Чимароза композитор биография. Искрометный чимароза. Смотреть что такое "чимароза доменико" в других словарях

IGDA/A. De Gregorio
ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА

Чимароза, Доменико (Cimarosa, Domenico) (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Литература:

Крунтяева Т. Д.Чимароза. – В кн.: Крунтяева Т. Итальянская комическая опера XVIII в. Л., 1981

Далее читайте:

Исторические лица Италии (биографический справочник).

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Доменико Чимароза. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Доменико Чимароза и купить билет на удобную вам дату.

Чимароза Доменико (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.
Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.
В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto, 1792).
В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн. Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.
В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.
Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...
Б. Асафьев

В историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.

Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Именно здесь будущий композитор получил первые уроки музыки. За короткое время Чимароза сделал значительные успехи и в 1761 г. был принят в Сайта Мария ди Лорето - старейшую консерваторию Неаполя. Там преподавали прекрасные педагоги, среди которых были крупные, а порой и выдающиеся композиторы. За 11 консерваторских лет Чимароза прошел отличную композиторскую школу: написал несколько месс и мотетов, овладел в совершенстве искусством пения, игры на скрипке, чембало и органе. Его учителями были Г. Саккини и Н. Пиччинни.

В 22 года Чимароза окончил консерваторию и вступил на поприще оперного композитора. Вскоре в неаполитанском театре деи Фиорентини (del Fiorentini) была поставлена его первая опера-buffa «Причуды графа». За ней непрерывной чередой последовали другие комические оперы. Популярность Чимарозы возрастала. Его стали приглашать многие театры Италии. Началась многотрудная жизнь оперного композитора, связанная с постоянными разъездами. По условиям того времени сочинять оперы полагалось в том городе, где они ставились, чтобы композитор мог учесть возможности труппы и вкусы местной публики.

Благодаря своей неисчерпаемой фантазии и безотказному мастерству Чимароза сочинял с непостижимой быстротой. Его комические оперы, среди которых особенно выделяются «Итальянка в Лондоне» (1778), «Джанина и Бернардоне» (1781), «Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие» (1784) и «Неудачные интриги» (1786), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и других городах Италии.

Чимароза стал самым известным композитором Италии. Он с успехом заменял таких мастеров, как Дж. Паизиелло, Пиччинни, П. Гульельми, находившихся в то время за границей. Однако скромный, не умеющий делать карьеру композитор не смог достичь обеспеченного положения у себя на родине. Поэтому в 1787 г. он принял приглашение на пост придворного капельмейстера и «сочинителя музыки» при русском императорском дворе. В России Чимароза провел около трех с половиной лет. В эти годы композитор сочинял не так интенсивно, как в Италии. Он отдавал больше времени руководству придворным оперным театром, постановке опер, преподаванию.

На обратном пути на родину, куда композитор отправился в 1791 г., он посетил Вену. Радушный прием, приглашение на пост придворного капельмейстер а - вот что ожидало Чимарозу при дворе австрийского императора Леопольда II. В Вене, совместно с поэтом Дж. Бертати, Чимароза создал лучшее из своих творений - оперу-buffа « » (1792). Премьера ее прошла с ошеломляющим успехом, опера была бисирована целиком.

Вернувшись в 1793 г. в родной Неаполь, композитор занял там пост придворного капельмейстера. Он пишет оперы-seria и оперы-buffa, кантаты и инструментальные произведения. Здесь опера «Тайный брак» выдержала более 100 постановок. Это было неслыханно для Италии XVIII в. В 1799 г. в Неаполе произошла буржуазная революция, и Чимароза с восторгом встретил провозглашение республики. На это событие он, как истинный патриот, откликнулся сочинением «Патриотического гимна». Однако республика просуществовала лишь несколько месяцев. После ее поражения композитор был арестован и брошен в тюрьму. Дом, где он жил, разгромили, а его знаменитое клавичембало, выброшенное на булыжную мостовую, было разбито вдребезги. 4 месяца Чимароза ожидал казни. И только ходатайство влиятельных лиц принесло ему желанное освобождение. Пребывание в тюрьме серьезно сказалось на его здоровье. Не желая оставаться в Неаполе, Чимароза отправился в Венецию. Там, несмотря на плохое самочувствие, он сочиняет onepy-seria «Артемизия». Однако премьеры своего произведения композитор уже не увидел - она состоялась через несколько дней после его смерти.

Доменико Чимароза (итал. Domenico Cimarosa, в приходской книге Cimmarosa; 17 декабря 1749, Аверса - 11 января 1801, Венеция) - итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Он был центральной фигурой в опере, особенно комической, в конце XVIII века.

Биография

Детство и юность

Доменико Чимароза родился в Аверсе в 1749 году. В 1750 (по другим сведениям, в 1756) году семья перебралась в Неаполь. Отец Доменико, Дженнаро Чимароза, был каменщиком и погиб в ходе строительства дворца Каподимонте (итал. Reggia di Capodimonte), упав со строительных лесов. После смерти мужа мать Чимарозы смогла получить работу прачки в расположенном неподалёку миноритском монастыре Сан-Северо, а сам Доменико был взят в школу при монастыре.

Чимароза вскоре привлек внимание монастырского органиста и духовника его матери, фра Полкано, который давал ему уроки музыки. Священник посвятил себя развитию талантливого мальчика, обучив его латыни и музыке и познакомив с немецкой и итальянской классической поэзией. Доменико делал большие успехи и был принят в 1761 году в консерваторию Санта-Мария ди Лорето, где оставался в течение 11 лет. Его учителями были мастера старой итальянской школы: Дженнаро Манна, Феделе Фенароли, Антонио Саккини, Никколо Пиччини и другие. Чимароза научился игре на скрипке и клавесине, а также показал себя одарённым певцом (в частности исполнив заглавную партию в двухактном интермеццо Саккини «Фра Донато», которое шло в разных театрах Неаполя). После окончания консерватории он брал уроки пения у кастрата Джузеппе Априле. Задатки композиторского мастерства он также продемонстрировал уже в годы учёбы, в 1770 году вместе с Дзингарелли и Джузеппе Джордани посещая старшие курсы в капельмейстерском классе и сочинил ряд духовных мотетов и месс. Уже закончив консерваторию, в 1771 году он, возможно, брал дополнительные занятия по композиции у Пиччини.

Начало карьеры

в 1772 году состоялась премьера первой оперы-буффа Чимарозы, «Причуды графа» (итал. Le stravaganze del conte), исполненной в театре Деи Фиорентини в Неаполе в один день с «Чудесами Мерлина и Зорастро» (итал. Le magie di Merlina e Zoroastro. После этого начала шириться его известность как композитора, и всего за год он по своей славе как оперного композитора сравнялся с давним любимцем публики Паизиелло. В том же году он женился на дочери успешного музыкального импресарио Гаэтане Палланте, но этот брак продлился недолго - уже в следующем году Гаэтана умерла. По-видимому, вторично Чимароза женился вскоре после этого, зачав со второй женой двоих детей. Однако и вторая жена Чимарозы прожила недолго.

Произведения Чимарозы вскоре стали популярны в Риме, где его комические интермеццо исполнялись в театре Валле. «Возвращение дона Каландрино» (итал. Il ritorno di Don Calandrino), «Итальянка в Лондоне» (итал. L"italiana in Londra), «Женщины-соперницы» (итал. Le donne rivali) и «Парижский художник» (итал. Il pittore parigino) были поставлены там между 1778 и 1781 годами. Также в Риме, в театрах делле Даме и «Арджентина», прошли премьеры опер-сериа Чимарозы, в том числе его первое произведение в этом жанре «Гай Марий» (итал. Caio Mario, 1780) и «Александр в Индии» (итал. Alesandro nelle Indie, 1781). Гёте был весьма очарован пьесой «Импресарио в нужде» (итал. L’impresario in angustie), которую он услышал во время своего визита в Рим в 1787 году. 10 июля 1780 «Итальянка в Лондоне» стала первой из опер Чимарозы, которые были представлены в театре «Ла Скала» в Милане, начав традицию исполнения его работ, которая продолжались до XIX века. В Неаполе были поставлены оперы-буффа «Мнимая парижанка» (итал. La finta parigina) и «Благородная фраскатанка», созданы оратории «Авессалом» и «Юдифь» и ещё два десятка произведений крупных жанров, в основном опер-буффа. Начиная с 1784 года Чимароза несколько лет прожил во Флоренции, где преимущественно писал духовные произведения (в том числе несколько месс и реквием).

ЧИМАРОЗА, ДОМЕНИКО (Cimarosa, Domenico) (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte ) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto , 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн . Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.