Биографии, истории, факты, фотографии. Скарлатти Доменико скарлатти интересные факты

(Scarlatti, Alessandro) (1660–1725), автор вокальных и камерно-инструментальных произведений, один из основателей неаполитанской школы, в которой сформировался стиль итальянской оперы 18 в. Родился 2 мая 1660 в Палермо (Сицилия), по-видимому, в бедной семье. После того, как Скарлатти рано проявил музыкальные способности (первая опера написана им в 19 лет), его отдали в консерваторию «Сант Онофрио а Капуана» в Неаполе, где можно было учиться бесплатно (первоначально консерваториями называли приюты для сирот и беспризорников, в которых воспитанникам давали музыкальное образование, готовя из них церковных певчих). Предполагают также, что он занимался с Дж.Кариссими.

12 апреля 1678 Алессандро, находясь в Риме, женился на Антонии Анзалоне, и к 1695 в семье было десятеро детей. С 1680 он служил хормейстером у жившей в Риме шведской королевы Кристины, а в 1684 переехал с семьей в Неаполь. Здесь короткое время преподавал в консерваториях «Сант Онофрио» и «Санта Мария ди Лорето» и служил хормейстером у испанского вице-короля в Неаполе. В 1702, поняв, что музыкальная жизнь города больше не предоставляет ему возможностей отличиться, и устав от необходимости писать оперы во вкусе вице-короля, Алессандро взял отпуск и отправился в поездку по разным городам вместе с сыном Доменико. Несколько лет они провели во Флоренции, Риме и Венеции, где были поставлены оперы Алессандро Митридат Эвпатор (Il Mitridate Eupatore ) и Триумф свободы (Il trionfo della libertà , Венеция, 1707). В 1708 Алессандро вернулся в Неаполь. C 1718 по 1721 он жил в Риме; среди опер, созданных в этот период, – Телемак (Telemaco , 1718) и Добродетель против любви (La virtù negli amori , 1721). В 1722 он снова приехал в Неаполь, где и жил вплоть до своей кончины 24 октября 1725.

Алессандро приобрел известность и как педагог; в частности, у него учились Ф.Дуранте, Н.Логрошино и немецкий композитор И.А.Хассе.

Основной вклад Алессандро Скарлатти в становление неаполитанской оперной школы состоит в следующем: 1) он выработал форму итальянской увертюры (sinfonia), основанной на последовательности темпов «быстро – медленно – быстро»; 2) в его творчестве закрепилась схема арии da capo (А–В–А) как преобладающей формы выражения вокального начала в опере; 3) он установил четкое разделение оперного речитатива на два вида – recitativo secco («сухой» речитатив с аккомпанементом одного клавесина) и recitativo accompagnato («аккомпанированный» речитатив с поддержкой всего оркестра). Еще одной важной чертой неаполитанской школы стало выдвижение на центральное место в опере сольной вокальной арии, причем другие музыкальные или драматические элементы отошли на второй план.

Среди опер Алессандро Скарлатти выделяются: Розаура (La Rosaura , Рим, 1690) – своими четко построенными ариями da capo и аккомпанированными речитативами; Тигран (Il Tigrane , Неаполь, 1715) – большим составом оркестра; Триумф чести (Il Trionfo dell"onore , Неаполь, 1718) – единственная комическая опера композитора.

Хотя достижения Скарлатти в оперном жанре затмили его инструментальные произведения, нельзя не признать, что камерно-ансамблевые и клавирные произведения композитора демонстрируют блестящее мастерство в применении разнообразных выразительных средств. В клавирных сочинениях он близок своему современнику Б.Пасквини, хотя стиль Скарлатти гораздо богаче по образному строю и техническим решениям. Его клавирные пьесы ближе к гомофонному письму, нежели музыка Пасквини, и дальше отходят от старого типа имитационного контрапункта, характерного для форм ричеркара и канцоны. В клавирных жанрах Скарлатти выступает прямым предшественником Д.Букстехуде и И.С.Баха.

Э.Дж.Дент в перечне крупных сочинений Алессандро Скарлатти указывает 64 оперы из примерно 115 существовавших, а также 20 ораторий, 19 серенад и праздничных кантат, 29 кантат для двух солирующих голосов, шестистах сольных кантатах с бассо континуо, 61 сольную кантату с инструментальным сопровождением, 8 мадригалов, 10 месс и 57 мотетов. Кроме того, имеются 12 симфоний (кончерти) для малого оркестра, струнный квартет, сонаты для разных инструментальных составов, 29 токкат, 2 сюиты, 2 цикла вариаций (один на тему Фольи А.Корелли), 6 прелюдий и фуг, 6 концертов для клавесина и 3 органных фуги.

Скарлатти, Доменико

(Scarlatti, Domenico) (1685–1757), сын Алессандро, композитор, крупнейший мастер итальянской клавирной музыки 18 в. Родился 26 октября 1685 в Неаполе и начальное образование получил у отца. В 1702 Доменико стал органистом королевской капеллы в Неаполе (его отец был там хормейстером) и в том же году сочинил свои первые оперы. В 1705 его послали в Венецию учиться у Ф.Гаспарини, но сильное влияние отца наложило отпечаток на всю жизнь Доменико.

У Гаспарини Доменико прошел хорошую школу контрапункта в традициях Палестрины. Он стал также блестящим исполнителем на клавире, но в ту пору еще никак не проявил того творческого дара, который очевиден в сонатах среднего и позднего периода его жизни. В 1709 Доменико познакомился у кардинала Оттони в Риме с великим Г.Ф.Генделем.

В Риме Доменико получил место хормейстера у польской королевы Марии Казимиры и оставался там до 1714, когда перешел в Капеллу Юлия в Ватикане. В том же году его пригласил на службу португальский посол. В Ватиканской библиотеке сохранились только отдельные духовные сочинения Доменико – возможно, потому, что он взял с собой рукописи при поездке в Португалию в 1719 и часть из них погибла во время Лиссабонского землетрясения в 1755. В 1720 Доменико возглавил королевскую капеллу в Лиссабоне и начал давать уроки музыки принцессе (инфанте) Марии Барбаре. В 1729, когда принцесса вышла замуж за наследника испанского престола принца Фернандо, она взяла Скарлатти с собой в Севилью. Всю оставшуюся жизнь музыкант провел на службе у испанской королевской семьи.

Большинство блестящих клавирных сонат, озаглавленных Essercizi (Упражнения ), написаны Доменико для его талантливой ученицы Марии Барбары, которая всю жизнь сохраняла преданность учителю. Предполагают, что другим знаменитым учеником Доменико был испанский композитор падре Антонио Солер.

Самобытность клавирного стиля Скарлатти выявилась в 30 сонатах, датированных 1738. Сонаты Скарлатти являются самым достоверным и утонченным отражением испанского музыкального стиля, в них с большой живостью запечатлены дух и ритм испанских танцев и гитарной культуры. Эти сонаты часто имеют строго бинарную форму (ААВВ), но внутреннее ее наполнение весьма разнообразно.

Среди наиболее поразительных черт стиля композитора – красочность диссонирующих гармоний и смелые модуляции. Уникальность клавирного письма Скарлатти связана с богатством фактуры: имеются в виду перекрещивание левой и правой рук, репетиции, трели и прочие типы орнаментики. Сегодня сонаты Доменико считаются одними из самых оригинальных произведений, когда-либо написанных для клавишных инструментов.

Умер Доменико в Мадриде 23 июля 1757. В 1906 издательство «Рикорди» опубликовало 11 томов сонат Скарлатти под редакцией А. Лонго. Он же издал в 1936 тематический указатель сочинений композитора. Но работа Лонго померкла после выхода в свет каталога Р. Киркпатрика, в котором приведены в хронологическом порядке 555 сонат. В дальнейшем Киркпатрик исправил ряд ошибок, сделанных Лонго и им самим. Он доказал, что по меньшей мере 400 сонат Скарлатти расположены в первоисточниках так, что несомненным становится стремление автора группировать сонаты в диптихи и триптихи (Лонго рассматривал все сонаты как отдельные пьесы). Кроме сонат, в каталоге Киркпатрика значатся 14 опер, 9 ораторий, серенад и прочих сочинений на случай, 16 камерных кантат и арий и 13 духовных композиций.

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

Джузеппе Доменико Скарлатти (1685 – 1757) – итальянский композитор, клавесинист, органист. Год рождения Доменико Скарлатти является также годом рождения Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя.

Первым учителем музыки был его отец, известный в то время композитор. В 16 лет Доменико уже композитор и органист королевской часовни в Неаполе. В 25 ему не будет равных в Европе и в игре на клавесине.

Когда кардинал Оттобино устроил в Риме, быть может первый в истории исполнительский конкурс, то победителем-клавесинистом однозначно был признан Скарлатти. Ему уступил даже Гендель, победивший Доменико в игре на органе.

Именно клавесин, являющийся прямым прародителем фортепиано и станет тем инструментом, который введет имя Доменико Скарлатти в историю.

В возрасте тридцати лет он покидает Италию и перебирается в Мадрид, где и проживет последние двадцать пять лет своей жизни. Кстати, в Мадриде живут его потомки до настоящего времени.

В Испании, помимо других сочинений, композитором будет создано около пятисот сонат для клавесина. При жизни Скарлатти было издано всего тридцать сонат. Остальные постепенно затерялись в архивах и библиотеках на последующие почти двести лет.

Умер композитор в возрасте 71 года в Мадриде, в глубокой нищете, оставив без средств к существованию большую семью.

Им написано более двадцати опер, примерно столько же ораторий и кантат и более пятисот сонат для клавесина.

Двадцатый век стал для Доменико Скарлатти временем второго рождения и теперь уже всемирного признания.

Он жил в эпоху барокко. Эпоху пышности, парадности, подчеркнутого тяготения к красивостям и причудливостям. В своем же клавесинном творчестве он шагнул в эпоху классицизма. Эпоху строгих линий, безупречных классических форм и подчеркнуто духовных приоритетов. Однако его гений потянул Скарлатти дальше.

Сонаты Скарлатти отличает абсолютно не свойственные для того и даже для более позднего времени резкий интенсивный мелодический рисунок, пересекающиеся ритмы и иные ритмические неожиданности, звуковые гроздья-кластеры, небывалая чувственность.

Один из современников композитора записал: «Скарлатти часто говорил, что в его пьесах нарушены все правила композиции, – он сам хорошо знает об этом. И далее он спрашивал: разве его отклонения от нормы оскорбляют ухо? И, получив отрицательный ответ, продолжал: талантливый человек не должен ничего бояться, кроме того, чтобы доставить неудовольствие чувству, ибо чувство – это единственный критерий музыки». Сонаты Скарлатти явно перерастают клавесин и требуют для своего звучания нового инструмента – фортепиано. Не случайно, что сочинения Доменико Скалатти пользуются такой популярностью у современных пианистов-концертантов.

В честь Доменико Скарлатти назван кратер на Меркурии.

Клавикорд – клавишный старинный инструмент молоточково-ударного типа, один из предшественников современного фортепиано.

Клавесин – клавишный старинный инструмент щипкового типа, один из предшественников современного фортепиано.

www.classic-online.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.poiskm.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )
www.music.privet.ru
(Доменико Скарлатти – слушать )

...Шутя и играя, в своих бешеных ритмах и головоломных прыжках, он утверждает новые формы искусства...
К. Кузнецов

Из всей династии Скарлатти - одной из самых выдающихся в музыкальной истории - наибольшую славу снискал Джузеппе Доменико, сын Алессандро Скарлатти, ровесник И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В летопись музыкальной культуры Д. Скарлатти вошел прежде всего как один из основоположников фортепианной музыки, создатель виртуозного клавесинного стиля.

Скарлатти родился в Неаполе. Он был учеником своего отца и видного музыканта Г. Герца и уже в 16 лет стал органистом и композитором Неаполитанской королевской капеллы. Но вскоре отец отправляет Доменико в Венецию. Причины своего решения А. Скарлатти объясняет в письме к герцогу Алессандро Медичи: "Я заставил его уехать из Неаполя, где вполне достаточно было места для его таланта, но талант его не для такого места. Мой сын - орел, у которого выросли крылья..." 4 года занятий у виднейшего итальянского композитора Ф. Гаспарини, знакомство и дружба с Генделем, общение с прославленным Б. Марчелло - все это не могло не сыграть существенную роль в формировании музыкального дарования Скарлатти.

Если Венеция в жизни композитора осталась порой учения и совершенствования, то в Риме, куда он переехал благодаря покровительству кардинала Оттобони, уже наступил период его творческой зрелости. В круг музыкальных связей Скарлатти входят Б. Паскуини и А. Корелли. Он пишет оперы для польской королевы-изгнанницы Марии Казимиры; с 1714 г. становится капельмейстером в Ватикане, создает много духовной музыки. К этому времени упрочивается слава Скарлатти-исполнителя. По воспоминаниям ирландского органиста Томаса Розенгрейва, способствовавшего популярности музыканта в Англии, он никогда не слышал таких пассажей и эффектов, превосходящих всякую степень совершенства, "словно за инструментом была тысяча дьяволов". Скарлатти, концертирующего виртуоза-клавесиниста, знала вся Европа. Неаполь, Флоренция, Венеция, Рим, Лондон, Лиссабон, Дублин, Мадрид - такова лишь в самых общих чертах география стремительных передвижений музыканта по столицам мира. Блистательному концертанту покровительствовали влиятельнейшие европейские дворы, высказывали расположение коронованные особы. По воспоминаниям Фаринелли, друга композитора, у Скарлатти было много клавесинов, сделанных в различных странах. Каждый инструмент композитор называл именем какого-либо знаменитого итальянского художника, соответственно той ценности, которую он имел для музыканта. Любимый клавесин Скарлатти был назван "Рафаэль из Урбино".

В 1720 г. Скарлатти навсегда покинул Италию и отправился в Лиссабон ко двору инфанты Марии-Барбары в качестве ее учителя и капельмейстера. На этой службе он провел всю вторую половину жизни: впоследствии Мария-Барбара стала испанской королевой (1729) и Скарлатти последовал за ней в Испанию. Здесь он общался с композитором А. Солером, через творчество которого влияние Скарлатти сказалось на испанском клавирном искусстве.

Из обширного наследия композитора (20 опер, ок. 20 ораторий и кантат, 12 инструментальных концертов, мессы, 2 "Miserere", "Stabat mater") живое художественное значение сохранили клавирные произведения. Именно в них с истинной полнотой проявился гений Скарлатти. Наиболее полное собрание его одночастных сонат содержит 555 сочинений. Сам композитор называл их упражнениями и писал в предисловии к прижизненному изданию: "Не жди - будь ты дилетант или профессионал - в этих произведениях глубокого плана; бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина". Эти бравурные и остроумные произведения полны задора, блеска и выдумки. Они вызывают ассоциации с образами оперы-buffa. Многое здесь и от современного им итальянского скрипичного стиля, и от народной танцевальной музыки, причем не только итальянской, но также испанской и португальской. Народное начало своеобразно сочетается в них с лоском аристократизма; импровизационность - с прообразами сонатной формы. Совершенно новой была специфически клавирная виртуозность: игра регистров, перекрещивание рук, огромные скачки, ломаные аккорды, пассажи двойными нотами. Музыку Доменико Скарлатти постигла сложная судьба. Вскоре после смерти композитора ее забыли; рукописи сочинений попали в различные библиотеки и архивы; оперные же партитуры почти все безвозвратно утрачены. В XIX в. интерес к личности и творчеству Скарлатти начал возрождаться. Многое из его наследия было обнаружено и опубликовано, стало известно широкой публике и вошло в золотой фонд мировой музыкальной культуры.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились … Читать всё

Джузеппе Доменико Скарлатти (итал. Giuseppe Domeniсo Scarlatti);26 октября 1685, Неаполь - 23 июля 1757, Мадрид) - итальянский композитор и клавесинист; провёл бо?льшую часть своей жизни в Испании и Португалии.

Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.

Биография
Доменико Скарлатти родился в Неаполе, в 1685 г. В том же году родились двое других мастеров барокко - Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Доменико был шестым ребёнком из десяти, младшим братом Пьетро Филиппо Скарлатти, также музыканта. Наиболее вероятно, что первым учителем Доменико был его отец - Алессандро Скарлатти, известный композитор того времени. Следующие композиторы тоже могли быть учителями молодого Доменико: Гаэтано Греко, Франческо Гаспарини и Бернардо Пасквини, каждый из которых мог повлиять на его композиторский стиль.

Он стал композитором и органистом королевской часовни в Неаполе в 1701. В 1704 году он перерабатывает оперу Карло Франческо Поллароло Irene для исполнения в Неаполе. После этого отец посылает его в Венецию. О следующих его четырёх годах ничего не известно. В 1709 он приезжает в Рим, служить Марии Казимире, польской королеве в изгнании. Там он встречает Томаса Розенгрейва, английского органиста, который позднее стал причиной восторженного принятия в Лондоне сонат Доминика Скарлатти. Великолепный клавесинист, он участвовал в соревновании исполнителей, проходившем во дворце кардинала Оттобони в Риме, и был признан лучше Генделя на этом инструменте, но хуже Генделя в игре на орга?не. Всю оставшуюся жизнь Скарлатти с благоговением говорил о мастерстве Генделя.

В 1720 или 1721 году он приезжает в Лиссабон, где даёт уроки музыки принцессе Марии Магдалене Барбаре. В Неаполь он возвращается в 1725 году. Во время своего визита в Рим в 1728 он женится на Марии Катерине Джентили. В 1729 он переезжает в Севилью, где и живёт следующие четыре года. Там он познакомился с музыкой фламенко. В 1733 он приезжает в Мадрид в качестве учителя музыки принцессы, которая породнилась с испанским королевским домом. Мария Барбара стала королевой Испании, поэтому Скарлатти на последние четверть века своей жизни остается в Испании, где у него рождается пять детей. После смерти своей жены Марии Катерины в 1742 году, он снова женится, на испанке Анастасии Махарте Хименес. В Мадриде Скарлатти пишет более пяти сотен сонат для клавишных. Именно эти его работы имеют сегодня наибольшую известность.

Доминико Скарлатти был другом Фаринелли, знаменитого кастрата-сопрано, который также был уроженцем Неаполя, но проживал под королевским патронажем в Мадриде. Историк и музыковед Ральф Киркпатрик обнаружил корреспонденцию Фаринелли, в которой найдено бо?льшая часть известной сейчас информации о Скарлатти.

Доменико Джузеппе Скарлатти умер в Мадриде, в возрасте 71 года. На его доме в Calle Leganitos висит памятная доска с его именем, а его потомки до сих пор живут в Мадриде.

Музыка
Лишь часть произведений Скарлатти была опубликована при его жизни. Считается, что Скарлатти сам опубликовал в 1738 году сборник 30 своих самых знаменитых работ Essercizi(«Упражнения»). Сборник с восторгом был принят по всей Европе, и был отмечен выдающимся музыкальным критиком восемнадцатого века Чарльзом Барни.

Большинство сонат, которые не были опубликованы при жизни Скарлатти, печатались редко и нерегулярно в течение последующих двух с половиной веков. Несмотря на это, его музыка привлекла выдающихся музыкантов, таких как Фредерик Шопен, Бела Барток, Генрих Шенкер и Владимир Горовиц. Сонаты Скарлатти весьма сильно повлияли на русскую школу игры на фортепьяно.

Скарлатти написал более пяти сотен сонат, большинство имеют двухчастную форму, с неизменяемым темпом. Современная техника игры на фортепьяно испытала сильное влияние этих сонат. Некоторые из них показывают смелую работу с гармонией, которая выражается как в использовании диссонанса и кластеров, так и в неожиданных модуляциях в непараллельные тональности.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.