Чистый понедельник тема любви. Анализ рассказа бунина чистый понедельник сочинение
Иван Бунин известен многим читателям как гениальный писатель и поэт. За свою творческую карьеру литератор создал огромное количество стихов, рассказов, повестей и романов. Все они проникнуты глубоким смыслом и обладают интересным и захватывающим сюжетом. Особую популярность получил сборник рассказов «Темные аллеи». Все произведения из него повествуют о любви. У самого писателя это чувство вызывает противоречивые эмоции - счастливые и горестные одновременно. Чтобы более подробно рассказать о любви, написал «Чистый понедельник» Бунин. показывает, насколько оно неоднозначное и глубокое.
Странность любви между героями рассказа
Любовь - это не только радость от встреч, но и муки расставания, это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать глубину чувств своих персонажей. Писатель даже не дал им имен, ведь историю рассказывает сам герой, а образ героини такой сложный, многогранный и загадочный, что имени ей и не нужно. Еще в начале произведения становится ясно, что будущего у влюбленных не будет. Это красивая, молодая, полная сил и энергии пара, но они слишком разные.
Мужчина зациклен на своих чувствах, и это мешает ему лучше узнать духовный мир своей возлюбленной. Они вместе проводят много времени, устраивают пикник, ходят в рестораны, посещают театр, но девушка кажется слишком отстраненной. Героиня находится в поисках своего истинного предназначения - именно это показывает анализ. «Чистый понедельник» Бунин сочинил, чтобы рассказать о том, что рано или поздно каждому человеку предстоит решить, что делать дальше, определить, правильный ли путь он избрал. Девушка не желает говорить о будущем, категорически отрицает вероятность брака, говорит, что не готова стать женой. Мужчина понимает, что это ненормально, но все же соглашается со странностями любимой.
Поиск своего места в этом мире
Героиня не может найти себя - это показывает и анализ. «Чистый понедельник» Бунин написал, чтобы показать душевные переживания девушки. Она делала все то, что было принято в обществе: училась, красиво одевалась, посещала театр, встречалась с любимым человеком. Но в глубине души женщина осознавала, что все это не то, что ей необходимо. Именно этим объясняется отстраненность главной героини, ее нежелание говорить о совместном будущем с возлюбленным. Она всегда делала все так, как и все, но это ее не устраивало.
Болезненное расставание
Противоречивые чувства все чаще возникают в душе девушки, она уже не может жить просто и беззаботно, как большинство молодых людей. Решение кардинально изменить свою жизнь уже давно назревало у героини, об этом говорит и анализ. Чистый понедельник Бунин не зря выбрал для переломного момента в судьбе персонажей. В первый день Великого Поста девушка решает посвятить себя служению Богу. Героиня заставляет мужчину страдать от расставания, но и сама она мучается от этого.
Рассказ «Чистый понедельник» в основном посвящен сильной личности девушки, которая не побоялась сделать не так, как все, резко изменить свою жизнь и найти смысл своего существования.
Тема любви в рассказе
Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел в цикл «Тёмные аллеи », всецело посвященный любви. Таким образом, главная тема рассказа «Чистый понедельник» тоже любовь, многогранная, загадочная и таинственная. В рассказе задействованы только два героя: он и она . Несмотря на то, что их имена скрыты, мы можем наблюдать, как развиваются их отношения. Автор изображает своих героев молодыми, красивыми, богатыми и полными сил, что невольно вызывает симпатию у читателя. Однако сходства внешние подчеркиваются внутренними различиями.
Он – страстный молодой человек, ослепленный своей любовью. В нем нет той глубины, которая характерна для главной героини. Навещая ее каждый вечер, посещая с ней рестораны, концерты, он даже не замечает, насколько она поглощена другими ценностями. В его глазах это всего лишь ее загадочность, странность и неординарность. Все свое время он проводит разгульно, так как довольно обеспечен и ни о чем не вынужден задумываться. Единственное, что поглощает его мысли с момента их знакомства, так это неопределенность отношений. Эта любовь ему иногда кажется «странной» или вовсе «не любовью».
Она, в свою очередь, молчалива и сдержана. В ее поведении есть что-то странное, не поддающееся логике. Иногда она посещает какие-то лекции и говорит, что ей нравится история. Он никогда не задумался о том, отчего она приехала в Москву и сняла квартиру с видом на храм Христа Спасителя. Для него это всего лишь «причуды». А именно в этом и крылась главная тайна девушки. Героиня всерьез увлекалась религией, церковными обрядами, любовалась монастырями, любила посещать соборы. Возможно, именно поэтому ей нравилась Москва – город соборов и кремлевских башен. Прожив там некоторое время, она ещё больше убедилась в своем желании принять постриг и уйти в монастырь.
Однако герой так до конца и не понял, что творилось в душе возлюбленной. Они провели вместе ночь Чистого понедельника, а затем она навсегда исчезла из его жизни. Через некоторое время он получил письмо из Твери, в котором она объясняла свой поступок любовью к церкви и просила по возможности не искать её и постараться забыть. Для молодого человека, искренне любившего и верящего во взаимность, это было тяжелым испытанием. Пройти его он пытался с помощью посещения кабаков и алкоголя. Со временем боль утихла, но не оставила его. Однажды ему даже показалось, что он видел её среди поющих монахинь Марфо-Мариинской обители.
Почти во всех рассказах цикла «Тёмные аллеи» любовь обречена. Она не перерастает в реальное земное счастье. Так и в рассказе «Чистый понедельник» любовь выступает великим таинством, непостижимой загадкой, приносящей одновременно счастье и муку. Этот рассказ считается одним из лучших в творчестве
Класс - 11
Цели урока:
- познакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А.Бунина, книгой “Темные аллеи”;
- проанализировать рассказ “Чистый понедельник”: раскрыть проблему любви,выяснить причины трагической судьбы героев;
- познакомить с духовным наследием России;
- развить навыки аналитического чтения эпического произведения, умение делать микровыводы и с их помощью – общий вывод; развивать критическое мышление, сценические способности;
- воспитывать духовную культуру, ответственность за свои поступки и судьбу страны;
- осуществлять межпредметные связи - провести параллель: литература-живопись, музыка, религия.
Оборудование: выставка “Кто хочет знать Россию, побывай в Москве”, портрет И.А.Бунина, музыка Л.-В. Бетховена “Лунная соната”, опера Д.Верди “Аида”, “Красный звон” колоколов, свечи, тексты произведения и молитвы Е.Сирина, картина Кустодиева “Масленица”, журнал “ЛШ” - №2, 3, 1996, №3, 1997, проектор.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Подготовка к основному этапу.
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина; выясним, какие проблемы затрагивает автор в рассказе “Чистый понедельник” и как герои их решают.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Презентация о И.А.Бунине.Выступление обучающегося.
2. Чтение эпиграфа.
Разве бывает несчастная любовь?
Разве скорбная в мире музыка не дает счастья?
Всякая любовь – великое счастье,
даже если она не разделена.
И.Бунин
3. Анализ эпиграфа. Слово учителя.
В этих словах – смысл всей книги “Темные аллеи”. Энциклопедией любовных драм можно ее назвать, книгу из 38 рассказов о любви, созданную в годы II Мировой войны (1937-1944гг.). И.Бунин в 1947г. так оценил свою работу: “Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, - думаю, что это самое лучшее и оригинальное, что я написал в жизни...”
Любовь у Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым законам. Это тайна. И далеко не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Состояние любви не бесплодно для героев писателя, оно возвышает их души. Однако любовь – это не только счастье, но и трагедия. Она не может закончиться браком. Герои Бунина расстаются навсегда.
4. История написания рассказа “Чистый понедельник”.
Рассказ “Чистый понедельник” написан 12.05.1944г.
Почему дата написания конкретная, а события, описанные в произведении, относятся к 1914г.? 1944г. В годы тяжелых для страны испытаний И.Бунин напомнил людям о любви как самом прекрасном чувстве, что есть в жизни. Тем самым Бунин отвергал фашизм и возвеличивал Россию.
5. Смысл названия рассказа.
1) Историческая основа праздника. Чтение статьи учебника.
Масленица – Прощеное Воскресенье - Великий Пост – Чистый Понедельник – Пасха
2) Описание Чистого Понедельника у И.Шмелева в романе “Лето Господне”.
(На фоне музыки Бетховена)
“Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят...Капает за окном – как заплачет. Вот и заплакала – кап... кап... кап... И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж душа начнется...”, “душу готовить надо”. Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться... Особенный день сегодня, строгий... Вчера был прощеный день... Читай – “Господи – Владыка живота моего...”. В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия... зажгли постную... лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: “Кресту Твоему поклонимся, Владыко”, и я напеваю за ним, чудесное:
И свято-е... Воскресе-ние Твое
Сла-а-вим!..
Радостная молитвочка! Она ласковым светом светит в эти грустные дни Поста!”
6. Знакомство с Великопостной молитвой Ефрема Сирина.
Ефрем Сирин – выдающийся деятель христианской церкви IV в., прославленный автор многих богословских трудов.
“Господи и Владыко живота моего, дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь”.
7. Композиция рассказа.
Композиция последовательная.
Зима в начале и в конце рассказа – это синтаксический параллелизм.
8. Беседа по содержанию.
Чем интересен сюжет?
Какие эмоции вызвал у вас рассказ?
Какого финала вы ожидали?
Почему ваши надежды не сбылись?
Как бы вы завершили историю этой непогасшей любви?
Где происходит действие?
Назовите святые места Москвы, упомянутые в рассказе. (Храм Христа Спасителя, Новодевичий монастырь, Зачатьевский монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель)(Под звон колоколов звучат отрывки из стихотворенийо Москве)
Здесь, как было, так и ныне –
Сердце всей Руси святой.
Здесь стоят ее святыни
За Кремлевскою стеной!
(В.Брюсов)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
(Ф.Глинка)
“Вот та Россия, которую мы потеряли”, - сокрушается И.Шмелев. И ему вторит И.Бунин.
Рассказ построен на контрастах.
Огромную роль играет художественная деталь. Это цвет.
черный | желтый | красный |
Черные волосы | Туфли с золотыми застежками | Гранатовые туфли |
Черные, как уголь, глаза | Золотой купол | Гранатовое бархатное платье |
Дегтярная челка | Золотая парча | Кирпично-кровавые стены монастыря |
Темные глаза | Золотая эмаль заката | Красные ворота |
Угольный бархат глаз | Янтарность обнаженных рук | |
Черная доска иконы | Золотой крест на лбу | |
Черная лайковая перчатка | Янтарное лицо | |
Черные фетровые ботинки | Книга “Огненный ангел” | |
Черное бархатное платье | Желтоволосая Русь | |
Черные лоснящиеся косички | Янтарь щек | |
Смольные волосы | Огненные блины | |
Индийская персидская красота | Золото иконостаса | |
Брови, как черный соболиный мех | ||
Черный кожаный диван |
Какова их функция?
Желтый и красный – традиционные цвета иконописи.
Желтый символизирует Царствие Небесное.
Красный – огонь,т.е. жизнь.
Черный – смирение, покорность.
Чем занимается ОНА?
(Слушаем музыку Бетховена “Лунная соната”)
Тема “Лунной сонаты” - это ОНА.
Он – тема марша из “Аиды”. Докажите.
(Слушаем музыку Верди)
“...жизнь человеческая вся под властью женщины”, - заметил Мопассан.
Послушаем их диалог.
(Рядом – два кресла. Она молча читает.)
Она: - Вы ужасно болтливы и непоседливы, дайте мне дочитать главу.
Он: - Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас
Она: - Все так, но всё-таки помолчите немного, почитайте что-нибудь, покурите...
Он: - Не могу я молчать! Вы не представляете себе всю силу моей любви к вам! Не любите вы меня!
Она: - Представляю. А что до моей любви, то вы хорошо знаете, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае, вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом.
Он (про себя): -Странная любовь.
Она: - В жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь.
Он (про себя) : -Там видно будет!
(вслух) Нет, это выше моих сил! И зачем, почему так жестоко мучите меня и себя! “Да, всё-таки это не любовь, не любовь...”
Она: - Может быть. Кто же знает, что такое любовь?
Он: - Я, я знаю!(воскликнул) И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье!
О чем говорят его внутренние реплики?
Как вы думаете, любили ли они друг друга? Докажите.
Узнал ли он ее? Почему?
И опять весь вечер говорили о постороннем.
Так прошел январь, февраль... Масленица.
В Прощеное Воскресенье она приказала ему приехать вечером.
Что это за день?
Он приехал. Она встретила его, вся в черном.
Прочитайте их диалог.(Чтение диалога)
Почему она хочет уйти в монастырь?
Почему он не знал о ее религиозности? Чем был ослеплен?
(Звучит “Лунная соната”)
В 10ч. вечера на другой день(это был Чистый Понедельник) он отворил дверь своим ключиком. Всё было зажжено:люстры, канделябры, лампа...и звучала “Лунная соната”.Она стояла возле пианино в черном бархатном платье.
Они поехали на “капустник”.
Что это за развлечение?
Как она себя вела? Почему развязно? В чем странность ее характера?
Какая в тот вечер была погода? (Метель)
Какую роль играет метель?
Почему после “капустника” она оставила его у себя, чего до этого не делала?
Почему сняла все черное и осталась в одних лебяжьих туфельках?
Какую роль играет белый цвет?
Почему, когда он ушел от нее, метели уже не было?
Почему она уезжает в Тверь?
Какое письмо она написала? Прочитайте.
Почему она ушла в монастырь?
Почему он не удивился такому финалу их встреч? (Не заглянул в душу)
Перечитайте финал рассказа.
Когда это было?
Что привело его в монастырь?
Что он понял?
Почему он повернулся и тихо вышел из ворот?
Почему повествование ведется от 1 лица?
IV. Систематизация и обобщение знаний.
Выводы по уроку.
Всякая настоящая любовь – великое счастье, даже если она заканчивается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, приходят бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскресении героев мы видим людей настоящих, их несовершенство, неумение дорожить тем, что рядом, а также мы видим несовершенство самой жизни, социальных условий, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям.
Рассказ, повествующий о трагических коллизиях, не несет в себе пессимизма. Он, как музыка, как всякое большое искусство, очищает, возвышает душу, утверждая истинно высокое, прекрасное.
V. Подведение итогов урока.
VI. Рефлексия.
VII. Информация о домашнем задании.
Как бы вы завершили рассказ? Допишите историю любви.
Направление «Любовь»
«Любовь» | 1.Любовь – огромная страна 2. Родители и дети 3. Любовь – высшее начало 4. Муж и жена 5. Любовь к работе (делу, увлечению) 6. Любовь к животным 7. Сила любви | А.С. Пушкин "Евгений Онегин", "Капитанская дочка», «Медный всадник» А.И. Куприн "Гранатовый браслет",Олеся" И.А. Бунин "Чистый понедельник", "Солнечный удар" И.С. Тургенев "Отцы и дети" А.П. Чехов "Вишневый сад", "Дама с собачкой" М. Горький "Старуха Изергиль" С. Есенин "Письмо к женщине", "Мы теперь уходим понемногу...", "Не бродить, не мять в кустах багряных...", "Я усталым таким еще не был...", "Мне осталась одна забава" М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита" М.Ю. Лермонтов "Бородино", "Монолог", "Дума"(Печально я гляжу на наше поколенье...), "Герой нашего времени", "Элегия" ("О! Если б дни мои текли...") Л.Н. Толстой "Война и мир" М.А. Шолохов "Тихий Дон" Ф.М. Достоевский "Белые ночи", "Униженные и оскорбленные" А.Н. Островский "Гроза" Б. Васильев "Не стреляйте белых лебедей" И.А. Гончаров "Обломов", "Обыкновенная история" И.С. Тургенев "Отцы и дети", "Ася" В.В. Маяковский "Лиличка", "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" В. Шекспир "Ромео и Джульетта" Маргарет Митчелл "Унесенные ветром" В. Гюго "Собор Парижской богоматери", Человек,который смеется" Колин Маккалоу "Поющие в терновнике" «Повесть о Петре и Февронии Муромских», Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное ухо» О. Генри «Дары волхвов» | Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. | Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё ж она у тебя остаётся (Л.Н.Толстой). Любить – это значит видеть человека таким, каким его задумал Бог (Ф.М.Достоевский). На свете нет зрелища прекраснее, чем лицо любимой, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса (Ж. Лабрюйер) Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев). |
Образцы сочинений по направлению «Любовь»
№ п/п | Абзацы сочинения | количество слов | Примечания |
Вступление к сочинению . | |||
Любовь – высокое, чистое и прекрасное чувство, облагораживающее и возвышающее человека. Ни посчитать, ни вычислить любовь нельзя. Любовь - вечная тема мировой художественной литературы. Сегодня мы можем обратиться ко многим произведениям, чтобы осмыслить, что же такое любовь. | Можно больше слов - от 60 до 80. | ||
Первый литературный аргумент (анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»). | |||
Хочется вспомнить замечательное произведение Куприна «Гранатовый браслет». В основу рассказа положен сюжет, произошедший с матерью Куприна, которая была в такой же ситуации, в какой оказалась героиня «Гранатового браслета». Вера Николаевна Шеина на день рождения получает подарки от близких. В этот же день её тайный лет вздыхатель Желтков присылает ей письмо и гранатовый браслет. Это молодой человек, тридцати - тридцати пяти, мелкий чиновник. Его чувство к Вере Николаевне длится восемь лет. Автор показывает безответную любовь. Герой собирает вещи, которые принадлежали его возлюбленной, они ему очень дороги. Любовь Желткова порывистая, страстная, очень сильная. Он никак не может с собой ничего поделать, никак не может выкинуть из головы Веру Николаевну. Единственный выход из ситуации - только смерть. После смерти Желткова душа Веры Николаевны пробудилась, она ощутила, что это тот самый человек, который был ей нужен. Символизирует любовь героя соната Бетховена. Любовь так же, как и музыка, непредсказуема и увлекательна Какова же концепция любви у Куприна? Какую любовь он показывает в «Гранатовом браслете»? Автора интересует такая любовь, ради,которой можно совершить подвиг, даже отдать жизнь за неё. Муж Веры Николаевны, увидев своего соперника, говорит: «разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь?» Сила любовного чувства и максимальная душевная открытость сделали Желткова уязвимым, беззащитным. А.И. Куприн благоговейно и целомудренно прикасается к теме любви. Сам автор п лакал над рукописью своего рассказа. | |||
Таинственная и загадочная любовь в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Второй литературный аргумент (анализ рассказа). | |||
И. А. Бунин написал много произведений о любви. Среди них - рассказ «Чистый понедельник» из сборника «Тёмные аллеи», в котором тридцать восемь произведений. А. П. Чехов писал: «Какое это огромное счастье - любить и быть любимым». Любовь подарила герою Бунина мгновения ликующей радости, дала возможность понять, что значит быть счастливым. Он навсегда запомнил, как «закрывал глаза от счастья, целовал мокрый мех её воротника и в какой восторженности летел к Красным воротам. И завтра, и послезавтра будет...всё та же мука и всё то же счастье...» Герой и героиня молоды, здоровы, богаты. Настолько хороши собой, что все в ресторане и на концертах их провожают взглядами. Главное психологическое состояние героя - ослепительная влюблённость. Но он не пытается и не хочет понять возлюбленную, не хочет увидеть, какая внутренняя борьба происходит в женской душе». Он старался не думать и не додумывать». Герой не понимает характер и натуру любимой. Она не верит в возможность счастья и брака. В чистый понедельник героиня принимает решение, очень важное для себя - отойти от мирской жизни и стать монахиней. Какова концепция любви у Бунина в этом рассказе? В любви должно быть полное взаимопонимание, влюблённые должны тонко чувствовать друг друга и полностью доверять друг другу. | |||
Заключение по теме сочинения | |||
А.П. Чехов правильно заметил: «Всякая любовь - великое счастье». И правильно утверждал А. С. Пушкин: «Любви все возрасты покорны». Поэтому очень хочется верить в то, среди наших современников - старых и малых и молодых будет больше влюблённых и счастливых людей» |
Сочинение
Тема любви в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник»
Тема любви - вечная тема. К ней обращались поэты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство.
Свое видение темы дает в цикле рассказов «Темные аллеи» И. А Бунин. В сборник входит тридцать восемь рассказов, все они о любви, но ни один из них не создает ощущения повтора, а после прочтения всех произведений цикла не возникает чувства исчерпанности темы.
В центре рассказа «Чистый понедельник» - история любви загадочной и таинственной. Его герои - молодая пара влюбленных. Оба они «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» окружающие провожали их взглядами. А вот внутренний мир героев не отличается такой схожестью.
Он - ослеплен своей любовью. Каждую субботу возит своей избраннице цветы, то и дело балует ее коробками шоколада, старается обрадовать новыми привезенными книгами, каждый вечер приглашает ее то в ресторан, то в театр, то на какую-нибудь вечеринку. Всецело поглощенный чувством обожания, он не может и не очень-то пытается понять, какой многосложный внутренний мир кроется за красивой внешностью той, которую он полюбил. Неоднократно он задумывается о необычности, странности их отношений, но ни разу не ставит точки в этих размышлениях. «Странная любовь!» - замечает он. В другой раз говорит: «Да, все-таки это не любовь, не любовь...». Он удивляется тому, почему она «раз и навсегда отвела разговоры об их будущем», удивляется тому, как она воспринимает его подарки, как ведет себя в минуты сближения. Все в ней для него - загадка.
Образ героя лишен той психологической глубины, которой наделена героиня. В ее поступках нет никакой логической мотивированности. Ежедневно посещая те заведения, куда ее приглашает молодой влюбленный, она однажды замечает, что хочет в Новодевичий монастырь, потому что «все кабаки да кабаки». Герою невдомек, откуда такие мысли, к чему они, что вдруг стало с его избранницей. А чуть позже она заявляет, что удивляться тут нечему, что он просто ее не знает. Оказывается, она часто посещает кремлевские соборы, а случается это, когда возлюбленный «не таскает » ее по ресторанам. Там, а не в увеселительных заведениях обретает она ощущение гармонии и душевного равновесия. Она любит «русское летописное, русские сказания» и рассказы ее об этом исполнены глубины. Она говорит, что не годится в жены. Размышляя о счастье, цитирует Платона Каратаева. Но герой так и не может понять, что творится в ее душе, он «несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее» и все.
Как и в остальных рассказах цикла «Темные аллеи», Бунин не показывает в «Чистом понедельнике» любви, перерастающей в состояние прочного земного счастья. Любовь здесь так же не заканчивается счастливым браком, и образа женщины-матери мы здесь не находим. Героиня, вступив с любимым в физически близкие отношения, молча уходит, моля его ни о чем не спрашивать, а потом письмом извещает его о своем уходе в монастырь. Она долго металась между сиюминутным и вечным и, в ночь на Чистый понедельник, отдавшись герою, сделала свой окончательный выбор. В Чистый понедельник, первый день поста, человек начинает очищаться от всего дурного. Этот праздник стал переломным моментом и во взаимоотношениях героев.
Любовь в «Чистом понедельнике» - это счастье и мука, великая тайна, непостижимая загадка. Этот рассказ - одна из жемчужин бунинского творчества, покоряющая читателя редкостным очарованием и глубиной.
Тема любви — вечная тема. К ней обращались по-эты и писатели разных времен, и каждый пытался по-своему истолковать это многогранное чувство.
Свое видение темы дает в цикле рассказов «Темные аллеи» И. А Бунин. В сборник входит тридцать восемь рассказов, все они о любви, но ни один из них не создает ощущения повтора, а после прочтения всех произведений цикла не возникает чувства исчерпан-ности темы.
В центре рассказа «Чистый понедельник» — исто-рия любви загадочной и таинственной. Его герои — молодая пара влюбленных. Оба они «богаты, здоровы, молоды и настолько хороши собой, что в ресторанах, на концертах» окружающие провожали их взгляда-ми. А вот внутренний мир героев не отличается такой схожестью.
Он — ослеплен своей любовью. Каждую субботу во-зит своей избраннице цветы, то и дело балует ее короб-ками шоколада, старается обрадовать новыми приве-зенными книгами, каждый вечер приглашает ее то в ресторан, то в театр, то на какую-нибудь вечеринку. Всецело поглощенный чувством обожания, он не мо-жет и не очень-то пытается понять, какой многослож-ный внутренний мир кроется за красивой внешно-стью той, которую он полюбил. Неоднократно он заду-мывается о необычности, странности их отношений, но ни разу не ставит точки в этих размышлениях. «Странная любовь!» — замечает он. В другой раз гово-рит: «Да, все-таки это не любовь, не любовь...». Он удивляется тому, почему она «раз и навсегда отвела разговоры об их будущем», удивляется тому, как она воспринимает его подарки, как ведет себя в минуты сближения. Все в ней для него — загадка.
Образ героя лишен той психологической глубины, которой наделена героиня. В ее поступках нет ника-кой логической мотивированности. Ежедневно посе-щая те заведения, куда ее приглашает молодой влюб-ленный, она однажды замечает, что хочет в Ново деви-чий монастырь, потому что «все кабаки да кабаки». Герою невдомек, откуда такие мысли, к чему они, что вдруг стало с его избранницей. А чуть позже она заявляет, что удивляться тут нечему, что он просто ее не знает. Оказывается, она часто посещает кремлевские соборы, а случается это, когда возлюбленный «не тас-кает » ее по ресторанам. Там, а не в увеселительных за-ведениях обретает она ощущение гармонии и душев-ного равновесия. Она любит «русское летописное, русские сказания» и рассказы ее об этом исполнены глубины. Она говорит, что не годится в жены. Раз-мышляя о счастье, цитирует Платона Каратаева. Но герой так и не может понять, что творится в ее душе, он «несказанно счастлив каждым часом, проведен-ным возле нее» и все.
Как и в остальных рассказах цикла «Темные аллеи», Бунин не показывает в «Чистом понедельнике» любви, перерастающей в состояние прочного земного счастья. Любовь здесь так же не заканчивается счастливым бра-ком, и образа женщины-матери мы здесь не находим. Героиня, вступив с любимым в физически близкие от-ношения, молча уходит, моля его ни о чем не спраши-вать, а потом письмом извещает его о своем уходе в мо-настырь. Она долго металась между сиюминутным и вечным и, в ночь на Чистый понедельник, отдавшись ге-рою, сделала свой окончательный выбор. В Чистый по-недельник, первый день поста, человек начинает очи-щаться от всего дурного. Этот праздник стал перелом-ным моментом и во взаимоотношениях героев.
Любовь в «Чистом понедельнике» — это счастье и мука, великая тайна, непостижимая загадка. Этот рассказ — одна из жемчужин бунинского творчества, покоряющая читателя редкостным очарованием и глубиной.