Деление на тренинговые группы. Упражнения для разделения группы на несколько подгрупп

Игры-энергизаторы с учащимися 1-9 классов коррекционных школ VIII вида

Описание работы: Для работы с детьми любого возраста педагогам коррекционных и общеобразовательных школ предлагаю игры-энергизаторы. Энергизаторы - это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся. Они являются средством, позволяющим успешно преодолевать спад активности класса, восстанавливать интерес к занятию и концентрацию внимания участников, продолжать продуктивно работать. Энергизаторами могут служить физические упражнения, подвижные игры, танцы, актуализирующие творческие способности детей, повышающие их настроение и общий тонус. Благодаря упражнениям-энергизаторам в классе или группе создается атмосфера безопасности для ее участников, они получают удовольствие от пребывания вместе.

1. Игры на деление группы на команды
Прежде чем приступить к той или иной игре, зачастую бывает необходимо предварительно разделить группу на команды. Ниже представлены различные примеры такого деления (от деления группы на две команды до деления на пары).

СОРТИРОВКА
Для деления на любое количество команд. Группа сидит в кругу.
Ведущий решает, какое количество команд необходимо, и присваивает каждой команде свое имя (яблоки, груши, апельсины или тигры, львы, пантеры) и по кругу, указывая на участвующих, называет членов каждой команды. Все пантеры идут в один угол, тигры - в другой.
Старайтесь дать либо гордые, либо смешные названия команд (например, команда «Хромоногие колобки»).

ДЕЛЕНИЕ ПО ПРИЗНАКАМ
Разделите команды по цвету обуви, полу, длине волос, цвету глаз.

ПО БУКВАМ
Деление на команды по буквам, с которых начинаются имена участников. Например: А, Е, Р - 1 группа, В, Д, С - 2 группа и т.д.

МОЗАИКА
Берется столько картинок или открыток, сколько необходимо команд, разрезаются на части по числу участников. Каждому участнику выдается по кусочку открытки. Когда открытки будут сложены, образуются группы.

СТУЛЬЯ
Перед началом занятия ведущий приклеивает рисунки, номера и т.п. под стульями, на которых будут сидеть участники.

2. Игры для начала занятия

Самый простой способ создать непринужденную атмосферу - это провести игру, которая задаст позитивный тон и придаст заряд энергии педагогу и всей группе.
Дружелюбная и веселая атмосфера позволяет участникам расслабиться и способствует установлению понимания и ощущения безопасности.
Игры-приветствия используются в начале занятия для поднятия настроения и активизации группы. Особенно эффективны они на первых занятиях для раскрепощения и снятия напряжения, когда участники еще плохо знакомы друг с другом.
Важно и то, как будет закончено занятие. Оставить хорошее впечатление от всего занятия помогают и игры-прощания, дающие заряд отличного настроения.

Игра «ВЫСШИЙ СВЕТ»
Каждый из участников должен наиболее изысканно и галантно попрощаться с каждым в отдельности или со всей группой сразу.
Каждый встает и прощается с присутствующими.

Игра «КОМПЛИМЕНТ»
Ведущий раздает каждому участнику по пять листочков бумаги и просит группу написать на них пять разных позитивных качеств (например, самый умный, самый обаятельный и привлекательный и т.п.). Затем все листочки складываются в шапку, и каждый участник вытаскивает по пять бумажек.

Игра «ЦВЕТ»
Эту игру можно проводить как в начале, так и в конце занятия.
Каждый участник называет цвет, которому в данный момент соответствует его настроение и кратко объясняет почему. Например, «Я желтого цвета, потому что у меня сейчас веселое солнечное настроение»

Игра «ПЕСНЯ»
Каждый поет строчку из песни, которая соответствует его настроению в данный момент, остальные подхватывают.

3. Игры на знакомство

Эти игры направлены на знакомство участников группы между собой, запоминание имен, снятие напряжения в группе, вызванное присутствием большого количества незнакомых людей, а также на подготовку участников к дальнейшей совместной работе. Упражнения на представление членов группы друг другу очень разнообразны. Можно изменять предложенные игры, придумывать свои варианты, соединять несколько игр в одну и т.д.

Игра «МУХОБОЙКА»
Сворачивается газетка в рулон. Все сидят в кругу в позе нога на ногу. Один встает в центре, берет газетку, его задача коснуться коленки человека, чье имя назовут. А задача этого человека - назвать чье-то имя еще до того, как его запятнают, т. е. «перевести стрелки». Для усложнения можно предложить запретить называть одно имя одному человеку несколько раз.

Игра «СНЕЖНЫЙ КОМ»
Один называет свое имя, потом другого слева, называет его имя и свое, потом следующий называет имена двух уже сказавших и свое, и так по кругу. Можно подсказывать и помогать.

Игра «МЫ С ТОБОЙ ОДНОЙ КРОВИ - ТЫ И Я»
Каждый из участников находит человека, чем-то сходного или близкого по каким-нибудь признакам (от цвета шнурков до одинакового имени родителей) и объявляет: «Мы с тобой одной крови - ты и я, потому что у нас с тобой носы курносые», и т.п.

4. Игры для активизации группы

Игра «ВО-О-О!!!»
Стартовая или заключительная игра.
Участвующих спрашивают, какое количество энергии у них сейчас. Каждый должен показать какое, а все повторяют. Можно показывать, как хотят есть или выразить свои ощущения по какому-либо поводу.

Игра «ЛОШАДКИ»
Очень смешная игрушка на эмоциональную разрядку.
Представьте, что мы озвучиваем кинофильм об ипподроме. Хлопки по коленям - бегущие лошади. Руки вверх резко и крик «Оп!» - взятие барьера. Хлопки по щекам - пробег по луже. Хлопки по груди-лошади близко от комментаторской кабины. Руки вверх и продолжительный крик «А-а-а!» - крики болельщиков.
Ведущий начинает комментировать происходящее, а все - озвучивать.
«Вот лошади стоят на местах! Старт! (все хлопают по коленям). Лошади бегут все быстрее!
Первый барьер! Крики радостных болельщиков! Первый круг, лошади совсем близко! Бегут по луже, какой кошмар, кажется, одна лошадь осталась в луже!» и т.д.

Игра «ОДЕЯЛО»
Очень смешная и простая игра на эмоциональную разгрузку.
Два игрока становятся друг напротив друга, очень близко (10 сантиметров между носами), лицом друг к другу. Между лицами держится либо одеяло, либо большой лист бумаги. Когда лист упадет, необходимо как можно быстрее назвать имя соперника.
Прикол в том, что оба будут орать в лицо друг другу и чаще всего тормозить от неожиданности. Получается очень смешно.

Игра «РАЗ-ДВА-ТРИ!»
Необходимо трясти правой рукой, считая до 10, потом левой, считая до 10.
Потом ногой, потом другой, тоже считая. Потом все то же самое до 9, потом до 8 и так до 1. Получается очень весело.

5. Игры на концентрацию внимания

Игра «ЗИП-ЗЕП-ЗАП» (на внимание и поднятие настроения).
Все встают в круг. Один стреляет: «Зип!», указывая пальцем на кого-либо, тот должен сказать: «Зеп!», стреляя уже в другого, следующий должен сказать: «Зап!» и стрелять в следующего. И дальше в том же стиле. Для усложнения пускается еще один «Зип!» и игроков становится больше.
Обычно начинается путаница.

Игра «ПИФ-ПАФ, ТЫ УБИТ!» (на внимательность, быстроту реакции и эмоциональную разгрузку).
Все встают в круг. Ведущий называет имя одного из участников группы, услышав свое имя, человек должен немедленно присесть (также ведущий может стоять в кругу и просто указывать на того, кто должен присесть), а те, кто стоит рядом с ним, должны сложить руки в пистолетик, направить друг на друга и крикнуть «Пиф-паф, ты убит!». Кто быстрее крикнет, тот победил, а проигравший выходит из круга. Если тот, чье имя было названо, не присядет, то он также выходит из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся двое победителей.

Игра «ОЙ И АЙ»
Все встают. Нагибаются вперед и кладут руки на колени. Необходимо по цепи передать слово «ой» от одного человека к другому. Как только кто-нибудь скажет: «Ай»,- передача слова идет в обратном направлении. Задача - не тормозить.

6. Игры на снятие напряжения

Эти упражнения целесообразно проводить, если группа слишком напряжена или возбуждена. А также после занятий или упражнений, требующих большого эмоционального напряжения.

Игра «МАССАЖ»
Все стоят в круге. Сначала помассировать спину соседу слева, слегка постучать по ней, погладить, потом соседу справа. Напоминает коллективный массаж.

Игра «СНЕГ»
Отряхнуть сначала соседа слева от виртуального снега, потом соседа справа.

Игра «МАЯТНИК»
Группа становится в круг, один участник становится в середину круга.
Суть игры заключается в том, чтобы стоящий в центре начинал падать назад, максимально расслабившись, а все остальные его подстраховывали от падения, передавая по кругу. Гнуться стоящий в центре «маятник» не должен.

7. Релаксации

Включается инструментальная, спокойная, возможно, «природная» музыка.
Ведущий дает участникам инструкции: «Сядьте удобно. Расслабьтесь. Если вы чувствуете, что какая-то часть тела напряжена или «зажата», напрягите эту область как можно сильнее, подержите 5 секунд и расслабьте.

Релаксация «В СОСНОВОМ ЛЕСУ»
Закройте глаза. Сделайте три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох.
Представьте себе теплое солнечное утро. Вы идете по залитой солнцем равнине, которая распростерлась до самого горизонта. Вдалеке вы видите неясные очертания окутанных дымкой холмов. Вы пересекаете равнину и поднимаетесь на невысокие склоны, где справа и слева раскинулся большой остров густого соснового леса.
Вы, ступая по мягкому густому мху, спускаетесь в неглубокую лощинку, покрытую душистым вереском, а затем поворачиваете к лесу.
Вас обступают стройные и высокие стволы сосен. Их ветви начинаются высоко вверху. Местами они переплетаются, отбрасывая на землю густую тень. Земля в лесу темная и мягкая, ее покрывает ковер из сосновых игл и мха.
Вы ложитесь в тени и глядите вверх, сквозь ветви деревьев. Ваши плечи, спина, поясница, все ваше тело отдыхает. Вам приятно чувствовать спиной землю, слегка прогретую лучами утреннего солнца. Вы смотрите на голубое небо, по которому медленно проплывают редкие, похожие на белоснежных лебедей облака; потом закрываете глаза.
Вы вдыхаете чистый, свежий воздух, наполненный ароматом сосновой хвои. В вышине стволов раздается переливчатое пение птиц. Высоко в ветвях шумит легкий ветерок. Вы лежите и наслаждаетесь спокойствием и гармонией окружающей вас природы, ощущая себя ее частицей. Вы делаете три вдоха и выдоха по моей команде. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Раз - вдох. Два - выдох. Открыли глаза.

8. Игры на сплочение группы

В этом разделе приведены примеры игр, не несущих информационной нагрузки, но помогающих сплотить группу и развить командное и межличностное взаимодействие.
Все игры в этом разделе можно условно разделить на две группы: первая - это игры, в которых участники сообща должны решить какую-либо задачу, вторая - когда участники все вместе должны совершить какое-либо действие. Поэтому, выбирая то или иное упражнение для сплочения группы в то же время можно, по обстоятельствам, или активизировать или успокоить группу.

Игра «КЛУБОК»
Группе необходимо встать в круг, вытянуть руки вперед и взяться левой рукой за любую руку одного человека, правой - за руку другого. Задача: распутаться так, чтобы получился круг. Захват руки можно менять, но не расцеплять. Если группа окончательно запуталась, можно разорвать руки 1-2 раза. Предупредите, чтобы руки не ломали!

Игра «АЛЬПИНИСТ»
Разбейте на две команды.
«Вы знаете, что когда альпинисты идут в горы, они спят на любом уступчике. Ваша задача: уместиться и заснуть вот на таком…»
Если есть крепкие стулья, то можно использовать стул, но если нет - используйте газету. Потом постепенно уменьшайте размер газеты, и та команда, которая удержалась 10 секунд на предложенном уступе - выиграла.

Игра «СКУЛЬПТУРА»
Пять-шесть человек встают в центр помещения. Необходимо сделать скульптуру на предложенные чувства. Все должны согласованно, одновременно принять позы, но так чтобы это была единая скульптура. С периодичностью 5-8 секунд ведущий дает темы: любовь, радость, ненависть, скука или жанровые сцены (встреча со стоматологом, разборка во дворе) и т.п.

Простые и чуть более сложные задания помогают делить участников на малые группы каждый раз новым способом. Некоторые способы заставляют участников непроизвольно смеяться, создавая дополнительный позитивный настрой на работу.

2 ГРУППЫ

Расчет на 2-х персонажей — на Дедов Морозов и Снегурочек, волков и зайцев, Тома и Джерри, Тимона и Пумбу, лису и колобка, небо и землю, пряники и печенье.

Объединиться по наличию/отсутствию углов у фигур — треугольники, квадраты, круги и овалы.

Открытки-половинки — предложите владельцам одной открытки найти свою пару и встать лицом друг к другу. Вся группа должна выстроиться в 2 шеренги парами — лицом друг к другу.

Круг пополам — группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от тренера к участнику, сидящему напротив.

2-6 ГРУПП

Разноцветные стикеры — подходят для деления на 2-4 группы. Участники встают в круг и закрывают глаза. Тренер прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники должны молча объединиться в группы.

Хобби — 2-4 человека (сколько надо групп) называют хобби, остальные выбирают, какое из хобби им ближе и расходятся по малым группам.

Расчёт по форме — на треугольники, квадраты, круги, трапеции, прямоугольники и овалы. Можно также раздать участникам вырезанные из бумаги фигуры разной формы и цвета. В этом случае их можно будет перемешивать в группы и по форме, и по цвету.

3 ГРУППЫ

Расчет на 3-х персонажей — на белый, красный и чёрный; на тройку, семёрку и туз; на даму, короля и туза; на солнце, звёзды и луну; на Ниф-Нифа, Наф-Нафа и Нуф-Нуфа; на дедушку, бабушку и курочку Рябу.

4 ГРУППЫ

Расчет на 4-х персонажей — на царя, царевича, короля и королевича; на Атоса, Портоса, Арамиса и Д’Артаньяна; на черви, бубны, крести и пики; на зиму, весну, лето и осень.

7 ГРУПП

Расчет по цветам радуги — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый

ЛЮБОЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП

Открытки — разрежьте их на нужное количество частей (равное нужному количеству людей в малой группе), перемешайте и раздайте участникам; предложите участникам найти другие части своей открытки и образовать малую группу.

количество открыток = количество участников: количе-ство людей в малых группах

Игра «Звери» — шепнуть на ухо каждому животное, количество животных по числу нужных групп; участники молча ходят по комнате и изображают своё животное; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Деление на «первый-второй» — способ простой, но его можно украсить, если деление происходит на иностранном языке. Например, на шведском: этт, тво, тре, фюра, фем, секс… (1, 2, 3, 4, 5, 6…). Можно спросить у тех участников, кто знает какой-нибудь необычный язык.

Конфеты разных цветов/сортов — участники вытаскивают себе конфету из пакета и объединяются по типу конфеты или цвету фантика.

Игра «Звуки Му» — шепнуть на ухо каждому животное или птицу, количество животных по числу нужных групп; участники ходят по комнате и издают звуки своего животного; найдя такое же животное, надо взяться за руки и дальше искать остальных вместе; все ходят, пока не найдут всех членов своей малой группы.

Листочки — тренеру нужны небольшие листочки по количеству участников группы. На каждом он пишет номер (номера
по количеству малых групп). Затем участники вытаскивают по одному номеру и молча ищут свою группу.

По внешним признакам участников — например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: цвет волос, глаз и т. д.

Пары «Звериная семья» — в пакет складываются парные листочки с названием животного и его детёныша (динозавр и динозаврик, бегемот и бегемотик, и т. д.). Участники вытягивают их в случайном порядке. «Родитель» и «детёныш» находят друг друга и объединяются в пару.

Систематизировано и описано: Кира Кононович

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Ролевая игра "Случай в гостинице"

    Яркое и запоминающееся упражнение , которое наглядно демонстрирует участникам тренинга слабые места в умении вести переговоры или устанавливать контакт в продажах, а также показывает, какие техники и приемы приводят к успеху в продажах и переговорах, а какие — наоборот. Какие — позволяют быстро установить контакт, а какие скорее накаляют обстановку.

    Упражнение «Случай в гостинице» прекрасно подойдет для тренингов продаж, тренингов переговоров, тренингов уверенного поведения, тренингов влияния.

    Благодаря необычной легенде упражнение «Случай в гостинице» повышает уровень вовлеченности участников тренинга, энергетику группы, мотивацию на дальнейшее обучение .

  • Разминка "Воробьи-вороны"

    Энергичное игровое упражнение, способное в короткие сроки включить участников тренинга в рабочий процесс, повысить их внимание, энергетику и вовлеченность. Создает позитивную атмосферу и, в случае необходимости, снимает напряжение в группе. Включает физическую и эмоциональную активность участников. Кроме функций разогрева группы это упражнение способствует формированию у участников тренинга позитивного и конструктивного отношения к своему проигрышу или неудаче . Помогает понять, что независимо от результатов своих усилий, можно просто получать удовольствие от игры. Этот принцип можно отнести ко всему в жизни и тем самым легче переносить неудачи и трудности.

    Упражнение «Воробьи-вороны» не смотря на то, что было придумано много лет назад, остается эффективным и востребованным упражнением-разогревом у многих тренеров и по сей день. Причем подходит оно как для тренингов личностного роста, так и для бизнес-тренингов по продажам, переговорам, лидерству.

  • Уникальное упражнение "Светофор"

    Невероятное по своей эффективности упражнение, способное за какой-нибудь час совершить «революцию» в умах участников тренинга. Настоящая «жемчужина» среди упражнений своего рода.

    Упражнение для тренинга "Светофор" позволяет участникам, не проходя ситуацию потери в жизни, произвести инвентаризацию своих ценностей, перестать расстраиваться "по мелочам", научиться радоваться и ценить то, что уже есть в жизни! Упражнение станет настоящим украшением для тренингов стрессоустойчивости, тренингов эмоционального интеллекта, тренингов личностного роста и целеполагания.

    Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц!
    Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)!

Упражнения для разбивки участников на группы

Задача разбивки тренинговой группы на отдельные под­ группы возникает у ведущего достаточно часто. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают ра­боту в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифи­ цировать процессы общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробле­ ние на подгруппы. При этом следует помнить об очень важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в опреде­ ленном составе. Нужно постоянно «перетасовывать» участ­ников, чтобы предоставить возможность каждому максимально пообщаться с другими участниками. А для этого следует ис­пользовать процедуры случайной разбивки на группы. Приме­ нение одних и тех же приемов быстро наскучит участникам. Поэтому предлагается набор (далеко не исчерпывающий!) вари­ антов разбивки участников тренинга на отдельные подгруппы. Конечно, интересней, если создание подгрупп носит не дирек­ тивный, а игровой характер.

Упражнение «Расчет»

Это самый элементарный способ. Произвести расчет на «пер­ вый - второй», «первый - второй - третий» и т. д. в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: рас­ чет нужно делать исходя именно из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. Банальное пре­ дупреждение, однако опыт показывает, что начинающие тренеры, видимо, от волнения в таких ситуациях совершенно перестают ладить с арифметикой.

Упражнение«Сегментация круга»

Тоже из разряда элементарных. Группу можно поделить по­полам, проведя воображаемый диаметр круга от себя (ведущего) к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Упражнение «Цветоделение»

Деление на группы проводится по внешним признакам уча­ стников, например но цветам одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринпи-сом» назвать). Могут появиться «красные» и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, образуют, скажем, «команду пестрых». Не советуем создавать «содружество темных сил», даже если мно­ гие участники одеты в траурные цвета, дабы на людей не «пове­ сить якорей», которые вам совсем не нужны. Впрочем, если вы как раз собираетесь провести игру типа «Страшноватого суда» (см. «Школьный психолог» 2000) или другую, в которой требу­ется группа негативных персонажей, а также если вы рассмат­ риваете темный цвет одежды этих конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, нуждающих­ ся в «обыгрывании», то вполне приемлемо выделение их в отдель ную группу с особыми ролевыми функциями. Критериями вы­ деления отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки, такие как наличие украшений или часов; свитера или футболки; брюки или юбки (если группа по преимуществу женская); цвет волос; цвет глаз и т. д.

Упражнение «Построение по ранжиру»

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за ми­ нимальное время они должны молча построиться: по цвету глаз; по цвету волос; по росту (с закрытыми глазами); по высоте го­ лоса (после проведения игры проверяется, например, исполне­ нием ноты «ля», произнесением слова «мама» и другими спосо­ бами) и другим признакам. При этом ведущий каждый раз дол­ жен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными». Обычно такие игры проводятся весело и с энтузиазмом. После того, как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Упражнение «Стрельба глазами»

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все поднимают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся раз­ биты по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо органи­ зуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести эту игру несколько иначе: вза­ имное попадание в «стрельбе глазами» не приводит к выходу из круга, а попытки повторяются до тех пор, пока вся группа не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичность игре придают ситуации, когда число участников является нечетным и кто-то их них заведомо должен остаться

без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между ними соревнование за пра­ во включить этого игрока в свой состав, или найти другое реше­ние, оптимальное для этого конкретного случая.

Упражнение «Атомы и молекулы» (1 вариант)

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий говорит: «Каж­ дый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы со­ вершаете броуновское движение, встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то проис­ ходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молеку­ ле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков ос­талось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распада­ ются на атомы, продолжающие «блуждать в пространстве» до сле­ дующей команды ведущего. В результате игры можно либо создать две команды - из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался В игре, - либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число как раз будет равно количеству выбывших участников, которые тогда образуют свою группу).

Упражнение «Лидеры»

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!». Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп), кто вскочил со своего места, объявля­ются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Лидеры получают право по очереди называть имя человека, ко­ торого они берут в свою команду. Можно поступить и иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участ­ ника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники но очереди выбирают следующих, и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если уча­стников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя очень дискомфортно. Поэтому веду­ щий должен обратить ситуацию в позитивную, скажем, предло­ жить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Упражнение «Любое число»

Еще одна игра, которая может быть использована для раз­ бивки на группы. Ведущий называет по имени любого из игро­ ков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одно­го до числа, равного количеству участников. Ведущий команду­ ет: «Три-четыре!». Одновременно должно встать столько игро­ ков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это слу­чайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Кто-нибудь из игроков может сообразить, что существуют беспроиг­ рышные варианты: нужно назвать либо «один» и вскочить само­ му, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство возросшей групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое (по его замыслу) означает необходи­ мое количество игроков в одной подгруппе. Если встало стольк о игроков, сколько и было заказано, хорошо. Ведущий просто про­ сит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися, на­звав то же самое число (в случае, если подгрупп должно быть более двух; если группу надо было поделить пополам, то дос­таточно назвать число, равное половине участников). Если же игроков встало больше или меньше, то ведущий добавляет или убавляет игроков по своему усмотрению.

Упражнение«Разбивка по критерию»

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с чет­ ким разделением участников на разные категории. Этот способ разбивки особенно удобен в тех случаях, когда необязательным является равное количество игроков в подгруппах.

Например, в процессе групповой динамики возникает момент, когда необходимо проработать чувства участников относитель­ но событий, происходящих на тренинге, а для этого ведущему необходимо получить информацию об этих чувствах. Тогда ве­ дущий говорит участникам: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане.

Представьте, что вы - посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые из блюд, предлагаемых в меню. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только "заморил червячка"\ Давайте попробуем рассесться в нашем "ресторане" в соответ­ ствии со своими ощущениями. Те, кто попробовал, им понра­ вилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы сменить ресторан на какое-то иное ме­ сто, занимают места в противоположном углу. Может быть, для кого-то блюда из меню ресторана оказались не вполне в их вкусе.

Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, насколько здешняя кухня их удовлетворяет, и потому пока в сомнении ковыряется вилкой в салате. Итак, располагайтесь!». В зависимости от складывающихся обстоятельств ведущий принимает решение о направлении даль­ нейшей работы. Можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, может быть, высказать свои пожелания относительно качества приготовления, рецептов и пре­ поднесения блюд. Скажем, кто-то считает пищу «пресной», кому- то хочется «погорячее», кого-то устроили бы более изысканные блюда, меньше «общепитовских» и больше «эксклюзивных» ре­цептов и т. п. Вместо «ресторанной метафоры» можно предло­жить огромное количество других. Допустим, повесив в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмо­ циональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга, - попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Скажем, «восторженных» участников можно попросить придумать способы развеселить «тоскующую» под­ группу.

Упражнение «Кто на новенького?»

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждо­ му выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы взаимо­ действовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербаль­ но договориться и подойти друг к другу. Потом (если требуется работа в четверках или шестерках) найти пару или две партне­ ров, с которыми также у обоих членов пары общения было пока недостаточно.



Упражнение «Джунгли» дил», «верблюд», «бегемот»). Названия животных на листочках должны повторяться в таком количестве, чтобы на их основе можно было разделить группу на нужное число микрогрупп по 3-4 че­ ловека.

После инструкции ведущего участники отодвигают свои сту­ лья, освобождая пространство для движения, и находят листочки с названиями животных. Не обсуждая с другими содержание кар­ точки, по команде все начинают двигаться, изображая свое жи­ ского движения, иногда объединяясь в молекулы. Темп, направ­ление движения, количество атомов в молекулах и места соеди­ нений задает ведущий.


Например: «Молекулы, по три локтями!» - все должны раз­ биться на группки по три человека и прижаться друг к другу локтями. Скорость движения указывается цифрой: «плюс 20», «плюс 45», «плюс 80». Это значит в данном случае, что скорость растет, хотя она также может замедляться. Скорость «минус 50» означает, что надо двигаться спиной вперед. В конце выполне­ния упражнения надо образовать подгруппы («молекулы»).

При организации любой программы тимбилдинга – от аудиторного командообразования и Верёвочных курсов до игрового тимбилдинга, обязательно возникают вопросы, связанные с численностью участников , способами формирования и численностью команд (точнее, групп участников), принимающих участие в тренингах командообразования или в корпоративных мероприятиях с элементами тимбилдинга.

  • Какое максимально возможное число участников программы тимбилдинга?
  • Какой оптимальный размер команды для участия в программе тимбилдинга?
  • Как разделить, или объединить - кому как нравится, участников тимбилдинга в группы (команды)?

Важное замечание! Программа тимбидинга не может быть проведена «сразу для всех», если в вашей компании более чем 12-20 сотрудников . Эти ограничения связаны с особенностями группового поведения - группой динамики, поэтому понятие «группа», «малая группа» или «команда» – основа проведения любых командообразующих программ. Также стоит отметить, что состав и численность команд, сформированных в начале тренинга командообразования, не должна меняться до завершения тренинга, за исключением отдельных программ, где первичной целью является не столько командообразование, сколько развитие коммуникаций, знакомство участников.

Общее количество участников тренингов командообразования зависит от сложности и наполнения программы тренинга, его логистики и количества квалифицированного персонала со стороны организаторов тренинга.

Как правило, размер группы (малой группы, команды) для участия в тимбилдинге – от 8 до 15, в отдельных случаях до 20 человек. Чем больше группа, тем сложнее и дольше будет взаимодействие участников внутри группы, тем выше должна быть квалификация тренера и тем проще должны быть упражнения (задания) тимбилдинга. При размере группы менее 6 человек, проведение тренинга командообразования также будет мало эффективным.

Для большей части тренингов командообразования мы считаем оптимальным размер команды – 12 человек , как в силу описанного выше, так и силу того, что 12 участников можно легко задействовать в упражнениях и заданиях тимбилдинга, где участники делятся по-двое, по-трое, по 4 или 6 человек.

В описании базовых программ тимбилдинга нашей компании обязательно указано оптимальное число участников в команде.

Тимбилдинг (командообразование) - способы объединения в команды

В зависимости от целей мероприятия и программы тимбилдинга, мы предлагаем различные способы объединения участников в группы (малые группы, команды):


Состав команды определён заранее

Формирование команд по спискам, подготовленным Заказчиком. Состав команд формируется исходя из коммуникативных задач, в зависимости от специфики бизнес-процессов, иных целей и задач Заказчика.
Механизм деления на команды:
Деление по заранее подготовленным именным бейджам, где цвета бейджей или иная маркировка определяет причастность к определённой команде.
Деление участников по вывешенным перед тренингом спискам команд.
Деление по заранее высланным участникам спискам команд.
Деление участников по заранее выданным кусочкам паззлов – каждый участник должен найти свою команду, подбирая пазл (достаточно долго).

Спонтанное деление на команды с задачей максимально «перемешать» участников тимбилдинга, разбить сформированные группы друзей и коллег.

Используется в тех случаях, когда важно обеспечить коммуникации и знакомство среди максимальной по охвату аудитории. Часто применяется при организации масштабных корпоративных мероприятий с элементами тимбилдинга или в тех случаях, когда Заказчик не хочет или не готов осознанно формировать группы для участия в тренинге командообразования.
Механизм деления на команды:
При регистрации для участия в тимбилдинге, корпоративном мероприятии, участники в произвольном порядке получают бейджи, либо банданы, маркировочные браслеты (бенды) различных цветов. Количество цветов пропорционально запланированному числу команд. По приглашению Ведущего, Инструкторов, участники «одного цвета» находят друг друга и таким образом формируется команда.
Специальные игровые упражнения, в ходе общей тимбилдинг-разминки перед тренингом. Например, известное задание «атомы-молекулы», когда участники получают задание хаотично перемещаясь по площадке тимбилдинга, по заданию Ведущего подойти к самому незнакомому человеку, потом то же в паре, втроём и так далее, пока не сформируется команда.

Спонтанное деление на команды по выбору участников

Этот способ деления на команды наиболее комфортен для участников, но менее эффективен с точки зрения развития коммуникаций в коллективе.
Используется большей частью при игровом тимбилдинге, в ходе больших корпоративных мероприятий.
Механизм деления на команды:
По приглашению Ведущего или Инструкторов участники сами формируют команды, ограничением служит лишь размер команды.

Социометрический способ формирования команд

Ведущий программы тимбилдинга, координатор тренинга командообразования выбирает нескольких участников – как правило, это самые активные – и предлагает каждому из них сформировать себе команду определённой численности. При этом, совсем не обязательно, что далее в ходе программы этот участник станет лидером (капитаном) команды.

Деление на команды в условиях чётко обозначенных требований и ограничений.

Состав сформированных данным способом команд должен отвечать заданным условиям и ограничениям. Например, в каждой команде не менее 3 девушек, не менее 2 представителей бухгалтерии, один человек с музыкальным слухом и так далее – в зависимости от специфики проводимой программы тимбилдинга. Данный способ формирования команд часто применяется в спортивном тимбилдинге, в программах приключенческого и творческого тим билдинга – в тех случаях, когда требуется создать сбалансированную по составу участников команду.

Команды повторяют по составу подразделения компании Заказчика.

Данный подход можно рекомендовать в том случае, когда межфункциональные взаимодействия между участниками из разных команд второстепенны, коммуникации между подразделениями отлично выстроены или не важны (например, это независимые проектные группы), а численность каждого из подразделений, участвующих в тренинге командообразования от 8-10 до 12-20 человек. С учётом описанного выше, данный способ формирования команд достаточно эффективен, так как даёт возможность сотрудникам подразделений обособится, почувствовать себя одной командой. Тем не менее, на практике этот способ используется достаточно редко.

У ведущего тренинговой группы нередко возникает задача ее разделения на отдельные подгруппы. Дело не только в том, что многие тренинговые упражнения подразумевают работу в парах, тройках или четверках. Ведь задача интенсифицировать процесс общения между участниками и вообще придать динамизм тренингу может быть решена именно через дробление на подгруппы.

При этом следует помнить об одном важном условии - нельзя давать этим подгруппам «застыть» в определенном составе. Нужно постоянно перетасовывать участников, чтобы предоставить возможность каждому пообщаться со всеми.

Применение одних и тех же приемов быстро надоедает, поэтому я предлагаю набор (далеко не исчерпывающий!) вариантов разделения участников тренинга на отдельные подгруппы.

Расчет

Это самый элементарный способ. Производится расчет на «первый-второй», «первый-второй-третий» и т.д., в зависимости от того, сколько требуется групп. Тут важно не перепутать: расчет нужно делать исходя из нужного количества групп, а не из количества участников в каждой группе. (Как вариант - апельсин, мандарин, банан...)

Сегментация круга

Если тренинг проходит в круге, то группу можно поделить пополам, проведя воображаемый диаметр круга от ведущего к участнику, сидящему напротив. В случае, если требуется более двух команд, круг просто разбивается на нужное число сегментов.

Цветоделение

Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых».

Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».

Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.

Построение по ранжиру

Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.

Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».

После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.

Стрельба глазами

Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.

Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.

Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.

Атомы и молекулы

Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».

Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.

В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).

Лидеры

Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.

Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.

Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)

«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.

Футбольный метод

Для разбивки на группы этим способом потребуется определить 2-3 лидеров, активных ребят (число ребят зависит от количества мини-групп, которые вы хотите создать) и попросить их набрать себе команду, соблюдая следующее условие – первым делает выбор один из лидеров, другой в это время не предпринимает никаких действий. Когда выбор первого сделан, второй лидер может сделать свой выбор, и лишь после этого делает выбор третий. Причем принцип набора людей в команду таков: первый выбирает второго, второй третьего, третий четвертого и т.д.

Любое число

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.

По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.

После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.

Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.

Разбивка по критерию

Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.

Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.

Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.

Кто на новенького?

Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.

Барабан

Вожатый стоит спиной,сзади подходит ребенок и коладет руку ему на плечо.и вожатый говорит направо или налево.

Расчет по кругу

Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто если они будут стоять в кругу, то полюбому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.