Картина «Видение отроку Варфоломею. История одного шедевра: «Видение отроку Варфоломею» Нестерова

1889-90 г. 211 x 160 см. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею»

Важную роль на картине Нестерова М.В. играет пейзаж, который достаточно эмоционален, соответствует настроению героев. На заднем плане мы видим бледное бело-желтое небо. Основным цветом на картине является желтый, так, что можно предположить, что это ранняя осень.

Вдали изображена деревянная церквушка, два голубых купола которой похожи на васильки, растущие на зеленом лугу. За ней виднеется небольшая деревушка, а за деревушкой – бескрайний простор. Недалеко от церкви находятся огороды. Темно-зеленые посевы чем-то напоминают капусту. По бокам изображены густые леса, они словно обрамляют картину, придают ей глубину. Слева изгибами протекает маленькая речка.

На переднем плане автор изобразил отрока Варфоломея и старца. Мальчик с восхищением и огромным вниманием смотрит на игумена. Видна худоба мальчика: истощенное лицо, синяки под глазами. Его светло-русые волосы гармонично сочетаются с цветами деревьев и поля. Ребенок молитвенно сложил худющие и тоненькие ручки. Спина и колени у него чуть согнуты, он как бы намеревается преклониться перед старцем. На мальчике простая крестьянская одежда белого цвета. Автор хотел показать чистоту детской души.

Перед отроком стоит старец. Капюшон скрывает его лицо, а также всю голову, видно лишь часть седой бороды старца. Она говорит о том, что перед мальчиком стоит старый мудрец. Вокруг его головы – нимб, который практически растворился в желтом цвете деревьев. В руках старец держит ларчик с просфорой. На нем надет черный плащ и накидка с красными крестами.

Пейзаж на картине реалистичен, но в изображенных фигурах виден мотив сказочности. Произведение вызывает чувство грусти и спокойствия. Автор показал чистоту и красоту русской природы.

Глядя на полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», зритель невольно оказывается на просторах красивой русской природы. Бескрайняя даль полей, плавно перетекающая в тусклый небосвод, окаймлена с двух сторон густой полосой леса. На фоне явно видна старенькая церквушка, нежно-голубые главки которой устремлены в небо. Присмотревшись, можно увидеть и почерневшие от времени ветхие избушки, которые лишь дополняют тихий пейзаж.

Цветовая гамма ясно говорит о том, что на картине изображена ранняя осень, когда деревья надевают желтый наряд и только несколько верхушек елей выделяются на фоне однородного массива своей темной зеленью. Созревшие колосья на распаханном вдали поле как будто припадают к земле под порывом пока еще не холодного ветра. Трава под ногами явно пожухла и потеряла свой яркий цвет, став более желтой, с оттенками коричневого. Довольно широкая полоса дороги, ведущей в деревню, имеет голубые вкрапления – скорее всего, лужи, оставленные дождями. Небо явно затянуто тучами и потеряло свою прежнюю синеву: лишь одна голубая лента на фоне светлого серо-желтого полотна пересекает небесный свод своей ясностью.

На переднем плане, на возвышении холма, стоят две фигуры, которые и являются центральными объектами картины. Один из них – светловолосый юноша – стоит перед благообразным старцем, молитвенно сложив руки и смотря на него светлыми голубыми глазами, в которых застыла немая просьба научить его понимать грамоту. Варфоломей одет в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красной веревочкой, просторные темные штаны и сафьяновые сапоги. Его образ как будто наполнен внутренним светом, чистотой детской души и искренностью в каждом жесте.

Напротив мальчика стоит чуть склоненный седобородый монах. Он облачен в черное длинное одеяние, а его лицо скрыто капюшоном. Инок открывает жилистыми руками небольшой ларчик, видимо, желая, что-то отдать отроку. От старца веет какой-то таинственной святостью, мудростью: не зря он стоит на фоне дуба, который символизирует силу и твердость духа.

В целом, картина очень гармонична, каждая деталь дополняет ее целостность. Смотря на нее, возникает чувство сопричастности той сцене, что изображена.

Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.

На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину. По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.

На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец. Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами. Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.

Напротив мальчика стоит, слегка согнувшись, старец. Он чувствует великое предназначение отрока. Его лицо скрыто капюшоном, цвет и форма которого напоминает виднеющиеся вдали церковные купола. Сам старик облачен в длинное одеяние – черный плащ, который покрывает синяя накидка с красным крестом. О возрасте человека говорит седая борода, часть которой видна из-под капюшона. Старого мудреца озаряет святой нимб, растворяющийся на фоне желтеющего пейзажа. В больших усталых руках – ларчик с просфорой. Пришелец стоит рядом с высоким крепким дубом, который своим возрастом, крепостью и мудростью как бы олицетворяет самого старца.

Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.

7, 8, 9 класс

Описание настроения картины Видение отроку Варфоломею


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Свидание Маковского 4, 7 класс

    В далёком 1883, Владимиром Маковским была написана прекрасная картина под названием Свидание. Она вместила в себя тему обнищания и страданий бедного народа, а также заботу и силу материнской любви.

  • Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете Айвазовского

    Картина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.

Незатейливые срединнорусские пейзажи, с пожухлыми травами и тонкоствольными березками, трогательные и в то же время необъятные просторы стали называть «нестеровскими». Меланхоличных хрупких девушек, чьи лица озарены внутренним светом, также завеличали «нестеровскими». Особое, опять же «нестеровское», настроение было и в полотнах на религиозные сюжеты - за это художника ценили и приглашали расписывать соборы.

В «Видении отроку Варфоломею» живописец собрал все свои «фирменные» наработки. Что из этого получилось?

Сюжет

Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».

Варфоломей - кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.

Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.

Контекст

Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию - убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.

Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», - вспоминал Михаил Нестеров.

Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.

Судьба художника

Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.

Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.

После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам.

Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.

Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета.

Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.

В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.

До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.

ВИДЕНИЕ ОТРОКУ ВАРФОЛОМЕЮ

Михаил Нестеров

Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни, а «людей духовного подвига» всегда писал особенно любовно. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной «Видение отроку Варфоломею».

М.В. Нестеров, как и Ф.М. Достоевский, верил, что для России спасение «из народа выйдет, из веры и смирения его», и на своих полотнах стремился утвердить реальный нравственный идеал, в поисках которого часто обращался к прошлому России. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском - основателе Троице-Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея. М.В. Нестеров посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей положила картина «Видение отроку Варфоломею».

Сергий для художника - не схимник, не подвижник, а исторический деятель - «игумен земли русской». Его деяния М.В Нестеров изучал не по житиям, а по хроникам да по летописям, поэтому в нестеровских отшельниках и святых нет и тени покаяния и молитвенного экстаза, да и живут они не в закопченной келье, а среди великой русской Природы. Сам художник так говорил об этом: «Я не писал и не хотел писать историю в красках. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью». Одна из таких легенд и легла в основу картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, однако наука эта тяжело давалась мальчику. Однажды отец послал его искать пропавших лошадей. Долго бродил Варфоломей по лугу, устал и только хотел присесть у дуба, как вдруг увидел благообразного старца-схимника. Мальчик попросил незнакомого старца указать ему путь к учению и получил его благословение. После молитвы схимника Варфоломей «начал стихословети зело добре стройне, и от того часа горазд бысть зело грамоте».

Эта сцена, когда перед очами мистически настроенного отрока появляется фигура благословляющего его святого старца, поразила М.В. Нестерова силой своего настроения. В воображении его, хотя еще и в смутном образе, тотчас нарисовался этот мальчик с бледным лицом и нездешними, неземными глазами. И рядом с ним призрачная темная фигура схимника, вдруг отделившаяся от такого же темного ствола большого дуба.

Во время пребывания М.В. Нестерова под Троицей, а затем у Мамонтовых в их уютном Абрамцеве, картина начала приобретать все более определенные очертания, и художник принялся за этюды к ней. Пейзаж нашелся довольно быстро. Это была опушка одного из абрамцевских перелесков, и сначала М.В. Нестеров написал с нее обыкновенный этюд.

Натура для головы отрока тоже нашлась довольно быстро. Ею стала больная чахоткой девочка, глазки которой смотрели из глубины орбит именно тем уже неземным взглядом, который часто бывает у смертельно больных детей.

Над воплощением своего замысла художник работал с большим воодушевлением и в то же время с большой требовательностью к себе, проверял на натуре не только основные образы, но и каждую деталь картины. Например, М.В. Нестеров до самых точнейших подробностей разработал этюд дуба, около которого стоит схимник. Уже в этюде была прекрасно передана мощь векового дерева, могучий ствол которого не могли сломать никакие бури и грозы. От времени его кора только потемнела и выглядела как надежная броня дерева-великана. И на этом же стволе - нежные зеленые листочки, а у подножия дуба - молодая рябинка с краснеющими листьями, рядом - склоненные травы и былинки.

Такие же этюды М.В. Нестеров выполнил и для других деталей картины. На одном из них Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. В дальнейшем М.В. Нестеров переносит главный акцент на фигуру маленького Варфоломея, которая и стала впоследствии смысловым центром всей картины.

На фоне лесов и полей на переднем плане картины стоят две фигуры - мальчика и явившегося ему под деревом святого в одежде схимника. Юный отрок весь застыл в трепетном восторге, широко открытые глаза его не отрываясь смотрят на видение. «Чарующий ужас сверхъестественного, - писал А. Бенуа, - редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося к дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все-таки торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение».

В «Видении отроку Варфоломею» удивительно сильно передано умиленное молитвенное настроение мальчика. Не только его худенькая фигурка и восторженно устремленные на схимника глаза были полны молитвы; молился и весь пейзаж, преображенный рукой мастера в стройную гармонию красок. Картина раскрывала самые глубокие, интимные тайники души; не тоску и не думу изображала она, а скорее радость сбывшейся мечты.

Картина «Видение отроку Варфоломею» появилась на Десятой выставке художников-передвижников и сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других - полное недоумение, у третьих - восторг. Все в картине было наполнено тем трепетным умилением, которое М.В. Нестеров хотел вложить в душу грезящего отрока Варфоломея, и это очень сильно действовало на зрителя. Более всего публику поражала именно необычная трактовка самого сюжета, поражали стиль картины и соответствующая ему живопись.

Критик того времени Дедлов писал тогда: «Картина была иконою, на ней было изображено видение, да еще с сиянием вокруг головы, - общее мнение забраковало картину за ее «ненатуральность». Конечно, видения не ходят по улицам, но из этого не следует, что никто никогда их не видел. Весь вопрос в том, может ли его видеть нарисованный на картине мальчик».

Однако публику волновало не само видение, а (как это ни странно) золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. Золотой венчик святого и даже само отсутствие у него лица, невидимого за краем схимы, придавали его реальной фигуре волнующую душу призрачность. Но зрители задавались вопросом, допустимо ли это золото в картине, которая вся должна быть написана красками? Не низводится ли художественная картина до церковного образа, который тогда никому не представлялся истинным художественным произведением? Допустимо ли уважающему себя художнику писать такое?

«Видение отроку Варфоломею» действительно вызвало много споров. «Страшным судом» судили это полотно некоторые передвижники (Н.Н. Ге, и некоторые др.), называли картину вредной. Г. Г. Мясоедов на открывшейся выставке отвел М.В. Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы. Допустим на минуту, что вокруг головы святого сияет золотой круг. Но ведь вы видите его вокруг лица, повернутого к вам en face? Как же можете вы видеть таким же кругом, когда это лицо повернется к вам в профиль? Венчик тогда тоже будет виден в профиль, то есть в виде вертикальной золотой линии, пересекающей лицо. А вы рисуете его вокруг профиля таким же кругом, как вокруг лица».

М.В. Нестерову трудно было ответить на это, да подобные замечания его мало трогали. А вот впечатление и шум, который поднялся вокруг картины, заострили мысль художника на личности этого отрока и ее дальнейших переживаниях.

Из книги Критическая Масса, 2006, № 3 автора Журнал «Критическая Масса»

Olga Martynova, Jelena Schwartz. Rom liegt irgendwo in Russland. Антон Нестеров Olga Martynova, Jelena Schwartz. Rom liegt irgendwo in Russland. Zwei russische Dichterinnen im lyrischen Dialog uber Rom. Russisch / Deutch. Aus dem Russischen von Elke Erb und Olga Martynova. Wein: Lana, 2006.Антон Нестеров“Рим лежит где-то в России. Лирический диалог двух русских поэтесс о Риме” - таково

Из книги О действенном анализе пьесы и роли автора Кнебель Мария Осиповна

ВИДЕНИЕ Чем активнее способность актера видеть за авторским словом живые явления действительности, вызывать в себе представление о вещах, о которых идет речь, тем сильнее воздействует он на зрителя. Когда актер видит сам то, о чем ему нужно рассказать, в чем нужно

Из книги Слово в творчестве актера автора Кнебель Мария Осиповна

ВИДЕНИЕ Вне образного мышления нет искусства. Но путь к нему далеко не так прост, как нам иногда кажется. Нередко актер останавливается на первоначальном процессе логического, рационального познания фактов пьесы и незаметно для себя убивает в себе эмоциональное

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Видение матери После двухлетнего супружества я лишилась мужа. Малютка-сын остался мне в отраду, и он один привязывал меня к жизни. Утешаясь его цветущим здоровьем, я думала; какая судьба неведомая носится над колыбелью твоею, дитя мое? Она неразгадаема; но все, чем ты

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

XXXVII. М. В. Нестеров Поэтом русской природы является и Нестеров. На него мы уже указывали выше как на последователя Васнецова, превратившего эффектный и энергичный шаблон своего учителя в нечто расслабленное, жидкое, истерическое. Однако эти его недостатки поражают

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Из книги Богини в каждой женщине [Новая психология женщины. Архетипы богинь] автора Болен Джин Шинода

Из книги Шаманизм автора Лойко В. Н.

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Видение Тнугдала Тнугдал - ирландский рыцарь, который «верил в красоту тела и храбрость» больше, чем «заботился о вечном спасении души». Не почитал он ни церкви, ни нищих, проводя время со скоморохами и песенниками. Но однажды, когда он собирался забрать долг у одного изВидение В летние выходные дни Петербург вымирает: все устремляются на дачи, на Карельский перешеек, на острова. Одним словом, кто куда – вплоть до Белого моря. А я по воскресеньям бродил по городу.Есть что посмотреть на берегах Невы. На сей раз отправился на Литераторские

Из книги Дочери Дагестана автора Гаджиев Булач Имадутдинович

Мимолетное видение В 1858 году Теодор Горшельт попадает на Кавказ. Сперва он пребывает в Грузии, а затем, пройдя через Кодорский перевал, оказывается в Дагестане. Его внимание привлекают горянки, облаченные в голубые или серые платья. Головы женщин и девушек были покрыты

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Из книги Книга Великой Нави: Хаософия и Русское Навославие автора Черкасов Илья Геннадьевич

1. ВидЕние 1. Видел я Змею Великую, изошедшую от Нижних и ставшую словно Мост меж Явью и Навью.2. Спина и бока Её блестели чешуёй иссиня-зелёной, с отливами тёмно-рудыми, и очи Её были - что адаманты самосиянные.3. Язык, выступавший из пасти Змеиной, был раздвоен на конце, но

Из книги автора

XI. ВидЕние Вещего 1. Видел я Владыку Вещего, ставшего от Земли до Неба, трубящего в Свой Рог, чей трубный Глас предвещал Закат этого Мира.2. Видел я вереницы Духов, великих и малых, увлекаемых Возвратным Потоком, пробуждённых Вещим Зовом.3. Видел я Чёрно-Багровое Пламя,

Обучающее сочинение-описание по картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею" проводится в 8 классе на двух уроках после изучения темы "Житие Преподобного Сергия Радонежского". Это материалы для учителя. Если Вы хотите найти готовое сочинение, то Вы его здесь не найдёте!

Слово учителя: Мы с вами познакомились с житием Сергия Радонежского, знаем основные события его святой жизни, понимаем, почему он был причислен к лику святых. Сегодня мы познакомимся с картинами художника Нестерова, на которых он изобразил жизнь Преподобного Сергия. Нестеров учился в московском училище ваяния и зодчества, потом в Академии художеств. Он увлёкся религиозным направлением в живописи. Все его картины изображали святых, Иисуса Христа, людей религиозных, религиозные обряды. Вместе с Васнецовым он расписывал Владимирский собор в Киеве, создавал фрески и иконы. В Москве он расписал Покровский храм в Марфо-Мариинской обители.

Нестеров глубоко понимал образ «умиротворённого человека». Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты как смирение, умиротворение, погружение в себя.

Нестеров создал целый цикл картин, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского.

Демонстрационный слайд

Первичное восприятие полотна, которое предстоит описывать.

Сегодня мы с вами напишем сочинение-описание по одной из этих картин «Видение отроку Варфоломею».

Беседа по картине

  • Какое же событие из жизни отрока Варфоломея, будущего Преподобного Сергия, изображено на этом полотне?

Данный слайд нацелен на предупреждение речевых ошибок. Ребята вспоминают приобретённые ранее навыки работы с сочинением по картине.

Но прежде всего мы должны с вами вспомнить, как надо работать над сочинением-описанием по картине.

ПК (ответы на вопросы)

  • Шедевр, произведение искусства, полотно
  • Мастер, Нестеров, автор полотна, живописец
  • Изобразил, создал

На данном этапе урока ребята вспоминают сведения об отличии рисунка от картины. Это необходимо для разграничения понятий и предупреждения лексических ошибок. Ребята не должны использовать в сочинении по картине слова «рисунок», «нарисовал».

Этот слайд нацелен на повторение знаний по технологии написания сочинения. Также по ходу демонстрации слайда ребята начинают коллективно составлять план.

Знакомя с этим отзывом Паустовского о полотне, учитель демонстрирует идею работы. Именно эту мысль и надо проводить в сочинении всеми средствами: и композиционными, и языковыми. Эти слова можно использовать как тезис сочинения. Учитель просит ребят написать вступление.

Пример вступления

М. В. Нестеров – прекрасный русский художник конца 19 начала 20 века, которого интересовали религиозные сюжеты. На своих полотнах он изображал странников, божьих людей, святых. Художник создавал иконы и фрески, расписывал храмы в Киеве, Москве. В своём творчестве он создал образ умиротворённого человека. Глядя на его творения, мы поражаемся, с какой верностью самому себе художник воссоздавал свой мир, который не назовёшь иначе, как мир души. Ему была интересна духовная жизнь человека, такие его черты, как смирение, умиротворение, погружение в себя. Живописца привлекали люди неординарные, святые страстотерпцы, поэтому он создал целый цикл полотен, изображающих жизнь Преподобного Сергия Радонежского. Одна из этих картин называется «Видение отроку Варфоломею». На ней мы видим тот эпизод из жизни святого, когда он встретил в поле святого старца, который выслушал горе мальчика о том, что ему трудно читать, и ответил отроку, что дастся ему разумение святого писания не от людей, а от Бога. Эта встреча была знаменательна для Варфоломея, потому что она предсказала, что он избранник Божий.

Ребята не только составляют план, но и предупреждают логические ошибки, придумывая переходы-«мостики» от части к части.

  • Паустовский назвал этот шедевр … (дальше цитата)
  • С Варфоломея
  • Смиренный
  • В глазах, в молитвенно сложенных руках

Данный слайд останавливает внимание учащихся на композиционном центре полотна – фигуре мальчика. Подбираем материалы к описанию отрока.

  • С позы, с рук
  • Молитвенно сложенные руки, вопрошающие голубые глаза
  • Овсяная голова, белая косоворотка, пёстрые шаровары, расписные онучи

Данный слайд тренирует умения учащихся излагать мысли в логической последовательности.

Переносим внимание на задний план полотна

  • Что мы видим на заднем плане полотна?
  • Убегающую вдаль дорогу, которая ведёт к храму, сжатые поля, тонкие берёзки и осинки, покрытые лесом склоны холмов.

Рассматриваем его в деталях.

  • Нехитрый русский пейзаж
  • Своей чистотой, тишиной, неяркостью. Такая природа будит не ликование и радость, а смиренную созерцательность, погружение в себя.

В заключение надо сделать какой-то высокий аккорд, ведь картина действительно проникнута духом святости и тишины осенней Руси.

  • О чём мы напишем в заключении?
  • О своём отношении к этой картине, о тех чувствах и мыслях, которые она будит, о значении этого шедевра в культуре России.

Пример заключения

Этот нестеровский шедевр ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. Он будит в нас раздумья о чистоте и голубиной святости Руси, надежду на то, что русский дух не выведется вовеки, что никакая сила не пересилит нашу силу. Это картина – хрустальный светильник, зажжённый художником во славу своей страны. Не перестанут наши дороги вести к храму, не перестанет над Россией звенеть малиновый звон, не перестанут русские художники и поэты прославлять красоту национального характера.

Демонстрируется образец описания Варфоломея. Это возможно делать в классах со слабой мотивацией. В более сильных классах данный слайд можно скрыть и предложить задание для самостоятельной работы.

Мостик-переход: Благочестивый, не по-детски смиренный взгляд устремлён на старца-черноризца.

На этом слайде также показан образец описания старца.

Мостик-переход от старца к пейзажу: Чёрная ряса монаха ярко выделяется на фоне золотистых сжатых полей и пастельных тонов всего пейзажа.

Пейзаж ребята описываю самостоятельно.

Пейзаж представляет перед нами Россию во всей простой, незатейливой красоте. Убегающая вдаль дорога ведёт к старинному деревянному храму, пропитанному легендами и сказками. Малиновый звон колоколов разносится по всей округе: и над белыми тонкими берёзками, и над дрожащими осинками, и над синеглазыми реками. В чистом, как ключевая вода, воздухе, виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка. Это зрелище открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слёзы.

Итак, мы закончили собирать материалы к сочинению. Теперь можно собрать «мозаику» воедино. Переходим к следующему слайду.

Раздаточный материал к уроку работы над ошибками

После сочинения обязательно работаем над ошибками сообща, так как, если над орфографическими и пункуационными ошибками ребята худо-бедно ещё могут работать, то речевые, логические и грамматические ошибки они не понимают. Поэтому я или делаю презентацию, или раздаю каждому вот такой лист с ошибками, и мы вместе над ними работаем.

Ошибки в сочинении «Видение отроку Варфоломею»

Логические (отсутствие связи)

  • Нестеров был товарищем Саввы Мамонтова, поэтому часто гостил в Абрамцеве. Подмосковная природа, близость к святым местам Радонежа и вдохновили его на создание (какого?) полотна.
  • Художник посвящал свои полотна людям святым, людям, нуждающимся в помощи. Одним из них был Преподобный Сергий Радонежский. (Получается, Сергий нуждался в помощи?)
  • Над головой черноризца светится нимб, значит , отрок разговаривает со Святым.

Надо изменить фрагмент так, чтобы появилась связь.

Речевые

  1. Неоправданные повторы слов
  • Перед ним, под большим деревом, предстал странный старец в чёрной длинной ризе. В руках у старца просфора.
  • Крупным планом изображён деревенский мальчик и старец, одетый в ризу. Мальчик молитвенно сложил руки…
  • Старец человек святой. В руках старец держит ковчежец.

Использовать местоимённую замену, синонимы.

  1. Лексические ошибки (штампы)
  • Нестеров – великий русский художник;
  • красивый осенний пейзаж;
  1. Лексическая ошибка (незнание значения слова) простотерпец (старстотерпец)
  2. Лексическая несочетаемость
  • разбегается малиновый звон, издававшийся от куполов,
  • колокола создают малиновый звон;
  • тихая осенняя палитра перекликается с персонажами ;
  • косоворотку, переплетённую кушаком;
  • благочестный взгляд;
  • его фигура выражается на фоне сжатых полей;
  • рисовал портреты;
  • Он является частью растения (т.е. дуба)
  1. Неверно подобранное слово из ряда синонимов
  • Картина вызывает сильные чувства: умиротворение, спокойствие, умиление.
  • Красочные картины

Грамматические

  1. 6. Текст не разделён на предложения. Один предмет – одно предложение!
  • У него овсяная голова, одет он в белую косоворотку, подпоясанную кушаком…
  • Молитвенно сложенные руки на груди, вопрошающие глаза, смотрящие прямо перед собой.
  • Овсяная голова, символизирующая Россию.
  • Белая косоворотка, подпоясанная кушаком.
  • Пёстрые шаровары, заправленные в онучи.
  • У него русые волосы, он одет в белоснежную косоворотку, которая затянута кушаком, пёстрые шаровары надеты на нём, на ногах у него расписные онучи…

Поделить на предложения точками, в каждое предложение добавить сказуемое или заменить причастие глаголом или кратким причастием.

  1. 7. Нет согласования

… в пёстрых шароварах, заправленные в расписные онучи

Написал много картин, который посвятил духовным лицам;

ковчежец, из который достаёт просфору…;

в чистой , как ключевая вода, воздухе…;

косоворотка, подвязанный кушаком;

взглядом, устремлённом на старца;

на святого старца, помогшему мальчику;

Чёрное одеяние, сливающие ся с деревом

  1. В предложении нет основы Даже само событие, как предсказание.
  2. От этой картины нельзя остаться равнодушным (Картина не оставит никого равнодушным)
  3. Нет сказуемого Его руки молитвенно сложенные (Его руки молитвенно сложены)
  4. Пропуски слова
  • Это зрелище открывает в нас такие глубокие____ любви к своей родной земле…;
  • Над головой у него ____ золотой нимб.
  1. Синтаксические ошибки при построении предложения с деепричастным оборотом.
  • Глядя на это полотно, на душе становится тихо и спокойно. Заменить СПП
  • Глядя на это произведение искусства, в душе воцарилась гармония. Заменить СПП
  1. Нарушение управления Его лицо не видно
  2. Нестеров, писав эту картину…

Орфографические

  • Ве дение отроку Варфоломею, овсянн ая голова
  • Его пёстрые шаровары заправленн ы в расписные онучи.
  • Убегающая в д аль дорога
  • Не хитрый русский пейзаж
  • Исс кус тво
  • О житие Преподобного Сергия
  • Варфа ла мей
  • Буд- то
  • Будую щем
  • Так___же мы видим высокий холм
  • И___ так, …

Пунктуационные

  1. Деепричастный оборот Глядя на такую природу х)

    Спасибо за помощь. Сочинения-описания даются мне пока с трудом: скорее всего, волнуюсь и не могу сосредоточиться. Слова куда-то исчезают, делаю простые орфографич. ошибки в словах(хотя знаю их написание). Картины хочется смотреть, когда о них ещё и рассказывали что-нибудь. Самим пока трудно: мешает сленг, на уроках обычно стоит гвалт, о религии ничего не знаем и пр. Ещё раз спасибо.

  2. #2

    Спасибо,очень помогли,прочитал статью,исправил свои ошибки.

  3. #3

    Уважаемая,Инесса Николаевна,благодарю Вас.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.