Антоновские яблоки суть. Анализ рассказа «Антоновские яблоки» (И. Бунин)

Урок литературы 11 класс.

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

« Антоновские яблоки»

Цель:

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

Задачи:

Познавательные:

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа "Антоновские яблоки".

Развивающие:

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитывающие:

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Этап

Цель

Форма

Метод, приём

время

мин.

1.Организационный момент

Организация учащихся на уроке

фронтальная

2.Мотивация

Пробуждение познавательного интереса

Чтение стихотворения

фронтальная

эвристический

3.Актуализация

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

Беседа

фронтальная

Репродуктивный, поисковый

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Индивидуальная, групповая

исследовательский

6.Обобщение, вывод

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

Фронтальная, индивидуальная

Репродуктивный

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

Слушание

Индивидуальное сообщение

Репродуктивный

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Беседа

Фронтальная, индивидуальная

эвристический

9.Домашнее задание

Вариативное домашнее задание

Письменная работа

индивидуальная

репродуктивный

Ход урока.

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

И. Бунин.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того, чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. (Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)

ВЕЧЕР

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? (настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок: « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее, свежее, тихое утро Помню большой, весь золотой,подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок, запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей, смелость сравнений производят впечатления нарядности, богатого убранства повествования, остающегося при этом строгим, резким, четким.В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками, впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? (печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? (Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

Какова композиция произведения? (произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Основная тема части

Основные образы природы

Изображение людей

Образ- символ

Возраст героя

Каким настроением проникнута данная часть рассказа

1.Воспоминания о сборе яблок

Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)

"как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева"

Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти

подросток

Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете"

2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны

Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)

Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.

Образ смертной старухи с могильным камнем

Молодой человек

Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.

3. Великолепные сцены охоты.

Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)

Чтение книг, любование стариной журналы

Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества

Человек в зрелом возрасте

Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.

4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.

Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег

Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.

Взрослый человек

Заупокойная молитва

Учащиеся работают с текстом, потом представляют свою работу на интерактивной доске.

Общий вывод: четырехчастная композиция « Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким « потерянным раем», блаженство которого, конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного, некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.

Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? (есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.

Сообщение ученика: В « Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.

Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.

Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.

Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.

В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: « …помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный, наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.

Но « прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске»

В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогд блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» (1903):

Томит меня немая тишина.

Томит гнезда родного запустенье.

Я вырос здесь. Но смотрит из окна

Заглохший сад. Над домом реет тленье..

По- разному восприняли это произведение критики. Бунина обвинили в воспевании крепостничества. А. Куприн написал пародию « Пироги с груздями».

Но Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, посольку красота растворена в каждом явлении бытия:

Радость жизни во всем я ловлю-

В звездном небе, в цветах, ароматах.

И еще:

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить:

С открытой бродить головой,

Глядеть, как рассыпали дети

В беседке песок золотой…

Иного нет счастья на свете.

Так презрение к вырождающейся современности и исчезновение того прошлого, к котором обращены все помыслы художника, приводило к появлению творчестве писателя « вневременных ценностей». Бунину удалось под обыденным течением жизни в прошлом вскрывать истинно прекрасное и неуничтожимое временем.

Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?

(Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)

Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?.


Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края - то яркая, броская, то скромная и печальная - навсегда покорила сердце писателя.

Рассказ «Антоновские яблоки» - одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе. Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».

Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просторов. «Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое... Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими... А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба».

Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. «Краска рождает запах, свет - краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин», - писал К. Г. Паустовский. Читая «Антоновские яблоки», убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы. Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, видишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.

Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные. И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: «На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь - велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе».

Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.

Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелодией, как стихи и музыка. «Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен, - писал К. Г. Паустовский. - Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях - от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до гремящих библейских обличений, а от них - до четкого, разящего языка орловских крестьян».

Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей силой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне - «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих красивых и грубых, дикарских костюмах«, «мальчишки в белых замашных рубашках», старики - «...высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет особое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сословия» - бывших крепостных. Дом славился гостеприимством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»

А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Томительно текут серые, однообразные будни «бессвязной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» - говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, - очень недавно, - имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию». Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.

«Антоновские яблоки» - это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина - Россия.

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан достаточно быстро, но полностью не был закончен. На протяжении длительного времени автор Иван Алексеевич Бунин возвращался к нему, поэтому каждое последующее издание имеет дополнения. На протяжении всего повествования Бунин вспоминает и тоскует по прошедшему времени.

Это было ранней осенью. В это время начинается сбор яблок. Они крепкие ароматные. Читая, как мужик ест, сам чувствуешь хруст яблока на зубах и его кисло-сладкий вкус. А их запах и осени смешался, получилось что-то восхитительное. Этот аромат преследует автора всю жизнь. Описывая природу, писатель использует много метафор, подбирает такие слова, что читателю кажется, что он на месте и все видит по правде. Кожей чувствуешь прохладу утра, студеную воду. Во рту ощущается вкус вареной картошки с черным хлебом.

В рассказе есть главное действующее лицо – барчук. Автор не старается раскрыть его историю, а просто рассказывает о его жизни в этот период. Параллельно природе так же писатель не забывает о земном. Повествует о старухах, которые готовятся закончить свой земной путь. Вспоминает свою тетку, как она любила гостей и встречала всех с радостью. Дом ее был хоть и старый, но прочный и все вокруг сделано с любовью и надолго. Следующее повествование идет о другом помещике, который очень любил охоту. У него собирались охотники не забывали пить водку и отправлялись на охоту. По всей видимости, уже нет ни тетки, ни помещика. Чтобы усилить чувство тоски Иван Алексеевич пишет про позднюю осень. Дожди закончились, но солнце хоть и яркое, но совсем не греет.

Вместе с осенними теплыми днями ушел и запах антоновских яблок, события и детство, все в далеком прошлом. Осталась только тоска по ушедшим дням. И, наконец, все занесло снегом, этим автор показывает, что назад дороги нет. К былому не вернешься.

Как точно подобрал время года автор. Ранняя осень – сбор урожая, охота весело и задорно. Детство и юность продолжается, все живы. Поздняя осень прощание старух с прошлым и ранняя зима. Все в снегу прошлое осталось только в воспоминаниях. Жизнь продолжается, но другая уже новая. Несмотря на то, что рассказ немного грустный Бунин вложил в него душу.

Анализ произведения Антоновские яблоки

Талантливейший писатель Иван Бунин обладал способностью описывать с точностью и в подробностях свои мысли и рассуждения. Воспоминания, которые засели в голове творца излились в рассказ «Антоновские яблоки», что писался быстро, через несколько месяцев он уже был готов. В произведении задействованы впечатления Бунина, его давнишние воспоминания, которые теперь и предоставляются в свободном варианте читателям. Рассказ, помимо того, что был за короткое время написан, постоянно переделывался, писатель снова и снова добавлял краски, определенные детали, без наличия которых произведение казалось бы обыденным и скучным.

В «Антоновских яблоках» нет развития сюжета, открывая страницы книги, перед глазами всплывают картины того, что когда-то удалось узреть Ивану Бунину. Все эмоции и впечатления изображены тонко и с умом. Писатель продумал все до мельчайших подробностей. Видны и боль, и страдания, и мука, и печаль за то, что все то прекрасное осталось в прошлом, оно, к сожалению, уже позади.

Главным героем в произведении представляется некий барчук, что и ведет описание чудесных мест, от которых играет воображение. Однако примечательно то, что история персонажа не раскрывается читателям книги, она скрывается под завесой, оставаясь недоступной.

Что можно сказать о сюжете? Он делится на четыре части. В первой главе повести Бунин толкует о необычном запахе превосходных антоновских яблок, от которых дух захватывает, ибо их вкус не описать словами, но писателю все по силам. Этот запах неразрывно связан с воспоминаниями об уютной деревне, ее чудной жизни. Там и мужики, их жизнь в осеннюю пору, говорится о старом патриархальном строе.

Вторая часть включает в себя рассказы о великолепной осени, которая таинственна и загадочна. Виднелись и старухи, что готовились к уходу из жизни, и могильные камни, что их ожидали. Героини доживали свой век.

Затем Бунин ведет читателей в усадьбу тетки героя по имени Анна Герасимовна, где прекрасна дорога, небо голубое, все такое родное и близкое…

Третья часть о том, как прошлое невозможно вернуть. Дворянский прежний быт потерян, возврата нет. От этого становится тяжко и грустно на душе…

После же в четвертой главе Иван Бунин делает вывод: прежнего запаха детства не вернуть, его можно лишь хранить в светлых воспоминаниях, с улыбкой на лице говорить о минувших событиях. Но сейчас уже запах антоновских яблок, увы, исчез. Славные времена прошли.

Писатель свой рассказ посвятил России, произведение – это обращение к ней, толкование о том, что прежнюю жизнь нельзя вернуть на круги своя. Зато остаются в памяти прекрасные времена! Их стоит помнить!

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова После театра

    Сколько бы произведений Чехова не открыл человек, из каждого он вынесет важную мысль, которая, возможно, перевернет жизнь на сто восемьдесят градусов. Антон Павлович затрагивал множество проблем, в том числе и влияние искусства на человека

«Антоновские яблоки» - рассказ Бунина, вышедший в свет в 1900 году. Произведение построено на лирическом монологе-воспоминании. Какова основная тема «Антоновских яблок» Бунина? Что за события вдохновили писателя на создание этого произведения?

Иван Бунин

Анализ «Антоновских яблок», как и любое подобное задание, следует начинать с краткой информации об авторе. В литературу Иван Бунин вошел не как прозаик, а как поэт. Однако дебютный сборник стихов, который был опубликован в Орле, не вызвал особой реакции критиков. Признание Бунин получил после издания книги «Листопад», в которую тоже вошли исключительно стихотворения.

Иван Бунин оставил глубокий и яркий след в русской литературе. В своих лирических произведениях продолжил классические традиции А. Фета, Я. Полонского, А. Толстого. В рассказах и повестях показал, нередко с ностальгическим настроением, и оскудение дворянских усадеб, и жестокий лик деревни, и гибельное забвение нравственных основ жизни. Классиком русской литературы Бунин стал, благодаря таким прозаическим произведениям, как «Жизнь Арсеньева», «Лёгкое дыхание», «Окаянные дни», «Антоновские яблоки».

Анализ художественного произведения не может обойтись и без краткой истории создания произведения. Как возник замысел рассказа?

История создания «Антоновских яблок»

Иван Алексеевич Бунин задумал написать это произведение ещё в начале девяностых годов XIX века. Тогда он гостил в имении своего родственника. Однажды вышел на крыльцо и почувствовал удивительный, неповторимый запах яблок. Вместе с тем он испытал ностальгию по крепостным временам.

При анализе «Антоновских яблок» следует сказать, что в этом произведении автор воспел старый помещичий быт. Основная тема рассказа - лирические воспоминания о дворянской культуре. Ностальгией по прошлому пронизаны многие произведения Бунина, в том числе и «Антоновские яблоки».

Анализ творчества писателя предполагает изложение основных фактов из его биографии. Как известно, Бунин покинул Россию. Но произошло это спустя много лет после публикации рассказа. Однако уже в начале столетия Россия была не той, что изображена в произведении «Антоновские яблоки». Герои Бунина - это образы из прошлой, более счастливой жизни.

Выселки

Лирический герой вспоминает прошлое. В его воображении возникает ранняя золотая осень, поредевший сад, ни с чем не сравнимый аромат яблок. Автор вспоминает Выселки - деревню, которая со времен его дедушки известна в округе как самая богатая. Дома здесь были крепкие, кирпичные. Имелась и небольшая усадьба с яблоневым садом.

Арсений Семёныч

Вспоминает герой и людей, которых уже давно нет на свете. А прежде всего покойного родственника Арсения Семёныча. Это был заядлый охотник. В его доме собиралось много народу. Стол ломился от яств, а после обеда хозяин вместе с гостями отправлялся на охоту. Трубил рог, взвывали собаки. Автору вспоминается езда верхом, крики охотников...

Прошли годы

Но того, о чём вспоминает лирический герой, давно уж нет. Деревня всё так же стоит. Что она без хозяев? Арсений Семёныч застрелился. Владелица усадьбы и яблоневого сада умерла. Настало царство обедневших дворян.

Счастливые времена остались в прошлом. Теперь дворяне уже не те, они обеднели. Правда, по-прежнему собираются друг у друга по вечерам. Но жизнь никогда не станет прежней. Показана суровая деревенская действительность. И автор задается вопросом, как жить теперь. Но и это жизнь не так плоха… И снова автор предается красочному описанию сельского быта , ещё ничего не подозревая о том, что и мелкопоместному дворянству существовать осталось совсем недолго.

Анализ

Какие поднял Бунин проблемы в «Антоновских яблоках»? Автор показал, как уходит в прошлое патриархальный мир, разоряются, исчезают деревенские усадьбы. В своем произведении писатель сделал своего рода исследование исторически сложившихся устоев русской деревни, попытался уловить причины их распада, понять, что несет новая жизнь каждому отдельному человеку.

Рассказ «Антоновские яблоки» удивительно поэтичен. Однако лирический герой словно скрыт от читателя. Его история остаётся неизвестной. Читателю известно лишь то, что мужики называют его «барчуком». Акцент в произведении делается на ассоциациях, воспоминаниях о прошлом .

Когда человек ближе к природе, его быт и отношения с окружающими проще. Бунин ярко показал в этом рассказе идею гибельной и обреченной красоты. Проносится через все произведение мысль об общности судеб дворянства и крестьянства. Ведь всем в одинаковой мере грозит гибель.

Образ России

Книга «Антоновские яблоки» - это своеобразный взгляд на Россию. Для одних родной край ассоциируется с антоновскими яблоками, медом и утренней свежестью. Для других - с морозным зимним утром. Как никто другой, Бунин сумел открыть красоту России, нежность родной природы. Ведь даже читатели, которые никогда не были в деревне и с трудом могут представить запах яблок, проникаются сельскими старопомещичьими пейзажами, созданными этим писателем.

Критика

В литературном обществе рассказ вызвал неоднозначную реакцию. Максим Горький, прочитав произведение Бунина, сказал, что автору удалось «спеть красиво, задушевно, сочно». Однако Буревестнику революции не понравилась идея Бунина. Он выразил категорическое несогласие с философской концепцией произведения. С недоумением встретила «Антоновские яблоки» самая читаемая столичная газета . Известный публицист отметил: «Бунин пишет обо всём, что попадается ему под руку, а потому дочитаться до главного невозможно».

Через пять лет после публикации рассказа в журнале «Жупел» появилась пародия Куприна. В этом эссе были такие слова: "Г де ты, прекрасное время антоновских яблок, крепостных душ, выкупных платежей?". Существует версия, что пародия стала местью Куприна на «дворянина по матушке» - именно так однажды аристократ-Бунин имел неосторожность назвать своего коллегу. К слову сказать, свое сатирическое произведение Куприн назвал вовсе не поэтично - «Пироги с груздями».

Меню статьи:

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» заметно отличается не только от традиционных рассказов, но и от традиционной литературы в частности. Отличительные черты сюжета и особенности изображения стали причиной того, что рассказ привлек внимание читателей и исследователей литературы.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.


Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея.
Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.


Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.