Балет без ограничения по возрасту. К станку! Чем полезны занятия балетом

Балет для взрослых, бодибалет или barre придумала во второй половине XX века немецкая балерина, которой нужно было привести себя в форму после травмы. Она создала гармоничный «коктейль» из основ хореографии с элементами пилатеса и йоги. С середины 1980-х годов популярность бодибалета на Западе неуклонно росла. В Россию же этот вид активности пришел сравнительно недавно, но быстро завоевал популярность у женщин самых разных возрастов.

Хореограф Ксения Белая считает, что существует как минимум 7 причин заняться балетом во взрослом возрасте. Может быть, они окажутся убедительными и для вас.

1. Возможность поддерживать форму независимо от возраста и уровня подготовки

Бодибалет подходит для женщин любого телосложения и уровня подготовки. Им занимаются девушки и женщины в возрасте от 15 до 60 лет. Лишь немногие из них в детстве посещали уроки хореографии. Для большинства это едва ли не первое соприкосновение с балетными па.

Продуманный микс из разных упражнений позволяет стать спортивнее, подтянутее и укрепить мышечный корсет. Такие занятия - оригинальная и нескучная альтернатива поднадоевшему фитнесу, а также возможность уже через пару уроков с легкостью делать плие, батманы и пируэты.


2. Способ развить гибкость

Чтобы попасть на занятия, вам не придется доказывать педагогу свою пригодность к урокам, демонстрируя способность садиться на шпагат. Напротив, если вы с трудом достаете кончиками пальцев до пола, пытаясь
 при этом незаметно согнуть колени, регулярные занятия хореографией - ваш шанс добиться желанного результата. Вы сможете растянуть мышцы и суставы, стать гибче, пластичнее, а значит, выносливее и увереннее в себе.



3. Дисциплина

Как и другие виды регулярной физической активности, бодибалет помогает добиться существенных изменений не только в теле, но и в характере. Если вы давно мечтали укрепить или выработать силу воли, балет поможет и в этом.

Не зря хореография считается самым дисциплинирующим видом спортивной нагрузки. Стоит пропустить пару занятий, и отсутствие прогресса (а то и откат назад) будут заметны и вам, и преподавателю.

4. Способ расширить кругозор

Занятия балетом, будь то классическая хореография, бодибалет или другие вариации, - это отличная возможность приобщиться к одному из самых красивых видов искусства. А значит, можно рассчитывать не только на красивое селфи в 
балетной пачке и пуантах, но и на изменение музыкальных пристрастий. Не удивляйтесь, если после месяца занятий вы обнаружите, что стали хорошо разбираться в классической музыке, планируете визит в театр или смотрите балет по телевизору.

5. Антистресс

Классическая музыка и плавные движения, изящные линии и собственное отражение в зеркале, которое становится все грациознее и стройнее с каждым занятием, - все это помогает отвлечься от будничной суеты и снять стресс. Уроки строятся таким образом, чтобы можно было и потрудиться (физическая
 активность снижает уровень тревожности и благотворно влияет на гормональный фон), и расслабиться при помощи специальных техник.

6. Любовь к себе и своему телу

Бодибалет позволяет укрепить мышцы без эффекта «перекачанности», именно поэтому его так любят модели и актрисы. Да, скорее всего, кубики на животе у вас не появятся. А вот ноги и руки станут более стройными, спина - крепкой, осанка - прямой. Можно рассчитывать, что уйдет часть проблем со спиной, постепенно уменьшится живот. Одна только правильная осанка, кстати, способна убрать пару лишних килограммов в области талии.

Добавьте к этому мягкость, плавность, грацию - не любить тело, в которое вложено столько труда и сил, просто невозможно. Так что дополнительный бонус от занятий балетом - уверенность в себе, любовь к своему телу, более бережное к нему отношение и развитие чувства собственного достоинства.


7. Изменение пищевых привычек

Даже скромные шаги и достижения могут принести большие перемены. Занимаясь балетом, вы постепенно узнаете и о балетной дисциплине. А значит, скорее всего, чаще будете обращать внимание на здоровую пищу, реже переедать и есть на ночь, регулярнее соблюдать питьевой режим.

Чем больше усилий вы прикладываете, тем внимательнее относитесь к тому, что может свести на нет все достижения. И не исключено, что тяга к фастфуду пропадет естественным образом (из любви к себе), а калорийные десерты утратят часть своей притягательности. Не удивляйтесь. Просто примите этот новый факт с благодарностью.

Об эксперте

Хореограф-балетмейстер, руководитель хореографической студии , автор методики раннего обучению балету детей с 2 лет.

Ознакомьтесь с требованиями к телу. Все, кто хочет заниматься балетом, должны знать определенный набор требований к своему телу.

  • У вас должно быть крепкое сердце, спина, ступни и ноги, гибкое тело, грация при танце и общее здоровье. Вы также должны быть в здоровом весе. Вам не нужно иметь все эти качества, чтобы начать заниматься балетом, но все это полезно, если вы хотите стать профессиональной балериной. Танцоры сильны и гибки одновременно.
  • Носите подходящую одежду. Правильная одежда может стать большим стимулом. Она не только позволит вам выглядеть как профессионал, но и поможет вам в движении, а пуанты, например, помогут выполнять технические элементы.

    • Во многих школах основная форма включает в себя слитный купальник, колготки, юбку Жоржетта (тонкая ткань наматывается вокруг юбки) и мягкие балетки (кожа или холст). После того как вы усовершенствуете технику, ваш учитель может позволить вам начать носить пуанты и тренироваться, чтобы приобрести опыт в танцах на пуантах. Это навык имеет жизненно важное значение для профессиональных балерин.
      • Не носите их, пока вам не скажут. Вы можете серьезно повредить пальцы, стопы или лодыжки.
  • Пройдите обучение. Это, возможно, самый трудный шаг, если вы еще не знакомы с миром балета, но многие прошли через него.

    • При выборе школы убедитесь, что директора имеют большой опыт или сами профессионально танцевали раньше. Посмотрите, стали ли выпускники этих школ профессионалами.
    • Убедитесь в том, что директора ведут себя разумно: есть много учителей, которые будут делать все, чтобы попытаться сделать из их студентов совершенных танцоров. Это просто не имеет смысла. Подготовка танцоров для профессиональной карьеры – это стресс. Вы же не хотите, чтобы учитель увеличил этот стресс.
  • Наймите персонального тренера (сделайте это, если вы хотите развить свои танцевальные навыки). Практический в каждом большом городе есть балетная школа. Поступать в них советуют продвинутым танцорам. Это может быть дорогостоящим, но полезным для вашего будущего опытом.

    • Занятия с одним или двумя учителями не достаточны для того, чтобы сделать вас профессиональной балериной. Вы должны стараться все делать правильно, чтобы избежать риска травм. Изучите, как ваше тело реагирует на балет (анатомию и т.д), попробуйте художественные образы и другие вещи, которые помогут вам лучше почувствовать свое тело.
  • Анализируйте движения ведущих танцоров, членов кордебалета («фоновые танцоры») и студентов, чтобы понять разницу. Что они делают по-разному? Как они это делают? Почему? Эти и многие другие вопросы вы должны задать себе и найти на них ответы. Вы не должны все делать самостоятельно. Есть много вещей, у которых вы можете поучиться.

    • Не бойтесь развивать свои собственные идеи и мнения о вашем виде искусства. Кроме того, зная все это, вы также должны применить свои знания на практике. Оставайтесь после уроков, чтобы прорепетировать. В то время как другие люди танцуют, а вы ждете своей очереди, вместо того чтобы разговаривать или сплетничать, спросите себя, что вы можете сделать, чтобы быть лучше, красивее, артистичнее... что угодно. Поймите это, а затем применяйте на практике.
  • Приобретите опыт в выступлениях. Это очень важный шаг. Большинство школ организуют показательные выступления для своих студентов.

    • Если вы хотите повысить уровень своих выступлений, попробуйте принять участие в различных соревнованиях. Будет также полезным временно потренироваться с другим учителем, например, на летнем семинаре. Иногда вы можете почерпнуть больше навыков и вдохновения от другого учителя, чем от своего.
  • Возьмите дополнительные тренировки. Балет тренирует ваши мышцы особенным образом, поэтому очень важно заниматься другими видами спорта, чтобы сбалансировать нагрузки. Попробуйте йогу, плаванье, пилатес, хип-хоп, катание на велосипеде, пеший туризм или что-нибудь другое, что вам нравится.

    • Вы должны добавлять такие занятия как йога, потому что она делает вас сильнее. Но вам также нужны уроки артистизма и пластики, так как вы балерина. Вы не можете выйти на сцену и показывать трюки, в этом нет никакого искусства. У вас должно быть чувство прекрасного. Попробуйте поучаствовать в театральных пьесах, художественных кружках или садоводстве.
    • Несмотря на то, что это тяжкий труд, вы всегда должны находить время, чтобы передохнуть. Вы же не хотите перегореть.
  • Мыслите в правильном направлении. Подумайте, как вы можете продвинуться на следующий уровень.

    • Вы можете обладать хорошей техникой, но так вас никто не заметит. Принимайте участие в летних лагерях балетных школ, их организуют крупные компании.
    • Вы всегда должны быть готовы выучить что-то новое или что-то старое на новый лад. Познакомьтесь со своими учителями. Не надоедайте им, но станьте им ближе.
    • Помните, никто не хуже вас. Если бы рядом был кто-то более продвинутый, заставляющий вас чувствовать себя никем, подумайте, как бы вы себя чувствовали. А если вас попросят об услуге, вы откажете. Не будьте таким человеком.
    • Существуют конкурсы, организованные для того, чтобы показать танцоров директорам крупных балетных школ, и выступления перед ними может обеспечить вас неплохим местом. Однако к бонусам могут добавиться и риски. Балет – это искусство выступления, а не соревнования.
    • Помните, что нужно заводить друзей, которые расширяют ваши горизонты. Это очень важный момент. Если вам нужно переехать от своих родителей в возрасте 15-16 лет, чтобы увеличить шансы своего успеха в карьере, сделайте это.
    • На этом этапе все очень субъективно. Все зависит от вашего выбора, как и в старшей школе. Подумайте о том, что бы вы сделали.
      • Например, если бы вы хотели стать биохимиком, вы бы исследовали различные университеты и подавали в них заявления, учились бы столько, сколько можете и т.д. Важно, чтобы вас заметили и запомнили ваше имя.
    • Постарайтесь найти вдохновение во всем, в чем сомневаетесь.
  • С 6 до 16 лет я занималась балетом в студии, которая работала по программе хореографического училища. Каждый день по полтора часа проводила у станка. А потом получила диплом и забыла о балете на десять с лишним лет, променяв его на фитнес. Пока не поняла, что балет — это тот же фитнес, только лучше. И пошла в одну из балетных студий для взрослых.

    Конечно, сразу к прежнему уровню я не вернулась, но тело многое помнило и с каждым занятием вспоминало больше и больше. В классе вместе со мной занимались мои ровесницы, которые пришли в балет в отличие от меня без всякой подготовки. И могу заверить: они менялись на глазах. Балет развивает гибкость и силу, подтягивает мышцы и помогает стать стройней. Начать заниматься никогда не поздно, сделала вывод я. Научиться делать плие и батманы и даже встать на пуанты можно и во взрослом возрасте.

    Классическая хореография — целая система, имеющая свою железную логику. По законам этой логики построены занятия в хореографических училищах, где учатся будущие балерины, и по ней же как правило строятся занятия в студиях классической хореографии для взрослых.


    Грамотный педагог не станет сразу ставить вас на «пальцы» и даже к станку. Чтобы подготовить мышцы и суставы к нагрузке и развить то, что в балете называется выворотностью, сначала нужна партерная гимнастика. Это упражнения на полу, похожие на смесь стретчинга и йоги: подъемы ног, рук и корпуса, прогибы, растяжки.

    После курса партерной гимнастики (он может занять от нескольких недель до нескольких месяцев в зависимости от уровня подготовки) можно браться за станок. Первые движения самые простые, и выполняют их держась за станок обеими руками. Например, деми плие — неглубокие приседания, или батман тандю — отведение и приведение по полу одной вытянутой ноги к другой.

    Со временем у вас улучшится координация и так называемый апломб — умение держать равновесие. Тогда можно будет заниматься держась за станок уже одной рукой, а со временем перейти к «середине» — движениям и их комбинациям без опоры.

    Помимо умения выполнять плие и батманы первые несколько месяцев занятий балетом принесут и другие более очевидные результаты — подтянутое тело, легкий рельеф мышц и отличную осанку. Правда, рассчитывать встать на пуанты за это время не стоит.

    Встать на «пальцы» мечтают многие из тех, кто приходит в балетный класс. Но этому должна предшествовать немалая подготовительная работа — иначе дело может дойти и до травм. Анастасия Кузнецова, педагог-хореограф, генеральный директор школы-студии «Па-де-ша», также преподающая в хореографическом колледже «Школа классического танца»: «Неподготовленному человеку я бы не советовала вставать на пуанты. Мышечно-связочный аппарат должен быть подготовлен — от пальцев ног до кончиков волос! Даже в хореографическом училище дети при ежедневных занятиях встают на пуанты не раньше второго полугодия». Взрослому человеку среднего уровня подготовки при условии регулярных занятий для этого потребуется не меньше года-полутора.

    Итак, главные плюсы балета:

    Балет гармонично развивает тело

    «Так развить координацию движений и тело, свести в гармоничное сочетание руки, ноги, корпус и голову не может ни один вид спорта или танцев», — считает Анастасия. Уже после года занятий разница между балетником и простым смертным настолько очевидна, что окружающие будут спрашивать, чем вы занимаетесь и где.

    При занятиях балетом работают практически все группы мышц — мышцы корпуса, живота и ягодиц, ног и рук. Итог: осанка, красивая шея, великолепная походка, фигура, грациозность.

    Классическая хореография помогает похудеть

    Если проблема лишнего веса стоит довольно остро, то с помощью 2-3 занятий хореографией в неделю без дополнительных нагрузок и правильного питания решить ее вряд ли можно. Но избавиться от нескольких килограммов и подтянуть тело балет поможет.

    «Наши учащиеся теряли от 5 до 12 килограммов за год, — говорит Анастасия. И при постоянных занятиях больше не набирали, при этом переходили на правильный образ питания, потому что съеденные излишки на занятиях очень мешают».

    Пример: Таня, 37 лет, мы пришли с ней в класс вместе. «За полгода ушло 6 кг, но даже не это главное. Выпрямилась и перестала болеть спина, улучшилась осанка, я даже голову стала держать как-то иначе!»

    Балет — это еще и интеллектуально-эстетическое развитие

    Занятия проходят под классическую музыку — это развивает слух и воспитывает вкус. Но это не все. «Когда ученики начинают осваивать балетные па, им становится интересно, как эти движения делают профессионалы. Хороший педагог советует смотреть классический балет в достойном исполнении — и человек идет в театр, бывает, что впервые в жизни», — говорит Анастасия.

    Любой классический сюжетный балет построен на основе знаменитого литературного или исторического произведения (возьмите «Ромео и Джульетту», «Дон Кихот», «Спартак» и многое другое). Прибавьте роскошную музыку, великолепные декорации и костюмы, да саму атмосферу театра — все это выводит человека из обыденного состояния забот «о хлебе насущном».

    «Сколько раз на моих глазах происходили эти метаморфозы: люди приходили похудеть, а вместе с этим получали открывающийся им огромный мир культуры и искусства, с удовольствием начинали им жить», — говорит Анастасия.

    Однако есть и противопоказания: балетом не стоит заниматься при варикозном расширении вен, артрозе и других проблемах с суставами, сильно выраженном плоскостопии, серьезных проблемах с позвоночником и болезнях внутренних органов. В любом случае, если у вас есть сомнения, лучше проконсультироваться с врачом.

    Вот уже больше года я занимаюсь классическим балетом. Не «боди-балетом», а нормальной такой, серьезной классикой. Звезд с неба не хватаю, а мучений – больше, чем успехов. Тем не менее, давно без этого всего не представляю жизни. Что заставляет взрослых людей в здравом уме выбирать такое экзотическое хобби – попробую рассказать.

    За мечтой

    Кого в детстве не водили на «Щелкунчика» — может первым бросить в меня камень. Профессия окутана массой романтичных стереотипов. Пачки, диадемы, пуанты, вот это все. Правда, если детям о таком мечтать позволительно, то вот взрослым тетенькам… В общем. Пачек и пуантов на балете для любителей никому не выдадут, можете не ждать. И слава богу. Зато это, наверное, единственное место, куда я спокойно надеваю розовые гетры выше колена. Если вы надеетесь на первом занятии впорхнуть в зал воздушной принцессой – вас тоже постигнет суровое разочарование. И на втором, и на третьем. До сих пор помню этот сумасшедший диссонанс между своими вполне балетными габаритами и полной физической беспомощностью. Ноги от ушей, форма по уставу, спина открыта, волосы туго стянуты – чем не балерина. Пока не двигаешься, угу. Все, наверное, ждали, что я 32 фуэте сейчас прокручу, а я ногу на 90 градусов в стороне удержать не в состоянии. Короче говоря, с мечтой стать танцовщицей на любительский балет лучше не идти. Даже если вы уже выглядите, как танцовщица.

    За вдохновением

    На самом деле, к занятиям классикой меня привело удачное стечение двух обстоятельств. Первое – это давняя любовь к балету в качестве довольно искушенного зрителя. Вплоть до знания терминологии (хоть где-то пригодился французский) и написания рецензий на спектакли. До этого я балерин рисовала, теперь почему бы не попробовать стать к станку самой. Кстати, недавно друзья собирали мне комод, используя кирпич «Энциклопедии балета» вместо молотка. Второе обстоятельство – огромная дыра в душе после неудавшегося романа, которую срочно надо было заполнить. И не оставить себе времени и сил на бесплодные переживания. Ну что сказать, если вы – филологическая дева широкого профиля с неуемной потребностью красиво страдать, то придете по адресу. Декаданса здесь хоть отбавляй. Будете мучительно поднимать ноги под пронзительно красивые мелодии в интерьере театра, тронутом запустением. Пришивать вручную атласные ленты к балеткам. Выжимать свои конфетно-розовые гетры с купальничками от трудового пота. Полюбите прическу с тугим узлом на затылке. Если вдобавок у вас эстетический экстаз от работы сестер Малливи над костюмами фильма «Черный лебедь» — тонны вдохновения точно обеспечены. Остальное в этом фильме может и спорно, но костюмы хороши. Особенно тренировочные. И все это – довольно интересная и специфическая эстетика для тех, кто «в теме».

    Вместо спорта

    Насущные проблемы всех сколиозных тружеников офисной нивы – кривая спина, дрянное зрение и полное отсутствие мышц. Самая насущная проблема лично у меня – это лень и нелюбовь к однообразию. В спортзал меня не затащить, на 20-м приседании я зеваю, на 30-м засыпаю, перспектива утренней пробежки нагоняет ужас. Тем временем часики тикают, мы не молодеем, да и пренебрежение физическими нагрузками и поддержанием тела в тонусе сегодня – признак крайнего аутсайдерства. В балете за одну комбинацию экзерсиса нагрузки получаешь больше, чем за полсотни простых приседаний. При этом скучать некогда, так как следить нужно за всем, от мимики до положения кончиков пальцев. Любительских нагрузок недостаточно, чтобы станцевать простейшую балетную вариацию, но при этом с головой хватает для подтянутого вида и комфортного самоощущения в повседневной жизни. Хотите вы того или нет, а со временем спина распрямится, колени разогнутся, мышцы ног оформятся и подтянутся и появится то самое пресловутое ощущение легкости, ради которого стоит изводить себя в зале по три часа кряду. Чего не получится: похудеть на одном балете не выйдет. Жизнь такова, что чтобы похудеть, придется еще и следовать завету Раневской. В смысле, не жрать.


    Потому что нельзя иначе

    Балет – штука жестокая, и вопрос «зачем туда ходить» у вас быстро отпадет. То есть, вы либо выползете из зала в ужасе с мыслью «больше никогда», как одна моя подруга. Либо подсядете очень серьезно и очень плотно. И вот уже вы по полдня пересматриваете спектакли и обучающие видео, крутите свои несчастные конечности во все возможные стороны, работаете и спите в упражнении «бабочка», а покупка новой формы интереснее, чем поход в шопинг-молл. Потом начинаете еще больше читать, потом — водить дружбу с людьми «из профессии». С которыми, к негодованию общих друзей, обсуждаете малопонятные нюансы с помощью пугающих терминов. Если танцевать уже не грозит – то как минимум можно стать профильным журналистом и взять интервью у парочки звезд. Имена которых, опять же, мало что скажут широкой публике, а вы их все уже знаете наизусть – вместе с биографией. Или, к примеру, фотографировать выступления. Тут тоже не все так просто и желательно знать, что к чему – чтобы поймать танцовщика на пике прыжка или в правильном арабеске. В общем, возможны варианты. Главное, помните: осторожно, это затягивает! И, кажется, на всю жизнь. После первого похода на класс она может уже не стать прежней.

    Иллюстрации: Юлия Славинская

    Первый отборочный экзаменационный тур

    Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
    На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
    Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы - одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
    Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
    Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
    В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
    Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
    Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
    Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
    Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
    Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
    Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это - выраженный кифоз (сутулость или "круглая спина"), гиперлордоз ("седлообразная поясница"), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
    Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина ("килеобразная" или "куриная" грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).

    Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, "седлообразной" поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
    Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
    Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными "саблевидными", X-образными а) и O-образными б) ногами.


    Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.


    После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
    Второй, медицинский, тур отбора

    На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
    Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
    При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
    При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость - кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника - лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток - сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
    У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
    Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
    Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
    Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.


    Третий, заключительный, тур отбора

    Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
    Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
    Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
    Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
    а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
    б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.
    Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
    Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
    При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
    Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: "Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость... Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство - скрывать свои недостатки за блестками таланта".


    Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы - это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
    В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
    А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
    Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем - это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.






    Ссылка на сайт:http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968

    2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.