Описание гриши кому на руси жить хорошо. Образ и характеристика гриши добросклонова в поэме кому на руси жить хорошо некрасова сочинение

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень - летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются -
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась - и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.


Гриша Добросклонов: история персонажа

«Кому живется весело, вольготно на Руси?» Российские школьники пытаются найти ответ на этот вопрос вместе с . Поэму писателя о странствиях мужиков по свету в поисках счастливого человека называют энциклопедией народной мудрости. Эпичное произведение «Кому на Руси жить хорошо» содержит множество персонажей, и лишь в конце появляется главный герой, который оказывается тем самым счастливчиком, – Гриша Добросклонов. «Народный заступник» мечтает о том, чтобы Родина поднялась с колен, а народ обрел истинную свободу.

История создания

Идея написать эпопею в стихах о жизни русского народа, как подведение итогов опыта и наблюдений революционного поэта, пришла к Николаю Некрасову в конце 1850-ых годов. За основу писатель взял личные впечатления от общения с простым людом, а также опирался на некоторые литературные произведения.

Так, основным источником вдохновения послужили «Записки охотника» . Здесь Некрасов подсмотрел колоритные образы персонажей и центральные посылы. И только в 1863 году, когда страна уже два года прожила без оков крепостного права, писатель сел за работу, в итоге потратив 14 лет на сбор и оформление материала.

По задумке народная поэма показывала развернутые судьбы самых разных слоев общества – от крестьян до правителя государства. Главные герои, ищущие счастливых людей на русской земле, должны были пройти путь от родных деревень до Петербурга, где случится даже встреча с царем. Время путешествия растянулось на год, вместившись в восемь частей. Однако задуманному не суждено было сбыться – тяжело болеющий автор успел подарить миру только четыре главы.


По мере готовности части печатались в журналах «Современник» и «Отечественные записки». Сегодня поэма выглядит так, как и публиковалась, потому что автор не успел уточнить «правильную» композицию:

  • «Пролог»;
  • «Последыш»;
  • «Крестьянка»;
  • «Пир на весь мир».

Последняя глава не дошла до читателя при жизни Николая Некрасова. Ее опубликовали через три года после кончины автора, и то с серьезными цензурными правками. Перед смертью литератор изменил замысел, постаравшись передать главную мысль, и сделал открытым финал, где появляется самый значимый персонаж – Гриша Добросклонов, который и стал искомым счастливцем.


Времени на проработку образа не осталось, поэтому читатели видели лишь намек на задуманный исход поэмы. Чувствуя конец жизни, Николай Алексеевич сокрушался:

«Одно, о чем сожалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо».

Писатель пытался сделать поэму максимально доступной для восприятия простых людей, поэтому старался привнести в труд ритмику народных сказаний, добавил россыпь песен, присказок и поговорок, диалектных слов.

В произведении нашлось место деталям из сказок: скатерть-самобранка, цифра «семь» (столько странников отправилось на поиски счастья), птичка, умеющая говорить человеческим голосом, неопределенность времени и места («в какой земле - угадывай» перекликается с фразой из фольклора «в некотором царстве, в некотором государстве»).

Сюжет и образ

Однажды «на столбовой дороженьке» встретились семеро крестьян, между которыми завязался спор о том, кому на Руси жить хорошо. Каждый озвучил собственное предположение: наверняка, счастливчики имеются среди попов, помещиков, чиновников, купцов, бояр. И, наконец, вольготно живется царю. К единому мнению прийти не удалось, поэтому мужики отправились на поиски счастливого человека, чтобы лично убедиться в его существовании.


Дорога приводит путников на Волгу, где герои знакомятся с крестьянами, которые скрывают от сумасшедшего старого помещика отмену крепостного права. Взамен родственники богатея после его смерти обещают мужикам отдать пойменные луга. Однако слово так и не сдерживают.

Слух о том, что в неком городе живет «доброумная» и удачливая «губернаторша», приводит странников к Матрене Тимофеевне. Однако та разочаровывает их, утверждая – на Руси и в помине нет женского счастья. В главе «Пир на весь мир» мужики села на Волге устраивают праздник по поводу смерти помещика. Среди зачинателей гулянки и появляется Гриша Добросклонов, 17-летний сын священника.

Автор создал образ народного заступника с непростой историей жизни. Юноша родился в семье ленивого нищего дьячка и батрачки из глухого села. Голодное детство, семинария, где тоже пришлось несладко… Не умереть с голоду помогла поддержка и щедрость крестьян-соседей, поэтому любовь к простому люду с ранних лет зародилась в сердце героя.


Из характеристики персонажа понятно, что Гриша Добросклонов видит счастье не в личном благе, а в том, чтобы народу стало легче и проще жить. Смысл его жизненного пути содержит фраза:

«…и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастья
Убогого и темного
Родного уголка».

Анализ образа и общественная позиция Некрасова отвечают на вопрос, почему Добросклонов счастливый. Герой стоит особняком в россыпи персонажей поэмы, отличается бунтарским характером и особым восприятием жизни. Все остальные действующие лица демонстрируют покорность судьбе, становятся жертвами обстоятельств. А Гриша – борец, воплощенный плод размышлений автора над путями, которые бы привели российский народ к благополучию.

Как считают критики, персонаж становится продолжением образа , героя произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако в отличие от него юноша из литературного труда Некрасова не одинок, революционный пожар уже основательно вспыхнул в умах людей.


Поэма содержит описание интеллигентного демократа, рожденного и выросшего в нищей глубинке, который ищет правду в книгах и убивает время за думами. Добросклонов – поэт, поющий пронизанные революционным оптимизмом песни. Отношение автора к герою теплое: Николай Некрасов вложил в Гришу собственные черты и мысли о торжестве демократии.

Художественная канва произведения соткана из случайных встреч и разговоров, в ней переплелись отдельные судьбы, а все вместе создает картину бедной, грязной и пьяной Руси, стоящей на пороге изменений.

Произведение ни разу не попало в поле зрения режиссеров. Хотя в 1989 году появился тезка поэмы – на экраны вышел фильм «Кому на Руси жить хорошо» с , и в ролях. Но картина не перекликается с некрасовской поэмой: действия разворачиваются в послевоенные годы 20 века.

Цитаты

«Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного!»
«Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь».
«Жалеть – жалей умеючи...»
«И рад бы в рай, да дверь-то где?»
«Недотерпеть - пропасть! Перетерпеть - пропасть».
«О матушка! о родина!
Не о себе печалимся, –
Тебя, родная, жаль».
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся -
Обидно поглядеть!»

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

1. «Кому живется весело, вольготно на Руси?»
2. Недосказанный рассказ о судьбе Ермила Гирина.
3. Образ Григория Добросклонова как будущего народного заступника.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» была задумана Н. А. Некрасовым как эпопея крестьянской жизни. Хотя крепостное право уже было отменено, это не решило всех проблем деревни, напротив, зачастую вольные мужики да и помещики, сталкивались с новыми затруднениями. Об этом и хотел рассказать Некрасов в своей поэме. Таким образом, сюжет и образы этого произведения могли быть только реалистичными. Однако автор ввел в поэму и сказочные мотивы: семеро мужиков, решивших узнать, кому лучше всего живется на Руси, поймали птенца говорящей птицы, которая за его освобождение дала им скатерть-самобранку. Благодаря этому волшебному предмету семеро крестьян могут спокойно отправиться в долгое странствие, в котором они надеются найти ответ на свой вопрос, вынесенный Некрасовым в название поэмы.

У каждого из странников, затеявших спор о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», имелось собственное мнение на этот счет:

Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! —
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю...

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» осталась незаконченной. Не всех из приведенного списка опросили странники. Им удалось поговорить с помещиком и попом. Большая глава посвящена судьбе русской крестьянки Матрены Тимофеевны, которая решительно заявила странникам, что среди русских женщин искать счастливую бессмысленно. Странники предприняли попытку поискать счастливого человека среди простых мужиков, таких же, как и они сами. Но «счастие мужицкое» все как на подбор — «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». Неожиданно один крестьянин рассказал им о Ермиле Гирине, пользующемся уважением и доверием односельчан и жителей соседних деревень:

Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шататься нечего...

Ермил вышел из простого народа. В юности служил писарем в конторе управляющего имением князя Юрлова. Именно тогда люди и оценили его высокие моральные качества. Ермил бескорыстно помогал крестьянам, чем мог. Конечно, должность у него была совсем маленькая, но все-таки, как человек грамотный, он мог дать дельный совет, помочь составить просьбу, а для крестьян и это имело огромное значение. Особенно важно то, что Ермил не брал за свою помощь денег — ведь большинство чиновников, даже самых мелких, охотно пользовались своим служебным положением в целях личной наживы. За те пять лет, которые Ермил проработал в конторе, он и приобрел уважение крестьян, которые впоследствии избрали его бурмистром, сельским старостой.

Авторитет Ермила в народе не пострадал даже после того, как он один-единственный раз воспользовался служебным положением, чтобы избавить своего брата от солдатской службы. Поступок бескорыстного и честного Ермила не вызвал возмущения ни у кого, кроме матери крестьянина, взятого в солдаты вместо Митрия, брата Ермила: Молчим: тут спорить нечего,

Сам барин брата старосты

Забрить бы не велел,
Одна Ненила Власьевна
По сыне горько плачется,
Кричит: не наш черед!

Однако несправедливый поступок, который односельчане были готовы простить своему старосте, не давал покоя Ермилу. Угрызения совести чуть не довели его до самоубийства, и даже когда справедливость была восстановлена, он отказался от своей должности, публично покаявшись перед народом. Но народ по-прежнему доверял Ермилу. Об этом свидетельствует история с покупкой мельницы. За час произошло чудо: на клич, брошенный Ермилом, народ собрал сумму, которую нужно было внести сразу после торгов. А потом, когда Ермил вышел раздавать долги, никто не попытался взять больше, чем полагалось, хотя сделать это было очень просто — ведь в спешке Ермил не имел возможности записать, кто и сколько давал денег. Ермил честен по отношению к народу, и простые крестьяне точно также честны с ним. Он их не обманывал — народ его не подведет.

Этот человек выведен Некрасовым в главе, названной «Счастливые». Но если другие «счастливцы»: баба, получившая большой урожай репы, бывший любимый барский холоп; гордящийся своей «почетной болезнью», подагрой, — выведены поэтом со значительной долей иронии, то Ермил Гирин действительно счастливый человек в глазах Некрасова. Счастлив он не богатством, знатностью или властью, а тем, что он по мере сил старался облегчить жизнь простого народа. Только такой человек, по мнению Некрасова, вправе называться счастливым. Только вот в чем беда — выясняется, что Ермил попал в острог в связи с бунтом крестьян в соседнем селе. Точных обстоятельств автор поэмы не сообщает. Однако нужно отметить, что для Некрасова подобный поворот в судьбе «народного заступника» представлялся закономерным. Вот какую долю предрекает он другому счастливцу, Григорию Добросклонову:

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но это Григорию предстоит в будущем. Пока же мы видим его недавним семинаристом, который трудится наравне с крестьянами. Бедность известна Григорию не понаслышке: его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». И в семинарии Григория и его брата Савву «недокармливал хапуга-эконом».

Беспросветная бедность, в которой вырос Григорий, нищета крестьянства ярко запечатлена Некрасовым в «Соленой» песне. На что купить соли — вот забота, с которой жила и умерла мать Григория. Любовь к матери, «батрачке безответной», память о ней, в сердце ее сына слилась с любовью «ко всей вахлачине», то есть к простому народу:

... лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет.

И крестьяне доброжелательно относятся и к Трифону, к его сыновьям, которые держат себя просто, ничуть не кичась своей грамотностью. Простые труженики охотно делятся с дьячком и его семьей всем, чем бог послал. Только благодаря помощи крестьян Гриша и его брат выжили и выросли. Заветная мечта Григория — счастье простого народа: ... Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Именно Григория Доброскпонова считает Некрасов главным счастливцем, так как он чувствует свое единство с народом и полон решимости отдать жизнь в борьбе за улучшение положения простых людей, а это и есть идеал счастья для Некрасова.

Сочинение на тему «Образ народного заступника Гриши Добросклонова. 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл.
Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа – это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей – простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них.
Вторая группа – э то бояре, князья – правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам.


Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша – сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов:
«И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей величине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет».
В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский.
Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг.
Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.
Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье.
Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова – главный образ во всей поэме.
Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное – это бороться за счастье.
На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов – мужественный, сильный и храбрый герой.
2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.