Устами молодых поэтов. В смоленской библиотеке прошёл творческий вечер. О чём говорит смоленск

Смоленское отделение СРП

Смоленское отделение Союза российских писателей образовано в 1992 году. У истоков организации стоял известный смоленский поэт Леонид Иванович Козырь, безвременно ушедший из жизни. Вслед за Л.И. Козырем организацию возглавила в 1995 году Вера Анатольевна Иванова. Ей досталось немало хлопот. Она сумела не только укрепить организацию новыми силами, получить в аренду у города помещение, но и стойко выдерживать «свою» особую позицию перед властями и обществом. О нашей организации, зарегистрированной по юридическому адресу: г. Смоленск, ул. Твардовского, 5/11 она хорошо рассказала в своей статье «Улица Твардовского», опубликованной в 8-м номере журнал «Знамя» за 1998 г.

За 14 лет существования организация пережила и многие радости и, к сожалению, многие скорби.

Радостным был выход в свет новых книг Вадима Баевского, старейшей писательницы Смоленской области Веры Звездаевой, Олега Ермакова, Ивана Твардовского, Раисы Ипатовой, Вилена Сальковского, Виктора Кудрявцева, Владимира Лаврова, Елены Орловой, Александра Макренкова и других наших замечательных писателей и поэтов.

Особым авторитетом в организации пользуется известный не только в России, но и во всем мире доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России Вадим Соломонович Баевский. Его книги, а их написано более двадцати, об истории и теории русской литературы, русской поэзии, о творчестве выдающихся русских поэтов Александре Пушкине, Борисе Пастернаке, Давиде Самойлове, «Смоленской поэтической школе», мемуары, проза и эссе, а также яркий жизненный пример самоотверженного служения литературе устанавливают для нашей организации высочайшую творческую планку и духовный ориентир. Вадим Соломонович старейший автор журнала «Знамя».

С большим интересом смоляне всегда встречали в программах областного телевидения передачу о смоленских писателях поэта, главного редактора ГТРК «Смоленск» Раисы Ипатовой «На тёплом пёнышке». Помимо жизни в русской литературе, работая на смоленском телевидении от истоков его создания, Раиса Ипатова сумела многое сделать по популяризации творчества смоленских писателей, художников, музыкантов, творческой интеллигенции и работников культуры.

Баевский и Ипатова входят в состав редакционно-издательского комитета Администрации Смоленской области, активно способствуют изданию на Смоленщине художественной, краеведческой и научной литературы высокой пробы.

Читателям современной русской художественной литературы хорошо известен смоленский прозаик Олег Ермаков, автор журналов «Октябрь», «Знамя» и «Новый мир», Им написано пять книг, среди которых «Знак зверя» и «Возвращение в Кандагар». Олег Ермаков является лауреатом премии журнала «Знамя».

В кругу исследователей творчества крупнейшего русского поэта 20 века А.Т. Твардовского большим авторитетом пользуется имя его биографа, члена нашей организации живущего в Починке Василия Савченкова.

Поэт и журналист из Рудни Виктор Кудрявцев возглавляет самое старое на Смоленщине литературное объединение «Современник». Кроме того Кудрявцев составитель уникальных антологий: «Невод» (русская поэтическая миниатюра в 2-х томах), «Круговая чаша» (поэзия серебряного века в 2-х и 5-и томах), Кипарисовый ларец (поэзия серебряного века), «Белая лира» (поэзия Белого движения) и «Дальние берега» (поэзия русского зарубежья).

На Смоленщине живет всего один писатель юморист, член нашей организации Сергей Жбанков. В последние годы у него сложились тесные творческие взаимоотношения с известным киножурналом «Фитиль».

Наши писатели являются членами комиссий по присуждению Всероссийской литературной премии имени А.Т. Твардовского и областной литературной премии имени М.В. Исаковского.

Лауреатом премии имени А.Т. Твардовского является Вера Звездаева.

Лауреаты областной литературной премии им. М. В. Исаковского: Вадим Баевский, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Иван Твардовский, Виктор Кудрявцев, уже ушедшие из жизни поэты Пётр Мельников и Сергей Машков.

Скорбными для нас были уходы из жизни наших «старожил», поэтов «старой закалки» Леонида Козыря, Петра Мельникова и Сергея Машкова, ещё молодой поэтессы Эллины Удальцовой.

Тяжелейшую утрату организация понесла, потеряв брата А.Т. Твардовского, писателя-мемуариста, основателя музея – хутора «Загорье» Ивана Трифоновича Твардовского.

Были иные утраты, так сказать, потери живых. К сожалению, из организации вышли известный на Смоленщине исследователь архивов КГБ Николай Илькевич и поэт Николай Сухарев.

С 2001 года организация выпускает ежегодный литературно-художественный альманах «Под часами», который явился перевоплощением выпускаемого до этого журнала «Годы». В альманахе принимают участие не только смоленские писатели. На его страницах публиковались такие известные русские поэты, как Бахыт Кенжиев, Владимир Коробов, Людмила Абаева и Анатолий Кобенков. С 2007 года при альманахе издается библиотечка, за год выпущено четыре книги стихов: Ивановой, Капитанова, А. Макаренкова и Хатилина.

Сегодня в составе нашей организации 25 человек. Перечислим всех поимённо, не боясь повтора имён в таком малом объёме текста. Вадим Баевский, Олег Ермаков, Вера Звездаева, Раиса Ипатова, Вилен Сальковский, Леонид Кузьмин, Вера Иванова, Иосиф Хатилин, Зеан Каган, Владимир Лавров, Елена Орлова, Василий Савченков, Сергей Жбанков, Александр Макаренков, Виктор Бобков-Тесновский, Геннадий Пастухов, Сергей Жарков, Евгений Богданов, Сергей Капитанов, Александр Лучин, Александр Борохов, Андрей Панисяк. О каждом из них и их творчестве можно сказать много хороших слов. А лучше всего, конечно, читать наши книги.

Размещенные на сайте Центральной универсальной библиотеки им. А.Т. Твардовского сведения о смоленских писателях и их произведения не являются окончательными, поскольку по техническим причинам организации пока не удалось «перевести» в электронный формат большое количество книг наших писателей, по крайней мере, в необходимом и равноценном для всех объеме.

По мере сил мы будем пополнять сайт новыми сведениями и материалами.

1-й секретарь Смоленского регионального отделения

Союза российских писателей

Владимир Макаренков

Антон Савенок

Машина времени

«Чем славится индийская культура?» — задался как-то вопросом Владимир Высоцкий и написал очередной шедевр про индийских йогов. «Чем славится смоленская культура?» — спросили мы сами у себя и… попытались найти ответ на этот вопрос. Есть имена, которые вот уже много лет у всех привычно ассоциируются со Смоленщиной. Глинка, Твардовский, Исаковский, Коненков, Пржевальский… Гагарин, конечно же. Однако, как выясняется, много известнейших, талантливейших, самобытных писателей, артистов, музыкантов, имена которых у всех на слуху, тоже были так или иначе тесно связаны в различные периоды своей жизни со смоленским краем. Больше того, именно пребывание на смоленской земле, пусть даже недолгое, оказало существенное влияние на все их творчество.

В этом номере поговорим о писателях — инженерах человеческих душ.
При подготовке использованы материалы wikipedia.org, persones.ru, gorodnews.ru

Айзек Азимов


Портрет всемирно-известного писателя-фантаста наряду с прочими знаменитыми уроженцами Смоленщины украшает собой один из холлов здания администрации Смоленской области. И это столь же странно, сколь и понятно. Действительно, нынче деревня Петровичи, в которой 2 января 1920 года в скромной еврейской семье родился Исаак (Айзек — аглоязычное произношение этого библейского имени) находится в Шумячском районе Смоленской области. Так что вроде бы все правильно: земляк — он и в Африке земляк. Только вот на момент рождения Азимова этот населенный пункт по административно-территориальному делению относился к Белоруссии.

В возрасте неполных трех лет от роду Азимов был увезен родителями в Америку и ни в России, ни в Белоруссии больше ни разу в жизни так и не побывал; да и русского языка он никогда не знал (в семье все всегда изъяснялись исключительно на идиш, а в США «родным» для него стал, естественно, английский). Так что, уважаемый читатель, решай сам, насколько корректно называть Айзека Азимова смоленским писателем.

В своей автобиографичной книге «Пока свежа память» Айзек Азимов так писал о своей малой родине: «Город, где я родился, называется Петровичи… Я всегда считал, что Петровичи, наверное, большой город или даже отдельная провинция и был весьма разочарован, когда узнал, что это было небольшое местечко. Мой отец иногда видел карты Европы или России в моих школьных учебниках или еще где-либо и всегда жадно пытался найти Петровичи, но не находил. Позже, когда я вырос, я сам пытался искать Петровичи, мне хотелось знать, не мираж ли все это, может, я родился в чистом поле или безжизненной пустыне. Во время Второй мировой войны я купил себе большую карту Европы, на которой намеревался отмечать цветными булавками изменения на фронтах. Изучая ту часть России, где в то время шли бои, я с радостью и удивлением нашел Петровичи. В первый раз я увидел Петровичи на карте! Я отметил эту точку особенной булавкой, которая всегда оставалась на месте, куда бы европейские фронты ни передвигались. В конце концов, мне требовались все возможные доказательства, что я на самом деле где-то родился…

Расположение Петрович мне кажется необычным. Я никогда в жизни не жил ни дальше на востоке, ни севернее, чем там, где родился …»

В конце 50-х годов прошлого века, когда наступила хрущевская «оттепель», жители уже «смоленских» Петровичей отважились написать письмо своему великому и к тому времени уже известному и в СССР земляку. И Азимов ответил на него.

«Очень приятно услышать вести из местечка, в котором я родился. Мои родители жили там счастливо и с любовью вспоминали о нем много лет после того, как переехали в Соединенные Штаты. Я не помню Петровичи, потому что покинул их до своего третьего дня рождения. Но я никогда не забывал, где я родился. Что касается информации обо мне, ее очень мало. Моя жизнь состоит исключительно из писательства и может показаться кому-нибудь невероятно скучной. К сегодняшнему дню я опубликовал 379 книг, поэтому, как видите, у меня нет времени ни на что другое. Но это дает мне ощущение внутреннего счастья …»

С чем же сейчас связано имя Айзека Азимова для читателей во всем мире? В 1941 году из-под его пера вышел рассказ «Лжец», в котором впервые в истории литературы появились механические аналоги человека — роботы. Азимовым были разработаны три закона роботехники, ставшие непререкаемыми догматами для фантастов всего мира. Вы их, конечно же, прекрасно помните, этими аксиомами и по сей день активно пользуются писатели-фантасты и создатели художественных фантастических фильмов.

законы роботехники

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому и Второму закону.

Айзек Азимов за свою жизнь неоднократно удостаивался престижнейших премий в области научной фантастики — Хьюго и Небьюла (последнюю, например, называют «Оскаром» фантастической литературы). В англо-американской литературной традиции Айзека Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Умер писатель Азимов 6 апреля 1992 года от сердечной и почечной недостаточности. По воле покойного тело его было кремировано, а пепел развеян.

Александр Беляев


Один из самых известных уроженцев города Смоленска. Кто из нас в детстве и юношестве не зачитывался его захватывающими, остросюжетными и очень познавательными произведениями? «Голова профессора Доуэля» и «Властелин мира», «Остров погибших кораблей» и «Продавец воздуха», «Человек, потерявший лицо» и «Последний человек из Атлантиды». И, конечно же, «Человек-амфибия» , Ихтиандр и Гутиере…

Произведения Беляева всегда настолько поглощали читающего, что «проглатывались» буквально за считанные часы, оставляя после прочтения незабываемое послевкусие радости и восхищения. В то время как жизнь Александра Беляева была совсем не безоблачной, и радостей в ней было не так уж и много. Гораздо больше в ней было человеческих трагедий.

Александр Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника. В семье было еще двое детей: сестра Нина (умерла в детском возрасте от саркомы) и брат Василий, студент ветеринарного института (утонул, катаясь на лодке).

Отец желал видеть в сыне продолжателя своего дела и отдал его в духовную семинарию. Александр окончил ее, однако священником не стал. Наперекор отцу он поступил в юридический лицей в Ярославле. Вскоре после смерти отца ему пришлось подрабатывать, давая уроки, рисуя декорации для театра, играя на скрипке в оркестре цирка.

По окончанию лицея Беляев получил должность частного поверенного в Смоленске и вскоре приобрел известность хорошего юриста. У него появилась постоянная клиентура. Выросли и материальные возможности: можно было снять и обставить хорошую квартиру, купить неплохую коллекцию картин, собрать большую библиотеку. Закончив какое-либо дело, он отправлялся путешествовать за границу, побывал во Франции, Италии, посетил Венецию. (Тем не менее, в памятном для Российской Империи и всего мира 1914 году Александр Беляев оставил юриспруденцию ради литературы и театра.)

Пять лет спустя Беляев заболел туберкулезным плевритом. Лечение оказалось очень неудачным — развился туберкулез позвоночника, осложнившийся параличом ног. Тяжелая болезнь на несколько лет приковала к постели. Молодая жена его покинула, сказав, что не для того выходила замуж, чтобы ухаживать за больным мужем. В поисках специалистов, которые могли бы помочь, Александр Беляев с матерью и старой няней попал в Ялту. Там, в больнице, он начал писать стихи. Не поддаваясь отчаянию, писатель активно занимался самообразованием: изучал иностранные языки, медицину, биологию, историю, технику, читал Жюля Верна, Герберта Уэллса, Константина Циолковского.

Целеустремленность и сила воли дали свои плоды: в 1922 году Беляев возвращается к полноценной жизни, перебирается из Ялты в Москву, где устраивается на работу юрисконсультом. Там же начинается его серьезная литературная деятельность.

В журналах «Вокруг света», «Знание-сила» , «Всемирный следопыт» печатаются научно-фантастические рассказы и повести Беляева, пользующиеся большой популярностью среди читателей. Очень скоро писатель заслуживает титула «советского Жюля Верна».

В 1925 году была опубликована повесть «Голова профессора Доуэля», которую автор называл историей биографической: хотел рассказать, «что может испытать голова без тела».

За годы жизни в Москве Александром Беляевым были написаны «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия» , «Борьба в эфире», опубликован сборник рассказов. Писал автор не только под своим именем, но и под псевдонимами А. Ром и Арбел.

В 1928 году Беляев с семьей переехал в Ленинград и с этих пор занимался исключительно литературой. Так появились «Властелин мира», «Подводные земледельцы», «Чудесный глаз», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Печатались они в основном в московских издательствах. Однако вскоре болезнь опять дала о себе знать, и пришлось из дождливого Ленинграда переехать в солнечный Киев.

1930 год оказался для писателя очень тяжелым: от менингита умерла его шестилетняя дочь, рахитом заболела вторая, а вскоре обострилась и собственная болезнь (спондилит). В итоге семья вернулась в Ленинград, где Беляев продолжил заниматься литературным трудом. Незадолго до войны он перенес очередную операцию, на предложение эвакуироваться с началом боевых действий ответил отказом.

Город Пушкин (пригород Ленинграда), где в последние годы писатель жил с семьей, был оккупирован. В январе 1942 года Беляев умер от голода. Немецкий генерал и четыре солдата вынесли его тело из дома и где-то похоронили. Было странно, что немцы хоронят русского, однако генерал пояснил ситуацию, прочитав краткую речь, из которой следовало, что в детстве он зачитывался Беляевым и поэтому в знак признательности они с честью предают его тело земле. (Место захоронения писателя достоверно неизвестно, а памятная стела на Казанском кладбище города Пушкина установлена лишь на предполагаемой могиле.)

Оставшиеся в живых жена и дочь писателя были депортированы немцами в Польшу.

Михаил Булгаков


Несомненно, Михаил Булгаков — один из самых читаемых писателей XX (а теперь уже и XXI) века. Сейчас его имя окружено читательским вниманием и в России, и за ее пределами. А читатели старше сорока лет, наверняка, прекрасно помнят время, когда даже имя Михаила Афанасьевича находилось фактически под запретом. Не говоря уже о его совершенно не отвечающих принципам соцреализма произведениях. Многие из «советского» поколения впервые читали «Мастера и Маргариту» в самиздатовских ротапринтных вариантах. И для миллионов советских людей эта книга стала настоящим откровением. Впрочем, как и «Белая гвардия», и «Собачье сердце», и его рассказы, основой для многих из которых послужил личный жизненный опыт Булгакова, приобретенный им во время работы на смоленской земле.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве, в семье преподавателя киевской духовной академии Афанасия Булгакова и его жены Варвары в (девичестве Покровской). Оба родителя будущего писателя происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых.

В девятилетнем возрасте Михаил был зачислен в приготовительный класс киевской гимназии, который окончил «с наградой второй степени». Далее была учеба в знаменитой первой мужской Александровской гимназии. Из юношеских увлечений Булгакова можно выделить футбол — игру, только начинавшую в ту пору завоевывать популярность в России (им увлекались и братья Михаила, Николай и Иван), а также увлечение театром: и в качестве зрителя, и как участника летних дачных спектаклей.

Окончив гимназию, Булгаков недолго колебался в выборе профессии, поступив на медицинский факультет киевского императорского университета святого Владимира, диплом об окончании которого получил в 1916 году. Будущего писателя утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

С сентября 1916 года в жизни Михаила Булгакова начинается «смоленский период». Он был направлен в смоленскую врачебную управу и получил назначение в село Никольское Сычевского уезда заведующим 3-м врачебным пунктом. Вместе с женой Тасей они прибыли туда 29 сентября — именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее.

Жена Булгакова так описывала новое место жительства: «Ничего нет. Голое место, какие-то деревца… Издали больница видна, дом такой белый и около него флигель, где работники больницы жили, и дом врача специальный. Внизу кухня, столовая, громадная приемная и еще какая-то комната. Туалет внизу был. А вверху кабинет и спальня. Баня была в стороне, ее по-черному топили …»

Тем не менее даже в этой «глухой деревне» было все, что необходимо врачу.

В Никольском Булгакову приходилось быть и терапевтом, и хирургом, и окулистом, и стоматологом, и венерологом. И со своими обязанностями он прекрасно справлялся. Местные крестьяне, поначалу не очень-то доверявшие молодому доктору, после нескольких удачно проведенных операций изменили свое отношение и стали активно пользоваться его незаменимой помощью. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача», а в рассказе «Морфий» Булгаков косвенно повествует о том, как сам пристрастился к наркотику.

Вот как это было. Опасаясь заражения вследствие проведенной трахеотомии у больной дифтеритом девочки, Булгаков был вынужден сделать себе прививку от той страшной болезни. Начавшиеся вследствие этого сильный зуд и боли он стал заглушать морфием, и в результате употребление наркотика вошло в привычку. Вскоре он впрыскивал себе морфий по два раза в день. К концу лета 1917 года очень многие стали подозревать о тяжелом недуге Булгакова. Работать в Никольском стало невозможно, и он попросил о переводе в Вязьму. Просьбу эту удовлетворили, и с 20 сентября 1917 года доктор Булгаков стал заведующим инфекционного и венерологического отделений Вяземской городской земской больницы.

Однако перевод на новое место работы не помог излечиться от морфинизма. В итоге в Вяземской больнице Булгаков проработал менее полугода, после чего возвратился в Киев, где стараниями жены Татьяны и своего отчима-врача сумел избавиться своего смертельного пристрастия (практически чудом, как считают наркологи).

Несмотря на все пережитые в Никольском и Вязьме беды и страдания, Булгаков описывал свое пребывание на Смоленщине не в самых мрачных красках: «А все-таки хорошо, что я пробыл на участке… Я стал отважным человеком ». Здесь оформился и закалился его характер, здесь же он начал писать, писать о Смоленщине, о своей медицинской практике в Никольском. Позднее эти заметки были переработаны в «Записки юного врача», реалистичные, но жизнеутверждающие рассказы.

Потом были «Роковые яйца» и «Собачье сердце», были великие пьесы: «Дни Турбиных», «Бег», «Жизнь господина де Мольера», «Кабала святош». Были долгие годы непризнания, презрения и гонения. Были отчаянье и разочарование. Был главный труд всей жизни — роман «Мастер и Маргарита», писавшийся с 1929 года до 1940 года, года его смерти.

Но свои первые литературные опыты Булгаков начал именно в Вязьме, описывая жизнь земского врача в Сычевском уезде.

Борис Васильев


По произведениям Зощенко сняты несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» С его рассказами выступали и выступают на сцене много поколений замечательных артистов: Игорь Ильинский, Сергей Юрский, Михаил Светин, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Ефим Шифрин.

Судьба писателя была нелегкой. После невероятной популярности его ожидало публичное унижение, нищета и предательство…

Михаил Зощенко родился 28 июля (9 августа) 1894 года в Петербурге. Отец будущего писателя Михаил Иванович Зощенко был художником. Мать Елена Осиповна Зощенко (урожденная Сурина) — актрисой.

В 1913 году Зощенко окончил ленинградскую гимназию, поступил в университет на юридическую кафедру, однако отучился там всего один год, после чего был зачислен в Павловское военное училище юнкером рядового состава на правах вольноопределяющегося 1-го разряда, окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени и был произведен в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.

С начала марта 1915 года находился в действующих войсках.

Об этом времени Зощенко писал: «..Служил в Мингрельском полку Кавказской гренадерской дивизии… В 19 лет я уже был поручиком… В 20 лет имел 5 орденов и был представлен в капитаны. Но это не означало, что я был герой. Это означало, что я был два года на позициях. Я участвовал во многих боях, был ранен, отравлен газами, испортил сердце… »

После Февральской революции Зощенко назначили начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта Петрограда. Вскоре, однако, он оставил эту должность и перебрался в Архангельск, там работал адъютантом Архангельской дружины.

Октябрьскую революцию Зощенко воспринял позитивно и встал на сторону Советской власти.

С 1917 до 1919 года в жизни Михаила Зощенко наступил «смоленский» период. Сначала он работает секретарем смоленского суда, а затем едет в деревню Маньково (нынешний Краснинский район), где трудится — внимание! — инструктором по кролиководству и куроводству.

Многие критики считают, что первые рассказы Зощенко периода 19211-1923 годов имеют многочисленные вкрапления из воспоминаний в период пребывания его в Манькове в ноябре—декабре 1918 года. В них писатель упоминает о том, как хорошо жить в провинции. В столицах полная нехватка хлеба. Зато «председатель исполкома кур разводит, член партии тоже кур разводит, доктор Гоглазов — кур, а комендант станции кролиководством занят » (рассказ «Война»). Смоленская губерния и город Смоленск часто фигурируют в ранних произведениях автора.

В 1919 году Михаил Зощенко спешно уезжает из Маньково. По всей видимости, тому были достаточно веские причины. По данным историков, имел место конфликт Зощенко с местной «земельной» элитой. Его возмутило и потрясло желание расправиться с некоторыми из крестьян, которых помещики в случае «краха большевиков» собирались сослать на каторгу, выпороть розгами и даже кое-кого повесить.

В Маньково у писателя случился роман с девушкой Вероникой, дочерью одного из местных помещиков. В этой истории не совсем красиво поступили все стороны: сам Михаил Зощенко не был готов к семейной жизни, тем более с провинциалкой, отец же Вероники, оскорбленный таким поведением, написал донос в местную ЧК, обвиняя его в подготовке контрреволюционного заговора.

Эта же неприглядная история послужила причиной конфликта автора с сестрой Еленой (Лёля, Лёлище из детских рассказов Зощенко). Она, прожившая в этих краях не один год, была неприятно удивлена, узнав, что брат позволяет себе поступки, оскорбляющие людей, с которыми знакома много лет. Она попросила Михаила немедленно уехать, чтобы не позорить ее честь, обещая оставить в тайне эту историю.

Так или иначе, но Зощенко покинул Смоленщину и, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, ушел добровольцем на фронт.

После демобилизации он сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. В печати дебютировал в 1922 году. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья»…

Безоблачная жизнь писателя резко оборвалась в августе 1946 года. После известного постановления ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» творчество Зощенко подверглось оглушительной критике, он был исключен из членов Союза писателей и подвергся жестоким гонениям.

В 1946-1953 годах Михаил Зощенко занимался главным образом переводческой деятельностью (без права подписи переведенных работ), а также подрабатывал сапожником. В июне 1953 года был вновь принят в Союз писателей, работал в журналах «Крокодил» и «Огонек». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти Зощенко было отказано в пенсии.

Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. В 1958 году власти запретили его похороны на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, и он был похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.

Михаил Пришвин


Один из самых своеобразных российских писателей. Он ни на кого не похож — ни в российской, ни в мировой литературе. Судьба его творчества довольно сложна. С одной стороны, многие произведения давно и широко известны и пользуются безусловным признанием читателей. С другой стороны, большая часть литературного наследия была опубликована вдовой писателя Пришвиной уже после его кончины.

Главный предмет в произведениях Михаила Пришвина — отношение человека к природе, их неразрывная связь и влияние друг на друга. Написанные им книги вызывали у современников и потомков полярные чувства, от восхищения до полного неприятия, что говорит о несомненной самобытности и необыденности творческого таланта автора.

Народный учитель и агроном, географ-краевед и этнограф, опытнейший охотник, постигший тонкие профессиональные тайны искусства зверовода и ботаника, и прежде всего замечательный художник слова — именно таким представляется Михаил Пришвин своим читателям.

Родился будущий писатель 4 февраля 1873 года в Елецком уезде Орловской губернии в фамильном имении Хрущево-Левшино. В 1883 году мать Мария Ивановна Игнатова отвезла Мишу на учебу в первый класс Елецкой классической гимназии. Там Пришвин успехами не блистал — за шесть лет учебы дошел только до четвертого класса, и в этом классе должен был в очередной раз остаться на второй год, но из-за конфликта с учителем географии Розановым — будущим известным философом — был отчислен «за дерзость учителю». Оканчивать обучение пришлось в тюменском Александровском реальном училище, а затем в Рижском политехникуме и на агрономическом отделении Лейпцигского университета, где Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя.

До 1905 года работал агрономом, написал несколько книг и статей по агрономии. За связь с социал-демократической организацией, увлечение марксизмом и переводы книги Бебеля «Женщина и социализм» в 1897 году был арестован и около года провел сначала в Лифляндской, а затем в Елгавской тюрьмах.

В годы Первой мировой войны Пришвин работал военным корреспондентом, печатал свои очерки в различных газетах.

В Смоленск Михаил Пришвин приехал в августе 1920 года с мандатом Луначарского для сбора фольклора. По сложившимся семейным обстоятельствам (переезд на родину жены, невозможность получить земельный участок в глухом лесном краю) и в результате некоторых творческих раздумий он неожиданно стал работать преподавателем русской словесности в школе второй ступени. Она располагалась в селе Алексино Дорогобужского уезда Смоленской губернии, бывшем имении помещиков Барышниковых. Талантливый писатель, человек большой души и высокой культуры мышления, Пришвин быстро освоился на новом месте, став педагогом. Одновременно он заведовал музеем усадебного быта, занимался сбором песен, былин, сказок и писал свой дневник.

Работая учителем, теснейшим образом соприкасаясь с народом, Михаил Пришвин переосмысливает и свои былые писательские устремления. Здесь, в Алексино он продолжал вести дневник, в котором 26 мая 1920 года сделал примечательную запись: «Нам, писателям, нужно опять к народу, надо опять подслушивать его стоны, собирать кровь и слезы и новые души, взращенные его страданием, нужно поднять все прошлое в новом свете ».

В своем учительствовании Михаил Пришвин привлекал к занятиям «местные песни и сказки, свадебные обряды, лесные поверья». Он использовал местный этнографический словарь Добровольского, произведения Чехова, Бунина и других русских классиков. В связи с поисками новых методов преподавания Пришвин расширил и углубил определение краеведения. В Алексино он создал целую программу изучения родного края. Для этого составлял рассказы из жизни лесного и степного народа, и на их основе проводил уроки словесности, знакомя детей с древними обрядами и обычаями славян.

Программа по изучению родного края осуществлялась и другим путем — через экскурсии в музей усадебного быта. Ученики охотно посещали музей, слушая увлекательные и познавательные рассказы учителя.

В 1922 году Михаил Пришвин покинул Смоленщину.

Свое последнее крупное произведение — повесть-сказку «Корабельная чаща» Пришвин писал в течение 1952-1953 годов и окончательно закончил, будучи тяжело больным, в последний месяц своей жизни. В печати он успел увидеть главы своей повести. Они открывали его последнюю из вышедших при жизни книг, большой сборник рассказов и повестей для юношества — «Весну света». Главы шли под общим заголовком «Слово правды». 31 декабря 1953 года в качестве новогоднего подарка тяжелобольному писателю были доставлены домой сигнальные экземпляры его «Весны света».

Пришвин умер 16 января 1954 года, когда его повесть «Корабельная чаща» набиралась для опубликования в журнале «Новый мир», а затем отдельной книгой в издательстве «Советский писатель».

Член Смоленской областной организации Союза писателей России Людмила Колесова – автор четырех поэтических книг — в значительной мере свое творчество посвящает теме Великой Отечественной войны. И это вполне закономерно. Отец Людмилы Александровны – фронтовик, прошедший войну от Брестской крепости до Берлина

Литературная гостиная Смоленского исторического музея 18 декабря 2018 года принимала любителей поэзии на презентации новой книги поэтессы Лины Меркуловой «Дыханье Родины святое…».

Музыка завораживает

Гостей встречала лёгкая музыка, которую исполнял на пианино племянник Лины Клавдиевны Артём Жижкин – солист Государственной академической симфонической капеллы России под управлением Валерия Полянского. Атмосфера зала сразу дала понять, что сейчас будет праздник.

Недавно состоялась встреча участников литературного объединения «Нива» с поэтессой и бардом Вероникой Верещетиной, стихи которой не раз публиковались на страницах районной «Сельской правды». Они отличаются светлым оптимизмом, задушевность, искренностью, нежностью. Многие из них посвящены самым маленьким читателям. Особенно выразительно звучат ее стихи, положенные на музыку. Их поэтесса любит исполнять сама под гитару, что очень нравится любителям песни и поэзии.

1 декабря Международный общественный благотворительный фонд «Диалог культур – единый мир» с Союзом литераторов РФ подвели итоги Международного литературного конкурса «ЭТНОМИР – радуга созвучий» в ходе Праздника Слова.

Первый конкурс порадовал масштабностью и количеством участников. Всего приняли участие 80 писателей и литераторов из пяти стран и 36 регионов России. В номинации «Проза» – 22 участника, «Поэзия» – 43, «Публицистика» – 15.

Участвовали литераторы из Узбекистана, Молдовы, Украины, Беларуси. Российские литераторы прислали свои заявки из городов: Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Воронеж, Смоленск, Екатеринбург, Тамбов, Волгоград, Ханты-Мансийск, Томск, Омск, Тюмень.

В яркий праздник мелодий звучащего слова вылилось мероприятие, посвящённое 55-летию клуба авторской песни «Диво» (Смоленск). Родившись в 1963 году на базе турклуба им. Евг. Абалакова в пединституте, «Диво» вот уже добрых пять десятков лет является не только оплотом бардовской песни в городе-герое, но и одним из её законодателей мод и в России, и в республиках бывшего СССР, в том числе и прибалтийских.

На очередном заседании литературного объединения «Нива» при редакции газеты «Сельская правда» его участников порадовали приятные сюрпризы. Все поэты и прозаики получили авторские экземпляры недавно отпечатанного справочника «Литераторы Смоленского района». Остальные экземпляры еще раньше были переданы в Централизованную библиотечную систему района.

26 октября 2018 года в Москве в Центральном Доме литераторов состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов Международного конкурса «Национальная литературная премия «Золотое перо Руси – 2018».

Этой престижной премией отмечаются писатели и мастера искусств.

В 15-й раз проходил этот праздник,организатором и душой которого стала писатель Светлана Савицкая. На конкурс свои работы прислали 30 тысяч авторов из 70 стран мира.

18 октября в Хрустальном зале Правительства Брянской области состоялось торжественное мероприятие, посвященное 55-летию Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России. В фойе зала сотрудники Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева презентовали выставку, посвященную становлению Брянской областной общественной писательской организации Союза писателей России.

В мероприятии приняли участие председатель Правления Союза писателей России Николай Иванов, сопредседатель Правления Союза писателей России Вадим Терёхин, председатель Гомельского областного отделения общественного объединения «Союз писателей Беларуси» Владимир Гаврилович, председатель Правления Смоленской областной организации Союза писателей России, секретарь Союза писателей России Олег Дорогань, член Правления Союза писателей России Виктор Кирюшин, заместитель Губернатора Брянской области Николай Щеглов, участники литературных объединений, представители печатных изданий, творческих союзов, общественных организаций, учреждений образования.

Несколько характерных моментов

Д. Горшков, Н. Буркин, М. Исаковский. 1921.

20 марта 1924 г. газета «Рабочий путь» (орган Смоленского губкома, губисполкома и губпрофсовета) сообщила:

«Сегодня, в 6 часов вечера, в «Арене» состоится организационное собрание всех литераторов, поэтов и драматургов гор. Смоленска для организации филиального отделения Всероссийского Союза писателей.

Приглашаются все профессиональные беллетристы, поэты и драматурги».

«В связи с отъездом из Смоленска Н. Н. Зарудина и М. Н. Волчанецкого, состоялись перевыборы правления «Арены». В новое правление вошли: М. Исаковский (председатель), Б. Бурштын и Белявский (заместители председателя), М. Урлауб (секретарь), Ягодкин, Яцынов и Глебов (члены правления).

Председателем ревизионной комиссии избран тов. Нилов».

С этого времени вот уже 90 лет ведет отсчет Смоленская писательская организация.

Хотя тут следует сказать вот о чем. Известный краевед М. Левитин в статье «Славный юбилей» («Р. П.» от 24 апреля 1997 г.) пишет о 75-летии организации смоленских писателей, полагая год ее основания - 1922-й, а не 1924-й. Михаил Наумович основывается на информации «Р. П.» за 11 апреля 1922 г., впервые сообщившей о том, что в Смоленске было «организовано отделение Всероссийской ассоциации пролетарских поэтов, в состав которого вошли: М. Исаковский, Дм. Земляк и Н. Семлевский».

Д. Земляк и Н. Семлевский - литературные псевдонимы, соответственно, Д. А. Горшкова и Н. Г. Буркина.

М. Левитин пишет: «В те далекие весенние дни три наших земляка, выходцы из крестьянской среды, заложили прочную основу творческого союза. Оттуда намечается путь, идет развитие и рост будущих ярких талантов, получивших всенародное признание. Начала складываться Смоленская поэтическая школа. С нею, прежде всего, связаны имена выдающихся поэтов М. Исаковского, Н. Рыленкова, А. Твардовского...».

Далее М. Левитин, ссылаясь на книжку Л. В. Шурыгиной «Первые шаги» (Л. В. Шурыгина - кандидат филологических наук, дочь смоленского писателя - большевика В. Ф. Шурыгина - человека, встречавшегося с В. И. Лениным), рассказывает о послереволюционном литературном процессе в Смоленске, где сложилось два творческих направления. «Одно представляли поэты, связанные с городской тематикой и новыми литературными школами. Другое - выходцы из деревни, относившие себя к пролетарским поэтам и продолжателям классического пути в русской поэзии. Они были тесно связаны с «Рабочим путем», редактором которого в 1921 г. был М. Исаковский. Вторая группировка входила в Смоленскую литературную студию Пролеткульта. Ею руководил рано умерший талантливый поэт С. Страдный (Смирнов). Но будучи по происхождению крестьянином, сам руководитель занимал среди своих единомышленников особое положение, тяготел к Исаковскому и его товарищам.

М. Исаковский с журналистами «Рабочего пути». 1922

Те и другие стремились издавать совместные поэтические сборники, выступать перед читателями Смоленской губернии. Они выезжали в Москву, публиковались в столичных изданиях».

Об одной из поездок рассказывает один из создателей «Арены» (наряду с поэтом Николаем Лухмановым) Борис Бурштын в своих воспоминаниях «Четыре года», опубликованных в журн. «Наступление», 1935 г.

«В начале лета 1921 г. ряд студий Пролеткульта, в том числе и литературная студия, со всем своим «штатным» составом, отправилась в Москву, где происходил смотр провинциальных пролеткультов или что-то в этом роде… Для отъезжающих на вокзале был сформирован специальный эшелон, в котором они жили и в Москве.

В столице смоленские поэты выступали на целом ряде массовых вечеров и, судя по их рассказам, имели успех.

Не обошлось, как водится, и без курьезов. С. Страдный, насмотревшись в Москве разных поэтов, побывав в различных поэтических кабаках, вроде «Стойло Пегаса» или «Кафе Домино», по приезде из Москвы показал совершенно новую манеру публичного чтения стихов. Он выставлял правую ногу вперед, полусгибал ее в колене и, начиная дрожать ею, завывающим голосом произносил стихи. Когда товарищи смеялись над ним, Сережа серьезнейшим образом уверял, что это последняя московская мода и что каждый уважающий себя поэт должен читать только так…».

После самороспуска «Арены», делались попытки создать в Смоленске отделения «Кузницы», «Лефа» и «Перевала».

«Смоленским филиалом «Кузницы» участники «Арены» объявили себя в январе 1925 г. В его ядро вошли Исаковский, Бурштын, Яцынов. Смоленская «Кузница» организовывала литературные вечера в местных клубах, и на одном из них 25 марта 1925 г. М. Исаковский с успехом прочитал «Радиомост» - одно из наиболее характерных стихотворений... Именно в 1924 - 1925 гг. уже оформилась его собственная творческая индивидуальность, и первой отличительной особенностью ее был поворот к живой конкретности новой советской деревни. В ее изображение он внес и свою особую любовную наблюдательность, дополненную своеобразным добрым юмором.

Творческие поиски Исаковского мало соответствовали установкам и практике московских «кузнецов»… Не привились установки «Кузницы» и другим смоленским литераторам, и в первый же год своего существования отделение «Кузницы»… распалось.

М. Исаковский. Ельня, 1921

В декабре 1926 г. в Смоленске была организована Смоленская ассоциация пролетарских писателей (САПП). Ее ядром была литературная группа при губернской комсомольской газете «Юный товарищ». В числе ее участников были начинающие поэты Плешков, Осин, Твардовский, Рутман, Фиксин. Главной и единственной литературной фигурой губернии, имеющей имя и за ее пределами, был М. Исаковский. Он, к тому же, в течение многих лет руководил литературным отделом важнейшей губернской газеты «Рабочий путь». Именно он опубликовал в 1925 г. стихотворение 15-летнего поэта-селькора Александра Твардовского «Новая изба» - первое напечатанное его стихотворение.

Как руководитель Смоленской АПП, М. Исаковский был мало активен. Плохое зрение заставляло - или позволяло - уклоняться от большинства заседаний, публичных выступлений… Но когда он участвовал в собраниях и заседаниях, неизменно вносил в них нечто разумно-спокойное, честное, доброжелательное… Всем стилем своей личности, поведения, творчества он вносил нечто далекое или противостоящее всяким рапповским и не рапповским дубинкам, крикливости и трепачеству. И даже как бы незримое его присутствие имело благотворное влияние. Сдерживало интриганские и политиканские страстишки. И вплоть до его отъезда в Москву в 1931 г., а отчасти и после, поскольку он продолжал сохранять тесную связь со Смоленском, М. Исаковский был тем авторитетом, на который лишь очень осторожно пытались посягать местные неистовые ревнители».

(Из воспоминаний литературоведа, ученого Адриана Македонова).

В конце 1927 г. состоялась первая конференция смоленских писателей. «Рабочий путь» 4 декабря 1927 г. отмечал:

«На губернской конференции пролетарских писателей будет присутствовать около 40 человек. Будут представлены все уезды… Из Москвы приезжает представитель Правления ВАППа. Он сделает доклад об очередных задачах пролетарской литературы. После конференции состоится литвечер, на котором, помимо смоленских авторов, выступят делегаты, прибывшие из деревни».

Смоленская АПП насчитывала 17 членов. Большинство «сапповцев» печаталось в местных изданиях - «Юном товарище», «Красноармейской правде». В центральных изданиях печатались М. Исаковский, Д. Осин.

По свидетельству В. Смолина, многие публикуемые стихотворения были слабыми и несовершенными, у их авторов отсутствовала элементарная поэтическая грамотность. Особо выделялось творчество некоторых молодых поэтов, писавших на деревенскую тему. Первое место среди них занимал Александр Твардовский.

«Ожидания оправдались. На зов Смоленской ассоциации пролетарских писателей откликнулись и литературные кружки, и писатели-одиночки, рассеянные по разным уголкам нашей губернии».

В том же материале сказано, что во вновь избранное правление САПП вошли Исаковский, Осин, Фиксин, Буренков и Смолин. Председателем правления избран М. Исаковский. Представитель ВАПП, заместитель редактора «Молодой гвардии», критик В. В. Ермилов выступил с докладом об очередных задачах пролетарской литературы. Д. Осин и М. Исаковский были избраны делегатами на Всесоюзный съезд пролетарских писателей.

Писатель и журналист Дмитрий Дворецкий, вспоминая о некоторых моментах литературной жизни в Смоленске в середине 1930-х годов, говорит о том, что литературная жизнь «ключом била». Он это связывает с I Всесоюзным съездом советских писателей СССР 1934 г., давшим толчок развитию деятельности местных писательских организаций. В составе смоленской делегации в съезде участвовали Михаил Завьялов, ставший руководителем Смоленского отделения Союза советских писателей, Александр Твардовский, Николай Рыленков и Адриан Македонов.

Следует добавить, что в съезде участвовали и другие делегаты, связанные со Смоленщиной. Среди них уроженец с. Шилово-Смоленское Дорогобужского уезда Смоленской губ. писатель Василий Ильенков (лауреат Сталинской премии), в 1930 г. переселившийся в Москву и до 1932 г. бывший организационным секретарем РАПП; роман В. Ильенкова «Большая дорога», написанный на материалах Смоленского края, удостоен Гос. премии СССР. Среди участников съезда был смоленский литератор, комсомольский поэт Константин Долгоненков - в 1941 - 1943 гг. - редактор газеты «Новый путь» - органе Смоленской городской управы; после войны - в эмиграции, жил под. фам. Доманенко, сотрудничал в «Русской мысли» (псевд. К. Акимыч). Участником съезда был и Анатолий Камегулов, родившийся в Смоленске в 1900 г. в семье священника.

В день открытия съезда (17 августа 1934 г.) перед Домом Союзов собралась огромная толпа желающих воочию увидеть известных писателей. Даже сами делегаты съезда с трудом протискивались через толпу. Одна из делегатов - А. Караваева вспоминала: «Солнечным августовским утром 1934 года, приближаясь к Дому Союзов, я увидела большую и оживленную толпу. Среди говора и аплодисментов - совсем как в театре - слышался чей-то молодой голос, который энергично призывал: «Товарищи делегаты Первого съезда советских писателей! Входя в этот зал, не забудьте поднять ваш исторический мандат! Кто, какой делегат и откуда явился на съезд… Советский народ желает всех вас видеть и знать! Называйте, товарищи, вашу фамилию и предъявляйте ваш делегатский билет!» Каждую писательскую фамилию этот энергичный юноша звучно повторял дважды, и собравшиеся дружными рукоплесканиями встречали появление нового делегата.

«Смоленские писатели… в 1936 году написали и выпустили в свет немало хороших книг, - вспоминает Д. Дворецкий. - Это поэмы Александра Твардовского «Путь к социализму» и «Страна Муравия»… Михаил Исаковский выпустил в Запгизе сборники стихов «Провинция», «Война с тараканами» и «Вдоль да по улице, вдоль да по Казанке» («Вдоль да по дороге, вдоль да по Казанке», 1934 - Н. Ч.)… В 1933 году в Запгизе вышла первая книга лирических стихов Николая Рыленкова «Мои герои», а четыре года спустя… сборник «Колосья».

В эти годы издают книги М. Завьялов, В. Кудимов, В. Шурыгин, В. Аристов, Е. Марьенков; в коллективном сборнике «Стихи о зажиточной жизни», кроме названных А. Твардовского, Н. Рыленкова, принимает участие поэт С. Фиксин. В Смоленске работают поэт Н. Грибачев, критики И. Кац, В. Муравьев, Е. Беленький, Я. Синельников… Здесь издаются - ежемесячный литературный журнал «Наступление», «Литературная газета»…

Это - с одной стороны.

С другой стороны, в эти самые годы - «творчество смоленских литераторов омрачено гонениями, преследованиями, нападками необъективной критики… Опале и репрессиям в 30-е годы подвергались Твардовский, Марьенков, Завьялов, Македонов и другие, которые в жесточайших условиях прежнего режима стремились отстоять свободное художественное слово» (М. Левитин, из статьи «Славный юбилей», «Р. П.», 24 апреля 1997 г.).

Делегат I Всесоюзного съезда советских писателей М. Завьялов, будучи незаконно репрессированным в 1937 г., умер в пересыльной тюрьме.

Писатель Н. Антонов в статье «Писатель и большевик» (1967 г.) пишет о М. Завьялове, как о человеке «большого душевного обаяния и отзывчивого сердца, он умело сплачивал организацию нового творческого объединения. Его помощь ощущали А. Твардовский, Н. Рыленков, Д. Осин и другие.

Вокруг поэмы А. Твардовского «Страна Муравия», впоследствии получившей Государственную премию, завязались литературные бои. Михаил Сергеевич был среди тех, кто поддержал поэта».

Н. Антонов приводит слова жены писателя Д. Завьяловой о муже:

«…Он пришел с собрания писателей (где впервые читалась… «Страна Муравия») и с каким восторгом он говорил мне: «Мы сегодня были свидетелями рождения большого талантливого литературного полотна».

Н. Антонов далее говорит о М. Завьялове: «Найдя в художественной литературе другое свое призвание, он буквально все свое свободное время отдает литературному творчеству. Пишет и в дни отпуска, и в санатории, пишет, будучи тяжело больным…

Он мечтал о времени, когда сможет «отдать литературе всю душу».

Он говорил В. П. Ильенкову:

«Сам вижу: литературе нужно отдать всю силу души. Вот закончу дела на рабфаке и буду только писать, писать…».

Он сетовал:

«Я опоздал войти в литературу. Столь прожил, а так мало создал. Вот бы дожить лет до пятидесяти, можно бы еще много сделать».

Не дожил.

М. С. Завьялов прожил всего сорок лет. Он ушел от нас в 1937 г., оклеветанный... Но как напряженна, каким святым горением была наполнена его короткая жизнь!»

Другой делегат съезда - А. Д. Камегулов был незаконно репрессирован и расстрелян 9 октября 1937 г.

На 8 лет лишения свободы был осужден А. Македонов.

Из автобиографии А. Македонова.

«Я, Македонов, Адриан Владимирович, родился в 1909 году 22 мая в городе Смоленске и затем с небольшими перерывами жил в нем до августа 1937 года... окончил Смоленский университет, педагогический факультет, в 1930 г.; окончил (экстерном) географический факультет Саратовского университета в 1950 г. до этого в 1925 г. в Смоленске окончил показательную школу при Смоленском университете, а в 1936 году - очную аспирантуру при Смоленском педагогическом институте, по специальности - русская литература, под научным руководством А. Г. Цейтлина, приезжавшего из Москвы в Смоленск. В 1936 г. представил кандидатскую диссертацию в Московский педагогический институт, на тему - «Проблема героя в эстетике Белинского». Диссертация была принята, получила 3 положительных отзыва, в том числе отзыв с предложением присудить мне сразу докторскую степень, в мае 1937 г. была назначена защита, зачитаны отзывы, вполне положительные, собралось довольно много народа, присутствовал и Твардовский. Но после всего этого по заявлению ученого секретаря МГПИ (по фамилии Звирбул) защита была отложена, так как я отказался подписать сочиненную этой Звирбул от моего имени лживую автобиографию. Видимо, поступили какие-то сведения из Смоленска, так как уже началась моя проработка. Диссертация потом, по сообщению А. Г. Цейтлина, которого я увидел в конце 40-х годов, ходила по рукам и была потеряна к моменту моего приезда в Москву. Кажется, она была в руках А. Лаврецкого, который в своей книге о Белинском использовал ряд утверждений диссертации, без всяких ссылок, конечно.

С 1927 года я активно участвовал в работе смоленских литературных организаций, с конца 1927 по апрель 1932 года был членом смоленской городской, а затем областной западной ассоциации пролетарских писателей... С 1927 года печатался в смоленских и центральных журналах и газетах как литературовед и литературный критик. Основным считаю цикл статей о Пушкине 1935 - 1937 гг., опубликованных в журнале «Литературный критик» и отчасти в журнале «Литературное обозрение», а также цикл статей о Белинском, опубликованных в разных московских журналах и в смоленском журнале «Наступление»…

После перерыва в 1937 - 1956 гг. вновь стал печататься как литературовед и литературный критик, в общей сложности опубликовал более 200-х работ по этой специальности, в том числе 5 книг - «Очерки советской поэзии», 1960 г., Смоленск, написанные еще в Воркуте; «Николай Заболоцкий, жизнь, творчество, метаморфозы», 1968 г., Ленинград, изд-во «Советский писатель»; «Свершения и кануны /о поэтике русской советской лирики 30 - 70-х годов/», в том же издательстве, Ленинград, 1985 г.; в 1981 г. - «Творческий путь Твардовского. Дома и дороги». Москва, изд-во «Художественная литература»; в 1986 г. - «Поэзия народного подвига», Москва, изд-во «Современник». В настоящее время находится в печати второе, дополненное и исправленное издание книги о Заболоцком...»

В книге «Воркута ты, Воркута...» А. Македонов, ставший крупным ученым, доктором геолого-минералогических наук, вспоминает.

«21 августа 1937 года в моей смоленской квартире до одиннадцати вечера сидел Твардовский. А через полчаса меня арестовали. Я жил в Смоленске... А Твардовский жил уже в Москве, но летом наезжал в родные места, снимал дачу или квартиру. Часто заглядывал ко мне, стучал в окно с улицы, спрашивал: «Сократ дома?»...

Мы обсуждали с ним и общую ситуацию. Существовала иллюзия, …что Сталин продолжает дело Ленина и что, несмотря на все безобразия в период насильственной коллективизации… страна быстро двигается вперед по пути создания нового социалистического общества.

Твардовский в этом не сомневался. Многое он просто не мог знать, например, никто из нас не знал, что творилось уже тогда в застенках МВД...

Родители Твардовского были неправильно раскулачены, и он знал, что они не кулаки. Он знал и о многих других случаях неправильного раскулачивания. Даже соглашаясь с тем, что ликвидация кулачества как класса была необходимостью, он все же не раз говорил… что ликвидация класса не означает ликвидации людей…

Одно время Твардовский оказался в почти полном одиночестве среди местных литераторов. Некий Горбатенков возненавидел его, а заодно и меня, за систематическую защиту «кулацкого» поэта Твардовского. Отсюда и возникло совместное политическое дело против меня, Твардовского и еще трех смоленских литераторов, среди которых оказался и один из противников поэта.

Был уже выдан ордер на обыск и арест Твардовского, и на следующий день после моего ареста пришли за ним, но утром 22 августа Твардовский узнал о моем аресте, почувствовал, что ему угрожает, и немедленно уехал в Москву… Был заготовлен и прямо «уличающий» Твардовского в сочувствии кулакам факт: эпизод из «Страны Муравии», не пропущенный тогда цензурой («Их не били, не вязали...»). Этот фрагмент, который с потрясающей силой обнажил действительный ужас раскулачивания, он смог внести в текст поэмы только после смерти Сталина.

Однако, когда дело было переслано смоленским МВД в Москву, оно не пошло дальше, так как поэма была уже одобрена Фадеевым, без санкции которого Твардовский не мог быть арестован.

Стало известно, что поэма прочитана самим Сталиным и понравилась ему. Сталин понял, что может приручить и использовать новый большой талант, что «Страна Муравия» может быть истолкована как оправдание коллективизации, хотя в поэме все время подчеркиваются возможности и другого, добровольного, объединения в колхоз.

В результате Горбатенкову пришлось... Найти повод и наказать защитника Твардовского Македонова, но по другим мотивам...
Вспомнили мою «крамольную» статью по поводу самоубийства Маяковского, напечатанную в «Рабочем пути»... В этой статье я написал, что самоубийство Маяковского не может объясняться какими-то личными причинами или только ими и связано с его внутренним расхождением с нашей действительностью и линией партии в области литературы…

Как проходила моя жизнь внутри тюрьмы в Смоленске?

…была большая камера, время от времени битком набивавшаяся… одно время туда был посажен зампредоблисполкома Сосин, который доказывал… сокамерникам, что если партии нужно инсценировать такие процессы, то нужно слушать партию. В это время был арестован уже почти весь состав местной партийной верхушки, начиная с первого секретаря обкома, большевика с 1905 года... Почти все они были расстреляны, в том числе… и Сосин. Многие… пытались сопротивляться. Их зверски избивали, и после избиений, вынужденного стояния по двадцать четыре часа и больше, они, как правило, подписывали то, что требовали следователи…

Моя статья формулировалась 58-10, ч. II, то есть… контрреволюционная агитация и контрреволюционная организация…

И вот наконец пересылка. Тут нам всем первый раз дали свидание перед отправкой на этап. В свидании участвовали и моя жена, и моя мать… На пересылке я увидел и своих признавшихся однодельцев: Завьялова, Мандрика, Марьенкова, Муравьева. Они держались все вместе, были крайне озлоблены, а я их сторонился - и за их трусость, и за то, что они уже полностью разочаровались во всем том, во что раньше верили…».

Далее А. Македонов говорит о своей матери, преподававшей в техникуме английский и немецкий языки, о ее бесплодных хождениях и прошениях в Москве за сына. В конце концов, и она была арестована, посажена в тюрьму, осуждена «тройкой» и расстреляна…

Наказание А. Македонов отбывал в п. Рудник на правом берегу реки Воркуты, на месте только что построенной угольной шахты. Работал по 10 часов, без учета времени на дорогу к месту работы и обратно, - на подсобных, земляных, погрузочных и т. п. работах. Был и ассенизатором.

«Палатка была населена одними политическими. Люди были разных национальностей, профессий, образования. Некоторые читали наизусть латинские стихи…

Большая часть книг, циркулировавших в палатке, по слухам, происходила из тех личных библиотек, которые имели расстрелянные затем политзаключенные...

Шло время. Приближался срок моего освобождения. Официально он должен был кончиться 21 августа 1945 года. Но сталинский режим придумал еще одно осложнение. Систематическую задержку части заключенных до… «особого распоряжения».

Но тут все же вмешался и Твардовский и пересидел я всего шесть месяцев».

А. Твардовский на фронте. 1942.

Следует сказать, что из почти 600 делегатов I съезда советских писателей - около 180 из них в последующие несколько лет были незаконно арестованы, обвинены в организации контр-революционной деятельности, шпионаже в пользу иностранных государств, других немыслимых смертных грехах и - расстреляны! Часто приговор приводился в исполнение - в день его вынесения. Все они впоследствии были реабилитированы…

С момента зарождения Смоленской писательской организации имел к ней самое тесное касательство, как свидетельствует писатель Вера Звездаева, «прекрасный музыкант, книголюб, проникновенный знаток смоленской старины» - Иван Прокофьевич Иванов. В начале 1930-х гг. И. П. Иванов, будучи директором областной библиотеки им. В. И. Ленина, «приютил писателей, которым негде было собираться (до открытия Дома искусств), в своем крохотном кабинете. Тесная, полутемная эта комнатешка скромно именовалась «кабинетом писателя», видела и слышала в своих стенах Македонова, Твардовского, Рыленкова, Марьенкова, Кудимова…

По субботам здесь читались стихи, предварительно вывешенные прямо на стене для ознакомления, проза, кипели споры…».

Вера Андреевна вспоминает рассказ И. П. Иванова - о том, как в один из дней июня, после начала войны, «в горящем, рушащемся городе… в кромешном аду… на Блонье» встретились «Николай Иванович Рыленков, будущие профессора Соболев и Маковский, Иван Прокофьевич Иванов…

Эти четверо, самым очевидным образом, имели право на бронь и, надо думать, принесли бы колоссальную пользу и в тылу. Но то их и объединяло в те страшные дни, что они сами выбрали - только на фронт».

«Ленинская улица уже вся горела, - продолжает вспоминать В. Звездаева. - Эти четверо пытаются найти кого-либо из военкомата. Но узнают, что все уже эвакуированы. Тогда они идут в горком партии. Здесь им говорят, что немцы близко, пишут одно на всех направление - в любой военкомат, который они отыщут.

Пошли по горящей Советской к вокзалу… Когда приблизились к нему, началась очередная бомбежка по живому - беженцы, население города в готовых к отправке эшелонах… Двинулись дальше пешком. На станции Духовская удалось сесть в поезд. Чуть не сутки он тянул до Ярцева. Оно тоже разбомблено, весь центр выжжен дотла.

Но военкомат нашли. Но в армию добились».

В своей автобиографии Н. И. Рыленков напишет:

«На фронте я командовал взводом в саперном батальоне, минировал и разминировал поля, копал противотанковые рвы, строил укрепления, а по ночам в землянке, в промежутках между бомбежками, писал стихи, не думая о возможности их напечатать. Именно в этих стихах, вошедших потом в сборники «Синее вино» и «Прощание с юностью», зазвучал, мне кажется, голос потрясенного сознания, возмущенной совести...

В эти дни я особенно остро ощутил, что главное в поэзии - полное и органическое слияние личных и общественных мотивов, современности и истории…».

18 января 1944 г. состоялось первое (со времени освобождения Смоленщины от немецко-фашистской оккупации) общее собрание Союза советских писателей Смоленской области при отделе агитации и пропаганды Смоленского обкома ВКП(Б).

Загорье. Бывший фронтовой корреспондент Василий Аркашев показывает фото А. Твардовского, сделанное после освобождение Смоленщины. 1989.

В собрании участвовали писатели: А. Твардовский, находившийся в Смоленске в качестве военного корреспондента газеты Западного фронта «Красноармейская правда», Н. Рыленков, В. Кудимов, Д. Осин и В. Шурыгин, от обкома ВКП(б) Ф. Крылов.

Был обсужден вопрос о возобновлении работы Смоленского отделения Союза советских писателей, прерванной временно в связи с военными событиями на Смоленщине.

Единогласно был избран уполномоченный ССП по Смоленской области. Им стал Н. И. Рыленков. Орг. секретарем и референтом по работе с начинающими писателями избрали В. Кудимова (М. Д. Богомолова).

Н. И. Рыленкову было доверено распоряжаться кредитами Союза и производить денежные расчеты.

Также был рассмотрен вопрос о вызове смоленских писателей, находящихся в эвакуации.

10 мая 1944 г. на общем собрании смоленских писателей был рассмотрен вопрос о подготовке к сдаче в производство альманаха «Литературный Смоленск».

Было принято решение принять самое живое участие в составлении сборника «Что они сделали с нашим городом».

Обсудили вопрос об организации творческой работы писателей, с решением - созывать творческие собрания, с привлечением литературного актива - один раз в две недели; кроме того, принимать участие в устройстве еженедельных литературных «сред», организуемых «Рабочим путем».

На этом же собрании было принято решение о проведении областного конкурса на лучший рассказ и стихотворение, посвященные показу восстановления области, с привлечением смоленских писателей и поэтов, находящихся на фронтах и в эвакуации.

Решен и вопрос о постоянной литературной консультации.

В. Кудимов избран уполномоченным литфонда по Смоленской обл.

Еще один важный вопрос, рассмотренный на собрании, - жилищный. Ввиду полного отсутствия жилищной площади для нужд писателей, учитывая те разрушения, что враг причинил Смоленску, принимая во внимание также, что отсутствие жилья мешает возвращению писателей, находящихся в эвакуации, собрание приняло решение - просить облисполком и горсовет забронировать для писателей 4-хквартирный дом.

Составленная смета расходов по Союзу советских писателей Смоленской области на военный 1944 год предусматривала: а д м и н и с т р а т и в н о - х о з я й с т в е н н ы е расходы, куда входили - зарплаты: уполномоченный Союза - 800 руб. в месяц; оргсекретарь и референт - 1200 руб.; секретарь-машинистка - 400 руб.; библиотекарь - 475 руб.; бухгалтер по совместительству - 325 руб. Почтово-канцелярские расходы - 100 руб. в месяц. Командировки - 1200 руб. за год. Содержание помещения - 150 руб. в месяц. Приобретение мебели - 3000 руб., годовая сумма. Покупка пишущей машинки - 7000 руб., годовая сумма. Выписка газет и журналов - 1227 руб. 20 коп. - сумма за год.

Т в о р ч е с к а я р а б о т а: консультации и творческая помощь начинающим писателям - 1000 руб. в месяц; сбор материалов по истории Отечественной войны - 3000 руб. в месяц; созыв областной конференции писателей - 15000 руб., годовая сумма; создание справочной библиотеки - 2000 руб. в месяц; оргтворческая учеба писателей - 1000 руб. в месяц; реэвакуация писателей - 1000 руб. в месяц.

29 мая 1945 г. - Н. И. Рыленков (отв. секретарь Смоленского отделения Союза Советских писателей), В. Кудимов (М. Д. Богомолов) (уполномоченный литфонда), писатель В. Ф. Шурыгин (директор Смоленского краеведческого института) с участием эксперта Н. Г. Антонова (директора СмолГиза) составили акт об ущербе, принесенном немецко-фашистскими захватчиками имуществу отделения Союза писателей.

Было установлено нижеследующее:

В ночь с 28 на 29 июня 1941 года, во время крупного налета немецкой авиации на Смоленск, был разбит и сгорел клуб писателей, находившийся на Почтамской улице, дом № 8 (ныне ул. Коненкова - Н. Ч.). Здание клуба - первый этаж каменный, второй - деревянный. Площадь дома 300 квадратных метров. Вся мебель, библиотека, оборудованной биллиардной, буфета-столовой, художественной студии, творческих кабинетов и конференц зала - погибли.

Виды уничтоженного имущества.

Здание полностью уничтожено - 250 000 руб.

Библиотека 10 000 томов - 400 000 руб.

Оборудование (стильная мебель, рояль, диваны, гобелены, ковры, биллиард) - 250 000 руб.

Две пишущие машинки - 20 000 руб.

Общий размер ущерба - 920 000 руб.

Насколько острой была проблема с жильем, свидетельствует письмо Н. Рыленкова и Н. Антонова - секретарю Смоленского обкома ВКП(б) Попову и председателю облисполкома Мельникову.

«До войны Смоленское отделение Союза Советских писателей занимало одно из первых мест среди краевых и областных отделений Советского Союза, как по объему и характеру своей работы, так и по профессиональному составу писателей… Из Смоленской организации вышли поэты М. Исаковский, А. Твардовский и другие товарищи, которые печатаются в центральных изданиях и занимают свое место в советской литературе…

На основании решения Президиума Союза советских писателей СССР, все писатели, ранее эвакуированные, обязаны возвратиться к прежнему месту жительства для продолжения своей литературной деятельности.

По вызову Смоленского обкома ВКП(б) в январе возвратился писатель В. Кудимов, в июле писательница В. Лютова. В Москве пока проживает, но должен возвратиться поэт Д. Осин. Мы держим тесную связь с писателями-фронтовиками и даже с некоторыми из других областей, которые после войны намерены поселиться в г. Смоленске... Создание вновь писательской организации, собирание людей и налаживание издательской деятельности - дело кропотливое и сложное и требующее длительного времени.

…самое главное - это жилищный вопрос. Мы бессильны помочь и не можем требовать от писателей произведений, если они не имеют самых минимальных и скромных условий для своей работы. Например, В. Кудимов вот уже восьмой месяц живет в гостинице в общей комнате, работая в то же время над романом о восстановлении Смоленска. Писательница В. Лютова так же не имеет даже достаточно оборудованной койки и находится в еще худших условиях… Ввиду отсутствия жилплощади, поэт Осин также не может перевезти свою семью в Смоленск и оторван от нашей организации. Мы уже не говорим о семьях писателей-фронтовиков Н. Грибачева, С. Фиксина и др., которые находятся или в эвакуации, или в других областях. И поэтому не удивительно, что уже приехавшие товарищи вынуждены ставить вопрос о своем выезде из Смоленска и за пределы области... Так, например, В. Лютова на днях собирается выезжать с редакцией военной газеты «За Советскую Родину» в Минск, В. Кудимов дал согласие на отъезд в Одессу.

Учитывая вышесказанное, Союз советских писателей и областное издательство ОГИЗа просит лично Вас, тов. Попов, и Вас, тов. Мельников, помочь нам в разрешении пока единственного и первоочередного вопроса с жилищем для смоленских писателей».

Назову лишь одно мероприятие, в той или иной мере характеризующее литературный процесс на Смоленщине в послевоенные годы.

Совещание писателей и литературного актива Смоленской области в обкоме КПСС 19 февраля 1953 г.

Об итогах Всесоюзного совещания редакторов русских литературно-художественных альманахов и руководителей местных организаций ССП и задачах писателей Смоленской области рассказал редактор «Смоленского альманаха» Н. Антонов. Выдержки из его выступления.

«Поэтическим отделам альманахов тов. Софронов (поэт, драматург, сценарист А. Софронов - Н. Ч.)… дал неудовлетворительную оценку… В альманахах печатается слишком большое количество стихов, многие из них удручающе похожи одно на другое... В альманахах много отрывков, мало законченных, художественно зрелых поэтических произведений. Человек с его чувствами, думами, мечтами далеко не всегда стоит в центре внимания поэта. Мир человеческой души… нередко заслоняется описанием производственных процессов. Нередко молодые поэты находятся в плену литературщины, невзыскательны к слову. В поэтических отделах особенно много серых произведений, а порой и халтурных.

«Пусть стихи, - говорит докладчик, - будут реже публиковаться в альманахах, но пусть они будут лучше, и тогда не будут лежать затоваренными на книжных складах десятки и сотни экземпляров не разошедшихся альманахов!»…

Другой недостаток - созерцательность...

Вот, вышел поэт в поле, видит - ручейки текут, от земли пар идет, семян просит; трактор пашет, на нем девушка - песню поет, или парень, конечно, бывший фронтовик, и этими руками держит штурвал танка, а теперь перевыполняет нормы, - и все. Информация, репортаж, хроникерская заметка, а не поэзия. А мы тут у себя, в редколлегии, вместо того, чтобы отправить такое стихотворение в корзинку, с глубокомысленным видом рассуждаем: вот, молодец Дворецкий, Бодренков или Корнеев, или Василевский… Знает же, что область сельскохозяйственная, что машинами оснащена. И «тискаем» стихотворение в альманах…»

Из заключительного слова ответственного секретаря Смоленской писательской организации Н. И. Рыленкова.

«На мой взгляд, у нас три существенных недостатка.

Первый недостаток в работе нашего отделения Союза и в работе каждого писателя в отдельности - это поверхностное, неглубокое знание жизни, отрыв от жизни. На Московском совещании многие говорили, что они завидуют нам, что нам не надо ездить в командировки. А я скажу, что оторваться от жизни можно в любом месте, даже в районе и в колхозе...

Мне кажется, что нашим писателям также надо ездить в командировки, чтобы знать, что нас окружает, что находится в непосредственной близости от нас. Замкнутость - большая беда многих наших товарищей, работающих в Смоленске, и большая беда нашего отделения Союза, который не смог создать такого положения, чтобы люди не чувствовали себя оторвано, не погружались бы в болото. А у нас такие явления имеют место. Это первый и самый страшный недостаток.

Второй недостаток… - это то, что на очень низком уровне находится марксистско-ленинское образование… Это нетерпимо. Как бы ни был талантлив писатель, он не сможет ничего создать, если не будет, как следует вооружен марксистско-ленинскими знаниями.

Третий недостаток - это плохая постановка нашей творческой, профессиональной учебы. Эстетический уровень наших писателей очень низок. В подавляющем большинстве художественная культура очень бедна. И поэтому естественно, что многие произведения получаются слабыми, написанными серым, невыразительным языком…».

М. Исаковский и Н. Рыленков на 50-летии Н. Рыленкова. 1959.

За последующие годы на Смоленщине, с участием писательской организации проведено множество литературных, разномасштабных мероприятий. Наиболее значительное из них - выездное заседание Секретариата Союза писателей РСФСР в Смоленске 11 - 12 декабря 1974 г. (тема: «Новое в поэзии 70-х годов), во главе с председателем Правления С. В. Михалковым, с участием Юрия Бондарева, Сергея Залыгина, Виля Липатова, Сергея Орлова, Людмилы Татьяничевой, Олега Шестинского, Даниила Гранина, Виктора Бокова, Сергея Васильева, Сергея Викулова, Глеба Горбовского, Николая Доризо, Евгения Долматовского, Юлии Друниной, Кайсына Кулиева, Сергея Острового, Юрия Прокушева, Валентина Сорокина, Владимира Фирсова и других известных писателей.

Приведу несколько высказываний участников.

Народный поэт Кабардино-Балкарской ССР, лауреат Государственной премии СССР поэт Кайсын Шуваевич Кулиев. Выступая в прениях, Кайсын Кулиев сказал:

«Я очень давно не был в Смоленске, и я рад, что в эти зимние дни мне пришлось видеть все это.

И не только потому, что Смоленск лучше других городов. Смоленск очень хорош. Это город с большими историческими традициями.

Я рад потому, что это город Твардовского. Я уже говорил и говорю, что это город, где жили Исаковский и Рыленков.

Но я хочу сказать, что в этом городе мне очень не хватает одного человека. Не хватает мне этого человека и в моих поездках по России, областям и краям.

Этот человек - Николай Иванович Рыленков. Не хватает мне его и в гостинице «Москва». И не было такого случая, чтобы я, приезжая после его смерти, не вспомнил о нем.

Я уже узнал многих знакомых - умных, замечательных поэтов. Но мне очень не хватает Николая Ивановича Рыленкова…».

Н. Рыленков в своём кабинете за работой. 1968.

Председатель комитета по печати, полиграфии и книжной торговли Совета министров РСФСР Н. Г. Свиридов:

«На Всероссийском семинаре редакторов очень остро ставился вопрос о более качественном отборе произведений для издания, о повышении критериев оценок стихов. В связи с этим, многие вспоминали глубоко заинтересованные, предостерегающие слова большого русского поэта, о котором многие здесь говорили - Михаила Васильевича Исаковского: «Если у нас в стране, - писал он, - с такой же интенсивностью и в таком количестве, как сейчас, будут выходить стихотворные сборники, если в журналах, альманахах, газетах и радио- телепередачах будет появляться столь же несметное количество стихотворений, то все это неизбежно превратится в очень большое бедствие… Мы можем отбить всякую охоту читать стихи…».

И дальше Михаил Исаковский справедливо советовал: «Непонятно, зачем гнаться за количеством плохих, либо даже средних сборников, которые приносят и материальный ущерб и в то же время дискредитируют подлинную поэзию? Зачем государство должно платить многим, еще не созревшим поэтам за их неумение писать хорошие стихи?!»

Поэт, главный редактор журнала «Наш современник» Сергей Викулов:

«…Секретариат нашего Российского союза писателей поступил очень прозорливо и мудро, избрав для творческого разговора о современной поэзии - Смоленск, а не какой-нибудь другой город.

Смоленск - это земля Твардовского, которого С. В. Михалков на торжественном акте открытия мемориальной доски на здании пединститута, назвал не просто выдающимся, а великим поэтом. Думаю, что наши потомки не оспорят этого полностью разделяемого нами заявления.

Мы знаем, что велик Твардовский. Это, во-первых, подлинный, во-вторых - высокий, я бы сказал, мужественной гражданственностью и идейностью поэт. И мы, ведя разговор о современной поэзии на земле, которая еще помнит не только голос, но и дыхание Твардовского, не может не соотносить работу своего ума и сердца с великой работой, которую проделал он. Почти все выступающие с этой трибуны упоминали его имя, отталкивались от того или иного его завета, оставленного нам, его современников, в назидание и поучение...»

Загорье. Открытие памятного камня, 1980.

Ударом по смоленским писателям стала - ликвидация в январе 1964 г. областного книжного издательства. В течение почти 30 лет предпринимались попытки издательство восстановить. И лишь в начале 1990-х годов это удалось сделать (изд. «Смядынь»). Но это уже были другие времена…

После Н. И. Рыленкова Смоленской писательской организацией руководили - Николай Антонов, Юрий Пашков, Леонид Козырь, Виктор Смирнов, Владимир Тазов…

Смоленские писатели

Не один раз организация оказывалась перед реальной угрозой: «Быть или не быть» - в 1950-х годах и в годы развала советского государства.

В это «смутное время» в Смоленске стали существовать две писательские организации - областная организация Союза писателей России, которую возглавила драматург Нина Семенова, и региональное отделение Союза российских писателей, во главе с поэтом Леонидом Козырем. После ухода из жизни Нины Артемовны, ее преемником вновь стал Виктор Смирнов. Сегодня организацией руководит поэт, литературный критик, эссеист Олег Дорогань. Региональным отделением Союза российских писателей руководила поэт Вера Иванова. Ныне ее возглавляет поэт, публицист Владимир Макаренков.

Использованы материалы государственного архива

Смоленской области (текст, фото), госархива новейшей истории Смоленской области (фото), Интернет.

2024 med103.ru. Я самая красивая. Мода и стиль. Разные хитрости. Уход за лицом.