Название литературных альманахов натуральной школы. Натуральная школа» в русской литературе

Сегодня мы поговорим об эпохе 1840-х годов, в которую возникает один из важнейших этапов русского реализма. Мы рассмотрим проблематики натуральной школы, посмотрим на ее авторов и поговорим о трех этапах и одновременно трех направлениях этого литературного явления XIX века.

в 1841 - Лермонтов (рис. 2),

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов ()

и возникает ощущение, что литературная сцена несколько опустела. Но в этот же момент на нее поднимается новое поколение писателей, которые рождены были примерно около 1820-го года. Кроме того, в этот же момент из Москвы в Петербург перебирается знаменитый критик В.Г. Белинский (рис. 3),

Рис. 3. В.Г. Белинский ()

который становится главным идейным вдохновителем и вождем этого кружка молодых писателей, которые, в свою очередь, порождают новое литературное направление.

Название этого направления определилось не сразу, хотя мы его знаем как натуральную школу . Хотя есть и другие названия: натуральное направление в литературе, гоголевская школа, гоголевское направление в литературе. При этом имелось в виду, что учителем и непререкаемым авторитетом для этих молодых писателей был Н.В. Гоголь (рис. 4),

Рис. 4. Н.В. Гоголь ()

который в этот период почти ничего не пишет, находится за границей, но он автор великих, обладающих огромным авторитетом, произведений: Петербургские повести, сборник «Миргород», первый том «Мертвых душ».

Откуда же возникает сама идея изображать общество во всех его деталях? Именно такая идея, пропагандируемая Белинским и поддержанная молодым кругом писателей (Некрасов (рис. 5),

Рис. 5. Н.А. Некрасов ()

Тургенев (рис. 6),

Рис. 6. И.С. Тургенев ()

Достоевский (рис. 7),

Рис. 7. Ф.М. Достоевский ()

Григорович (рис. 8),

Рис. 8. Д.В. Григорович ()

Дружинин (рис. 9),

Рис. 9. А.В. Дружинин ()

Даль (рис. 10)

Рис. 10. В.И. Даль ()

и др.). Необычайно важным для этого кружка молодых писателей становится среда, которая понимается очень широко: и как непосредственное окружение человека, и как эпоха, и как общественный организм в целом. Так откуда возникла идея изображать общественный организм во всех его достоинствах и недостатках? Идея эта пришла с Запада: во Франции и Англии в 1830-х - начале 1840-х гг. такого рода произведения появлялись в массовом порядке. А породило эту идею явление внелитературное. Причина этому - огромные, очень важные открытия, которые были совершены в 1820-30-е гг. в области естественных наук. К тому времени несколько ослаб церковный запрет на анатомирование, возникли анатомические театры, и было узнано необычайно много об анатомии и физиологии человека.

Соответственно, если в таких деталях был узнан организм человека, то появилась возможность лечить многие до того времени неизлечимые болезни. Но происходит любопытный перенос с организма человека на организм общества. И возникает идея: если изучить общественный организм во всех его деталях, то возможно будет устранить кричащие противоречия и излечить социальные болезни общества. Появляется масса так называемых физиологий, рассказывающих о социальных группах, о представителей отдельных профессий, о социальных типах, часто встречающихся в обществе. Такого рода литература выходит часто анонимно и походит на журналистские расследования. Вот, например, произведения, вышедшие во Франции: «Физиология Парижа», «Физиология Гризетки», «Физиология женатого мужчины», причем речь в нем идет отнюдь не о его интимной жизни, а о том, как он проводит день, как общается с близкими. Физиология лавочника, физиология продавца или продавщицы, физиология актрисы. Были даже физиологии, посвященные предметам: физиология зонтика, физиология шляпы или физиология омнибуса. В этом жанре начинал работать Бальзак во Франции (рис. 11),

Рис. 11. Оноре де Бальзак ()

Диккенс в Англии (рис. 12),

Рис. 12. Ч. Диккенс ()

который посвятил много времени исследованию общественных язв. И эта идея приходит в Россию - изучать неблагополучную среду - такую задачу ставят перед собой молодые писатели под руководством Белинского. Вскоре появляется первое произведение, первый коллективный сборник, который является манифестом этого рождающегося направления. Это «Физиология Петербурга» (рис. 13).

Рис. 13. Титульный лист издания «Физиология Петербурга» (1845) ()

Здесь и статьи Белинского: «Петербург и Москва», «Александринский театр», «Петербургская литература»; и очерк Даля «Петербургский дворник», который вышел под псевдонимом Казак Луганский; и «Петербургские углы», отрывок из ненаписанного Некрасовым романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Таким образом, формируется направление. Любопытно то, что название этому направлению - «натуральная школа» - дал его идейный враг - Ф.В. Булгарин (рис. 14),

Рис. 14. Ф.В. Булгарин ()

который также являлся и врагом Пушкина, и противником Гоголя. Булгарин в своих статьях беспощадно осуждал представителей нового поколения, говорил о низменном, грязном интересе к неприглядным деталям общественного бытия, называл грязным натурализмом то, что молодые писатели пытались сделать. Белинский подхватил это слово и сделал его девизом всего направления. Таким образом, название школы, группы молодых литераторов и того, что они делали, постепенно устоялось.

Натуральная школа как явление развивалась достаточно быстро, и обычно говорят о трех этапах, или направлениях, этой школы. Первое направление - очерковое. То, что делали молодые писатели, может напомнить журналистское расследование. Например, Григорович заинтересовался обыденным явлением, которое ему показалось загадочным, - петербургские шарманщики. Все слышат их звуки, но откуда они берутся и куда деваются, где они столуют, ночуют, на что они надеются? И Григорович в буквальном смысле предпринимает журналистское расследование. Он одевается потеплее и попроще и отправляется бродить с шарманщиками. Таким образом он провел около двух недель и выяснил всё. Результатом этого расследования явился очерк «Петербургские шарманщики», который тоже был опубликован в «Физиологии Петербурга». В. Даль заинтересовался колоритным, интересным образом петербургского дворника. С большим интересом описывает он в одноименном произведении и внешность этого социального типажа, и обстановку его каморки и не чуждается даже самых неприглядных деталей. Например, Даль говорит о том, что у дворника было полотенце, но собаки, часто забегавшие в каморку, поминутно принимали это полотенце за съедобный предмет, столь грязным и засаленным оно было. Еще более ярко и вызывающе прозвучал отрывок из романа Некрасова «Петербургские углы». Начинается он с вполне журналистского описания такое петербургского явления, как третий двор. «Знаете ли вы, что такое третий двор?» - спрашивает автор. Говорится о том, что первые дворы сохраняют благопристойность и парадный вид. Затем, если пройти под арку, объявится второй двор. Он находится в тени, там грязновато, неприглядно, но если приглядеться повнимательнее, то можно увидеть низкую арку, которая напоминает собачий лаз. И если протиснуться туда, то предстанет во всей красе третий двор. Туда никогда не попадает солнце, эти дворы украшены страшной зловонной лужей. Именно таким путем идет молодой герой Некрасова и пытается найти себе место в ночлежке. С тревогой и трепетом глядит он на эту огромную лужу, которая полностью перекрывает вход в ночлежку. Вход в ночлежку выглядит как зловонная дыра. Герой ощущает, что не сможет пройти в ночлежку, миновав эту лужу, над которой роями летают зеленые мухи и которая кишит белыми червяками. Естественно, что такие детали прежде не могли служить предметом рассмотрения для литературы. Писатели нового поколения действуют бесстрашно: они сами исследуют жизнь и предъявляют читателю результаты своего исследования. Но почему мы говорим именно о журналистском расследовании, почему мы называем это направление очерковым? Потому что здесь нет, как правило, какого-то художественного сюжета, личности героев совершенно не интересуют писателя или они переходят на второй план. Важна именно натура. Девизом этого направления можно избрать такую фразу: «Такова жизнь. Вот смотри, читатель, может, ты удивишься, может быть, ужаснешься, но жизнь именно такова. Необходимо знать общественный организм». При этом можно отметить некую механистичность подхода, характерную и для западных писателей, и для молодых российских. Общество представлялось ими как некий организм, сродни человеческому. Вот, скажем, во французских физиологиях предполагалось, что у такого организма есть легкие, кровеносная, пищеварительная и даже выделительная система. Легкими, например, объявлялись многочисленные сады и городские парки; кровеносная система представлялась в виде финансовой системы, которая омывает все части этого организма; пищеварение сравнивалось ими с рынком, который в Париже назывался «Чрево Парижа»; соответственно, выделительная система - это канализация. В Париже молодые писатели отваживались лазить в парижскую клоаку и производить там всякого рода изыскания. Точно так же и писатели в Петербурге отваживались на самые рискованные экспедиции, чтобы узнать все мельчайшие детали и изъяны общественного организма. Определенное влияние на очерковую прозу начала 1840-х оказало и открытие Дагером (рис. 15)

фотографии в 1839 году. Его именем был назван первый способ фотографирования: дагерротип.

Дагерротип - это снимок, сделанный по способу дагерротипии.

Дагерротипия - это способ непосредственного получения при съёмке позитивного изображения.

Очерковый метод иногда в России называли дагерротипным, т. е. это метод как бы прямого фотографирования бытия. Делается моментальный снимок жизни, а дальше дело читателя, как к этому относиться. Главная цель - познавательная.

Но, разумеется, художественная литература не стоит на месте, и без отношения автора достаточно трудно было предъявлять все новые изъяны действительности. Автор должен был выразить свое внутреннее отношение к происходящему, этого ждали и читатели.

Поэтому достаточно быстро появляется новое направление, или следующий этап в развитии натуральной школы, - сентиментально-натуральное (1846). Новым девизом направления становится вопрос: «И это жизнь? Такова ли должна быть жизнь?» В 1846 году выходит следующее знаковое издание: «Петербургский сборник».

Рис. 16. Титульный лист издания «Петербургский сборник» (1846) ()

Самыми главными произведениями для писателей этого направления являются знаменитая «Шинель» Гоголя и «Станционный смотритель» Пушкина. Вот те образцы, с которыми хотелось сравняться, но это получалось далеко не у всех. Молодые писатели стремились изобразить жизнь маленького, несчастного, угнетаемого человека. Как правило, это был петербургский чиновник. Постепенно возникли и образы крестьян (повесть Григоровича «Антон Горемыка», где на несчастного крестьянина, как шишки на бедного Макара, сыплются горести со всех сторон). Но молодым писателям казалось, что Гоголь в своей «Шинели» несколько жестко и не совсем гуманно отнесся к Акакию Акакиевичу Башмачкину. Мы видим целый ряд несчастий, которые преследуют гоголевского героя, но мы не видим, как относится герой к миру, к жизни, не видим его мыслей, мы не присутствуем внутри души этого персонажа. Молодым писателям хотелось этот образ как-то смягчить и «степлить». И возникает целая серия произведений, в которых так же страдает и мучается в огромном, холодном, бесчеловечном городе маленький чиновник, но у него появляются привязанности, скажем, к жене, к дочери, к собаке. Таким образом молодые писатели хотели усилить гуманистическую сторону повествования. Но на практике получалось, что высоты гоголевской они достигнуть не могли. Ведь для Гоголя не то важно, что чувствует его герой, а то, что он человек, он наш брат и имеет право на тепло, на участок, где его никто не тронет. У Акакия Акакиевича такой ниши не оказывается - он погибает от холода, от равнодушия окружающего мира. Вот гоголевская идея, а в многочисленных очерках и рассказах сентиментально-натурального направления все выглядит несколько проще и примитивнее.

Огромным исключением на этом фоне является повесть Ф.М. Достоевского «Бедные люди», опубликованная в «Петербургском сборнике». Во многом благодаря этой повести сборник получил огромную известность и был издан невероятным по тем временам тиражом в 5 000 экземпляров, который разошелся очень быстро. Так вот герой повести «Бедные люди» Макар Девушкин - мелкий чиновник. Он нищ, бесприютен, он снимает не комнату, а угол в кухне, где чад, вонь, где его беспокоят вопли гостей. Казалось бы, мы должны испытывать к нему только жалость. Но Достоевский ставит вопрос совершенно по-другому: его маленькие люди, безусловно, бедны, но бедны в отсутствии денег, а душевно и духовно эти люди богатые. Они способны на высокое самопожертвование: они готовы отдать последнее, не задумываясь. Они способны к саморазвитию: они читают книги, задумываются над судьбой героев Гоголя и Пушкина. Они способны писать друг другу прекрасные письма, ведь эта повесть в письмах: письма пишет Варенька Добросёлова, а отвечает ей Макар Девушкин. Таким образом, Достоевский в каком-то смысле сразу перешагнул через достаточно узкие рамки сентиментально-натурального направления. Не просто сочувствие к героям вызывает его повесть, но глубокое к ним уважение. А духовно бедными оказываются в этой повести сильные мира сего.

Таким образом, первые два направления проявились достаточно быстро, и вслед за ними проявляется и третье направление, или третий этап развития натуральной школы. Вопрос среды по-прежнему важен для писателя, но теперь появляется идея ярче осветить самого героя. Третий уровень - это уровень большой повести, или романа . И вот здесь русская литература совершает открытие мирового класса: введение в гоголевскую среду героя онегинско-печоринского типа. Гоголевская среда - это та среда, которая щедро и ярко изображена в произведениях Гоголя. И вот в такую серую, безнадежную среду вводится герой яркий, образованный, умный, сохранивший рудименты совести. Т.е. герой, похожий на Онегина или на Печорина. При таком соединении возникнет следующее: среда будет мучить, давить героя. А дальше сюжет может пойти по двум направлениям. Первое направление. Герой держится стойко и не уступает среде ни в чем, а среда - это судьба, жизнь, которая дается человеку только один раз. Герой отказывается иметь дело с пошляками, служить в департаменте, где занимаются бессмысленными и пошлыми делами, он хочет проявить себя как-то, но ситуация такова, что проявить себя герой не может. И в какой-то момент герой может прийти к выводу, что жизнь прошла даром, он ничего не сумел совершить, он не сумел победить среду, хотя и остался верен своим убеждениям и идеалам. Он превращается в умную ненужность. И горько герою осознавать такой финал собственной жизни. Всё это является проблематикой романа А.И. Герцена «Кто виноват?» (рис. 17)

Рис. 17. Обложка издания романа «Кто виноват?» ()

Второе направление. Герой ощущает полную бесперспективность и безнадежность следовать своим чистым юношеским идеалам. Все-таки жизнь сильнее, и ему приходится уступить, примириться. Герою кажется, что он сохраняет верность себе, но среда наступает неумолимо и в какой-то момент подавляет героя настолько, что он исчезает как личность, он превратился в такого же пошляка, как и окружающие. Иногда герой понимает это, а иногда даже не в силах осознать страшную трансформацию, с ним произошедшую. Это проблематика романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история» (рис. 18).

Рис. 18. Обложка издания романа «Обыкновенная история» ()

Оба эти романа выходят в 1847 году и знаменуют начало третьего этапа натуральной школы.

Но мы говорим о натуральной школе применительно к 1840-м годам. А в конце 40-х происходит целый ряд событий: умирает Белинский, оказывается под арестом и приговоренным к казни, но затем сосланным в далекий Омский острог Достоевский. И получается так, что писатели идут теперь своим путем и наиболее крупные классики уже сами себе создают определенное направление. Поэтому мы говорим, что пора ученичества, общего труда и выработки идеологии приходится именно на 40-е годы XIX века.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал Km.ru ( ).
  2. Интернет-портал Feb-web.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте таблицу основных этапов развития натуральной школы.
  2. Составьте сравнительную характеристику литературы романтической и натуралистической на основе краткого анализа наиболее значимых произведений этих двух периодов.
  3. * Напишите сочинение-размышление на тему «Идейное противостояние Булгарина и Белинского».

Первоначально Белинский в полемическом задоре использовал словосочетание, рожденное в стане литературных и идейных противников. Ф. Булгарин, редактор газеты «Северная пчела» и журнала «Сын Отечества», язвительно адресовал его авторам, объединившимся для издания альманахов «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Критик считал, в противовес Булгарину, что и так называемая натура, «низкие картины» должны сделаться содержанием литературы.

Белинский узаконивает название критического направления, созданного Гоголем: натуральная школа. К ней относились А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков, В. И. Даль (псевдоним Казак Луганский), В. А. Соллогуб, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, Е. П. Гребенка и др.

Организационно представители «натуральной школы» объединены не были. Их связывали творческие установки, совместная работа в журналах, альманахах, личные контакты. Н. А. Некрасов, по праву считавшийся лидером, стал редактором не только двух альманахов о быте и нравах Петербурга, но и вместе с И. И. Панаевым владельцем и редактором журнала «Современник».

Участников литературного движения объединял творческий энтузиазм, пафос «социальности», заинтересованный анализ влияния общественных нравов на человека, глубокий интерес к судьбам представителей низших и средних сословий. Взгляды и творчество писателей «натуральной школы» встретили критику официальной журналистики (прежде всего журнала «Северная пчела»). Эстетические и художественные новации нашли воплощение в двух сборниках под названием «Физиология Петербурга», вышедших под редакцией Некрасова, а также в массовой литературной продукции, охотно публиковавшейся журналами и альманахами и имевшей успех у читателей.

В жанровом отношении «физиологии» чаще всего представляли очерки, небольшие по объему произведения описательно-аналитического содержания, где действительность изображалась в разнообразных, чаще всего вне развернутого сюжета ситуациях через множество социальных, профессиональных, этнографических, возрастных типов. Очерк был тем оперативным жанром, который позволял быстро и точно фиксировать положение дел в обществе, с большой степенью достоверности, даже – фотографичности (как тогда говорили – «дагерротипности»), представлять новые для литературы лица. Иногда это происходило в ущерб художественности, но в воздухе той поры, в эстетической атмосфере витали идеи соединения искусства с наукою, и, казалось, что можно пожертвовать мерой красоты ради правды «действительности».

Одна из причин такого моделирования мира заключалась в том, что в 30-40-е годы в европейской науке ощущался интерес к практическому (позитивному) направлению, переживало подъем естествознание: органическая химия, палеонтология, сравнительная анатомия. Особенные успехи выпали на долю физиологии (не случайно в одном из номеров некрасовского «Современника» за 1847 г. была напечатана статья «Важность и успехи физиологии»). Русские, как и западноевропейские, писатели стремились перенести в литературу приемы физиологической науки, изучить жизнь как своеобразный организм, стать «физиологами общества». Писатель – «физиолог» понимался истинным естествоиспытателем, который исследует в современном ему обществе, преимущественно в средних и низших сферах, различные виды и подвиды, почти с научной точностью фиксирует регулярно наблюдаемые нравы, жизненные условия, среду обитания. Поэтому композиционно физиологические очерки обычно строились как соединение собирательного портрета и бытовой зарисовки. Собственно, эта форма реализма и предполагала фиксацию несколько обобщенных, мало индивидуализированных социальных типов в тщательно прописанной, столь же типичной, зачастую пошлой и грубой повседневности. «Сущность типа состоит в том, чтоб, изображая, например, хоть водовоза, изображать не какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном», – писал В. Г. Белинский в рецензии на книгу «Наши, списанные с натуры русскими» (1841). Она заключала в себе очерки с характерными названиями: «Водовоз», «Барышня», «Армейский офицер», «Гробовой мастер», «Няня», «Знахарь», «Уральский казак».

Вполне в духе 40-х годов прочитывается сравнение русского критика В. Майкова, когда он говорит о необходимости рассматривать законы жизни общества как органического тела. Писатель сороковых призван был анатомировать «общественное тело» и продемонстрировать художественный и одновременно аналитический «разрез» в разных культурно-исторических и географических проекциях.

Горизонтальную проекцию северной столицы блестяще выполнили авторы знаменитого двухтомного сборника «Физиология Петербурга» (1844–1845). Во вступлении к первому тому В. Г. Белинский прогнозировал появление «беллетристических произведений, которые бы в форме путешествий, поездок, очерков, рассказов, описаний знакомили с различными частями беспредельной и разнообразной России».

Личным опытом такого географического, исторического и социально-бытового описания становится его очерк «Петербург и Москва». В очерках «Омнибус» Кульчицкого-Говорилина, «Петербургская сторона» Гребенки, «Петербургские углы» Некрасова разворачивается топография «дна» Петербурга: помойные ямы, грязные подвалы, каморки, смрадные дворы и их забитые, раздавленные нищетой, несчастьями, опустившиеся обыватели. И все же характер северной столицы исследуется в «Физиологии Петербурга» прежде всего через галерею представителей некоторых профессий. Нищий шарманщик из очерка Д. В. Григоровича, тщетно старающийся своим ремеслом прокормить целое семейство. Дворник – вчерашний крестьянин, ставший не только блюстителем чистоты, но и порядка, незаметно превратившийся в столь необходимого для жизни разных сословий посредника (В. И. Даль. «Петербургский дворник»). Другие заметные персонажи – продажный фельетонист (И. И. Панаев. «Петербургский фельетонист»), чиновник из одноименного стихотворного очерка Некрасова. Характеры персонажей не прописаны, в них сплавлены в художественном единстве социальные болезни, сиюминутные человеческие интересы и исторически сложившиеся общественные роли.

Вертикальный «разрез» одного столичного дома удался писателю Я. П. Буткову. Книга «Петербургские вершины» (1845–1846), не являясь образцом художественности, отвечала основным требованиям «физиологии». В предисловии повествователь как бы перемещается с этажа на этаж: подвалы – «низовье»; «срединная»; «подоблачные вершины» – чердаки. Он знакомится с теми, кто комфортабельно обитает в средних этажах; с «низовыми» – «промышленными» людьми, которые, «будто болотные растения, крепко держатся своей почвы»; с «самобытной толпой», «особыми людьми» чердаков: это бедные студенты, так похожие на еще не явившегося Раскольникова, нищие интеллигенты. Характерна по своему стилю – как отголосок своеобразной моды на естествознание – одна из рецензий на «Петербургские вершины»: «Все 4-е, 5-е и 6-е этажи столичного города С. – Петербурга попали под неумолимый нож Буткова.

Он взял, отрезал их от низов, перенес домой, разрезал по суставчикам и выдал в свет частичку своих анатомических препаратов». Тонкий критик В. Майков дал объективную оценку этой книги, указав не столько на поэтические, сколько на «научно-документальные» свойства ее художественности, что само по себе еще раз характеризует физиологические жанры вообще. «Достоинство повести – чисто дагерротипическое, и описание мытарств, сквозь которые пробивал себе дорогу Терентий Якимович, занимательно, как глава из отличной статистики».

Под несомненным влиянием художественных исканий «натуральной школы» на излете первой половины столетия были созданы крупные произведения отечественной литературы.

В своем последнем годовом обзоре русской литературы за 1847 год В. Г. Белинский отметил определенную динамику жанрового развития русской литературы: «Роман и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии».

Роман «Бедные люди», принесший известность молодому Ф. М. Достоевскому, был напечатан в «Петербургском сборнике», изданном Н. Некрасовым в 1846 г. В русле традиции «физиологического очерка» он воссоздает реалистическую картину жизни «забитых» обитателей «петербургских углов», галерею социальных типов – от уличного побирушки до «его превосходительства».

Высшим достижением натуральной школы по праву считаются два романа 40-х годов: «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и «Кто виноват?» А. И. Герцена.

Сложнейшие общественные, нравственные и философские смыслы вложил А. И. Герцен в романное действие, «исполненное, по словам Белинского, драматического движения», ума, доведенного «до поэзии». Это роман не только о крепостном праве, о русской провинции, это роман о времени и среде, губящей все лучшее в человеке, о возможности внутреннего сопротивления ей, о смысле жизни. В проблемное поле вводит читателя резкий и лаконичный вопрос, вынесенный в название произведения: «Кто виноват?» Где коренится причина того, что лучшие задатки дворянина Негрова были заглушены пошлостью и бездельем, столь распространенными среди крепостников? Лежит ли на нем персональная вина за судьбу внебрачной дочери Любоньки, росшей в его же доме в унизительном двусмысленном положении? Кто несет ответственность за наивность тонкого, мечтающего о гармонии учителя Круциферского? Он по существу только и может, что произносить искренние патетические монологи да упиваться семейной идиллией, которая оказывается столь непрочной: роковым, приведшим к гибели становится для его жены чувство к Владимиру Бельтову. Дворянин-интеллектуал Бельтов приезжает в провинциальный город в поисках достойного жизненного поприща, но не только не находит его, но и оказывается в горниле трагической жизненной коллизии. С кого же спросить за бессильные, обреченные на заведомый провал попытки исключительно талантливой личности найти применение своим силам в удушающей атмосфере помещичьего быта, казенной канцелярии, отечественного захолустья в тех жизненных сферах, что чаще всего «предлагала» тогдашняя Россия своим образованным сынам?

Один из ответов очевиден: крепостничество, «поздняя» николаевская пора в России, застой, едва ли не приведший в середине 50-х годов к национальной катастрофе. Социально-исторический конфликт сплетен с конфликтом этическим. В. Г. Белинский очень тонко указал на связь социально-критического и нравственного смысла произведения в характеристике авторской позиции: «Болезнь при виде непризнанного человеческого достоинства». И все же критический пафос определяет, но не исчерпывает содержание и смысл романа. К центральным проблемам, поднятым в нем, следует отнести проблему национального характера, национального самосознания. Смысл романа обогащается также благодаря герценовской художественной «антропологии» в ее коренных аспектах: привычка и покой, губящие все живое (чета Негровых); инфантильность или мучительный скепсис, одинаково мешающие молодости реализовать себя (Круциферский и Бельтов); бессильная мудрость (доктор Крупов); разрушительные эмоциональные и духовные порывы (Любонька) и т. д. В целом внимание к «природе» человека и типическим обстоятельствам, губящим ее, ломающим характер и судьбу, делает Герцена писателем «натуральной школы».

Становление лирики Н. А. Некрасова шло в русле общения с прозаическими опытами писателей «натуральной школы». Первый его сборник «Мечты и звуки» (1840) носил романтически-подражательный характер. Несколько лет работы в прозаических жанрах привели Некрасова к принципиально новому способу отбора и воспроизведения действительности. Повседневная жизнь социальных низов находит воплощение в форме стихотворной новеллы, «рассказа в стихах» («В дороге», 1845; «Огородник»,1846; «Еду ли ночью», 1847; «Вино», 1848). Очерковая тональность описаний, фактографичность, обстоятельная «бытопись» и сочувствие народу отличают многие поэтические опыты Некрасова конца 40-х годов.

Цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника», большинство из которых было написано в 40-е годы, несет на себе печать физиологизма: характерно отсутствие выраженного сюжета, художественное «заземление» на массовых человеческих типах, описаниях «обычных» обстоятельств. Вместе с тем «Записки охотника» уже перерастают эту жанровую форму.

Повести Д. В. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка», произведения А. Ф. Писемского, В. А. Соллогуба углубляли многозначность реалистической картины мира, основные художественные координаты которой отвечали требованиям натуральной школы.

ООО Учебный центр

« Профессионал»

Реферат по дисциплине:

«литература»

По теме:

« «Натуральная школа» в истории русского литературного языка»

Исполнитель:

Боровских Ирина Анатольевна

Москва 2016 год.

Содержание:

    Введение.

    Хронологические границы школы.

3.Философское и эстетическое направление школы.

    Основные направления, в которых изучалась натуральная школа:

а) тематический подход

б) жанровый подход

5. Заключение.

6. Используемая литература.

Введение:

«Натуральная школа» – одна из самых сложных проблем в истории становления русского литературного языка. А так ли это…?

Это и сплочение писателей вокруг одного печатного органа: «Отечественных записок», а затем «Современника»; более или менее сознательная ориентация на творчество Гоголя, не исключающая в отдельных случаях полемику с ним; высокий уровень теоретического осмысления процессов, происходящих в литературе: критические статьи Белинского, Некрасова, Плещеева, Майкова. Яркое доказательство единомыслия – альманахи «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Среди писателей, принадлежащих к натуральной школе, были чрезвычайно яркие индивидуальности, настолько непохожие друг на друга, что говорить об общности стиля или языка их произведений не представляется возможным: Герцен, Достоевский, Тургенев и Гончаров, Салтыков и Писемский.

Исходя из этого, исследователь Ю. Манн указывал, что « Натуральная школа» – строго говоря не школа (школа, с точки зрения Манна, - общность стиля, тематики, то есть высокая степень общности). Интересно, что Виноградов, определяя понятие «Натуральная школа», объединял не писателей, а произведения, считая, что «поэтическая индивидуальность сама в себе внешкольная, она не укладывается в рамки той или другой школы.

Интересно исследовать зарождение и развитие принципов « Натуральной школы» в творчестве отдельных её представителей.

Определяя состав участников, мы исходим из того, что решающими являются не личные контакты художников, не кружковая близость, складывающаяся вокруг Белинского, а верность определенным творческим принципам, которые возникли под влиянием общелитературной ситуации и идейно – художественных потребностей времени.

Попробуем раскрыть понятие «Натуральной школы» и доказать, что она явилась культурным феноменом и заняла в русской литературе эстетические позиции.

Хронологические границы школы .

Анализ творчества писателей, несомненно связанных с « Натуральной школой», развивающихся в её русле, а затем перераставших её рамки, доказывает невозможность строгого ограничения времени существования школы. С одной стороны, отдельные принципы « натуральной школы» начали складываться еще в конце 30 – х годов 19 века, а с другой – в начале 50 – х не происходит резкого распадения школы. В творчестве отдельных её представителей художественные принципы « натуральной школы» продолжают жить вплоть до конца 50 – х годов. Такой яркий представитель как Писемский, входит в литературу только в конце 40 – х годов (хотя, исследователь Кулешов утверждал, что Островский и Писемский– находятся за пределами натуральной школы). В действительности, сложный процесс выработки новых подходов к жизненному материалу, новых принципов поэтики невозможно искусственно ограничить одним десятилетием.

Наиболее существенные признаки существования « натуральной школы»:

Взаимоотношение человека и среды;

Пафос социального исследования жизни, когда сама социальная структура общества является специальным и самостоятельным объектом изображения;

Рассмотрение человека, в первую очередь, в системе его социальных связей, как типичного представителя определенного слоя людей.

В этом была новизна и специфика идейно – художественной позиции деятелей «натуральной школы». Поэтика натуральной школы складывалась под влиянием задачи как можно более полного изучения и описания действительности и среды.

Отсюда требование «натуральности», предельной жизненной достоверности изображения, тяготение к не прекращенной «прозе» жизни.

Вымысел и фантазия уступают первенство наблюдению, сбору материала, его анализу, классификации.

В творчестве В. Даля, Дружинина, Панаева, Буткова, В. Соллогуба получили первоначальное развитие «физиологический» очерк и выросшие на их основе рассказ и нравоописательная повесть.

С появлением произведений: Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского, Салтыкова, Григоровича, Писемского, Некрасова, Островского наступает новый период в истории « натуральной школы». Ведущими жанрами становятся повесть и романы.

Философские и эстетические основы натуральной школы.

По – разному видели единство « натуральной школы» Виноградов, Кулешов, Манн. Очевидно, что творчество конкретных писателей и критиков никогда не может целиком уложиться в рамки какой – либо художественно – философской доктрины.

Для Белинского « натуральная школа» была именно школой, направлением, хотя и в художественном плане – «широкого типа». Само слово «школа» предполагает нечто, возникающее не произвольно, а создаваемое сознательно, имеющее в виду какие – то заранее данные цели.

В мировоззренческом плане - это определенная система взглядов на действительность, её содержание, ведущие тенденции, возможности и пути её развития. Общность мировоззрения – важное условие формирования литературной школы. И между тем, литературную школу объединяют, прежде всего, структурно – поэтические моменты. Так, молодые писатели 40-х годов восприняли гоголевские приемы, но не гоголевское мировоззрение.

По мысли Белинского, гений творит, что и когда хочет, его деятельность невозможно прогнозировать и направлять. Его произведения неисчерпаемы по количеству возможных интерпретаций. Одна из задач беллетристики, считал Белинский, - пропаганда передовых научных идей.

У истоков « Натуральной школы» стоят Белинский и Герцен, во многом воспитанные на идеях Гегеля. Даже впоследствии, споря с ним, это поколение сохраняло гегелевскую структуру мышления, приверженность рационализму, такие категории, как историзм, примат объективной действительности над субъективным восприятием.

Однако стоит заметить, что гегелевский историзм и выведенная на его основе «русская идея» - отнюдь не монопольное достояние Белинского и кружка писателей, объединившихся вокруг «Отечественных записок» в начале 40 – х годов.

Так, московские славянофилы на основе тех же историко – философских посылок, что и Белинский, сделали противоположные выводы: да, русская нация вышла на всемирно – исторические рубежи; да, история – ключ к современности, но полное осуществление «духа» нации и грядущая великая слава – не столько в успехах цивилизации и западного просвещения, как полагали Белинский и Герцен, а прежде всего в проявлении православно – византийских начал.

Итак, хотя гегелевские идеи были на основе «натуральной школы», но не они определяли её своеобразие на литературном фоне эпохи 40-х годов.

Впервые название «Натуральная школа» было употреблено Булгариным в фельетоне «Северная пчела» от 26.01.1846 года. Под пером Булгарина - это слово было бранным. В устах Белинского – знамя русской реалистической литературы. И защитники, и враги, а позднее – исследователи «натуральной школы», относили к ней творчество молодых писателей, вступивших в литературу после Пушкина и Лермонтова, непосредственно вслед за Гоголем, Гончаровым и Достоевским, Некрасовым и др.

Белинский в годовом обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал: «Натуральная школа» стоит на первом плане русской литературы. Белинский относил первые шаги « Натуральной школы» к началу 40 – х годов. Её конечный хронологический рубеж был позднее определен началом 50 – х годов. Таким образом, « Натуральная школа» объемлет десятилетие русской литературы.

По мысли Манна, одно из ярчайших десятилетий, когда заявили о себе все те, кому во второй половине 19 века суждено было составить основу русской литературы.

Сейчас понятие «натуральная школа» принадлежит к общепринятым и наиболее употребительным.

Исследователи Благой, Бурсов, Поспелов, Соколов обращались к проблеме «натуральной школы».

Основные направления, в которых изучалась «Натуральная школа».

Наиболее распространенный тематический подход . «Натуральная школа» начала с зарисовок города, широко изображала жизнь чиновников, но не ограничивалась этим, а обращалась к самым обездоленным слоям населения русской столицы: дворникам (Даль), шарманщикам (Григорович), купеческим приказчикам и сидельцам в лавке (Островский), деклассированным обитателям петербургских трущоб («Петербургские углы» Некрасова). Характерным героем натуральной школы был демократ – разночинец, отстаивающий своё право на существование.

Жанровый подход. Исследователь Цейтлин в докторской диссертации исследует становление « Натуральной школы» главным образом как развитие «русского физиологического очерка». По его мнению, натуральная школа своим рождением обязана была физиологическому очерку. С этим выводом согласен и Манн.

Первый роман А. Герцена «Кто виноват?» в 1847 году. Художник – публицист,

Писатель – исследователь и мыслитель, опирающийся на силу глубокой социальной и философской мысли. Герцен обогащает искусство слова,

художественные принципы реализма достижениями науки и философии, социологии и истории. По мнению Пруцкова, Герцен является основоположником в русской литературе художественно – публицистического романа, в котором наука и поэзия, художественность и публицистика слились в одно целое.

Белинский особенно подчеркивал наличие в творчестве Герцена синтеза философской мысли и художественности. В этом синтезе он видит своеобразие писателя, силу его преимущества перед современниками. Герцен расширил рамки искусства, открыл перед ним новые творческие возможности. Белинский отмечает, что автор «Кто виноват?» «умел довести ум до поэзии, мысль обратить в живые лица…». Белинский называет Герцена «натурой по преимуществу мыслящей и сознательной»

Роман – своеобразный синтез художественного отражения жизни с научно – философским анализом общественных явлений и человеческих характеров. Художественная структура романа оригинальна, она свидетельствует о смелом новаторстве писателя. Герцен впервые столкнул в романе плебея и дворянина, генерала. Это столкновение он сделал художественным стержнем изображения жизни героев романа.

С развитием «Натуральной школы» в литературе начинают господствовать прозаические жанры. Стремление к фактам, к точности и достоверности выдвинуло и новые принципы сюжетосложения – не новеллистические, а очерковые. Популярными жанрами в 40 – е годы становятся очерки, мемуары, путешествия, рассказы, социально – бытовые и социально – психологические повести. Важное место начинает занимать и социально – психологический роман, расцвет которого во второй половине 19 века предопределил славу русской реалистической прозы.

В то время принципы «Натуральной школы» переносятся и в поэзию (стихи Некрасова, Огарева, поэмы Тургенева), и в драму (Тургенев).

Демократизируется и язык литературы. В художественную речь привносится язык газет и публицистики, просторечье, профессионализмы и диалектизмы. Социальный пафос и демократическое содержание «Натуральной школы» оказали влияние на передовое русское искусство: изобразительное (П.А. Федотов) и музыкальное (А.С. Даргомыжский, М.П. Мусоргский).

Заключение.

«Натуральная школа» в истории русского литературного языка заняла эстетические позиции и явилась культурным феноменом.

Белинский утверждал, что «Натуральная школа» стоит на первом плане русской литературы. Под девизом «гоголевского направления», «Натуральная школа» объединила лучших писателей того времени, хотя различных по мировоззрению. Писатели эти расширили область русской жизни, получившей право на изображение в искусстве. Они обратились к воспроизведению низших слоев общества, отрицали крепостничество, губительную власть денег и чиновников, пороки общественного строя, уродующие человеческую личность.

У некоторых писателей отрицание общественной несправедливости переросло в изображение нарастающего протеста самых обездоленных («Бедные люди» Достоевского, «Запутанное дело» Салтыкова, стихи Некрасова и его очерк «Петербургские углы», «Антон Горемыка» Григоровича)

Используемая литература:

    Кулешов В.И., Натуральная школа в русской литературе 19 века, М., 1965 год.

    Поспелов Г.Н., История русской литературы 19 века, т.2, ч.1, М.,1962год

    Материалы с сайта http :// feb - web . ru

Первоначально словосочетание «Натуральная школа» 1 использовал редактор газеты «Северная пчела» и журнала «Сын Отечества» Ф. В. Булгарин в отрицательном смысле, иронически и язвительно высмеяв писателей, интересовавшихся жизнью самых простых людей. Белинский в полемическом задоре, возражая Булгарину, в противовес ему закрепил за выражением «натуральная школа» положительное значение, считая, что «низкие картины» должны сделаться содержанием литературы. Тем самым он узаконил название критического направления, созданного Гоголем. К «натуральной школе» он отнес А. И. Герцена, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. И. Даля (псевдоним Казак Луганский), В. А. Соллогуба, Д. В. Григоровича, И. И. Панаева, Е. П. Гребенку.

Организационно представители «натуральной школы» объединены не были. Их связывали творческие установки, совместная работа в журналах, альманахах, личные контакты.

Одной из самых ярких фигур был Н. А. Некрасов. Он обладал незаурядной внешностью, несомненными деловыми качествами и по праву считался лидером. Некрасов редактировал два альманаха о быте и нравах Петербурга, вместе с И. И. Панаевым стал владельцем и редактором журнала «Современник».

Участников литературного движения объединял творческий энтузиазм, заинтересованный анализ влияния общественных нравов на человека, глубокий интерес к судьбам представителей низших и средних сословий. Взгляды и творчество писателей нового направления встретили критику официальной журналистики.

Эстетические и художественные установки писателей «натуральной школы» нашли воплощение прежде всего в произведениях, включенных в два знаменитых сборника «физиологии», которые имели успех у читателей.

Так называемые «физиологии» были уже известны в европейских странах. «Прототипами» их являлись нравоописательные очерки. Особенно широко «физиологии» расцвели во Франции (например, альманах «Французы в их собственном изображении», напоминающий вышедший в России сборник «Наши, списанные с натуры русскими»). Многие писатели начинали с «физиологии» и не оставляли этот жанр. Так, Бальзаку принадлежат очерки «Гризетка», «Провинциал», «Монография о рантье», «История и физиология парижских бульваров». Французская литература, в отличие от русской, знала также и пародийный вариант «физиологии» («Физиология конфеты», «Физиология шампанского»).

В жанровом отношении «физиологии» чаще всего представляли собой очерки, небольшие по объему произведения описа-тельно-аналитического содержания. Действительность изображалась в разнообразных ситуациях (кстати, развернутый сюжет отсутствовал) через множество социальных, профессиональных, этнографических, возрастных типов. Очерк был тем оперативным жанром, который позволял быстро фиксировать положение дел в обществе, точно, фотографически (как тогда говорили, «дагерротипно») запечатлевать новые для литературы лица. Иногда это происходило в ущерб художественности, но в воздухе той поры, в эстетической атмосфере витали идеи соединения искусства с наукой, и казалось, что можно пожертвовать красотой ради правды «действительности».

Одна из причин такого отношения к миру и к искусству заключалась в том, что в 30-40-е годы XIX века в европейской науке ощущался интерес к практическому (позитивному) направлению, переживало подъем естествознание. Русские, как и западноевропейские, писатели стремились перенести в литературу приемы физиологической науки, изучить жизнь как своеобразный организм, стать «физиологами общества».

Писатель-«физиолог» понимался истинным естествоиспытателем, который исследует в современном ему обществе, преимущественно в средних и высших сферах, различные виды и подвиды. Он почти с научной точностью описывает регулярно наблюдаемые нравы, жизненные условия, среду обитания. Поэтому композиционно физиологические очерки обычно строились на соединении собирательного портрета и бытовой зарисовки. Считалось, что литература должна рассматривать законы жизни общества как органического тела. Писатель 40-х годов призван был его анатомировать, продемонстрировать художественный и одновременно аналитический «разрез» в разных культурно-исторических условиях и с разных сторон. Так, в «Петербургских углах» Некрасова, включенных в первый двухтомный альманах «Физиология Петербурга» (1844-1845), разворачивается топография «дна» города: помойные ямы, грязные подвалы, каморки, смрадные дворы - и их забитые, раздавленные нищетой, несчастьями, опустившиеся обыватели.

И все же характер северной столицы исследуется в «Физиологии Петербурга» прежде всего через галерею представителей некоторых профессий. Вот, например, нищий шарманщик из очерка Д. В. Григоровича, чья шарманка кормит целое семейство; вот дворник, ставший блюстителем не только чистоты, но и порядка (В. И. Даль. «Петербургский дворник»).

Кроме очерков, посвященных разным профессиям, «физиологи» часто описывают определенное место - часть города, театр, рынок, дилижанс, омнибус, где собирается разнообразная публика («Петербургские углы» Н. А. Некрасова, «Записки замоскворецкого жителя» А. Н. Островского, «Московские рынки» И. Т. Кокорева).

Писателей привлекали и обычаи, традиции, привычки. В таких очерках описывалось поведение и нравы публики во время, например, чаепития, свадьбы или в праздничный день («Чай в Москве», «Свадьба в Москве», «Сборное воскресенье» И. Т. Кокорева).

Помимо обозрения профессий, определенных мест, обычаев и привычек, «физиологи» раскрывали перед читателем иерархию общества сверху донизу. Характерным примером служат заглавия: «Петербургские вершины» (Я. П. Бутков) и «Петербургские углы» (Н. А. Некрасов).

Под несомненным влиянием художественных исканий «натуральной школы» и ее ведущего жанра - физиологического очерка - были созданы крупные произведения: роман «Бедные люди» Ф. М. Достоевского, повести «Сорока-воровка» А. И. Герцена, «Деревня» и «Антон-горемыка» Д. В. Григоровича, «Тарантас» В. А. Соллогуба.

Цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника» (большинство из них было написано в 1840-е годы), неся на себе печать физиологизма, уже перерастает эту жанровую форму.

В. Г. Белинский в своем последнем годовом обзоре русской литературы за 1847 год отметил динамику жанрового развития русской литературы: «Роман и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии».

Высшим достижением «натуральной школы» по праву считаются два романа 1840-х годов: «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и «Кто виноват?» А. И. Герцена.

Сложнейшие общественные, нравственные и философские смыслы вложил А. И. Герцен в романное действие, «исполненное, по словам Белинского, драматического движения», ума, доведенного «до поэзии».

В название произведения не случайно вынесен резкий и лаконичный вопрос, тревожащий читателя: «Кто виноват?» Где коренится причина того, что лучшие задатки дворянина Негро-ва были заглушены пошлостью и бездельем, столь распространенными среди крепостников? Лежит ли на нем персональная вина за судьбу внебрачной дочери Любоньки, росшей в его же доме в унизительном двусмысленном положении? Кто несет ответственность за наивность тонкого, мечтающего о гармонии учителя Круциферского? Он, по существу, только и может, что произносить искренние патетические монологи да упиваться семейной идиллией, которая оказывается столь непрочной: роковым, приведшим к гибели становится для его жены, той же Любоньки, чувство к Владимиру Бельтову.

Дворянин-интеллектуал Бельтов приезжает в провинциальный город в поисках достойного жизненного поприща, но не только не находит его, а оказывается в горниле трагической жизненной коллизии. С кого же спросить за бессильные, обреченные на провал попытки исключительно талантливой личности найти применение своим силам? Возможно ли это в удушающей атмосфере помещичьего быта, казенной канцелярии, отечественного захолустья - в тех жизненных сферах, что чаще всего «предлагала» тогдашняя Россия своим образованным сынам?

Один из ответов на вопрос «Кто виноват?» очевиден: крепостничество, «поздняя» николаевская пора в России, застой, едва не приведший в середине 50-х годов к национальной катастрофе. И все же критический пафос не исчерпывает содержания и смысла произведения. Здесь выдвинуты коренные, вечные проблемы человеческого бытия. Это привычка и покой, губящие все живое (чета Негровых); разрушительные душевные порывы (Любонька). Это инфантильность 2 , мучительный скепсис (неверие), одинаково мешающие молодости реализовать себя (Круциферский и Бельтов); бессильная мудрость (доктор Крупов). В целом внимание к «природе» человека и типическим обстоятельствам, губящим ее, ломающим характер и судьбу, делает Герцена писателем «натуральной школы».

И все же роман ставит задачу, но не предлагает единственного решения, задает загадку и лишь намекает на отгадку; искать ответы нужно каждому читателю в сложном художественном мире произведения.

1 «Натуральная школа» - течение раннего реализма, объединившее писателей в изданиях «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».

2 Инфантильность - детскость, неготовность к серьезной ответственности.

Вариант – 1

1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?

А)романтизм В)сентиментализм

Б)классицизм Г)реализм

2.Укажите основоположников «натуральной школы».

А)В.Г.Белинский, И.С.Тургенев В)М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь Г)В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)А.Н.Островский Г)Ф.М.Достоевский

4.Героиню пьесы Островского «Гроза», Кабаниху, звали:

А)Анна Петровна В)Катерина Львовна

Б)Марфа Игнатьевна Г)Анастасия Семеновна

5.Укажите, какой художественный прием использует А.А.Фет в выделенных словосочетаниях:

«Снова птицы летят издалека//К берегам, расторгающим лед,// Солнце теплое ходит высоко//И душистого ландыша ждет.»

А)олицетворение В)эпитет

Б)инверсия Г)аллегория

6.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А)Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей В)И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б)А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин

7.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А)А.Н.Островский «Лес» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б)И.С.Тургенев «Отцы и дети» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

8.Катерина Измайлова – это героиня:

А)очерка Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Б)пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

В)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Г)романа И.А.Гончарова «Обломов»

А)А.Н.Островский В)М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)Ф.М.Достоевский Г)Л.Н.Толстой

10.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?

А)Долохов В)Болконский

Б)Денисов Г)Друбецкой

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Шахматы расставлены. Игра начнется завтра»?

А)князю Андрею В)Наполеону

Б)императору Александру 1 Г)М.И.Кутузову

12.Какого героя романа «Преступление и наказание» Разумихин характеризует следующими словами: «Угрюм, мрачен, надменен и горд»?

А)Порфирия Петровича В)Раскольникова

Б)Зосимова Г)Свидригайлова

13.Укажите, кто из героев романа Толстого «Война и мир» проходит путь исканий.

А)Платон Каратаев В)Пьер Безухов

Б)Федор Долохов Г)Анатоль Курагин

14.Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?

А)А.С.Пушкину В)Ф.И.Тютчеву

Б)Н.А.Некрасову Г)М.Ю.Лермонтову

15.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

16.Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

А)жертвенность В)лицемерие

Б)легкомыслие Г)свободолюбие

17. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?

А)Л.Н.Толстой В)И.А.Гончаров

18.Укажите, кто из русских критиков назвал героиню драмы А.Н.Островского «Гроза» «лучом света в темном царстве».

А)В.Г.Белинский В)Н.Г.Чернышевский

Б)Н.А.Добролюбов Г)Д.И.Писарев

19.Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)А.А.Фет Г)М.Ю.Лермонтов

20. Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

А)Ягодное В)Марьино

Б)Заманиловка Г)Отрадное

21.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А)выслан из Петербурга В)не был наказан, так как дал взятку

Б)разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть имущих

22.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это

А)строгое научное обоснование разделения людей на разряды

Б)разделение людей на разряды в зависимости от их социальной принадлежности, образования

В)разделение людей на разряды: материал и собственно людей

23.Иван Флягин (Н.С.Лесков «Очарованный странник») в своей жизни не был

А)нянькой грудного ребенка В)солдатом

Б)садовником Г)артистом

24.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 2

1.Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений которых есть противопоставление.

А)А.Н.Островский, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин

Б)И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой

В)И.А.Гончаров, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

Г)Л.Н.Толстой, Н.С.Лесков, И.С.Тургенев

2.В творчестве какого поэта впервые была применена импрессионистическая манера изображения?

А)Н.А.Некрасов В)А.А.Фет

Б)Ф.И.Тютчев Г)А.К.Толстой

А)А.Н.Островский «Гроза» В)Л.Н.Толстой «Живой труп»

Б)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Г)Н.С.Лесков «Леди Макбет…»

4.Какой художественный прием использовал автор в данном отрывке: «Блажен незлобивый поэт,//В ком мало желчи, много чувства://Ему так искренен привет//Друзей спокойного искусства..»

А)аллегория В)антитеза

Б)метафора Г)гипербола

5.Назовите основные критерии оценки личности в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)гордость и самолюбие В)естественность и нравственность

Б)благородство и доброта Г)щедрость и мужество

6.Кто из русских писателей был осужден на каторжные работы?

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Ф.М.Достоевский

Б)А.И.Герцен Г) Н.А.Некрасов

7.Какой литературный тип изображен в образе Дикого (А.Н.Островский «Гроза»)?

А)тип «маленького человека» В)самодур

Б)тип «лишнего человека» Г)романтический герой

А) И.А.Гончаров В) М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) Н.А.Некрасов Г)А.П.Чехов

9.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

А)участник происходящих событий

Б)человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события

В)бесстрастный наблюдатель

Г)повествователь, прерывающий рассказ, чтобы поведать читателю о себе

10.Укажите название полка, в котором служил Николай Ростов (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)Преображенский В)Измайловский

Б)Павлоградский Г)Семеновский

11.Какой род литературы стал господствующим во второй половине 19 в.?

А)лирика В)эпос

Б)драма Г)лиро-эпика

12.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».

А)И.А.Гончаров В)Л.Н.Толстой

Б)А.П.Чехов Г)Ф.М.Достоевский

13. В произведении какого писателя впервые показан тип «маленького человека»?

А)Самсон Вырин в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина

Б)Акакий Акакиевич в «Шинели» Н.В.Гоголя

В)Максим Максимыч в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова

Г)капитан Тушин в «Войне и мир» Л.Н.Толстого

14.Агафья Пшеницына – это героиня:

А)романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Б)романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Г

В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

А)А.С.Пушкин В)Ф.И.Тютчев

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Фет

16.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А)Соня Мармеладова В)Р.Раскольников

Б)Петр Лужин Г)Лебезятников

17. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас – и все былое…»

А)Н.А.Некрасов В)Ф.И.Тютчев

Б)А.С.Пушкин Г)А.А.Фет

18.Назовите «счастливого» человека в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

А)Савелий В)Матрена Корчагина

Б)Григорий Добросклонов Г)Ермил Гирин

19.Укажите, что преподавал учитель Беликов, персонаж рассказа «Человек в футляре» А.П.Чехова.

А)география В)словесность

Б)греческий язык Г)закон Божий

20.В романе «Война и мир» есть положительные герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития. Один из них – Кутузов, другой – это

А)Пьер Безухов В)Андрей Болконский

Б)Платон Каратаев Г)Василий Денисов

21.Какие просчеты совершил Раскольников (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») во время убийства старухи?

А)забыл закрыть дверь квартиры В)оставил шляпу на месте преступления

Б)забыл взять орудие преступления Г)испачкался в крови

22.Жанровое определение «роман-эпопея» означает:

А)роман об идейно-нравственных исканиях личности, сопряженных с судьбой нации

Б)роман, в котором не один, а несколько центральных героев, а среди других персонажей есть исторические лица

В)роман, посвященный историческому событию, влияющему на судьбу страны

23.Переломный момент в жизни Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») наступает, когда

А)он осознает себя великим грешником и хочет искупить вину страданием

Б)он отказывается от веры и перестает молиться

В)по его вине погибает человек

24.Не имеет отношения к рассказу «Человек в футляре» А.П.Чехова следующий персонаж

А)Гуров В)Коваленко

Б)Буркин Г)Беликов

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 3

1.Укажите, с чем связаны изменения в характере Д.И.Старцева (А.П.Чехов «Ионыч»).

А)влияние его невесты В)влияние среды

Б)воздействие родителей Г)профессия врача

2.Укажите, к какому литературному направлению следует отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)романтизм В)классицизм

Б)сентиментализм Г)реализм

3.Укажите произведение А.П.Чехова, которое является лирической комедией.

А) «Человек в футляре» В) «Медведь»

Б) «Чайка» Г) «Дама с собачкой»

4.Укажите, кому из писателей принадлежит высказывание «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

А) М.Е.Салтыков-Щедрин В) Л.Н.Толстой

Б) Ф.М.Достоевский Г) А.П.Чехов

5.Укажите, где происходит основное действие романа И.А.Гончарова «Обломов».

А)Петербург В)город NN

Б)Москва Г)тульское имение Обломова

6.Кого из героев романа «Преступление и наказание» тревожат сновидения?

А)Лебезятников В)Лужин

Б)Соня Г)Свидригайлов

7.Какому персонажу чеховского рассказа принадлежит следующая реплика «Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий»

А)Беликов («Человек в футляре») В)Очумелов («Хамелеон»)

Б)Туркин («Ионыч») Г)Ипполит Ипполитыч («Учитель словесности»)

8.Назовите имя писателя, который был артиллерийским офицером и принимал участие в обороне Севастополя в 1854 году.

А)И.А.Гончаров В)Ф.М.Достоевский

Б)Л.Н.Толстой Г)И.С.Тургенев

9.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.

А)чистое искусство В)декадентство

Б)натуральная школа Г)социалистический реализм

10.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.

А)пролог В)кульминация

Б)завязка Г)развязка

11.Как в Художественном театре назвали характерное для чеховских пьес развитие действия?

А) «бурный поток» В) «подводное течение»

Б) «поток сознания» Г) «невидимая жизнь»

12.Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?

А)тема города В)любовь

Б)одиночество Г)гражданственность

13.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)Ф.М.Достоевскому В)И.А.Бунину

Б)Л.Н.Толстому Г)А.П.Чехову

14.Какой порок обличает А.П.Чехов в рассказе «Ионыч»?

А)душевную пустоту В)раболепие

Б)чинопочитание Г)лицемерие

А)Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В)Н.С.Лесков «Очарованный странник»

Б)А.Н.Островский «Гроза» Г)И.А.Гончаров «Обломов»

16.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад» В) «Мертвые души»

Б) «Гроза» Г) «Крыжовник»

17. Укажите, кому посвящены следующие строки из стихотворения Н.А.Некрасова: «Наивная и страстная душа,//В ком помыслы прекрасные кипели,//Упорствуя, волнуясь и спеша,//Ты честно шел к одной, высокой цели…»

А)Н.Г.Чернышевскому В)В.Г.Белинскому

Б)Н.В.Гоголю Г)М.Ю.Лермонтову

18.Укажите, к какому литературному направлению можно отнести роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир».

А)классицизм В)романтизм

Б)реализм Г)сентиментализм

19.Укажите, каков социальный статус Марфы Игнатьевны Кабановой (А.Н.Островский «Гроза»)

А)мещанка В)крестьянка

Б)дворянка Г)купчиха

20.Какой литературный прием использован автором в данном отрывке: «Нева вздувалась и ревела//Котлом клокоча и клубясь…»

А)гротеск В)аллегория

Б)олицетворение Г)сравнение

21.Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это

А)история рода Обломовых

Б)реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества

В)поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка

22.Утверждение, содержащее фактическую ошибку (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

А)фрейлину А.П.Шерер Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской

Б)геройский поступок князя Андрея определил исход Аустерлицкого сражения

В)Данило Купор – это танец, который танцуют на именинах у Ростовых

23.Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств

А)бездушие В)простодушие

Б)равнодушие Г)высокомерие

24.Назовите произведения, в которых есть герои, образы которых восходят к образам былинных богатырей

А) «Очарованный странник», «О любви»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»

Г) «Гроза», «О любви»

Итоговый тест за курс 10 класс Вариант – 4

1.Почему А.П.Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад» комедией?

А)забавный сюжет В)фарсовые ситуации

Б)комичный финал Г)претензии персонажей противоречат их возможностям

2.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»

А)А.К.Толстой В)А.А.Фет

Б)А.С.Пушкин Г)Ф.И.Тютчев

3.Укажите, кто из русских писателей принимал участие в обороне Севастополя.

А)Ф.М.Достоевский В)Ф.И.Тютчев

Б)Л.Н.Толстой Г)И.А.Гончаров

4.Укажите, кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

А) А.А.Фет В)Н.А.Некрасов

Б) Ф.И.Тютчев Г) А.К.Толстой

5.Укажите, какое из названных произведений не входит в цикл «Записки охотника» И.С.Тургенева.

А) «Малиновая вода» В) «Певцы»

Б) «Муму» Г) «Бирюк»

6.Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А)Н.Г.Чернышевский В)В.Г.Белинский

Б)Н.А.Некрасов Г)А.А.Григорьев

7.Кто из русских писателей отбывал каторгу в Омском остроге?

А)Н.Г.Чернышевский В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Е.Салтыков-Щедрин Г)Н.А.Некрасов

8.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»

А)И.С.Тургенев В)Л.Н.Толстой

Б)И.А.Гончаров Г)А.П.Чехов

9.Укажите имя писателя, который совершил поездку на остров Сахалин.

А) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов

Б) И.А.Гончаров Г) М.Е.Салтыков-Щедрин

10.Назовите имя писателя, который не является уроженцем Москвы.

А)А.С.Пушкин В)Ф.М.Достоевский

Б)М.Ю.Лермонтов Г)А.П.Чехов

11.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А)сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б)модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В)классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Г)реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм

12.Излюбленным жанром поэзии Н.А.Некрасова является:

А)ода В)элегия

Б)баллада Г)послание

13.Назовите поэта, в творчестве которого не встречается стихотворение «Пророк»

А)А.С.Пушкин В)Н.А.Некрасов

Б)М.Ю.Лермонтов Г)Ф.И.Тютчев

14.Что подразумевает Л.Н.Толстой под понятием «народ»?

А)всех трудящихся, создающих материальные ценности

Б)крепостных крестьян, работающих на земле

В)совокупность представителей всех социальных групп и сословий, проявляющих духовность, патриотизм

Г)мастеровых, ремесленников

15.Кому из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир! Принадлежат слова «Надо жить, надо любить, надо верить»?

А)Андрею Болконскому В)Пьеру Безухову

Б)Николаю Ростову Г)Платону Каратаеву

16.Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А)гипербола В)экспозиция

Б)гротеск Г)кульминация

17.Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».

А)желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние

Б)стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам

В)попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение

Г)мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве

18.Укажите произведение, в сюжете которого отсутствует эпизод дуэли.

А)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

19.Определите автора и произведение по заключительным словам: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной»

А)М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» В)Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание

Б)Л.Н.Толстой «Война и мир» Г)И.С.Тургенев «Отцы и дети»

20.Какой художественный прием использует А.А.Фет в следующем отрывке: «Это утро, радость эта,//Эта мощь и дня и света,//Этот синий свод,//Этот крик и вереницы,//Эти стаи, эти птицы,//Этот говор вод…»

А)олицетворение В)анафора

Б)антитеза Г)эпитет

21.Базаров (И.С.Тургенев «Отцы и дети) говорит Аркадию о своем отце: «Такой же чудак, как твой, только в другом роде». Отцы схожи тем, что они

А)близки по возрасту и социальному положению

Б)любят природу, музыку и поэзию

В)любят своих сыновей и стремятся не отставать от века

22.В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть следующие персонажи:

А)Ермил Гирин, Кулигин, Яким Нагой В)Ермил Гирин, Утятин, Яким Нагой

Б)Яким Нагой, Кудряш, Утятин Г)Феклуша, Утятин, Кулигин

23.В концепции Лескова не рассматривается следующая из сторон понятия «праведник».

А)умение довольствоваться малым, но никогда не поступать против совести

Б)религиозная отрешенность от земных страстей, служение Богу

В)способность обыкновенного человека к самопожертвовании.

24.Не поднимается в рассказе «Крыжовник» А.П.Чехова следующая проблема

А)взаимоотношений человека и природы

Б)деградации личности

В)личной ответственности за происходящее в мире

Г)русской интеллигенции

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.