Характерными для научной картины мира являются. Понятие научной картины мира

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Контрольная работа по концепциям современного естествознания

Новосибирск 2010

Введение

1. Механическая картина мира

2. Электромагнитная картина мира

3. Квантово – полевая картина мира

Введение

Само понятие «научная картина мира появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный анализ его содержания стал проводиться с 60-х годов 20 века. И, тем не менее, до сих пор однозначное толкование этого понятия не достигнуто. Дело в том, что само это понятие несколько размыто, занимает промежуточное положение между философским и естественнонаучным отражением тенденций развития научного познания. Так существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук, например, физическая, биологическая, или с точки зрения каких-либо господствующих методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, синергетическая и т.п. картины мира. В то же время, можно дать следующие объяснение понятия научной картины мира. (НКМ).

Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом НКМ не является совокупностью общих знаний, а представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы, формируя, таким образом, мировоззрение человека.

В отличие от строгих теорий НКМ обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах. Парадигма (греч.–пример, образец) – совокупность определенных стереотипов в понимании объективных процессов, а также способов их познания и интерпретации.

НКМ – это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное их обобщение, мировоззренческий синтез различных научных теорий.

1.Механическая картина мира

В истории науки научные картины мира не оставались неизменными, а сменяли друг друга, таким образом, можно говорить об эволюции научных картин мира. Физическая картина мира создается благодаря фундаментальным экспериментальным измерениям и наблюдениям, на которых основываются теории, объясняющие факты и углубляющие понимание природы. Физика – это экспериментальная наука, поэтому она не может достичь абсолютных истин (как и само познание в целом), поскольку эксперименты сами по себе несовершенны. Этим обусловлено постоянное развитие научных представлений.

Основные понятия и законы МКМ

МКМ складывалась под влиянием материалистических представлений о материи и формах ее существования. Само становление механической картины справедливо связывают с именем Галилео Галилея, впервые применившего для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и последующей математической обработкой результатов. Этот метод принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались априорные, т.е. не связанные с опытом и наблюдением, умозрительные схемы, для объяснения непонятных явлений вводились дополнительные сущности.

Законы движения планет, открытые Иоганном Кеплером, в свою очередь, свидетельствовали о том, что между движениями земных и небесных тел не существует принципиальной разницы, поскольку все они подчиняются определенным естественным законам.

Ядром МКМ является механика Ньютона (классическая механика).

Формирование классической механики и основанной на ней механической картины мира происходило по 2-м направлениям:

1) обощения полученных ранее результатов и, прежде всего, законов свободного падения тел, открытых Галилеем, а также законов движения планет, сформулированных Кеплером;

2) создания методов для количественного анализа механического движения в целом.

В первой половине 19 в. наряду с теоретической механикой выделяется и прикладная (техническая) механика, добившаяся больших успехов в решении прикладных задач. Все это приводило к мысли о всесилии механики и к стремлению создать теорию теплоты и электричества так же на основе механических представлений.

В любой физической теории присутствует довольно много понятий, но среди них есть основные, в которых проявляется специфика этой теории, ее базис. К таким понятиям относят:

· материя,

· движение,

· пространство,

· взаимодействие

Каждое из этих понятий не может существовать без четырех остальных. Вмести они отражают единство Мира.

МАТЕРИЯ–это вещество, состоящее из мельчайших, далее неделимых, твердых движущихся частиц – атомов. Вот почему важнейшими понятиями в механике были понятия материальной точки и абсолютно твердого тела. Материальная точка – тело, размерами которого в условиях данной задачи можно пренебречь, абсолютно твердое тело – система материальных точек, расстояние между которыми всегда остается неизменным.

ПРОСТРАНСТВО. Ньютон рассматривал два вида пространства:

· относительное, с которым люди знакомятся путем измерения пространственных отношения между телами;

· абсолютное – это пустое вместилище тел, оно не связано со временем, и его свойства не зависят от наличия или отсутствия в нем материальных объектов. Пространство в Ньютоновской механике является

Трехмерным (положение любой точки можно описать тремя координатами),

Непрерывным,

Бесконечным,

Однородным (свойства пространства одинаковы в любой точке),

Изотропным (свойства пространства не зависят от направления).

ВРЕМЯ. Ньютон рассматривал два вида времени, аналогично пространству: относительное и абсолютное. Относительное время люди познают в процессе измерений, а абсолютное (истинное, математическое время) само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. Время течет в одном направлении – от прошлого к будущему.

ДВИЖЕНИЕ. В МКМ признавалось только механическое движение, т.е.изменение положения тела в пространстве с течением времени. Считалось, что любое сложное движение можно представить как сумму пространственных перемещений. Движение любого тела объяснялось на основе трех законов Ньютона, при этом использовались такие понятия как сила и масса.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Современная физика все многообразие взаимодействий сводит к 4-м фундаментальным взаимодействиям: сильному, слабому, электромагнитному и гравитационному.

Следует сказать, что в классической механике вопрос о природе сил, собственно, и не стоял, вернее, не имел принципиального значения. Просто все явления природы сводились к трем законам механики и закону всемирного тяготения, к действию сил притяжения и отталкивания.

Основные принципы МКМ

Важнейшими принципами МКМ являются:

· принцип относительности,

· принцип дальнодействия,

· принцип причинности.

Принцип относительности Галилея. Принцип относительности Галилея утверждает, что во всех инерциальных системах отсчета все механические явления протекают одинаково. Инерциальная система отсчёта (ИСО) - система отсчёта, в которой справедлив закон инерции: любое тело, на которое не действуют внешние силы или действие этих сил компенсируется, находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения.

Принцип дальнодействия. В МКМ было принято, что взаимодействие передается мгновенно, и промежуточная среда в передаче взаимодействия участия не принимает. Это положение и было названо принципом дальнодействия.

Принцип причинности. Беспричинных явлений нет, всегда можно (принципиально) выделить причину и следствие. Причина и следствие взаимосвязаны, влияют друг на друга. Следствие одной причины может стать причиной другого следствия. Эту мысль развивал математик Лаплас. Он полагал, что все связи между явлениями осуществляется на основе однозначных законов. Это учение обусловленности одного явления другим, об их однозначной закономерной связи вошло в физику как так называемый лапласовский детерминизм (предопределенность). Существенные однозначные связи между явлениями выражаются физическими законами.

2.Электромагнитная картина мира

Основные экспериментальные законы электромагнетизма.

Электрические и магнитные явления были известны человечеству с древности. Впоследствии было установлено, что существует два вида электричества: положительное и отрицательное.

Что касается магнетизма, то свойства некоторых тел притягивать другие тела были известны еще в далекой древности, их назвали магнитами. Свойство свободного магнита устанавливаться в направлении «Север-Юг» уже во II в. до н.э. использовалось в Древнем Китае во время путешествий.

18-й век, ознаменовавшийся становлением МКМ, фактически положил начало и систематическим исследованиям электрических явлений. Так было установлено, что одноименные заряды отталкиваются, появился простейший прибор – электроскоп. В 1759 г. английский естествоиспытатель Р. Симмер сделал заключение о том, что в обычном состоянии любое тело содержит равное количество разноименных зарядов, взаимно нейтрализующих друг друга. При электризации происходит их перераспределение.

В конце 19-го, начале 20-го века опытным путем было установлено, что электрический заряд состоит из целого числа элементарных зарядов е=1,6×10-19 Кл. Это наименьший существующий в природе заряд. В 1897 г. Дж. Томсоном была открыта и наименьшая устойчивая частица, являющаяся носителем элементарного отрицательного заряда (электрон).

Популярная философия. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич
Из книги Хрестоматия по философии [Часть 2] автора Радугин А. А.

Тема 11. Человек во Вселенной. Философская, религиозная и научная картина мира 11.1. Концепция бытия – фундамент ф илософской картины мира Основная задача каждой философии заключается в решении проблемы наличного бытия мира. Решением этой проблемы занимались все философы,

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Научная картина мира Второй блок оснований науки составляет научная картина мира. В развитии современных научных дисциплин особую роль играют обобщённые схемы – образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики

Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Научная картина мира как регулятор эмпирического поиска в развитой науке После возникновения механической картины мира процесс формирования специальных картин мира протекает уже в новых условиях. Специальные картины мира, возникавшие в других областях

Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Глава 5. Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все

Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

Глава 10. Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно

Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Глава 12. Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, –

Из книги История мировой культуры автора Горелов Анатолий Алексеевич

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

Из книги автора

Из книги автора

Тема 1 Философия как мировоззрение и обобщённая картина бытия От мифологических представлений – к абстрактному мышлению. Практика как решающее условие становления теоретического мышления Если для студента философия является одной из изучаемых дисциплин (причём она

Из книги автора

Аристотелевская (древняя) научная картина мира Наука – одна из форм духовной культуры. Она отличается от философии тем, что задает себе не общие и широкие, а конкретные вопросы, стремится найти на них точные и всеми признанные ответы, считает необходимым все доказывать,

Из книги автора

Ньютоновская (классическая) научная картина мира Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V–IV вв. до н. э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать

Из книги автора

Эйнштейновская (неклассическая) научная картина мира На рубеже прошлого и нынешнего столетий произошла третья в истории человечества научная революция. Вспомним, что временем первой называют V век до н. э., а научную картину мира, ставшую ее результатом, – древней, или

Из книги автора

Научная картина мира В процессе духовной эволюции человечество не получило обещанного счастья, но получило информацию, за что тоже должна быть благодарна культуре. Какова она в наиболее проверенной научной форме? Другими словами, какова современная научная картина

Из книги автора

Тема 12. Вторая научная картина мира (классическое естествознание) 1. Гелиоцентризм2. Упадок натурфилософии3. Механицизм4. Деизм5. Стационарность

Из книги автора

Тема 13. Третья научная картина мира 1. Основные черты современного естествознания2. Вещество и поле3. Первые модели атома4. Элементарные частицы5. Новый взгляд на пространство и время6. Природа всемирного тяготения7. Планеты, звезды, галактики8. Гипотеза большого

Помимо рассмотренных ранее «идеалов и норм», «философских оснований науки» (метафизических моделей), в фундаменте науки мы находим еще один важный компонент, играющий интегрирующую и представительскую функции. Это — научная картина мира. Для того, чтобы понять, что это такое, нам необходимо рассмотреть этот компонент в пространстве сходных понятий, которые возникают в ходе функционирования культуры и философской рефлексии: «мировоззрение», «картина мира», «универсалии культуры» и т.п.

Словом «мировоззрение» обозначается целостный образ мира, имеющийся у людей той или иной эпохи, в отличие от системы представлений о мире в философии — различие, таким образом, в форме «образ» и «система».

Фундаментальными категориями мировоззрения являются понятия «мир» и «человек», которые конкретизуются посредством смыслов других универсалий культуры, таких как, например, «добро и зло», «свобода и необходимость», «вещь, свойство, отношение», «природа», «материя и дух» и т. п. Мировоззрения аккумулируют жизненный опыт отдельных людей и групп. Именно последние (группы) вырабатывают свои специфические мировоззрения, которые зависят от характера их занятий и контекста существования. Между разными специфическими групповыми мировоззрениями может идти соперничество в интеллектуальном поле культуры и наиболее жизнеспособные из них, т. е. те, которые оказываются более применимыми в универсальных контекстах, становятся господствующими выразителями всей эпохи. Как правило, это мировоззрения наиболее активных, предприимчивых, достигающих высот социального контроля групп.

Мировоззрение многими отождествляется с понятием «картина мира». Для чего же два слова? Метафора «картины» имеет важный смысл, который отсутствует в слове «мировоззрение» — селективность, упрощение, схематизация действительности. Как художник, пишущий картины, достигает успеха посредством не фотографического копирования реальности, а через схватывание чего-то весьма важного для человека, так и «картина мира» за счет упрощений и схематизаций выделяет из безграничного многообразия действительности самое существенное, судьбоносное для человеческого пребывания в мире. Другой, дополнительный смысл метафоры «картина» (визуальная, наглядная, ориентационная схемы) — своего рода «ментальная карта», с которой человек сверяет свои поступки, ориентируется среди вещей и событий, это также то, что объединяет многое в одно целое.

Философия составляет теоретическое ядро мировоззрения посредством рефлексии над историческим содержанием конкретной культуры и выделения ее универсалий в логически-понятийной форме. Проще говоря, в жизненном опыте миллионов людей, десятков групп людей стихийно кристаллизуются некоторые мировоззренческие структуры, существующие в полуосознаваемых, метафорически-образных формах. Философия эксплицирует их, одновременно схематизируя и упрощая, в философские категории и конкретные философские учения. Однако нельзя сказать о смысловой тождественности неявных мировоззренческих структур культуры (универсалий культуры, картин мира эпохи) и философских учений этого времени. Все же философы добавляют каждый раз свое, специфически-личностное, творческое, то, что выходит за рамки только простого отражения.

Научная картина мира является компонентом мировоззрения той или иной эпохи, представляя собой специфическую форму систематизации научного знания этого времени. Научная картина мира, как знание об устройстве мира, наиболее сильно влияет на онтологическую составляющую мировоззрения. Конечно, речь идет о техногенных обществах, где люди верят науке более, чем традиционным (мифологическим и религиозным) представлениям. В чем специфика научной картины мира?

^ Она формируется внутри научных сообществ через обобщение и синтез важнейших научных достижений, где философские принципы являются важным подспорьем в этом процессе.

^ Это форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях науки. Так, помимо общенаучной картины мира, существуют естественнонаучная и социальная картины мира, а также дисциплинарные картины мира (физическая, биологическая, астрономическая и некоторые др.).

^ Научная картина мира, как и философия, есть не только отражение мира или культуры, а нечто с существенной, творчески-деятельностной «добавкой». Благодаря научной практике в жизни человеческого общества реализуются многие процессы, которые хотя и не противоречат законам природы, но в обычном (внечеловеческом) развитии крайне маловероятны (природа сама по себе не породит не автомобили, ни компьютеры). Поэтому и научная картина мира отражает не только и не столько девственную природную действительность, сколько мир в возможностях его переделки, мир в технологической перспективе его преобразования, мир как совокупность естественно-искусственных объектов.

Понятие «научная картина мира» появилось в итоге методологической работы как самих ученых (М. Планк, А. Эйнштейн, Н. Бор, В. Гейзенберг, В. Вернадский, Н. Винер и др.), так и философов науки (Т. Кун, И. Лакатос, Дж. Холтон, Л. Лаудан, В. Степин и др.)

В первой половине ХХ в. именно основатели современной физики отрефлексировали переход от классического к современному естествознанию и выявили важнейшие особенности предшествующих научных картин мира. Они применяли разные термины («физическая реальность», «физический мир», «картина мира»), но во всех случаях имели в виду, что это множество фундаментальных понятий и принципов самых разных дисциплин, интегрированных в систему, которая представляет мир в виде единого целого. Важнейшей характеристикой научной картины мира является ее онтологический статус, т. е. соотнесение теоретических утверждений и реальности, которую они описывают. Если ученые классического естествознания были склонны полностью отождествлять термины, категории, законы с реальными объектами, то современные ученые уже не столь категоричны, зная о предшествующих ошибках и пересмотрах. Вместе с тем они настаивают на обязательном присутствии в наших картинах мира постоянных, истинностных моментов, которые не могут быть опровергнуты последующим развитием науки. Ученые не могут не онтологизировать свои идеи, вера в реальность собственных разработок стимулирует познание.

Структура научных картин мира

> Концептуальный (понятийный) компонент, представленный такими элементами, как философские категории (материя, пространство, время и т. д.), философские принципы (всеобщая связь и взаимообусловленность явлений), общенаучные понятия и законы (закон сохранения и превращения энергии) и фундаментальные понятия отдельных наук (Вселенная, поле, энергия, биологический вид и т. д.).

> Естественнонаучное знание, выступающее рациональной теоретической основой формирования картин мира. Например, теории классической механики выступают рационально-теоретической основой механистической картины мира.

> Чувственно-образный компонент, т. е. совокупность наглядных представлений о природе (планетарная модель атома, представления о Метагалактике как о расширяющейся сфере и т. д.). Типология научных картин мира
Поскольку существуют различные уровни систематизации знания, в научной картине мира различают три основных ее типа. Соответственно существуют четыре основных значения, в которых употребляется термин «научная картина мира» при характеристике процессов структуры и динамики науки.

— Общенаучная картина мира, т. е. целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе.
— Естественнонаучная картина мира, т. е. система представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин.

— Научная картина мира социально-исторической действительности.
— Специальные картины мира отдельных наук, т. е. целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.

Имеются два альтернативных подхода к проблеме специальных научных картин мира. Сторонники первого из них полагают, что по аналогии с физической картиной мира, могут быть выявлены и проанализированы соответствующие формы систематизации знания в других научных дисциплинах. Сторонники второго подхода отрицают существование специальных научных картин мира по нескольким причинам. Во-первых, неприемлемым представлялись сами термины «биологическая», «астрономическая», «химическая», «техническая» картина мира, введенные по аналогии с термином «физическая картина мира». Применительно к физике данный термин представлялся правомерным, поскольку предметом физического исследования являются фундаментальные структуры и взаимодействия, которые прослеживаются на всех стадиях эволюции Вселенной. Большинство наук значительно позже физики вступили в стадию теоретизации, связанную с формированием конкретных теоретических моделей и законов, объясняющих эмпирические данные. Поэтому при анализе исторической динамики знаний в этих науках методологи часто сталкивались с ситуацией доминирования эмпирического поиска.

Другая модель типологизации предлагает двухслойное понимание научной картины мира.

■ Первый слой составляют научные картины мира, которые выдвигают интегральные образы онтологического характера, т. е. такие, в которых человеческий фактор в явной форме не выражен: это физическая, биологическая и информационная картины мира.

■ Второй слой представлен научными картинами мира, репрезентирующими мир посредством интегральных образов, включающих в себя человеческий фактор в явной, эксплицированной форме: это техническая, эстетическая и языковая картины мира.

Таким образом, традиционным является выделение общенаучной, естественнонаучной, социально-исторической, а также ряда специальных картин мира отдельных наук (дисциплинарных онтологии). Однако существуют и другие классификации, в основу которых кладутся различные принципы, такие как форма репрезентации, наличие интегрального образа, роль человеческого фактора и т. д.

Еще основоположники современной физики дали анализ особенностей предшествующих этапов развития науки и смены картин мира. Лидирующая роль в развитии естествознания долгое время принадлежала физике в силу фундаментальности знаний, получаемых именно в этой дисциплине. Именно она определяла состав мировых конституант и давала квалификации их основных комбинаций и взаимодействий. В развитии физики выделяют три эпохи, три картины мира.

Первая сложилась во второй половине XVII в. и получила название механическая картина мира. Ее онтологические признаки можно представить следующим образом: мир состоит из неделимых частиц (корпускул); их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой; частицы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени.

В последней четверти XIX в., после успехов теории Максвелла, механическая картина мира, господствовавшая в науке более двух с половиной веков, сменяется электродинамической. В электродинамической картине мира процессы природы описывались через новые абстракции, главными из которых были: неделимые атомы и электроны (атомы электричества); мировой эфир, состояния которого рассматривались как электрические, магнитные и гравитационные силы, распространяющиеся от точки к точке в соответствии с принципом близкодействия; абсолютное пространство и время.

В первой половине ХХ в. складывается современная квантово-релятивистская картина мира, которая представляет достаточно радикальную перестройку самих философско-методологических основ понимания. Прежде всего, современные представления (Дж. Чу, Д. Бом) отказываются от методологии «элементаризма», которая долгое время господствовала в физике: вселенная состоит из неизменных «кирпичиков», чьи свойства определяют основные характеристики макро- и мега-объектов. В настоящее время утверждается скорее холистский подход к пониманию вселенной, в которой, наоборот, свойства элементов обусловлены свойствами целого или порядком существования (динамическим равновесием) и господствует вероятностная причинность, время и пространство относительны. Вселенная есть самоорганизующаяся и саморегулирующаяся система взаимоскоррелированных порядков и иерархий, в которой взаимодействия на разных уровнях организации регулируются целым и воспроизводят целое.

Картина мира в системе научного знания

Чем отличима картина мира от собственно теорий науки, для чего она нужна, т. е. какие функции выполняет?

Картина мира отличается от теории по характеру своих идеальных объектов и по широте охвата изучаемых явлений. Большинство идеальных объектов теории имеют внутритеоретический характер, их отличие от реальности очевидно. Напротив, основные понятия картины мира, хотя и тоже являются идеализациями, все же онтологизируются, т. е. отождествляются с действительностью. Картина мира всегда характеризуется большей широтой охвата явлений, чем любая отдельная теория. В картине мира представлено много теорий, в том числе и фундаментальных. К примеру, современная квантово-релятивистская картина мира объединяет все накопленное многообразие фундаментальных физических теорий, классическую и квантовую механику, специальную и общую теорию относительности, термодинамику, классическую и квантовую электродинами¬ку.

Связь между ними устанавливается через процедуры отображения объектов теорий на картину мира. Если законы теории сформулированы на языке математики, отображение ее схем на картину мира обеспечивает их семантическую (концептуальную) интерпретацию, а отображение на ситуации реального опыта — эмпирическую интерпретацию уравнений.

Картина мира, в отличие от теории, дает обобщенную характеристику всей изучаемой действительности. Это достигается посредством представлений:

— о фундаментальных объектах, единицах мироздания; б/ о типологиях изучаемых объектов (микро-, макро-, мегамир; физические, химические, биологические объекты и пр.);

~ об общих закономерностях их взаимодействия;

~ о пространственно-временной структуре реальности.

Картины мира имеют две разновидности своего формирования по отношению к теориям, из которых они составляются. Либо они складываются через линии преемственности, когда теории, представляющие один тип картины мира, поддерживают друг друга, уточняют, дополняют и развивают, либо один и тот же тип картины мира реализуется в форме конкурирующих и альтернативных друг другу представлений о физическом мире (декартова и ньютонова концепции природы).

Специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) не изолированы друг от друга, процессы интеграции научного знания приводят к созданию новых форм систематизации, пределом которых является общенаучная картина мира. Она интегрирует наиболее важные системно-структурные характеристики тех областей реальности, которые изучают разные естественные, гуманитарные и технические науки: представления о нестационарной Вселенной и Большом взрыве, о живом и генах, экосистеме и биосфере, об обществе и цивилизациях, языке, строении разума, технике и «искусственном» и т. п.

Формирование картин мира в каждой отрасли науки происходит не только в закрытом режиме общения специалистов, но имеет выходы на культуру в целом. Во многих случаях именно из культуры, из повседневной практики ученые импортируют некоторые значимые, наглядные образы (организма, книги, часов, механизма, автомата). Наглядность образов и представлений научных картин мира обеспечивает их понимание не только специалистами в данной области знания, но и учеными других дисциплин, а также просто широко образованными людьми, не связанными непосредственно с наукой. Это та необходимо популярная форма существования специальных знаний, которая обеспечивает их вхождение в обыденность и в мировоззрение широких масс людей.

Связана научная картина мира и с философией тем, что, во-первых, создается с использованием философского словаря терминов и философских, т. е. общеметодологических, средств, и, во-вторых, философские идеи из вторичного (культурного) источника используются (переоткрываются) в виде метафизических частей картин мира: онтологических постулатов.

Функции научной картины мира

Общепринятой функцией научной картины мира является функция организации и систематизации знания. Также выделяют и некоторые познавательные функции научной картины мира, а именно:

* создание устойчивой совокупности исследовательских стратегий и операций, закрепившихся в понятийно-процедурном аппарате научной картины мира;

* генерализующая функция, в соответствии с которой в научной картине мира обособляется некоторый «представительский» фрагмент знания (матрица, «лейбл»), замещающий собой остальное, более конкретное знание в целом;

* метафорически-коммуникативная функция, состоящая в том, что генерализовавшееся знание-стратегема оказывается способным к переносу в иной теоретический контекст, в другие дисциплины;

* репрезентативная функция, которая заключается в том, что научная картина мира является репрезентантом мира как целого, дает возможность исследователю иметь дело в своем исследовании не с самим миром, а с его моделью;

* функция компрессии знания и функция его экспансии, т. е. распространения на те области, где оно ранее не применялось

* нормативная функция научной картины мира, формами нормативной организации в научном познании выступают ценности и теоретико-познавательные идеалы данного дисциплинарного сообщества.

Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития

Настоящее время часто называют переходным или революционным. Суть его — в проблеме выбора человечеством жизненных стратегий дальнейшего цивилизационного развития.

Техногенное общество, которое просуществовало уже четыре века после смены им предшествующего типа развития, само подходит к некоторой точке «ветвления» (бифуркации), за которой должен последовать переход в некое новое качество.

Культура техногенной цивилизации базируется на научной рациональности, которая основывается, в свою очередь, на четком противопоставлении субъекта и объекта, демаркации социального мира и природы, использовании научных технологий для преобразования земного окружения в интересах человека. Эта культура обеспечивала постоянный рост производства и улучшение качества жизни людей, в ней утвердились идеи прогресса, демократии, свободы, личной инициативы, были развеяны многие мифы и предрассудки, тысячелетиями державшие в плену умы людей. Но возникли и новые проблемы, ставшие глобальными в силу глобализации планеты, главные из которых — экологические и цивилизационного неравенства, кризис классической рациональности.

Обозначенные проблемы свидетельствуют о необходимости внесения корректив в научную картину мира с целью формирования новых систем ценностей, мировоззренческих структур. Основные коррективы будут осуществляться в следующих направлениях:

— Экологизация сознания, отказ от техногенного понимания природы как неорганического мира, «мертвого механизма», безразличного к человеку. Формирование нового представления об органичной включенности человека в целостный космос и соразмерности человека как результата космической эволюции породившему его миру.

— Дополнение научной картины мира принципом открытости: природы и человека друг другу, что может обеспечить настоящую диалогическую коммуникацию человека с природой. Принцип открытости также должен быть применим и к коммуникации внутри человеческих культур для действительного объединения и взаимопонимания двух главных цивилизаций человечества: Востока и Запада. Тем более, что новые идеи современной западной науки воспроизводят многие идеи, лежащие до сих пор в основе мировоззрения Востока: всеобщей органической взаимосвязи космоса и сознания, поиска их гармонии как смысла существования.

— Формирование нового, «открытого» типа рациональности, которая отличается от «закрытой», внутридисциплинарной, подчиняющейся жестким образцами и правилам. Открытая рационалность характеризуется широким толкованием — как свойства разума каким-то образом упорядочивать свою деятельность через полагание целей и разработку путей их реализации. Она характеризуется также толерантностью: внимательным и уважительным отношением к иным мировоззренческим и культурным традициям как равноправным и равнообоснованным, стремлением их понять и ввести в свой контекст.

В этот день:

  • Дни рождения
  • 1826 Родился Иоганнес Овербек - немецкий археолог, специалист по античной археологии.
  • 1851 Родился Алексей Парфёнович Сапу нов - историк, археолог и краевед, профессор, один из инициаторов создания Витебской учёной архивной комиссии, Витебского отделения Московского археологического института, Витебского церковно-археологического музея.
  • Дни смерти
  • 1882 Умер Виктор Константинович Савельев - российский археолог и нумизмат, собравший значительную коллекцию монет.

Основные черты современной научной картины мира

Множество теорий, в совокупности описывающих известный человеку мир, синтезируется в единую научную картину мира, т.е. целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Наш мир состоит из разномасштабных открытых систем, развитие которых подчиняется общим закономерностям.

Основные черты современной научной картины мира представлены ниже.

Системность означает признание современной наукой того факта, что любой объект материального мира (атом, планета, организм или галактика) представляет собой сложное образование, включающее в себя составные части, организованные в целостность. Наиболее крупной из известных нам систем является Вселенная. Эффект системности проявляется в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия ее элементов (например, образование молекул из атомов). Важнейшей характеристикой системной организации является иерархичность, субординация, т.е. последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней. Каждый элемент любой подсистемы оказывается связанным со всеми элементами других подсистем (человек – биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика и т.д.). Все части окружающего мира теснейшим образом взаимосвязаны.

Глобальный (универсальный) эволюционизм признание невозможности существования Вселенной и всех менее масштабных структур вне развития. Каждая составная часть мира есть историческое следствие глобального эволюционного процесса, начатого Большим взрывом. Идея эволюции зародилась в XIX в. и наиболее сильно прозвучала в учении Ч. Дарвина о происхождении видов. Однако эволюционная теория ограничивалась только растительным и животным миром, классические фундаментальные науки, прежде всего физика и астрономия, составляющие основу ньютоновской механистической модели мира, оставались в стороне от эволюционного учения. Вселенная представлялась равновесной и неизменной. Появление неравновесных образований с заметной организацией (галактик, планетных систем и т.д.) объяснялось случайными локальными изменениями. Ситуация изменилась в начале нашего века с открытием расширения, т.е. нестационарности Вселенной. Речь об этом пойдет ниже.

В настоящее время идеи эволюции проникли во все области естествознания. До определенного времени проблема происхождения различных элементов химиков не волновала, считалось, что разнообразие таблицы Менделеева в неизменном виде существовало всегда. Однако концепция Большого взрыва указала на историческую последовательность появления во Вселенной различных элементов. В процессе создания сложных молекулярных соединений также прослеживаются идеи эволюции и механизм естественного отбора. Из более 100 химических элементов основу живого составляют лишь шесть: углерод, кислород, водород, азот, фосфор и сера. Из 8 миллионов известных химических соединений 96 % составляют органические соединения, основу которых составляют те же 6-18 элементов. Из оставшихся элементов природа создала не более 300 тысяч неорганических соединений. Столь разительное несоответствие нельзя объяснить различной распространенностью химических элементов на Земле и даже в Космосе. Налицо совершенно очевидный отбор тех элементов, свойства которых (энергоемкость, прочность образуемых связей, легкость их перераспределения и т.п.) дают преимущество при переходе на более высокий уровень сложности и упорядоченности вещества. Тот же механизм отбора прослеживается и на следующем витке эволюции: из многих миллионов органических соединений в построении биосистем заняты лишь несколько сотен, из 100 известных аминокислот в построении белковых молекул живых организмов природой используются лишь 20 и т.д.

В целом естествознание вправе сформулировать лозунг: “Все существующее есть результат эволюции”. На описании движущих сил эволюции любых объектов нашего мира претендует новое междисциплинарное направление – синергетика.

Самоорганизация – наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, для систем всех уровней имеет единый алгоритм.

Историчность – признание современной наукой принципиальной незавершенности настоящей, и любой другой картины мира. С течением времени развиваются Вселенная, человеческое общество, изменяются ценностные ориентации и стратегия научного поиска. Эти процессы происходят в разных временных масштабах, однако, их взаимное наложение делает задачу создания абсолютно истинной научной картины мира практически неосуществимой.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся между собой философия, культура и религия?

2. Материальная, духовная и социальная культура. Как соотносятся между собой эти формы культуры?

3. Какие примеры различного подхода к оценке одних и тех же явлений Вы знаете? Почему естественнонаучное знание является более объективным, чем гуманитарное?

4. В чем заключается противостояние двух культур? Будет ли увеличиваться пропасть между «физиками» и «лириками»?

5. Когда возникла наука? Что означают термины «наука как социальный институт» и «наука как род деятельности ученых-одиночек»?

6. Что такое социальные условия науки? Как Вы оцениваете эти условия в нашей стране? За рубежом?

7. Какими свойствами должно обладать научное знание? Какое значение имеет его практическая ценность? Какие исследования на Ваш взгляд необходимо финансировать в первую очередь: прикладные или фундаментальные?

8. Как Вы понимаете активность субъекта? Каковы на Ваш взгляд побудительные мотивы занятия научной деятельностью?

Введение 2

1. Научная картина мира и его содержание 3

2. Квантово-полевая картина мира 6

3. Человек и биосфера. 9

Заключение 13

Список использованных источников 15

Введение

Естествознание - наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание носит междисциплинарный характер, выражающийся в объединении некоторых научных дисциплин для получения конкретного результата, и в масштабе предмета исследования.. Естествознание включает множество естественнонаучных отраслей: физику, химию, биологию, физическую химию, биофизику, биохимию, геохимию и др. Оно охватывает широкий спектр вопросов о разнообразных свойствах объектов природы, которую можно рассматривать как единое целое.

Единство, целостность естествознанию придает лежащий в основе всех естественных наук естественнонаучный метод.

Сущность его заключается в изложении естественнонаучных знаний в рамках концепций - основополагающих идей и системного подхода.

Естествознание способствует формированию общенаучного мировоззрения и рационального отношения к миру, показывает роль науки и научной методологии в развитии современного общества, определяет важность наукоемких технологий в контексте будущего существования человечества, расширяет общий естественнонаучный кругозор, формирует аналитические способности.

Любое перспективное направление деятельности человека прямо или косвенно связано с новой материальной базой и новыми технологиями. Без фундаментальных знаний о природе может сложиться ошибочное общественное мнение, приводящее к необъективному решению. Следовательно, естественнонаучные знания нужны не только высококвалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку вне зависимости от сферы его деятельности.

1. Научная картина мира и его содержание

В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира.

Научная картина мира- это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий 1 . Главное отличие научной картины мира от ненаучных картин мира (например, религиозной) состоит в том, что научная картина мира строится на основе определенной доказанной и обоснованной фундаментальной научной теории

Современная научная картина мира имеет своей предысторией постепенное накопление знаний в течение тысячелетий по мере развития человеческого общества 2 . В истории человечества было создано и существовало довольно большое количество самых разнообразных картин мира, каждая из которых отличалась своим видением мира и специфическим его объяснением.

Однако самое широкое и полное представление о мире дает научная картина мира, которая включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят частные знания о различных свойствах конкретных явлений, о деталях самого познавательного процесса. Научная картина мира не является совокупностью всех знаний человека об объективном мире, она представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях реальной действительности.

Научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т.п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции - определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке.

Основой современной научной картины мира являются фундаментальные знания, полученные, прежде всего, в области физики. Однако в последние десятилетия прошлого века все больше утверждалось мнение, что в современной научной картине мира лидирующее положение занимает биология. Это выражается в усилении влияния, которое оказывает биологическое знание на содержание научной картины мира. Идеи биологии постепенно приобретают универсальный характер и становятся фундаментальными принципами других наук. В частности, в современной науке такой универсальной идеей является идея развития, проникновение которой в космологию, физику, химию, антропологию, социологию и т.д. привело к существенному изменению взглядов человека на мир.

Различают основные формы научной картины мира: 1) общенаучная - обобщенное представление о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, формируемое на основе синтеза знаний, полученных в различных научных дисциплинах; 2) социальная и естественнонаучная картины мира - представление об обществе и природе, обобщающие достижения соответственно социально-гуманитарных и естественных наук; 3) специальные научные картины мира (дисциплинарные онтологии) - представления о предметах отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и т. п. картины мира). В последнем случае термин «мир» применяется в специфическом смысле, обозначая не мир в целом, а предметную область отдельной науки (физический мир, биологический мир, мир химических процессов).

Таким образом, понятие научной картины мира - одно из основополагающих в естествознании. На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития и, соответственно, формирования научных картин мира по мере доминирования какой-либо отдельной науки или отрасли наук, опирающейся на новую теоретическую, методологическую и аксиологическую систему взглядов, принятых в качестве основания для решения научных задач.

2. Квантово-полевая картина мира

Научная картина мира - общая система представлений и понятий в процессе формирования естественнонаучных теорий. 3 Различают общенаучную, естественнонаучную, социально-историческую, специальную, механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

В конце XIX в. и начале ХХ в. в естествознании были сделаны крупнейшие открытия, которые коренным образом изменили представления о картине мира. Прежде всего, это открытия, связанные со строением вещества, и открытия взаимосвязи вещества и энергии.

Смена научных картин мира – это закономерное явление в процессе познания окружающего мира. Смена картин мира показывает, что процесс познания действительности динамичен, он сопровождается переходом от незнания к знанию, свидетельствует о бесконечности познания мира и силе человеческого ума. Как и электродинамическая картина мира, возникшая на основе механической физики, доказавшей свою несостоятельность в тупиковое состояние в связи с проблемой эфира, так и квантово-полевая картина мира начала зарождаться на основе следующих открытий в различных областях знания 4:

В физике это выразилось в открытии делимости атома, становлении релятивистской и квантовой теорий.

В космологии были сформированы модели нестационарной эволюционирующей Вселенной.

В химии возникла квантовая химия, фактически стёршая грань между физикой и химией.

Одним из главных событий в биологии стало становление генетики.

Возникли новые научные направления, например, такие как кибернетика и теория систем.

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория - квантовая механика, описывающая состояние и движение микрочастиц (элементарных частиц, атомов, молекул, атомных ядер) и их систем, а также связь величин, характеризующих частицы и системы, с физическими величинами, непосредственно измеряемыми на опыте. Законы квантовой механики составляют фундамент изучения строения вещества. Они позволяют выяснить строение атомов, установить природу химической связи, объяснить периодическую систему элементов, изучить свойства элементарных частиц.

В рамках квантово-полевой картины мира сложились квантово-полевые представления о материи. Материя обладает корпускулярными и волновыми свойствами, т.е. каждый элемент материи имеет свойства волны и частицы (корпускулярно-волновой дуализм) 5 .

Спецификой квантово-полевых представлений о закономерности и причинности является то, что они вступают в вероятностной форме, в виде статистических законов

При описании объектов используется два класса понятий: пространственно-временные и энергетически-импульсные. Первые дают кинематическую картину движения, вторые -динамическую (причинную). Пространство-время и причинность относительны и зависимы

Таким образом, квантово-полевая картина мира

Эти новые мировоззренческие подходы к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы, научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

3. Человек и биосфера.

Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом в 1875 г 6 . Он подразумевал под биосферой самостоятельную сферу, пересекающуюся с другими земными сферами, в которой на Земле существует жизнь. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли. Два главных компонента биосферы: живые организмы и окружающая их среда. Они непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в близком, органическом единстве, формируя полную динамическую систему. Биосфера представляет глобальную естественную суперсистему, которая в свою очередь состоит из набора подсистем.

Впервые идею о геологических функциях живого вещества, представление о совокупности всего органического мира как единого нераздельного целого высказал русский ученый В.И. Вернадский. Целью, которую поставил перед собой ученый, стало изучение влияния живых организмов на окружающую среду. (работы «Биосфера», 1926 г., «Биогеохимические очерки», «Химическое строение биосферы Земли» и др.) 7 .

В.И. Вернадский не стал ограничивать понятие «биосферы» только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал одновременно и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни.

Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский прежде всего уточняет понятие и способы функционирования «живого вещества». Таким образом, и жизнь, и «косное вещество» находятся в непрерывном, тесном взаимодействии, в бесконечном круговороте химических элементов. При этом живое вещество служит основным системообразующим фактором и связывает биосферу в единое целое.

Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа, живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножению соответствующих систем, включая биоценозы. Последние, в свою очередь, неизбежно входят во взаимодействие между собой, что в конечном счете уравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигается динамическая гармония всей суперсистемы жизни - биосферы.

Развитие биосферы происходит путем все большего взаимодействия живых организмов и окружающей среды. В ходе эволюции постепенно идет процесс интеграции путем усиления и развития взаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграции В.И. Вернадский считал очень важной, сущностной характеристикой биосферы. Длительное развитие биосферы, когда-то оказывавшей некое локальное влияние, постепенно становится фактором планетарного масштаба и означает прогрессирующее, все более полное овладение жизнью всей планеты. Существование жизни на Земле в итоге коренным образом изменило, преобразило облик нашей планеты и такие его важные составляющие, как ландшафт, климат, температуру Земли.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества Появление человека как «homo sapiens» (человека разумного) в свою очередь качественным образом изменило как саму биосферу, так и результаты ее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простого биологического приспособления живых организмов к разумному поведению и, главное, к целенаправленному изменению окружающей природной среды разумными существами.

Человек подвержен общим законам организованности биосферы. Цель общественного развития - сохранение организованности биосферы. Ноосфера - это качественно новый этап эволюции биосферы, в котором законы природы тесно переплетаются с социально-экономическими законами развития общества. Основной предпосылкой перехода биосферы в ноосферу В.И.Вернадский считал научную мысль. «Наука есть максимальная сила создания ноосферы» - это главное обобщение В.И.Вернадского в его учении о биосфере.

Миллионы лет тому назад, на заре формирования человека как разумного существа, его воздействие на природу ничем не отличалось от воздействия на окружающую среду других приматов. И только много позднее, фактически лишь за последние несколько тысячелетий, его влияние на жизнь планеты стало качественно другим, все более существенным. Постепенно человек становится решающим фактором преобразования органических и неорганических форм. Вот почему изучению эволюционного процесса на Земле и роли в нем человека сегодня придается огромное мировоззренческое и практическое значение.

Изменяя природу, человек создает главную угрозу развития биосферы.

Положительное влияние человека на биосферу: выведение новых пород животных и сортов растений, создание культурных биогеоценозов, посадка лесов, создание штаммов микроорганизмов для микробиологической промышленности, развитие прудового хозяйства, интродукция полезных видов в новых условиях обитания, создание заповедников, заказников, национальных парков, природоохранные мероприятия.

Негативное воздействие: расходование сырья, почв, воды, загрязнение среды, истребление видов, разрушение биогеоценозов, нерегулируемый промысел животных и растений, изменение химического состава вод, воздуха, почвы и т.д.

Существует множество глобальных экологических проблем, каждая из которых может привести к экологическому кризису.

Скорее всего, процесс совместного гармонического развития человеческого общества и биосферы может быть обеспечен только благодаря науке, позволяющей оценить экологические последствия крупномасштабных природопреобразующих проектов и найти пути экологобезопасного существования.

Человечество должно осознать свою роль в механизме поддержания стабильности биосферы. Известно, что в процессе эволюции сохраняются лишь те виды, которые способны обеспечивать устойчивость жизни и окружающей среды. Только человек, используя силу своего разума, может направить дальнейшее развитие биосферы по пути сохранения дикой природы, сохранения цивилизации и человечества, создания более справедливой социальной системы, перехода от философии войны к философии мира и партнёрства, любви и уважения к будущим поколениям. Всё это – составляющего нового биосферного мировоззрения, которое должно стать общечеловеческим.

Заключение

1. В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель, или картину мира.

Понятие научной картины мира - одно из основополагающих в естествознании. Научная картина мира- это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.

2. Смена научных картин мира – это закономерное явление в процессе познания окружающего нас мира На протяжении своей истории оно прошло несколько этапов развития.

Различают общенаучную, естественнонаучную, социально-историческую, специальную, механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.

Квантово-полевая картина мираотразила открытия, связанные со строением вещества и взаимосвязью вещества и энергии. Изменились представления о причинности, роли наблюдателя, самой материи, времени и пространстве.

Квантово-полевая картина мира формируется на основе квантовой гипотезы М.Планка (1858-1947); волновой механики Э.Шредингера (1887-1961); квантовой механики В.Гейзенберга (1901-1976); квантовой теории атома Н.Бора (1885-1962)

В основе современной квантово-полевой картины мира лежит новая физическая теория - квантовая механика. В рамках квантово-полевой картины мира сложились квантово-полевые представления о материи.

Фундаментальные положения квантовой теории: принцип неопределенности и принцип дополнительности

Квантово-полевая картина мира в настоящее время находится в состоянии становления. С каждым годом к ней добавляются новые элементы, выдвигаются новые гипотезы, создаются и развиваются новые теории.

3. Термин «биосфера» был впервые введен в науку австрийским геологом и палеонтологом Э. Зюссом в 1875 г. Он дал определение биосферы как совокупности организмов, ограниченной в пространстве и времени и обитающей на поверхности Земли.

В начале XX века В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и неживых систем переосмыслил понятие «биосфера». Он понимал биосферу как сферу единства живого и неживого.

В.И. Вернадский указывал, что биосфера в XX веке становится ноосферой, создаваемой, прежде всего наукой и социальным трудом. Он понимал под ноосферой новый этап развития биосферы и призывал к разумному регулированию отношений в системе «человек - общество - природа». В. И. Вернадский считал, что человек, входит в «живое вещество» и выполняет определенную функцию биосферы и что взрыв научной мысли в XX веке закономерен развитием биосферы и дальнейшей ее трансформацией в ноосферу.

При переходе биосферы в ноосферу перед человечеством возникает огромная по масштабам и значению задача - научится сознательно регулировать взаимоотношения общества и природы

Список использованных источников

1. Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2006

2. Кунафин М. С. Концепции современного естествознания: Учебное пособие.. – Уфа, 2003

3. Новоженов В.А. Концепции современного естествознания. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П.Концепции современного естествознания. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

6. Свиридов В.В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. -2-ое изд. – СПб.: Питер, 2005

7. Суханов А.Д., Голубев О.Н. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М. Дрора. 2004

8. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005

1 Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с. - с.17

2 Новоженов В.А. Концепции современного естествознания. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. - 474 с. - с.8

3 Дубнищева Т.Я.Концепции современного естествознания: учеб. пособие для студ. вузов - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 608 с. - с.28

Научная картина мира и её эволюцияРеферат >> Философия

Гипотез, научная картина мира тем самым направляет движение мысли. Содержание научной картины мира обусловливает способ видения мира , поскольку... в соответствии с некоторыми способами его видения, а эти способы задают картина мира и идеалы познания. Новый...

  • Принципиальные особенности научной картины мира

    Книга >> Биология
  • Современная естестественно-научная картина мира

    Закон >> Биология

    Вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой... духа, демонстрирующие его неисчерпаемые творческие возможности, в любом их содержании можно было бы...

  • Научные картины мира

    Контрольная работа >> Биология

    ... картина мира Электромагнитная картина мира Квантово – полевая картина мира Введение Само понятие «научная картина мира ... появилось в естествознании и философии в конце 19 в., однако специальный, углубленный анализ его содержания ...

  • 2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.