Виду и формы вступления егэ по русскому языку. Речевые клише по русскому языку к сочинению

Для вступления:
1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2. О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для заключения:
1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Часть 1

План эссе
  1. Подведите читателей к сути эссе. Хорошее первое предложение может завладеть вниманием читателя, но если вы не будете продолжать развивать мысль, он бросит чтение на середине. После первого предложения должна последовать еще одна или две фразы, которые логически свяжут первое предложение и основной текст. Обычно эти предложения служат продолжением первой фразы и расширяют контекст.

    • Например, если вы пишете об ожирении, можете продолжить так: "Ожирение среди детей - это серьезная проблема, которая затрагивает как богатые, так и бедные страны". Это предложение объяснит важность проблемы, описанной в первом предложении, и поместит ее в более широкий контекст.
    • В случае с сочинением о каникулах можно написать такое продолжение: "Я был в самой глубине джунглей Национального парка Тортугеро, и там я полностью растерялся". Это предложение объясняет читателю, откуда взялся первоначальный образ, и подводит его к сути эссе, намекая на то, из-за чего растерялся писатель.
  2. Расскажите читателю, о чем ваше сочинение. Чаще всего эссе - это не только описания. Они не могут существовать лишь для того, чтобы сообщить вам что-то простыми словами. Как правило, автор эссе преследует определенную цель. Сочинение может быть направлено на то, чтобы читатель изменил мнение о каком-то вопросе. Писатель может также стремиться убедить читателя сделать что-то по определенной причине или хотеть пролить свет на что-то, что обычно неправильно понимается. Также он может захотеть просто рассказать историю, которая заставила бы читателя думать. Каким бы ни было намерение писателя, во вступлении он должен объяснить читателю, в чем цель этого эссе. Благодаря этому читатель сможет понять, стоит ли ему читать весь текст или нет.

    • Если возвращаться к примеру с ожирением, вы можете подвести итог так: "Целью этого эссе является анализ современных тенденций в изменении степени ожирения среди детей по всему миру и выдвижение рекомендаций по борьбе с этой проблемой". Это просто и понятно объяснит, в чем ваша цель, и читатель будет точно знать, чего ему следует ожидать.
    • В сочинении о каникулах можно продолжить так: "Это рассказ о лете, проведенном на Коста-Рике. О лете, которому ничто не смогло помешать стать поворотным: ни укусы паука, ни гниющий подорожник, ни гиардии". Это даст читателю понять, что ему предстоит узнать о путешествии в другую страну, при этом раскрывая тайну о том, что случилось с писателем и о чем будет идти речь в основной части эссе.
  3. По желанию наметьте структуру эссе. Иногда на этапе вступления важно подумать о том, как именно вы планируете достичь своей цели. Может быть полезно разбить эссе на отдельные четкие части, потому что так читателю будет проще усвоить текст. Если вы студент или учащийся, вам этот навык тоже пригодится, потому что многие педагоги требуют этого. Однако перечислять все пункты сочинения в эссе не стоит. Бывает и так, особенно если эссе написано простым языком о чем-то несерьезном, что перечисление частей делает тест машинным. Это может отпугнуть читателя, потому что перед ним сразу окажется очень много информации.

    • В случае с эссе об ожирении можно продолжить так: "В этом эссе идет речь о трех проблемах, связанных со здоровьем: растущая доступность высококалорийной пищи, нехватка физических упражнений и набирающая обороты популярность неподвижных способов проведения досуга". Если ваше сочинение будет написано понятно и по делу, перечисление основных моментов будет не самой плохой идеей, поскольку это поможет читателю сразу понять, как основной текст эссе связан со вступлением.
    • В то же время, в сочинении о каникулах так делать не стоит . Поскольку мы уже решили, что это сочинение будет легким и ненавязчивым, было бы странно написать что-то вроде такого: "Исследовав городскую жизнь в столице Сан Хосе и сельскую жизнь в джунглях Тортугеро, я изменился как человек". Это не ужасное предложение, но оно плохо сочетается со всеми предложениями, предшествующими ему, потому что оно обладает жесткой структурой, которая здесь не нужна.
  4. Сформулируйте основное положение эссе, если в этом есть необходимость. Основное положение - это одно предложение, которое описывает ключевое утверждение в эссе как можно более точно и законченно. При написании некоторых эссе в качестве учебной работы или части стандартного экзамена наличие основного положения во введении обязательно . Даже если у вас нет таких требований, будет полезно четко сформулировать основной тезис работы. Обычно основное положение помещают ближе к концу первого абзаца, хотя тут нет жестких правил.

    • Поскольку в эссе об ожирении идет речь о важной теме, а вы будете писать простым неописательным языком, можно сформулировать основное положение так: "На основе анализа данных исследований в этом эссе будут даны рекомендации по возможным способам снижения уровня ожирения". Такой тезис в нескольких словах объяснит читателю, в чем задача эссе.
    • В сочинении о каникулах это не потребуется. Поскольку здесь важнее настроение, рассказ и описание чего-то личного, прямолинейная фраза вроде "В этом эссе подробно описаны мои каникулы в Коста-Рике" будет звучать натянуто и неуместно.
  5. Задайте подходящий тон своему сочинению. Во введении следует не только объяснить, о чем пойдет речь, но и рассказать, как именно вы будете говорить об этом. Ваш стиль письма - это еще один фактор, который может привлечь или оттолкнуть читателя. Если во вступлении язык будет простым, приятным и уместным для этой темы, ваши читатели прочитают все до конца гораздо охотнее, чем если текст будет путанным, будет перескакивать с темы на тему, а тон повествования будет неоднородным.

    • Обратите внимание на предложения, которые мы использовали в примерах выше. И у сочинения об ожирении, и у эссе о каникулах есть свой стиль, и оба текста написаны понятным языком, который подходит для этих тем. Эссе об ожирении касается серьезной темы и является аналитическим текстом, связанным с медицинской проблемой, поэтому предложения могут быть строгими и по делу. Сочинение же о каникулах - это увлекательный текст об удивительных приключениях, которые оказали существенное влияние на автора, поэтому предложения более легковесны, и в них много любопытных подробностей, которые отражают стремление автора к знакомству с новым.
  6. Сокращайте! Одно из самых важных правил, касающихся введений, заключается в том, что чем короче будет вводная часть, тем лучше. Если вы можете сообщить всю важную информацию в пяти предложениях вместо шести, так и поступайте. Если вы можете заменить сложное и непонятное слово на простое и распространенное, заменяйте (например, лучше исправить "инициировать" на "начать"). Если вы можете донести до читателя смысл фразы в 10 словах, а не в 12, так и поступите. Если у вас есть возможность сделать вступление короче, не потеряв в качестве и понятности текста, всегда выбирайте короткий вариант. Помните, что вступление подводит читателя к сути вашего эссе и не является самим эссе, поэтому не растягивайте введение.

    • Как уже было сказано выше, нужно стремиться к краткости, однако не стоит сокращать вступление так, чтобы оно становилось непонятным и нелогичным. Например, в сочинении об ожирении не сокращайте фразу "Ожирение среди детей - это серьезная проблема, которая затрагивает как богатые, так и бедные страны" до "Ожирение - это большая проблема". Второе предложение не отражает всей сути проблемы. Ваше эссе посвящено проблеме усиливающегося ожирения среди детей по всему миру, а не проблеме ожирения в целом.

    Часть 2

    Адаптация введения к стилю эссе
    1. Если в своем эссе вы приводите какие-то аргументы, суммируйте их во вступлении. Двух одинаковых сочинений не бывает (не считая случаев плагиата), однако существуют общие принципы, которые помогут вам сделать эссе максимально эффективным, какую бы цель вы ни преследовали бы. Например, если вы стремитесь в своем сочинении убедить читателя в чем-то, вам может быть полезно обобщить свои мысли в первом или в первых нескольких абзацах введения. Это поможет читателю понять, чем вы будете подкреплять свои мысли.

      • Например, если вы выступаете против введения нового налога на продажи, можно включить во вступление такую фразу: "Предлагаемый налог является регрессивным и ошибочным с финансовой точки зрения. Этот налог подвергнет малообеспеченные слои населения непосильной финансовой нагрузке и окажет негативное влияние на местную экономику. В этом сочинении будут приведены доказательства, которые смогут развеять все сомнения в неправильности такого шага". Это позволит читателю сразу увидеть, в чем суть эссе, а это поможет вам в обосновании своей точки зрения, начиная с самого первого абзаца.
    2. Если вы пишете художественное сочинение, старайтесь завладеть вниманием читателя. Художественные тексты наполнены эмоциями гораздо больше, чем все другие тексты. В таких сочинениях уместно начать с метафор. Если вы постараетесь написать что-то увлекательное или запоминающееся в первых нескольких фразах, вы сможете заинтересовать читателя в своей работе. Поскольку художественные тексты не предполагают такой жесткой структуры, как в аналитических эссе (то есть планирование структуры, формулировка цели), здесь у вас будет больше свободы самовыражения.

      Если вы пишете текст, связанный с искусством и развлечениями, свяжите некоторые детали с основной темой. Работа в этой сфере (написание обзоров фильмов, книг и так далее) имеет меньше ограничений правилами и требованиями, чем написание технических текстов, однако вступления к эссе даже в таких текстах могут получиться интереснее при использовании приема перекликающихся деталей. Можно сделать начало несерьезным, но при этом все равно описать основную тему эссе или указать на нее с помощью небольших, но важных деталей.

      • Например, если вы пишете обзор, анализируя фильм Пола Томаса Андерсона "Мастер", можете начать так: "В этом фильме есть один маленький эпизод, который сложно забыть. Когда Хоакин Феникс говорит со своей юношеской любовью в последний раз, внезапно сквозь экран, который отделяет героев, прорывается вода, обнимает девушку и целует ее. Это и красиво, и странно одновременно, но эта сцена очень хорошо отражает запутанную тему любви в фильме". Благодаря упоминанию такого небольшого, но эффектного момента, вам удастся дать читателю понять, о чем пойдет речь дальше, не совсем обычным образом.
    3. Если вы пишете техническое или научное эссе, не выходите за жесткие рамки. Не все тексты должны быть захватывающими. Остроумию и фантазии не место в мире серьезных аналитических, технических и научных текстов. Такие тексты служат практическим целям: они информируют читателя о серьезных и важных вопросах. Поскольку эти тексты преследуют лишь информативную цель (и иногда призваны убедить читателя в чем-то), в них не стоит использовать шутки, яркие образы или что-либо другое, что не связано напрямую с поставленной задачей.

      • К примеру, если вы пишете аналитическое эссе о плюсах и минусах способов защиты металла от коррозии, следует начинать так: "Коррозия - это электрохимический процесс, при котором металл разлагается под воздействием среды. Поскольку это представляет собой опасность для целостности металлических предметов и конструкций, были разработаны разные способы защиты металла от коррозии". Такое начало будет простым и по делу. Здесь нет места для сложного стиля или словесной мишуры.
      • Помните, что в эссе, написанных в таком стиле, часто основной части предшествуют резюме основных положений. Научитесь писать резюме.
    4. Если вы журналист, сначала напишите о самом важном. Журналистские эссе отличаются от других стилей: обычно в них делается акцент на фактах, а не мнении автора, поэтому вводные фразы в таких эссе будут скорее описательными (в них не будет аргументов или стремления убедить читателя в чем-то). В серьезной объективной журналистике от авторов требуется помещать самую важную информацию в первое предложение, чтобы читать мог узнать о сути статьи сразу же после чтения заголовка.

      • Например, если вы журналист, которому поручили написать репортаж о пожаре, вы можете начать его так: "Четыре жилых дома по улице Вишневой пострадали от сильного пожара, вызванного возгоранием проводки. Пятеро взрослых и один ребенок были доставлены в ближайшую больницу из-за травм, полученных при пожаре. Погибших нет". Если начать текст с самой важной информации, большинство читателей сразу же получат те сведения, которые им нужны.
      • В последующих абзацах можно добавить больше подробностей и контекста, чтобы читатели, которые готовы прочитать всю статью, могли получить более детальную информацию.
    5. Подумайте над идеями. Временами даже у лучших авторов заканчиваются мысли. Если вам сложно написать вступление, попробуйте записать все возможные идеи, которые у вас есть, в быстром темпе. Они необязательно будут хорошими, однако они могут натолкнуть вас на очень хорошую мысль.

      • Попробуйте писать все подряд. Это упражнение предполагает фиксацию совершенно любых мыслей и слов. Пишите предложения как поток сознания, чтобы расшевелить себя. Конечный результат может оказаться полной бессмыслицей, но если это упражнение даст вам хотя бы немного вдохновения, можете считать, что оно оказалось вам полезным.
    6. Корректируйте текст. Написать текст с первого раза практически невозможно. Хороший писатель знает, что нельзя сдавать текст, не перечитав его несколько раз. Проверка позволяет заметить орфографические и грамматические ошибки, исправить размытые фразы, опустить ненужную информацию и сделать многое другое. Это особенно важно сделать во вступлении, поскольку мелкие ошибки в начале текста могут негативно сказаться на вашей репутации, поэтому всегда тщательно проверяйте свои эссе.

      • Предположим, в вашем эссе в первом предложении есть небольшая грамматическая ошибка. Несмотря на то, что эта ошибка незначительна, тот факт, что она оказалась в таком важном месте, может натолкнуть читателя на мысль о том, что писатель халатно относится к своим обязанностям или просто не является профессионалом. Если вы получаете деньги за тексты (или оценки), не стоит идти на такой риск.
    7. Спросите мнения другого человека. Ни один писатель не пишет в вакууме. Если вы не чувствуете вдохновения, попробуйте поговорить с кем-нибудь, чье мнение вы уважаете, чтобы узнать, что этот человек думает в вводной части вашего сочинения. Поскольку этот человек не будет так заинтересован в вашей работе, как вы, он может дать вам полезный совет и указать на то, о чем вы забыли подумать, потому что были увлечены написанием введения.

      • Не бойтесь спрашивать мнения преподавателей, учителей и других людей, которые дали вам задание написать эссе. Обычно люди воспринимают такие просьбы как признак того, что вы серьезно относитесь к заданию. Кроме того, у этих людей уже будет сформировано представление о том, чего они ожидают от вашей работы, поэтому они смогут дать вам совет относительно содержания и формы, который будет соответствовать их ожиданиям.
    • Вы должны уметь писать на заданную тему и варьировать предложения и конструкции. Нет ничего хуже, чем пачка скучных листов текста. Важно вызвать интерес читателя. Если вы сами не разбираетесь в заданной теме, читатель тоже ничего не поймет, а это приведет к плохой оценке.
    • Выбирая тему курсовой или дипломной работы, попробуйте сузить или расширить тему либо изменить тему, которая кажется бесполезной.
    • Обращаясь за советом, будьте вежливы и уважительны. Лучше всего попросить совета у преподавателя, который задал вам написать эссе.
    • Отличники нередко обращаются за помощью к преподавателям.
    • Если вы плохо справитесь с работой, преподаватель может повысить оценку, если во время написания вы будете обращаться за помощью.
    • Редактируйте текст, иначе вам может потребоваться переписать все заново. Любое сочинение с любыми пунктуационными, орфографическими и грамматическими ошибками можно исправить.

Теперь уже стало очевидным, что на ЕГЭ в 2015 году возвращается сочинение, которое некогда являлось обязательной частью выпускного экзамена по русскому языку в 11 классе. Для определенной части школьников эта новость стала неприятной. Это связано с тем, что они не знают, как подготовиться к подобного рода работе.

Не секрет, что сочинение на ЕГЭ будет написано на литературном материале. Чтобы успешно справиться с работой, необходимо читать литературные произведения, которые задают учителя на дом. В крайнем случае – хотя бы ознакомиться с их кратким содержанием в интернете, если не претендуете на высший уровень. Литературная достоверность – первый критерий предстоящего сочинения. Кстати, испытание сочинением российских выпускников 2015 года ждет уже в середине декабря, то есть времени на подготовку почти не остается.


Стилевая выдержанность является еще одним требованием к письменной работе. Чтобы ее соблюсти, следует ежедневно тренироваться в написании работ, хотя бы небольшого объема. Прочитали рассказ, повесть, закончили роман, сразу же необходимо откликнуться на какой-либо проблемный вопрос, затронутый автором. При этом следить, чтобы в тексте «не пробегали» слова разговорной, лексики или, наоборот, чересчур книжной («зело», «ибо» и пр). Таким образом вы станете тренировать литературную достоверность и стилистическое единство.


Львиную долю ошибок в школьных сочинениях составляют логические погрешности, то есть сбивчивость и неясность изложения. При написании работы следите за последовательностью изложения, не перескакивайте с одной мысли на другую. В этом отлично поможет грамотно продуманный план, который обеспечивает чуть ли не половину успеха будущей работы.


Перед составлением плана стоит представить свою работу в перспективе. Затем по пунктам необходимо записать макротемы будущего сочинения. Желательно, чтобы каждая макротема делилась на микротемы. Они составят подпункты плана.


При написании работы не забывайте использовать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. А также помните, что сочинение – творческий вид работы, потому не бойтесь экспериментировать.

Видео по теме

Сочинение приходится писать всем школьникам независимо от их пристрастий к наукам. Этот вид изложения своих мыслей - один из необходимых навыков грамотного современного человека. Поэтому каждый ученик умеет писать сочинение.

Сочинение, как правило, состоит из:

  • вступления,
  • основной части (раскрытии темы),
  • заключения.

Чтобы всему сочинению задать нужный тон, надо знать, как начать сочинение.

В зависимости от заданного объема всей работы, вступление должно занимать 10-15% сочинения. В нем нужно подвести читающего к основной мысли и к необходимости о ней поговорить, порассуждать. Именно сочинение-рассуждение выпускникам предлагают написать на ЕГЭ. Рассмотрим, как начать сочинение ЕГЭ.

Делать это надо быстро, потому что время написания в этом случае ограничено. Преодолеваем страх перед работой, сосредотачиваемся и выбираем один из способов начала сочинения.

Способы начать сочинение

  • Краткие сведения об авторе произведения являются универсальным началом любого сочинения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству.
  • Можно начать вступление с перечисления слов-синонимов основного понятия, характеризующего тему работы. Например: «Внутренний мир человека, честность и искренность – вот основные понятия, вложенные Экзюпери во все его рассказы, но в «Маленьком принце» они нашли самое яркое свое воплощение». Таким образом, Вы уже подошли к теме сочинения.
  • Один из сильных способов, как можно начать сочинение, - задать в нем один или несколько риторических вопросов. Так можно начать рассуждения о чем угодно, на любую тему. «Что мешает человеку быть честным с самим собой? Когда он начинает лгать, оторвавшись от мечтаний детства?» Такое вступление подойдет к очень многим произведениям.
  • Еще один вариант, как начать сочинение-рассуждение, - изложить именно свои мысли по заданной теме. Запомните фразу: «Я часто думал о том, что …» Вот так и начинайте писать. Вернемся к «Маленькому принцу». Начало будет таким: «Я часто думал о том, когда же ребенок уходит из детства и начинает жить понятиями взрослых? В каком возрасте? Почему он совсем забывает о том, как рассуждал о взрослых понятиях? Экзюпери на эту тему написал повесть, где ответил на все эти вопросы, и мои мысли совпали с его мыслями». И далее уже очень легко переходим к произведению. Это очень красивый способ начала сочинения. Он соответствует сразу нескольким требованиям сочинения-размышления ЕГЭ. Это выражение собственного мнения ученика, аргументация ученика, комментарии ученика.

Шаблоны вступительных фраз

Если Вам совсем сложно подойти творчески к вопросу вступления в тему сочинения, то можно выучить несколько шаблонных фраз. Например: «В повести Лермонтов предлагает задуматься о том, что в обществе очень много лишних людей». Фамилию автора и тему меняете на любые другие, но начало уже положено! «В этом маленьком рассказе автор поднял очень большую проблему…» - так же подставляете фамилию автора и тему. «Существует мнение, что любовь быстро проходит, но в произведениях Бунина мы видим, что это чувство вечно» - далее можно рассуждать и о рассказах, и об авторе.

С этими советами Вы уже не будете сильно волноваться и думать, как начать писать сочинение.

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Скачать образец эссе

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.