой у 99.9% летающих просто нет.

Во-вторых, таскать с собой парашюты, которые с вероятностью 99.99999% (см. п.1) просто не пригодятся даже в случае аварии (которые сами по себе явление нечастое) - лишний (причем весьма значительный, если учесть вес одного парашютного рюкзака и умножить на пару-тройку сотен пассажиров среднего лайнера) груз, перевозка которого стоит топлива, а следовательно денег. Следовательно, пришлось бы (довольно заметно, как я уже сказал) поднимать стоимость билетов, что в условиях плотной конкуренции на рынке крайне неудачный и рискованный шаг.

Потому что это совершенно бессмысленно.

Если проанализировать авиакатастрофы, окажется, что ситуаций, когда пассажиры теоретически могли бы воспользоваться парашютами, по сути, не было. Наибольшее число катастроф приходится на взлёт, заход на посадку, саму посадку и пробег ВС по полосе. В полёте на эшелоне приходится всего 6% катастроф. Как правило, они сопровождаются аварийной разгерметизацией, при которой пассажиры либо гибнут от перепада давления, либо теряют сознание от гипоксии.

Но даже если представить, что происходит техническая неисправность, и экипаж понимает, что самолёт упадёт, но есть время на эвакуацию - для пользования парашютом нужно быть в хорошей физической форме, пройти обучение (перворазники и "по купонам" прыгают в тандеме с инструктором, после инструктажа), учитывая панику и суматоху, реально воспользоваться смогут немногие. Ккроме того, пассажирский самолёт просто не приспособлен для десантирования (которое еще и не на всех высотах вообще возможно, условно говоря - относительно безопасно это будет от 3000 до 1000 м) Установка рампы для десантирования "съест" до трети полезного объема салона, парашюты займут - значительное место, а вероятность необходимости и возможности - доли процента. При этом цена билетов вырастет вдвое только из-за сокращения места в салоне + разработка систем, НИОКР, внедрение, обучение экипажа и т.д.

Пользуюсь случаем напомню, что авиакатастрофы - чрезвычайно редкое явление. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится в среднем 21 000 лет чтобы погибнуть.

Крушение самолета не происходит на крейсерской скорости и при штатном потолке. Скорее всего между причиной аварии и пониманием экипажем и пассажирами что произошла авария, самолет сбросит скорость и высоту. Так что защитный костюм и кислородный баллон точно не понадобятся. Основная проблема - как покинуть салон. Если у пилотов до падения будет время стабилизировать самолет и занять хотя бы 3-4 км высоту и лететь в таком режиме минут 20 - можно и спасти основную часть пассажиров с парашютами, при условии что парашюты снабжены автоматическим раскрыванием и высотомером. Потому что многие пассажиры будут просто в полуобморочном состоянии и состоянии аффекта. Шансы спастись, при соблюдении спокойствия и выдержки - высокие(если самолет стабилизирован и есть время на эвакуацию). Если же авария развалила самолет на части в воздухе или падение не контролируемое, самолет в штопоре и на борту паника - шансы нулевые. Скажем, малазийский борт, ударившийся в скалу пару лет назад - мог эвакуировать большую часть людей если бы были парашюты. Касательно взлетного веса самолета - у каждой модели он конкретный и его значение не секрет. Вес груза который борт берет в рейс зависит от расстояния и веса топлива для этого расстояния, которые в совокупности не превышают взлетный вес машины. Каждый самолет имеет к тому же запас как по взлетному весу, так и прочности. Предусмотреть вес 300-сот парашютов не проблема. Проблема в том, что самолет будет брать в рейс меньше груза или топлива. Прыжок с парашютом тоже требует навыков и знания техники. В том числе и безопасности в воздухе. Скорее всего какой то процент пассажиров не сомгут воспользоваться парашютом после прыжка. Но какой то процент выживет исключительно благодаря парашюту. Если можно спасти хотя бы одну жизнь во время авиакатастрофы - уже стоит брать на борт парашюты.

Пожалуйста, напишите в строке поиска сайта (справа сверху значок с лупой) слово "парашют" (именно так это слово пишется, прочитайте уже написанные на эту тему ответы, и постарайтесь, прежде чем писать вопрос, воспользоваться поиском.

Потому что даже профессиональные парашютисты при нештатной ситуации не могут безопасно покинуть хорошо знакомый им медленно летящий самолёт, предназначенный для прыжков, и частично погибают.

Обычные же пассажиры, летящие не предназначенным для прыжков самолётом, не смогут ни воспользоваться парашютом, ни даже безопасно открыть двери во время полёта.

Потому что, во-первых, выпрыгнуть с парашютом из самолета непросто само по себе. Даже в идеальном случае, небольшого малоскоростного самолета, специально предназначенного для выброски парашютистов, с самым простым парашютом с принудительным открытием, типа Д5, предварительно проводят инструктаж и тренировки новичков. И все существенно усложняется для самолетов, для выпрыгивания в принципе не приспособленного.

Откуда, по вашему, должны будут выпрыгнуть триста неподготовленных пассажиров? И за какое время?

Во-вторых, даже если теоретически первую проблему мы решили, каждый парашют это килограмм 15-20 дополнительного веса на каждого пассажира, вне зависимости от того, используется он, или нет. Это означает удорожание билетов, так как самолет "с парашютами" возьмет меньше багажа, и меньше пассажиров.

Наконец, в третьих, основные аварии в случае пассажирских самолетов случаются при взлете и посадке, когда никакого время "для парашюта" просто нет. Надеюсь мне не придется рассматривать случай переделки кресел пассажиров в катапультируемые?

Парашют вас не спасёт, как уже было сказано выше, а вот капсула, которая плавно спустится на парашютах очень даже... Мы уже давно научились сбрасывать с грузовых самолётов: грузовики, БТРы, танки и т.д, Танк Т-90 весит 46 тонн, а Боинг 737 - 66 тонн (пустой), выкиньте двигатели, топливо, багаж и прочую ерунду, прибавьте массу пассажиров (150 чел*70 кг = 10,5 тонн) и вы поймёте, что всё очень даже really!

Но бэзнэсмэны не ценят человеческую жизнь, потому им дешевле заплатить страховые выплаты, чем делать дорогостоящую реконструкцию, нести убытки, в свою очередь это поднимет цены на билеты в разы, а следовательно повлечёт потерю клиентов

Как вы себе это представляете? Лайнер теряет высоту, время идет на секунды, и экипаж вместо того что бы пытаться спасти борт будет разгерметизировать корпус и пытаться вытолкнуть туда пассажира с парашютом? Кроме того, от перепада давления люди как минимум сознание теряют, а то и вообще Богу душу отдают. Есть проект который предусматривает в случае авиакатастрофы целой капсулой на парашютах спасать пассажиров. Кстати, украинец придумал. Думаю, у идеи есть потенциал.

P/S. На секунду представил-падает лайнер на гигантской скорости под неизвесным углом, пролетая над непонятно чем, и бортпроводники одевают какого то ошалевшего человека, говорят с Богом, и за борт. А потом так, бац, и вдруг заглохший двигатель начинает с перебоями но работать, лайнер выравнивается и набирает высоту. А борт проводники так, переглянулись и говорят-"Упс, ошибочка вышла..."

Во-первых, это достаточно увеличит объём и массу кресла, и вместимость пассажиров будет меньше. Во-вторых, это дорого - в каждое кресло встраивать катапульту и перерабатывать механизмы потолка. Билеты будут стоить много дороже из-за этого. В-третьих, катастрофы, в которых пришлось бы катапультироваться, случаются настолько редко, что нет необходимости предпринимать столь высокие меры безопасности. Да и, допустим, если катастрофа случится на воде - у пассажира не будет возможности надеть спасательный жилет, а плавать умеют не все. Вероятность погибнуть в таком случае будет даже выше, полагаю.

Дополню предыдущие ответы: предположим что самолет начал падать летя на обычной крейсерской высоте, сколько времени может пройти до его соприкосновения с землей? Минута максимум. Предположим что в самолете 200 пассажиров. За минуту они не успеют покинуть салон и выпрыгнуть через единственную (на сколько я понимаю) дверь, более того, начнется паника, толкучка, ну а дальше сами все понимаете. Поэтому в данной ситуации будет безопаснее пристегнуться к креслу и надеяться на лучшее. :)

Нет. Причина проста как три рубля - пассажир не сумеет им воспользоватся. Для парашютирования нужен не только парашют, но и навыки и опыт его использования, плюс нужна возможность им воспользоватся, т.е. приемлемая высота и возможность выхода из салона. Подавляющее число катастроф происходит при взлете/посадке, а значит парашют бесполезен в этой ситуации.

Потому что для прыжка с парашютом требуется минимальная подготовка - это раз (даже чтобы просто нацепить этот ранец). Потому что конструкция лайнера не предусматривает возможности покинуть его с парашютом - это два. В принципе, этого уже достаточно, и бессмысленно даже пытаться оснащать пассажирские лайнеры парашютами.

Это сильно утяжелит вес самолета с пассажирами и багажом, что повлияет на цену билета. Плюс шансов на спасение не сильно прибавит, т.к. экстренно покинуть борт всем быстро не получится в любом случае....а для не экстренных случаев парашюты не нужны..

В современных пассажирских лайнерах парашютов нет ни у экипажа, ни у пассажиров. Причина не в умении ими пользоваться, как писали выше, и не в малой высоте (типа не успеешь открыть). Причина в атмосферном давлении и конструкции самолёта. При взлёте двери\люки самолёта автоматически блокируются барометрическим замком , т.е. безумный пассажир, дёрнув ручку двери, не сможет выйти на облачко. Что касается давления, на высоте 10км сила, которая давит на дверь равна примерно 4т. А иллюминаторы окон имеют несколько прочных слоев. В общем, парашюты бесполезны, т.к. после взлёта вам не покинуть самолёт. Просто наслаждайтесь полётом. Экипаж профессионален и позаботится о вас в любой ситуации.

Если вы в правом верхнем углу нажмете на значок "лупы" и введете слово "парашют", то найдете множество ответов на подобный заданному вами вопросу, дававшиеся раньше. Все возможные варианты ответов там уже перечислены, пользуйтесь.

Ко всему вышесказанному могу добавить, попытайтесь представить себе процесс эвакуации с парашютом из падающего самолета... вы встали с места и потихоньку, не создавая давку, приближаетесь к эвакуационному выходу, при условии того, что открытые люки создали колоссальную разницу в давлении и весь воздух изнутри устремился наружу с огромной скоростью. Я лично, понимаю, что экстренной ситуации любое массовое перемещение пассажиров создаст весовой дисбаланс, а открытый люк нарушит аэродинамику и создаст колоссальные трудности для пилота, которому и так в этот момент не сладко и он ничуть не меньше нашего хочет посадить самолет и остаться в живых. Так что, для меня очевидно, что садясь в самолет я, кроме как на пилота, больше ни на что рассчитывать не могу.

Каждый, кто хоть раз летал на самолетах, слышал поучительный инструктаж от бортпроводников относительно техники безопасности во время полета. В этой тираде мы слышим о правилах пользования спасательным жилетом и кислородной маской. Но никто не говорит, где находится аварийный выход и как эвакуироваться с борта падающего самолета в случае аварийной ситуации.

Возможно, вы даже не раз задавали вполне оправданный вопрос - почему пассажирам не выдаются парашюты, ведь они могли бы стать реальной надеждой на спасение в экстренном случае.

В качестве оправдательных аргументов представители авиакомпаний могут назвать одну из причин, по которым выдача данного аксессуара не предусмотрена для пассажиров самолета.

Причина первая

Самолет - сверхпрочное транспортное средство. По статистическим данным, одно крушение авиалайнера приходится на 20 миллионов перелетов.

Причина вторая

Каждый, кто хоть раз совершал прыжок с парашютом, уже знаком со сложным механизмом данного аксессуара. В экстренной ситуации мало кто из пассажиров сможет выполнить все необходимые манипуляции для совершения правильного прыжка и безопасного приземления. По этой причине компании не видят смысла выдавать парашюты пассажирам, которые все равно не смогут правильно использовать данный аксессуар для спасения при крушении лайнера.

Причина третья

Основная часть авиационных крушений случается во время взлета или посадки самолета, то есть на небольшой высоте. Исходя из этого, можно сделать вывод: использовать парашют на малой высоте бессмысленно, так как он все равно не успеет раскрыться до момента падения.

Причина четвертая

Чтобы спасательный прыжок с парашютом прошел успешно, необходимо совершать эвакуацию с хвостовой части лайнера. Однако большинство авиационных кораблей имеют недостаточное количество дверей и очень узкие проходы в задней части, что не позволит своевременно прыгнуть из лайнера всем пассажирам в случае аварийной ситуации.

Почему нельзя прыгнуть с другой части самолета? Такой прыжок закончится трагично, ведь человек может удариться об крыло или попасть в двигательный отсек, что также приведет к мгновенной гибели.

Причина пятая

Весомым аргументом в пользу отказа от выдачи парашютов пассажирам авиалайнера является невозможность безопасной эвакуации при высокой скорости самолета, достигающей 800-900 км/ч. Для прыжка в таких условиях потребуется специальный костюм.

Максимальный предел скорости самолета, при котором можно осуществить прыжок с парашютом - 400-500 км\ч, но такие параметры отнюдь не актуальны для пассажирских лайнеров, осуществляющих перелеты на большой высоте.

Шестая причина

Самолет летит на высоте до 10 000 км, и даже если совершить прыжок со спасательным рюкзаком, шансы на успешное приземление отсутствуют. Человек не сможет дышать без применения баллона с кислородом.

Также следует учитывать слишком низкие температуры на большой высоте, достигающие -50, -60 градусов в любое время года. Для таких экстремальных прыжков потребуется специальный защитный костюм, который мог быть исключить мгновенное отмораживание тела и конечностей.

Седьмая причина

Герметичность салона. Во время полета на большой высоте не получится открыть дверь для прыжков с парашютом, что обусловлено разностью давления. Если по каким-то причинам все же произойдет разгерметизация, шансов на спасение все равно не будет. В первую же минуту все пассажиры лайнера погибнут, если только не успеют мгновенно среагировать и одеть защитную маску. Вряд ли кто-то сможет быстро принять такое решение в экстренной ситуации.

Бесполезность парашюта для пассажиров самолета оправдана

Все перечисленные причины являются вполне обоснованными доводами, оправдывающими отсутствие парашютов для пассажиров на борту авиалайнера. Этот аксессуар не сможет спасти жизни в аварийной ситуации, а выдавать его только для личного успокоения путешественников, затрачивая большие средства на сноровку, весьма неоправданно и бесполезно.

Также не рассматривается вопрос о снаряжении пассажирских сидений системой катапультирования, актуальной для военных самолетов-истребителей. Такой комплекс состоит из нескольких сложных механизмов, общей массой до 500 кг. Если обустроить борт пассажирского авиалайнера такими системами с расчетом на допустимый вес, на борт можно будет принять не более 15-20 человек. Это приведет к значительному повышению цен на авиабилеты.

Также нужно понимать, что одной системы катапультирования недостаточно для спасения человека во время падения лайнера. Потребуется специальный шлем и защитный костюм, да и во время полета придется находиться в неподвижном состоянии с плотно пристегнутыми ремнями. Вряд ли кому из пассажиров понравится перелет на дальние расстояния в таких непростых условиях.

Мы надеемся, теперь у вас не возникнут спорные ситуации при решении вопроса о потребности выдачи парашютов для пассажиров авиалайнера. Теперь вы точно знаете, что этот аксессуар не может спасти жизнь человеку в случае авиационного крушения.

Садясь на самолет, все когда-либо задумывались о безопасности подобного путешествия. И не удивительно – исторически сложилось так, что практически любая воздушная катастрофа тут же появляется на новостных каналах. Кинематограф, в этом, конечно тоже не помогает.

На самом же деле крушений авиалайнеров в несколько десятков раз меньше, чем автомобильных катастроф или других несчастных случаев с участием техники. Однако это полностью не отменяет их существования. И в этом случае действительно стоит задуматься и обратить внимания на все меры безопасности, которые вам предоставляют на борту.

Некоторых здесь начинает волновать вопрос – почему нет парашютов? И на самом деле, почему ни один пассажирский самолет ими не оборудован?

Причин для подобного несколько и всех их можно разделить на несколько категорий:

  • Экономические;
  • Технические;
  • Факторы риска.

Экономические причины

Экономические причины не являются главными, но все же существенными. Чтобы оборудовать каждое пассажирское кресло парашютом – нужно затратить немало средств.

Регулярная проверка оборудования, его обновления, инструктаж пассажиров – каждый из этих расходов не покроются даже увеличенной ценой билета.

Экономическая неэффективность – одна из главных причин такого решения.

Технические причины

Технических причин несколько:

  1. Не существует стандартных парашютов – каждый из них придется подгонять под отдельного пассажира. Вместе с обязательным инструктажем – это займет непозволительно много времени и усилий.
  2. Пассажирам с ограниченными возможностями, беременным женщинам, маленьким детям даже полностью подогнанный по лямкам парашют не будет выходом. Для таких пассажиров придется придумывать свой способ, и не вариант, что он существует.
  3. Каждый парашют – это дополнительный вес и место. Любой пассажирский самолет имеет максимальную коммерческую массу, которая включает в себя, как людей, так и их багаж. С добавлением 300-500 парашютов на борт придется сокращать не только позволительный вес поклажи, но и объемы ручной клади, т. к. места в салоне тоже ограничены.
  4. Средняя высота полета пассажирского лайнера не меньше 9-10 тыс. метров над землей. На подобной высоте температура около -40 градусов и практически нет кислорода, благодаря разряженному воздуху. Пассажир, покинувший борт в таких условиях, умрет.

Факторы риска

Факторы риска размещения парашютов на самолете можно также разделить на:

  • Человеческий;
  • Статистический.

Человеческий фактор:

  • Террористы. К сожалению, сегодня террористические атаки – страшная действительность, с которой борются практически все развитые страны. Это не отменяет того факта, что они все еще происходят и, несмотря на большое количество предосторожностей, самолеты во время пассажирских перевозок – одно из излюбленных мест террористов.

Если на самолетах будут установлены парашюты – это даст преступникам самый легкий выход из ситуаций, не требующий жертвовать собственной жизнью. Как и в случае с политикой выкупа – это лишь раззадорит их интерес.

  • Пилоты. Установленные на борту парашюты – значит, установленные парашюты в кабине пилота, не так ли? Если это действительно так, тогда при крушении самолета у обоих пилотов будет шанс сбежать из авиалайнера раньше всех пассажиров. Даже специалисты не смогут определить, как будет реагировать человек перед угрозой смерти – вести себя, как профессионал, или подвергнется панике, когда у него под рукой есть средство выхода? Все это ненужный риск.
  • Паника пассажиров. Вероятность того, что кто-то из пассажиров запаникует в самый неподходящий момент или при простой турбулентности слишком высока. Если этот человек схватит свой парашют и побежит открывать дверь – начнется паника, которая чрезвычайно опасна.
  • Психология пассажиров. Профессионалы знают, что даже при уже оплаченных прыжках, полном курсе обучения и гарантии безопасности, какая-то часть группы каждый раз отказывается в самый последний момент. Когда это происходит в управляемых летных условиях – инструктора позволяют остаться таким людям на борту до приземления, потому что знают, что паника в воздухе может привести к непоправимым ошибкам и даже смерти. В условиях крушения подобной роскоши не будет.

Статистический фактор:

  1. Статистика крушений самолетов говорит, что абсолютное большинство из них происходит либо на взлете, либо на посадке. Здесь вряд ли поможет парашют.
  2. В случае удачного прыжка из самолета и раскрытия парашюта – вероятность оказаться посреди океана или любых других нежилых районов – слишком высока. Добавьте к этому срочную потребность в медицинской помощи, которая вам, скорее всего, понадобиться, и вы можете увидеть, как это происходит.

Иные меры безопасности

Данное видео представляет другие возможные изобретения и меры безопасности, которые есть или рассматриваются для внедрения в пассажирские авиалайнеры для обеспечения безопасности людей.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. В пассажирских самолетах нет парашютов по нескольким несвязанным причинам: экономическим, техническим и рисковым. Все они описывают разные ситуации, некоторые из которых при должном старании можно обойти, когда другие невозможно.
  2. Кроме парашютов на борту самолета действуют другие, более реальные и существенные меры безопасности и правила, которые, если вы хотите избежать непредвиденных ситуаций, обязательно нужно изучить и соблюдать.

«Я нашим самолетам предпочитаю поезда.

Свалиться с верхней полки – ерунда!

Куда страшней с небес без парашюта».

Почему в авиалайнерах, перевозящих по небу тысячи людей, нет парашютов? Ведь вполне логично обзавестись ими для безопасности пассажиров. Вдруг авария, отказ двигателя? Парашюты спасут пассажиров! Но не так все просто и легко. В пассажирских самолетах нет и не будет парашютов и для путешественников, и для членов экипажа. Почему? Объяснений несколько.

Парашют лишний

Гражданский авиалайнер – машина надежная и особо прочная. Такое мнение специалистов оправдано статистикой авиакатастроф. Катастрофа воздушного судна случается в одном случае из 20 миллионов (аварии с автомобилями происходят в одном из 9 000 случаев).

По результатам исследований авиакатастроф из 570 происшествий погибло лишь 6% пассажиров из общего количества находящихся на борту людей. А из 50 000 попавших в аварийную ситуацию в самолете уцелело 48 000 человек.

Неподкупная статистика утверждает, что в 95% авиа-трагедий крушение самолета пришлось при посадке и на взлете лайнера. На высоте 15-20 метров от уровня земли парашют становится бесполезной вещью и не спасет во время свободного падения. Он не успеет раскрыться. Но как же остальные 5% катастроф? Если они происходят в воздухе, парашют поможет!

А где размещать огромное количество парашютных сумок в салоне? Принесет ли это комфорт людям при перелете? Согласятся ли они брать парашют и отказываться от ручной клади? Даже, если предусмотреть место общего хранения парашютов в самолете, вряд ли это станет выходом из ситуации.

В суматохе крушения, когда пассажиры охвачены паникой, возникнет давка, люди не доберутся до парашютных сумок и не успеют надеть их на себя для спасения. Но, если большинство пассажиров проголосуют «за» и решать, что ради спасения нескольких жизней можно потерпеть неудобства и подвергнуть себя риску быть раздавленным толпой, в противовес вступают иные аргументы, подтверждающие нецелесообразность решения.

Теория, практика и безопасность

Вы уверены, что сможете выпрыгнуть из пассажирского самолета с парашютом? Грамотно его одеть, застегнуть, добраться до эвакуационного выхода и вовремя раскрыть в воздухе? Нельзя спастись из падающего самолета на парашюте! На пути к спасительной и такой безопасной земле пассажира в терпящем крушении лайнере подстерегает множество опасностей:

Трудности с парашютом

Надеть парашютную сумку – это не походный рюкзак нацепить. Инструктаж по пользованию парашютом занимает 4-5 часов, а с практической частью и все 10. У всех ли есть время перед полетом для прослушивания полезных рекомендаций? Помните и о том, что:

  • Лямки парашютной сумки при надевании на человеческое тело, должны идеально подгоняться под человека. Самостоятельно правильно надеть парашют неопытному человеку слишком сложно.
  • Придется разрабатывать индивидуальные парашюты под беременных женщин, детей всех возрастов и инвалидов.
  • Парашют одевают на земле и не снимают в течение всего полета. Как вы сможете разместиться с ним в гражданских самолетах?
  • Есть ли уверенность, что бортпроводники и члены экипажа в трагический момент не бросят рабочие места и не выпрыгнут первыми, спасая жизнь и забыв об остальных пассажирах?

Но, даже если человек правильно надел парашют, до спасительного выхода его подстерегает невозможная тряска авиалайнера, терпящего бедствие. Самолет при падении чрезвычайно сильно кидает в стороны, спокойно пройти по проходу в этот момент невозможно. А сотням людей?

Невозможно всех эвакуировать моментально

Если вы думаете, что прыгать из самолета можно с любой двери или даже протиснуться в иллюминатор – вы ошибетесь! Единственным способом безопасно покинуть падающий лайнер остается хвостовой отсек самолета. Иначе выпрыгивающий пассажир окажется размазанным о крыло или еще того хуже, попадет в двигатель.

Если вы хоть раз летали в самолете, вспомните, какие узкие проходы между сидениями. Это главная причина появление давки среди пассажиров злополучного рейса. А давка обязательно случится, когда все люди сразу кинутся к спасительному аварийному выходу. Не забывайте, что терпящий бедствие лайнер стремительно падает (190-200 км/час). Большинство людей не успеют дойти до хвоста самолета.

Скорость и высота полета

Представим, что вы справились с парашютным ранцем и оказались возле аварийного выхода в числе первых. Спасемся? Нет! Крейсерская скорость (скорость при наименьшем расходе топлива) лайнера, летящего на эшелоне (заданный уровень полета) составляет в среднем 800-900 км/час. При таком скоростном режиме воздух снаружи борта превращается в «бетонную стену».

Опасная скорость. Максимальная скорость, нагрузку которой выдерживает человек без скафандра либо защитного кресла равняется 450-500 км/час. Выпрыгнув из лайнера, летящего на скорости, превышающей безопасные показатели, пассажир моментально погибнет (его вывернет наизнанку и размолотит поток воздуха).

Смертельный воздух. А как насчет самого воздуха? По итогам проведенных медиками экспериментов, человек уже на высоте в 3,5-4 000 километра нуждается в дополнительном поступлении в организм кислорода. А на высоте 7-8 000 км от уровня земли никакой незащищенный человек не выживет. В среднем лайнеры поднимаются в воздух и совершают полеты на высоте в 10-12 000 километров.

Губительная температура. Каждый парашют придется доукомплектовывать кислородным баллоном. И даже, если вы благополучно выпрыгнете с падающего судна с парашютом и кислородной камерой, вы столкнетесь с внешними температурными условиями. На высоте летящего авиалайнера температура за бортом составляет в среднем -60⁰ С. В считанные секунды незащищенный человек, оказавшись при таких температурных условиях, замерзнет насмерть

Опасность разгерметизации

Еще одним объяснением, почему людям в авиалайнерах не дают парашюты, является разгерметизация. В течение всего полета самолет надежно загерметизирован. Человек не контактирует с воздушной средой, которую он видит в окошко иллюминатора. В полете из-за разницы внешнего и внутреннего давления открыть дверь в салон физически невозможно.

Если разгерметизация салона самолета произошла на высоте в 10 000 километров (средний уровень полета), пассажиры живут не более 20-30 секунд. За такое время никто не успеет надеть маску, парашют и дойти до аварийного выхода, чтобы оказаться на безопасной земле.

«Безопасная» земля

Представьте вариант, когда вам все удалось: надеть парашют, вооружиться кислородным баллоном, по пассажирам самолета, беснующихся в давке, добраться до заветного хвоста самолета. Преодолеть чудовищную скорость, силу воздуха и давление и выпрыгнуть с падающей крылатой махины.

Плавно покачиваясь под раскрывшимся самолетом, мы с облегчением понимаем, что остались живы в авиакатастрофе. А что ждет внизу? Где вообще находился самолет в момент крушения? Над океаном с кровожадными акулами и бездонной толщей воды, над заснеженными горами, окутанными холодными ветрами и суровыми морозами? Или над жаркой пустыней, где нет никого, кроме палящего солнца и раскаленного песка?

Перед каждым полетом следует проходить курс выживания в критических ситуациях, учиться переплывать океаны, скалолазить без снаряжения, голыми руками расправляться с медведями и волками (и акулами, крокодилами также). Но человек – победитель по жизни, и выживал и не в таких условиях.

Шанс все-таки есть, мы любим жить. И станем бороться за ничтожнейший шансик жить на этом свете. А согласны ли на такую жизненную позицию владельцы авиакомпаний? Для них парашютное оборудование самолетов – слишком большая статья расхода.

Стоимость шанса на спасении

Экономический аспект решает судьбу любой задумки. Неэффективность комплектации лайнеров парашютами – полбеды. Главное основание нецелесообразности такого шага – невыгодность. Почему не выдают парашюты? Давайте, займемся расчетами:

Каждый парашют (без дополнительного кислородного оборудования) вести 10-15 килограммов. Это означает, что «парашютный» рейс сможет принять на борт на 25-30% меньше живого веса (то есть без 1/3 пассажиров). Вместо них полетят парашютные ранцы.

Денежная разница распределится между оставшимися билетами, что значительно повлияет на их стоимость. Помимо этого, в стоимость заложат и аренду самих парашютов. То есть, цена билета будет складываться из:

  1. Стоимости парашюта.
  2. Денежной разницы между недобором пассажиров.
  3. Цены на их регулярную техническую проверку (парашюты в обязательном порядке проверяют на годность, исправность, переукладывают их при долгом бездействии).
  4. Зарплаты штатного персонала, занимающегося проверкой, укладкой парашютов и инструктажем пассажиров перед полетом.

В этом случае цена авиабилета взлетит настолько, что вряд ли кто-то захочет покупать билет на самолет стоимостью 150-200 000 рублей, чтобы добраться из Москвы в Крым. Поэтому самолеты не оснащены парашютами.

А система катапультирования? Отличный аналог парашюта, безопасный и подходящий любому пассажиру! Оснастить каждое кресло встроенной катапультой и спокойно лететь, не опасаясь за свою жизнь! Легкомысленная утопия разбивается о непреодолимую стену препятствий и разумных объяснений:

Система катапультирования, которые устанавливают в истребителях – это сложнейшие устройства. Это габаритный спасательный комплекс, оснащенный креслом, кислородной и парашютной автосистемами, защитой от скорости, давления и температуры.

Чтобы суметь воспользоваться спасительной системой, путешественнику пришлось сидеть весь полет в этой герметичной капсуле, пристегнутым на все ремешки и лямки. Одетым в специальном защитном комбинезоне и шлеме. Вес такого оснащения достигает 200 кг. В этом случае, средний борт, способный взять 180 пассажиров, сможет принять всего 12-15 человек на борт. Насколько возрастет цена билета? Она станет астрономической!

Учитывайте, что при срабатывании системы катапультирования, происходит взрыв пиропатрона. «Отстрел» одной капсулы приведет к повреждениям соседних. Значит, необходимо предусмотреть такой финал при установке кабин. Что становится причиной переоборудования и глобального изменения всей конструкции самолетов с учетом отверстий, куда в случае критической ситуации станут вылетать капсулы.

Вот почему в самолетах нет парашютов. Это слишком дорого финансово, невыгодно для самих пассажиров, нецелесообразно и смертельно опасно. И не добавляет оптимизма, когда милая стюардесса при входе вручает парашютный ранец и желает «удачного приземления».

Приходится мириться и верить, что вы не попадете в один неудачный шанс из 20 миллионов благополучных рейсов. Глядите на мир проще!

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.